Меню Рубрики

Методики упражнения для зрительного утомления и близорукости

План:

  1. Введение.
  2. Миопия.
  3. Причины миопии.
  4. Лечение миопии.
  5. Занятия физической культурой и спортом при близорукости.
  6. Ограничения к занятиям физической культурой школьников по состоянию органа зрения.
  7. Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью.
  8. Физическая культура для школьников с близорукостью.

За последние десятилетия число лиц, страдающих близорукостью, значительно возросло. Люди в очках стали неотъемлемой приметой современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек. Близорукость присуща в основном молодым. Так, по данным разных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,3 до 16,2% и более. У студентов вузов этот процент ещё выше. И хотя довольно большое значение в развитии миопии имеет наследственный фактор, он далеко не всегда является определяющим.

Близорукость, миопия (от греческого «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение), – один из недостатков рефракции глаза, в результате чего люди, страдающие им, плохо видят отдалённые предметы. Миопия чаще всего развивается в школьные годы, а также во время учёбы в средних и высших учебных заведениях и связана главным образом с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении и плохих гигиенических условиях. С введение информатики в школах и распространением персональных компьютеров положение стало еще более серьезным.

Если вовремя не принять мер, то близорукость прогрессирует, что может привести к серьёзным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. И как следствие – к частичной или полной утрате трудоспособности.

Развитию близорукости способствует также ослабление глазных мышц. Этот недостаток можно исправить с помощью специально разработанных комплексов физических упражнений, предназначенных для укрепления мышц. В результате процесс прогрессирования близорукости нередко приостанавливается или замедляется. Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным. Однако и чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье близоруких людей.

Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово “миопс”, означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел современный термин “миопия”.

Миопия (близорукость) является сильной рефракцией, поэтому напряжение аккомодации в таких глазах не может улучшить изображения отдаленных предметов и миопы плохо видят вдаль и хорошо – на близком расстоянии.

Принято выделять три степени миопии: слабую – до 3.0 дптр, среднюю – 6.0 дптр, высокую – свыше 6.0 дптр.

По клиническому течению различают миопию не прогрессирующую и прогрессирующую.

Прогрессирование миопии может протекать медленно и закончиться с завершением роста организма. Иногда миопия прогрессирует непрерывно. достигает высоких степеней (до 30.0-40.0 дптр.), сопровождается рядом осложнений и значительным снижением зрения. Такая миопия называется злокачественной – миопической болезнью. Не прогрессирующая миопия является аномалией рефракции. Клинически она проявляется снижением зрения вдаль, хорошо корригируется и не требует лечения. Благоприятно протекает и временно прогрессирующая миопия. Постоянно прогрессирующая миопия – всегда серьезное заболевание, являющаяся основной причиной инвалидности. связанной с патологией органа зрения.

Клиническая картина миопии связана с наличием первичной слабости аккомодации, перенапряжением конвергенции и растяжением заднего сегмента глаза, происходящим после остановки роста глаза.

Аккомодативная мышца в миопических глазах развита слабо, но так как при рассматривании близко расположенных предметов напряжения аккомодации не требуется, клинически это обычно не проявляется, однако по данным, способствует компенсаторному растяжению глазного яблока и увеличению близорукости.

Несбалансированность слабой аккомодации со значительным напряжением конвергенции может привести к спазму ресничной мышцы, развитию ложной близорукости, которая со временем переходит в истинную. При миопии выше 6.0 дптр постоянное напряжение конвергенции, обусловленное близким расположением дальнейшей точки ясного зрения, является большой нагрузкой для внутренних прямых мышц, в результате чего возникает зрительное утомление – мышечная астенопия.

Растяжение заднего сегмента глазного яблока приводит к анатомическим и физиологическим изменениям. Особенно резко, на зрительной функции сказываются нарушения в сосудистой и сетчатой оболочках. Следствием этих нарушений являются типичные для миопии изменения глазного дна.

Причины миопии

В развитии близорукости следует рассматривать следующие факторы.

1. Генетический, несомненно, имеющий большое значение, так как у близоруких родителей часто бывают близорукие дети. Особенно наглядно это проявляется в больших группах населения. Так, в Европе число миопов среди студентов достигает 15%, а в Японии – 85%.

2. Неблагоприятные условия внешней Среды, особенно при длительной работе на близком расстоянии. Это профессиональная и школьная миопия, особенно легко формирующаяся, когда развитие организма не завершено.

3. Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному растяжению глазного яблока.

4. Несбалансированное напряжение аккомодации и конвергенции, вызывающее спазм аккомодации и развитие ложной, а затем и истинной миопии.

При современном уровне развития офтальмологии нет единой, достаточно обоснованной научной концепции развития миопии. Участие приведенных выше факторов следует считать достаточно вероятным, но убедительных данных о преимущественном значении какого либо из них нет. По-видимому, разные виды миопии имеют различное происхождение, а их развитие обусловлено одним из факторов или имеет сложный генез.

Лечение миопии

В период роста организма миопия прогрессирует чаще, поэтому особенно тщательно следует проводить ее лечение в детском и юношеском возрасте. Обязательны рациональная коррекция, устранение спазмов ресничной мышцы и явлений астенопии. Рекомендуются специальные упражнения для тренировки ресничной мышцы.

При высокой осложненной миопии, кроме того, показан общий щадящий режим: исключают физические напряжения (подъем тяжестей, прыжки и т. п.) и зрительные перегрузки. Назначают общеукрепляющее лечение и специальную терапию.

Занятия физической культурой и спортом при близорукости

Близорукость у детей школьного возраста нередко сочетается с такими заболеваниями, как ревматизм, рахит, хронический тонзиллит, нарушение опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями. При определении медицинской группы по физической культуре для детей с близорукостью учитываются острота зрения, рефракция и состояние глазного дна.

Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и в профилактике ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Ученые установили, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилеарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней степени с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии. Спустя год в экспериментальной группе рефракция уменьшилась в 37.2% случаев, осталась на прежнем уровне в 53.5% и увеличилась у 9.3%, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2.4; 7.4 и 90.2% соответственно.

Исследования ученых позволили установить, что снижение общей двигательной активности учащихся при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. На основе результатов, проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю.И. Курпан обосновал методику физического воспитания учащихся, страдающих близорукостью.

Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Физическая культура для учащихся с близорукостью

Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ занимают уроки физической культуры.

Обязательные занятия школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр.
В подготовительной группе спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Отбор школьников в каждую из этих групп по состоянию органа зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, приведенной в таблице далее (табл.1 Приложения 2).

Для школьников, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.

Как уже отмечалось выше, значительная часть учащихся страдают близорукостью. По мере перехода в старшие классы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических требований труда и быта.

Учащиеся с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой. Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактики прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени, учащихся включают в подготовительную медицинскую группу. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1.5 м., упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.

Для учащихся подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальной медицинской группе. Используются следующие формы физического воспитания:

а) обязательные и факультативные занятия;
б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того можно рекомендовать и занятия лечебной физкультуры.

Физические упражнения и спорт – это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте, однако для людей страдающих заболеваниями глазного органа, необходимы специальные комплексы упражнений.

Развитию близорукости способствует также ослабление глазных мышц. Этот недостаток можно исправить с помощью специально разработанных комплексов физических упражнений, предназначенных для укрепления мышц. В результате процесс прогрессирования близорукости нередко приостанавливается или замедляется. Так как у детей с высокой степенью близорукости наблюдается нарушение осанки, слабость мышечно-связочного аппарата, привычка чрезмерно наклонять голову и туловище при чтении и письме, целесообразно использовать корригирующие и дыхательные упражнения. Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным. Однако и чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье близоруких людей. В Приложении 1 приведёны специальные физические упражнения, которые необходимо выполнять с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости укрепления глазодвигательных мышц не реже 3-4 раз в неделю.

Существует также общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движениями глаз:

При выполнении этих упражнений голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.

  1. И. п. – лёжа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди (по отношению к туловищу), передать мяч в левую руку. Вернуться в и. п. смотреть на мяч. Повторить 10-12 раз.
  2. И. п. – лёжа на спине, руки опущены вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку с мячом вверх (за голову) и, опуская её, передать мяч в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз каждой рукой. При поднимании руки – вдох, при опускании выдох.
    Мужчинам эти два упражнения можно выполнять с гантелью весом 1-3 кг.
  3. И. п. – лёжа на спине, руки в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Выполнять 15-20 сек. Дыхание произвольное.
  4. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять ими скрестные движения 15-20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.
  5. И. п. – то же. Одна нога несколько поднимается, другая опускается, затем наоборот. Смотреть на носок одной ноги. Выполнять 15-20 сек.
  6. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх – влево. То же левой ногой вверх – вправо. Смотреть на носок. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
  7. И. п. – то же, прямая нога слегка поднята. Выполнять ею круговые движения в одном и другом направлении. Смотреть на носок. То же другой ногой. В течение 10-15 сек. каждой ногой.
  8. И. п. – стоя, держать гимнастическую палку вверх, прогнуться – вдох, опустить палку – выдох. Смотреть на палку. Повторить 6-8 раз.
  9. И. п. – стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении 15-20 сек. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 сек. в одном направлении, затем в противоположном.
Читайте также:  Окувайт лютеин форте при близорукости

Занятия физкультурой при слабой степени близорукости

Как уже отмечалось, люди, имеющие близорукость слабой степени, могут использовать разнообразные средства физкультуры и спорта. Исключение составляют только те, при которых возможны удары по голове, резкие сотрясения всего организма, общее большое и продолжительное напряжение занимающихся. К ним относятся бокс, борьба, прыжки в длину, высоту, в воду и с трамплина на лыжах, а также хоккей и регби.

Лицам с близорукостью слабой степени необходимо ежедневно выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц, способствующих улучшению зрения. Следует во все комплексы включать упражнения «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы. Рекомендуемый комплекс ежедневных упражнений:

  1. И. п. – стоя, кисти на затылке. 1-2 – поднять руки вверх, прогнуться, 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза.
  2. И. п. – стоя или сидя. Медленные круговые движения головой по 8 раз в каждом направлении.
  3. Самомассаж затылка и мышц задней поверхности шеи в течение 1 мин.
  4. Круговые движения глазными яблоками. Выполнять медленно в различных направлениях в течение 40-45 сек.
  5. Закрыть глаза. Выполнять несильные надавливания пальцами на глазные яблоки в течение 25-30 сек.
  6. Упражнение «метка на стекле». Выполнять в течение 1-2 мин., тренируя мышцы каждого глаза в отдельности и обоих глаз вместе.
  7. Закрыть глаза и выполнять поглаживание век от носа к наружным углам глаз и обратно в течение 30-35 сек.
  8. Выполнять быстрые моргания в течение 15-20 сек.
  9. Посидеть с закрытыми глазами в течение 1 мин., выполнять брюшное дыхание.

Физкультура при средней степени близорукости (от 3 до 6 диоптрий)

Круг средств физкультуры и спорта, которые можно рекомендовать лицам с близорукостью средней степени, сужен по сравнению с теми, у кого миопия слабой степени. Они могут заниматься некоторыми видами спорта лишь при не прогрессирующей близорукости – бегом на средние и длинные дистанции, спортивной ходьбой, плаванием, парусным спортом, художественной гимнастикой, гимнастикой по программе III – II спортивных разрядов, лыжными гонками. Заключение о возможности занятий даже названными видами спорта должен сделать окулист.

Важно помнить о том, что следует избегать упражнений с резкими движениями головой. Поэтому наклоны туловища вперёд лучше выполнять в положении сидя на полу. Комплексы упражнений для лиц с близорукостью слабой степени в полной мере могут использоваться и теми, у кого имеется миопия средней степени. Однако общую нагрузку каждый должен регулировать сам, изменяя исходные положения, облегчая или усложняя упражнения, уменьшая или увеличивая амплитуду движений в зависимости от самочувствия.

Существуют ограничения к занятиям физической культурой школьников по состоянию органа зрения.

Физкультура при высокой степени близорукости (свыше 6 диоптрий)

Людям с высокой степенью близорукости не рекомендуются занятия спортом, но желательно выполнять ежедневно утреннюю гигиеническую гимнастику продолжительностью 8-10 мин. с включением в комплекс специальных упражнений для тренировки наружных и внутренних мышц глаз. Людям с близорукостью высокой степени нежелательны упражнения типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойка на голове, упражнения на верхних рейках гимнастической стенки, прыжки с подкидного мостика, а также упражнения, требующие длительного напряжения зрения (продолжительная стрельба).

Занятия лечебной гимнастикой продолжительностью до 10 мин. и физкультурную паузу необходимо выполнять ежедневно со средней нагрузкой.

Лицам с близорукостью свыше 8 диоптрий с коррекцией зрения и без патологических изменений в глазу показаны только занятия лечебной физкультурой, которые желательно проводить ежедневно. Комплекс лечебной гимнастики должен содержать 10-12 общеразвивающих, дыхательных и корригирующих упражнений, выполняемых в медленном темпе без резких движений туловищем и с небольшой нагрузкой. Рекомендуется также ходьба в среднем темпе.

Близорукость появляется и прогрессирует чаще всего в тех случаях, когда дети и взрослые нарушают нормальный режим зрительной работы, по много часов читают, особенно в положении лёжа, при плохом освещении или в движущемся транспорте, а также не выполняют рекомендуемых упражнений для глаз или занимаются противопоказанными видами спорта, превышая допустимый уровень физической нагрузки. (См. таблицу противопоказаний – Приложение 3)

Как дополнение к теме, в Приложении 4 предлагается памятка для учащихся начальных классов для профилактики зрительного утомления и близорукости (автор метода Э.С. Аветисов).

Список используемой литературы:

  1. Аветисов Э.С. Возвращение зрения. М., 1980.
  2. Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Занятия физкультурой при близорукости. – М., 1983
  3. “Глазные болезни”: Учебник. Под ред. Т.И. Ерошевского, А.А. Бочкаревой. — М.: Медицина 1983.
  4. Аветисов Э.С. “Близорукость”- М.: Медицина, 1986.
  5. Стив Шенкман «Можно ли жить без очков?», М:1992
  6. Джерри Фридман «Освободи свои глаза», М:1997
  7. Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Сборник физкультурных упражнений для дошкольников: Учебно – методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб., 2004.
  8. Бахрах, И.И «Физическое воспитание детей школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья», М.:2006

источник

Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц

1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8—10 раз.

2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно-так 8—10 раз.

3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно; так 8—10 раз.

4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлениях. Повторите 4—6 раз.

Упражнения на улучшение процесса аккомодации

1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2—3 секунд, затем переведите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом на уровне носа на расстоянии 25—30 см, через 3—5 секунд руку опустите; повторите так 10—12 раз.

2. Обоими глазами смотрите 3—5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; так 6—8 раз.

3. В течение 3—5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3—5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз. Повторите 6—8 раз.

4. «Метка на стекле». Находясь в 30—35 см от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3—5 мм, затем, вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте в окне какой-нибудь объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 2—3 секунды, затем переведите взор на намеченный объект на 1—2 секунды, после чего поочередно переводите взгляд то на метку, то на объект. В первые два дня тренируйтесь по 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10— 15 дней. Упражнение можно выполнять 2—3 раза в день.

Упражнения на снятие зрительного утомления

Упражнения выполняйте через каждые 20—25 минут зрительной работы.
Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.

1. Совершите 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа — налево, затем слева — направо.

2. Совершите 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх — вниз и вниз — вверх.

3. Совершите 15 круговых вращательных движений глазами слева — направо.

4. То же самое, но справа — налево.

5. Совершите по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны.

Комплекс упражнений на развитие различных мышц глазодвигательного аппарата (комплекс Ю.А. Утехина)

Упражнения в домашних условиях выполняются с применением специальной маски и не требуют дополнительных затрат времени, так как осуществляются при просмотре телевизионных передач и чтения книг.

Маска изготавливается из плотного картона, наподобие карнавальной, с той лишь разницей, что отверстия диаметром 10 мм делаются не против зрачков глаз, а смещаются на 15—20 мм к виску. Больной должен смотреть телевизор одним глазом, сильно скашивая его к виску, то есть тренируя наружную мышцу глаза. Постепенно, по мере усиления мышц глаза, учитывая настойчивость и успехи пациента, отверстия в маске можно делать все дальше от переносицы. Ребенка нужно сажать так, чтобы, например, при «смотрении» правым глазом правое плечо было направлено к экрану. Глаза тренируются постепенно: продолжительность работы каждого глаза индивидуальна; вначале 15—20 мин., впоследствии до 1 часа. При косоглазии дольше должен работать глаз, который чаще косит.

Для этой цели можно использовать и оправу от очков (ее размер должен соответствовать межзрачковому расстоянию у ребенка), заклеив два очковых проема лейкопластырем так, чтобы больной не мог подглядывать ниже или выше, а мог только смотреть вбок к виску, за краем оправы.

При выполнении упражнения обычная окклюзионная наклейка снимается. Чтение книги выполняется по этому же методу, однако книгу вместе с подставкой размещают выше поверхности стола на 10—15 см, используя при этом какой-либо предмет или стопку книг, журналов.

Дата добавления: 2016-07-29 ; просмотров: 1176 | Нарушение авторских прав

источник

Близорукость. Профилактика близорукости

Обычно в зоне риска приобретения близорукости находятся первоклашки. Их глаза — самые неподготовленные к учебным нагрузкам органы ребенка. Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата, которая предполагает чрезвычайно высокий уровень зрительных нагрузок, интенсивное овладение чтением, письмом, счетом.

Зрительный анализатор у детей младшего школьного возраста практически не получает целенаправленного оздоровительного воздействия. В результате возникает риск приобретения, так называемой, школьной формы близорукости. Если вовремя не принять меры, то близорукость быстро прогрессирует и приводит к значительной потере зрения.

В деле охраны зрения детей, важную роль играет создание условий в учебной деятельности, своевременное выявление отклонения зрения, ношение очков и, конечно, профилактика.

Наблюдая за учащимися, я отметила, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями зрения. Хотя делается немало, с точки зрения соблюдения санитарно-гигиенических норм учебного процесса, чтобы его сохранить, это и физкультминутки на каждом уроке, пересадка учащихся каждое полугодие, а в отдельных случаях, и каждую четверть, беседы по профилактике близорукости, соблюдение зрение сберегающих правил при чтении и письме.

Последние годы я практикую в ходе учебных занятий проведение специальных зрительных упражнений и игр для тренировки и укрепления мышц глаза, физкультминутки через каждые 10–15 минут занятий.

Систематическая работа дает хорошие результаты. Вместе со школьным врачом мы констатируем, что в классе снизилась динамика развития близорукости у детей, у части детей зрение стабилизировалось, близорукость, не прогрессирует миопия. С результатами нашей работы знакомлю родителей, проконсультировавшись с врачом даю рекомендации о том, как, какими средствами можно бороться за хорошее зрение в семье. Для этого использую комплект плакатов о здоровом и гармоничном развитии учащихся, а так же знакомлю с комплексом упражнений для глаз.

Лучшей профилактикой развития этого нарушения зрения будет ограничение нагрузки на глаза, т. е. нельзя, чтобы ребёнок часами сидел у экрана телевизора или монитора.

Детям до 7 лет не желательно смотреть телевизор более 40 минут в день, детям младших классов — не более чем 1,5 часа в день и не более 40 минут в день работы за компьютером.

Детям старших классов — не более 3 часов в день у экрана телевизора. Особенно это касается тех детей, которые уже плохо видят нижнюю строку на диагностической таблице.

Режим освещения. Зрительные нагрузки только при хорошем освещении, с использованием верхнего света, настольной лампы 60-100 Вт. Не использовать лампы дневного света

Режим зрительных и физических нагрузок — рекомендуется чередовать — зрительные напряжения с активным, подвижным отдыхом — при миопии до 3 диоптрий, как правило, физические нагрузки не ограничиваются, свыше 3 диоптрий — запрещается поднятие тяжестей, прыжки и некоторые виды соревнований.

Гимнастика для глаз. Через 20-30 минут занятий рекомендуется проводить гимнастику для глаз.

Правильная коррекция зрения: с помощью очков или контактных линз подобранных офтальмологом.

Тренировка мышц — напряжение которых приводит к росту миопии ( лазерная стимуляция, видеокомпьютерная коррекция зрения, закапывание лекарственных препаратов, специальные курсы глазной гимнастики ) – под наблюдением офтальмолога.

Общеукрепляющие мероприятия: плавание, массаж воротниковой зоны, контрастный душ и т.д. по рекомендации офтальмолога.

Полноценное питание: сбалансированное по белку, витаминам и микроэлементам таких, как Zn, Mn, Cu, Cr и др.

Упражнения при близорукости. Упражнения для глаз.

По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

Упражнения для глаз при близорукости. Упражнения для тренировки мышц глаза.

Вот некоторые элементы этой гимнастики:

Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

Читайте также:  Растения для лечения близорукости

Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

Методика по охране и укреплению здоровья детей В.Ф. Базарного. Некоторые элементы его технологии вводите в учебные занятия.

1. Бумажные офтальмотренажеры

Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами.

На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы, восьмерки, спирали и другие). Толщина линий – один сантиметр.

Детям предлагаются следующие задания:

1) Найди глазами две пирамидки.

2) Сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зеленых, черных и других

3) Сколько у пирамидок красных колпачков, коричневых, зеленых, желтых и других?

4) Сколько всего колец у пирамидок?

5) Сколько всего колпачков?

6) Сложи пирамидки в две группы. В первой группе на две (в два раза) пирамидки больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

Этот вид упражнения можно использовать довольно часто, меняя лишь варианты заданий.

3. Тарелки с разноцветными кружками.

Детям предлагаются следующие задания:

а) Найди две одинаковые тарелки.

б) Найди тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

в) Сколько всего красных, зеленых, синих кружков на всех тарелках?

4. Схема зрительно-двигательных траекторий.

С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:

вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.

Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской.

Благодаря этим упражнениям у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развиваются зрительно-моторная реакция, различительно-цветовые функции.

Для профилактики близорукости, укрепления глазодвигательных мышц на уроках во время проведения физкультминуток я также использую различные упражнения:

— упражнения под музыкальное сопровождение;

Упражнение с речитативом «Ах, как долго мы писали»:

Ах, как долго мы писали, (Поморгать глазами).

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо).

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх).

Мы глаза сейчас закроем. (Закрыть глаза ладошками).

В классе радугу построим. (Посмотреть по дуге вверх) —

Вверх по радуге пойдем. (вправо и вверх – влево).

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.( Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

Ребята приехали на дачу собирать урожай. Исходное положение – основная стойка или сидя на стуле, руки на парте. Все упражнения сопровождаются движением глаз.

«Капуста» — мягкие круговые движения глаз по кругу, глазами «рисуем» капусту. Ребята должны сорвать два кочана капусты, упражнение выполняем 2 раза.

«Морковка» — круговые движения глаз вверх – налево -вниз – направо – наверх. глазами «рисуем» морковку. Ребятам нужно сорвать пять морковок, упражнение выполняем 5 раз.

«Огурец» — полукруг вверху справа — налево, полукруг снизу слева – направо,

глазами «рисуем» огурец. Нужно сорвать три огурца, упражнение выполняем 3 раза.

Исходное положение – сидя на стуле, руки согнуты к плечам, ладонями вперед, пальцы вместе – «крылышки». Руки – это «цветочки», глаза – «бабочка»

«Бабочка» летит с правого цветка на левый – «рисуем» полукруг вверху справа – налево.

«Бабочка» порхает над цветком и садится на него – моргаем глазами пять раз.

«Гусеница» ползет от правого к левому «цветку» — «рисуем» глазами полукруг снизу справа – налево. Повторяем в другую сторону – «рисуем» глазами полукруг снизу слева – направо.

Выглянуло «солнышко». Глазами« рисуем»лучи солнца– от носа, вправо – вверх, вправо – вниз. И в другую сторону ,влево – вверх, влево – вниз.

Игру можно повторить 2 – 3 раза.

Профилактика зрительного утомления и близорукости

(памятка для учащихся начальных классов) Автор метода Э.С.Аветисов

Долго тянется урок – Много мы читали.

Не поможет тут звонок, Раз глаза устали.

Глазкам нужно отдыхать, Знай об этом каждый.

Упражнений ровно пять, Все запомнить важно.

Упражнение один – На край парты книги сдвинь.

Сидя, откинься на спину парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.

Упражнение такое — Повтори пять раз за мною.

Упражнение два – Тренируй свои глаза.

Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурить глаза, открой глаза.

Занимаемся все сразу, Повтори четыре раза,

Упражнение три. Делай с нами, не спеши.

Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в исходное положение.

Повторите пять раз, Расслабляя мышцы глаз.

Упражнение четыре — Потратить нужно много силы.

Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2 – 3 сек. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5 – 20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3 – 5 сек., после чего руки опусти.

Повторить 5 – 6 раз, Все получится у вас.

Упражнение пять — Нужно четко выполнять.

Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх –вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).

Находясь в постоянном поиске, изучая литературу,меня заинтересовал комплекс игровых упражнений, предлагаемый кандидатом педагогических наук С.В. Бондаренко. Эти упражнения я с успехом использовала на уроках. В основу игр положены два ведущих принципа тренировки глаза (по профессору Э.С. Аветисову):

• первый – «раскачка» аккомодации (способность глаза ясно видеть предметы, находящиеся от него на различных расстояниях);

• второй – релаксация (уменьшение напряжения) основных функциональных структур зрительного аппарата.

Эти упражнения способны снимать зрительное напряжение и утомление, расслабляя наружные и внутренние мышцы глаза, улучшать кровообращение глаза и циркуляцию внутриглазной жидкости. Помогают направленно повышать уровень зрительной выносливости, то есть выносливости к зрительному утомлению.

Данный игровой материал желательно применять комплексно, используя игры и восстановительного, и тренирующего воздействия. Это связано с особенностями процесса адаптации зрительного анализатора детей младшего школьного возраста к учебному труду.

В начале учебного года, в первой четверти, доминируют специальные восстановительные игры в соотношении 2:1, в остальных учебных четвертях данное соотношение изменяется в сторону преобладания специально тренирующих игр в соотношении 3:1. Специальные зрительные игры применяют только после упражнений, повышающих зрительную активность детей.

Специально-восстановительные зрительные игры:

Игру проводят в положении сидя после напряженной работы. По указанию учителя учащиеся закрывают глаза, прикрывая их ладонями, и опускают головы. Учитель называет цвета, а играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце и так далее). Выборочно опросив детей о том, что же они увидели, учитель называет другой цвет.

Отвечая учителю, который подходит к детям и касается их плеча, учащиеся сохраняют исходное положение.

Длительность одного цикла игры (каждого цвета) – 15–20 сек., общая продолжительность игры – 1 мин.

Организуют игру после нагрузок, требующих как зрительного напряжения, так и статико-динамических напряжений мышц кисти. Учащиеся часто моргают, проговаривая текст: «Вы, метелки, усталость сметите, мы еще заниматься хотим до звонка. Глазки нам хорошо освежите, нам в учебный мир окунуться пора».

Проговаривание сочетают с быстрым (для снятия статического напряжения) сгибанием-разгибанием пальцев, кистей. Длительность выполнения – 6–8 секунд, повторить 2–3 раза.

Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время учитель изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Учитель выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин.

Специально-тренирующие зрительные игры:

Играть целесообразно на тех уроках, где зрительная нагрузка наиболее высокая. Учащиеся стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Учитель располагается впереди сбоку. Он включает электрический фонарик и «выпускает зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку классной комнаты. Учащиеся, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы, а максимально используя лишь амплитуду работы глазодвигательных мышц. Учитель отмечает самых старательных «охотников».

Учащиеся свободно стоят перед учителем, который вращает подвешенный на нити длиной 50–70 см теннисный мяч (лучше всего желтый). Темп вращения нарастающий – от медленного к среднему. Учащиеся сопровождают глазами все перемещения мяча, вращая глазами с возможно большей амплитудой.

Направление вращения мяча периодически изменяется. В игре отмечают наиболее старательных игроков.

Примечательно, что предлагаемый игровой материал способствует и концентрации внимания учащихся, а это позволяет оптимально переключать их на последующую учебную деятельность.

Использование гимнастики для глаз, элементов технологии В.Ф. Базарного, специальных восстановительных и специально тренирующих игровых упражнений С.В. Бондаренко привело к значительному улучшению зрения у младших школьников. Если в первом классе на конец учебного года 91,7% учащихся имели 100%-ное зрение, то в конце четвертого класса 100%-ная острота зрения была у всех учеников.

Хочется пожелать тем, кто начнет применять эти технологии: «Опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьетесь успеха».

1. Из опыта работы по технологии Базарного В.Ф. // «Начальная школа», 1990. – № 6; 1996. – № 11.

2. Бондаренко С.В. «Тренируем зрение» // «Физкультура в школе», 1993. – № 2.

3. Аветисов Э.С. Возвращение зрения. М., 1980.

источник

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Рефракционная аномалия, не позволяющая хорошо разглядеть предметы, находящиеся вдали, называется миопия или близорукость – зрительная патология, когда принятое органом зрения изображение не достигает сетчатки, а располагается перед ней, что лишает его четкости. Для получения четкого изображения нужно вернуть его на сетчатку. Это достигается разными способами: ношением очков и контактных линз, оперативным путем, с это же целью разработаны упражнения для улучшения зрения при близорукости. Эффективность тренировки глазных мышц для возвращения остроты зрения люди заметили очень давно, когда еще не были изобретены очки. Безусловно, скорректировать зрение с помощью линз или очков гораздо проще, зрительная гимнастика требует приложения определенных усилий. Однако близорукость обычно прогрессирует. И, чтобы избежать этого, упражнения при близорукости просто необходимы. Они не исключают ношения очков или контактных линз и вполне сочетаются с разными консервативными методами коррекции зрения. С помощью комплекса упражнений несомненно можно притормозить развитие заболевания, а иногда и улучшить зрение, поскольку их ежедневное выполнение способствует тренировке глазных мышц, в частности – цилиарной, ответственной за аккомодацию, улучшает кровоток в сосудистой оболочке и укрепляет соединительную ткань оболочки глазного яблока – склеру.

Упражнения при близорукости для детей в принципе ничем не отличаются от гимнастики для взрослых, просто из предложенных комплексов нужно выбрать упражнения попроще, которые ребенок сможет повторить за Вами и запомнить, сократить количество повторов. Детская гимнастика для глаз делается не более семи-восьми минут. Для зрения полезна любая двигательная активность – ребенку нужно побольше гулять на свежем воздухе, прыгать, бегать, поменьше времени проводить у телевизора и монитора компьютера. Когда ребенок рисует или пишет, сидя за столом, обязательно нужно следить за его осанкой, приучать его держать спину прямо. Неправильное положение за столом войдет в привычку и нанесет непоправимый вред здоровью ребенка, в том числе и зрению.

В подростковом возрасте, когда организм перестраивается, меняется гормональный фон, одновременно увеличиваются зрительные нагрузки: ребенок начинает больше читать, школьные задания занимают гораздо более продолжительное время, кроме того, современные дети ищут интересующую их информацию в интернете, досуг тоже проводят у монитора, играя в игры, читая электронные книги, общаясь в социальных сетях, и близорукость часто прогрессирует. Упражнения для лечения близорукости у подростков особенно актуальны.

Комплекс упражнений при близорукости практически не имеет противопоказаний (их не делают в первые полгода после офтальмологических операций, при отслоении сетчатки, острых травмах глаза) и ограничений по возрасту, главным критерием выбора занятий для ребенка является простота и доступность задания, которое он может разучить. Подростки запросто могут делать любые упражнения для взрослых, главное – суметь убедить их в необходимости гимнастики для глаз. При близорукости высокой степени перед выполнением зрительной гимнастики стоит пройти обследование и проконсультироваться с офтальмологом.

Гимнастика для укрепления мускулатуры глаза разных авторов включает однотипные упражнения, очень напоминающие известные с древних времен асаны индийских йогов и практики тибетских монахов для сохранения и улучшения остроты зрения, обобщенные и дополненные. Кстати, психологическая подоплека гимнастики для глаз современными авторами тоже позаимствована у древних. Также хочется отметить, что гимнастика подходит не только близоруким людям, а и дальнозорким, и с астигматизмом. С ее помощью можно избавиться от сухости в глазах, усталости, другого дискомфорта после длительного зрительного напряжения.

Читайте также:  Профилактика близорукости у годовалого ребенка

[1], [2]

Первым из современных, т.е. уже знакомых с очками и фотоаппаратами, офтальмологов, предложивших гимнастику для глаз, был американский врач Уильям Бейтс. Его методу уже почти 200 лет. Все остальные (Норбеков, Жданов, Шичко и другие) – его последователи, пропагандирующие метод Бейтса или обобщившие его опыт, немного изменив последовательность упражнений и интерпретировав их по-иному.

Основное упражнение для расслабления мышц глаз при близорукости –пальминг (palm – в переводе с английского ладонь). Целители, исповедующие разные принципиальные духовные начала, используют ладони издавна для диагностики и лечения. Мы сами часто непроизвольно прижимаем их к больному месту и ощущаем некоторое облегчение и успокоение. Считается, что они обладают целительной энергией.

С помощью ладоней можно расслабить мускулатуру усталых глаз. Делается это следующим образом: накладываем кисти рук со сведенными вместе пальцами крест-накрест одну на другую ладошками к глазницам. Скрещенные пальцы располагаются посередине лба, а ямки немножко «присобранных» ладошек находятся над глазами. Нос располагается между ними, ноздри не зажимаются, дыхание свободное. Если открыть глаза, то под ладонями должна быть абсолютная тьма. Локти для удобства опирают на стол. Сидеть нужно с прямой спиной в удобной не напряженной позе. Пальминг должен по времени занимать от трех до пяти минут. Мысли должны быть приятными и умиротворяющими, расслабленными, как и мышцы лица.

Перед тем, как убирать руки, рекомендуется насколько раз поочередно энергично зажмуриться и расслабить мышцы век. Затем, убрав ладошки с глаз, но их не открывая, покрутить немного головой и глазными яблоками под закрытыми веками, убирая закрепощенность и восстанавливая кровоснабжение. В довершение рекомендуется без фанатизма потереть глаза кулачками и, глубоко вдохнув, их открыть. Такую релаксацию можно делать без ограничения по нескольку раз в течение дня. Даже этого упражнения достаточно, чтобы повысить остроту зрения.

Глазную мускулатуру тренируют не более трех раз за день, обязательно перед приемом пищи, без очков и контактных линз. Во время упражнений движения выполняются только глазными яблоками, плавно и неторопливо, голову необходимо держать прямо, в нейтральном положении, она и лицо остаются неподвижными.

Примерный комплекс упражнений:

  • предварительно быстро поморгав, три-четыре раза поднять зрачки до упора вверх и опустить вниз, поморгать несколько секунд;
  • столько же раз провести зрачками до упора в одну сторону, затем – в другую, поморгать;
  • диагональные движения зрачками: из правого верхнего угла в левый нижний (три-четыре раза), поморгать, и – наоборот, поморгать;
  • рисуем движением зрачков прямоугольник сначала слева-направо, моргаем, затем рисуем в противоположном направлении и снова моргаем;
  • дважды в каждую сторону рисуем движениями зрачков круг, начиная с верхней точки и в нее же возвращаясь, между сменой направлений и закончив упражнения, моргаем глазами;
  • рисуем зрачками радугу (выпуклый полукруг), затем, поморгав, ее воображаемое отражение (вогнутый полукруг);
  • затем овал, ромб, змейку, не забывая поморгать глазами после каждого рисунка;
  • затем более сложные фигуры – знак доллара, горизонтально и вертикально расположенный, также можно сводить глаза к переносице, зажмуривать и расширять, выписывать глазами восьмерки и бантики.

Комплекс не обязательно выполнять сразу весь целиком, можно выбрать несколько упражнений, перенагружать мышцы не следует. Упражнения можно делать как просто глядя перед собой, так и накрыв глаза руками (под пальмингом).

В дополнение к упражнениям для укрепления глазных мышц возвращению остроты зрения способствует световое воздействие на сетчатку глазного яблока (соляризация). Эта процедура оказывает благотворное влияния на глазные структуры и кровообращение в сосудистой оболочке глаза. Естественный источник света – солнце воздействует на орган зрения наиболее эффективно.

  • в момент, когда солнце всходит или закатывается за горизонт, становимся лицом к нему с открытыми глазами и наблюдаем за появлением (исчезновением) светила;
  • днем становимся с закрытыми глазами, подняв лицо к солнцу и поворачиваем примерно 20 раз голову из стороны в сторону (заниматься можно на улице и перед окном в помещении);
  • для выполнения данного упражнения размещаемся таким образом, чтобы на один закрытый глаз падала тень, на другой – солнечный свет, и покачиваем телом с небольшой амплитудой, попадая то на теневую сторону, то на солнечную (20-25 покачиваний);
  • это упражнение выполняется у водоема – взгляд необходимо сфокусировать на солнечном отражении на воде.

Используя искусственное освещение от обычной электрической лампочки или зажженной свечи тоже можно делать соляризацию. Например, 5-7 секунд в темной комнате смотреть на пламя свечи или свет лампочки, затем поморгать, и повернуться в одну сторону не только взглядом, но и всем корпусом, затем в другую (повторить примерно 20 раз), проводя глазами по горящей свече. После соляризации рекомендуется выполнить пальминг с последующим комплексом упражнений, им же и завершить тренировку.

[3], [4]

На основании разработок Уильяма Бейтса, обобщив и соединив по-своему уже известные упражнения в комплекс, российский физик В.П.Жданов начал пропагандировать данный альтернативный метод оздоровления и возвращения утраченных зрительных функций. По его утверждению, с помощью этих упражнений самому Жданову удалось нормализовать свое зрение, избавившись от дальнозоркости. В дополнение к гимнастике рекомендуется использовать биологически активные добавки для нормализации зрительной функции.

Упражнения в комплексе по Жданову не отличаются новизной, он рекомендует начинать комплекс с пальминга, проделав всю последовательность, вновь закрыть глаза руками, и повторить те же упражнения под пальмингом. Расслаблением же и закончить.

Упражнения выполняются плавно и в медленном темпе, только глазами. Не следует переутомляться, при ухудшении самочувствия, прекратив, сократить в следующий раз количество упражнений.

Лечение естественным и искусственным светом также приветствуется. Можно его сочетать с упражнениями. Тогда нужно начинать с соляризации, затем – пальминг и гимнастика, укрепляющая зрительную мускулатуру. Заканчиваем пальмингом.

Эффективным методом тренировки аккомодации (быстрого приспосабливания глаз различать предметы на разных расстояниях) считается упражнение «метка на стекле». Перед его выполнением не нужно снимать корректирующие зрение очки (контактные линзы). Авторство этого упражнения принадлежит профессору Э.С.Аветисову.

Яркая метка должна быть наклеена на уровне глаз человека, который будет делать это упражнение, на оконное стекло. Если в семье несколько человек будут заниматься гимнастикой, то можно наклеить насколько меток разного цвета, на соответствующих уровнях. Метка должна быть небольшая от трех до пяти миллиметров в диаметре. За окном необходимо определить дальний объект, находящийся на прямой, которая проходит к нему от глаза через метку. Упражнение выполняется так: фиксируем взгляд примерно на две секунды на метке, следующие две секунды переводим его на отдаленный объект за окном. Выполняется это упражнение на протяжении семи минут, чередуя взгляды вдаль с взглядами на метку. Продолжительность первых двух-трех занятий должна быть не более пяти минут, затем время увеличивают. Делать его рекомендуется не менее двух раз в день, каждым из глаз по отдельности и двумя глазами вместе.

[5], [6], [7], [8]

Этого автора тоже скорее можно отнести к популяризаторам и продолжателям метода Уильяма Бейтса. Никаких новых упражнений он не изобрел, выбрав несколько в свой комплекс и по-своему интерпретировав. Психологическая подоплека также не нова – человек выздоравливает, начиная активно тренироваться и ощущая, как к нему возвращается здоровье и энергия.

Для выполнения гимнастики, укрепляющей зрительную мускулатуру, необходима спокойная обстановка. Человек сидит с прямой спиной и развернутыми плечами, голову держит ровно и смотрит прямо перед собой. Во время выполнения упражнений она должна быть неподвижна, работают только глаза. Психологический настрой – позитивный, исключительно на выздоровление.

Комплекс включает следующие упражнения:

  • поднять зрачки глаз вверх и вообразить себе продолжение этого движения до позиции – взгляд вертикально на потолок, голову при этом не поднимать;
  • опустить зрачки вниз и вообразить себе продолжение этого движения до позиции – взгляд вертикально на пол, как бы сквозь себя;
  • отвести зрачки до упора налево, мысленно продолжив их движение до уха;
  • то же движение вправо;
  • рисуем движением зрачков бабочку: по диагонали из нижнего угла слева ведем зрачки в верхний угол справа, опускаем их вертикально в нижний угол справа и по диагонали ведем в верхний угол слева; затем в обратной последовательности: из нижнего угла справа по диагонали ведем зрачки в верхний угол слева, опускаем вертикально вниз и по диагонали ведем в верхний угол справа; моргаем (выполняя это упражнение, нужно стараться нарисовать бабочку покрупнее);
  • выписываем зрачками знаки бесконечности в одну сторону, затем зеркально, моргаем;
  • это упражнение особенно полезно при миопии: ставим перед собой указательный палец и, неотрывно глядя на его кончик обоими глазами, прикасаемся им к кончику носа, затем расслабляем взгляд, глядя вперед; сводим взгляд к переносице, опять расслабляемся глядя вперед; сводим зрачки в точку на середине лба между бровями; расслабляем взгляд, глядя вперед (при этом мы видим боковым расслабленным зрением предметы, расположенные по сторонам, зрачками не двигая); это упражнение повторяют в комплексе семь-восемь раз;
  • указательными пальцами обеих рук коснуться кончика носа и сфокусировать на них оба зрачка, затем медленно разводим пальцы по горизонтали каждый в свою сторону, по-прежнему каждый глаз держит в фокусе свой палец, однако, не следует разводить в стороны зрачки, нужно пользоваться боковым зрением (повторяют несколько раз, не перенапрягая глаза);
  • открыв глаза, выполняем движения зрачками по окружности большого циферблата, фиксируя взгляд на каждой цифре, в одну сторону, затем – в другую; повторить, запрокинув голову и глядя вверх (от тренировки к тренировке стараясь увеличить окружность);
  • повторяем то же самое с закрытыми глазами.

[9], [10]

Основным расслабляющим мускулатуру глаза упражнением является пальминг. Его можно делать сколь угодно часто как перед и после занятий зрительной гимнастикой, так и просто для снятия усталости глаз в процессе работы, особенно, за компьютером. Даже за 15-20 секунд Ваши глаза отдохнут и придут в норму, хотя, конечно, гораздо эффективнее продолжительность выполнения не менее трех минут.

Еще одно эффективное упражнение для расслабления мускулатуры глаз, а также шейной, что очень важно для обеспечения нормального кровоснабжения органов зрения. Сесть, расслабиться, закрыть глаза, представить себя с носом, как у Буратино. Начинаем рисовать или писать кончиком носа что угодно, не торопясь и не перенапрягаясь. Это упражнение с удовольствием делают и дети.

[11], [12]

Общая двигательная активность, занятия любым видом спорта, танцами уменьшают вероятность развития близорукости. Для профилактики развития близорукости, а также дальнозоркости, избавления от утомления глаз можно использовать комплексы упражнений, разработанных профессором Аветисовым. Зрительная гимнастика выполняется медленно или в среднем темпе, стараясь соблюдать наибольшую возможную амплитуду движений зрачками. В начале занятий делают по три-пять повторов, постепенно наращивая количество до восьми-десяти.

Упражнения, активизирующие процесс питания, дыхания тканей глаза, а также – циркуляцию слезной жидкости, выполняются сидя:

  • крепко зажмурить левый глаз, задержав его от трех до пяти секунд, открыть и зажмурить правый, повторять по очереди;
  • быстро поморгать примерно десять секунд, сделать паузу на то же время, повторить не менее трех раз;
  • нежно массажировать каждый закрытый глаз подушечкой пальца с той же стороны в течение одной минуты круговыми движениями;
  • кончиками трех пальцев каждой руки легонько надавливать две-три секунды на глазное яблоко с той же стороны (по три-четыре раза);
  • зафиксировать на месте кожу надбровных дуг указательными пальцами с каждой стороны и закрывать глаза шесть-восемь раз, оказывая пальцами сопротивление этому процессу.

Для повышения аккомодационной способности глаза автор рекомендует делать следующие упражнения:

  • стоя посмотреть две-три секунды перед собой, после этого сфокусировать взгляд в течение пяти секунд на большом пальце руки, расположенном напротив кончика носа примерно в 30 сантиметрах от него, расслабиться и опустить руку (повторить десять раз);
  • стоя, вытягиваем руку перед лицом и фокусируем взгляд на указательном пальце, через три-пять секунд, не отводя глаза, сгибаем руку в локте, не торопясь, приближаем его к кончику носа, пока палец визуально не начнет раздваиваться (повторяем от шести до восьми раз);
  • вытянуть на уровне глаз одну руку с поднятым большим пальцем, зафиксировав на нем взгляд на три-пять секунд, затем прикрыв другой рукой соответствующий глаз, сгибать и разгибать вытянутую руку еще столько же времени, меняя расстояние от глаз до пальца, поменять руки и повторить (сделать каждой рукой от шести до восьми раз).

Данные тренировки считаются профилактическими. Как более эффективные упражнения для глаз при близорукости позиционируются тренировочные комплексы Уильяма Бейтса и его последователей. Однако разделение гимнастики для зрения на профилактическую и лечебную достаточно условное. Можно выбрать комплекс упражнений себе по душе (существуют и другие методики, кроме описанных выше). Главное – делать их систематически, учитывая нюансы выполнения. Основным препятствием к излечению, как свидетельствуют авторы комплексов и отзывы людей, которым удалось вылечиться, являются наша инертность и лень.

Рекомендации как вылечить близорукость в домашних условиях включают не только упражнения, но и общую двигательную активность, психологический настрой на победу и сбалансированный рацион питания, включающий продукты, полезные для зрения.

[13], [14], [15], [16]

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *