Меню Рубрики

Николов бесплодие в семье

Продавец Описание Состояние Фото Купить по цене
1 BS-nauhkniga
Москва.
София Медицина и физкультура 1971г. 258 с., ил. Твердый переплет, суперобложка, обычный формат. Состояние: хорошее, потертости, суперобложка с надрывами Купить за 100 руб.
2 BS-Malik-Kazan
Казань.
София Медицина и физкультура 1971г. 258 с., ил. Твердый переплет, Увеличенный формат. Состояние: Хорошее, без супер Купить за 110 руб.
3 BS-amigo
Саратов.
София Медицина и физкультура 1971г. 258 с., ил. Твердый переплет, Увеличенный формат. Состояние: хорошее-оч.хорошее Купить за 120 руб.
4 BS-Смолин_М.
Челябинск.
София Медицина и физкультура 1971г. 259 с. В суперобложке твердый переплет, увеличенный формат. Состояние: Книга очень хорошее. блок чуть скошен, суперобложка немного потрепана по верхнему краю. Купить за 150 руб.
5 BS-Solmo
Ростов-на-Дону.
София: Медицина и физкультура. 1971г. 258с. Твердый переплет. Суперобложка., Увеличенный формат. Состояние: Хорошее. фото Купить за 150 руб.
6 BS-Искатель
Москва, Тель-Авив.
София. Изд-во Медицина и физкультура. 1971г. 260с. Твердый переплет, обычный формат. Состояние: книга — хорошее, суперобложка с надрывами. Купить за 150 руб.
7 BS-Смолин_М.
Челябинск.
София. Медицина и физкультура. 1971г. 260 с., илл. Твердый переплет, увеличенный формат. Состояние: В целом хорошее, переплет потерт и загрязнен, слегка подмяты уголки, перед последней страницей трещина в блоке, на форзаце подпись владельца. Купить за 280 руб.
8 BS-bookseller1
Москва.
София: Медицина и физкультура 1971г. 260с. твердый переплет, увеличенный формат. Состояние: хорошее Купить за 300 руб.
9 BS-bookseller1
Москва.
София 1971г. 260с. твердый переплет, стандартный формат. Состояние: отличное Купить за 300 руб.
10 BS-Shaman-2
Москва.
София. Медицина и физкультура. 1971 г. 258 с. Твердый переплет. Суперобложка. Формат 65х92/16./ 1038, Состояние: Отличное. Купить за 470 руб.
Лучшие продавцы >>>

Copyright &#169 1999 — 2019, Ведущий и K&#176. Все права защищены.
Вопросы, предложения пишите в книгу

источник

Аборт — I Аборт (лат. abortus) прерывание беременности в сроки до 28 недель, считая с первого дня последней менструации. Различают самопроизвольный и искусственный аборт. Самопроизвольный аборт (выкидыш, спонтанный аборт) самопроизвольное прерывание… … Медицинская энциклопедия

АБОРТ — – прерывание беременности в сроки до 28 нед, считая с первого дня последней менструации. Различают самопроизвольный и искусственный аборт. Самопроизвольный аборт (выкидыш, спонтанный аборт) – самопроизвольное прерывание беременности до 28 нед. В… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

БРАК — общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы Б.: моногамный (Б. одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) … Православная энциклопедия

Оплодотворе́ние иску́сственное — комплекс методов лечения бесплодия, включающий оплодотворение путем искусственного осеменения (введения в половые пути женщины спермы мужа или донора) и экстракорпоральное оплодотворение с последующей трансплантацией дробящихся эмбрионов в… … Медицинская энциклопедия

Аборт и психологическая травма — Связь аборта с психическим здоровьем предполагаемое некоторыми учеными влияние сделанного либо сделанных женщиной абортов на её последующее психическое здоровье. Вопрос остро дискуссионный[1][2][3]. Было обнаружено, что аборты у женщин с… … Википедия

ЗАБОЛЕВАНИЯ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНОВ МАЛОГО ТАЗА — мед. Воспалительные заболевания органов малого таза (ВЗОМТ) инфекции верхнего отдела женской половой системы. К ВЗОМТ относят • Эндометрит • Сальпингит • Оофорит • Миометрит • Пельвиоперитонит. Частота • 1 2% сексуально активных женщин • В России … Справочник по болезням

Греция — I 1) География (см.); 2) Метрология (см.); 3) Древняя история (см.); 4) Новая история (см.); 5) Современное государственное устройство и финансы (см.). О греческой литературе, языке, философии, музыке, искусстве см. отдельные статьи. Г.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Пшавы — грузины горцы; в числе 9155 душ живут в Тионетском уезде Тифлисской губернии, занимая среднее течение Арагвы и оба берега Иоры, притока Алазани. Они большей частью высокого роста, с карими глазами и черными волосами. Известны в грузинской… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Развод расторжение брачной связи — расторжение брачной связи (vinculum matrimonii, Eheband) при жизни супругов по просьбе одного из них или обоих; от разлучения (см.) Р. отличается тем, что при нем не только прекращается супружеское общение, но и расторгается брачная связь.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Развод — расторжение брачной связи (vinculum matrimonii, Eheband) при жизни супругов по просьбе одного из них или обоих; от разлучения (см.) Р. отличается тем, что при нем не только прекращается супружеское общение, но и расторгается брачная связь.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Бесплодный брак — супружество, в котором беременность не наступает в течение одного года регулярной половой жизни без применения противозачаточных средств. У 85% супружеских пар беременность наступает, как правило, на 1 м году жизни, у 15% на 2 3 м году.… … Сексологическая энциклопедия

источник

* Цена актуальна на 17.07.2019 21:34.
Конечная стоимость товара может отличаться от заявленной
Вы всегда можете уточнить цену и наличие на сайте интернет магазина

Для того чтобы приобрести продукт по цене дешевле, чем в обычных магазинах, Вам нужно перейти по ссылке «Купить Бесплодие в семье». Перед покупкой Вы сможете уточнить наличие и проверить цену на сайте интернет магазина. Вы так же сможете выбрать удобный для Вас способ доставки товара(пункт выдачи, почта России и другие) и использовать различные варианты оплаты товара, наиболее удобные для Вас. Информацию о различных способах доставки и оплаты Вы сможете узнать на сайте интернет магазина, после перехода по ссылке

В книге рассматриваются причины бесплодия, методика клинического обследования женщины и мужчины при бесплодии, лечение и профилактика бесплодия у женщины и мужчины. В ней приводятся новые методы исследования и лечения бесплодия, как гидротубация, гинекография, стимулирование овулации у женщин с ановуляторными циклами, бальнеотерапия и т.д. Дана усовершенствованная оперативная техника, в особенности при оперативном лечении тубарного бесплодия. Уделено место вопросам искусственного осеменения. подробное описание на сайте интернет продавца

Произведение Бесплодие в семье Manufacturer_warranty false
Тип обложки Тканевый переплет Вес 510
Глубина упаковки 220 Возраст 18+
Авторы И. Николов, Бр. Папазов Sales_notes Быстрая доставка. Простой возврат до 60 дней.
Тираж 30100 Тип издания Отдельное издание
Вес в упаковке, г 510 Статус Букинистическое издание
Количество страниц 260 Язык издания Русский
Переплет Тканевый переплет Store false
Издательство Медицина и физкультура Язык Русский
Кол-во страниц 260 Автор Н. Николов, Б. Папазов
Pickup true Ширина упаковки 160
Высота упаковки 15 Сохранность Хорошая
Размеры 22.000/16.000/1.500 Parsed 1
Год 1971 Oldprice 212
Формат издания 65×92/16

Книгу «На приходе и в семье» протоиерея Константина Островского, настоятеля Успенского храма г. Красногорска Московской области, можно назвать пособием по решению актуальных..

295 ₽
Лучшая цена в интернет магазине ozon.ru

Эшлин О»Гайя уже более двадцати лет практикует Викку — неоязыческую религию, основанную на почитании природы. Она является верховной жрицей и вместе с мужем возглавляет..

244 ₽
Лучшая цена в интернет магазине ozon.ru

Что делать, если любовь причиняет одни страдания, если ваши чувства остаются неразделенными. В своей книге «Для любви и мира в семье», подготовленной на основе писем читателей.

381 ₽
Лучшая цена в интернет магазине ozon.ru

Тексты, представленные в сборнике, относятся к разным жанрам, но развивают одну тему — культурно-психологические корни насилия и возможности его преодоления. Ряд статей содержат..

424 ₽
Лучшая цена в интернет магазине ozon.ru

О чем эта книга? Книга священника Алексея Уминского — сразу о многом: о воспитании, о детской вере и молитве, о любви в семье и о родительских ошибках. Отец Алексей, имея опыт..

342 ₽
Лучшая цена в интернет магазине ozon.ru

Уникальность человеческой личности является естественной причиной одиночества. Но часто человек ощущает духовную пустоту и отторженность в семье, обществе и даже в Церкви.

источник

Вегетарианство, грыжа и тесные плавки — причины бесплодия могут бы самыми разными. Причем виновниками зачастую становятся мужчины, но к врачам они обращаются нечасто. Поговорили с уникальными специалистами по бесплодию из РНПЦ «Мать и дитя» и узнали много интересного.

Источник фото: okeydoc.ru

В среднем, белорусские пары задумываются о рождении ребенка в 24-25 лет. Если в течение года беременность не наступает, специалисты рекомендуют не то чтобы бить тревогу, но как минимум обратиться за консультацией к врачу. Уже с этого момента для официальной медицины пара считается бесплодной.

Актуальна эта проблема сегодня для 16% семейных пар. Многое зависит от возраста супружеской пары, рассказывает заведующая отделением планирования семьи и вспомогательных репродуктивных технологий РНПЦ «Мать и дитя» Алла Камлюк.

— В возрастной группе 30-34 года бесплодны около 14% пар; в 35-39 лет — 20%; в возрасте 40-44% эта цифра уже достигает 25%.

Посчитать точное количество семей, которые не могут иметь детей, невозможно. Каждая пятая пара не регистрируют свой брак, а значит, не попадает в статистику. То есть, молодые люди живут вместе и при этом не могут завести ребенка.

Да, именно женщине природа заложила дар вынашивать и рожать детей. При этом беременность не всегда наступает «по щелчку пальцев».

Самыми распространенными причинами нарушений у женщин являются: проблемы с созреванием яйцеклетки, непроходимость маточных труб. Также к женскому бесплодию могут привести воспалительные процессы матки, аборты, синдром поликистозных яичников.

Но бесплодие бывает не только женским. Специалисты также выделяют мужское и комбинированное бесплодие, когда оба супруга имеют проблемы.

— 40% бесплодных браков — это результат мужского бесплодия, а значит, мужчины подвержены этому недугу не реже, чем женщины. Причины могут быть разными: осложнения после хирургических операций, например, удаление грыжи, свинка — у мальчиков-подростков это заболевание вызывает воспаление яичек, крипторхизм – состояние, при котором яички не опустились в мошонку.

Источник фото: budaipszichologus.hu

К мужскому бесплодию, добавляет врач, могут привести и самые неожиданные факторы.

— К примеру, то, что мужчина носит тесные плавки или белье из синтетики, а зимой отказывается надевать кальсоны. Плюс к этому можно добавить врожденные дефекты половых органов, вредные привычки (прием алкоголя, курение), недостаток белкового питания, когда будущие родители увлекаются вегетарианством.

Бесплодие у мужчин – заболевание сложное. Нужна тщательная диагностика и лечение у андролога (врач, который специализируется не репродуктивной функции мужчин) или уролога.

Однако, как показывает практика, наши мужчины не спешат выстраиваться в очередь к таким специалистам. Рассказывает Светлана Нагибович, заместитель директора по акушерству и гинекологии РНПЦ «Мать и дитя»:

— У нас андролог принимает в 2 смены. Как ни придешь, ни одного мужчины нет в коридоре! Видите ли, им стыдно, потому что это женская клиника. А если нет желания, можно найти тысячу причин.

Медики не отрицают: иногда на консультацию супруги приходят вдвоем. Но чаще к врачу обращаются все-таки женщины.

— Бывали пары, где долго лечилась женщина, а выяснялось, что бесплоден мужчина. А между тем, чтобы обследовать женщину необходимо 2-3 месяца, а мужчину 3-5 дней. Есть разница?

Источник фото: prostatits.com

Но кое в чем мужчинам однозначно повезло – у них фертильность слабо связана с возрастом и существенно снижается только после 60 лет. В то время как у женщин шансы забеременеть заметно уменьшаются после 37 лет, а после 42 — составляют всего 2-3%.

И все-таки, отмечают врачи, бесплодие, скорее не болезнь, а состояние организма, которое вполне реально изменить.

— Безрезультатно и годами лечатся лишь те, кто не обращается к специалистам. В среднем, более 80% пар, которые проходят у нас лечение, в итоге рожают долгожданных малышей.

Медики следуют строгому алгоритму лечения супружеских пар, страдающих бесплодием.

И начинается все с тщательного обследования. Так, для оценки детородной функции партнеров врач изучит спермограмму, данные о проходимости маточных труб, УЗИ органов малого таза женщины, информацию о состоянии фолликулярного резерва.

— Спермограмма – самое первое и простое исследование. Если анализ плохой, пациентам рекомендуют ЭКО или ИКСИ (в отличие от ЭКО при ИКСИ в яйцеклетку специальным инструментом вводят один сперматозоид, и эта процедура полностью контролируется специалистом. Здесь уже нет максимально приближенных условий к естественным).

Если спермограмма в норме, то специалисты исследуют детородную функцию женщины.

Источник фото: dstitov.ru

Уникальный малотравматичный метод хирургического вмешательства – лапароскопия. Процедуру проводят при подозрении на опухоли, кисты яичников, различные виды эндометриоза (разрастание железистой ткани внутреннего слоя матки за ее пределы), пороки развития репродуктивной системы женщины и многое другое.

Порой именно лапароскопия становится тем самым заветным шансом обрести счастье материнства без других вспомогательных технологий.

— Но если в течение года после проведения всех возможных методов лечения беременность не наступает, не стоит ждать милостей от природы, остается прибегнуть к методу ЭКО. При этом не нужно отчаиваться, ведь вероятность того, что вы станете родителями, составляет 60%!

И в подтверждение Алла Камлюк приводит один из последних примеров:

— Была у нас пациентка, 33 года. 4 года боролась с бесплодием. Забеременеть мешал эндометриоз. В итоге, наши специалисты провели лапароскопическую операцию, затем в течение 3 месяцев пациентке назначили гормональную терапию. Далее стимуляция овуляции и инсеминация спермой мужа. И… долгожданная беременность, причем тройней! На свет появились абсолютно здоровые детки.

Разумеется, справиться в одиночку с такой проблемой супруги бы не смогли. Рождение ребенка – это, конечно же, чудо, которое порой невозможно без участия врачей.

Поделитесь своей историей бесплодия. Пишите нам на editor@rebenok.by

источник

Родовые «ключи» разрешения симптома бесплодия

Симптом бесплодия невозможно «разгадать» не рассматривая его в связи с родительскими семьями супружеской пары, их родовыми системами. Почти всегда, в поисках настоящих причин бесплодия, мы находим «ключи» этого диагноза в опыте детско-родительских отношений мужчины и женщины, семейных историях о потерянных детях, утрате родителей, супругов в связи с появлением новой жизни в семье. На языке системной семейной психологии мы говорим о бессознательном поле семьи, которое наполнено семейными посланиями, мифами, сформированными из такого опыта. О том был ли этот опыт достаточно пережитым, чтобы не передаваться через поколения, сообщая симптомом бесплодия об утратах семейного прошлого. Каждый человек, по факту своего рождения оказывается включенным в первую очередь в свою родовую систему, принимая из нее не только жизненные силы, определенные качества, таланты и другие ресурсы, но и такие аспекты, которые необходимо доработать, разрешить, преодолеть.

Можно сказать, что жизнь, которую мы получили от своего Рода, в каком-то смысле, обязывает нас вернуть родовой системе свой позитивный вклад, который рождается в опыте наших жизненных событий, поработать на ее исцеление, обновление, более благополучное дальнейшее развитие. Что может быть таким вкладом? — переосмысление происходящего, наших сложностей, проблем, диагнозов, обращение к семейной истории, мифам и посланиям, которые в ней существуют, ресурсам, о которых мы часто даже не подозреваем, поиск других, ранее неизвестных или непринятых способов справляться с трудной ситуацией. Такая работа с родовой системой приводит к смене «внутренней картины» случившихся событий, видению их неслучайности и связанности, появлению нового смысла происходящего в нашей собственной жизни, а значит и новых возможностей для разрешения своих проблем. Для того, чтобы это случилось необходимо:

  1. Осознать свою жизненную трудность, дать ей имя, определение;
  2. Посмотреть на семейный опыт, в котором эта трудность каким-то образом была проявлена;
  3. Понять, как работает родовая система, каким закономерностям она подчинена, разобраться где есть нарушения системных закономерностей и по возможности их откорректировать;
  4. Посмотреть на свою трудность как на семейное послание и сформировать его заново;
  5. Подключиться к ресурсным силам семейной системы, чтобы максимально благополучно решить свою проблему.

Итак, жизненная трудность, о которой мы с вами говорим, имеет имя «бесплодие» — невозможность супругов зачать, выносить и родить ребенка. Системные семейные терапевты говорят о бесплодии так: «есть причины, по которым система не принимает детей». Это утверждение кажется мне очень убедительным и справедливым, когда в работе с супругами мы обращаемся к их семейным историям и находим события, как правило из жизни ближайших четырех поколений, рассказывающие нам о травмирующем опыте появления детей в семье. Это всегда горькие трагедии семейных утрат, это всегда тяжелые истории, которые не были отгореваны, осознанны и приняты семьей. Бывает и так, что мы открываем семейные тайны наших предков или, как это говориться «достаем скелеты из шкафов» семейного опыта. Мы становимся «детективами», проводящими свое «расследование» в поисках семейных причин диагноза «бесплодие». Такое расследование дает нам возможность расчистить русло реки под названием «Род», чтобы родовая энергия жизни могла продолжать свое движение в будущее появлением здоровых малышей. Для того, чтобы наши поиски были эффективными, нужно знать направление, которого следует придерживаться. Понимание как устроена, как работает семейная система дает нам это направление, «ключи», чтобы разобраться с симптомом на таком глубинном уровне.

Закономерности жизни семейных систем и бесплодие.

В первую очередь необходимо сказать о том, что любая система – это некая целостность, которая состоит из элементов, связанных между собой. Еще мы знаем, что система обладает такими качествами, которых нет у ее отдельных элементов. Важно также, что изменение одного элемента будут отражены на других и на состоянии системы в целом. В родовых, семейных системах мы, как элементы целого связаны между собой невидимыми нитями отношений, коммуникаций. Событийные и психологические изменения каждого из нас обязательно передадутся по этим невидимым нитям нашим родным и близким, вызовут какой-то их отклик и динамику в семье. Такие связи существуют не только между ближайшими родственниками, но и между поколениями семейной системы, именно поэтому, многие события из прошлого предков влияют на нашу сегодняшнюю жизнь.

Есть четыре основных закона, которые управляют жизнью семейной системы, «программируют» происходящие в ней события. Нарушение любого из этих законов ведет к появлению устойчивой симптоматики в жизни людей, принадлежащих системе. Повторяющиеся события, проблемы в парных отношениях, целенедостижение, заболевания и др. – все это «сообщение» системы, о том, что в ней есть нарушения. Мне приходилось встречать красноречивые метафоры об этом. Древние говорили о болезни, «вирусе Рода», о «Драконе Рода», которого необходимо победить. В современной системной терапии мы говорим о том, что «Род – это река, которая не может течь вспять», называем системные нарушения «прерванным движением Любви». Решая любую проблему на уровне системы, мы знаем, что в системе есть крен, который необходимо выровнять, откорректировать возникшее когда-то нарушение. Давайте посмотрим в каких случаях река Рода останавливается и сообщает об этом симптомом бесплодия.

Закон принадлежности о том, кто именно относится к семейной системе. Это кровные родственники и те люди, которые повлияли на семью в сторону ухудшения или улучшения семейной ситуации, предыдущие партнеры родителей, если они были важны, аборты и выкидыши. Нарушение закона принадлежности связано с «исключением» из системы тех, кто на самом деле к ней принадлежит. Так может случится по самым разным причинам: в семье есть «некрасивые» события, люди, о которых хочется забыть, или спрятать историю, которая кажется неприемлемой или страшной, дискредитирующей, порочащей. Возможно, в семье были времена великого горя и единственным способом защититься, продолжить жить, стала попытка поверить в то, что ничего не произошло, или как-то заместить это событие, найти что-то, что окажется более важным. Так в системе появляются исключенные. А дальше происходит интересная вещь! Система стремится восполнить «пустое место» исключенного – кто-то из членов системы «берет на себя» энергию отсутствующего, проявляя это симптомом. В случаях бесплодия исключенные из системы события и люди, участвующие в них, связаны с трагедиями утраты детских жизней, родителей, супругов, невозможностью признать абортированных детей, иногда с семейными тайнами о незавершенных отношениях, любовниках и любовницах. Я вспоминаю случай из своей практики, когда моя клиентка, имея опыт нескольких безуспешных попыток ЭКО, в нашей совместной работе с ее семейной системой вдруг обнаружила, что психологический запрет на беременность связан с историей утраты ребенка ее бабушкой. Это горе оказалось невыносимо для семьи, чтобы как-то с ним справиться, родители стремились побыстрее родить другого ребенка, который восполнит их утрату. Потерянный ребенок оказался вытесненным, замененным другим, утрата не пережитой, а симптом бесплодия у моей клиентки просто «сообщал» об исключенном в этой системе. Нам удалось сделать большую работу – восстановить закон принадлежности, признать того, кто стал исключенным, найти место этому горькому опыту в семейной истории и освободиться от симптома. Закон принадлежности учит нас: любая даже самая горькая правда в опыте семьи должна быть признана и принята. В противном случае, в семье всегда найдется тот, кто напомнит об этом. Каждая семейная история несет в себе ценные уроки и может быть понята теми, кто является семьей, а потому заслуживает уважения и своего законного места в системе.

Закон иерархии – о том, что каждый, кто принадлежит системе, должен занимать в ней свое место, так в системе поддерживается необходимый для ее развития порядок. В системе есть несколько уровней: детский, супружеский, родительский, прародительский. Они связаны между собой и на каждом так же существует своя иерархия. Когда необходимый порядок нарушается, в системе возникает путаница функций и ролей, что приносит семье немало страданий и опять же проявляется симптоматически. В теме бесплодия важно обратить внимание на нарушение иерархии меду детской и родительской подсистемами. Обычно они проявлены следующим образом: уже взрослый ребенок становится родителем для своих родителей. Гиперопекание, гиперзабота принятие на себя ответственности за жизнь своих родителей приводит к искажениям в супружеской подсистеме, к отказу от собственной жизни, к формированию психологического запрета на беременность из страха утратить собственную ценность, как заботящегося, опекающего ребенка в глазах родителей. Это тот самый случай, когда процесс сепарации (отделения) ребенка от родителей не был пройден в норме, когда нарушены границы между этими подсистемами. В результате мы можем застрять в своей «детской» позиции и бессознательно делать все, чтобы не повзрослеть, избегать ответственности за свою собственную жизнь. Симптом бесплодия может стать красноречивым сообщением о том, что мы занимаем не свое место в системе, а потому не можем дать жизни продолжение. Бывает так, что это искажение передано нам в качестве устойчивого сценария детско-родительских отношений от предыдущих поколений и тогда мы снова обращаемся к семейным историям об отношениях родителей и детей. Если мы разбираемся с симптомом бесплодия на этом уровне, нам крайне необходимо пересмотреть иерархию в детско-родительской подсистеме, восстановить нарушенные между ними границы, простроить иные, более здоровые коммуникации между родителями и детьми. Эта работа всегда оказывается продолжительной и требует смелости, терпения, взаимного уважения и доверия.

Закон баланса – насколько то, что мы отдаем находится в равновесии с тем, что мы получаем. Как правило нарушение баланса в системе является прямым следствием нарушения иерархии, а потому мы рассматриваем их в единой связке. Если в супружеских отношениях закон баланса предполагает равновкладность партнеров, то в детско-родительских отношениях баланс выражен иначе – родители дают, дети принимают. Соответственно, нарушением баланса является обратный процесс – когда дети отдают, а родители принимают. Эта тема обычно вызывает множество вопросов и возражений со стороны моих клиентов: «Неужели моя забота о состарившихся родителях – это что-то неправильное? Вы считаете, что я должен их бросить на произвол судьбы?; Вы говорите «жить СВОЮ жизнь, принимать свои решения», что это значит? Отказаться от родителей?», «Но я не могу отказать своей маме, она же обидится». И вот тогда мы ищем ответ на главный вопрос в этой истории: как так случилось, что забота о родителях, подчинила себе ТВОЮ жизнь, а их мнение исключает твое собственное? И что произойдет с тобой и твоими отношениями с родителями, когда у тебя родится собственный ребенок? Интересный поворот ситуация приобретает, когда мы задаемся еще одним важным вопросом: «Когда ты становишься родителем для своих родителей, или продолжаешь оставаться для них пятилетним ребенком, чего ты их лишаешь»? В результате, нам приходится пересматривать существующий баланс в отношениях и находить способы, чтобы сохранить достаточное количество здоровой заботы о собственных родителях и освободить пространство для обретения потомства и теперь уже иной родительской функции, потому что «река не течет вспять».

Закон бренности – все в этом Мире бренно, все смертны, важно одно – сумели ли мы передать Жизнь и Любовь. Закон бренности предполагает способность системы полноценно переживать утраты и отпускать их, для того, чтобы в жизнь семьи пришел другой, новый опыт. Что значит пережить утрату полноценно? – пройти все этапы горевания, осознать ценность Жизни, как самого великого дара, потому что только утрата может этому научить. В этом смысле, встреча с утратой – необходимый опыт жизни каждого человека и каждой семейной системы. Но как часто у нас оказывается недостаточно ресурсов, чтобы пережить горе утраты! Как часто мы застреваем в этом процессе, замораживаем его, а с течением времени наши потомки сталкиваются с повтором этой ситуации. Здесь мне важно подчеркнуть, что не пережитое горе может быть в опыте нашей жизни, а может быть передано нам в наследство предками. Когда это утрата детской жизни, родителя, супруга, в связи с беременностью и родами, случается так, что горе оказывается «замороженным», как будто остановленным, потому что в системе на тот момент не хватило сил, чтобы справиться с ним. «Замороженное» горе часто передается семейным посланием о том, что рождение детей – это утрата, которую невозможно пережить, а симптом бесплодия символически сообщает нам об этом. Работая с семейной системой в этом направлении, мы ищем тех, кто не отгоревал и тех, кто до сих пор остался неотгореванным, создаем место семейной памяти и развенчиваем родовое послание о том, что «рождение – это утрата». Так мы помогаем системе пережить горе, осознаем ценность и необходимость такого семейного опыта, получаем возможность освободиться от бессознательного семейного горя и открыться новому течению своей жизни. В результате такой работы симптом бесплодия обретает другой смысл, теряет свою необходимость для системы, потому что его истинное послание становится понятым, и теперь супружеская пара обретает способность найти необходимые ресурсы, чтобы продолжить жизнь.

Ресурсы семейной системы, помогающие преодолеть симптом бесплодия.

Если вы пришли в эту Жизнь, значит до этого момента в вашей семейной, родовой системе было достаточно сил для продолжения. Просто вы оказались человеком на пике накопленных в системе нарушений, а значит вы именно тот человек, через которого семейная система может получить освобождение, исцеление, обновление. В этом смысле у вас особенная задача или даже миссия по отношению к своей семейной системе. Меня часто спрашивают: «Вот мы с вами поговорили о моей семье, что-то поделали, но как моя личная работа может изменить ситуацию в семье? Как это работает?» Чтобы ответить на эти вопросы мне необходимо вернуться к одной из главных идей о семейных системах – о том, что, составляя единое целое, мы связаны между собой невидимым нитями семейных коммуникаций, часто хорошо ощутимыми, иногда неосознанными. Семейная система обладаем собственным бессознательным, Душой, где опыт каждого имеет свое значение и ценность. Когда меняется наше внутреннее представление о происходящем, о непростых семейных перипетиях, мы, несем их в свою систему. А дальше семейное бессознательное делает свою работу, появившиеся изменения будут переданы и запустят семейную динамику, для этого даже нет необходимости обсуждать с близкими пережитый вами опыт. Чудо? Конечно же, да! Семейная система очень отзывчива. Когда происходят необходимые изменения через кого-то из семьи, волшебным образом в системе находятся поддерживающие ресурсы. В работе с бесплодием главным ресурсом системы являются люди (наши близкие, предки) те, кто легко беременел, много рожал, умел выживать, переживал горе, обладал чувством юмора, способностью нестандартно мыслить, мудростью, каким-то жизненным знанием. В любой семейной системе такие люди обязательно есть. Возможно, в своей повседневной жизни мы редко вспоминаем о них. Но на самом деле, у нас всегда есть возможность присоединиться к ним, чтобы обрести необходимые нам силы. Для этого используются специальные терапевтические техники. Более древнее духовное знание дает нам молитвы и медитации, помогающие получить поддерживающий контакт с Родом. А иногда самым полезным оказывается самое простое действие – разговор с родными о семейных историях и их главных героях, в сочетании с уютным просмотром семейных архивов, реликвий, фотоальбомов, решение вести семейную летопись, приготовление старинного фамильного блюда, или может сердечное обращение о самом сокровенном к тем, благодаря кому вы получили Жизнь.

Немного практики. Самое простое и доступное, что можно сделать в работе с Родовой системой в теме бесплодия:

  1. Обратитесь к семейной истории, соберите информацию о трагических и счастливых событиях рождения детей в семье. Хорошо, если вы найдете возможность узнать о таких историях в 4 поколениях вашего Рода;
  2. Говорите об этих событиях со своими родными и близкими;
  3. Сделайте что-то в память о потерянных детях, родителях, трагических событиях в семье, касающихся рождения детей (посадить растение, создать место памяти);
  4. Сформируйте собственное послание своим предкам, обратитесь к ним с уважением и благодарностью за тот опыт, который они передали вам, с просьбой о помощи в том, чтобы вы могли жить собственную жизнь, продолжая Род в своих детях;
  5. Выберите медитацию или молитву, обращающуюся к силам вашего Рода, которая вам откликнется. Обращайтесь к вашему Роду всегда, когда почувствуете в этом потребность или необходимость.

Анастасия Чернышова — психолог, кандидат наук, системный семейный психотерапевт

источник

В США бесплодием страдает 15% пар репродуктивного возраста. В течение 20 лет, с 1970 по 1990 год, отмечался рост бесплодия, однако сейчас частота бесплодия стабильна. Бесплодие определяется как невозможность пары осуществить зачатие в течение года при половых отношениях без предохранения. Данное определение принимает во внимание ежемесячную суммарную частоту зачатий у пар, не использующих контрацептивы.

Рост уровня бесплодия в определенной степени зависит от изменившегося образа жизни, например, стремления поддерживать малый вес тела, употребления марихуаны, откладывания беременности на более поздний возраст, увеличения числа сексуальных партнеров, что приводит к увеличению частоты воспалительных заболеваний органов малого таза.

Репродуктивный возраст является синонимом репродуктивных лет женщины (обычно от 15 до 44 лет, хотя не столь редки беременности до 15 и после 44 лет). Хотя люди в возрасте 15—44 лет являются наиболее здоровой частью популяции, тем не менее, у 15% из них имеются нарушения репродуктивной функции. Такой высокий уровень бесплодия наиболее здоровой части населения вынуждает обратить внимание на причины, обусловленные окружающей средой и стилем жизни.

В течение двадцати лет роста уровня бесплодия накапливались знания по физиологии репродукции, диагностике и лечению бесплодия. В прошлом для бесплодной пары было мало надежды на исправление своего положения, но сегодня 85% пар при соответствующей диагностике и лечении могут иметь ребенка.

Причины бесплодия можно свести к трем основным факторам, которые обусловливают 95% нарушений репродукции. Это: а) ановуляция; б) анатомические аномалии женских половых путей; в) патологический сперматогенез. Частота этих причин приведена на рисунке 38.2. Диагностика каждой из причин довольно проста и дает возможность установить причину бесплодия с большой точностью. При первичном обследовании бесплодной пары следует как можно быстрее определить основную причину(ы) бесплодия.

Первичное обследование бесплодной пары должно включать следующие исследования:
1. Определение базальной температура тела у женщины — оценка овуляции.
2. Гистеросальпингографию — оценка анатомии половых путей женщины.
3. Исследование спермы — оценка сперматогенеза. Регистрация базальной температуры тела — прекрасный скрининговый тест для оценки овуляции. Характерное двухфазное изменение температуры происходит более чем у 90% женщин с нормальной овуляцией. Подъем температуры начинается после овуляции. Через 13—14 дней после овуляции базальная температура падает и через 24—36 ч начинается менструация. Сохранение подъема температуры дольше 16 дней предполагает беременность. Для подтверждения овуляции также можно регулярно определять сывороточное содержание прогестерона во время лютеиновой фазы.

Анализ пробы спермы, полученной путем мастурбации, сразу же дает информацию о количестве и качестве семенной жидкости, плотности спермы, морфологии и подвижности сперматозоидов. Мужчина должен 2—3 дня до исследования воздерживаться от коитуса, поскольку эякуляция может снизить количество сперматозоидов. Важно собрать весь эякулят, так как первая порция содержит самую густую фракцию. Анализ должен проводиться не позднее двух часов после получения пробы. Чем раньше, тем лучше.

Поэтому предпочтительно сбор и исследование спермы производить в одном месте. В 1 мл нормальной спермы должно содержаться более 20 миллионов живых сперматозоидов, причем не менее 60% сперматозоидов должны быть подвижными. Нормальный состав спермы исключает мужской фактор бесплодия у более чем 90% пар. В таблице 38.2 приведены причины, вызывающие патологию состава спермы.

Гистеросалъпингография — рентгенологическое исследование внутренних половых путей женщины, которое дает важную информацию о их строении и целостности. Рентгеноконтрастное вещество через цервикальный канал вводится в полость матки и фаллопиевы трубы, а затем попадает в брюшную полость, что подтверждает проходимость труб. Внутреннее строение этих структур отражается на рентгеновском снимке. Диагностическая точность гистеросальпингографии в обнаружении анатомической патологии половых путей составляет 70%. Другим методом исследования половых путей является диагностическая лапароскопия, которая служит дополнением к гистеросальпингографии.

Она позволяет осмотреть брюшную полость и наружные поверхности матки, яичников, фаллопиевых труб и фиксирующих структур.

— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»

источник

Статистика называет ужасающие цифры: в России каждая шестая супружеская пара бесплодна. И для большинства супругов отсутствие детей настоящее горе. Священник и врач отец Сергий Филимонов делится с читателями сайта своим опытом и знаниями: в чем причины бесплодия, как их преодолеть, и как относиться к бесплодию, как к проклятию или как к возможности реализовать себя в другом качестве?

Глава 1. Медицинские причины бесплодия в браке

(врач гинеколог-эндокринолог Ю. Ю. Торопкова)

Бесплодие в браке – одна из наиболее важных и сложных медико-социальных проблем. Доля бесплодных браков на территории России колеблется от 8 до 17,5% и в настоящее время не имеет тенденции к снижению. Есть регионы (в основном мегаполисы), в которых эта цифра достигает 24–29%, при этом уровень в 15% представляет серьезную угрозу для демографии.

Другими словами каждая 6–7 пара россиян (т.е. около 7 млн.) за свой репродуктивный период (15–49 лет) встречаются с проблемой бесплодия.

Итак, бесплодным считается брак, в котором по тем или иным причинам, происходящим в организме женщины или мужчины, либо обоих супругов, беременность не наступает при регулярной половой жизни без применения каких-либо противозачаточных средств в течение 12 мес. при условии детородного возраста супругов.

Принято различать: первичное и вторичное бесплодие, женское и мужское. Первичным у женщин называют бесплодие, при котором беременность, не наступала ни разу от начала половой жизни без предохранения; вторичным – беременность в прошлом наступала, но после этого отсутствует в течение 1 года регулярной половой жизни без использования контрацептивных средств.

Частота женского бесплодия колеблется от 40 до 50 %, при этом различают 3 основные группы причин:

Эндокринные (35–40%). Эндокринные формы бесплодия всегда связаны с нарушением процесса овуляции (созревания и выхода из яичника яйцеклетки) и часто сопровождаются нарушением менструальной функции;
Трубно–перинатальные (30–74%). С амая частая, самая изученная и наиболее трудная для коррекции форма бесплодия. В данной группе больных являются анатомо-функциональные нарушения маточных труб, когда затруднено (или невозможно) продвижение яйцеклетки до места ее прикрепления (имплантации) в полость матки. Такие состояния нередки после перенесенных воспалительных заболеваний органов малого таза, абортов и др. внутриматочных вмешательств, операций, в т.ч. и гинекологических, после которых увеличивается риск образования спаечного процесса в малом тазу.
Гинекологические заболевания (1,5–28%). Чаще всего основной причиной в этой группе является генитальный эндометриоз – серьезное заболевание, требующее длительного и настойчивого лечения.
Выделяют также: абсолютное женское бесплодие, когда возможность беременности полностью исключена (отсутствие матки, яичников, аномалии развития половых органов), и так называемое необъяснимое бесплодие (4,8–7,6%), причину которого применяемыми в настоящее время методами исследования установить не удается.

Термин «относительное бесплодие» применяют, когда женщи на и мужчина способны иметь детей каждый по отдельности вне брака, но при длительной совместной жизни их брак бесплоден. В последние годы все большее внимание уделяется проблеме мужского бесплодия, частота которого в бесплодных браках также достигает 40–50%, а в сочетании с бесплодием у жены – 1520%.

Мужское бесплодие – это неспособность половых клеток зрелого мужского организма к оплодотворению. Различают секреторное (связанное с нарушением процесса сперматогенеза) и экскреторное (возникающее при нарушении выделения спермы) бесплодие.

В связи с тем, что частота женских и мужских факторов бесплодия одинаково, а каждая четвертая супружеская пара имеет сочетание нескольких факторов, обследование начинают почти всегда с совместной беседы с супружеской парой для исключения психо-сексуальных и ятрогенных причин и оценки состояния соматического здоровья обоих супругов. Работа с супружеской парой позволяет наметить общий план обследования и последовательность диагностических процедур. В дальнейшем обследование проводят гинеколог и андролог параллельно.

В клинической практике обследование бесплодных пар всегда начинается с мужчин. Если по результатам исследования спермы (спермограммы) патологии не выявлено, то других исследований у мужчин не проводят; если выявлены проблемы, то показано полное обследование и лечение с участием, нередко, многих специалистов: уролога, эндокринолога, хирурга, андролога, иногда – сексопатолога. Бесплодие у мужчин возникает в результате разнообразных патологических процессов в организме, оказывающих отрицательное воздействие на внутренние органы, эндокринные железы, центральную нервную систему. Нельзя не учитывать и увеличение распространенности аномалий развития половых органов и частоты инфекционно-воспалительных заболеваний, влияние вредных факторов окружающей среды, урбанизацию, широкое и бесконтрольное применение лекарственных средств, аллергизацию населения.

Поэтому наиболее оправданным в лечении мужского беспло дия является обследование в крупных специализированных центрах с участием нескольких специалистов и проведение комплексной, этапной, индивидуально подобранной терапии, где каждый этап последователен, четко ограничен во времени и направлен на выполнение конкретной задачи.

Для женщин наиболее важными и диагностически значимыми методами обследования являются оценка овуляции и проходимости маточных труб. Для этого врачом центра может проводиться ряд исследований, например:

оценка крови на гормональный профиль. Определяют уровень 6–7 гормонов в плазме крови, взятых в определенный день менструального цикла; иногда проводят гормональные пробы;
ультразвуковой мониторинг овуляции. Этот метод позволяет непосредственно наблюдать рост фоллик ула в яйцеклетке яичника женщины и степень готовности внутренней слизистой оболочки матки принять оплодотворенную яйцеклетку;
проверка проходимости и характеристика внутреннего просвета маточных труб с помощью рентгенологического или ультразвукового метода.
В ряде случаев для выявления причин бесплодия может потребоваться УЗИ щитовидной и молочных желез, рентгенографическое или компьютерное обследование черепа, консультации врачей смежных специальностей и даже медико–генетическое консультирование.

В настоящее время на зак лючительном этапе обследования при женском бесплодии проводят эндоскопические методы диагностики: лапароскопию и (или) гистероскопию. Без применения этих методов причину бесплодия в браке считают неустановленной. Кроме того, лапароскопия является не только заключительным этапом диагностики, но и первым этапом лечения женского бесплодия.

Эндоскопические технологии позволяют проводить малотравматичную микрохирургическую коррекцию выявленных изменений органов малого таза – разделения спаек, восстановление проходимости маточных труб, коагуляцию очагов эндометриоза, удаления новообраз ований яичников, хирургическое лечение некоторых заболеваний матки – без последующего выраженного спаечного процесса.

В заключение необходимо отметить, что последовательная оценка всех звеньев сложной репродуктивной системы мужчины и женщины – необходимое условие для постановки правильного диагноза, при этом набор диагностических приемов зависит от клинической картины конкретного заболевания и строго индивидуален для каждой супружеской пары. При невозможности своевременно и быстро провести полное клиническое и лабораторное обследование необходимо вовремя направить супружеск ую пару в специализированное лечебное учреждение для окончательной постановки диагноза, помня, что затягивание обследования снижает надежды на успех в восстановлении репродуктивной функции.

В нашем регионе вопросами бесплодия занимаются 5 крупных центров:

российско-финская клиника «Ava–Peter» (Невский пр., д. 22–24, т. 325–92–72, 312–30–65),
клиника репродуктивной медицины при институте акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта;
клиника «Авиценна» в г. Пушкин;
центр по лечению бесплодия при Военно–медицинской академии;
центр по лечению бесплодия при Военно–медицинской академии в Сестрорецком р-не гор. С-Петербург.
Кроме того, во многих женских консультациях работают кабинеты гинеколога-эндокринолога.

Глава 2. Бесплодие – медицинские и духовные причины

Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, о причинах бесплодия.

Существуют медицинские и духовные причины бесплодия. Если говорить о медицинских причинах, то насчитывается около 30 заболеваний, при которых возможно бесплодие. Различные медицинские центры и институты консультируют людей по повод у проблемы бездетности. Супруги сдают соответствующие медицинские анализы, по результатам которых определяют, какая из сторон супружеской пары является причиной того, что в семье не может родиться ребенок. Когда выяснено, какая сторона является слабой в отношении рождения детей, тогда обслед уют супруга с «низкими возможностями» для деторождения на предмет различных заболеваний, прежде всего хронических заболеваний половой сферы, которые могут являться препятствием для нормального деторождения. Специалистами, которые занимаются лечением бесплодия у мужчин, являются андрологи, урологи, у женщин – гинекологи.

После соответствующего обследования проводится лечение – консервативное или хирургическое, если это необходимо. Например, при спаечных процессах в области маточных труб или при плохой их проходимости возможно ул учшение последней как консервативными методами, так и с помощью хирургических методов – удаления спаек в области маточных труб в определенное время, когда деторождение максимально возможно. То есть требуется кропотливая работа врача с каждой семейной парой.

В средствах массовой информации много рассказывается о методах искусственного оплодотворения. Можно ли к ним прибегать, если лечение оказывается неэффективным?

Существуют различные методики искусственного оплодотворения. По нашим церковным канонам, по материалам Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года, они не являются допустимыми. Единственной допустимой методикой является так называемый «метод естественного оплодотворения», при котором семя мужа, пол ученное во время супружеских взаимоотношений, вводится врачом в область устья матки. Таким образом, оплодотворение яйцеклетки происходит после естественных отношений межу мужем и женой, кроме того, при таком методе не нарушается целостность семейного союза, так как используются только половые клетки обоих супругов. В случае, когда в процесс деторождения вмешивается третья сторона, например, если для искусственного оплодотворения используется семя донора, вносится элемент греховности… Внешне, казалось бы, факта измены нет, однако, в семью вносится чужеродный элемент. Это равносильно тому, как если бы женщина ради рождения ребенка вступила в незаконные супружеские отношения с посторонним мужчиной. Хотя физической составляющей греховных отношений здесь нет, в то же время в яйцеклетк у женщины вносится генетический материал чужого человека, т. е. получается блудное соитие при помощи медицинской технологии. Существует целый ряд методик такого вида иск усственного оплодотворения, когда вмешивается третья сторона. При некоторых из них используется донорская яйцеклетка чужой женщины, которая после оплодотворения семенем мужа подсаживается в матку. Такие методики также недопустимы, так как при этом в семью вторгается чужеродный элемент. Есть даже такой психологический феномен, когда женщина, которой подсажена такая яйцеклетка, ощущает что-то чужое в своем теле, несвойственное ей.

Расскажите, пожалуйста, о методе экстракорпорального оплодотворения. Как следует относиться к нему православному человеку?

Методы экстракорпорального оплодотворения не благословляются церковью, так как при этом также используется генетически чужеродный материал, то есть происходит нарушение целостности семейно-супружеского союза. Кроме того, донорское семя, используемое в этих методиках, получают иск усственным путем, а не в результате естественных супружеских отношений. Важно также то, что при применении экстракорпорального оплодотворения отсутствует физическое соединение мужчины и женщины, поэтому тайна деторождения выносится за пределы человеческого тела. Не происходит акта дарения супругов друг другу, необходимого для рождения новой жизни. Жизнь рождается в пробирке. Что происходит в этот момент с эмбрионом, находящимся вне тела матери, каким физическим заболеваниям он будет подвержен, как воздействуют на него падшие духи – это большой вопрос. Одна из серьезных проблем экстракорпорального оплодотворения заключается в том, что в ряде центров при осуществлении этой методики производятся так называемые лишние оплодотворенные клетки, уже являющиеся новой жизнью. Эти клетки редуцируют, т. е. убивают. Это значит, что если были оплодотворены четыре яйцеклетки, а женщина хочет только одного ребенка, ей будет подсажена только одна яйцек летка. Что делать с остальными тремя эмбрионами? Их возможно заморозить или ред уцировать. Таким образом, ребенок появляется на свет за счет одновременного убийства двух или трех неродившихся братьев и сестер. Жизнь одного за счет смерти другого считается церковью неприемлемой. Поэтому все виды экстракорпорального оплодотворения Церковью не благословляются. Это утверждено в материалах Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года, в главе 12 «Проблемы биоэтики». Там достаточно подробно рассматриваются вопросы различного рода преодоления бесплодия, рассказывается как нужно поступать супругам в случае, если у них нет детей.

Какие причины духовного характера могут привести к бесплодию?

Причин может быть много. Постараюсь перечислить основные. Я буду опираться на труды старца Паисия Святогорца, который в 4 томе, называемом «С емейная жизнь», отвечает на вопросы по поводу рождения детей, трудностей деторождения и проблемы бесплодия. На вопрос, почему у тех или иных женщин развивается бесплодие старец Паисий отвечает след ующим образом: «Некоторые бесплодные женщины не вступили в брак тогда, когда это нужно было сделать, и поэтому сейчас по отношению к ним действую духовные з аконы. Некоторые привередливые девушки начинают выбирать женихов: «Нет, этот мне не нравится, а тот мне не по вкусу». Пообещав парню выйти за него замуж, такая девушка одновременно глядит и на другого, потом говорит первому «нет», и он хочет покончить жизнь самоубийством, вместо того чтобы посчитать благословением то, что она обманула его еще, по крайней мере, до того, как они поженились, а не после. Э-э, ну какую семью создаст такая девушка? А есть женщины, которые бесплодны потому, что в юности они жили беспорядочной греховной жизнью. Есть и такие, причина бесплодия которых – в дурном питании, потому что многие продукты содержат в себе целую кучу химикатов и гормонов».

По поводу девушек, которые ведут беспорядочную половую жизнь можно заметить, что в таких случаях есть две составляющие, которые могут привести к бесплодию – медицинская и духовная. У женщин при подобном образе жизни очень велика вероятность развития различных инфекций, которые могут приводить к различным хроническим заболеваниям половой сферы, что влечет за собой неспособность к деторождению. Духовная составляющая заключается в том, что Господь может попустить такой девушке за ее желание «нагуляться» (т. е. максимально удовлетворить свою похоть) наказание и не подать детей за такую развратную жизнь.

Следующая причина, которую отмечает старец Паисий: «Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребенка сразу, как только поженятся. А если рождение ребенка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться. Как же они родят ребенка, если сами полны беспокойс тва и душевной тревоги? Они родят ребенка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духовной колее.

Иногда Бог сознательно медлит и не дает какой-то супружеской паре детей. Поглядите: ведь и Святым Богоотцам Иоакиму и Анне, и Святым Пророку Захарию и Елизавете Он дал ребенка в старости, дабы исполнить свой предвечный план о спасении людей.

Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию. Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему. Мы не делаем ничего, а сколько делает для нас Бог! Со сколькой любовью и щедростью Он дает нам все! Разве есть что-то такое, что будет Богу не под силу?…

Рождение детей зависит не только от человека. Оно зависит и от Бога. Видя, что у супругов, испытывающих затруднения в связи с рождением детей, есть смирение, Бог может не только дать им ребенка, но и сделать их многодетными. Однако, видя в супругах настырность и эгоизм [Бог не исполняет их желания, потому что], исполнив их прошение о рождении детей, Он удовлетворит их настырность и эгоизм. Супруги должны всецело предать себя Богу. Они должны сказать: «Боже мой, Ты печешься о нашем благе, «да будет воля Твоя» ( Мф. 6:10 )». В этом случае их прошение исполнится. Ведь воля Божия исполняется в том случае, когда мы говорим «да будет воля Твоя» и с доверием к Богу вверяем себя Ему. Но мы, хотя и говорим «да будет воля Твоя», одновременно настаиваем на нашей собственной воле. Ну а что может сделать для нас Бог в этом случае?»

Следующей причиной бесплодия может быть также эгоизм родителей, но проявляемый противоположным образом, когда молодая семья оттягивает рождение ребенка, рассуждая, что дети – это забота, и что сначала надо доучиться, встать на ноги, заработать на квартиру, построить дачу, купить машину и вот тогда можно будет завести ребенка (не «Бог даст ребенка», а именно «заведем», как кошку или собаку). Когда Господь видит такое отношение к благословению Божию на деторождение, пренебрежение к заповеди «Плодитесь и размножайтесь», то по прошествии некоторого срока, когда у семьи уже есть все – и квартира, и машина, и работа, Он не подает детей. И кроме кошек и собак такая семья завести уже ничего не может. Хотя с медицинской стороны препятствий для этого никаких нет.

Старец Паисий выделяет еще две возможные причины бесплодия. «Многим людям Бог не дает детей, для того чтобы, возлюбив детей всего мира как своих собственных, эти люди помогли их духовному возрождению». Старец Паисий приводит следующий пример: «Один человек не имел детей, но, когда он выходил из дома, дети из соседских домов сбегались к нему и с любовью окружали его. Они не давали ему идти на работу. Видите: Бог не дал этому человеку своих детей, но Он дал ему благословение, чтобы все соседские дети любили его как отца, а он помогал им духовно. Суды Божии – это бездна».

«А в других случаях Бог не дает супругам детей, чтобы при строить какую-нибудь сиротку». Старец Паисий рассказывает об одном своем знакомом христианине – адвокате, человеке духовной жизни. Однажды старец остановился у него на денек погостить и познакомился и с его супругой, также ведущей благочестивую жизнь, помогающей многим бедным детям. Она пожаловалась на то, что Господь не дает ей детей, на что старец Паисий ей ответил с укором: «У тебя, сестра, более пятисот детей. И ты еще жалуешься? Христос видел твое благое произволение. И он воздаст тебе за него. Сейчас, помогая д уховному возрождению стольких детей, ты являешься матерью лучшей, чем многие другие. Ты оставляешь позади всех многодетных матерей! И та мзда, которую ты получишь, тоже будет много большей, потому что, возрождаясь духовно, дети духовно обеспечивают свое будущее в вечной жизни».

Бывает так, что Господь не подает семье детей не как нака зание, а как особый промысел, чтобы через этих людей пол учил помощь какой-нибудь несчастный ребенок, оставленный своими родителями.

Существуют и другие причины бесплодия. К ним можно отнести так называемые родовые проклятия – когда мать или отец проклинают своих детей. Иногда, когда дети докучают своим родителям, те вместо своего родительского благословения посылают детям укоры, которые могут «сработать» как проклятия. Например, когда мать говорит своим дочерям: «Чтоб вам пусто было» или посылает их к нечистой силе. Старец Паисий также приводит подобный пример. Когда такая мать затем покаялась в своих проклятиях, жизнь дочерей устроилась и Господь подал им детей.

Существуют также «родовые» грехи против Бога и против ближнего, когда Господь наказывает бесплодием з а грехи, совершенные против Него. Например, если кто-то рушил храмы, снимал кресты, резал иконы, смеялся над Церковью, Господь может через поколение послать бесплодие в семью до тех пор, пока у людей не произойдет осознание и замаливание этого греха. Мне известен случай, когда священник после революции отрекся от своего сана и з атем так и умер без покаяния. В следующих поколениях в этой семье никогда не было мальчиков, а если они и рождались, то потом умирали, не дожив до взрослого возраста. Известны случаи, когда в 30-х годах детей заставляли отрекаться т своих родителей принародно, в рабочем коллективе, в институте. Такого рода грехи против Бога, осквернение Церкви, богохульство, отречение от родителей нередко сказываются на следующем поколении или через поколение – на ком-то из внуков. Иногда люди совершают грехи против ближнего – выкапывают могильные плиты и строят из них свой дом или совершают другие кощунственные поступки.

Возможно ли отсутствие детей из-за такого явления, которое некоторые люди называют «порчей» или «сглазом»?

Конечно, «порча», «сглаз» – это не церковные понятия. Но некоторые используют такую терминологию. Под этим следует понимать зависть, которую иногда имеют некоторые злые люди. Например, такое может случиться если одна женщина завидует другой – красивой, материально благополучной, вышедшей замуж и счастливой в браке. По зависти может получиться так, что у этой женщины будет все, но деток рождать она не будет. Бывают такие случаи, когда по гордости Господь может лишить женщину ребенка, если она насмехается над другой, боле несчастной, лишенной счастья материнства. Господь может лишить насмешницу ее ребенка и затворить чрево так, что она сама больше не сможет иметь детей по своей гордости и превозношении над ближним.

Бесплодие может быть послано и как испытание веры человека. В материалах Юбилейного Архиерейского собора и в святоотеческом учении указывается, что бесплодие может рассматриваться как крест, который возлагает Господь на супружескую пару. Крест, в котором супружеская пара должна проявить терпение, смирение, упование на волю Божию. Яркими примером являются Авраам и Сара, которые около 90 лет молились о рождении ребенка, Захария и Елизавета, Богоотец Иоаким и Анна. Их дети были благословенны, когда они рождались после стольких молитв, терпения, упования на Бога. Испытание веры может быть важным моментом для такой супружеской пары, когда пара проявляет свою верность Богу, когда она не ропщет на Бога, благодарит Бога за посылаемую скорбь. Это испытание веры может в какой-то момент закончиться у супругов, и бездетная в течение 20 лет женщина может родить еще много детей.

Бесплодие может также быть связано с тем, что Господь задер живает рождение детей по Своему особенному промыслу об этой семье, желая устроить судьбу какого-либо брошенного ребенка. Я знаю некоторые семьи, в которых происходило так, что женщина зачинала ребенка, как только супруги проявляли желание усыновить сироту из детского дома. Были такие пары, которые доводили до конца это намерение и как только приводили в свой дом сироту, вскоре уже ожидали своего собственно младенца, и в этой семье таким образом появлялось сразу двое детей – один усыновленный и второй, которого послал Господь, разрешив чрево прежде бесплодной женщины. Причем, когда врачи обследовали таких женщин, они не находили у них патологий, препятствующих деторождению. Но воля Господа была такова, чтобы в этих семьях воспитывали не только своего ребенка, но и приемного.

Очень важным для решения проблемы бесплодия является освящение церковного брака. В молитвах на освящение церковного брака есть такие слова, в которых призывается благословение Божие на чрево женщины для того, чтобы она была плодоносна. Неверующие мужья иногда пренебрегают этим важным таинством, и Господь не дает возможности женщине стать матерью до тех пор, пока супружеский союз не будет освящен благодатью церковного брака. Также известны случаи, когда у женщин, которым был поставлен диагноз бесплодие, проживших много лет со своими мужьями в официально зарегистрированных, но невенчанных браках, уже через несколько дней после венчания происходило зачатие детей.

Можно рассмотреть еще несколько причин бесплодия. Когда Господь видит, что возможный в семье ребенок будет очень болен или будет глубоким инвалидом, Он попускает, чтобы этот младенец не родился. Из церковных патериков известны случаи, когда матери под угрозой потери ребенка горячо и усердно молились Богу, Господь открывал им через тех или иных святых, что их молитва неугодна, потому что этот ребенок родиться злодеем, убийцей, святотатцем. Если же матери не отступали, желая во что бы то ни стало выполнить свою волю, удовлетворить свой материнский эгоизм, Господь попускал рождение таких детей, которые потом становились поругателями семьи.

Хорошо известен случай с декабристом Пестелем, которого мама вымолила, когда он в пятилетнем возрасте умирал от дифтерии. Господь затем показал ей, что сын выздоровеет, но закончит свою жизнь на виселице. Так впоследствии все и произошло. Мать потом каялась, но было уже поздно, Господь уже ответил на ее молитвы. Поэтому очень важна молитва «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь».

Господь может не подавать детей по неготовности мужа и жены к воспитанию ребенка, по безответственности или злобности одного из супругов, или из-за возможности взаимных измен. Например, если в семье постоянные ссоры и скандалы, муж и жена эгоистичны, не готовы жертвовать собой ради ребенка, не готовы о нем заботиться, отдать ему свою любовь, Господь, провидя это, задерживает рождение ребенка на несколько лет, пока супружеская пара не созреет, пока в семье все не устоится, пока муж с женой не придут к согласию. Ребенок должен рождаться в любви. Если же с самого начала своей жизни он будет испытывать злобу родителей друг к другу и по отношению к себе, то кем вырастет этот ребенок, что будет с его душой, что он впитает в себя от таких родителей?

Известны также такие семейные пары, в которых жены не могли родить детей, ходили по многим врачам, обивая пороги. При этом мужья их унижали, оскорбляли, укоряя невозможностью деторождения. Женщины эти шли на всякого рода медицинские процедуры, однако ничего не помогало. В последствие эти мужья изменяли своим женам, уходили в другие семьи. А бывшие бесплодными женщины выходили замуж за других мужчин и благополучно рождали детей. Бесплодие их оказывалось мнимым. Господь провидя, что муж с женой не готовы к сохранению супружеского союза, что возможен развал семьи, иногда попускает, что в этой семье не рождается ребенок, потому что он уже с малого возраста останется сиротой.

В следующий раз мы поговорим о той последовательности необходимых духовных действий, к которой может прибегать верующая супружеская пара для того, чтобы в ее семье родился ребенок.

Глава 3. Бесплодие – пути преодоления

Какова последовательность духовных действий для верующей супружеской пары, чтобы в семье родился ребенок?

Мы не будем сейчас касаться вопросов бесплодия в семье неверующей, далекой от Церкви. Не будем говорить о людях, которые ведут греховный образ жизни. Поговорим о тех супругах, которые вступили в законный брак и ходят в Церковь, но уже несколько лет не могу т родить ребенка.

Первый вопрос, который должны задать себе супруги – венчанный их брак или невенчанный. В молитвах на освящение церковного брака особо призывается благодать Божия на то, чтобы он был доброчадным: «Да явиши, яко твоя воля есть законное супружество, и иже из него чадотворение. Помяни Господи Боже наш раба Твоего и рабу Твою и благослови я, даждь им плод чрева, доброчадие, единомыслие души и телес1». Поэтому верующим супругам, брак которых не венчан, прежде всего, требуется церковное освящение брака.

Если спустя некоторое количество времени в этой семье детки все же не рождаются, необходимо прибегну ть к помощи как методов медицинской диагностики, так и к церковным таинствам.

Медицинскую диагностику осуществляют различные медицинские центры, называемые центрами репродукции, центрами репродуктивного здоровья женщин или центрами семьи и брака. В разных городах они носят различные названия, но найти их можно по любому справочнику.

Данные современной медицины свидетельствуют, что существует более 30 медицинских причин бесплодия. Поэтому иногда, чтобы обнаружить причину нужно время. Вначале выясняют, чье здоровье – мужа или жены – препятствует появлению детей. После тщательной диагностики проводится тот или иной вид консервативного (медикаментозного) или хирургического (если это требуется) лечения. Повторюсь – вопрос о выборе метода лечения решается в зависимости от причины бесплодия.

Супругам следует иметь непоколебимо твердую позицию в отношении того, какие методы являются церковно благословленными, уз аконенными, а какие – непозволительными с точки зрения христианской православной этики. О том, какие методы не благословляются Церковью, подробно рассказывается в материалах Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ 2000 года2. Об этом можно прочитать в православной периодической печати, поговорить со своим духовником или с православными специалистами по биомедицинской этике. Во многих городах сейчас существуют Общества православных врачей, где специалисты могут ответить, какие новые медицинские методики преодоления бесплодия являются позволительными, а какие – нет.

Если медицинское лечение оказывается безрезультатным, или имеет достаточно сложный характер, супруги могу т и должны прибегать к церковным таинствам, испрашивая помощи Божией для преодоления своего недуга.

Каким же арсеналом средств располагает Русская Православная Церковь, чтобы помочь супругам в их проблеме?

Прежде всего, супругам следует обратить внимание, не препятс твуе т ли их неправильная церковная жизнь рождению де тей – насколько они воцерковлены, правильно ли исповедаются, как часто причащаются Святых Христовых Тайн, что им говорит духовник.

То есть первое, с чего следует начать, – с тщательного исследования самими супругами качества их христианской жизни, их взаимоотношений с духовником. Духовник по воле Божией может открыть, каким путем им следует идти, какие молитвы читать, к каким таинствам прибегать. Если в результате тщательного исследования своей жизни и покаяния Господь откроет какие-то родовые грехи (об этом мы говорили в предыдущей беседе), они должны быть исповедованы духовнику, и определенным образом замолены. Необходимо понимать, что ошибки бабушек, дед ушек, прадедушек отражаются на вашей жизни.

Чтобы загладить их грех, можно испросить у своего духовника какую-либоепитимью или церковное благословение (например, совершение покаянного канона или чтение определенных покаянных молитв). Или совершить такое духовное восполнение, которое может умилостивить Бога.

К духовному восполнению относятся такие ситуации, когда, например, чтобы загладить грех матери, совершившей аборт, ее бесплодная дочь берет на себя подвиг по благословению священника ухаживать за детьми в детском доме, навещать сирот, посещать родильные дома (если в приходе есть родильный дом), крестить умирающих младенцев страха ради смертного, помогать женщинам, которые не хотят рожать, которых подговаривают прервать беременность, чтобы они не пошли на этот шаг. Так вы совершите обратное прародительскому греху.

Еще пример: если прадедушка выгнал из дома сироту, значит его внучка или правнучка, ставшая бесплодной, должна позаботиться о сиротах: оказать им какое-либо попечение или стать сироте крестной матерью. Я уже говорил, что нередко бесплодные супруги берут детей из детского дома, и через некоторое время Господь разрешает им плод чрева и подает собственных деток. Так же бывает и в случаях, когда бесплодная пара или один из супругов совершает некое д уховное восполнение тех грехов, которые совершили их прародители.

Кроме Таинств Покаяния и Причащения Святых Христовых Таин, в Церкви существует также Таинство Соборования. Бесплодные супруги могут обратиться к священнику с просьбой, чтобы оно было над ними совершено. Обычно Соборование совершается во время Великого поста, в некоторых епархиях – во время Рождественского поста. Иногда Таинство С оборования совершается по прибытии мощей святых угодников Божиих, которые обладают особым даром помогать болящим. Так, например, соборования в Петербургской епархии совершались при перенесении святых мощей св. целителя Пантелеимона.

Можно также по благословению духовника совершать паломничества к мощам святых угодников Божиих и испрашивать у них благодатную помощь.

Некоторые святые (например, св. Сергий Радонежский, преп. Серафим Саровский), особо ходатайствуют о рождении детей. Так, например, многие бесплодные женщины молятся преп. Давиду Гареджийскому или св. пророку Божиему Илии. На моей памяти есть пример, когда одна христианка, около десяти лет пребывающая в бесплодии, по совету священника решила совершить паломничество в Святую Землю, на гору Кармил, в пещеру, где подвизался пророк Божий Илия, и куда со всего мира приезжают женщины для разрешения своего бесплодия. Она дала обещание, что если у нее родится мальчик, назвать его в честь пророка Илии. Она забеременела сразу, еще во время подготовки к этой поездке (надо сказать, что в пещеру св. Илии она так и не попала), и в паломничество по святым местам поехала уже с зачатым ребенком, который спустя положенное время стал мальчиком Илией. Таких примеров можно привести много.

На Руси давно известно понятие «обетные дети». Когда в семье долго не могли дождаться сына или же вовсе не было детей, супруги давали обет Богу воспитать для Него будущего сына – отдать его в монахи или на иное служение Богу. И по такому обету Господь посылал им деток.

Существуют особые места, особые чудотворные иконы, подающие благодатную помощь бездетным супругам. Например, икона Божией Матери Троодитисса, которая находится в горах Троодоса, на Кипре.

Однажды перед этой иконой будущие родители вымаливали у Божией Матери ребенка. Они пообещали, что посвятят его в монахи. У них родился мальчик. Когда он начал подрастать (ему исполнилось уже восемь или десять лет), отец с матерью заколебались в своем намерении. И вскоре случилось так, что большой камень сорвался с горы и пролетел в считанных сантиметрах от головы ребенка. Это было предупреждение родителям, знак Божий. Они покаялись и в результате исполнили свое обещание. На фресках этого монастыря изображена Божия Матерь, Ее пояс и рядом большой камень в напоминание о том, что обеты, которые даются Богу, должны исполняться.

Рождение обетных детей нередко происходило раньше и достаточно часто происходит сейчас. Тот, кто будет в монастыре Троодитиссы на Кипре, увидит огромную фотокартотеку бесплодных женщин всех национальностей, из всех стран мира, которые, побывав в этом монастыре, разрешались от бесчадия и рожали по двое, по трое детей после молитвы, которую совершали монахи, надевая на бесплодных специальный пояс. Это огромная картотека. Я сам видел ее, когда посещал этот монастырь и молился перед этой иконой.

Надо сказать, что у одного моего знакомого священника, посетившего остров Кипр, буквально через неделю после молитвы перед этой иконой (даже без надевания на матушку чудотворного пояса) произошло з ачатие ребенка, который имел всего лишь один или два процента вероятности появления на свет. Хотя батюшка даже не просил ребенка, а просто помолился перед иконой, Господь подарил ему ребеночка.

Такие особые места, такие святые угодники, которые прославлены благодатной помощью бездетным родителям, есть и на Святой з емле, и в каждой епархии. К ним можно молитвенно обращаться, совершать паломничества, заказывать специальные молебны, а потом именем того святого, который поможет в рождении младенца, можно назвать его в прославление Божия чуда.

Кроме того православные супруги, конечно, должны прибегать к помощисвятынь. Во время паломничества супруги могут погружаться в святые источники, брать воду домой, окропляться ею, а также помазываться святым елеем из лампад, от чудотворных икон с места паломничества. Все это, совершенное с молитвой и верой, будет способствовать тому, чтобы разрешить проблему.

Если же после многократных обращений к Богу, правильного воцерковления, прибегания ко всем таинствам, паломничеств к святым местам и т. д., детки не появляются на свет, значит надо проявить терпение. Следует положиться на волю Божию.

В наш храм нередко приходят женщины и молодые супружеские пары с подобными проблемами. Обычно мы советуем супругам, если они хотят иметь детей, назначить какой-то контрольный срок, год или два, чтобы наладить свою семейную жизнь, научиться не проявлять эгоизма и не жить только для себя. Все это время (в течение года или двух) они будут ходить в храм на специальные молитвы. В каждой епархии есть храмы, где священники совершают водосвятные молебны, молятся святым, оказывающим благодатную помощь бесчадным супругам.

Если по истечении назначенного времени детей по-прежнему нет, муж с женой должны решить, готовы ли они нести свой жизненный крест и дальше, быть может, в течение многих лет, и терпеливо полагаясь на волю Божию, ждать рождения собственного ребенка, либо возьмут приемного ребенка. Господь дает такую возможность.

Этот период является также временем взысканием воли Божией, того, какой именно путь определяет Господь этой семье. Ведь воля Божия открывается человеку не сразу. Иногда требуется долгое время, чтобы стало понятно, какой жизни хочет для супругов Господь, какое предназначение им готовит. Сейчас необходимо познать волю Божию для сообразования с ней своей родительской воли.

И, наконец, логичным окончанием всей череды духовных поступков, которые совершают молодые родители, является, в случае невозможности забеременеть, воспитание приемного ребенка, усыновленного или в любых формах принятого в свою семью. А дальше, как Господь даст.

Еще раз уточним, с чего же все-таки следует начинать – с похода к врачу или с духовного осмысления недуга?

Я считаю, что надо начинать свой путь с Церкви, с осмысления происходящего вместе со своим духовным наставником, духовником или д уховным отцом. Потому что даже на медицинское обследование и лече ние церковно во спитанные молодые супруги должны взять благословение у своего духовника. Получив Божие благословение и советы своего духовного наставника, они могут проходить те или иные медицинские мероприятия и при этом просить помощи Божией и прибегать к благодатным средствам Церкви.

[1]Требник. Последование чина Венчания Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Издательство «Правило веры». 1995. С. 117–118. [2]Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Материалы. Издательский совет Московского Пат риархат а. Благотворительный фонд «Рождество-2000». 2001

источник

Читайте также:  Анализы по бесплодию он и она

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *