Меню Рубрики

Бессонница какой способ словообразования

Способы словообразования в нашем языке можно классифицировать благодаря тому, какое средство использовано для создания нового слова. Часто способы могут комбинироваться в одном слове.

В русском языке можно выделить следующие способы словообразования:

  • Суффиксальный . При использовании этого способа слова новые слова образуются с помощью суффиксов:

Убирать — уборщик, двор — дворник, второй — вторник.

  • Бессуфиксальный (бессуфиксный ). В этом случае слово образуется без использования суффиксов (как, в принципе, и других морфем):

Широкий — ширь, выходить — выход.

  • Приставочный . Этот способ характеризуется использованием приставок для образования новых слов:

Дорого — недорого, город — пригород, смотреть — присмотреть.

  • Приставочно-суффиксальный способ представляет собой сочетание суффиксального и приставочного способов в одном слове:

Стена — застенок, рана — подранок, пилить — напильник.

  • Аббревиация — это появление новых слов в языке благодаря сокращениям:
  • Сращение . Это объединение словосочетания в одно слово:

Быстро растворимый — быстрорастворимый, лишенный ума — умалишенный.

  • Сокращение основы . При использовании этого способа возникают слова, которые изначально были сокращением, но за счёт повсеместного использования постепенно стали полноценной частью языка:
  • Сложениеоснов также является частым способом словообразования:

Проводит воду — водопровод, рубит лес — лесоруб.

  • Сложение в комплексе с суффиксальным способом также часто распространено — когда от вновь образованных слов образуются другие слова:

Водопровод — водопроводчик, лесоруб — лесорубка.

  • Изменение части речи . Название способа говорит само за себя — при использовании этого метода одно и то же слово может иметь разные значения, так как становится другой частью речи:

Больной человек (прил.) — больной (сущ.), столовая ложка (прил.) — столовая (сущ.).

Как мы уже узнали, русский язык — живое явление, именно поэтому процесс словообразования влечёт за собой множество других процессов, которые помогают адаптировать новые слова к нашей речи не только морфологически, но и фонетически. Среди них можно выделить три следующих явления:

Усечение производящей основы . При образовании нового слова усекается буква для большей созвучности:

Чередование согласных и гласных часто происходит при образовании новых слов:

Вставки интерфикса (морфемы, которая фонетически соединяет две основы в одно слово):

Как вывод, можно сделать следующее заключение. Русский язык действительно «велик и могуч», он регулярно обновляется, пополняется и растёт. Главным способом такого роста является процесс словообразования. Из данной статьи мы поняли, что есть два основных средства словообразования : это словообразование с помощью морфем (суффиксов, префиксов), а также словообразование с помощью операций с основами (сращение, сложение, сокращение и аббревиация). Все эти знания нужны для того, чтобы понимать происхождение слов, уметь выделять производные и производящие основы.

источник

Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание — части слова.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых — только основа. Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Примечания. 1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово. 2. Неизменяемые слова окончаний не имеют. При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица — изменяются окончания. Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) — падеж и число; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений — падеж, число, род; у глаголов в настоящем и будущем времени — лицо и число, а в прошедшем времени — род и число. Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения. В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс.

Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Примечания.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
  3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
  4. Некоторые корни в «свободном» виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями: — де — — надеть, переодеть; — ня — — занять, нанять, отнять; — пт — — птенец, пташка, птица; — сяг — — присяга, досягать, посягать; — у — — разуть, обуть; — ул — — улица, переулок; — й — — войти, отойти, пройти, зайти.

В слове может быть один корень или два корня.

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. Примечание. Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже — предложений, которые для нового слова являются исходными. Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно—суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи. Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса. Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок, глаголы с суффиксом -ся, наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов. В результате образуются сложносокращенные слова.Сложносокращенные слова образуются:

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).

Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз — вузовец; колхоз — колхозный — колхозник.

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).

источник

Вы уже знаете, что слова в русском языке образуются с помощью морфем – морфемным (аффиксальным способом) и без помощи морфем – безаффиксным способом.

Вам уже известны и некоторые разновидности морфемного способа.

1) Приставочный способ – способ образования новых слов с помощью приставок:

Обратите внимание! 1. Приставка присоединяется ко всему слову в целом (такое слово называется производящим). 2. Приставочным способом образуются слова той же части речи, что и производящие.

2) Суффиксальный способ – способ образования новых слов с помощью суффиксов:

Обратите внимание! Суффиксы используются главным образом для образования существительных и прилагательных. В образовании существительных участвует 1000 суффиксов, в образовании прилагательных – 50, в образовании глаголов – 20. При помощи разных суффиксов от одной производящей основы могут образовываться слова, относящиеся к разным частям речи. Тогда мы говорим о словообразовательном гнезде.

3) Приставочно-суффиксальный способ – способ образования слов с помощью аффиксов: приставки и суффикса:

4) Основосложение – способ образования новых слов путем соединения двух и более производящих основ, или слов, или их частей. Результатом основосложения являются сложные слова.

Сложение может осуществляться при помощи интерфикса (соединительной гласной). Например:

Сложные слова могут образовываться и оформляться по-разному:

а) составные слова (пишутся через дефис): плащ-палатка, диван-кровать, ракета-носитель;

б) слитные слова: белокаменный, древнерусский, сельскохозяйственный;

в) сложносокращенные слова (аббревиатуры): РИА, вуз, ОТК, стенгазета.

Читайте также:  Бессонница из за болей в плечах и шеи

Обратите внимание! Аббревиация характерна только для имен существительных. В сложносокращенных словах между буквами точка не ставится.

1. Что нового вы узнали о способах словообразования? Дополните данные примеры тремя своими.

2. Прочитайте выразительно стихотворение. Выпишите однокоренные слова, произведите их словообразовательный разбор.

И стоял в том белом поле
Белоснежно-белый дом,
С белой крышей, с белой дверью,
С беломраморным крыльцом.

Потолок был белый-белый,
Белизною пол блистал,
Было много белых лестниц,
Белых комнат, белых зал.

И в белейшем в мире зале
Спал без горя и забот,
Спал на белом одеяле
Совершенно черный кот.

Был он черен, словно ворон,
От усов и до хвоста,
Сверху черен, снизу черен.
Весь – сплошная чернота!

3. Установите словообразовательную мотивированность и представьте словообразовательное гнездо:

а) тихий, тишина, тишь, тихонький, тихонечко, затихнуть, притихнуть, тихонько;

б) море, морской, взморье, по-морскому, моряк, приморский, приморье;

в) цена, ценить, ценный, оценить, прицениться, бесценок, бесценный, ценно, бесценно, обесценить, обесцениться.

4. Проведите наблюдения и скажите, какой принцип положен в основу деления слов на группы:

в) луноход, пешеход, тяжеловоз, пятиклассник;

д) летчик-космонавт, школа-интернат, платье-костюм, диван-кровать.

5. Прочитайте вслух сложносокращенные слова. Расшифруйте их. Подберите к ним прилагательные и запишите получившиеся словосочетания:

КВН, ЭВМ, ТЮЗ, вуз, универмаг, хоздоговор, спецкурс, стенгазета, завуч.

6. Запишите слова, графически обозначая условия выбора соединительной гласной: небосвод, мореплаватель, остроумный, светочувствительный, долгожитель, огнетушитель, землетрясение, станкостроение.

7. Запишите сложные слова, в которых были бы те же корни, что и в данных словах. Обозначьте условия выбора изученных орфограмм. Составьте с любыми записанными словами предложения по схемам:

Вода, падать; ловить, рыба; копать, земля; строить, самолеты; газ, проводить; лед, колоть; общий, жить; атом, ходить; буря, ломать; путь, шествовать; луна, ходить; земля, проходить; вода, проводить; дерево, обрабатывать; нефть, перерабатывать.

8. Запишите слова в два столбика: сложные слова и остальные. Графически объясните написание пропущенных букв.

Пчел_вод, закр_питель, обозр_ватель, лес_воз, уч_тчик, книг_печатание, язык_вед, глаз_мер, сч_тчик, добр_душный, пол_защитный, оч_видец, пар_ход.

9. Подберите и запишите по 2–3 сложных слова, в составе которых были бы корни: -вар-, -вед-, -воз-, вод-, -кол-, -коп-, -лов-, -мер-, -мет-, -ход-, -нос-.

10. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Запишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните сложные слова.

Принесли охотники из лесу двух медвежат. Несли в шапке-ушанке. Мишки-то были совсем маленькие: не то котята, не то щенки.

Отдали Прасковье Ивановне потому что ее муж, опытный зверолов, отыскал берлогу.

Принесли медвежат в избу сунули под лавку, на тулуп. Тут и тепло и не дует.

Добросердечная Ивановна сама сделала соски. Взяла две бутылки теплого молочка налила и тряпками заткнула.

Вот и лежат мишки с бутылками спят посасывают молоко причмокивают и растут понемногу.

Сначала с тулупа не слезали а потом и по избе стали ползать ковылять кататься.

Благополучно растут мишки.

11. Найдите в тексте сложные слова, объясните их написание. Прочитав текст два раза, запишите его по памяти.

Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы плотных белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летали куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дышит тихий пожар.

Упражнения для закрепления и обобщения темы
«Способы словообразования»

1. Распределите слова по группам в зависимости от способа словообразования.

Приставить, подпись, сталевар, прибрежный, булочная, ракетчик, стенгазета, подрасти, искатель, подоконник, пригорок, больной, военный, выход, придорожный, военная (тайна).

2. От данных существительных образуйте суффиксальным способом прилагательные.

Интерес, учеба, гигант, стихия, магистраль.

3. От имен прилагательных образуйте существительные со значением качества, свойства. Какие суффиксы вы для этого использовали?

а) Плавучий, свежий, живучий, неуклюжий;

б) белый, дешевый, кривой, желтый;

в) упрямый, безумный, коварный, богатый;

г) пестрый, острый, тесный, высокий;

д) толстый, тихий, глубокий, высокий.

4. От глаголов образуйте названия человека (лица по действию). Запишите полученные слова, сгруппировав их в зависимости от суффиксов.

Образец. Строить. Человек, который строит, – строитель.

Мечтать, пахать, искать, переводить, победить, подражать, косить, печь, налетать, погонять, читать.

5. К каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образовались записанные вами слова.

Барабан, табун; трактор, журнал; программа, артиллерия; учить, воспитать, смотреть; музыка, оркестр; фокус, гриб, весть.

6. Запишите названия профессий ваших родителей. Подумайте, как они образованы. Произведите словообразовательный разбор записанных слов.

7. Проанализируйте примеры и скажите, как меняется значение слова при изменении словообразовательной морфемы.

Старик, старец; глухость, глухота; изгнать, выгнать; сломать, изломать; войти, выйти; включить, выключить; юнец, юноша.

8. Образуйте слова приставочным способом от глаголов и прилагательных: ходить, лететь, рисовать; большой, прекрасный.

У кого получилось больше слов?

9. С помощью каких суффиксов можно от данных слов образовать новые, относящиеся к той же части речи? Запишите полученные слова.

Кто нашел больше суффиксов?

10. Объясните лексическое значение данных слов, укажите производящую и производную основы, выделите словообразовательную морфему, определите способ словообразования.

Контрнаступление, пришкольный, обновить, ширь, миллионер, освоить, разгрузить, повсюду, ахать.

Определите, от каких частей речи образованы слова.

11. Определите строение, способ образования, лексическое значение существительных.

Писец, писарь, писака, писатель, переписчик, подписчик, писательница, летописец, баснописец, бытописатель.

12. Скажите, одна или разные морфемы выделены в словах:

лимончик, разносчик; книжка, покраска; багровый, резиновый; соавтор, сохранить; присесть, прибить.

13. От одной или разных производящих основ образовались слова? Докажите правильность своего утверждения.

Расписание, расписка; подмосковный, московский; пуск, запуск; домишко, домик, домище; соломенный, соломинка, соломка.

14. Спишите текст. Объясните, как образованы названия жуков.

Славные имена у жучишек: точильщики, пилильщики, бомбардиры, усачи, долгоносики, карапузики. Или вот это: скакун полевой! Скакун так скакун: ты ладошкой его, а он – хоп! И подскочил. И в траве затерялся: попробуй разгляди зеленого на зеленом! Лучше не ищи, только зря глаза проглядишь.

15. Озаглавьте текст, спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите слова, образованные с помощью конфиксов.

Ударила первая капля дождя – начались соревнования. Соревновались трое: гриб под_синовик, гриб подб_резовик, гриб м_ховик. Первым выжимал вес подб_резовик. Он поднял листик б_резы и улитку. Вторым номером был гриб под_синовик. Он выж_л три листка осины, шесть хв_инок и с_сновую шишку. М_ховик был третьим. Он ра_з_дорился, ра_хвастался. Ра_двинул шляпкой мох, подлез под суч_к и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал – не выжал! Только шляпку свою ра_давил.

16. От каких слов образованы имена существительные старушка, тетушка, игрушка, хохотушка, болтушка, кумушка?

17. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Произведите словообразовательный разбор выделенных слов.

Ни листочка ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят.

18. Подберите к данным словам по 3–4 слова, образованных тем же способом.

Железнодорожный, подстаканник, безразмерный, насыпь, вечнозеленый, чернеть, ТОО.

19. Восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:

давний . недавно;

теннис . теннисистка;

велосипед . велосипедистка;

привлекать . . привлекательность;

разделить . разделительный.

20. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с нулевым суффиксом. Скажите, от каких глаголов и прилагательных они образованы.

1. Зелень проб_валась через с_лому и сено прошлого года. 2. Треск льдинок под моими ногами был далеко слышен птицам. 3. Вокруг ра_стилалась необ_ятная ширь. 4. Я услыш_л легкий с г_лубиным гульканьем взлет птицы. 5. До самого заката спорили на пойм_ три дятла. Давно уже подошло время прилета птиц. 6. Пр_должает_ся суш_ великая. 7. Непр_ходимую глуш_ предст_вляет собой этот лес летом и осен_ю.

источник

1. Приставочный способ словообразования выражается в прибавлении приставки(префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать. Важно, что при добавлении приставки часть речи не меняется.

2. Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-. Важно, существительные с суффиксами -АНИ-е, -ЕНИ-е образуются от глаголов. появлЕНИе – от глагола появиться.

3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.

4. Безаффиксный (бессуффиксный) способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т.п.).

Читайте также:  Болезнь бессонница с потерей памяти

Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

5. Сложение — это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.

Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.

Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).

Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.

Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы – посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы – от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).

Обобщение в виде таблицы (к B1)

1. Приставочный Действует в словообразовании слов всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголах

писать → Вписать, НАписать, ЗАписать, НАДписать, ПЕРЕписать, ПОДписать, Списать.

внук → ПРАвнук, общественный → АНТИобщественныЙ

2. Суффиксальный Этот

способ действует в образовании всех основных частей речи

источник

В русском языке постоянно появляются новые слова. Это закономерное явление связано прежде всего с потребностью носителей языка назвать новые предметы и явления действительности, обновить имеющиеся словарные ресурсы за счёт более экспрессивных, более выразительных слов. Процесс образования новых слов на базе имеющихся называется словообразованием.

Словообразование –образование слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксов (значимых частей слова), словосложения и других формальных средств.

Вновь образованные слова называются производными (или мотивированными),а те, от которых образуются новые слова,— производящими.

В зависимости от того, какие языковые средства используются для образования слов в русском языке, выделяются следующие способы словообразования:

1) морфемный –образование слов с помощью сочетания морфем по существующим в языке правилам;

2) морфолого-синтаксический —образование новых слов путём перехода его из одной части речи в другую. Например, в словосочетании «столовая комната» слово «столовая» является прилагательным, а в словосочетании «большая столовая» — существительным;

3) лексико-семантический —расщепление одного слова на два омонима: «чайник» — сосуд для кипячения воды и «чайник» — человек, являющийся новичком в какой-либо области;

4) лексико-синтаксический — слияние словосочетания в одно слово, например: сей час – сейчас; с ума сошедший – сумасшедший.

Основным способом словообразования в русском языке является морфемный способ.

Морфемный способсловообразования имеет следующие разновидности в зависимости от того, какие морфемы используются для образования слов:

1) суффиксальный способ — образование слов посредством суффикса. Этот способ — ведущий в русском словообразовании, например: серебро — серебряный, ночь – ночник, приветливый – приветливость;

2) префиксальный– образование слов при помощи приставок, например: ехать – подъехать, доехать, выехать, уехать;

3) префиксально-суффиксальный способ– образование слов при помощи приставки и суффикса одновременно, например: темно — дотемна, небеса – поднебесный;

4) постфиксальный —образование слов при помощи постфикса, например: брить – бриться;

5) префиксально-постфиксальный –образование слов путём присоединения префикса и постфикса одновременно, например: спать – выспаться;

6) суффиксально-постфиксальный– образование слов путём присоединения суффикса и постфикса одновременно, например: труд – трудится;

7) префиксально-суффиксально-постфиксальный– образование слов путём присоединения приставки, суффикса и постфикса одновременно, например: верить – разувериться;

8) безаффиксный (или безсуффиксный)– образование слов путём отсечения, отбрасывания окончания и суффикса, например: зелёный – зелень, глубина – глубь, уговорить – уговор;

9) сложение– способ образования слов при помощи сложения имеет следующие разновидности:

а) сложение основ слов с помощью соединительных гласных (интерфиксов, например: пылЕсос, телОхранитель Нередко в этом случае участвуют и суффиксы, например: левОбережный;

б) сложение целых слов, например: сапоги-скороходы, шапка-невидимка;

в) сложение части основы слова с целым словом, например: турпоход – туристический поход;

г) сложение слогов или частей слова, например: завуч – заведующий учебной частью;

д) сложение названий начальных букв, например: МГУМосковский государственный университет;

е) сложение начальных звуков, например: вуз – высшее учебное заведение.

Такие сложносокращенные слова (два последних примера) называются аббревиатурами(от лат. abbreviare – «сокращенно излагать»0. Таким способом образуются только имена существительные.

Различные способы словообразования в русском языке делают нашу речь богатой и экспрессивной, то есть позволяющей передавать самые тонкие эмоциональные оттенки. И всё это возможно благодаря разнообразию оценочных аффиксов, с помощью которых слова получают другую стилистическую окраску. Например, нейтральное слово «дом» с помощью различных аффиксов может приобретать различные оценочные значения: «домик» (уменьшит.-ласк.), «домишко» (пренебреж.), «домище» (увеличит.).

Иногда образование нового слова меняет его стилистическую окраску, привнося иной эмоционально-экспрессивный оттенок или изменяя сферу употребления слова (например, «жилет» и «жилетка» — первое употребляется в книжной речи, второе характерно для разговорной).

Задание 1. Определите способ словообразования в следующих словах:

Безопасность, банковский, безналичка, вирусный, вирусология, вкладчик, загнивание, девятиэтажка, добудиться, компьютерщик, контрмера, кредиторский, малообеспеченный, маршрутка, МРОТ, персоналка, по-христиански, развал, раскрутиться, распродажа, секретарь-референт, системщик, сканирование, творец, турагентство, факс-модем, фирмач, читалка, южане.

Выделяются две группы словообразовательных моделей.

1. Способы словообразования, которые закрепляются за определённым стилем.

Например, способы образования слов книжного и разговорного стиля. В свою очередь, книжные слова делятся на книжно-нейтральные (например, существительные с суффиксом –е(ние), -ость, -аци(ия), -изац(ия): рассмотрение, наследственность, поэтизация, автоматизация), книжно-возвышенные (например, глаголы с приставкой воз-: возгореться, восстать), а также слова, закреплённые за определённым функциональным книжным стилем (например, суффиксы –ит, -ин в научной речи: нефрит, аспирин; приставка анти- в публицистической речи: антигосударственный и т.д).

Среди разговорных слов можно также выделить разговорно-нейтральные, которые постоянно используются в разговорной литературной речи и не воспринимаются в ней как стилистически окрашенные. Однако при перенесении их в иную сферу употребления они приобретают особую окраску разговорности, сниженности (например, кассирша, мелкота и т.д.); сюда же следует отнести и слова, закреплённые за разговорной речью людей определённых профессий (например, ультрафиолет и т.д.).

2.Способы словообразования, которые выражают субъективную оценку автора (уничижительные, возвышенные и др.).

В основном субъективная оценка выражается с помощью слов с оценочными суффиксами: уменьшительно-ласкательными, увеличительными, пренебрежительными и т.д.

Некоторые суффиксы сами по себе имеют ярко выраженную разговорную окраску. Это суффиксы –к-(тетрадка, гармошка); -ик (ножик); -ль (враль); -ун (хвастун); -ух-(-юх-) (стряпуха); -отн- (толкотня) и др.

Ещё более сниженный характер придают высказыванию суффиксы –уг-

(-юг-) (ворюга), -их- (врачиха), -ех- дурёха и др.

Словообразовательные ресурсы языка широко используются в художественной литературе для оценки, например, существительных в создании образов героев, для выражения разнообразных оттенков значений в оценочных суждениях.

Задание 2.Прочитайте цитаты из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Вспомните, кому из героев принадлежат эти высказывания. Найдите в них слова с эмоционально-экспрессивной окраской. Какую функцию эти слова выполняют в приведённых высказываниях?

1. «Французик из Бордо. Посмотришь, вечерком он чувствует себя здесь маленьким царьком».

2. «Ваш шпиц – прелестный шпиц, не боле напёрстка, я гладил всё его: как шёлковая шёрстка».

3. «Как станешь представлять к крестишку ли ли к местечку, ну как не порадеть родному человечку».

4. «Будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых – то и жених».

источник

Этот способ словообразования заключается в прибавлении к производящей основе слова приставки (префикса). Например: «бежать – добежать», «приятель – неприятель», «внук – правнук» и др. Важно, что при этом способе словообразования слово не меняет части речи. То есть от существительного можно образовать только существительное, от глагола только глагол и т.д. Присоединение приставки к слову может изменить семантику слова. Все понимают разницу между глаголами «уйти» и «прийти», «переехать» и «доехать».

Суффиксальный способ словообразования реализуется путем прибавления к основе слова суффикса. Например: «учить – учитель», «белый – белить», «академия – академик», «снег – снежный», «заявлять – заявление» и др. В разговорной практике чаще всего при образовании слов используются суффиксы «–тель-», «-н-», «-к-», «ение-», «-ник-».

Этот способ словообразования встречается реже, чем суффиксальный. Используется для образования только существительных. В русском языке значительное количество слов, образованных от основы слова с помощью нулевого суффикса. Например: «входить – вход», «бегать – бег», «синий – синь» и др. Когда существительное образуется от прилагательного, то меняется конечный согласный и ударение слова. Если слово образовывается от глагола, тогда основа этого глагола не изменяется. Иногда суффиксальный способ образования называют флексийным.

Сложение основ двух слов используют при словообразовании нечасто. Основосложение позволяет создавать новые сложносокращенные и сложные слова. Сложные слова образуются путем сложения полных основ с помощью соединительных гласных «о» и «е». Например: «лесостепь», «научно-исследовательский», «водопровод» и др. Сложносокращенные слова образуются путем сложения усеченных основ. Наиболее продуктивным при таком способе словообразования является образование существительных мужского рода.

Если усекается производящая основа слова по аббревиатурному принципу, то получается сокращенное слово. Такие слова редко воспринимаются носителем языка как сокращенные и активно употребляются в речи. Например: «специалист – спец», «заместитель – зам», «заведующий – зав» и др.

Аббревиация объединяет в себе все типы сложносокращенных и сокращенных способов образования. Основа слова усекается до минимального форманта, а затем эти основы складываются. Например: вуз, СССР, МГУ и т.д.

В повседневной речи часто используются смешанные способы словообразования, которые помогают сделать речь более разнообразной и насыщенной.

Префиксальный, или приставочный, способ словообразования заключается, как видно из названия, в добавлении к основе слова приставки. Причем основа может быть одинаковой, а смысл, привнесенный той или иной приставкой, — совершенно противоположный. Некоторые из приставок добавляют к смыслу основы законченность действия, как например, в паре «бежать – добежать». Какие-то префиксы усиливают значение того или иного слова, как в примере «важный – архиважный», или «мозг – супермозг». Добавление других приставок, наоборот, создает слово, противоположное по значению исходному. Это такие приставки, как –анти, -без, -а, -дез, -ре, -де и другие.

Образовать новые слова можно и путем присоединения к основе слова одного из суффиксов, существующих в русском языке. В большинстве случаев после такой процедуры слово меняется не только в написании и произношении, но и становится другой частью речи. Так, глагол может стать существительным, прилагательное – глаголом, а существительное – прилагательным. Например, белый – белеть, бежать – бегун, удобство – удобный. Существенную часть слов, образованных суффиксальным способом, составляют слова, обозначающие профессии или род деятельности. Например, программа – программист, учить – учитель, танец – танцор и так далее. В группе слов, образованных с помощью суффиксации, в отдельную подгруппу объединяют слова, которые были образованы путем присоединения нулевого суффикса. К примеру, выходить – выход, бегать – бег. Этот вариант словообразования еще иногда именуют безсуффиксным.

В противоположность префиксации постфиксальный способ образования слов подразумевает присоединение к некому целому слову так называемого постфикса. Для того, чтобы стало понятнее, не лишнем будет привести пару примером: какой – какой-либо, что – что-нибудь, где- где-то и так далее.

Помимо отдельно представленных способов словообразования имеются и их комбинации. Одной из таких комбинаций является приставочно-суффиксальный способ, при котором к основе слова добавляются одновременно и приставка, и суффикс. Примером таких случаев могут служить пары «дорога – придорожный», «берег – прибрежный». Другим смешанным способом образования слов является способ, заключающийся в прибавлении к слову и суффикса, и постфикса. Например, гордый – гордиться.

источник

Лексический состав языка постоянно пополняется. И не только за счёт заимствований из других языков, как кому-то может показаться.
Например, вместе с компьютерами в мир пришло слово компьютер, которое было заимствовано русским языком из английского: computer. Это слово быстро стало широкоупотребительным и уже в русском языке по правилам нашего словообразования от него были образованы другие новые слова:

компьютер→компьютерный,
→компьютерщик,
→компьютеризация

Значит, для образования новых слов у языка есть собственые внутренние механизмы. Их изучает словообразование.

Не удивляйся: термин словообразование употребляется в разных значениях:
1) процесс образования слов в языке;
2) раздел языкознания, эти процессы изучающий.

Производное слово – это слово, основа которого образована от другой основы и мотивирована ею. Мотивирована — значит, связана с ней по смыслу и объясняется, толкуется ею.

Домик – это маленький дом (связь по смыслу)
Домикдом (слово домик образовано от основы дом с помощью суффикса -ик, производная основа: домик)

Следовательно: слово домик производное, а слово дом нет.

Производная основа – основа нового слова, например: конфетка←конфета, весенний←весна.

Производящая основа – основа, ближайшая по форме и смыслу к производной основе: весна→весенний, конфета→конфетка.
При образовании сложных и составных слов у них бывает две производящие основы: вод (вода) и воз (возить)→водовоз или комбинация производящих основы и слова: жёлт (жёлтый) и красный→жёлто-красный.

Производная основа образована от производящей. Если в современном языке у слова не определяется производящая основа, то слово непроизводное. Это слова, которые не образованы от других слов: весна, там, около.

Средство словообразования — это то, с помощью чего образуются слова. Природа словообразовательных средств различна. К ним относятся:

  • словообразовательные морфемы
  • специальные операции с основой слова

Природа средств различна, но предназначение у них схожее: служить для образования одних слов от других.

Словообразовательные морфемы — это

  • приставки, например: за-, на-, до-, пере- в словах записать, написать, дописать, переписать
  • суффиксы, например: -тель-, -ик-, -онок- в словах писатель, садик, медвежонок

Cпециальные операции с производящей основой или несколькими основами — это особые действия, которые позволяют образовывать слова без участия приставок и суффиксов, к примеру, такими операциями являются:

  • сложение основ: дымоход, водопровод
  • сращение основ: труднодоступный, малопонятный
  • сокращение основы: спец, комп и некоторые другие.

При образовании слов могут использоваться одно или сразу несколько средств. Например, при образовании слов бездомный, справа, по-нашему использованы одновременно и приставки, и суффиксы.

На иллюстрации видно, что бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Во многих учебниках об этом способе не сказано ничего: авторы его не выделяют. Однако в КИМах ЕГЭ этот способ учитывается. Поэтому в нашу схему бессуффиксальный способ включён, но его особое место среди прочих, безоговорочно выделяемых всеми авторами учебников, отмечено пунктиром. И в дальнейшем, на других иллюстрациях такая линия покажет, что элемент содержания вызывает разные интерпретации.

У ряда авторов встречается термин бессуффиксальный.

Способ словообразования – сам процесс образования производной основы от производящей основы. Способ определяется в зависимости от средства словообразования. Возможна комбинация разных способов.

Понятия: средство и способ словообразования — разные, эти термины следует различать и употреблять правильно. При этом важно понимать, что способ словообразования определяется в зависимости от используемого средства. Например, если средством является суффикс, то способ суффиксальный, если приставка, то приставочный, если суффикс и приставка вместе, то приставочно-суффиксальный. Названия же операциональных средств и способов словообразования совпадают. У слова нефтепровод средство словообразования — сложение основ, способ словообразования — тоже сложение основ. Не удивляйся этому. Таким образом лингвисты подчеркивают своеобразие операциональных средств, их особой природы.

Для русского языка характерны различные способы словообразования:

  • Приставочный: образование слов с помощью приставок: посмотреть←смотреть, пригород←город, недорого←дорого
  • Суффиксальный: образование слов с помощью суффиксов: вторник←второй, выдумщик←выдумать (усечение основы), заборище←забор
  • Приставочно-суффиксальный: образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник←окно, втихаря←тихо (усечение основы), затенить←тень
  • Бессуффиксный (бессуффиксальный): выход ← выходить, высь ← высокий
  • Сложение: соединение частей основ разных слов: лесостепь, диван-кровать
  • Сложение в сочетании с суффиксацией: головоломка, вагоноремонтный
  • Сращение: долгоиграющий, быстрорастворимый
  • Сокращение основы: зав, зам
  • Аббревиация, то есть образование сложносокращённых слов: РФ, МГУ, зарплата, военком
  • Изменение части речи: больной, столовая

Частотно образование слова сопровождается явлениями, которые облегчают взаимоприспособление производящей основы и словообразующего средства: приставки, суффикса, корня.

  • Чередование гласных и согласных, например: дорога→дороженька (чередование г//ж)
  • Вставки интерфикса — соединительного элемента, служащего фонетической связкой при сложении основ, например: пар+ ходить (усечение основы)→пароход
  • Усечение производящей основы: катать→кат+ок (суффикс глагольной основы –а при образовании нового слова усечен)
    Эти явления нужно уметь заметить и прокомментировать.

Слов в языке великое множество. Среди них вы должны находить производные. Они образованы по-разному. Школьная программа требует уметь определять производную и производящую (или производящие) основы. Нужно понимать, с помощью каких средств образовано производное слово, а также называть способ словообразования.

В школьном курсе словообразованию уделяют много внимания, но при обучении теории отводится совсем немного времени. Однако сделать словообразовательный анализ правильно невозможно, если ты не знаешь основ теории. Не обольщайся тем, что тебе легко удаётся словообразовательный разбор самых простых примеров.

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *