Меню Рубрики

Кто написал стихотворение бессонница

«Бессонница» Федор Тютчев

Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!

Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?

Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.

И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…

И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!

Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!

О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения «Бессонница» (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей. Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался вопросом – а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки – карьеру, творчество, семью и быт. Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время от времени дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные «Бессоннице».

Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их «пророчески-прощалный глас» напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда «часов однообразный бой» нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет каждого из нас впереди.

Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно. Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро «новое, младое племя» придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью. «А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!», — отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют. Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их «металла голос погребальный порой оплакивает нас», что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз. Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту. Под конец жизни он получит бесценны дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти. Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства.

источник

Когда для смертного умолкнет шумный день,
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

Пушкин
СТИХИ, СОЧИНЕННЫЕ НОЧЬЮ ВО ВРЕМЯ БЕССОННИЦЫ

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня.
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу.

Ф. И. Тютчев.
Бессонница («Часов однообразный бой. »)

Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг –
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали.
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!

Петр Вяземский. «Бессонница»

В тоске бессонницы, средь тишины ночной,
Как раздражителен часов докучный бой!
Как молотом кузнец стучит по наковальной,
Так каждый их удар, тяжелый и печальный,
По сердцу моему однообразно бьет,
И с каждым боем всё тоска моя растет.
Часы, «глагол времен, металла звон» надгробной,
Чего вы от меня с настойчивостью злобной
Хотите? Дайте мне забыться. Я устал.
Кукушки вдоволь я намеков насчитал.
Я знаю и без вас, что время мимолетно;
Безостановочно оно, бесповоротно!
Тем лучше! И кому, в ком здравый разум есть,
Охота бы пришла жизнь сызнова прочесть?
Но, скучные часы моей бессонной пытки,
В движениях своих куда как вы не прытки!
И, словно гирями крыло обременя,
Вы тащитесь по мне, царапая меня.
И сколько диких дум, бессмысленных, несвязных,
Чудовищных картин, видений безобразных, —
То вынырнув из тьмы, то погружаясь в тьму, —
Мерещится глазам и грезится уму!
Грудь давит темный страх и бешеная злоба,
Когда змеи ночной бездонная утроба
За часом час начнет прожорливо глотать,
А сна на жаркий одр не сходит благодать.
Тоска бессонницы, ты мне давно знакома;
Но всё мне невтерпеж твой гнет, твоя истома,
Как будто в первый раз мне изменяет сон
И крепко-накрепко был застрахован он;
Как будто по ночам бессонным не в привычку
Томительных часов мне слушать перекличку;
Как будто я и впрямь на всероссийский лад
Спать богатырским сном всегда и всюду рад,
И только головой подушку чуть пригрею, —
Уж с Храповицким речь затягивать умею.
1862 (?)

Осип Мандельштам
«Бессоница, Гомер, тугие паруса. «

Бессоница, Гомер, тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи —
На головаx царей божественная пена —
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, аxейские мужи?

И море, и Гомер — все движимо любовью.
Кого же слушать мне? И вот, Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подxодит к изголовью.

Бессонница! Друг мой!
Опять твою руку
С протянутым кубком
Встречаю в беззвучно-
Звенящей ночи.

— Прельстись!
Пригубь!
Не в высь,
А в глубь —
Веду…
Губами приголубь!
Голубка! Друг!
Пригубь!
Прельстись!
Испей!
От всех страстей —
Устой,
От всех вестей —
Покой.
— Подруга! —
Удостой.
Раздвинь уста!
Всей негой уст
Резного кубка край
Возьми —
Втяни,
Глотни:
— Не будь! —
О друг! Не обессудь!
Прельстись!
Испей!
Из всех страстей —
Страстнейшая, из всех смертей —
Нежнейшая… Из двух горстей
Моих — прельстись! — испей!

Мир без вести пропал. В нигде —
Затопленные берега…
— Пей, ласточка моя! На дне
Растопленные жемчуга…

Ты море пьешь,
Ты зори пьешь.
С каким любовником кутеж
С моим
— Дитя —
Сравним?

А если спросят (научу!),
Что, дескать, щечки не свежи, —
С Бессонницей кучу, скажи,
С Бессонницей кучу…

Кто спит по ночам? Никто не спит!
Ребёнок в люльке своей кричит,
Старик над смертью своей сидит,
Кто молод — с милою говорит,
Ей в губы дышит, в глаза глядит.

Заснёшь — проснёшься ли здесь опять?
Успеем, успеем, успеем спать!

А зоркий сторож из дома в дом
Проходит с розовым фонарём,
И дробным рокотом над подушкой
Рокочет ярая колотушка:

Не спи! крепись! говорю добром!
А то — вечный сон! а то — вечный дом!

Где-то кошки жалобно мяукают,
Звук шагов я издали ловлю.
Хорошо твои слова баюкают:
Третий месяц я от них не сплю.

Ты опять, опять со мной, бессонница!
Неподвижный лик твой узнаю.
Что, красавица, что, беззаконница,
Разве плохо я тебе пою?

Окна тканью белою завешены,
Полумрак струится голубой.
Или дальней вестью мы утешены?
Отчего мне так легко с тобой?

БЕССОННИЦА
Который час? Темно. Наверно, третий.
Опять мне, видно, глаз сомкнуть не суждено.
Пастух в поселке щелкнет плетью на рассвете.
Потянет холодом в окно,
Которое во двор обращено.
А я один.
Неправда, ты
Всей белизны своей сквозной волной
Со мной.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2019 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

источник

В часы отрадной тишины
Не знают сна печальны очи;
И призрак милой старины
Теснится в грудь со мраком ночи;

И живы в памяти моей
Веселье, слезы юных дней,
Вся прелесть, ложь любовных снов,
И тайных встреч, и нежных слов,
И те красы, которых цвет
Убит грозой — и здесь уж нет!
И сколько радостных сердец
Блаженству видели конец!

Так прежнее ночной порою
Мою волнует грудь,
И думы, сжатые тоскою,
Мешают мне уснуть.
Смотрю ли вдаль — одни печали;
Смотрю ль кругом — моих друзей,
Как желтый лист осенних дней,
Метели бурные умчали.

Мне мнится: с пасмурным челом
Хожу в покое я пустом,
В котором прежде я бывал,
Где я веселый пировал;
Но уж огни погашены,
Гирлянды сняты со стены,
Давно разъехались друзья,
И в нем один остался я.

И прежнее ночной порою
Мою волнует грудь,
И думы, сжатые тоскою,
Мешают мне уснуть!

БессонницаЧто мечты мои волнует На привычном ложе сна? На лицо и грудь мне дует Свежим воздухом весна, Тихо очи мне целует Полуночная луна. Ты ль, приют восторгам нежным, Радость юности.

Прошло сполна все то, что былоПрошло сполна все то, что было, Рассудок чувство покорил, И одолела воли сила Последний взрыв сердечных сил. И как сегодня все далеко, Что совершалося вчера: Стремленье дум, борьба без прока.

Я встретил новый год одинЯ встретил новый год один… Передо мной Не искрился бокал сверкающим вином, Лишь думы прежние, с знакомой мне тоскою, Как старые друзья, без зова, всей семьею Нахлынули ко мне с.

ДумыТам были шум и разговоры, И блеск ума, и смех живой; И юных дев сияли взоры Светлей, чем звезды в тьме ночной; И сладки речи слух ласкали, И был приветен.

БессонницаОт обид не пишется, От забот не спится. Где-то лист колышется — Пролетела птица. Из раскрытых окон Полночь льется в комнату. С неба белый кокон Тянет нити к омуту. Искупаюсь.

БессонницаМебель трескается по ночам. Где-то каплет из водопровода. От вседневного груза плечам В эту пору дается свобода, В эту пору даются вещам Бессловесные душы людские, И слепые, немые, глухие Разбредаются.

Стою и смотрю на дорогуНедавно еще говорила, просила: зайди, загляни. А нынче все ставни закрыла и все погасила огни. И я, молчаливый и строгий, стоптав под окошком траву, стою и смотрю на дорогу, что.

Бессонница, Гомер, тугие парусаБессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи,- На головах царей.

Мучит бессонница хлеще похмельяМучит бессонница хлеще похмелья, не помогает настойка-трава… Это, наверно, болезнь в самом деле, и медсестрица, наверно, права. Так ведь нельзя, надо спать — мудренее утро любой полуночной беды! Завтра проснемся.

УсниУснуть бы мне навек, в траве, как в колыбели, Как я ребенком спал в те солнечные дни, Когда в лучах полуденных звенели Веселых жаворонков трели И пели мне они: «Усни.

Слезы людские, о слезы людскиеСлезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой… Льетесь безвестные, льетесь незримые, Неистощимые, неисчислимые,- Льетесь, как льются струи дождевые В осень глухую, порою ночной.

И распахнулся занавесИ распахнулся занавес, И я смотрю, смотрю На первый снег, на заново Расцветшую зарю, На розовое облако, На голубую тень, На этот, в новом облике Похорошевший день… Стеклянным колокольчиком Звенит.

ПолонскомуСпасибо! Лирой вдохновенной Ты мне опять напомнил дни, Когда, не зная мысли пленной, Ты вынес, отрок дерзновенный, Свои алмазные огни. А я, по-прежнему смиренный, Забытый, кинутый в тени, Стою коленопреклоненный.

Тоска маятникаНеразгаданным надрывам Подоспел сегодня срок; В стекла дождик бьет порывом, Ветер пробует крючок. Точно вымерло все в доме… Желт и черен мой огонь, Где-то тяжко по соломе Переступит, звякнув, конь.

Читайте также:  Мучает бессонница от нервов

Помнишь, мы над тихою рекоюПомнишь, мы над тихою рекою В ранний час шли детскою четой, Я — с моею огненной тоскою, Ты — с твоею белою мечтой. И везде, где взор мой замедлялся, И.

источник

О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения « Бессонница » (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей. Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался вопросом – а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки – карьеру, творчество, семью и быт. Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время от времени дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные «Бессоннице».

Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их «пророчески-прощалный глас» напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда «часов однообразный бой» нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет каждого из нас впереди.

Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно. Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро «новое, младое племя» придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью. «А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!», — отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют. Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их «металла голос погребальный порой оплакивает нас», что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз. Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту. Под конец жизни он получит бесценны дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти. Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства.

источник

Пушкин
СТИХИ, СОЧИНЕННЫЕ НОЧЬЮ ВО ВРЕМЯ БЕССОННИЦЫ

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня.
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу.

Ф. И. Тютчев.
Бессонница («Часов однообразный бой. »)

Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг –
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали.
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!

Петр Вяземский. «Бессонница»

В тоске бессонницы, средь тишины ночной,
Как раздражителен часов докучный бой!
Как молотом кузнец стучит по наковальной,
Так каждый их удар, тяжелый и печальный,
По сердцу моему однообразно бьет,
И с каждым боем всё тоска моя растет.
Часы, «глагол времен, металла звон» надгробной,
Чего вы от меня с настойчивостью злобной
Хотите? Дайте мне забыться. Я устал.
Кукушки вдоволь я намеков насчитал.
Я знаю и без вас, что время мимолетно;
Безостановочно оно, бесповоротно!
Тем лучше! И кому, в ком здравый разум есть,
Охота бы пришла жизнь сызнова прочесть?
Но, скучные часы моей бессонной пытки,
В движениях своих куда как вы не прытки!
И, словно гирями крыло обременя,
Вы тащитесь по мне, царапая меня.
И сколько диких дум, бессмысленных, несвязных,
Чудовищных картин, видений безобразных, —
То вынырнув из тьмы, то погружаясь в тьму, —
Мерещится глазам и грезится уму!
Грудь давит темный страх и бешеная злоба,
Когда змеи ночной бездонная утроба
За часом час начнет прожорливо глотать,
А сна на жаркий одр не сходит благодать.
Тоска бессонницы, ты мне давно знакома;
Но всё мне невтерпеж твой гнет, твоя истома,
Как будто в первый раз мне изменяет сон
И крепко-накрепко был застрахован он;
Как будто по ночам бессонным не в привычку
Томительных часов мне слушать перекличку;
Как будто я и впрямь на всероссийский лад
Спать богатырским сном всегда и всюду рад,
И только головой подушку чуть пригрею, —
Уж с Храповицким речь затягивать умею.
1862 (?)

Осип Мандельштам
«Бессоница, Гомер, тугие паруса. «

Бессоница, Гомер, тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи —
На головаx царей божественная пена —
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, аxейские мужи?

И море, и Гомер — все движимо любовью.
Кого же слушать мне? И вот, Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подxодит к изголовью.

Марина Цветаева
x x x

Бессонница! Друг мой!
Опять твою руку
С протянутым кубком
Встречаю в беззвучно-
Звенящей ночи.

— Прельстись!
Пригубь!
Не в высь,
А в глубь —
Веду…
Губами приголубь!
Голубка! Друг!
Пригубь!
Прельстись!
Испей!
От всех страстей —
Устой,
От всех вестей —
Покой.
— Подруга! —
Удостой.
Раздвинь уста!
Всей негой уст
Резного кубка край
Возьми —
Втяни,
Глотни:
— Не будь! —
О друг! Не обессудь!
Прельстись!
Испей!
Из всех страстей —
Страстнейшая, из всех смертей —
Нежнейшая… Из двух горстей
Моих — прельстись! — испей!

Мир без вести пропал. В нигде —
Затопленные берега…
— Пей, ласточка моя! На дне
Растопленные жемчуга…

Ты море пьешь,
Ты зори пьешь.
С каким любовником кутеж
С моим
— Дитя —
Сравним?

А если спросят (научу!),
Что, дескать, щечки не свежи, —
С Бессонницей кучу, скажи,
С Бессонницей кучу…

Марина Цветаева

* * *

Кто спит по ночам? Никто не спит!
Ребёнок в люльке своей кричит,
Старик над смертью своей сидит,
Кто молод — с милою говорит,
Ей в губы дышит, в глаза глядит.

Заснёшь — проснёшься ли здесь опять?
Успеем, успеем, успеем спать!

А зоркий сторож из дома в дом
Проходит с розовым фонарём,
И дробным рокотом над подушкой
Рокочет ярая колотушка:

Не спи! крепись! говорю добром!
А то — вечный сон! а то — вечный дом!

А. Ахматова
Бессоница

Где-то кошки жалобно мяукают,
Звук шагов я издали ловлю.
Хорошо твои слова баюкают:
Третий месяц я от них не сплю.

Ты опять, опять со мной, бессонница!
Неподвижный лик твой узнаю.
Что, красавица, что, беззаконница,
Разве плохо я тебе пою?

Окна тканью белою завешены,
Полумрак струится голубой.
Или дальней вестью мы утешены?
Отчего мне так легко с тобой?

Борис Пастернак

Который час? Темно. Наверно, третий.
Опять мне, видно, глаз сомкнуть не суждено.
Пастух в поселке щелкнет плетью на рассвете.
Потянет холодом в окно,
Которое во двор обращено.
А я один.
Неправда, ты
Всей белизны своей сквозной волной
Со мной.

источник

«Бессонница» Федор Тютчев

Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!

Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?

Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.

И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…

И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!

Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!

О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения «Бессонница» (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей. Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался вопросом – а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки – карьеру, творчество, семью и быт. Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время от времени дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные «Бессоннице».

Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их «пророчески-прощалный глас» напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда «часов однообразный бой» нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет каждого из нас впереди.

Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно. Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро «новое, младое племя» придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью. «А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!», — отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют. Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их «металла голос погребальный порой оплакивает нас», что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз. Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту. Под конец жизни он получит бесценны дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти. Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства.

А у меня вот эта любимая (блин, почти 40 минут разыскивала в инете именно слова; -) А вот тут и послушать можно! —http://vpleer.ru/index.php?q=%C0%F1%EC%EE%EB%EE%E2#music

Архангельская конница
Затмила небеса.
Бессонница, бессонница —
Хоть выколи глаза!
И я свою бессонницу,
Как лошадь в поводу,
По вымершему городу
Выгуливать веду.

Поверь, мне так не хочется
С тревогою в груди
Бродить с моей бессонницей
По Млечному пути.
Но что же тут поделаешь,
Когда не спится ей,
Бесплодной и бессмысленной
Бессоннице моей.

Кто-то где-то богу молится,
Кто-то где-то дрянью колется,
Кто-то где-то пьяный ломится
В чью-то дверь в ночи.
Только нам с моей бессонницей
Ничего уже не хочется,
В потолок уставим очи
И молчим.

Любовница постылая,
Бессонница моя,
Не муза белокрылая,
А так — галиматья.
Как в одиночной камере
В плену пустых ночей
Лежу в объятьях каменной
Бессонницы моей.

Кормлю ее таблетками,
Пою хмельным вином,
Но лишь ночами редкими
Я забываюсь сном.
И снится мне околица
Далекого села,
Где первая бессонница
В постель ко мне легла.

Читайте также:  Проблема сна и борьба с бессонницей

Ещё у Ефима Амирамова есть «Бессоница»

Вновь дом мой пуст, а мне всё места мало,
И на ночь снова не хватает сигарет.
Ты мне вернуться скоро обещала,
Я жду и жду – тебя же нет и нет.
Сегодня ночь еще чернее стала,
Бессонница до тошноты опять.
Я с головой залез под одеяло,
Чтоб ночи грусть свою не показать.
Я б не посмел тебя одну оставить,
Где ночь чернее траурных одежд.
И где тоска слезами душу травит,
И где покой не закрывает вежд.
Ну почему, как век, разлука длится?
О чем я в одиночестве скулю?
Не лучше ли до чертиков напиться?
Но черт возьми, я так давно не пью.
Да, к сожаленью, я не современен.
Я пережитки прошлого хвалю.
Тебе одной до удивленья верен,
И до смешного преданно люблю.

А вообще-то, песен про бессонницу великое множество, не только мы ею страдаем: убедитесь сами; -)
http://vpleer.ru/index.php?q=%C1%E5%F1%F1%EE%ED%E8%F6%E0#music

  • Список стихотворений про бессонницу
  • Рейтинг стихотворений про бессонницу

    Стихотворения русских поэтов про бессонницу

    Бессонница (Ночной порой в пустыне городской…) (Фёдор Иванович Тютчев)

    Ночной порой в пустыне городской Есть час один, проникнутый тоской, Когда на целый город ночь сошла, И всюду водворилась мгла, Все тихо и молчит; и вот луна взошла, И вот при блеске лунной сизой ночи Лишь нескольких церквей, потерянных вдали, Блеск золоченых глав, унылый, тусклый зев Пустынно бьет в недремлющие очи, И сердце в нас подкидышем бывает, И так же плачется и также изнывает, О жизни и любви отчаянно взывает. Но тщетно плачется и молится оно: Все вкруг него и пусто и темно! Час и другой все длится жалкий стон, Но наконец, слабея, утихает он.

    Бессонница (Часов однообразный бой…) (Фёдор Иванович Тютчев)

    Часов однообразный бой, Томительная ночи повесть! Язык для всех равно чужой И внятный каждому, как совесть! Кто без тоски внимал из нас, Среди всемирного молчанья, Глухие времени стенанья, Пророчески-прощальный глас? Нам мнится: мир осиротелый Неотразимый Рок настиг — И мы, в борьбе, природой целой Покинуты на нас самих. И наша жизнь стоит пред нами, Как призрак на краю земли, И с нашим веком и друзьями Бледнеет в сумрачной дали. И новое, младое племя Меж тем на солнце расцвело, А нас, друзья, и наше время Давно забвеньем занесло! Лишь изредка, обряд печальный Свершая в полуночный час, Металла голос погребальный Порой оплакивает нас!

    Бессонница ребенка (Иннокентий Фёдорович Анненский)

    От душной копоти земли Погасла точка огневая, И плавно тени потекли, Контуры странные сливая. И знал, что спать я не могу: Пока уста мои молились, Те, неотвязные, в мозгу Опять слова зашевелились. И я лежал, а тени шли, Наверно зная и скрывая, Как гриб выходит из земли И ходит стрелка часовая.

    Бессонница (Евдокия Петровна Ростопчина)

    Бессонница, — мученье праздной лени, — Люблю твой полубред в безмолвной ночи час, Когда уляжется дневная жизнь вкруг нас И только в сумраке немые бродят тени, Беседуя с душой. Люблю я в тишине Припоминать денные впечатленья, Переживать прожитые волненья И тайно поверять себя наедине. Действительность тогда не существует, Холодный гнет ее нас больше не теснит; С ней все условное, все ложное молчит, И в сердце истина святая торжествует. Оковы светские сорвав, вздохнешь легко И сбросишь радостно личину принужденья; И дума, окрилев, в мир счастья и забвенья Из мира внешнего взлетает высоко! Вот слышатся полуслова. шептанья. Мы дополняем их догадливой мечтой! И заблестят глаза. И в темноте ночной Светлей в душе горят воспоминанья. Неясно сладостной надеждой ум прельщен, Все невозможное вдруг кажется возможно. И сердце бьется в нас так страстно, так тревожно! И нас баюкает без сна волшебный сон!

    Бессонница (Иван Иванович Козлов)

    В часы отрадной тишины Не знают сна печальны очи; И призрак милой старины Теснится в грудь со мраком ночи; И живы в памяти моей Веселье, слезы юных дней, Вся прелесть, ложь любовных снов, И тайных встреч, и нежных слов, И те красы, которых цвет Убит грозой — и здесь уж нет! И сколько радостных сердец Блаженству видели конец! Так прежнее ночной порою Мою волнует грудь, И думы, сжатые тоскою, Мешают мне уснуть. Смотрю ли вдаль — одни печали; Смотрю ль кругом — моих друзей, Как желтый лист осенних дней, Метели бурные умчали. Мне мнится: с пасмурным челом Хожу в покое я пустом, В котором прежде я бывал, Где я веселый пировал; Но уж огни погашены, Гирлянды сняты со стены, Давно разъехались друзья, И в нем один остался я. И прежнее ночной порою Мою волнует грудь, И думы, сжатые тоскою, Мешают мне уснуть!

    Бессонница (Анна Андреевна Ахматова)

    Где-то кошки жалобно мяукают, Звук шагов я издали ловлю. Хорошо твои слова баюкают: Третий месяц я от них не сплю. Ты опять, опять со мной, бессонница! Неподвижный лик твой узнаю. Что, красавица, что, беззаконница, Разве плохо я тебе пою? Окна тканью белою завершены, Полумрак струится голубой. Или дальней вестью мы утешены? Отчего мне так легко с тобой?

    Бессонница (Арсений Альвинг)

    (2-я, кирпичная) Когда бы медлительным жалом Избыть эту страшную боль. Послушай: холодный, усталый — Позволь замолчать мне, позволь. Я знаю: в узоры гранаты Разнизаны волей, но чьей? И кем так мучительно сжаты Фасады немых кирпичей. Всё арки, всё тёмные арки. Как жутко от этих аркад! Единственный, может быть, яркий Мой миг не вернётся назад. Да полно: ужели случилось Вот так вот, блаженно, точь-в-точь. А если всё это приснилось В тяжёлую, душную ночь? О маятник, аспид железный, Тягуч твой постылый вояж. И днём мы над тусклою бездной, И ночью над нами она ж.

    Бессонница (Борис Леонидович Пастернак)

    Который час? Темно. Наверно, третий. Опять мне, видно, глаз сомкнуть не суждено. Пастух в поселке щелкнет плетью на рассвете. Потянет холодом в окно, Которое во двор обращено. А я один. Неправда, ты Всей белизны своей сквозной волной Со мной.

    Бессонница (Арсений Александрович Тарковский)

    Мебель трескается по ночам. Где-то каплет из водопровода. От вседневного груза плечам В эту пору дается свобода, В эту пору даются вещам Бессловесные душы людские, И слепые, немые, глухие Разбредаются по этажам. В эту пору часы городские Шлют секунды туда и сюда, И плетутся хромые, кривые, Подымаются в лифте живые, Неживые и полуживые, Ждут в потемках, где каплет вода, Вынимают из сумок стаканы И приплясывают, как цыганы, За дверями стоят, как беда, Сверла медленно вводят в затворы И сейчас оборвут провода. Но скорее они — кредиторы, И пришли навсегда, навсегда, И счета принесли. Невозможно Воду в ступе, не спавши, толочь, Невозможно заснуть,— так тревожна Для покоя нам данная ночь.

    Мы — безотчетные: безличною Судьбой Плодим Великие вопросы; И — безотличные — привычною Гурьбой Прозрачно Носимся, как дым От папиросы. Невзрачно Сложимся под пологом окна, Над Майей месячной, над брошенною брызнью, — Всего на миг один — — (А ночь длинна — Длинна!) — Всего на миг один: Сияющею жизнью. Тень, тихий чернодум, выходит Из угла, Забродит Мороком ответов; Заводит — Шорохи. Мутительная мгла Являет ворохи Разбросанных предметов. Из ниши смотрит шкаф: и там немой арап. Тишайше строится насмешливою рожей. Но время бросило свой безразличный крап. Во всех различиях — все то же, то же, то же. И вот — стоят они, и вот — глядят они, Как дозирающие очи, Мои Сомнением Испорченные Дни, Мои Томлением Искорченные Ночи.

    Январь 1921, Москва, Больница

    Бессонница (Эдуард Иванович Губер)

    Ночи бессонные, ночи мучения, Скоро ли минете вы? Скоро ли снимете ношу сомнения С бедной моей головы? Скроете мысли мои беззаконные, Смоете язву страстей, Ночи печальные, ночи бессонные, Ночи забот и скорбей? Тише. Я вижу в тоске лихорадочной — Бледные лица встают, Шепчут и пляшут толпою загадочной, Длинные песни поют. В ночи бессонные ходят видения Мимо раскрытых очей, Громом срывается хохот презрения С уст бестелесных теней. Молча раскроешь немые объятия, — Где-то родная душа? Ищешь молитвы, а шепчешь проклятия, Страхом и злобой дыша. Где же мечты мои, где упования, Жажда возвышенных дел? Воля железная, жар дарования, Вера в высокий удел? Труд неоконченный предан забвению, Сила души прожита, И, покоряясь немому сомнению, Сохнет живая мечта. Так пробуждаются страсти бездонные В мраке ночной тишины, Так облекаются ночи бессонные В страшные, долгие сны.

    Бессонница (Алексей Николаевич Апухтин)

    Проходят часы за часами Несносной, враждебной толпой. На помощь с тоской и слезами Зову я твой образ родной! Я всё, что в душе накипело, Забуду,— но только взгляни Доверчиво, ясно и смело, Как прежде, в счастливые дни! Твой образ глядит из тумана; Увы! заслонен он другим — Тем демоном лжи и обмана, Мучителем старым моим! Проходят часы за часами. Тускнеет и гаснет твой взор, Шипит и растет между нами Обидный, безумный раздор. Вот утра лучи шевельнулись. Я в том же тупом забытьи. Совсем от меня отвернулись Потухшие очи твои.

    Бессонница (Николай Михайлович Языков)

    Что мечты мои волнует На привычном ложе сна? На лицо и грудь мне дует Свежим воздухом весна, Тихо очи мне целует Полуночная луна. Ты ль, приют восторгам нежным, Радость юности моей, Ангел взором безмятежным, Ангел прелестью очей, Персей блеском белоснежным, Мягких золотом кудрей! Ты ли мне любви мечтами Прогоняешь мирны сны? Ты ли свежими устами Навеваешь свет луны, Скрыта легкими тенями Соблазнительной весны? Благодатное виденье, Тихий ангел! успокой, Усыпи души волненье, Чувства жаркие напой И даруй мне утомленье, Освященное тобой!

    Бессонницы (Вячеслав Иванович Иванов)

    1 Что порхало, что лучилось — Отзвенело, отлучилось, Отсверкавшей упало рекой. Мотыльком живое отлетело. И — как саван — укутал покой Опустелое тело. Но бессонные очи Испытуют лик Ночи: «Зачем лик Мира — слеп? Ослеп мой дух,— И слеп, и глух Мой склеп». Белая, зажгись во тьме, звезда! Стань над ложем, близкая: «Ты волен». А с отдаленных колоколен, Чу, медь поет: «Всему чреда». Чу, ближе: «Рок». — «Сон и страда». — «Свой знают срок». — «Встает звезда». Ко мне гряди, сюда, сюда! 2 В комнате сонной мгла. Дверь, как бельмо, бела. Мысли пугливо-неверные, Как длинные, зыбкие тени, Неимоверные, Несоразмерные,— Крадутся, тянутся в пьяном от ночи мозгу, Упившемся маками лени. Скользят и маячат Царевны-рыбы И в могилы прячут Белые трупы. Их заступы тупы, И рыхлы глыбы На засыпчатом дне. «Я лгу — Не верь, Гробничной, мне!— Так шепчет дверь. — Я — гробничная маска, оттого я бела; Но за белой гробницей — темничная мгла». «И мне не верь,— Так шепчет тень. — Я редею, и таю, И тебе рождаю Загадку — день». Ты помедли, белый день! Мне оставь ночную тень,— Мы играем в прятки. Ловит Жизнь иль Смерть меня? Чья-то ткется западня Паутиной шаткой. 3 Казни ль вестник предрассветный Иль бесплотный мой двойник — Кто ты, белый, что возник Предо мной, во мгле просветной, Весь обвитый Благолепным, Склепным Льном,— Тускл во мреяньи ночном? Мой судья? палач? игемон? Ангел жизни? смерти демон? Брат ли, мной из ночи гроба Изведенный? Мной убитый,— Присужденный На томительный возврат? Супостат — Или союзник? Мрачный стражник? бледный узник? Кто здесь жертва? — кто здесь жрец? Воскреситель и мертвец? Друг на друга смотрим оба. Ты ль, пришлец, восстал из гроба? Иль уводишь в гроб меня — В платах склепных, Благолепных Бело-мреющего дня?

    Бессонные ночи (Иннокентий Фёдорович Анненский)

    Какой кошмар! Всё та же повесть. И кто, злодей, ее снизал? Опять там не пускали совесть На зеркала вощеных зал. Опять там улыбались язве И гоготали, славя злость. Христа не распинали разве, И то затем, что не пришлось. Опять там каверзный вопросик Спускали с плеч, не вороша. И всё там было — злобность мосек И пустодушье чинуша. Но лжи и лести отдал дань я. Бьет пять часов — пора домой; И наг, и тесен угол мой. Но до свиданья, до свиданья! Так хорошо побыть без слов; Когда до капли оцет допит. Цикада жадная часов, Зачем твой бег меня торопит? Всё знаю — ты права опять, Права, без устали токуя. Но прав и я,— и дай мне спать, Пока во сне еще не лгу я.

    В бессонницу (Валентин Кривич (Анненский))

    Комнаты низкие дома старинного, Рощи заветные, нивы родимые, Дни безмятежные детства невинного, Невозвратимые. Локоны русые, очи печальные, Детские слезы, в разлуке пролитые,— Образы милые, образы дальные, Полузабытые. В вас хоть ищу я себе оправдания, Чистых восторгов немые волнения, В вас я ищу для больного сознания Якорь спасения! Образы милые, образы дальные, Думы, глубоко в душе затаенные, Вечно со мною вы, тихо-печальные, В ночи бессонные.

    «Не уснуть, не сомкнуть мне усталых очей» (Леонид Иванович Андрусон)

    Не уснуть, не сомкнуть мне усталых очей. В ночь влюбленный тоскует в саду соловей, Месяц бледным серпом грустно смотрит в окно. Сердце горькой печали и боли полно. Не уснуть. Соловей все страстнее тоскует-поет… Плачет сердце мое… О, когда же умрет В нем бессонная боль одинокой любви И остынут горячие слезы мои, О, когда? Соловей все поет… Может быть, никогда, Может быть, я тебя буду помнить всегда,— Никогда не забуду скорбящей душой Дней погибшего счастья, забытых тобой, Никогда.

    Количество обращений к теме стихотворений: 1027

    Обвела мне глаза кольцом
    Теневым — бессонница.
    Оплела мне глаза бессонница
    Теневым венцом.

    То-то же! По ночам
    Не молись — идолам!
    Я твою тайну выдала,
    Идолопоклонница.

    Мало — тебе — дня,
    Солнечного огня!

    Пару моих колец
    Носи, бледноликая!
    Кликала — и накликала
    Теневой венец.

    Мало — меня — звала?
    Мало — со мной — спала?

    Ляжешь, легка лицом.
    Люди поклонятся.
    Буду тебе чтецом
    Я, бессонница:

    — Спи, успокоена,
    Спи, удостоена,
    Спи, увенчана,
    Женщина.

    Чтобы — спалось — легче,
    Буду — тебе — певчим:

    — Спи, подруженька
    Неугомонная!

    Спи, жемчужинка,
    Спи, бессонная.

    И кому ни писали писем,
    И кому с тобой ни клялись мы…
    Спи себе.

    Вот и разлучены
    Неразлучные.
    Вот и выпущены из рук
    Твои рученьки.
    Вот ты и отмучилась,
    Милая мученица.

    Сон — свят,
    Все — спят.
    Венец-снят.

    Руки люблю
    Целовать, и люблю
    Имена раздавать,
    И еще — раскрывать
    Двери!
    — Настежь — в темную ночь!

    Голову сжав,
    Слушать, как тяжкий шаг
    Где-то легчает,
    Как ветер качает
    Сонный, бессонный
    Лес.

    Ах, ночь!
    Где-то бегут ключи,
    Ко сну — клонит.
    Сплю почти.
    Где-то в ночи
    Человек тонет.

    В огромном городе моем — ночь.
    Из дома сонного иду — прочь.
    И люди думают: жена, дочь, —
    А я запомнила одно: ночь.

    Читайте также:  Меня вылечили от бессонницы

    Июльский ветер мне метет — путь,
    И где-то музыка в окне — чуть.
    Ах, нынче ветру до зари — дуть
    Сквозь стенки тонкие груди́ — в грудь.

    Есть черный тополь, и в окне — свет,
    И звон на башне, и в руке — цвет,
    И шаг вот этот — никому — вслед,
    И тень вот эта, а меня — нет.

    Огни — как нити золотых бус,
    Ночного листика во рту — вкус.
    Освободите от дневных уз,
    Друзья, поймите, что я вам — снюсь.

    После бессонной ночи слабеет тело,
    Милым становится и не своим, — ничьим.
    В медленных жилах еще занывают стрелы —
    И улыбаешься людям, как серафим.

    После бессонной ночи слабеют руки
    И глубоко равнодушен и враг и друг.
    Целая радуга — в каждом случайном звуке,
    И на морозе Флоренцией пахнет вдруг.

    Нежно светлеют губы, и тень золоче
    Возле запавших глаз. Это ночь зажгла
    Этот светлейший лик, — и от темной ночи
    Только одно темнеет у нас — глаза.

    Нынче я гость небесный
    В стране твоей.
    Я видела бессонницу леса
    И сон полей.

    Где-то в ночи́ подковы
    Взрывали траву.
    Тяжко вздохнула корова
    В сонном хлеву.

    Расскажу тебе с грустью,
    С нежностью всей,
    Про сторожа-гуся
    И спящих гусей.

    Руки тонули в песьей шерсти,
    Пес был — сед.
    Потом, к шести,
    Начался рассвет.

    Сегодня ночью я одна в ночи́ —
    Бессонная, бездомная черница! —
    Сегодня ночью у меня ключи
    От всех ворот единственной столицы!

    Бессонница меня толкнула в путь.
    — О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль
    мой! —
    Сегодня ночью я целую в грудь
    Всю круглую воюющую землю!

    Вздымаются не волосы — а мех,
    И душный ветер прямо в душу дует.
    Сегодня ночью я жалею всех, —
    Кого жалеют и кого целуют.

    Нежно-нежно, тонко-тонко
    Что-то свистнуло в сосне.
    Черноглазого ребенка
    Я увидела во сне.

    Так у сосенки у красной
    Каплет жаркая смола.
    Так в ночи́ моей прекрасной
    Ходит пó сердцу пила.

    Черная, как зрачок, как зрачок, сосущая
    Свет — люблю тебя, зоркая ночь.

    Голосу дай мне воспеть тебя, о праматерь
    Песен, в чьей длани узда четырех ветров.

    Клича тебя, славословя тебя, я только
    Раковина, где еще не умолк океан.

    Ночь! Я уже нагляделась в зрачки человека!
    Испепели меня, черное солнце — ночь!

    Кто спит по ночам? Никто не спит!
    Ребенок в люльке своей кричит,
    Старик над смертью своей сидит,
    Кто молод — с милою говорит,
    Ей в губы дышит, в глаза глядит.

    Заснешь — проснешься ли здесь опять?
    Успеем, успеем, успеем спать!

    А зоркий сторож из дома в дом
    Проходит с розовым фонарем,
    И дробным рокотом над подушкой
    Рокочет ярая колотушка:

    Не спи! крепись! говорю добром!
    А то — вечный сон! а то — вечный дом!

    Вот опять окно,
    Где опять не спят.
    Может — пьют вино,
    Может — так сидят.
    Или просто — рук
    Не разнимут двое.
    В каждом доме, друг,
    Есть окно такое.

    Крик разлук и встреч —
    Ты, окно в ночи́!
    Может — сотни свеч,
    Может — три свечи…
    Нет и нет уму
    Моему — покоя.
    И в моем дому
    Завелось такое.

    Помолись, дружок, за бессонный дом,
    За окно с огнем!

    Бессонница! Друг мой!
    Опять твою руку
    С протянутым кубком
    Встречаю в беззвучно —
    Звенящей ночи́.

    — Прельстись!
    Пригубь!
    Не в высь,
    А в глубь —
    Веду…
    Губами приголубь!
    Голубка! Друг!
    Пригубь!
    Прельстись!
    Испей!
    От всех страстей —
    Устой,
    От всех вестей —
    Покой.
    — Подруга! —
    Удостой.
    Раздвинь уста!
    Всей негой уст
    Резного кубка край
    Возьми —
    Втяни,
    Глотни:
    — Не будь! —
    О друг! Не обессудь!
    Прельстись!
    Испей!
    Из всех страстей —
    Страстнейшая, из всех смертей —
    Нежнейшая… Из двух горстей
    Моих — прельстись! — испей!

    Мир бе́з вести пропал. В нигде —
    Затопленные берега…
    — Пей, ласточка моя! На дне
    Растопленные жемчуга…

    Ты море пьешь,
    Ты зори пьешь.
    С каким любовником кутеж
    С моим
    — Дитя —
    Сравним?

    А если спросят (научу!),
    Что, дескать, щечки не свежи, —
    С Бессонницей кучу, скажи,
    С Бессонницей кучу…

    источник

    учебные материалы, лекции, конспекты, курсы, учебники, книги

    Язык для всех равно чужой

    И внятный каждому, как совесть!

    Кто без тоски внимал из нас,

    Среди всемирного молчанья,

    Нам мнится: мир осиротелый

    И мы, в борьбе, природой целой

    И наша жизнь стоит пред нами,

    Как призрак на краю земли,

    И с нашим веком и друзьями

    Бледнеет в сумрачной дали…

    Меж тем на солнце расцвело,

    А нас, друзья, и наше время

    Лишь изредка, обряд печальный

    Металла голос погребальный

    О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения «Бессонница» (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей. Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался вопросом — а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки — карьеру, творчество, семью и быт. Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время от времени дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные «Бессоннице».

    Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их «пророчески-прощалный глас» напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда «часов однообразный бой» нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет каждого из нас впереди.

    Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно. Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро «новое, младое племя» придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью. «А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!», — отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют. Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их «металла голос погребальный порой оплакивает нас», что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз. Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту. Под конец жизни он получит бесценный дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти. Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства.

    Стихотворения Тютчева очень коротки, но между тем ни к одному из них нечего добавить каждое слово метко, полновесно. Оттенки в его произведениях, как писал Некрасов, «расположены с таким искусством, что в целом обрисовывают предмет как нельзя лучше». Полностью подтверждает слова Некрасова тютчевское «Утро в горах».

    И между гор росисто вьется

    Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое сущее — лишь временное порождение этого хаоса. С этим связанно обращение поэта к «ночной тьме». Именно ночью, когда человек остается один на один перед вечным миром, он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования. Поэт использует прием аллитерации:

    Сумрак тихий, сумрак сонный,

    О чем ты воешь, ветр ночной?

    О чем так сетуешь бездумно?

    Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. В стихотворении «Осенний вечер» — картина вечерних сумерек, в стихотворении «Люблю грозу в начале мая» — весенний первый гром. Из стихотворений, в которых Тютчев пытается постичь переходные состоянии, можно выделить стихотворение «Тени сизые смелись…» Поэт здесь воспевает сумрак. Наступает вечер и именно в этот момент душа человека роднится с душой природы, сливается с ней.

    Для Тютчева очень важен миг приобщения. Поэт показал попытку «слиться с беспредельным». И именно сумрак помогает осуществить эту попытку, в сумраках наступает миг приобщения человека к вечности

    источник

    Бессонница. Всю ночь, как тень брожу,
    То вздую чай, то на постель прилягу,
    То под язык таблетку положу,
    То запишу две строчки на бумагу.
    С бессонницей сражаться тяжело,
    К тому ж, нервишки расшалились малость.
    Так что случилось, что произошло?
    А не хандра ли это разыгралась.

    Ээээ. Нет. Пожалуй, это не хандра,
    Всё глубже, всё серьёзнее намного.
    Мне ночью неожиданно вчера
    Прозрение пришло. по воле Бога.
    Сознание пришло ко мне во сне,
    В неясном свете жизненных реалий,
    В один момент понятно стало мне —
    В любви моей нуждаться перестали.

    Всё верно. Вот уже который день
    Молчание гуляет между нами.
    Все мысли и все чувства набекрень,
    Хожу волчицей загнанной, кругами.
    Как странно, всё же, мы, порой, живём.
    Как я могла — безумная, смешная,
    Зациклиться на образе мужском,
    По сути, ничего о нём не зная.

    Бушуют мысли. За волной волна.
    Но нет претензий к Матушке-природе.
    Любовь не предсказуема. Она
    Сама к нам и приходит, и уходит.
    Бессонница. Чайку что ль подогреть,
    Стишок свой беспокойный завершаю.
    А тяжко так. что лучше умереть.
    Прости меня, любовь моя большая.

    Рейтинг работы: 981
    Количество рецензий: 80
    Количество сообщений: 85
    Количество просмотров: 1448
    © 13.07.2016 Осташ
    Свидетельство о публикации: izba-2016-1722072

    Святослав Соловьев 19.07.2017 14:46:04
    Отзыв: положительный
    А что тут скажешь, редкое творенье,
    Наверное бессоница у Вас, ОСТАШ,
    Рождает все любви стихотворенья,
    О боже мой! Какой ажиотаж!
    Лекарство есть одно от сей напасти,
    Попробуйте найти вы зону страсти,
    Где некогда Вам будет горевать —
    Лишь пить, гулять да танцевать!

    Поэма отличная, это я дурак.

    Долорес 18.05.2017 08:19:48
    Отзыв: положительный
    МИЛАЯ ЭЛЕЧКА!
    ВЫ ОЧЕНЬ МУДРАЯ, КОГДА ДАЁТЕ ОТПОР НЕКОТОРЫМ «КОЗЛАМ». В ОСНОВНОМ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ МУЖИКИ — ТОЛСТОКОЖИЕ, НЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ, НЕДАЛЁКИЕ НАТУРЫ. ДО ИХ ЧУВСТВ РЕДКО КТО МОЖЕТ ДОСТУЧАТЬСЯ ( НЕТ, БЫВАЮТ, КОНЕЧНО ИСКЛЮЧЕНИЯ, НО ИХ ТАКОЕ НИЧТОЖЕСТВО. )
    НЕ РАССТРАИВАЙТЕСЬ, ЭЛЕЧКА. ТОЛЬКО ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ИСПЫТАЛА ТАКИЕ ЖЕ ЧУВСТВА, КАК ВАША Л.ГЛ. МОЖЕТ ЕЁ ПОНЯТЬ. А МУЖИК РЕДКО ПОЙМЁТ ТАКИЕ ТОНКИЕ, ВОЗВЫШЕННЫЕ, МОЖНО СКАЗАТЬ ФИЛОСОФСКИЕ СТРОКИ. ОН ВСЁ, КАК ЛЕДОРУБОМ РУБИТ. КАК ТОПОРОМ, ДЕРЕВЬЯ ВАЛИТ. А ТУТ ДУША СТОНЕТ! ИМ ЭТОГО НИКОГДА НЕ ПОНЯТЬ.
    СТИХОТВОРЕНИЕ Я БЫ ПОСТАВИЛА НА ВЫСТАВКУ, ЕСЛИ БЫ БЫЛА МОЯ ВОЛЯ.
    БЛАГОДАРЮ ВАС ЗА ЧУТКОЕ, ОТКРЫТОЕ СЕРДЕЧКО! ПИШИТЕ ТАКИЕ СТИХИ. ОББЯЗАТЕЛЬНО ПИШИТЕ. КОМУ НЕ НРАВИТСЯ, ПУСТЬ НАДЕНУТ ЧЁРНЫЕ ОЧКИ.

    Осташ 20.05.2017 21:45:38

    Спасибо, милая Долорес. Не хвалите так сильно, а то ещё зазнаюсь. )))))
    К стати, в этой бессоннице я зря горевала, придумывала. А он оказался настоящим мужиком.
    Всего самого доброго тебе!

    Осташ 13.04.2017 10:08:57

    Благодарю Вас, Владимир, за чудесные экспромтные строки.
    Все мы, пишущие страдаем вечно думающей бессонницей. )))))

    Лена Север 13.10.2016 15:38:19
    Отзыв: положительный
    Задело.
    Близкое и до буквы понятное стихотворение.
    Иллюзии.
    Больно их терять.
    Со временем стала понимать,
    что они лишние в моей жизни.
    Кроме красивых стихов с них нечего взять.
    Только для рифмованных слов столько боли?
    Зачем?

    Осташ 18.10.2016 13:37:01

    А любовь, в основе своей, и зиждется на иллюзиях. ))))
    Спасибо, Леночка, за внимание к моим стихам.
    Удачи Вам! И тепла сердечного!

    Лидия Клочкова-Заруцкая 09.10.2016 10:23:03
    Отзыв: положительный
    Бушуют мысли. За волной волна.
    Но нет претензий к Матушке-природе.
    Любовь не предсказуема. Она
    Сама к нам и приходит, и уходит.

    Всё так, Элечка. Не привяжешь её ниточкой!
    А написать ТАК можешь только ты!
    ОБНИМАЮ!

    Осташ 18.10.2016 13:12:23

    Да, любовь не предсказуема и самостоятельна. ))))
    Спасибо, Лидочка. Обнимаю.

    Осташ 10.08.2016 18:18:39

    О, да. Бессонница — это подруга всех влюблённых и пишущих. ))))
    Спасибо, Тамарочка.

    Бронислава Фурманова 26.07.2016 21:59:07
    Отзыв: положительный
    Элечка! Какая Вы умница! Так точно передаёте чувства, переживания, страдание, что многие думают, что это Вы о своих чувствах и переживаниях!
    Ан нет! Я уверена, что у Вас всё замечательно и всегда так будет! Я желаю Вам этого от всей души! Любите и будьте любимы.
    С теплом, Слава

    Осташ 30.07.2016 15:40:00

    Спасибо, дорогая Славочка.
    Все переживания по большей части — стихотворное воображение.
    Ну, и, конечно, как у всех, в зависимости от собственного настроения. )))))))

    Владимир Попов 26.07.2016 20:28:48
    Отзыв: положительный
    Очень понравилось, Эля! ЗАХОДИТЕ ЕЩЕ! С удовольствием Вас читаю!

    Осташ 30.07.2016 15:35:07

    Благодарю, Владимир.
    Я тоже с удовольствием читаю Ваши стихи. ))))

    Людмила Клёнова 26.07.2016 19:21:25
    Отзыв: положительный
    Бросаешь ты свою героиню то в огонь, то в снега, то в сумасшедшую любовь — то в сумасшедшее отчаянье.
    🙂
    Нормальный творческий процесс!
    Главное, что при этом чудесные стихи рождаются — и из любви, и из сомнений, и из отчаяния.
    🙂
    Будь счастлива, дорогая!

    Осташ 28.07.2016 10:09:43

    Ну, если любовь нереальная.
    Со всех сторон преграды обоснованные. А она, эта любовь, живёт и живёт. ))))
    И ты будь счастлива, дорогая Лю!

    источник

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *