Меню Рубрики

От бесплодия из медины в мекку

Каждый мусульманин мечтает хотя бы раз в жизни совершить хадж – паломничество в Саудовскую Аравию, посетить Мекку и Медину. Автор, в составе группы других верующих, совершил такое паломничество в 2016 году. В книге описывается процесс хаджа, который длился целый месяц, быт святых городов Мекки и Медины, также кратко описана история хаджа в Мекку с древних времён. Книга не является религиозным пособием, она будет интересна и мусульманам, и обычным людям, кого интересует жизнь на Ближнем Востоке.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медина. Мекка. Хадж. Заметки паломника (А. В. Кротов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Автобус заехал в какое-то бюрократическое заведение, где происходит учёт паломников, и там же, как мне показалось, хранились наши паспорта во время нашего двухдневного пребывания в Медине. Учреждение имело надпись по-арабски и по-английски. Было написано: «Al-Madina al-Munawara. NATIONAL ADILLA Est. Arrival and Departure Land Piligrims» («прибытие и отправление паломников наземным путём») 15 .

Мешок с паспортами оказался в руках у гида Марата, нас где-то отметили, что группа такая-то покинула Медину, и все вместе с автобусом тронулись в путь, покидая Город Пророка. Между двумя священными городами, Меккой и Мединой, примерно 450 километров.

Согласно традиции паломничества, в нашем виде хаджа мы должны войти в священное состояние – ихрам – по пути в Мекку, фактически ещё на выезде из Медины. Все паломники, совершающие хадж, входят в ихрам в разных местах, в зависимости от того, с какой стороны они заезжают в Мекку – эти места называются микаты. Есть свой микат для людей, едущих с Ирака, другой – для едущих с Йемена, и т.д.. Паломники, летящие в самолёте прямым рейсом до Джидды, входят в состояние ихрама прямо в самолёте, пролетая над соответствующим пунктом.

Мы ехали по земле, и поэтому не спешили – автобус остановился в этом специально отмеченном пункте, микате, где паломники могут, не торопясь, совершить превращение в настоящих паломников. Там – стоянка автобусов, очень большая мечеть, пункты омовения (много душевых кабин, сотня или больше), ларьки, где продаётся одежда ихрам (но у нас у всех уже была эта одежда, купленная в Медине). Все паломники совершили молитву, после похода в душ мужчины одели белую одежду (женщины остались в своей обычной) и произнесли следующие слова:

«Лляббай-ка умратан мутаматти-ан биха иля-ль-хаджж»

(«О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить умру, чтобы затем выполнить обряды хаджа!)

Как я уже писал, обычно паломники сперва в Мекке выполняют обряды малого паломничества (умры), выходят из состояния ихрам, а потом вновь входят в ихрам и совершают основное паломничество (хадж).

Мужчины оделись в белое, а женщины – нет, потому что специальной женской одежды ихрам не бывает, они совершают обряды в своей привычном виде. Что же касается нас, мужиков, – то поначалу эта странная одежда нас беспокоила, а скоро мы и привыкли к ней. Чтобы нижняя часть не упала, её можно укрепить поясом или даже поясной сумочкой. В Саудии продаются специальные пояса со множеством карманчиков, их одевают на одежду ихрам, это не запрещается. Можно и свою поясную сумку использовать. Но не следует хранить в ней большие ценности – возможно, сумочка может отцепиться и потеряться где-нибудь в толпе и толчее.

Чтобы верхняя половина ихрама не сваливалась, её можно закрепить булавкой. Полезно заранее в России приобрести большие овальные безопасные булавки («английские булавки»), чтобы закрепить это одеяние. У меня было десять булавок, они быстро были раздарены другим паломникам. Некоторые вообще достали где-то большущие булавки, сантиметров в восемь. Это ихрама не нарушает.

В то время, что паломник находится в ихраме, действуют различные запреты, о которых подробней рассказывает руководитель хаджа, там около двадцати запретов. Нельзя покрывать голову, носить ботинки (шлёпанцы – можно), носить скроенную одежду, вырезанную по форме для человека (штаны, куртку), или сшитую из нескольких частей, рвать траву (её и так нет), убивать животных и насекомых, ругаться и скандалить, вступать в половую связь или готовиться к женитьбе, подстригать волосы и ногти. Нельзя охотиться, но этот запрет уже не актуален, потому что все животные, на которых можно было бы охотиться в Мекке, уже много лет как закончились. Также в состоянии ихрама запрещены благовония и вообще любые ароматические вещества. В современном мире, когда даже крем от загара или обычное мыло обычно содержат в себе ароматизаторы, найти непахнущую альтернативу бывает довольно сложно. Мыться в таком случае лучше хозяйственным (непахнущим) мылом, ну а кремами от загара я не пользуюсь даже в Африке, так что меня это не обеспокоило.

Запреты ихрама несложные, но нужно помнить, что вокруг везде кондиционеры, и в автобусах, и в мечетях, и в гостиницах, а ихрам легко продувается, поэтому нужно остерегаться сквозняков. (Да, слово «ихрам» однокоренное со словом «харам» (запрет) – это состояние, в котором действуют определённые запреты.)

Все вошли в состояние ихрам, и автобус покатился по ночному шоссе в сторону Мекки, при этом паломники громко восклицали, по отдельности и хором, произнося следующие слова:

«Ллябейка, Аллахума, ллябейка! Ллябейка, ля шарика ляка ллябейк! Инна-ль-хамда, ванн-ни-мата лякя ва-ль-мульк, ля шарика ляк!»

(«Вот я перед тобой, о Аллах, вот я перед тобой! Вот я перед тобой, нет у тебя сотоварища, и вот я перед тобой! Хвала Тебе, вся милость и вся власть принадлежат Тебе, нет у тебя сотоварища!»)

По дороге опять где-то остановились, типа большой заправки, там всем паломникам выдали комплект еды в подарок в картонной коробочке: маленький сок, печенье, финики. На коробочке надпись – подарок паломникам от короля Саудовской Аравии. Получили подарок, поехали дальше. До Мекки ровный автобан, хороший асфальт, довольно много машин, даже ночью.

На въезде в священную Мекку существуют посты, на которых останавливают транспортные средства, выявляя граждан, которые нелегально стараются совершить хадж. Вообще, в Мекку многие стараются просочиться, в том числе и люди, живущие постоянно в самой Саудовской Аравии, студенты, живущие тут, гастрбайтеры, жители соседних стран Залива, ну и настоящие саудиты.

Чтобы Мекка не переполнилась, местным жителям дают платное разрешение на совершение хаджа раз в пять лет (я уже упоминал, оно стоит около $2000, больше, чем хадж для нас), – а в остальные годы им положено сидеть дома. Но они всё равно просачиваются в хадж: на один, на другой пост тыкнутся, потом как-нибудь по пустыне на своих машинах всё же проезжают, или обходят пешком.

Мы ехали на автобусе, и нас никто индивидуально не проверял – за всех ответил Марат, наш гид, да и паспорта в этот момент были все у него, в специальном мешке.

Ещё до рассвета, затемно, все прибыли в Мекку – автобус покружил по каким-то улицам, и подъехали к гостинице, в которой и надлежало нам прожить почти весь последующий месяц. Гостиница находилась в 2,5 километрах к югу от мечети Аль-Харам. Девятиэтажное здание гостиницы было пристроено прямо к горе, для того, чтобы соорудить его, потребовалось выпилить немало кубометров скальной породы. Таким же свойством отличаются в Мекке и многие другие гостиницы – для их строительства вырубают горы, долбят их экскаваторами ежедневно. А вот одноэтажные домики смело карабкаются на горы, им дела нет до того, что поверхность неровная: у них меньше площадь фундамента.

Гостиницы в Мекке предназначены для приёма двух с половиной миллионов паломников одновременно, при том что всё обычное население Мекки – меньше двух миллионов. При этом, все эти гостиницы имеют явно выраженную сезонность. Ладно, вокруг мечети Аль-Харам, в радиусе полукилометра, отели работают круглый год. Но в обычное время, на умру (малое паломничество), в Мекке находится относительно немного паломников – ну тысяч двести, это считается немного. Только в месяц поста Рамадан в городе находится свыше миллиона гостей, в месяц хаджа – два-три миллиона: официально два, реально больше. На месяц хаджа многочисленные отели и рассчитаны; некоторые находятся очень далеко от центра города, три километра – это ещё нормально.

Здание «фундука» (гостиницы) без яркой вывески, в которое нас привезли, тоже работает только в «горячий сезон», и снимает его хадж-фирма целиком – там нет отдельного прайс-листа, отдельных номеров или отдельных койко-мест 16 .

На фотографии – не наша гостиница, а некая другая, зато с типичным объявлением: сдаётся здание целиком, на хадж-сезон. На нашей объявлений и вывесок никаких не было.

Хозяин заведения, тучный и какой-то грустный араб, сдал сразу всю ночлежку Хадж-фонду (два подъезда, девять этажей, две с половиной тысячи номеров), и только в этот месяц тут включается свет, вода, появляется персонал – бирманские труженики, уборщики. Мы заезжали первыми из всего Хадж-фонда, поэтому сперва внизу была какая-то заминка, пока Марат с хозяином о чём-то договаривался и объяснял, но вот наконец нас расселили по номерам, все попали в пятиместные номера как попало, случайным образом, но по предопределению Аллаха.

В нашем номере соединились, на месяц хаджа, вот такие разные:

1 – Большой человек. Я его так и вспоминаю, как большого человека, потому что он действительно выделялся своими размерами: рост под два метра, обувь 49-го размера, в обхвате Большой человек был раза в три шире, чем я. Оказался он татарином из Мордовии, и очень добрым: всё время всех угощал, покупал на всех вкусности и полезности, не жаловался ни на какие сложности в хадже, на всё говорил «СубханАлла!», проявлял большую религиозность, шёл в мечеть задолго до начала молитвы и просачивался в первый ряд молящихся, потому что там, в первом ряду – больше благодати. Всем был хорош Большой, но была у него такая странная черта, он очень любил кондиционеры, всё время старался охладить и номер в гостинице, и всё вокруг. Так как остальные не настолько разделяли его любовь к холоду, он склеил из полиэтилена целую аэродинамическую трубу и протянул её от кондиционера к себе, чтобы обдувать себя холодным ветром во время сна. По возрасту Большой человек был примерно как я, то есть лет сорока или чуть больше.

2 – Человек из Нижневартовска, с большим жизненным опытом, который был старше остальных жителей номера и назывался Муслим. Паспортное имя у него было Олег, а мы называли его Бабай или Шейх Бабай за седую бороду, которой он обладал. Бабай, напротив, не любил кондиционеры – хотя и жил он на Севере, но холод ему не нравился.

3 – Человек с большой чёрной бородой, Абу Ибрагим, очень умный татарин, юрист, разбирающийся во многих юридических и прочих вещах, моего возраста. Абу оказался весьма религиозным человеком, и вместе с Большим всё время одним из первых направлялся на молитву. С ним интересно поговорить на любую, не только паломническую тему. Обитает он где-то в Подмосковье – купил участок и строит там дом.

4 – Мурат, из Нальчика, человек несколько моложе меня. В юридических и кондиционерных спорах он не принимал участия, потому что почти всё время проводил в Запретной Мечети.

5 – В нашу компанию встроился человек по имени Вильдан, – по всей видимости, знакомый Большого человека. Этот брат уже лет пять живёт в Медине (с женой и ребёнком) и учится там в исламском университете. Каждый год он просачивается на хадж в Мекку, хотя официального разрешения не имеет. Вильдан глубоко изучает религию, а также знает арабский (как и все, учащиеся и живущие в Медине) и цены на местные товары, где что можно достать. Он многократно доставал для прочих паломников разные редкие вещи, которые мы не знали, где купить или опасались, что цена окажется завышенной. Вильдан приехал из Медины на машине и очень часто появлялся у нас в номере, мы заваривали чай и обсуждали разные религиозные и жизненные вопросы.

Все эти люди, обитатели комнаты номер 1—4—4, оказались людьми благочестивыми и никогда в хадже не фотографировались и сами никого не снимали, строго соблюдая запрет на создание изображений. Нужно сказать, что среди исламских учёных есть разные мнения относительно дозволенности фотографических изображений людей (и других живых существ): одни считают, что они запрещены, а другие дозволяют их.

Мои соседи по жилищу, а также руководитель группы Марат, разделяли строгую точку зрения, поэтому их фотографий (типа «сэлфи: мы в хадже») вы нигде не увидите, ни в книге, ни в интернете. Что касается изображений самой Каабы, видов Мекки, Медины, и общих ситуаций паломничества, то почти все паломники считают это разрешённым.

Я тут замечу, что среди паломников – не из нашей группы, но из некоторых других стран – встречается привычка делать самофотографию («сэлфи») в самых разных местах: «я и Кааба», «я на горе Ар-рахма», «я и могила Пророка (мир ему)» и прочее. Сделать такие фото порой трудно из-за многолюдья. Бывают даже явные глупости, о которых мы сейчас рассказывать не будем. Но для тех людей, кто никак не может без сэлфи, в Мекке есть специальные пункты фотошопа, где за 70 риалов (1200 рублей, или 19 долларов) отпечатают специальный коллаж. Вашу фотографию в ихраме, в полный рост, в определённой позе вмонтируют в уже готовый файл-макет с Каабой, с Чёрным камнем и т.д., и напечатают вам, как вы позируете на фоне мусульманских святых мест или целуете Чёрный камень в подозрительном малолюдьи.

Эти поддельные снимки увозят домой жители дальних стран, для своих односельчан, которые должны поверить и зауважать коллегу, который побывал в хадже и даже Чёрный камень сфотографировал. По-настоящему такие фотоснимки не сделать, там такая толчея! Редкие энтузиасты, пытающиеся «щёлкнуться» в толпе рядом с дверью Каабы или рядом с могилой Пророка, только создают заторы в движении паломников. При этом возникает ещё и эффект показухи «Смотрите, это я, куда пробрался!»

источник

При бесплодии используют и традиционные медицинские, и народные способы лечения. Одно из популярных средств, вокруг которого ходит много слухов и легенд, — это мохилхин от бесплодия. Этот орех получил распространение в восточной медицине.

Мохилхин – плод от бесплодия, который рекомендуется женщинам и мужчинам в народной медицине при проблемах с зачатием ребенка. Орех растет в Саудовской Аравии. Согласно легенде, в исламской народной медицине растение применяется с 9 века и упоминается Авиценной. И если тогда он мог делать выводы о лечебных свойствах только по результатам наблюдений, то сегодня методы исследования помогают установить точно, помогает орех или нет.

Орех мохилхин в химическом составе содержит:

  • липиды и белки;
  • полиненасыщенные и насыщенные жиры;
  • калий;
  • цинк;
  • фосфор;
  • витамины группы В;
  • аскорбиновую кислоту.

Изучение состава ореха, привезенного из Мекки (священный для мусульман город в Саудовской Аравии), дает понять, что мохилхин действительно полезен. Полиненасыщенные жирные кислоты (омега-3 и омега-6) необходимы для нормальной работы репродуктивной системы.

Эти вещества повышают подвижность сперматозоидов у мужчин. Если в женском организме недостаток омега-3, яйцеклетки теряют способность нормально имплантироваться в матку после оплодотворения. Питательных веществ для полноценного зачатия также недостаточно.

Мохилхин действительно полезен для организма в репродуктивном возрасте, но таким составом обладает не только этот орех. Ненасыщенные жирные кислоты содержатся и в других более доступных орехах: грецких, арахисе, фундуке, кешью.

По утверждению восточной народной медицины, орехи от бесплодия полезны и для женщин, и для мужчин. В женском организме они:

  • устраняют очаги воспаления в маточных трубах;
  • восстанавливают овуляцию;
  • устраняют выделения крови между менструациями;
  • улучшают гормональный фон.

Мужчинам при приеме мохилхина обещают восстановление эректильной функции, усиление подвижности сперматозоидов.

Но важно понимать, что не бывает универсального средства от бесплодия. Причин сниженной репродуктивной функции масса – от органических образований в фаллопиевых трубах до выработки антиспермальных тел. Ни один препарат не может вылечить сразу все виды бесплодия, поэтому надеяться на чудо внезапного выздоровления не стоит.

Прием средств на основе мохилхина действительно может сработать — на эффекте плацебо. Но не только, польза его состава – не миф. Однако этот орех не решит всех проблем зачатия у женщин и мужчин.

Полезные свойства мохилхина смогут положительно повлиять на репродуктивную функцию, примут участие в нормализации синтеза половых гормонов, улучшат кровообращение в органах малого таза за счет содержания витамина С и омега-3. Общеукрепляющий и поддерживающий эффект присутствует. Но полное излечение при помощи одного только ореха – это самовнушение.

До того, как использовать плод мохилхин, нужно обязательно проконсультироваться с андрологом или гинекологом, а также убедиться, что на компоненты нет аллергии.

Как приготовить отвар из плода мохилхин:

  • 4 ореха натереть на терке;
  • 1/2 часть залить 2 литрами кипятка;
  • настоять 12 часов;
  • пить по стакану за 30 минут до еды и мужу, и жене;
  • на второй день повторить то же с оставшейся половиной.

Затем целый месяц принимать отвар из мохилхина не нужно. Если вопреки попыткам беременность не наступает, народный рецепт рекомендует повторить курс еще раз.

Еще один вариант: залить два измельченных мохилхина теплым молоком и есть перед каждым приемом еды в течение дня вместе с мужем. Повторять три дня подряд, а затем предпринимать попытки зачатия. Через 3 недели курс лечения мохилхином повторяют, если зачатия не произошло. Еще один рецепт позволяет улучшить вкус состава с молоком, добавив ложку меда.

Читайте также:  Что надо принимать мужчине при бесплодии

Лечение при помощи ореха мохилхин не даст чудодейственного результата, но поможет в качестве источника полезных питательных веществ, витаминов и ненасыщенных кислот. Перед тем как принимать любые народные средства, обязательно советуются с врачом, потому что сочетание народных средств с некоторыми медикаментами бывает опасным.

Акушер-гинеколог Анна Созинова:

— Наши женщины, но думаю, что не только наши, в случае бесплодия готовы использовать любые способы, которые обещают избавить от проблемы. Часто они не советуются с врачом и не учитывают противопоказания и побочные эффекты средства. Не исключение и плод (орех) мохилхин. Считается, что он снимает воспаление маточных труб, нормализует гормональный фон, а у мужчин повышает активность и жизнеспособность сперматозоидов.

Мохилхин появился в России из мусульманской медицины, считается, что его использовал в лечении бесплодия еще Авиценна. Но прежде чем пробовать сомнительные и неизвестные традиционной медицине методы лечения бесплодия, нужно в первую очередь установить причину невозможности забеременеть. А их немало: это и трубно-перитонеальное бесплодие (спайки), и эндокринное, и иммунологическое и различные гинекологические заболевания (миома, эндометриоз).

Кроме того, невозможность забеременеть может быть обусловлена мужским фактором (малоподвижные или мертвые сперматозоиды). Как мохилхин сможет оживить мертвые спермии? Решение проблемы одно – донорская сперма.

Я понимаю, что женщины хватаются за любую соломинку, которая обещает осуществление мечты – рождение ребенка, но сначала стоит попытаться решить проблему традиционными лечебными мероприятиями, учитывая, что сегодня вспомогательными репродуктивными технологиями занимаются во всех крупных и не очень городах.

А тратить деньги на незнакомый орех, учитывая трудность его получения (в магазине так просто не купишь) и заниматься самолечением, по моему мнению, это пустая трата времени и денег. Причем при некоторых факторах бесплодия важно начать лечение как можно раньше, иначе не то что традиционная медицина не поможет, но и такой «популярный» плод как мохилхин.

источник

Самая молодая, но при этом самая многочисленная из трех мировых религий, ислам является, к тому же, самой категоричной в вопросах религиозного паломничества.

Дело здесь в том, что это вероисповедание не оставляет на личное усмотрение, а обязывает каждого своего приверженца хотя бы раз посетить главные святыни мусульманства – священные города Мекку и Медину.

Именно поэтому каждый год в канун исламского праздника Курбан-Байрам миллионы мусульман со всего света устремляются в Саудовскую Аравию, чтобы совершить хадж, то самое, обязательное в жизни каждого правоверного, путешествие к святыням.

Итак, хадж в Мекку и Медину — что надо учесть, отправляясь по этому маршруту религиозного туризма.

Но, прежде чем начать, сделаем одну ремарку – совершить хадж, да и просто посетить Мекку и Медину, могут только мусульмане, представителям других религий вход в эти города, к сожалению, запрещен. А потому прикладной характер эта статья будет иметь для тех, кому хадж предписан вероисповеданием.

В общем и целом хадж является одним из пяти основных столпов ислама, так сказать, основой основ, а потому, важность этого паломнического путешествия для правоверного мусульманина переоценить довольно сложно. При этом очень серьезными и ответственными являются не только десять дней самого хаджа, но и время подготовки к нему, которое составляет в среднем 3-4 месяца.

Возраст паломника. Итак, именно в этом году к пришло осознание, что вы готовы совершить хадж. Такое духовное озарение может наступить в любом более или менее сознательном возрасте, но, тем не менее, совершить паломничество может только совершеннолетний человек. При этом если юноше достаточно достичь 18 лет, и он будет волен самостоятельно отправиться в Мекку и Медину, то девушки и женщины до 45 лет могут совершить хадж только в сопровождении мужчины – мужа, отца, брата или другого родственника. Обязательным условием является наличие документа, подтверждающего эту степень родства.

Здоровье паломника. Для совершения хаджа важно, чтобы человек пребывал, что называется, в здравом уме и твердой памяти. Кроме того, человек должен быть здоров еще и телом. Истинный хадж требует серьезных физических затрат – нужно быть готовым, во-первых, к суровым условиям местного жаркого климата, а во-вторых, к тому, что некоторые обряды хаджа требуют определенной силы и выносливости.

Однако, собственной оценки своего же здоровья будет не достаточно – перед поездкой каждый паломник должен иметь на руках заключение о полном медицинском обследовании, которое гарантирует, что он не завезет в священные города инфекционные, венерические и другие опасные заболевания.

Стоимость паломничества. Теперь о материальной стороне вопроса – хадж является довольно дорогостоящим путешествием, расходы одного человека составляют от 80 до 100 тысяч рублей. Именно поэтому правилами хаджа четко регламентируется то, что деньги должны быть заработаны честным путем, кроме того это не должны быть последние деньги в семье паломника, то есть семья человека, который отправляется в хадж, не должна нуждаться во время его отсутствия. И еще одним условием, которое нужно выполнить перед паломничеством, является возврат абсолютно всех долгов.

Знания паломника. Хадж потребует от паломника и определенной образовательной базы. Во время хаджа важно иметь четкое представление о всех обрядах, молитвах и других действиях, а также порядке их совершения. Лучше потратить немного времени и выучить все необходимое, чем потом полностью потерять спокойствие и постоянно оглядываться по сторонам в надежде понять, что же нужно сейчас делать.

Документы паломника. Хаджи, человеку собирающемуся совершить хадж, нужно заранее продумать каким образом он будет добираться до места назначения. Вариантов на самом деле не так много – это можно сделать своим ходом или же воспользоваться услугами туристического агентства, специализирующегося на паломнических поездках. Стандартная программа последних — туры с авиаперелетом и последующим трансфером на автобусе, включающие проживание, визовую поддержку, медицинскую страховку и услуги сопровождающего. Турагентство, как правило, контролирует и сбор необходимых документов. Тем же, кто едет самостоятельно просто необходимо знать, что этот бюрократический пакет включает в себя:

  • Хадж-виза. Оформляется в Духовном Управлении Мусульман по месту жительства;
  • Заграничный паспорт. Для женщин в сопровождении мужей – свидетельство о браке, для женщин в сопровождении братьев – свидетельства о рождении, свое и брата, для женщин в сопровождении других родственников – документ доказывающий степень родства;
  • Ксерокопия или фотокопия паспорта и всех необходимых документов;
  • 2 цветные фотографии на белом фоне размером 3×4. Для женщин — фотография в платке;
  • Свидетельство о 4-х компонентной вакцинации против дифтерии и менингита, справка об отсутствии инфекционных и венерических заболеваний;
  • Для детей до 18 лет – свидетельство о рождении, если едут с одним из родителей, то согласие второго на выезд за границу.

Для тех, кто будет добираться до места наземным путем на собственно транспорте, нужно также:

  • Не 2, а 5 цветных фотографий 3×4;
  • Заверенная в ГИБДД копия техпаспорта;
  • Заверенная в ГИБДД копия бланка техосмотра автотранспорта.

Вещи паломника. Необходимый набор личных вещей у каждого свой, поэтому мы заострим свое внимание, только на том, что обязательно должно быть в чемодане у паломника.

Из одежды – это ихрам, специальная одежда, которая у мужчин представляет собой два несшитых полотна ткани белого цвета, а у женщин тоже белое просторное одеяние, где отрытыми остаются только кисти рук и лицо. Планируя свой гардероб, стоит также учесть, что в Саудовской Аравии днем очень жарко, а ночью температура опускается до пятнадцати, поэтому не стоит ограничивать набором только легких вещей вещей.

При выборе обуви, главное, чтобы она была бесшовная. Это могут быть специальные чувяки или обычные сланцы.

Все остальное, да и эти вещи в принципе тоже, можно приобрести в Саудовской Аравии, ведь она вполне современная и цивилизованная страна.

И если уж мы заговорили о принимающей стороне, то стоит остановиться на этом подробнее.

Королевство Саудовской Аравии – так правильно называется страна, где находятся Мекка и Медина – мусульманская страна, в которой весь порядок жизни определяет свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама, другими словами – здесь действуют строгие нормы шариата.

Прохождение таможенного контроля здесь процедура крайне тщательная, а потому довольно долгая. Так вот, чтобы сократить свое личное время пребывания на границе, а также избежать недоразумений и лишних вопросов от принимающей стороны, стоит запомнить, что

  • В аэропорту на таможенном контроле у паломников изымаются паспорта, возвращают их при обратном вылете.
  • Власти этой страны не признают двойного гражданства, поэтому если на таможенном контроле у паломника обнаруживается два паспорта, один из них изымается безвозвратно.
  • Запрещен ввоз любых продуктов, в которых есть компоненты из свинины.
  • Формально запрещен ввоз печатных изданий только аморального характера, а на деле нельзя ввозить ничего кроме религиозной мусульманской литературы.
  • Нельзя ввозить лекарственные препараты без рецепта врача и аннотации о составе.
  • Естественно, нельзя ввозить оружие, наркотики. За провоз наркотических средств здесь полагается смертная казнь через отсечение головы.
  • Нельзя ввозить любые вещи в коммерческих целях, то есть на продажу.
  • Нельзя задерживаться в стране дольше, чем на десять дней, отведенных на хадж.
  • Ну, и, наконец, переступая границу этой страны, надо запомнить, что здесь нельзя фотографировать и снимать правительственные здания, военные объекты, дворцы, храмы, прохожих, а особенно женщин.

Паломникам в составе туристической группы на всем протяжении хаджа обычно помогает опытный сопровождающий — он не только решает насущные бытовые проблемы, но и помогает в правильном совершении обрядов.

Однако, те хаджи, которые едут самостоятельно тоже не останутся здесь брошенными на произвол судьбы. Для этого на въезде страну нужно уведомить уполномоченного Министерства по делам Хаджа пли Объединенного Бюро о том кто вы, откуда, с кем приехали, и вашу семью или группу знакомых определят под опеку одного из бюро по сопровождению или обслуживанию.

Паломникам из организованных туристических групп выдают специальный бейдж со всеми необходимыми контактами на случай если турист отстанет и потеряет связь с сопровождающим. Самостоятельному паломнику в такой же ситуации следует тоже иметь при себе бейдж или браслет, где будет указано имя, гражданство, номер паспорта и необходимый телефон.

Этим необходимым телефоном является номер российской хадж-миссии, которая следит за организацией приема и пребыванием граждан нашей страны в Саудовской Аравии.

И напоследок еще несколько фактов о стране:

  • местная валюта – саудовский риал;
  • все учреждения здесь работают с 8 часов утра до 12 часов дня и с 17 часов до 19 часов вечера, выходные дни — четверг и пятница;
  • по местному календарю здесь идет 1433 год, так что не потеряйтесь во времени!

источник

Как трудно находиться в ожидании. Пока мы направлялись на автобусе в Мекку, было непередаваемое ощущение – ведь понимаешь, куда едешь, и терпение почти что лопается… Сабур ощущала только тогда, когда читала «Лаббайка» ­­– только это отвлекала от такого сумасшедшего ожидания… На душе было грустно и радостно одновременно.

Грустно – потому что, покидая Медину, знаешь, что больше не зайдёшь в мечеть Пророка (мир ему и благословение), и понимаешь, что не помолишься там… хотя на всё воля Всевышнего. Ощущения не передать словами, лишь слёзы не иссякали…

Только помолившись в мечети, где похоронен Пророк (мир ему и благословение), я поняла, что счастье не в том, в чём мы думаем, имея в виду мирскую жизнь. Счастье – понимать, что ты впервые совершаешь намаз в мечети нашего Пророка (мир ему и благословение). Понимать, что ты передаёшь ему салам от себя и от тех, кто просил тебя об этом, – представляя, что Пророк (мир ему и благословение) отвечает тебе. Это неописуемые чувства, о возможности которых я и не подозревала. Не представляла, что любовь к нашему Пророку (мир ему и благословение) может быть такой необъятной! Из мечети не хотелось уходить… Казалось, я сижу и разговариваю с самим Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Слёзы радости не переставали течь по моим щекам, – ведь прежде я только мечтала попасть в Медину, и вот оно совершилось, альхамдулиллях! До последнего трудно было поверить, что мечта сбылась!

И вот мы в пути из Медины в Мекку, и помимо печали расставания с дорогой Мединой я ощущала радость – потому что впереди нас ждёт Мекка, где собираются миллионы людей со всех уголков мира, где объединяет нас всех только одно – поклонение Всевышнему Аллаху. Выполнение того, к чему Он нас обязал. Какое счастье это для мусульманина – выполнять пятый столп Ислама!

Во мне жили противоречивые чувства: я и рыдала из-за того, что уезжаю из Медины, и безумно радовалась, что, иншааллах, скоро буду в Мекке и увижу священную Каабу. Понимала, что буду ходить по тем местам, по которым ступал наш Пророк (мир ему и благословение)! Альхамдулиллях за всё! Пусть вознаградит Всевышний Аллах всех, из-за кого я оказалась тут, на этих священных землях!

Руководитель Магомед Магомедов объявил, что буквально через час прибудем в Мекку. Эта новость всех взбудоражила, несмотря на усталость – ведь мы провели в пути весь день.

И вот, наконец, долгожданная священная Мекка! Чувства переполняют, сложно сдержать эмоции. А дальше расположились в гостиницах – и… спать… Ведь завтра надо совершать приветственный таваф (семикратный обход вокруг Каабы с соблюдением особых условий).
Делать таваф мы пошли втроём: Камила, Мухаммадрасул и я. Настроение отличное – мы понимали, что сейчас собственными глазами увидим Каабу и помолимся в её сторону…

Не верилось в происходящее, но пришлось поверить: вот уже конец туннеля – и я вижу минареты мечети! Сердце бешено бьётся, но разум ясен как никогда, а на душе удивительно приятно. Заходим в мечеть… и со второго этажа вижу Каабу. Вот она. Неужели это не картинка?! – задаю себе вопрос, прогоняя последние сомнения. Передо мной Кааба – мечта осуществилась. Даже во сне не снилось, что я могу вот так стоять перед ней, однако до сих пор кажется, что это сон. Вот оно, счастье! Всё время я повторяла про себя: «Лейла, перед тобой Кааба, и ты её видишь!» Наверно, поймут лишь те, кто видел это своими глазами…

В таком почти шоковом состоянии я попросила Мухаммадрасула и Камилу спуститься вниз и там совершить приветственный таваф – хотелось быть ближе к Каабе. На мою просьбу они сразу согласились, и вот мы выходим из мечети и идём к толпе. Камилочка всю дорогу держала меня за руку, за что я ей благодарна. А Мухаммадрасул вообще молодец, он никому не давал до нас дотрагиваться, чтобы никаким образом мы не повернулись, чтобы не нарушился наш круг.

Внизу было очень многолюдно и, честно сказать, я боялась, но взгляд на Каабу от всего спасал. Вот так мы совершили приветственный таваф. Да примет его Аллах! Потом, немного отойдя, совершили намаз. Этот намаз я, иншааллах, никогда не забуду! Стоя перед Каабой, видя её собственными глазами, я совершила намаз! Естественно, были слёзы счастья и радости… В голове крутится только одно дуа – о крепком имане.

Следом направились пить воду из источника Зам-зам. Я выпила так много воды, что, уже казалось, ходить не смогу, и мы направились совершать саю (семикратное ритуальное хождение между холмами Сафа и Марва). Альхамдулиллах, мы его совершили.

Направляясь к выходу, вспомнили, что обувь свою поставили на обувную полочку, которая находится в мечети. Мухаммадрасул попросил нас постоять возле условленного места и подождать, пока он принесёт нам обувь, так как он помнит, где мы её оставили. Мы как примерные, послушные мусульманки ждали его не менее получаса. А вот и он – с пустыми руками, чего и стоило ожидать. Мы потом несколько минут смеялись, понимая нашу ошибку: когда оставляли обувь, умудрились не посмотреть номер полочки. Решили поискать все вместе – надо же ведь как-то добраться до гостиницы. Сделав несколько кругов по мечети в поисках нашей обуви и ничего не обнаружив, мы направились к выходу босиком. Альхамдулиллях, мы, к счастью, купили в ближайшем торговом центре тапочки. Обмениваясь шутками по поводу произошедшего, мы направились в сторону гостиницы в час ночи.

Спать не хотелось вообще, так как голову занимали мысли о Каабе – хотелось всё время думать о ней, делать дуа Всевышнему Аллаху и просить Его, чтобы Он снова позвал в эти чудесные края меня и всех тех, кто знает меня и кого знаю я.

Читайте также:  Кломид при бесплодии отзывы

Читая про себя «Лаббайка», я заснула. Таким образом прошёл мой первый день в Мекке. Вот в чём заключается настоящее счастье! Самое главное, что я это поняла именно тут, в священном городе Пророка (мир ему и благословение). Уверена, что, имея возможность побыть в этих дивных местах, не сделать этого – то же самое, что прожить свою жизнь зря!

Лейла Гусейнова

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

источник

Хадж – натурализованная экскурсия мусульманина в важнейшие эпизоды Корана. Паломник вживую участвует в библейско-коранических хрониках и примеряет на себя судьбу пророка Ибрахима (Авраама) и членов его семьи. Пророк Ибрахим в долине Мина был испытан Всевышним и хотел принести сына в жертву. Но, доказав свою покорность, был спасен, и вместо его сына в жертву принесли барана.

Хадж – это пролог Курбан-байрама. Символизм везде – эпизоды с бросанием камней в шайтана, история чудесного спасения супруги пророка Хаджар, ее метания в поисках воды между холмами Сафа и Марва и ниспослание ей источника Замзам.

Умра. Хадж бывает двух видов: большой хадж и малый хадж – умра. Умра – это облегченная версия хаджа, фактически экскурсионная поездка с посещением святых мест Мекки и Медины в Саудовской Аравии. Из обязательных обрядов совершаются только Таваф и Сай в Запретной мечети. Умра может совершаться круглый год, длиться в среднем до двух недель. Совершение умры не снимает с мусульманина обязанности совершения хаджа.

Большой хадж. Один из пяти столпов ислама. Обязателен в совершении при наличии физических и материальных возможностей. Совершается только в определенное время года. В этом году хадж выпадает на первую половину августа. Каждый год он передвигается вперед на две недели. Отличается от умры большей продолжительностью – в два раза. Кроме Мекки и Медины паломники проводят обязательные обряды в долинах Мина, Муздалифа, Арафат и завершают жертвоприношение в праздник Курбан-байрам.

Хадж-виза. Саудовская Аравия – закрытая страна. Запретна для посещения немусульманами. Попасть туда можно практически только по хадж-визе. Ее выдают хадж-миссии по определенной королевством квоте. России выделяют обычно порядка 20 тысяч квот, Татарстану около 2 тысяч. Продают и распределяют их хадж-операторы, самый крупный из них в Татарстане – «ДУМ РТ Хадж».

Цена. Стоимость начинается от 149 тысяч рублей и в зависимости от вида трансфера и условий проживания может достигать 350 тысяч.

В стоимость путевки входит перелет в Саудовскую Аравию, трансферы внутри страны, проживание в Мекке и Медине в гостиницах, в палаточных городках в долинах Мина и Арафат и сопровождение руководителя группы. В зависимости от оператора и вида тура в пакет могут быть включены 3-разовое питание, жертвоприношение барана, трансфер от гостиницы до мечети аль-Харам, вода Замзам, дорожные сумки и ихрам, медицинское обслуживание.

Хаджии. Россия – единственная страна, где практически нет очередей и ограничений на приобретение хадж-путевок. Во многих мусульманских странах люди ждут путевку до десяти лет. Но с прошлого года и в России ввели ограничения – при повторном хадже в течение 10 лет виза становится дороже на 500 долларов.

Махрам. В исламском праве это близкий родственник, с которым женщина имеет право оставаться наедине и отправляться в путешествие. В хадж самостоятельно могут ехать только мужчины, женщины должны быть в сопровождении мужа или родственника.

Дорога. Самая популярная форма трансфера – самолетом через Казань и Москву с пересадками в Стамбуле и Шардже (ОАЭ) и напрямую в Джидду Саудовской Аравии. Лет десять назад самый дешевый маршрут был автобусный – через Турцию и Сирию. Сейчас он под запретом, есть только дешевые комбинированные туры, самолетом до Шарджи и потом двое суток на автобусе до Медины.

Ихрам. Во время основных обрядов хаджа мужчины оборачиваются в два куска белой материи. Нельзя надевать носки, нижнее белье, пользоваться благовониями, средствами гигиены с запахом, покрывать голову и носить закрытую обувь. Ихрам – это символическое состояние духовной и физической чистоты. Ихрам – образ покойника: мусульман хоронят без одежды, обернув в белые материи. В состоянии ихрама также нужно контролировать мысли и дурные деяния. При нарушении этих правил паломники могут быть оштрафованы, откупаются от серьезных нарушений жертвоприношением. Женщин все ограничения тоже касаются, однако они могут носить повседневную одежду и головные уборы.

Микат. Граница священной Мекки. Мужчины должны пересекать ее в состоянии ихрама. Многие летят самолетами прямым рейсом из Казани в Джидду, поэтому паломники входят в состояние ихрама прямо в Татарстане и переодеваются в аэропорту, чем часто шокируют других пассажиров. В пути в священный город паломники воспевают специальные молитвы – талбия.

Мекка. Священный город для мусульман. Родина пророка Мухаммеда. Здесь находится главная святыня – мечеть аль-Харам и Кааба – священный дом, ориентир (Кибла) для молитв всех мусульман мира.

Кааба – первое здание на земле, возведенное для поклонения Богу. Вокруг него мусульмане совершают Таваф – семикратный обход. В один из углов здания вмонтирован священный Черный камень.

Мечеть аль-Харам. Это самая большая мечеть в мире, вмещает до полумиллиона прихожан. Внутри комплекса кроме Каабы находится священный источник Замзам и холмы Сафа и Марва. Основной обряд хаджа – умра совершается здесь. Сразу по приезде в Мекку мусульмане 7 раз обходят Каабу, читают намаз у источника Замзам, семь раз пробегают дистанцию между холмами Сафа и Марва. После сбривания или укорачивания волос малый хадж считается совершенным. Паломники могут выйти из состояния ихрама и переодеться в обычную одежду.

Мина. Долина в предместье Мекки. Здесь располагается крупнейший в мире палаточный городок. Все 100 тысяч палаток оборудованы кондиционерами, в городке есть туалеты и душевые кабины, медицинские центры и пожарные части. Это место начала основного хаджа. За пару дней до Курбан-байрама хаджии переезжают сюда жить в палаточный городок и проводят здесь обряды бросания камней в шайтана и жертвоприношения в Курбан-байрам.

Долина Арафат. Место кульминации хаджа. Паломники приезжают сюда в день перед Курбан-байрамом – день стояния у горы Арафат, в месте, где прощаются все грехи. Они проводят этот день в молитвах и после захода солнца покидают долину. Долина находится в 20 километрах от Мекки. Здесь свою последнюю проповедь провел пророк Мухаммед. В мусульманской мифологии здесь встретились после изгнания из рая Адам и Ева.

Муздалифа. Долина между Миной и горой Арафат, где паломники проводят ночь перед Курбан-байрамом. Здесь собирают 70 камней для бросания в шайтана.

Джамарат. Три столба в долине Мина, которые олицетворяют шайтана. В день Курбан-байрама, после обряда жертвоприношения, паломники проводят в долине Мина ритуал бросания камней в Джамараты. После трагедий с давкой паломников здесь соорудили многоэтажные эстакады, посредине которых вместо столбов построены три стены. В них паломники три дня подряд бросают камни. Бросить надо семь камней. Главное, не попасть в людей и не забыть произносить молитву.

Тоннели. В целях безопасности и удобства паломников от палаточного городка в Мине до Джамаратов через горы построена сеть тоннелей. После несчастных случаев с давкой они оборудованы вентиляторами и эскалаторами.

Прощальный таваф. После проведения обряда жертвоприношения хадж подходит к финалу: мужчины постригаются, а женщинам разрешается только укорачивать волосы. Последний эпизод – паломники возвращаются в Мекку и совершают завершающий обряд Таваф.

Медина. Второй по значимости и святости город для мусульман. Находится в западной части королевства. В 622 году н. э. пророк Мухаммед со своей семьей и общиной совершил хиджру, переселение в этот город из Мекки. И с этого момента началось мусульманское летоисчисление. Пророк провел здесь заключительную часть своей мирской жизни. Здесь находится мечеть Пророка, второй после запретной мечети по важности культовый объект мусульман. Внутри комплекса находится могила пророка. Одно из самых почитаемых и посещаемых мест. В стандартные хадж-туры в заключительной части всегда привозят паломников на религиозные экскурсии в Медину.

Климат. В Саудовской Аравии летом температура превышает 50 градусов жары. Зимой температура может колебаться в районе 25 градусов тепла. Дожди – редкое явление, но может дойти до потопов и наводнений. Снег бывает очень редко и только в горах.

Календарь. Летоисчисление идет по хиджре. Сейчас 1439 год. Саудийцы живут по лунному календарю, каждый год он двигается вперед на две недели. Выходные дни – пятница и суббота, рабочая неделя начинается в воскресенье.

Новый год не отмечают. Каникулы в Рамадан и Курбан-байрам по 9 дней.

Реал – денежная единица Саудовской Аравии. На банкнотах портреты саудовских королей. Курс к доллару – в среднем 3,75 и к рублю – 17. Лучше сразу покупать реалы в специальных обменниках, долларами расплачиваться запрещено.

Финики. Самые вкусные и качественные финики в мире растут в Саудовской Аравии. Даже в Коране финики упоминаются 15 раз как подарок Всевышнего. В Мекке и Медине даже есть специализированные магазины по продаже фиников, где можно найти до ста сортов и видов. Самые популярные и вкусные – сухари и аджва. Цены очень доступные, в России они дороже в десятки раз.

Язык. Знание татарского языка очень помогает. В королевстве очень распространен турецкий, сходный с татарским. Поэтому практически везде можно обращаться к продавцам на татарском и узнавать информацию и цены. Цифры, размеры, наименование на турецком будут понятны и нашему паломнику.

Вода Замзам. Хаджии везут на родину два главных подарка – финики и воду Замзам. Священный источник находится в запретной мечети. Каждому паломнику турфирмы при выезде из страны дарят канистру воды Замзам. Но лучше набирать святую воду в самом Хараме. Она отличается по вкусу – гораздо вкуснее и не разбавлена обычной водой.

Бензин. Литр бензина стоит дешевле литра бутилированной воды. Даже после подорожания в этом году на 80 процентов он более чем в два раза дешевле нашего.

Транспорт. Недавно открыли железную дорогу между Меккой и Мединой. В Мину и Арафат паломников перевозят на автобусах. В Мекке общественного транспорта нет, только такси. В дни хаджа могут возникать гигантские пробки и заторы. Дорожной полиции практически нет. Если происходит ДТП, его участники могут разъехаться и без оформления. На дорогах очень много побитых и поцарапанных машин.

Безопасность. Главная угроза для паломника в хадже – солнце и инфекции. Жара для нашего человека – главное испытание. Летом даже вечером на улице будете чувствовать себя как в бане. Главное – иметь зонт и всегда носить с собой питьевую бутилированную воду. Кишечные инфекции везде, поэтому надо дезинфицировать руки мылом или спецсредствами.

В общественных местах желательно надевать маску. Многие паломники болеют ротавирусными инфекциями. В период хаджа несколько миллионов людей приезжают со всех уголков мира. Подхватить ангину, ОРВИ, бронхит очень легко.

И главное – на дорогах, на перекрестках и светофорах надо быть предельно внимательным. Правила ПДД здесь мало кто соблюдает.

Давка. Скопление людей – еще один источник опасности. В последний год в хадже количество паломников превысило 3 миллиона. Главное, не потеряться в этом океане людей. Важно иметь удобную обувь – придется много ходить пешком. В основные дни хаджа нужно пройти несколько десятков километров под палящим солнцем. Если травмировать ноги, то можно стать обузой для всей группы, а то и отстать от нее или потеряться. У каждой страны и хадж-операторов свое строго установленное время посещения культовых мест. Нужно их придерживаться.

Как не потеряться. Всегда надо иметь с собой заряженный телефон и номер руководителя группы. Возьмите визитку отеля, чтобы вернутся в него на такси в случае потери группы. Во время религиозных обрядов не отставать от своей группы, запомнить отличительные цветовые знаки своего хадж-оператора. Если потерялись – не паниковать. К примеру, «ДУМ РТ Хадж» оснащает всех паломников и руководителей сумками с ярко-оранжевыми ремнями: в толпе они очень заметны.

Кражи. Документы и деньги лучше хранить в нательных барсетках или поясах. Бывают, к сожалению, и случаи воровства в хадже. При большом скоплении людей вырезают сумки даже при посещении священных мест.

Болезни. Хадж – большое испытание для организма, особенно для пожилых людей. Физически нужно заранее готовиться к паломничеству, врачи рекомендуют за несколько месяцев начать тренироваться и много ходить пешком. Нагрузка в хадже на ноги колоссальная. Укреплять надо также и иммунитет. Практически все паломники переболевают за хадж респираторными вирусными инфекциями. Очень часто это ангина и бронхит. Основная причина – в жару люди не удерживаются и пьют в запретной мечети ледяную воду из источника Замзам. Пищеварительная система также в опасности: непривычная для нас кухня, острая пища, грязная вода, испорченные продукты, как итог – несварение желудка, кишечные инфекции. Аптечку с лекарствами после консультации с врачом обязательно надо с собой брать. Аптеки в королевстве есть везде, но не факт, что вас поймут местные фармацевты.

Прививки обязательны, без справок и через границу могут не пустить. Татарстанских паломников сопровождает группа из 12 врачей: терапевты, кардиологи, травматологи. Когда нужна госпитализация, медики могут сопроводить в клинику. Операции и сложные процедуры для паломников в королевстве в дни хаджа проводят бесплатно. В прошлом году одному из паломников арабские врачи удалили аппендицит.

Летальные случаи тоже бывают, но не каждый год. Паломники считают смерть и похороны на святой земле удачей.

Отдых и развлечения. В Саудовской Аравии из развлечений есть только шопинг. Кинотеатров и концертных залов нет, лишь торговые центры, куда местные жители ходят за покупками и водят детей в игровые зоны. Есть обширная сеть ресторанов и кафе, где в основном и проходит общение.

Цензура. Телевидение в первую очередь выполняет информационную роль, контролируется государством. Основные каналы новостные, либо посвящены религиозным обрядам и Корану. Фильмы цензурируются, вырезаются непристойные с точки зрения ислама места и кадры. Книги – только религиозного содержания. В стране есть только мечети, церкви и синагоги под запретом. Отмечать христианские и светские праздники в королевстве нельзя.

Женщины ограничены в правах. Без сопровождения мужа или родственников одной нельзя выходить на улицу, отправляться за покупками в магазины. Водить машины женщинам разрешили лишь в прошлом году. В основном они сидят дома и занимаются воспитанием детей. Встречается многоженство.

Гастарбайтеры. Саудиты-мужчины в основном работают в госорганах и силовых структурах. Все остальное – сервис, торговля, строительство – в руках мигрантов, которые в большинстве своем приезжают из Пакистана и Юго-Восточной Азии.

Кухня. Традиционная еда – рис с курицей. Еду ставят на полиэтиленовые скатерти и, перемешивая с соусами, едят руками с общих тарелок. Европейцам могут предложить приборы.

Правило правой руки. Есть можно только правой рукой. Здороваться, передавать вещи также. Левая считается нечистой. В общественных туалетах нет туалетной бумаги, везде краны с теплой водой для гигиенических процедур. Здесь нужно использовать левую руку.

«Макдоналдс» и ИКЕА. В королевстве представлены все самые известные западные торговые бренды. «Зара», ИКЕА, «Макдоналдс», «Кока-Кола» и т. д. Большой популярностью пользуется западный фастфуд. Напротив запретной мечети есть популярные у паломников халяльные «Макдоналдс» и «Бургер Кинг».

Интернет цензурируется. Заблокированы все соцсети и мессенджеры. «Телеграм», «Фейсбук», «Инстаграм», «ВКонтакте» недоступны. Пользоваться ими можно только через VPN-сервисы.

Все хаджии используют WhatsApp. При выезде в хадж руководители создают группы в этом мессенджере. Все новости, распорядок дня, время выезда и сбора, срочные объявления и новости публикуются в них. В них же руководители могут дать ответ на вопросы и решить проблемы. Все вплоть до бабушек «сидят» в этих группах. Незаменимая вещь!

Сотовая связь дороже, чем в России. Роуминг очень дорогой. Лучше купить местную сим-карту, куда входят пакет интернет-услуг и минуты разговоров. Во время хаджа бывают очень выгодные льготные тарифы для паломников.

Туризм. В Мекке сохранилось мало исторических объектов. Большинство из них снесли при расширении запретной мечети, а также в целях борьбы с идолопоклонничеством. Для паломников проводят обзорные экскурсии, в маршруте не более пяти-шести объектов и исторических мест. В Медине интереснее и достопримечательностей больше.

Гора Джабаль ан-Нур, гора Света. Высота – 621 метр. Священная гора в Мекке – место, где пророку Мухаммеду в пещере Хира пришло первое божественное откровение и был сниспослан Коран. Это второе после Запретной мечети популярное место для паломников. С ее вершины открывается фантастически красивый вид на весь город. Подниматься нужно пешком, желательно на рассвете или закате. Наверху живут обезьяны и в хибарах – отшельники. Путь наверх займет до часу времени. Тем, у кого скачет давление и слабые ноги, лучше не рисковать.

Мечеть Джинов. Находится недалеко от запретной мечети, на полпути от кладбища Джаннат аль-Муалля. По преданию, здесь пророк Мухаммед встречался с джиннами, призвал их к исламу и, прочертив круг, совершил с ними намаз.

Кладбище Джаннат аль-Муалля. Ему более тысячи лет. Здесь похоронена первая и самая любимая жена пророка Хадиджа. Единственное дерево, которое здесь растет, как раз находится над ее могилой.

Читайте также:  Прививки для женщин бесплодие

В Саудии кладбища сильно отличаются от наших. Здесь нет могильных камней, табличек с именами. Есть только номера аллей. Всех хоронят в безымянных местах. Это касается и состоятельных персон. Так же поступили и с последним королем.

Арабы против превращения кладбищ в места поклонений. И смерть они не считают трагедией. Умереть во время хаджа считается божьей милостью. Быть похороненным на святой земле – счастье. Отношение и к смерти, и к процессам захоронения, и к самим местам упокоения иное. Хоронят в земле в несколько ярусов в обложенных кирпичами ямах. Их не закапывают и закрывают сверху плитами.

Комплекс высотных зданий Абрадж аль-Бейт. Это самое большое в мире сооружение по массе и третье по высоте в мире. Высота – 601 метр. Площадь – 1,5 миллиона квадратных метров. Гостиница на 100 тыс. мест. Здание построила компания «Сауди бен Ладен групп». Расположена напротив Запретной мечети. В нижних этажах магазины и ресторанный комплекс. Любимое место шопинга паломников. Является ночью маяком и ориентиром для паломников, его видно практически со всех концов города.

Татарская земля. До революции богатые татары приобрели земли у Запретной мечети в Мекке и в Медине. Здесь были организованы гостиницы и медресе. Имущество было оформлено как вакуфное – неотчуждаемое, переданное в религиозные цели. В процессе расширения и строительства Запретной мечети здания были снесены, они попали под территорию храмового комплекса.

Участок сохранился только в Медине. Местные потомки татар сейчас оформляют их в соответствии с законом и собираются построить здесь гостиницу. Диаспора малочисленна – несколько сотен человек. Язык потеряли, но продолжают общаться и поддерживают контакты.


Мухаммад Казанлы, п отомок татар, переехавших в Медину, с сыновьями

источник

У Медины много достоинств. Ниже перечислены некоторые из них:

Переселившись туда, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) первым делом построил мечеть, которая стала центром знания, призыва и распространения блага среди людей. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитва в этой моей мечети лучше тысячи молитв в любой другой мечети, кроме мечети аль-Харам» (Бухари, 1133; Муслим, 1394).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) объявил её заповедной на основе Откровения от Аллаха, и в ней нельзя проливать кровь, носить оружие, пугать кого-либо, вырубать деревья и совершать иные действия, несовместимые с заповедностью данного места. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В ней нельзя уничтожать растения, вспугивать дичь и подбирать находку, кроме как для того, чтобы объявить о ней, и нельзя вырубать деревья, кроме того случая, когда человеку требуется накормить своего верблюда, и нельзя носить оружие для сражения» (Бухари, 1736; Абу Дауд, 2035; Ахмад, 959).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О Аллах, сделай благодатными для нас наши плоды, и сделай благодатной для нас нашу Медину, и сделай благодатными для нас наши са‘, и сделай благодатными для нас наши мудды! О Аллах, поистине, Ибрахим — Твой раб и приближённый, а я — Твой раб и пророк. Поистине, он обратился к тебе с такой мольбой за Мекку, я же обращаюсь к тебе с такой же мольбой за Медину, и прошу в добавление к ней ещё столько же» (Муслим, 1373). Са‘ и мудд — это меры объёма.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Входы в Медину охраняются ангелами и не проникнет туда ни чума, ни Даджжаль» (Бухари, 1781; Муслим, 1379).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обещал тому, кто согласится претерпевать трудности жизни в Медине, заступничество в Судный день. Са‘д ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Медина лучше для них — если бы они только знали! Кто бы ни покинул её из отвращения к ней, Аллах непременно заменит его тем, кто лучше него. И кто бы ни остался в ней, несмотря на трудности жизни в ней, за того я непременно буду заступаться или свидетельствовать в его пользу в Судный день» (Муслим, 1363).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У кого будет возможность умереть в Медине, пусть умрёт там, ибо поистине, я буду заступаться за тех, кто умрёт в ней» (Тирмизи, 3917; Ибн Маджа, 3112).

Вера всегда найдёт в Медине убежище, как бы ни гнали её из других мест, и скверные и злые люди не смогут оставаться там. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, вера возвращается в Медину, как возвращается змея в свою нору» (Бухари, 1777; Муслим, 147). И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «…Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, кто бы из них ни покинул её из отвращения к ней, Аллах непременно заменит его Медине кем-то лучшим. Поистине, Медина подобна кузнечному меху: она изгоняет из себя всё скверное. И не наступит Час, пока не изгонит она из себя всех скверных людей подобно тому, как кузнечный мех выгоняет окалину из железа» (Муслим, 1382).

Зейд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о Медине: «Поистине, она благая и гонит прочь грехи подобно тому как огонь выгоняет окалину из серебра» (Бухари, 3824).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) скончался в Медине и был похоронен в комнате ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах).

источник

О верующие, пребывание в благословенном городе Пророка (мир ему и благословение) Медине является великой милостью для мусульманина. Пророк (мир ему и благословение) любил этот город. Его охватывала радость при виде этого города. Когда он возвращался с путешествия и видел стены Медины, то подгонял свою верблюдицу, т.е. спешил скорее увидеть Медину из-за сильной любви к ней.

Тому, кто прибыл в этот город, необходимо почувствовать эту великую милость и благодарить за это Аллаха. В знак благодарности Аллаху верующий должен знать, какие действия являются узаконенными для совершения в этом городе, а каких действий следует избегать. Сегодня, ин шаа Аллах, мы поговорим вкратце о том, что узаконено для верующего, когда он пребывает в Медине. А завтра, ин шаа Аллах, мы поговорим вкратце о том, что нельзя совершать человеку во время своего пребывания в Медине.

Узаконено для верующего при прибытии в Медину совершать как можно больше намазов в Мечети Пророка (мир ему и благословение), т.к. намаз, совершенный в Мечети Пророка (мир ему и благословение), является великой добычей для него. А как иначе, если Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Намаз, совершенный в этой мечети, лучше 1000 намазов, совершенных в любых других местах, за исключением мечети аль-Харам (Заповедной мечети в Мекке)».

Верующий обретает благодать, когда совершает намаз в Мечети Пророка (мир ему и благословение). Такой намаз будет для него лучше в тысячу раз, чем намаз, который он совершит в любой другой мечети, за исключением мечети аль-Харам в Мекке. Полуденный намаз (зухр) верующего, совершенный в Мечети Пророка (мир ему и благословение), в тысячу раз лучше полуденного намаза, который он совершил бы в мечети его квартала или мечети его города. Это касается любого намаза.

Правильным мнением среди высказываний ученых является то, что такая награда полагается за любые виды намазов: будь то обязательный намаз (фард), дополнительный (нафиль) или погребальный (джаназа). Вышеуказанная награда будет полагаться за все эти намазы.

Узаконено, чтобы верующий как можно чаще присутствовал на уроках и собраниях ученых-богословов в Мечети Пророка (мир ему и благословение). Тем самым он получает награду за полученные знания, получает награду полноценного паломничества, получает награду совершающего джихад на пути Аллаха, т.к. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Кто идет в мечеть с целью научить добру или научиться добру, получает награду, сравнимую с наградой за совершение полноценного хаджа”.

Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Тот, кто пришел в эту нашу мечеть (Мечеть Пророка в Медине) с целью обучиться добру или обучитьнему других, подобен борцу на пути Аллаха”. Если верующий совершит намаз в Мечети Пророка (мир ему и благословение) и будет присутствовать на уроках и собраниях ученых-богословов в пределах всей мечети, будь то территория, которая существовала еще во времена Пророка (мир ему и благословение) или расширенная впоследствии, — все это считается мечетью и имеет такое же достоинство.

Рауда — место в Мечети Пророка, которое располагается между домом Аиши и минбаром Пророка (мир ему и благословение)

Однако, обладатели знания упомянули, что если человеку удастся совершить дополнительный намаз (нафиль) в Рауда [1], то это предпочтительней. Нет конкретного довода на достоинство совершения намаза в Рауда, однако пришли доводы о достоинстве самого места Рауда, согласно словам Пророка (мир ему и благословение): “Между моим домом и минбаром находится сад из садов Рая (рауда мин рияд аль-джанна)”. А достоинство дела, совершенного в благородном месте, также увеличивается.

Однако, совершение обязательного намаза (фарда) в первом и последующих рядах имеет преимущество над его совершением в месте Рауда. Необходимо понять, что достоинство намаза в Рауда увеличивается из-за почетности самого места. Человек не должен доставлять неудобства своим братьям, о чем мы поговорим завтра ин шаа Аллах.

Узаконено для верующего во время своего пребывания в Медине посетить могилу Пророка (мир ему и благословение). Дойдя до почетного места, он встает лицом к могиле Пророка (мир ему и благословение) должным образом (проявляя должный адаб (этикет)). Однако, он не должен стоять так, как стоит совершающий намаз: не дозволяется ему ставить руки на грудь, обхватывая правой рукой левую, перед могилой. Также нельзя ставить руки в области пупка. Он должен стоять подобающим образом.

Затем он приветствует Пророка словами:

“Ассаляму аляйка йа расуля-Ллахи (Мир тебе, о посланник Аллаха)”.

(Ашхаду аннакя қад балляғта ар-рисаля, ва аддайта аль-амаана, ва джаахадта фи-Лляхи хаққа джихадихи. Джазакя-Ллаху хайра маа джаза набийян ‘ан умматихи)

«Я свидетельствую, что ты донес послание, честно выполнил возложенную на тебя миссию (аманат), искренне боролся на пути Аллаха. Пусть Аллах вознаградит тебя наилучшей наградой, которую может получить только пророк от лица своей уммы (общины)» и тому подобное, то в этом нет проблем. Однако, нельзя приветствовать рукой или указывать рукой, ибо это является новшеством.

Некоторые люди, когда хотят поприветствовать Пророка перед его могилой, начинают указывать своей рукой вот так или так [шейх сделал движение рукой]. Все это является новшеством. Или делают так [шейх сделал другое движение рукой], как будто они хотят помолиться. Все это новшества в религии и является неузаконенным в Исламе. Узаконенным является только приветствие Пророка словом (без жестов в сторону могилы).

После этого верующий делает шаг вправо и приветствует Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), затем, сделав еще один шаг вправо, приветствует Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах), после чего ему следует уйти и не делать там дуа (мольбу) — ни лицом к могиле, ни лицом к Кыбле (Каабе). Ибо ничего подобного не дошло до нас от сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Напротив, праведные предшественники проявляли строгость в этом вопросе и запрещали поступать так.

Узаконено для мусульманина во время пребывания в Медине посетить кладбище Баки’ аль-гаркад для приветствия умерших, сделав за них дуа, вспомнив о смерти и не забывая о том, что смерть постигнет его, как и постигла она когда-то и этих праведников. Ведь смерть неизбежно настигнет нас в этой жизни, поэтому верующий должен помнить об этом.

Но некоторые люди, находясь на кладбище Баки’ аль-гаркад, отвлекаются на фотографирование или на другие вещи, смеются между собой, некоторые забирают с собой горсть земли с могил. Все это запрещается шариатом.

Человеку необходимо посетить могилы Баки’, как это делал сам Пророк (мир ему и благословение). Верующий должен поприветствовать их, попросить за них дуа и вспомнить о своей грядущей смерти, глядя на их могилы.

Узаконено также посещение могил шахидов (святомучеников), падших в битве при Ухуде. Пророк (мир ему и благословение) ходил туда и приветствовал их, делал за них дуа (мольбу). Не узаконено просить дуа (мольбу) у самих умерших, искать благодати (баракята) в этих местах и т.п. действия, о которых мы поговорим завтра, ин шаа Аллах.

Посетившему Медину узаконено посетить мечеть Кубá, которую посещал Пророк (мир ему и благословение), отправляясь туда верхом или пешком. Он посещал ее каждую субботу. Суть в том, что он посещал мечеть Кубá раз в неделю, что выпадало на субботу после пятницы (джумы), ибо сподвижники, проживающие в районе мечети Кубá, читали джума в своей мечети. Посещая их в субботу, он тем самым проявлял заботу о сподвижниках, которые не смогли совершить вместе с ним джума-намаз в пятницу. Поистине, это было проявлением доброты и милости Пророка (мир ему и благословение) к своим сподвижникам.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Кто очистится в своём доме, затем придёт в мечеть Кубá и совершит в ней намаз, получит вознаграждение, как за совершение умры”.

Эти действия узаконено совершать тому, кто посетит Медину. Ученые единодушны в том, что намаз в мечети Пророка (мир ему и благословение), посещение мечети Куба узаконены как в отношении мужчин, так и женщин. Однако, существует разногласие относительно дозволенности посещения женщинами могилы Пророка (мир ему и благословение), а также посещения кладбища Баки’ и кладбища шахидов, падших в битве при Ухуде. Дозволяется ли им это или запрещается?

Я считаю более сильным мнением (рáджих), которое ближе к шариатским доказательствам, а Аллах знает лучше, что запрещается женщине преднамеренно посещать могилы. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Аллах проклял женщин, “много посещающих (زوّارات — заууарáт)” могилы”. Гипербола (стилистическое усиление выразительности) в словах Пророка “заууарáт” (“много посещающие”) в данном контексте указывает на категоричную недозволенность совершения действия ( и, по мнению шейха Сулеймана Рухайли, в данном случае слово “заууарáт” не указывает на то, что “много посещать запрещено, а немного — дозволено [как это может показаться на первый взгляд прочитавшему слово “заууарат”] . — Примеч. Ред. Sunna-Portal.com)

Как, например, Всевышний Аллах говорит: “Господь твой абсолютно не поступает несправедливо (وما ربك بظلّام) со Своими рабами”. То есть Аллаху совершенно неприсуще качество несправедливости [то есть ظلّام “заллям” и “заууарат” оба слова являются в арабской риторике гиперболами (стилистическими формами усиления выразительности) — Примеч. Ред. Sunna-Portal.com) . И поэтому в хадисе указание “заууарат” указывает на абсолютную недозволенность посещения женщинами могил, а Аллах знает лучше. Это более сильное мнение среди высказываний ученых.

Но если женщина прошла мимо могилы — например, если она пришла, чтобы помолиться в месте “Рауда”, и тем самым оказалась рядом с могилой Пророка, то нет проблем, если она поприветствует Пророка (мир ему и благословение), Абу Бакра и Умара. Таким же образом, если она будет проходить мимо кладбища шахидов или кладбища Баки’, то она может поприветствовать и сделать дуа за умерших. Это более правильное мнение среди высказываний ученых, а Аллах знает лучше.

А что касается остальных действий в Медине, то не узаконено посещать “Семь мечетей” [местность, как говорят, связанная со сподвижником Сальманом Фариси], “место приземления верблюдицы”, мечеть Кыблатайн, т.к. Пророк (мир ему и благословение) не делал и не побуждал совершать это, как и его сподвижники. Человеку не стоит терять свое время на подобное, даже если это делается, чтобы посмотреть ради интереса, а не с целью поклонения или приближения (к Аллаху).

Если эти действия совершаются ради поклонения и приближения к Аллаху, то это является запретным новшеством (бид’а) в религии. Если же это совершается просто, чтобы посмотреть на известные места, которые на слуху у многих людей (не связывая это с актом поклонения Аллаху), то достоверным является то, что это не запрещено (не харам), но человеку не стоит тратить свое драгоценное время, которое он проводит в Медине, на посещение этих мест.

Он должен стараться находиться в мечети Пророка (мир ему и благословение) настолько долго, насколько это возможно. Завтра, ин шаа Аллах, мы поговорим об ошибках, которые совершают посещающие Медину. И я надеюсь, что Аллах сделает это напоминанием для меня и моих верующих братьев.

Шейх Сулейман Рухайли (да хранит его Аллах)

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *