Меню Рубрики

Лфк при астме список литературы

1. Аматуни A.Г. О нормативах и интерпретации некоторых показателей вентиляционной функции легких // Терап. архив.- 1975. №3.- С.55-60.

2. Белая Н.А. Руководство по лечебному массажу.- М.: Медицина, 1983.- С.163-179.

3. Березовский Б.А., Ломинога СИ. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания.- К.: Здоров’я, 1980.-104 с.

4. Бронхиальная астма. /Под ред. проф. В.Н. Молоткова, проф. Е.Ф. Чернушенко.- К.: Здоров’я, 1984.- 224 с.

5. Булатова П.Е, Федосеев Г.Б. Бронхиальная астма. — Ленинград: Медицина, 1975.

6. Бутейко К.П. Немедикаментозное лечение больных бронхиальной астмой.- М., 1986.- 65 с.

7. Васичкин В.И. Сегментарный массаж. — Санкт-Петербург: Лань, 1997.- С.141-144.

8. Вассар Э.Ф. Спирографические и пневмотахометрические исследования для установления должных величин показателей внешнего дыхания //В кн.: Труды по медицине.- Тарту, 1974.- 33 с.

9. Винокуров Д.А. Частные методики лечебной физической культуры.- М.: Медицина, 1970.- С.92-94.

10. Внутренние болезни. /Под ред. А.С. Сметнева и В. Г. Кукеса.- М.: Медицина, 1982.- С. 26-36.

11. Гордон Н. Заболевания органов дыхания и двигательная активность.- К.: Олимпийская литература, 1999.- 128 с.

12. Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура.- М.: Медицина, 1993.- 432 с.

13. Зайцев В.П. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания Лекция — Харьков: ХаГИФК, 1992.- 28 с.

14. Зайцев В.П. и др. Лечебная физкультура при хронических неспецифических заболеваниях легких /Учебное пособие.- Харьков: Изд-во Основа при ХГУ, 1992. — 180 с.

15. Завьялов В.И. Учебник нормальной физиологии.- К.: Здоровье, 1995.- 368

16. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура.- М.: Владос, 1999.- 223-244.

17. Ефимова Л.К. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания у детей.- К.: Здоров’я, 1988. — 88 с.

17. Ибрагимова B.C. Точечный массаж.- М.: Медицина, 1983.- С. 24-31.

18. Иванов С.М. Лечебная гимнастика для детей, больных бронхиальной астмой.- М.: Медгиз, 1961. — 35 с.

19. Исаев И.А. Сегментарно-рефлекторный и точечный массаж.- К.: Здоровье, 1993.

20. Канаев Н.Н. и др. Система взаимосвязанных критериев оценки показателей дыхания //В кн.: Проблемы пульмонологии.- ВНИИ пульмонологии, 1980.- Вып. 8.- С.184-189.

21. Кархут В.В. Физиотерапия при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной системы.- К.: Здоровье, 1992.

22. Клячкин Л.М. и др. Принципы реабилитации больных бронхолегочными заболеваниями / Клиническая медицина.- М.: Медицина, 1992.- № 2.- С.105-109.

23. Кокосов А.Н., Стрельцова Э.В. Лечебная физическая культура в реабилитации больных с заболеваниями легких.- М.: Медицина, 1987.- 144с.

24. Кокосов АН. Основы пульмонологии, Руководство для врачей.- М.: Медицина, 1976.- 320 с.

25. Кокосов А.Н., Молотков В.Н. и др. Хронические заболевания легких.- К.: Здоров’я, 1986.- 200 с.

26. Куничев Л.А. Лечебный массаж.- Ленинград: Медицина, 1985.- С.166-168.

27. Левченко В.А. Внутренние болезни.- Львов: Свет, 1995.

28. Лечебная физическая культура. /Под общ. ред. проф. Я.Е.Васильевой..- М.: ФиС, 1970.- С. 215-216.

29. Лечебная физическая культура: Учеб. для ин-тов физ. культ. /Под ред. С.Н.Попова.- М.: ФиС, 1988.- С.80-84.

30. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник / Под ред. В.А. Епифанова, Г.Л. Апанасенко. — М.: Медицина, 1990.- С.141-145.

31. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей. /Под ред. АФ. Каптелина, И.П.Лебедевой.- М.: Медицина, 1995.- С.262-290.

32. Лукомский И.В. и др. Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж.- Минск: Вышэйшая школа, 1998.- С.260-264.

33. Молоткова В.И., Чернушенко Е.Ф. Бронхиальная астма.- Киев: Здоровье, 1984.

34. Мошков В.И. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней.- М.: Медгиз, 1961.- С.228-233.

35. Мухін В.М. Фізична реабілітація.- Київ: Олімпійська література, 2000.

36. Мясников АЛ. Внутренние болезни.- М.: Медицина, 1967.- С.233-238.

37. Некратевич М.И. Комплексная терапия бронхиальной астмы Здравоохранение Белоруссии.- М.- 1981.- №6.- С.67.

38. Неспецифические заболевания легких: клиника, диагностика, лечение. Под ред. В.П.Сильвестрова и др.- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1991.- 216с.

39. Остапчук И.О. Физиотерапия.- К.: Украинская советская энциклопедия, 1991.- 20с.

40. Оценка эффективности занятий лечебной физической культуры. Метод. указания. /Отв.ред. И.С.Дамскер.- Ленинград, 1986.- С.36-40.

41. Паров Ю. Азбука дыхания /Пер. с нем.- Минск: Полымя, 1988.- 47с.

42. Пешкова О.В.- Х., Физическая реалилитация при бронхиальной астме. Харьков, ХАГФК, 2001. С.15-60.

43. Пешкова О.В. Клініко-функціональне обґрунтування реабілітаційних рухових режимів та принципів їх побудови у тренованих та нетренованих осіб після ГРЗ.- Автор, канд. дис.- Дніпропетровськ, 1996.- 24 с.

44. Пешкова О.В. Фізична реабілітація при захворюваннях внутрішніх органів (Частина І). — Харків: ХаДІФК, 2000. — 216 с

45. Платков Е.М. Дифференциальная диагностика и дифференциальная терапия различных форм бронхиальной астмы.- Минск: Беларусь, 1986.- 173с.

46. Преварский Б.П., Плавский Л.В. Двигательный режим у больных с хроническими неспецифическими заболеваниями легких.- Киев: Здоров’я, 1989.- 144 с.

47. Пфулгенда Синха. Йоговское лечение распространенных болезней /Пер. с англ.- Киев: Здоров’я, 1990.- С.52-72.

48. Пульмонология. Справочное пособие. / Отв. ред. В.Н Молотков.- Киев: Наукова думка, 1985.- С.15-49.

49. Скопина Е.А. Проблемы этиологии, патогенеза, клиники и лечения бронхиальной астмы.- Ленинград, 1981.- 165 с.

50. Тельнюк AM. Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей.- Харьков: Изд-во ХМИ, 1989.- 40 с.

51. Толкачев Б.С. Как бороться с астмой.- М.: Советский спорт, 1989.- 60 с.

52. Торохтин М.Д. Спелеотерапия больных бронхиальной астмой.- Киев: Здоров’я, 1987.- 96с.

53. Учебник инструктора по лечебной физической культуре: Учеб. для ин-тов физ.культ. /Под ред. В.И.Правосудова.- М.: ФиС, 1980.- С.128-148.

54. Учебник инструктора по лечебной физической культуре. Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.К.Добровольского.- М.: ФиС, 1974.- С.160-180.

55. Французов Б.Л. и др. Фитотерапия неспецифических воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей, трахеи и бронхов.- К. Здоров’я, 1995.- 120 с.

56. Чернушенко ЕФ. Бронхиальная астма.- К.: Здоровье, 1984.

57. Чучалин АГ. Бронхиальная астма.- М.: Медицина, 1985.- 160 с.

58. Шаталюк Б.П. Лечебная физическая культура при бронхиальной астме.- К.: Здоров’я, 1985.- 64 с.

59. Шеина АН. и др. Аэрозольтерапия //Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры.- М.: Медицина, 1994.- № 3.- С.32-35.

60. Шестакова Т.Н. Методы оценки эффективности лечебной физической культуры при заболеваниях внутренних органов. Метод, пособие.- Минск, 1985.- С.8-16.

61. Юнусов М.А. Иммунология и бронхиальная астма.- М.: Знание, 1983.- 62с.

62 Юстав Л.Н. Патогенез астматического статуса / Терапевт, архив.- М.- № 8.- 1995.- С.43-49.

источник

  • Сулагаева Карина Андреевна , студент
  • Мифтахов Алмаз Фаридович , магистр, доцент, старший преподаватель
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал)
  • ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ
  • БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
  • АСТМА
  • ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Для человечества важнейшей и актуальной темой в современном мире остаётся сохранение и укрепление своего здоровья, но многие люди не понимают этого, пока не заболеют, поэтому либо нужно с самого начало сохранять и укреплять своё здоровье, либо своевременно начать лечение.

Так, с помощью лечебной физической культуры можно одолеть множество заболеваний в организме. И заболевание, которое мы будем рассматривать далее, страдают от малого до великого, но есть интересный факт, что среди детей этой болезнью болеют чаще мальчики, чем девочки. Ряд исследований считает, что дыхательные пути у мальчиков короче, чем у девочек, и это способствует увеличению риска развития свистящего дыхания после перенесенной простуды и вирусного заболевания. Хотя после 20 лет это разница практически исчезает, но потом после 40 лет статистика уже меняется и чаще эта болезнь развивается у женщин.
Нам кажется, что все поняли про какую болезнь шла речь, после таких интересных и познавательных фактов? Нет!? Тогда мы вам раскрываем «маленькую тайну», мы говорили про бронхиальную астму.

Бронхиальная астма – тяжелое хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в основном аллергической природы. Для бронхиальной астмы характерны эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Все эти симптомы появляются в большей степени после контакта с аллергеном, сезонной изменчивостью и наличием родственников с бронхиальной астмой. Болезнь может проявлять себя либо только в определённое время или сезон, чаще всего весной, так как в воздухе идёт увеличение уровня определённых аэроаллергенов (например, пыльца разных трав, берёзы и амброзии), либо проявлять себя постоянно, но с сезонными ухудшениями.

Курс лечебной физической культуры при бронхиальной астме относительно делят на два периода:

  • подготовительный период – проходит в стационаре и его продолжительность примерно около 2-3-х недель;
  • тренировочный период – продолжается всю жизнь после выписки из стационара, так как если вы перестанете заниматься, то навыки регуляции дыхания быстро утрачиваются.

На стационарном этапе лечебную физкультуру при таком болезни лучше начать лечиться как можно раньше.

Важнейшими задачами лечебной физической культуры являются:

  • Расслабление дыхательной мускулатуры.
  • Налаживание тонуса центральной нервной системы, стабилизующее воздействие на дыхательный центр.
  • Уменьшение спазма бронхов и бронхиол, устранение застойного патологического очага.
  • Увеличение подвижности диафрагмы и грудной клетки, увеличение мышц, совершающих участие в акте дыхания.
  • Улучшение газообмена, активизация кровообращения.
  • Снижение минутного объёма дыхания, развитие механизма полного дыхания с преобладающей тренировкой выдоха, регуляция продолжительности фаз вдоха и выдоха
  • Обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его.

Противопоказания при занятиях лечебной физической культуры при бронхиальной астме:

  • Перегрузки, они строго запрещены.
  • Тахикардия больше 120 ударов в минуту.
  • Одышка более 25-40 дыхательных движений в минуту.
  • После первых признаков приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель и так далее, немедленно упражнения должны быть прекращены.
  • Интенсивный бег не допустим.
  • Предварительно должна быть проведена влажная уборка и проветривание в том помещении, где будет проходить сеанс лечебной физкультуры.
  • Противопоказано заниматься на улице в холодную погоду, дождь, ветер, одним словом в неблагоприятных погодных условиях, так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.
  • Упражнения, связанные с задержкой дыхания.

Наверняка, после прочтения противопоказаний у вас появился вопрос, можно ли вообще заниматься, да и мы уверены, что многие в вашем окружении твердят, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, так как физические нагрузки считают одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).
Мы можем вас успокоить и твёрдо сказать, что это ошибочное общепринятое мнение. Мы расскажем какая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой, чтобы снизить частоту и тяжесть приступов.
В занятиях для больных бронхиальной астмой включены самые лёгкие и просто выполнимые упражнения.

Перед началом упражнений, мы хотим вас ознакомить некоторыми правилами для выполнения лечебных упражнений:

Во-первых, дыхание должно быть только поверхностное, чтобы не было раздражений тканей бронхов.

Во-вторых, во избежание попадания содержимого носоглотки в ваши бронхи нужно не допустить очередной приступ вдох-выдох необходимо осуществлть только ртом, а не носом.

В-третьих, эффективность упражнений наблюдается только при систематическом их выполнении.

В-четвёртых, если мокрота скопилась внизу дыхательных путей, то выполняйте их в промежутке вдох-выдох.

Мы рассмотрели упражнения дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой при бронхиальной астме. Почему именно её упражнения? Потому что её упражнения может выполнить даже ребёнок, её методик весьма эффективна при многих заболеваниях дыхательной системы, так как направлена на укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение воздухообмена в лёгких.

Рекомендуется дважды в день (утром и вечером) выполнять дыхательные упражнения больным бронхиальной астмой.

Исходное положение: стоя, ноги на уровне плеч, голова приподнята, руки свободно опущены вдоль туловища.
Вдох должен быть коротким и резким, он проходит через нос с шумом сочетается с сжатием пальцев в кулаки. После этого ровный, плавный выдох с отпусканием кисти.
Затем пауза 3-5 секунд после 4-х повторений упражнений, и далее ещё один подход – 4 раза. Впоследствии количество вдохов нужно увеличивать каждый раз на 4, это связано с натренированностью.

Исходное положение: стоя или сидя( расслабленная верхняя часть: спина, плечи и руки).
Упражнение начинается с наклона вперёд с круглой спиной, опущенной головой, свободно свисающими вниз руками. Редкий, короткий вдох производится в конечной точке наклона. Слегка выпрямитесь, когда будете выдыхать, выпуская воздух через рот.
Противопоказания при выполнения упражнения: следует органичить глубину наклона при вдохе пациентом с повышенным артериальным и внутричерепным давлением, с остеохондрозом и грыжей межпозвоночных дисков, при мочекаменных и желчекаменных болезнях.

Исходное положение: это упражнение вы можете выполнять как вам угодно можно стоя, сидя, лёжа. Так же, как и в упражнении «Насос» ваша верхняя часть должна быть расслаблены плечи и руки. Делаем короткий, резкий вдох который сочетается с поворотами головы вправо-влево. Непроизвольно производятся выдохи.

Рекомендуется выполнять упражнения «Насос» и «Повороты головы» при появлении признаков удушья больным бронхиальной астмой. Облегчит затруднённый выдох, если эти упражнения будете выполнять сидя, затянув на талии широкий ремень или препоясавшись полотенцем.

Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме.

  1. Исходное положение: сидя на стуле.
    Сгибаем и разгибаем руки в локтевых суставах 4-6 раз. После этого сгибаем и разгибаем стопы с одновременным сгибанием пальцев в кулак по 6-8 раз. Темп должен быть средним.
  2. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.
    Вдох производим с отведением рук в стороны, а удлинённый выдох производится с последующим сжиманием грудной клетки в нижней части. Темп медленный.
  3. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на затылке.
    Проводим наклоны туловища в стороны 4-6 раз, выдох – при наклоне. Темп средний.
  4. Исходное положение: стоя, в руках набивной мяч.
    Понадобится партнёр. От груди передаём мяч партнёру 6-8 раз. Всё это упражнение выполняем на выдохе.
  5. Исходное положение: стоя.
    Обычная ходьба 1 минута. Свободное дыхание.
  6. Исходное положение: стоя, спиной к гимнастической стенке.
    Руки ставим на рейку на уровне пояса нужно 1-2-прогнуться. Вдох – голову назад, 3-4 выдох. Повторять 6-8 раз в каждую сторону. Темп медленный.
Читайте также:  Как получить инвалидность с бронхиальной астмой с детства

Мы рассмотрели самую малую часть ЛФК при бронхиальной астме. В наше время существуют современные и модернизированные технологии, не требующие изнурительных занятий по несколько часов. Более того, чтобы достичь неимоверных успехов в борьбе с неизлечимыми недугами существуют тренажеры. Необходимо заниматься по 25-30 минут ежедневно, а это для того чтобы появился положительный результат. Конечно, говорить о полном исцелении ещё рано, но можно вернуться к нормальной и более здоровой жизни, а наши упражнения имеют много преимуществ и все они созданы для того, чтобы вы не калечили себя, а правильно следуя инструкциям шли к своим целям. Также, мы хотим напомнить, что сперва вам следует посетить врача, который посоветуем вам как правильно и качественно выполнить упражнения. Помните, что главное – не количество выполненных упражнений, а качество их выполнения.

В заключении хотелось бы сказать, что в каждой молекуле и каждой клетке организма проходит множество процессов от которого зависит наше с вами дыхание. Ваше здоровье только в ваших руках и всё зависит от вас самих. Будьте здоровы!

  1. Большая медицинская энциклопедия. М., 1989.
  2. Михаил Щетинин: Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. М., издание 2-е, перераб. и доп. – Москва, 2006 г.
  3. П.А.Фадеев Бронхиальная астма / П.А.Фадеев. – М.: книга по требованию, 2010.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

источник

Определение лечебной физической культуры. Описание строения дыхательной системы человека. Обоснование применение лечебной физической культуры при бронхиальной астме. Приведение примеров упражнений, рассмотрение особенностей их выполнения.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Российский Университет Дружбы Народов

Институт Иностранных Языков

на тему: «Лечебная физкультура при бронхиальной астме«

Строение дыхательной системы человека

Особенности действия ЛФК при бронхиальной астме

Повсеместно, особенно в индустриально развитых странах, наблюдается значительный рост числа заболеваний дыхательной системы, которые вышли уже на 3-4-е место среди причин смертности населения. Что же касается, например, рака легких, то это патология по ее распространенности опережает у мужчин все остальные злокачественные новообразования. Такой подъем заболеваемости связан с постоянно увеличивающейся загрязненностью окружающего воздуха, курением, растущей аллергизацией населения (прежде всего за счет продукции бытовой химии). Все это в настоящее время обуславливает актуальность своевременной диагностики, эффективного лечения и профилактики болезней органов дыхания.

Бронхиальная астма представляет собой хроническое заболевание, которое проявляется приступами удушья. Основным условием, обуславливающим развитие бронхиальной астмы, является врожденная или приобретенная повышенная чувствительность бронхов к раздражителям различного вида. Провоцирующими факторами бронхиальной астмы называют инфекционные и неинфекционные экзоаллергены. Заболевание является следствием нестандартной реакции организма на различные раздражители, которые провоцируют изменения в бронхах — появляется удушье, кашель, отделяется вязкая мокрота.

В своем реферате я рассмотрю применение лечебной физической культуры при бронхиальной астме.

Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения.

Термином «лечебная физическая культура» обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки.

Лечебная физкультура воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, — обязательная и необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины.

Строение дыхательной системы человека

Дыхательная система человека — совокупность органов, обеспечивающих в организме человека внешнее дыхание, или обмен газов между кровью и внешней средой и ряд других функций.

Главными органами дыхательной системы являются лёгкие. Легкие расположены в грудной полости в окружении костей и мышц грудной клетки. Легкие обеспечивают поступление кислорода в организм и удаление из него газообразного продукта жизнедеятельности — углекислого газа. Атмосферный воздух поступает в легкие и выводится из них благодаря системе трубок, называемых дыхательными путями.

Выделяют верхние и нижние дыхательные пути. Переход верхних дыхательных путей в нижние осуществляется в месте пересечения пищеварительной и дыхательной систем в верхней части гортани. Система верхних дыхательных путей состоит из носа, носоглотки и ротоглотки, а также частично ротовой полости, так как она тоже может быть использована для дыхания. Система нижних дыхательных путей состоит из гортани, трахей, бронхов, бронхиол, альвеол.

Легкие занимают большую часть грудной клетки. Из двух легких правое объемнее, так как немалое место в левой стороне грудной клетки занимает сердце. Каждое легкое делится на доли. Правое легкое имеет три доли — верхнюю, среднюю и нижнюю. Левое легкое имеет две доли — верхнюю и нижнюю. Доли отделены друг от друга и имеют на поверхности желобки — борозды.

Легкие образуют достаточно плотную решетку трубок. Самые большие из них — это бронхи, которые в верхнем отделе легких отделяют трахею слева и справа, входя в вещество соответствующего легкого. Внутри легкого бронхи ветвятся на вторичные и третичные бронхи, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие трубки, называемые бронхиолами. Бронхиолы заканчиваются воздушными мешочками, называемыми альвеолами.

Если легкие удалить из груди, они сожмутся, как лопнувшие воздушные шарики. Легкие не сжимаются благодаря поверхностному натяжению. Оно создается жидкостью, выделяемой тонкой плевральной оболочкой, которая покрывает легкие и стенки грудной полости. В легких имеются два вида плевральных оболочек: внутренняя (висцеральная) плевра и внешняя (пристеночная) плевра. Висцеральная плевра покрывает само легкое, заходя в его борозды. Пристеночная плевра изнутри покрывает стенки грудной полости. Эти две оболочки стыкуются только у ворот легкого — там, где легкое соединяется с трахеей бронхом и с сердцем легочными кровеносными сосудами. Во всех других случаях плевральные оболочки отделены друг от друга.

Когда взрослый человек находится в состоянии покоя, частота его дыхания составляет в среднем 14 раз в минуту. За сутки человек вдыхает и выдыхает более 800 литров воздуха. Во время тяжелых физических упражнений дыхание учащается до 80 раз в минуту.

Целью вдыхания и выдыхания такого значительного количества воздуха является намерение заставить легкие выполнять две функции: извлекать из воздуха кислород, необходимый для поддержания жизнедеятельности организма, и высвобождать углекислый газ — продукт обмена внутренних химических процессов. Процесс дыхания осуществляется благодаря ряду последовательных процессов:

1. Обмен газов между средой и легкими, что обычно обозначают как «легочную вентиляцию».

2. Обмен газов между альвеолами легких и кровью (легочное дыхание).

3. Обмен газов между кровью и тканями.

4. Переход газов внутри ткани к местам потребления (для O2) и от мест образования (для CO2) (клеточное дыхание).

Выпадение любого из этих четырех процессов приводит к нарушениям дыхания и создает опасность для жизни человека.

Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей с участием разнообразных клеточных элементов. Ключевым звеном является бронхиальная обструкция (сужение просвета бронхов), обусловленная специфическими иммунологическими (сенсибилизация и аллергия) или неспецифическими механизмами, проявляющаяся повторяющимися эпизодами свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля. Приступ возникает рефлекторным путем, за счет раздражения легочных ветвей блуждающего нерва. Известно, что в блуждающем нерве имеются волокна, сужающие бронхи и вызывающие повышенное выделение секреции, то есть слизи на внутренних стенках бронхов и бронхиол. Кроме того, повышенную возбудимость блуждающего нерва могут вызвать различные интоксикации и инфекции, а также аллергизация организма. Приступы бронхиальной астмы иногда носят не только рефлекторный характер, но и условно-рефлекторный; наблюдались случаи, когда приступ возникал не только после вдыхания больным запаха розы, но и при показе больному искусственной розы.

Другими словами, приступом удушья организм как бы защищает себя от воздействия внешних агрессивных факторов. Например, если даже абсолютно здоровый человек попадет в помещение с резко пониженной температурой, по отношению к той в которой он находился ранее, то у него на рефлекторном уровне произойдет сужение бронхов и просвет между стенками резко сократится. Если же в дыхательные пути попадет инородное тело, например пыль, то во избежание попадания ее в альвеолы произойдет выделение мокроты, которая поглотит инородное тело и сможет выйти с ним через дыхательные пути наружу, не повредив альвеол. У больных бронхиальной астмой организм также реагирует на внешние изменения, но имеет чрезмерную чувствительность и гиперреакцию, благодаря чему легочные волокна блуждающего нерва заставляют в несколько раз больше сужаться бронхи и бронхиолы и больше выделять мокроты, чем у здорового человека.

Особенности действия ЛФК при бронхиальной астме

При лечении бронхиальной астмы применяется комплекс физических упражнений, которые способствуют нормализации корковой динамики и нервной регуляции дыхательного акта. В результате выполнения упражнений происходит урежение дыхания, восстановление моторно-висцеральных рефлексов, которые регулируют тонус бронхов во время физической работы. Дыхательные упражнения с произношением звуков способствуют уменьшению спазма бронхов и бронхиол. Повышение адреналина в крови под влиянием мышечной деятельности также благотворно влияет на состояние пациента. Кроме этого, усиливаются обменные процессы, упражнения помогают предупредить эмфизему легких. За счет укрепления дыхательных мышц, произвольного усиления выдоха, а также овладения различными дыхательными техниками больной может контролировать наступление приступов и облегчать их течение.

лечебный дыхательный астма упражнение

Лечебная гимнастика обычно назначается в периоды стихания приступов, когда общее состояние больного улучшается, и нет выраженных явлений недостаточности кровообращения.

Лечебная физкультура призвана решать задачи общего укрепления организма, приводить в норму протекание нервных процессов, снимать спазмы бронхов, восстанавливать нормальный дыхательный акт. Лечебная физкультура также способствует укреплению дыхательной мускулатуры, восстановлению навыков правильной осанки, нормализации экскурсии грудной клетки. Объем нагрузки определяется в зависимости от возраста пациента, тяжести заболевания, уровня физической подготовки.

Людям с бронхиальной астмой противопоказаны упражнения, которые влекут за собой натуживание, задержку дыхания. Комплекс упражнений обычно содержит в себе: общеукрепляющие упражнения, специальные упражнения на увеличение подвижности грудной клетки, дыхательные упражнения, призванные привить пациенту способность контролировать и управлять собственным дыхательным актом. Особенное внимание в упражнениях отводится тренировке диафрагмального дыхания и удлиненного выдоха, укрепления мышц брюшного пресса. Рекомендуемые дыхательные упражнения заключаются в поочередном произношении гласных и согласных звуков, что сочетается с сокращением мимической мускулатуры.

Применение статического дыхания с произвольным урежением, длительность 30-40 сек.

Сжать кисти в кулак, руки поднести к плечам — сделать вдох. Принять исходное положение — выдох.

Согнуть ногу вперед, обхватить руками и подтянуть к животу — выдох, принять исходное положение — вдох.

Выполнить поворот в сторону с отведением руки ладонью вверх — вдох, исходное положение — выдох.

Упражнение на дыхание с удлинением выдоха и произношением звуков «ш», «ж».

Выполнить наклон в сторону, рука скользит вниз по ножке стула — выдох, вернуться в исходное положение — вдох.

Исходное положение — стоя, ноги врозь, кисти располагаются на нижних ребрах сбоку. Отвести локти назад, происходит сдавливание грудной клетки — вдох. Сведение локтей и выдох.

Исходное положение — стоя, руками держась за спинку стула. Приседаем — выдох, исходное положение — вдох.

Исходное положение — ноги врозь, руки на пояс. Выполняем дыхательные упражнения с удлинением выдоха, на выдохе, вытянув губы трубочкой, произносим звуки «а», «о».

Медленная ходьба, сочетаемая с дыханием.

Исходное положение — ноги врозь, руки на пояс. Выполнить наклон вперед, достать руками сидение стула, выдохнуть, вернуться в исходное положение — сделать вдох.

Исходное положение — лежа на спине. Руку приподнять — вдох, расслабить мышцы, уронить руку на постель — выдох.

Исходное положение — то же. Поднимаем ногу и выдох. И.п. и вдох.

То же исходное положение. Применяется диафрагмальное дыхание с урежением частоты.

Ходьба в сочетании с дыханием.

Исходное положение — сидя, положить руки на колени. Выполнить наклон вперед, руки мягко скользят по ногам — выдох, принять и.п и вдох.

Исходное положение — сидя, руки поставить на пояс. Отвести левую руку в сторону, а правую вперед, одновременно выпрямить левую ногу. Повторить в другую сторону.

Исходное положение — сидя, руки положить на колени. Сгибаем и разгибаем ноги в голеностопных суставах, одновременно сжимаем и разжимаем пальцы в кулак.

Читайте также:  Могут ли при астме комиссовать из армии

Лечебная физкультура при бронхиальной астме позволяет: расслабить мышцы шеи, плечевого пояса, грудной клетки, затылка; улучшить работу диафрагмы, облегчить откашливание, предупредить эмфизему легких, а также увеличить эластичность грудной клетки, обучить правильному дыханию. Следует отметить что, не смотря на огромную пользу, которую способна оказать лечебная физкультура на организм заболевшего, к ней имеются противопоказания. Среди основных противопоказаний выделяют дыхательную и сердечную недостаточность.

Чучалин А. Г. «Бронхиальная астма»

Епифанов В. А. «Лечебная физическая культура»

Применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целью. Лечебная физкультура, ее виды и формы. ЛФК для опорно-двигательного аппарата. Лечебной физкультуре для дыхательной системы по методу Стрельниковой. Комплекс ЛФК при ожирении.

реферат [15,3 K], добавлен 15.03.2009

Основные задачи и противопоказания лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура при острой пневмонии, при бронхиальной астме. Упражнения лечебной физкультуры. Снижение появления бронхоспазма. Противодействие возникновению ателектазов.

презентация [243,5 K], добавлен 25.01.2016

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы. Этиология бронхиальной астмы. Общая характеристика средств физической реабилитации при бронхиальной астме. Задачи, средства, формы и методики ЛФК при бронхиальной астме на поликлиническом этапе.

дипломная работа [96,5 K], добавлен 25.05.2012

Строение и функции дыхательной системы. Здоровое дыхание и методики работы с дыханием. Основные методики лечебной физической культуры при заболеваниях органов дыхания. Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой, Бутейко при бронхиальной астме.

реферат [41,7 K], добавлен 16.04.2009

Классификация бронхиальной астмы, причины возникновения. Внешние факторы риска. Определение биомаркеров воспаления. Методы учета эффективности лечебной физкультуры. Специальные дыхательные упражнения. Занятия лечебной гимнастикой. Массаж грудной клетки.

презентация [233,9 K], добавлен 10.05.2016

Этиология и патогенез бронхиальной астмы. Особенности системы внешнего дыхания у лиц с бронхиальной астмой, методы медикаментозной и немедикаментозной коррекции. Методика лечебной гимнастики при бронхиальной астме, ее влияние на состояние здоровья.

курсовая работа [50,5 K], добавлен 10.06.2014

Анатомия строения органов дыхания. Классификация и клинические проявления бронхиальной астмы. ЛФК, массаж, физиотерапия при бронхиальной астме на поликлиническом этапе. Оценка эффективности комплексной физической реабилитации больных бронхиальной астмой.

дипломная работа [151,5 K], добавлен 25.05.2012

Анатомо-морфологические особенности женского организма. Этиопатогенез, клиника и классификация воспалительных заболеваний женских половых органов. Механизм лечебного действия физических упражнений. Задачи, средства, методика лечебной физической культуры.

курсовая работа [698,5 K], добавлен 25.05.2012

Понятие сахарного диабета. Роль лечебной физической культуры при сахарном диабете. Применение физических упражнений с целью восстановления нормальных моторно-висцеральных рефлексов, регулирующих обмен веществ. Особенности занятия лечебной гимнастикой.

реферат [16,2 K], добавлен 07.10.2009

Лечебная физкультура как составная часть общей физкультуры. Лечебная физкультура при заболеваниях почек и мочевыводящих путей. Примеры физических упражнений при мелких камнях мочеточников и псориазе. Периодизация занятий лечебной физической культуры.

реферат [820,0 K], добавлен 06.05.2009

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Название: Лечебная гимнастика при бронхиальной астме
Раздел: Рефераты по медицине
Тип: реферат Добавлен 20:20:10 16 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 4604 Комментариев: 9 Оценило: 7 человек Средний балл: 4.7 Оценка: 5 Скачать
стр.
Введение………………………………………….……………. 3
Глава I. Что такое бронхиальная астма…………………… 4
§ 1.1. Общая характеристика заболевания……………. 4
§ 1.2. Причины возникновения………………………… 5
§ 1.3. Формы и стадии развития ……….………………. 6
Глава II. Традиционное лечение астмы …………………… 9
§ 2.1. Профилактика бронхиальной астмы…………….. 9
§ 2.2. Лечебная физкультура как элемент терапии приступов астмы………………………………….. 12
§ 2.3. Примерный комплекс упражнений………………. 14
§ 2.4. Дыхательные упражнения………………………. 16
Заключение…………………………. ……………………… . 18
Список использованной литературы………. ……. . 19

В последние десятилетия во всех развитых странах отмечается значительный рост частоты и тяжести протекания бронхиальной астмы. От 5 до 10 % мирового населения страдает бронхиальной астмой (по данным Всемирной Организации Здравоохранения). Причем, что не менее тревожно, тенденции к снижению распространенности этой болезни нет. Наоборот, число больных астмой неуклонно увеличивается во всех странах мира. В некоторых странах (например, Великобритания и Новая Зеландия) это заболевание объявлено «национальным бедствием».

В России, по официальным данным Минздрава, уровень заболеваемости астмой среди детей составляет 15%, среди взрослых — 10%. К началу 21-го века уровень смертности в мире по сравнению с 90-ми годами вырос в 9 раз! И около 80% детских смертей при бронхиальной астме приходится на возраст от 11 до 16 лет!

Слово «астма» в переводе с греческого означает «удушье», «тяжелое дыхание». Бронхиальная астма — это хроническое воспаление дыхательных путей, приводящее к их сужению, в следствие изменением чувствительности и реактивности бронхов к некоторым факторам. В результате этого появляются такие наиболее распространенные симптомы астмы как одышка, затрудненное дыхание, чувство сдавленности в груди, свистящие хрипы, а также кашель, заложенность носа и раздражение глаз.

Причин широкого распространения этой болезни много: плохая экологическая обстановка, неблагоприятные факторы труда и быта, перенаселенность городов, несбалансированное питание, нарушения иммунитета, длительное психоэмоциональное напряжение, характерное для современной жизни и многое другое.

Цель моей работы – комплексное исследование и обобщение причин возникновения этой болезни, методы и способы ее лечения.

Глава I . Что такое бронхиальная астма

§1.1. Общая характеристика заболевания

Исчерпывающего определения бронхиальной астмы до сих пор не существует. Однако большинство исследователей рекомендуют выделять основные признаки заболевания, которые описывают наиболее важные клинические и патоморфологические изменения.

Бронхиальная астма — это хроническое воспаление дыхательных путей (нередко аллергической природы), главным признаком которого является приступ удушья, возникающий в результате сужения просвета гладкой мускулатуры бронхиального дерева и отека слизистой оболочки бронхов, из-за чего к легким поступает недостаточное количество воздуха. В результате этого появляются такие наиболее распространенные симптомы астмы как одышка, затрудненное дыхание, чувство сдавленности в груди, свистящие хрипы, а также кашель, заложенность носа и раздражение глаз.

Основным клиническим проявлением бронхиальной астмы, типичным для данного заболевания, является приступ удушья. Во время приступа гладкие мышцы бронхов спазмируются, а ткани, выстилающие дыхательные пути, набухают из-за воспаления и вырабатывают избыточное количество слизи. Диаметр дыхательных путей при этом уменьшается (такое состояние называется бронхоспазмом), и человеку требуется больше усилий, чтобы вдохнуть и выдохнуть. Характерные для приступа астмы хрипы — результат выдоха через суженные бронхи. Их можно сравнить со звуком, издаваемым воздухом, выходящим из воздушного шарика.

Исследования показывают, что это заболевание вызывается множеством причин. При бронхиальной астме дыхательные пути сужаются в ответ на воздействие факторов, которые на дыхательные пути здоровых людей не влияют. Сужение может быть вызвано отдельными пищевыми продуктами, пыльцой растений, клещами домашней пыли, шерстью животных, дымом, холодным воздухом и физической нагрузкой, различными микроорганизмами и лекарствами.

Бронхиальную астму могут вызвать аллергены инфекционного (вирусные и бактериальные инфекции) и неинфекционного происхождения.

Вирусные и бактериальные инфекции, рассматриваются как фактор риска, который может иметь отношение к развитию бронхиальной астмы, особенно в детском возрасте и провоцировать обострения основного заболевания. При этом, развивается инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы.

К неинфекционным аллергенам относятся:

· пыль бытовая и производственная;

· споры непатогенных грибов;

· частицы эпидермиса животных и человека;

· продукты химического производства;

Все эти факторы способны вызвать неинфекционно-аллергические формы бронхиальной астмы, такие как: бытовая и пыльцевая.

Бытовая бронхиальная астма (составляет 85% случаев неинфекционно-аллергической бронхиальной астмы). Аллергенная активность домашней пыли обусловлена ее многокомпонентным составом: микроскопические клещи, частицы тканных волокон, эпителий и волосы человека, шерсть и слюна домашних животных, частицы тел и экскременты насекомых (тараканов), споры грибов, бактерии и др.

Частицы шерсти и эпидермиса (перхоть) животных и человека обладают выраженным аллергенным действием. Практически все домашние и лабораторные животные могут быть фактором, провоцирующим бронхиальную астму. Имеют место редкие случаи «аллергии к человеку» (к жене, к мужу).

Пыльцевая бронхиальная астма (составляет 15% от всех случаев). Характеризуется четкой сезонностью заболевания, совпадающей с периодом пыления соответствующих растений. Вне периода пыления растений такая бронхиальная астма может никак себя не проявлять.

Пыльцевую астму, вызывает пыльца ветроопыляемых растений, гранулы которых, обладая аллергенной активностью, достаточно малы, чтобы длительно находиться в воздухе и легко переносится ветром.

Кроме того, есть еще целый ряд факторов, провоцирующих неинфекционно-аллергическую бронхиальную астму:

· погодные и климатические условия,

· психоэмоциональные и эндокринные факторы,

· ингаляционные (сильнопахнущие вещества, аэрозоли), лекарства,

Практика показывает, что наибольшее значение в этиологии бронхиальной астмы у взрослых имеет группа ингаляционных аллергенов, а у детей (особенно первых лет жизни), большая роль принадлежит пищевым аллергенам.

Астма – заболевание легких, при котором больной дышит, подобно человеку, выполняющему тяжелую работу, т. е. слишком часто. Это заболевание принадлежит к тяжелым и, если оно развивается у пожилых людей, приводит к смерти. Заболевание носит характер периодических приступов.

Различают инфекционно-аллергическую и неинфекционно-аллергическую формы бронхиальной астмы.

Инфекционно-аллергическая бронхиальная астма является самой распространенной формой, на ее долю приходится более 2/3 всех случаев болезни. Инфекционно-аллергическая бронхиальная астма развивается на фоне перенесенных инфекционных заболеваний дыхательных путей (пневмония, фарингит, бронхит, ангина). В этом случае аллергеном являются микроорганизмы.

При неинфекционно-аллергической форме бронхиальной астмы аллергеном могут быть различные вещества как органического, так и неорганического происхождения пыльца растений, уличная или домашняя пыль, перо, шерсть и перхоть животных и человека, пищевые аллергены (цитрусовые, земляника, клубника и др.), лекарственные вещества (антибиотики, особенно пенициллин, витамин В1, аспирин, пирамидон и др.), производственные химические вещества (чаще всего формалин, пестициды, цианамиды, неорганические соли тяжелых металлов и проч.). При возникновении неинфекционно-аллергической бронхиальной астмы имеет значение наследственная предрасположенность.

Независимо от формы бронхиальной астмы выделяют три стадии ее развития:

1. Предастма вызывается хроническим заболеванием бронхов или легких. В начальной стадии астмы приступы удушья развиваются периодически.

2. Приступы удушья начинаются чаще по ночам, продолжаются от нескольких минут до нескольких часов. Удушью предшествуют ощущение царапанья в горле, чихание, насморк, стеснение в грудной клетке. Приступ начинается с упорного приступообразного кашля, мокроты нет. Появляется резкое затруднение выдоха, стеснение в груди, заложенность носа. Напрягаются все мышцы грудной клетки, шеи, плечевого пояса, чтобы можно было выдохнуть воздух. Дыхание становится шумным, свистящим, хриплым, слышимым на расстоянии. Вначале дыхание учащено, затем становится реже — до 10 дыхательных движений в минуту. Лицо приобретает синюшный оттенок. Кожа покрыта испариной. К концу приступа начинает отделяться мокрота, которая становится все более жидкой и обильной. Исследуемые показатели принимают нормальные должные значения после ингаляции бронходилататоров.

3. Астматический статус — это состояние, при котором тяжелый приступ удушья не прекращается в течение многих часов или нескольких суток. В этом случае те лекарства, которые обычно принимает больной, оказываются неэффективными.

По степени тяжести бронхиальную астму классифицируют на легкое, среднетяжелое и тяжелое заболевание. Тяжесть течения определяется врачом на основании комплекса клинических и функциональных признаков, включающих в себя частоту, тяжесть и продолжительность приступов, а также состояния больного в периоды, свободные от приступов.

Так, при легкой степени тяжести, течение заболевания обычно характеризуется отсутствием классических развернутых приступов удушья, симптомы отмечаются реже 1-2 раз в неделю и кратковременны. Ночной сон пациентов характеризуется пробуждением от респираторного дискомфорта реже 1-2 раз в месяц. В межсимптомный период состояние больных стабильное.

Бронхиальная астма среднетяжелого течения характеризуется возникновением развернутых приступов удушья, возникающих чаще 1-2 раз в неделю. Приступы ночной астмы рецидивируют чаще двух раз в месяц.

Бронхиальная астма тяжелого течения характеризуется частыми обострениями заболевания, представляющими опасность для жизни пациента, продолжительными симптомами, частыми ночными симптомами, снижением физической активности, наличием сохраняющихся симптомов в межприступный период.

Глава II. Традиционное лечение астмы

§ 2.1. Профилактика бронхиальной астмы

Профилактика астмы проводится в несколько этапов. В связи с этим различаем первичную, вторичную и третичную профилактику бронхиальной астмы.

Первичная профилактика астмы предусматривает меры по предупреждению астмы у здоровых людей. По сути дела основное направление первичной профилактики астмы заключается в предупреждении развития аллергии и хронических болезней дыхательных путей. Меры первичной профилактики астмы несколько различаются у детей и взрослых.

Первичная профилактика астмы у детей. Наиболее частой формой астмы у детей является атопическая (неинфекционно-аллергическая) астма, которая напрямую связана с другими формами аллергии. При этом в развитии аллергии у детей основную роль играет неправильное питание в первые годы жизни и неблагоприятные условия жизни. Профилактические меры астмы (и аллергии) у детей включают:

· Грудное вскармливание новорожденных и детей первого года жизни. Роль грудного вскармливания, как меры профилактики астмы и других видом аллергических болезней доказана многочисленными клиническими исследованиями. Грудное молоко благоприятно влияет на развитие иммунной системы организма и способствует формированию нормальной микрофлоры кишечника.

· Своевременное введение вспомогательного питания также является мерой профилактики астмы и аллергии. Современные рекомендации по кормлению детей первого года жизни предусматривают введение вспомогательного питания не ранее чем на 6 месяце первого года жизни. При этом категорически запрещается давать детям такие высокоаллергенные продукты как пчелиный мед, шоколад, куриные яйца, орехи, цитрусовые и пр.

· Обеспечение благоприятных условий жизни ребенка – это тоже важный метод профилактики астмы и аллергии. Показано, что дети, контактирующие с табачным дымом или раздражающими химическими веществами, гораздо чаще страдают аллергией и чаще заболевают бронхиальной астмой.

· Профилактика хронических заболеваний дыхательных органов у детей заключается в своевременном обнаружении и правильном лечении бронхита, синуситов, тонзиллита, аденоидов.

Первичная профилактика астмы у взрослых. У взрослых наиболее распространенной причиной бронхиальной астмы являются хронические заболевания дыхательных путей (такие как хронический бронхит) и длительный контакт с раздражающими веществами (табачный дым, химические вещества на месте работы). Ввиду этого методы профилактики бронхиальной астмы у взрослых сводятся к устранению раздражающих факторов и лечению хронических болезней дыхательных органов.

Вторичная профилактика бронхиальной астмы включает меры по профилактике болезни у сенсибилизированных лиц или у пациентов на стадии предастмы, но еще не болеющих астмой. Категория пациентов для проведения вторичной профилактики астмы подбирается по следующим критериям:

· лица, родственники которых уже болеют бронхиальной астмой;

· наличие различных аллергических болезней (пищевая аллергия, атопический дерматит, аллергический ринит, экзема и пр.);

· сенсибилизация (повышение чувствительности организма к воздействию каких-либо раздражителей) доказанная при помощи иммунологических методов исследования.

В целях вторичной профилактики бронхиальной астмы у этой группы лиц проводится профилактическое лечение противоаллергическими препаратами. Также могут быть использованы методы по десенсибилизации.

Третичная профилактика астмы применяется для уменьшения тяжести течения и предупреждения обострений болезни у пациентов, которые уже болеют бронхиальной астмой. Основной метод профилактики астмы на этом этапе заключается в исключении контакта пациента с аллергеном, вызывающим приступ астмы (элиминационный режим).
Для качественного проведения элиминационного режима необходимо знать, какой именно аллерген (или группа аллергенов) вызывают приступы астмы у больного. Наиболее распространенными аллергенами являются домашняя пыль, тараканы, микроклещи, шерсть домашних животных, плесневые грибки, некоторые виды пищи, пыльца растений.
Для предотвращения контакта организма больного с этими аллергенами необходимо соблюдать определенные санитарно-гигиенические правила:

· В помещении, в котором проживает больной необходимо проводить регулярную влажную уборку (1-2 раза в неделю), сам больной на время уборки должен покинуть помещение;

· Из помещения, в котором проживает больной астмой должны быть удалены все ковры и мягкая мебель, а также другие предметы, в которых может накапливаться пыль. Также из комнаты больного следует унести комнатные растения;

· Постельное белье больного нужно стирать каждую неделю в горячей воде (60 ̊С) с хозяйственным мылом;

· Для подушек и матрацев больного нужно использовать специальные пыленепроницаемые чехлы;

· В комнату больного нельзя допускать домашних животных;

· Целесообразно провести меры по борьбе с тараканами и другими насекомыми;

· Из пищевого рациона больного следует исключить все продукты вызывающие аллергию.

Правильно спланированные и выполненные меры по профилактике бронхиальной астмы являются эффективным средством предотвращения и лечения этой болезни. Современная медицинская практика показывают, что правильное проведение мер профилактики астмы зачастую достаточно для излечения болезни либо для значительного уменьшения потребности больного в противоастматических лекарствах.

§ 2.2 Лечебная физическая культура как элемент терапии приступов астмы

Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).

Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

· активизация трофических процессов в тканях;

· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

· обучение удлиненному выдоху.

В занятиях лечебной гимнастикой используют специальные упражнения:

· дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;

· дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующих рефлекторному уменьшению спазма бронхов;

· упражнения на расслабления мышц пояса внешних конечностей;

· упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;

· массаж грудной клетки и мышц предплечья.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:

1. Противопоказаны любые перегрузки.

2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.

4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

§ 2.3. Примерный комплекс упражнений

Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.

Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце — поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.

Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:

1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — выдох (4-6 раз).

2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).

3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу — выдох; вернуться в исходное положение — вдох. То же с наклоном в другую стороны.

4. Сидя на стуле. Руки в стороны — вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, — выдох (4-8 раз).

5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).

6. Ходьба обычная — 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе — 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).

7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, — вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой — удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).

8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

10. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Руки вверх — вдох; наклон вперед — выдох (5-10 раз).

11. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Руки к плечам, прогнуться — вдох; положить руки на нижние края грудной клетки (сбоку и немного спереди) и сделать выдох, надавливая руками на ребра (4-5 раз).

12. Повторить упражнение № 5, произнося звук «тру-у-у» (4-6 раз).

13. Сидя на стуле, руки на поясе. Приподнимая плечи и грудную клетку, вдохнуть; выдыхая, произносить звук «с-с-с», усиливая его в середине выдоха (5-8 раз).

14. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав неглубокий вдох, наклониться вперед, расслабленно опустить руки, коснувшись ими пола, — полный удлиненный выдох (5-7 раз).

Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников — адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.

В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

§ 2.4. Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.

Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.

С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот — диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.

С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий — 5 секунд, дальше — до 30.
Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.

От процесса дыхания зависят все процессы жизнедеятельности организма. Болезни дыхательной системы очень опасны и требуют серьезного подхода и по возможности полного выздоровления больного. Запускание таких болезней может привести к тяжелым последствиям вплоть до летального исхода.

Лечебная физическая культура (ЛФК) — это метод, основанный на использовании физических упражнений, направленный на достижение стойкого положительного терапевтического эффекта и профилактику осложнений различных заболеваний. ЛФК позволяет быстрее оправиться от болезни, обрести трудоспособность и сформировать правильный двигательный стереотип.

Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий. Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного. Для дозировки нагрузки, следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее.

Список используемой литературы

6. Вершинина М.В. Бронхиальная астма. Современные подходы к диагностике и лечению. М.: Медицина, 2000 г.

7. Гитун Т.В. Лечение бронхиальной астмы. Новейшие медицинские методики. М.: Рипол, 2009 г.

8. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. М.: Гэотар-Мед, 2002 г.

9. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. М.: Медицина, 1985 г.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *