Меню Рубрики

Деятельность медсестры при бронхиальной астме

Уникальная функция медицинской сестры заключается в оказании помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость.

Согласно современным представлениям медицинские сестры в своей деятельности должны выступать как равноправный субъект системы здравоохранения, выполняющий свои специфические функции, к которым относится не только обеспечение ухода за больными, но и решение возникающих у него проблем в рамках существующих стандартов сестринской деятельности и своей компетенции.

В сестринскую компетенцию входят профессиональные умения и навыки, человеческая забота, способность взять на себя ответственность за принимаемые решения и действия, желание постоянно совершенствоваться. Сегодня как никогда пациенты нуждаются в качественно новом виде сестринской помощи, которая становится возможной при осуществлении сестринского процесса. Барыкина Н.В.: Сестринское дело. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — С. 398.

Сестринский процесс — это оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие бы он предпринял сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость. Однако на современном этапе наиболее приемлемым следует считать следующее определение: сестринский процесс — это научно обоснованная технология сестринского ухода, направленная на повышение качества жизни пациента путем планомерного решения возникающих у него проблем.

Основными целями сестринского процесса являются :

  • 1)обеспечение приемлемого качества жизни пациента в зависимости от его состояния;
  • 2)предупреждение, облегчение, сведение до минимума проблем пациента;
  • 3)помощь пациенту и его семье в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой;
  • 4) поддержка или восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма либо обеспечение спокойной смерти.

В последние годы заболеваемость бронхиальной астмой у людей различных возрастных групп резко возросла. Это можно связать с тремя основными факторами. Во-первых, возросла аллергическая реактивность. Во-вторых, в связи с развитием химической промышленности, загрязнением окружающей среды и другими обстоятельствами увеличивается контакт с аллергенами. В-третьих, учащаются хронические болезни дыхательных путей, создающие предпосылки к развитию бронхиальной астмы. Изменилась также возрастная структура заболевания. В настоящее время лица пожилого и старческого возраста составляют 44% от общего числа больных этим заболеванием.

При бронхиальной астме в случае выяснения аллергена, ответственного за заболевание, его необходимо по возможности исключить и провести специфическую десенсибилизацию к этому веществу. Следует отметить, что больные пожилого возраста менее чувствительны к аллергенам, поэтому правильная их идентификация встречает большие затруднения. Кроме того, они поливалентно сенсибилизированы.

Особенности сестринского процесса при лечении бронхиальной астмы заключаются в том, что кроме всего прочего прибегают к помощи лечебной физкультуры, дыхательной гимнастики. Тип и объем физических упражнений определяются индивидуально.

Проблема заболеваний дыхательной системы является актуальной, поскольку имеются особенности в клиническом течении, трудности в лечении, осложнения, которые зачастую ведутк летальному исходу.

Бронхиальная астма представляет собой заболевание, при котором во время приступа происходит сужение дыхательных путей из-за повышенной чувствительности к некоторым факторам.

Инфекции дыхательных путей напрямую не участвуют в развитии астмы, но могут стать ее катализатором. Так появляется инфекционноаллергическая астма. Этот вид астмы более характерен для людей старшего и пожилого возраста. Если инфекция приняла затяжной характер, то под действием хронического воспаления происходит изменение структуры бронхов; мышечный слой утолщается, стенки бронхов прорастают соединительной тканью, а сами бронхи чрезвычайно остро начинают реагировать на любое раздражение (дым, холодный воздух, стресс), резко сужая свой просвет и затрудняя дыхание.

В дальнейшем к инфекционному механизму присоединяется и аллергический; это вызвано выходом из-под контроля организма локальной регуляции иммунных реакций.

Для того чтобы избежать воздействия провоцирующих факторов, необходимо:

  • — изучать, какие внешние факторы способствуют развитию приступа у данного пациента и предотвращать их;
  • — избегать контакта с профессиональными вредностями (древесная пыль, аэрозоли, химические вещества);
  • — избегать эмоционального перенапряжения;
  • — избегать физической нагрузки, особенно в холодную погоду;
  • — убрать ковры со стен комнаты, где живет или находится больной;
  • — поддерживать в его комнате относительную влажность воздуха на низком уровне (предпочтительно ниже 50%);
  • — отказаться от содержания кошек, собак, птиц;
  • — избавиться от перьевых подушек;
  • — проводить в комнате больного частую влажную уборку пыли;
  • — не принимать продукты и пищевые добавки, на которые у больного аллергия;
  • — удалить из комнаты сольного цветы;
  • — избегать раздражающих запахов, например, табачного дыма;
  • — избегать приема аспирина и других нестероидных противовоспалительных препаратов.
Читайте также:  Иммуностимулирующий препарат при бронхиальной астме

Сестринский персонал, ухаживая за больным с бронхиальной астмой, должен:

  • — рекомендовать больному бросить курить;
  • — рекомендовать больному больше читать о своем заболевании;
  • — следить за своевременным приемом больным назначенных врачом препаратов;
  • — научить больного пользоваться ингалятором и буферной насадкой (в 35% случаев причина неэффективного лечения — неправильное пользование ингалятором);
  • — побуждать больного к занятиям дыхательной гимнастикой и физическими упражнениями;
  • — напоминать о необходимости носить с собой карманный ингалятор и следить за тем, чтобы он был полным;
  • — начинать как можно раньше активное лечение приступа заболевания, не дожидаясь развития тяжелого приступа;
  • — во время приступа следует остаться с больным и стараться его успокоить и приободрить;
  • — следует отвлечь его внимание от ингалятора. Важно помнить, что больной с удушьем склонен применять ингаляции гораздо чаще, чем положено. Это может привести к передозировке препарата, что приведет к усилению удушья и снижению реакции пациента на другие препараты.

Больному с приступом удушья необходима срочная консультация врача. До его прибытия следует:

  • — создать атмосферу покоя для больного и окружающих его близких;
  • — медицинской сестре необходимо самой сохранять спокойствие, т.к. ее страх и растерянность передаются больному и усугубляют тяжесть его состояния;
  • — помочь больному занять положение сидя или полусидя в кровати, приподняв ее головной конец или подложив под больного достаточное количество подушек;
  • — освободить от стесняющей одежды, убрать с верхней части туловища покрывающее больного тяжелое одеяло;
  • — обеспечить доступ свежего воздуха, открыв в комнате форточку или окно и, по возможности, переместить больного ближе к открытому окну;
  • — если есть соответствующее назначение врача, больному, страдающему бронхиальной астмой, необходимо дать карманный ингалятор и проконтролировать правильность его использования. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи / Э.В.Смолева; под ред. К.м.н. Б.В.Кабарухина. — Изд. 5-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — С. 281.

Сестринский процесс — научный метод организации и оказания сестринской помощи, выполнения плана ухода за терапевтическими пациентами, исходя из определенной ситуации, в которой находятся пациент и медицинская сестра. План ухода составляется медсестрой по согласованию с пациентом для решения его проблем.

Цель сестринского процесса — поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма в соответствии с разработанными американским психологом А. Маслоу и модернизированными В. Хендерсон ежедневными потребностями человека в его повседневной деятельности.

Сестринский процесс при бронхиальной астме.

I этап: сестринское обследование (сбор информации)

При расспросе пациента медсестра выясняет обстоятельства возникновения приступа удушья, чем они вызываются и чем снимаются, какие лекарства (пищу) пациент не переносит.

При осмотре медицинская сестра обращает внимание на положение пациента (сидя, упираясь руками в край кровати, стула) на характер одышки (экспираторная), наличие «дистанционных» хрипов, цвет кожи лица, губ (цианоз, бледность), выражение страха на лице.

При объективном обследовании оцениваются характер пульса (тахикардия, наполнение и напряжение), измеряется АД (повышено).

II этап: определение проблем пациента

Выявляются нарушенные потребности и проблемы пациента.

Возможные нарушенные потребности:

  • · физиологические:
    • — есть (ограничение в диете, исключение аллергогенных продуктов)
    • — дышать (удушье, одышка)
    • — спать (приступы удушья по ночам, утром).
    • — двигаться (одышка, удушье при физической нагрузке)
    • — избегать опасностей (возможность развития осложнений)
  • · психосоциальные:
  • — общаться (приступы удушья, усиление одышки при разговоре, контакте с аллергенами — запахи духов)
  • — нарушение самореализации (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни)
  • — работать (ограничение трудоспособности в связи с ухудшением состояния при эмоциональных и физических нагрузках, контакте с аллергенами)

Возможные проблемы пациента:

  • · физиологические:
    • — удушье
    • — экспираторная одышка
    • — кашель с трудноотделяемой мокротой
    • — дискомфорт в носоглотке
    • — бледность
    • — цианоз
    • — слабость
    • — снижение физической активности
  • · психологические:
  • — депрессия из-за приобретенного заболевания
  • — страх неустойчивости жизнедеятельности
  • — недооценка тяжести состояния
  • — дефицит знаний о болезни
  • — страх из-за возможности возникновения повторных приступов
  • — дефицит самообслуживания
  • — уход в болезнь
  • — дискомфорт в связи с необходимостью постоянно пользоваться медикаментами, ингаляторами,
  • — изменение образа жизни
  • · социальные:
    • — утрата трудоспособности, ивалидизация
    • — материальные трудности в связи со снижением трудоспособности
    • — социальная изоляция
    • — невозможность смены места жительства
  • · духовные:
  • — дефицит духовного участия
  • · приоритетные:
    • — удушье
  • · потенциальные:
  • — риск развития осложнений: бронхоастматического статуса, спонтанного пневмоторакса, эмфиземы легких

III этап: планирование сестринских вмешательств

Медицинская сестра совместно с пациентом и его родственниками формулирует цели и планирует сестринские вмешательства по приоритетной проблеме.

Читайте также:  Бронхиальная астма занятия лечебной физкультурой

IV этап: реализация сестринских вмешательств

  • — зависимые (выполняются по назначению врача): обеспечение приема лекарственных препаратов, выполнение инъекций и т.п.;
  • — независимые (выполняются медсестрой без разрешения врача): рекомендации по диете, измерение АД, пульса, ЧДД, организация досуга пациента и другие;
  • — взаимозависимые (выполняются медицинской бригадой): обеспечение консультации аллерголога, обеспечение проведений исследований.

V этап: оценка эффективности сестринских вмешательств

Медсестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помощи, ухода. Если поставленные цели не достигнуты, медсестра корректирует план сестринских вмешательств: возможно запланированы не все вмешательства, которые помогли бы достичь цели, либо неправильно определена приоритетная проблема.

Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой при бронхиальной астме рассмотрены в Приложении 1, 2

источник

Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.

Бронхиальная астма – болезнь, которая на сегодняшний день, к сожалению, является неизлечимой. Все, что может сделать медицина – это сократить количество приступов у больного и, насколько возможно, улучшить его состояние и качество жизни. Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или в пульмонологическом отделении больницы, человека с астмой в нетяжелой форме просто отпускают домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, какой уход за ним должен быть организован в периоды обострения. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются и становятся более интенсивными и продолжительными, больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и его психологическое состояние – астматик чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страхи перед приступами удушья усиливаются невежеством или неосведомленностью.

В идеале, уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В реализации этого плана велика роль медсестры. Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей имеет своей целью нормализацию состояния больного и последующее его обучение самостоятельному удовлетворению его ежедневных потребностей.

Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает три вида вмешательства:

  1. Такое, которое осуществляется исключительно по назначению лечащего врача, то есть зависимое. Например, только врач назначает лекарственные препараты.
  2. Такое, которое может быть осуществлено медицинской сестрой по собственному усмотрению, то есть независимое. К этой группе можно отнести измерение пульса, давления, предоставление рекомендаций по диетическому питанию.
  3. Такое, которое осуществляется исключительно медицинской бригадой, то есть взаимозависимое. Это консультации специалистов из различных областей, лабораторные исследования, прочее.

Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:

  1. Оценка физического и психического состояния пациента.

Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:

  • как часто происходят приступы удушья?
  • какие обстоятельства им предшествуют?
  • известно ли, что их провоцирует?
  • насколько они интенсивны?
  • проходят ли приступы сами по себе?
  • если нет, какими медикаментами они снимаются?
  • на что у больного есть аллергия?

Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:

  • наличие или отсутствие вынужденной позы;
  • присутствие и характер одышки;
  • присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).

Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление.

  1. Определение проблем и потребностей больного.

Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.

К физиологическим можно отнести:

  • ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
  • нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
  • нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
  • ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).

К социально-психологическим можно отнести:

  • подавленное состояние из-за самого наличия болезни;
  • присутствие страха перед следующим приступом;
  • ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника, прочее);
  • ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
  • депрессии из-за невозможности самореализоваться;
  • уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих, прочее).
  1. Подготовка пациента к обследованиям.
Читайте также:  Мочегонные средства при астме

На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.

Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).

Сестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках ухода за больным, направлен на оказание ему помощи в решении выявленных у него при сборе информации физиологических проблем, а также стабилизацию его психологического состояния. Медсестра осуществляет следующие действия:

  1. Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».
  2. Обучает правильной технике дыхания.

Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей:

  • в спокойном состоянии и при отсутствии физической нагрузки вдыхать и выдыхать воздух;
  • делать небольшие паузы между выдохом и последующим вдохом;
  • дышать полной грудью.
  1. Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром.

Пикфлуометр – это компактный аппарат, используя который, больной бронхиальной астмой сможет самостоятельно определить функцию внешнего дыхания. Этот прибор выдает два показателя выдоха – его пиковую и максимальную скорость.

Регулярное использование пикфлуометра играет важную роль в определении приближения очередного приступа удушья, а также того, насколько эффективной была оказанная медицинская помощь.

Если измерения показывают прогрессирующее возрастание скорости выдоха, можно сделать вывод, что помощь была адекватной, лечение произвело эффект.

Если бронхиальная астма обостряется, бронхиальный просвет сужается, скорость выдоха уменьшается. В данном случае есть шанс забить тревогу еще до того, как приступ случился, и предпринять меры по его предотвращению.

  1. Дает рекомендации касательно диетического питания.

Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.

Важно настроить больного на то, что некоторые ограничения на продукты питания вовсе не означают, что он не сможет в полной мере удовлетворять свои потребности в еде. Его питание по-прежнему достаточное и разнообразное.

  1. Учит купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.

Часто больной боится, что может умереть во время приступа удушья, так как помощь ему не будет оказана или будет оказана поздно. Душевное волнение лишь усиливает и продлевает приступ. Роль медицинской сестры – объяснить больному, что именно от его поведения во многом зависит то, как быстро и успешно его состояние стабилизируется. Она должна объяснить ему необходимость взять себя в руки, научить, каким образом он может помочь себе сам (расстегнуть воротник, обеспечить себе доступ свежего воздуха, расслабиться). Она показывает ему, как пользоваться карманным ингалятором, чтобы купировать приступ.

  1. Учит, как вести себя после приступа.

Часто после приступа у детей и взрослых на некоторое время сохраняется влажный кашель. Помочь мокроте выделиться можно: теплым питьем, приемом муколитиков (Мукалтин, Амброксол, Бромгексин), ингаляциями с бронходилататорами (например, с Вентолином). Если из-за приступа повысилось артериальное давление или появилась тахикардия, лучше обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что самолечение бета-блокаторами может стать причиной нового приступа.

  1. Подчеркнуть необходимость выполнения врачебных рекомендаций. Часто бронхиальная астма, невозможность ее излечения, настолько пугает больных, что они перестают доверять традиционной медицине и прибегают к лечению народными средствами. Медсестра должна максимально доходчиво объяснить им, что в случае с этой болезнью любые нетрадиционные методы неэффективны. Не стоит терять на них время и усугублять болезнь.

Если астмой болен ребенок, медсестра должна проинформировать его родителей, как они могут предотвращать у него приступы удушья, как должны вести себя во время приступов, какую помощь ребенку оказать. Она выдает им памятку.

Становится понятным, насколько активное участие медицинская сестра принимает в уходе и реабилитации при бронхиальной астме. В данном случае она является не только помощником лечащего врача, но также своего рода просветителем и моральной поддержкой для больных.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *