Меню Рубрики

Кто написал романс бессонница

  • «Пятая графа» (3)
  • Cхемки для дневника (96)
  • Автомобили (39)
  • Авторские песни (82)
  • Альбомы музыка (83)
  • Английский (20)
  • Анимация (13)
  • Анна Герман (4)
  • Ансамбли (7)
  • Антиквар (35)
  • Артисты (911)
  • Архитектура (315)
  • Аудиокниги (30)
  • Афоризмы (41)
  • Аэрофотопанорамма (3)
  • Балеро (21)
  • Бардовские песни (15)
  • Блюз (8)
  • В мире животных (346)
  • Валерий Ободзинский (5)
  • Вечерний квартал 95 (90)
  • Видео (527)
  • Голос (9)
  • Господин хороший (89)
  • Данила Козловский (6)
  • Джаз (32)
  • Джемма Халид (8)
  • Дизель шоу (27)
  • Дмитрий Хворостовский (7)
  • Женщины (312)
  • ЖЗЛ (588)
  • Живопись (1035)
  • Здоровье (814)
  • Игорь Маменко (15)
  • изобразительное искусство (125)
  • Израиль моими глазами (1465)
  • история (5786)
  • Камеди вумен (162)
  • Катострофы (302)
  • Кино (395)
  • Коллажи (75)
  • Криминал. (834)
  • Кулинария (225)
  • Лауреаты конкурса Голос (2)
  • Леонид Филатов (3)
  • лучший талант в мире (63)
  • Любимые старые песни (177)
  • Любовь (158)
  • Мир прекрасен (312)
  • Мода (139)
  • Мой Харьков (31)
  • Музыка (997)
  • Мульт Личности (66)
  • Муслим Магомаев (16)
  • На троих \юмор\ (14)
  • Натюрморты (26)
  • Непутевые заметки (226)
  • Новости (309)
  • Один в один (1)
  • Одна за всех. (1)
  • Океан (42)
  • Оперета (27)
  • Отношения (214)
  • Очевидное-Невероятное. (123)
  • Песни разных народов (144)
  • Плакаты (11)
  • Плеер (30)
  • Плэйкасты (21)
  • Поздравления (121)
  • Полезно знать (494)
  • Полезные советы (172)
  • Политика (629)
  • Потап и Настя Каменских (5)
  • Прикладное искуство (26)
  • Приколы (13)
  • Природа (68)
  • Притчи (39)
  • Приют комедиантов (1)
  • Психология (44)
  • Разное (215)
  • Рамочки (34)
  • Рассказы-воспоминания моей жены Инессы (8)
  • Романсы (98)
  • Саксофон (15)
  • Сенсации (36)
  • Сказки мира (6)
  • Скрипка (24)
  • Скульптура (67)
  • Спорт (95)
  • Стихи (784)
  • Танго (65)
  • Танцы (279)
  • Театр на экране (35)
  • Украина мае талант (29)
  • Украина,происшествия. (2072)
  • Украинские песни (5)
  • Уральские пельмени (25)
  • Учебные пособия (227)
  • Фарфор (48)
  • Философия (46)
  • Флеш-плееры (10)
  • флеш-часики (6)
  • Флеш-эпиграфы (18)
  • Фото (521)
  • Футажи (2)
  • Цирк (122)
  • Цитаты (4)
  • Челентано. (21)
  • Шансон (51)
  • Экстрим (89)
  • Эмиль Горовец (2)
  • Эротика (442)
  • Это интересно (630)
  • Ювелир (46)
  • Юмор (1985)

бессонница. Романс о романсе

источник

Романсы Метнера вносят очень существенные черты в характеристику творческого облика композитора. Метнером написано в общей сложности около ста романсов, разносторонне отражающих особенности его творческого склада.

Для Метнера, автора многочисленных фортепианных произведений, романс не был чем-то второстепенным, к чему бы он обращался лишь в моменты отдыха между крупными сочинениями. На протяжении всей жизни, начиная с первых творческих шагов и кончая последними годами, Метнер писал романсы. Далеко не все из них равноценны и представляют одинаковый художественный интерес. Присущая композитору некоторая рационалистичность творчества, конечно, наложила отпечаток на отдельные образцы его вокальной лирики, подчинив контролю разума непосредственное выражение чувств. Но наиболее совершенные романсы пленяют тонкостью и большой глубиной. В них преобладают субъективные лирические настроения. Это иногда стремительный и страстный романтический порыв, но чаще — сосредоточенная и сдержанная лирика углубленно-философского характера.

Романсы многообразны: здесь есть и тончайшие музыкальные акварели, обычно связанные с зарисовками природы («Розы», «На озере», «Лишь розы увядают»), и масштабно развернутые драматические баллады («Перед судом»), элегии, выражающие наиболее глубокие философские темы («Бессонница»), стремительные вальсы («Могу ль забыть то сладкое мгновенье»), и патетические дифирамбы («Ночь»). Но основную массу составляют романсы — лирические, монологи, многогранно раскрывающие душевный мир человека.

Очень важным для Метнера был выбор поэтического текста. С первых опытов создания романса он предъявляет высокие художественные требования к слову, к поэтическому тексту романсов. За двумя-тремя исключениями мы встречаем у Метнера имена только таких поэтов, как Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев, Гёте, Гейне. Любимыми были Пушкин и Гёте, на текст которых он написал около половины романсов.

И это в период расцвета модернистского искусства, когда творческим воображением ряда композиторов завладели поэты-символисты — А. Белый, Ф. Соллогуб, З. Гиппиус, Вяч. Иванов. Композиторы, в тот период едва начинавшие свой путь, а впоследствии занявшие видное место в советской музыкальной культуре, Мясковский, Василенко, Крейн, Гнесин не избежали воздействия модернистской поэзии.

В большинстве романсов Метнер тяготел к литературным текстам преимущественно созерцательно-философским по своему строю. Стремясь к обобщенной передаче содержания, Метнер тем не менее чрезвычайно внимательно и чутко относился к соответствию между текстом и музыкой не только в пределах общего настроения, но и в отдельных подробностях. В то же время он никогда не сбивался на детальное иллюстрирование поэтического текста. Так рождались его действительно прекрасные сочинения, такие, как «Мечтателю», «Заклинание», «Бессонница».

Вокальная мелодика Метнера чрезвычайно своеобразна. Не обладая широтой линии и большим размахом, она часто приближается к ииструментальному звучанию. И это не случайно: Метнер рассматривал человеческий голос как «совершеннейший из инструментов». Отсюда и ряд специфических особенностей как в мелодике романсов, так и в применении нетрадиционных вокальных форм и жанров. Метнеру принадлежат, например, два крупных вокальных сочинения, не связанных с литературным текстом — «Соната-Вокализ», op. 41 № 1 и «Сюита-Вокализ», op. 41 № 2. Новые возможности голоса-инструмента раскрываются в развернутой виртуозной партии.

Свечи мазда 6 gh внеплановая замена свечей на мазда 6.

источник

Осень жизни,
Она всегда внезапна.
Осень жизни,
Как много дел на завтра!
И все ж приходит день такой,
Когда, пройдя
Свой Путь Земной,
Уходим мы
По Млечному Пути.

Осень жизни,
Она всегда внезапна.
Осень жизни,
Как много дел на завтра!
И все ж приходит день такой,
Когда, пройдя
Свой Путь Земной,
Уходим мы
По Млечному Пути.

Мне снился сон,
Короткий сон,
Длиною в жизнь.
Земля в цветах,
Земля в огнях,
Земля в тиши.
Спасибо, жизнь,
За праздник твой —
Короткое свидание с землей!

Выберите одно из направлений жанра, наиболее подходящее к данному исполнителю Владимир Асмолов
Результат голосования будет виден после обновления страницы.
Голосование с одного IP-адреса возможно только раз в сутки!

Направление жанра исполнителя:
классика русского шансона 87
русский шансон 45
авторская песня 34
дворовая песня 12
эстрадный шансон 26
рок-шансон 5
восточный шансон 4
военный шансон 2
русские песни и романсы 9
еврейские песни 4
цыганские песни 6
актёрская песня 9
Всего: 243

Официальный сайт:
asmolov-vladimir.narod.ru

Официальный сайт » есть
Фото исполнителя » есть
Биография » есть
Альбомы » 38
Сборники » 18
Песни » (всего) 799
(уникальных песен) 391
Тексты песен » 363
Фотографии » 54
Статьи » 2
Видео » 6

Слова: В. Асмолов
Музыка: В. Асмолов

Архангельская конница
Затмила небеса.
Бессонница, бессонница —
Хоть выколи глаза!
И я свою бессонницу,
Как лошадь в поводу,
По вымершему городу
Выгуливать веду.

Поверь, мне так не хочется
С тревогою в груди
Бродить с моей бессонницей
По Млечному пути.
Но что же тут поделаешь,
Когда не спится ей,
Бесплодной и бессмысленной
Бессоннице моей.

Кто-то где-то богу молится,
Кто-то где-то дрянью колется,
Кто-то где-то пьяный ломится
В чью-то дверь в ночи.
Только нам с моей бессонницей
Ничего уже не хочется,
В потолок уставим очи
И молчим.

Любовница постылая,
Бессонница моя,
Не муза белокрылая,
А так — галиматья.
Как в одиночной камере
В плену пустых ночей
Лежу в объятьях каменной
Бессонницы моей.

Кормлю ее таблетками,
Пою хмельным вином,
Но лишь ночами редкими
Я забываюсь сном.
И снится мне околица
Далекого села,
Где первая бессонница
В постель ко мне легла.

«Russianshanson.info» — портал о русском шансоне.
Новости шансона, афиша концертов. Биографии, дискографии и фотогалереи исполнителей и групп. Тексты песен, музыка в mp3. Статьи.

На сайте «Информационный портал шансона» Вы можете найти информацию об исполнителе Владимир Асмолов.
Доступны следующие разделы: «Биография», «Дискография», «Тексты песен», «Статьи», «Фотогалерея».
При наличии в каталоге сайта ссылок на видео с youtube.com Владимир Асмолов автоматически появляется раздел «Видео онлайн».
В разделе «Ссылки» можно найти список сайтов о творчестве исполнителя или добавить самостоятельно сайт с информацией об исполнителе.
Материал для страницы Владимир Асмолов взят из открытых источников или добавлен пользователями сайта «Информационный портал шансона» и является собственностью автора.
За содержание текстов и фото администрация сайта ответственности не несет.
При копировании текстов и фотографий с сайта «Информационный портал шансона» ссылка на russianshanson.info обязательна.
Если Вы обладаете уникальными обложками альбома Владимир Асмолов Ностальгия — 89. Антология 2002 (лицевая/оборотная стороны) или теми, которых на данный момент нет на портале в дискографии исполнителей, или они лучшего качества и большего размера – поделитесь, будем благодарны!
Просьба фотографии присылать без логотипов!
Для ускорения занесения информации по исполнителю Вы можете отправить заявку на или задать вопрос, заполнив форму здесь

— выделите и скопируйте нужный фрагмент текста на текущей странице, а затем вставьте его в поле «Ошибка в тексте»
— в поле «Правильный вариант» напишите исправленный текст или опишите неточность(поправку), желательно указав источник(адрес сайта)

источник

Текст песни:

До края земли солнце краем дотронется,
И окна малиновым вспыхнут огнем.
И выйдет терзать мою душу, бессонница,
Из черной пещеры, где пряталась днем.

Душа скорбит и молится у бездны на краю,
И ждет, когда бессонница начнет игру свою,
Тоска за мною гонится, за прошлое плачу,
Уйди, прошу, бессонница, забыть его хочу.

И светлые помню я дни, и хорошие,
Но все заслонит вдруг былая беда,
И ночь напролет убегаю от прошлого,
И все убежать не могу никуда.

Душа скорбит и молится у бездны на краю,
И ждет, когда бессонница начнет игру свою,
Тоска за мною гонится, за прошлое плачу,
Уйди, прошу, бессонница, забыть его хочу.

Наступит рассвет и душа успокоится,
И будет лазурный сиять небосвод,
Но в черной пещере волчица-бессонница,
Меня вспоминает и вечера ждет.

Душа скорбит и молится у бездны на краю,
И ждет, когда бессонница начнет игру свою,
Тоска за мною гонится, за прошлое плачу,
Уйди, прошу, бессонница, забыть его хочу.

Запись и сведение — студия «Салам», Тверь
Цифровой ремастеринг — Андрей Субботин

Песня написана Леонидом Дербеневым специально для Филиппа Киркорова, однако Алла Пугачева сказала, что ему «рано петь такие песни» и исполнила ее сама.

Существует ремикс на песню 1994 года под названием «Тоска» (из-за того, что вначале песни АБ несколько раз повторяет это слово). Вокал в «Тоске» переписан.

Песня-рекордсмен. Она продержалась в сольных программах Пугачевой более 13 лет!

Исполнение:
1994 год:
— «Рождественские Встречи 1995», клип

1995 год:
— «Песня Года»

1997 год:
— Сургут-Москва (ТВ6)

1999 год:
— Концерт ко Дню Милиции

2000 год:
— 10-летие Службы Спасения России

2001 год:
— Праздничный концерт ко дню железнодорожника

2002 год:
— Сольные концерты (2002-2007)

2007 год:
— Сольные концерты Аллы Пугачевой. Включая последний концерт тура «Поет Алла Пугачева» в Сочи

2009 год:
— Концерт а Баку (5 сентября, не «Сны о любви»)

Другие исполнители песни:
— Юлия Михальчик («Жизнь прекрасна», Домашний, эфир от 12.04.2009)

Алла Пугачева:
Мне очень нравится песня «Бессонница», хотя и ее я писала не для себя. Все-таки для себя я пишу, не рассчитывая на хит. Я, скорее, пытаюсь что-то раскрыть, а не сделать шлягер. С этим текстом пришел Леня Дербенев и сказал: «Давай напишем кому-нибудь песню». Я согласилась. Для кого писала? Не знаю. Любой, в принципе, мог бы исполнить «Бессонницу». Эта песня — для всех, поэтому она и «пошла», кто бы ее ни спел, она все равно бы зазвучала. Да и вообще мне легче написать для кого-то другого, чем для себя.

(Пресс-релиз к альбому «Не делайте мне больно, господа», 1995)

Вера Дербенёва (супруга Леонида Дербенёва):
— Дербенев устроил в Театре эстрады свой первый и единственный творческий вечер. Пригласил на концерт и Аллу. Я до сих пор помню, как эта троица — Зацепин, Дербенев, Пугачева, — обнявшись, стояли на сцене. Леня плакал от счастья. А потом он все время повторял: “Господи, какие же мы дурные были, зачем нужны все эти амбиции? Сколько было упущено времени, столько не написано песен для Аллы, и все из-за каких-то дурацких обид”. Мне тогда казалось, что наконец наступил момент примирения и что теперь они наверняка снова начнут работать вместе. Но я ошибалась. Прежние отношения так и не возобновились.

— Но ведь Алла Борисовна все-таки исполнила песню Дербенева “Бессонница”?
— Это случилось намного позже. Когда Филипп с Аллой поженились, они стали чаще приезжать к нам. Совсем как в прежние времена. Помню, когда Леня показывал Алле новый репертуар Филиппа, Пугачева говорила: “Он еще молод, чтобы петь такой серьезный репертуар”. Зато из того репертуара Алла взяла себе “Бессонницу” и сама написала музыку к ней.

«Московский комсомолец», № 1024 от 15 апреля 2004, статья «Сесть бы с Аллой, взять пол-литра!»

Алла Пугачева:
— Я хочу сказать, что с тех пор, как я начала писать песни для себя, у меня всегда была мечта написать для кого-то. И ни разу это не получилось! Один раз, мы целенаправленно, с Леонидом Петровичем Дербеневым сели и написали песню для исполнительницы (не буду говорить какой). Это была песня «Бессонница». Как только мы ее написали, нас «жаба задушила», и мы захотели заработать. Короче… Круче денег, это то, что песня стала любимой и популярной…

запись программы «ДОстояние РЕспублики» на Первом, 18 ноября 2010 г.

источник

Яркой жемчужиной в ожерелье ранних произведений Осипа Мандельштама является стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», которое написано в несколько нетрадиционной для автора манере.

Идея стихов родилась во время поездки Мандельштама в Испанию к товарищу по перу Максимилиану Волошину. Там Волошин показал Осипу фрагмент древнего корабля, из которого поэт создал образ песчинки древней флотилии из «Илиады» Гомера. В один клубок сплелись – бессонница, которой страдал Мандельштам, паруса древних кораблей и произведение Гомера.

Древнегреческий поэт в своей «Илиаде» рассказывал, как собиралась армада кораблей для войны с Троей. Судов было более 1000, поэтому не мудрено, что Осип вообразил себе только половину флотилии. Потом заснул – бессонница разомкнула свои объятья.

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?

Напомню, что в поэме Гомера Елена – дочь Бога и женщины, а также жена спартанского царя Менелая. Её похищение Парисом, сыном царя Трои, и стало причиной великой Троянской войны.

Мандельштам пишет, что если бы не было похищения Елены, то до Трои не было бы никакого дела. Фактически, Елена, точнее её похищение троянцами, и разожгло пожар войны. Не хотел ли в 1915 году Мандельштам провести параллели с началом Первой мировой войны, ведь до убийства Франца Фердинанда также никто не помышлял о войне? Разница только в том, что у Гомера войну начала любовь (ради неё похищена Елена), а в Европе война начинается из-за убийства, из-за политических разногласий. Причины разные – результат один.

И море, и Гомер — все движется любовью.

Мандельштам акцентирует внимание на естественную силу любви. Ранее практически всегда из-за неё начинались войны, отправлялись в бой армады кораблей и сходились в рукопашной тысячи солдат. Сейчас любовь отодвинута на задворки, она больше не владеет умами тех, кто наверху принимает решение. Сегодня вместо любви – деньги и власть.

В этих глубоких размышлениях над прошлым и настоящим автора и настигает сон, подобный громаде моря, по которому ещё вчера плыли вереницы гомеровских кораблей на войну с Троей:

И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Яркое короткое стихотворение, быстро выучить которое помогает небольшой размер и чёткая рифма.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи —
На головах царей божественная пена —
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер — все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
август 1915

Предлагаем, напоследок, послушать стихотворение в исполнении Сергея Юрского.

источник

Губами губ твоих коснусь,
Твоё дыхание вдохну.
Чуть слышно Богу помолюсь
Благословения приму.

На руки бережно возьму,
Так чтоб не проснулась ты,
Чтоб даже не успела ты опомнится.
Доверясь лунному пятну
Унесу тебя за город,
Унесу тебя — моя бессонница

Пусть
Пусть тебя разбудят соловьи своими золотыми трелями..
Пусть
Волосы и губы твои насладятся росными капелями
Пусть
Небо не молчит пускай наполнит наши души переливами..
Пусть Бог благословит
Благословит чтоб были мы с тобой счастливыми

На нежном бархате лугов,
Травою вытканном ковре.
Глаза в глаза, моя любовь
Свои признания дарит мне

Святая Божья красота —
В жизнь мою вошедшая,
Прекрасная, единственная женщина
Ты мне подарок от Христа,
Избрана ты Богом для меня
И вечной святостью увенчана
Пусть
Пусть тебя разбудят соловьи своими золотыми трелями
Пусть
Волосы и губы твои насладятся росными капелями
Пусть
Небо не молчит пускай наполнит наши души переливами
Пусть Бог благословит
Благословит чтоб были мы с тобой счастливыми,
Счастливыми, счастливыми

Слова песни прочитаны: 769

  • Юг Валерий — Спасибо родителям минус
  • Валерий Меладзе — Чего не могут люди
  • Валерий Чередниченко — Огрубела душа моя
  • Валерий Юг — Дарите женщинам цветы
  • Валерий Меладзе — Потерян и не найден минус
  • Меладзе Валерий — Самба белого мотылька
  • Валерий Ободзинский — Настоящая любовь
  • Сурган Валерий — С чего начинается Родина
  • Сурган Валерий — Путь далек у нас с тобою
  • Валерий Мик — Дом, где мы вырастаем
  • Валерий Ободзинский — Аравийская песня
  • Валерий Сюткин — Московский бит минус
  • Залкин Валерий — Я твои целовал колени и судьбе говорил СПАСИБО
  • ВАЛЕРИЙ ЯЦЕНКО — ЗАЧАРОВАНА-ОКОЛДОВАНА Г.Баже
  • Валерий Залкин — Капали слезы
Читайте также:  Безвредные препараты от бессонницы

Мы собрали более 100 000 страниц с произведениями самых популярных музыкантов нашего времени. Отбирались не только русские, но также казахские, украинские, белорусские, а также англоязычные авторы. В их число попали слова песни Валерий Чередниченко Бессонница [128] (Романсы), которые часто поют не только в России, но и за рубежом.

Наш сайт представляет из себя огромный музыкальный архив, состоящий из композиций самых разных жанров. Поэтому, если вы желаете спеть в караоке песню Бессонница [128] (Романсы) за авторством Валерий Чередниченко, то вы попали по адресу. Вам не придётся напрягаться и спрашивать нужные стихи. Мы уже подготовили их для Вас в удобном формате.

Даже если вы новичок в интернете вы запросто поймёте правила действия, ведь они элементарны. Не помните точное название? Не беда! У нас на сайте есть алфавитный указатель, который поможет найти нужый трек не только по названию, но и по имени исполнителя, требуется всего лишь кликнуть на соответствующую букву. Текст песни Бессонница [128] (Романсы) — Валерий Чередниченко находится прямо под онлайн плеером. Поскольку исполнитель является настоящий звездой, то чуть ниже мы добавили полный список авторских стихов. Достаточно лишь нажать на имя музыканта.

источник

“В том краю тишина бездыханна,
Только в гуще сплетенных ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный
Славит бурю цыганских страстей. “

Это стихотворение А. А. Блок посвятил знаменитой певице, королеве русского романса Анастасии Вяльцевой.

Дочь орловской крестьянки, в юные годы она работала младшей горничной в гостинице на Крещатике. Однажды там остановилась известная оперная прима Серафима Бельская. Услышав пение убиравшей её номер девушки, она была поражена её талантом и составила протекцию в театральных кругах.

Первое сольное выступление Вяльцевой состоялось в Москве в 1897 году. Ей было двадцать шесть лет.

Уже тогда определилась ее знаменитая творческая манера: она пела ярко, легко, свободно. Ее называли «певицей радостей жизни», потому что песни в свой репертуар Анастасия Дмитриевна придирчиво отбирала сама, отвергая те, в которых были слова «смерть», «разлука», «печаль», «горе», «тоска».

«Вот что значит истинный талант! Вот где душа гения, озаренная божественным отражением»,

— восхищённо говорил И. Е. Репин.

“Ночи безумные, ночи бессонные,
Душные комнаты, пенье цыганское;
Страстные речи, глаза утомленные!
Смятые розы в бокалах шампанского!”

Этот романс прославил Вяльцеву. Среди ослеплённых талантом восходящей примы был тридцатилетний чиновник, сын губернского секретаря (один из низших чинов в табели о рангах Российской Империи) Николай Владимирович Зубов. С детских лет он тянулся к музыке, к которой пристрастил его меломан-дядя, часто собиравший в своём вологодском доме хор, которым руководил сам.

Так как семья Зубовых жила в большой бедности, Николай Владимирович не смог получить музыкального образования и даже не знал нот. При этом он был удивительно талантлив, имел превосходную память и всё, что слышал, мог сразу сыграть «на слух», спеть любую мелодию из многих опер, а свои сочинения исполнял на рояле наизусть, и его товарищи записывали их нотными знаками.

Гениальный самоучка, Зубов сочинял вокальные произведения и фортепианные миниатюры, со свойственной ему душевной щедростью посвящая их родным и друзьям. Сначала это были салонные музыкальные презенты, затем серьезные классические романсы для солистов императорских театров. Два романса на собственные стихи «Камама тут» («Люблю тебя») и «Жажду свиданья» Николай Владимирович посвятил певице Раисе Раисовой.

Имя Зубова стало чрезвычайно популярно на рубеже XIX-XX веков, ноты с его произведениями издавались гигантскими тиражами, в 5-10 раз превышавшими тиражи классической музыки.

Встреча с Анастасией Вяльцевой открыла новую страницу в творчестве молодого композитора, вспыхнувшее чувство вдохновило его на создание десятков романсов, большая часть которых были посвящены его музе и исполнены ею.

Среди них наиболее известны и популярны романсы «С тобой вдвоем», «Под чарующей лаской твоею» и «Не уходи», которые до сих пор непременно включают в свои программы почти все исполнители этого жанра.

“Не уходи, побудь со мною,
Здесь так отрадно, так светло,
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.
Побудь со мной,
Побудь со мной. ”

Свой самый знаменитый романс Николай Владимирович написал в 1899 году, в год своего знакомства с Вяльцевой. Долгое время автором стихов считался поэт М. П. Пойгин, но позднее было установлено, что написаны они самим Зубовым. Кроме «Не уходи», примерно десять романсов были написаны Николаем Владимировичем на собственные стихи.

В ответ на «Не уходи» композитор П. Дельме создал романс «У самых нежных слов нет сил…»:

“Не уходи, побудь со мной,
Мне так отрадно и светло,
У самых нежных слов нет сил
Пересказать, как я любил,
Кумир прелестный.
Как много тратил я речей,
Чтобы зажечь во тьме ночей
Огонь небесный.

Еще одна моя мечта —
Расцеловать тебя в уста,
Едва касаясь.
В груди к другому страсть тая,
Вообрази, что это я,
К нему ласкаясь.

Упрек не стоит ничего,
Когда несешь с собой его
В уединенье.
А помнишь, как вчера еще
Мы целовались горячо
Мне в утешенье.

Прощай! Пробил разлуки час,
Огонь любви в тебе погас,
Ты прихотлива.
Другой прижмет тебя к груди,
Забудешь клятвы ты, иди
И будь счастлива!”

К сожалению, чувство Николая Владимировича осталось без взаимности… Сердце Анастасии Вяльцевой было отдано блестящему гвардейскому офицеру Бискупскому.

Василий Викторович Бискупский происходил из семьи тайного советника Виктора Ксаверьевича Бискупского, экс-губернатора Томска. Мать его, Елена Васильевна, в девичестве носила фамилию Римская-Корсакова. Бискупский, бывший моложе своей избранницы на семь лет, преданно любил певицу и женился на ней.

Его родители, аристократы, отнеслись к крестьянскому происхождению невестки снохи спокойно и без колебаний благословили молодых.

Однако брак этот долгое время держался в секрете, так как подобный мезальянс мог повредить военной карьере Василия Викторовича. Их тайну знали лишь немногие близкие друзья. Николай Зубов, в течение шести лет трепетно обожавший Анастасию Дмитриевну и посвящавший ей все свои произведения, узнал её лишь, когда грянула Русско-Японская война…

В 1904-м году Вяльцева разорвала контракт на огромную по тем временам сумму в 26 тысяч рублей и отправилась на фронт рядовой сестрой милосердия.

Василий Викторович был тяжело ранен и, наотрез отказавшись от эвакуации в тыл, лежал в госпитале. «Сестрица Анастасия» выхаживала его и других раненых, работая без устали и скрывая своё настоящее имя.

Впрочем, долго сохранять инкогнито не получилось, знаменитую певицу узнали и упросили дать в Харбинском Летнем театре концерт «в пользу увечных и семейств убитых нижних чинов Заамурского округа», имевший грандиозный успех.

Брак Вяльцевой и Бискупского стал достоянием общественности. Как и следовало ожидать, конногвардейское начальство не одобрило мезальянса, и Василию Викторовичу пришлось уйти из полка. Когда Анастасия Дмитриевна отправилась на Дальний Восток, Николай Зубов посвятил ей свой последний романс с говорящим названием «Я хотел тебя забыть…».

Как сложилась судьба композитора-самородка дальше, неизвестно. После 1906-го года следы его теряются. Может быть, Николай Владимирович, щедро даривший свою душу, вкладывая её в создаваемые произведения, просто исчерпал себя, допел свои песни и замолчал, может быть, не встретилось музы, равной Вяльцевой, которая бы вдохновила его на новые шедевры, а, возможно, ранняя смерть унесла композитора в расцвете лет…

Недолго оставалось царить и Вяльцевой. Её слава не имела равных, как и её гонорары. Среди артистов бытовало расхожее выражение «вяльцевский гонорар». В воспоминаниях Собинова можно встретить фразу, что за один из концертов он получил «вяльцевский гонорар».

Анастасия Дмитриевна гастролировала по всей России в собственном комфортабельном вагоне, где имелись столовая, спальня, гардеробная, репетиционный зал. Вяльцеву не раз приглашали за границу, но певица отказывалась:

«Туда ездят искать славы, а я нашла ее в России».

Её знаменитый вагон проехал почти 200 тысяч верст… Позже в нём в бытность свою Верховным правителем России ездил адмирал Колчак, а после него — маршал Блюхер. Закончил свой путь «вяльцевский вагон» гостиницей для командного состава воинских частей Восточного участка во время строительства Байкало-Амурской магистрали.

Во время одной из поездок она, помня своё голодное детство, Вяльцева подобрала и удочерила нищую сиротку. К сожалению, девочка вскоре заболела и умерла. Кроме неё, Вяльцева опекала мальчика из бедной семьи, которому завещала крупную денежную сумму.

В 1912 году врачи обнаружили у Вяльцевой рак крови. Лечение не давало результатов, и лишь переливание здоровой крови, которую брали у Василия Викторовича, временно улучшало состояние певицы. Несмотря на все усилия, через год она скончалась.

Бискупский не смог быть на похоронах жены. Горе его было столь велико, что он слёг в горячке: открылась полученная в Маньчжурии рана. Ему было суждено пережить Анастасию Дмитриевну на 32 года.

В Первую Мировую войну он дослужился до генерала и командовал дивизией. Его однополчанин, будущий белый вождь барон П. Н. Врангель вспоминал о нём, как о лихом и отчаянно смелом офицере. Революция, вначале поддержанная Василием Викторовичем, выдворила его за пределы Отечества. В Европе генерал выступал в качестве уполномоченного по делам русских беженцев.

Он так и не женился вновь, храня верность своей единственной любви, и скончался в 1945 году вдали от Родины…

источник

Жанр: романс для голоса с фортепиано, ор. 8, № 5.

Время создания романса: октябрь 1893 года.

С. Рахманинов написал два романса, которые называются «Сон»: первый – тот, о котором наш рассказ, и второй, ор. 38, № 5 – незадолго до своего отъезда из России, в 1916 году на стихи Ф. Сологуба. Парадоксально то, что если рассматривать оба эти романса со стороны содержания стихов, естественно было предположить их появление в обратном порядке. Ранний романс, на стихи А. Плещеева, поразительным образом воссоздает то состояние и настроение С. Рахманинова, которое было у него двадцать пять лет спустя — накануне или даже уже в эмиграции.

Там ель качалась надо мной.

Не часто наталкиваешься на строки другого автора, столь полно соответствующие твоему собственному состоянию. Для сравнения, из воспоминаний Л. Д. Ростовцевой о С. Рахманинове того времени: «В Ивановке [«край родной» – А. М.], окруженный заботой и лаской всех близких [«Семья друзей жива была. Со всех сторон звучали мне любви слова…» — А. М.], Сережа отдыхал душой и телом. Он как-то веселел и любил шутки, игры и проказы». 3 В тех же воспоминаниях еще, годом позже: «Лето 1895 года мы были опять все время вместе, то есть Сатины, Сережа и наша семью прожили в любимой Ивановке. В это лето Сережа занимал комнату в большом доме во втором этаже. У него стояло пианино, и он, как всегда, аккуратно, по часам занимался то фортепианной игрой, то композицией. Мне очень понравился романс «Я жду тебя», который он мне тут же посвятил. Наташе уже был посвящен романс «Не пой, красавица, при мне». Татуше — «Сон», который он считал особенно удачным». 4

Музыка романса создает удивительный образ нежной и хрупкой иллюзорной мечты: на фоне тихого мерно колышущегося аккомпанемента голос выводит первую грустную фразу. Фортепиано вторит ей, но после возгласа, полного тоски – «Но то был сон!», фортепиано проводит истинно рахманиновскую тему – чрезвычайно выразительно (авторская ремарка в нотах: espressivo ) и страстно. Вторая строфа, начинается так же как первая, но в ней амплитуда мелодии шире, и кульминация приходится на самый верхний звук романса. Фортепианная партия необычайно чутко следует за, а лучше сказать, вместе с солистом, составляя с ним неразрывное целое.

Мотив сна занимает особое и важное место в творчестве Рахманинова, как и вообще в литературе рубежа XIX и XX столетий. Кажется, никто не отмечал сходства раннего «Сна» с романсом «Островок», ор. 14, № 2, написан на стихи К. Бальмонта (из Шелли). Вот это стихотворение:

Украсил трав густых венок,

Вокруг него чуть плещут волны.

Деревья грустны, как мечты,

Сходства этих романсов очевидно, во-первых, с точки зрения содержания обоих стихотворений (ср. их последние строки), во-вторых, с точки зрения музыки: ср. фортепианное изложение первых тактов обоих романсов, а также метр первых вокальных строк каждого – оказывается, первая музыкальная фраза каждого романса вполне «ложится» на музыку второго романса; ср. также музыкальное оформление фразы «Там ель качалась на до мной…» из «Сна» с фразой «Здесь еле дышит ветерок» из «Островка», с их схожим мелодическим рисунком и идентичным триольным аккомпанементом . (Мы отмечаем это как яркие черты общего музыкального стиля и языка С. Рахманинова – элементы, позволяющие безошибочно определять рахманиновские произведения как именно рахманиновские и ничьи другие.)

В 1912 году композитор пишет романс «Мелодия», ор. 21, № 9, на стихи С. Надсона:

Я б умереть хотел на крыльях упоенья,

В ленивом полусне, навеянном мечтой,

Без мук раскаянья, без пытки размышленья,

Без малодушных слез прощания с землей.

Я б умереть хотел душистою весною,

В запущенном саду, в благоуханный день,

Чтоб купы темных лип дремали надо мною

И колыхалася цветущая сирень.

Чтоб рядом бы ручей таинственным журчаньем

Немую тишину тревожил и будил,

И синий небосклон торжественным молчаньем

Об райской вечности мне внятно говорил.

Чтоб не молился я, не плакал, умирая,

А сладко задремал, и чтобы снилось мне.

Что я плыву. плыву, и что волна немая

Беззвучно отдает меня другой волне.

Здесь впервые у Рахманинова тема сна соприкасается с мистическим мотивом сна-смерти, сна-успокоения. В этом стихотворении С. Надсона, упоминаются излюбленные рахманиновские образы: «душистая весна», «запущенный сад», «цветущая сирень»; на слова – «и синий небосклон торжественным молчаньем о райской вечности мне внятно говорил» — приходится «тихая кульминация» романса. Всей своей атмосферой этот романс напоминает мягкую, таинственно-завораживающую атмосферу полотен В. Борисова-Мусатова, в которых тишина становится зримой. Можно предположить, что С. Рахманинову были также известны и такие строки С. Надсона (из стихотворения без названия «…И крики оргии и гимны ликованья», 1882):

Порой прекрасный сон мне снится: предо мною

Привольно стелется немая даль полей,

И зыблются хлеба, и дремлет над рекою

Тенистый сад, в цветах и в золоте лучей.

Второй романс под названием «Сон» входит в последнее собрание романсов С. Рахманинова, ор. 38 (№ 5) – последнее, написанное в России, да и вообще последнее в его творчестве (в эмиграции композитор романсов не писал). Весь цикл (не только «Сон») посвящен Нине Павловне Кошиц – известной певице, артистке театра оперы С. И. Зимина в Москве, неоднократно выступавшей в концертах с исполнением романсом С. Рахманинова.

В этом романсе композитор создает еще более сложный образ: здесь стихи Ф. Сологуба выражают христианскую концепцию «смерти-утешительницы» — она просвечивает сквозь символистские покровы поэзии Ф. Сологуба:

В мире нет ничего вожделеннее сна, —

чары есть у него, у него тишина,

у него на устах ни печаль и ни смех,

и в бездонных очах много тайных утех.

1 Так совпало (случайно ли?), что над этим циклом С. Рахманинов работал сразу после смерти поэта — А. Плещеев умер 26 сентября (8 октября н.с.) 1893 в Париже, хотя само стихотворение было написано более чем за 30 лет до этого. Поэзия Плещеева привлекала многих композиторов. На его стихи писали Чайковский, Мусоргский, Варламов, Кюи, Гречанинов, Глиэр, Ипполитов-Иванов.

2 Наталия Дмитриевна Скалон – одна из трех сестер Скалон, с которыми С. Рахманинов познакомился и подружился в 1890 году. Лето того года он провел с сестрами Скалон в имении Сатиных Ивановка – месте, с которым он был связан более двадцати лет, и где были созданы многие его произведения.

3 Ростовцева Л. Воспоминания о С. В. Рахманинове. – Цит. по кн. С. В. Рахманинов в Ивановке. Воронеж. 1971. С. 71.

источник

Руки люблю
Целовать, и люблю
Имена раздавать,
И еще — раскрывать
Двери!
— Настежь — в темную ночь!

В 1916 год. В судьбе самой Марины сплошные расставания и разочарования, она создает цикл стихотворений «Бессонница». Сон и бессонница — излюбленные мотивы в русской прозе и поэзии. Но у Цветаевой с бессонницей особые отношения. Поэтесса не просто одушевляет ее и наделяет чертами женщины. Бессонница становится подругой и ведет себя соответственно: она и жалеет, и утешает, и в то же время надевает «теневой венец», как будто связав себя и героиню навеки.

«Двери! — Настежь — в темную ночь!».

Мучаясь бессонницей, она чувствует все события, происходящие вокруг нее.

Обвела мне глаза кольцом Теневым — бессонница. Оплела мне глаза бессонница Теневым венцом. То-то же! По ночам Не молись — идолам! Я твою тайну выдала, Идолопоклонница. Мало — тебе — дня, Солнечного огня! Пару моих колец Носи, бледноликая! Кликала — и накликала Теневой венец. Мало — меня — звала? Мало — со мной — спала? Ляжешь, легка лицом. Люди поклонятся. Буду тебе чтецом Я, бессонница: — Спи, успокоена, Спи, удостоена, Спи, увенчана, Женщина. Чтобы — спалось — легче, Буду — тебе — певчим: — Спи, подруженька Неугомонная! Спи, жемчужинка, Спи, бессонная. И кому ни писали писем, И кому с тобой ни клялись мы. Спи себе. Вот и разлучены Неразлучные. Вот и выпущены из рук Твои рученьки. Вот ты и отмучилась, Милая мученица. Сон — свят, Все — спят. Венец — снят. 8 апреля 1916

Читайте также:  Бессонница от неразделенной любви

Марина меняется с бессонницей местами: «Друзья, поймите, я вам снюсь». Такая двойственность состояния ощущается при чтении всех стихотворений цикла. В огромном городе моём — ночь. Из дома сонного иду — прочь. И люди думают: жена, дочь, — А я запомнила одно: ночь. Июльский ветер мне метёт — путь, И где-то музыка в окне — чуть. Ах, нынче ветру до зари — дуть Сквозь стенки тонкие груди — в грудь. Есть чёрный тополь, и в окне — свет, И звон на башне, и в руке — цвет, И шаг вот этот — никому — вслед, И тень вот эта, а меня — нет. Огни — как нити золотых бус, Ночного листика во рту — вкус. Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам — снюсь.

Масштаб бессонницы постоянно меняется: то это «ночь в огромном городе», то «бессонница полей». Примечательно, что контраст сна и бессонницы проявляется не только в жизни людей, но и в окружающем мире. Это «сон полей» и «бессонница леса», это корова, которая «тяжко вздохнула в сонном хлеву», и подковы, которые «где-то в ночи взрывали траву», это спящие гуси и гусь-сторож. Усиливается ощущение обреченности. Обращаясь к ночи Марина называет ее «черным солнцем», просит у нее смерти как спасения от людей, потому что«нагляделась в зрачки человека».

Одиночество сменяется чувством единения с теми, кто тоже не спит. Их оказывается так много (и младенец, и старик, и сторож), что все образы сливаются в обобщающем слове никто: «Кто не спит по ночам? Никто не спит!»

Вот опять окно, Где опять не спят. Может — пьют вино, Может — так сидят. Или просто — рук Не разнимут двое. В каждом доме, друг, Есть окно такое. Не от свеч, от ламп темнота зажглась: От бессонных глаз! Крик разлук и встреч — Ты, окно в ночи! Может — сотни свеч, Может — три свечи. Нет и нет уму Моему покоя. И в моем дому Завелось такое. Помолись, дружок, за бессонный дом, За окно с огнем! Не важно, почему не спят все эти люди, важно, что горящее в ночи окно — некий маяк, «крик разлук и встреч».

Пережитые Цветаевой события сделали ее более стойкой и мужественной. Стихотворение звучит как встреча двух старых знакомых, бывших когда-то подругами, — героини и Бессонницы. Да, теперь это друг, имеющий свое имя, поэтому и пишется с заглавной буквы. Этот друг спасает, зовет испить из кубка, после чего они заключают вечный союз. Бессонница помогает творить, хотя и отнимает иногда последние силы.

Бессонница! Друг мой! Опять твою руку С протянутым кубком Встречаю в беззвучно — Звенящей ночи. — Прельстись! Пригубь! Не в высь, А в глубь — Веду. Губами приголубь! Голубка! Друг! Пригубь! Прельстись! Испей! От всех страстей — Устой, От всех вестей — Покой. — Подруга! — Удостой. Раздвинь уста! Всей негой уст Резного кубка край Возьми — Втяни, Глотни: — Не будь! — О друг! Не обессудь! Прельстись! Испей! Из всех страстей — Страстнейшая, Из всех смертей Нежнейшая. Из двух горстей Моих — прельстись! — Испей! Мир без вести пропал. В нигде — Затопленные берега. — Пей, ласточка моя! На дне Растопленные жемчуга. Ты море пьёшь, Ты зори пьёшь. С каким любовником кутёж С моим — Дитя — Сравним? А если спросят (научу!), Что, дескать, щёчки не свежи, — С Бессонницей кучу, скажи, С Бессонницей кучу.

А эти песни на стихотворения М. Цветаевой, которые поёт Полина Агуреева, мне просто очень нравятся

И этот романс на стихотворение М.Цветаевой хорошо поёт Валентина Пономорёва.

Всё внутри слилось и спелось

Обвела мне глаза кольцом
Теневым — бессонница.
Оплела мне глаза бессонница
Теневым венцом.

То-то же! По ночам
Не молись — идолам!
Я твою тайну выдала,
Идолопоклонница.

Мало — тебе — дня,
Солнечного огня!

Пару моих колец
Носи, бледноликая!
Кликала — и накликала
Теневой венец.

Мало — меня — звала?
Мало — со мной — спала?

Ляжешь, легка лицом.
Люди поклонятся.
Буду тебе чтецом
Я, бессонница:

— Спи, успокоена,
Спи, удостоена,
Спи, увенчана,
Женщина.

Чтобы — спалось — легче,
Буду — тебе — певчим:

— Спи, подруженька
Неугомонная!

Спи, жемчужинка,
Спи, бессонная.

И кому ни писали писем,
И кому с тобой ни клялись мы.
Спи себе.

Вот и разлучены
Неразлучные.
Вот и выпущены из рук
Твои рученьки.
Вот ты и отмучилась,
Милая мученица.

Сон — свят,
Все — спят.
Венец — снят.

Руки люблю
Целовать, и люблю
Имена раздавать,
И еще — раскрывать
Двери!
— Настежь — в темную ночь!

Голову сжав,
Слушать, как тяжкий шаг
Где-то легчает,
Как ветер качает
Сонный, бессонный
Лес.

Ах, ночь!
Где-то бегут ключи,
Ко сну — клонит.
Сплю почти
Где-то в ночи
Человек тонет.

В огромном городе моем — ночь.
Из дома сонного иду — прочь.
И люди думают: жена, дочь, —
А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет — путь,
И где-то музыка в окне — чуть.
Ах, нынче ветру до зари — дуть
Сквозь стенки тонкие груди — в грудь.

Есть черный тополь, и в окне — свет,
И звон на башне, и в руке — цвет,
И шаг вот этот — никому — вслед,
И тень вот эта, а меня — нет.

Огни — как нити золотых бус,
Ночного листика во рту — вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам — снюсь.

После бессонной ночи слабеет тело,
Милым становится и не своим, — ничьим.
В медленных жилах еще занывают стрелы —
И улыбаешься людям, как серафим.

После бессонной ночи слабеют руки
И глубоко равнодушен и враг и друг.
Целая радуга — в каждом случайном звуке,
И на морозе Флоренцией пахнет вдруг.

Нежно светлеют губы, и тень золоче
Возле запавших глаз. Это ночь зажгла
Этот светлейший лик, — и от темной ночи
Только одно темнеет у нас — глаза.

Нынче я гость небесный
В стране твоей.
Я видела бессонницу леса
И сон полей.

Где-то в ночи подковы
Взрывали траву.
Тяжко вздохнула корова
В сонном хлеву.

Расскажу тебе с грустью,
С нежностью всей,
Про сторожа — гуся
И спящих гусей.

Руки тонули в песьей шерсти,
Пес был — сед.
Потом, к шести,
Начался рассвет.

Сегодня ночью я одна в ночи-
Бессонная, бездомная черница! —
Сегодня ночью у меня ключи
От всех ворот единственной столицы!

Бессонница меня толкнула в путь.
— О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль
мой! —
Сегодня ночью я целую в грудь
Всю круглую воюющую землю!

Вздымаются не волосы — а мех,
И душный ветер прямо в душу дует.
Сегодня ночью я жалею всех, —
Кого жалеют и кого целуют.

Нежно-нежно, тонко-тонко
Что-то свистнуло в сосне.
Черноглазого ребенка
Я увидела во сне.

Так у сосенки у красной
Каплет жаркая смола.
Так в ночи моей прекрасной
Ходит по сердцу пила.

Черная, как зрачок, как зрачок, сосущая
Свет — люблю тебя, зоркая ночь.

Голосу дай мне воспеть тебя, о праматерь
Песен, в чьей длани узда четырех ветров.

Клича тебя, славословя тебя, я только
Раковина, где еще не умолк океан.

Ночь! Я уже нагляделась в зрачки человека!
Испепели меня, черное солнце — ночь!

Кто спит по ночам? Никто не спит!
Ребенок в люльке своей кричит,
Старик над смертью своей сидит,
Кто молод — с милою говорит,
Ей в губы дышит, в глаза глядит.

Заснешь — проснешься ли здесь опять?
Успеем, успеем, успеем спать!

А зоркий сторож из дома в дом
Проходит с розовым фонарем,
И дробным рокотом над подушкой
Рокочет ярая колотушка:

Не спи! крепись! говорю добром!
А то — вечный сон! а то — вечный дом!

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может — пьют вино,
Может — так сидят.
Или просто — рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Крик разлук и встреч —
Ты, окно в ночи!
Может — сотни свеч,
Может — три свечи.
Нет и нет уму
Моему — покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!

Бессонница! Друг мой!
Опять твою руку
С протянутым кубком
Встречаю в беззвучно —
Звенящей ночи.

— Прельстись!
Пригубь!
Не в высь,
А в глубь-
Веду.
Губами приголубь!
Голубка! Друг!
Пригубь!
Прельстись!
Испей!
От всех страстей-
Устой,
От всех вестей-
Покой.
— Подруга! —
Удостой.
Раздвинь уста!
Всей негой уст
Резного кубка край
Возьми —
Втяни,
Глотни:
— Не будь! —
О друг! Не обессудь!
Прельстись!
Испей!
Из всех страстей-
Страстнейшая, из всех смертей
Нежнейшая. Из двух горстей
Моих — прельстись! — испей!

Мир без вести пропал. В нигде —
Затопленные берега.
— Пей, ласточка моя! На дне
Растопленные жемчуга.

Ты море пьешь,
Ты зори пьешь.
С каким любовником кутеж
С моим
— Дитя —
Сравним?

А если спросят (научу!),
Что, дескать, щечки не свежи, —
С Бессонницей кучу, скажи,
С Бессонницей кучу.

Чаще всего лирические произведения посвящены распространенным темам: любви, родины, нравственного выбора. Но бывает так, что одна и та же тема «не отпускает» поэта, заставляет вновь и вновь обращаться к ней. Тогда появляются циклы стихов — несколько произведений, объединенных, как правило, общей темой или лирическим героем. В XIX века известнейшим стал «денисьевский» цикл Ф. И. Тютчева. В ХХ веке Александр Блок написал «Стихи о Прекрасной Даме», Марина Цветаева сочинила «Стихи к Блоку», а Сергей Есенин — «Персидские мотивы».

В 1916 году, когда Россия переживает не лучшие времена, а в судьбе самой Марины сплошные расставания и разочарования, она создает цикл стихотворений «Бессонница». Пожалуй, сон и бессонница — излюбленные мотивы в русской прозе и поэзии. Но у Цветаевой с бессонницей особые отношения. Поэтесса не просто одушевляет ее и наделяет чертами женщины. Бессонница становится подругой и уже в первом стихотворении цикла ведет себя соответственно: она и жалеет, и утешает, и в то же время надевает «теневой венец». как будто связав себя и героиню навеки.

Дальше панорама как бы расширяется: «Двери! — Настежь — в темную ночь!». Героиня, мучаясь бессонницей, чувствует все события, происходящие вокруг нее. В третьем стихотворении «в огромном городе — ночь», а героиня будто меняется с бессонницей местами: «Друзья, поймите, я вам снюсь». Такая двойственность состояния ощущается при чтении всех стихотворений цикла.

Масштаб бессонницы постоянно меняется: то это «ночь в огромном городе». то «бессонница полей». Примечательно, что контраст сна и бессонницы проявляется не только в жизни людей, но и в окружающем мире. Это «сон полей» и «бессонница леса». это корова, которая «тяжко вздохнула в сонном хлеву». и подковы, которые «где-то в ночи взрывали траву». это спящие гуси и гусь-сторож.

При этом героиня все-таки одинока: в шестом стихотворении она ощущает себя «бессонной, бездомной черницей». но зато она обладает ключами «от всех ворот единственной столицы» и чувствует ответственность за всех: и за «круглую воюющую землю» и за тех, «кого жалеют и кого целуют» .

В седьмом фрагменте вновь проявляется автобиографичность: Цветаева, очевидно, чувствуя зарождающуюся в себе жизнь (ведь через 8 месяцев, в апреле 1917 года, родится ее вторая дочь Ирина), пишет:

Черноглазого ребенка
Я увидела во сне.

Но предчувствуя грядущие трагические события: и приближающуюся Октябрьскую революцию, и долгую разлуку с мужем, и последующую смерть дочери — Марина Ивановна выражает тревогу с помощью символов. Параллелизм связывает «красную сосенку» с капающей смолой и сердце, по которому в «ночи прекрасной» ходит пила.

Ощущение обреченности усиливается в восьмом фрагменте до такой степени, что героиня, обращаясь к ночи и называя ее «черным солнцем». просит у нее смерти как спасения от людей, потому что «нагляделась в зрачки человека» .

В девятом и десятом стихотворениях одиночество сменяется чувством единения с теми, кто тоже не спит. Их оказывается так много (и младенец, и старик, и сторож), что все образы сливаются в обобщающем слове никто: «Кто не спит по ночам? Никто не спит!»

В первом варианте цикла десятое стихотворение было завершающим, поэтому напоминает своеобразную молитву о тех, кто не спит в ночи: «Помолись, дружок, за бессонный дом, за окно с огнем!» Не важно, почему не спят все эти люди, важно, что горящее в ночи окно — некий маяк, «крик разлук и встреч» .

Последнее стихотворение цикла было написано спустя пять лет. Пережитые Цветаевой события сделали ее более стойкой и мужественной. Стихотворение звучит как встреча двух старых знакомых, бывших когда-то подругами, — героини и Бессонницы. Да, теперь это друг, имеющий свое имя, поэтому и пишется с заглавной буквы. Этот друг спасает, зовет испить из кубка, после чего они заключают вечный союз. Героиня понимает,что Бессонница помогает творить, хотя и отнимает иногда последние силы.

Весной 1916 года Марина Цветаева начинает работу над циклом произведений под названием «Бессонница», в который входит стихотворение «В огромном городе моем – ночь…». Оно является отражением душевного состояния поэтессы, у которой складываются весьма непростые отношения с супругом. Все дело в том, что несколькими годами раньше Цветаева знакомится с Софьей Парнок и влюбляется в эту женщину настолько, что принимает решение уйти из семьи. Но роман заканчивается, и поэтесса возвращается к Сергею Эфрону. Тем не менее, ее семейная жизнь уже дала трещину, и Цветаева это прекрасно понимает. Ей хочется вернуть прошлое, в котором она была счастлива, но это уже невозможно. Бессонница становится постоянной спутницей поэтессы, и теплыми летними ночами она гуляет по городу, размышляя о собственной жизни и не находя ответы на многие вопросы.

Именно в одну из таких ночей и появляется на свет стихотворение «В огромном городе моем – ночь…», рубленые фразы которого напоминают звуки шагов по пустынным улицам. «Из дома сонного иду – прочь», — пишет Цветаева, заранее не планируя свой маршрут путешествия. Собственно говоря, ей все равно, где гулять. Главное, остаться наедине со своими мыслями и чувствами, чтобы попытаться привести их в порядок. Случайные прохожие видят в ней чью-то жену и дочь, однако сама поэтесса не воспринимает себя в подобном амплуа. Для нее ближе образ бесплотной тени, которая блуждает по ночному городу и исчезает с первым лучом восходящего солнца. «И тень вот эта, а меня – нет», — отмечает Цветаева. Жизненный тупик, в котором оказалась поэтесса, вынуждает ее мысленно поставить крест и на прошлом, и на будущем. Но поэтесса понимает, что это вряд ли сможет решить ее проблемы. Обращаясь к друзьям, она просит их: «Освободите от дневных уз». Эта фраза лишний раз подчеркивает, что мир со всеми его соблазнами как бы не существует для Цветаевой, и сама она не живет, а лишь снится тем, кто находится рядом. Поэтесса еще не знает о том, что судьба готовит ей непростые испытания, на фоне которых неразделенные чувства и семейные проблемы покажутся сущими пустяками. Пройдет не больше года, и Цветаева осознает, что семья – это единственная опора в жизни, то, ради чего стоит рисковать, совершать безумные поступки и даже предавать родину, которая из матери в одночасье превратилась в мачеху, злобную и агрессивную, чужую и лишенную всяких сантиментов.

В огромном городе моём – ночь.

Из дома сонного иду – прочь

Июльский ветер мне метёт – путь,

И где-то музыка в окне – чуть.

Ах, нынче ветру до зари – дуть

Сквозь стенки тонкие груди – в грудь.

Есть чёрный тополь, и в окне – свет,

И звон на башне, и в руке – цвет,

И шаг вот этот – никому – вслед,

И тень вот эта, а меня – нет.

Огни – как нити золотых бус,

Ночного листика во рту – вкус.

Друзья, поймите, что я вам – снюсь.

Цикл «Бессонница» был написан в 1916 году и только его последнее, одиннадцатое, стихотворение — в 1921 году. 1916 год явился напряженным как для страны, так и для самой Марины Цветаевой. Шёл третий год Первой мировой войны, люди ждали конца боевых действий, которые утомили всех без исключения. В творчестве каждого поэта события, происходящие в стране, нашли своё отражение. Марина Цветаева не стала исключением, сборник стихотворений «Версты» стал ярким отражением её мыслей, чувств по отношению к обстановке в стране. Именно в 1916 году поэтесса впервые пишет о войне. В этом же году происходит разрыв её отношений с поэтессой Софьей Парнок и вспыхивает роман с Осипом Мандельштамом. Цикл «Бессонница» — не единственный, написанный в то время. Был и цикл «Стихов к Блоку», и самостоятельные стихотворения, вошедшие в сборник «Версты». Вообще, этот удивительный год называют годом рождения настоящей Цветаевой1. Как представлен мир «бессонницы» в цикле и какое значение он имел для поэтессы?

Читайте также:  Бессонница при ветрянке у взрослых чем помочь

Мир «бессонницы» являлся отдельным миром, в котором люди жили, чувствовали, совершали различные поступки. Цветаева порой чувствует себя одинокой в этом мире, но всё же в нём живёт много людей. С другой стороны, мир «бессонницы» открыт не каждому. Основной его характеристикой является состояние бессонницы, в котором поэтессу посещает муза, в котором она вдохновенно творит. Люди в этом мире живут обычной жизнью, у каждого из них — свои дела. В нём живёт и подруга Цветаевой, она является значимой его частью, так как поэтесса делится с ней своими сокровенными мыслями, а подруга в свою очередь помогает ей.

Первое стихотворение цикла, написанное 8 апреля 1916 года, начинается с четверостишья:

Оплела мне глаза бессонница

Первое слово — глагол «обвела» — описывает действие бессонницы, которую Марина Цветаева с самых первых строк наделяет человеческими качествами, душой. Бессонница окружает героиню (Обвела … кольцом // Оплела … венцом), таинственная темнота режет глаза. В то же время кольцо и венец являются символами бракосочетания, и это придает стихотворению особенную, возвышенную окраску. Следовательно, происходит венчание с бессонницей, героиня и бессонница становятся неразлучны.

Это стихотворение построено как обращение бессонницы к героине. Как мы уже упоминали, для Цветаевой бессонница была и живым существом, а в данном конкретном случае — подругой («-Спи, подруженька// Неугомонная,// Спи, жемчужинка,//Спи, бессонная»). Бессонница в своем обращении жалеет героиню, которая долгое время не спала. Лирическая героиня и бессонница — союз, который скреплен дружбой, имеющий свои сокровенные тайны: «И кому ни писали писем,//И кому с тобой не клялись мы…». На наших глазах происходит их разделение — лирическая героиня засыпает, то есть, образно говоря, покидает бессонницу, бессонница отпускает её руки («Вот и выпущены из рук//Твои рученьки»). Сон в этом стихотворении представлен, как что-то божественное, как высшая власть, которая подчиняет себе бессонницу («Сон — свят//Все — спят). Конец стихотворения также символичен — теневой венец, надетый на героиню в начале, когда та не могла уснуть — снят. Таким образом, с самого первого стихотворения нам открываются противоречия в отношениях Цветаевой и бессонницы: с одной стороны, это подруги, пережившие многое вместе, с другой — бессонница мешает ей. Данные противоречия говорят и об амбивалентности мира «бессонницы»: Цветаевой было легко в нём находиться, и в то же время её тяготило это состояние.

Во втором стихотворении цикла действие происходит ночью, когда люди спят, а лирическую героиню мучает бессонница. Сознание людей в это время отключено, но у Марины Цветаевой, как поэта, чувства развиты намного острее. Её героиня, как и она сама, понимает, что, пока она мучается бессонницей, в мире происходят самые разные события («Где-то бегут ключи,//…Где-то в ночи//Человек тонет»). Очень значимым является употребление противоположных эпитетов: «Сонный, бессонный//Лес». Этот приём может быть растолкован с двух точек зрения: «сонный» — это характеристика леса, а «бессонный» — это его состояние, или «сонный» и «бессонный» — это две характеристики, в совокупности дающие нам представление о противоречивости описываемого состояния. В стихотворении продолжается и противостояние между сном и бессонницей: героиня хочет спать, но не может полностью погрузиться в сон («Ко сну клонит//Сплю почти»). Это значит, что героиня не может (или не хочет) перейти границу между двумя мирами.

Серебряный век русской поэзии отличался тем, что в сознании поэтов появилось новое отношение к языку, его ощущение. Они стали использовать новые образы и приёмы, экспериментировали со словом, вводили собственные знаки препинания там, где в обычной письменной речи мы их не ставим. Марина Цветаева довольно часто в стихотворениях употребляет тире. Третье стихотворение цикла «Бессонница» буквально «усыпано» этими знаками препинания. Мы можем предположить, что цель употребления такого количества тире — выделение слов, желание донести до читателя истинный смысл написанного. Лирическая героиня этого стихотворения идёт по ночному городу, она как бы находится в ином мире, но в то же время видит всё, что происходит в её городе. Таким образом, она одновременно находится и в реальном мире, и в мире бессонницы. Она одинока в городе, пространство которого реально, но и в бессоннице она одна. Двойственность сознания Цветаевой подчёркивает её уникальность и умение видеть одно и то же с разных сторон. Бессонница представлена также как состояние, в котором человек невидим, появляется некая мистика, присущая многим стихотворениям. Важно и то, что лирическая героиня теперь бежит от сна («Из дома сонного иду — прочь»). В последней строфе звучит просьба: она всё-таки хочет уйти в мир снов, не быть грёзой других людей («Освободите от дневных уз,//Друзья, поймите, что я вам — снюсь»). Почти в каждой строке стихотворения присутствует слово или слова, выделенные тире. Если построить ряд этих слов, можно увидеть, что происходит с героиней. Получается следующий ряд: ночь — прочь — жена, дочь — ночь — путь — чуть — дуть — в грудь — свет — цвет — никому — вслед — нет — огни — вкус — снюсь. О чем же нам говорят эти слова? Во-первых, на каждое из них падает логическое ударение, которое выделяет самое главное. Во-вторых, создаётся картина тайного мира цветаевской «бессонницы». Это путь одинокого человека в ночи; это необычное состояние; это мир контрастов, который открыт не каждому.

Следующее стихотворение цикла описывает состояние героини после бессонной ночи. Оно было написано в июле по возвращении поэтессы из Александрова, где она гостила со своей дочерью. В это время у неё сохранялось «настроение ночной романтической мечтательности»1. После сна человек «обновлён», сон возвращает к жизни, даёт силы. Описанное в стихотворении состояние после бессонной ночи прямо противоположно:

После бессонной ночи слабеет тело,

Милым становится и не своим, — ничьим.

В медленных жилах ещё занывают стрелы —

И улыбаешься людям, как серафим.

После бессонной ночи слабеют руки

И глубоко равнодушен и враг и друг.

Недаром говорят, что поэт острее чувствует всё: бытие, вещи, действия, людей. Цветаева описывает события и ситуации, случавшиеся хоть однажды с каждым из нас. Именно поэтому нам так близки её стихи, ведь мы порой узнаём в них себя. Марина Цветаева в стихотворениях пишет и о смысле жизни, о чём свидетельствует образ «серафима». В энциклопедии символов, знаков, эмблем даётся такое определение серафима, «как некоего мифического существа, олицетворяющего собой обобщение духовных первооснов существования человечества — его веру, его преклонение перед могуществом природы, его раздумья над смыслом жизни, признание невечности самого факта жизни…»1. В мире «бессонницы» было место и мыслям духовным. Можно предположить, что мир «бессонницы» Марина Цветаева считала даром свыше.

В стихотворениях цикла автор часто говорит о том, что бессонница затемняет взор. И хотя поэт чувствует и видит душой, глаза очень важны ему для восприятия мира, а бессонница противостоит, отнимает у него один из органов чувств. Для Цветаевой бессонница была иным состоянием, отличным от простого бытия. В последних двух строчках стихотворения читаем: «… — и от темной ночи//Только одно темнеет у нас — глаза». Когда говорят «потемнело в глазах», обычно причиной этому является что-то недоброе: злость, ненависть, страх. Мы не можем точно сказать, что побудило поэтессу написать именно так, но судя по тому, что происходило тогда в её жизни (сложный выбор между мужем и подругой, разрыв с последней, встреча с Мандельштамом), причина скорее всего носила отрицательный характер. Возможно и бессонница, которую описывает Марина Цветаева, была вызвана именно этим, ведь в тяжелые моменты жизни человек не может думать ни о чём, кроме своих проблем, и, таким образом, не может заснуть, погруженный в свои мысли. Повтор однокоренных слов в этих строчках усиливает эффект восприятия читателями написанного. Таким образом, мир бессонницы — это не всегда светлая сторона жизни.

В следующих трёх стихотворениях лирическая героиня делится с нами впечатлениями о том, что происходило в мире «бессонницы», что она видела ночью. В каждом из стихотворений Мариной Цветаевой нарисованы различные картины происходящего. Пятое стихотворение представлено картинами природы. Образ ночи создан с помощью контрастного пейзажа (бессонница леса, сон полей), описания поведения животных «Где-то в ночи подковы//Взрывали траву.//Тяжко вздохнула корова//В сонном хлеву», что говорит о том, что бессонница может быть не только состоянием отдельного человека, а целым миром, бытием, космосом. Последняя строфа содержит развернутую метафору:

Руки тонули в песьей шерсти.

Мы можем предположить, что пёс — это олицетворение ночи, следовательно, героиня тонула, растворялась в ночи. Значимо и то, что тонут именно руки. Они были для Цветаевой одним из самых важных компонентов восприятия мира. Бессонница здесь лишена человеческих качеств, она — состояние героини. И всё же прослеживаются их взаимоотношения: в данном случае, героиня мучительно провела ночь. Показывается отрицательная сторона мира «бессонницы» — в нём сложно существовать. Героиня считает часы до истечения ночи.

Шестое стихотворение — и совсем другая картина. Оно тесно связано со вторым и третьим стихотворениями данного цикла: присутствует множество повторяющихся образов. Открывает стихотворение повтор слова «ночь», причём в каждом случае оно имеет свое значение: «ночью» — это время, а «в ночи» — пространство. Бессонница для Цветаевой связана с одиночеством («…я одна…//Бессонная…»). Мотив открытых дверей, впервые появившийся во втором стихотворении («…люблю//…//И ещё — раскрывать//Двери!») получает продолжение в шестом стихотворении («Сегодня ночью у меня ключи//От всех ворот единственной столицы»). Можно также провести параллель с третьим стихотворением, ведь упомянутый в нём «огромный город» становится «единственной столицей». И именно столица является частым местом действия, она — незримый свидетель бессонницы Марины Цветаевой. Бессонница уже не является такой близкой подругой, она принуждает героиню бродить по городу («Бессонница меня толкнула в путь»). Эта строка перекликается с третьим стихотворением («Из дома сонного иду — прочь//…//Июльский ветер мне метёт — путь»). Это и путь лирической героини по городу, и жизненный путь Марины Цветаевой. Комплекс мотивов помогает нам яснее увидеть мир «бессонницы», выявить некоторые его составляющие: путь, город, «образ» открытых дверей. Мы вновь видим, как автор ощущает всё происходящее в ночи, даже если она не видит этого («Сегодня ночью я целую в грудь — //Всю круглую воюющую землю!»), помогает ей почувствовать именно бессонница. Преодолевая ночной путь, героиня учится чувствовать людей и жизнь, в мире «бессонницы» ещё больше обостряется её чувствительность.

Очень значимо употребление сравнения и противоречивого образа в седьмом стихотворении цикла («Так у сосенки у красной//Каплет жаркая смола.//Так в ночи моей прекрасной//Ходит по сердцу пила»). Цветаева сравнивает смолу с кровью, не говорит об этом прямо, но мы понимаем, что её сердце болит. Цветаева называет ночь прекрасной, и в то же время её мучают страдания. Они не дают ей покоя, и на смену спокойному сну приходит бессонница.

И снова в восьмом стихотворении продолжается тема поэтического дара видеть то, что не открыто глазу обычных людей. В первой строке два раза повторяется слово «зрачок», а во второй, связанный с ним по смыслу эпитет «зоркая», показывает нам отношение поэтессы к ночи. В нём также присутствует один из любимейших контрастных образов автора — свет и тьма. Своё предпочтение героиня отдаёт ночи («…люблю тебя, зоркая ночь»), что во многом объясняет и любовь Марины Цветаевой к бессоннице. Она обращается к ночи, славит её, преклоняется перед нею, ведь она для поэтессы муза, вдохновение, что также даёт нам понять, почему она называет бессонницу своей подругой. В последней строфе героиня признается в том, что устала от жизни, что ей надоели люди и просит смерти у ночи. Всю гамму чувств героини к ночи отражает метафора «черное солнце»: это и страх, и преклонение, и даже ненависть. Теперь её бессонница означает смерть, что сближает этот образ со сном.

Девятое и десятое стихотворения как бы расширяют круг людей, страдающих бессонницей, до бесконечности («…Никто не спит!»). Теперь героиня уже не одна в ночи, она ощущает, что есть люди, которые, как и она, не спят ночью. Например, о людях, живущих бессонницей, она говорит в первой строфе девятого стихотворения:

Кто спит по ночам? Никто не спит!

Ребёнок в люльке своей кричит,

Старик над смертью своей сидит,

Кто молод — с милою говорит,

Ей в губы дышит, в глаза глядит.

Мир «бессонницы» представляется нам похожим на реальный мир, что делает его также приближенным к действительности. В этом мире каждый занят своим делом, а объединяет всех то, что они не спят. В одном и том же стихотворении дважды возникает мотив смерти. Об этом не говорится прямо, но либо в вопросительной («Заснёшь — проснёшься ли здесь опять?»), либо в утвердительной форме («- Не спи! крепись! говорю добром!//А то — вечный сон! а то — вечный дом!»). Марина Цветаева призывает нас не спать ночью, так как выбор стоит между бессонницей и вечным сном. Мы можем предположить, что эти два понятия употреблены в стихотворении не случайно, и в жизни поэтессы выбор был: если не точно такой, то похожий.

Так начинается предпоследнее стихотворение цикла «Бессонница». С первых строк мы понимаем, что героиня не спит уже много ночей, и не одна она бессонна. Слова «опять» — знак того, что действие происходит не первый раз, повторяется. Автор не знает, что делают бессонной ночью люди за окнами («Может — пьют вино,//Может — так сидят.//Или просто рук//Не разнимут двое»), но она точно знала, что таких людей очень много («В каждом доме, друг,//Есть окно такое»). Марина Цветаева творила бессонными ночами, следовательно, бессонница не была такой мучительной для поэтессы. С другой стороны, слабость после бессонной ночи негативно влияет на человека, а Марине Цветаевой нужно было быть сильной. Заканчивается стихотворение призывом: «Помолись, дружок, за бессонный дом,//За окно с огнём!», что возвращает нас к мотиву святости, возвышенности бессонницы. В каждом стихотворении Цветаева показывает нам двойственность бессонницы: с одной стороны, она мешает спать, отнимает силы, но с другой — она дает возможность соприкоснуться с чем-то недосягаемым, святым, божественным, то есть является вдохновением для творчества.

Последнее стихотворение цикла было написано только весной 1921 года. Это стихотворение-заклинание, посвященное Татьяне Фёдоровне Шлёцер (Цветаева именовала её Скрябиной)1. За почти пять лет, прошедших со времени написания первых десяти стихотворений, в жизни поэтессы произошло много изменений: умерла её дочь Ирина, не было вестей от мужа, который уехал три года назад. Тем не менее, связь Марины Цветаевой и её героини с бессонницей не потерялась, бессонница так же оставалась неотъемлемой частью её жизни и творчества. В этом стихотворении возобновляется диалог между бессонницей и героиней, начатый в первом стихотворении. Известный исследователь творчества Цветаевой Анна Саакянц пишет: «Бессонница является к той, которую выбрала в свои подруги, и соблазняет испить из кубка»1. Бессонница говорит героине:«…Не в высь,//А в глубь — //Веду…». Высь, возвышение возможно на небеса, то есть после смерти, следовательно, бессонница не хочет смерти лирической героини. Выход — это погружение в ночь, которое может быть как сном, так и бессонницей. В данном случае, героиня будет с бессонницей, которая является её неизменной подругой. С другой стороны, в стихотворении есть намек на смерть («Из всех страстей — //Страстнейшая, из всех смертей — // Нежнейшая…»). Бессонница сама решает, как помочь подруге, убеждает её, что правильный выбор — остаться с ней и испить из кубка («С каким любовником кутёж//С моим//- Дитя -//Сравним?»). Итак, цикл заканчивается союзом бессонницы и Цветаевой. Поэтесса сливается с бессонницей, растворяется в её мире. Он становится важнее и ближе, чем реальный мир. Марина Цветаева живёт бессонницей.

По нашему мнению, цикл «Бессонница» повествует нам о духовной связи поэтессы и бессонницы. Для Марины Цветаевой бессонница была и одушевлённым существом, представая в образах подруги или врага, она была и состоянием поэтессы, во время которого последняя имела возможность видеть то, чего не видят другие, чувствовать посторонних людей, быть неразрывно связанной с окружающим миром общими чувствами и переживаниями. И всё же, более всего автор воспринимала бессонницу, как мир, в котором жили люди, в котором были свои законы и, главное, в котором поэтесса могла творить.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *