Меню Рубрики

Иволгинский дацан лечение бесплодия

2. С Иволгинского дацана начался сложный процесс возрождения буддизма в СССР и России в середине XX века. В конце Великой Отечественной войны по многочисленным просьбам верующих начали открываться храмы, церкви, дацаны. В этот период Правительством СССР были приняты определённые решения по уменьшению давления на религии в стране. В 1945 году вышло «Об открытии буддийского храма „Хамбинское Сумэ“ в улусе Средняя Иволга».

3. Постепенно небольшой «Хамбинский сумэ» превратился в крупный монастырский комплекс, где находится резиденция главы российских буддистов Пандито Хамбо Ламы. Сейчас в дацане проводятся службы-хуралы, посвящённые важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы в честь защитников и хранителей учения — сахюсанов и другие обряды, помогающие и защищающие верующих от различных негативных сил.

4. Хурдэ (молитвенный барабан) представляет собой круглый или восьмигранный цилиндр, диаметр которого может колебаться от десятков сантиметров до 1-2 метров. Через центр этого цилиндра и через оба его конца проходит вертикальная железная ось. В середину закладывают длинный свиток, где записаны мантры-молитвы. Назначение хурдэ состоит в том, что каждый верующий, проходя мимо них, мог прокрутить цилиндр, в который вложена молитва. Таким образом считается, что верующий прочел эту молитву столько раз, сколько прокрутил барабан. Вращать барабаны нужно по направлению хода солнца.

5. Полное название Иволгинского дацана звучит так: Тугэс Баясгалантай Улзы номой Хурдын Хиид — Монастырь Колесо Учения, приносящее счастье и полное радости.

6. На службы-хуралы, которые проводятся в Иволгинском дацане, съезжаются паломники не только из Бурятии, но и со всего света. На службах монахи поют мантры, призванные пробудить сознание, совершают буддийские ритуалы и обряды, оберегающие верующих от злых, враждебных людям демонических сил.

7. Оранжерея для священного дерева Бодхи.

8. На территории дацана расположены пять ступ субурганов. По сказаниям буддистов, устройство субурганов, как памятников замечательнейших священных событий, начато было в Индии еще при жизни Будды Шакьямуни.

9. В Иволгинский дацан приезжает множество туристов. Любой человек может обрести здесь исцеление, духовное или физическое. Монахи лечат прихожан с помощью лекарств тибетской медицины. В тибетской медицине используется специфический метод диагностики заболевания пульсовый. Арсенал методов лечения различен: многокомпонентные порошки, в состав которых входят разнообразные составляющие растительного и животного мира, минералы, металлы. Большая часть сырья для эмчи-ламы (лекаря) поступает из Индии, Китая, Тибета.

10. В 1991 году при Иволгинском дацане был открыт буддийский университет Даши Чойнхорлин (с тибетского «земля счастливого учения») филосовского направления. В институте обучаются около 100 хувараков-студентов из разных регионов России. В 1999 году институт получил лицензию высшего учебного заведения, обучение здесь длится пять лет.

11. Храм Зеленой Тары (Ногоон Дара Эхэ дуган). Еще достраивается.

13. Майдарин-сумэ — небольшой деревянный храм будды Майтреи (построен в 1970-е).

15. Величайшая реликвия дацана — нетленное тело Великого ламы — Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова.

16. Лама Итигэлов ушел из жизни по собственной воле в 1927 году, медитируя в позе лотоса.

17. Саркофаг с его телом был вскрыт через 75 лет, 11 сентября 2002 года в Иволгинском дацане. Тело ламы Итигэлова осталось в сохранности и оказалось нетленным. Фотографировать тело запрещено, впрочем как и внутри всех храмов на территории.

18. Храмовый комплекс — место с очень сильной энергетикой.

19. На территории монастыря располагаются здания библиотеки, учебные корпуса буддийского института Даши Чойнхорлин, гостиница, музей памятников буддийского искусства, священные ступы-субурганы, различные служебные помещения и дома лам.

20. Жууд Дуган — храм, где проводятся практики Тантры и другие сложные и скрытые ритуальные практики.

21. Цогчен-дуган — главный соборный храм (построен в ноябре 1976). Выстроен по принципу мандалы, древней религиозно-символической идеи, берущей свое происхождение из Индии. Охраняют здание 12 каменных львов.

Эта достопримечательность посещена в рамках экспедиции «Москва — Владивосток».

источник

Спецпроект Ч

Чудеса случаются, и мы знаем об этом совершенно точно, потому и продолжаем находить для вас новые расчудесные оздоровительные туры.
Медитативные погружения с иголками в ушах, горячими камнями на лопатках и очищением чакр на раз-два – это Восток. Самые распоследние медицинские достижения западных светил, или полеты во сне и наяву на каком-нибудь самом веселом – песно- и пиво – пенном фестивале Европы. Или разговор по душам с духами через шаманов где-нибудь на окраине мексиканской Соноры.

Продолжаем рубрику про здоровье и чудеса, и впереди у нас много полезного, интересного и волшебного. А пока напомним, что у нас уже было, оздоравливающего и просветляющего.

Воду минеральную пили и купались в чешских Лазнях и в Мертвом море, топали вокруг Кайласа, избавляясь от ненужных кармических привязок, дышали солью в подземных шахтах и пещерах, шаманили с колдунами , напробовались айаваски до зеленых человечков.
Исцелялись и очищались аюрведой в Индии, восстанавливали энергию Ци иголками в Китае. Гуляли по Тайскому Чанг Маю (это, как наш Питер, только в джунглях). Молчали по тайским и непальским центрам випассаны. Лазали по деревьям и даже жили на них в Лаосе, омолаживались на Бали и растягивались вдоль и поперек на йога-ретритах в Гималаях. И даже побывали в центре инициальной терапии, где ооочень ученые европейские профессора ставят на место пошатнувшуюся картину мира и веру в человечество. После чего подлечились вином из французских погребов и теперь готовы к новым подвигам и приключениям.

Ну и сегодня у нас продолжение исцелений и просветлений –
Иволгинский дацан: Бурятские степи, красоты Байкала
и буддийские ламы: настоящие волшебники, и те, кто еще только учатся.

У нас есть свой Центр Буддизма – в Бурятии, в Иволгинском дацане – 30 км. от Улан Удэ на автобусе или такси в деревню Верхняя Иволга, в степи, тишину и медитацию.
Сюда едут любоваться красотами, разговаривать с учителями о вечном и учиться, учиться и еще раз учиться на ламу. В самом настоящем университете, из которого выходят дипломированные ламы, мастера буддийской философии, реально просветленные ребята.

Четыре факультета: философский, иконографический, тантрический и медицинский. Обучение, проживание и питание бесплатное – четыре года студентом-хувараком, а затем можно повышать квалификацию в монастырях Тибета.
Гостей и туристов здесь принимают с удовольствием – на территории монастыря и музей памятников буддийского искусства, и священные ступы-субурганы, и уникальная библиотека. И, конечно, можно принять участие в ежедневных обрядах, защищающих от всякого негатива.
Всю информацию о гостиницах и расписании занятий можно узнать бесплатным звонком по России: 8-800-1003-108.

Если на восточном берегу Байкала почти все буддисты, на западном – шаманисты. Все-таки шаманизм в Бурятии – основная религия, и в любой деревне адрес шамана можно узнать у первого встречного. Местные шаманы поклоняются эзэнам. «Эзэн» – хозяин, покровитель. Есть эзэны основные – земли, тайги, гор, неба и озер, а есть локальные, эзены района или рода, даже эзен ангины существует, с ним тоже можно договориться.
Всего у местных шаманов девять ступеней посвящения, начиная с четвертой уже можно делать жертвоприношения, на пятой (хэсэтэ-боо) шаман получает бубен и может уходить в транс. Шаману шестой ступени (хорьботой-боо) выдают посох с конскими копытами, он уже может впускать в себя духа без бубна, просто так. Шамана седьмой ступени можно узнать по железной короне с оленьими рогами и плащу с железной накидкой, этот уже может посвящать учеников. Восьмая ступень (имеющий все) может вызывать дождь и ветер. А высший сан – девятая ступень – это уже и левитация, и свободное общение со всеми духами, и путешествия между мирами.

Туристы и паломники со всего света едут к Шаман-скале (Мыс Бурхан) – байкальскому Месту Силы, одна из девяти святынь Азии – в средней части острова Ольхон, рядом с поселком Хужир, где шаманы имеются. До острова Ольхон и Малого Моря едут автобусы и маршрутки Иркутск-Хужир (8 часов, 300 рублей) и Иркутск – МРС (7 часов, 300 рублей). На Ольхон ходит теплоход «Комета» (Иркутск – Нижнеангарск с заходом в бухту Загли на Ольхоне) – 1100 рублей.
Еще по шаманским тропам едем от Иркутска (70 км. от Байкала) на электричке (до станций Слюдянка, Култук и Темная падь), или на теплоходе «Восток» до порта Байкал. Можно и на автобусе до поселка Листвянка и от него до порта на пароме, который ходит круглый год.
До поселка «Большие коты» – теплоход «Восход» (1,5 часа, 150 рублей). Поселок Большое Голоустное и Будульгейка раз в неделю ходит автобус (3-5 часов). А в Чивыркуйский залив – тоже шаманское местечко – проще добраться из Улан-Удэ, а дальше автобусом или маршруткой до поселка Усть-Баргузин, и еще 25 км. на попутках.

Добраться до Иркутска можно по воздуху за 16890 руб. на разные даты. Распродажи бывают в начале сентября и в начале марта, в рамках распродаж билетов по России цена бывает от 13 тысяч. До Улан-Удэ перелет стоит 20295 руб. на разные даты. По земле добираться дешевле, но и ощутимо дольше – стоимость плацкарта Москва-Иркутск от 3049 руб., до Улан-Удэ 3234 руб., стоимость купейного билета в Иркутск – 8511 руб., в Улан-Удэ 9472 руб., время в пути до Улан-Удэ около 5 суток, до Иркутска 4,5 суток.

источник

Новый дацан работает ежедневно с 9.00 до 18.00 по адресу: пос. Усть-Ордынский, ул. Балдынова, 1д. Пинимают ламы-астрологи, эмчи-лама (лекарь тибетской медицины). В дальнейшем планируется проведение лекций по буддийской философии, медицине и традиционным ремеслам. Для проведения занятий приглашаются ламы из Индии, Тибета и Монголии

Служители Усть-Ордынского дацана хотят приблизить храм к уровню Иволгинского

В столице округа большинство жителей — шаманисты, но, несмотря на это обстоятельство, представители Буддийской сангхи России решили построить здесь дацан. Вообще маленький буддийской храм когда-то был возведен в нескольких километрах от Усть-Орды, но сгорел, в этом ламы видят особый знак — место было неудачным, далеким от людей. У дацана «Тубдэн Даржилин», открытого в столице округа летом этого года, уже сейчас имеется статус самого крупного будийского центра Приангарья. Здесь трудится пять лам. В ближайшем будущем планируется расширение штата. Открытие кузницы, столярного цеха, швейной мастерской, мини-фермы тоже в планах лам и меценатов.

Если в начале строительства и были опасения, что храмовый комплекс, включающий просторный дацан и несколько дуганов — слишком масштабный проект, который округ не потянет, то сейчас они рассеялись. Многие дацаны в нашей стране строятся по 10 лет, основные работы по возведению «Тубдэн Даржилина» длились четыре месяца. Окрыленные словами Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева о совершенном чуде, местные ламы стараются сделать все для того, чтобы Усть-Ордынский дацан стал не хуже Иволгинского. «Пришло время», — объясняет служитель храма Максар-лама успех проекта Буддийской сангхи.

Пришло время, и пришли люди. В строительстве принимали активное участие жители округа, предприниматели, чиновники. Основную финансовую поддержку оказали братья — Дмитриев Владимир, депутат Законодательного собрания Иркутской области, и Дмитриев Алексей, директор Харанутского угольного разреза.

Сегодня в храм приходят люди самых разных вероисповеданий — христиане, шаманисты, мусульмане. Во время празднования свадьбы молодожены обязательно заезжают в дацан, зажигают лампадки, три раза обходят дацан по движению солнца, чтобы семейная жизнь была счастливой. Но чаще в дацан приходят люди, которых настигла болезнь, семейные и бытовые проблемы.

— Часто шаманы, если чувствуют, что не могут помочь человеку, отправляют его к нам, — говорит настоятель храма Саян-лама, — потому что знают, что мы используем в лечении тибетскую медицину. Ламы лечат алкоголизм и психосоматические проблемы. Помогают людям, находящимся в состоянии сильного стресса. Сейчас эта проблема особенно актуальна, ламы выступают не только в качестве лекарей, но и в роли психологов. Часто люди, уверенные в безысходности своей жизни, из дуганов выходят с улыбкой и оптимистичными планами на будущее.

Люди приходят в дацан за словами утешения, с просьбой указать дорогу. По словам лам, из-за избыточного информационного потока в нас поселилось множество боязней, отравляющих жизнь — мы опасаемся конца света, финансового кризиса и т.д., а победить страхи можно, обретя духовную опору.

Время от времени посетителей приходит так много, что выстраиваются очереди. Чтобы люди не мерзли, ламы подумывают построить дом для ожидания.

— Для ребятишек мы планируем открыть духовную школу, — рассказывает Максар-лама, — мы не ставим себе задачу сделать из детей лам, мы хотим, чтобы будущее поколение не забывало бурятский язык, свои корни, испытывало почтение к старикам. Яркий, аутентичный дацан привлекает внимание туристов, сюда приезжают люди со всей страны, но зарабатывать на туризме ламы и не думают.

— Если туристы приезжают, мы всегда их примем, но мы не бизнесмены и не бизнес-точка, — говорит Максар-лама. — Тяжело смотреть, как некоторые учреждения культуры становятся источником наживы. Одна мысль — деньги, и люди из-за этого совсем теряются. А если храм будет требовать с людей деньги, это будет уже не храм.

источник

В 1990 году была создана клиника Манба Дацан, которая является первой специализированной, традиционной клиникой монгольской медицины.
Клиника получила лицензию на осуществление профессиональной медицинской деятельности в соответствии с Законом об охране здоровья. Является присоединенной организацией здравоохранения и 5-кратным аккредитованным органом до настоящего времени.В данной клинике работают профессиональные доктора традиционной медицины.
В 2014 году началось строительство 8-этажного здания клиники,вместимость которой составляет 80 мест. На данный момент (2016 год) клиника сдана в эксплуатацию и успешно действует. Основной целью клиники является диагностика, лечение, траволечение и медицинская помощь по монгольской традиционной медицине на мировом уровне. Амбулаторные клиенты и пациенты пользуются более 170 типов лекарств, произведенные в фармацевтической промышленности клиники.Главная диагностика проводится по анализу крови,мочи и пульсу. Кроме того, дополнительно вне клиники пациенты делают ультразвуковые, рентген и лабораторные тесты, для подтверждения диагноза (по желанию и за свой счёт).
Курс лечения составляет 10 дней.При лечении используются лекарственные средства, разработанные в фармацевтической промышленности клиники.Для лечения применяются :гирудотерапия, прижигание тунором, иглотерапия, точечный массаж, разнообразные лечебные ванны, смесь масла сурка, лошадей, растений, костного мозга барана, жира и многое другое.Таким образом природные органические чистые масла являются эффективным способом улучшения здоровья.Во время прохождения курса лечения пациентам предоставляется диетическое питание, меню которого улучшает баланс пищеварения. Так же по восстановлению организма может проводится лечебная гимнастика.
За счет комплексного курса лечения, в организме возникают новые энергетические потоки. Эти потоки напрявляются в больной орган и устраняют в нем нарушения на физическом и энергетическом уровнях.
Клиника находится на территории буддийского храма,который можно по желанию посетить самостоятельно, заказать молитвы, заняться медитацией, укрепить своё бионергетическое поле и раскрыть чакры, а так же это эфективный путь к самопознанию.
Перед тем как принять решение об приездев клинику, требуется сообщить точную информацию о состоянии здоровья, хранических болезнях, жалобы, возраст, вес, давление. После предоставлении информании о состоянии здоровья, будет принято решение о согласии или отказе в принятии в клинику. Клиенты,находящиеся в тяжелом или обостренном состоянии не принимаются на курс традиционного лечения по причине того, что данное состояние относится к компетенции медицинской скорой помощи.
При обращении в больницу, которая не является структурным или подведомственным учреждением клиники Манба Дацан для проведения различных анализов, томографии, УЗИ, не входящие в стоимость курса реабилитации, клиент оплачивает самостоятельно.

Читайте также:  Тесты на бесплодие чебоксарах

Стоимость 1 курса (10 дней) на 1 человека / Американские доллары
Стандартная палата:
(туалет, душ, стол) Четырёхместное размещения 750 ам.долларов,
Двухместное размещение 850 ам.долларов,
Одноместное размещение 1050 ам.долларов,
Люкс палата (холодильник, диван, стол, гостинная комната, туалет, душ): Двухместное размещение 1300 ам.долларов
Однометсное размещение 1700 ам.долларов
В стоимость входит: проживание, питание, диагностика в клинике,лечение, траволечение.
Трансфер аэропорт – клиника – аэропорт предоставляется бесплатно!

С собой нужно взять:

— все имеющиеся анализы, снимки, амбулаторную медицинскую карту;
— теплую одежду (халат, желательно с капюшоном, пижаму, тапочки, носки хлопчатобумажные, а так же шерстянные или махровые, сменное белье, футболки свободного стиля);
— простыни для массажей (которые можно и не жалко запачкать жиром, маслами и травами), полотенца большие и маленькие (так же которые не жалко запачкать);
— тарелку, кружку, вилку, ложку;
— средства личной гигиены;
— материалы для чтения (в номерах нет телевизоров, запрещено).
— денежные средства для допольнительных трат: покупка трав для продолжения леченияя по приезду домой, заказ чтения молитв у лам, сдача анализов дополнительно в больнице евпропейской медицины.

источник

Новый дацан работает ежедневно с 9.00 до 18.00 по адресу: пос. Усть-Ордынский, ул. Балдынова, 1д. Пинимают ламы-астрологи, эмчи-лама (лекарь тибетской медицины). В дальнейшем планируется проведение лекций по буддийской философии, медицине и традиционным ремеслам. Для проведения занятий приглашаются ламы из Индии, Тибета и Монголии

Служители Усть-Ордынского дацана хотят приблизить храм к уровню Иволгинского

В столице округа большинство жителей — шаманисты, но, несмотря на это обстоятельство, представители Буддийской сангхи России решили построить здесь дацан. Вообще маленький буддийской храм когда-то был возведен в нескольких километрах от Усть-Орды, но сгорел, в этом ламы видят особый знак — место было неудачным, далеким от людей. У дацана «Тубдэн Даржилин», открытого в столице округа летом этого года, уже сейчас имеется статус самого крупного будийского центра Приангарья. Здесь трудится пять лам. В ближайшем будущем планируется расширение штата. Открытие кузницы, столярного цеха, швейной мастерской, мини-фермы тоже в планах лам и меценатов.

Если в начале строительства и были опасения, что храмовый комплекс, включающий просторный дацан и несколько дуганов — слишком масштабный проект, который округ не потянет, то сейчас они рассеялись. Многие дацаны в нашей стране строятся по 10 лет, основные работы по возведению «Тубдэн Даржилина» длились четыре месяца. Окрыленные словами Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева о совершенном чуде, местные ламы стараются сделать все для того, чтобы Усть-Ордынский дацан стал не хуже Иволгинского. «Пришло время», — объясняет служитель храма Максар-лама успех проекта Буддийской сангхи.

Пришло время, и пришли люди. В строительстве принимали активное участие жители округа, предприниматели, чиновники. Основную финансовую поддержку оказали братья — Дмитриев Владимир, депутат Законодательного собрания Иркутской области, и Дмитриев Алексей, директор Харанутского угольного разреза.

Сегодня в храм приходят люди самых разных вероисповеданий — христиане, шаманисты, мусульмане. Во время празднования свадьбы молодожены обязательно заезжают в дацан, зажигают лампадки, три раза обходят дацан по движению солнца, чтобы семейная жизнь была счастливой. Но чаще в дацан приходят люди, которых настигла болезнь, семейные и бытовые проблемы.

— Часто шаманы, если чувствуют, что не могут помочь человеку, отправляют его к нам, — говорит настоятель храма Саян-лама, — потому что знают, что мы используем в лечении тибетскую медицину. Ламы лечат алкоголизм и психосоматические проблемы. Помогают людям, находящимся в состоянии сильного стресса. Сейчас эта проблема особенно актуальна, ламы выступают не только в качестве лекарей, но и в роли психологов. Часто люди, уверенные в безысходности своей жизни, из дуганов выходят с улыбкой и оптимистичными планами на будущее.

Люди приходят в дацан за словами утешения, с просьбой указать дорогу. По словам лам, из-за избыточного информационного потока в нас поселилось множество боязней, отравляющих жизнь — мы опасаемся конца света, финансового кризиса и т.д., а победить страхи можно, обретя духовную опору.

Время от времени посетителей приходит так много, что выстраиваются очереди. Чтобы люди не мерзли, ламы подумывают построить дом для ожидания.

— Для ребятишек мы планируем открыть духовную школу, — рассказывает Максар-лама, — мы не ставим себе задачу сделать из детей лам, мы хотим, чтобы будущее поколение не забывало бурятский язык, свои корни, испытывало почтение к старикам. Яркий, аутентичный дацан привлекает внимание туристов, сюда приезжают люди со всей страны, но зарабатывать на туризме ламы и не думают.

— Если туристы приезжают, мы всегда их примем, но мы не бизнесмены и не бизнес-точка, — говорит Максар-лама. — Тяжело смотреть, как некоторые учреждения культуры становятся источником наживы. Одна мысль — деньги, и люди из-за этого совсем теряются. А если храм будет требовать с людей деньги, это будет уже не храм.

источник

Мы продолжаем знакомиться с малоизвестными точками России и сегодня отправляемся к берегам Байкала, в Бурятию. Там находится уникальное с духовно-культурной точки зрения место — Иволгинский дацан, центр российского буддизма.

Россия, как лоскутное одеяло, соткана из десятков культур. 142 905 200 непохожих друг на друга людей (по переписи 2010 года). Каждый уголок нашей страны самобытен благодаря живущим там людям. На юге колорит создают кавказские народы, в Поволжье — татары, мордва и чуваши, а в Сибири — якуты, ханты и другие северяне.
Сегодня мы отправляемся в Бурятию, в центр российского буддизма.

Иволгинский дацан — это буддийский монастырь, официально считающийся центром буддизма в России. Его история не уходит корнями в Лету. О нём не сложены красивые легенды. Но все, кто был там, говорят, что место это магическое.

Дацан — у бурят это буддийский монастырь, который, помимо храмов, включает в себя также университет.

Буддизм в Россию пришёл в XVII веке. До революции в стране насчитывалось 35 дацанов. Но для большевиков религия, как известно, была «опиумом» — дискредитировались все конфессии.

Ситуацию переломила война. Если спросить, как появился Иволгинский дацан, местные жители ответят: «Сталин подарил». В начале войны положение дел на фронте было настолько тяжёлым, что солдаты и их командиры были рады любой помощи. Бурятские буддисты собрали 350 000 рублей (неслыханная по тем временам сумма) и отдали их на нужды армии. Говорят, что именно в благодарность за этот щедрый жест советское руководство и позволило верующим построить дацан.

Правда это или местная небыль — неизвестно. Но факт того, что в мае 1945 года вышло Постановление народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР «Об открытии буддийского храма…», остаётся фактом.

…Монастырь в Улан-Удэ, столице Бурятии — это одна из самых больших достопримечательностей, которые я видел в СССР. Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать её… Далай Лама ХIV

Иволгинский дацан начали строить в чистом поле. Сначала был простой деревянный дом, но постепенно усилиями верующих монастырь разрастался и преображался. В 1951 году власти официально выделили под него землю, а в 1970 и 1976 гг. были построены соборные храмы (дуганы).

Сегодня Иволгинский дацан — это 10 храмов с необычной архитектурой, 5 ступ-субурганов, университет, оранжерея священного дерева Бодхи, вольеры с косулями, дома лам и одна из главных буддийских святынь — нетленное тело ламы Итигэлова… Впрочем, обо всём по порядку.

Согчен дуган (главный соборный храм), Чойра дуган, Деважен дуган, Джуд дуган, Сахюусан сумээ, Майдари сумээ, Маанин дуган, Ногоон Дари Эхэн сумээ, Гунрик дуган, дуган Зелёной Тары — так называются 10 храмов Иволгинского монастыря. Они отличаются по размеру, году постройки и предназначению. Так, Гунрик дуган — это храм, посвящённый будде Вайрочана, Джуд дуган является тантрическим храмом.

Храмы построены в китайско-тибетском стиле: яркие, многоцветные, с загнутыми вверх углами крыш. Но при этом у иволгинских построек есть уникальные архитектурные особенности.

Фото: 1, 2 и 3 — Михаил Семахин

Во-первых, в Бурятии основной строительный материал — это дерево. Это отличает бурятские дуганы от тибетских, которые, как правило, возводятся из камня. Во-вторых, почти все храмы в Иволгинском монастыре имеют «прихожую»: на Тибете вход в храм осуществляется прямо с улицы. Это объясняется тем, что зимы в Бурятии суровые и такие вестибюли защищают дуганы от холода.

Особое место среди построек монастыря занимает дворец с нетленным телом великого Учителя. Речь о бурятском религиозном деятеле, одном из выдающихся буддийских подвижников ХХ века хамбо-ламе Даши-Доржо Итигэлове.

Итигэлов родился в 1852 году в Бурятии. Мальчик рано остался сиротой и в 15 лет прошёл 300 км, чтобы добраться до Анинского дацана и стать там послушником. Итигэлов провёл в монастыре 23 года, постигая духовные и философские истины. Завершив обучение, он активно занимался религиозной деятельностью, получил звание главного Учителя всех буддистов Восточной Сибири.

Летом 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса и позвал своих учеников. Он дал им последнее наставление (навестить его через 30 лет) и впал в нирвану. Так его и «похоронили», поместив тело в кедровую бочку.

Спустя 30 лет, как было завещано, послушники пришли навестить Итигэлова и обнаружили, что за три десятилетия тело Учителя осталось нетленным. Впоследствии его ещё несколько раз доставали из бочки — результат оставался прежним. В 2002 году Итигэлова окончательно извлекли из-под земли.

При эксгумации присутствовали учёные. Они взяли образцы волос, ногтей и кожи Итигэлова. Результаты лабораторных исследований шокировали: ткани не омертвели. Более того, за 75 лет тело хамбо-ламы нисколько не деформировалось. Итигэлов по-прежнему сидит в позе лотоса, ламы, ухаживающие за ним, утверждают, что у него меняется температура тела, а в дни поклонений даже проступает испарина.

Увидеть нетленного может любой желающий. Но всего восемь раз в году — во время больших буддийских праздников. В остальное время доступ к нему имеют только монахи и (в исключительных случаях) официальные делегации.

Ещё одна важная постройка на территории Иволгинского монастыря — буддийский университет («Даши Чойнхорлин» — в переводе с бурятского «Земля счастливого учения»). Он был открыт в 1991 году. Внешне университет весьма скромен — большой деревянный дом.

В настоящее время в учебном заведении обучаются около 100 монахов-послушников — хувараков. День хуварака довольно строг, а быт аскетичен. В 6:00 подъём, с 7:00 до 21:00 — хуралы и изучение философии, тибетского языка, восточной медицины, иконографии, а также ряда светских предметов (логики, истории и других).

В перерывах между занятиями послушники готовят себе еду, убирают свои жилища (обычные деревянные избы прямо на территории монастыря) и выполняют хозяйственные работы по дацану. Через пять лет хувараки становятся ламами, а также получают светский диплом об образовании.

Лама — религиозный учитель, монах.

Приобщиться к жизни хуварака может каждый: по субботам и воскресеньям преподаватели Иволгинского дацана (среди которых, кстати, есть и духовные лидеры из Тибета, Монголии и Индии) читают лекции для всех желающих.

Читайте также:  Альтернативная медицина при бесплодии

Знакомство с Иволгинским дацаном следует начать с гороо.

Гороо — в буддийской традиции это почётный обход святых мест.

На территорию Иволгинского монастыря можно попасть через главные ворота (они находятся на южной стороне монастыря) или малые второстепенные. Главный вход открыт только по большим праздникам, в остальные дни туристы и паломники пользуются «запасными» воротами. По всему периметру храмового комплекса — специальная дорожка для совершения гороо.

Обход дацана необходимо совершать по ходу движения Солнца (по часовой стрелке). Гороо можно делать как самостоятельно, так и в сопровождении лам. Последние всегда приветливы и с удовольствием проводят экскурсии для гостей. Главное — совершить гороо нечётное количество раз.

На территории дацана каждая скульптура, каждый памятник и даже элемент декора наполнены глубоким смыслом. Поэтому во время гороо не стоит торопиться. Так, во время обхода будут встречаться не только дуганы, но и молитвенные барабаны (хурдэ). Их обязательно нужно покрутить (тоже по часовой стрелке). Внутри них находятся свитки с мантрами. В самом большом барабане Иволгинского дацана свиток, где, по словам лам, написано 100 000 мантр — один поворот словно 100 000 прочитанных молитв.

Также на пути встретится причудливый камень. По преданию, на нём остался отпечаток ладони Зелёный Тары (богини, быстро приходящей на помощь). Считается, что если отойти от камня на несколько шагов, загадать желание (обязательно доброе), вытянуть руку вперёд и, закрыв глаза, подойти к камню и попытаться прикоснуться к нему, то задуманное непременно сбудется. Если собьёшься с пути и дотронешься до чего-то другого, а не до камня, желанию не суждено воплотиться в реальность.

Фото: 1, 2 и 3 — Михаил Семахин

Во время гороо можно заходить в любые открытые дуганы, присутствовать на молебнах. Главное — соблюдать местный этикет. Так, нельзя поворачиваться спиной к статуям Будды, нельзя показывать на них пальцем. Также на территории монастыря нельзя курить, сквернословить, не стоит громко разговаривать.

Следует заглянуть также в оранжерею, где растёт священное дерево Бодхи. Это один из главных символов буддизма. По легенде, медитируя именно под этим деревом, Будда достиг Просветления. Оранжерее Иволгинского дацана более 30 лет, первый отросток привезли когда-то из Индии, постепенно дерево разрослось в небольшую рощицу.

После гороо можно пройти на пустырь за дацаном, где растёт сухой кустарник, увешанный разноцветными тряпочками. Эти тряпочки называются химморины.

Химморин — это лоскут ткани с молитвой; цвет химморина зависит от года рождения молящегося.

Узнать, какой вам нужен химморин, освятить его, а также спросить, куда его лучше повесить, можно у лам. Лоскут нужно привязать к дереву или кусту, а каждый порыв ветра будет «читать» молитву за вас. Химморин символизирует психическую энергию человека. Поэтому этот обряд рекомендуется совершать, когда одолевает тоска, чтобы возродить внутреннюю энергию.

Помимо храмов и религиозных монументов (к примеру, ступ-субурганов), на территории Иволгинского дацана есть музей памятников буддийского искусства, библиотека, кафе, летняя гостиница и торговые лавки. В одних из них продают буддийские сувениры, а в других строят бизнес местные жители. Они торгуют шалями, шерстяными варежками и носками. Пообщавшись с ними, можно не только снизить цену, но и узнать много интересного о бурятском народе. В кафе подают национальную кухню (позы, плов и прочее) — это ещё один способ приобщиться к бурятской культуре. Кроме того, места вокруг столь самобытные, непохожие на европейскую Россию, что руки сами невольно тянутся за фотоаппаратом. Словом, даже люди, далёкие от буддизма, найдут, чем заняться в Иволгинском дацане.

Дацан находится в Иволгинском районе Республики Бурятия в селе Верхняя Иволга, что в 8 км от районного центра (посёлка Иволгинск) и в 35 км от Улан-Удэ. Поэтому если вы решили посетить Иволгинский дацан, то сначала необходимо добраться до столицы Бурятии, а оттуда уже держать путь в Верхнюю Иволгу. Здесь возможны два варианта.

От Улан-Удэ до Иволгинска ходит рейсовый автобус № 130, который за 30–40 минут доставит вас до райцентра. От Иволгинска до села Верхняя Иволга можно добраться на маршрутном такси, которое там регулярно курсирует.

По большим буддийским праздникам автобус из Улан-Удэ ходит прямо до дацана.

На машине из Улан-Удэ до Иволгинского дацана можно доехать по трассе А-340 (раньше она называлась А-165) — «Кяхтинский тракт». Дорога пролегает через Иволгинский, Селенгинский и Кяхтинский районы. Маршрут следования примерно такой: Улан-Удэ — Сужа — Нур-Селение — Нижняя Иволга — Иволгинск — Верхняя Иволга.

источник

  • =Библиотека,видеотека= (103)
  • -аудиобиблиотека- (48)
  • -видео для детей- (15)
  • -видео- (6)
  • -литература- (17)
  • -театр- (5)
  • =Бурятия= (19)
  • =Великие, загадочные, прекрасные. = (35)
  • =Вязание крючком= (1026)
  • — вязание с бисером- (8)
  • -аксессуары- (21)
  • -ангелы- (3)
  • -аппликация- (40)
  • -бабочки- (14)
  • -брюггское кружево- (34)
  • -взрослым- (58)
  • -детям- (149)
  • -для дома- (75)
  • -дуплет- (9)
  • -игрушки- (66)
  • -ирландское кружево- (56)
  • -кайма- (6)
  • -квадраты,круги и т.д.- (80)
  • -куклы- (22)
  • -ленточное кружево- (67)
  • -миниатюры- (39)
  • -новый год- (13)
  • -панно, картины- (2)
  • -пасха- (2)
  • -полезные советы- (24)
  • -сердечки- (8)
  • -сумки, сумочки- (29)
  • -схемы, уроки- (100)
  • -украшения- (15)
  • -филейное вязание- (47)
  • -цветы,фрукты- (90)
  • -шапочки, шали,шляпки- (39)
  • =Вязание спицами= (100)
  • -вяжем спицами- (55)
  • -игрушки спицами- (37)
  • -уроки, схемы- (42)
  • =Гороскопы= (16)
  • -магия- (1)
  • -нумерология- (3)
  • =Деткам. Стихи, песенки. = (10)
  • =Дизайн интерьера= (13)
  • =Живопись= (113)
  • -акварель- (24)
  • -ар-деко,модерн- (7)
  • -городской пейзаж- (11)
  • -жанровая живопись- (9)
  • -иллюстрации- (12)
  • -импрессионизм- (12)
  • -натюрморт- (4)
  • -пейзаж- (20)
  • -примитивизм- (2)
  • -романтизм- (6)
  • -фэнтези,цифровая- (13)
  • =Здоровье= (212)
  • -восточная медицина- (10)
  • -диагноз- (31)
  • -женское здоровье- (8)
  • -йога- (7)
  • -красота- (35)
  • -народная медицина- (59)
  • -пища как лекарство- (27)
  • -полезные советы- (13)
  • -траволечение- (21)
  • -упражнения для здоровья- (23)
  • -цигун- (17)
  • =Иллюстрации= (57)
  • =История моды= (22)
  • =История= (31)
  • -пушкиниана- (21)
  • -россия- (10)
  • =Как прекрасен этот мир. = (71)
  • -города и страны- (33)
  • -дома, домики. — (20)
  • -природа- (14)
  • -сады- (7)
  • =Клипарт= (125)
  • -декор- (51)
  • -маски- (9)
  • -разделители, уголки- (12)
  • -рамки- (7)
  • -скрап-наборы- (25)
  • -фоны- (8)
  • -шрифты- (14)
  • =Компьютер, интернет. = (89)
  • -интернет- (28)
  • -компьютер- (29)
  • -программы- (27)
  • -сайты- (17)
  • =Куклы= (53)
  • -авторские куклы- (17)
  • -куклы. делаем сами- (36)
  • =Кулинария= (124)
  • -горячие блюда- (16)
  • -десерты,выпечка- (48)
  • -заготовки- (14)
  • -напитки- (24)
  • -соусы- (7)
  • -холодные закуски, салаты- (15)
  • =Магия камней= (1)
  • =Мои работы= (29)
  • -мои вязалки- (22)
  • -мои рукоделки- (2)
  • -мои фотоработы- (5)
  • =Музыка= (161)
  • -бардовская песня- (1)
  • -джаз, рок-н-ролл, блюз- (69)
  • -инструментальная музыка- (13)
  • -классическая музыка- (2)
  • -мюзикл- (2)
  • -народная песня- (2)
  • -поп музыка- (57)
  • -рок- (1)
  • -романсы- (2)
  • =Народные промыслы= (2)
  • -жостовская роспись- (1)
  • -федоскино- (2)
  • =Народный календарь= (200)
  • =Новичкам о liveInternet= (72)
  • =Оформление дневника= (71)
  • -анимация, декор- (8)
  • -календарики, часики- (3)
  • -кнопочки переходы- (5)
  • -коды для блогов- (7)
  • -разделители- (12)
  • -разное- (15)
  • -рамочки- (13)
  • -фоны- (6)
  • -эпиграфы, комменты- (3)
  • =Полезная информация= (8)
  • =Полезные советы= (22)
  • -дом- (10)
  • -комнатные цветы- (4)
  • -сад, огород- (1)
  • -стиль- (7)
  • =Поэзия= (48)
  • -классики- (30)
  • -современная поэзия- (18)
  • =Праздники= (22)
  • -новый год, рождество- (22)
  • =Психология= (3)
  • =Релакс= (13)
  • -звуки природы- (4)
  • -мантры- (5)
  • -музыка для медитации- (4)
  • =Религия= (58)
  • -заговоры- (15)
  • -молитвы,иконы- (24)
  • -монастыри, святые места- (2)
  • -православный словарь- (5)
  • -праздники- (11)
  • -святые, подвижники- (5)
  • =Рукоделие,поделки= (199)
  • -бисер- (6)
  • -бумага- (10)
  • -винтаж- (11)
  • -вышивка- (21)
  • -домики, садики- (73)
  • -игрушки- (17)
  • -картины, панно- (7)
  • -лепка- (10)
  • -мини-манекены- (7)
  • -сочетание цветов- (7)
  • -фетр, ткань- (47)
  • =Статьи об искусстве= (7)
  • =Танцы= (38)
  • -латина- (12)
  • -танец живота- (26)
  • =Фарфор= (20)
  • -посуда- (2)
  • -фигурки из фарфора- (18)
  • =Фотоуроки= (7)
  • -полезные советы- (3)
  • -уроки по фото- (4)
  • =Фотохудожники= (28)
  • =Фотошоп= (81)
  • -полезное по фотошопу- (20)
  • -уроки по фотошопу- (32)
  • =Фриволите= (2)
  • =Это интересно= (21)
  • =Юмор, цитаты= (38)
  • =Я -Женщина= (14)
  • =Языки= (8)
  • -английский- (2)
  • -русский- (6)
  • =Япония= (66)

иволгинский дацан

Иволгинский дацан
В степи у подножия хребта Хамар-Дабан, в 25 километрах от Улан-Удэ, находится буддистская духовная столица России — Иволгинский дацан.

Буддизм пришел в Забайкалье из Монголии в начале XVII века. До этого в Бурятии господствовал шаманизм. Люди поклонялись самому Байкалу — духу большой воды, духам местности, камня, дерева, огня, зверей. Элементы шаманизма сохранились и в сегодняшней Бурятии. У дорог часто можно встретить деревянные сооружения в виде ворот, так называемые «або». Это обиталище духа данной местности. Буряты, да и не только они, обязательно делают остановку у «або» и что-нибудь на нем оставляют: монетку, конфету… Императрица Елизавета Петровна своим указом придала буддизму статус официальной религии в 1741 г. К тому времени в Бурятии было уже 11 дацанов. Монгольские ламы не посягали на местные верования, а приспосабливали их к буддизму. Поэтому их проповедь была столь успешна. В 1917 г. в Забайкалье было 44 буддийских монастыря, почти 150 малых храмов — дуганов и около 6 000 священнослужителей — лам.

Гонения начались в середине 20-х, а к началу 30-х гг. прошлого века все буддийские монастыри в России были закрыты. Неудачи первых лет Великой Отечественной войны заставили власть искать поддержку у верующих, и она несколько ослабила давление на церкви. В Бурятии разрешили проводить службы — хуралы, но во всей республике удалось разыскать лишь 15 лам, помнивших, как это делается. Строительство нового дацана около деревни Верхняя Иволга началось в декабре 1945 года с возведения храма. Даже не с возведения, а с перестройки обычного жилого дома, пожертвованного монастырю бурятской семьей. Сегодня первый храм отдан студентам буддийского института: утром они заучивают здесь молитвы и мантры на тибетском и старомонгольском языках, а вечером оттачивают мастерство ведения диспута. Фронтон храма украшает Колесо учения и фигурки двух взирающих на него ланей. Это символ первой проповеди Будды, которая так и называется: «Поворот Колеса Учения». По легенде, когда Учитель говорил, из зарослей вышли две лани и слушали его, пока проповедь не закончилась.

Иволгинский дацан — не музей, а действующий монастырь. Войдя в него, следует соблюдать несколько несложных правил. Некоторые из них привычны для русских людей, некоторые — совсем необычны. Внутри квадрата стен не курите, не сорите, и не сквернословьте. Женщинам желательно не входить в излишне коротких юбках. В храмах фотографировать нельзя, зато снаружи — сколько угодно. Внутри храмов надо снять головные уборы, снять с плеч сумки и рюкзаки, взять их в руки или оставить у входа. К изображениям Будды и различных святых нельзя поворачиваться спиной или указывать на них пальцем. Находясь в храмах во время молитв, не следует скрещивать руки или ноги. Чаще всего буддийские храмы – это комплекс из нескольких зданий, всегда пусть за небольшим, но заборчиком с воротами. Центральные ворота, большие и красивые, расположены напротив входа в храм, но здесь ходят редко, потому что эти ворота используются только во время больших праздников. Любые ворота – будь то вход на территорию буддийского монастыря или в храм, делятся на три части – центральную и две боковых. Нам с Вами в левую дверь. В эту самую минуту мы просто вспоминаем, как ходит солнце — по часовой стрелке.

Сразу после входа в дацан следует совершить символический круг по тропинке вокруг границы монастыря, с внутренней его стороны. Да и прочие перемещения вокруг чего- либо надо совершать только по часовой стрелке — как бы по кругу солнца. Итак, войдя в ворота, поворачивайте налево, и идите вдоль стены, пока не вернетесь обратно к воротам. На этом пути Вам встретятся десятки хурдэ — молитвенных мельниц (барабанов). На них нанесены иероглифы, а внутри находятся свитки с молитвами. Поворачивая барабан (обязательно по часовой стрелке), вы как бы читаете эти молитвы (мантры). Считается, что сколько раз вы повернули барабан, столько раз и помолились. В самом большом барабане Иволгинского дацана находится, как утверждают ламы, свиток, на котором одна из главных мантр написана сто миллионов раз. То есть один поворот — это сто миллионов вознесенных молитв. Сэкономить время на чтении мантр можно не только с помощью барабана. Годится и освященный ламой лоскут с вашим именем и текстом молитвы. Называется он химморин. Когда ветер колеблет его на ветке — это равносильно тому, что вы читаете мантру. Вывешивание флажков иногда считают шаманским ритуалом. Однако, сам Будда давал наставление по Сутре, называемой «Белозонтичная Тара», в которой говорится: «Те, кто эту Сутру прочитают вслух, выучат наизусть, запишут на бумагу или на ткань, а затем установят в виде флажка на ветру, обретут большую добродетель». То есть, если установить на вершине дерева или горы флажки, на которых записаны молитвенные тексты, то у Вас всегда будет удача, и все препятствия на пути исчезнут!

Читайте также:  Метаболическая терапия при бесплодии

В настоящее время Иволгинский дацан представляет собой целый монастырский комплекс и является резиденцией Главы буддистов России Пандито Хамбо Ламы. Ансамбль монастыря включает дом Хамбо Ламы, музей, гостиницу, жилые дома лам, ступы — субурганы и многочисленные молитвенные барабаны. Охраняют здание 12 каменных львов. В алтаре Цогчен-дугана расположен пантеон тысячи Будд и огромная скульптура Будды Шакьямуни. Там же находится скульптура богини Лхамо, покровительницы дацана. Каждый монастырь избирает себе в постоянные покровители одного из гениев-хранителей священного буддийского учения. Традиционно Лхамо изображается едущей на муле. Сама богиня трехглазая, устрашающей внешности, синего цвета. На территории дацана расположены пять ступ — субурганов. По сказаниям буддистов, устройство субурганов, как памятников замечательнейших священных событий, начато было в Индии еще при жизни Будды Шакьямуни. Впоследствии субурганы воздвигались там не только на местах замечательных событий, но и служили гробницами для лам, известных святостью своей жизни и подвигами на благо буддийской веры. В домашнем алтаре, который есть у каждого верующего человека, можно увидеть маленькую копию ступы. Она является обязательным атрибутом любого буддийского алтаря. Служа изображением священных предметов, напоминающих о славных событиях из истории буддизма, субурганы являются для буддистов такими же предметами поклонения и чествования, как статуи божеств.

Особой любовью и заботой пользуется маленькая оранжерея Иволгинского дацана. Более тридцати лет тому назад было построено это здание оранжерейного типа. Здесь за стеклом растет священное дерево Бодхи. Отросток этого дерева был привезен из Индии Хамбо Ламой Жамбал Доржи Гомбоевым в 1970 году, и в настоящий момент оно превратилось в небольшую рощицу. Будда Шакьямуни родился в царской семье и первый период жизни провел как царевич. Когда же он осознал, что все радости круговорота бытия имеют природу страдания, он отказался от жизни во дворце и начал практиковать аскетизм. Наконец, в Бодх-Гае, под сенью этого легендарного дерева, он достиг полного просветления и затем поочередно совершил три знаменитых поворота колеса Учения. Иволгинский дацан придерживается давно сложившегося порядка проведения богослужений — больших хуралов и ежедневных служб. Кроме обрядовых ритуалов, деятельность дацана включает лечение прихожан с помощью лекарств тибетской медицины, в которой заложен многовековой опыт применения лекарственных средств природного происхождения. Многокомпонентные порошки, в состав которых входят разнообразные составляющие растительного и животного мира, минералы, металлы. Большая часть сырья поступает из Индии, Китая, Тибета.

Несколько десятилетий Иволгинский дацан являлся единственным буддийским монастырем на территории Бурятии — пока в 1990-х годах не стали вновь открываться духовные центры этой удивительной религии. В 1991 году при Иволгинском дацане был открыт негосударственный буддийский институт «Даши Чойнхорлин». Он и по сей день является единственным учебным учреждением подобного рода в России, деятельность которого направлена на углубленное изучение и преподавание буддийской философии.

Главной задачей института является возрождение традиций буддизма и востоковедения в России и республике Бурятия. В институте обучаются около 100 студентов из разных регионов России. Студенты изучают буддийскую философию, основы тантризма, медицину, астрологию, иностранные языки, постоянно практикуются в переводе канонических текстов. Преподавание ведут учителя из Тибета, Монголии и Индии. Репутация у «Даши Чойнхорлин» в буддийском мире высокая. Юноши из бурятской, калмыцкой, тувинской глубинки за пять лет становятся здесь высокообразованными в современном смысле этого слова людьми, со знанием английского, информатики, основ естествознания. Лучших студентов посылают продолжать образование в Индии.

Сюда в дацан, расположенный посреди бурятской степи, приезжают сотни тысяч людей со всего мира. Все хотят посмотреть на ЭТО своими глазами. И далеко не каждому удается подняться на самый верхний этаж храма и увидеть настоящее чудо. Снимать и фотографировать там нельзя. В Иволгинском дацане покоится величайшая реликвия — нетленное тело Великого ламы Даши-Доржо Итигэлова. 15 июня 1927 года, в возрасте 75 лет, Хамбо Лама Итигэлов, в присутствии лам Янгажинского дацана, попросил прочитать для него похоронную молитву «Благопожелание уходящему». Ламы долго не могли решиться, и тогда он начал читать ее сам. Ламы присоединились к чтению молитвы и после окончания обряда, когда Хамбо Лама перестал двигаться и стал казаться мертвым, в соответствии с завещанием поместили его в позе лотоса в саркофаг и похоронили в местности Хухэ Зурхэн (в районе современного Иволгинска). В 1955 году, опять же в соответствии с завещанием Итигэлова, ХVII Хамбо Лама Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли саркофаг с телом, и, убедившись в неизменности его тела, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в саркофаг. Операцию повторили и в 1973 году, а 10 сентября 2002 года ХХIV Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана, в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты) вскрыли саркофаг Хамбо Ламы Итигэлова. Тело прекрасно сохранилось, следов гниения или сильного высыхания не было. Выполнив необходимые ритуальные действия, тело Хамбо Ламы перенесли в Иволгинский дацан, где для него был выстроен специальный дворец. Это одна из наиболее почитаемых буддистами святынь на территории России — храм Чистой земли. Когда два года назад тело ламы обследовали эксперты-патологоанатомы, их поразила фантастическая его сохранность — никаких следов тления, полная подвижность суставов, цвет кожи естественный, на ощупь она мягкая, словно живая. Было взято несколько образцов — волосы, ногти, частички кожи. Проведенные судмедэкспертами исследования показали, что белковые фракции тела Хамбо Ламы имеют характеристики, близкие к живому телу. Данный феномен пока не имеет научного объяснения и, с точки зрения медицины, считается невозможным. Для буддистов никакой проблемы нет. Говорит Дагба Очиров, Хамбо Лама Иволгинского дацана: «Сегодня в Иволгинском дацане пребывает Хамбо Лама Даши-Доржо Итигэлов, который 75 лет жил на земле, 75 лет под землей, а теперь живет с нами». Тело Хамбо Ламы Итигэлова привлекает в Иволгинский дацан толпы паломников. Возросло в последние годы и число желающих учиться в местном буддийском институте.

В степи у подножия хребта Хамар-Дабан, в 25 километрах от Улан-Удэ, находится буддистская духовная столица России — Иволгинский дацан. В солнечную погоду ярко сверкают позолоченные храмы, издали встречая паломников и гостей. Кажется, что здесь остановилось само Время.

источник

У подножия хребта Хамар-Дабан, на степных просторах, в тихом урочище, в 30-ти километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России – Иволгинский дацан.

В солнечную погоду ярко сверкают позолоченные храмы, издали встречая паломников и гостей. Кажется, здесь остановилось быстротечное время, а воздух наполнен терпким и пряным ароматом цветущих трав.

Иволгинский дацан был открыт в 1945 году. Здесь находится резиденция Пандито Хамбо ламы, главы буддистов России. При дацане открыт Буддийский Университет, где ведется обучение хувараков-послушников. Алтари и интерьеры храмов комплекса украшают подлинные произведения искусства. Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Его комплекс представлен главным храмом «Согчен», храмами «Чойрын дуган», «Сахюусан Сумэ», «Маанин дуган», «Майдарин Сумэ», «Дэваажин», «Жуд дуган», а также Дворцом Двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова. Кроме этого, на территории монастыря располагаются учебные корпуса Университета, священные ступы-субурганы, гостиница для гостей, музей памятников буддийского искусства, различные служебные помещения и дома лам.

И по сей день Иволгинский дацан является центром буддизма России, посещаем множеством верующих, паломников и туристов со всех концов света.

1945 — Открытие дацана С 1937 года в Забайкалье не было официально действующих буддийских религиозных центров. Благодаря усилиям вернувшихся к 1945 году из ссылок и лагерей старых лам, в декабре 1945 года было разрешено открыть «Хамбинское Сумэ» в селении Верхняя Иволга Республики Бурятия. Дацану было дано называние «Тvгэс Баясхалантай Улзы Номой Хvрдын Хийд» (Монастырь, [основанный] в месте, [где вращается] Колесо Учения, [приносящее] Счастье и преисполненное Радости). С той поры Иволгинский дацан являлся единственным буддийским религиозным центром на территории Бурятии.

1946 — Пандито Хамбо ламой был избран Лубсан Нима Дармаев 21-23 мая 1946 г. в г. Улан-Удэ проходило совещание представителей верующих буддистов и лам БМАССР, Читинской, Иркутской областей и Тувинской автономной области. Совещание обсудило и утвердило положение о ламаистском духовенстве и избрало Временное Центральное Духовное Управление буддистов (ВЦДУБ).

Членами ВЦДУБ были избраны: лама Лубсан Нима Дармаев, ламы Дагба Доржиев, Ринчин Жамьянов, Самбу Жигмитов, Хайдуп Галсанов, гэбши лама Хомушку Амурта и Шагдар Тарасунов.

Председателем Временного Центрального Духовного Управления буддистов – Пандито Хамбо ламой был избран Лубсан Нима Дармаев.

1963 — на пост Пандито Хамбо ламы избирается Жамбал Доржи Гомбоев

На пост Председателя ЦДУБ и Пандито Хамбо ламы избирается Жамбал Доржи Гомбоев. До 1984 года он неизменно оставался на этом почетном и ответственном посту. За двадцатилетнюю деятельность Хамбо лама Жамбал Доржи Гомбоев провел огромную работу по восстановлению и укреплению авторитета буддийской церкви не только в СССР, но и за рубежом.

1968 — укрепление авторитета ЦДУБ и развитие международных связей Со своими официальными визитами в СССР и БАССР (Бурятскую Автономную Советскую Социалистическую Республику) Иволгинский дацан посетили пять иностранных делегаций во главе с:

1. Випуласара Тхеро — видным общественным деятелем Цейлона 2. Г-ном Суманатисса — президентом буддийского общества Шри-Ланки 3. Монахом Гомчен Чода – глава буддийской делегации Сиккима (Княжество Индии) 4. Король Сиккима Балдан-Дондок-Намжил с королевой и секретарем Балдар-Доржи 5. Досточтимый Бакула Римпоче – глава индийской буддийской делегации

1991 — открытие Буддийского Университета «Даши Чойнхорлин» им.Дамба Даржа Заяева

В 1991 году при Иволгинском дацане был открыт негосударственный буддийский институт «Даши Чойнхорлин». Он и по сей день является единственным учебным учреждением подобного рода в РФ, деятельность которого направлена на углубленное изучение и преподавание буддийской философии в соответствии с программами монастырских школ дореволюционной Бурятии. Решением Сугунды Сангхи России от 2003 года университет был наименован в честь Дамба Даржа Заяева — Первого Пандито Хамбо ламы, Главы «ламайской церкви Восточной Сибири и Забайкалья».

16 июня 1999 года получил лицензию высшего учебного заведения. Сейчас в Университете обучаются около 100 студентов из разных регионов России. Они изучают буддийскую философию, старобурятскую письменность, канонические тексты, иконографию, медицину, тантру и прочие родственные науки.

Учителя и Ламы Иволгинского дацана

Амгалан лама – наставник проведения затворничеств для мирян. Проводит трехдневные ретриты Авалокитешвары (Нюнэй хурал, бур.) в недавно построенном Маанин дугане. Баир лама (Дондоков Баир) – выпускник Буддийского Университета, преподаватель старомонгольской письменности. Баир лама (Пунцыков Баир) – «Дуйра», заучивание канонических текстов Батор лама (Цыденов Батор Гончикович) – преподает чтение ритуальных текстов, проведение ритуалов Габжа лама (Доржижап Мархаев) – окончил обучение в «Гандан Тэкчелин» (Улан-Батор, Монголия), «Сунс и Зурхай» — дает Учение по «Ламриму». Геше Самдэн — выпускник Дрепунг Гоман дацана*, преподает дисциплины «Лавжа» (предписания буддийского послушника), «Думта» Дзунба Кунчог Джигме Ванбо, ведет класс «Парамиты» Гомбо лама – выпускник Дрепунг Гоман дацана (Южная Индия, штат Карнатака) – «Дуйра», грамматика тибетского языка Гунга лама (Дампилон Борис Баирович) – преподаватель класса «Лориг», «Салам», «Думта» и начального класса Парчин «Дондунжу». Агван Ринчен – преподаватель факультета тантры при Университете. Направлен от монастыря «Гьюдо». С 2006 года начал преподавание, в программу которого входит заучивание и разъяснение текстов и садхан «Одиночного Ямантаки», «13 божеств Ямантаки», «Сандуй», «Дэмчок», выполнение женсриг (hоmа), построение мандалы «13 божеств Ямантаки» Зоригто лама — выпускник Дрепунг Гоман дацана (Южная Индия, штат Карнатака), преподает изучение сиддханты «Думта» Дзунба Кунчог Джигме Ванбо (Драгоценное ожерелье Учений философских школ), ведет класс «Парамиты» Доктор Ачун Келсан – преподаватель, приглашенный из Института «Мендзиканг» (Сев.Индия, Дхарамсала). Обучался в монастыре Сэра до класса Ума. Согласно контракта, заключенного с Буддийским Университетом с января 2005 года по сегодняшний день преподает тибетскую медицину. Доржо лама (Вандонов Доржо) – «Дуйра», класс парамиты Дугар багша, Санжиев Цырен, Цыбиков Василий – преподаватели иконографии, выпускники школы Пурэвбата (Гандантэкчелин, Монголия) Жаргал лама (Дугданов Жаргал) – «Дагриг», «Лориг» Туденова Эльвира Гунгаевна – преподаватель английского языка

Эмчи-ламы (лекари) Иволгинского дацана Кроме обрядовых ритуалов деятельность Иволгинского дацана также включает лечение прихожан с помощью лекарств тибетской медицины, в которой заложен многовековой опыт применения лекарственных средств природного происхождения. В тибетской медицине используется специфический метод диагностики заболевания пульсовый. Арсенал методов лечения различен: многокомпонентные порошки, в состав которых входят разнообразные составляющие растительного и животного мира, минералы, металлы. Сырье для лекарств собирается эмчи-ламами (лекарями) в Бурятии, а также поступает из Индии, Китая, Тибета, Монголии.

Записаться на прием можно по телефонам, указанным ниже:
• Ачон Келсан багша, принимает в доме №2. Тел.сот.:+79503828209
• Гарма лама (выезжает работать в Братск), принимает в доме №22
• Гунга лама (Дампилон Борис Баирович), принимает в доме №15. Тел.сот.:+79025647773
• Саян лама, принимает в доме №35. Тел.сот.:+79025639964
• Одсэр лама (Сергей Дашинимаев), принимает в доме № 10. Тел.сот.:+79025647774
• Гаврил, массажист-костоправ, дом №10

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *