Меню Рубрики

Что такое духовная близорукость

Первые годы после обращения ко Христу я жил в двух мирах. Вечером по четвергам я пел песни прославления в гостиной у лидера нашего студенческого служения, каменщика по профессии. Но по пятницам я гулял со своей баскетбольной командой по всем барам города Уилинг, штат Западная Виргиния.

Я был жалким лицемером, влачившим существование в нескончаемом цикле: падение, чувство вины, депрессия, раскаяние, обещание никогда так больше не делать, новая попытка — и опять падение. Я вкусил реальность и свободу новой жизни во Христе, но мне казалось, что постоянно жить по-христиански — выше моих сил. К счастью, Бог привел в мою жизнь нескольких замечательных людей, а также дал мне услышать здравое библейское учение. Все это помогло разорвать порочный круг. Но, увы, многие современные христиане остаются в нем навсегда.

Социолог Джордж Барна провел исчерпывающие исследования жизни американских христиан. Процент разводов среди христиан и неверующих примерно одинаков. Пристрастие к порнографии почти в той же мере характерно для верующих, как и для неверующих. Проблемы с воспитанием детей одинаково свойственны семьям в церкви и за ее пределами. Финансовые трудности почти одинаково поражают как верующих, так и неверующих. Лучшие исследования показывают, что из всех верующих в Америке лишь около десяти процентов живут согласно своей вере, так что это отражается на их образе жизни и ценностях. Люди, составляющие эти десять процентов, не совершенны, но посреди всех трудностей, обычных для нашего падшего мира, Христос управляет их временем, ценностями, финансами, взаимоотношениями, и приоритетами. В воспитании детей, в общении, в соблюдении чистоты они идут Его путями. Если они не в браке, они угождают только Ему.

Но, к сожалению, лишь один из десяти американских христиан, говоря языком этого фрагмента Писания, сохраняет «единство духа в союзе мира». Почему?

Среди возможных препятствий — духовная изоляция, или отсутствие активных, глубоких, искренних и сосредоточенных на Христе взаимоотношений с людьми. Помните: бабочки формируются в коконе, а христиане — в близких отношениях с другими людьми. Позвольте еще раз подчеркнуть: вы не сможете испытать святое преображение, если не будете поддерживать с другими постоянные взаимоотношения, основанные на любви, подотчетности и Слове Божьем.

В чем же состоят эти взаимоотношения? Что ж, если вы — отец семейства, вам нужно хотя бы раз или два в неделю систематически читать и обсуждать с детьми небольшие отрывки из Писания. Вы не обязаны быть большим экспертом и знать ответы на все их вопросы. Но своим примером вы покажете им, что Божье Слово важно, и научите основам христианской жизни. Пусть эти встречи будут краткими, интересными и направленными на применение, а не просто на знание. Есть множество материалов, которые помогут вам в проведении таких встреч. Если ваши дети еще маленькие, приобретите хорошую книгу с библейскими рассказами и читайте им перед сном. Ваша семья — это самая важная малая группа, данная вам Богом.

Если вы воспитываете ребенка сами (без мужа или жены), то эти советы, возможно, кажутся вам почти невыполнимыми. Вы приходите домой усталыми, и требуются невероятные усилия, чтобы читать Слово самостоятельно, не говоря уже о детях. Рекомендую вам заручиться поддержкой других одиноких родителей, а также семейных пар. Частично решить проблему поможет малая группа, где члены поддерживают друг друга и спрашивают друг у друга отчет в том, насколько регулярно они молятся и читают Библию. Такое чистосердечное духовное объединение вокруг Божьего Слова — необходимая предпосылка для жизненных перемен.

Возможно, это вас удивит, но скрытая причина духовной изоляции — гордость. Я говорю не о той гордости, когда человек «задирает нос» и заявляет, что не нуждается ни в ком и ни в чем. Я говорю о скрытой, едва уловимой форме гордости, когда человек подсознательно убежден, что его жизнь и его планы более важны, чем Божьи. Эта гордость выражается не в словах, а в поведении, которое гласит: «Моя работа, мой досуг, мои вещи и приоритеты важнее, чем изучение Слова Божьего и общение с верующими». Это приводит к отсутствию глубоких взаимоотношений с другими верующими, а со временем — к нежеланию им служить. Именно это Библия называет гордостью — отсутствие сердца слуги. Такие люди обмануты нашей культурой. Они считают, что, если у них будет имущество, удовольствия, деньги, хороший дом — тогда они будут счастливы.

Сегодня в мире есть масса людей, достигших вершин успеха и, в то же время, принимающих лекарства от депрессии. У них есть все, кроме значимых взаимоотношений. Вот что я хочу сказать: участие в малой группе или команде служения — это не вопрос ваших предпочтений. Дружба с несколькими людьми, с которыми вы делитесь самым сокровенным и вместе размышляете о Писании, — это не просто «неплохая идея». Это ключевые компоненты здоровой христианской жизни. Это предпосылки, необходимые для святого преображения. Вы будете инертным, едва теплым христианином (таким, как девяносто процентов в Америке!), если не являетесь частью живой малой группы, команды служения или семьи, где практикуется смирение, терпение, кротость и снисходительность с четкой целью — помочь друг другу стать похожими на Христа. Где еще вы можете полностью открыться и попросить: «Помогите мне стать таким, как Иисус»?

Могу вам признаться, что больше всего на мою жизнь повлияли те люди, которые говорили мне правду. Они достаточно сильно меня любили, чтобы сказать: «Чип, ты ведешь себя высокомерно», или: «Чип, ты недостаточно чуткий», или: «Чип, то, как ты обращаешься с Терезой (это моя жена), через пять лет обернется большими проблемами», или: «Чип, ты слишком суров со своими детьми». Это достаточно жесткие замечания, но они были сделаны с любовью и уберегли меня от невыразимой сердечной боли. Такие слова не выслушивают от посторонних или малознакомых людей. Глубокие, искренние, откровенные отношения требуют времени, посвящения и усилий. Но я убежден, что каждому из нас необходимо постоянно участвовать в какой-либо группе духовного роста.

Не знаю, как вы строите свою жизнь, но, не считая еды, сна, заработка и воспитания детей, участие в группе роста важнее всего. Без этого вы не изменитесь. Сам Христос показал нам пример. Когда Он пожелал изменить этот мир, Он не основал университет, не написал книгу, не снял видеосеминар. Он не сказал: «Здравствуйте, друзья! Я — Бог. Я решил вам открыться. У Меня есть план изменения мира. Занятия начнутся завтра в девять утра. До встречи!» Нет, Он так не поступил. Вместо этого Он основал малую группу и разделил с ее участниками всю Свою жизнь. Как вы думаете, это случайность?

Какое-то время мне довелось жить в доме своего наставника — сотрудника служения «Навигаторы». Как я узнал, что такое семья? Наблюдая за его семьей. Как я узнал, как нужно воспитывать детей? Наблюдая за тем, как он воспитывал детей. Я усвоил важный урок, когда в дождливый день он остановился посреди трассы, чтобы поменять шину в чужой машине, в то время как мимо промчались лидеры конференции, с которой мы возвращались. Я научился служить, наблюдая за тем, как служит он. Я знал, что он учит меня тому, что правильно, потому что его жизнь отражала это. Из своего опыта я знаю, что личный пример учит нас лучше множества слов. Вам необходимы отношения с другими верующими, иначе вы не изменитесь.

Духовная близорукость – еще одно препятствие, которое мешает нам преображаться, —.

Духовная близорукость — это препятствие, из-за которого многие не меняются. Это богословская проблема, а именно: непонимание того, как величественно наше призвание, — уподобляться Христу в своих поступках. Если мы духовно близоруки, мы не видим важности развития своего характера. Соответственно, у нас нет мотивации. Близорукость — неспособность видеть четко или правильно — в данном случае проявляется в том, что мы не понимаем, как важно, чтобы наш образ жизни соответствовал нашему положению во Христе.

Многие из нас думают, что мы должны подражать Христу потому, что у нас возникает чувство вины, когда мы этого не делаем. Другие полагают, что это важно, потому что мы будем счастливее и благополучнее, а Бог сможет больше нас использовать. Такие идеи в некоторой степени способны нас мотивировать. Но это неверная мотивация. С точки зрения Бога, она недостаточно велика и возвышенна!

Вот что происходит, согласно Посланию к Ефесянам, если моя жизнь не отражает моих убеждений. Я словно хожу по улице с плакатом, где написано: «Не одно тело, не один дух, не одна надежда, не один Господь, не одна вера, не одно крещение, не один Бог и не один Отец». Если же я верю библейскому прочтению этого стиха, моя жизнь должна это отражать. Духовно близорукие люди не видят этой глобальной картины.

Духовная близорукость — скрытое, не сразу заметное заболевание, при котором человек считает духовный рост своим личным делом, больше никого не касающимся. И в то же время, неверующие, глядя на жизнь христиан, сомневаются: «Что такое церковь? Существует ли Дух Святой? Есть ли на самом деле небеса? Есть ли надежда? Есть ли Бог Отец? Действительно ли Он всесилен? Правда ли, что Иисус — Господь?» Самое убедительное свидетельство — не знание апологетики, а наш образ жизни. По словам апостола Павла, если мы себялюбивы, эгоцентричны, ставим свои интересы выше всего и живем «по-своему», мы тем самым дискредитируем Бога, Христа и Церковь.

Неудивительно, что в Америке, где двадцать пять процентов людей называют себя возрожденными верующими, самый высокий в мире уровень насилия и убийств. Соль утратила свой вкус. Свет едва мерцает. Ведь мы почему-то думаем, что не обязаны духовно преображаться. Мы стали частью потребительской культуры. Мы свели христианство к набору «формул успеха»: как стать счастливым, как построить прекрасный брак, как воспитать детей такими, как нам хочется, как преуспеть в бизнесе и, в то же время, любить Бога. Все это неплохо, но это лишь «побочные эффекты» христианской жизни, а не Божий призыв к нам. А призыв следующий: «Есть только одно Тело (то есть, мы с вами — Церковь), один Дух, действующий сверхъестественным образом, одна надежда — мы сотворены для небес, этот мир не является нашим домом».

Средство от духовной близорукости — понимание Божьего величия. Мы должны вернуться к библейскому христианству — а это значит, мы должны вернуться к Слову Божьему. Это значит, мы должны читать серьезных авторов, таких как А. Тозер («Познание Святого») и Дж. Пакер («Познание Бога»). Это значит, нам нужно выключить телевизор, спрятать подальше игровые приставки и начать читать о Боге, размышлять о Боге и обсуждать то, что мы узнаем о Нем. Нам нужно задавать глубочайшие жизненные вопросы и пытаться формулировать наши ответы на них: зачем мы здесь? Что по-настоящему важно? За долгие годы мы с вами настолько привыкли ко всему упрощенному, что стали избегать того, что сложно, что «напрягает» нас, что требует концентрации. Пора начать «зарядку для ума». Помогите ему развиваться. Обновите и уточните свое понимание Бога. Заучите наизусть классический отрывок Писания, например, сороковую главу Книги пророка Исаии или сто сорок пятый псалом. Прочтите книгу Дж. Морланда «Возлюби Господа всем разумением». Но предупреждаю вас: в вашем сердце могут появиться новые побуждения и непривычное рвение. Углубится ваша молитвенная жизнь, и возрастет радость. Вы сможете взглянуть на нашу культуру со стороны и сказать: «Ну и ну, до чего мы докатились!» Хорошие мысли всегда начинаются с хорошего чтения. Читайте о Божьей святости. Попробуйте «возлюбить Господа всем разумением своим».

Какое из этих препятствий вам больше всего знакомо? Возможно, это духовная изоляция — вы пытаетесь быть христианином в одиночку, не общаясь с другими верующими. А может, это духовная близорукость — вы почему-то поверили, что если лично вам христианство на пользу (это прагматический подход), то все в порядке.

Что ж, у меня для вас новость. Дело не в том, на пользу ли нам христианство. Дело в том, повинуемся ли мы с вами святому, вездесущему, всемогущему Богу, у Которого Свои планы для всей земли и для нас. Чтобы произошло святое преображение, нужны библейские знания, подлинное духовное общение и понимание Божьего величия. Бог действует в нашей жизни чудесным образом, исключительно по благодати. Но, по Своей мудрости и доброй воле, Он позволяет и даже повелевает нам активно участвовать в процессе преображения. Он желает, чтобы мы с вами старались использовать на практике то, что Он в нас заложил.

А как насчет вас? Что вы будете делать дальше? Какое из препятствий больше всего мешает вам в жизни? Что не позволяет вам измениться? Как вы думаете, какой конкретный шаг вам нужно предпринять, чтобы избавиться от препятствий? Начните с такой молитвы: «Господи, я хочу избавиться от духовной изоляции, или духовной близорукости и повиноваться Тебе в каждой из этих областей жизни». Помните: вам не нужно большей помощи или силы от Бога. Если вы христианин, Он уже дал вам все необходимое. Вам нужно только научиться этим пользоваться.

Чип Ингрэм, Чудесная измененная жизнь, Переводчик: Надежда Бражник, Издательство: Путешествие по Библии, 208 стр. г.Киев, 2005г.

Материалы, посвященные раскрытию истин преображения и освящения, вы можете найти на этом сайте.

источник

Существует понятие «духовная близорукость», когда

человек видит только сегодняшний день и к завтрашнему

дню проявляет преступную беспечность. Когда человек

близорук духовно, он обычно не видит истинных ценностей жизни.

Близорукий человек боится будущего.

И сказал Иисус: «Оставьте их! Это слепые поводыри слепых.

А когда слепой ведёт слепого, то оба угодят в яму».

Духовная близорукость как качество личности – склонность, находясь под влиянием энергии страсти, ограниченно и предвзято воспринимать окружающий мир; замыкаться в узком личном пространстве, не видя всего, что совершается за его пределами.

Духовно близорукий человек не видит во всём существующем энергию Бога. Он лишён духовного видения. Духовное видение как качество личности – способность во всём видеть энергию Бога, всё живое и неживое воспринимать в связи с Богом; отличать вечное от временного, осознавать, что все люди имеют духовную природу, являются вечными духовными сущностями.

Одна из главных целей человеческой жизни – развить в себе духовное видение, излечиться от духовной близорукости. Человек, не страдающий духовной близорукостью, в красоте мира видит автора – Бога. Красота природы – это улыбка Бога. Всё живое и неживое свидетельствует о вездесущности Бога. Гармония жизни наступает, когда человек живёт по законам Бога. Духовная близорукость приходит, если человек смотрит на мир безличностно, механично, через призму материи.

Великий философ Лао – Цзы писал: «Большинству людей свойственна духовная близорукость. Это происходит оттого, что малые души смотрят лишь на малое, которое близко, и не замечают Великое! Но даже малые души могут учиться видеть Главное и отличать значимое от несущественного. Ведь Дао, хоть и бесконечно велико, но Оно — не только вдали, Оно — и всегда в непосредственной близи от каждого!»

Школа Развития Человека «Голос Сердца» считает, что для духовной близорукости, как и для физической свойственны общие черты: человек хорошо видит вблизи, но плохо видит вдаль. Для физических глаз в этом случае используют очки с отрицательными значениями оптической силы, а для духовной – выход из замкнутого круга «своих».

Близорукость обоих планов связана главным образом, с длительной зрительной работой на близком расстоянии, то есть на фокусировании лишь на том, что прямо перед глазами. В духовном плане близорукостью часто страдают индивидуумы, которые своими действиями своё близкое окружение, своих родных поставили на главное место в жизни, которые как бы растворяются и замыкаются в личном ограниченном ими пространстве. Они являются преданными мужьями (женами), примерными родителями, но их действия практически не выходят за границы созданного ими круга, тем самым мир суживается и становится далёким, размытым, непонятным. Из-за этого происходит остановка в развитии, круг сужается настолько, что индивидуум испытывает рутинность, грусть, печаль, уныние, а порою, когда кто-то из индивидуумов его круга разрывает границы и выходит из этого круга, отчаянье, непринятие.

Духовная близорукость идёт рука об руку с такими энергиями-инструментами, как зацикленность, избирательность, отторжение, непринятие, фанатичная привязанность и является одним из «метастазов» эгоизма, который при помощи замкнутого круга «своих» объединился против мира.

Духовная близорукость на физическом плане может проявляться в следующих заболеваниях: физическая близорукость, нервные тики, воспаление нервов, зубная боль и воспаление ротовой полости, ишемия, слепота, глухота.

Духовная близорукость – пелена, затемняющая наш разум. Ею страдают люди, находящиеся под влиянием энергии страсти. О людях, находящихся под влиянием энергии невежества, говорить вообще не имеет смысла, ибо они лишены духовности и по определению духовно близоруки.

Страсть – мать духовной близорукости, именно она приводит к искажённому видению действительности. Человек, попав под влияние энергии страсти, пробуждает в себе гордыню, эгоизм, зависть, жадность, гнев и иллюзии. Он видит всё до такой степени превратно, предубеждённо, тенденциозно, необъективно и предвзято, что обычно не замечает из-за своей духовной близорукости очевидного и, наоборот, воспринимает как реальность нечто несуществующее. Он разгневался — и видит кругом одних врагов, так или иначе, нарочно или неосознанно вредящих именно ему. И даже сами внешние обстоятельства, скажем погода, воспринимаются им как враждебные.

Писатель Чип Ингрэм считает, что «духовная близорукость — это препятствие, из-за которого многие не меняются. Это проблема, а именно: непонимание того, как величественно наше призвание, — уподобляться Христу в своих поступках. Если мы духовно близоруки, мы не видим важности развития своего характера. Соответственно, у нас нет мотивации. Близорукость — неспособность видеть четко или правильно — в данном случае проявляется в том, что мы не понимаем, как важно, чтобы наш образ жизни соответствовал нашему положению во Христе».

Читайте также:  Упражнения для глаз при близорукости для детей бейтс

Схиархимандрит Авраам Рейдман в контексте размышлений о духовной близорукости говорит, что если страсть в человеке обратилась в навык, то мир в его глазах все более искажается, так что это уже граничит с душевной болезнью. Он, например, до такой степени привыкает видеть кругом мнимых врагов, что подозревает в злонамеренности и правительство, и сотрудников по работе, и соседей, и членов семьи, и случайных прохожих…

Страсти действуют в нас так лукаво и мощно, что мы, сами того не понимая, вместо уродства видим красоту, а вместо красоты — уродство, вместо доброты — зло, вместо лжи — правду. Всё, всё, всё, что нас окружает: и природа, и люди, и внутреннее наше состояние, и отношения между людьми, — всё подвергается грубейшему искажению в зависимости от нашего состояния.

Находящийся под действием страсти подобен пьяному: ему говоришь здравые вещи, а он не может их воспринять, имея глаза, не видит, и, имея уши, не слышит. Греховная скверна, бьющая из сердца, как некий грязевой источник, совершенно заполняет человека и не дает ему воспринимать чистые и ясные истины. Как бы здраво и умно ты ни говорил, какие бы доводы ни приводил, даже если бы и чудо сотворил, все равно не переубедишь такого человека, потому что он увлечен страстью, как могучим потоком, и совершенно ничего не видит. Он становится как безумный, который галлюцинации принимает за действительность.

Как же приобрести правильный взгляд на вещи, как освободиться от этой пелены, потемняющей наш ум? Для этого надо, во-первых, осознавать, что мы подвержены этой болезни, и потому смотреть на себя трезво, всегда оглядываться, задавая себе вопрос: «Может быть, я не принимаю того, что мне говорят, по той причине, что во мне действует какая-то страсть? Может быть, я сам виноват?»

Во-вторых, нужно очищать свое сердце, постепенно избавляясь от оскверняющих нас помыслов. Тогда мы научимся смотреть на вещи не по-своему, не своим разумом, помраченным страстями, а будем всё воспринимать так, как учил Господь.

Алексей Здраво пишет: «Духовная близорукость – вот о чём иносказательно и образно сообщает Иисус. С таким диагнозом, человеку попросту не увидеть всей палитры цветов и объектов мира, в который он пришел. Не познать истинную цель своего воплощения, а значит и не пройти Свой Путь, угодив в «яму» собственного же невежества и незнания, слепо веря и следуя чуждым и разрушительным для него идеям.

Духовную близорукость не исправить современной лазерной коррекцией, удобными контактными линзами или модными очками. Человек лишь сам и изнутри может ее преодолеть, следуя по пути осознанности бытия и здравого образа жизни. Именно здравость и осознанность – это те упражнения, тренирующие естественную человеческую способность воспринимать этот Мир таким, какой он есть. Ясно и отчетливо распознавать все вокруг, или как говорили наши предки – зрить в корень. Обладая таким ясным внутренним взором, человек способен точно следовать Своему Пути. Пути сердца, а не технологии… Недаром, в русском языке одним из значений слова «осознанность» является именно «зрячесть»».

источник

Продолжаем публикацию бесед схиархимандрита Авраама (Рейдмана), духовника Ново-Тихвинского монастыря, которые проводились с мирянами и монашествующими на протяжении последних 15 лет. В этой беседе речь пойдет о том, что мешает нам воспринимать действительность в ее истинном свете.

Всем известно следующее изречение Спасителя: От сердца человеческа помышления злая исходят: прелюбодеяния, любодеяния, убийства, татьбы, лихоимства, обиды, лукавствия, лесть, студодеяния, око лукаво, хула, гордыня, безумство (Мк. 7, 21–22).Я хотел бы сегодня обратить ваше внимание на один пункт из этого перечисления, а именно — око лукаво. Получается, от сердца человеческа исходит… око лукаво. Как это понять?

Если выразить ту же мысль современным языком, можно было бы сказать, что из сердца исходит неправильный, лукавый взгляд на вещи. Об этом неправильном взгляде мне и хочется с вами поговорить. Иными словами, мы будем рассуждать сегодня о духовной слепоте, или об извращении духовного зрения.

Нам кажется, что если у нас есть зрение, значит, мы видим вещи такими, какие они есть на самом деле. Однако это не так. Мы зачастую даже не осознаём, насколько искаженно смотрим на действительность. Некоторые вещи кажутся нам совершенно очевидными, и когда с нами кто-то пытается спорить, мы кипятимся: «Вы что? Ничего не понимаете, что ли?!” А если разобраться подробнее, откуда в нас этот взгляд на вещи, то обнаружится, что мы впитали это из книг, фильмов и даже школьных уроков.

Мы не придаем значения тем впечатлениям, которые формировали нас с детства: «Подумаешь, школа! Я ничего уже и не помню, что там преподавали». Нет. Мы можем не помнить, но мы думаем так, как нас научили. Мы не можем обосновать свой образ мысли, а он зачастую произрастает из неправильного, нерелигиозного воспитания, от общения с людьми, чуждыми Церкви.

Но главная причина искаженного видения действительности, конечно же, в нашей страстности. Человек, поддавшийся той или иной страсти: гордости, гневу, зависти, видит все до такой степени превратно, что иногда не замечает очевидного, и, наоборот, воспринимает как реальность нечто несуществующее. Он разгневался — и видит кругом одних врагов, так или иначе, нарочно или неосознанно вредящих именно ему. И даже сами внешние обстоятельства, скажем погода, воспринимаются им как враждебные.

Он поддался отчаянию или унынию — и видит в каждом предмете повод для того, чтобы впасть в депрессию. Какая-нибудь мелочь, которую человек, находящийся в ровном душевном состоянии, не заметит, воспринимается им как ужасная скорбь. А если страсть в человеке обратилась в навык, то мир в его глазах все более искажается, так что это уже граничит с душевной болезнью. Он, например, до такой степени привыкает видеть кругом мнимых врагов, что подозревает в злонамеренности и правительство, и сотрудников по работе, и соседей, и членов семьи, и случайных прохожих…

Страсти действуют в нас так лукаво и мощно, что мы, сами того не понимая, вместо уродства видим красоту, а вместо красоты — уродство, вместо доброты — зло, вместо лжи — правду. Все, все, все, что нас окружает: и природа, и люди, и внутреннее наше состояние, и отношения между людьми, — все подвергается грубейшему искажению в зависимости от нашего состояния.

Находящийся под действием страсти подобен пьяному: ему говоришь здравые вещи, а он не может их воспринять, имея глаза, не видит, и, имея уши, не слышит. Греховная скверна, бьющая из сердца, как некий грязевой источник, совершенно заполняет человека и не дает ему воспринимать чистые и ясные истины. Как бы здраво и умно ты ни говорил, какие бы доводы ни приводил, даже если бы и чудо сотворил, все равно не переубедишь такого человека, потому что он увлечен страстью, как могучим потоком, и совершенно ничего не видит. Он становится как безумный, который галлюцинации принимает за действительность.

Прекрасный пример этому приводит преподобный авва Дорофей. Один монах, поддавшись страсти осуждения, вообразил, что некий брат приступает ко Святому Причащению, поев фруктов в саду. Монах рассказал об этом игумену, и тот отозвал брата в сторону, когда он подходил к Чаше, что, конечно, было неприятно. Но игумен не мог допустить до Причастия человека, проявляющего такое неблагоговение к Таинству. Он стал расспрашивать брата, и выяснилось, что тот пришел на службу прямо с послушания, а до этого его вообще не было в обители. Тому монаху только показалось, что он видел его в саду.

Иногда такое ослепление, помрачение ума доходит до крайностей. Например, на Востоке существуют учения, согласно которым действительность призрачна. Будда учил, что сознание человека образовано случайным сочетанием неких психических частиц, своего рода атомов, но не материальных, а духовных. Действительности как таковой нет, а есть только деятельность сознания. Когда человек осознаёт это, то тогда, пусть все вокруг плохо, все наполнено страданием, но частицы становятся на свои места, сознание прекращается и наступает блаженство, нирвана. Правда, кто блаженствует, непонятно: ведь никого нет.

Это пример того, как можно дойти до столь абсурдного восприятия действительности — полного ее отрицания. Вот что может сделать с человеком страсть! В буддизме это настолько очевидно, что его даже называют религией отчаяния.

Примеры поведения человека, помраченного страстью, каждый может вспомнить даже из собственной жизни. А я сейчас приведу пример из Евангелия. Вспомните ту удивительную вечерю в Вифании, на которой Господь вкушал пищу вместе с Лазарем, которого Он воскресил из мертвых. Это же было уму непостижимо, это было живое свидетельство величайшего из чудес, сотворенных Господом Иисусом Христом. Это понимали и чувствовали все апостолы, возлежавшие на этой вечере.

Но Иуда, который тоже присутствовал при воскрешении Лазаря, словно не видит того, что видят все, не осознает того, что происходит. Он думает только о том, что лишился денег, которые Мария потратила на миро для Господа и которые он мог бы украсть, если бы их опустили в его денежный ящик. Ему все равно, что здесь присутствует воскресший Лазарь, сердце его занято другим: он подсчитывает свои убытки. Сребролюбие настолько исказило в глазах Иуды действительность, что он не способен увидеть даже величайшее чудо.

Нечто подобное происходило и с книжниками и фарисеями. В словах Господа была такая сила убеждения, что даже книжники, будучи людьми образованными, не могли Ему прекословить. Но, несмотря на это, противились проповеди Спасителя, потому что под действием страстей, прежде всего гордости и тщеславия, пришли в состояние совершенной духовной слепоты и глухоты. Спаситель так и говорит о них: Слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите. Мы не можем сказать, что эти слова относятся только к фарисеям и прочим иудеям, которые не приняли проповеди Спасителя. К сожалению, они могут быть отнесены и к любому из нас, православных христиан, если мы христианами только называемся.

Люди, не принявшие Евангелия, слепы, пусть даже они, по человеческому рассуждению, имеют необыкновенные умственные способности. Но и мы, православные христиане, также можем стать слепыми, если будем следовать христианскому учению формально, если будем поддаваться действию своих страстей. Мы нередко кичимся тем, что мы христиане, что мы много знаем, мы считаем себя даже способными вести за собой и других, а на деле являемся слепцами, которые хотят стать поводырями других слепцов.

А бывает наоборот: люди простые, мало что знающие, заурядные, ограниченные благодаря просвещению благодати, благодаря искреннему, последовательному, полному восприятию евангельского учения, становятся зрячими, начинают видеть всё в истинном свете, становятся учителями и вождями слепых, имея на это право. Каковыми были и апостолы, и их ученики, так называемые мужи апостольские, и святые отцы, и все подвижники благочестия с древних времен и до наших дней.

Как же приобрести правильный взгляд на вещи, как освободиться от этой пелены, потемняющей наш ум? Для этого надо, во-первых, осознавать, что мы подвержены этой болезни, и потому смотреть на себя трезво, всегда оглядываться, задавая себе вопрос: «Может быть, я не принимаю того, что мне говорят, по той причине, что во мне действует какая-то страсть? Может быть, я сам виноват?»

Во-вторых, нужно очищать свое сердце, очищать его молитвой, очищать его трезвением. Постепенно избавляясь от оскверняющих нас помыслов, мы очистим и наш ум, то есть око, сделаем его простым. Тогда мы научимся смотреть на вещи не по-своему, не своим разумом, помраченным страстями, научимся воспринимать их не так, как велит наше греховное сердце, которому верить нельзя, а будем всё воспринимать так, как учил Господь наш Иисус Христос, как и сейчас Он учит нас через Свое святое Евангелие, через благовестие. Мы никогда не исправимся, если не приложим усилий к тому, чтобы приобрести христианский здравый смысл, чистый, правильный взгляд на вещи, такой, что будем думать не по-своему, а по-святоотечески.

Оригинальность мышления и вообще оригинальность в каком бы то ни было отношении, к которой стремятся в миру, совершенно чужда христианству. Мы ее презираем, видим в ней гордость, с одной стороны, глупую и детскую, с другой — весьма опасную и губительную. Никакие оригинальность и исключительность нам не нужны, мы должны стремиться к тому, чтобы каждый из нас приобрел ум Христов, как апостол Павел говорил о себе и о других апостолах: Мы имеем ум Христов. Стяжавшие такой ум смогут правильно увидеть прежде всего самих себя, свой жизненный путь.

Еще раз повторю: смысл сегодняшнего наставления состоит в том, чтобы мы трезвились и каждый свой шаг сверяли с Евангелием. Через подвиг внутреннего очищения мы должны приобрести, по выражению Спасителя, око просто, тогда и наша духовная жизнь станет светлой, и мы будем изнутри просвещаемы светом.

Вопрос. Вы говорите, что мы смотрим на вещи искаженно. Но ведь у нас есть здравый смысл, неужели нельзя им руководствоваться в жизни?

Ответ. Иногда можно, в каких-то житейских ситуациях. Но надо понимать, что этот так называемый здравый смысл нуждается в пересмотре и очищении его Евангелием. Наш здравый смысл, иначе жизненный опыт, основан иногда на повторяющихся ошибках, заставляющих нас приобрести какие-то навыки, какое-то правильное отношение к вещам, но очень часто здесь примешивается и наш характера, а наш характер — это, как правило, совокупность всевозможных страстей. Конечно, там есть и добрые наклонности, но в человеке добро смешано со злом, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). И у каждого из нас, в соответствии с характером, получается свой здравый смысл.

Почему мы все, имея здравый смысл, не можем найти общий язык друг с другом? Конечно же, по той причине, что на самом деле он никакой не здравый. На самом деле здесь сталкиваются разные страсти разных людей. И поэтому иногда мы, как нам кажется, здраво рассуждая, на самом деле оправдываем свою страсть. Нам кажется под действием страсти, что другого вывода нельзя сделать. Иначе поступить невозможно. Сказать иначе никак нельзя. А на самом деле это не обстоятельства заставляют нас так себя вести, а наше внутренне состояние.

Зададимся вопросом, и пусть тот же здравый смысл нам подскажет: почему на одни и те же обстоятельства разные люди реагируют по-разному? Если так уж эти обстоятельства непререкаемы и так они толкают нас к единственно правильному решению, то почему же мы видим огромное разнообразие реакций человека на обстоятельства. Именно потому, что страстность наша заставляет нас совершенно по-разному видеть события, совершенно по-разному их объяснять, интерпретировать и по-разному реагировать на них.

Вопрос. Я чаще смотрю на вещи не по-евангельски, а по-своему, из страха, что иначе мне придется потерпеть какое-то неудобство или ущерб.

Ответ. Да, во многих случаях действительно придется потерпеть какой-то ущерб. Нам удобнее, скажем, для того, чтобы удовлетворить какую-то свою страсть, поступить так то, а Евангелие говорит: «Нет, этого нельзя делать», и мы, поступая по заповеди, остаемся, допустим, голодными, или обманутыми, или обиженными. Это обязательно будет, и тут необходима борьба с собой. Но зато когда мы борьбу эту выдерживаем и побеждаем себя, то ощущаем все больше и больше благодати, чувствуем такое утешение, что готовы и вообще от всего отказаться.

Вопрос. В момент действия страсти не понимаешь, что с этим надо бороться, все помыслы кажутся самыми справедливыми: ропот, обида, тщеславие и прочее. Как это преодолеть?

Ответ. Это от неопытности. Мы не видим страсти в тот момент, когда она начинает в нас действовать, когда мы начинаем соблазняться. А сила соблазна именно в том, что он убеждает, что в данной ситуации по-другому поступить невозможно: «Как не соблазниться этой женщиной, если она такая красивая?» Или: «Как на него не рассердиться, когда он сказал то-то и то-то?» Нам кажется, что все наши доводы в этом случае совершенно очевидны и убедительны.

Как с этим бороться? Всегда помнить о Евангелии, читать его каждый день. Читать святых отцов, которые объясняют нам действие страстей. И когда мы будем содержать в памяти евангельские заповеди и святоотеческие наставления, то сможем распознавать, как в нас действуют страсти, и научимся с ними бороться. Но, конечно же, главное — это молитва. Если мы не будем молиться, то все наши теоретические знания окажутся мертвыми.

Без молитвы, в особенности молитвы Иисусовой, чтение святых отцов превращается в китайскую грамоту, мы там на самом деле ничего не поймем. И будем похожи на человека, у которого на полке стоит много книг на иностранном языке, корешки красивые, а читать он их не может. Чтение, повторю, необходимо, но только вместе с молитвой.

источник

Как понимать зрение духовное?

Зрение духовное само по себе необъяснимо. Мир духовный не имеет ничего общего с нашей действительностью. Обычному пониманию и восприятию плотского или душевного человека он не поддается.

Видеть может только живой человек. Плотский же человек, у которого все мысли, чувства и стремления направлены лишь на устроение земного благополучия и угождение плоти, мертв в духовной области; она ему чужда, и он в ней слеп. У душевного человека очи ума (духа) затуманены мятущимися чувствами сердца и чрезвычайной образностью мысли. Почти все мы, а особенно художники, мыслим образами земного мира, перемешанными с фантазией, и все увлекаемся кружением чувств и сердечных влечений, а это все, как дымовой завесой, застилает от нас невещественность инобытия. Духовный мир если и видится, то видится тускло, слабо и искаженно. Поэтому ни плотской, ни душевный человек не может проникать в эту таинственную область, тем более не может черпать из нее какие-либо образы для своего творчества.

Читайте также:  Основные причины развития близорукости

Между тем, изобразительное искусство основывается на зрении. И если обычному художнику, чтобы что-то изображать, необходимо прежде научиться видеть, то и касающемуся искусства церковного, возвышенно-духовного, необходимо прозреть в этой области. А чтобы прозреть, надо в ней ожить, ощутить ее реальность, задышать ее воздухом (молитвой), почувствовать ее умиренность и бесстрастие, плениться красотой ее чистоты, радостью благоговейного предстояния пред Лицом Божиим.

Евангелие говорит: « Чистии сердцем Бога узрят » (Мф. 5, 8). Чистое сердце — это смиренное сердце. Высочайший образец смирения и чистоты нам дан Самим Господом Иисусом Христом, и к следованию Ему призваны все. Достижение же этой чистоты сердца есть дело жизни и духовного опыта. Ни из слов, ни из книг этому научиться нельзя. Поэтому нельзя научить и видению духовному. Оно дается не только живущему жизнью духовной, но и достигшему уже чистоты сердца; дается как дар Божий и не всем в равной степени.

История Святой Церкви от самых первых дней Христовой Церкви до настоящего времени изобилует примерами дивного просветления духовного зрения. Преподобная Мария Египетская, никогда не видавшая преподобного Зосиму, назвала его по имени, объявила его священный сан, а потом повелела передать игумену его монастыря, чтобы он внимательнее смотрел за собою и за братией, ибо им надо во многом исправиться. Они тоже были подвижниками, но, по-видимому, многого за собою не замечали.

Преподобный Андрей, Христа ради юродивый, видевший Покров Божией Матери во Влахернском храме, встретил на городском рынке инока, которого все восхваляли за добродетельную жизнь, которому исповедовали свои грехи и давали много золота для раздачи нищим. Проходя мимо него, преподобный Андрей увидел, что его обвивает страшный змей, а вверху, в воздухе, он прочел надпись черными буквами: «Корень всякому беззаконию — змий сребролюбия». Инок же не видел и не чувствовал своей беды.

Преподобный Сергий, сидя за трапезой с братией, вдруг встал и молча поклонился до земли святителю Стефану Пермскому, направлявшемуся в то время в Москву, не имевшему времени заехать в обитель Сергиеву и издалека благословившему Преподобного и его братию. Ученики же только потом узнали от своего святого игумена причину такого его поступка. Старец Амвросий Оптинский задержал на три дня гостившего у него купца, хотя тот очень торопился по делам домой, а после, отпуская его, заповедал ему со временем поблагодарить Бога за Его к нему милость. И только через несколько лет, уже после смерти старца, открылось, что тогда купца на дороге три дня подстерегали убийцы.

Дети, не испорченные дурным воспитанием или товариществом, за чистоту своих сердец также иногда способны бывают видеть сокровенное. Старец иеросхимонах Гавриил рассказывал, что в детстве он видел то, что делается далеко, и то, что другим не видно. Рассказы его пугали мать, простую, но глубоковерующую крестьянку. Она его предостерегала и просила не вдаваться в это. С годами эта способность у него пропала и снова возникла, когда он стал уже иеросхимонахом. Он воспринимал мысли человеческие, как явный разговор, видел совершающееся на расстоянии, удостаивался видеть усопших и угодников Божиих. Старец понял, что способность зреть сокровенное является у человека только при чистоте его сердца. Рассказывая кое-что об этом, он с умилением говорил: «Воистину справедливо слово Христово: чистии сердцем Бога узрят и не только Бога, но в Боге и все сокровенное мира сего узрят».

Такого просветления духовного зрения сподобляются ревнующие о чистоте сердца в конце борьбы с самим собою и с врагом рода человеческого.

Но духовное прозрение имеет множество степеней.

Через деятельное следование за Христом, через молитву, при сосредоточенном внимании ко всему тому, что человек делает, говорит и мыслит, изо дня в день, из года в год по крупинке, незаметно накапливается у него духовный опыт. Без такого личного опыта духовный мир непостижим. О нем можно философствовать, читать, рассуждать и быть в нем мертвым и слепым. И если направление пути взято правильное, то человек, прежде всего, начнет видеть свои недостатки, ошибки, свое подлинное лицо без прикрас. Увидит и путь, по которому идет, где опасности и как их избегать и т. д. Это и есть начало просветления духовного зрения. О нем мы и молимся постоянно и на утренних и вечерних молитвах, и в богослужениях, и в Псалтири, и в акафистах, и в других молитвословиях. «Молим Твою безмерную благость: просвети наша мысли, очеса и ум наш от тяжкаго сна лености восстави» (Утренние молитвы). «Свет невечерний Рождшая, душу мою ослепшую просвети» (Утренние молитвы). «Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть» (Вечерние молитвы). «Иисусе, Свете мой, просвети мя» (Акафист Спасителю). «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека. » и т. д. (Молитва 1-го часа).

Все случающееся в жизни нашей: скорби, болезни, страсти душевные и телесные, самые грехопадения — попускается нам для того, чтобы не в теории, а из опыта каждый познал свою глубокую немощь. Познавая же себя, мы смиряемся, по мере преуспеяния в смирении очищаемся, покаянием привлекаем благодать Божию, которая врачует духовную слепоту и дает прозрение духовным очам. Без такого, хотя бы начального, прозрения в области духовной что может дать в своем искусстве человек, чуждый этой жизни? Образ, создаваемый им, не будет соответствовать тому, что он дерзнет выразить в красках.

«Когда кто хочет, — говорит преподобный Симеон Новый Богослов, — рассказать о доме каком, или о поле, или о царском дворце. надо наперед видеть и хорошо рассмотреть все такое и потом уже со знанием дела рассказывать о том. Кто может что сказать сам от себя о каком-либо предмете, который прежде не видел? Если таким образом о видимом и земном никто не может сказать что-либо верное, не видев то своими глазами, то как можно сказывать и извещать что-либо о Боге, о Божественных вещах и святых Божиих, то есть какого общения с Богом сподобляются святые, что это за ведение Бога, которое бывает внутри их и которое производит в сердцах их неизъяснимые воздействия; как можно сказать о сем что-либо тому, кто не просвещен наперед светом ведения?»

Поэтому VII Вселенский Собор, деяния которого посвящены были утверждению иконописания, признает истинными иконописцами святых отцов Церкви. Они творят художества, ибо они опытно последовали Евангелию, имеют просветленные духовные очи и могут созерцать то, что и как надлежит изобразить на иконе. Те же, кто только владеет кистью, относятся или к исполнителям, мастерам этого дела, ремесленникам, или иконникам, как их называли у нас на Руси.

«Иконописание совсем не живописцами выдумано. Живописцу принадлежит техническая сторона дела. Иконописание есть изобретение и предание святых отцов, а не живописцев. Сами оные божественные отцы наши, учительски. объявшие таинство нашего спасения, изобразили его в честных храмах, пользуясь искусством живописцев» (VII Вселенский Собор, деяние 6-е).

Итак, повторяю, видение духовное есть дар Божий, и само по себе оно необъяснимо. Здесь «мрак», как говорят святые отцы. Есть такое выражение: «Он вошел во мрак видений». В первом ирмосе канона на День Святой Троицы поется: «Божественным покровен медленноязычный мраком , извитийствова богописанный закон, тину бо оттряс очесе умнаго, видит Сущаго. » Ум — это дух. Тина — здесь скорее не грех, ибо грех заваливает духовные (умные) очи, подобно непроницаемой глыбе камня, тиною же здесь может быть наша мечтательность, образность мысли, заволакивающая умные, духовные очи. Ум должен быть покрыт «темновидным» («Лествица»), то есть необъяснимым даже на языке святых отцов смирением , должен очиститься от образов мира вещественного, и тогда его духовные очи могут прозреть, но опять не сами собою, а через прикосновение Божественных перстов.

Однако не следует думать, что сподобившийся этого дара способен бывает видеть тайны сокровенные так же свободно, как мы, например, видим окружающий нас мир внешним зрением. Под духовным просветлением зрения надо понимать особую чуткость, способность сокрушенного и смиренного сердца к восприятию того, что Богу угодно будет открыть человеку. «В душах смиренных — небесные видения», — говорит «Лествица». Это подтверждается примерами из Священного Писания и Житий святых. Когда скорбящая о смерти сына сонамитянка бросилась к ногам пророка Елисея, а его ученик хотел отстранить ее, пророк удержал его, сказав: « Оставь ее, душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне . » ее горе (4 Цар. 4, 27).

К такому духовному зрению приложимо наименование созерцания того, что открывается по воле Божией. Одним из таких видений и откровений является древняя икона, одиноко стоящая в изобразительном искусстве всех времен и всех народов.

Итак, задачу развить видение внешнее и научить изображать увиденное берут на себя художественные школы и научают. Умение изображать то, что постигается душевным зрением и другими нашими чувствами, является достижением художника при наличии его трудолюбия и талантливости.

Видению духовному, проникающему в мир божественный, ни самому научиться произвольно, ни научить невозможно. Его можно наблюдать через соприкосновение с древней иконой, если подходить к ней не поверхностно, а глубоко, внимательно и пристально, с должной (церковной) точки зрения; можно ему удивляться и убеждаться в его правдивости и истинности, но восхитить произвольно дар Божий невозможно.

источник

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Близорукость (миопия) – это заболевание глаз, при котором человек плохо видит далеко расположенные предметы, однако относительно хорошо видит вблизи. Со временем (особенно если не устранить причинный фактор) близорукость может прогрессировать, в результате чего зрение пациента будет постепенно ухудшаться. В течение некоторого времени это будет компенсироваться работой аппарата аккомодации (приспособления), однако со временем компенсаторные возможности преломляющей системы глаза исчерпают себя, в результате чего начнут развиваться определенные осложнения, которые в итоге могут привести к полной утрате зрения (то есть к слепоте).

Для того чтобы понять механизмы развития, принципы диагностики и лечения близорукости, необходимы определенные знания о строении глаза и о функционировании его преломляющей системы.

Глаз человека представляет собой сложную систему, которая обеспечивает восприятие изображений из окружающего мира и передачу их головному мозгу.

С анатомической точки зрения глаз человека состоит из:

  • Наружной оболочки. Наружная оболочка глаза образована склерой и роговицей. Склера – это непрозрачная ткань белого цвета, которая покрывает большую часть глазного яблока. Роговица представляет собой небольшой участок наружной оболочки глаза, который располагается на его передней поверхности и имеет слегка выгнутую (наружу) форму (в виде полусферы). Роговица прозрачна, вследствие чего световые лучи с легкостью проходят через нее. Роговица является важным органом преломляющей системы глаза, то есть проходящие через нее световые лучи преломляются и собираются вместе в определенной точке.
  • Средней оболочки. Средняя (сосудистая) оболочка глаза обеспечивает кровоснабжение и питание глазного яблока и всех внутриглазных структур. В области переднего отдела глазного яблока (прямо позади роговицы) из сосудистой оболочки глаза образуется радужка (радужная оболочка). Это своеобразная диафрагма, в центре которой имеется небольшое отверстие (зрачок). Основная функция радужной оболочки заключается в регуляции количества света, поступающего в глаз. При чрезмерно ярком освещении происходит сокращение определенных мышц радужки, в результате чего зрачок сужается, а количество проходящего через него света уменьшается. В темноте отмечается обратный процесс. Зрачок расширяется, вследствие чего глаз может уловить большее количество световых лучей.
  • Внутренней оболочки. Внутренняя оболочка глаза (сетчатка) представлена множеством фоточувствительных нервных клеток. Данные клетки воспринимают проникающие в глаз световые частицы (фотоны), генерируя при этом нервные импульсы. Эти импульсы по специальным нервным волокнам передаются в головной мозг, где и происходит формирование изображения.

Внутри глаза также располагаются определенные элементы, обеспечивающие его нормальное функционирование.

К внутриглазным структурам относятся:

  • Стекловидное тело. Это прозрачное образование студенистой консистенции, которое занимает основной объем глазного яблока и выполняет фиксирующую функцию (то есть обеспечивает поддержание формы глаза).
  • Хрусталик. Это небольшое образование, располагающееся прямо позади зрачка и имеющее форму двояковыпуклой линзы. Само вещество хрусталика окружено прозрачной капсулой. По краям к капсуле хрусталика крепятся специальные связки, которые соединяют ее с ресничным телом и ресничной мышцей. Хрусталик, как и роговица, является важным компонентом преломляющей системы глаза.
  • Камеры глаза. Камеры глаза – это небольшие щелевидные пространства, располагающиеся между роговицей и радужкой (передняя камера глаза), радужкой и хрусталиком (задняя камера глаза). Пространство данных камер заполнено специальной жидкостью (водянистой влагой), которая обеспечивает питание внутриглазных структур.

Помимо глазного яблока и внутриглазных структур имеется целый ряд вспомогательных органов глаза, играющих важную роль в его нормальном функционировании (это глазодвигательные мышцы, слезные железы, веки и так далее). При развитии близорукости может отмечаться поражение глазодвигательных мышц, поэтому они будут описаны более подробно.

К глазодвигательным мышцам глаза относятся:

  • Наружная прямая мышца – обеспечивает отведение (поворот) глаза наружу.
  • Внутренняя прямая мышца – обеспечивает поворот глаза кнутри.
  • Нижняя прямая мышца – обеспечивает опускание глаза.
  • Верхняя прямая мышца – обеспечивает подъем глаза.
  • Верхняя косая мышца – поднимает и отводит глаз.
  • Нижняя косая мышца – опускает и отводит глаз.

Как было сказано ранее, основными структурами преломляющей системы глаза являются хрусталик и роговица. Роговица обладает постоянной преломляющей силой, равной примерно 40 диоптриям (диоптрия – единица измерения преломляющей силы линзы), в то время как преломляющая сила хрусталика может изменяться от 19 до 33 диоптрий.

В нормальных условиях при прохождении через роговицу и хрусталик световые лучи преломляются и собираются в одну точку, которая в норме должна располагаться (проецироваться) прямо на сетчатке. В данном случае человек получает максимально четкое изображение наблюдаемого предмета.

Когда человек смотрит вдаль, преломляющая способность хрусталика уменьшается, в результате чего изображение далеко расположенного предмета становится более четким. Происходит это благодаря расслаблению ресничной мышцы, что приводит к натяжению связок хрусталика и его капсулы и уплощению самого хрусталика.

При рассматривании близко расположенного предмета имеет место обратный процесс. В результате сокращения ресничной мышцы ослабляется натяжение связок и капсулы хрусталика, сам он приобретает более выпуклую форму, а его преломляющая сила увеличивается, что и позволяет сфокусировать изображение на сетчатке.

Механизм развития близорукости заключается в том, что из-за различных аномалий строения глазного яблока или из-за нарушения функционирования его преломляющей системы изображения далеко расположенных предметов фокусируются не прямо на сетчатку, а перед ней, в результате чего воспринимаются человеком как нечеткие, расплывчатые. Близко расположенные предметы человек при этом видит более или менее нормально.

Непосредственной причиной близорукости может быть поражение глазного яблока и различных компонентов преломляющей системы.

В зависимости от пораженной структуры выделяют:

  • Осевую (аксиальную) близорукость. Развивается в результате чрезмерно длинного переднезаднего размера глазного яблока. Преломляющие системы глаза при этом не поражены.
  • Лентикулярную близорукость. Развивается в результате увеличения преломляющей силы хрусталика, что может наблюдаться при некоторых заболеваниях (например, при сахарном диабете) либо при приеме некоторых медикаментов (гидралазина, хлорталидона, фенотиазина и других).
  • Близорукость при поражении роговицы. В данном случае причиной развития заболевания является слишком большая кривизна роговицы, что сочетается с чрезмерно выраженной ее преломляющей силой.

В зависимости от механизма развития выделяют:

  • истинную близорукость;
  • ложную близорукость.

Аккомодация – это приспособление глаза, обеспечивающее четкое видение предметов, находящихся на различном расстоянии от человека. Ложная близорукость – это патологическое состояние, развивающееся у детей и людей молодого возраста в результате перенапряжения аппарата аккомодации.

Как было сказано ранее, во время рассматривания близко расположенных предметов происходит сокращение ресничной мышцы и увеличение преломляющей силы хрусталика. Если ресничная мышца находится в сокращенном состоянии в течение нескольких часов, это может нарушить обмен веществ и нервную регуляцию в ней, в результате чего произойдет ее спазм (то есть выраженное и длительное сокращение). Если человек при этом попытается посмотреть вдаль, спазмированная ресничная мышца не расслабится, а преломляющая сила хрусталика не уменьшится, в результате чего расположенный вдали предмет будет виден нечетко. Данное состояние и называется спазмом аккомодации.

Способствовать развитию спазма аккомодации может:

  • длительное непрерывное чтение;
  • длительная работа за компьютером;
  • длительный просмотр телепередач;
  • чтение (или работа за компьютером) при плохом освещении;
  • несоблюдение режима труда и отдыха;
  • неполноценный сон;
  • неполноценное питание.

Так как спазм аккомодации носит временный характер и практически полностью разрешается после устранения причины его возникновения, данное состояние принято называть ложной близорукостью. Никаких анатомических дефектов в глазном яблоке или в преломляющей системе глаза при этом не наблюдается, однако при длительном воздействии причинного фактора и часто повторяющихся спазмах аккомодации может развиться истинная близорукость.

В зависимости от причины развития выделяют:

  • наследственную миопию;
  • приобретенную миопию.

Многочисленными исследованиями было доказано, что близорукость может передаваться по наследству, причем различные степени заболевания наследуются по различным механизмам.

Генетический аппарат человека состоит из 23 пар хромосом, расположенных в ядрах клеток. В каждой хромосоме имеется огромное количество различных генов, которые могут быть активными или неактивными. Именно активация тех или иных генов определяет все свойства и функции клеток, тканей, органов и всего организма в целом.

Во время зачатия происходит слияние мужских и женских половых клеток, в результате чего формирующийся эмбрион наследует 23 хромосомы от матери и 23 хромосомы от отца. Если в полученных хромосомах имеются дефектные гены, появляется вероятность того, что ребенок унаследует имеющуюся мутацию и у него также разовьется определенное заболевание.

Читайте также:  Травяные сборы при близорукости

Близорукость слабой и средней степени наследуется по аутосомно-доминантному типу. Это означает, что если ребенок унаследует хотя бы 1 дефектный ген, у него будет развиваться данное заболевание. Вероятность наследования данного гена зависит от того, кто из родителей болен близорукостью. Если оба родителя больны, вероятность рождения больного ребенка составит от 75 до 100%. Если же болен только один из родителей, ребенок унаследует дефектные гены с вероятностью от 50 до 100%.

Миопия высокой степени наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Это означает, что если болеет только один из родителей, а второй здоров и не является носителем дефектного гена, ребенок у них будет здоровым, однако может унаследовать 1 дефектный ген и также станет бессимптомным носителем заболевания. Если больны оба родителя, вероятность рождения больного ребенка составит 100%. Если же оба родителя являются бессимптомными носителями дефектного гена, вероятность рождения больного ребенка составит 25%, а вероятность рождения бессимптомного носителя – 50%.

О приобретенной миопии говорят в том случае, когда в момент рождения у ребенка нет никаких признаков данного заболевания, а вероятность наследственного фактора исключается (если у родителей, бабушек и дедушек ребенка не было близорукости, вероятность наличия генетической предрасположенности крайне мала). Причиной развития заболевания при этом являются факторы внешней среды, которые воздействуют на орган зрения в процессе жизнедеятельности человека.

Способствовать развитию миопии могут:

  • Несоблюдение гигиены зрения. Как было сказано ранее, при чтении, а также при работе за компьютером или при просмотре телевизора на близком расстоянии происходит напряжение аккомодации (то есть напрягается ресничная мышца, что приводит к увеличению преломляющей способности хрусталика). Если человек работает в таком положении в течение длительного времени, в ресничной мышце начинают происходить определенные изменения (она гипертрофируется, то есть становится более толстой и сильной). Процесс гипертрофии ресничной мышцы может занимать несколько лет, однако если это произойдет, нарушится механизм ее расслабления. Когда человек будет смотреть вдаль, ресничная мышца не будет полностью расслабляться, а будет оставаться в частично сокращенном состоянии. Вследствие этого связки капсулы хрусталика будут оставаться расслабленными, а сам хрусталик не будет уплощаться в необходимой степени, что и будет являться непосредственной причиной близорукости.
  • Неблагоприятные условия труда. Чтение или работа за компьютером при плохом освещении требует более выраженного напряжения аккомодации, что со временем может привести к развитию близорукости.
  • Авитаминоз. Недостаток витаминов (особенно витамина В2) также может способствовать развитию миопии. Объясняется это тем, что витамин В2 (рибофлавин) в норме улучшает многие функции глаза, в частности облегчает процессы темновой адаптации (улучшения зрения в темноте) и устраняет усталость глаз при переутомлении. При недостатке данного витамина также отмечается чрезмерное напряжение и переутомление глазных структур.
  • Первичная слабость аккомодации. Данным термином обозначается патологическое состояние, при котором преломляющая сила роговицы и/или хрусталика выражена недостаточно сильно. Проходящие через них световые лучи при этом фокусируются несколько позади сетчатки, а в качестве компенсаторной реакции происходит растяжение глазного яблока в переднезаднем размере. Если через определенное время вызвавшее слабость аккомодации заболевание устранить, перерастянутое глазное яблоко станет причиной близорукости.
  • Травмы.Травмы глаза, сопровождающиеся повреждением глазного яблока, роговицы или хрусталика также могут стать причиной развития миопии.

Ночная близорукость полностью исчезает в дневное время и при хорошем освещении.

Все выше перечисленные факторы могут привести к развитию близорукости у ребенка. В то же время, существует ряд других патологических и физиологических состояний, которые способствуют развитию миопии в детском возрасте.

В зависимости от механизма развития миопии у детей выделяют:

  • врожденную миопию;
  • физиологическую миопию.

Врожденная близорукость может наблюдаться у недоношенных детей, которые родились раньше положенного срока (в норме ребенок должен рождаться не ранее, чем через 37 недель внутриутробного развития). Объясняется это тем, что у эмбриона в возрасте 3 – 4 месяцев форма и размеры глаза отличаются от таковых у взрослого человека. Задний отдел склеры у него немного выпячивается кзади, вследствие чего переднезадний размер глазного яблока увеличивается. Также в этом возрасте наблюдается более выраженная кривизна роговицы и хрусталика, что увеличивает их преломляющую силу. Все это приводит к тому, что проходящие через преломляющую систему глаза световые лучи фокусируются перед сетчаткой, вследствие чего у рожденного недоношенным ребенка будет отмечаться близорукость.

Через несколько месяцев после рождения форма глазного яблока ребенка изменяется, а преломляющая способность роговицы и хрусталика уменьшается, в результате чего близорукость исчезает без какой-либо коррекции.

Физиологическая миопия может развиваться у детей в возрасте от 5 до 10 лет, когда происходит особенно интенсивный рост глазного яблока. Если его переднезадний размер при этом становится чрезмерно большим, проходящие через роговицу и хрусталик лучи фокусируются перед сетчаткой, то есть развивается близорукость.

По мере роста ребенка выраженность близорукости может увеличиваться. Данный процесс обычно заканчивается к 18 годам, когда прекращается рост глазного яблока. В то же время, в некоторых случаях возможно прогрессирование физиологической близорукости до 25 лет.

Первое что начинает беспокоить пациентов с близорукостью – это нечеткое видение далеко расположенных предметов. При медленно прогрессирующем заболевании пациенты не сразу замечают данный симптом, часто списывая снижение остроты зрения на переутомление и усталость. Со временем миопия прогрессирует, вследствие чего пациенты начинают видеть далеко расположенные предметы все хуже и хуже. Работа с предметами на близком расстоянии (например, чтение) не вызывает у людей с миопией каких либо неудобств.

Также люди с близорукостью постоянно щурятся, пытаясь рассмотреть далеко расположенные предметы. Механизм развития данного симптома объясняется тем, что при частичном смыкании глазной щели слегка перекрывается зрачок. В результате этого изменяется характер проходящих через него световых лучей, что и способствует улучшению остроты зрения. Также при прикрытии век происходит незначительное уплощение роговицы глаза, что может способствовать улучшению зрения при миопии, сочетающейся с роговичным астигматизмом (заболеванием, при котором отмечается неправильная, кривая форма роговицы).

По мере прогрессирования заболевания могут появляться и другие симптомы, связанные с повреждением преломляющей системы глаза и нарушением зрения.

Близорукость может проявляться:

  • Головными болями. Развитие данного симптома связано с перенапряжением аппарата аккомодации, с нарушением кровоснабжения ресничной мышцы и других внутриглазных структур, а также с нечетким изображением далеко расположенных предметов, что влияет на функционирование всей центральной нервной системы.
  • Жжение и боль в глазах. Возникают вскоре после начала работы с предметами на близком расстоянии (например, при работе за компьютером). Развитие данных симптомов также связано с переутомлением различных внутриглазных структур и нарушением аккомодации. Стоит отметить, что жжение в глазах также может указывать на спазм аккомодации.
  • Слезоточивость. Усиленное слезоотделение может отмечаться при длительной работе за компьютером и при чтении книг, однако данный симптом может встречаться и у здоровых людей (в последнем случае он появляется гораздо позже и исчезает после нескольких минут отдыха). Кроме того, у больных с миопией слезоточивость может отмечаться в ясные солнечные дни или при ярком освещении. Объясняется это тем, что при миопии отмечается более выраженное (чем в норме) расширение зрачка, что связано с повреждением ресничной мышцы. В результате этого в глаз поступает слишком много света, а усиленное слезоотделение является своеобразной защитной реакцией в ответ на данное явление.
  • Увеличение размеров глазной щели. Данный симптом может быть незаметен при близорукости слабой степени, однако обычно выражен при тяжелой прогрессирующей близорукости. Объясняется это чрезмерным увеличением глазного яблока, которое несколько выступает вперед, раздвигая при этом веки.

Диагностикой и лечением миопии занимается врач-офтальмолог. Заподозрить близорукость можно на основании жалоб пациента, однако для подтверждения диагноза, определения выраженности заболевания и назначения правильного лечения всегда требуются дополнительные исследования.

Для диагностики миопии используют:

  • измерение остроты зрения;
  • исследование глазного дна;
  • исследование полей зрения;
  • скиаскопию;
  • рефрактометрию;
  • компьютерную кератотопографию.

Как было сказано ранее, первое, что страдает при близорукости, это острота зрения, то есть способность четко видеть предметы на определенном расстоянии от глаза. Объективные методы исследования данного показателя позволяют определить степени близорукости и спланировать дальнейшие диагностические и лечебные мероприятия.

Сама процедура исследования остроты зрения проста и выполняется за считанные минуты. Проводится исследование в хорошо освещенной комнате, в которой имеется специальная таблица. На данной таблице располагаются ряды букв или знаков (символов). В верхнем ряду расположены самые крупные буквы, а в каждом последующем – более мелкие.

Суть исследования заключается в следующем. Пациент садится на стул, который располагается в 5 метрах от таблицы. Врач дает пациенту специальную непрозрачную заслонку и просит прикрыть ею один глаз (при этом не закрывая его, не смыкая век), а вторым глазом смотреть на таблицу. После этого врач указывает на буквы различных размеров (сначала на большие, затем на более мелкие) и просит пациента называть их.

Люди с нормальной остротой зрения способны с легкостью (не прищуриваясь) прочитать буквы из десятого (сверху) ряда таблицы. При миопии больные хуже видят вдаль, вследствие чего хуже различают мелкие детали (в том числе буквы и символы на таблице). Если во время проведения исследования человек неправильно называет какую-либо букву, врач возвращается на 1 ряд выше и проверяет, видит ли он буквы в нем. Степень миопии определяется в зависимости от того, буквы из какого ряда может прочитать пациент. После определения остроты зрения на одном глазу его следует прикрыть заслонкой и провести такое же исследования со вторым глазом.

Если во время проведения исследования пациент не может прочитать буквы с самого верхнего ряда, это говорит о крайне выраженном нарушении зрения. В данном случае врач становится на расстоянии 4 – 5 метров от пациента, показывает ему определенное количество пальцев на руке и просить сосчитать их. Если пациент не может этого сделать, врач медленно подходит к нему (держа руку в прежнем положении), при этом пациент должен назвать количество пальцев сразу же, как только сможет их сосчитать. Если он не может сделать этого, даже когда рука врача располагается прямо перед его глазом, значит, он практически ослеп на данный глаз (такое состояние возникает в далеко зашедших случаях, при развитии осложнений нелеченной миопии). Последним этапом диагностики в данном случае будет проверка светоощущения (врач периодически светит фонариком в глаз больного и просит говорить, когда тот видит свет). Если пациент не может определить момент включения света, значит, он полностью ослеп на исследуемый глаз.

Определение степени миопии проводится сразу после определения остроты зрения. Для этого на глаза пациенту надевают специальные очки со съемными линзами. В оправу перед одним глазом врач вставляет непрозрачную пластинку, а перед другим глазом начинает поочередно устанавливать рассеивающие линзы. Данные линзы рассеивают проходящие через них лучи, в результате чего общая преломляющая способность рефракционной системы (то есть линзы, роговицы и хрусталика) уменьшается, а фокус изображения смещается назад.

По мере замены линз врач просит пациента читать буквы из различных рядов таблицы до тех пор, пока он не сможет четко определить буквы (символы) из 10 ряда. Степень близорукости в данном случае будет равняться силе линзы, потребовавшейся для коррекции зрения.

В зависимости от выраженности миопии выделяют:

  • Слабую степень миопии – до 3 диоптрий.
  • Среднюю степень миопии – от 3 до 6 диоптрий.
  • Высокую степень миопии – более 6 диоптрий.

При прогрессировании миопии практически всегда происходит увеличение переднезаднего размера глазного яблока. Наружная оболочка глаза (склера) при этом растягивается относительно легко, в то время как сетчатка (состоящая из фоточувствительных нервных клеток) способна переносить растяжение лишь до определенных пределов (которые обычно крайне малы). Вот почему при миопии часто наблюдаются атрофические изменения в области диска зрительного нерва (диск зрительного нерва – это участок на задней стенке глазного яблока, в котором собираются нервные волокна, передающие нервные импульсы от фоточувствительных нервных клеток к головному мозгу).

Выявить данные изменения можно с помощью исследования глазного дна (офтальмоскопии). Суть исследования заключается в следующем. Врач надевает себе на голову специальное зеркало с отверстием внутри и садится напротив пациента. После этого он устанавливает перед глазом пациента увеличительное стекло и направляет лучи отраженного от зеркала света прямо в зрачок исследуемого глаза. В результате этого врач может детально изучить заднюю (внутреннюю) стенку глазного яблока, оценить состояние зрительного нерва и выявить так называемый миопический конус – серповидный участок пораженной сетчатки, располагающийся вокруг диска зрительного нерва.

Перед проведением исследования пациенту обычно закапывают в глаза несколько капель препаратов, расширяющих зрачок (например, атропина). Необходимость в данной процедуре обусловлена тем, что при проведении обследования врач направляет в глаз пациента лучи света, что в норме приводит к рефлекторному сужению зрачка, через который врач ничего не сможет рассмотреть. Исходя из этого, следует, что проведение офтальмоскопии противопоказано, если пациенту нельзя назначать указанные препараты (например, при глаукоме – заболевании, характеризующемся стойким повышением внутриглазного давления).

При прогрессировании миопии страдает не только острота зрения, но и периферическое зрение. Проявляется это сужением полей зрения, что может быть выявлено во время проведения специальных исследований. Механизм развития данного симптома заключается в поражении сетчатки, наблюдающемся при чрезмерном растяжении глазного яблока.

Исследовать поля зрения можно с помощью ориентировочного (субъективного) или объективного метода. При субъективном методе исследования врач и пациент садятся друг напротив друга таким образом, чтобы правый глаз пациента смотрел в левый глаз врача, при этом их глаза должны находиться на расстоянии в 1 метр друг от друга. Врач просит пациента смотреть прямо перед собой и сам делает то же самое. Затем он устанавливает сбоку от головы специальную белую метку, которую вначале не видит ни он, ни пациент. После этого врач начинает перемещать метку от периферии к центру (в точку, располагающуюся между его глазом и глазом пациента). Сам пациент при этом должен подать знак врачу сразу же, как только заметит движение метки. Если врач заметит метку одновременно с пациентом, значит поля зрения у последнего нормальные (при условии, что они нормальные у самого врача).

В ходе исследования врач устанавливает метку справа, слева, сверху и снизу от глаза, проверяя границы полей зрения со всех сторон.

При объективном методе исследования пациент садится напротив специального аппарата, представляющего собой большую полусферу. Голову он помещает на специальную подставку в центре полусферы, после чего фиксирует зрение на точке, расположенной прямо перед его глазами. Затем врач начинает перемещать специальную метку от периферии сферы к ее центру, а пациент должен подать ему знак, как только увидит ее. Основным преимуществом данного метода является его независимость от состояния зрения врача. Более того, на обратной (выпуклой) стороне полусферы имеются специальные линейки с градацией, по которым врач сразу определяет границы полей зрения в различных плоскостях.

Само исследование абсолютно безопасно и не занимает более 5 – 7 минут. Для выполнения исследования никакой специальной подготовки не требуется, а пациент может отправляться домой сразу после окончания процедуры.

Это простой метод исследования, позволяющий диагностировать миопию и определить ее степень. При скиаскопии исследуются функции всех преломляющих структур глаза (хрусталика и роговицы) одновременно. Суть метода заключается в следующем. Врач садится на стул перед пациентом и устанавливает в 1 метре от исследуемого глаза источник света (обычно это зеркало с отверстием в центре, которое отражает свет от лампы, находящейся сбоку от пациента). Отраженные от зеркала световые лучи проходят через роговицу и хрусталик, попадают на сетчатку исследуемого глаза и отражаются от нее, в результате чего врач через зрачок видит круглое пятно красного цвета (красный цвет обусловлен кровеносными сосудами, расположенными на дне глазного яблока).

Если после этого врач начнет перемещать зеркало вверх или вниз, форма отражающегося пятна начнет меняться, причем характер изменений будет зависеть от состояния преломляющей системы глаза. Так, например, если у человека имеется миопия в 1 диоптрию, отраженные от сетчатки лучи будут собираться (фокусироваться) на расстоянии ровно в 1 метр от глаза. В данном случае, как только врач сдвинет зеркало в сторону, красное пятно тут же исчезнет.

Если у пациента имеется миопия более чем в 1 диоптрию, во время движения зеркала врач увидит тень, которая будет перемещаться в сторону, противоположную движению источника света. В данном случае врач устанавливает между зеркалом и глазом пациента специальную скиаскопическую линейку, в которой имеется множество рассеивающих линз различной силы. Затем он начинает менять линзы до тех пор, пока при движении зеркала красное пятно не начнет исчезать моментально (без образования движущейся тени). Степень миопии при этом определяется в зависимости от силы рассеивающей линзы, потребовавшейся для достижения данного эффекта.

После выявления близорукости и определения ее степени рекомендуется исследовать компоненты преломляющей системы глаза, что в некоторых случаях позволяет установить истинную причину заболевания.

Для выявления причины близорукости врач может назначить:

  • Офтальмометрию. Данное исследование позволяет оценить преломляющую силу роговицы. Во время проведения исследования на роговицу пациента проецируются специальные тестовые марки, характер изображения которых будет зависеть от ее преломляющей силы.
  • Рефрактометрию. Принцип данного исследования схож с таковым при офтальмометрии, однако в данном случае тестовые изображения проецируются не на роговицу, а на сетчатку, что позволяет одновременно исследовать обе преломляющие структуры глаза (роговицу и хрусталик). Рефрактометрию можно проводить вручную (с использованием специальных приборов) или автоматически. В последнем случае все измерения и вычисления производит специальный компьютер, после чего на мониторе отображаются все интересующие врача данные.
  • Компьютерную кератотопографию. Суть метода заключается в исследовании формы и преломляющей силы роговицы с помощью современных компьютерных технологий.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *