Меню Рубрики

Программа по психологическому бесплодию

Бесплодие, или пока нереализованное желание иметь ребенка, — это не та тема, о которой говорят вслух на светских посиделках. Эту тему считают сокровенной, личной, и очень часто болезненной. Говорить вслух женщине, оказавшейся в такой ситуации, не хочется. И каждая женщина, мечтающая о ребенке, через какое-то время хождения по обследованиям, начинает вариться в «собственном соку». Почти 24 часа, — и в этой «кастрюле» собственных мыслей можно и свариться. А можно пойти и другим путем.

Если смотреть на человека, как целостный организм, в котором тело и психика работают, как единое целое, то все медицинские диагнозы, связанные с непроходимостью труб, отсутствием овуляции и другими нарушениями репродуктивной системы, также относятся к области психики. Мы с вами не разрозненные части организма, а целостная система, в которой заключена способность к самоизлечению.

Определить причину психологического бесплодия не просто, но, возможно. Как психика сама по себе является образованием, хранящим массу тайн, так и каждая конкретная женщина, да и мужчина тоже, имеют свой индивидуальный опыт, травмирующие ситуации, свои сферы потребностей, мотиваций и ценностей, которые формировались в течение многих лет. И все это может оказывать влияние на то, что ребенка пока нет.

Давайте посмотрим причины, которые могут притормозить процесс рождения ребенка.

Родительская позиция формируется задолго до рождения ребёнка. Можно сказать, что ее предпосылки закладываются ещё в детстве на основе взаимоотношений с родителями и развиваются в течение всей жизни. И нарушения в сфере отношений могут влиять на психологическое состояние женщины и осложнять процесс зачатия и протекания беременности, если беременность наступила.

— Трудности могут возникать, если будущему ребенку уже предписана особая роль в семье, например, чтобы разрешить внутри-семейные проблемы, сплотить семью или с помощью ребенка вернуть мужа. И тогда ребенок тоже не торопится.

— Женщина может подсознательно выбирать себе партнера, от которого не может забеременеть, не доверяет мужу . А в дни, благоприятные зачатию, супруги вдруг начинают ссориться, или заболеть, или кто-то из них едет в командировку.

— Смерть близких, потери, разводы, свидетелем которых был человек, могут перекрыть канал материнства (и отцовства), ведь терять, — это больно. И подсознание, заботясь о человеке, не позволит ему еще раз пережить эту боль.

Личностные особенности женщины, такие, как повышенная тревожность, страх, что она может остаться одна с ребенком и близкие не поддержат. Страх является очень сильным нашим защитником.

— Уже имеющийся неудачный опыт беременности или родов может стать камнем преткновения на пути к ребенку.

— Насилие в детстве, обострение конфликтов раннего детства и свой опыт внутриутробного развития.

Желание состояться в профессиональном плане перетягивает чашку весов, но, в этом неловко признаться вслух (родственники не поймут).

Вторичные не осознаваемые (и осознаваемые) выгоды жизни без ребенка.

Эти и другие причины психологического бесплодия и причины заболеваний репродуктивной системы мы рассматриваем на тренинге «Готова ли я быть мамой» и на курсе «Здоровая женщина — путь в материнство».

Еще необходимо отметить важное различие между желанием забеременеть и желанием родить ребёнка и быть ему матерью.
Во время беременности женщина психологически находится в очень комфортном периоде своей жизни, — внимание близких и особое отношение других людей. А процесс родов и материнство, — это уже другой период жизни, и если женщина психологически не готова к этому, то беременность может прерываться.

Психологическое бесплодие много-причинно. Осознавая свои желания, женщина хочет ребенка и выполняет все указания врачей, ей больно осознавать себя в такой ситуации. Но, внутренние установки и негативные программы живут своей жизнью и делают свое дело, — ставят высокий забор на пути к ребенку. Поэтому, необходимо проработать негативные установки и заменить их на противоположные, которые помогут забеременеть и выносить ребенка.

Когда мы открываем дверь своей души, прорабатывая и отпуская причины нереализованного пока желания иметь ребенка, — освобождается место для чего-то нового, например, для прихода долгожданного сына или дочки. И чем больше открываешься, что есть такая трудность, — что забеременеть и выносить ребенка, как оказалось, не так-то просто, — тем больше возможностей, что подберешь нужный ключик к двери, за которой желанный малыш.

источник

Психологическое сопровождение женщин с репродуктивными проблемами

Для современного этапа развития медицинской и психологической науки характерен взгляд на человека как интегрированную живую единицу, в которой тело и психика работают как единое целое. Поэтому и лечение необходимо проводить комплексно, учитывая значение и соматических и психологических компонент здоровья/болезни. Такое представление соответствует холическому взгляду на природу человека, который представляется не набором разрозненных частей организма и целостной телесной и духовной сущностью, в которой заключена способность к самоисцелению.

В науке существует понятие «психологического бесплодия», обусловленное «нарушениями» в психологическом функционировании женщины. По некоторым данным порядка 30% пар, обратившимся за медицинской помощью по поводу бесплодия, страдают именно психологическим бесплодием. Известно, что 14-20% (по некоторым данным до 25%, т.е каждая четвертая беременность) клинически диагностированных беременностей заканчиваются спонтанными абортами. Видимо, на практике этот процент оказывается выше, за счет так называемых «неучтенных» беременностей, когда женщины даже не знают, что были беременны. Как правило, это происходит на очень ранних сроках. Если говорить о первом триместре беременности, то критическими, по мнению гинекологов, считаются 4-6 недель и 8-9 недель.

Бывают случаи, когда гинекологи не могут сказать, по какой причине замерла в развитии та или иная беременность, если не обнаружено никаких органических причин (например, хромосомных отклонений в развитии плода; инфекций на ранних сроках беременности, изменений шейки матки или самой матки). Однако, по мнению психоаналитиков, в частности, Д. Пайнз, существуют бессознательные причины для выкидыша. Соматические симптомы можно рассматривать как проявления бессознательных страхов, внутренних конфликтов, диадных нарушений, активизации семейной истории и др. Бесплодие может возникнуть от того, что подсознательно женщина не хочет, не готова, родить и вырастить ребенка. Как это не парадоксально звучит, но беременность не всегда имеет целью рождение ребенка.

Причины невынашиваемости беременности. Невозможно определить какую-то одну или несколько причин невынашиваемости беременности. В каждом конкретном случае имеется уникальной сплав особенностей индивидуального развития, травматических событий, приобретенного опыта взаимодействия с близким окружением, сформированной потребностно-мотивационной сферы и ценностей женщины. Однако, выделяют определенные сферы психологического развития и функционирования личности, нарушения в которых могут осложнять процесс зачатия и вынашивания ребенка.

Беременность может быть средством подтверждения женской сексуальной идентичности или взрослости, физической зрелости. Беременность является основой формирования женской идентичности. Состоявшаяся беременность и рождение ребенка выступает объективной психологической задачей взросления женщины. Но встречаются случаи, когда женщина может быть вполне взрослой по возрасту, но абсолютно незрелой в психологическом плане, инфантильной. Результаты решения задач взросления предыдущих стадий в период беременности актуализируются, пересматриваются или обостряются, если связанные с ними конфликты не были разрешены (отношение к собственному телу, полоролевая идентичность, взаимоотношения с родителями, особенно с матерью, отношения с противоположным полом и др.).

Трудности вынашивания, а в последующем воспитания могут быть связаны с неадекватной мотивацией рождения ребенка: предписывание особой психологической задачи ребенку — связывание с его рождением надежды на решение каких-либо внутрисемейных проблем. Беременность может рассматриваться как средство сплочения семьи, супруги в которой имеют проблемные отношения друг с другом. С помощью ребенка женщина может попытаться «вернуть» мужа в семью и др. Бывают случаи, когда женщина подсознательно выбирает себе партнера, от которого не может забеременеть. В благоприятный для зачатия период партнеры начинают ссориться, избегать секса, уезжать в командировки, заболевать, в общем, делать все, чтобы исключить возможность зачатия. Некоторые супружеские пары могут выбрать для собственных взаимоотношений в семье психологическую игру — «бесплодие». Внешне они делают все возможное, чтобы долгожданная беременность наступила, но на деле конечной и неосознаваемой целью является доказать себе, что это невозможно и получить право жить, страдая от бесплодия, получая от этого и вторичные выгоды.

К неадекватной мотивации рождения ребенка можно отнести и попытки восполнения эмоционального дефицита — вакуума чувств, образовавшегося у женщины. Рождение «ребенка для себя», когда женщина по разным причинам не находит себе «достойного» партнера.

Посредством беременности и материнства женщина может желать достичь определенного социального статуса, обрести важные социальные роли — «рожавшей» зрелой женщины, матери. В этом случае сам по себе ребенок отходит на второй план.

Главным психологическим новообразованием благополучно протекающей беременности является возникновение у будущей матери интрацептивного сенсорного опыта взаимодействия с плодом, чувства «мой ребенок», развитие позитивного образа ребенка. При неадекватной мотивации рождения ребенка «чувственная ткань беременности» и внутренний образ ребенка специфически искажается, происходит блокировка развития привязанности, формируется инфантицидный комплекс (стремление «уничтожить этого ребенка» и одновременно защитное отрицание этого побуждения). В этом случае женщина, например, может игнорировать беременность, совершенно не изменяя привычного поведения.

Еще одним из существенных новообразований периода беременности является формирующаяся родительская (материнская) позиция. Родительские чувства (и установки) начинают складываться задолго до рождения ребенка. Можно говорить о том, что их предпосылки закладываются еще в детстве самого потенциального родителя на основе взаимоотношений с родителями, далее развиваются на протяжении всей жизни, включая эротический опыт, характер супружеских отношений, уровня образованности и сознательно принятый решений и пр. Неосознаваемые конфликты, фрустрации, другие нарушения в этих сферах могут влиять на психологическое самочувствие беременной женщины и существенно осложнять процесс протекания беременности.

Кроме выше названных сфер, в период беременности у женщины могут «обостряться», актуализироваться конфликты раннего детства и травматический опыт собственного перинатального этапа развития. Согласно взглядам представителей современной трансперсональной психологии в период внутриутробного развития плода закладываются не только все физические и умственные, а также эмоциональные и поведенческие структуры человека. Жизнь до рождения, коренным образом влияет на все наше дальнейшее существование. По словам микропсихоаналитика С. Фанти: «плод является ультра чувствительным рецептором материнской психосоматики и окружающей среды» [Фанти, С. 458]. Ребенок бессознательно запоминает травмы, полученные до рождения, и впоследствии этот бессознательный опыт оказывает влияние на жизнь человека.

Необходимо отметить также, что сам процесс беременности психологически очень выгодный период, когда женщина чувствует внимание, особое отношение к себе близких и совершенно посторонних людей. Роды и материнство, это другое удовольствие, и не каждая женщина, психологически к этому готова. Таким образом, существует различие между желанием женщины забеременеть и желанием родить ребенка и быть ему матерью.

Кроме вышеперечисленных могут быть и другие причины бесплодия: насилие в детстве, смерть близких, разводы, а так же личностные особенности женщины: повышенная тревожность, боязнь, что ее не поддержат близкие, не окажут помощь, предыдущий неудачный опыт беременности, родов. В современном мире все чаще встречается и другая причина психологического бесплодия: желание сделать карьеру, состояться в профессиональном плане. Таким образом, можно говорить о том, что психологическое бесплодие «мультипричинно». У каждой женщины накапливаются свои собственные «причины», вернее осложнения процессу зачатия, нормальной беременности. Внешне, сознательно, женщина действительно очень хочет забеременеть, посещает врачей, страдает от своей неполноценности, для нее беременность и рождение ребенка становится смыслом жизни, а внутренние установки делают свое.

Осознание этих причин и их психологическая «проработка» в совокупности с хорошим медицинским сопровождением беременности могут существенно увеличить шансы женщины на зачатие, вынашивание и рождение здорового ребенка.

Условия проведения психологического консультирования. Психологическую работу по профилактике невынашивания беременности рекомендуется проводить до момента ее наступления, т.к. в период беременности многие психологические приемы и техники, эффективные при проработке психологической проблематики, применять нельзя.

В период беременности показана исключительно поддерживающая психологическая работа, которая сглаживает определенные психологические конфликты, но не позволяет разрешать их.

Женщина, желающая участвовать в программе по профилактике невынашивания беременности, может выбрать наиболее приемлемую для себя форму психологического сопровождения: индивидуальные консультации психолога, либо участие в специализированных тренинговых группах.

Наибольшая эффективность в разрешении психологических трудностей достигается при сочетании индивидуальной работы с психологом и посещении тренинговых занятий.

Подходы и методы работы. При коррекции репродуктивной сферы у женщин психологи, как правило, имеют дело с неосознаваемым материалом, а зачастую с глубинно бессознательным материалом. Рациональные методы терапии оказываются в этом случае малоэффективными. Здесь необходимы техники, позволяющие работать с чувственно-телесным компонентом, бессознательными страхами и иррациональными установками, родительским предписаниями, защитными механизмами, образами и пр. При работе с проблематикой невынашиваемости эффективными оказываются методы арт-терапии, психосинтеза, психодрамы, гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии, танцедвигательной терапии.

Данная программа представляет собой преимущественно направление арт-терапии и психосинтеза, с использованием элементов символдрамы и рассчитана.

Перед началом группы каждому участнику рекомендуется пройти психологическую диагностику с целью с целью выявления ведущей мотивации беременности, общего психоэмоционального состояния и основных особенностей психо-социального развития.

  • Проведение психологического интервью. Сбор первичного психологического анамнеза. Установление контакта.
  • Проективная методика «Материнский ТАТ» (по Копылову). Определяются доминирующие переживания, характерные особенности образа ребенка, образ материнства, личностный смысл рождения ребенка, образ реальной домашней ситуации после родов.
  • Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Вассермана (модификация Бойко).

    Желательно проводить два диагностических замера «до» и «после» проведения тренинга психологической профилактики невынашивания беременности, либо по окончании индивидуальных сессий.

    Программа психологического сопровождения женщин с репродуктивными проблемами. В программу включены основные сферы возможных психологических нарушений в развитии личности, которые могут обуславливать неблагоприятное протекание беременности, являться прямыми или косвенными причинами выкидышей. Это такие сферы как: отношение с матерью; ведущие мотивы беременности; образ себя, ребенка и внутренняя картина беременности; соотношение разума, тела и чувств; взаимодействие мужской и женской составляющих личности. Также на занятиях предлагаются некоторые методы релаксации и способы стабилизации эмоционального состояния.

    Авторская программа психологического сопровождения женщин с репродуктивными проблемами была апробирована в 2009-2010 году на базе ЗАО «Медицинская компания ИДК». В настоящее время программа реализуется в двух женских консультация, а также в центре «Психологические Мастерские» г.Самары.

    Полный текст статьи опубликован в сборнике: «Психологические исследования/ под ред. К.С. Лисецкого, В.В. Шпунтовой. — Самара, 2015.

    источник

    Спутником женщин, страдающих бесплодием, как правило, является психопатологическое состояние разной степени выраженности, следствием чего становится формирование у большинства из них стабильного стресса[36].

    Сеансы психотерапии, помогающие справиться со стрессом, значительно увеличивают шансы на зачатие у женщин, страдающих бесплодием. К таким выводам пришли американские ученые, представившие отчет о своем исследовании на ежегодной конференции Европейского общества эмбриологии и репродукции человека. В исследовании, проведенном сотрудниками Университета Эмори в Атланте (Джорджия), приняли участие 18 женщин в возрасте от 25 до 35 лет с диагнозом «вторичная аменорея» — длительное нарушение менструального цикла. У всех участниц был обнаружен недостаток гонадотропин-высвобождающего гормона (GnRH), играющего важнейшую роль в регуляции овуляции, в сочетании с повышенным уровнем гормона стресса кортизола. Длительность нарушений менструального цикла составляла не менее 6 месяцев. Участницы исследования были разделены на две равные группы. Женщины, вошедшие в первую группу, в течение 20 недель посещали курсы когнитивно-поведенческой терапии, призванной повысить самооценку пациенток и научить их справляться с повышенными нагрузками и стрессом. Женщины из второй, контрольной группы не получали никакого лечения[39].

    К концу 20-й недели исследования менструальный цикл восстановился у 80% женщин, посещавших сеансы психотерапии. В контрольной группе восстановление цикла произошло лишь у 25% участниц.

    В настоящее время группа профессора Берги готовится к проведению нового широкомасштабного исследования, призванного подтвердить полученные учеными результаты. Как ожидается, в исследовании примут участие от 2 до 4 тыс. женщин, страдающих нарушениями менструального цикла. [39]

    О том, что эмоциональное состояние женщины оказывает значительное влияние на вероятность успешного зачатия ребенка, ученые догадывались и раньше. Некоторое время назад в израильской клинике Церифин был проведен эксперимент, в ходе которого женщин, только что прошедших процедуру искусственного оплодотворения, развлекали и смешили профессиональные мимы. По данным израильских ученых, вызванные представлением положительные эмоции повышали эффективность процедуры на 20-35%[50].

    Психологическое (психогенное, психосоматическое) бесплодие без изменений в репродуктивной системе женщины, встречается редко. Это тот случай, когда врачи не выявляют видимых причин бесплодия, ставят диагноз «бесплодие неясного генеза» (первый вариант обращения). В данной ситуации полезно сделать паузу в постоянной гонке обследований, прислушаться к себе и обратиться за профессиональной помощью к психотерапевту, чтобы разобраться в причинах такого состояния[9].

    При функциональных и иммунологических причинах бесплодия показана психотерапия, которая поможет справиться с хроническим стрессом. Эта терапия требует времени, но гораздо меньшего, чем годы, проведенные в попытках забеременеть самостоятельно[7].

    Читайте также:  Как можно проверить мужчину на бесплодие

    Для многих женщин выходом из сложившейся ситуации становится ЭКО. Психотерапия должна проводиться с момента вступления в программу ЭКО с помощью комплекса психотерапевтических методик и состоять из нескольких этапов:

    Первый этап – снижение тревожности, второй – нейтрализация негативных переживаний, касающихся бесплодия и прошлого опыта лечения, третий – коррекция мотивации беременности, четвертый – достижение психоэмоционального равновесия в период со дня переноса эмбрионов до дня диагностики беременности. Большое внимание в ходе психотерапии должно придаваться созданию образа себя беременной. Так же значимой позицией является создание действительно позитивного настроя на лечение, без элементов страха и повышенной тревожности[43].

    Нередко у длительно страдающих бесплодием, особенно при продолжительной и многообразной терапии, возникают настороженность и тревога: каковы же истинные результаты курса лечения, проводимого в настоящее время, соответствуют ли они предполагавшимся? Недоучет такого обстоятельства, отсутствие превентивных психотерапевтических воздействий могут иметь следствием отчаяние, когда, по словам больных, «руки опускаются, хочется все бросить и поставить точку». Потерявшие доверие к «официальной» медицине, такие женщины часто обращаются к экстрасенсам, целителям, магам, колдунам и другим «специалистам» подобного рода, теряя дорогое время. Именно в этот период психологического перенапряжения больная особо нуждается в моральной поддержке, в настойчивом убеждении добиться полного излечения. Наш опыт показывает, что негативные примеры (возможность внематочной беременности или самопроизвольного аборта) как стимулы необходимости завершения терапии недостаточно действенны. Как правило, гораздо убедительнее другой довод: беременность, к которой так стремится женщина, — это лишь промежуточная цель, а окончательная — рождение здорового ребенка, что возможно только у здоровой матери[32].

    В такой ситуации очень полезны примеры наступления беременности и рождения здоровых детей при идентичных исходных клинических данных или/и (у больной старше 30 лет) в том же возрасте. Положительный психотерапевтический эффект может быть усилен демонстрацией фотографий родившихся детей; при естественной положительной реакции на ребенка («Какой хорошенький!») женщину полезно уверить, что ее мальчик или девочка справедливо получит столь же высокую оценку[32].

    Семейная атмосфера вследствие бесплодия жены нередко бывает достаточно напряженной. Учитывая длительность, порой безуспешность лечения, врачу целесообразно с самого начала заручиться поддержкой супруга и объяснить ему важность для женщины прочного «психологического тыла». Роль мужа в улучшении психоэмоционального состояния больной особо велика в ситуации, когда свекровь осуществляет в отношении страдающей бесплодием невестки своеобразный «моральный террор», соответствующим образом настраивая своего сына. В таком случае очень важно не только сделать супруга союзником врача, но и обязательно успокоить женщину сообщением, что частоту ухода мужа именно из-за отсутствия ребенка, как правило, значительно преувеличивают; этот момент в основном является лишь предлогом, маскирующим какие-либо иные причины распада семьи[47].

    Терапия может быть очень полезной в снижении стресса и других негативных эмоций, которые часто приходят с бесплодием. Мужчины и женщины могут испытать множество эмоциональных и психологических ответов на проблемы с бесплодием и последующим лечением. Чувство потери, гнев, ревность, чувство вины, отрицание, стыд, страх быть брошенным, чувство неполноценности — лишь немногие из чувств людей с опытом проблемы бесплодия[20]

    При прохождении лечения бесплодия трудно не дать проблеме влиять на вашу жизнь. Многие пары борются, чтобы сохранить чувство гармонии и равновесия, некоторые ориентированы на успех или провал различных методов лечения. Это может повлиять на чувство будущего, и многие пары чувствуют, что их жизнь и планы их будущей жизни, внезапно кажутся весьма неопределенными и непрогнозируемыми[14].

    Психотерапия может быть полезна для человека, который стремиться справиться с собственными чувствами по поводу бесплодия или его лечения. Иногда и здоровому партнеру необходимо разобраться в своих чувствах и эмоциях, увидеть будущее в отношениях с близким человеком. Равным образом, и пары иногда стремятся к терапии вместе, чтобы изучить и устранить негативное влияние бесплодия или его лечения на их отношения[3].

    Психолог выясняет проблемы семейной пары, а затем в соответствии с предъявленной проблемой, выстраивает процесс консультирования, вырабатывая вместе с семьей дальнейшие шаги для решения проблемы.

    При консультировании супружеской пары необходимо решить три основные задачи [6]:

    1. определить в чем состоит проблема;

    2. выявить состояние, которого хочет достигнуть муж и жена, и выбрать направление изменений (что делать? В каком направлении двигаться?);

    3. помочь супругам туда перебраться (как это сделать?).

    4. Выяснить истинное желание женщины. Для чего она хочет родить ребенка. Хочет ли она действительно родить ребенка или ей это нужно для того, чтобы:

    — удержать мужа или любимого человека в гражданском браке;

    — быть такой же женщиной как и другие, которые имеют детей, потому что так принято;

    — быть кому-то нужной, заботиться о ком-то;

    — родить ребенка и уйти от одиночества и др.

    Если бесплодие было связано с психологическими факторами, что привело к семейно-сексуальной дисгармонии, то следует подумать о восстановлении сексуальной гармонии и предпринять соответствующие шаги.

    Снятие напряжения с помощью техник релаксаций во время сексуальных контактов, позволит супругам расслабиться и в дальнейшем появляется шанс зачать ребенка.

    Если зачать ребенка невозможно по медицинским показаниям, то вместе с семейной парой следует рассмотреть несколько вариантов[6]:

    1. Корректировка жизненных целей;

    Будь то личная психотерапия или психотерапия пары, консультации должны быть использованы для снятия страха, неуверенности и растерянности, которые часто приходят при бесплодии.

    Результаты исследований позволяют сделать вывод о том, что женщины страдающие бесплодием и обращающиеся по этому поводу в клиники репродуктивной медицины, не должны оставаться без психотерапевтической поддержки. Включение психокоррекции в комплексную терапию женского бесплодия способствует значительному улучшению психоэмоционального состояния пациенток и повышению эффективности лечения (наступление беременности) в 1,5 раза[31].

    источник

    Как правило, это медицинский диагноз, означающий невозможность зачать, выносить и произвести на свет ребенка. То есть, когда врачи нашли что-то такое в теле, в организме, что мешает родить. Если даже нет точного диагноза, то бесплодие остается физиологической неспособностью зачать ребенка. Это может касаться как женщины, так и мужчины.

    К женскому бесплодию для целей этой статьи мы можем присоединить диагноз невынашивания ребенка – когда забеременеть возможно, а вот нормально выносить и родить – не получается.

    Неважно, на каком уровне в теле сбой. Для психологического лечения важна только обратимость диагноза, если он есть – физиологическая обратимость. Потому что, если матку, как орган, уже удалили, то возможности зачать и родить уже нет, даже если мы все психологические причины проработаем.

    В психологическом консультировании бесплодие как физическое состояние или диагноз мы рассматриваем как симптом.

    Что такое симптом в таком случае: это голос тела, или отказ, сопротивление. Тело хочет нам что-то сказать, что-то передать своим состоянием. Или женщина как будто говорит своим телом: «Нет!», даже если умом, сознанием обыденным очень хочет ребенка.

    Обычно это говорит о том, что раньше мы свое тело не слышали. И обычно довольно долго не слышали, если уже до хронического диагноза довели.

    А бесплодие – диагноз именно хронический в данном случае, так как мы рассматриваем его временную составляющую. Ведь, чтобы начать говорить о бесплодии, нужно около года пытаться завести ребенка естественным путем, при отсутствии прочих помех по здоровью.

    Что такое тело? Это человек, как он есть в физической реальности, это я, если это мое тело, или вы – если речь о вас.

    Посмотрите сейчас на себя. На свои руки, ноги, живот. Это вы, это ваше тело – тот сосуд, в котором вы пребываете на этой земле.

    Многие из нас пытаются жить как-то отдельно от тела. Мы часто пытаемся умом что-то такое решить, а потом исполнять это намерение, не слушая ни свою душу, ни тело, которые неразрывно связаны между собой.

    В этом суть психосоматики – во взаимосвязи и взаимообусловленности души (психики) и тела. Сейчас многим знакомо такое направление в психологии. Это буквально теория, методология способов и техник работы с психикой, душой, с психической реальностью — чтобы взаимодействовать с психикой именно так, чтобы тело исцелилось.

    Работа с бесплодием, как с физическим симптомом, входит в стандарты психосоматического направления психологии. Грамотный психолог может помочь клиенту с проблемой бесплодия узнать причины такого состояния, осознать смысл и найти пути решения (выздоровления).

    В семейной истории может быть скрыто много разных причин, почему именно сейчас именно в эту пару не приходит ребенок. Это может быть связано со старшим поколением или с историей самой пары.

    Например, бывает так, что женщина потеряла ребенка или сделала аборт когда-то раньше. До этих отношений или в этих отношениях. И не оплакала, не отпустила. Психолог может помочь это сделать.

    Или ее мама получила травму, связанную с родами – например, это совпало с уходом супруга или смертью кого-то из родных.

    Тогда работа психолога идет на прояснение и проживание травматического опыта, а после — на гармонизацию семейной ситуации.

    Прояснение – это именно от слова «ясность», то есть мы делаем скрытый, забытый уже опыт, старые травмы сначала явными, понятными, и потом проявляем застывшие не прожитые когда-то чувства. Тогда «настоящее» становится светлее, легче, свободнее.

    Бывает, что общество, родные и социум в целом хотят одного, а женщина другого.

    И социум очень любит давить на то, что ребенка уже пора и когда же и надо еще одного и т.д.

    В России такое давление очень распространено. Женщина без детей к определенному возрасту в России – «недоженщина». Сопротивление женщины в этом случае может быть даже не связано напрямую с ребенком, а больше с окружением. Но сила протеста может быть так сильна, что у ребенка нет шансов появиться, пока этот конфликт не разрешен.

    Тогда психологическая работа идет про то, с чем на самом деле не согласна женщина – с ее статусом бездетной, с нарушением ее свободы, с давлением в отношениях, с отсутствием уважения к ее позиции и пр.

    Когда женщина ощущает, что она получила то, что было важно или изменила внутреннее решение «не рожать, пока должна», то ребенок может прийти после такой работы, даже если не делать темой само по себе бесплодие.

    Если ребенка хочется с мужем и не получается, то психолог может помочь найти причину в отношениях между супругами. Тут не важен статус брака – официальный или нет. Тут важно согласие в семье в каких-то базовых, важных вещах. Ни в коем случае я не хочу сказать здесь, что кто-то из супругов или семья кого-то из супругов «виновна», то есть отвечает за то, что есть бесплодие, за то, что нет детей. Мы не случайно выбираем себе спутника жизни. Мы всегда в каком-то смысле зеркало партнера.

    Это бывает сложно принять или заметить, но зато ответственность в отношениях и за все, что в семье происходит – делится пополам.

    В этом случае работа с психологом может идти на проявление скрытого недовольства в отношениях, темных мест (о чем никто не говорит, но всех волнует), иногда достаточно прояснить глубинные ожидания супругов по поводу семьи и детей.

    Хорошо узнать у партнера – сколько детей он бы хотел (или она), кто с ними должен сидеть, кто будет отвечать за их развитие, обеспечивать материально – в том числе и беременную женщину. До какого возраста ребенка… и пр. Чем больше ясности, тем меньше проблем. Тайны, секреты, непроговоренные в семьях важные вещи искривляют отношения, делают их напряженными.

    Говорите друг с другом, решайтесь на бережную искренность, если вам важна ваша семья. Это ценно само по себе, даже когда с деторождением все в порядке.

    В этом случае бесплодие может свидетельствовать о том, что какие-то потребности человека не удовлетворены или поставлены в зависимость от появления детей.

    Например, если забеременеть или выносить не может женщина: возможно, с помощью материнства вы собрались откусить от своей жизни такой объемный и важный кусок, что это слишком? Возможно, вы считаете, что с самореализацией придется «завязать»? Возможно, вы подсознательно уверены, что с рождением детей жизнь женщины «закончится»?

    Если бесплоден мужчина, то, учитывая российские реалии, он может думать, что не сможет обеспечить семью, может также бояться «конца свободной жизни», может опасаться принять «судьбоносное» решение завести детей – ведь их не отменишь…

    Со всем перечисленным можно работать с психологом, если детей на самом деле хочется. А можно и прояснять – хочется ли именно вам детей? Или хочется ли с этой женщиной, с этим мужчиной? Глупо провести полжизни во вранье самому себе. Случается такое, что бесплодие не лечится годами в паре, а как только пара распадается, женщина с феерической легкостью беременеет от другого мужчины. И наоборот.

    Однако я не рекомендую менять пару, от отчаяния кидаясь к следующему партнеру – а вдруг случится ребенок… Такие решения лучше принимать хотя бы в некоторой осознанности. Психолог в такой ситуации может помочь понять свою истинную мотивацию и сделать взвешенный выбор.

    Близкая тема – это страхи. Опасения потери статуса, фигуры, здоровья, страх бедности, одиночества и пр. и т.д. Психология отлично работает с такими состояниями.

    Можно и самостоятельно выписать на лист ответ на вопрос: «Что самое страшное бывает, когда родятся дети»? — отвечайте не думая, а «что в голову придет». Потом может быть интересно перечитать такую запись. А ведь страх, на который пролит свет ясности, наполовину уже и не страх, а так – информация к размышлению.

    Хорошим вариантом помощи будет также работа с психологом одновременно с лечением. Эффективный способ, когда есть, что лечить, а психолог и врач каждый делает свою работу в помощь клиенту.

    И напоследок, техника самопомощи (для женщин, но мужчинам можно написать аналогичную проясняющую историю):

    — представьте себе весь процесс – от зачатия до примерно годовалого ребенка, а можно и до школы.

    Попробуйте увидеть привычный вариант – что само просится на ум. Вот вы беременны. А теперь вы уже сильно беременны. Как себя чувствуете, где ваш мужчина, красиво ли вы одеты, что вы едите – что хочется или так? Как вы выбираете, где рожать, здоровы ли вы, что вас волнует.

    Страхи беременных – это нормально. Ненормально, когда они сильнее нас, эти страхи.

    И вот вы в родах – кто вам помогает, доверяете ли вы себе и окружающим, ощущаете заботу или нет?

    Ребенок родился. Все хорошо, он здоров? А вы? А где ваш муж, что говорит ваша мама,

    Где вы живете, все ли есть у ребенка и у вас?

    И далее: Кто с ним сидит, ваше тело – как оно себя чувствует, как ваша сексуальность, привлекательность?

    Хватает ли вам денег и свободного времени? Любви мужа? Поддержки окружающих?

    Эта техника проявляет основные проблемы в ситуации бесплодия. Если вы проделали ее целиком и у вас получилась отличная история, где вам все нравится – есть три варианта. Или «вы себе наврали» или «все хорошо и малыш скоро будет» или «проблема глубже, чем вы думали».

    И в первом и во втором случаях работа с психологом поможет проявить скрытое и сдвинуть ситуацию в сторону желаемого результата.

    источник

    Психосоматические нарушения в репродуктивной системе. Стратегии и тактики психологической помощи женщинам с диагнозом «бесплодие» (144ч)

    Преградами на пути к материнству часто становятся не только физические заболевания, но и психосоматика. Подготовка психологов, которые могут работать с психосоматическими факторами, обусловившими дисфункцию репродуктивной системы, – цель программы повышения квалификации.

    • Изучить онтогенез сферы материнства и факторы, которые определяют и влияют на неё.
    • Понять причины психологического бесплодия и роль внутриличностных конфликтов.
    • Освоить методики психотерапевтической работы с бесплодием.

    Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 8 недель (144 часа).

    Учебным планом курса предусмотрено изучение вопросов:

    • Влияние ранних детских отношений и особенностей функционирования супружеской пары на формирование женщины.
    • Влияние общества и полового воспитания на развитие материнской сферы как части личности женщины.
    • Виды внутриличностных конфликтов и их влияние на психосоматическое состояние женщины.
    • Внутренние конфликты женщины как причина болезней репродуктивных органов и бесплодия.
    • Осознание проблемы бесплодия женщины.
    • Психологический «портрет» женщины, которая страдает бесплодием.
    • Психотерапевтические и психокоррекционные методики помощи женщинам.
    • Интеграция психологической помощи и медицинского лечения проблем репродуктивной сферы женщины.
    Читайте также:  Какие препараты помогают при бесплодии

    Обучение проходит в специальном разделе сайта. Доступ в систему дистанционного обучения (СДО) Слушатели получают после зачисления. Раздел содержит учебные материалы, тесты, задания, электронную зачётную книжку, расписание вебинаров. Теоретическая подготовка включает изучение текстов лекций, учебников, просмотр записей видеолекций. Практическая часть представлена заданиями, основанными на профессиональных ситуациях. За очное участие в вебинаре Слушателю выдаётся дополнительный сертификат. Общаться с экспертами-практиками можно на форуме, вебинарах.

    Узнать больше о процессе дистанционного обучения можно по ссылке.

    • Вы готовы к работе психологом, оказывающим сопровождение женщины с диагнозом «бесплодие».
    • Вы владеете методиками психодиагностической работы с женщиной с целью поиска психологических причин бесплодия.
    • Вы знакомы с психотерапевтическими методами, применяемыми для решения проблем бесплодия.
    • Вы знаете, как организовать психологическое сопровождение и поддержку женщины, которая проходит медицинское лечение репродуктивной сферы.

    Психотерапевтической наукой и практикой доказано, что бесплодие в браке связано не только с физическим нарушением в репродуктивной системе женщины, но и может быть обусловлено внутриличностным конфликтом, разладом межличностных взаимоотношений с супругом или другими членами семьи, проблемами рода или семьи в целом.

    Освоив данный курс, и имея базовое психологическое образование, вы можете работать семейным психотерапевтом, специализирующимся на психотерапии бесплодия, психологом, осуществляющим сопровождение женщин с данным диагнозом в лечебных учреждениях.

    Поступление на дистанционные курсы по психологии возможно только для совершеннолетних лиц.

    Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:

    • Паспорта.
    • Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании * .
    • При поступлении на основе неоконченного образования – справки об обучении из организации высшего или среднего профессионального образования, в которой обучается студент.
    • Документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени или отчества (если необходимо).

    Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в Приёмной комиссии по телефону или через форму заявки на консультацию.

    Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.

    * программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся.

    © 2016-2019, АНО «НИИДПО»
    Использование, воспроизведение и распространение данного объекта интеллектуальной собственности (учебного плана и описания программы) без согласия правообладателя преследуется по закону

    Учебный план программы повышения квалификации «Психосоматические нарушения в репродуктивной системе. Стратегии и тактики психологической помощи женщинам с диагнозом «бесплодие»»

    Наименование модулей и тем

    Общая трудоемкость, в акад. час.

    Работа обучающегося в СДО, в акад. час.

    Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

    Практи-ческие занятия и тести-рование

    Модуль I. Онтогенез материнской сферы. Основные причины перинатальных проблем

    Диада Мать-Дитя. Влияние ранних детских отношений на формирование женщины

    Триангуляция Мать-Отец-Дитя. Влияние особенностей функционирования супружеской пары на формирование женщины

    Семья и род, как зеркало формирования проблем репродуктивной функции у женщин

    Влияние социума на становление женщины. Половое воспитание. Социальный взгляд на отношение полов

    Особенности развития материнской сферы в современном мире

    Модуль II. Репродуктивная психосоматика как отражение психологических конфликтов в становлении женственности и материнства. Психологическое бесплодие

    Внутриличностные конфликты в жизни женщины

    Разрешение неосознанных внутренних конфликтов в болезнях репродуктивной системы и в сексуальной жизни пары

    «Прерванное материнство». Бессознательные мотивы к абортам и выкидышам

    Внутренние конфликты женщины, ведущие к бесплодию (первичному, вторичному)

    Греческие богини в жизни женщины (типология). Типажи женщин, страдающих бесплодием

    Модуль III. Основы психотерапевтической работы с бесплодием. Психологическое сопровождение наряду с медицинским лечением

    Аналитическая психотерапия как основа осознания проблемы женского бесплодия

    Работа с Теневым компонентом психики женщины для решения проблемы бесплодия

    Символдрама как практический инструмент в психотерапевтической работе с бесплодием

    Разбор клинических случаев психотерапии женщин с диагнозом бесплодие

    Выстраивание совместной работы с медперсоналом лечебных учреждений по сопровождению женщин с диагнозом бесплодие

    источник

    Многие из тех, кто обращается в клинику за медицинской помощью, нуждаются также и в психологической поддержке.
    Нам так часто не хватает внимания к душевному состоянию, которое, как мы знаем, оказывает сильное влияние и на состояние всего организма и на наше настроение.

    Психологические проблемы при бесплодии: бесплодие может вызвать глубокую депрессию, которая не дает возможности для позитивного отношения к процессу лечения и формирует психологическую установку на неудачу.

    Возможна и повышенная тревожность, связанная с трудностями при лечении.

    Психика, соматическое и репродуктивное здоровье человека тесно между собой связаны. Поэтому нередко психологические проблемы становятся препятствиями на пути к зачатию ребёнка и вынашиванию беременности. Они могут также препятствовать успешному лечению.

    Основные проблемы, с которыми могут столкнуться женщины при нарушении психологического равновесия:

    1. Бесплодие. Его риск увеличивается, если женщина испытывает страх, тревогу, страдает от депрессии. Все эти состояния воздействуют на уровень секреции гормонов. Они также оказывают влияние на тонус гладкой мускулатуры органов репродуктивной системы, включая матку и маточные трубы.
    2. Отказ от лечения. Независимо от причин бесплодия, лечение в большинстве случаев позволяет решить проблему. Но многие женщины отказываются от операции, и даже от консервативного лечения. Многие не знают, как решиться на ЭКО. Принять правильное решение поможет психолог ЭКО или репродуктивный психолог.
    3. Неэффективность лечения. Излишнее волнение или неправильный эмоциональный настрой может снизить эффективность проводимой терапии. Наибольшие трудности связаны с длительными неудачами, например, отсутствием беременности после 1-2 попыток ЭКО.

    Для решения всех этих проблем стоит обратиться к психологу. Опытный специалист поможет устранить психологические препятствия на пути к наступлению беременности, повысить решимость и целеустремленность в борьбе с бесплодием, избежать конфликтов в семье и сохранить её целостность на фоне возникших трудностей.

    Многим даже не с кем поговорить о своих переживаниях, а нередко эти переживания даже и не осознаются. Консультирование психолога дает возможность по-другому взглянуть на свои чувства, поведение или проблемы.

    «ВитроКлиник» предоставляет Вам возможность встретиться с психологом, специализирующимся в том числе и на психологической помощи при бесплодии.

    Эффективное психологическое консультирование – это совместная работа психолога и пациента.

    Психологическая консультация – это беседа, в течение которой психолог помогает:

    1. Разрешить множество эмоциональных проблем;
    2. Преодолеть чувство внутреннего хаоса – сделать непонятное и изменчивое – позитивным и целесообразным;
    3. Разобраться в мотивации Ваших ежедневных решений.

    Во время консультаций происходит исследование проблемы, её идентификация, планирование деятельности по её разрешению. В результате таких консультаций устанавливается душевный комфорт, что значительно повышает шансы на благополучное ЭКО.

    В нашей клинике возможно консультирование семейной пары и помощь в решении сложных семейных ситуаций, неизбежно возникающих в трудный эмоциональный период семьи. Многие женщины в период беременности чувствуют свою особую ранимость и нуждаются в глубокой поддержке, которую не всегда получают в семье. Работа с психологом так же позволит им почувствовать себя более защищенными, услышанными.

    Возможна и разовая консультация, и терапия – в зависимости от Вашего желания и состояния.

    источник

    В гинекологии появился новый термин «психологическое бесплодие», это означает, что абсолютно здоровая пара не может завести ребёнка. Такой диагноз ставят женщине, когда на протяжении двух лет совместной жизни не наступает долгожданная беременность. Причём физиологических причин бездетности не выявлено не у одного партнёра.

    Врачи установили, что репродуктивная функция женщины напрямую зависит от эмоционального состояния представительницы прекрасного пола, это связано с высоким уровнем чувствительности на воздействия из вне.

    Женская нервная система очень уязвима и она часто даёт сбой при неблагоприятных психологических факторах. И этот механизм запускает сложный процесс, который блокирует способность женщины забеременеть или выносить малыша. Обычно ощущается напряжённость, периодически возникает необоснованное чувство страха, растёт дискомфорт, а в дальнейшем могут наблюдаться истерики, даже без видимых на то причин.

    Подобное состояние не является беспочвенным, т.к. есть некоторые психологические факторы, которые послужили основанием для создания внутреннего конфликта.

    • негативный опыт при прошлой беременности;
    • конфликты в семье;
    • страх перед потерей фигуры после рождения ребёнка или внимания мужа;
    • психологическая травма, полученная в детстве при неблагоприятном опыте в семье своих родителей (распад семьи, равнодушное отношение к себе, агрессия или насилие);
    • боязнь потерять статус на работе или не получить повышение;
    • стремление завести ребёнка, доходящее до навязчивого состояния;
    • давление со стороны мужа и близких, стремящихся помочь забеременеть, советами и даже чрезмерным контролем за рационом и образом жизни может быть причиной психологического бесплодия;
    • страх, что рождение малыша изменить привычный ритм и добавит забот;
    • психологическая неподготовленность к материнству.

    Это основные причины для развития психологического бесплодия, каждая женщина индивидуальна и, как правило, присутствуют не один фактор, а сразу несколько.

    После постановки диагноза возникают негативные переживания, возникает чувство вины или собственной неполноценности, которое может перерасти в депрессию. Обычно женщина проходит их поэтапно:

    1. Первые дни наблюдается стресс и шоковое состояние, полное безразличие ко всему что происходит и размышления о бессмысленности жизни.
    2. Далее начинается отрицание и выражается несогласие с поставленным диагнозом, которое проходят, сопровождаясь бурными истериками.
    3. Затем наступает упадок сил и женщиной овладевает чувство вины.
    4. В дальнейшем без вмешательства специалистов и поддержки близких начинается депрессия.
    5. Происходит искажение личностных характеристик, часто распадается семья.

    Чтобы не доводить до необратимых последствий следует сразу начать лечение. Психологическое бесплодие излечимо, но для этого потребуется самоотдача и время. Следует отметить, что необходимо не заниматься самолечением, а обратиться за помощью к врачу. Подобными нарушениями занимается перинатальный психолог, регулярное посещение которого поможет справиться с этой проблемой.

    Обязательно посмотрите это познавательное видео:

    Специалисты выявили несколько направлений, в которых происходит работа или воздействие. Пациентке предлагаются различные тренинги, занятия йогой, релаксацией и визуализацией. Только подобная практика позволяет воздействовать на психику и подсознание человека, полностью избавляя его от проблемы.

    В основе этих программ лежит:

    • самовнушение;
    • групповые занятия;
    • положительная визуализация и избавление от негативных мыслей и опасного удручающего состояния.

    Итак, что собой представляет каждое из них:

    1. Самовнушение – это чётко сформулированный, только положительного содержания текст, который предлагает психолог. Его задача внедрить в подсознание жизнеутверждающие позиции, довести до автоматизма их работу и сделать основными для индивида. Для этого необходимо ежедневно повторять и проговаривать данные фразы. В дальнейшем, когда у женщины выработается положительная основа, появится уверенность в себя, предложенный специалистом текст можно доработать самостоятельно, добавляя к нему что-то своё, но только положительного содержания.
    2. Групповые занятия – являются обязательными и очень полезными. Стоит помнить, что человек – это не только личность, но и социальный индивид и для полноценного развития и психологического здоровья ему необходимо общение, которое должно всегда держаться на положительной ноте. Это убережёт от депрессий и внутренних конфликтов. В данном случае подобные аутотренинги полезны тем, что показывают женщине наглядно, что она не одна в своей беде, что есть пары, которые испытывают подобные трудности и что они стремятся (и обязательно получается!) их преодолеть. На встречах женщины поддерживают друг друга, делятся положительным опытом (и в группе обязательно есть такой пример), это повышает уверенность, снимает напряжение и даёт силы дальше работать над данной проблемой.
    3. Визуализация – это техника представляет собой мысленное представление кого-либо процесса или действия, основанное на положительных эмоциях обязательно с благоприятным результатом. Специалисты выявили, что мозг человека обладает неограниченными ресурсами, которые при правильном настрое могут творить настоящие чудеса и работать на созидание. В данном случае, женщине следует представлять, как в неё зарождается новая жизнь, что нервные импульсы, исходящие от головного мозга нормализуют работу репродуктивной системы и других органов.

    Но для обретения счастья в семье в виде долгожданного младенца многие психологи рекомендуют укрепить не только психологическое здоровье. Обратить своё внимание нужно и на тело. Можно подобрать ряд несложных физических упражнений, например, из йоги, пилатеса и прочее (если нет физиологических противопоказаний, стоит проконсультироваться со специалистом) это поможет благотворно воздействовать на детородную систему, т.к. в данных практиках существует целый ряд практических занятий, занимающихся именно проблемой психологического бесплодия.

    Можно немного изменить питание, известно, что некоторые продукты способны угнетать половую функцию в целом, а другие, наоборот, активируют её силу.

    Для этого следует посетить диетолога. Нельзя забывать о релаксации, пребывая постоянно в нервном напряжении, полностью подчиняя личную жизнь подсчёту благоприятных дней (овуляции) для зачатия, теряется даже способность к ней. Многие пары отмечали, что долгожданная беременность наступила неожиданно, даже не в «надлежащие» дни.

    Первым делом рекомендуется сменить обстановку, это взять отпуск и отправиться в путешествие. Если сделать это не возможно, то можно заняться ремонтом. Для создания положительной атмосферы рекомендуется завести интересное хобби, а также чаще со своим партнёром посещать различные мероприятия.

    Причиной данного заболевания находится в психологическом настрое, а его всегда можно изменить, но для этого нужно набраться решимости, терпения. Только после работы над собой возможно долгожданное счастье и появление здорового малыша.

    Не забывайте писать комментарии, оценивать статью с помощью звездочек, делиться статьей в соцсетях. Расскажите о своем опыте лечения психологического бесплодия — это должно помочь нам всем. Спасибо за прочтение и просмотр.

    источник

    Некоторые разделы сайта могут быть временно недоступны

    В последние десятилетия стало достаточно популярным изучение психологических особенностей женщин с сохранной и нарушенной репродуктивной функцией.

    В зарубежной психологии этим занимаются уже достаточно давно. В частности, еще в конце семидесятых годов было проведено масштабное междисциплинарное исследование, в котором было выделено более 700 факторов, объединенных в 46 шкал /12/. Авторы установили, что из психологических факторов с успешной адаптацией к беременности и материнству коррелируют: сильное эго (личностная зрелость), достигнутая женская идентичность (зрелая полоролевая идентификация), опыт взаимодействия с младенцами в детстве (один из видов онтогенетического опыта, связанный с развитием материнства).

    В отечественных исследованиях начиная с 90-х годов интенсивно изучаются психосоматические и психотерапевтические аспекты нарушенной репродуктивной функции, и в частности зачатия и беременности /6,9,11/. При этом Э. В. Кришталь, М. В. Маркова /6/ указывают, что женщины с сохранной и нарушенной репродуктивной функцией не различаются по устойчивым личностным качествам, не имеющим прямого отношения к адаптационным механизмам. Среди них экстраверсия — интроверсия, особенности когнитивной сферы, а также таким индивидуальным и социальным параметрам, как: возраст, образование, количество детей в семье, материальные и жилищные условия.

    Вместе с тем проведенные исследования и полученные данные позволяют обобщить выявленные психологические особенности женщин с разными формами нарушения репродуктивной функции (нарушением менструального цикла, гинекологическими заболеваниями, невынашиванием, задержками внутриутробного развития ребенка, гестозами, осложнениями менопаузы и т. п.).

    Исследования В.Д.Менделевича и Э.В.Макаричевой /7/ показали, что в преморбиде у женщин с необъяснимым бесплодием широко распространены черты психического инфантилизма. По мнению авторов 1/3 больных, страдающих бесплодием неясного генеза, имеют черты психического инфантилизма, а 89,5% исследованных имеют слабую половую конституцию.

    С помощью теста ММРI В.Д. Менделевич и Э.В. Макаричева выявили определенный личностный профиль бесплодных женщин. Эти женщины имеют склонность к депрессивным реакциям, конфликтны, эмоционально неустойчивы, тревожны с выраженным стремлением нравится всем окружающим. Они неуверенны в себе, их самооценка неустойчива и зависит от мнения окружающих /7/. Неудовлетворенность собой, сниженную самооценку отмечает у бесплодных женщин А.В.Колчин /5/. Patt с соавторами обнаружил у бесплодных женщин противоречие между самооценкой и своими идеалами.

    Н.А. Богдан /3/ в психологическом портрете женщины, испытывающей затруднения в вопросе рождения ребенка, выделяет не только психологическую незрелость и инфантилизм. Отсутствие психологической фертильности она также связывает с базовым недоверием окружающему миру, поэтому здесь не важно, есть на то веские причины или нет. Недоверие окружающим проявляется в таких особенностях личности, как повышенное желание контролировать ситуацию вокруг, непринятие нового, психологическая негибкость, чрезмерная приверженность четкому планированию.

    Бесплодные женщины неуверенны не только в окружающих, своем партнере, но и в себе. В качестве отличительной особенности бесплодных женщин автор выделяет заниженную самооценку или компенсированную заниженную самооценку. Скомпенсированная низкая самооценка приводит к стремлению к перфекционизму (комплексу отличницы). Стремление к тому, чтобы у них все было «на отлично», лучше чем у других, является способом повышения самооценки. Такие женщины в стремлении преодолеть чувство неполноценности добиваются очень многого, но в глубине души остаются неуверенными в себе, не любящими себя.

    Н.А. Богдан указывает, что у женщин с нарушенной психологической фертильностью имеется внутренний конфликт в психологическом принятии своего пола, который часто формируется вследствие конфликтных отношений с родителями в детстве. Как следствие они асексуальны, что проявляется, например, в повышенной ценности карьеры, психологическом поведении, свойственном противоположному полу – лидерстве, принятии на себя высокой ответственности, волевом характере. Несоответствие психологического пола часто формируется вследствие конфликтных отношений с родителями в детстве.

    Читайте также:  Как может помочь дексаметазон при бесплодии

    Отмечается, что бесплодные женщины часто имеют трудности и психотравмы детского возраста, различные страхи – потери привлекательности, карьеры, внимания мужа, физической боли, родов, страх потери независимости, и очень много других. Эти женщины нередко воспитывались в многодетной семье или в детском учреждении /3/.

    Карымова О. С. /4/ проведя анализ результатов СМИЛ показала, что для женщин–матерей более свойственны эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность, интровертированный тип общения, фемининные черты личности. В социально – значимых ситуациях они проявляют уступчивость. В то время как бесплодные женщины в целом эмоционально неустойчивы, при этом возможен конфликт между стремлениями в разнонаправленные стороны: эгоизм и альтруизм, агрессивность и стремление нравиться, обособленность и принадлежность группе. При этом для них характерна маскулинность: независимость, стремление к эмансипации, самодостаточность. Кроме этого в отличие от матерей они склонны к психосоматическим расстройствам.

    Результаты методики ДМО позволили О.С. Карымовой заключить, что женщины, состоящие на учете по бесплодию, в большинстве своем властны, нетерпимы к критике, независимы, обособлены в группе, в некоторой степени самодовольны, упорны, подозрительны к окружающим. При этом они прислушиваются к мнению окружающих и порой зависят от их мнения. Для группы же женщин-матерей, характерны: уверенность, искренность, непосредственность, умение быть хорошим наставником и организатором, реалистичность в отношениях с другими, скромность, покорность, склонность брать на себя чужие обязанности, потребность в помощи и доверии со стороны, компромиссное поведение, развитое чувство ответственности, выраженная готовность помогать другим людям.

    В рамках исследования, с помощью методики ДМО О.С. Карымова обнаружила, что бесплодные женщины чаще описывают портрет своего партнера как способного организатора, однако при этом конформного, зависимого от мнения окружающих, покорного, обидчивого, недоверчивого, подозрительного, с чувством вины. В свою очередь, большинство женщин – матерей оценивают образ реального партнера как доверчивой личности, помогающего, способного выполнять чужие обязанности, имеющего свою точку зрения, нонконформного, с устойчивыми моральными ценностями, одновременно нетерпимого к критике.

    В перинатальной психологии принято выделять две группы женщин (А и Б), имеющих осложнения зачатия и течения беременности /1, 7/.

    В группу А водят женщины, имеющие нарушение репродуктивной функции до беременности в основном гормонального происхождения, бесплодие или трудности зачатия, угрозу прерывания беременности и невынашивания, нарушение внутриутробного развития ребенка с минимальным риском для здоровья женщины. В группу Б входят женщины, имеющие гинекологические заболевания соматического характера и негинекологические соматические проблемы, влияющие на успешность репродуктивной функции и одновременно угрожающие здоровью женщины /1,7/.

    Исследователи обнаружили, что личностные особенности женщин входящих в эти две группы отличаются. Для женщин из группы А характерны следующие психологические особенности /1,7/.

    — эмоциональная неустойчивость, склонность к гиперстеническому реагированию;

    — склонность к перепадам настроения;

    — болезненное отношение к неудачам с накоплением отрицательных эмоций и их взрывчатым выплеском;

    — склонность к формированию сверхценных идей, что проявляется в сверхценности беременности, своей репродуктивной функции;

    — искажение женской идентичности: усиление маскулинных качеств и ослабление женственности, отвержение собственной женственности;

    — снижение уровня социальной адаптации, отсутствие гибкости во взаимодействии;

    — конфликтные отношения с матерью, иногда выражающиеся в некритичной идеализации и недифференцированном представлении об отношениях с ней;

    — неудовлетворенность собой, завышенная самооценка;

    — неудовлетворенность отношением к себе других, претензии к ним;

    — защитное декларирование ценности материнства;

    — пониженная ценность ребенка;

    — повышенная тревожность с преимущественно выраженной эмоциональной составляющей;

    — возможно недостаточное осознание болезни, эйфория;

    — гетероагрессия, чаще подавленная.

    У женщин группы Б диагностированы такие психологические особенности:

    — эмоциональная неустойчивость, склонность к гипостеническому реагированию;

    — склонность к пониженному настроению, раздражительность;

    — снижение общей активности;

    — подверженность стрессам, склонность к депрессиям;

    — зависимость от окружающих, поиск внешней помощи;

    — нормальная женская идентичность, усиление женственности;

    — тревожные, зависимые, симбиотические отношения с матерью;

    — неуверенность в себе, заниженная самооценка, чувство вины;

    — доверие, некритичность по отношению к другим;

    — неуверенность в своей материнской компетентности, сверхответственность;

    — повышенная ценность ребенка, но возможна пониженная;

    — повышенная тревожность с преимущественно выраженной соматической (функциональной) составляющей;

    — невротизация по типу «бегство в болезнь»;

    — аутоагрессия, чаще подавленная, риск суицида.

    Выявленные особенности свидетельствуют о том, что женщины обеих групп имеют, во-первых, выраженный внутренний конфликт в материнской сфере, во-вторых, нарушения психологической адаптации и инфантильный способ разрешения конфликтной ситуации по типу соматизации, в-третьих, различия по форме конфликта в материнской сфере, адаптационным механизмам и формам соматизации конфликтной ситуации.

    Г.Г. Филиппова дополняет и расширяет информацию о различиях, свойственных женщинам из групп А и Б /10,11/.

    Она полагает, что для женщин группы А характерны непринятие своей женственности и подавленная гетероагрессия, а также:

    — неготовность к материнству в форме «конфликтность»;

    — образ ребенка объектный, с ярко выраженной конфликтностью;

    — преимущество негативных черт ребенка или эйфорическая неосознанность его негативных черт;

    — слабая сфомированность образа ребенка, отсутствие динамики этого образа в течение беременности;

    — пониженная ценность ребенка;

    — сниженная материнская компетентность;

    — негативное отношение к материнским обязанностям;

    — эмоционально бедное или конфликтное представление о себе как о матери;

    — конфликтные или некритично идеализированные представления о своей матери;

    — представление о своей дочерней роли как источнике осложнений в жизни матери.

    Кроме того, женщины этой группы отличаются защитной декларацией тревоги за ребенка и сверхценности материнства, что выражается в негативном невербальном и позитивном вербальном образах своего ребенка и себя как матери.

    По мнению Филипповой для женщин группы Б характерны принятие своей женственности и подавленная аутоагрессия, а также:

    — неготовность к материнству в форме «тревожность»;

    — образ ребенка недостаточно субъектный, с выраженной тревожностью;

    — преимущество позитивных черт ребенка, сверхценность ребенка и материнства;

    — слишком подробная прорисовка и конкретность образа ребенка, недостаточная динамика образа в течение беременности;

    — повышенная или пониженная ценность ребенка;

    — обостренная материнская компетентность, склонность к гиперопеке;

    — сверхценное отношение к материнским обязанностям;

    — тревожное представление о себе как матери с заниженной самооценкой;

    — симбиотические, амбивалентные или тревожные представления о своей матери;

    — представление о своей дочерней роли как сверхценности для матери, одновременно с выраженной тревожностью.

    Кроме того, женщины этой группы отличаются реальной декларацией тревоги за ребенка и сверхценности материнства в сочетании с тревогой по поводу своей несостоятельности, что выражается в позитивном невербальном и недифференцированном или негативном вербальном образах своего ребенка и себя как матери.

    Таким образом, мы можем сделать вывод, что для женщин с нарушением репродуктивных функций, бесплодием по сравнению со здоровыми в репродуктивном отношении женщинами характерны следующие особенности: недостаточность способности к социальной адаптации; общая инфантильность, проявляющаяся незрелостью личностной сферы, искаженной или незрелой полоролевой идентификацией; неадекватные (инфантильные, дезадаптивные) формы реагирования на стрессовые ситуации; эмоциональная неустойчивость; внутренняя конфликтность; базовое недоверие к окружающему миру, сочетающееся с зависимостью от других; повышенный уровень личностной и ситуативной тревожности; заниженная самооценка или компенсировано заниженная самооценка; подавленная агрессия разной направленности; осложненные отношения с другими людьми, прежде всего — близкими, деструктивный опыт отношений с собственной матерью.

    Учитывая проведенное нами теоретическое исследование, в практической коррекционной работе с психологической составляющей, обуславливающей проблему зачатия, в качестве основных следует выделить несколько блоков работы:

    1. Работа с повышенной тревожностью;
    2. Проработка отношений с матерью;
    3. Работа с образом «Я» и самооценкой;
    4. Методики, актуализирующие ресурсы или ресурсные техники.

    Целесообразно начинать коррекционную работу с проработки негативных установок, которые способны препятствовать беременности, а именно с работы со страхами, связанными с беременностью.

    Начать работу со страхом беременности можно с упражнения – медитация «Возвращение к гармонии». Подумайте, какой страх мешал Вам открыться беременности. Осознайте его, откуда он у Вас. Напишите свои страхи. После этого приступайте к медитации.

    Подумайте о страхе. Подумайте, где, в каком уголке своего тела Вы позволили жить страху. Где этот страх, в каком органе? Какого цвета? Холодный? Горячий? Зажгите свечу. Представьте свое энергетическое тело в огне свечи. Огонь несет в себе очищающую силу. А вы, смотря на пламя, глубоко вдохните. Примите свою беременность. Почувствуйте себя частичкой единого целого. Побудьте в состоянии принятия ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, ощутите СЧАСТЬЕ быть женщиной.

    Как показало проведенное нами теоретическое исследование сложности с зачатием и вынашиванием в большой степени обуславливаются нарушенными отношениями с матерью, источник которых лежит в самом раннем детстве и которые впоследствии приводят к нарушению процесса сепарации от матери. Поэтому для проработки интересующей нас проблемы особенно важна позитивная трансформация отношений женщины с ее матерью

    Упражнение «Проработка отношений с матерью»

    Необходимо взять 2 листа бумаги. На первом листе нужно выписать все те особенности, поступки матери, которые хочется оставить за пределами своей жизни. На втором листке написать список, в котором отразить все поступки, умения, качества, которые хочется взять от матери в свою жизнь. Каждый из списков начинаем с личного обращения. Например, «Ты делала…», «Ты умеешь…»

    На втором этапе предстоит следующая работа:

    По поводу первого списка – последовательно ищем позитивную сторону в каждом пункте из списка.

    По поводу второго списка – благодарим и с благодарностью принимаем качество или умение. Можно попросить маму передать это умение или качество. Передача может происходить в виде подарка при работе с воображением и движением.

    Упражнение «Работа с генограммой»

    Необходимо построить женскую генограмму в которой прослеживается история женщин рода. Прежде всего, необходимо обратить внимание на историю материнства и отношений с мужчинами. Генограмма должна быть построена на максимально возможное количество поколений.

    На следующем этапе работы в роду выявляются ресурсные случаи и случаи, когда женщинам не удавалось реализовать себя в качестве матери.

    Далее берутся ресурсные случаи и с выражением благодарности, уважения и признания у женщин, выступивших авторами этих случаев, просится благословение.

    По поводу проблемных случаев разыгрывается психодраматическое взаимодействие с каждой из женщин. Для этого берутся стулья для каждой женщины и для себя. Последовательно с каждой женщиной ведется диалог. Перед завершением диалога клиентка просит у каждой женщины благословение на материнство.

    Техника получения ресурса через благословение

    Данная техника особенно полезна тем женщинам, которые в собственной генограмме не обнаружили ресурсных случаев.

    Возможны два варианта работы:

    1.Дается задание вспомнить знакомых женщин, чья история материнства является успешной. Если с этими женщинами/одной из них сложились дружеские, доверительные отношения, дается задание – обратиться с просьбой о благословении на материнство. Благословляющие слова предваряются вручением благословляемой женщине специального подарка, который может символизировать счастливое материнство. Вручение подарка должно происходить в торжественной обстановке. Например, это может быть чаепитие или торжественные слова.

    2. Если у женщины нет подходящих знакомых, к которым она может обратиться с соответствующей просьбой, ей предлагается вспомнить ресурсные истории материнства, о которых она узнала из кинофильмов, историй и т.д. После этого благословение с символическими подарками разыгрывается психодраматически. Подарки представляются визуально. После символического принятия подарков необходим этап телесной интеграции. На данном этапе предлагается, взяв подарок в руки, расслабиться и попросить свое бессознательное повести руки к той части тела, которую оно выберет в качестве важного для интеграции подарка. После того как руки прикоснутся к нужному участку, необходимо, не отрывая в течение некоторого времени рук, прислушаться к ощущениям в своем теле.

    С целью проработки проблем самооценки хорошо наладить опыт общения со своим детским «Я». Здесь полезно упражнение «Фотоальбом».

    Перед работой с этим упражнением женщине необходимо просмотреть свои детские фото и принести их на сеанс.

    Упражнение можно предварять небольшой релаксацией. Просим представить, что сейчас этот ребенок сидит на стуле. Предлагается поговорить с этим ребенком о том, как он рос, вырос и что из него вышло. Здесь хорош диалог. Такая беседа помогает оказать поддержку своему детскому «Я».

    Поскольку с бесплодием может быть связан опыт отношения с внутренним ребенком важно проработать данные отношения.

    Наш Внутренний Ребенок – это уязвимая и чувствительная часть нашей души, а также естественность (иначе говоря, наши природные качества), которую с годами – по мере взросления – мы теряем. Исцеление внутреннего ребенка неизменно предполагает контакт, общение с ним.

    Для того, чтобы беременность, хорошее вынашивание и рождение ребенка состоялись женщине необходим ресурс, который в случае его недостатка следует формировать с помощью методик, актуализирующие ресурсы.

    Анализ работы С. Мироновой /8/ позволяет заключить, что недостаток у женщины ресурса, нужного для зачатия и рождения ребенка, может быть связан с накопленным в роду по женской линии чувством вины.

    Согласно ее словам женский род отягощаяет чувство вины за совершенные убийства во чреве. Автор предлагает каждой женщине, проникнув в тайну Души, с помощью сознания открыться любви не рожденных в ее роду детей. Возьмите чистый лист бумаги и краски. Нарисуйте ту любовь, которую вы отказались когда-то принять. Не важно, Вы лично это были или Ваша мама, бабушка. Это ваш род. Изобразите это чувство во всем его многообразии. Теперь посмотрите на свой рисунок, почувствуйте то место, где ваш взгляд как бы концентрируется. Пристально смотрите в это место, почувствовав, что вы слились с ним. Сделайте медленный вздох – Вы открылись для любви. Продолжайте вдохи и наполняйте свое тело теплом и светом. Когда Вы почувствуете наполненность, освободите свой страх, дайте выйти чувству вины из вашего тела. Проникнитесь безграничностью Вашего Духа в этом теле. Почувствуйте любовь к своему телу. Разрешите себе несколько минут побыть солнышком! Светитесь! Божественная энергия входит в Вас, омывая все тело изнутри. Пошлите Вашу любовь всему живому. Наконец-то настал момент чудесного исцеления. Вас оставили горечь и тревога. Вы испытали на себе великую силу ПРОЩЕНИЯ.

    Таким образом, для женщин с нарушением репродуктивных функций, бесплодием по сравнению со здоровыми в репродуктивном отношении женщинами характерны следующие особенности: недостаточность способности к социальной адаптации; неадекватные (инфантильные, дезадаптивные) формы реагирования на стрессовые ситуации; общая инфантильность, обуславливаемые повышенным уровнем личностной и ситуативной тревожности; заниженной самооценкой или компенсировано заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью; осложненные отношения с другими людьми, прежде всего — близкими, деструктивный, конфликтный опыт отношений с собственной матерью, сочетающиеся с зависимостью от других, подавленной агрессией разной направленности. Учитывая сказанное, в статье мы представили некоторые техники, корректирующие психологическую составляющую, обуславливающую проблему зачатия, такие как техники работы с повышенной тревожностью и формированием стрессоустойчивости, проработки отношений с матерью, работы с образом «Я» и самооценкой.

    1. Абрамченко В. В., Коваленко Н. П. Психические состояния при нормальном и осложненном течении беременности // Перинатальная психология и медицина: Сб. матер. конф. по перинат. психол.— СПб.: 2001, С. 24–29.

    3. Богдан Н.А. Психологические проблемы, сопровождающие проблему бесплодия и возможности оказания психологической помощи в процессе его лечения методом ЭКО// Перинатальная психология и медицина, психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии, педиатрии и терапии: Матер. Всерос. конф.— Иваново, 2001, С. 98–101.

    4. Карымова О. С. Социально-психологические особенности репродуктивной установки бесплодных мужчин и женщин // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – СПб, 2010

    5. Колчин А. Психологические аспекты репродукции человека. // Проблемы репродукции . – М., С. 12-13.

    6. Кришталь Э. В., Маркова М. В. Бесплодие супружеской пары в аспекте медицинской психологии. Харьковская медицинская академия последипломного образования, 2003.

    7. Макаричева Э.В., Менделевич В.Д. Психический инфантилизм и необъяснимое бесплодие.// Социальная и клиническая психиатрия. 1996. №3 стр.20-22.

    8. Миронова Светлана Беременность – это благодать! ГУПСО «Ревдинская типография».

    9. Менделевич В. Д. Гинекологическая психиатрия.— Казань, 1996.

    10. Филиппова Г. Г. Исследование психологических особенностей переживания беременности у женщин с патологией беременности // Перинатальная психология и медицина, психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии, педиа-

    трии и терапии: Матер. Всерос. конф.— Иваново, 2001, С. 4–11.

    11. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие.— М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.

    12. Shereshefsky P. M., Yarrow L. J. Psychological aspects of a first pregnancy and early postnatal adaptation.— N. J.: Raven Press Publ., 1973.

    источник

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *