Меню Рубрики

Соотнесите с каждым пунктом правила обособления и необособления определений напрасно в бешенстве порой

388. Прочитайте отрывок из произведения Н. Гоголя «Мёртвые души». Объясните постановку знаков препинания при однородных членах и обособленных определениях. Составьте схему однородных членов первого предложения.

Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай своё прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наёмную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё своё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесённое метко, всё равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко всё то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племён, а весь сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы, — одной чертой обрисован ты с ног до головы!

Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами, рассыпано на святой, благочестивой Руси, так несметное множество племён, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовётся слово британца; лёгким щеголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

1. Определите тему и основную мысль текста. Выразите своё отношение к прочитанному в виде небольшого сочинения.
2. Как вы понимаете смысл выделенной фразы?
3. Выпишите из текста устойчивые выражения. Установите источник их происхождения.
4. Объясните написание частиц ней ни с разными частями речи в первом абзаце.

389. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите одиночные и распространённые определения и слова, к которым они относятся. Укажите условия обособления определений.

1. Вообразите себе человека лет сорока пяти высокого худого с длинным и тонким носом узким лбом серыми глазками взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами. (Т.) 2. Это был крепкий маленький смуглолицый желчный холостяк с горячими и насмешливыми чёрными глазами с сильной проседью в чёрных растрёпанных волосах. (Купр.) 3. Ему чудилось, что уже появился из-за далёкого-далёкого поворота весенний город Хвалынск в цветущих холмах тихий сияющий счастливый. (Фед.) 4. Удивлённый и грустный он ушёл с палубы наверх. (М. Г.) 5. И дальше тропой неизбежной, сквозь годы и бедствий и смут, влечётся суровый прилежный веками завещанный труд. (В. Бр.) 6. Молодой сарыч огромно-нелепый и вялый вылетел из чащи. (Пришв.) 7. Мужики поудалее вооружились вилами и топорами. (Гонч.) 8. В небе тают облака, и лучистая на зное в искрах катится река. (Тютч.) 9. В военной форме в новых блестящих скрипящих сапогах в фуражке набекрень он явился домой и положил на стол двести рублей. (Кав.) 10. Измученные грязные мокрые мы достигли наконец берега. (Т.) 11. В комнату вошёл пожилой человек в сером сюртуке с прорехою под мышкой в сером же жилете с голым, как колено, черепом и необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами. (Гонч.) 12. За длинным столом покрытым синим сукном сидело пятеро. (Аверч.)

390. Прочитайте отрывок из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сформулируйте правила, на которые вы опирались.

Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.

Они шли пели и смеялись; мужчины — бронзовые с пышными чёрными усами и густыми кудрями до плеч в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — весёлые гибкие с тёмно-синими глазами тоже бронзовые. Их волосы шёлковые и чёрные были распущены, ветер тёплый и лёгкий, играя ими, звякал монетами вплетёнными в них. Ветер тёк широкой ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили всё дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их всё прекраснее.

Кто-то играл на скрипке. девушка пела мягким контральто, слышался смех.

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли незадолго до вечера обильно смоченной дождём. Ещё и теперь по небу бродили обрывки туч пышные странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-чёрные или коричневые. Между ними ласково блестели тёмно-голубые клочки неба украшенные золотыми крапинками звёзд. Всё это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И всё как бы остановилось в своём росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.

1. Определите тип речи текста. Обоснуйте своё решение.
2. Какие выразительные средства языка можно выделить в тексте? Какую роль они выполняют?

391. Выпишите предложения с обособленными определениями по группам: а) стоящими после определяемого слова; б) относящимися к личному местоимению; в) относящимися к имени собственному; г) имеющими дополнительные обстоятельственные значения; д) отделёнными от определяемого слова другими словами. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Гонимы вешними лучами с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потоплённые луга. (П.) 2. Худенький тёмный с выпученными рачьими глазами Саша Яковов говорил торопливо. (М. Г.) 3. Приезжал дядя Яков с гитарой привозил с собою кривого и лысого часовых дел мастера в длинном чёрном сюртуке тихонького похожего на монаха. (М. Г.) 4. Подобралась дружная ватага: безродный Кострома вихрастый костлявый с огромными чёрными глазами; татарчонок Хаби простодушный и добрый. (М Г.) 5. Не остывшая от зною ночь июльская блистала. (Тютч.) 6. Митька не изживший давнего своего позора со сватовством ходил хмурый и злой. (В. Ш.) 7. Пыльный и усталый Пётр медленно пошёл в сад к белой келье брата. (М. Г.) 8. Взъерошенный немытый Нежданов имел вид дикий и странный. (Г.) 9. Глаза смыкались и полузакрытые тоже улыбались. (Т.) 10. Мазепа в думу погружённый взирал на битву окружённый толпой мятежных казаков. (П.) 11. Листья сирени в упор освещаемые лампой резко и странно выступали из темноты неподвижные гладкие и блестящие точно вырезанные из зелёной жести. (Купр.) 12. Высокий прямой он шёл по улице, тяжело опуская кленовую палку. (Ю. Яковл.)

392. Перестройте предложения, заменяя обособленные определения необособленными. Объясните условия обособления/необособления и постановку знаков препинания.

1. Месяц только что встал, большой и багровый, в черноватом и тусклом тумане. (Т.) 2. Перед главной избой тянулся навес, подпёртый тоненькими столбиками. (Т.) 3. В мусоре, выброшенном из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших. (Обр.) 4. Я где-то читал, как по одной надписи, вырезанной на камне, учёные открыли жизнь целой страны. (Кав.) 5. Жизнь в городе, сонная и однообразная, пошла своей колеёй. (Кор.)

II. Замените необособленные определения обособленными. Объясните, какие изменения произошли. Какие знаки препинания необходимо поставить при обособленных определениях?

1. Сильный до одури запах был кругом. (Г.) 2. Прибитая снегом трава лежала полосами. (Арс.) 3. Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба. (Шол.) 4. В ней что-то чудотворное горит. (Ахм.) 5. Но во взоре упорном и странном угадать ничего не могу. (Ахм.) 6. Тяжёлая, обитая конской шкурой дверь юрты приподнялась в наклонной стене. (Кор.)

III. Придаточные определительные предложения замените обособленными определениями. Укажите различия между придаточными предложениями и обособленными оборотами. Объясните постановку знаков препинания.

1. Почему я вижу звёзды, которые так ярко светятся на чёрно-синем болгарском небе? (Гарш.) 2. После этого он понёс совершеннейшую чушь, которая доставила мне глубокое удовольствие. (Аверч.) 3. Пахло тёплым ржаным хлебом, который выпекали в подвале вокзального буфета. (Паст.) 4. Тут было много тех офицеров, которые потом отличались в королевских войсках. (Г.) 5. Первое «лесное» слово, которое меня совершенно заворожило, было «глухомань». (Пауст.) 6. Кроме двери, которая вела в переднюю, была ещё одна дверь. (Ч.)

393. Соотнесите с каждым пунктом правила обособления и необособ- ления определений (см. с. 55—58) данные предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Подберите из художественных произведений недостающие примеры.

I. 1. Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник спутанный плющом. (Л.) 2. Трудами ночи изнурённый я лёг в тени. (Л.) 3. Терек воет дик и злобен. (Л.) 4. Иностранец окинул взглядом высокие дома квадратом окаймлявшие пруд. (Булг.) 5. Вон в снеговом половодье плывёт облако большое тёплое, каких не бывает зимой. (Пришв.) 6. В читальню вошёл широкий приземистый мужчина одетый в кучерский костюм и шляпу с павлиньими перьями в маске. (Ч.) 7. Что-то необыкновенно широкое размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги. (Ч.) 8. Гарт ходил в чёрном просторном костюме строгом и скучном. (Пауст.) 9. Смотреть на неё спокойную и сильную приятно. (Г.) 10. Кубря прозрачная глубоководная со своими видимыми с берега чудесными подводными лесами со своими широкими заводями прекрасна. (Пришв.)

II. 1. В большой зале с двумя зеркалами в простенках картинами- премиями «Нивы» в золотом багете с парой карточных столов и дюжиной венских стульев было пустынно и скучно. Гостиную украшали три лампы одна другой больше. В тёмной без окон спальне, кроме широкой кровати, стояли сундуки. (М. Г.) 2. Молодой малый в длинном кафтане из синего толстого сукна встретил нас на крыльце. (Т.) 3. Человек высокого роста с усами вышел из чащи. (Г.) 4. Среднего роста с лысой головой в венчике седых кудрявых волос с бритыми щеками и торчащими усами похожими на зубные щётки прямой и ловкий в кожаной куртке он каждым своим движением позволял узнать в нём старого унтер-офицера. (М. Г.) 5. В бричке сидело двое обывателей: купец Иван Иваныч Кузьмичов бритый в очках и в соломенной шляпе больше похожий на чиновника, чем на купца, и другой — отец Христофор Сирийский, настоятель Николаевской церкви, маленький длинноволосый старичок в сером парусиновом кафтане в широкополом цилиндре и в шитом цветном поясе. (Ч.)

источник

Цели:

  • закрепление знаний об обособленных определениях и обстоятельствах;
  • закрепление умений и навыков обособления определений и обстоятельств.

I. Оргмомент. Сообщение цели урока

II. Закрепление

1. Повторение теории. Взаимопроверка

– Какие члены предложения называются обособленными?
– Вспомните случаи обособления определений.
– Вспомните случаи обособления обстоятельств.

Ребята, сейчас мы с вами вспомним случаи обособления определений и обстоятельств.

Приложение 4. Слайд 1. Обособленные определения и обстоятельства.

Определения обособляются:

1. Определение обособляется, если определяемое слово на первом месте.

Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству.

2. Определение обособляется, если относится к личному местоимению.

Низенький и коренастый, он обладал страшною силою в руках.

3. Определение обособляется, если определяемое слово стоит на втором месте, но определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжить свое восхождение (почему?).

4. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных, обособляются для выделения какого-либо признака или для усиления выражаемого ими значения.

Читайте также:  Когда можно вязать кошку после прививки от бешенства

Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару.

Определение не обособляется:

1. Определение не обособляется, если определяемое слово стоит после определения.

Равный по величине доброму княжеству бор окружал нас со всех сторон.

2. Определение не обособляется, если определение связано по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым, в состав которого оно входит.

В марте зерно лежало ссыпанное в закрома.

3. Определение не обособляется, если определяемое слово выражено определительным, указательным, притяжательным, неопределенным местоимением, отрицательным местоимением.

Все опоздавшие на лекцию стояли в коридоре.

Обстоятельства обособляются:

1. Деепричастие и деепричастный оборот обособляются, независимо от места, которое занимает глагол – сказуемое.

Окна разинув, стоят магазины.
Казаки разъехались, не договорившись.
Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее.

2. Для смыслового выделения или пояснения могут выделяться обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах с предлогами или предложными сочетаниями: благодаря, ввиду, вопреки, вследствие, несмотря на и др.

Благодаря отличной погоде и особенно праздничному дню, улица сельца Марьинского снова оживилась.

Обстоятельства не обособляются:

1. Обстоятельства не обособляются, если оборот тесно связан по содержанию со сказуемым.

Она сидела чуть откинув голову (с откинутой головой).

2. Обстоятельства не обособляются, если деепричастие перешло в наречие или имеет наречное значение).

3. Обстоятельства не обособляются, если оборот представляет собой фразеологизм.

Он работал не покладая рук.

4. Сравните предложения, распределите их по колонкам.

1) Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом.
2) И кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов…
3) Голубь молодой сидит, испуганный грозой.
4) Гудя и прыгая, потом он поглощаем был волной…
5) И мы, сплетясь, как пара змей, обнявшись крепче двух друзей, упали разом…
6) Сластолюбивый и лукавый, он сердце девы молодой опутал сетью роковой.

Обособленные определения

Обособленные обстоятельства

Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом. И кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов… Голубь молодой сидит, испуганный грозой. Гудя и прыгая, потом он поглощаем был волной… Сластолюбивый и лукавый, он сердце девы молодой опутал сетью роковой. И мы, сплетясь, как пара змей, обнявшись крепче двух друзей, упали разом…

(Развитие мыслительных операций сравнение, классификация)

Черты сходства.

Предложения простые, так как каждое предложение имеет только одну грамматическую основу. Все предложения осложнены.

Черты различия.

В первом столбике предложения осложнены обособленными определениями:

  • В первом предложении определяемое слово стоит перед определением, выраженным причастным оборотом.
  • Во втором предложении определяемое слово стоит на первом месте и отделено от причастного оборота другими словами.
  • Третье предложение осложнено однородными одиночными определениями, выраженными прилагательными, определяемое слово выражено личным местоимением.
  • Во втором столбике в первом предложении основное действие выражено глаголом «вились» – простое глагольное сказуемое; добавочное действие выражено обстоятельством «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов».
  • Во втором предложении обособленное обстоятельство выражено однородными одиночными деепричастиями.
  • Третье предложение осложнено одиночным деепричастием «сплетясь», и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом «обнявшись крепче двух друзей».

1. Выпишите номера предложений, которые осложнены обособленными определениями. Знаки препинания не расставлены.

1) И шла она легко, назад изгибы длинные чадры откинув.
2) Я ждал, схватив рогатый сук, минуту битвы…
3) И конь на дыбы подымался порой, и прыгал, как барс, пораженный стрелой…
4) Лишь тучка кралася за ней, объятья жадные раскрыв.
5) Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, покрытый ржавчиной презренья.
6) Кто видеть мог? Лишь темный лес да месяц, плывший средь небес!

2. Выпишите номера предложений, которые осложнены обособленными обстоятельствами.

1) Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзничь на песок.
2) Тогда, пустых не тратя слез, в душе я клятву произнес…
3) Люблю дымок спаленной жнивы, в степи ночующий обоз…
4) Сверкая быстро в вышине, кружились искры…
5) Внизу глубоко подо мной поток, усиленный грозой, шумел.
6) Она цвела с тех пор в тени своих садов, не опасаяся врагов, за гранью дружеских штыков.

1) Из-под ног сорвавшись, камень иногда катился вниз…
2) Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей.
3) И так прозрачно-золотист играющий на солнце лист!
4) Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила у берегу.
5) О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью.

4. Замените предложения с обособленными обстоятельствами предложениями с однородными членами.

1) И, гладкой чешуей блестя, змея скользила меж камней…
2) Сверкая быстро в вышине, кружились искры…
3) Внизу Арагва и Кура, обвив каймой из серебра подошвы свежих островов, по корням шепчущих кустов бежали дружно и легко…

1) Змея блестела гладкой чешуей и скользила меж камней.
2) Искры сверкали быстро в вышине и кружились.
3) Внизу Арагва и Кура обвили каймой из серебра подошвы свежих островов и бежали дружно и легко по корням шепчущих кустов.

Учитель: Ребята, скажите, какие предложения ярче, образнее.

5. Замените предложения с обособленными определениями сложными предложениями.

1) Они венец терновый, увитый лаврами, надели на него.
2) Люблю мечты моей созданье с глазами, полными лазурного огня.
3) С отрадой, многим незнакомой, я вижу полное гумно

1) Они венец терновый, который увит лаврами, надели на него.
2) Люблю мечты моей создание с глазами, которые полны лазурного огня.
3) С отрадой, которая многим незнакома, я вижу полное гумно.

Учитель: Последнее задание наиболее сложное, творческое. (Развитие слуховой памяти).

Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор. В ущелье стало темно и сыро. Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать Веру в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете. Какие бешеные замыслы роились в голове моей! Между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит. Он раза два уж спотыкнулся на ровном месте… Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.
Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут. Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, он грянулся о землю. Я проворно соскочил. Хочу поднять его, дергаю за повод – напрасно. Едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы. Через несколько минут он издох. Я остался в степи один, потеряв последнюю надежду. Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились. Изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.

IV. Подведение итогов

– О чем говорили на уроке?
– Какие члены предложения называются обособленными?
– Вспомните случаи обособления определений.
– Вспомните случаи обособления обстоятельств.

источник

Тема 2. Знаки препинания

Задание 1. Дайте определение:

Задание 2. Запишите каждое предложение в двух вариантах: 1) с обособленным; 2) с необособленным распространенным согласованным определением. При записи вставляйте данные в скобках определения, согласуя их с определяемым членом.

Пышные комья снега давили их книзу (нависший на ветвях).

След быстро темнел и наливался водой (оттиснутый на снегу моей ногою).

Передо мной было большое круглое болото (занесенное снегом).

Я подошел поближе и увидел старуху (сидевший на полу).

Из ее беззубого рта вырывались странные звуки (похожий на задыхающееся карканье старой вороны).

Голос вдруг оборвался (певший песню).

Задание 3. Включите в примеры приложения. Полученные предложения запишите, объясняя правила пунктуации.

1) Младший сын Тараса еще осенью был ранен под Курском (Никифор).

2) В транспорте был молодой человек лет двадцати пяти (офицер).

3) Анатолий всей душой болел за отечество (друг Виктора).

4) Чапаев с Федором у себя дома бывали редко (тесные друзья и неразлучные работники). __________________________________________________

5) Он в служебных делах не знал снисхождения (добряк по натуре). ______

6) Звезды горели над ними (живые цветы неба).________________________

7) Он лошадь свою пустил ко мне в огород (мошенник).________________

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите, чем выражено обособленное определение, выбрав вариант ответа: 1) причастным оборотом; 2) прилагательным с зависимыми словами.

1 вариант Ответ
Напрасно в бешенстве порой я рвал отчая..ой рукой терновник спута..ый плющ..м (Л.).
Нет слаще покоя покупа..мого трудом (Ч.).
Растет д..твора уд..вленья и счастья полна (Ант.).
Ш..л к..рабль своим названьем гордый (Слуц.).
Ум направле..ый на одно отрицание бл..днеет сохнет (Тург.).
Науки чуждые музык.. постыли мне (П.).
Самые любимые и неотложные дела отступают перед опас(?)ностью гр..зящей родине (Леон.).
Это было в Одессе августовской ночью полной спелых звезд (Пауст.)
Книги я брал в городской библиотеке основа..ой Чеховым (Пауст.).
Ветер перелистывал книгу забытую в окне (Пауст.).
2 вариант Ответ
В пруду ребята ловят карасей похожих на тр..пещ..щие звезды (Бун.).
А лес вокруг теплом облитый св..ркает птицами поет (Сол.).
Уж верба вся пуш..стая ра..кинулась кругом (А.Фет.).
Земля ра..рыхле..ая мур..вейной работой (с) верху покрылась брусникой (Пришв.).
В новой траншее пр..рытой нами вчера ок..залась земл..ройка (Пауст.).
Ветка была покрыта большими листьями похожими на перья страуса (Пауст.).
Б..гря..ая листва покрытая м..розною р..сою шуршит в ал..е.. под моей ногой (Бун.).
В..село небо т..желей свинца (Вс. Рожд.).
Мы пошли к дому и вышли на маленький дворик мощ..(н, нн)ый белыми каме..ыми плитами (Гонч.).
Море шумело сож..е..ое лун..ым огнем (Вс. Рожд.).

Задание 5. Расставьте недостающие знаки препинания и укажите, чем выражены приложения.

1) Сынишка его мальчишка лет пятнадцати повадился к нам ездить (Л.).

2) Минуту спустя вошла хозяйка женщина пожилых лет в каком-то спальном чепце надетом наскоро с фланелью на шее одна из тех матушек небольших помещиц которые плачутся на неурожаи… (Г.).

3) Так и жил Михаил Власов слесарь волосатый угрюмый с маленькими глазами (М.Г.).

4) Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский муж маленькой княгини (Л.Т.).

5) Два молодых человека студент и офицер друзья с детства были одних лет и оба красивы и не походили друг на друга (Л.Т.).

6) В Лысых Горах имении князя Николая Андреевича Болконского ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней (Л.Т.).

7) Князь Николай Андреевич жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью княжною Марьей (Л.Т.).

8) Из молодежи не считая старшей дочери графини и гостьи барышни в гостиной остались Николай и Соня племянница (Л.Т.).

9) Князь Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрою красавицею и еще более тем что несмотря на сходство он был поразительно дурен собою (Л.Т.).

10) В одном, более мужском кружке, центром был аббат; в другом, молодом, красавица княжна Элен дочь князя Василия и хорошенькая румяная слишком полная по своей молодости маленькая княгиня Болконская (Л.Т.).

11) Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи графа Безухова умиравшего теперь в Москве (Л.Т.).

12) Офицер товарищ Тушина был убит в начале дела (Л.Т.).

13) Это и было Марьино новая слобода или по крестьянскому наименованию Бобылий хутор (Т.).

Задание 6. Расставьте недостающие знаки: черточку или кавычки при приложении.

1) Издалека долго течет река Волга (Ош.).

2) Над Москвой рекой звезды светятся (Фат.).

3) Старинный вальс Осенний сон играет гармонист (Исак.).

4) Плыла-качалась лодочка по Яузе реке (Мат.).

5) В селе Грешном скоро забывают прошлое, быль скоро претворяют в легенду (Бун.).

6) Дом лесника Серова стоит на брусничнике, на холме (Пришв.).

7) Я тот же поэт часовой (Светл.).

8) Замечательный художник реалист Федотов был зачинателем критического направления в живописи.

9) Его творчество оказало огромное влияние на художников передвижников.

10) Перу Николая Андреевича Римского-Корсакова принадлежат 15 опер, среди них на сюжеты Пушкина оперы Сказка о царе Салтане и Золотой петушок.

Читайте также:  Как кошка может заразить бешенством человека

11) В картине Левитана После дождя заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке (Пауст.).

12) Начальник госпиталя повернулся к молодой женщине врачу (К.С.).

Задание 7. Укажите номера предложений, в которых следует обособить приложения. _____________________________________________________________

1) Посоветовала Маше ехать пароходом бабушка вдова речного капитана (Пауст.).

2) Маленький катер морской охотник попал в беду.

3) Прошло сто лет, и юный град полночных стран краса и диво из тьмы лесов, из топи блат вознесся пышно, горделиво (П.).

4) На террасе нас встретила Виктория Ивановна хозяйка дома (Купр.).

5) Тополев высокий стройный старик с серо-зеленоватыми глазами за весь вечер не проронил ни слова (Аж.).

6) Мы идем с Ладой моей охотничьей собакой вдоль небольшого озерка (Пришв.).

7) Дед Архип помощник Тихона Петровича копал в углу грядки (Пауст.).

8) Сестра Лена студентка Московской консерватории по классу скрипки писала о своих успехах (Ю.К.).

9) Егоровна добрая старуха некогда ходившая за его сыном теперь сделалась и его нянькою (П.).

10) У самого берега утка птица осторожная не держится (Т.).

11) Черный степной орел житель могильных курганов царственно-величавый в своем одиночестве, парил в холодном поднебесье (Шол.).

Задание 8. Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире при обособленных приложениях. ___________________________________________

1) Он проживает у мещанина содержателя постоялого двора где я довольно часто останавливался (Т.).

2) А ночью ветры вестники наступающих холодов гуляют по выси вызвездившегося неба (Шол.).

3) Посередине комнаты стоял Яшка Турок худой и стройный человек лет двадцати трех, одетый в долгополый нанковый кафтан голубого цвета (Т.).

4) Сторож человек уже старый угрюмый на все мои жалобы отвечал отрывистым ворчанием.

5) Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины следы тяжелых колес (Т.).

6) В последнем письме он просил прислать ему в конверте самый драгоценный подарок засушенный лист киевского каштана (Пауст.).

7) Андрей и братья все погодки сидят на перевернутой телеге без колес (А.Т.).

8) Ермолай этот беззаботный и добродушный человек принимал у себя дома грозный и суровый вид (Т.).

9) Ярко блестела зарница вечное украшение небес в здешних местах (Гонч.).

Задание 9. Укажите номера предложений, в которых необходимо обособить приложения. _____________________________________________________________

1) Утром мы пошли на базар и впервые рассмотрели как следует простой и тихий городок Опочку (Пауст.).

2) Отец по специальности химик-практик не получил ни среднего, ни высшего образования (Марш.).

3) Спустя много лет, зимой 1935 года, я встретился в Севастополе с сестрой Шмидта Анной Петровной Избаш (Пауст.).

4) Один из ведущих инженеров лаборатории Кривицкий принадлежал к категории так называемых неуживчивых людей (Тран.).

5) Костя мальчик лет десяти возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором (Т.).

6) Московскому художнику Лаврову предложили написать несколько пейзажей Волги (Пауст.).

7) Это был Андрей Птаха кочегар из котельной с сахарного завода (Н.О.).

8) Дерево светолюбивое сосна всю жизнь свою истратила на движение вверх к солнцу (Пришв.).

9) Пляшет ветер по равнинам рыжий ласковый осленок (Ес.).

10) Мороз великий владыка северной пустыни сжимает воздух (Кор.).

Задание 10. Расставьте необходимые знаки при приложениях.

1) Цветная осень вечер года мне улыбается светло (Марш.).

2) Мне часто снятся все ребята друзья моих военных дней (Матус.).

3) Шел солдат слуга Отчизны, шел солдат во имя жизни (Матус.).

4) Бежит дитя природы студеный ключ в сады (Щип.).

5) Спят лайнеры скитальцы океана (Дуд.).

6) Старик Авдей Забота зажиточный мужик собирался в город (Бун.).

7) Отец Куприна обнищавший дворянин был мелким уездным письмоводителем (Пауст.).

8) Из передней вошли мы в небольшую комнату кабинет Радилова (Т.).

9) Один из наперсников Пугачева тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородою не имел ничего замечательного (П.).

10) В другой половине дома жил с семьей учитель сослуживец Марии Андреевны (Фад).

11) Утром сигнальщик матрос Федор Гущин привел учительницу в деревню (Пауст.).

12) И колокольчик дар Валдая звенит уныло под дугой (Нар. песня).

Задание 11. Укажите номера предложений, в которых не следует употреблять запятые при одиночных и распространенных определениях. _____________________

1) Покрытые инеем скалы уходили в неясную озаренную даль (Кор.).

2) Наполненные грузом и людьми тяжелые машины взбираются на высокие перевалы.

3) Волнуемый воспоминаниями я забылся (Л.).

4) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь (Шол.).

5) Далеко видно этих мчащихся по степи легконогих животных.

6) Подгоняемая волнами и ветром лодка быстро неслась по волнам.

7) Зачарованная Марфуша развязала платок и все махала и махала вслед улетающим птицам (Алекс.).

8) Дикое пустынное впечатление производит растянувшаяся вдоль бурной реки глубокая горная ложбина (М.-С.).

9) Погруженный в свои мысли Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос, а только сильно надул щеки (Ч.).

10) Овеянные первой оттепелью вишневые сады хорошо пахнут (Шол.).

11) Это, должно быть, высыхает мох наполненный растаявшим снегом (Пауст.).

12) Тетушки и всегда любившие Нехлюдова еще радостнее, чем обыкновенно, встретили его на этот раз (Л.Т.).

Задание 12. Расставьте недостающие знаки препинания:

1) Стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое телосложение способное переносить все трудности кочевой жизни.

2) Передо мной тянулось взволнованное ночною бурею море.

3) Бледный он лежал на полу держа в правой руке пистолет.

4) Впрочем, это мои собственные замечания основанные на моих же наблюдениях.

5) Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух.

6) Белокурые вьющиеся от природы волосы живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб.

7) То был блеск подобный блеску кованой стали.

8) На дворе обведенном оградой стояла лачужка менее и древнее первой.

9) Угрюм и одинок грозой оторванный листок я вырос в сумрачных стенах душой дитя, судьбой монах.

10) Ты хочешь знать, что видел я.

Как братья в пляске круговой.

11) Солнце уже спряталось в черной туче отдыхавшей на гребне западных гор.

12) Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило какое-то сладкое томление.

(Из произведений М. Лермонтова)

Задание 13. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните, чем вызвано обособление определений, стоящих перед определяемым словом.

1) Полный тревожными мыслями он пошел в комендан..ский дом (П.).

2) Рассея..ый и неспособный он постоя..о подвергался наказаниям (М.Г.).

3) Выр..сший в нищ..те и голоде Павел враждебно относился к тем кто был в его понимани.. богатым (Н.О.).

4) Набежавший туман на некоторое время скрыл от нас японское разведочное судно (Н.-П.).

5) Посеребре..ый волшебно..матовым лун..ым сиянием снег пронзительно ви..жал под полозьями, лошади мчались как беше..ые (Ф.Т.).

6) Подбадриваемя ударами плети лошадь, храпя и фыркая, неровными, напряже..ыми прыжками рвалась вперед (Ф.Т.).

7) В стоявш..м в комнате комоде, кроме белья и кое-какого хламу, тоже ничего не было (Ф.Т.).

8) Утомле..ый дли..ой речью я закрыл глаза и заснул (Л.).

9) Там, над Доном и Каменском невидимые отсюда а только слышимые развертывались воздушные бои (Фад.).

10) Точно выреза..ые из ч..рного дерева силуэты двигаются вокруг костра (Бун.).

Задание 14. Укажите номера предложений, в которых верно расставлены знаки препинания. ________________________________________________________

1) В осколке зеркала, повеше..ого перед шофером, Римский видел его радос..ные глаза.

2) На сцену вышла ю..ая красавица в бальном платье, держащая в руках золотой подносик.

3) На поднос.. лежала, перевяза..ая конфетной лентой, толстая пачка.

4) Канавкин, никак не ож..давший такого оборота дела, дрогнул.

5) Вспомнившиеся ему тут же собстве..ые его стихи пок..зались почему-то (не)приятными.

6) Толстая женщина, ухаживавшая за Иваном благоговейно посмотрела на профессора.

7) В числе прочего было потрясающее по своей художественной силе описание похищения пельменей уложенных непосредственно в карман пиджака.

8) Супруга его пр..несла из кухни селедоч..ку, густо посыпа..ую з..леным луком.

9) Дело уладилось по телефону с необыкновенной быстротой поразившей председателя.

10) С..дящий за столом Римский с самого утра находился в дурном расположении.. духа.

Дата добавления: 2015-07-02 ; Просмотров: 3361 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Урок русского языка в 11 классе по теме «Обособленные определения»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Урок обобщения и систематизации материала по теме «Обособленные определения»

Тема: Обособленные определения

обобщить и систематизировать знания по теме: « Обособленные

определения»; закрепить умения правильно ставить знаки препинания

при обособленных определениях, видеть ошибки в использовании причаст-

ного оборота, заменять придаточную часть сложноподчиненного пред-

ложения обособленным определением, находить в тексте предложения с

обособленными определениями; повторить орфоэпию.

активизировать самостоятельную деятельность, развивать

познавательную активность, умение логично и грамотно излагать

воспитывать любовь к языку, прививать культуру общения.

Тип урока: урок повторения и обобщения.

На предыдущем уроке учащиеся получили задание повторить материал по теме: «Обособленные определения», составить таблицу с примерами.

Когда определения обособляются

Какие определения обособляются

Если имеют значение причины, условия, уступки

Согласованные и несогласованные определения, стоящие перед определяемым словом

1. Привлеченные светом , бабочки кружились около фонаря. (Бабочки кружились почему?)

2. Обычно спокойный , лектор на этот раз сильно волновался. (Лектор волновался несмотря на что?)

-Здравствуйте! Я рада новой встрече с вами и надеюсь, что наше общение на уроке будет полезным и интересным.

2. Орфоэпическая разминка ( работа с текстом -3 минуты).

-Начнем урок с орфоэпической разминки. Задание: Расставить ударения в выделенных словах.

Вечер начался . Жалюзи были опущены, свет включён . На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь cвой досуг : джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами . Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеяно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа , с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

3.Постановка проблемного вопроса.

-Перед вами одно из заданий ЕГЭ. Попробуйте определить, какие знания и умения потребуются для его выполнения?

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

Сообщение темы и цели урока .

Разбор проблемного задания.

Выполните предыдущее задание. Объясните постановку запятых.

Расскажите об остальных случаях обособления определений, используя таблицу, которую вы составили дома.

1) Индивидуальная работа по карточкам (сильные учащиеся выполняют работу на компьютере).

2) Остальные учащиеся «по цепочке» выполняют задания на интерактивной доске.

Цель : отрабатывать умение определять условия обособления определений в предложениях и расставлять необходимые знаки препинания.

Задание. Вставьте пропущенные знаки препинания. Определите, какой частью речи выражены определения.

1. Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник спутанный плющом.

2. Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень.

3. Утомленный ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко.

4. Мать думала о бесчисленных деревнях привалившихся к земле и людях тайно ожидавших прихода правды.

5. Вдруг вся степь всколыхнулась и охваченная ослепительно голубым светом расширилась.

6. Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгорелось со свистом.

7. Весь взъерошенный и выпачканный красками он (Берсенев) стоял перед затянутым холстом.

8. Гонимы вешними лучами с окрестных гор уже снега бежали мутными ручьями на потопленные луга.

3)Задание . Укажите номера предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки. Объясните.

1. Впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, рисовались на бледном небосклоне.

2. Густой туман, нахлынувший волнами из ущелий покрывал долину.

Читайте также:  Вакцин против бешенства для животных

3. Штабс-капитан указал мне пальцем на поднимавшуюся прямо против нас гору.

4. Уже мы различали почтовую станцию и кровли, окружающих ее саклей.

5. Дым, выталкиваемый ветром из отверстия в крыше расстилался вокруг густой пеленой.

6. Из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные.

7.Изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая покрытую инеем гриву лошадей.

8. Эта долина была завалена снеговыми сугробами, напоминавшими довольно живо Саратов, Тамбов и прочие милые места нашего отечества.

9 В глазах Веры выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрёк.

10 Направо висели над нашими головами груды снега, готовые при первом порыве ветра, оборваться в ущелье.

1. И, убелённый сединою, я вновь иду в поля твои, чтоб вечно пели надо мною моей России соловьи.

2. По небу плыли табунки круглых облаков, изумительно белых, похожих на комочки пены.

3. Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой, этим непосредственным выражением красоты и добра.

4. Сорока вспорхнула и, распустив хвост, по прямой полетела прочь.

6.Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому.

5)Самостоятельная работа . Задание: списать, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы.

Много былей я знаю веселых и грустных

О хлебах испече…ых на листьях капустных

О замеша. ых круто духмя…ых опарах

О колосьях наполне…ых солнечным жаром

О зерне крутобоком в пыльце желтоватой

Что лежит на ладони сухой и щербатой

О ладони что стала от стужи лиловой

И о стуже степной по-январски суровой.

-В КИМах в части А (А 26) есть задание на замену придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Эта замена целесообразна для сжатости, лаконичности речи, для придания высказыванию окраски книжного стиля, для избежания повторения слова «который» и для устранения двусмысленности в предложениях в некоторых случаях.

С помощью таблицы (она изображена на интерактивной доске) повторите материал и выполните задание.

Можно заменить причастным оборотом

Нельзя заменить причастным оборотом

1.Если местоимение « который» является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием ( Возьми папку, которая лежит на диване.- Возьми папку, лежащую на диване.).

2. Если местоимение «который» является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом «который» нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. ( Она подарила мне колье, которое купила в городе.- Она подарила мне колье, купленное в город.

3.Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Учащиеся, которые выполнили задания на «отлично», будут освобождены от экзаменов. — Учащиеся, выполнившие задания на « отлично» ,будут освобождены от экзаменов. ).

1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени.(Учащиеся, которые выполнят задания на «отлично», будут освобождены от экзаменов.).

2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено существительным или прилагательным .(Девочки боялись сторожа, который был очень сердит.).

3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. ( Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать,)

4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Машина, на которой мы ехали, часто ломалась.)

5.Нельзя заменить, если при сказуемом стоит частица «бы». (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражение.)

6.Нельзя заменить, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части.( Мой дядя был из тех людей, которые ничему не верили.).

7)Групповая работа . Задание: Замените, где возможно придаточную часть сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Объясните.

Река, вдоль которой мы шли, в течении своем делала много изгибов.

Голос отца не имел того выражения доброты, которое меня всегда радовало.

Она без памяти любила сына, в котором видела черты своего покойного мужа.

Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе.

Трудно забыть места, где прошло твое детство.

Все творчество писателя Е.Носова есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.

-Когда обособляются определения?

-Когда можно заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным придаточным оборотом?

Упражнение 243 ( для слабых учащихся)

Выписать из повести В.Некрасова «Сашка» 10 предложений с обособленными определениями ( для сильных учащихся).

-Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:

Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.

Если за день ничему не научился- зря прожил день.

источник

источник

Урок позволяет обобщить учащимся сведения об обособленных членах предложения

Учитель: Малахова И.В.МБОУ СОШ 12

Тема: Обособленные определения

обобщить и систематизировать знания по теме: « Обособленные

определения»; закрепить умения правильно ставить знаки препинания

при обособленных определениях, видеть ошибки в использовании причаст-

ного оборота, заменять придаточную часть сложноподчиненного пред-

ложения обособленным определением, находить в тексте предложения с

обособленными определениями; повторить орфоэпию.

активизировать самостоятельную деятельность, развивать

познавательную активность, умение логично и грамотно излагать

воспитывать любовь к языку, прививать культуру общения.

Тип урока: урок повторения и обобщения.

На предыдущем уроке учащиеся получили задание повторить материал по теме: «Обособленные определения», составить таблицу с примерами.

Когда определения обособляются

Какие определения обособляются

Если имеют значение причины, условия, уступки

Согласованные и несогласованные определения, стоящие перед определяемым словом

1.Привлеченные светом, бабочки кружились около фонаря. (Бабочки кружились почему?)

2.Обычно спокойный, лектор на этот раз сильно волновался. (Лектор волновался несмотря на что?)

-Здравствуйте! Я рада новой встрече с вами и надеюсь, что наше общение на уроке будет полезным и интересным.

2. Орфоэпическая разминка ( работа с текстом -3 минуты).

-Начнем урок с орфоэпической разминки. Задание: Расставить ударения в выделенных словах.

3.Постановка проблемного вопроса.

-Перед вами одно из заданий ЕГЭ. Попробуйте определить, какие знания и умения потребуются для его выполнения?

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

Сообщение темы и цели урока .

Разбор проблемного задания.

Выполните предыдущее задание. Объясните постановку запятых.

Расскажите об остальных случаях обособления определений, используя таблицу, которую вы составили дома.

1) Индивидуальная работа по карточкам (сильные учащиеся выполняют работу на компьютере).

2) Остальные учащиеся «по цепочке» выполняют задания на интерактивной доске.

Цель: отрабатывать умение определять условия обособления определений в предложениях и расставлять необходимые знаки препинания.

Задание. Вставьте пропущенные знаки препинания. Определите, какой частью речи выражены определения.

1. Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник спутанный плющом.

2. Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень.

3. Утомленный ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко.

4. Мать думала о бесчисленных деревнях привалившихся к земле и людях тайно ожидавших прихода правды.

5. Вдруг вся степь всколыхнулась и охваченная ослепительно голубым светом расширилась.

6. Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгорелось со свистом.

7. Весь взъерошенный и выпачканный красками он (Берсенев) стоял перед затянутым холстом.

8. Гонимы вешними лучами с окрестных гор уже снега бежали мутными ручьями на потопленные луга.

3)Задание. Укажите номера предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки. Объясните.

1. Впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, рисовались на бледном небосклоне.

2. Густой туман, нахлынувший волнами из ущелий покрывал долину.

3. Штабс-капитан указал мне пальцем на поднимавшуюся прямо против нас гору.

4. Уже мы различали почтовую станцию и кровли, окружающих ее саклей.

5. Дым, выталкиваемый ветром из отверстия в крыше расстилался вокруг густой пеленой.

6. Из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные.

7.Изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая покрытую инеем гриву лошадей.

8. Эта долина была завалена снеговыми сугробами, напоминавшими довольно живо Саратов, Тамбов и прочие милые места нашего отечества.

9 В глазах Веры выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрёк.

10 Направо висели над нашими головами груды снега, готовые при первом порыве ветра, оборваться в ущелье.

1. И, убелённый сединою, я вновь иду в поля твои, чтоб вечно пели надо мною моей России соловьи.

2. По небу плыли табунки круглых облаков, изумительно белых, похожих на комочки пены.

3. Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой, этим непосредственным выражением красоты и добра.

4. Сорока вспорхнула и, распустив хвост, по прямой полетела прочь.

6.Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому.

5)Самостоятельная работа. Задание: списать, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы.

Много былей я знаю веселых и грустных

О хлебах испече…ых на листьях капустных

О замеша. ых круто духмя…ых опарах

О колосьях наполне…ых солнечным жаром

О зерне крутобоком в пыльце желтоватой

Что лежит на ладони сухой и щербатой

О ладони что стала от стужи лиловой

И о стуже степной по-январски суровой.

-В КИМах в части А (А 26) есть задание на замену придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Эта замена целесообразна для сжатости, лаконичности речи, для придания высказыванию окраски книжного стиля, для избежания повторения слова «который» и для устранения двусмысленности в предложениях в некоторых случаях.

С помощью таблицы (она изображена на интерактивной доске) повторите материал и выполните задание.

Можно заменить причастным оборотом

Нельзя заменить причастным оборотом

1.Если местоимение « который» является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием ( Возьми папку, которая лежит на диване.- Возьми папку, лежащую на диване.).

2. Если местоимение «который» является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом «который» нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. ( Она подарила мне колье, которое купила в городе.- Она подарила мне колье, купленное в город.

3.Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Учащиеся, которые выполнили задания на «отлично», будут освобождены от экзаменов. — Учащиеся, выполнившие задания на « отлично» ,будут освобождены от экзаменов. ).

1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени.(Учащиеся, которые выполнят задания на «отлично», будут освобождены от экзаменов.).

2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено существительным или прилагательным .(Девочки боялись сторожа, который был очень сердит.).

3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. ( Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать,)

4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Машина, на которой мы ехали, часто ломалась.)

5.Нельзя заменить, если при сказуемом стоит частица «бы». (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражение.)

6.Нельзя заменить, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части.( Мой дядя был из тех людей, которые ничему не верили.).

7)Групповая работа. Задание: Замените, где возможно придаточную часть сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Объясните.

Река, вдоль которой мы шли, в течении своем делала много изгибов.

Голос отца не имел того выражения доброты, которое меня всегда радовало.

Она без памяти любила сына, в котором видела черты своего покойного мужа.

Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе.

Трудно забыть места, где прошло твое детство.

Все творчество писателя Е.Носова есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.

-Когда обособляются определения?

-Когда можно заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным придаточным оборотом?

Упражнение 243 ( для слабых учащихся)

Выписать из повести В.Некрасова «Сашка» 10 предложений с обособленными определениями ( для сильных учащихся).

-Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:

Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.

Если за день ничему не научился- зря прожил день.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *