Меню Рубрики

Реабилитация при бронхиальной астме литература

Основы лечения и реабилитации при бронхиальной астме. Показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению. Отек слизистой оболочки, продукция вязкого секрета и ремоделирование бронхов. Применение лечебной физической культуры от приступов астмы.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Реабилитация при бронхиальной астме»

1. Что такое бронхиальная астма? Клиника

2. Основы лечения и реабилитации при бронхиальной астме

3. ЛФК при бронхиальной астме

4. Физиотерапия при бронхиальной астме

5. Диетотерапия при бронхиальной астме

6. Показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению

Список используемой литературы

1. Что такое бронхиальная астма? Клиника

Бронхиальная астма (БА) — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое характеризуется обратимой (спонтанной или под воздействием бронходилататоров) обструкцией и феноменом гиперреактивности бронхов. Воспалительный процесс протекает при участии эозинофилов, лимфоцитов, макрофагов, базофилов, тучных клеток, нейтрофилов; он сопровождается дисфункцией реснитчатого эпителия, деструкцией эпителиальных клеток, их десквамацией вплоть до базальной мембраны, дезорганизацией основной) вещества, гиперплазией и гипертрофией слизистых желез и бокаловидных клеток (определение экспертов ВОЗ).

Воспалительный процесс обусловливает следующие формы обструкции дыхательных путей: бронхоконстрикцию, отек слизистой оболочки, продукцию вязкого секрета, ремоделирование бронхов.

Выделяют внешние и внутренние факторы, которые могут приводить к развитию бронхиальной астмы. К внешним факторам относятся: аллергены, инфекция, механические и химические раздражители, метеорологические и физико-химические явления, стрессовые и физические перегрузки, фармакологические препараты, способные провоцировать бронхоспазм (бета-адреноблокаторы, НПВС), к внутренним — дефекты эндокринной и иммунной системы, ВНС, метаболизма арахидоновой кислоты, реактивности бронхов.

Клиническая картина зависит от тяжести течения бронхиальной астмы. Выделяют период приступа и межприступный период. При легком течении бронхиальной астмы между приступами пациенты чувствуют себя вполне здоровыми и не ограничены в трудоспособности и жизнедеятельности. Приступ развивается после контакта с аллергеном. В приступе различают период предвестников (вазомоторные реакции слизистой носа чиханье, обильные водянистые выделения, а также кашель, одышка, чувство заложенности в грудной клетке, затруднение выдоха). В период разгара приступа пациент чаще всего занимает положение стоя или ортопноэ — сидит опершись руками, что облегчает его состояние. Лицо одутловато, отмечаются набухлость вен шеи, цианоз, участие вспомогательных мышц в акте дыхания, тахипноэ (учащенное дыхание), свистящее дыхание, слышное на расстоянии. В период обратного развития приступа, во время которого спонтанно или после приема медикаментов наблюдается прекращение бронхоспазма, уменьшаются одышка и частота дыхательных движений; пациент начинает откашливать большое количество стекловидной мокроты. Диагноз подтверждает исследование мокроты, в которой находят так называемую «триаду»: эозинофилы, спирали Куршмана и кристаллы Шарко -Лейдена.

Если астматический приступ затягивается более 12 часов и не поддается лечению адреномиметиками, то его принято относить к астматическому статусу.

Астматический статус подразделяется на три стадии: 1) относительной компенсации — затяжной приступ, не поддающийся действию бронхолитиков-адреномиметиков; 2) декомпенсации -прогрессирования вентиляционных расстройств, нарастания гипоксии, появления участков «немого» легкого; 3) гипоксической гиперкапнической комы.

Согласно классификации экспертов ВОЗ, выделяют четыре ступени тяжести течения бронхиальной астмы, подразделяемой по выраженности клинических симптомов, объему форсированного выдоха за секунду (ОФВ1, л/с) и пиковой скорости выдоха (ПСВ, л/мин).

2. Основы лечения и реабилитации при бронхиальной астме

Лечение бронхиальной астмы состоит из нескольких вариантов: мероприятия, направленные на устранение контакта с аллергеном и на выведение его из организма, медикаментозная терапия (базисная и симптоматическая), немедикаментозные методы лечения.

Этапная реабилитация пациентов с бронхиальной астмой также включает в себя госпитальный, поликлинический и санаторный этапы. Показанием к госпитализации является некупирующийся приступ и астматический статус бронхиальной астмы.

На стационарном этапе, включающем медикаментозную терапию (в/в введение эуфиллина, преднизолона, инфузионную терапию), сразу начинаются реабилитационные мероприятия, а именно перкуссионный массаж грудной клетки для облегчения отхождения мокроты.

Из физиотерапевтических процедур используют ингаляции бронхолитиков (эуфиллина), муколитических препаратов (ацетилцистеин), УВЧ-, ДМВ-, СМВ-терапию, индуктотермию на грудную клетку с противовоспалительной целью. Ультразвуковая терапия на грудную клетку, кроме достижения противовоспалительного эффекта, способствует разжижению и выделению мокроты, уменьшению спазма бронхов. Можно использовать фонофорез эуфиллина, гидрокортизона на грудную клетку. УФО на грудную клетку также способствует гипосепсибилизации организма.

После купирования приступа применяется весь арсенал ЛФК — общеукрепляющие упражнения для туловища и конечностей, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения с плавным удлиненным выдохом, упражнения с кратковременной волевой задержкой дыхания после обычного выдоха, упражнения с произнесением звуков, тренировки, направленные на произвольную регуляцию дыхания для обучения правильному ритму, упражнения для удаления избыточного остаточного воздуха из легких. Показан массаж грудной клетки.

Указанные методы ЛФК и массаж способствуют нормализации акта дыхания, уменьшению воспалительных изменений в бронхах и легких, улучшению отхождения мокроты.

На поликлиническом этапе больные бронхиальной астмой подлежат диспансерному наблюдению по группе Д III диспансерного учета. Контрольные осмотры проводятся от 2-3 раз в год (при легком и среднетяжелом течении бронхиальной астмы) до 1 раза в 1-2 месяца (при тяжелом течении бронхиальной астмы) терапевтом и пульмонологом, проводятся консультации аллерголога, ЛОР, гинеколога, психотерапевта, стоматолога 1 раз в год, эндокринолога по показаниям. Обследование включает анализ крови, мокроты, мочи; спирография проводится 2-3 раза в год, флюорография и ЭКГ 1 раз в год; аллергологическое обследование, бронхоскопия — по показаниям. С целью элиминации аллергена применяются разгрузочно-диетические дни 1 раз в 7 -8 дней, гипоаллергенная диета. Назначается общеукрепляющая и десенсибилизирующая терапия (курсы гистаглобулина, специфическая десенсибилизация, гемосорбция, плазмоферез, лазерное облучение и УФО крови, энтеросорбция), медикаментозная терапия (см. этапную терапию — бронхолитики, интал, кортикостероиды), ЛФК, физиотерапия (аэрозольтерапия, электрофорез, ультразвук, УВЧ- и СВЧ-терапия, УФО грудной клетки, синусоидально-модулированные токи, магнитотерапия), психотерапия, профилактика ОРВИ и гриппа, санация очагов инфекции. Проводится рациональное трудоустройство (при наличии признаков инвалидности больной направляется на МСЭК) и отбор на санаторно-курортное лечение.

3. ЛФК при бронхиальной астме

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

1) восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических кортико-висцеральных рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

2) уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

3) активизация трофических процессов в тканях;

4) противодействие развитию эмфиземы легких;

5) обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

6) обучение удлиненному выдоху.

Курс лечебной физической культуры в стационаре делится на 3 периода: I (щадящий), II (функциональный) и III (тренировочный). I и II периоды протекают в стационаре, III — в условиях поликлиники или санатория. бронхиальный астма лечение ремоделирование

I период служит для ознакомления с состоянием больного, его функциональными возможностями. Продолжительность периода зависит от тяжести заболевания.

Во II периоде занятия проводятся в исходных положениях сидя, стоя с опорой о стул, стоя. Формы занятий следующие: лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки.

В занятиях лечебной гимнастикой используют специальные упражнения:

1) дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;

2) дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующие рефлекторному уменьшению спазма бронхов и бронхиол;

3) упражнения на расслабление мышц пояса верхних конечностей;

5) упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;

6) массаж грудной клетки и мышц предплечья (уменьшает скованность грудной клетки и облегчает дыхание).

В занятия лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые дыхательные упражнения. (Приложение 1.)

Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу отдыха для расслабления мышц (20—30 с). Дозировка упражнений— 4—12 раз. Темп медленный и средний. (Приложение 2.)

Применение массажа оказывает рефлекторное положительное воздействие на состояние больных бронхиальной астмой. Вначале массируют переднюю поверхность грудной клетки (применяя поглаживание, растирание, разминание, прерывистую вибрацию, сдвигание), затем область спины.

III период курса лечебной физической культуры протекает в условиях санатория или поликлиники. Занятия лечебной гимнастикой проводятся в исходном положении стоя. Применяются те же специальные упражнения, что в предыдущих периодах.

4. Физиотерапия при бронхиальной астме

Галотерапия — метод лечения, основанный на применении искусственного микроклимата, близкого по параметрам к условиям подземных карстовых пещер или соляных копей. Основными действующими факторами воздушной среды соляных копей, пещер или галокамер являются высокодисперсный аэрозоль хлорида натрия, а также отрицательные аэроионы. Современная галокамера представляет собой специально оборудованное помещение, на стены которого нанесено специальное солевое покрытие. Оно является буферной емкостью по отношению к атмосферной влаге, способствует поддержанию асептических и гипоаллергенных условий среды.

Показано применение аэроионтерапии с отрицательными зарядами по 5-15 мин, ежедневно, курс 15-20 процедур.

Рекомендуется ультрафиолетовое излучение грудной клетки по четырем полям, ежедневно по одному полю, 2-4 биодозы.

Для купирования приступов бронхиальной астмы применяется высокодисперсные аэрозоли бронхотических средств.

Применяют индуктотерапию с легким ощущением тепла 15 мин, 12 процедур.

Назначают э.м. ДМВ при мощности 30-40 Вт по 7-10 мин

При выраженных бронхоастматических проявлениях проводят фонофорез гидрокортизона на область грудной клетки.

Со средней и тяжелой степенью бронхиальной астмы показано применение бронхотерапии.

При отсутствии активных воспалительных процессов назначают «сухие» углекислые ванны 15 мин, 10-15 процедур, скорость подачи углекислого газа 15 л/мин.

5. Диетотерапия при бронхиальной астме

Было выявлено, что в основном причиной бронхиально-астматических приступов служат некоторые чужеродные белки, попадающие повторно в организм. Эти белки могут иметь пищевое происхождение. Таким образом, рацион больных бронхиальной астмой должен содержать ограниченное количество белков, даже если пациент испытывает повышенную чувствительность к продуктам растительного происхождения. Также рекомендуется ограничить потребление экстрактивных веществ: продуктов, богатых пуринами; крепких рыбных и мясных бульонов.

Даже если отсутствуют указания на непереносимость определенных пищевых продуктов, при наличии любого вида бронхиальной астмы рекомендуется гипоаллергенная диета. В первую очередь следует исключить из меню:

· продукты со свойствами неспецифических раздражителей (соленые и острые продукты, горчица, перец и другие пряности);

· продукты с повышенной антигенной активностью (орехи, раки, крабы, рыба, цитрусовые, яйца).

Понадобится ограничить в питании:

· продукты, способствующие высвобождению гистамина (крепкий чай, кофе, готовые приправы, алкоголь, крепкие рыбные и мясные бульоны, орехи, арахис, помидоры, шоколад, бананы, клубника, ракообразные);

· продукты, содержащие гистамин (кислая капуста, помидоры, шпинат, копчёности, консервы, вино);

· сыры, маринованную сельдь, икру, салями.

Если у пациента есть непереносимость аспирина (ацетилсалициловой кислоты) рекомендуется исключить из питания продукты, богатые салицилатами: яблоки; крыжовник; абрикосы; малина.

Больным бронхиальной астмой категорически противопоказаны алкогольные напитки. Алкоголь повышает проницаемость кишечно-легочного барьера для пищевых аллергенов. Больным, также, следует ограничить потребление сахара и жидкости и конечно же соли (при тяжелых случаях — до 4-5 г в день).

Что следует есть при астме?

Вне периода обострения болезни рацион пациентов должен быть полноценным, но без излишеств. При бронхиальной астме рекомендуется низкокалорийный рацион, богатый продуктами, обладающие энтеросорбционным эффектом, другими словами содержащие много пектина и пищевых волокон. Анализируя индивидуальную переносимость, рекомендуется включать в питание такие продукты, богатые пектином и пищевыми волокнами:

· дикорастущие съедобные травы (морская капуста, заячья капуста, подорожник, первоцвет, кипрей, цикорий, щавель, крапива);

· сезонные фрукты и ягоды, сухофрукты;

· овощи (бобовые, патиссоны, кабачки, капуста белокочанная и цветная, пастернак, сельдерей, огуречная трава, кинза, укроп, петрушка, черемша, чеснок, лук, тыква, свекла, морковь);

· цельные злаки и крупы из них (рис, пшено, полтавская, ячневая, перловая, овсяная, гречневая крупы).

Больным астмой необходимо употреблять продукты содержащие: витамины А, Р, С, группы В, солей фосфора и кальция.

Пищевые аллергены и бронхиальная астма. Особо важным оказывается лечебное питание при астме в случаях, когда пищевая аллергия является возбудителем болезни или же усиливает симптомы заболевания. Для каждого больного рацион обдумывается индивидуально с учётом непереносимости отдельных продуктов.

Для больных этим заболеванием, лечебные диеты должны составляться с детальными и ясными указаниями по поводу каких веществ и продуктов следует исключать из рациона. Важно знать, что некоторые воздушные (ингаляционные) аллергены очень похожи по своим свойствам с определенными пищевыми продуктами. Таких примеров очень много: пыльца подсолнечника и полыни; пыльца ореха и орешника; пищевые злаки и пыльца злаковых трав. Пациенты, чувствительные к таким видам аллергии, должны исключить из рациона во время обострения болезни соответствующие продукты питания.

Больным, страдающим бронхиальной астмой рекомендуется дробное питание (не менее 5 раз в день). Следует принимать еду небольшими порциями, последний приём пищи назначать не менее чем за 2 часа перед сном.

6. Показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению

Показанием к санаторно-курортному лечению являются бронхиальная астма (атоническая и инфекционно-аллергическая) в фазе ремиссии или с нечастыми легкими приступами, а также хронические астматические бронхиты без выраженной сердечно-легочной недостаточности; лечение назначается в местных специализированных санаториях и климатических курортах (Анапа, Владивостокская курортная зона, Геленджик, Кисловодск, Санкт-Петербургская курортная зона, Сочи, Лазаревское).

Противопоказанием к санаторно-курортному лечению является бронхиальная астма с часто повторяющимися тяжелыми приступами, а также приступами средней тяжести на фоне гормональной терапии.

На санаторном этапе широко используют климатотерапию — длительное пребывание на открытом воздухе, продолжительные прогулки. Чистота и ионизация воздуха, сниженное количество аллергенов, умеренная влажность воздуха создают благоприятный фон для улучшения функции бронхолегочной системы. Воздушные ванны, гелиотерапия и купание в открытых водоемах способствуют закаливанию и оказывают гипосенсибилизирующее действие. Бальнеотерапия включает сероводородные и углекислые ванны. Используется грязелечение (аппликация озокерита, лечебной грязи) с противовоспалительной целью. Применяют также аппаратную физиотерапию (высокочастотную терапию, магнитотерапию, лазеротерапию, галотерапию, электрофорез кальция, фонофорез гидрокортизона, аэроионотерапию) с целью уменьшения обструкции бронхов, гипосенсибилизации, рассасывания остатков воспаления.

В ЛФК применяют статические и динамические упражнения, лечебную дыхательную гимнастику, лечебное плавание, терренкур.

Больные бронхиальной астмой подлежат пожизненному динамическому диспансерному наблюдению и не снимаются с учета.

источник

студент, института фундаментальных наук КемГУ,

Реабилитационные мероприятия при бронхиальной астме направлены на поддержание ремиссии болезни, восстановле­ние функциональной активности и адаптационных возможнос­тей дыхательного аппарата и других органов и систем, обеспе­чивающих последующее нормальное развитие жизнеобеспече­ния организма. С этой целью используется комплекс лечебно­восстановительных мер, включающий:

  1. физические упражнения;
  2. массаж;
  3. дыхательные упражнения;
  4. укрепление иммунитета;
  5. медикаментозную терапию;
  6. климатотерапию.
Читайте также:  Альфа и бета адреномиметик для купирования приступа бронхиальной астмы

Все эти реабилитационные мероприятия проводятся:

  1. в стационаре при обострении;
  2. в поликлинике при ремиссии болезни;
  3. в санаториях и на курортах;
  4. в домашних условиях.

Упражнения для реабилитации бронхиальной астмы.

Физи­ческая культура является мощным фактором оздоровительно­го воздействия на организм больного бронхиальной астмой. Занятия лечебной физкультурой способствуют адаптации орга­низма больного, его сердечно-сосудистой системы и органов дыхания к физическим нагрузкам, повышают его иммуноло­гическую реактивность в отношении вирусной и бактериаль­ной инфекции. Активные занятия лечебной физкультурой ве­дут к оптимизации состояния соотношения процессов возбуж­дения и торможения в центральной нервной системе, способ­ствуя устранению функциональных нарушений с ее стороны. Все это вместе с постановкой правильного дыхания улучшает подвижность грудной клетки и укрепляет дыхательную муску­латуру.

Спазмолитическое действие дыхательных упражнений прежде всего связано с действием носолегочного рефлекса. Дыхательные упражнения, осуществляемые вдыханием воздуха через нос, вызывают раздражение рецепторов верхних дыхательных путей, что рефлекторно влечет за собой расширение бронхов и бронхиол, а последнее — уменьшение или прекра­щение удушья.

Основные задачи лечебной физической культуры (ЛФК):

  1. нормализация тонуса ЦНС (ликвидация застойного пато­логического очага) и снижение общей напряженности;
  2. уменьшение спазма бронхов и бронхиол;
  3. развитие механизма полного дыхания с преимущественной тренировкой выдоха;
  4. укрепление мышц, принимающих участие в акте дыхания;
  5. увеличение подвижности диафрагмы и грудной клетки;
  6. обучение произвольному мышечному расслаблению;
  7. обучение больного управлять своим дыханием с тем, что­бы владеть им во время астматического приступа;
  8. увеличение функциональных резервов с помощью трени­ровки;

Средства физической реабилитации.

При бронхиальной астме стоит отдать предпочтение тем видам спорта, которые способствуют укреплению мышечных структур диафрагмы, плечевого пояса. Учитывая механизм развития данного заболевания, при астме можно заниматься:

  • плаваньем
  • легкой атлетикой
  • спортивной ходьбой
  • волейболом, баскетболом, другими командными играми
  • спортивными, бальными танцами
  • фитнесом, аэробикой.

Кроме лечебной гимнастики при заболева­ниях бронхиальной астмой могут использоваться и другие фор­мы лечебной физической культуры. Наиболее доступная из них — дозированная ходьба по ровной местности, легкий бег. Необходимо обратить внимание на ровное правильное дыха­ние, акцентировать выдох. Ходьбу необходимо проводить в летнее и зимнее время, приучая организм к низким температу­рам. В зависимости от тяжести заболевания можно применять бег в медленном темпе. Ходьбу и бег лучше проводить в опре­деленном месте (парк, лес) и т.д. Занятия бегом могут облегчить симптомы астмы и «улучшить» течение заболевания. Каким образом?

  • Улучшение работы легких во время бега.
  • Усиление работы иммунной системы.
  • Снижение массы тела, что уменьшает риск развития или ухудшения астмы.
  • Выделение «гормонов радости» во время занятий бегом. Исследования показывают, что стресс или депрессия повышает риск развития астмы.

Можно применять плавание, предварительно подготовив организм к холодной воде, поэто­му необходимо начинать в теплое время года. Очень плодо­творно действуют на больного бронхиальной астмой лыжные прогулки. Проводить их следует в спокойном темпе, не забы­вая о правильном дыхании, продолжительность их должна уве­личиваться постепенно. На собственном примере, при продолжительных занятиях плаванием я почувствовала улучшение, приступы удушья заметно снизились, так как увеличивается обьем легких. К примеру в начале своих занятий я проплывала 25 м. и отдыхала, а спустя год занятий я проплыла эти же 25 м. но уже на 1 взрослый разряд. Ничто не может быть более разочаровывающим, чем попытка позаниматься и неудача – из-за сильной одышки. Если у вас проблемы с дыханием из-за сезонной аллергии или сухого воздуха в спортзале, выходом станет бассейн. Там вы вдыхаете влажный воздух, который куда более комфортен. Кроме того, плаванье помогает справиться с симптомами астмы. Исследования продемонстрировали, что занятия укрепляют легкие. Группа детей, которые занимались регулярно на протяжении шести недель, позволила подтвердить – симптомы становятся куда менее выраженными. Даже через год после прекращения занятий польза оставалась заметна. Улучшение состояния легких полезно не только для тех, у кого астма, так как это позволяет наладить правильное дыхание.

Кроме плавания, мне хорошо помогли занятия баскетболом, 3 раза в неделю по 2 часа. Нагрузка там в основном на легкие, очень много бега, и так же первое время было тяжело пробегать и 20 мин., а после полу года тренировок уже было мало. Подвижные игры оказывают положительное воздействие на организм человека, а за счет того, что в них присутствует дух соперничества, физические нагрузки воспринимаются намного легче, чем в индивидуальных видах спорта. Баскетбол можно назвать одной из самых полезных спортивных игр для организма человека. Так например я начинала ходить на легкую атлетику, мне было тяжело заставить себя столько бегать, а в баскетболе присутствует соперничество, которое отодвигало мое тяжелое дыхание на второй план, позволяя мне с каждым разом пробегать все больше и больше. Нормированные физические нагрузки оказывают помощь организму в развитие сердечно – сосудистой системы. Во время матча у спортсменов наблюдается сердцебиение от 180 до 230 ударов в минуту, при этом артериальное давление не превышает 180-200мм ртутного столба. Регулярные тренировки способствуют увеличению жизненной ёмкости лёгких. Занятия баскетболом приводят к повышению частоты дыхательных движений, она достигает 50-60 циклов за минуту с объёмом в пределах 120-150 литров. Это оказывает благоприятное влияние на здоровье человека, который становится более выносливым и энергичным, постепенно развивая дыхательные органы.

Занятия пауэрлифтингом или тяжелой атлетикой я бы рекомендовал при бронхиальной астме лишь при одном условии – если вы до этого занимались каким либо из перечисленных спортом то-есть плаванием или баскетболом, в том смысле что ваш организм окреп и готов к нагрузкам. Как бы не говорили что это вредный и тяжелый спорт я считаю что занятия с умом лишь только помогут вам. Я начала заниматься с маленьких весов и больших количеств повторения, глубоко дыша легким, таким образом работая на выносливость как мышечную так и дыхательную. Занимаясь тяжелым видом спорта не нужно бросать баскетбол или плавание. Если вы и почувствовали что готовы переходить к большим весам то я хочу вам дать совет. Сразу на большие веса идти нельзя, нужно периодично нагружать организм, т.к. вы астматик. Неделю вы занимаетесь с большими весами, две или даже три с маленькими, чтобы организм отдыхал от нагрузок и соответственно не перегружать ЦНС.

Диета как облегчение приступов бронхиальной астмы мне не помогла, главное нужно контролировать свой вес, так как лишний вес только спровоцирует одышку и сонливое состояние, я не придерживалась диеты , самое главное не переедать. В свой рацион добавлять продукты богатые количеством витаминов: мед, лимон, имбирь, чеснок, лук, шиповник, редька, рыба, капуста, орехи, ягоды. Очень важно как можно меньше употреблять так называемые быстрые углеводы( конфеты, сахар) так как они ведут к резкому поднятию уровня сахара в крови.

Так же для иммунитета и крепкого здоровья очень важен здоровый сон. Спать необходимо не менее 8 часов, и желательно чтоб с 11 вечера вы уже спали, так как с 11 часов вечера до 3 ночи организм более всего настроен на сон.

Ну и наверное самое главное в реабилитации бронхиальной астмы, заключается в том что такие вредные привычки как курение и употребление спиртных напитков вам категорически противопаказано если вы хотите находится почти всегда в стадии ремиссии.

Сделаем вывод о данной статье при бронхиальной астме, чтобы выбранный вид спорта хорошо влиял , стоит придерживаться некоторых правил.

Начинать тренировки надо обязательно с несложных упражнений. Разминка снижает вероятность приступа в начале или во время тренировки и должна занимать не менее 10-15 минут.

Не стоит заниматься в душных, пыльных и холодных помещениях.

Не менее важен на занятиях, тренировках, независимо от вида спорта, постоянный контроль лечащего врача-пульмонолога, педиатра. Перед началом занятий стоит пройти комплексное обследование в медицинском центре.

Тренировки можно проводить только в период ремиссии при отсутствии врачебных противопоказаний для занятий спортом.

источник

Реабилитационные мероприятия при бронхиальной астме направлены на поддержание ремиссии болезни, восстановле­ние функциональной активности и адаптационных возможнос­тей дыхательного аппарата и других органов и систем, обеспе­чивающих последующее нормальное развитие жизнеобеспече­ния организма. С этой целью используется комплекс лечебно­восстановительных мер, включающий:

  1. физические упражнения;
  2. массаж;
  3. дыхательные упражнения;
  4. укрепление иммунитета;
  5. медикаментозную терапию;
  6. климатотерапию.

Все эти реабилитационные мероприятия проводятся:

  1. в стационаре при обострении;
  2. в поликлинике при ремиссии болезни;
  3. в санаториях и на курортах;
  4. в домашних условиях.

Для восстановления здоровья усилия должны приложить врачи и сам больной, иначе не будет эффекта от лечения, поэтому большую роль играет то, как больной выполняет указания врача и занимается самостоятельно.

В реабилитации больного бронхиальной астмой физичес­ким факторам воздействия принадлежит ведущая роль. Физи­ческая культура является мощным фактором оздоровительно­го воздействия на организм больного бронхиальной астмой. Занятия лечебной физкультурой способствуют адаптации орга­низма больного, его сердечно-сосудистой системы и органов дыхания к физическим нагрузкам, повышают его иммуноло­гическую реактивность в отношении вирусной и бактериаль­ной инфекции. Активные занятия лечебной физкультурой ве­дут к оптимизации состояния соотношения процессов возбуж­дения и торможения в центральной нервной системе, способ­ствуя устранению функциональных нарушений с ее стороны. Все это вместе с постановкой правильного дыхания улучшает подвижность грудной клетки и укрепляет дыхательную муску­латуру, способствует устранению нарушений в сфере нейроэн­докринной регуляции, снижению повышенной лабильности бронхов, восстановлению нормального механизма дыхания, нормализации деятельности других внутренних органов.

Важное значение имеют дыхательные упражнения, направ­ленные на устранение патологических изменений со стороны бронхолегочного аппарата. Регулярные занятия дыхательны­ми упражнениями способствуют развитию дыхательных мышц, улучшают подвижность грудной клетки, расслабляют гладкую мускулатуру бронхов.

Спазмолитическое действие дыхательных упражнений прежде всего связано с действием носолегочного рефлекса. Дыхательные упражнения, осуществляемые вдыханием воздуха через нос, вызывают раздражение рецепторов верхних дыхательных путей, что рефлекторно влечет за собой расширение бронхов и бронхиол, а последнее — уменьшение или прекра­щение удушья. Спазмолитическое же действие гимнастичес­ких упражнений обусловливается поступлением в кровь боль­шого количества адреналина в связи с усилением деятельнос­ти надпочечников во время работы. Спазмолитический эффект может зависеть также от преобладания симпатической иннер­вации, возникающей при физической деятельности.

Умение управлять своим дыханием, возникающее в резуль­тате систематической тренировки дыхания, обеспечивает боль­ному более полноценный дыхательный акт во время удушья, значительно облегчая его состояние, и требует применения меньшего количества спазмолитиических медикаментозных средств.

  1. нормализация тонуса ЦНС (ликвидация застойного пато­логического очага) и снижение общей напряженности;
  2. уменьшение спазма бронхов и бронхиол;
  3. развитие механизма полного дыхания с преимущественной тренировкой выдоха;
  4. укрепление мышц, принимающих участие в акте дыхания;
  5. увеличение подвижности диафрагмы и грудной клетки;
  6. обучение произвольному мышечному расслаблению;
  7. обучение больного управлять своим дыханием с тем, что­бы владеть им во время астматического приступа;
  8. увеличение функциональных резервов с помощью трени­ровки;
  9. достижение регрессии обратимых и стабилизация необра­тимых изменений в легких.

Упражнения с медленным полноценным и удлиненным выдохом, так как они обеспечивают более полное уда­ление воздуха из эмфизематозно растянутых альвеол че­рез суженные бронхиолы и тренируют диафрагму и брюш­ной пресс, участвующие в осуществлении полного выдоха.

Упражнения с произношением гласных и согласных зву­ков, рассчитанные на развитие волевого сознательного уп­равления выдохом самим больным с тем, чтобы сделать его равномерным, вместо прерывистого, спастического. Вибрация же верхних дыхательных путей способствует по­нижению спазма бронхов при выдохе.

На занятиях лечебной гимнастикой больного обучают урежению дыхания, что уменьшает избыточную вентиляцию легких.

Больным бронхиальной астмой противопоказаны упражне­ния, связанные с натуживанием и задержкой дыхания.

Подбор упражнений и длительность лечебной гимнастики при бронхи­альной астме носят сугубо индивидуальный характер, зависят от физической подготовленности занимающихся и тяжести за­болевания. Оценка эффективности предлагаемой методики осу­ществляется на основании самочувствия, показателей функции внешнего дыхания и кровообращения: ЧД, ЖЕЛ, ЧСС, физио­логической кривой.

Кроме лечебной гимнастики при заболева­ниях бронхиальной астмой могут использоваться и другие фор­мы лечебной физической культуры. Наиболее доступная из них — дозированная ходьба по ровной местности, легкий бег. Необходимо обратить внимание на ровное правильное дыха­ние, акцентировать выдох. Ходьбу необходимо проводить в летнее и зимнее время, приучая организм к низким температу­рам. В зависимости от тяжести заболевания можно применять бег в медленном темпе. Ходьбу и бег лучше проводить в опре­деленном месте (парк, лес) и т.д.

Можно применять плавание, предварительно подготовив организм к холодной воде, поэто­му необходимо начинать в теплое время года. Очень плодо­творно действуют на больного бронхиальной астмой лыжные прогулки. Проводить их следует в спокойном темпе, не забы­вая о правильном дыхании, продолжительность их должна уве­личиваться постепенно.

В случае имеющихся изменений со стороны сердечно-сосу­дистой системы добавляется задача по тренировке и укрепле­нию аппарата кровообращения.

После окончания приступа для облегчения удаления труд­но отделяющейся мокроты, устранения возникающих участ­ков ателектазов и для профилактики бронхопневмонии пока­заны специальные дыхательные упражнения с медленным полным выдохом.

Лечебную гимнастику на­значают в период между приступами при улучшении общего состояния больного. Занятия следует начинать и заканчивать легким массажем лица, предплечий и грудной клетки, в этих же целях применяются упражнения на расслабление мышц верхнего плечевого пояса и грудной клетки.

Курс лечебной гим­настики можно условно разделить на два периода:

Подготовительный период слу­жит больному для ознакомления со специальными упражне­ниями, для восстановления механизма правильного дыха­ния, а методисту для ознакомления с функциональными воз­можностями больного. Продолжительность его 2-3 дня, темп упражнений медленный.

В занятия гимнастикой необходимо включать самые простые, легко выполняемые упражнения — в виде сгибаний, разгибаний, от­ведений и приведений конечностей, а также упражнения на разгибания туловища, наклоны вперед, в стороны.

В тренировочном периоде применя­ется широкий арсенал общеразвивающих, специальных и дыхательных упражнений, преследующих цель полностью снять неблагоприятные последствия астматического присту­па, осуществить тренировку аппарата внешнего дыхания, улучшить газообмен, интенсифицировать обменные процес­сы, повысить работоспособность организма в целом. Темп медленный и средний, продолжительность — от 2 до 3 не­дель.

Читайте также:  Куда свозить ребенка при бронхиальной астме

В трениро­вочном периоде активно используются гимнастические пред­меты (палка, мяч), упражнения на гимнастической стенке. Специальные физические упражнения направлены на трени­ровку и развитие функций и органов, нарушенных в связи с заболеваниями.

Так как при бронхиальной астме нарушена подвижность грудной клетки, то наибольшее внимание при бронхиальной астме уделяется специальным дыхательным упражнениям — как статическим, из которых важно выде­лить диафрагмальное дыхание, так и динамическим.

Противопоказания к занятиям лечебной гимнастикой:

  1. лихорадочные состоя­ния,
  2. резко выраженное обострение воспаления,
  3. частые присту­пы удушья,
  4. выраженная легочно-сердечная недостаточность III степени.

Массаж при бронхиальной астме назначают курсами по 5-15 сеансов и повторяют от 3 до 6 раз в год. Продолжительность сеанса 15-20 минут. Курс массажа проводят только в период вне приступов и при хорошем самочувствии.

Проводится массаж со стороны спины и грудной клетки. Основные принципы:

  1. Движения должны быть от ребер до затылка.
  2. Необходимо разминать все мышцы спины и плечевого пояса.
  3. На грудной клетке аккуратно работать с областью сердца.

Необходимо проводить приемы: поглаживания; разминания; вибрации; растирание. В заключении проводить поглаживание. Можно делать похлопывание. На область спины и грудной клетки выделять по 7-10 минут.

Воздействие массажа при бронхиальной астме:

  1. Расслабление межреберных мышц – облегчение дыхания.
  2. Снижение возбудимости нервной системы – снятие стресса и нервного перенапряжения.
  3. Улучшение дренажа в бронхах – способствует оттоку мокроты, профилактика застойных явлений в легких.

Массаж необходимо сочетать с другими мероприятиями, проводить как закрепляющий этап при реабилитации.

В реабилитации больных астмой широко применяется методика физиотерапии при бронхиальной астме.

Для уменьшения воспаления применяют ультрафиолетовое облучение (УФО) с разной длиной волны, электрофорез.

Воздействие на область надпочечников волновыми методами, ультразвуком, магнитным полем позволяет активизировать выработку собственных кортикостероидов.

Облучение лазером рефлекторных зон и биологически активных точек снижает интенсивность воспаления.

Для устранения бронхоспазмов и улучшения вентиляции легких применяют ультразвуковую терапию,электрофорез, воздействие постоянным током.

В периоды приступов нарушается снабжение сердца кислородом, поэтому сердечно-сосудистая система нуждается в поддержке. Углекислая ванна обладает не только кардиотоническим, но и противовоспалительным эффектом. Диоксид углерода стимулирует коронарный кровоток, в результате чего снижается вероятность ишемических заболеваний сердца.

В специализированных санаториях для лечения бронхиаль­ной астмы используется бальнеотерапия (грязевые аппликации, нарзанные ванны).

Так как астма в основном имеет аллергическую форму, то при ней рекомендована – гипоаллергеннай диета.

Гипоаллергенная диета, снижающая риск возникновения приступов, должна подбираться индивидуально, с учетом реакции именно вашего организма на конкретные продукты.

Питание должно быть низкокалорийным, небольшими порциями, но частым: 5-6 раз в день. При пищевой аллергии нужно исключить те продукты, на которые возникает реакция.

  • Овощи: кабачки, патиссоны, бобовые, все виды капусты, картофель, огурцы, лук, свекла, морковь, тыква.
  • Зелень: сельдерей (зелень и коренья), петрушка, укроп, базилик, майоран. В небольшом количестве – щавель, шпинат, зеленый лук.
  • Фрукты: груши, сливы, яблоки, абрикосы, лимоны, апельсины, если на них нет аллергии. Отдавайте предпочтение тем фруктам, что растут у вас в регионе.
  • Ягоды: облепиха, шиповник, черника, клюква, брусника, черноплодная рябина. При отсутствии противопоказаний – малина, смородина.
  • Если ягоды и фрукты оказались для вас под запретом – используйте тепловую обработку и сухофрукты. Часто люди, не переносящие абрикосы в свежем виде, могут пить компот из кураги. А печеные зеленые яблоки, посыпанные корицей, могут порадовать аллергика без неприятных последствий. Естественно, все индивидуально!
  • Мясо: предпочтение отдается птице и нежирному мясу (кролик, говядина).
  • Морепродукты и нежирные сорта рыбы.
  • Молочные продукты: молоко, кефир, ряженка и творог, йогурт (без ароматизаторов), сметана, масло, сычужные и ферментированные сыры. Можно все!
  • Крупы и макаронные изделия: любые, какие вам захочется. Гречневая, ячневая, пшенная, рисовая, манная, пшеничная каши к вашему столу.
  • Масла: растительные (оливковое, льняное, подсолнечное, кукурузное), сливочные.

Не рекомендуются к употреблению: кофе, какао и шоколад, алкоголь, яйца, жирные сорта мяса и рыбы, орехи и семечки, клубника и консервированные продукты.

При «аспириновой» астме стоит исключить продукты, содержащие ацетилсалициловую кислоту: перец, томаты, малина, клубника, земляника, крыжовник, вишня, яблоки, персики. Ограничьте употребление соли и сахара, продуктов, содержащих искусственные ароматизаторы, красители и консерванты.

Одним из факторов терапевтического воз­действия при лечении больных бронхиальной астмой на курор­тах является – климатотерапия.

Санаторное лечение проводится как в специальных пуль­монологических санаториях, расположенных на юге страны, так и в местных санаториях. Основными лечебными фактора­ми, используемыми для восстановления здоровья больных во время пребывания в санатории, являются воздушные и сол­нечные ванны, лечебная гимнастика, массаж, проведение за­каливания с применением воздушных процедур.

Реабилитация больных бронхиальной астмой в условиях диспансерного по­ликлинического наблюдения ставит задачу закрепить положи­тельные результаты, достигнутые на этапе стационарного и санаторного лечения, и провести комплекс реабилитационных мер, направленных на достижение устойчивой ремиссии.

Ком­плексное использование специфической десенсибилизации, рационального режима, диетотерапии, физиотерапевтических методов, лечебной физкультуры может способствовать длитель­ной и устойчивой ремиссии бронхиальной астмы с нормализа­цией функций бронхолегочного аппарата и восстановлением физической работоспособности.

источник

1. Аматуни A.Г. О нормативах и интерпретации некоторых показателей вентиляционной функции легких // Терап. архив.- 1975. №3.- С.55-60.

2. Белая Н.А. Руководство по лечебному массажу.- М.: Медицина, 1983.- С.163-179.

3. Березовский Б.А., Ломинога СИ. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания.- К.: Здоров’я, 1980.-104 с.

4. Бронхиальная астма. /Под ред. проф. В.Н. Молоткова, проф. Е.Ф. Чернушенко.- К.: Здоров’я, 1984.- 224 с.

5. Булатова П.Е, Федосеев Г.Б. Бронхиальная астма. — Ленинград: Медицина, 1975.

6. Бутейко К.П. Немедикаментозное лечение больных бронхиальной астмой.- М., 1986.- 65 с.

7. Васичкин В.И. Сегментарный массаж. — Санкт-Петербург: Лань, 1997.- С.141-144.

8. Вассар Э.Ф. Спирографические и пневмотахометрические исследования для установления должных величин показателей внешнего дыхания //В кн.: Труды по медицине.- Тарту, 1974.- 33 с.

9. Винокуров Д.А. Частные методики лечебной физической культуры.- М.: Медицина, 1970.- С.92-94.

10. Внутренние болезни. /Под ред. А.С. Сметнева и В. Г. Кукеса.- М.: Медицина, 1982.- С. 26-36.

11. Гордон Н. Заболевания органов дыхания и двигательная активность.- К.: Олимпийская литература, 1999.- 128 с.

12. Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура.- М.: Медицина, 1993.- 432 с.

13. Зайцев В.П. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания Лекция — Харьков: ХаГИФК, 1992.- 28 с.

14. Зайцев В.П. и др. Лечебная физкультура при хронических неспецифических заболеваниях легких /Учебное пособие.- Харьков: Изд-во Основа при ХГУ, 1992. — 180 с.

15. Завьялов В.И. Учебник нормальной физиологии.- К.: Здоровье, 1995.- 368

16. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура.- М.: Владос, 1999.- 223-244.

17. Ефимова Л.К. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания у детей.- К.: Здоров’я, 1988. — 88 с.

17. Ибрагимова B.C. Точечный массаж.- М.: Медицина, 1983.- С. 24-31.

18. Иванов С.М. Лечебная гимнастика для детей, больных бронхиальной астмой.- М.: Медгиз, 1961. — 35 с.

19. Исаев И.А. Сегментарно-рефлекторный и точечный массаж.- К.: Здоровье, 1993.

20. Канаев Н.Н. и др. Система взаимосвязанных критериев оценки показателей дыхания //В кн.: Проблемы пульмонологии.- ВНИИ пульмонологии, 1980.- Вып. 8.- С.184-189.

21. Кархут В.В. Физиотерапия при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной системы.- К.: Здоровье, 1992.

22. Клячкин Л.М. и др. Принципы реабилитации больных бронхолегочными заболеваниями / Клиническая медицина.- М.: Медицина, 1992.- № 2.- С.105-109.

23. Кокосов А.Н., Стрельцова Э.В. Лечебная физическая культура в реабилитации больных с заболеваниями легких.- М.: Медицина, 1987.- 144с.

24. Кокосов АН. Основы пульмонологии, Руководство для врачей.- М.: Медицина, 1976.- 320 с.

25. Кокосов А.Н., Молотков В.Н. и др. Хронические заболевания легких.- К.: Здоров’я, 1986.- 200 с.

26. Куничев Л.А. Лечебный массаж.- Ленинград: Медицина, 1985.- С.166-168.

27. Левченко В.А. Внутренние болезни.- Львов: Свет, 1995.

28. Лечебная физическая культура. /Под общ. ред. проф. Я.Е.Васильевой..- М.: ФиС, 1970.- С. 215-216.

29. Лечебная физическая культура: Учеб. для ин-тов физ. культ. /Под ред. С.Н.Попова.- М.: ФиС, 1988.- С.80-84.

30. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник / Под ред. В.А. Епифанова, Г.Л. Апанасенко. — М.: Медицина, 1990.- С.141-145.

31. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей. /Под ред. АФ. Каптелина, И.П.Лебедевой.- М.: Медицина, 1995.- С.262-290.

32. Лукомский И.В. и др. Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж.- Минск: Вышэйшая школа, 1998.- С.260-264.

33. Молоткова В.И., Чернушенко Е.Ф. Бронхиальная астма.- Киев: Здоровье, 1984.

34. Мошков В.И. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней.- М.: Медгиз, 1961.- С.228-233.

35. Мухін В.М. Фізична реабілітація.- Київ: Олімпійська література, 2000.

36. Мясников АЛ. Внутренние болезни.- М.: Медицина, 1967.- С.233-238.

37. Некратевич М.И. Комплексная терапия бронхиальной астмы Здравоохранение Белоруссии.- М.- 1981.- №6.- С.67.

38. Неспецифические заболевания легких: клиника, диагностика, лечение. Под ред. В.П.Сильвестрова и др.- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1991.- 216с.

39. Остапчук И.О. Физиотерапия.- К.: Украинская советская энциклопедия, 1991.- 20с.

40. Оценка эффективности занятий лечебной физической культуры. Метод. указания. /Отв.ред. И.С.Дамскер.- Ленинград, 1986.- С.36-40.

41. Паров Ю. Азбука дыхания /Пер. с нем.- Минск: Полымя, 1988.- 47с.

42. Пешкова О.В.- Х., Физическая реалилитация при бронхиальной астме. Харьков, ХАГФК, 2001. С.15-60.

43. Пешкова О.В. Клініко-функціональне обґрунтування реабілітаційних рухових режимів та принципів їх побудови у тренованих та нетренованих осіб після ГРЗ.- Автор, канд. дис.- Дніпропетровськ, 1996.- 24 с.

44. Пешкова О.В. Фізична реабілітація при захворюваннях внутрішніх органів (Частина І). — Харків: ХаДІФК, 2000. — 216 с

45. Платков Е.М. Дифференциальная диагностика и дифференциальная терапия различных форм бронхиальной астмы.- Минск: Беларусь, 1986.- 173с.

46. Преварский Б.П., Плавский Л.В. Двигательный режим у больных с хроническими неспецифическими заболеваниями легких.- Киев: Здоров’я, 1989.- 144 с.

47. Пфулгенда Синха. Йоговское лечение распространенных болезней /Пер. с англ.- Киев: Здоров’я, 1990.- С.52-72.

48. Пульмонология. Справочное пособие. / Отв. ред. В.Н Молотков.- Киев: Наукова думка, 1985.- С.15-49.

49. Скопина Е.А. Проблемы этиологии, патогенеза, клиники и лечения бронхиальной астмы.- Ленинград, 1981.- 165 с.

50. Тельнюк AM. Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей.- Харьков: Изд-во ХМИ, 1989.- 40 с.

51. Толкачев Б.С. Как бороться с астмой.- М.: Советский спорт, 1989.- 60 с.

52. Торохтин М.Д. Спелеотерапия больных бронхиальной астмой.- Киев: Здоров’я, 1987.- 96с.

53. Учебник инструктора по лечебной физической культуре: Учеб. для ин-тов физ.культ. /Под ред. В.И.Правосудова.- М.: ФиС, 1980.- С.128-148.

54. Учебник инструктора по лечебной физической культуре. Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.К.Добровольского.- М.: ФиС, 1974.- С.160-180.

55. Французов Б.Л. и др. Фитотерапия неспецифических воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей, трахеи и бронхов.- К. Здоров’я, 1995.- 120 с.

56. Чернушенко ЕФ. Бронхиальная астма.- К.: Здоровье, 1984.

57. Чучалин АГ. Бронхиальная астма.- М.: Медицина, 1985.- 160 с.

58. Шаталюк Б.П. Лечебная физическая культура при бронхиальной астме.- К.: Здоров’я, 1985.- 64 с.

59. Шеина АН. и др. Аэрозольтерапия //Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры.- М.: Медицина, 1994.- № 3.- С.32-35.

60. Шестакова Т.Н. Методы оценки эффективности лечебной физической культуры при заболеваниях внутренних органов. Метод, пособие.- Минск, 1985.- С.8-16.

61. Юнусов М.А. Иммунология и бронхиальная астма.- М.: Знание, 1983.- 62с.

62 Юстав Л.Н. Патогенез астматического статуса / Терапевт, архив.- М.- № 8.- 1995.- С.43-49.

источник

Программа физической реабилитации пациента с бронхиальной астмой МДК 05.01 «Медико-социальная реабилитация»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Кольский медицинский колледж»

МДК 05.01 «МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ»

Программа физической реабилитации пациента

Преподаватель: Кондратьева Т.Ю.

Ситуационная задача (клинический пример)………………………………3

Эталон ответа к задаче. Цели реабилитации……………………………….4

Программа поликлинической реабилитации…………………………………5

Пациентка, 55 лет, обратилась в клинику с жалобами на периодический кашель (больше в ночное время) с отделением небольшого количества вязкой слизистой мокроты, иногда переходящий в приступ удушья (не более 2 раз в неделю), купирующийся при ингаляции сальбутамола, небольшую слабость. Больной себя считает около 5 лет, когда стала у себя отмечать заложенность носа, возникновение приступов кашля, часто по ночам, эпизоды дыхательного дискомфорта при физической нагрузке. В поликлинике состояние расценивалось как хронический бронхит. Кроме того, последние 5-6 лет стала замечать аллергическую реакцию на продукты, содержащие мед. Данная госпитализация — с целью уточнения диагноза и назначения лечения.

Нормостенического телосложения, t — 36,6, дыхание везикулярное, ослабленное, большое количество сухих свистящих хрипов по всей поверхности легких. Тоны сердца ритмичные.

Общий анализ крови: Ег — 4,0 х 10 12 /л, НЬ — 128 г/л, Цв. показ. — 0, 89, L -6,5 х 10 9 /л, Э. — 18, п. — 2, с. — 66, л. — 14, м. — 3, СОЭ — 14 мм/ч.

Общий анализ мокроты: светлая, вязкая, лейкоциты 2-4 в поле зрения.

При исследования ФВД: ЖЕЛ — 100 % от N; ОФВ1 — 74 %. После приема 200 мкг вентолина: ЖЕЛ — + 1 % от N, ОФВ1 — + 16 %,

2. Дать определение данного заболевания.

3. Составить план обследования.

4. Оценить данные, полученные при исследовании ФВД, лабораторные данные.

5. Назвать базисные препараты для лечения заболевания.

6. Определить цели и задачи реабилитации для данной пациентки.

7. Составить программу реабилитации для данной пациентки.

1. Бронхиальная астма, течение средней тяжести, стадия обострения.

2. Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором играют роль многие клетки и клеточные элементы (прежде всего эозинофилы и тучные клетки). Хроническое воспаление вызывает сопутствующее повышение гиперреактивности дыхательных путей, приводящее к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства стеснения в груди и кашля, особенно ночью или ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной, но изменяющейся по своей выраженности бронхиальной обструкцией, которая часто является обратимой либо спонтанно, либо под влиянием лечения.

Читайте также:  Заболевание бронхиальной астмы в мире

3. Общий анализ крови и мочи, исследование ФВД, проба на обратимость обструкции, рентгенограмма органов грудной клетки, ЭКГ.

4. При проведении исследования ФВД выявлена бронхиальная обструкция — снижение ОФВ1 (объём форсированного выдоха) до 74% от должных величин, что указывает на средне-тяжелое течение заболевания, прирост + 16% свидетельствует о обратимом её характере. В общем анализ крови — эозинофилия, что указывает на наличие атопии.

5. Базисная терапия — противовоспалительные препараты, предпочтительно — ИГК.

6. Цели реабилитации при БА:

Реабилитационные мероприятия при бронхиальной астме направлены на поддержание ремиссии болезни, восстановле­ние функциональной активности и адаптационных возможнос­тей дыхательного аппарата и других органов и систем, обеспе­чивающих последующее нормальное развитие жизнеобеспече­ния организма. С этой целью используется комплекс лечебно-­восстановительных мер, включающий организацию лечебно-­охранительного и диетического режима, применение лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии и педагогического воз­действия. Назначение указанных методов определяется состо­янием больного и особенностями течения заболевания.

Нормализация тонуса ЦНС (ликвидация застойного пат. очага);

Уменьшение спазма бронхов и бронхиол;

Развитие механизма полного дыхания с тренировкой выдоха;

Укрепление мышц, принимающих участие в акте дыхания;

Увеличение подвижности диафрагмы и грудной клетки;

Обучение произвольному мышечному расслаблению;

Обучение больного управлять своим дыханием с тем, что­бы владеть им во время астматического приступа;

Достижение стойкой ремиссии заболевания.

7. Программа поликлинической реабилитации

Реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление всех функций организма больного.

При бронхиальной астме назначаются мероприятия, которые должны уменьшить частоту бронхоспазмов и синтез мокроты, тогда больной будет чувствовать себя хорошо и ощущать себя здоровым человеком.

Реабилитация также включает рациональное трудоустройство.

— в стационаре при обострении;

— в поликлинике при ремиссии болезни;

— в санаториях и на курортах;

Исходное положение стоя. Выполняют наклоны вперед, свободно свесив руки. Вдох через нос, выдох ртом, через сложенные трубочкой губы во время наклона. Выдох должен быть в 2-3 раза дольше вдоха.

Исходное положение стоя, руки должны быть опущены вдоль туловища. Делая вдох, поднимают кисти к подмышечным впадинам. На выдохе вытягивают руки вверх, а затем расслабленно опускают.

Исходное положение стоя, руки опущены. Делают глубокий вдох, на выдохе сгибают правую ногу и, помогая себе руками, подтягивают колено к груди. Повторяют для левой ноги.

Исходное положение сидя на стуле, спину нужно держать прямо, прижатой к спинке, руки вдоль туловища. Делают вдох, на выдохе выполняют наклон в сторону, скользя рукой вниз. Повторяют в другую сторону.

Физические упражнения данного комплекса выполняют по 5-6 раз, необходимо следить за глубиной и ритмом дыхания, продолжительность выдоха в 2-3 раза больше вдоха.

Существуют специальные авторские методики дыхательных упражнений при бронхиальной астме. Наиболее известные из них – гимнастика К. П. Бутейко и А. Н. Стрельниковой. Осваивать их, особенно гимнастику Бутейко, лучше под наблюдением опытного инструктора. Данные физические упражнения направлены в основном на улучшение механики дыхания.

Не только физкультура может улучшить дренажную функцию бронхов – этому способствуют специальные дыхательные тренажеры, например, тренажер Фролова.

Противопоказанием для дыхательной гимнастики при астме служит только астматический статус. Даже тяжелое обострение болезни не должно быть препятствием доступной физической активности. Как известно, в отделениях реанимации и интенсивной терапии стационаров, после выведения больного из угрожающего жизни состояния, приступают к «активизации», начиная ее с дыхательных упражнений. Естественно, делать это нужно под контролем врача и опытного инструктора ЛФК.

Диафрагмальное дыхание. Исходное положение полулежа на спине (с подложенной высокой подушкой). Спокойно вдыхать через нос, поднимая живот; выдох ртом, живот при этом немного втягивается.

Исходное положение сидя на стуле, с опорой на спину. На вдохе поднять согнутые в локтях руки к плечам; делая выдох, свести руки на груди.

Исходное положение сидя на стуле. На вдохе развести руки в стороны; на выдохе наклониться вперед-вниз, опустив руки к полу.

Упражнения повторяют по 5-6 раз, не допуская переутомления

В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.

Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.

Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.

Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.

Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».

В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.

Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.

Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.

Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».

Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.

Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).

Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.

Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.

Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

Проводят дренажный массаж, способствующий удалению мокроты из бронхов. Также прикосновение к коже стимулирует работу головного мозга и дыхательного центра, что приводить к рефлекторным кашлевым приступам.

Массаж необходимо сочетать с другими мероприятиями, проводить как закрепляющий этап при реабилитации. Длительность одного сеанса до 15 минут.

Проводится массаж со стороны спины и грудной клетки: Движения должны быть от ребер до затылка. Необходимо разминать все мышцы спины и плечевого пояса. На грудной клетке аккуратно работать с областью сосков и сердцем.

Необходимо проводить приемы: поглаживания; разминания; вибрации; растирание.

В заключении проводить поглаживание. Можно делать похлопывание. На область спины и грудной клетки выделять по 5-6 минут. За счет вибрационных и похлопывающих движений происходит отделение мокроты и слизи из бронхиального дерева. Критерием эффективности массажа является кашель у пациента и лучшее отхаркивание.

Слово «спелеотерапия» образована от двух корней таких греческих слов, как «spelaion» — пещера и «therapeía» — лечение. То есть для того чтобы вылечить человека, используются как естественные гроты и пещеры, так и созданные и разработанные людьми горные выработки калийных, соляных и металлических рудников.

Эффективность метода и предотвращение побочных реакций обеспечивается созданием в спелеокамерах необходимых параметров аэродисперсной среды и возможностью их постоянного контроля.

Спелеотерапия применяется для лечения, профилактики и реабилитации больных хроническими неспецифическими заболеваниями легких, с целью реабилитации больных с острыми рецидивирующими и затяжными заболеваниями органов дыхания, заболеваниями ЛОР-органов; с целью профилактики заболеваний органов дыхания у лиц с факторами риска. Спелеотерапия улучшает дренажную функцию бронхов, способствует уменьшению воспалительной реакции слизистой верхних и нижних дыхательных путей и элиминации патогенных микроорганизмов, повышению общей неспецифической и иммунологической реактивности организма. Эффективность спелеотерапии обусловлена лечебным действием хлорида натрия в сочетании со способом его применения. Комфортность процедур позволяет проводить длительные курсы лечения с постепенно накапливающимся положительным действием. В России этот метод лечения используется в санаториях и лечебницах, созданных в Пермской, Тюменской и Свердловской областях, Краснодарском крае, а также в Подмосковье.

Нахождение на чистом воздухе в санаториях и на курортах благоприятно влияет на состояние дыхательной системы. Уменьшается влияние аллергенов и выделение антител в организме, следовательно, уменьшается частота приступов.

Плавание кролем, брассом или баттерфляем укрепляет грудную клетку, а задержка дыхания во время нырков под воду тренирует легкие. Плавание успокаивает нервную систему, расслабляет мышечные зажимы и нормализует кровообращение.

Именно поэтому пострадавшие от бронхиальной астмы переезжают жить к морю, чтобы несколько месяцев в году иметь возможность бесплатно заниматься плаванием. Морской климат во многих случаях благотворно сказывается на здоровье дыхательных путей и способствует длительной ремиссии.

Аэрозольтерапия. При лечении бронхиальной астмы применяют аэрозоли среднедисперсные (5-25 мкм) и высокодисперсные (1-5 мкм). Первые оседают в бронхах, вторые — в альвеолах. Для увеличения глубины инспирации и увеличения количества осажденных аэрозольных частиц применяют подзарядку аэрозольных частиц униполярным электрическим зарядом с помощью электроаэрозольных аппаратов. Лекарственные электроаэрозоли чаще всего имеют отрицательный заряд. Отрицательно заряженные аэрозоли не угнетают функцию мерцательного эпителия бронхов, повышают газообмен в альвеолярно-капиллярных зонах, способствуют снижению гипоксии. Наиболее эффективны аэрозоли, генерируемые с помощью ультразвука, а также электроаэрозоли.

Индуктотермия (переменное высокочастотное магнитное поле) на область легких (уменьшает бронхоспазм) и надпочечников (стимулирует глюкокортикоидную функцию надпочечников). Курс лечения 8-15 процедур по 10-30 мин.

Микроволновая дециметровая терапия (ДМВ-терапия) аппаратом «Волна-2» обладает выраженным противовоспалительным и бронхолитическим эффектами. При воздействии на надпочечники усиливается их глюкокортиковдная функция.

Магнитотерапия улучшает функцию внешнего дыхания и бронхиальную проходимость. Особенно эффективно магнитное поле с напряжением от 350 до 500 эрстед.

Аэроионотерапия отрицательно заряженными ионами повышает легочную вентиляцию, улучшает бронхиальную проходимость.

Лазерное излучение оказывает противовоспалительное действие, стимулирует глюкокортикоидную функцию надпочечников, активирует антиоксидантную систему, улучшает микроциркуляцию. Используется низкоинтенсивное излучение мощностью 25 мВт, генерирующее свет в красной части видимого спектра с длиной волны 632.8 нм. Используют два способа:

корпоральный (облучаются биологические активные точки в межлопаточной области, время экспозиции 15-20 мин, кратность 1-2 раза в день, курс — 10 процедур). Корпоральный метод применяется при легкой и среднетяжелой форме бронхиальной астмы;

экстракорпоральный (в течение 25-30 мин облучается лазером взятая из вены кровь больного с последующей реинфузией, курс 4-5 процедур). Экстракорпоральный метод применяется при среднетяжелом течении бронхиальной астмы и при глюкокортикоидной зависимости.

Закаливание — это тренировка физиологических механизмов адаптации путем периодически повторяющегося с возрастающей интенсивностью раздражения кожных покровов. Вода с температурой 33oС ощущается человеком как безразличная, 23oС — как прохладная, 13oС — как холодная. Вода с температурой ниже 23oС оказывает раздражающее действие, на что организм отвечает изменением интенсивности процессов терморегуляции и физиологических механизмов адаптации. Под влиянием охлаждения процессы теплообразования в организме ускоряются, при интенсивном воздействии холода стимулируются функции надпочечников и щитовидной железы.

В существующих программах закаливания предполагается медленное снижение температуры воды, сроки для достижения температурной адаптации настолько растянуты, что не могут обеспечить закаливание пациентам, так как за это время наступает обострение заболевания. Наша методика предусматривает быстрое закаливание холодной водой. Больные должны быть тщательно обследованы для исключения тяжелых заболеваний сердечно-сосудистой системы, таких, как ИБС с приступами стенокардии, аритмические варианты ИБС (пароксизмы мерцательной аритмии, экстрасистолии и др.), заболеваний мочеполовой системы (хронический пиелонефрит, острый и хронический гломерулонефрит), поражения нервной системы.

Переход к принятию холодных водных процедур является произвольным. Для большинства больных переход к низкотемпературным режимам следует осуществлять постепенно через комфортный и контрастный душ, возможно начать холодные обливания без предварительной подготовки.

Водные процедуры нужно проводить ежедневно по 1-2 раза в сутки. Необходимо соблюдать следующие условия: если вы вспотели, то следует принять теплый душ и смыть пот мылом и мочалкой, если вы замерзли, то обливание холодной водой проводить нельзя. Таким образом, обливаться холодной водой можно только в комфортном состоянии. После обливания человек не испытывает чувство холода, напротив, при правильном выполнении процедуры возникает ощущение разливающегося приятного тепла.

После водной процедуры не нужно растираться полотенцем, а следует аккуратно протереть тело. При обострениях заболевания холодные обливания используют чаше (до 4-8 раз в сутки).

Необходимо предупредить вас о том, что в первые 3 месяца занятий возможны обострения астмы, поэтому в начале занятий по программе физической реабилитации отменять или уменьшать объем поддерживающей терапии не следует.

Капуста, стручковая фасоль, укроп, зелень петрушки и другие овощи зеленого цвета – они снимают спазм бронхов, таким образом облегчая дыхание.

Груши, сливы, черешни, черная смородина – являются лучшим источником витаминов и микроэлементов. Их употребление повышает иммунитет и укрепляет организм.

Яблоки – содержат пектины. Их можно кушать в сыром виде или запеченными. Крайне нежелательно очищать их от кожуры – в ней больше всего полезных веществ.

Кефир, йогурт, творог, твердые несоленые сыры – нормализуют микрофлору тонкого кишечника, снижают проницаемость слизистой оболочки кишки. Благодаря этому аллергенам трудней проникнуть в кровоток. Поэтому данные продукты показаны при бронхиальной астме.

Цельные злаки, кунжут, чечевица, коричневый рис – содержат важные микро- и макроэлементы, нормализуют обмен веществ и хорошо влияют на кишечник.

Продукты, богатые витамином С (цитрусовые, черная смородина) борются со свободными радикалами, скопление которых вредно для больных бронхиальной астмой.

Наиболее сильными аллергенами являются:

Цельное молоко, сметана, яйца, сливочное масло;

Острые блюда, пряности, приправы;

Наваристые мясные или рыбные бульоны;

Магазинные колбасы, сосиски;

Жирное мясо (свинина, баранина), маргарин;

Торты, конфеты, сладкая выпечка, купленная в супермаркете;

Ранние овощи и фрукты – они содержат много вредных добавок и пестицидов.

Список использованной литературы:

1. Арабидзе Г. Г. Основные принципы восстановительной терапии (реабилитация) больных бронхиальной астмой. — 2014г., 350с.

2. Геселевич В.А. Здоровье олимпийцев России / Вестник спортивной медицины России. — № 8. – 2015г. 433с.

3. Еремушкин М. А. Основы реабилитации : учеб. пособие для студ. учреждений сред. мед. проф. образования / М.А.Еремушкин. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.

4. Журавлева А.И. Спортивная медицина и лечебная физкультура . – М: Медицина, 2013г. 560с.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *