Меню Рубрики

Не знаю как в себе я бешенство умерил

Следуя призыву ДАМа натравить олигархов на школьников, руководство нашей корпоративной школы попросило меня провести урок (двойной) литературы у десятого класса.

Я честно предупредил любезных педагогов, что это немножко стрёмная затея, поскольку я люблю литературу, люблю искренне, а потому привык говорить о книжках и авторах то, что на самом деле думаю.
Но меня заверили, что всё в порядке.
Ну что ж, я выступил.

Начал так:
«Помню, когда учился в предпоследнем классе, как-то спросил у друга по даче, читал ли он «Войну и мир». На что он ответил: «Честно, пробовал, даже книжку открыл, но там первая же фраза по-французски, я нифига не понял и захлопнул обратно».

Он так и не прочёл «Войну и мир». Зато – он открыл для меня Стругацких, будучи фанатом. Причём, много раньше предпоследнего класса. Сейчас он имеет свой бизнес, занимается тюнингом внедорожников, сам выступает на триале, и притом – его никак не назовёшь бескультурным, невежественным человеком. Напротив, с ним бывает очень интересно потрепаться о литературе и кино. Но – не о Толстом, конечно.

Сам я – знал французский, поэтому «Войну и мир» осилил. Ну, почти. До середины четвёртого тома, где-то. Мне всё хотелось понять, ради чего почтенный граф извёл столько бумаги и чернил. Но – я отчаялся. И бросил чтение, когда автор скатился уже в чистую философию даже без претензий на художественность.

Нет, поймите правильно: я вовсе не хочу сказать, будто Лев Толстой – скверный писатель и не должен никому нравиться. Да если кто получает радость от его сочинений – то на здоровье. Хотя несколько странно, когда те же люди брызжут негодующе слюной по поводу «Дома-2».

Но мне, честно сказать, кажется весьма одиозной идея принуждать к чтению книжек и навязывать мнение об их величии. Возможно, и сама идея обязательного преподавания литературы, для всех и без учёта личных вкусов, — она тоже… чудаковатая. Если уж на то пошло, почему именно литературы, а не кинематографии или компьютерных игрушек? Поди, не произведения искусства, не элементы человеческой культуры?

Как по мне, художественные книжки ценны постольку, поскольку доставляют читателям удовольствие. То ли изяществом стиля, то ли интригующим сюжетом, то ли психологически точными портретами, то ли занятными мыслями, которые читатель находит таковыми. Но хорошо, конечно, когда всё вместе присутствует. И всё это, конечно, очень субъективные, оценочные категории.

Поэтому меня всегда умиляло это привычное в литературоведческих кругах деление на авторов «первого и второго ряда», а также – деление жанров на «высокие и низкие». При этом как-то так получалась, что к низким жанрам принято относить писания о чём-то интересном, незаурядном, интригующем, будь то расследование таинственных преступлений, похождения морских пиратов, охота на вампиров, битвы магов с драконами (ну или, для девочек – любовь магната к своей новой секретарше с первого взгляда), а «высокой литературой» — считается глубокомысленный трёп «обо всём и ни о чём» на фоне совершенно заурядных событий.

На самом деле, у подобной точки зрения – есть причины. Главная из них в том, что, выдумывая захватывающий, лихо закрученный сюжет, – авторы действительно порой получают возможность «отдохнуть» на стиле. И пишут реально хреново, коряво и косноязычно. А чтобы увлечь читателя глубокомысленным трёпом заурядных людей – нужно писать всё же как-то получше, с «изюмом».

Но вместе с тем, и наличие интересного сюжета – вовсе не исключает стилистических достоинств. Был бы автор толковый.
И потому складывается ситуация: Дюма, Стивенсона, Скотта, Саббатини, Хаггарда, Конан-Дойля – как-то и по сию пору не приходится включать в школьную программу. Их и так читают, даже несмотря на огромную конкуренцию со стороны позднейшей, более динамичной литературы, и, особенно, кинематографа. А вещи, признаваемые «истинно великими» — читают всё больше под дулом пистолета (или – под действием общественного мнения, что одно и то же).

Конкретно русской литературе, «золотому» её девятнадцатому веку, не повезло в том отношении, что для доказательства её величия – в школьные программы обычно пихают именно многомудрые, увесистые «психологические» и «социально значимые» глыбины с тягомотным, невнятным сюжетом и навязчивой нравственной проповедью от автора. Исключение, пожалуй, составляет пушкинская проза, лермонтовский «Герой нашего времени» (там есть переживания Печорина, но они не настолько уж «грузят»), ранние рассказки Гоголя. Но Толстоевский (собирательно) – это именно то непрошибаемо серьёзное и высокодуховное лицо русской литературы, которое так нравится людям «глубоким» и несколько отпугивает – людей нормальных.

Между тем, нельзя сказать, будто бы в русской литературе девятнадцатого столетия совсем уж не было авторов, которые бы стремились развлечь читателя, а не совокупить ему мозг. Просто, они, будучи зачислены во «второй ряд», как-то обойдены вниманием.
Но вот я, допустим, из Толстых той поры – куда больше ценю не Льва, а Алексея Константиновича. Один его проект «Козьма Прутков», совместно с Жемчужниковыми, — так растерзали на цитаты, что до сих пор сплошь и рядом слышишь. «Если у тебя есть фонтан – заткни его». «Специалист подобен флюсу». И многое другое. А Лев Толстой – он, можно сказать, только один и породил эпохальный «мем»: «Гладко было на бумаге – да забыли про овраги». Да, это из его стихотворения. И тогда он, будучи молодым офицером, ещё умел писал стихи. А после, по мере обронзовения, – и прозу толком разучился писать. Э, ладно, я этого не говорил! И ничего никому не навязываю.

Возвращаясь к Алексею Константиновичу. Он вообще прикольный был чувак. Пародии замечательные писал. Просто стихи забавные, живые. Парням – «Бунт в Ватикане» рекомендую почитать. Барышням – не рекомендую, конечно. Не могу-с.

К слову, у меня была во студенчестве теория, что и небезызвестный «Лука Мудищев» — это тоже Алексей Константиновича Толстого сочинение. Возможно, в соавторстве с Жемчужниковыми. Из ранних. Да, поэма шла под псевдонимом «Иван Барков», но это лишь дань памяти знаменитому похабнику восемнадцатого века. Так-то – явно после Пушкина написано. Но тут – спорно, что именно Толстой.

Ещё – неплохая историческая повесть у него была, «Князь Серебряный». Грозный, опричнина, «жесть». Это вообще редкость для русской литературы тех лет, авантюрно-историческая, приключенческая проза. Можно ещё Загоскина вспомнить… помните, в «Ревизоре»: «Это другой «Юрий Милославский»?»… и в свою пору им зачитывались, но сейчас – как-то совсем подзабыли. И, честно сказать, Загоскин – это всё-таки не Дюма и не Стивенсон, понаивнее написано. Но «Князь Серебряный» А.К.Толстого –как-то немножко повыше уровнем, чем Загоскина творения. То есть, я-то писателей не ранжирую, просто – своими впечатлениями делюсь. А кому вдруг втемяшится оспорить – всегда пожалуйста.

Но ещё больше мне у Толстого, А.К., глянулась в своё время одна коротенькая, но забавная мистическая вещица, с концептуальным названием «Упырь». С одной стороны, вполне нормальный такой хоррор, хоть сейчас бери да экранизируй as is, с другой – много смешных мест, и даже некий стёб, вторым планом, над героическим поколением «времён очаковских и покоренья Крыма»… Да, цитата – не из Толстого.
Я бы сказал, что в этом «Упыре» — чёткие булгаковские мотивы прослеживаются… если б это не звучало так глупо. Читал ли Булгаков Алексея Константиновича? По многим приметам – наверное читал.

Однако ж, надо возвращаться к программным классикам, будь они… сиятельны вовеки веков!

Что ж, иметь некоторое знакомство с произведениями, которые считаются «классикой», наверное – надо. Чтоб не выглядеть совсем уж неотёсанным чурбаном. Но если начал читать и как-то вещь не пошла – ей-богу, не стоит себя насиловать. Может, потом, через несколько лет стоит вернуться – и тогда вштырит. А покамест — вполне достаточно прочитать статью в Википедии с изложением сюжета и неких «необходимых» знаний о книге.

Правда, признаюсь, иногда я всё-таки читал и то, что никоим образом «не цепляло». Поскольку нашёл себе развлечение – писать на эту муть пародии и заведомо провокационные, разгромные сочинения. Это порой бывает приятно и весело – ниспровергать укоренившиеся, «сакральные» мнения, которые в действительности мало кто разделяет даже среди учителей, но вынуждены их проповедовать.

В этой школе каких-то замшелых отродоксов не водится, а нормальному учителю литературы, поверьте, всегда приятнее, когда ему пусть и резко «в оппозицию» высказываются, но – являют хоть какую-то искреннюю заинтересованность в предмете. А не бубнят, превозмогая склероз, банальности из учебника, наводя «хрестоматийный глянец»… да, Маяковский.

И я вам сейчас покажу, как это делается. Называйте любую вещь из тех, что вы уже проходили, или скоро должны проходить, — а я скажу, что о ней думаю. Потом – может, обсудим. Хотя нет, обсуждать не будем. У нас столько времени нет. Лучше – в сочинениях потом напишете, с чем не согласны. Вот вам и тема.
А пока – валяйте, заказывайте! Я сегодня ваш.

Первым мне достался роман Тургенева «Отцы и дети».

— Милая, — говорю, — вещица. Хорошо написана, приятно. Этого сложно было ожидать от довольно-таки конъюнктурного романа на «социально острую» тему, но чего у Тургенева не отнимешь, – стилист он отменный. И тут – постарался. Это не «Ася» и не «Вешние воды», от которых тошнит, и не абсолютно сырой опус «Накануне», — тут Тургенев поднапрягся и класс всё же явил. Да и человек он благодушный, чуждый маниакальности. Поэтому, честно, я не совсем понимаю, зачем ему понадобилось убивать Базарова. Ведь он, Базаров, и так проиграл по всем пунктам с этим своим крикливым, дурацким нигилистическим бунтом.
Увлёкся флиртом с Фенечкой, когда прежде объявлял подобные штуки пошлостью. Поучаствовал в нелепой дуэли с Павлом Кирсановым, несмотря на декларируемое им презрение к аристократическим повадкам. Втюрился в Одинцову, да заробел сближаться с нею. Утратил всякое влияние на Аркадия, которому сделался попросту скушен со своей мизантропией и своим ребяческим, напускным цинизмом. По-моему, вещь бы только выиграла, если б Базаров не погиб так нелепо, а попросту перебесился со своим подзатянувшимся подростковым протестом. К чему он был близок. Ну да автор – хозяин-барин.
Убив своего нигилиста – Тургенев дал повод прощелыгам вроде Писарева утверждать, будто бы автор никак не мог расправиться с Базаровым силой мысли, а потому — тупо прикончил его трупным ядом. Да было бы с кем расправляться! Обычный начинающий докторишка-ворчун, вбивший себе в голову, по изначальному простонародному своему невежеству, будто нечто в самом деле «революционное» есть в его жизненной концепции. Даже и близко – не House M.D. Да для дворян, когда каждый из них бывал куда бОльшим «нигилистом», лет в 16-25, это просто смешно было слушать. Но что Тургенев позволил Базарову – умереть достойно, героем, будто бы не поколебленным в своих максималистских убеждениях. И Базаров в самом деле умирал красиво и достойно. Одно это, «не говорите при мне по-латыни, я пойму yam moritur», — дорогого стоит.
Вот если б Тургенев дал Базарову ещё пару лет развития, тем же естественным курсом, если б дал ему жениться и утратить обличительский пыл – так бы он реально «опустил» своего персонажа. Но Тургенев, наверное, слишком добрый человек был.

Потом был «Идиот» Достоевского.
— Честно, — говорю, — идиот – это тот больной сукин сын, который включил Достоевского в обязательную школьную программу. Нет, Фёдор Михалыч, конечно, гений, но – он же трёхнутый на всю голову. Как можно заставлять(!) кого-то читать его… гхм, психиатрические анамнезы? Тут уж дело вкуса. Признаюсь откровенно, лично мне просто неприятно всегда было Достоевского читать. К тому же, конкретно «Идиот» — показался и весьма занудной вещью, перенасыщенной проходными персонажами и пустыми, истерическими разговорами. Довольно быстро эта вымученная надрывность, эта «речевая чахоточность» – начинает раздражать. Что до главного, титульного героя – убей бог, не помню, чтО этот Мышкин кому-то реально хорошего-то сделал. Рогожин – тот хоть грохнул Настасью Филипповну, избавив от страданий, вызванных подростковой травмой, причинённой педофилом Тоцким. А Мышкин – он какой-то вообще никакой. Приехал из Швейцарии, потусил, преимущественно среди моральных уродов, потрепался вволю, — да и свихнулся окончательно. Его принято чуть ли не «инкарнацией» Христа провозглашать – но я бы на месте христиан считал такое сопоставление кощунственным.
Но честно – я читал роман один раз, и не могу сказать, что помню его наизусть. Там, конечно, есть забавные вещи, вроде этого капитана, который рассказывает о боевой потере своей ноги, стоя при этом на обеих здоровых… что ещё больше запомнилось – игра в «расскажи о своём самом плохом поступке». Да только смысла в ней, когда всякий — всё едино соврёт? Смысл в том, чтоб эту мысль продемонстрировать? И это правда очень глубокий смысл?
Да пошёл бы Фёдор Михалыч со своим макабром уродцев! Да, у Достоевского – совершенно уникальное и гениальное видение людей как заспиртованных препаратов Кунсткамеры, бьющихся в вольтовой дуге самых низменных страстей, но – вот как-то не очень жизненное, по моим наблюдениям. Нет, далеко не все люди таковы. А Достоевскому – не повезло то ли с окружением (несколько лет среди каторжан – урон для психики по-любому), то ли с субъективной спецификой восприятия. Что, впрочем, взаимосвязано.

«Мёртвые души» Гоголя.
— В задумке – добротный плутовской роман с занятным сюжетом. Рельефные, монолитные персонажи, очень полезные своей тотчас обретённой «нарицательностью». Обзовёшь кого «Коробочкой» — и уже не надо обзывать «местечковой дурой». Местами – вещь «доставляет» весьма. А местами – изрядно затянуто. И я имею в виду как раз те лирические отступления, которые так обожают критики и учителя (или делают вид). Прежде всего – пресловутый этот пассаж про Русь-птицу-тройку. Честно, лёгкая оскомина возникает от этого странноватого и натужного пафоса посреди довольно-таки иронического повествования о похождениях афериста. Вообще, чуднАя была идея, назвать роман такого жанра «поэмой» и ради этого впихивать туда высокопарные красивости. В «Страшной мести», скажем, патетические фигуры, вроде «чуден Днепр», смотрятся органично. Но в «Мёртвых душах» — как-то не очень. Но, тем не менее, первая часть стоит того, чтобы ознакомиться. Она, с позволения сказать, «мематична». А вторая? Что ж, сам автор решил, что – ф топку.
Вообще же, про Гоголя должен сказать следующее. Одна моя знакомая, философ по профессии (и не спрашивайте, что это такое!), тётка весьма неглупая, как-то выразила мысль, что Гоголь блестяще передавал форму, но очень страдал от того, что не умеет выразить душу. Собственно, это он сам сетовал, в письмах.
Но я бы рискнул утверждать, он не то чтобы не умел выражать душу – он разучился это делать. В «Диканьке»-то, в «Вие» и в «Бульбе» — всё у него в порядке было с «душевностью». Ему самому были симпатичны его персонажи, он выписывал их любовно.
Однако ж, долгая жизнь в Петербурге — испортила этого страстного русскоязычного украинского писателя. Он превратился в хитрожопого хохляцкого гастарбайтера, который тратил свой талант на сотворение очень ярких, очень ценных и очень заслуженных сатирических карикатур на российское чиновничество и помещичество, а свою страсть – на такие вот возвышенные, стилистически красивые, многозначительные, но довольно никчёмные пассажи про «Русь-тройка, знать, у бойкого народа ты родилась…. и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства…».

После чего, честно, хотелось сказать, с позиции великорусского шовинизма: «Прогиб засчитан, пан Яновский! Знаю: и народ наш тормознутый вельми, и государство – вовсе не лидер в мире, но – спасибо, что решили польстить даже против фактов».
Хотя я понимаю, что он не столько подлизывался к национальной гордости великороссов, сколько – пытался самого себя примирить с нею, в действительности ненавидя российские реалии всеми фибрами. Да и – кто б его просил-то их любить?
Это действительно трагедия Гоголя. А жаль. Ведь мог он – стать кем-то вроде нашего Эдгара По, но с неповторимым славянским колоритом и с неподдельной, искренней страстностью. А скатился – в социальщину, всё же. Но – очень талантливую.

«Горе от ума» Грибоедова
— Вероятно, первая вещь эксклюзивного и концептуального для русской литературы жанра «о людях, которые непонятно зачем». Или, на литературоведческом сленге – «проблема лишнего человека в творчестве «вставить нужное имя отечественного автора».
Видите ли, это действительно уникальная фишечка, порождённая именно русской литературой: писать о людях, которые замечательны прежде всего тем, что не нашли никакого применения своим безусловно великим талантам (как то утверждается открытым текстом, поскольку невозможно заметить их по каким-то косвенным признакам). Они, эти люди, всегда настолько выше окружающих, что не могут занять в социуме места себе под стать – а потому не занимают никакого. Да, это наше, родное изобретение. Все остальные литературные жанры, честно сказать, мы заимствовали, как и большинство культурных трендов вообще, поскольку Россия – так уж вышло – находилась на периферии культурного пространства и шла в кильватере у Европы, но писанина о «лишних людях» — зародилась у нас. И лишь потом перекинулась на другие страны.

Читайте также:  Вирус бешенства в фекалиях

«Горе от ума» — повторю, наверное, первая вещь подобного рода. И я бы предположил, название – несколько более саркастическое, чем повелось считать.
Почему-то принято думать, будто Чацкий действительно большой умница, незаслуженно страдающий от тупости светской тусовки, которая не в состоянии понять и оценить его интеллектуальное превосходство.
Но у меня есть некоторые сомнения в том, что Грибоедов считал своего Чацкого на самом деле умным человеком. Да и с чего бы? Его рассуждения, в действительности, ничуть не менее плоские и пошлые, чем ретроградные филиппики Фамусова или казарменные шуточки Скалозуба (или даже – салонно-оппозиционный пафос Репетилова). Зато – в них куда больше самолюбования и желчи. Главное – они совершенно неуместны. Чацкий токует самозабвенно, что тетерев по весне, — и абсолютно не чувствует восприятия аудитории, всё более враждебного. Да ему вообще на это наплевать – дай только излиться.

И в глазах дипломата Грибоедова это должно служить признаком великого ума? Ей-богу, Чацкого так легко приняли за психа, с подачи Софьи, ровно потому, что его речуги и производят впечатление психической неадекватности. Думается, справедливое впечатление. Поэтому, рискну утверждать, Чацкий и есть в комедии главный шут гороховый, а вовсе не протагонист (ну или же Грибоедов выводил «юного себя», с изрядно снисходительной иронией, а то и сарказмом). Чацкий нелеп, смешон со своим утрированным позёрством и фиглярством. Да и не очень-то приятная личность. Эгоист – конченый, самозабвенный.

Тут показательна финальная сцена, когда Софья застукала Молчалина с Лизой, а Чацкий рядом оказался.
Софье – конечно, неприятно было слышать, как Молчалин любезничает со служанкой, да ещё и – «Мой ангельчик, желал бы вполовину
К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;
Да нет, как ни твержу себе,
Готовлюсь нежным быть, а свижусь — и простыну».
Никому не приятно такое слышать. Но – она владеет собой, тем не менее. Конечно, высказывает Молчалину всё, что о нём думает, но – вполголоса. Ей скандал, понятно, совершенно не нужен.
Не то – Чацкий.
«Не знаю, как в себе я бешенство умерил!»
И я тоже не знаю, что он имеет в виду под словом «умерил». Но на деле – он разверещался на весь дом о своей жгучей обиде и праведном гневе. Совершенно не заботясь теми проблемами, которые создал своей якобы любимой. После чего, конечно, всех обругав и упиваясь сознанием оскорблённости в лучших чувствах, благополучно свинтил.

Как-то, согласитесь, немножко иной образ поведения, нежели у Сирано де Бержерака из ростановской пьесы, где он подсказывает Кристиану (может, я путаюсь в именах, давно читал) реплики в душевном разговоре с Роксаной, беззаветно любимой Сирано. Кстати, советую почитать эту пьесу Ростана. Тоже, кстати, автор, отнесённый «знатными литературоведами» во «второй ряд», но его Сирано – на меня в своё время очень сильное впечатление произвёл. Вроде, у меня-то нос всегда нормальный был – а вот как-то проняло. Кому в оригинале сложновато будет читать — щепкинский перевод реально хороший.

Возвращаясь к «Горю от ума».
На самом деле, такой тип крикливых псевдоинтеллектуальных клоунов-инфантилов, перманентно обиженных на весь белый свет, — он, наверное, вечен. Поэтому и пьеса – на все времена. Тут Гончаров был прав, в своей статье «Мильон терзаний». К слову, он-то к Чацкому как раз хорошо относится. «Лучом света» считает. Я этого не вижу, я Чацкого считаю претенциозной дрянью и дешёвкой, но – возможно я слишком строг. В конце концов, он ещё очень молод должен быть, лет двадцать с небольшим. Но всё равно – покамест говнюк. Потом, может, и чего путное из него вырастет. Но вот, своей любимой девушке, от которой почему-то он тоже требовал ответной любви, когда расстался с нею, четырнадцатилетней, на три года, – он жизнь конкретно подпортил, вероятно.

«Евгений Онегин»
Ну да, Пушкин есть Пушкин. Пишет он хорошо. Легко, остроумно, элегантно. Даже если сюжет – полнейшая хрень, высосанная из пальца. Что, собственно, я могу сказать о сюжете «Онегина», хотя не на настаиваю на своём мнении. Когда бы стиль не вытягивал, когда б не «ума холодные и сердца горестные», – это была бы одна из самых незамысловатых мыльных опер ever, ever. Даже нелепое убийство сельского графомана-рифмоплёта, — не больно-то добавляет «драйва».
Но, это, конечно, «пацанское» мнение. Барышень, возможно, впечатляет этот супер-неожиданный поворот с Татьяной, когда Онегин столь снисходительно отверг страсть «деревенской девочки», но не прошло и семи глав, как внезапно воспылал сам огромной силы чувством к той светской львице, в которую она превратилась, и был послан в свою очередь. Но мне почему-то кажется, что Пушкин откровенно глумился над читательницами. И зашибал бабло на этом сериале, конечно. Что не так уж плохо для писателя по-любому.

Так, это чего у нас, звонок уже, что ли?

Ну тогда скажу напоследок: Пушкин на самом-то деле крут. Лимонов его «календарным поэтом» обозвал, но реально – Пушкин был первым в России, кто взял и привил моду писать и стихи, и прозу нормальным, человеческим языком. Без ненужной-натужной вычурности. А это – уже подвиг, по тем временам. И сказки, кстати, клёвые у него. Своему киндеру, когда маленький он совсем был, — я предпочитал Пушкина на ночь читать. «Айболит» Чуковского, с его нарочитыми неровностями слога, – не так катит. А зачтёшь «Салтана» — глядь, киндер уже и засопел. Имейте в виду, те из вас, кто манкирует контрацептивами…
ПОСЛЫШАЛОСЬ СПРОСОНЬЯ!
Всё, урок окончен, брысь в рекреацию!

источник

Вот интересно, если дорогу перебегает совершенно белая кошка, это к чему? Я замерла, а кошка шла медленно, вальяжно, чуть подрагивая роскошным хвостом. Потом вдруг остановилась, глянула на меня и… подмигнула! Ей-богу, она мне подмигнула! И так же царственно проследовала дальше. Может, все-таки это к счастью?

Но, по-видимому, белые кошки тоже ничего доброго не предвещают. Когда я вернулась домой, там уже находилась моя свекровь.

– Саша, я не понимаю, у тебя в доме нет лимона? – с места в карьер напустилась она на меня.

– Лимона? Кажется, был в холодильнике, я не помню. А зачем вам лимон понадобился?

– Я хотела выпить чаю. Ты же знаешь, я всегда пью чай с лимоном.

Я натянула уже снятый сапог и молча пошла к двери.

– Не строй из себя великомученицу! Я обойдусь! А вот чем ты собираешься кормить Глеба? У него сегодня нет спектакля?

– Так чем же все-таки ты будешь его кормить?

– Нет, это проблема! Это еще какая проблема! Ему нельзя перед сном наедаться! Да, кстати, кто у тебя в Израиле?

– В Израиле? Никого вроде… А что?

– Тебе звонила какая-то женщина, сказала, что приехала из Израиля и хочет с тобой повидаться.

– Не помню, сейчас посмотрю, я записала, я этих еврейских имен не запоминаю. Ее зовут Мария Львовна.

Интересно, что уж тут такого еврейского? Кроме разве что древнееврейского происхождения имени Мария? Но я промолчала. Я давно взяла себе за правило не задавать свекрови лишних вопросов и уж тем более не подшучивать над ней. Она начисто лишена чувства юмора.

– Почему ты молчишь? Кто это – Мария Львовна?

– Не имею ни малейшего представления, – честно ответила я. – А что она сказала? Еще позвонит или оставила свой телефон?

– Но что ей может быть от тебя нужно?

– Да откуда же мне знать, если я о ней первый раз слышу?

Светлана Георгиевна внимательно посмотрела на меня, я бы даже сказала, испытующе. Но я стойко выдержала ее взгляд, ибо и вправду никаких связей с Израилем у меня не было.

– Ну-ну, ладно. Может, это вообще ошибка была. В конце концов, Александра не такое уж редкое имя.

– Может, и ошибка, – пожала плечами я. И что ей дался этот звонок?

– Саша, я хочу с тобой поговорить! – заявила свекровь.

Вот черт, даже поесть не даст.

– Слушаю вас, Светлана Георгиевна.

– Саша, тебе пора бросить работу!

– Бросить работу? – обалдела я. – Почему?

– Глеб нуждается в хорошем уходе! Пойми, его статус коренным образом меняется, о нем уже говорят, он стал больше зарабатывать, и надо, чтобы дом у него был устроенным, неужели ты сама этого не понимаешь?

– Извините, Светлана Георгиевна, а на какие шиши я буду этот дом содержать? Вы думаете, я много вижу денег от Глеба? Гроши! Он тратит их на свою древнюю тачку, на сигареты, иногда на какие-то шмотки, но живем-то мы на то, что зарабатываю я. И живем более чем скромно. Так что без моих денег мы рискуем просто с голоду подохнуть, – не выдержала я.

– Не преувеличивай своих заслуг, уверяю тебя, если ты будешь сидеть дома и ухаживать за мужем, у вас будет уходить гораздо меньше денег, гораздо! Вот сейчас, например, ты собираешься жарить котлеты из кулинарии, а если бы ты сама купила мясо и накрутила котлет, это обошлось бы куда дешевле. Это раньше покупные котлеты стоили какие-то копейки, а теперь все не так! И надо экономить!

Больше всего мне хотелось послать ее к одной известной матери, но долголетняя привычка заставила меня сдержаться. Ничего, когда-нибудь я все ей выскажу, все! А сейчас промолчу, промолчу, промолчу.

– Саша, ты просто не понимаешь… Скоро к вам начнут с утра до ночи бегать корреспонденты, и что? Посмотри, в каком виде квартира, в каком виде ты сама! Когда ты последний раз взвешивалась? Когда была у маникюрши? А ведь ты должна будешь появляться вместе с Глебом на всяких светских мероприятиях…

– Это не мечты, Саша, это уже почти реальность! Поверь, я вполне способна оценить все, что ты в эти годы сделала для Глеба, но… Да ведь он скоро начнет тебя стесняться, а там и найдет себе другую. Моложе, красивее… С его-то данными девчонки начнут на нем виснуть, и ты уверена, что он устоит? Что ты так на меня смотришь? Ты обиделась? Но я же желаю тебе добра!

Нет, я не обиделась, она не так уж не права…

Просто я вдруг отчетливо поняла, что означает сон, который я вижу с завидной регулярностью. Мне снится, что я, как в ранней юности, бегу эстафету и все никак не могу добежать свой этап, а когда добегаю и передаю палочку подруге по команде, чувствуя огромное облегчение, эта самая подруга вдруг со всей силы бьет меня ногой в живот. Значит, мой этап уже подходит к концу, так, что ли? А дальше побежит какая-нибудь ослепительная топ-модель, да?

Но мои горькие мысли прервал телефонный звонок. Я схватила трубку. Глеб.

– Сашка, привет! У меня перерывчик образовался, вот звоню узнать, как дела.

– Нормально, у нас Светлана Георгиевна!

– То-то у тебя голосок кислый. Сочувствую. Но ты уж как-нибудь потерпи, ладно? Сашка, я буду поздно, у нашего оператора сегодня день рождения, мы тут немножко погудим в своей компании. Не жди меня, ужин не готовь! Дай мне на секунду маму, а то обидится – и тебе же будет хуже.

– Некуда, – ответила я и передала трубку свекрови.

Пока она ворковала с обожаемым сынулей, я подумала: ерунда все это, идиотские стереотипы, нет, мой Глеб любит меня и не променяет ни на какую длинноногую красотулю. Слишком многое мы с ним вместе пережили, и он меня почти никогда не подводил. И вообще, он хороший парень, а главное – любит меня. Я это чувствую. Когда он мне звонит, у него так теплеет голос… И ночью нам хорошо вместе, он всегда во сне держит мою руку. И не нужны ему другие, это свекрови нужна другая невестка, более престижная, более эффектная… А ведь она еще не знает, где и кем я работаю, у нее бы от презрения ко мне печенка лопнула. Вот уже несколько лет я служу домработницей в одной богатой семье. Правда, семья вполне интеллигентная и ко мне прекрасно все относятся, но факт есть факт. Кстати, Глеб тоже думает, что я работаю в коммерческой фирме бухгалтером. Я когда-то окончила бухгалтерские курсы, но работы менее подходящей для меня, наверное, и выдумать невозможно. Я и бухгалтерия – две вещи несовместные, как гений и злодейство. Но для Глеба и его мамы это было прекрасной отмазкой. Платят мне в этой семье хорошо, и я вовсе не чувствую себя униженной, ни в коей мере. Вот только они не знают, что муж у меня – артист, в последний год даже приобретший известность, Глеб Ордынцев. Ох, а ведь эта чертова кукла права, мне действительно придется уйти с работы совсем по другим соображениям. Что, если какому-нибудь журналюге вздумается узнать, где трудится жена восходящей звезды? Это будет некрасиво – и не столько по отношению к Глебу, это ерунда, в конце концов, ничего постыдного я не делаю, а по отношению к людям, у которых работаю.

Их ведь замучают идиотскими вопросами, и вообще…

– Саша, что с тобой? – вернул меня к действительности голос обожаемой свекрови.

– Нет, ничего, просто я устала, квартальный отчет…

– Глеб сказал, что вернется поздно.

– В таком случае я, пожалуй, поеду домой. И подумай, Саша, над тем, что я сказала.

– Обязательно, Светлана Георгиевна, обязательно подумаю!

И она, слава богу, удалилась. Я вздохнула с облегчением. И тут опять зазвонил телефон.

– Могу я поговорить с Александрой? – произнес приятный женский голос.

– Саша, добрый вечер, я вам звонила, вам передали?

источник

← Действие III Горе от ума — Действие IV
автор Александр Сергеевич Грибоедов (1795—1829)

Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!
Какие-то уроды с того света,
И не с кем говорить, и не с кем танцевать.

Поетем, матушка, мне, прафо, не под силу,
Когда-нибуть я с пала та в могилу.

‎ Мой ангел, жизнь моя,
Бесценный, душечка, Попошь, что так уныло?

Признайся, весело у Фамусовых было.

Наташа-матушка, дремлю на балах я,
До них смертельный неохотник,
А не противлюсь, твой работник,
Дежурю за полночь, подчас
Тебе в угодность, как ни грустно,
Пускаюсь по команде в пляс.

Ты притворяешься, и очень неискусно;
Охота смертная прослыть за старика.

Бал вещь хорошая, неволя-то горька;
И кто жениться нас неволит!
Ведь сказано ж, иному на роду…

В карете барыня-с, и гневаться изволит.

Кричи, чтобы скорее подавали.

Ну вот и день прошел, и с ним
Все призраки, весь чад и дым
Надежд, которые мне душу наполняли.
Чего я ждал? что думал здесь найти?
Где прелесть эта встреч? участье в ком живое?
Крик! радость! обнялись! — Пустое.
В повозке так-то на пути
Необозримою равниной, сидя праздно,
Все что-то видно впереди
Светло, сине, разнообразно;
И едешь час, и два, день целый; вот резво
Домчались к отдыху; ночлег: куда ни взглянешь,
Все та же гладь, и степь, и пусто и мертво…
Досадно, мочи нет, чем больше думать станешь.

‎ Кучера-с нигде, вишь, не найдут.

Пошел, ищи, не ночевать же тут.

Тьфу! оплошал. — Ах, мой Создатель!
Дай протереть глаза; откудова? приятель.
Сердечный друг! Любезный друг! Mon cher!
Вот фарсы мне как часто были петы,
Что пустомеля я, что глуп, что суевер,
Что у меня на все предчувствия, приметы;
Сейчас… растолковать прошу,
Как будто знал, сюда спешу,
Хвать, об порог задел ногою
И растянулся во весь рост.
Пожалуй, смейся надо мною,
Что Репетилов врет, что Репетилов прост,
А у меня к тебе влеченье, род недуга,
Любовь какая-то и страсть,
Готов я душу прозакласть,
Что в мире не найдешь себе такого друга,
Такого верного, ей-ей;
Пускай лишусь жены, детей,
Оставлен буду целым светом,
Пускай умру на месте этом,
Да разразит меня Господь…

Не любишь ты меня, естественное дело:
С другими я и так и сяк,
С тобою говорю несмело,
Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак.

Ругай меня, я сам кляну свое рожденье,
Когда подумаю, как время убивал!
Скажи, который час?

‎ Час ехать спать ложиться;
Коли явился ты на бал,
Так можешь воротиться.

Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня,
В приличьях скованы, не вырвемся из ига,
Читал ли ты? есть книга…

А ты читал? задача для меня,
Ты Репетилов ли?

‎ Зови меня вандалом:
Я это имя заслужил.
Людьми пустыми дорожил!
Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом!
Танцовщицу держал! и не одну:
Трех разом!
Пил мертвую! не спал ночей по девяти!
Все отвергал: законы! совесть! веру!

Послушай! ври, да знай же меру;
Есть от чего в отчаянье придти.

Поздравь меня, теперь с людьми я знаюсь
С умнейшими!! — всю ночь не рыщу напролет.

‎ Что ночь одна, — не в счет,
Зато спроси, где был?

‎ И сам я догадаюсь.
Чай, в клубе?

‎ В Английском. Чтоб исповедь начать:
Из шумного я заседанья.
Пожало-ста молчи, я слово дал молчать;
У нас есть общество, и тайные собранья
По четвергам. Секретнейший союз…

Ах! я, братец, боюсь.
Как? в клубе?

‎ Вот меры чрезвычайны,
Чтоб взашеи прогнать и вас, и ваши тайны.

Напрасно страх тебя берет,
Вслух, громко говорим, никто не разберет.
Я сам, как схватятся о камерах, присяжных,
О Бейроне, ну о матерьях важных,
Частенько слушаю, не разжимая губ;
Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.
Ax! Alexandre! у нас тебя недоставало;
Послушай, миленький, потешь меня хоть мало;
Поедем-ка сейчас; мы, благо, на ходу;
С какими я тебя сведу
Людьми!!… Уж на меня нисколько не похожи!
Что за люди, mon cher! Сок умной молодежи!

Бог с ними и с тобой. Куда я поскачу?
Зачем? в глухую ночь? Домой, я спать хочу.

Э! брось! кто нынче спит? Ну полно, без прелюдий
Решись, а мы. у нас… решительные люди,
Горячих дюжина голов!
Кричим — подумаешь, что сотни голосов.

Да из чего беснуетесь вы столько?

Не место объяснять теперь и недосуг,
Но государственное дело:
Оно, вот видишь, не созрело,
Нельзя же вдруг.
Что за люди! mon cher! Без дальних я историй
Скажу тебе: во-первых, князь Григорий!!
Чудак единственный! нас со смеху морит!
Век с англичанами, вся английская складка,
И так же он сквозь зубы говорит,
И так же коротко обстрижен для порядка.
Ты не знаком? о! познакомься с ним.
Другой — Воркулов Евдоким;
Ты не слыхал, как он поет? о! диво!
Послушай, милый, особливо
Есть у него любимое одно:
«А! нон лашьяр ми, но, но, но».
Еще у нас два брата:
Левон и Боринька, чудесные ребята!
Об них не знаешь что сказать;
Но если гения прикажете назвать:
Удушьев Ипполит Маркелыч.
Ты сочинения его
Читал ли что-нибудь? хоть мелочь?
Прочти, братец, да он не пишет ничего;
Вот эдаких людей бы сечь-то,
И приговаривать: писать, писать, писать;
В журналах можешь ты, однако, отыскать
Его отрывок, взгляд и нечто.
Об чем бишь нечто? — обо всем;
Все знает, мы его на черный день пасем.
Но голова у нас, какой в России нету,
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист;
Да умный человек не может быть не плутом.
Когда ж об честности высокой говорит,
Каким-то демоном внушаем:
Глаза в крови, лицо горит,
Сам плачет, и мы все рыдаем.
Вот люди, есть ли им подобные? Навряд…
Ну, между ими я, конечно, зауряд,
Немножко поотстал, ленив, подумать ужас!
Однако ж я, когда, умишком понатужась,
Засяду, часу не сижу,
И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу.
Другие у меня мысль эту же подцепят
И вшестером, глядь, водевильчик слепят,
Другие шестеро на музыку кладут,
Другие хлопают, когда его дают.
Брат, смейся, а что любо, любо:
Способностями Бог меня не наградил,
Дал сердце доброе, вот чем я людям мил,
Совру — простят…

Ах! Скалозуб, душа моя,
Постой, куда же? сделай дружбу.

Слух об тебе давно затих,
Сказали, что ты в полк отправился на службу.
Знакомы вы?

‎ Упрямец! ускакал!
Нет нужды, я тебя нечаянно сыскал,
И просим-ка со мной, сейчас без отговорок:
У князь-Григория теперь народу тьма,
Увидишь, человек нас сорок,
Фу! сколько, братец, там ума!
Всю ночь толкуют, не наскучат,
Во-первых, напоят шампанским на убой,
А во-вторых, таким вещам научат,
Каких, конечно, нам не выдумать с тобой.

Избавь. Ученостью меня не обморочишь,
Скликай других, а если хочешь,
Я князь-Григорию и вам
Фельдфебеля в Волтеры дам,
Он в три шеренги вас построит,
А пикните, так мигом успокоит.

Все служба на уме! Mon cher, гляди сюда:
И я в чины бы лез, да неудачи встретил,
Как, может быть, никто и никогда;
По статской я служил, тогда
Барон фон Клоц в министры метил,
А я —
К нему в зятья.
Шел напрямик без дальней думы,
С его женой и с ним пускался в реверси,
Ему и ей какие суммы
Спустил, что Боже упаси!
Он на Фонтанке жил, я возле дом построил,
С колоннами! огромный! сколько стоил!
Женился наконец на дочери его,
Приданого взял — шиш, по службе — ничего.
Тесть немец, а что проку?
Боялся, видишь, он упреку
За слабость будто бы к родне!
Боялся, прах его возьми, да легче ль мне?
Секретари его все хамы, все продажны,
Людишки, пишущая тварь,
Все вышли в знать, все нынче важны,
Гляди-ка в адрес-календарь.
Тьфу! служба и чины, кресты — души мытарства;
Лахмотьев Алексей чудесно говорит,
Что радикальные потребны тут лекарства,
Желудок дольше не варит.

Извольте продолжать, вам искренно признаюсь,
Такой же я, как вы, ужасный либерал!
И от того, что прям и смело объясняюсь,
Куда как много потерял.

Все врознь, не говоря ни слова;
Чуть из виду один, гляди уж нет другого.
Был Чацкий, вдруг исчез, потом и Скалозуб.

‎ Он не глуп,
Сейчас столкнулись мы, тут всякие турусы,
И дельный разговор зашел про водевиль.
Да! водевиль есть вещь, а прочее все гиль.
Мы с ним… у нас… одни и те же вкусы.

А вы заметили, что он
В уме сурьезно поврежден?

А кстати, вот князь Петр Ильич,
Княгиня и с княжнами.

Княжны, пожалуйте, скажите ваше мненье,
Безумный Чацкий или нет?

Какое ж в этом есть сомненье?

Дрянские, Хворовы, Варлянские, Скачковы.

Ах! вести старые, кому они новы?

Мсье Репетилов! Вы! Мсье Репетилов! что вы!
Да как вы! Можно ль против всех!
Да почему вы? стыд и смех.

Простите, я не знал, что это слишком гласно.

Еще не гласно бы, с ним говорить опасно,
Давно бы запереть пора.
Послушать, так его мизинец
Умнее всех, и даже князь-Петра!
Я думаю, он просто якобинец,
Ваш Чацкий. Едемте. Князь, ты везти бы мог
Катишь или Зизи, мы сядем в шестиместной.

‎ Царь небесный!
Амфиса Ниловна! Ах! Чацкий! бедный! вот!
Что наш высокий ум! и тысяча забот!
Скажите, из чего на свете мы хлопочем!

Так Бог ему судил; а впрочем,
Полечат, вылечат авось;
А ты, мой батюшка, неисцелим, хоть брось.
Изволил вовремя явиться! —
Молчалин, вон чуланчик твой,
Не нужны проводы; поди, Господь с тобой.

Прощайте, батюшка; пора перебеситься.

Куда теперь направить путь?
А дело уж идет к рассвету.
Поди, сажай меня в карету,
Вези куда-нибудь.

Что это? слышал ли моими я ушами!
Не смех, а явно злость. Какими чудесами?
Через какое колдовство
Нелепость обо мне все в голос повторяют!
И для иных как словно торжество,
Другие будто сострадают…
О! если б кто в людей проник:
Что хуже в них? душа или язык?
Чье это сочиненье!
Поверили глупцы, другим передают,
Старухи вмиг тревогу бьют —
И вот общественное мненье!
И вот та родина… Нет, в нынешний приезд,
Я вижу, что она мне скоро надоест.
А Софья знает ли? — Конечно, рассказали,
Она не то, чтобы мне именно во вред
Потешилась, и правда или нет —
Ей все равно, другой ли, я ли,
Никем по совести она не дорожит.
Но этот обморок, беспамятство откуда?? —
Нерв избалованность, причуда, —
Возбудит малость их, и малость утишит, —
Я признаком почел живых страстей. — Ни крошки:
Она конечно бы лишилась так же сил,
Когда бы кто-нибудь ступил
На хвост собачки или кошки.

‎ Она! она сама!
Ах! голова горит, вся кровь моя в волненьи.
Явилась! нет ее! неужели в виденьи?
Не впрямь ли я сошел с ума?
К необычайности я точно приготовлен;
Но не виденье тут, свиданья час условлен.
К чему обманывать себя мне самого?
Звала Молчалина, вот комната его.

‎ Буду здесь, и не смыкаю глазу,
Хоть до утра. Уж коли горе пить,
Так лучше сразу,
Чем медлить, — а беды медленьем не избыть.
Дверь отворяется.

‎ Ах! мочи нет! робею.
В пустые сени! в ночь! боишься домовых,
Боишься и людей живых.
Мучительница-барышня, Бог с нею,
И Чацкий, как бельмо в глазу;
Вишь, показался ей он где-то здесь внизу.

Да! как же! по сеням бродить ему охота!
Он, чай, давно уж за ворота,
Любовь на завтра поберег,
Домой, и спать залег.
Однако велено к сердечному толкнуться.

Послушайте-с. Извольте-ка проснуться.
Вас кличет барышня, вас барышня зовет.
Да поскорей, чтоб не застали.

Вы, сударь, камень, сударь, лед.

Ах! Лизанька, ты от себя ли?

‎ Кто б отгадал,
Что в этих щечках, в этих жилках
Любви еще румянец не играл!
Охота быть тебе лишь только на посылках?

А вам, искателям невест,
Не нежиться и не зевать бы;
Пригож и мил, кто не доест
И не доспит до свадьбы.

‎ Поди,
Надежды много впереди,
Без свадьбы время проволочим.

Что вы, сударь! да мы кого ж
Себе в мужья другого прочим?

Не знаю. А меня так разбирает дрожь,
И при одной я мысли трушу,
Что Павел Афанасьич раз
Когда-нибудь поймает нас,
Разгонит, проклянет. Да что? открыть ли душу?
Я в Софье Павловне не вижу ничего
Завидного. Дай Бог ей век прожить богато,
Любила Чацкого когда-то,
Меня разлюбит, как его.
Мой ангельчик, желал бы вполовину
К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;
Да нет, как ни твержу себе,
Готовлюсь нежным быть, а свижусь — и простыну.

‎ Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Сказать, сударь, у вас огромная опека!

И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека…

Который кормит и поит,
А иногда и чином подарит?
Пойдемте же, довольно толковали.

Пойдем любовь делить плачевной нашей крали.
Дай обниму тебя от сердца полноты.

Нейдите далее, наслушалась я много,
Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.

‎ Ни слова, ради Бога,
Молчите, я на все решусь.

Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте.

Не помню ничего, не докучайте мне.
Воспоминания! как острый нож оне.

‎ Не подличайте, встаньте.
Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,
Солжете…

Шутил, и не сказал я ничего окроме…

Отстаньте, говорю, сейчас,
Я криком разбужу всех в доме
И погублю себя и вас.

Я с этих пор вас будто не знавала.
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала.
Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.

‎ Иначе расскажу
Всю правду батюшке, с досады.
Вы знаете, что я собой не дорожу.
Подите. — Стойте, будьте рады,
Что при свиданиях со мной в ночной тиши
Держались более вы робости во нраве,
Чем даже днем, и при людях, и въяве;
В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
Сама довольна тем, что ночью все узнала:
Нет укоряющих свидетелей в глазах,
Как давиче, когда я в обморок упала,
Здесь Чацкий был…

Скорее в обморок, теперь оно в порядке,
Важнее давишной причина есть тому,
Вот наконец решение загадке!
Вот я пожертвован кому!
Не знаю, как в себе я бешенство умерил!
Глядел, и видел, и не верил!
А милый, для кого забыт
И прежний друг, и женский страх и стыд, —
За двери прячется, боится быть в ответе.
Ах! как игру судьбы постичь?
Людей с душой гонительница, бич! —
Молчалины блаженствуют на свете!

Не продолжайте, я виню себя кругом.
Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!

Стук! шум! ах! Боже мой! сюда бежит весь дом.
Ваш батюшка вот будет благодарен.

Сюда! за мной! скорей! скорей!
Свечей побольше, фонарей!
Где домовые? Ба! знакомые все лица!
Дочь, Софья Павловна! страмница!
Бесстыдница! где! с кем! Ни дать, ни взять она,
Как мать ее, покойница жена.
Бывало, я с дражайшей половиной
Чуть врознь — уж где-нибудь с мужчиной!
Побойся Бога, как? чем он тебя прельстил?
Сама его безумным называла!
Нет! глупость на меня и слепота напала!
Все это заговор, и в заговоре был
Он сам, и гости все. За что я так наказан.

Так этим вымыслом я вам еще обязан?

Брат, не финти, не дамся я в обман,
Хоть подеретесь, не поверю.
Ты, Филька, ты прямой чурбан,
В швейцары произвел ленивую тетерю,
Не знает ни про что, не чует ничего.
Где был? куда ты вышел?
Сеней не запер для чего?
И как не досмотрел? и как ты не дослышал?
В работу вас, на поселенье вас:
За грош продать меня готовы.
Ты, быстроглазая, все от твоих проказ;
Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы;
Там выучилась ты любовников сводить,
Постой же, я тебя исправлю:
Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить;
Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,
Еще дни два терпение возьми:
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать.
А вас, сударь, прошу я толком
Туда не жаловать ни прямо, ни проселком;
И ваша такова последняя черта,
Что, чай, ко всякому дверь будет заперта:
Я постараюсь, я, в набат я приударю,
По городу всему наделаю хлопот
И оглашу во весь народ:
В Сенат подам, министрам, государю.

Не образумлюсь… виноват,
И слушаю, не понимаю,
Как будто все еще мне объяснить хотят.
Растерян мыслями… чего-то ожидаю.

Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о Боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
Что память даже вам постыла
Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!
Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки — все противно, —
Я с вами тотчас бы сношения пресек
И перед тем, как навсегда расстаться,
Не стал бы очень добираться,
Кто этот вам любезный человек.

Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей. —
Довольно. с вами я горжусь моим разрывом.
А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам:
Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,
Я сватаньем моим не угрожаю вам.
Другой найдется, благонравный,
Низкопоклонник и делец,
Достоинствами, наконец,
Он будущему тестю равный.
Так! отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой — и спала пелена;
Теперь не худо б было сряду
На дочь и на отца
И на любовника-глупца,
И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором, —
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок.
Карету мне, карету!

Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?
Скажи сурьезно:
Безумный! что он тут за чепуху молол!
Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!
А ты меня решилась уморить?
Моя судьба еще ли не плачевна?
Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!

источник

Те же и Скалозуб, спускается с лестницы.

Репетилов (к нему навстречу)

Ах! Скалозуб, душа моя,
Постой, куда же? сделай дружбу.

Слух об тебе давно затих,
Сказали, что ты в полк отправился на службу,
Знакомы вы?

Упрямец! ускакал!
Нет ну́жды, я тебя нечаянно сыскал,
И просим-ка со мной, сейчас, без отговорок:
У князь-Григория теперь народу тьма,
Увидишь человек нас сорок,
Фу! сколько, братец, там ума!
Всю ночь толкуют, не наскучат,
Во-первых, напоят шампанским на убой,
А во-вторых, таким вещам научат,
Каких, конечно, нам не выдумать с тобой.

Избавь. Ученостью меня не обморочишь,
Скликай других, а если хочешь,
Я князь-Григорию и вам
Фельдфебеля в Волтеры дам,
Он в три шеренги вас построит,
А пикнете, так мигом успокоит.

Всё служба на уме! Mon cher, гляди сюда:
И я в чины бы лез, да неудачи встретил,
Как, может быть, никто и никогда;
По статской я служил, тогда
Барон фон Клоц в министры метил,
А я —
К нему в зятья.
Шел напрямик без дальней думы,
С его женой и с ним пускался в реверси,
Ему и ей какие суммы
Спустил, что боже упаси!
Он на Фонтанке жил, я возле дом построил,
С колоннами! огромный! сколько стоил!
Женился наконец на дочери его,
Приданого взял – шиш, по службе – ничего.
Тесть немец, а что проку? —
Боялся, видишь, он упреку
За слабость будто бы к родне!
Боялся, прах его возьми, да легче ль мне?
Секретари его все хамы, все продажны,
Людишки, пишущая тварь,
Все вышли в знать, все нынче важны,
Гляди-ка в адрес-календарь.
Тьфу! служба и чины, кресты – души мытарства,
Лахмотьев Алексей чудесно говорит,
Что радикальные потребны тут лекарства,
Желудок дольше не варит.

(Останавливается, увидя, что Загорецкий заступил место Скалозуба, который покудова уехал.)

Извольте продолжать, вам искренно признаюсь,
Такой же я, как вы, ужасный либерал!
И от того, что прям и смело объясняюсь,
Куда как много потерял.

Все врознь, не говоря ни слова;
Чуть и́з виду один, гляди уж нет другого.
Был Чацкий, вдруг исчез, потом и Скалозуб.

Он не глуп,
Сейчас столкнулись мы, тут всякие турусы,
И дельный разговор зашел про водевиль.
Да! водевиль есть вещь, а прочее всё гиль.
Мы с ним… у нас… одни и те же вкусы.

А вы заметили, что он
В уме сурьезно поврежден?

А кстати, вот князь Петр Ильич,
Княгиня и с княжнами.

Репетилов, Загорецкий, Князь и Княгиня с шестью дочерями, немного погодя Хлёстова спускается с парадной лестницы, Молчалин ведет ее под руку. Лакеи в суетах.

Княжны́, пожалуйте, скажите ваше мненье,
Безумный Чацкий или нет?

Какое ж в этом есть сомненье?

Дрянские, Хворовы, Варлянские, Скачковы.

Ах! вести старые, кому они новы́?

Мсьё Репетилов! Вы! Мсьё Репетилов! что вы!
Да как вы! Можно ль против всех!
Да почему вы? стыд и смех.

Репетилов (затыкает себе уши)

Простите, я не знал, что это слишком гласно.

Еще не гласно бы, с ним говорить опасно,
Давно бы запереть пора,
Послушать, так его мизинец
Умнее всех, и даже князь-Петра!
Я думаю, он просто якобинец,
Ваш Чацкий. Едемте. Князь, ты везти бы мог
Катишь или Зизи, мы сядем в шестиместной.

Княжеская фамилия уезжает и Загорецкий тоже.

Репетилов, Хлёстова, Молчалин.

Царь небесный!
Амфиса Ниловна! Ах! Чацкий! бедный! вот!
Что наш высокий ум! и тысяча забот!
Скажите, из чего на свете мы хлопочем!

Так бог ему судил; а впрочем,
Полечат, вылечат авось;
А ты, мой батюшка, неисцелим, хоть брось.
Изволил вовремя явиться! —
Молчалин, вон чуланчик твой,
Не нужны проводы, поди, господь с тобой.

Молчалин уходит к себе в комнату.

Прощайте, батюшка; пора перебеситься.

Репетилов со своим лакеем.

Куда теперь направить путь?
А дело уж идет к рассвету.
Поди, сажай меня в карету,
Вези куда-нибудь.

Чацкий (выходит из швейцарской)

Что это? слышал ли моими я ушами!
Не смех, а явно злость. Какими чудесами,
Через какое колдовство
Нелепость обо мне все в голос повторяют!
И для иных как словно торжество,
Другие будто сострадают…
О! если б кто в людей проник:
Что хуже в них? душа или язык?
Чье это сочиненье!
Поверили глупцы, другим передают,
Старухи вмиг тревогу бьют —
И вот общественное мненье!
И вот та родина… Нет, в нынешний приезд,
Я вижу, что она мне скоро надоест.
А Софья знает ли? – Конечно, рассказали,
Она не то чтобы мне именно во вред
Потешилась, и правда или нет —
Ей всё равно, другой ли, я ли,
Никем по совести она не дорожит.
Но этот обморок, беспамятство откуда?? —
Нерв избалованность, причуда, —
Возбу́дит малость их, и малость утишит, —
Я признаком почел живых страстей. – Ни крошки:
Она, конечно бы, лишилась так же сил,
Когда бы кто-нибудь ступил
На хвост собачки или кошки.

(над лестницей во втором этаже, со свечкою)

(Поспешно опять дверь припирает.)

Она! она сама!
Ах! голова горит, вся кровь моя в волненьи.
Явилась! нет ее! неу́жели в виденьи?
Не впрямь ли я сошел с ума?
К необычайности я точно приготовлен;
Но не виденье тут, свиданья час условлен.
К чему обманывать себя мне самого?
Звала Молчалина, вот комната его.

Буду здесь, и не смыкаю глазу
Хоть до утра. Уж коли горе пить,
Так лучше сразу,
Чем медлить, – а беды медленьем не избыть.
Дверь отворяется.

Чацкий спрятан, Лиза со свечкой.

Ах! мочи нет! робею.
В пустые сени! в ночь! боишься домовых,
Боишься и людей живых.
Мучительница-барышня, бог с нею.
И Чацкий, как бельмо в глазу;
Вишь, показался ей он где-то здесь, внизу.

Да! как же! по сеням бродить ему охота!
Он, чай, давно уж за ворота,
Любовь на завтра поберег,
Домой, и спать залег.
Однако велено к сердечному толкнуться.

Послушайте-с. Извольте-ка проснуться.
Вас кличет барышня, вас барышня зовет.
Да поскорей, чтоб не застали.

Чацкий за колонною, Лиза, Молчалин (потягивается и зевает), София (крадется сверху).

Кто б отгадал,
Что в этих щечках, в этих жилках
Любви еще румянец не играл!
Охота быть тебе лишь только на посылках?

А вам, искателям невест,
Не нежиться и не зевать бы;
Пригож и мил, кто не доест
И не доспит до свадьбы.

Поди,
Надежды много впереди,
Без свадьбы время проволо́чим.

Что вы, сударь! да мы кого ж
Себе в мужья другого прочим?

Не знаю. А меня так разбирает дрожь,
И при одной я мысли трушу,
Что Павел Афанасьич раз
Когда-нибудь поймает нас,
Разгонит, проклянёт. Да что? открыть ли душу?
Я в Софье Павловне не вижу ничего
Завидного. Дай бог ей век прожить богато,
Любила Чацкого когда-то,
Меня разлюбит, как его.
Мой ангельчик, желал бы вполовину
К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;
Да нет, как ни твержу себе,
Готовлюсь нежным быть, а свижусь – и простыну.

Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Сказать, сударь, у вас огромная опека!

И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека…

Который кормит и поит,
А иногда и чином подарит?
Пойдемте же, довольно толковали.

Пойдем любовь делить плачевной нашей крали.
Дай, обниму тебя от сердца полноты.

(Хочет идти, София не пускает.)

(почти шепотом, вся сцена вполголоса)

Нейдите далее, наслушалась я много,
Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.

Ни слова, ради бога,
Молчите, я на всё решусь.

(бросается на колена, София отталкивает его)

Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте.

Не помню ничего, не докучайте мне.
Воспоминания! Как острый нож оне.

Молчалин (ползает у ног ее)

Не подличайте, встаньте.
Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,
Солжете…

Шутил, и не сказал я ничего, окро́ме…

Отстаньте, говорю, сейчас,
Я криком разбужу всех в доме
И погублю себя и вас.

Я с этих пор вас будто не знавала.
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала,
Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.

Иначе расскажу
Всю правду батюшке, с досады.
Вы знаете, что я собой не дорожу.
Подите. – Стойте, будьте рады,
Что при свиданиях со мной в ночной тиши
Держались более вы робости во нраве,
Чем даже днем, и при людя́х, и въяве;
В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
Сама довольна тем, что ночью всё узнала,
Нет укоряющих свидетелей в глазах,
Как давеча, когда я в обморок упала,
Здесь Чацкий был…

Чацкий (бросается между ими)

Лиза свечку роняет с испугу; Молчалин скрывается к себе в комнату.

Скорее в обморок, теперь оно в порядке,
Важнее давишной причина есть тому,
Вот наконец решение загадке!
Вот я пожертвован кому!
Не знаю, как в себе я бешенство умерил!
Глядел, и видел, и не верил!
А милый, для кого забыт
И прежний друг, и женский страх и стыд, —
За двери прячется, боится быть в ответе.
Ах! как игру судьбы постичь?
Людей с душой гонительница, бич! —
Молчалины блаженствуют на свете!

Не продолжайте, я виню себя кругом.
Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!

Стук! шум! ах! боже мой! сюда бежит весь дом.
Ваш батюшка вот будет благодарен.

Чацкий, София, Лиза, Фамусов, толпа слуг со свечами.

Сюда! за мной! скорей! скорей!
Свечей побольше, фонарей!
Где домовые? Ба! знакомые всё лица!
Дочь, Софья Павловна! страмница!
Бесстыдница! где! с кем! Ни дать ни взять она,
Как мать ее, покойница жена.
Бывало, я с дражайшей половиной
Чуть врознь – уж где-нибудь с мужчиной!
Побойся бога, как? чем он тебя прельстил?
Сама его безумным называла!
Нет! глупость на меня и слепота напала!
Всё это заговор, и в заговоре был
Он сам, и гости все. За что я так наказан.

Так этим вымыслом я вам еще обязан?

Брат, не финти, не дамся я в обман,
Хоть подеретесь, не поверю.
Ты, Филька, ты прямой чурбан,
В швейцары произвел ленивую тетерю,
Не знает ни про что, не чует ничего.
Где был? куда ты вышел?
Сеней не запер для чего?
И как недосмотрел? и как ты недослышал?
В работу вас, на поселенье вас:
За грош продать меня готовы.
Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ;
Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы;
Там выучилась ты любовников сводить,
Постой же, я тебя исправлю:
Изволь-ка в и́збу, марш, за птицами ходить;
Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,
Еще дни два терпение возьми;
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать.
А вас, сударь, прошу я толком
Туда не жаловать ни прямо, ни проселком;
И ваша такова последняя черта,
Что, чай, ко всякому дверь будет заперта:
Я постараюсь, я, в набат я приударю,
По городу всему наделаю хлопот
И оглашу во весь народ:
В Сенат подам, министрам, государю.

(после некоторого молчания)

Не образумлюсь… виноват,
И слушаю, не понимаю,
Как будто всё еще мне объяснить хотят,
Растерян мыслями… чего-то ожидаю.

Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил. летел! дрожал! вот счастье, думал,
близко.
Пред кем я давеча так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что всё прошедшее вы обратили в смех?!
Что память даже вам постыла
Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!
Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки – всё противно,
Я с вами тотчас бы сношения пресек,
И перед тем, как навсегда расстаться,
Не стал бы очень добираться,
Кто этот вам любезный человек.

Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей. —
Довольно. с вами я горжусь моим разрывом.
А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам:
Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,
Я сватаньем моим не угрожаю вам.
Другой найдется благонравный,
Низкопоклонник и делец,
Достоинствами наконец
Он будущему тестю равный.
Так! отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой – и спала пелена;
Теперь не худо б было сряду
На дочь и на отца,
И на любовника глупца,
И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором, —
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы пра́вы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок.
Карету мне, карету!

Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?
Скажи сурьезно:
Безумный! что он тут за чепуху молол!
Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!
А ты меня решилась уморить?
Моя судьба еще ли не плачевна?
Ах! боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *