Меню Рубрики

Русский гольцова напрасно в бешенстве порой

388. Прочитайте отрывок из произведения Н. Гоголя «Мёртвые души». Объясните постановку знаков препинания при однородных членах и обособленных определениях. Составьте схему однородных членов первого предложения.

Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай своё прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наёмную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё своё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесённое метко, всё равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко всё то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племён, а весь сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы, — одной чертой обрисован ты с ног до головы!

Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами, рассыпано на святой, благочестивой Руси, так несметное множество племён, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовётся слово британца; лёгким щеголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

1. Определите тему и основную мысль текста. Выразите своё отношение к прочитанному в виде небольшого сочинения.
2. Как вы понимаете смысл выделенной фразы?
3. Выпишите из текста устойчивые выражения. Установите источник их происхождения.
4. Объясните написание частиц ней ни с разными частями речи в первом абзаце.

389. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите одиночные и распространённые определения и слова, к которым они относятся. Укажите условия обособления определений.

1. Вообразите себе человека лет сорока пяти высокого худого с длинным и тонким носом узким лбом серыми глазками взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами. (Т.) 2. Это был крепкий маленький смуглолицый желчный холостяк с горячими и насмешливыми чёрными глазами с сильной проседью в чёрных растрёпанных волосах. (Купр.) 3. Ему чудилось, что уже появился из-за далёкого-далёкого поворота весенний город Хвалынск в цветущих холмах тихий сияющий счастливый. (Фед.) 4. Удивлённый и грустный он ушёл с палубы наверх. (М. Г.) 5. И дальше тропой неизбежной, сквозь годы и бедствий и смут, влечётся суровый прилежный веками завещанный труд. (В. Бр.) 6. Молодой сарыч огромно-нелепый и вялый вылетел из чащи. (Пришв.) 7. Мужики поудалее вооружились вилами и топорами. (Гонч.) 8. В небе тают облака, и лучистая на зное в искрах катится река. (Тютч.) 9. В военной форме в новых блестящих скрипящих сапогах в фуражке набекрень он явился домой и положил на стол двести рублей. (Кав.) 10. Измученные грязные мокрые мы достигли наконец берега. (Т.) 11. В комнату вошёл пожилой человек в сером сюртуке с прорехою под мышкой в сером же жилете с голым, как колено, черепом и необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами. (Гонч.) 12. За длинным столом покрытым синим сукном сидело пятеро. (Аверч.)

390. Прочитайте отрывок из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сформулируйте правила, на которые вы опирались.

Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.

Они шли пели и смеялись; мужчины — бронзовые с пышными чёрными усами и густыми кудрями до плеч в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — весёлые гибкие с тёмно-синими глазами тоже бронзовые. Их волосы шёлковые и чёрные были распущены, ветер тёплый и лёгкий, играя ими, звякал монетами вплетёнными в них. Ветер тёк широкой ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили всё дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их всё прекраснее.

Кто-то играл на скрипке. девушка пела мягким контральто, слышался смех.

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли незадолго до вечера обильно смоченной дождём. Ещё и теперь по небу бродили обрывки туч пышные странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-чёрные или коричневые. Между ними ласково блестели тёмно-голубые клочки неба украшенные золотыми крапинками звёзд. Всё это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И всё как бы остановилось в своём росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.

1. Определите тип речи текста. Обоснуйте своё решение.
2. Какие выразительные средства языка можно выделить в тексте? Какую роль они выполняют?

391. Выпишите предложения с обособленными определениями по группам: а) стоящими после определяемого слова; б) относящимися к личному местоимению; в) относящимися к имени собственному; г) имеющими дополнительные обстоятельственные значения; д) отделёнными от определяемого слова другими словами. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Гонимы вешними лучами с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потоплённые луга. (П.) 2. Худенький тёмный с выпученными рачьими глазами Саша Яковов говорил торопливо. (М. Г.) 3. Приезжал дядя Яков с гитарой привозил с собою кривого и лысого часовых дел мастера в длинном чёрном сюртуке тихонького похожего на монаха. (М. Г.) 4. Подобралась дружная ватага: безродный Кострома вихрастый костлявый с огромными чёрными глазами; татарчонок Хаби простодушный и добрый. (М Г.) 5. Не остывшая от зною ночь июльская блистала. (Тютч.) 6. Митька не изживший давнего своего позора со сватовством ходил хмурый и злой. (В. Ш.) 7. Пыльный и усталый Пётр медленно пошёл в сад к белой келье брата. (М. Г.) 8. Взъерошенный немытый Нежданов имел вид дикий и странный. (Г.) 9. Глаза смыкались и полузакрытые тоже улыбались. (Т.) 10. Мазепа в думу погружённый взирал на битву окружённый толпой мятежных казаков. (П.) 11. Листья сирени в упор освещаемые лампой резко и странно выступали из темноты неподвижные гладкие и блестящие точно вырезанные из зелёной жести. (Купр.) 12. Высокий прямой он шёл по улице, тяжело опуская кленовую палку. (Ю. Яковл.)

392. Перестройте предложения, заменяя обособленные определения необособленными. Объясните условия обособления/необособления и постановку знаков препинания.

1. Месяц только что встал, большой и багровый, в черноватом и тусклом тумане. (Т.) 2. Перед главной избой тянулся навес, подпёртый тоненькими столбиками. (Т.) 3. В мусоре, выброшенном из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших. (Обр.) 4. Я где-то читал, как по одной надписи, вырезанной на камне, учёные открыли жизнь целой страны. (Кав.) 5. Жизнь в городе, сонная и однообразная, пошла своей колеёй. (Кор.)

II. Замените необособленные определения обособленными. Объясните, какие изменения произошли. Какие знаки препинания необходимо поставить при обособленных определениях?

1. Сильный до одури запах был кругом. (Г.) 2. Прибитая снегом трава лежала полосами. (Арс.) 3. Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба. (Шол.) 4. В ней что-то чудотворное горит. (Ахм.) 5. Но во взоре упорном и странном угадать ничего не могу. (Ахм.) 6. Тяжёлая, обитая конской шкурой дверь юрты приподнялась в наклонной стене. (Кор.)

III. Придаточные определительные предложения замените обособленными определениями. Укажите различия между придаточными предложениями и обособленными оборотами. Объясните постановку знаков препинания.

1. Почему я вижу звёзды, которые так ярко светятся на чёрно-синем болгарском небе? (Гарш.) 2. После этого он понёс совершеннейшую чушь, которая доставила мне глубокое удовольствие. (Аверч.) 3. Пахло тёплым ржаным хлебом, который выпекали в подвале вокзального буфета. (Паст.) 4. Тут было много тех офицеров, которые потом отличались в королевских войсках. (Г.) 5. Первое «лесное» слово, которое меня совершенно заворожило, было «глухомань». (Пауст.) 6. Кроме двери, которая вела в переднюю, была ещё одна дверь. (Ч.)

393. Соотнесите с каждым пунктом правила обособления и необособ- ления определений (см. с. 55—58) данные предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Подберите из художественных произведений недостающие примеры.

I. 1. Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник спутанный плющом. (Л.) 2. Трудами ночи изнурённый я лёг в тени. (Л.) 3. Терек воет дик и злобен. (Л.) 4. Иностранец окинул взглядом высокие дома квадратом окаймлявшие пруд. (Булг.) 5. Вон в снеговом половодье плывёт облако большое тёплое, каких не бывает зимой. (Пришв.) 6. В читальню вошёл широкий приземистый мужчина одетый в кучерский костюм и шляпу с павлиньими перьями в маске. (Ч.) 7. Что-то необыкновенно широкое размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги. (Ч.) 8. Гарт ходил в чёрном просторном костюме строгом и скучном. (Пауст.) 9. Смотреть на неё спокойную и сильную приятно. (Г.) 10. Кубря прозрачная глубоководная со своими видимыми с берега чудесными подводными лесами со своими широкими заводями прекрасна. (Пришв.)

II. 1. В большой зале с двумя зеркалами в простенках картинами- премиями «Нивы» в золотом багете с парой карточных столов и дюжиной венских стульев было пустынно и скучно. Гостиную украшали три лампы одна другой больше. В тёмной без окон спальне, кроме широкой кровати, стояли сундуки. (М. Г.) 2. Молодой малый в длинном кафтане из синего толстого сукна встретил нас на крыльце. (Т.) 3. Человек высокого роста с усами вышел из чащи. (Г.) 4. Среднего роста с лысой головой в венчике седых кудрявых волос с бритыми щеками и торчащими усами похожими на зубные щётки прямой и ловкий в кожаной куртке он каждым своим движением позволял узнать в нём старого унтер-офицера. (М. Г.) 5. В бричке сидело двое обывателей: купец Иван Иваныч Кузьмичов бритый в очках и в соломенной шляпе больше похожий на чиновника, чем на купца, и другой — отец Христофор Сирийский, настоятель Николаевской церкви, маленький длинноволосый старичок в сером парусиновом кафтане в широкополом цилиндре и в шитом цветном поясе. (Ч.)

источник

Цели:

  • закрепление знаний об обособленных определениях и обстоятельствах;
  • закрепление умений и навыков обособления определений и обстоятельств.

I. Оргмомент. Сообщение цели урока

II. Закрепление

1. Повторение теории. Взаимопроверка

– Какие члены предложения называются обособленными?
– Вспомните случаи обособления определений.
– Вспомните случаи обособления обстоятельств.

Ребята, сейчас мы с вами вспомним случаи обособления определений и обстоятельств.

Приложение 4. Слайд 1. Обособленные определения и обстоятельства.

Определения обособляются:

1. Определение обособляется, если определяемое слово на первом месте.

Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству.

2. Определение обособляется, если относится к личному местоимению.

Низенький и коренастый, он обладал страшною силою в руках.

3. Определение обособляется, если определяемое слово стоит на втором месте, но определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжить свое восхождение (почему?).

4. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных, обособляются для выделения какого-либо признака или для усиления выражаемого ими значения.

Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару.

Определение не обособляется:

1. Определение не обособляется, если определяемое слово стоит после определения.

Равный по величине доброму княжеству бор окружал нас со всех сторон.

2. Определение не обособляется, если определение связано по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым, в состав которого оно входит.

В марте зерно лежало ссыпанное в закрома.

3. Определение не обособляется, если определяемое слово выражено определительным, указательным, притяжательным, неопределенным местоимением, отрицательным местоимением.

Все опоздавшие на лекцию стояли в коридоре.

Обстоятельства обособляются:

1. Деепричастие и деепричастный оборот обособляются, независимо от места, которое занимает глагол – сказуемое.

Окна разинув, стоят магазины.
Казаки разъехались, не договорившись.
Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее.

2. Для смыслового выделения или пояснения могут выделяться обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах с предлогами или предложными сочетаниями: благодаря, ввиду, вопреки, вследствие, несмотря на и др.

Благодаря отличной погоде и особенно праздничному дню, улица сельца Марьинского снова оживилась.

Обстоятельства не обособляются:

1. Обстоятельства не обособляются, если оборот тесно связан по содержанию со сказуемым.

Она сидела чуть откинув голову (с откинутой головой).

2. Обстоятельства не обособляются, если деепричастие перешло в наречие или имеет наречное значение).

3. Обстоятельства не обособляются, если оборот представляет собой фразеологизм.

Он работал не покладая рук.

4. Сравните предложения, распределите их по колонкам.

1) Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом.
2) И кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов…
3) Голубь молодой сидит, испуганный грозой.
4) Гудя и прыгая, потом он поглощаем был волной…
5) И мы, сплетясь, как пара змей, обнявшись крепче двух друзей, упали разом…
6) Сластолюбивый и лукавый, он сердце девы молодой опутал сетью роковой.

Обособленные определения

Обособленные обстоятельства

Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом. И кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов… Голубь молодой сидит, испуганный грозой. Гудя и прыгая, потом он поглощаем был волной… Сластолюбивый и лукавый, он сердце девы молодой опутал сетью роковой. И мы, сплетясь, как пара змей, обнявшись крепче двух друзей, упали разом…

(Развитие мыслительных операций сравнение, классификация)

Черты сходства.

Предложения простые, так как каждое предложение имеет только одну грамматическую основу. Все предложения осложнены.

Черты различия.

В первом столбике предложения осложнены обособленными определениями:

  • В первом предложении определяемое слово стоит перед определением, выраженным причастным оборотом.
  • Во втором предложении определяемое слово стоит на первом месте и отделено от причастного оборота другими словами.
  • Третье предложение осложнено однородными одиночными определениями, выраженными прилагательными, определяемое слово выражено личным местоимением.
  • Во втором столбике в первом предложении основное действие выражено глаголом «вились» – простое глагольное сказуемое; добавочное действие выражено обстоятельством «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов».
  • Во втором предложении обособленное обстоятельство выражено однородными одиночными деепричастиями.
  • Третье предложение осложнено одиночным деепричастием «сплетясь», и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом «обнявшись крепче двух друзей».

1. Выпишите номера предложений, которые осложнены обособленными определениями. Знаки препинания не расставлены.

1) И шла она легко, назад изгибы длинные чадры откинув.
2) Я ждал, схватив рогатый сук, минуту битвы…
3) И конь на дыбы подымался порой, и прыгал, как барс, пораженный стрелой…
4) Лишь тучка кралася за ней, объятья жадные раскрыв.
5) Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, покрытый ржавчиной презренья.
6) Кто видеть мог? Лишь темный лес да месяц, плывший средь небес!

2. Выпишите номера предложений, которые осложнены обособленными обстоятельствами.

1) Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзничь на песок.
2) Тогда, пустых не тратя слез, в душе я клятву произнес…
3) Люблю дымок спаленной жнивы, в степи ночующий обоз…
4) Сверкая быстро в вышине, кружились искры…
5) Внизу глубоко подо мной поток, усиленный грозой, шумел.
6) Она цвела с тех пор в тени своих садов, не опасаяся врагов, за гранью дружеских штыков.

1) Из-под ног сорвавшись, камень иногда катился вниз…
2) Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей.
3) И так прозрачно-золотист играющий на солнце лист!
4) Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила у берегу.
5) О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью.

4. Замените предложения с обособленными обстоятельствами предложениями с однородными членами.

1) И, гладкой чешуей блестя, змея скользила меж камней…
2) Сверкая быстро в вышине, кружились искры…
3) Внизу Арагва и Кура, обвив каймой из серебра подошвы свежих островов, по корням шепчущих кустов бежали дружно и легко…

1) Змея блестела гладкой чешуей и скользила меж камней.
2) Искры сверкали быстро в вышине и кружились.
3) Внизу Арагва и Кура обвили каймой из серебра подошвы свежих островов и бежали дружно и легко по корням шепчущих кустов.

Учитель: Ребята, скажите, какие предложения ярче, образнее.

5. Замените предложения с обособленными определениями сложными предложениями.

1) Они венец терновый, увитый лаврами, надели на него.
2) Люблю мечты моей созданье с глазами, полными лазурного огня.
3) С отрадой, многим незнакомой, я вижу полное гумно

1) Они венец терновый, который увит лаврами, надели на него.
2) Люблю мечты моей создание с глазами, которые полны лазурного огня.
3) С отрадой, которая многим незнакома, я вижу полное гумно.

Читайте также:  Бешенство машки если он женат

Учитель: Последнее задание наиболее сложное, творческое. (Развитие слуховой памяти).

Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор. В ущелье стало темно и сыро. Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать Веру в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете. Какие бешеные замыслы роились в голове моей! Между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит. Он раза два уж спотыкнулся на ровном месте… Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.
Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут. Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, он грянулся о землю. Я проворно соскочил. Хочу поднять его, дергаю за повод – напрасно. Едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы. Через несколько минут он издох. Я остался в степи один, потеряв последнюю надежду. Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились. Изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.

IV. Подведение итогов

– О чем говорили на уроке?
– Какие члены предложения называются обособленными?
– Вспомните случаи обособления определений.
– Вспомните случаи обособления обстоятельств.

источник

Дымок струился голубой.
Я вижу будто бы теперь,
Как отперлась тихонько дверь…
И затворилася опять.
Тебе, я знаю, не понять
Мою тоску, мою печаль;
И если б мог, — мне было б жаль:
Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.

Трудами ночи изнурен,
Я лег в тени. Отрадный сон
Сомкнул глаза невольно мне…
И снова видел я во сне
Грузинки образ молодой.
И странной, сладкою тоской
Опять моя заныла грудь.
Я долго силился вздохнуть —
И пробудился. Уж луна
Вверху сияла, и одна
Лишь тучка кралася за ней,
Как за добычею своей,
Объятья жадные раскрыв.
Мир темен был и молчалив;
Лишь серебристой бахромой
Вершины цепи снеговой
Вдали сверкали предо мной
Да в берега плескал поток.
В знакомой сакле огонек
То трепетал, то снова гас:
На небесах в полночный час
Так гаснет яркая звезда!
Хотелось мне… но я туда
Взойти не смел. Я цель одну —
Пройти в родимую страну —
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.
И вот дорогою прямой
Пустился, робкий и немой.
Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал.

Напрасно в бешенстве порой
Я рвал отчаянной рукой
Терновник, спутанный плющом:
Все лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый час;
И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветви каждого куста…
Моя кружилась голова;
Я стал влезать на дерева;
Но даже на краю небес
Все тот же был зубчатый лес.
Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли
В нее горючею росой…
Но, верь мне, помощи людской
Я не желал… Я был чужой
Для них навек, как зверь степной;
И если б хоть минутный крик
Мне изменил — клянусь, старик,
Я б вырвал слабый мой язык.

Ты помнишь детские года:
Слезы не знал я никогда;
Но тут я плакал без стыда.
Кто видеть мог? Лишь темный лес
Да месяц, плывший средь небес!
Озарена его лучом,
Покрыта мохом и песком,
Непроницаемой стеной
Окружена, передо мной
Была поляна. Вдруг по ней
Мелькнула тень, и двух огней
Промчались искры… и потом
Какой-то зверь одним прыжком
Из чащи выскочил и лег,
Играя, навзничь на песок.
То был пустыни вечный гость —
Могучий барс. Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, — и на нем
Шерсть отливалась серебром.
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы
И крови… да, рука судьбы
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.

Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный, как стон,
Раздался вдруг… и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертию грозил,
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек…
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я — и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык…
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз…
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно — и потом
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу.

Ты видишь на груди моей
Следы глубокие когтей;
Еще они не заросли
И не закрылись; но земли
Сырой покров их освежит
И смерть навеки заживит.
О них тогда я позабыл,
И, вновь собрав остаток сил,
Побрел я в глубине лесной…
Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!

Я вышел из лесу. И вот
Проснулся день, и хоровод
Светил напутственных исчез
В его лучах. Туманный лес
Заговорил. Вдали аул
Куриться начал. Смутный гул
В долине с ветром пробежал…
Я сел и вслушиваться стал;
Но смолк он вместе с ветерком.
И кинул взоры я кругом:
Тот край, казалось, мне знаком.
И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей;
Что бесполезно столько дней
Я тайный замысел ласкал,
Терпел, томился и страдал,
И все зачем. Чтоб в цвете лет,
Едва взглянув на Божий свет,
При звучном ропоте дубрав
Блаженство вольности познав,
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой,
Надежд обманутых укор
И вашей жалости позор.
Еще в сомненье погружен,
Я думал — это страшный сон…
Вдруг дальний колокола звон
Раздался снова в тишине —
И тут все ясно стало мне…
О! я узнал его тотчас!
Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про легких, бешеных коней,
Про битвы чудные меж скал,
Где всех один я побеждал.
И слушал я без слез, без сил.
Казалось, звон тот выходил
Из сердца — будто кто-нибудь
Железом ударял мне в грудь.
И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда.

источник

Урок русского языка в 11 классе по теме «Обособленные определения»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Урок обобщения и систематизации материала по теме «Обособленные определения»

Тема: Обособленные определения

обобщить и систематизировать знания по теме: « Обособленные

определения»; закрепить умения правильно ставить знаки препинания

при обособленных определениях, видеть ошибки в использовании причаст-

ного оборота, заменять придаточную часть сложноподчиненного пред-

ложения обособленным определением, находить в тексте предложения с

обособленными определениями; повторить орфоэпию.

активизировать самостоятельную деятельность, развивать

познавательную активность, умение логично и грамотно излагать

воспитывать любовь к языку, прививать культуру общения.

Тип урока: урок повторения и обобщения.

На предыдущем уроке учащиеся получили задание повторить материал по теме: «Обособленные определения», составить таблицу с примерами.

Когда определения обособляются

Какие определения обособляются

Если имеют значение причины, условия, уступки

Согласованные и несогласованные определения, стоящие перед определяемым словом

1. Привлеченные светом , бабочки кружились около фонаря. (Бабочки кружились почему?)

2. Обычно спокойный , лектор на этот раз сильно волновался. (Лектор волновался несмотря на что?)

-Здравствуйте! Я рада новой встрече с вами и надеюсь, что наше общение на уроке будет полезным и интересным.

2. Орфоэпическая разминка ( работа с текстом -3 минуты).

-Начнем урок с орфоэпической разминки. Задание: Расставить ударения в выделенных словах.

Вечер начался . Жалюзи были опущены, свет включён . На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь cвой досуг : джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами . Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеяно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа , с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

3.Постановка проблемного вопроса.

-Перед вами одно из заданий ЕГЭ. Попробуйте определить, какие знания и умения потребуются для его выполнения?

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

Сообщение темы и цели урока .

Разбор проблемного задания.

Выполните предыдущее задание. Объясните постановку запятых.

Расскажите об остальных случаях обособления определений, используя таблицу, которую вы составили дома.

1) Индивидуальная работа по карточкам (сильные учащиеся выполняют работу на компьютере).

2) Остальные учащиеся «по цепочке» выполняют задания на интерактивной доске.

Цель : отрабатывать умение определять условия обособления определений в предложениях и расставлять необходимые знаки препинания.

Задание. Вставьте пропущенные знаки препинания. Определите, какой частью речи выражены определения.

1. Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник спутанный плющом.

2. Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень.

3. Утомленный ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко.

4. Мать думала о бесчисленных деревнях привалившихся к земле и людях тайно ожидавших прихода правды.

5. Вдруг вся степь всколыхнулась и охваченная ослепительно голубым светом расширилась.

6. Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгорелось со свистом.

7. Весь взъерошенный и выпачканный красками он (Берсенев) стоял перед затянутым холстом.

8. Гонимы вешними лучами с окрестных гор уже снега бежали мутными ручьями на потопленные луга.

3)Задание . Укажите номера предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки. Объясните.

1. Впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, рисовались на бледном небосклоне.

2. Густой туман, нахлынувший волнами из ущелий покрывал долину.

3. Штабс-капитан указал мне пальцем на поднимавшуюся прямо против нас гору.

4. Уже мы различали почтовую станцию и кровли, окружающих ее саклей.

5. Дым, выталкиваемый ветром из отверстия в крыше расстилался вокруг густой пеленой.

6. Из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные.

7.Изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая покрытую инеем гриву лошадей.

8. Эта долина была завалена снеговыми сугробами, напоминавшими довольно живо Саратов, Тамбов и прочие милые места нашего отечества.

9 В глазах Веры выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрёк.

10 Направо висели над нашими головами груды снега, готовые при первом порыве ветра, оборваться в ущелье.

1. И, убелённый сединою, я вновь иду в поля твои, чтоб вечно пели надо мною моей России соловьи.

2. По небу плыли табунки круглых облаков, изумительно белых, похожих на комочки пены.

3. Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой, этим непосредственным выражением красоты и добра.

4. Сорока вспорхнула и, распустив хвост, по прямой полетела прочь.

6.Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому.

5)Самостоятельная работа . Задание: списать, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы.

Много былей я знаю веселых и грустных

О хлебах испече…ых на листьях капустных

О замеша. ых круто духмя…ых опарах

О колосьях наполне…ых солнечным жаром

О зерне крутобоком в пыльце желтоватой

Что лежит на ладони сухой и щербатой

О ладони что стала от стужи лиловой

И о стуже степной по-январски суровой.

-В КИМах в части А (А 26) есть задание на замену придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Эта замена целесообразна для сжатости, лаконичности речи, для придания высказыванию окраски книжного стиля, для избежания повторения слова «который» и для устранения двусмысленности в предложениях в некоторых случаях.

С помощью таблицы (она изображена на интерактивной доске) повторите материал и выполните задание.

Можно заменить причастным оборотом

Нельзя заменить причастным оборотом

1.Если местоимение « который» является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием ( Возьми папку, которая лежит на диване.- Возьми папку, лежащую на диване.).

2. Если местоимение «который» является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом «который» нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. ( Она подарила мне колье, которое купила в городе.- Она подарила мне колье, купленное в город.

3.Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Учащиеся, которые выполнили задания на «отлично», будут освобождены от экзаменов. — Учащиеся, выполнившие задания на « отлично» ,будут освобождены от экзаменов. ).

1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени.(Учащиеся, которые выполнят задания на «отлично», будут освобождены от экзаменов.).

2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено существительным или прилагательным .(Девочки боялись сторожа, который был очень сердит.).

3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. ( Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать,)

4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Машина, на которой мы ехали, часто ломалась.)

5.Нельзя заменить, если при сказуемом стоит частица «бы». (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражение.)

6.Нельзя заменить, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части.( Мой дядя был из тех людей, которые ничему не верили.).

7)Групповая работа . Задание: Замените, где возможно придаточную часть сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Объясните.

Река, вдоль которой мы шли, в течении своем делала много изгибов.

Голос отца не имел того выражения доброты, которое меня всегда радовало.

Она без памяти любила сына, в котором видела черты своего покойного мужа.

Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе.

Трудно забыть места, где прошло твое детство.

Все творчество писателя Е.Носова есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.

-Когда обособляются определения?

-Когда можно заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным придаточным оборотом?

Упражнение 243 ( для слабых учащихся)

Выписать из повести В.Некрасова «Сашка» 10 предложений с обособленными определениями ( для сильных учащихся).

-Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:

Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.

Если за день ничему не научился- зря прожил день.

источник

Мцыри — на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». (Прим. Лермонтова)

Напечатана при жизни поэта в 1840 г. в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова» (с.121-159) с пропуском по цензурным условиям некоторых стихов.

Написана в 1839 г. (на обложке тетради имеется помета Лермонтова: «1839 года Августа 5»).

В автографе поэма была названа «Бэри» с примечанием: «Бэри, по-грузински монах». Там же, на л. 3 сначала был написан эпиграф: «On n’a qu’une seule patrie» («У каждого есть только одно отечество»), позже зачеркнутый Лермонтовым и замененный эпиграфом из 1-й Книги царств, гл. 14 («Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю»). Этот библейский эпиграф имеет символическое значение нарушения запрета. Самим же поэтом было заменено заглавие, и в сборник «Стихотворения М. Лермонтова» поэма вошла под названием «Мцыри». По-грузински «мцыри» означает, во-первых, «послушник», а во-вторых, «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезенный насильственно из чужих краев, одинокий человек, не имеющий родных, близких (см.: В. Шадури.

Заметки о грузинских связях Лермонтова. — Литературная Грузия, 1964, №10, с.102-103). Лермонтов выбросил многие стихи, которые имелись в первоначальной редакции. Так, он вычеркнул, например, 46 стихов после стиха «Люблю, как жизнь мою» (окончание песни золотой рыбки, с.423), в которых заключалось описание горцев — соотечественников Мцыри, в том числе и его отца), сражавшихся за свою свободу. Приводим их полностью:

Но скоро вихорь новых грез
Далече мысль мою унес,
И пред собой увидел я
Большую степь. Ее края
Тонули в пасмурной дали,
И облака по небу шли
Косматой бурною толпой
С невыразимой быстротой:
В пустыне мчится не быстрей
Табун испуганных коней,
И вот я слышу: степь гудит,
Как будто тысячу копыт
О землю ударялись вдруг.
Гляжу с боязнию вокруг,
И вижу: кто-то на коне,
Взвивая прах, летит ко мне,
За ним другой, и целый ряд.
Их бранный чуден был наряд!
На каждом был стальной шелом
Обернут белым башлыком,
И под кольчугою надет
На каждом красный был бешмет.
Сверкали гордо их глаза;
И с диким свистом, как гроза,
Они промчались близ меня.
И каждый, наклонясь с коня,
Кидал презренья полный взгляд
На мой монашеский наряд
И с громким смехом исчезал.
Томим стыдом, я чуть дышал,
На сердце был тоски свинец.
Последний ехал мой отец.
И вот кипучего коня
Он осадил против меня,
И тихо приподняв башлык,
Открыл знакомый бледный лик:
Осенней ночи был грустней
Недвижный взор его очей,
Он улыбался — но жесток
В его улыбке был упрек!
И стал он звать меня с собой,
Маня могучею рукой,
Но я как будто бы прирос
К сырой земле: без дум, без слез,
Без чувств, без воли я стоял
И ничего не отвечал.

Читайте также:  Если не сделал прививку от бешенства человеку

Иногда Лермонтов сам выбрасывал стихи, по всей вероятности, из цензурных соображений. В частности, он зачеркнул 69 стихов после стиха «И кинул взоры я кругом» (глава 20), в которых Мцыри упрекает бога за то, что тот ему «Дал вместо родины тюрьму». Вот эти стихи:

Тот край казался мне знаком.
И страшно, страшно стало мне.
Вот снова мерный в тишине
Раздался звук: и в этот раз
Я понял смысл его тотчас:
То был предвестник похорон,
Большого колокола звон.
И слушал я, без дум, без сил,
Казалось, звон тот выходил
Из сердца, будто кто-нибудь
Железом ударял мне в грудь.
О боже, думал я, зачем
Ты дал мне то, что дал ты всем,
И крепость сил, и мысли власть,
Желанья, молодость и страсть?
Зачем ты ум наполнил мой
Неутолимою тоской
По дикой воле? почему
Ты на земле мне одному
Дал вместо родины тюрьму?
Ты не хотел меня спасти!
Ты мне желанного пути
Не указал во тьме ночной,
И ныне я как волк ручной.
Так я роптал. То был, старик,
Отчаянья безумный крик,
Страданьем вынужденный стон.
Скажи? Ведь буду я прощен?
Я был обманут в первый раз!
До сей минуты каждый час
Надежду темную дарил,
Молился я, и ждал, и жил.
И вдруг унылой чередой
Дни детства встали предо мной.
И вспомнил я ваш темный храм
И вдоль по треснувшим стенам
Изображения святых
Твоей земли. Как взоры их
Следили медленно за мной
С угрозой мрачной и немой!
А на решетчатом окне
Играло солнце в вышине.
О, как туда хотелось мне,
От мрака кельи и молитв,
В тот чудный мир страстей и битв.
Я слезы горькие глотал,
И детский голос мой дрожал,

Когда я пел хвалу тому,
Кто на земле мне одному
Дал вместо родины — тюрьму.
О! Я узнал тот вещий звон,
К нему был с детства приучен
Мой слух. — И понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда.
И быстро духом я упал.
Мне стало холодно. Кинжал,
Вонзаясь в сердце, говорят,
Так в жилы разливает хлад.
Я презирал себя. Я был
Для слез и бешенства без сил.
Я с темным ужасом в тот миг
Свое ничтожество постиг
И задушил в груди моей
Следы надежды и страстей,
Как душит оскорбленный змей
Своих трепещущих детей.
Скажи, я слабою душой
Не заслужил ли жребий свой?

В поэме «Мцыри» повторены многие мысли и отдельные стихи из более ранних поэм — «Исповеди» и «Боярина Орши». Если в «Исповеди» характер героя раскрывается в основном в чувстве любви, то в «Боярине Орше» он усложняется, внутренний мир его расширяется: Арсений «тоской по вольности томим». Поведение Мцыри уже полностью определяется устремлениями к свободе. Мотив противопоставления природы законам общества, стесняющим свободу личности, оказался в «Мцыри» особенно устойчивым.

Образ Мцыри — оригинальное создание Лермонтова. В отличие от разочарованного героя романтической поэмы, Мцыри свойственно стремление к яркой и полноценной жизни. В его романтическом образе поэт создал героический характер борца против гнета и насилия над личностью. Мцыри противостоит монастырскому миру, так как монастырь — это символ действительности, враждебной природной естественности и простоте. Природа в поэме не только живописный фон, но и действенная сила. В ней — величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе. Природа заключает в себе грозную опасность, но она же приносит радость наслаждения красотой, дикой вольностью, позволяет герою в полной мере проявить себя. Позиция Лермонтова определяется руссоистским утверждением, что в природе человека — залог возможной гармонии, между тем как в обществе, напротив, — источник дисгармонии. Проблематика поэмы предвосхищает типично толстовскую литературную ситуацию: представление о простой патриархальной жизни как общественной норме и трагическая невозможность героя реализовать свое стремление к ней.

Существует рассказ П. А. Висковатова о возникновении замысла поэмы, основанный на свидетельствах А. П. Шан-Гирея и А. А. Хастатова. Поэт, странствуя в 1837г. по старой Военно-грузинской дороге, «наткнулся в Мцхете. на одинокого монаха или, вернее, старого монастырского служку, „Бэри“ по-грузински. Сторож был последний из братии упраздненного близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Любопытный и живой рассказ „Бэри“ произвел на Лермонтова впечатление. и вот он решился воспользоваться тем, что было подходящего в „Исповеди“ и „Боярине Орше“, и перенес все действие из Испании и потом Литовской границы — в Грузию. Теперь в герое поэмы он мог отразить симпатичную ему удаль непреклонных свободных сынов Кавказа, а в самой поэме изобразить красоты кавказской природы» (Рус. старина, 1887, кн.10, с.124-125).

Если даже сведения, сообщенные Висковатовым, не совсем достоверны, нельзя не учитывать того обстоятельства, что захват русскими в плен горцев-детей был в период завоевания Кавказа типичным явлением. Известно, например, что художник-академик П. З. Захаров (из чеченцев) ребенком был взят в плен русскими и генерал Ермолов отвез его в Тифлис. Лермонтов мог знать полную драматизма историю Захарова и другие, аналогичные ей (Н. Ш. Шабаньянц. Академик Захаров П. З. (художник из чеченцев) (1816-1846 гг.). Изд. 2-е, перераб. и доп. Грозный, 1974). Сюжетная ситуация и образы поэмы вполне конкретны, хотя одновременно они и символичны. Реальный образ томящегося в неволе героя-горца вместе с тем — символ современного Лермонтову молодого человека, переживающего в условиях после 14 декабря 1825г. подобного же рода драму.

«Мцыри» почти целиком представляет собой монолог героя, что является одной из характерных особенностей романтической поэмы. Стих поэмы чрезвычайно выразителен; «этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями, как в „Шильонском узнике“, по словам В. Г. Белинского, «звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы» (В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т.4. М., 1954, с.543).

В начале поэмы Лермонтов описал древний Мцхетский собор и могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия XII, при котором состоялось в 1801г. присоединение Грузии к России. Кавказский материал в поэме насыщен фольклорными мотивами. Так, центральный эпизод «Мцыри» — битва героя с барсом — основан на мотивах грузинской народной поэзии, в частности хевсурской песни о тигре и юноше, тема которой нашла отражение и в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (см.: Ираклий Андроников. Лермонтов. М., 1951, с.144-145). Известны 14 вариантов древней грузинской песни «Юноша и тигр», опубликованные А. Г. Шанидзе (см.: Л. П. Семенов. Лермонтов и фольклор Кавказа. Пятигорск, 1941, с.60-62).

Сохранились воспоминания современников о чтении «Мцыри» самим автором.

«Мне случилось однажды, — пишет А. Н. Муравьев, — в Царском Селе уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я к нему зашел и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. „Что с тобою?“ спросил я. „Сядьте и слушайте“, — сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала до конца, всю великолепную поэму Мцыри. которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера. Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления» (А. Н. Муравьев. Знакомство с русскими поэтами. Киев, 1871, с.27).

Известно также, что Лермонтов 9 мая 1840г. (в день именин Гоголя) в Москве «читал наизусть Гоголю и другим, кто тут случились, отрывок из новой своей поэмы „Мцыри“, и читал, говорят, прекрасно» (С. Т. Аксаков. История моего знакомства с Гоголем. М., 1960, с.38).

«Мцыри» как романтическая поэма о герое-бунтаре имела своих предшественников в литературе. Указывалось на связь ее с «Чернецом» (1825) И. И. Козлова (внешнее сходство сюжетов и различное идейное содержание), с декабристской литературой. Отмечалась, в частности, близость «Мцыри» к «Войнаровскому», «Наливайко» и «Думам» Рылеева (все — 1825).

Поэма Лермонтова обнаруживает также его знакомство с поэзией И.-В. Гете: в песне рыбки-русалки в известной степени воссоздана сюжетная ситуация стихотворений «Лесной царь» (1782) и «Рыбак» (1779).

Бунтарский пафос поэмы «Мцыри» оказался близким революционным демократам. «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью», — отмечал Белинский (В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т.4. М., 1954, с.537).

источник

← Демон Мцыри
автор Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841)
Сказка для детей →
См. Поэмы . Дата создания: 1838—1839. Источник: Библиотека Максима Мошкова

Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю. Первая Книга Царств

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
5 Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
10 Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
15 Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой — и о том,
Как, удручен своим венцом,
20 Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.

И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
25 Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков.

Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребёнка пленного он вёз.
30 Тот занемог, не перенёс
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
35 Но в нём мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
40 Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
45 Искусством дружеским спасён.
Но, чужд ребяческих утех,
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
50 Гоним неясною тоской
По стороне своей родной.
Но после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык,
Был окрещён святым отцом
55 И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет,
Как вдруг однажды он исчез
Осенней ночью. Тёмный лес
60 Тянулся по горам кругом.
Три дня все поиски по нем
Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли.
65 Он страшно бледен был и худ
И слаб, как будто долгий труд,
Болезнь иль голод испытал.
Он на допрос не отвечал
И с каждым днём приметно вял.
70 И близок стал его конец;
Тогда пришел к нему чернец
С увещеваньем и мольбой;
И, гордо выслушав, больной
Привстал, собрав остаток сил,
75 И долго так он говорил:

«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришёл, благодарю.
Всё лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
80 Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
85 Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
90 Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
95 Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Её пред небом и землей
100 Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю.

Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас —
Зачем. Угрюм и одинок,
105 Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
110 Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имён, —
Напрасно: звук их был рождён
Со мной. И видел у других
115 Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Тогда, пустых не тратя слёз,
В душе я клятву произнёс:
120 Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Увы! теперь мечтанья те
125 Погибли в полной красоте,
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.

Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
130 В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод… Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Или не знал, или забыл,
135 Как ненавидел и любил;
Как сердце билося живей
При виде солнца и полей
С высокой башни угловой,
Где воздух свеж и где порой
140 В глубокой скважине стены,
Дитя неведомой страны,
Прижавшись, голубь молодой
Сидит, испуганный грозой?
Пускай теперь прекрасный свет
145 Тебе постыл; ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, — я также мог бы жить!

150 Ты хочешь знать, что видел я
На воле? — Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
155 Как братья в пляске круговой.
Я видел груды тёмных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
160 Простёрты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года —
Им не сойтиться никогда!
165 Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
170 И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег —
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
175 Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
180 Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней…

И вспомнил я отцовский дом,
185 Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул;
Мне слышался вечерний гул
Домой бегущих табунов
И дальний лай знакомых псов.
190 Я помнил смуглых стариков,
При свете лунных вечеров
Против отцовского крыльца
Сидевших с важностью лица;
И блеск оправленных ножон
195 Кинжалов длинных… и как сон
Всё это смутной чередой
Вдруг пробегало предо мной.
А мой отец? он как живой
В своей одежде боевой
200 Являлся мне, и помнил я
Кольчуги звон, и блеск ружья,
И гордый непреклонный взор,
И молодых моих сестёр…
Лучи их сладостных очей
205 И звук их песен и речей
Над колыбелию моей…
В ущелье там бежал поток.
Он шумен был, но неглубок;
К нему, на золотой песок,
210 Играть я в полдень уходил
И взором ласточек следил,
Когда они перед дождём
Волны касалися крылом.
И вспомнил я наш мирный дом
215 И пред вечерним очагом
Рассказы долгие о том,
Как жили люди прежних дней,
Когда был мир ещё пышней.

Читайте также:  Этапы бешенства у собак

Ты хочешь знать, что делал я
220 На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Давным-давно задумал я
225 Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
И в час ночной, ужасный час,
230 Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
235 Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
240 Меж бурным сердцем и грозой.

Бежал я долго — где, куда?
Не знаю! ни одна звезда
Не озаряла трудный путь.
Мне было весело вдохнуть
245 В мою измученную грудь
Ночную свежесть тех лесов,
И только! Много я часов
Бежал, и наконец, устав,
Прилёг между высоких трав;
250 Прислушался: погони нет.
Гроза утихла. Бледный свет
Тянулся длинной полосой
Меж тёмным небом и землей,
И различал я, как узор,
255 На ней зубцы далеких гор;
Недвижим, молча я лежал,
Порой в ущелии шакал
Кричал и плакал, как дитя,
И, гладкой чешуей блестя,
260 Змея скользила меж камней;
Но страх не сжал души моей:
Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался, как змей.

Внизу глубоко подо мной
265 Поток усиленный грозой
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился. Хотя без слов
Мне внятен был тот разговор,
270 Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
То вдруг стихал он, то сильней
Он раздавался в тишине;
И вот, в туманной вышине
275 Запели птички, и восток
Озолотился; ветерок
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы,
И, как они, навстречу дню
280 Я поднял голову мою…
Я осмотрелся; не таю:
Мне стало страшно; на краю
Грозящей бездны я лежал,
Где выл, крутясь, сердитый вал;
285 Туда вели ступени скал;
Но лишь злой дух по ним шагал,
Когда, низверженный с небес,
В подземной пропасти исчез.

Кругом меня цвёл божий сад;
290 Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слёз,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
295 И грозды полные на них,
Серёг подобье дорогих,
Висели пышно, и порой
К ним птиц летал пугливый рой
И снова я к земле припал
300 И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли;
305 И все природы голоса
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
Всё, что я чувствовал тогда,
310 Те думы — им уж нет следа;
Но я б желал их рассказать,
Чтоб жить, хоть мысленно, опять.
В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полёт
315 Прилежный взор следить бы мог;
Он так прозрачно был глубок,
Так полон ровной синевой!
Я в нём глазами и душой
Тонул, пока полдневный зной
320 Мои мечты не разогнал.
И жаждой я томиться стал.

Тогда к потоку с высоты,
Держась за гибкие кусты,
С плиты на плиту я, как мог,
325 Спускаться начал. Из-под ног
Сорвавшись, камень иногда
Катился вниз — за ним бразда
Дымилась, прах вился столбом;
Гудя и прыгая, потом
330 Он поглощаем был волной;
И я висел над глубиной,
Но юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна!
Лишь только я с крутых высот
335 Спустился, свежесть горных вод
Повеяла навстречу мне,
И жадно я припал к волне.
Вдруг — голос — лёгкий шум шагов…
Мгновенно скрывшись меж кустов,
340 Невольным трепетом объят,
Я поднял боязливый взгляд
И жадно вслушиваться стал:
И ближе, ближе всё звучал
Грузинки голос молодой,
345 Так безыскусственно живой,
Так сладко вольный, будто он
Лишь звуки дружеских имён
Произносить был приучён.
Простая песня то была,
350 Но в мысль она мне залегла,
И мне, лишь сумрак настаёт,
Незримый дух её поёт.

Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
355 Сходила к берегу. Порой
Она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.
И беден был её наряд;
И шла она легко, назад
360 Изгибы длинные чадры
Откинув. Летние жары
Покрыли тенью золотой
Лицо и грудь её; и зной
Дышал от уст её и щёк.
365 И мрак очей был так глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои
Смутились. Помню только я
Кувшина звон, — когда струя
370 Вливалась медленно в него,
И шорох… больше ничего.
Когда же я очнулся вновь
И отлила от сердца кровь,
Она была уж далеко;
375 И шла, хоть тише, — но легко,
Стройна под ношею своей,
Как тополь, царь её полей!
Недалеко, в прохладной мгле,
Казалось, приросли к скале
380 Две сакли дружною четой;
Над плоской кровлею одной
Дымок струился голубой.
Я вижу будто бы теперь,
Как отперлась тихонько дверь…
385 И затворилася опять.
Тебе, я знаю, не понять
Мою тоску, мою печаль;
И если б мог, — мне было б жаль:
Воспоминанья тех минут
390 Во мне, со мной пускай умрут.

Трудами ночи изнурён,
Я лёг в тени. Отрадный сон
Сомкнул глаза невольно мне…
И снова видел я во сне
395 Грузинки образ молодой.
И странной сладкою тоской
Опять моя заныла грудь.
Я долго силился вздохнуть —
И пробудился. Уж луна
400 Вверху сияла, и одна
Лишь тучка кралася за ней,
Как за добычею своей,
Объятья жадные раскрыв.
Мир тёмен был и молчалив;
405 Лишь серебристой бахромой
Вершины цепи снеговой
Вдали сверкали предо мной
Да в берега плескал поток.
В знакомой сакле огонёк
410 То трепетал, то снова гас:
На небесах в полночный час
Так гаснет яркая звезда!
Хотелось мне… но я туда
Взойти не смел. Я цель одну —
415 Пройти в родимую страну —
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.
И вот дорогою прямой
Пустился, робкий и немой.
420 Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал.

Напрасно в бешенстве порой
Я рвал отчаянной рукой
425 Терновник, спутанный плющом:
Всё лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый час;
И миллионом чёрных глаз
Смотрела ночи темнота
430 Сквозь ветви каждого куста.
Моя кружилась голова;
Я стал влезать на дерева;
Но даже на краю небес
Всё тот же был зубчатый лес.
435 Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слёзы, слёзы потекли
В неё горючею росой…
440 Но, верь мне, помощи людской
Я не желал… Я был чужой
Для них навек, как зверь степной;
И если б хоть минутный крик
Мне изменил — клянусь, старик,
445 Я б вырвал слабый мой язык.

Ты помнишь детские года:
Слезы не знал я никогда;
Но тут я плакал без стыда.
Кто видеть мог? Лишь тёмный лес
450 Да месяц, плывший средь небес!
Озарена его лучом,
Покрыта мохом и песком,
Непроницаемой стеной
Окружена, передо мной
455 Была поляна. Вдруг по ней
Мелькнула тень, и двух огней
Промчались искры… и потом
Какой-то зверь одним прыжком
Из чащи выскочил и лег,
460 Играя, навзничь на песок.
То был пустыни вечный гость —
Могучий барс. Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
465 Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, — и на нём
Шерсть отливалась серебром.
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
470 Зажглося жаждою борьбы
И крови… да, рука судьбы
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
475 Не из последних удальцов.

Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг… и начал он
480 Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилёг,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертию грозил…
Но я его предупредил.
485 Удар мой верен был и скор.
Надёжный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек…
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
490 Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
495 И там два раза повернуть
Моё оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
500 Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
505 Как будто сам я был рождён
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я — и в груди моей
510 Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык…
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
515 Сдавил меня в последний раз…
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно — и потом
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом
520 Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу.

Ты видишь на груди моей
Следы глубокие когтей;
Ещё они не заросли
525 И не закрылись; но земли
Сырой покров их освежит
И смерть навеки заживит.
О них тогда я позабыл,
И, вновь собрав остаток сил,
530 Побрёл я в глубине лесной…
Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!

Я вышел из лесу. И вот
Проснулся день, и хоровод
535 Светил напутственных исчез
В его лучах. Туманный лес
Заговорил. Вдали аул
Куриться начал. Смутный гул
В долине с ветром пробежал…
540 Я сел и вслушиваться стал;
Но смолк он вместе с ветерком.
И кинул взоры я кругом:
Тот край, казалось, мне знаком.
И страшно было мне, понять
545 Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей;
Что бесполезно столько дней
Я тайный замысел ласкал,
Терпел, томился и страдал,
550 И всё зачем. Чтоб в цвете лет,
Едва взглянув на божий свет,
При звучном ропоте дубрав
Блаженство вольности познав,
Унесть в могилу за собой
555 Тоску по родине святой,
Надежд обманутых укор
И вашей жалости позор.
Ещё в сомненье погружен,
Я думал — это страшный сон…
560 Вдруг дальний колокола звон
Раздался снова в тишине —
И тут всё ясно стало мне…
О, я узнал его тотчас!
Он с детских глаз уже не раз
565 Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про лёгких, бешеных коней,
Про битвы чудные меж скал,
570 Где всех один я побеждал.
И слушал я без слёз, без сил.
Казалось, звон тот выходил
Из сердца — будто кто-нибудь
Железом ударял мне в грудь.
575 И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда.

Да, заслужил я жребий мой!
Могучий конь, в степи чужой,
580 Плохого сбросив седока,
На родину издалека
Найдёт прямой и краткий путь…
Что я пред ним? Напрасно грудь
Полна желаньем и тоской:
585 То жар бессильный и пустой,
Игра мечты, болезнь ума.
На мне печать свою тюрьма
Оставила… Таков цветок
Темничный: вырос одинок
590 И бледен он меж плит сырых,
И долго листьев молодых
Не распускал, всё ждал лучей
Живительных. И много дней
Прошло, и добрая рука
595 Печально тронулась цветка,
И был он в сад перенесён,
В соседство роз. Со всех сторон
Дышала сладость бытия…
Но что ж? Едва взошла заря,
600 Палящий луч её обжег
В тюрьме воспитанный цветок…

И как его, палил меня
Огонь безжалостного дня.
Напрасно прятал я в траву
605 Мою усталую главу:
Иссохший лист её венцом
Терновым над моим челом
Свивался, и в лицо огнем
Сама земля дышала мне.
610 Сверкая быстро в вышине,
Кружились искры, с белых скал
Струился пар. Мир божий спал
В оцепенении глухом
Отчаянья тяжёлым сном.
615 Хотя бы крикнул коростель,
Иль стрекозы живая трель
Послышалась, или ручья
Ребячий лепет… Лишь змея,
Сухим бурьяном шелестя,
620 Сверкая жёлтою спиной,
Как будто надписью златой
Покрытый донизу клинок,
Браздя рассыпчатый песок.
Скользила бережно, потом,
625 Играя, нежася на нём,
Тройным свивалася кольцом;
То, будто вдруг обожжена,
Металась, прыгала она
И в дальних пряталась кустах…

630 И было всё на небесах
Светло и тихо. Сквозь пары
Вдали чернели две горы.
Наш монастырь из-за одной
Сверкал зубчатою стеной.
635 Внизу Арагва и Кура,
Обвив каймой из серебра
Подошвы свежих островов,
По корням шепчущих кустов
Бежали дружно и легко…
640 До них мне было далеко!
Хотел я встать — передо мной
Все закружилось с быстротой;
Хотел кричать — язык сухой
Беззвучен и недвижим был…
645 Я умирал. Меня томил
Предсмертный бред.
‎ Казалось мне,
Что я лежу на влажном дне
Глубокой речки — и была
Кругом таинственная мгла.
650 И, жажду вечную поя,
Как лёд холодная струя,
Журча, вливалася мне в грудь…
И я боялся лишь заснуть, —
Так было сладко, любо мне…
655 А надо мною в вышине
Волна теснилася к волне.
И солнце сквозь хрусталь волны
Сияло сладостней луны…
И рыбок пёстрые стада
660 В лучах играли иногда.
И помню я одну из них:
Она приветливей других
Ко мне ласкалась. Чешуей
Была покрыта золотой
665 Её спина. Она вилась
Над головой моей не раз,
И взор её зелёных глаз
Был грустно нежен и глубок…
И надивиться я не мог:
670 Её сребристый голосок
Мне речи странные шептал,
И пел, и снова замолкал.
Он говорил:

‎ «Дитя моё,
‎ Останься здесь со мной:
675 В воде привольное житьё
‎ И холод и покой.

Я созову моих сестёр:
‎ Мы пляской круговой
Развеселим туманный взор
680 ‎ И дух усталый твой.

Усни, постель твоя мягка,
‎ Прозрачен твой покров.
Пройдут года, пройдут века
‎ Под говор чудных снов.

685 О милый мой! не утаю,
‎ Что я тебя люблю,
Люблю как вольную струю,
‎ Люблю как жизнь мою…»

И долго, долго слушал я;
690 И мнилось, звучная струя
Сливала тихий ропот свой
С словами рыбки золотой.
Тут я забылся. Божий свет
В глазах угас. Безумный бред
695 Бессилью тела уступил…

Так я найдён и поднят был…
Ты остальное знаешь сам.
Я кончил. Верь моим словам
Или не верь, мне всё равно.
700 Меня печалит лишь одно:
Мой труп холодный и немой
Не будет тлеть в земле родной,
И повесть горьких мук моих
Не призовёт меж стен глухих
705 Вниманье скорбное ничьё
На имя тёмное моё.

Прощай, отец… дай руку мне:
Ты чувствуешь, моя в огне…
Знай, этот пламень с юных дней,
710 Таяся, жил в груди моей;
Но ныне пищи нет ему,
И он прожёг свою тюрьму
И возвратится вновь к тому,
Кто всем законной чередой
715 Даёт страданье и покой…
Но что мне в том? — пускай в раю,
В святом, заоблачном краю
Мой дух найдёт себе приют…
Увы! — за несколько минут
720 Между крутых и тёмных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…

Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
725 Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
730 И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
735 Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Пришлёт с прохладным ветерком…
И близ меня перед концом
740 Родной опять раздастся звук!
И стану думать я, что друг
Иль брат, склонившись надо мной,
Отёр внимательной рукой
С лица кончины хладный пот
745 И что вполголоса поёт
Он мне про милую страну..
И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну. »

Это произведение перешло в общественное достояние в России и странах, где срок охраны авторского права действует 70 лет, или менее, согласно ст. 1281 ГК РФ.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Общественное достояние Общественное достояние false false

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *