Меню Рубрики

Тютчев бессонница художественные средства

О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения “Бессонница” (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей. Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался

вопросом – а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки – карьеру, творчество, семью и быт. Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время от времени

дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные “Бессоннице”.

Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их “пророчески-прощалный глас” напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда “часов однообразный бой” нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет каждого из нас впереди.

Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно. Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро “новое, младое племя” придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью. “А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!”, – отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют. Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И Лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их “металла голос погребальный порой оплакивает нас”, что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз. Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту. Под конец жизни он получит бесценны дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти. Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства.

Анализ стихотворения “Чародейкою Зимою…” Тютчева“Чародейкою Зимою…” (1852). В стихотворении Тютчев изобразил зимнюю природу. Зимнее “чудо” совершается в со­стоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения напо­минает магическое действие: Чародейка чертит таинственные.

Анализ стихотворения “День и ночь” Тютчева“День и ночь” (1839). В стихотворении поэт размышляет о происхождении Космоса из Хаоса, к которому иногда тяготеет дух человека, темной первоосновы, движущейся к свету. Но.

Анализ стихотворения Тютчева “Я встретил Вас…”В 1870-ом году 67-летний поэт пишет своё, пожалуй, самое знаменитое стихотворение – “Я встретил Вас и всё былое…”. Это произведение, посвящённое баронессе Крюденер, теперь знает.

Анализ стихотворения Тютчева “Не раз ты слышала признанье…”Блистательный дипломат, известный поэт и счастливый семьянин, 40-летний Федор Тютчев знакомится с юной воспитанницей института благородных девиц Еленой Денисьевой и буквально теряет рассудок от любви.

Анализ стихотворения Ахматовой “Бессонница”В 1914 году свет увидел второй сборник Ахматовой “Четки”, закрепивший за ней звание популярнейшей российской поэтессы начала двадцатого столетия. В книгу включено стихотворение “Бессонница”. Произведение.

источник

Ф. И. Тютчев считал, что ночь обнажает все человеческие чувства и пробуждает страхи, спящие у нас в душе. Одним из таких страхов является страх перед неминуемой смертью. Поэт осознавал, что время течет неумолимо, и человеческая жизнь быстро обрывается.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Бессонница», увидевшее свет в 1829 году, представляет собой размышление о скоротечности жизни. На момент написания произведения автор получил высокую должность, вступил в брак и воспитывал троих детей. Поэт был счастлив, однако порой его все равно терзало чувство тревоги и беспокойства. Ему казалось, что все важные события уже в прошлом, и его жизнь уже не будет так полна новыми свершениями и испытаниями.

Центральным образом произведения являются настенные часы, бой которых отмеривает основные периоды человеческой жизни. Этот «пророчески-прощальный глас» напоминает о скоротечности времени, вынуждая задуматься об упущенных возможностях и ошибках, совершенных на жизненном пути. Также автор говорит читателю о необходимости успеть осуществить все запланированное и ничего не откладывать, поскольку потом будет слишком поздно.

Лирический герой ощущает безысходность положения и сожалеет, что его поколение вскоре будет позабыто, а на смену ему придет «младое племя». Однако, если в творчестве других поэтов «младое племя» является продолжением жизни, то для Ф. И. Тютчева — это просто очередное поколение, обреченное на исчезновение.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Автор использует характерную для него перекрестную рифмовку. В первом катрене благодаря аллитерации создается звуковой образ, иллюстрирующий бой часов. Композиция произведения циклична, поскольку и в начале, и в завершении стихотворения делается акцент на метафоричный образ времени.

В данном стихотворении автор рассказывает о неких божествах, которые управляют жизнями людей. В первой строфе идёт повествование о таких близнецах, как Смерть и Сон. Они очень близкие между собой, но в тот же момент враждующие. Ведь Сон дарит энергию для продолжения жизни, или случаются такие моменты, когда смерть используя сон, забирает к себе жизни людей. Но все же, Тютчев, назвал их близнецами, значит, что-то есть между ними настолько общее, что объединяет их. Это их тёмная энергия. Смерть — олицетворение конца, конца развития, конца радости, конца горя, конца жизни. А Сон — это всё-таки одна из разновидностей коротких смертей. Ведь пока человек спит, он не развивается, не радуется, не горюет, не живёт. То есть можно сказать, что он умер, но только на время, с рассветом он снова оживет.

В следующей строфе, автор знакомит читателя с двумя другими божествами: Любовью и Самоубийством. О том, как близко они ходят друг от друга по человеческим жизням. О том, что любовь — это не только радость, но и тяжёлое и горькое горе. Но без этого, любовь не была б так дорога в нашей жизни. Мы не боялись бы потерять её, поэтому не ценили б.

Поэтому Любовь и Самоубийство, имеют «кровный союз», и своими чарами они окружают людей лишь несколько раз в жизни, и на очень короткое время. И как велика их власть, что только не совершали люди во имя любви. Сколько подвигов было совершено, но и сколько крови было пролито. И их порядок — неизменный. Всегда первой идёт Любовь, а после Самоубийство. Но и как в первом сравнении, Сна и Смерти, смерть не всегда выигрывает сражение со сном. Так и здесь, Любовь чаще всего побеждает смерть, в обличии Самоубийства. Но все же, случаются исключения из правил, и тогда Смерть торжествует.

Стихотворение » Близнецы» Федора Тютчева показывает сражение жизни и смерти, в разных вариациях.

10 класс, Средство выразительности, кратко по плану

Достаточно интересным и правдоподобным является стихотворение Пушкина «Когда за городом». Именно оно своей идеей раскрывает положение дел в стране на тот момент. Прочитав произведение, стоит задуматься, что такое жизнь, и как будет

В своих стихотворениях Лермонтов часто обращается к теме одиночества. Он словно ощущает себя лишним в обществе. В своих произведениях писатель закладывает личный опыт и переживания, переполняющие его душу. В 1830 году Лермонтов написал

Судьба великого русского лирика Афанасия Фета сложилась непросто. Но это не помешало ему открыть для себя и для других превосходный литературный мир. В своей поэзии писатель старался опираться на что-то новое, он искал путь от чувств человека,

У Некрасова была одна женщина в жизни, которую он любил больше всех других своих избранниц. Его муза. Его дама сердца. Это была Авдотья Панаева, жена писателя Ивана Панаева. В их доме часто собирались литераторы. Проводились дискуссии,

После революции многие творческие люди не смогли её принять и поэтому покидали Россию. Среди них был и Северянин. Правда, он уехал недалеко, в тогда ещё не советскую Эстонию. Его никто не преследовал. Он сам выбрал это решение,

источник

% ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ БЕССОНИЦЫПОДРОБНЕЕ КЛИКАЙТЕ ЗДЕСЬ https://goo.gl/TpwfuC






































Тютчев Бессонница Средства Выразительности
https://vk.com/topic-14098_35948634
https://vk.com/topic-13857_37992074
https://vk.com/topic-12076_35506871
Именно неумолимый его ход — тема стихотворения » Бессонница «. Ночью,
считает Тютчев , обнажены все чувства, человека охватывают «страхи и .

Средства художественной выразительности в стихотворении Тютчева .
Ученик (100), закрыт 5 лет назад. Ты волна моя морская,
сделайте пожалуйста анализ стихотворения Тютчева » Бессонница » Часов
однообразный бой, Томительная ночи повесть! Язык для всех равно чужой И
.
« Бессонница » Федор Тютчев . Часов однообразный бой, Томительная ночи
повесть! Язык для всех равно чужой. И внятный каждому, как совесть!
Тютчев Бессонница Средства Выразительности . ВКонтакте © 2017. Язык:
EnglishРусскийУкраїнськавсе языки ». о компании помощь правила реклама .
Художественные Средства В Стихотворении Тютчева Бессонница .
ВКонтакте © 2017. Язык:EnglishРусскийУкраїнськавсе языки ». о компании
помощь .
Ф. И. Тютчев . Бессонница («Часов однообразный бой.») Часов
однообразный бой, Томительная ночи повесть! Язык для всех равно чужой.
И внятный .
Полное описание, инструкция, реальные отзывы специалистов и
пользователей, цена и где купить Тютчев бессонница средства
выразительности .
Другие материалы по творчеству Тютчев Ф.И. он использует множество
выразительных и стилистических средств (эпитеты «душевной глубине», .
16 сен . Тютчев советует: Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты . Автор
использует такие выразительные художественные средства , как .
В лирике Тютчева , проникнутой страстной, ищущей мыслью и острым
чувством . Одним из средств художественной выразительности
стихотворения .
6 янв . Анализ средств художественной выразительности и стихосложения . В
своем сборнике стихов Тютчева Толстой пометил «Silentium!
21 янв . Интонационный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Как .. и действенного
средства художественной выразительности во . Сравнительный анализ
стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А.Тарковского » Бессонница «.
26 фев . Анализ стихотворения к уроку литературы о Ф.И. Тютчеве . построения и
выразительных средств стихотворения “Silentium! .. Сравнительный
анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А.Тарковского » Бессонница «.
8 фев 2017 . Посреди усыпанного гравием двора, укутали теплым пледом, я хочу тютчев
бессонница средства выразительности . Я всегда знала .
14 янв 2017 . Федор Тютчев – один из самых таинственно притягательных поэтов XIX века
. стихотворение Тютчева обрело в романсе « Бессонница » (ор. черты
общности в семантике выразительных средств музыки.
Тема роли личности в переломные моменты истории в стихотворении
Тютчева «Цицерон». Композиция и выразительные средства стихотворения.
Федор Иванович Тютчев . БЕССОННИЦА .. СРЕДСТВО И ЦЕЛЬ . слита с
образом, с точными и смелыми, необычайно выразительными красками.
Ф.И. Тютчев всего на четыре года моложе Пушкина, но в нашем . придает
разнообразие изобразительно- выразительных средств , таких как эпитеты .
4 фев 2017 . Полезная информация по Анализ стихотворения Тютчева . природы, не
использовав средства художественной выразительности .
3 ноя . Безсонница // Ѳ. И. Тютчевъ Полное собраніе сочиненій / Подъ редакціей П.
В. Быкова. Съ критико-біографическимъ очеркомъ В. Я.
Обратите внимание на едва ли не главное средство художественной
выразительности , используемое Ахматовой зде

источник

  • Авиация (120)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (29)
  • Атмосферные электрические явления (8)
  • Бабочки (15)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (19)
  • Вокруг Солнечной системы (49)
  • Вопрос-Ответ (1709)
  • Габсбурги (14)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (45)
  • Дальние страны (790)
  • Дорога — это жизнь (28)
  • Животные (398)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (678)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (11)
  • ЗДОРОВЬЕ (242)
  • Земля (80)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (409)
  • Истории любви (124)
  • ИСТОРИЯ (1514)
  • История одного стихотворения (2017)
  • История одной картины (739)
  • Книги для детей (235)
  • Краса ветвей зависит от корней (27)
  • КУЛЬТУРА (163)
  • Легенды и мифы (134)
  • ЛИТЕРАТУРА (169)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (150)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (145)
  • ЛЮДИ (277)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (25)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (23)
  • МИКРОмир (12)
  • Мода (39)
  • Москва (66)
  • Музеи (100)
  • Наполеон Бонапарт (56)
  • Насекомые (72)
  • НАУКА (377)
  • Облака (12)
  • Оружие (22)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (228)
  • ПАРАЗИТЫ (22)
  • Первые среди равных (166)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (1)
  • Поэзия (682)
  • Праздники (31)
  • Притчи (33)
  • Проза (441)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (193)
  • Психология (73)
  • Птицы (169)
  • Растения (64)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (98)
  • Россия (884)
  • Сады и парки (33)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (102)
  • Символы (113)
  • Скульпторы (28)
  • СЛОВАРЬ (7)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1176)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (312)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (193)
  • Фарфор (8)
  • Фотографии (400)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (182)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (608)
  • ЦВЕТЫ (35)
  • ЧАЙ (20)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (38)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (639)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (286)
  • ЭПОХА СССР (179)
  • ЮСУПОВЫ (21)
Читайте также:  Таблетки от бессонницы пожилым людям наши

Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!

Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?

Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.

И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…

И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!

Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!

О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения «Бессонница» (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей. Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался вопросом – а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки – карьеру, творчество, семью и быт. Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время от времени дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные «Бессоннице».

Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их «пророчески-прощальный глас» напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда «часов однообразный бой» нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет каждого из нас впереди.

Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно. Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро «новое, младое племя» придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью. «А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!», — отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют. Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их «металла голос погребальный порой оплакивает нас», что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз. Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту. Под конец жизни он получит бесценны дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти. Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства.

источник

Язык для всех равно чужой

И внятный каждому, как совесть!

Кто без тоски внимал из нас,

Среди всемирного молчанья,

Нам мнится: мир осиротелый

И мы, в борьбе, природой целой

И наша жизнь стоит пред нами,

Как призрак на краю земли,

И с нашим веком и друзьями

Бледнеет в сумрачной дали…

Меж тем на солнце расцвело,

А нас, друзья, и наше время

Лишь изредка, обряд печальный

О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения «Бессонница» (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей. Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался вопросом — а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки — карьеру, творчество, семью и быт. Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время от времени дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные «Бессоннице».

Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их «пророчески-прощалный глас» напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда «часов однообразный бой» нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет каждого из нас впереди.

Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно. Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро «новое, младое племя» придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью. «А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!», — отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют. Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их «металла голос погребальный порой оплакивает нас», что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз. Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту. Под конец жизни он получит бесценный дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти. Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства.

Стихотворения Тютчева очень коротки, но между тем ни к одному из них нечего добавить каждое слово метко, полновесно. Оттенки в его произведениях, как писал Некрасов, «расположены с таким искусством, что в целом обрисовывают предмет как нельзя лучше». Полностью подтверждает слова Некрасова тютчевское «Утро в горах».

И между гор росисто вьется

Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое сущее — лишь временное порождение этого хаоса. С этим связанно обращение поэта к «ночной тьме». Именно ночью, когда человек остается один на один перед вечным миром, он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования. Поэт использует прием аллитерации:

Сумрак тихий, сумрак сонный,

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь бездумно?

Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. В стихотворении «Осенний вечер» — картина вечерних сумерек, в стихотворении «Люблю грозу в начале мая» — весенний первый гром. Из стихотворений, в которых Тютчев пытается постичь переходные состоянии, можно выделить стихотворение «Тени сизые смелись…» Поэт здесь воспевает сумрак. Наступает вечер и именно в этот момент душа человека роднится с душой природы, сливается с ней.

Для Тютчева очень важен миг приобщения. Поэт показал попытку «слиться с беспредельным». И именно сумрак помогает осуществить эту попытку, в сумраках наступает миг приобщения человека к вечности

источник

1 Е.С. Изотова Новосибирск МОТИВНЫЙ КОМПЛЕКС СОН БЕССОННИЦА В ЛИРИКЕ Ф.И. ТЮТЧЕВА Вопрос о том, что происходит с человеком во время сна, не является новым. С древнейших времен люди пытаются разгадать тайну сна, его символов и знаков. В XX в. сновидение становится предметом разностороннего исследования в психологии. Что же касается сновидений в литературе, то они до сих пор не получили сколько-нибудь систематического, всестороннего научного осмысления [1]. Вероятно, это связано с трудностями, возникающими при попытках интерпретировать литературные сны, в особенности поэтические. Трудности эти обусловлены спецификой художественного произведения. В лирических текстах следует говорить, скорее, не о сне, а о метафоре сна, так как сон здесь не всегда выступает в своем естественном значении: сон 1) состояние спящего; отдых тела, в забытьи чувств; 2) видения во сне, сновидение, грезы [2]. Как замечает Л.А. Ходанен, на основе сна выросла метафорическая образность, в которой природа, явления психической жизни человека, разного рода состояния сравнивались со сном [3]. Подобная метафоричность приводит к тому, что в лирике сон реализуется через сложный комплекс величин смерть, любовь, мечта и (категории, особенно характерные для Тютчева) ночь [4] и море/океан, которые и образуют смысловое пространство сна. Без перечисленных выше категорий невозможно дать сколько-нибудь полную характеристику сна, его значений в лирике Лермонтова и Тютчева: эти понятия сопровождают сон (в различных сочетаниях: сон смерть, сон любовь смерть, сон мечта, сон ночь море и др.) на протяжении всего творчества поэтов. В.П.Руднев определяет время осознания сновидения как особого феномена моментом, когда человек стал отличать иллюзию от реальности и, тем самым, сон от яви (считается, что до этого человек жил в постоянном галлюцинаторном состоянии), то есть с распадом мифологического сознания [5]. С древнейших времен сновидение привлекало к себе пристальное внимание человека, порождая одновременно и страх перед неизведанным, и острое желание разгадать тайну, снять покров таинственности. Сновидения всегда считались 132

2 окнами в иную, запредельную реальность, в которую переносится душа спящего. По замечанию В.П.Руднева, искусство толкования сновидений было развито в древнем Вавилоне, а в Римской империи играло большую роль в политике [6]. Для китайской культуры свойственно было понимание жизни как сна, а смерти как пробуждения от сна. Нечто похожее мы можем наблюдать в христианской культуре, где земная жизнь человека является лишь подготовкой к жизни вечной [7]. Неслучайно в эпоху барокко появляется концепция, нашедшая свое отражение в названии пьесы Педро Кальдерона Жизнь есть сон. С этого момента перед человеком встает вопрос: где заканчивается сон и начинается реальность? существует ли реальность? может ли быть так, что все мы спим и видим бесконечный сон о жизни? [8] Во сне ль всѐ это снится мне, Или гляжу я в самом деле, На что при этой же луне С тобой живые мы глядели? (I, 212) [9] Тютчеву было присуще обостренное чувство времени. О себе он писал так: Никто, я думаю, не чувствовал себя ничтожнее меня перед лицом этих двух угнетателей человечества: времени и пространства [10]. Для Тютчева характерно выделять определенные временные отрезки: мгновение, минута, час, день (или дни). Это говорит о серьезности, с которой поэт подходил к понятию времени: течение времени неизбежно, человек не может преодолеть время, но он может сохранить воспоминания о минувших днях. Особенно остро гнет времени ощущается именно в таких особых состояниях, как сон и бессонница. Бессонница всегда привлекала к себе внимание не меньше, чем сам сон. Сон считается благом, посылаемым человеку свыше; во сне мы отдыхаем от дневной суеты. Целительная сила сна отмечается уже в трудах Гиппократа, поэтому если человек не может спать, то это расценивалось как наказание за какие-то недостойные поступки. В художественной литературе бессонница, как и сон, сновидение, является приемом, с помощью которого автор старается передать глубокие внутренние переживания героя, противоречивое состояние его души. Во время бессонницы человек воспринимает мир как враждебную субстанцию, которая давит на него. Все вокруг окрашивается в темные тона. Показательно, что всегда подчеркивается окружающее человека безмолвие: например, у Тютчева все тихо и молчит, среди всемирного молчанья. Подчеркивается контраст между 133

Читайте также:  Камень что лечит бессонницу

3 умиротворенно спящей природой и бодрствующим человеком, который ощущает себя сиротой среди дремлющего мира. Бессонница погружает человека в мир, противоположный сну, но при этом не равный яви: это существование на грани реального мира [11]. Человек не может жить без сна; бессонница сказывается в первую очередь на психическом состоянии. Сказать, что отсутствие сна вызывает дискомфорт, значит ничего не сказать. В этом состоянии человек, оставшись наедине с собой, не просто ощущает себя несчастным: он страдает и мучается. В муках и страдании человек в чистом виде вновь встречается с окончательностью, в которой заключается трагедия одиночества [12]. Бессонница лишает человека пути к отступлению. Если от чувства голода или жажды можно избавиться, заснув, то бессонница остается постоянным травмирующим фактором [13]. В страдании (в том числе и в страдании человека, лишенного сна) есть отсутствие всякого прибежища, прямая подверженность бытию [14]. У Тютчева бессонница не столько болезненное состояние единичного человека, сколько особая всечеловеческая отрешенность от умиротворяющих покровов сна, обнаженное сознание своего бессилия перед роком и временем [15]. Это состояние олицетворяет собой порог смерти, порог уничтожения не только личности, но и целых поколений: И новое, младое племя Меж тем на солнце расцвело, А нас, друзья, и наше время Давно забвеньем занесло! Лишь изредка обряд печальный Свершая в полуночный час, Металла голос погребальный Порой оплакивает нас! (I, 18) Человек одинок перед неумолимым ходом времени. Ночью наступает час, проникнутый тоской, когда время замедляет свой ход, точнее, человек начинает ощущать ход времени: время обретает плотность, материальность: Нам мнится: мир осиротелый Неотвратимый рок настиг И мы, в борьбе, природой целой Покинуты на нас самих. (I, 18) Д.С.Дарский так написал о Бессоннице ( Часов однообразный бой ): Здесь каждое слово выбрано, взвешено, пригнано как 134

4 гранитная глыба, здесь каждая строка дышит неразрушимостью тысячелетних построек [16]. Каждое слово в стихотворении служит указанием на безжалостную власть времени: оно предстает как плотная, почти материальная субстанция. Этот образ создается точным подбором эпитетов: Часов однообразный бой, Томительная ночи повесть! Язык для всех равно чужой И внятный каждому, как совесть! Кто без тоски внимал из нас, Среди всемирного молчанья, Глухие времени стенанья, Пророчески прощальный глас? (I, 18) Необходимо отметить, что бессонная ночь человека, в отличие от ночи дремлющей природы, характеризуется абсолютной тишиной. Как заметил Б.Я.Бухштаб, молчание у Тютчева обычно трактуется как путь к высшему познанию [17]. В данном случае среди всемирного молчанья человек осознает конечность своего бытия и внутреннюю двойственность, которая мешает ему преодолеть власть времени и достичь вечности. Человек всегда ощущал, что в течении времени есть что-то страшное, какая-то загадка: именно время подчеркивает окончательность бытия человека, его неизменное движение к смерти, небытию. Бессонница Тютчева имеет некоторую ограниченность и закрепленность во времени. Так, в одном из последних стихотворений поэта Бессонница ( Ночной порой в пустыне городской ) это час, проникнутый тоской. Первая часть стихотворения посвящена изображению прихода ночи: происходит характерное для Тютчева смешение света и тени ( Все тихо и молчит; и вот луна взошла, Лишь несколько церквей, потерянных вдали ). Но сразу же можно заметить разительное отличие от традиционного описания ночи у Тютчева отсутствует еженочный гул, наоборот, подчеркивается глубокая тишина ( все тихо и молчит ). Обратившись к началу стихотворения, мы можем выделить момент, когда наступает всемирное молчанье ( Когда на целый город ночь сошла ). Формула час, проникнутый тоской очень близка к восклицанию час тоски невыразимой. Но если в стихотворении Тени сизые смесились такая формулировка относится к смутному ужасу ожидания своего растворения, разлития в мире, исчезновение отдель- 135

5 ности, прекращения того самого чувства одиночества, которое гнетет поэта в то же время делает его самим собой [18], то здесь — к трагическому одиночеству человека среди пустоты мира ( Час и другой все длится жалкий стон ). Появление церквей, потерянных вдали ( Блеск золоченых глав, унылый, тусклый зев ) характеризует состояние самого субъекта, ощущающего свое одиночество ( И так же плачется и так же изнывает ). Отчаянная мольба о жизни и любви остается без ответа. Ситуация не разрешается: жалкий стон сердца утихает, чтобы следующей ночью возобновиться вновь. Конечно, переживание лирического героя здесь во многом связанные с состоянием senilia, однако можно заметить, что и в это, казалось бы, старческое переживание ночи включается характерное для всего тютчевского творчества ощущение запредельного бытия, скрытого ночью. Одним из основных мотивов поэзии Тютчева является мотив хрупкости, призрачности бытия. Призрачно минувшее, все, что было и чего уже нет. От живой жизни остаются только воспоминания, но и они неизбежно выветриваются и исчезают — отмечает Б.Я.Бухштаб [19]. В основе творчества Тютчева лежит противоречие, обусловленное желанием сохранить свое я в его целостности и одновременно преодолеть свой разлад с миром: И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник? (I, 199) Но слияние с природной стихией возможно только ценой самоуничтожения, поэтому герой Тютчева колеблется. Сначала он требует: Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай! (I, 75) В более поздних текстах появляется более мягкая формулировка: не требование, а желание (поэт использует ирреальную модальность): О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою (I, 195) Уже И.С.Аксаков отмечает в Тютчеве способность отвлекаться от себя и забывать свою личность [20]. Его я уничтожалось и подавлялось в нем [21], но через внешнее насильственное подавление его личность пробивалась и заявляла о себе: По высям творенья, как бог, я шагал, 136

6 И мир подо мною недвижный сиял. (I, 51) Аксаков видит причину тягостного раздвоения его бытия [22] в соединении увлечений сердца с философской деятельностью. После смерти Е.А.Денисьевой Тютчев пишет А.И.Георгиевскому: Пустота, страшная пустота. И даже в смерти не предвижу облегчения. Ах, она мне на земле нужна, а не там гдето [23]. Разлука осознается как нечто болезненное, как загнанность в жизнь, в бытие [24]. Как отмечает Э.Левинас, есть в страдании отсутствие всякого прибежища, прямая подверженность бытию. Страдание в этом смысле есть невозможность уйти в ничто [25]. С другой стороны, отсутствующее для Тютчева перестает быть реальным: Видя вновь знакомые предметы, я всегда удивляюсь тому, что они действительно существуют. Впечатление, которое сохраняется от них, всегда бывает таким бледным и тусклым. Воспоминание лишь призрак (II, 111). Ощущение призрачности окружающего мира заставляет человека сомневаться в реальности собственного существования: мы смутно сознаем Самих себя лишь грезою природы (I, 225) Для Тютчева суетность земного существования не является истинной, полноценной жизнью. Настоящая жизнь сосредоточена в мире природы. Более того, человек своим вмешательством способен лишь разрушить вселенскую гармонию ( Итальянская villa ) Именно это ощущение призрачности настоящего порождает колебания между реальностью и сном [26]. Сон, в представлении Тютчева, обладает большей реальностью, нежели действительность: Что за таинственная вещь сон, в сравнении неизбежной пошлостью действительности, какова бы она ни была. И вот почему мне кажется, что нигде не живут такой полной, настоящей жизнью, как во сне (II, 341). Мироощущение тютчевского героя неотделимо от самого поэта. Как и сам поэт, его герой чувствует свой разрыв с мирозданием и стремится преодолеть его. Человек Тютчева раздвоен, он находится на пороге как бы двойного бытия. Достичь гармонии он может только через слияние с беспредельным. Именно сновидение дает возможность такого слияния: В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне, я потерян стою О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою (I, 195) 137

7 Погрузившись в область видений и снов, человек освобождается от сковывающей упорядоченности дневного бытия и сливается с неизмеримостью темных волн бессознательного [27]. Поэтому вся беспредельность бытия заключена для поэта в образах моря, океана. К.-Г. Юнг понимает море как место концентрации и источник всей душевной жизни, так называемое коллективное бессознательное [28]. Таким образом, океан и море в мифопоэтике Тютчева представляют гармоническую часть мира. Их образы в лирике поэта связываются с образами ночи, которая выступает как отдохновение от пылающего жара дня. Из этого можно было бы сделать вывод, что день в его творчестве имеет негативную оценку, но, как заметил Ю.М.Лотман, особенность поэтики Тютчева заключается в широкой вариативности оценки: то, что в одном тексте выступает как отрицательное, в каком-либо другом наверняка получит противоположную оценку [29]. Все творчество поэта можно представить как целостный миф, который творит Тютчев и который он сам же разрушает. Сложность в понимании его произведений в том, что свои оценочные характеристики он постоянно меняет: с одной стороны, природе свойственен как сладкий сон мира, уставшего от дневной суеты: Как сладко дремлет сад темнозеленый, Объятый негой ночи голубой, Сквозь яблони, цветами убеленной, Как сладко светит месяц золотой! (I, 74) А с другой лихорадочные грезы железного сна. Именно при взгляде на дремлющий мир с наибольшей очевидностью человек осознает свой драматический разрыв с миром. Призрачная свобода человека мешает ему соединиться с всемирной жизнью. Человек должен почувствовать себя бездомным сиротой перед лицом темной бездны, должен ощутить ужас, хаос для того, чтобы ясно постигнуть призрачность своей отрешенной частной жизни: начало тьмы есть как бы грозный лик божества, перед которым рассеиваются обманы повседневной жизни — писал в свое время С.Л.Франк [30]. Присоединиться к всемирной жизни можно только слившись со стихией ночи, хаоса, так как без хаоса не может быть гармонии. Сон в поэзии Тютчева выступает как своеобразный покров, отделяющий сознание человека от мрачной бездны существования, от неотвратимости хода времени, приближающего смерть, от одиночества не только индивидуума, но и всего человечества в борьбе с при- 138

8 родой. Человек, лишенный сна, оказывается особенно хрупким перед лицом мироздания: На самого себя покинут он Упразднен ум, и мысль осиротела В душе своей, как в бездне, погружен, И нет извне опоры и предела (I, 118) Таким образом, сон обладает двойственной природой: с одной стороны, он смягченный вариант смерти, небытия, с другой своеобразный экран, защищающий сознание человека от ужасов единоборства с бездной. Это сближает сон с днем у Тютчева по своей охранительной функции, хотя и день иногда становится вариантом смерти, когда выступает в своем крайнем проявлении (палящий зной). В тютчевской картине мира идет постоянная борьба человека и природы, поэтому в его лирике происходит столкновение времени и вечности, конечного и бесконечного. Человек в поэтическом мире Тютчева находится под властью времени и стремится освободиться от его гнета, то есть влиться в вечное время природы, космоса. Но слияние с вечностью возможно только ценой самоуничтожения, поэтому человек пытается обрести вечность через состояние сна. Сон отменяет привычное понятие времени и пространства. Это особое время и пространство, вполне соотносимое с вечным временем и бесконечностью вселенной. Человек во сне находится как бы вне времени и пространства, но он всегда может выйти из этого состояния; поэтому для Тютчева сон является решением сложной проблемы: как приобщиться к всеобщему, сохранив индивидуальное. Сновидения являются образами, которые, по выражению П.Флоренского, отделяют мир видимый от мира невидимого, отделяют и вместе с тем соединяют эти миры [31]. Примечания 1. Нечаенко Д.А. Художественная природа литературных сновидений (русская проза XIX в.). М., С Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., Т. 4. Ст Ходанен Л.А. Мифологема сна в поэзии М.Ю.Лермонтова и русских романтиков//литература и фольклорная традиция. Волгоград, С В стихотворении О вещая душа моя. Тютчев буквально приравнивает сон к ночи: Твой день болезненный и страстный,/ Твой сон пророчески-неясный. (I, 163). 5. Руднев В.П. Словарь культуры XX в. М., С Руднев В.П. Указ. соч. С Ср.: У Л.Н. Толстого в Войне и мире князь Андрей незадолго до смерти видит сон, воспринятый им как смерть, мысленно произносит: Да, это была смерть. Я умер я проснулся. Да, смерть пробуждение! (Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 4. Ч. 1. Цитируется по: Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 22 т. Т. VII. С. 70). 139

9 8. Ср: у В.П.Руднева в статье Культура и сон есть следующее замечание: сам феномен сна его наличие в человеческой жизни приводит к еще большему парадоксу. Если во сне человек может думать, что он бодрствует, то ведь он, бодрствуя, может думать, что он спит. И не существует никакой логической гарантии, что все происходящее со мной, пишущим эти строки, не происходит во сне. Нет никакой логической маркированности у сновидения, которая отличала бы его от реальности — Даугава С Стихотворения Тютчева приводятся по изданию: Тютчев Ф.И. Лирика: В 2 т. М., Том и страницы указываются в круглых скобках после цитаты. Первая цифра означает номер тома, вторая номер страницы. 10. Цит. по: Кожинов В. Тютчев//Роман-газета С В фильме Бойцовский клуб герой дает две великолепных характеристики бессоннице: With insomnia, nothing is real. Everything is far away. Everything is a copy of a copy of a copy ( С бессонницей все не реально (ничего не реально). Всѐ далеко. Всѐ это копия копии копии ); When you have insomnia, you’re never really awake and you re never really asleep, either ( Когда у вас бессонница, вы никогда действительно не бодрствуете и никогда действительно не спите также (вы никогда понастоящему не спите и никогда не бываете наяву) ) [перевод наш Е.И.]. При таком подходе бессонница может рассматриваться как состояние в чем-то равное сну: это также существование на грани реальности/нереальности. 12. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб., С Вейн А.М. Бодрствование и сон. М., С Левинас Э. Указ. соч. С Таборисская Е.М., Штейнгольд А.М. Тема сна и смерти в лирике Лермонтова и Ф.И. Тютчева (к проблеме творческой индивидуальности) //Жанр и творческая индивидуальность. Вологда, С Дарский Д.С. Чудесные вымыслы. О космическом сознании в лирике Тютчева. М., С Бухштаб Б.Я. Ф.И. Тютчев//Бухштаб Б.Я. Русские поэты: Тютчев, Фет, Козьма Прутков, Добролюбов. Л., С Козырев Б.М. Письма о Тютчеве //Литературное наследство. М., Т. 97. Кн. 1. С Бухштаб Б.Я. Указ. соч. С Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева. М., С Аксаков И.С. Указ. соч. С Там же. С Письма Ф.И. Тютчева цитируются по: Тютчев Ф.И. Сочинения: В 2 т. М., Т. 2. Письма. С Далее номер тома и страницы указываются в круглых скобках после цитаты. Первая цифра обозначает номер тома, вторая страницы. 24. Левинас Э. Указ. соч. С Левинас Э. Указ. соч. С Грехнев В.А. Время в композиции стихотворений Ф.И. Тютчева // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. М., Т. 32. Вып. 6. С Тильман Ю.Д. Семантика сна в картине мира Ф.И. Ф.И. Тютчева// Семантика языковых единиц. Доклады 4-й международной конференции. М., Ч. 4. Семантика художественного текста. С Юнг К.Г. Психология переноса. М., С Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева// Тютчевский сборник: Статьи о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева. Таллинн, С Франк С.Л. Космическое чувство в поэзии Ф.И. Тютчева// Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., С Флоренский П.А. Иконостас. М., С

Читайте также:  Бессонница при беременности на 32 неделе что делать

источник

Вторник, 31 января 2017 г.
Рубрика: Книги и Литература
Метки: Бессонница, Тютчев, стихотворение
Автор статьи: lololo2
Фёдор Иванович Тютчев – это известный на весь мир поэт, который являлся публицистом, член-корреспондентом в академии наук в Петербурге, а также дипломатом, знающим толк в политических делах.

Родился литературный деятель в Орловской губернии в поселке под названием Овстуг. Семья автора принадлежала к старинному дворянскому роду. Изначальное образование получал в домашних условиях. Руководил курсом подготовки известный на то время поэт и переводчик по фамилии Раич. Именно он обучил Федора латыни и навевал познания в поэзии Древнего Рима. В 13 лет Тютчев без особенного труда мог перевести Горация. Первое стихотворение, переведенное автором, было опубликовано в 1819 году.

По достижению 14-летнего возраста Ф.И. Тютчев посещает Московский университет, а позже поступает в него без особенных проблем. Здесь же поэт становится членом общества любителей русского языка и особенностей его словесности.

На обучение Фёдору потребовалось 3 года. После получения диплома Тютчеву сразу же предлагают работу в государственной коллегии по иностранным делам. Устроится на такую работу помогает один из родственников. Фёдору предлагают уехать в Баварию, а именно Мюнхен, работать в качестве члена российской дипломатической миссии. Проживание за границей познакомило Фёдора со многими людьми, которые увлекались основами философии.

С самого раннего возраста автор публиковал свои стихотворения в различных изданиях. Это было весьма редко и не воспринималось всерьез мировыми критиками. В корне ситуацию изменил А. С. Пушкин. В 1836 году в руки литературного деятеля попала тетрадь с записями Тютчева. Пушкину настолько сильно понравились произведения, что он решил опубликовать и в своем журнале, именуемом «Современником». Это были первые шаги к известности.

Пребывание за границей – это отдельный этап жизни Тютчева. С ним связано очень много событий, волнующих автора и изменивших его жизнь. Именно здесь он женился. Именно здесь у него завязывается роман с Эренстиной, который стал грандиозным скандалом. Последние события привели к крушению его карьеры и заставили вернуться на родину.

Федор Иванович Тютчев – это великий поэт, который считается достоянием всей российской культуры. За время своего существования им было создано огромное количество произведений. Наиболее ярким из шедевров считается стих, получивший название «Бессонница».

Ф.И. Тютчев считал, что жизненный путь простого человека весьма скоротечен и достаточно утомителен для его самого. Такие мысли стали приходить к автору еще в далекой молодости, когда он был совсем юнцом. Даже при достижении взрослого возраста такие ощущения не покидали поэта.

Казалось бы, не стоит забивать такими мыслями свою голову, ведь к моменту написания произведения «Бессонница», а это была в 1829 году, Тютчев уже достиг многого. В 26-летнем возрасте Федор создал блестящую карьеру, имеющую дипломатическое направление, он зарекомендовал свою личность в разных литературных кругах с положительной стороны. Следует отметить, что печатали его в то время только под различными псевдонимами. К 26 годам Ф. И. Тютчев уже был женат и воспитывал 3-их дочерей.

В ночное время, когда повседневная жизнедеятельность отходила на второй план, у поэта возникало огромное количество непонятных для него вопросов, к примеру, «Для чего существует человек и куда он стремится?» Несмотря на то что у молодого дипломата всё складывалось хорошо, он стремился к большему, задавался философскими вопросами и искал на них ответы.

У Федора время от времени возникало своеобразное ощущение, что в его жизни ему чего-то не хватает, нет какого-то стержня, по-особенному прочной основы, которая смогла бы соединить в единое целое все его жизненные достижения и особенности – карьеру, литературное творчество, семейное благополучие, а также бытовые проблемы.

Потребовались многие года, чтобы осознать, получить ответы на интересовавшие его вопросы. Только к старости Федор Иванович воспримет веру в Бога и осознает, что только вера является надежным фундаментом, который позволяет строить определенное направление в своем жизненном пути.

Несомненно, имея хорошую карьеру, сформировав основы своего жизненного пути, Тютчев счастлив по-своему, но время от времени его навевает чувство определенной тоски и беспокойства о своей сущности. Именно в такие промежутки его душа переполняется отчаянием и навевает написание замысловатых стихов. Ярким примером является произведение «Бессонница».

Главный образ сюжета, используемый в произведении – это настенные часы. Именно на них акцентируется внимание в строках стиха. Данное устройство как бы отмеряет жизненный путь человека и загоняет его в определенные рамки. Бой механизма имитирует пророчество. По-особенному слышен прощальный глас и напоминает человеку о том, что годы никогда не вернутся обратно. Именно бой напоминает, что скоро наступит то время, когда самому себе придется сделать отчет о прожитой жизни.

Именно в такие моменты человек сожалеет об упущенных ранее возможностях, о созданных на протяжении жизни ошибках. Человек жалеет, что когда-то обидел кого-то, а также волнуется о моментах разочарования, встречающихся на жизненном пути. Такую участь никто не сможет избежать, все люди рано или поздно придут к таким действиям. Автор произведения отмечает, что такие мысли могут возникнуть только в ночное время, только в полночь, когда однообразный бой напольных часов нарушает ночную тишину, заставляя своими действиями задуматься о том, что было позади и что ждет его в дальнейшем.

У Федора Ивановича Тютчева не возникает особенных иллюзий по поводу его собственной жизни, она у него течет размеренно и по-особенному праздно. Автору кажется, что все, что должно было произойти, уже давно произошло и свершилось. Поэт считает, что судьба навряд ли принесет ему какие-то новые впечатления, новые открытия, он не сможет в дальнейшем постигнуть ни радость, ни печаль. Федора Ивановича Тютчева огорчает тот факт, что пришедшее новое, совсем юное поколение, будет переполнено самоуверенностью и дерзостью. Поэт не столько угнетён, сколько расстроен.

Практически каждая личность интересуется только своим жизненным путем, собственной жизнью, и не способна заметить наиболее важные моменты, которые происходят вокруг. Лишь часовой механизм, разрывающий своим боем тишину, способен напоминать о начале каждого очередного дня, как бы отбирая у старого человека еще одну частицу его жизни.

Голос боя своеобразно оплакивает людей, заставляя Тютчева переосмыслить уже присутствующие особенные цели, а также стремления. Автор старается сделать все, что было запланировано в его жизни.

Во время таких раздумий Федор Иванович не понимает и даже не догадывается, что его счастливые деньки в определенный момент будут нарушены разочарованием, а жизнь разрушится беспощадно. Очень скоро дипломат потеряет свою любимую жену и впадет в отчаяние. Забыть о трагических последствиях помогут только новые брачные отношения.

Это не все негативные факторы судьбы, с которыми в дальнейшем сталкивается поэт. С течением времени автор осознает, что же на самом деле такое – бесценный дар любви. Федор поймет, что по-настоящему любить можно практически в любом возрасте. Тютчев понимает, что нужно боготворить тех людей, которые приносят в душу как печаль, так и радость.

Только позже Тютчеву станет понятно, что определенные жизненные цели, а также достижения являются эфемерными, как и индивидуальные мечты, создаваемые в мыслях человека. Автор отмечает, что никому не будет дела до того, какой капитал сохранился у человека после его кончины. Гораздо важнее тот факт, что после себя человек оставил для потомков.

источник

Название 7 класс. Олимпиада по литературе
страница 2/2
Дата публикации 02.04.2013
Размер 301.65 Kb.
Тип Документы

userdocs.ru > Литература > Документы

Язык для всех равно чужой

И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,

Среди всемирного молчанья,

Пророчески-прощальный глас?
Нам мнится: мир осиротелый

И мы, в борьбе, природой целой

Покинуты на нас самих.
И наша жизнь стоит пред нами,

Как призрак на краю земли,

И с нашим веком и друзьями

Бледнеет в сумрачной дали.
И новое, младое племя

Меж тем на солнце расцвело,

А нас, друзья, и наше время

Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный

Металла голос погребальный

1829 г.
^ Олимпиада по литературе

11 класс

  1. Знание текстов художественных произведений.
  1. В каких произведениях горят эти костры? Напишите название произведения, автора.(Максимальная оценка – 4 балла)
  1. И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням.
  1. Мы с ним лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом, — у камня печального и хмурого. На тот бок его, который обращен к морю, волны набросали тины, водорослей, и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от гор. Пламя нашего костра освещает его со стороны, обращенной к горе, оно вздрагивает, и по старому камню, изрезанному частой сетью глубоких трещин, бегают тени. Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать.
  1. Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь.

  1. Красный костер окровил таганы,

В хворосте белые веки луны.

Тихо, на корточках, в пятнах зари

Слушают сказ старика косари.

  1. Восстановите названия, пользуясь словами, данными после задания (в словах можно менять падеж и число). Что объединяет названия каждого ряда? Прокомментируйте, расположите названия по хронологии.(Максимальная оценка – 6 баллов)
  1. «Арфы», «земли», «Страшный»;
  1. «Путь», «Чужое», «Фарфоровый»;
  1. «Семь цветов», «Русские», «Зеркало».

Конквистадоры, символист, пузыри, павильон, тень, радуга, скрипка, небо, мир

II. Историко-литературные задания.

  1. В манифесте какого литературного направления содержится следующие строки: «дыр, бул щыл / убещур/скум/ вы со бу/ р л эз (Кстати, в этом пятистишии более русского национального, чем во всей поэзии Пушкина» …)» . 1 балл
  1. Этот великий русский писатель до 19 лет безвыездно жил в родительском поместье Орловской губернии. Дворянин по происхождению, разночинец по образу жизни, поэт по призванию, неутомимый путешественник (не раз бывал в Турции, в Греции, в Египте, странствовал по Сирии, Палестине, плавал на Цейлон, изъездил всю Европу), получил Нобелевскую премию по литературе. Умер в Париже в 1953 году. 1 балл

3. Отвергая прозаическое существование обывателя, неоромантики конца XIX начала XX вв. воспевали мужество, подвиг, героику приключений. Типичный неоромантический герой – мужественный, необыкновенный человек («сверхчеловек»), чья жизнь полна опасности, сопряжена с риском. Назовите авторов и произведения в русской литературе, где проявляются особенности неоромантизма. 1 балл – автор, 1 балл – рассказ.

^ III. Знание теории литературы.

1. Перед вами фрагменты лирических произведений и названия жанров. Соотнесите их между собой. Ответ запишите при помощи буквенного и цифрового обозначения (например: м – 9). Максимальное количество баллов – 4.

стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты — чарователь неустанный,
Ты — неслабеющий магнит.

2.Подмяв моих комедий глыбы,

Сидит Главрепертком Гандурин.

— А вы ноктюрн сыграть могли бы

На этой треснувшей бандуре?

3.Прошлогодних сокровищ моих
Мне надолго, к несчастью, не хватит.
Знаешь сам, половины из них
Злая память никак не истратит:
Набок сбившийся куполок,
Грай вороний, и вопль паровоза,

И как будто отбывшая срок
Ковылявшая в поле береза,
И огромных библейских дубов
Полуночная тайная сходка,
И из чьих-то приплывшая снов
И почти затонувшая лодка.

Горел в лесах звездою алой

И песнь прозрачно-звонких струй

(Н.Гумилёв)

5. И горько стало мне,
что жизнь моя прошла,
Что ради замысла я потрудился мало,
Но за меня добро вставало против зла,
И правда за меня под кривдой умирала.

6. В его стихах — веселая капель,

Откосы гор, блестящие слюдою,

Песнь солнышку. И вешних вод купель.

Прозрачен стих, как северный апрель.

То он бежит проточною водою,

То теплится студеною звездою,

В нем есть какой-то бодрый, трезвый хмель.

Уют усадеб в пору листопада.

Благая одиночества отрада.

Душа и воздух скованы в кристалле.

Камин. Вино. Перо ив мягкой стали.

По отчужденной женщине тоска.

7. Быстрокрылых ведут капитаны –

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель.

Чья не пылью затерянных хартий –

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

Название жанра Номер примера
А) дума

^ 2.Какое средство художественной выразительности использовал в отрывке А.П.Чехов: ( 1 балл за названное средство)

«Это верно, что дорого»,- вздыхают рыжие панталоны.

^ IV. Литература и другие виды искусства

1.Объясните, кто те, чьи имена и фамилии встретились в стихотворении О.Мандельштама. (по 1 баллу за каждое названное имя)

И ^ Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,

И Гёте, свищущий на вьющейся тропе,

И Гамлет, мысливший пугливыми шагами,

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *