Меню Рубрики

Бронхиальная астма психосоматика александер

Бронхиальная астма – это мультифакторная патология, чаще всего обусловленная взаимодействием нескольких компонентов (аллергии, инфекционных агентов и психологических факторов). Психосоматикой называют направление на стыке классической медицины и психологии, занимающееся исследованием возникновения и развития соматических заболеваний по психологическим причинам. Множество заболеваний, и астма среди них, связано с психоэмоциональным состоянием человека. Психосоматика астмы обусловлена действием эмоциональных факторов: страхов, тревожных состояний, стрессов.

Бронхиальная астма может быть следствием аллергических реакций, вдыхания чрезмерно холодного или запыленного воздуха, табачного дыма, наличия хронических инфекционных очагов в дыхательных путях. Иногда приступы развиваются как реакция на стресс, но не всякая стрессовая ситуация приводит к приступу. Астма начинает развиваться, если человек переживает сильные негативные эмоции, находится в нестабильной атмосфере на протяжении длительного времени.

Бронхиальная астма может развиваться на нервной почве в таких случаях:

Стресс в детском возрасте

  • в раннем детском возрасте причиной развития заболевания может стать появление другого ребенка, особенно если он старший, и все внимание ранее уделялось ему;
  • в пубертатном периоде многие подростки не сразу могут освоиться с изменениями, происходящими с их телом, игра гормонов вызывает различные отклонения в эмоциональном фоне, высокая тревожность, беспокойство, связанные с половым созреванием, неумение справляться с негативом или неспособность поделиться проблемами, могут стать причиной появления приступов удушья;
  • в детском и подростковом возрасте спровоцировать астматические приступы могут развод родителей или их постоянные споры, ссоры, холодная или чрезмерно напряженная обстановка в семье;
  • молодые люди нередко переживают по поводу будущего брака, отрыва от родителей или, наоборот, от личной неустроенности, и иногда чрезмерно сильные переживания провоцируют развитие этого тяжелого заболевания;
  • у взрослого человека бронхиальная астма также может начаться на фоне развода, конфликтов в семье, тяжелой ситуации с финансами, нереализованностью в профессиональном или социальном плане.

Приступ астмы характеризуется затруднением дыхания. Он развивается как реакция на вдыхание какого-либо вещества или на негативное эмоциональное состояние. Организм пытается указать человеку на какие-либо психологические проблемы, используя для этого довольно жесткий способ. Затрудненный выдох может свидетельствовать о том, что человек умеет только брать (вдыхать) и не желает отдавать, делиться (выдыхать). Также приступ астмы может быть спровоцирован тем, что человек испытывает тревогу, боится жить и дышать полной грудью.

Причиной астмы может стать неумение человека избавляться от груза негативных эмоций. Этим объясняется и тот факт, давно подмеченный психологами, что астма развивается по психологическим причинам у людей определенного склада. Как правило, бронхиальной астмой страдают люди чрезмерно эмоциональные, глубоко переживающие события своей жизни, подверженные стрессовым состояниям. Если человек при этом не умеет «сбрасывать» негатив, например, посредством слез или другими способами, у него может начаться тяжелая хроническая патология дыхательных путей, проявляющаяся приступами удушья.

Если же заболевание имеет преимущественно аллергическое происхождение, то и это может указывать на некие эмоциональные проблемы. Есть теория, что аллергия развивается как реакция человека на какие-либо события жизни. Эта болезнь свидетельствует о том, что человек чего-то не выносит, не может принять. Свой протест человек не в состоянии выразить в силу особенностей характера, воспитания, потому, что находится в плену стереотипов или находится с чрезмерной зависимости от мнения других людей. Игнорирование, заталкивание внутрь переживаний приводит к развитию воспалительного процесса в дыхательных путях.

Психосоматика бронхиальной астмы у детей может быть обусловлена воздействием неблагоприятной эмоциональной обстановки в семье или сложностями в отношениях с родственниками, прежде всего с матерью. В некоторых случаях малыш испытывает негативное воздействие ещё во внутриутробном периоде, например, если ребенок нежеланный, или мать пребывает в состоянии перманентного стресса во время беременности.

Первое, что делает ребенок, появившись на свет – учится дышать. Первый крик младенца – это призыв к матери, просьба о защите и помощи. Согласно одной из теорий, бронхиальная астма развивается как реакция на неправильные отношения ребенка с матерью, недостаток заботы и тепла. В младенческом возрасте человек криком и плачем дает понять матери, что нуждается в её внимании, что ему необходима помощь. Если он не получает того, о чем просит, беспокойство и тревога остаются с ним на всю жизнь. В дальнейшем приступы детского плача сменяются астматическими приступами. Таким образом, психосоматика заболевания обусловлена тем, что в детстве у человека не возникло корректных отношений с матерью, он всю взрослую жизнь испытывает пережитый недостаток любви, отсутствие взаимопонимания.

Возможна и прямо противоположная ситуация: астма нередко развивается у детей, которых чрезмерно опекают, давят заботой. Эмоциональное состояние такого ребенка, как правило, тоже не отличается стабильностью.

Астма – классическое психосоматическое заболевание, и для его лечения применяется психотерапия. Курсы у психотерапевта помогают пациенту более успешно справляться с воздействием внешних факторов, провоцирующих стрессовые состояния, учиться правильно высвобождать эмоции. С помощью психотерапии можно скорректировать различные расстройства эмоционального фона.

Пациентам с астмой психосоматического происхождения рекомендуются как индивидуальные, так и групповые сеансы психотерапии. Такое лечение помогает им побороть замкнутость, снизить уровень тревожности, подавить страхи. Специалист учит пациента правильно реагировать на различные тяжелые в эмоциональном отношении ситуации. На групповых занятиях применяются различные методики: астматиков лечат аутотренингом, дыхательными упражнениями, тренировками по функциональному расслаблению.

Очень важно для таких больных наладить отношения в семье: родителями, супругами, детьми. Если негативная эмоциональная обстановка дома сохраняется, пациенту сложнее будет преодолеть болезнь, снизить количество и интенсивность приступов. Поэтому проводить сеансы с психологом или психотерапевтом рекомендуется и остальным членам семьи астматика. Только так можно изжить конфликты и восстановить стабильную положительную атмосферу в доме.

Также астматикам рекомендуется несколько раз в год проходить лечение на курортах с горным и морским воздухом. Это не только благотворно отражается на состоянии дыхательной системы, но и помогает стабилизировать эмоциональный фон.

источник

Психосоматика бронхиальной астмы играет важную роль в лечении заболевания. Вне зависимости от типа, симптомы болезни проявляются в большинстве случаев именно в стрессовых ситуациях, когда эмоции зашкаливают. Причины появления недуга хорошо поясняет американская писательница и психолог Луиза Хей. Рассмотрим, в чём же заключается психосоматика бронхиальной астмы у детей и взрослых.

Бронхиальная астма способна развиться у физически здорового человека, если создать для этого благоприятные условия. Что говорит по этому поводу статистика, рассмотрено ниже.

Какие люди склонны к развитию дыхательной патологии:

  • Мальчики возрастом до 5 лет – чрезмерная строгость родителей в воспитании
  • Взрослые возрастом от 20 до 35 лет – наиболее высокий уровень стресса
  • Женщины старше 35 лет – повышенная чувствительность и сдерживание переживаний

Возникновение заболевания может быть спровоцировано любым нервным потрясением. Специалисты сформировали портрет личности, наиболее уязвимой для астматических нападок.

Характерные признаки человека, склонного к дыхательной патологии:

  • Одиночка, занимающийся карьерным ростом и самореализацией
  • Педант, желающий, чтобы всё вокруг происходило согласно его желаниям
  • Брюзга, вступающий в споры с окружающими даже без веской на то причины

Сюда также относится нерешительность. Совершая какой-либо шаг, человек руководствуется взвешенными и обдуманными причинами. Проявлению решительности сопутствует уравновешенность и эмоциональная твёрдость. Для этого необходимо умение владеть ситуацией, чего не скажешь об астматиках. Впадая в нервное перенапряжение, такие люди полностью отдаются панической атаке. Это и вызывает быстрое сокращение мышечной ткани бронхов, что приводит к удушью. В силу психологических особенностей, астматики неспособны взять ситуацию под собственный контроль.

Одновременно с удушьем появляется кашель, нездоровые хрипы. Аналогично обычному стрессовому состоянию организма, тело покрывается красными пятнами, потеют ладони, возникает тремор. Симптомы также характерны для заболеваний сердечнососудистой системы, поэтому не спешите делать выводы. Правильный диагноз поставит специалист.

Психология астмы у взрослых обусловлена эмоциональной нестабильностью и нервными расстройствами. Симптоматика практически одинакова, но причины могут отличаться. Указанные ниже варианты относятся к общепринятым. В медицине возможны случаи развития бронхиальной патологии по индивидуальным психологическим причинам.

Психологические причины дыхательного заболевания:

  • Желание брать и неумение отдавать что-либо – затруднительный выдох
  • Хроническое ощущение тревоги – провоцирование коротких частых вдохов
  • Подавление переживаний и чувств – накопление отрицательных эмоций
  • Непринятие чего-либо – формирование аллергии с проявлением удушья

Сам факт развития патологии необязателен. Согласно указанной выше статистике, астматическим нападкам подвержены личности, принимающие все события близко к сердцу и неспособные к самоконтролю. Чтобы избежать подобной участи, важно научиться правильному высвобождению от негативных эмоций. А для этого в большинстве случаев требуется помощь психолога.

Ещё одна причина развития астмы – наследственность. В формировании не играет роли эмоциональное состояние личности. Однако с помощью психологических приёмов врождённое заболевание можно облегчить. Если у взрослого всё же развилась астма на нервной почве, специалисты ищут причины в детстве. Поговорим о психосоматике дыхательной патологии у детей.

Главная психосоматическая причина формирования патологии у ребенка – это нездоровая семейная атмосфера. И речь здесь идёт не только о реальном факте общения детей и родителей. Проблема кроется гораздо глубже, ещё с момента пребывания в утробе матери. В этом плане патологическим заболеванием дыхательных путей чаще всего страдают нежеланные дети.

Ощущая свою ненужность, малыш чувствует себя одиноким и беззащитным, что провоцирует формирование астмы. А уже сила проявления недуга зависит от особенностей личности и темперамента, а также от физиологических факторов. Формирование астмы вызывает стрессовое состояние матери в период беременности.

Специалисты полагают, что психосоматика детской астмы кроется в недостатке внимания со стороны родителей. Речь идёт о плаче в младенческом возрасте. Малыш издаёт крик, чтобы мама проявила своё тепло и ласку. Если же этого не происходит, то плач превращается в истерику, а истерика сопровождается захлёбываниями и приступами удушья, что в конечном итоге приводит к бронхиальной астме.

Однако также отмечены случаи развития патологии от чрезмерной родительской опеки. В любом случае, здесь играет роль психологическая нестабильность, как и у взрослых.

Сразу откажитесь от самолечения, т.к. при проявлении бронхиальной астмы важно узнать мнение специалиста. Многие люди путают недуг с более серьёзными болезнями, ведь симптомы удушья характерны и для проблем с сердечнососудистой системой. Также перебои в дыхании возможны при обычном дыхательном нервозе – это когда в любой стрессовой ситуации человек начинает задыхаться из-за переполнения лёгких воздухом. Поэтому перед лечением важно установить правильный диагноз.

В большинстве случаев полностью излечиться от астмы невозможно.

Это заболевание протекает хронически. Однако если точно следовать указаниям доктора, можно максимально снизить частоту появления приступов. Пройдите полное обследование в больнице, сделайте анализ крови, ЭКГ, рентген и пр. Это нужно для разъяснения причины формирования недуга. Зная причину, врач сможет назначить курс лечения. Общее условие для всех типов астмы – это помещение пациента в благоприятную эмоциональную атмосферу. В психологическом плане, частота и сила проявлений приступов удушья зависит от типа личности человека, поэтому методология лечения для всех индивидуальна.

Общепринятые методы лечения психосоматической астмы:

  • Выявление раздражающих факторов и полная ликвидация
  • Воспитание стрессоустойчивости и самоконтроля с помощью психолога
  • Применение ингаляторов при проявлении приступов удушья

При дыхательных сбоях также помогают упражнения А. Стрельниковой. Доктор представляет комплексы гимнастики для детей и взрослых, применимых в жизненных ситуациях. Методика заключается в правильном насыщении головного мозга кислородом. Однако перед использованием дыхательных упражнений посоветуйтесь с лечащим врачом.

Приступы удушья чаще всего связаны с эмоциональной нестабильностью, вот почему важно обратиться за помощью к квалифицированному психотерапевту. Врач определит психосоматику астмы и назначит наиболее подходящий курс лечения и профилактики.

Психологические методы лечения психосоматической астмы заключаются в прохождении следующих этапов:

  • Создание здоровой эмоциональной атмосферы и контролируемое выражение чувств;
  • Проведение границы «взять – отдать» и полное принятие данного факта;
  • Выявление причины ощущения беззащитности и борьба со страхами.

Самоконтроль – вот главная составляющая для астматика. Однако это не значит, что пациент обязан сдерживать проявление эмоций. Здесь психологи рекомендуют наоборот, раскрываться перед близкими людьми, делиться переживаниями, но при этом не впадать в истерику. Подобное здоровое выражение чувств полезно каждому человеку, иначе накопленные эмоции приведут к взрыву.

Важно понять принцип «взять – отдать», ведь эти понятия существуют только парно и во взаимодействии. Астматики характеризуются заниженной самооценкой, что приводит к депрессии, выйти из которой возможно с помощью препаратов. А в совокупности с удушьем общая картина ещё более ухудшается. За чувством беззащитности, ненужности и неполноценности кроется определённый страх. Найдите в себе силы выявить его и побороть, чтобы предупредить дальнейшие проявления сбоев дыхания. Главный критерий – здоровая атмосфера.

Для астматиков важно, чтобы в окружающей социальной среде царили взаимопонимание и согласие. В таком окружении человек сможет спокойно выразить свои переживания, не уходя в себя и не впадая в истерику.

Большинство специалистов рассматривают астму как психосоматическое заболевание, ведь по статистике психологические причины обуславливают формирование болезни. Профилактика возникновения и развития патологии – это самоконтроль. Научиться обуздать свои эмоции возможно даже людям с расстроенной нервной системой, главное захотеть. В этом вопросе важна помощь психолога.

источник

Дыхание тесно связано с темой свободы, личного пространства, ответственности и самостоятельности. Астматик редко когда может адекватными способами выразить свою агрессию.

Астма с точки зрения психосоматики

Бронхиальная астма входит в число психосоматических заболеваний из «чигагской» семерки. То, что это именно психосоматическое заболевание доказывает тот факт, что фотография кошки или пускающий клубы дыма автомобиль может вызвать у астматика приступ!

Если вспомнить, что площадь легких у человека составляет 70 кв.метров, то очевидно, что этот орган имеет самую большую поверхность, которая контактирует с внешним миром. Для сравнения – площадь кожи составляет до 2-х квадратных метров.

Легкие… с первым нашим вздохом мы приходим в этот мир, громким криком оповещая всех о себе, с последним – оставляем его. Кто нас учит дышать? Оказывается никто, этот навык врожден, подарен природой, т.к. воздух нам жизненно необходим. Да бывают разные ситуации, когда человеку «не хватает воздуха» или он «не может свободно дышать», или у него «перехватывает дыхание от…». Эти и другие подобные выражения наталкивают нас на мысль о том, что дыхание тесно связано с темой свободы, личного пространства, ответственности и самостоятельности.

Читайте также:  Обструкция при бронхиальной астме проявляется

Проблемы, связанные с процессом дыхания на символическом уровне выражают:

— отсутствие гармонии в смене напряжения и релаксации

— нарушение равновесия в способности брать и способности отдавать

— отношение таких понятий, как свобода, защита, контакт.

При заболеваниях органов дыхания нужно честно ответить себе на следующие вопросы:

1. Что, кого я не хочу пускать в свою жизнь, что или кого не хочу воспринимать?

2. Что я не хочу или боюсь отдать?

3. С кем я не хочу общаться, с чем я не хочу или боюсь вступать в контакт?

4. Чем опасна или неприятна для меня свобода?

А теперь перейдем непосредственно к самому заболеванию – бронхиальная астма.

Оно проявляется в виде приступов удушья, которые возникают из-за ряда взаимосвязанных причин:

— спазма гладкой мускулатуры нижних отделов легких – малых бронхов и бронхиол

— воспаления дыхательных путей

— аллергического отека слизистой оболочки

— выделения в просвет малых бронхов слизистого секрета.

Интересно отметить следующий факт, что при бронхиальной астме труднее дается не вдох, а выдох. Если внимательно отнестись к этому моменту, то он приведет нас к теме – способности отдавать и способности брать.

При астме налицо нарушение равновесия между этими равнозначными и равно важными процессами вдохом и выходом. Астматик пытается взять слишком много воздуха и делает слишком большой вдох. Возникает реакция сверх раздражения рецепторов гладкой мускулатуры бронхов, и при переполненных воздухом легких наступает судорога во время выдоха, именно в тот момент, когда приходит пора отдавать уже переработанный из кислорода, свой, почти родной углекислый газ. Просто ситуация из детективного фильма, когда во время засады отдается приказ – всех впускать и никого не выпускать!

Наступает парадокс – когда для того, чтобы взять новое, нужно освободиться от всего старого, а астматик хочет сохранить и то и другое. Таким образом, он берет, берет, берет, ничего при этом, не желая отдать, и задыхается от воздуха.

В жизни наши желание иметь различные вещи, деньги, знания, славу….- совершенно нормальные человеческие желания, необходимо лишь соблюдать равновесие между — взятым от жизни, от людей и отданным им, чтобы не задохнуться, не погибнуть от того, что взято слишком много!

Еще одна интересная грань этой темы в том, что человек при дыхании использует кислород, а выдыхает углекислый газ – продукт, прошедший через все клетки, ткани и органы человека, сделанный человеком. Астматик опасается и жалеет именно этот продукт своего творчества, как то, что принадлежит уже ему, что-то говорящее другим про него. Здесь может таиться большое количество различных чувств от страха до стыда:

Смогу ли я еще раз сделать что-то подобное, получится ли у меня, хватит ли времени, сил?

Что скажут другие, мир обо мне, когда я выпущу, выдохну это наружу? Что они обо мне подумают, примут ли меня с этим?

Поэтому любой астматик закрывает доступ к себе и вдохом, и выходом. Он одновременно может защищаться от того, с чем обращается к нему внешний мир, жизнь, как нечто неприятное или невозможное для себя – прерывая вдох. И может быть, одновременно боится, стыдится того, что у него есть, в его внутреннем мире, что в нем накопилось в ответ на запросы жизни – перекрывает свой выдох.

Желание закрыться со временем развивается и усиливается, не случайно астма с греческого языка переводится, как узкая грудь, сужение.

У астматика также присутствует желание властвовать и доминировать. Каждый астматик очень ценит серьезность своего заболевания и может обидеться на вас, если вы вдруг поставите под сомнение всю опасность для жизни этой болезни. Просто это желание, как и многое в жизни этого человека неосознанно, и поэтому возникает симптом, когда конфликт, нерешенный на уровне сознания, вынужден опустится и проявиться на телесном уровне, и тогда всем видна «надутость».

Порой приступы бронхиальной астмы возникают, как шантаж, в ответ на те жизненные ситуации, когда кто-то или что-то противоречит, препятствует этому человеку, поднимая волну негативных чувств, а астматик не может сам своими силами – физическими, психическими, духовными справиться с возникшей проблемой!

Астматический приступ – это правдивый крик человеческого тела о нем самом, о его потребностях. И вместе с тем, астматик редко когда может адекватными способами выразить свою агрессию.

Астматикам полезно подумать о следующем в своей жизни:

Какие области, сферы в своей жизни я не могу принять? Чего я всегда стараюсь избегать?

В чем, где мне хочется брать, не отдавая?

Насколько я использую свое заболевание для манипуляции окружающими людьми?

Какие ситуации, кто вызывает во мне агрессивность? Какие возможности ее проявления я нахожу?

В наличии какого конфликта я боюсь себе признаться? Как я отношусь к противостоянию «желание власти и собственного бессилия»?

источник

Среди множества факторов, влияющих на развитие бронхиальной астмы, выделяют и психологические. Бронхиальная астма считается классическим психосоматическим заболеванием.

Среди множества факторов, влияющих на развитие бронхиальной астмы, выделяют и психологические.

Бронхиальная астма считается классическим психосоматическим заболеванием.

Для многих заболеваний, названных психосоматическими (к ним, в частности, относится бронхиальная астма), установлена взаимосвязь между психоэмоциональными состояниями, стрессом и возникновением и развитием этих заболеваний.

Ухудшение окружающей среды и резко возросшее число вредных психологических воздействий привело к увеличению распространенности нервно-психических расстройств и тех соматических заболеваний, в механизмах возникновения которых большую роль играют эмоциональные, то есть психосоматические факторы.

В настоящее время признается роль следующих психических факторов в возникновении и развитии психосоматических заболеваний:

хронический неконтролируемый стресс,

Для некоторых из них выявлены определенные нейрофизиологические и нейромедиаторные корреляты.

Рассматриваются так же уровень враждебности и уровень аутоагрессии (или чувство вины).

Бронхиальная астма (от греческого asthma – тяжелое дыхание, удушье) – это хроническое заболевание лёгких, поражающее людей всех возрастных групп.

Оно может протекать в виде единичных, эпизодических приступов либо иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным исходом.

По данным медицинской статистики, за последние годы заболеваемость бронхиальной астмой в большинстве стран значительно возросла.

Увеличение распространенности заболевания среди лиц молодого возраста указывает на сохраняющуюся тенденцию роста частоты этого заболевания. Печальным фактом является то, что, несмотря на научные достижения в области этиологии и наличие новых лекарственных средств, заболеваемость и смертность от бронхиальной астмы постоянно возрастают.

Это характерно для большинства стран Европы, США, Австралии.

Катастрофическое загрязнение окружающей среды также способствует повышению заболеваемости.

  • Бронхиальная астма — заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов. Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции. С этиологических позиций бронхиальная астма — гетерогенное заболевание, которое может вызываться разными воздействиями. Влияние различных факторов при этом можно частично или полностью интерпретировать с психосоматической точки зрения.
  • Повышенная реактивная готовность (гиперсенсибилизация) дыхательных путей при бронхиальной астме может быть обусловлена многими факторами. Однако лежащие в ее основе механизмы остаются неизученными до конца. При воздействии инициирующего фактора (контакт с антигеном, инфекция, стресс, психические перегрузки, прием лекарств, влияние среды) активируются тучные клетки и макрофаги.Это способствует высвобождению медиаторов (гистамин, брадикинин и др.), которые воздействуют непосредственно на мускулатуру дыхательных путей и проницаемость капилляров, вызывая интенсивную локальную реакцию, которая и приводит к астматическому приступу. В формировании бронхиальной астмы как аллергической реакции принимают участие многие иммунные, нейроэндокринные и клеточные системы. Таким образом, бронхиальная астма — не локальный процесс, а сложный вид взаимодействия всех систем организма.
  • Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой. При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции. Бронхиальная астма может возникать в любом возрасте, но чаще всего она развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2—3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.
  • Бронхиальная астма в плане дыхательного поведения объясняется как заученные ошибочные условные рефлексы. Наблюдения показывают, что типичные астматические приступы могут провоцироваться произвольно или непроизвольно, под влиянием настроения больного, которое он сам вызывает. Экспериментально воспроизводимые приступы обусловлены, прежде всего, неправильной дыхательной моторикой и так называемой бронхиальной гиперактивностью.

Этиологически важными факторами в ситуации развития заболевания могут служить воспалительные, аллергические или психологические факторы.

Становится очевидным, что в болезненный процесс вовлекается не только дыхание, но и функциональные системы всего организма.

Психосоматические факторы также участвуют в патогенезе аллергической бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма является самым известным психосоматическим заболеванием.

У больных бронхиальной астмой невротические реакции играют важную роль.

Эмоциональные конфликты часто служат причиной очередного обострения астмы.

В клинической практике встречаются больные, у которых первый приступ возник в результате стресса.

Так, среди факторов, имеющих значение в ее развитии,

30% относятся к психологическим,

Бронхиальная астма является классическим примером многофакторной обусловленности болезни, при которой взаимодействуют многочисленные соматические и психические факторы.

Эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни, но у биологически предрасположенного к ней человека они могут привести в действие астматический процесс.

Характерными ситуациями, способствующими заболеванию, являются те, которые имеют характер требования в направлении враждебно-агрессивного или нежного и преданного выражения чувств.

Такому проявлению чувств противостоит, однако, защита в форме актуальных ситуационных мотиваций или в виде характерной хронической невротической реакции. Сильные и часто амбивалентные переживания презрения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения. Типично также сближение с чувством особого ожидания (так называемая астма первой брачной ночи).

Основной конфликт у пациентов с бронхиальной астмой сосредоточен вокруг внутренних импульсов, которые угрожают привязанности к матери или замещающему ее человеку.

Некоторые матери реагируют на первые признаки нежности или даже сексуальных побуждений ребенка отчуждением или отвержением.

Сексуальные побуждения ребенка при этом несут опасность потерять благосклонность матери.

Впоследствии намерение вступить в брак у этих пациентов порой становится исходной ситуацией для появления астматических приступов.

Особенно типичен для астматиков конфликт в связи с детской превербальной формой выражения в виде плача: плач как первая возможность позвать мать будет подавляться ребенком, потому что он боится материнских упреков и ее отказа.

Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение, которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого.

Поскольку близость к матери уже в раннем детстве сопряжена со страхом, то позже нарушаются доверительные отношения с матерью или лицом, ее замещающим.

Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим.

Отсюда возникают нарушения функции дыхания: астматические припадки занимают место нарушенных в раннем детстве форм превербального общения.

Психотерапия бронхиальной астмы (применяемая совместно с медикаментозной терапией).

Практически все изучавшие бронхиальную астму обращали внимание на роль психотравмирующих обстоятельств в её формировании и обострении. Изменение личности были обнаружены у 82% детей с тяжелой и среднетяжелой бронхиальной астмой, а у 10% были диагностированы нервно-психические расстройства.

Выявление психологических особенностей больных, своевременная диагностика и психотерапевтическая коррекция нервно-психического статуса больного являются необходимыми компонентами терапии бронхиальной астмы.

Для многих пациентов весьма полезна рациональная психотерапия с фиксацией на важности фактора эмоционального равновесия, уверенности в обратимости приступа.

психодинамические бихевиоральные подходы (релаксация, функциональная разрядка, десенсибилизация и биологическая обратная связь),

долгосрочная индивидуальная психотерапия,

Однако, эффект психотерапевтических вмешательств тем выше, чем раньше (до появления необратимых патофизиологических изменений) начато лечение.

Существуют следующие направления исследования психологических предпосылок возникновения бронхиальной астмы:

1. Одним направлением в психотерапии бронхиальной астмы является повышение роли правого полушария головного мозга, дефицитарность которого отчетливо прослеживается у детей с бронхиальной астмой. Изменение деятельности центральной нервной системы способствует накоплению аффективного возбуждения (тревоги) и напряжения вегетативной активности.

Нейродинамические сдвиги могут быть первичными, возникающими в связи с повреждением структур, или вторичными — при функциональных расстройствах ЦНС. Эти сдвиги могут быть также следствием усиливающихся или болезненно изменившихся сигналов от внутренних органов. В то же время при поражении правого полушария возникающие эмоциональные расстройства сочетаются с висцеро-вегетативными нарушениями.

Проявления основного заболевания в ответ на психогенные ситуации могут быть объяснены следующим образом:

психотравма, усиливая тревогу, через правое полушарие (в генезе тревожных расстройств ведущая роль принадлежит правому полушарию и несформированности межполушарных взаимодействий) отрицательно влияет на диэнцефальную область, что в свою очередь приводит к нарушению в регуляции состояния внутренних органов .

При этом следует учитывать, что психотравмирующей может стать даже самая обыденная с обывательской точки зрения ситуация, поскольку в силу специфики мозговой организации такой ребенок просто всегда готов ответить тревогой. В то же время повышенное функциональное состояния левого полушария, обеспечивая достаточно высокий уровень произвольности и хорошую память, позволяет многим из этих детей успешно обучаться в школе, несмотря на имеющиеся отклонения в состоянии высших психических функций.

Лечебные мероприятия, помимо традиционных методов, должны включать в себя те формы психотерапевтического воздействия, целью которых является снижение уровня тревожности. Полезным является использование методов двигательной коррекции, способствующих формированию межполушарного взаимодействия.

2. Исследование личностных особенностей: удается найти такие личностные особенности, которые наиболее часто в разных сочетаниях встречаются при всех психосоматических расстройствах.

склонность к легкому возникновению фрустрации,

преобладанию отрицательных эмоций над положительными,

невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью и установкой на достижение высоких результатов.

В результате проведенных исследований выяснено, что такие психосоматические факторы как алекситимия, повышенный уровень враждебности, личностная тревожность, депрессия и имунитивный тип реакции на фрустрацию принимают участие, а возможно играют важную роль в психосоматическом механизме развития бронхиальной астмы.

Читайте также:  Туберкулез легких и бронхиальная астма

Для пациентов с бронхиальной астмой характерны защитные психические механизмы:

При бронхиальной астме ведущим эмоциональным состоянием является патологическая тревога (стабильно повышенный уровень личностной тревожности).

И, поскольку, для этих пациентов описан другой защитный психический механизм – вытеснение, при котором происходит частичное бессознательное вытеснение тревожащего материала, часть тревоги может быть проявлена.

Однако вытесненная часть, возможно, создает постоянное напряжение, аналогично хроническому неконтролируемому стрессу, с соответствующими сдвигами в норадренергической нейромедиаторной системе, что ведет к определенным изменениям в иммунной системе, предрасполагающим к развитию бронхиальной астмы.

Для пациентов с бронхиальной астмой в психотерапии акцент ставится на методах, снижающих тревогу, используются психотерапевтические методы, снижающие внутреннее напряжение.

Среди личностных черт страдающих бронхиальной астмой, наблюдавшихся до начала болезни, наиболее часто отмечались необычная чувствительность, тревожность, возбудимость, эмоциональная изменчивость, склонность к развитию сниженного настроения, обидчивость, впечатлительность.

У подростков, страдающих бронхиальной астмой выделяют следующие клинически выраженные психические расстройства, значимые для психотерапевтического вмешательства:

тревога со вторичной гипотимией,

Не существует единой всеобъемлющей структуры личности, характерной для всех астматиков.

При исследовании методом MMPI (многофункциональный психологический тест) наиболее значительными оказываются такие показатели, как депрессия, истерия, ипохондрия.

Характерны также низкая самооценка, снижение уровня социальных контактов, эмоциональные трудности, включающие проблемы энергии и самоуверенности.

В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости.

За агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Так же всеми исследователями отмечаются такие черты, как чрезмерный или отрицаемый страх.

В другом исследовании установлены следующие личностные особенности:

астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют её;

они недоверчивы и подозрительны и потому не склонны к самопожертвованию.

У больных подавляется агрессивное поведение, направленное вовне; формирование фантазий и их вербализация переживается как опасные и потому направляются внутрь и переносятся в телесную сферу.

3. Третьим направлением исследователей подчеркивается, что при бронхиальной астме поражаются органы, выстланные гладкой мускулатурой, которая не расслабляется волевым усилием и не напрягается.

Гладкая мускулатура спазмируется или расслабляется за счет нашего эмоционального состояния.

Значит, какие гормоны внедряются в циркулирующее русло, так она себя и ведет.

С этой позиции любой спазм – это реакция, которая нужна была древнему человеку для того, чтобы адекватно отреагировать на происходящее: перехватывает дыхание от страха.

Затаить дыхание – реакция беззащитного человека, во многом свойственная для ребенка, который не может напасть на объект, вызывающий страх. Появление бронхиальной астмы связывают с запретом на свободу выражения эмоций, подавляющим проявления чувств.

4. Ещё одно психотерапевтическое направление обращает внимание на то, что при астме происходит напряжение определенных мышц. Человек начинает задыхаться за счет того, что в тот момент, когда необходимо сделать вдох или выдох, мышцы спазмируются.

Человек физически просто не может вдохнуть.

При чем дальше происходит такая петля обратной связи:

человек не может вдохнуть, у него возникает тревога, спазм усиливается, еще более не может вдохнуть, наступает паника.

Этот механизм можно разрушить, если снять этот мышечный зажим, расслабить мышцы, буквально размять их руками, разогреть, обратить внимание человека, на то, какие мышцы у него напряжены.

Человек сознательно способен контролировать очень много своих мышц.

Но реально в жизни контролирует 3-5%. Необходимо, чтобы человек научился управлять необходимыми мышцами горла, гортани, грудной клетки.

5. В психоаналитическом направлении исследований бронхиальную астму понимают как болезнь, детерминированную стремлением, страстным порывом докричаться до матери.

Степень выраженности аффекта, беспомощности, безнадежности и страха, а так же силы психосоматического реагирования определяются опытом раннего общения с другими лицами и, в первую очередь с матерью и отцом.

Стрессовую ситуацию создает потеря или угроза потери объекта привязанности, в результате чего могут возникнуть как психические, так психосоматические расстройства.

Причина психосоматических расстройств в возникновении нарушений физиологических функций отдельных органов и систем в ответ на различные стрессы в раннем детстве, что и определяет специфичность поражений.

Развитию заболевания предшествуют состояния «отказа», «ухода», «капитуляции», отражающие чувства безнадежности и беспомощности.

Состояние ребёнка может оказаться показателем отношений его родителей, болезненные проявления у ребенка могут быть единственным выражением семейной дезорганизации .

Все изменения семейных взаимоотношений, препятствующие развитию индивидуальности ребёнка, не позволяющие ему открыто проявлять свои эмоции, делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов.

Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребёнком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний.

Бронхиальная астма объясняется как подавленный крик против матери .

Сторонниками психоаналитической ориентации постулируется патогенная роль подавленных эмоций при астме, а выражение эмоций в процессе психотерапии, их осознание и вербализация связываются с улучшением соматического и психического состояния.

Повышенная личностная тревожность, часто переживаемая больным как беспричинная, является следствием неосознанного интрапсихического конфликта между желанием любви и нежности, с одной стороны, и страхом, отвержением их, с другой.

Приступ астмы часто предстает эквивалентом подавляемого плача.

Его сравнивают с криком и плачем ребенка, протестующего против утраты защищенности .

Объяснение подавлению плача находят в упреках и отказах, которым подвергались больные в детстве, если хотели позвать мать плачем или криком.

Ранние нарушения отношений с матерью действуют у больного как конфронтация «желания нежности» и «страха перед нежностью».

От самих больных их страх остается скрытым.

В. Бройтигам пишет: «При астматической одышке одновременно с воздухом могут задерживаться и эмоции».

Отмечают так же конфликт больных по типу нарушения психологических функций «отдать – принять» и тенденцию идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленными с ними».

Сильные и часто амбивалентные переживания отвращения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения у больных бронхиальной астмой. Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение, которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого.

Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим.

Согласно результатам психологических исследований родственников больных бронхиальной астмой обнаруживается явное преобладание сверхзаботливых матерей.

6. И, естественно, наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам. В семейном анамнезе 65,5-85% детей с бронхиальной астмой встречаются аллергические реакции. Наследственно-конституциональные особенности, наличие места наименьшего сопротивления.

7. Роль стресса в последние периоды беременности и в младенчестве.

В основе этиологии соматических заболеваний лежит единый кортико-висцеральный механизм:

вследствие эмоционального стресса первичное перенапряжение и истощение корковых клеток, создание подкорковых центров застойного очага возбуждения, дисгармония вегетативной нервной системы, развитие висцеральных расстройств.

Ряд исследователей придает большое значение роли формирования условий избирательности психовегетативных влияний, включая развитие психосоматических заболеваний, позднему пренатальному и раннему постнатальному периодам развития, так как в эти периоды существования высока способность организма к одноразовому обучению с образованием особо прочной связи (импринтинг), обеспечивающий биологически целесообразную стойкую связь детеныша с родителями или другими факторами внешней среды.

При остро или длительно и неизбежной ситуации эмоциональное перенапряжение ведет к выраженным церебровисцеральным нарушениям.

Известные спортсмены, чемпионы мира и Олимпийских игр болели бронхиальной астмой.

Р егулярные занятия, возрастающий объем нагрузок позволили им преодолеть свой недуг. Подобные наблюдения могут разбираться на занятиях по групповой психотерапии, оказывая положительное влияние.

С помощью групповых занятий легче всего удается привить потребность заниматься физической культурой, как одним из наиболее эффективных методов профилактики бронхиальной астмы.

  • Большое психотерапевтическое влияние на больных оказывают и групповые занятия дыхательной гимнастикой, аутогенной тренировкой или различными вариантами тренировок на функциональное расслабление. Дыхательная гимнастика преследует цель повысить функциональные возможности дыхательного аппарата больного, сделать дыхание более свободным, экономичным. При проведении комплексов дыхательных упражнений следует избегать приемов форсированного дыхания, которые могут усугублять обструкцию бронхов. Особенно это выявляется при астме физического усилия. В процессе дыхательных свободных упражнений с постепенным вовлечением всех мышц, участвующих в физическом акте дыхания, облегчается отхождение мокроты. В этом заключается положительное влияние дыхательной гимнастики, повышающей дренажную функцию бронхиального дерева.
  • Лечебный массаж позволяет снять ощущение усталости мышц. При большой энергетической работе дыхательной мускулатуры этот факт имеет очень большое значение. Массаж позволяет повысить работоспособность, добиться более свободного отхождения мокроты. Массаж принимают как в самые тяжелые минуты обострения бронхиальной астмы, так и при проведении противорецидивных курсов терапии. Рекомендуется делать самому себе массаж: разминать мышцы, которые мешают прохождению воздуха, грудную клетку, ключицы, шею, горло. Таким способом можно остановить приступ.
  • Климатотерапия. Вопрос о воздействии климата всегда возникает при лечении больных бронхиальной астмой. Его решение относится к одному из наиболее сложных. В случае переезда в другую климатическую зону больной проходит период адаптации, а вернувшись домой, реадаптации, в течение которых существует повышенный риск обострения астмы. В рекомендации климатотерапии всегда затруднен прогноз переносимости места, куда больной может выехать. Наиболее хорошие результаты дают курорты Северного Кавказа и Южного берега Крыма.
  • Иглорефлексотерапия в последние годы стала широко применяться при бронхиальной астме. Описание клинических эффектов опережает исследование механизмов этого вида терапии. Одной из теоретических концепций является воздействие с помощью игл на биологически активные точки. Накопленный опыт по применению иглорефлексотерапии при бронхиальной астме позволяет рассчитывать на определенные эффекты. Накопленный клинический опыт по применению иглорефлексотерапии позволяет рассматривать ее как метод, который может применяться при различных формах и стадиях бронхиальной астмы. Так, иглорефлексотерапию можно включать даже в комплексную терапию астматического состояния. У некоторых больных иглорефлексотерапия используется как основной метод лечения. Ее также можно рекомендовать для противорецидивного лечения. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник

I. Общие принципы

II. Роль эмоциональных факторов при различных заболеваниях

«Психосоматическая медицина. Принципы и применение», Ф. Александер; пер. с англ. А. М. Боковикова, В. В. Старовойтова; под научн. ред. С. Л. Шишкина. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2006 г.

Влияние эмоций на функцию дыхания хорошо известно из повседневной жизни. О внезапном прекращении дыхания при сильных переживаниях говорится в таких выражениях, как «перехватило» или «захватило дух». Вздох — общераспространенное выражение печали. Плач — еще один комплексный экспрессивный феномен, в котором участвует функция дыхания. Но, самое главное, дыхание — это важнейший компонент речи.

Ввиду такой тесной связи между дыхательной и экспрессивно-эмоциональной функциями вполне вероятно, что в возникновении большинства заболеваний и расстройств дыхательных путей важную роль играют психологические факторы. В литературе имеются отдельные наблюдения, указывающие на то, что эмоциональные переживания ухудшают состояние больных туберкулезом. Однако до настоящего времени систематические исследования в этой области ограничивались исследованием бронхиальной астмы.

При астме, как и при других расстройствах вегетативных функций, эмоциональный фактор представляет собой обычные физиологические реакции на эмоциональные стимулы. Симптомы данного заболевания представляют собой чрезмерную хроническую реакцию на эмоции. То, что эта реакция чрезмерная и хроническая, в своей основе обусловлено тем, что эмоциональный стимул вытесняется в бессознательное, поскольку является неприемлемым для сознания человека. Медицина накапливает знания об эмоциональных компонентах при астме уже в течение долгого времени. До обнаружения аллергических феноменов астма считалась главным образом нервным заболеванием и описывалась в старых медицинских учебниках как « asthma nervosa ». С появлением современной иммунологии, которая началась с изучения анафилактических реакций, внимание исследователей астмы сфокусировалось на аллергическом компоненте, и прежняя точка зрения на это заболевание как на нервное стала считаться устаревшей. Еще позднее, в эпоху психосоматической ориентации, было возрождено представление об эмоциональной этиологии астмы. В литературе имеется множество отдельных клинических наблюдений относительно влияния эмоциональных факторов на развитие астмы, сами же приводимые в пример эмоциональные факторы тоже чрезвычайно разнообразны (см. монографии Френча и Александера и более ранние работы Данбар и Виттковера); они включают в себя едва ли не все внезапные интенсивные эмоциональные стимулы — сексуальное возбуждение, испуг, ревность или ярость. Представленная здесь точка зрения на случаи астмы основывается главным образом на исследованиях Чикагского института психоанализа, детально описанных в вышеупомянутой монографии. Нами было обнаружено, что за всем этим приводящим в замешательство разнообразием эмоциональных факторов можно разглядеть центральную психологическую констелляцию.

Здесь будет обсуждаться связь аллергии только с фундаментальными психодинамическими факторами. Ядро их составляет конфликт, состоящий в неразрешенной зависимости от матери. Черты личности, которые могут развиваться в качестве защиты от инфантильной фиксации, очень разнообразны. Соответственно, мы находим среди лиц, страдающих астмой, самые разные психологические типы: агрессивных, амбициозных, бесшабашных людей, заядлых спорщиков, а также сверхчувствительных эстетических типов. Некоторые астматики обладают компульсивным характером, тогда как характер других скорее можно описать как истерический. Напрасно было бы пытаться определить характерологический профиль — такого профиля не существует. Однако вытесненная зависимость от матери является постоянной чертой, вокруг которой могут развиваться различные типы защит характера. Эта зависимость, по-видимому, имеет иной смысл, отличный от того, который обнаруживается при желудочных неврозах и пептических язвах. Она состоит не столько в оральном желании быть накормленным, сколько в желании быть защищенным, окруженным заботой матери или того, кто ее замещает. В отличие от случаев язв фантазии на тему еды и пищи не занимают видного места. Вместо них часто встречаются фантазии, связанные с внутриутробной жизнью, которые проявляются в форме символики воды или входа в пещеры, закрытых мест и т.д. Все, что угрожает отделению пациента от защищающей матери или от замещающего ее человека, может провоцировать астматический приступ. У детей астматическое состояние часто начинается с рождением в семье младшего ребенка, который грозит отвлечь на себя внимание матери. Для взрослых провоцирующим фактором может быть сексуальное искушение или грядущий брак. Для молодой девушки принятие биологической функции женского пола — это поворотный пункт в индивидуальном развитии, отделяющем девушку от матери. Вместо зависимого ребенка она становится соперницей матери. Для сына зависимому отношению к матери угрожают инцестуозные желания. Установлено, что большинство матерей астматиков очень чувствительны к проявлениям физической привлекательности сына и реагируют на них отдалением или даже отвержением. Исследуя случаи заболевания астмой, очень часто можно встретить подобное сочетание бессознательного материнского совращения и демонстративного отвержения. Предстоящая свадьба взрослого сына выводит на передний план конфликт между зависимой привязанностью к матери и более зрелой сексуальной любовью к невесте, и с нее часто начинается астматическое состояние.

Читайте также:  Бронхиальная астма у детей лечение дома

Враждебные импульсы, направленные против объекта любви, также могут угрожать отношению зависимости и провоцировать приступ. Представляется также, что любое внезапное усилие, которое вызывает независимое поведение индивида, может возрождать глубоко укоренившийся конфликт между наклонностями к независимости и зависимости и тем самым провоцировать приступ.

В подтверждение этих данных у многих астматиков в качестве повторяющегося мотива в их жизни обнаруживается история материнского отвержения. Ребенок, который все еще нуждается в материнской заботе, естественно, реагирует на материнское отвержение чувством неуверенности и еще больше цепляется за мать. В других случаях было обнаружено, что матери детей-астматиков слишком рано приучали своих детей к независимости. Подталкивая ребенка к пока еще неприемлемой независимости, они достигают прямо противоположного; результатом является неуверенность у ребенка и зависимая прилипчивость.

Для иллюстрации этих психодинамических формулировок приведем в сжатом виде историю 22-летнего ветерана войны, страдавшего астмой.

Первый приступ астмы произошел, когда он, получив отпуск, возвратился домой с тихоокеанского театра военных действий, где служил летчиком. Он был отправлен на тихоокеанский фронт вскоре после свадьбы и получил отпуск примерно после восьми месяцев службы. По приезде его встретили родители и жена, и после краткого пребывания с семьей он поехал с женой в дом, неожиданно полученный в дар от отца пациента. В первую же проведенную там ночь он проснулся от тяжелого приступа астмы. В последующие ночи приступы астмы возобновились. Лабораторные исследования выявили у него аллергию ко многим видам пыльцы, кошачьей шерсти и домашней пыли, но все попытки уменьшить чувствительность к аллергенам были безуспешны. В больнице он благоприятно отреагировал на несколько психиатрических интервью с социальным работником-женщиной, и на некоторое время его приступы прекратились. У него случился рецидив, когда он услышал, что матери предстояло подвергнуться операции. После дополнительных психиатрических интервью, в ходе которых он разряжал эмоцию злости, он опять почувствовал улучшение. К этому времени он уже был освобожден от службы в армии. Он не мог найти работу и поэтому проводил время, помогая отцу в бизнесе. С ослаблением астматических приступов он стал способен выполнять свои обязанности в отцовском бизнесе. Когда я беседовал с ним, он работал и содержал семью на должном уровне. Иногда по ночам случались лишь легкие приступы. Он подробно описал мне события, приведшие к первому приступу.

По возвращении из-за границы его встретили родители и жена, и он узнал о смерти старшего брата, который также служил в военно-воздушных силах. Он очень любил этого брата, однако известие о его смерти не вызвало у него какой-либо сильной эмоции. Он пытался объяснить это тем, что в течение некоторого времени брат числился пропавшим без вести при таких обстоятельствах, которые не позволяли ожидать чего-либо, кроме самого худшего. Он был столь растерян, когда встретил свою семью и внезапно узнал о смерти брата, что почти забыл о присутствии жены. Со станции они сначала отправились домой. Затем родители предложили ему навестить с женой нескольких друзей. Жена вела машину, и вместо того, чтобы отправиться к друзьям, привезла его к новому дому, сказав, что друзья переехали. Они подъехали к дому, постучались, и из дома вышли отец с матерью, которые, вручив сыну ключи от нового дома, сразу уехали, оставив его наедине с женой. Он испытывал смешанные чувства по поводу всей ситуации и вначале колебался, надо ли ему принимать этот щедрый дар. Он чувствовал, что теперь занял место брата, поскольку отец в прошлом всегда отдавал тому предпочтение. Но затем он решил остаться, и вскоре после этого у него с женой был половой акт. Затем он заснул, а позднее проснулся, почувствовав, что задыхается. Не понимая, что происходит, он испугался и подумал, что сейчас умрет. На следующую ночь случился еще более тяжелый приступ. Он прошел курс лечения в больнице, но оно оказалось совершенно неэффективным. Тщательное анамнестическое исследование выявило следующую историю.

Пациент являлся третьим по возрасту ребенком в семье из среднего социального класса. Его отец, француз по происхождению, служил адвокатом. У него было два брата, на четыре и шесть лет старше него, и сестра на пять лет моложе. Средний брат был сильным и атлетически сложенным; пациент — слабым и худым. Отец всегда предпочитал брата, что касается матери, то ей хотелось иметь девочку. Когда родилась сестра, он почувствовал, что лишился благодатного положения младшего ребенка. Несмотря на физические недостатки, он играл в футбольной команде, имел успехи в атлетике, был крайне честолюбив в учебе и всегда был одним из первых в классе. В начале войны брат ушел служить в воздушные войска, и вскоре в тех же войсках оказался и пациент. Спустя четыре дня после свадьбы он отправился на фронт, где активно участвовал в сражениях. Он стал стрелком-пулеметчиком по собственной просьбе после того, как были убиты два его друга, пулеметчики. В сражениях он ощущал сильный страх, но не поддавался ему «из-за брата». Дважды его самолет был подбит, и он чудом спасся. После года сражений он приехал домой в отпуск, и начались приступы астмы, как было описано выше.

Центральной темой в истории пациента являлись взаимоотношения с братом, к которому он испытывал одновременно восхищение и зависть. Он всегда помнил о том, что отец предпочитал брата. В супружеских взаимоотношениях он был крайне требовательным к жене. Он хотел, чтобы она вела домашнее хозяйство столь же умело, как что делала его мать, и настаивал на предельно возможной чистоте и порядке. Он сказал, что немедленно «уедет», если жена не дорастет до его стандартов.

В то время, когда я проводил с ним интервью, он имел полуторагодовалого сына, а жена снова была беременна. Он любил своего сына — крепкого, ширококостного и сильного, похожего на брата, чье имя он ему дал. Он рассказал мне о двух сновидениях. Одно из них приснилось в ночь перед интервью; другое ярко запечатлелось в его уме, хотя приснилось примерно шестнадцать месяцев назад, в ночь после рождения сына. Перед интервью ему снилось, что сын подпрыгнул на столе, ухватился за люстру и стал смело на ней раскачиваться. Пациент начал шлепать сына и проснулся, обнаружив, что бьет жену. Он сказал, что сделал бы то же самое в реальности, и добавил, что сын, подобно брату, был сильным человечком. В другом сновидении он открыл кузов автомашины, взял инструмент и изо всей силы зашвырнул его как можно дальше. Этот инструмент действительно раздражал его, перекатываясь при каждом повороте машины.

Актуальный смысл данного сновидения в свете наших обширных исследований больных астмой представляется типичным для них. В нем явно выражается соперничество братьев через символическое представление желания устранить плод из материнского тела (выбрасывание инструмента из машины). Пациент, очевидно, во многом перенес на сына чувство, которое питал к сестре, занявшей его место младшего ребенка. Как мы знаем, пациент зависел от жены. Он реагировал на сына с некоторой бессознательной ревностью и эту ревность выразил в сновидении, в котором шлепал сына. Он также отчасти перенес на сына отношение к брату. Они оба были сильными, агрессивными и безрассудно храбрыми. Прыжок и раскачивание на люстре, очевидно, были актом бравады, из-за чего он почувствовал зависть.

В терапевтических интервью с социальным работником пациент сразу попал в сильную зависимость от нее и целиком отдал себя в ее руки. В этих интервью он смог выразить свои чувства к брату и осознать свое соперничество с ним; впервые в жизни он открыто выразил враждебные чувства к отцу. Хотя от этих бесед он получал огромное эмоциональное облегчение, они не выходили за рамки его отношения к отцу и брату; его чувства к жене и матери не были раскрыты. Ему посоветовали продолжить лечение. Из истории жизни пациента, записанной социальным работником, и моей беседы с ним появилась возможность реконструировать следующие психодинамические факторы. У пациента имелась очень выраженная установка зависимости по отношению к матери, которую он перенес на жену. В качестве компенсаторной защиты от стремлений к зависимости у него развилось чрезмерное соперничество с братом. Этим объясняется его крайне выраженное честолюбие в школе и поведение в армии, которое служило сверхкомпенсацией и отрицанием его стремлений к пассивности и зависимости, а также цели завоевания родительской любви через попытки превзойти брата. Его чувство обиды на сестру возродилось, когда сын поставил под угрозу его зависимое положение от жены. В свете данной эмоциональной констелляции становятся совершенно понятными психологические события после его возвращения домой. Встретив на станции родителей и жену, он не обратил никакого внимания на последнюю. Весть о смерти брата бессознательно означала для него, что теперь он стал объектом родительской любви, и это возбудило бессознательное чувство вины. Его сильнейшим желанием по возвращении домой после тягот и лишений военной службы было снова стать зависимым ребенком. Несколько часов спустя он оказался наедине с женой в новом доме. В эмоциональном отношении все теперь было совсем по-другому. Ключ от нового дома символизировал, что теперь он был самостоятельным, отделенным от родителей зрелым человеком. Эмоционально он спасовал перед этой задачей, и как результат активировалось его желание вернуться к матери. Защита от этого желания и явилась главным фактором, спровоцировавшим приступ астмы.

Теперь мы готовы ответить на вопрос, как и почему такое вытесненное стремление к матери вызывало спазм бронхиол — физиологическую основу астматических приступов. На основании психоаналитического исследования случая Э. Вейссом была выдвинута теория, что приступ астмы представляет собой подавленный плач, взывающий к матери. Позднее Хэллидэй также обратил внимание на связь астмы с плачем. Эта точка зрения была в дальнейшем подтверждена тем, что большинство больных астмой спонтанно сообщают, что им трудно плакать. Кроме того, не раз отмечалось, что, когда пациент мог дать выход своим чувствам через плач, приступы астмы прекращались.

Еще одним важным наблюдением является немедленное улучшение, наступающее после признания пациента в чем-то, из-за чего он испытывал чувство вины и ожидал отвержения. Признание устанавливает зависимую привязанность к терапевту, которая была нарушена чувством вины пациента и ожиданием отвержения. Речь (признание) представляет собой более членораздельное использование акта выдыхания, посредством которого взрослый достигает того же результата, что и ребенок плачем. Он восстанавливает любовь человека, от которого зависит. То, что подавление плача ведет к дыхательным затруднениям, можно наблюдать у ребёнка, который пытается не заплакать или долго и тщетно старается перестать плакать. Характерная одышка и возникающие при этом хрипы во многом напоминают приступ астмы.

Признавая действие эмоциональных факторов в развитии астмы, мы не должны забывать и о столь же четко установленном влиянии аллергических факторов. Последние наиболее заметны при сезонных приступах, возникающих одновременно с появлением цветочной пыльцы, к которой чувствителен пациент. Если имеется чувствительность к шерсти животного, краске, пуху и т.д. и пациент подвергается воздействию специфического аллергена, приступы часто возникают совершенно неожиданно. В таких случаях нередко оказывается эффективной десенсибилизация.

Центральной проблемой является взаимодействие между этими двумя этиологическими факторами — эмоциональным и аллергическим.

Во-первых, необходимо иметь в виду, что астматический приступ — это симптом, непосредственной причиной которого является спазм бронхиол. Клинические данные однозначно указывают на то, что такой локальный спазм может вызываться как воздействием специфического аллергена, так и эмоциональными факторами описанной природы. Особенно важно отметить, что каждый фактор в отдельности может вызвать приступ, но часто оба фактора сосуществуют. В многочисленных исследованиях астматических больных, проведенных в Чикагском институте психоанализа, выявлялась та или иная форма аллергической чувствительности. У некоторых пациентов, как показали кожные тесты, эта чувствительность после лечения сохранялась, но приступы астмы больше не возникали. В таких случаях мы, вероятно, имеем дело с феноменом, известным в физиологии как «суммация стимулов»; другими словами, лишь сочетание эмоциональных стимулов и аллергических факторов будет вызывать приступ. Отдельное же воздействие каждого типа стимула остается ниже порога чувствительности «подвергающейся напряжению ткани» — в данном случае стенок бронхиол. Этим объясняется факт, что после успешного психоанализа многие пациенты, приступы астмы которых ограничивались периодом созревания пыльцы, без какой-либо десенсибилизации становятся резистентными к воздействию данного специфического аллергена. Эта теория объясняет также утверждения психиатров и аллергологов о терапевтической эффективности соответствующих техник. В большинстве случаев достаточно устранить один из двух сосуществующих причинных факторов, либо аллергический, либо эмоциональный, чтобы избавить пациента от приступов. Остающегося фактора, по-видимому, не хватает, чтобы спровоцировать приступ.

Считать или нет аллергические и эмоциональные факторы независимыми друг от друга по своему происхождению — вопрос по-прежнему остается открытым. Есть некоторые указания на то, что аллергическая предрасположенность и уязвимость в смысле вышеописанной конфликтной ситуации связаны друг с другом некоторым неизвестным образом. Другими словами, возможно, что чувствительность к травме «отделения» и чувствительность к аллергенам возникают у одного и того же человека одновременно и являются параллельными манифестациями одного и того же базисного конституционального фактора.

Франц Александер признан одним из основателей психосоматической медицины (психосоматики). Именно его психоаналитические работы сыграли решающую роль в признании эмоционального напряжения значимым фактором возникновения и развития соматических заболеваний. Данное произведение является центральным в творчестве Ф. Александера. В нем обобщается опыт бурного развития психосоматики в первой половине 20 века и излагается методология нового, психоаналитического подхода к пониманию и лечению болезней.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *