Меню Рубрики

Разбор слов по составу бессонница

Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.

При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

  • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
  • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
    • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
    • имеет ли оно формообразующий суффикс?
  • Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
  • Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
  • Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
  • Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
  • Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
  • Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
  • Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
  • Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части

В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.

* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

  • Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
  • Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
  • Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
  • Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
  • Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) → сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
  • Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.
Читайте также:  У ребенка бессонница и нет аппетита

Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:

  • окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
  • основа форы — «проспал»;
  • два суффикса: «а» — суффикс глагольной основы, «л» — этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
  • приставка «про» — действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
  • словообразовательная цепочка: сон — проспать — проспала;
  • корень «сп» — в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.

источник

Специально для Вас подробное описание: бессонница разбор слова по составу на сайте 7sleep.ru — знания собранные со всех уголков света.

бес приставка
сон корень
ниц суффикс
а окончание

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать физический мир.

Я уже понял, что одноосный прицеп — это что-то материальное. А точнее?

  • Если вы сангвиник и страдаете от бессонницы, то не пытайтесь идти против своей природы и уснуть, несмотря ни на что.
  • Он терял аппетит, его мучила бессонница, всё валилось из рук, солнечная погода не радовала.
  • Так неужели мы позволим себе проспать наши лучшие годы, а потом будем мучиться от бессонницы и вспоминать, как много мы упустили?
  • (все предложения)

Состав слова «бессонница»: приставка + корень + суффикс + окончание Основа(ы) слова: бессонниц

Способ образования слова: префиксально-суффиксальный Возможно, в этом слове 2 корня?бессонница

Состав слова «бессонница»: корень + нулевое окончание [] + корень + суффикс + окончание Основа(ы) слова: бес, сонниц

Способ образования слова: сложный Если варианты разбора выше не подошли…

  • бессонница
  • бессонница
  • бессонница
  • бессонница
  • бессонница
  • бессонница
  • бессонница
  • бессонница
  • бессонница
  • бессонница

Обратите внимание: разбор слова вычисляется алгоритмически, поэтому может быть недостоверным. Помните, что вы используете результаты на свой страх и риск.

Однокоренные и однокорневые слова к слову бессонница

  • имперсональный
  • засоня
  • масонка
  • аксоной
  • аксонометрий
  • аксонометрическая

бессонницабессонницабессонница

Умение правильно находить общий корень – важный навык, помогающий в изучении крайне сложного русского языка.

Чем нужно руководствоваться, чтобы подобрать правильные однокоренные слова к слову бессонница? Успешно справиться с этим заданием – найти однокоренные / однокорневые слова для бессонница – невозможно без знания определений морфемы, приставки, корня, суффикса, окончания. Мы поможем научиться основным принципам поиска однокоренных слов, узнав, что такое корень и какое значение при поиске однокоренных слов к бессонница играют другие морфемы, или подобрать родственные части речи к слову бессонница из нашего онлайн-словаря с функцией автоматического определения корня.

В нашем онлайн словаре однокоренных слов мы поможем Вам разобрать слово бессонница по составу. Выделяем корень бессонница, суффикс, приставку и окончание, а так же однокоренные слова для бессонница.

Читайте также:  Как бессонница влияет на сердце

источник

Тренировочные упражнения по морфемике и словообразованию
Тренировочные упражнения по словообразованию (экземпляр ученика)
Упражнение 1. Разберите слова по составу, добавьте свои той же конструкции.

Безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница;

закрученный, запущенный, залепленный, заброшенный;

возобновление, воссоединение, возрождение, воспламенение;

неприспособленность, неустроенность, несовместимость;

обесцвечивание, обезвоживание, обезболивание, обескровливание;

Упражнение 2. Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.

Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник;

белизна, крутизна, тупизна, новизна, желтизна;

честность, точность, смелость, успокоенность;

удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец.

Упражнение 3. Образуйте новые слова только с помощью приставок.

Кипеть — , стучать — , ставка — , ход — ,

бег — , кладка — , брошенный — , мытый — .

Упражнение 4. Образуйте новые слова с помощью приставок и суффиксов.

След — , соль — , дым — , цвет — , вред — , говор — , место — , щит — , спор — , суд — .

Упражнение 5. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.

Например : безветренный – ветер, закружиться – круг.

Наябедничать — , законченный — , погрешность — , намучиться — , продрогнуть — , ответвление — , преображение — , непринужденный — , неотчуждаемый — — , безупречный — .

Упражнение 6. В каждом столбике пропущен только один суффикс. Найдите его. Количество точек соответствует количеству букв.

носиль ( . . . ) Ответ: -щик

Част (. . .) арт (. . .) стол (. . )а ярк (. . . .) цени (. . . .)

участ (. . .) пиан (. . .) част (. . .)а низ (. . . .) мучи (. . . .)

работ (. . .) джаз (. . .) стран (. . .)а свят (. . . .) води (. . . .)

озор (. . .) гитар (. . . ) круп (. . .)а точн (. . . .) писа (. . . .)

Упражнение 7. Вставьте приставки. В каждом столбике пропущена одна и та же приставка. Количество точек – это количество букв.

Например (. . .) стрелка Ответ : при — стрелка

( . . ) возка ( . . ) жигание (. . . ) росток ( . . . ) лечься ( . . . ) гул

( . . ) садка ( . . ) живление (. . . ) пасок ( . . . ) дуться ( . . . ) лет

(. . ) ездка ( . . ) мирание ( . . .) писчик ( . . . ) влечься ( . . . ) хлада

( . . ) грузка ( . . ) тухание (. . . ) ранок ( . . . ) литься ( . . . ) бег

Упражнение 8. Придумайте новые слова по данному образцу.

Об (тёс) анный на (пар) ник не (вид) имый под (леч) ить вы (корч) евать

об (наж) ённый на (езд) ник не (люд) имый под (пил) ить вы (брак) овать

об (вин) ённый на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) овать

об ( ) анный на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) евать

об ( ) ённый на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) овать

Упражнение 9. Составьте выражения со словами, которые образованы неморфологическим способом.

Например: рабочий день, рабочий на заводе.

Больной — , больной — ; холостой — , холостой – , горбатый — , горбатый — , будущее — ,будущее — прямая — , прямая — , детская — , выходной — , выходной — , контрольная — , контрольная — , настоящее — , настоящее — , мороженое — , мороженое — , легкие — , легкие — — , новенький — , новенький — .

Тренировочные упражнения по словообразованию (экземпляр учителя)

Упражнение 1. Разберите слова по составу, добавьте свои той же конструкции.

Безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница;

закрученный, запущенный, залепленный, заброшенный;

возобновление, воссоединение, возрождение, воспламенение;

неприспособленность, неустроенность, несовместимость;

обесцвечивание, обезвоживание, обезболивание, обескровливание;

Упражнение 2. Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.

Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник;

белизна, крутизна, тупизна, новизна, желтизна;

честность, точность, смелость, успокоенность;

удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец.

Упражнение 3. Образуйте новые слова только с помощью приставок.

Кипеть — закипеть стучать — застучать ставка — подставка , бег — забег кладка -подкладка , брошенный -заброшенный , мытый — немытый

Упражнение 4. Образуйте новые слова с помощью приставок и суффиксов.

След — проследить соль -засолить , дым -задымить , цвет -отцветать , вред -навредить , говор — переговорить, место — , щит — , спор — , суд — .

Упражнение 5. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.

Например : безветренный – ветер, закружиться – круг.

Наябедничать — , законченный — , погрешность — , намучиться — , продрогнуть — , ответвление — , преображение — , непринужденный — , неотчуждаемый — — , безупречный — .

Упражнение 6. В каждом столбике пропущен только один суффикс. Найдите его. Количество точек соответствует количеству букв.

носиль ( . . . ) Ответ: -щик

Част (. . .) арт (. . .) стол (. . )а ярк (. . . .) цени (. . . .)

участ (. . .) пиан (. . .) част (. . .)а низ (. . . .) мучи (. . . .)

работ (. . .) джаз (. . .) стран (. . .)а свят (. . . .) води (. . . .)

озор (. . .) гитар (. . . ) круп (. . .)а точн (. . . .) писа (. . . .)

Упражнение 7. Вставьте приставки. В каждом столбике пропущена одна и та же приставка. Количество точек – это количество букв.

Например (. . .) стрелка Ответ : при — стрелка

( . . ) возка ( . . ) жигание (. . . ) росток ( . . . ) лечься ( . . . ) гул

( . . ) садка ( . . ) живление (. . . ) пасок ( . . . ) дуться ( . . . ) лет

(. . ) ездка ( . . ) мирание ( . . .) писчик ( . . . ) влечься ( . . . ) хлада

( . . ) грузка ( . . ) тухание (. . . ) ранок ( . . . ) литься ( . . . ) бег

Упражнение 8. Придумайте новые слова по данному образцу.

Об (тёс) анный на (пар) ник не (вид) имый под (леч) ить вы (корч) евать

об (наж) ённый на (езд) ник не (люд) имый под (пил) ить вы (брак) овать

об (вин) ённый на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) овать

об ( ) анный на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) евать

об ( ) ённый на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) овать

Упражнение 9. Составьте выражения со словами, которые образованы неморфологическим способом.

Например: рабочий день, рабочий на заводе.

Больной — , больной — ; холостой — , холостой – , горбатый — , горбатый — , будущее — ,будущее — ,

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *