Меню Рубрики

Развитие близорукости у студентов

ПОКАЗАТЕЛИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ И НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРОФИЛАКТИКИ МИОПИИ

Ухудшение состояния здоровья в последние десять лет, по данным Министерства здравоохранения РФ наблюдается как среди детей в возрасте до 14 лет, так и среди подростков (15 — 17 лет). Состояние здоровья многих детей характеризуется напряжением адаптационных ресурсов организма, что говорит о повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии.
Важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее – это состояние здоровья молодежи. В настоящее время характерным является увеличение количества молодых людей, имеющих различные отклонения в развитии и в здоровье. Поэтому актуальной на сегодняшний день задачей является формирование у студентов потребности ведения здорового образа жизни.
Среди факторов, влияющих на здоровье молодежи ряд авторов выделяет влияние процесса обучения. Распространение среди школьников и студентов близорукости, нарушений о санки, неврастении и анемии эти авторы считают неизбежным следствием обучения. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, вхо дящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Отмечено что с 1 по 8 классы — число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%. При этом патологические явления среди детей инновационных учебных заведений превышает аналогичные показатели учащихся обычных школ, поскольку объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников (3).
Проблема близорукости, одним из показателей которой является снижение остроты зрения – является на сегодняшний день наиболее актуальной. По данным ВОЗ аномалиями рефракции глаза страдают более 45% населения всего мира. В России этот показатель равен 48% и, постоянно растет в связи с урбанизацией. У школьников о тмечается рост аномалий рефракции, достигающий максимума к 11 классу 1. Многие авторы отмечают устойчивую тенденцию снижения остроты зрения, связанную с началом процесса обучения.
Поступив в вуз, молодые люди сталкиваются с еще большей психоэмоциональной нагрузкой, значительной умственной работой, необ хо димостью адаптации к новым условиям обучения, режима дня, питания, а у ряда студентов и к новым условиям проживания и общения с окружающими.Рост заболеваемости студентов снижает эффективность учебного процесса, а в дальнейшем ограничивает их профессиональную деятельность. При этом почти 44% студентов имеют зрительные нарушения (4). При этом процент патологии от года к году растѐт на 3% — 7%. По мере перехода с курса на курс относительное количество студентов с более высокими степенями близорукости увеличивается на 5% — 8%. Сниженный уровень здоровья, а также воздействие ряда факторов: плохая сбалансированность режима труда и отды ха , отсутствие элементарных валеологических знаний и навыков, наличие большой зрительно-смысловой и психической нагрузки, особенно у студентов с близорукостью на фоне умственного утомления, вызывает повышение уровня тревожности, у ху дшая психосоматические параметры и аккомодационные возможности зрительного анализатора (3). Процесс обучения, так или иначе, неотъемлемо связан с длительной работой на близком расстоянии. Кроме того, применение телефонов и планшетов, в том числе и для обучения, значительно усугубило положение дел по заболеванию миопией среди студентов.
Конституциональными особенности организма студентов различных этнических групп и воздействие неадекватных зрительных нагрузок, а также отсутствие мероприятий по профилактике нарушений зрения, может способствовать распространенность аметропий у студентов. По данным Журавлевой Е.В. (4) аномалии рефракции встречаются среди контингента, прибывшего из стран Юго -Восточной Азии, ме ханизмы развития которой автор связывает со слабой адаптацией. При этом Журавлева Е.В. (2011) отмечает, что основным видом аномалии рефракции у студентов является миопия, ее распространенность среди российских студентов составляет 44,5%, у студентов из стран Африки 56,2%, у студентов из стран Юго-Восточной Азии 77,3%.
С этих позиций актуальными являются изучение распространенности снижения о строты зрения среди студентов и поиска причин, ведущим к ним. С целью выявления этих закономерностей в возрастной группе 18- 20 лет провели исследование остроты зрения студентов 2-го курса КГМА.
В исследовании приняли участие 178 человек (43 юношей и 135 девушек) из КГМА. Средний возраст составил 18,8 лет. Предварительно были выявлены показатели рефракции с помощью метода зеркальной офтальмоскопии. Показатели остроты зрения у студентов в общем массиве составили для правого и для левого глаза соответственно 0,8±0,06 и 0,77±0,05. У юношей острота зрения составила в среднем на правый глаз 0,93±0,01 на левый глаз 0,89±0,01. У девушек студентов острота зрения составила на правый глаз 0,80±0,01, а на левый глаз 0,78±0,01. Эти показатели гораздо ниже условной нормы, которая считается за единицу. Так же показано что острота зрения у девушек ниже, чем у юношей. Процент лиц со сниженной остротой зрения среди девушек достоверно выше, чем среди юношей и этот показатель составляет соответственно 39,5±0,01% и 54, 07±0,06%, р

источник

Дата публикации: 01.01.2019 2019-01-01

Статья просмотрена: 30 раз

Шейкова А. А., Демьянова Л. М. Миопия у студентов-архитекторов и методы ее профилактики // Молодой ученый. — 2018. — №52. — С. 50-52. — URL https://moluch.ru/archive/238/55273/ (дата обращения: 01.09.2019).

Миопия (близорукость) — нарушение зрения, при котором изображение формируется перед сетчаткой глаза, а не на ней, как положено в норме. Близко расположенные объекты остаются четко видимыми, но чем дальше, тем больше картинка расплывается.

По статистике, близорукостью страдает треть населения планеты, и эта цифра будет только расти. По данным исследования 1998 года, 42 % студентов г. Москвы — имеют близорукость [1]. Согласно исследованию 2012 года, в странах Юго-Восточной Азии миопия есть у 85-90 % молодежи, из них 20 % случаев — миопия высокой степени (более 6 диоптрий). У 34 % российских школьников к 17 годам выявляют миопию. [2]

Особенно актуальна проблема для студентов-архитекторов. По данным Индианского университета США, учащиеся именно этой специальности проводят за подготовкой к занятиям больше всего времени-22,2 часа в неделю. [5] С учетом аудиторных занятий нагрузка на зрительный аппарат получается колоссальная. Большая часть работы осуществляется на компьютере.

Несоблюдение зрительного режима, режима питания, отсутствие регулярных физических нагрузок, неправильное чередование работы и отдыха, генетическая предрасположенность — все эти факторы прямо или косвенно могут привести к развитию близорукости. Многочасовая беспрерывная работа за компьютером, связанная с чертежами и графикой, мелкими деталями и тонкими линиями приводит к утомлению и спазму мышц глаза, из которых впоследствии и развивается близорукость. Кроме того, многие студенты, особенно в преддверии сессий и сдач, работают за компьютером в ночное время в недостаточно освещенном помещении, что нежелательно из-за высокого контраста со светящимся экраном. Да и само по себе положение тела человека, использующего почти любой современный гаджет — отнюдь не анатомично, тем более что мало кто в состоянии следить за позой и осанкой на протяжении долгого времени, да еще и погрузившись в работу, что называется, с головой. Отсюда нарушения кровообращения, негативно сказывающиеся и на здоровье зрения, и на состоянии организма в целом.

Очевидно, что ситуация просто катастрофическая, более того, цифры статистики продолжают расти. Хотя для борьбы с проблемой не требуется каких-то очень сложных и затратных мероприятий. В качестве профилактики миопии и просто для поддержания здоровья человека применяются следующие меры:

– Соблюдение режима питания, правильный рацион, подобранный с учетом высоких умственных и зрительных нагрузок. Овощи, фрукты, орехи, рыба-все эти продукты богаты веществами, необходимыми для нормального функционирования и зрительного аппарата, и организма в целом. Среди таких веществ — витамин А, лютеин, витамины Е и D, тиамин, рибофлавин и др.

– Занятия физкультурой и спортом — улучшают кровообращение, приводят мышцы в тонус. При этом важно индивидуально подобрать комплекс упражнений и дозировать нагрузку с учетом имеющегося диагноза, чтобы не навредить. Также необходимо выполнять специальные упражнения, направленные на поддержание тонуса глазных мышц — так называемая глазная гимнастика, например, по методике советского офтальмолога Э.С Аветисова. Примерный список упражнений может выглядеть так: крепко зажмурить глаза, затем открыть-10 раз, быстро поморгать-20 раз, смотреть вверх-вниз-вправо-влево-5 раз, круговой массаж глаз — по верхнему веку от виска к носу, от носа к виску — по нижнему-10 раз, смотреть поочередно то на кончик носа, то на точку вдали (на расстоянии 4-5 метров) — 10 раз.

Упражнения направлены на улучшение кровообращения и тренировку мышц глаза.

– Соблюдение зрительного режима — каждый час непрерывной работы за компьютером делать перерывы по 20-30 минут, в это время можно смотреть вдаль, например, в окно, для снятия напряжения глаз.

– Подбор мебели, соответствующей индивидуальным параметрам: ноги сидящего должны доставать до пола, стул — соответствовать анатомической форме спины.

– Соблюдение условий освещенности, правильного положения тела, соблюдение режима дня.

– Проверка зрения раз в год у врача-офтальмолога.

Подытожить все вышесказанное можно следующим образом: миопия в XXI веке — проблема, явно выраженная у всего населения в целом и а отдельных групп — студентов архитектурных вузов — особенно заметно. Причин для этого множество — специфический характер обучения, недостаток физической активности, несоблюдение режима дня и базовых правил гигиены зрения, наследственные факторы и т.д. Также существуют и способы решения этой проблемы — контроль адекватности зрительных нагрузок, различные профилактические меры, грамотное чередование работы и отдыха, занятия физической культурой и спортом, а при наличии проблем со зрением — специальные мероприятия, назначаемые врачом.

Большую часть информации об окружающем мире человек получает именно при помощи глаз, поэтому внимательное отношение к собственному зрению — это то, что должно быть свойственно каждому человеку.

источник

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПРИ БЛИЗОРУКОСТИ СТУДЕНТОВ

Галлямова Чулпан Айратовна

студент 4 курса, кафедра психологии и педагогики Елабужского института Казанского Федерального Университета, г. Елабуга

Шатунов Дмитрий Александрович

научный руководитель, ст. преподаватель кафедры физической культуры, Елабужского института Казанского Федерального Университета, г. Елабуга

Близорукость (миопия) — это один из недостатков рефракции глаза, в результате чего люди, подверженные этому заболеванию, плохо видят предметы издалека. Близорукие люди держат рассматриваемый предмет близко к глазам. Чаще всего близорукость развивается в школьные годы, во время учёбы в средних специальных учебных заведениях, в высших учебных заведениях и связана главным образом с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, длительная работа перед компьютером), проявляющиеся при недостаточном или неправильном освещении и в плохих гигиенических условиях. В современном обществе происходит внедрение новых инновационных технологий, при этом студентам необходимо их освоить, что тоже приводит к ухудшению зрения. Если во время не принять меры, то близорукость может прогрессировать, что приводит к серьёзным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения [3, с. 65].

В высшем учебном заведении физическое воспитание является составной частью учебно-воспитательной работы со студентами. Оно должно быть эффективным средством укрепления здоровья, профилактики заболеваний, улучшения физического развития и физической подготовки, а также привития им навыков личной гигиены и профессиональной подготовленности. Эти задачи ставятся как перед практически здоровыми студентами, так и перед лицами с отклонениями в состоянии здоровья.

Значительная часть студентов страдает близорукостью. В процессе учебы за несколько лет у студентов прогрессирует близорукость. Очевидно, это вызвано большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью (гиподинамия), недостаточностью необходимых витаминов в питании, нарушением условий жизни. Задача профилактики прогрессирования близорукости среди студентов исключительно важна. Её успешное решение во многом зависит от совместных коллективных действий врачей поликлиник, обслуживающих учебное заведение, его администрации и кафедры физического воспитания и от самого студента [2, с. 58].

В высших учебных заведениях применяются формы физического воспитания: обязательные занятия — урок физической культуры; факультативные занятия — разные секции; физкультурно–массовые мероприятия; самостоятельные занятия, которые включают утреннюю гимнастику и меры по закаливанию организма, а также специальные упражнения для аккомодационных мышц глаз [1, с. 52].

Студентам, страдающим близорукостью, полезно заниматься различными спортивными играми (волейбол, баскетбол, теннис). В свою очередь, различные спортивные игры тоже влияют на усиление аккомодации и профилактику прогрессирования близорукости.

Студенты, страдающие близорукостью, при письме и чтении сидя за партой, слишком сильно наклоняют голову, сутулятся, в результате чего у них наблюдается нарушение осанки. Поэтому нужно придавать большое значение упражнениям для укрепления мышц-разгибателей и корригирующим упражнениям. Необходимо и дыхательные упражнения, которые усиливают легочную вентиляцию, кровообращение. Дыхательные упражнения ещё служат средством периодического снижения физической нагрузки при чрезмерной студенческой деятельности. Отмечается и необходимость чередования отдыха при работе с компьютером. На компьютере можно работать только 1 час, затем нужно сделать перерыв и пройтись по комнате. Если приходится работать за компьютером много часов, нужно давать глазам отдых и отрываться от монитора через каждые 15 минут, делая гимнастику для глаз, а через час нужно встать и сделать разминку для рук и ног — пройтись по комнате и сделать несколько гимнастических упражнений, как например, «восьмерка». Для этого необходимо представить перед собой горизонтальную восьмерку (знак бесконечности), очертить восьмерку взглядом сначала в одну сторону, а затем в другую, после упражнения снять напряжение, часто поморгав.

Студенты, имеющие слабую степень близорукости (миопией не более 3 диоптрий), входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготовительном отделении. Поэтому все средства, используемые в этом отделении, могут применяться студентами, страдающими близорукостью. Программные требования выполняются студентами, имеющими такую степень близорукости, без каких-либо ограничений.

Студенты, страдающие близорукостью средней степени (миопией от 3 до 6 диоптрий), входят в подготовительную медицинскую группу и занимаются физической культурой в подготовительном учебном отделении. Поэтому перед ними стоят те задачи, что и для студентов подготовительного отделения. Для студентов, страдающих близорукостью средней степени, в программу нужно ввести некоторые ограничения: исключить упражнения, требующие от студента большого и продолжительного физического напряжения (прыжки с высоты более 1,5 м.; бег на длинные дистанции и т. д.). Степень нервно–мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у сверстников из основной медицинской группы. При проведении занятий студентами с такой степенью близорукости, преподаватель должен учитывать особенности при построении методики физического воспитания. Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Студенты с неосложнённой близорукостью высокой степени (миопией от 6 диоптрий и более) должны заниматься физическим воспитанием только в специальном медицинском отделении. Наряду с другими задачами важной задачей этого отделения является профилактика прогрессирования близорукости и её осложнений, а также профилактика и коррекция изменений осанки. Необходимо использовать следующие формы физического воспитания: обязательные занятия; факультативные занятия; самостоятельные занятия, которые включают в себя утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма; а также тренировку аккомодационных мышц глаза. Кроме этого, рекомендуются занятия лечебной физкультурой.

При близорукости высокой степени (миопией от 8,5 диоптрии и выше) без нарушения состояния глазного дна студентам рекомендуется заниматься лечебной физкультурой. Занятия лечебной физкультурой проводятся с целью укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и профилактики прогрессирования близорукости. Кроме занятий лечебной гимнастикой студентам необходимо ещё проводить самостоятельные занятия, которые включают утреннюю гигиеническую гимнастику и процедуры по закаливанию организма. Занятия лечебной гимнастикой начинаются с медленной ходьбы и дыхательных упражнений. После этого общеразвивающие упражнения для мышц конечностей с передачей предметов, перебрасывание набивного мяча весом 2—3 кг. Затем упражнения у гимнастической стенки, несколько элементов танца, а потом уж медленный бег и завершить нужно занятия медленной ходьбой, дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление мышц.

Нами было проведено исследование. Цель исследования: влияние занятий физической культурой при близорукости на улучшение зрения.

Исследования проводились в период с сентября 2012 по май 2013 г. на базе Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета. В состав группы вошли студенты 1 курса Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального Университета, страдающие близорукостью, в количестве 30 человек. Были взяты три группы (по 10 человек в каждой):

· I группа студентов, страдающих близорукостью, были освобождены от занятий физической культурой;

· II группа студентов, страдающих близорукостью, были включены в подготовительную группу;

· III группе студентов, страдающих близорукостью, было предложено самостоятельно заниматься физической культурой.

II группа студентов, страдающих близорукостью, в подготовительной группе занимались такими упражнениями, как: прыжки в длину с места, бег, прыжки в высоту с разбега не более 1,5 м., метание гранаты, занимались лечебной физкультурой, включающей специальные упражнения для мышц глаз, кроме того, для них было организовано волейбольная секция. III группа студентов, страдающих близорукостью, занимались не регулярно, так как они занимались самостоятельно.

Результаты исследования показали: у I группы студентов, страдающих близорукостью, освобожденных от занятий физической культурой к концу года выявилось увеличение близорукости до 1 диоптрия и более; у II группы студентов, страдающих близорукостью, занимающихся в подготовительной группе зрение улучшилось; у III группы студентов, страдающих близорукостью, занимающихся самостоятельно зрение не прогрессировало.

Список литературы:

1.Курпан Ю.И. Особенности методики физического воспитания студентов, страдающих близорукостью.// М.: 1975 — с. 50—55.

Читайте также:  Причины близорукости нарушение кривизны хрусталика

2.Курпан Ю.И. Особенности методики физического воспитания студентов с ослабленным зрением.// Теор. и практ. физ. культ. — 1976 — № 10 — с. 57—59

3.Марасанова Л.В., Виноградова В.И., Конюкова Н.В. Динамика миопии у студентов за время обучения в вузе.// В сб.: Тез. II Всесоюзн. научн.-метод. конфер. Научные проблемы охраны здоровья студентов.// Ун-тет дружбы народов им. П. Лумумбы. М.: 1976 — с. 64—66.

источник

При близорукости задний отдел глазного яблока растягивается, сетчатка отодвигается, из за чего изображение удаленных предметов фокусируются перед сетчаткой, перестают совпадать с ней , вследствие чего теряется четкость картинки. Человек, страдающей миопией, хорошо видит предметы на близком расстоянии, но не четко видит удаленные предметы [4].

Как показывает практика, у 6-10 % в результате изменений формы глаза сосудистая и сетчатка подвергаются чрезмерному растяжению, в них возникают болезненные процессы [2]. Одним из важных факторов прогрессирования миопии так же является ослабление склеры (бывает как врождённое, так приобретенное, в результате общих заболеваний).

В развитии близорукости следует рассматривать следующие факторы:

1. Генетический, несомненно, имеющий большое значение, так как у близоруких родителей часто бывают близорукие дети. Особенно наглядно это проявляется в больших группах населения. Так, в Европе число миопов среди студентов достигает 15%, а в Японии – 85%.

2. Неблагоприятные условия внешней Среды, особенно при длительной работе на близком расстоянии. Это профессиональная и школьная миопия, особенно легко формирующаяся, когда развитие организма не завершено.

3. Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному растяжению глазного яблока.

4. Несбалансированное напряжение аккомодации и конвергенции, вызывающее спазм аккомодации и развитие ложной, а затем и истинной миопии [4].

Комплекс мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования предусматривает такие задачи:

1) общее укрепление здоровья;

2) активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

3) улучшение кровообращения в тканях глаза;

4) улучшение деятельности аккомодационной мышцы;

Выполнение профилактического комплекса помогут сохранить зрение, или восстановить его, если близорукость находится на низкой стадии развития.

Целью работы – формирование комплекса специальных физических упражнений при близорукости (миопии) у студенческой молодежи, занимающихся оздоровительной физической культурой.

Для реализации этой цели были использованы такие методы исследования, как анализ научно-исследовательской литературы, посвященной особенностям заболевания, его причинам и способам профилактики. Также был проведен анализ физических упражнений, допустимых и рекомендуемых при данном диагнозе.

Результаты исследования. Анализ научно-исследовательской литературы последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения [3,4,5,6].

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и в профилактике ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Говоря о занятиях физкультурой, стоит прежде всего отметить, что существует прямая и обратная зависимость между физической активностью человека, его здоровьем, и развитием близорукости, поэтому занятия физической культурой являются полезными для людей с нарушениями зрения, в частности близорукостью, однако существуют некоторые важные аспекты, прежде всего речь идет о специальном комплексе упражнений, включающим в себя как упражнения общеразвивающего характера ( особый акцент делается на плечевой и шейный отдел, в связи с большой нагрузкой, утомляемостью и непосредственной связи со зрением ), так и специальная гимнастика для глаз.

К выполнению силовых, и другого рода, физических упражнений подразумевающих высокую общую нагрузку стоит отнестись внимательнее, так как существует ряд ограничений подобных упражнений, для лиц, страдающих миопией.

Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Первые ограничения физической активности накладываются в школе во время уроков физкультуры. Группа здоровья определяется в зависимости от степени миопии и наличия дегенеративных изменений глазного дна. Существуют 3 группы здоровья для занятий физкультурой, которые предусматривают ограничение физических нагрузок и освобождение от них:

Первая группа здоровья, основная. Включает людей с нормальным зрением и ухудшением остроты менее 0,5 при отсутствии коррекции. В группу не допускаются учащиеся с установленной гиперметропией и миопией свыше 3 диоптрий.

Вторая группа здоровья, подготовительная. В нее входят люди со зрением ниже 0,5 диоптрий при условии коррекции. Запрещено посещение второй группы здоровья детьми, у которых миопия и гиперметропия свыше 6 диоптрий. Ни в первую, ни во вторую группу здоровья не могут входить люди с воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз.

Третья группа здоровья, специализированная. Предусматривает освобождение от физкультуры и проведение занятий по индивидуальной программе. Посещение этой группы здоровья рекомендуется людям, у которых миопия и гиперметропия свыше 6 диоптрий, присутствуют дегенеративные изменения глазного дна и хронические воспалительные процессы[6].

В зависимости от степени прогрессирования заболевания, в каждом конкретном случае можно подобрать специальные упражнения, с помощью которых можно укрепить глазные мышцы и нормализовать циркуляцию внутриглазной жидкости.

Ведь при отсутствии физических нагрузок, в т. ч. и на мышцы глаз, происходит их ослабление, и даже атрофия. При нагрузках, которым подвергаются глаза во время учебного процесса, близорукость может значительно усилиться. Очень часто это происходит в высших учебных заведениях, где очень насыщенная учебная программа.

При выборе вида спорта нужно обязательно учитывать степень миопии и наличие изменений на глазном дне. Самым главным является 2-й фактор, поскольку он свидетельствует о прогрессировании заболевания и появлении дегенеративно-дистрофических изменений.

При любой миопии категорически запрещено заниматься силовыми видами спорта, горнолыжными, тяжелой и легкой атлетикой и др. Это:

спортивная и художественная гимнастика;

прыжки на лыжах с трамплина;

горнолыжное двоеборье и др[3].

При слабой и средней степени миопии необходимо отдать предпочтение упражнениям, при выполнении которых пульс не превышает 100-140 ударов в минуту. Это может быть бег трусцой и плавание средней интенсивности.

При средней степени миопии противопоказания не столь расширены, особенно при отсутствии каких-либо изменений на глазном дне. Однако все равно не рекомендуется заниматься видами спорта, при которых требуются большие и длительные физические нагрузки. Кроме того, нужно исключить упражнения, при которых нужно совершать прыжки с высоты более 1,5 м.

Хорошие результаты дают некоторые спортивные игры — пионербол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и др. При этом человек должен внимательно следить за мячом, который находится то близко, то далеко, переключать зрение. Это способствует усилению аккомодации и является успешной профилактикой дальнейшего прогрессирования заболевания.

Если у пациента близорукость высокой степени, то список ограничений расширяется. В указанном случае запрещены:

действия, способные привести к повышению артериального давления: силовые упражнения, выполняемые с натугой, с задержкой дыхания;

все виды единоборств и некоторые спортивные игры, так как нанесение ударов, особенно по голове, или столкновение тел чревато серьезными осложнениями;

занятия, требующие концентрации внимания и длительной фокусировки зрения, например, стрельба;

упражнения, требующие натужного перехода из сидячего положения в лежачее и наоборот, а также предполагающие резкие повороты головы;

занятия спортивной гимнастикой и акробатикой: прыжки со скакалкой, через снаряд, с мостика, стойки на голове, кувырки, соскоки с высоты более полуметра, упражнения на гимнастической стенке[2].

Миопия и спорт в меньшей мере совместимы при ярко выраженном нарушении зрения. При близорукости свыше -8 D пациенту потребуется ограничить занятия физической культурой. Достаточным будет регулярное выполнение утренней зарядки. Выраженную пользу принесет закаливание.

Всем близоруким пациентам рекомендуется систематически делать специальную зарядку для глаз, направленную на нормализацию работы его внутренних мышц. В процессе выполнения такой гимнастики обеспечивается усиленный приток кислорода к тканям, и улучшаются обменные процессы в глазу.

В ходе работы сформирован список конкретных упражнений для студенческой молодежи, страдающих миопией.

Лечебная физкультура при близорукости должна выполняться с учетом индивидуальных особенностей организма и выраженности имеющихся проблем со зрением. Перед применением на практике предлагаемого комплекса упражнений важно предварительно получить консультацию офтальмолога.

Подготовка к тренировке должна проходить следующим образом:

проводить занятия на открытом воздухе или в основательно проветренном помещении;

выполнять тренировку без очков;

сделать разминку в виде ходьбы и специальной дыхательной гимнастики[5].

В жаркую погоду тренировку рекомендуется проводить в тени. Важно правильно дозировать нагрузку: повышать интенсивность и продолжительность движений постепенно, на протяжении двух-трех недель. В процессе тренировки необходимо делать перерывы для отдыха, чередовать или совмещать физические упражнения с зарядкой для глаз.

Упражнения с мячом. Различные упражнения, выполняемые с мячом, укрепляют цилиарную мышцу глаза за счет сосредоточивания на движущемся предмете с дальнего и ближнего расстояния. Подобная тренировка может проходить следующим образом:

бросать теннисный мячик в мишень, закрепленную на стене, поочередно обеими руками;

подбрасывать мяч над головой и ловить его;

передавать мяч из-за головы напарнику;

бросать мяч в баскетбольную корзину с максимального расстояния в 5 метров;

играть в теннис как через сетку, так и у стенки;

Упражнения для укрепления передней брюшной стенки. Близорукий человек часто сутулится. Ему приходиться регулярно наклоняться вперед, чтобы рассмотреть предмет поближе или прочитать надпись, и это входит в привычку. Предлагаемый комплекс упражнений предназначается для накачивания мышц брюшного пресса, что поможет избавиться от сутулости и остановить падение зрения.

Из исходного положения лежа на спине:

сделать глубокий вдох и выдох, приподнимая и втягивая брюшную стенку;

вдохнуть воздух и, задержав дыхание, несколько раз втянуть и надуть живот;

вытянув руки вдоль тела, приподнимать голову;

сложив руки на затылке, поднимать и опускать голову и плечи;

подтягивать к груди согнутые в коленях ноги с помощью рук.

Людям со средней и высокой степенью миопии рекомендуется выполнять такие упражнения с осторожностью и без усилий, чтобы избежать повышенного напряжения[5].

Упражнения для укрепления задней поверхности тела. Для устранения сутулости, свойственной многим близоруким людям, следует также делать упражнения на укрепление слабых мышц спины и шеи. Это предотвратит прогрессирование миопии. Предлагается проводить тренировку следующим образом:

походить на носках, как вариант – со специальным мешочком с песком на голове;

прогнуться назад из положения стоя, руки за спиной, пальцы сцепить;

делать наклоны вперед с прямой спиной из положения стоя, руки на поясе;

наклонять голову вперед и назад с небольшим сопротивлением из положения сидя, пальцы сцепить на затылке.

приподнимать тело в области таза, упираясь в пол или кушетку ступнями, локтями и головой, согнув ноги в коленях;

податься вперед, приподнимая грудную клетку.

прогнуться назад, приподняв плечи и голову, руки вытянуты вдоль тела;

прогнуться назад с приподнятой верхней частью туловища, одновременно отрывая от пола или кушетки выпрямленные ноги[5].

Выводы. Выраженный эффект от лечебной физкультуры наблюдается в комплексной терапии близорукости. Хорошие отзывы заслужила специальная зарядка для глаз по методике У. Бейтса.[7] Улучшить кровообращение в сосудах головного мозга и усилить приток кислорода к тканям глаза поможет массаж шеи, который можно проводить самостоятельно. Принесут пользу занятия йогой, которая направлена на восстановление всех систем организма. Остановить прогрессирование патологии рефракции глаза поможет правильный режим питания, отказ от вредных привычек и регулярный прием витаминов.

Аветисов Э.С., Близорукость. — Москва, Медицина, 1999.

Аветистов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Физкультура при близорукости. М.: Советский спорт,1993. -С. 63-67.

Бахрах, И.И «Физическое воспитание детей школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья», М.:2006

Кузнецова М.В., Причины развития близорукости и ее лечение. — Казань, МЕДпресс-информ, 2004.

Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Сборник физкультурных упражнений для дошкольников: Учебно – методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб., 2004.

источник

Библиографическая ссылка на статью:
Зотова Н.Д., Полякова Т.А. Студент. Миопия. Образ жизни // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65267 (дата обращения: 25.03.2019).

В настоящее время, когда техника стала неотъемлемой частью человеческого быта, и жизнь стала удобнее, появились и новые проблемы, которые ранеене оказывали столь глобальных негативных эффектов на здоровье людей.Сейчас уже не нужно затрачивать столько времени на уборку в квартире, для учебы не обязательно посещать библиотеку – интернет предоставляет свободный доступ к разнообразным источникам. Но последствие такого удобства – малоподвижный образ жизни. И именно снижение двигательной активности является и важным фактором первичного возникновения множества проблем со здоровьем, и косвенной причиной усугубления существующих диагнозов. Речь пойдет об одной из проблем со зрением – миопию.

Уровень знаний, которыми обладает студент, имеющий близорукость,по диагнозу зачастую ограничен собственными ощущениями или несколько расширен общей информацией, полученной от лечащих врачей, из интернета, средств массовой информации.

Близорукость – это заболевание глаз, когда человек плохо видит вещи вдали, но хорошо вблизи – изображение не попадает на сетчатку, а останавливается где-то перед ней, из-за чего дальние вещи кажутся размытыми. При близорукости глаз удлиняется, это мешает глазу правильно сфокусировать изображение. Видеть предметы четко помогают линзы или очки с отрицательными значениями оптической силы. Близорукость развивается и прогрессирует в подростковом возрасте, потом падение зрения замедляется и, чаще всего, останавливается.

Каковы же причины появления близорукости? Одна из главных причин – перенапряжение глаз. Сейчас сложно представить подростков без телефона или компьютера дома, к тому же, школьная программа с годами становится все более напряженной, из-за чего подростки много читают и пользуются техникой намного дольше, чем рекомендовано гигиеническими нормами. Но стоит при этом учитывать, что для развития миопии должна быть генетическая предрасположенность к ней. Дети, чьи родственники здоровы, реже страдают близорукостью.

Непрерывная зрительная работа или слабое освещение может привести к неприятным последствиям. Из-за напряжения может наступить нехватка в организме витаминов (BиC) и минералов, что тоже влияет на прогрессивность близорукости, ведь в подростковом возрасте формируется склера глаза. Некоторые болезни глаз могут провоцировать близорукость (астигматизм). Есть причины, на которые иногда невозможно предотвратить – родовые и черепно-мозговые травмы, заболевания (инфекционные) [1].

Когда болезнь уже проявляется, неправильно подобранные очки (или линзы) могут спровоцировать прогрессирование болезни. Также нельзя оставлять болезнь на самотек, это тоже может привести к ухудшению зрения.

Существует несколько степеней близорукости:

1 степень самая легкая, она не превышает 3 диоптрия.

2 степень – средняя, от 3 до 6 диоптрий.

3 степень – высокая. Это последняя стадия и самая тяжелая, при которой не видно даже некоторые близкие вещи.

Дальнейшее ухудшение зрения может привести к полной слепоте [1].

Рекомендаций по предотвращению прогрессирования близорукости очень много. Они включают в себя особые диеты, комплекс занятий и рекомендаций, посещение процедур и многое другое. Однако подростки в наше время предпочитают не бороться с болезнью, узнав, сколько сил нужно затратить на лечение (лечение может затянуться и на несколько лет при осложнениях). Они предпочитают жить так, как живут, игнорируя слова взрослых и врачей. Чтобы выполнять зарядку несколько раз в неделю, нужно затратить много сил и воли. К тому же, надо не забывать о приеме таблеток и периодически посещать процедуры. Зачем делать зарядку, если можно в это время заняться чем-то другим, более приятным? Подросток просто не осознает серьезности всей ситуации, и чем может закончиться равнодушное отношение к своему здоровью.

Проблема в том, что подростки даже не пытаются исправить положение дел – начать заботиться о глазах. Они боятся огромного количества «должен», избегают ответственности. И не подозревают, что даже минимальное выполнение заданий может привести к ощутимому результату и значительно улучшить положение дел. И это действительно так, факт подтверждается экспериментом.

Была поставлена цель: определение возможности облегчения состояния болезни при минимуме усилий на собственном примере студентки с миопией высокой степени. Миопия высокой степени лечится во многом только с помощью операции. Однако профилактика усугубления болезни должна проводиться обязательно.

Ход эксперимента довольно прост: в течение шести недель три раза в неделю выполнять специальные физические упражнения для глаз – комплекс корригирующей гимнастики,и тратить хотя бы 15 минут в день на ходьбу пешком. Результаты каждого дня фиксировались в таблице в дневнике самонаблюдений. Исследуемыми показателями явились: давление и пульс (до и после корригирующей гимнастики), количество часов сна, были ли болезненные ощущения глаз (резь, слезоточивость, помутнения, краснота глаз).

Упражнения для глаз были классическими [2]:

1) Движения глазами сверху-вниз, слева-направо и круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

2) Часто моргать глазами в течение 7-8 секунд. Потом закрыть глаза, после чего повторить.

3) Сильно зажмуриться на 5 секунд, после чего открыть глаза и столько же не моргать.

4) Встать, вытянуть перед собой руку, а указательный палец повернуть перпендикулярно и установить его напротив кончика носа. Медленно приближать руку, не переводя взгляд с кончика пальца, после чего закрыть глаза. Делать 6-7 раз.

5) Нажимать безымянным, указательным и средним пальцами на верхнее веко, глаза должны быть закрыты.

Такой перечень упражнений выполнялся студенткой в течение шести недель, три дня в неделю. Эти упражнения советуют окулисты, они являются классическими в лечении близорукости на ранних стадиях.

Читайте также:  Близорукость какие очки нужны двояковогнутые

Упражнения выполнялись один раз в день, сразу после ходьбы пешком. Перед выполнением измерялись пульс, давление, и данные записывались в таблицу. Затем выполнялся комплекс упражнений и снова мерился пульс и давление.

Этот эксперимент выполнялся дважды: в начале весны, а потом в начале осени. Результаты, записанные в таблицу, были обработаны и проанализированы. Выяснилось, что даже описанный минимум привел к поразительным результатам.

Пульс в начале весны был намного выше нормы (в среднем, 85-95 ударов в минуту). К концу весеннего эксперимента обычные показатели не поднимались выше 90. Осенью показатели пульса были в среднем 75-85 уд.в мин., он пришел в норму. При этом исчезли болезненные ощущения глаз, которые до этого беспокоили: жжение, сухость и покраснение глаз. Так в чем же причина?

Падение показателей снизило напряжение на глаза. Пульс и давление очень сильно влияют на то, как функционируют наши органы, в том числе, и зрение. Поэтому при лечении важно поддерживать в здоровом состоянии еще и кровеносные сосуды, периодически мерить давление и пульс, следить за состоянием. Ходьба, которая длилась всего 15 минут в день, повлияла на показатели пульса. При увеличении длительности прогулки отрицательного влияния не наблюдается – наоборот, пульс был в нормальном состоянии, а человек чувствовал себя превосходно.

Что касаемо физических упражнений – они тоже, бесспорно, повлияли на улучшение состояния глаз, так как при ношении очков глаза не двигаются, и это плохо для мышц. Физические упражнения не дают им перестать работать. Опасна как перегрузка работы глаз, так и полное отсутствие всякой нагрузки. Поэтому упражнения для глаз строго ограничены в количестве.

Из этого можно сделать вывод, что достаточно потратить всего 30 минут в день на облегчение симптомов болезни, и через некоторое время результаты появятся. Это ведь не так уж и много.

Однако стоит помнить, что оставаться без контроля специалистов нельзя.

Входе опыта в течение двух дней в связи с обстоятельствами студентка ходьбой не занималась, а просто выполняла зарядку для глаз. Так вот, результат не заставил себя ждать – пульс снова начал повышаться, и, как следствие, снова появились неприятные ощущения в глазах. Это неудивительно, так как эксперимент проходил во время учебы.При большой зрительной нагрузке стоит особенно следить за своим здоровьем и не забрасывать пешие прогулки.

Разумеется, данный минимум усилий не восстановит зрение. Однако он позволит близорукости не усугубляться и не переходить на уровень осложнений. Лучше не доводить зрение до миопии высокой степени.

Для того чтобы сберечь зрение, стоит выполнять самые простые правила профилактики, которые советует каждый врач, а именно [1]:

1) При работе с книгой или компьютером, лучше выдерживать дистанцию примерно 30 см.

2) Периодически стоит давать глазам отдохнуть от напряженной работы.

3) Не стоит читать лежа или в автобусе, дабы избежать перенапряжения глаз.

4) Необходимо правильно регулировать освещение, не читать и не писать в полутемных помещениях.

5) В рационе питания обязательно должны быть витамины B и C для поддержания здоровья глаз.

6) Стоит избегать прямого воздействия ультрафиолета.

Для поддержания здоровья всегда нужно прикладывать усилия. И исход болезни зависит только от того, как поведет себя человек и что он сделает ради своего здоровья. Старания не останутся без результата, если делать все правильно и заботиться о себе. Но всегда лучше предотвратить появление болезни, чем лечить её – помните об этом.

источник

В настоящее время вопрос о состоянии здоровья студенческой молодежи приобретает особое значение, так как в период обучения в вузе студент, периодически, особенно в зачетно-экзаменаци-онные сессии, переносит большие зрительные нагрузки в условиях малой двигательной активности. Следовательно, умственная деятельность студентов, связанная с таким напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной возникновения серьезных заболеваний. Известно, что среди всех видов заболеваемости особое место занимает нарушение зрения. В образовательном процессе вуза задача профилактики нарушений зрения не решается, несмотря на ее большую социальную значимость. Для педагогических вузов эта проблема особо актуальна. Учитывая, что количество студентов с первичной близорукостью при обучении в вузе растет. По мере перехода с курса на курс, численность студентов с более высокими степенями миопии увеличивается. Некоторые вузовские дисциплины рассматривают проблему здоровья человека, но они ставят перед собой только образовательные задачи. Физическая культура в рамках образовательного процесса вуза призвана решать и оздоровительную задачу.

Профилактика миопии у студентов специальных медицинских групп средствами физической культуры

В настоящее время вопрос о состоянии здоровья студенческой молодёжи приобретает особое значение, так как в период обучения в вузе студент периодически, особенно в зачетно-экзаменна-ционные сессии, переносит большие психоэмоциональныенагрузки. (К.В. Судаков 1996, В.А. Бодров 2000, Н.А. Золотова 2001).

Умственный труд студентов протекает в условиях малой двигательной активности и большой зрительной нагрузки, что способствует возникновению условий для повышенной умственной и зри-тельной утомляемости, в результате чего снижается работоспособность и ухудшается самочувствие (А.П. Исаев 2000, В.А. Бароненко, А.В. Чудиновских 2004). Следовательно, умственная деятельность студентов, связанная с таким напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной возникновения серьезныхзаболе-ваний, в том числе и заболевания глаз (А.С. Егоров, В.П. Загрядский 1973, Ю.В. Щербатых 2000).

Ряд авторов считают, что приобретённую близорукость можно рассматривать, как адаптивный синдром к близкому видению (В.В.Волков 1976, А.А.Сычев 1977). Ульям Бейтс (1995) придерживается несколько иного мнения, считая, что основной причиной нарушения зрения является умственное и психическое напряжение, которое порождает «физическое напряжение глаз», и может являться причиной функционального расстройства зрительного анализатора.

Установлено, что количество студентов с первичной близорукостью при обучении в вузе от года к году растет (на 3-7%). По мере перехода с курса на курсчисленность студентов с более высокими степенями миопии увеличивается (на 5-9%). Частыми причинами, вызывающими снижение зрения считаются аметропия, амблиопия, косоглазие и, в первую очередь, миопия. Миопия, возникающая нередко в младшем школьном возрасте, впоследствии прогрессирует. Этот процесс приводит к се-рьезным изменениям в структуре глаза и значительной потере зрения. Глазная патология у детей и подростков в РФ в настоящее время — 10,0-10,1 тыс. на 100 тыс. детского населенияи 14,6-14,9 тыс. на 100 тыс. подростков. Частота впервые зарегистрированных заболеваний (заболеваемость) в последние годы среди детей возросла с 4728,1 до 4747,8, среди подростков с 3769,8 до 4028,8 случаев на 100 тыс. населения. (В.В. Нероев, 2009).

Лечение прогрессирующей близорукости, как врожденной, так и приобретенной, позволяет снизить частоту поздних осложнений со стороны сетчатки и сосудистой оболочки, приводящих к стойкой утрате трудоспособности. По данным офтальмологов, близорукость в настоящее время занимает второе место среди причин инвалидности, в том числе и у лиц молодого возраста (Э.С. Аветисов 1999). Среди взрослых, имеющих инвалидность, связанную с миопией, 56% являются инвалидами вследствие врожденной миопии, у остальных она приобретенная. Инвалидность по зрению из-за миопии наступает на 10 лет раньше, чем в результате других заболеваний, нередко сочетаясь с глаукомой и катарактой, увеличивая долю миопии в инвалидности (Е.П. Тарутта, 2009).

Зрительные нарушения и заболевания глаз, помимо формирования контингента инвалидов по зрению с детства, ведут к другим негативным социальным последствиям: ограничениям в выборе профессии, проблеме призыва на военную службу, зрительному утомлению.

Важной причиной, приводящей к такой частоте заболеваемости, следует считать не только воз-растной фактор, но и образ жизни, офтальмологическую помощь.

Профилактика и лечение глазной патологии у студентовостается одной из важнейших проблем в офтальмологии. Профилактика заключается в предупреждении ее возникновения и прогрессиро-вания. Миопия появляется и прогрессирует чаще всего и в тех случаях, когда нарушается нормальный режим зрительной работы, по многу часов (без перерыва) читают, особенно в положении лежа, при плохом освещении или в движущемся транспорте, а также недостаточно занимаются физической культурой, не тренируют мышцы глаз.

Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения бли-зорукости, позволили по новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрении. Ограничение физической активности приблизорукости, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным, нои чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Считается доказанным, что близорукость чаще возникает улиц с отклонениями в общем состоянии здоровья. Отмечается связь близорукости с простудными, хроническими и тяжёлыми инфекционными заболеваниями. Приблизорукостичаще встречаются из-менения опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также сбыстрым утомлением мышц шеи и спины. Нарушение осанки, в свою очередь, ухудшает состояние внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой.

Показана важная роль физической культуры в предупреждении развития миопии, и ее прогрес-сирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Ведущее место в системе физического воспитания студентовзанимают уроки физической куль-туры.

Обязательные занятия физической культурой у студентов проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физиче-ской культурой в подготовительном отделении, им полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игревволейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое иобратно, способствует усилению аккомодации и профилактике прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени студентов включают в подготовительную медицинскую группу. Практические занятия с ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской группы. В программныетребования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты, упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы. Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями умеренной ин-тенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у студентов с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение.

Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 диоптрий и более) должны заниматься физиче-ской культурой только в специальной медицинской группе.

Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физической культурой. Основные задачи лечебной физкультуры: улучшение кровоснабжения в тканях глаза; тренировка глазодвигательных мышц; активизация функций дыхательной и сердечно — сосудистой систем; повышение общей работоспособности студентов; общее укрепление организма и т.д.

Систематические занятияциклическими физическими упражнениями умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз, значительно улучшают зрение.

Занятия специальными упражнениями, рекомендуемые при близорукости, можно выполнять самостоятельно в домашних условиях, на природе, во время отдыха, некоторые из них можно вклю-чать в комплекс производственной гимнастики. Необходимо строго следить, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учётом возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна. Упражненияобщеразвивающего характера обязательно необходимо сочетать с гимнастикой для глаз.

Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе должны занять важное место в ком-плексе мер по профилактике близорукости и её прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза.

Главная цель занятий физической культурой — это укрепление здоровья, повышение уровня фи-зического развития и физической подготовленности, профилактика прогрессирования близорукости. При этом не следует забывать о режиме труда и отдыха, а также полноценном, сбалансированном питании.

источник

Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского округа Югры «Нижневартовский медицинский колледж»
Исследовательская работа по теме
Профилактика миопии у студентов колледжа
Докладчики: Халатова Атикат Назировна,
Юсупова Саида Пахрутдиновна,
305 группы Специальность «Лечебное дело»
Руководитель: Югова Мария Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика миопии……………………………………….4
1.1 Понятие миопии, факторы риска, эпидемиология………………. 4
1.2 Клиническая картина миопии……………………………………. 6
Глава 2.Практическая часть…………………………………………. 8
2.1 Изучение распространенности миопии среди студентов первого курса……………………………………………………………………………..8
2.2 Меры профилактики миопии……………………………………. 9
Заключение……………………………………………………………. 11
Приложения……………………………………………………………. 13
ВВЕДЕНИЕ
Миопия – самая распространенная аномалия рефракции, при которой нарушаются зрительные функции, она обнаруживается у каждого шестого жителя планеты.
По статистике последних лет, близорукость в России выявляется более чем у 50 % молодых людей, которые подвергают свои глаза повышенным нагрузкам. На сегодняшний день наблюдается рост этой патологии в мире, поэтому в последние годы отмечается увеличение числа исследований этиологии миопии, способов ее профилактики и возможного лечения [2,4] .
Особым социальным слоем населения, объединенным определенным возрастом, специфическими условиями обучения и образом жизни, являются студенты.
Цель исследования: изучение структуры, причин и распространенности миопии среди студенческой молодёжи.
Гипотеза: осознанное использование общеразвивающих упражнений на занятиях позволит укрепить мышечный аппарат зрительного анализатора у студентов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Выявить особенности возникновения миопии по данным литературных источников.
2. Выяснить распространенность миопии среди обучающихся колледжа.
3. Изучить комплексы профилактических мероприятий для укрепления здоровья органа зрения по данным научной литературы.
4. Составить рекомендации для студентов для укрепления здоровья органа зрения.
Глаз человека представляет сложную оптическую систему. Аномалии этой системы широко распространены среди населения. В возрасте 20 лет около 31% всех людей являются дальнозоркими гиперметропами; около 29% — близорукими или миопами и лишь 40% людей имеют нормальную рефракцию [1].
ГЛАВА 1. Характеристика миопии
1.1. Понятие миопии, факторы риска, эпидемиология
Миопия (близорукость) — это сильная рефракция, параллельные оптической оси лучи фокусируются перед сетчаткой и изображение получается нечетким. Аномалии рефракции приводят к снижению остроты зрения и, таким образом, к ограничению в выборе профессии молодыми людьми [2]. Прогрессирующая близорукость, является одной из самых частых причин слепоты во всем мире. Среди выпускников школ частота миопии достигает 26%, гимназий и лицеев — 50%, на долю миопии высокой степени приходится 10-12%. Наибольший риск развития близорукости представляет возраст 8-20 лет [4].
Существует много гипотез происхождения близорукости, которые связывают ее развитие с общим состоянием организма, климатическими условиями, расовыми особенностями строения глаз и т. д.
Факторы риска возникновения и прогрессирования близорукости
Основные:
— генетическая предрасположенность;
— ослабление аккомодации;
— слабость склеры.
Сопутствующие:
— ранние и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, использование компьютеров и гаджетов;
— недостаточное физическое развитие;
— эндокринные изменения в организме в период полового созревания;
— недостаток кальция, гиповитаминоз;
— снижение иммунитета;
— неблагоприятная экология, неправильное питание;
— усиление катаболических процессов соединительной ткани (возрастание активности гиалуронидазы сыворотки крови, увеличение экскреции гликозаминогликанов и коллагена, повышение уровня свободного оксипролина крови) [4].
Эпидемиология миопии
Рис.1 Распространенность миопии в Российской Федерации за 2013г.
Согласно статистическим данным Департамента Здравоохранения ХМАО – Югры распространенность миопии в Российской Федерации в 2013 году составило 20,9 случаев на 1000 населения. В Ханты-Мансийском округе- Югре в 2013 году заболеваемость миопии составило 21,8 случаев на 1000 населения. Уровень распространенности миопии в ХМАО-Югре за 2013 год оказался выше уровня РФ (рис.1).

Рис.2 Распространенность миопии в ХМАО-Югры (на 1000 населения)
Согласно статистическим данным Департамента Здравоохранения ХМАО – Югры распространенность миопии в Нижневартовске составило 13,4 случаев на 1000 населения.
1.2. Клиническая картина миопии
Различают три степени миопии: слабую — до 3,0 диоптрий; среднюю — от 3,25 диоптрий до 6,0 диоптрий; высокую — 6,25 диоптрий и выше.
Острота зрения у пациентов с миопией всегда ниже 1,0 диоптрий. Дальнейшая точка ясного зрения находится на конечном расстоянии перед глазом. Пациент с миопией рассматривают предметы на близком расстоянии, т. е. постоянно вынужден конвергировать.
При этом его аккомодация находится в покое. Несоответствие конвергенции и аккомодации может приводить к утомлению внутренних прямых мышц и развитию расходящегося косоглазия. В ряде случаев по этой же причине возникает мышечная астенопия, характеризующаяся головными болями, утомляемостью глаз при работе.
На глазном дне при миопии слабой и средней степени может определяться миопический конус, представляющий собой небольшой ободок в виде серпа у височного края диска зрительного нерва.
Его наличие объясняется тем, что в растянутом глазу пигментный эпителий сетчатки и сосудистая оболочка отстают от края диска зрительного нерва, и растянутая склера просвечивает через прозрачную сетчатку.
Наряду с аномалией рефракции существует прогрессирующая форма близорукости, которая носит название злокачественной миопии («миопия gravis»), когда степень близорукости продолжает увеличиваться всю жизнь.
При годичном увеличении степени миопии менее чем на 1,0 диоптрий, она считается медленно прогрессирующей. При увеличении более чем на 1,0 диоптрий — быстро прогрессирующей.
На сетчатке появляются дегенеративные изменения в виде белых очагов с глыбками пигмента. Происходит обесцвечивание глазного дна, геморрагии. Эти изменения носят название миопической хориоретинодистрофии. Особенно снижается острота зрения, когда указанные явления захватывают область макулы (кровоизлияния, пятна Фукса). Пациенты в этих случаях жалуются, кроме снижения зрения, и на метаморфопсии, т. е. искривление видимых объектов.
Часто пациенты высокой миопией жалуются на «летающие мушки» (muscae volitantes), как правило, это также проявление дистрофических процессов, но в стекловидном теле, когда происходит утолщение или распад фибрилл стекловидного тела, склеивание их между собой с образованием конгломератов, которые становятся заметными в виде «мушек», «нитей», «мотков шерсти». Они бывают в каждом глазу, но обычно не замечаются. Тень от таких клеток на сетчатке в растянутом миопическом глазу больше, поэтому «мушки» и замечаются в нем чаще [3].
Выводы:
1. Среди всех заболеваний глаз и придаточного аппарата на миопию приходится большее число случаев заболеваемости.
2. Частым фактором риска миопии является – генетическая предрасположенность.
3. Миопия приводит к головным болям, утомляемости глаз при работе.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Изучение распространенности миопии среди студентов первого курса
Материал и методы.
Проведено изучение распространенности миопии у студентов 1 курса БУ «Нижневартовский медицинский колледж». При проведении исследования использовали информацию из медицинской документации (медицинская справка № 086/у, утвержденная Минздравом СССР от 04.10.1980г №3010). Степень распространенности миопии среди студентов 1 курса БУ «Нижневартовский медицинский колледж» представлены в таблице.
Таблица 2.
Степень распространенности миопии среди студентов 1 курса БУ «Нижневартовский медицинский колледж»
Группа Общий процент миопии студентов 1 курса, % Слабая степень миопии у студентов, % Средняя степень миопии у студентов, %
101 35 23 12
102 42 20 22
103 20 4 16
104 45 30 15
105 48 13 13
106 20 — 16

Читайте также:  Голубитокс для зрения отзывы при близорукости

Рис. 1. Распространенность миопии среди студентов первого курса.
Проанализированы 210 медицинских справок на наличие у студентов миопии.
У студентов 105 группы выявлена высокая степень распространенности миопии- 48 % случаев, на втором месте 104 группа — 45 % случаев.
Низкая степень распространенности миопии выявлена у студентов 103 и 106 групп — 20 % случаев.
2.2 Меры профилактики миопии
Первостепенное значение для предупреждения тяжелых осложнений близорукости является ее профилактика, которая должна начинаться в детском возрасте. Основу профилактики составляет:
— выявление групп риска по возникновению близорукости (приложение 1);
— соблюдение режима зрительной нагрузки;
— домашние упражнения для тренировки аккомодации;
— занятия физкультурой и спортом (бадминтон, плавание, теннис);
— плюсовые очки для постоянного ношение в группах риска (бинокулярный миопический дефокус);
— прием антиоксидантов, микроэлементов, витаминов [4].
Соблюдение режима зрительной нагрузки. Правильное обучение чтению и письму, соблюдая при этом оптимальное расстояние (35-40 см), достаточное освещение рабочего места. При чтении за столом книга должна лежать под углом 40° к поверхности стола (на подставке). После 30 минут чтения надо дать глазкам отдохнуть, минут 10. Нельзя читать лежа, т. к. расстояние от глаза до книги будет меньше положенного, уменьшается приток к глазам крови, богатой кислородом. Рекомендуется ограничение просмотра телепередач, работы с компьютером. При просмотре телевизора расстояние до экрана должно быть не меньше 3 метров.
Важно так же соблюдать режим труда. При прогрессировании миопии необходимо, чтобы на каждые 40-50 минут чтения или письма приходилось не менее 5 минут отдыха. При близорукости выше 6,0 диоптрий время зрительной нагрузки необходимо сократить до 30 мин., а отдых увеличить до 10 минут.
Домашние упражнения для тренировки аккомодации.
Методика занятий определяется задачами ЛФК:
а) общее укрепление организма;
б) активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
в) укрепление мышечно-связочного аппарата;
г) улучшение кровоснабжения тканей глаза;
д) укрепление мышечной системы глаза, прежде всего цилиарной мышцы;
е) укрепление склеры.
Внимание уделяется общеукрепляющим и корригирующим упражнениям: ходьба, движения руками, дыхательные упражнения, упражнения для плечевого пояса, мышц туловища и стопы, а также упражнениям для укрепления мышц шеи и спины, ослабленных неправильной позой при зрительной работе (методика занятий для тренировки аккомодации представлена в приложении 2).
Занятия физкультурой и спортом. Рекомендуется для профилактики миопии заниматься бадминтоном, плаванием, теннисом.
При возникшей миопии противопоказаны: велогонка, волейбол, баскетбол, скоростной бег на коньках, спортивная и художественная гимнастика, бокс, борьба, тяжелая атлетика, прыжки в длину и высоту, хоккей. Прием антиоксидантов, микроэлементов, витаминов.
Для профилактики миопии и её возникновении рекомендуется изменить рацион питания. Он должен быть разнообразным, питательным, богатым минералами, витаминами (особенно группы A, D), микроэлементами (такими, как: магний, цинк, медь, хром). Необходимо постоянно повышать иммунитет, так как его состояние отвечает за развитие близорукости (рекомендации при диете представлены в приложении 3).
При миопии обязательно диспансерное наблюдение — при слабой и средней степени раз в год, а при высокой степени — 2 раза в год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Среди выпускников школ частота миопии достигает 26 %, гимназий и лицеев-50%, где на долю миопии высокой степени приходится 10-12 %.
2. В течение 8-10 часов студенты испытывают интенсивное зрительное напряжение.
3. Близорукость чаще возникает у лиц с отклонениями в общем состоянии здоровья.
4. Профилактические мероприятия для укрепления здоровья органа зрения позволяют укрепить мышечный аппарат зрительного анализатора у студентов, уменьшить зрительную и умственную нагрузку.
Практическая значимость: составленные рекомендации (приложение 4) с целью укрепления здоровья органа зрения будут способствовать формированию знаний и навыков здорового образа жизни студентов. Это позволит ликвидировать некоторые причины умственного утомления и снизить уровень миопии у студентов.
Список использованных источников:
1. Аккомодация: Руководство для врачей / Под ред. Л.А. Катаргиной. – М.: Апрель, 2012. – 136 с.
2. Клинические лекции по офтальмологии: Учебное пособие. — Егоров Е.А., Басинский С.Н. 2007. — 288 с.
3. Офтальмология: учебник для вузов / Под ред. Е.А. Егорова — 2010. — 240 с.
4. Федеральные клинические рекомендации «Диагностика и лечение близорукости у детей», Москва 2013 г.
Приложение 1
Группы риска возникновения и прогрессирования близорукости
1. Дети близоруких родителей.
2. Дети с близорукостью, впервые выявленной в дошкольном возрасте.
3. Дети с гиперметропией менее +0,5дптр при поступлении в школу.
4. Дети со сниженной аккомодацией (объемом и запасами аккомодации, аккомодационным ответом).
5. Дети с ПИНА и/или эзофорией.
6. Дети, рано начавшие читать.
7. Дети, посещающие гимназии, лицеи и пр.
8. Ослабленные, длительно и часто болеющие и/или имеющие хронические заболевания дети.
9. Дети, проживающие в неблагоприятных климатических и экологических зонах.
Приложение 2
Домашние упражнения для тренировки аккомодации
Методика занятий определяется задачами ЛФК:
а) общее укрепление организма;
б) активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
в) укрепление мышечно-связочного аппарата;
г) улучшение кровоснабжения тканей глаза;
д) укрепление мышечной системы глаза, прежде всего цилиарной мышцы;
е) укрепление склеры.
Внимание уделяется общеукрепляющим и корригирующим упражнениям: ходьба, движения руками, дыхательные упражнения, упражнения для плечевого пояса, мышц туловища и стопы, а также упражнениям для укрепления мышц шеи и спины, ослабленных неправильной позой при зрительной работе
Положение тела при работе считается правильным, когда линия центра тяжести пересекает скамью позади тазобедренного сустава, голова несколько наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами от книги, лежащей на столе, плечевой пояс сохраняет горизонтальное положение, а туловище отодвинуто от края стола на 3-5 см.
Специальные упражнения для профилактики и коррекции миопии условно можно разделить на несколько групп:
1.Упражнения для наружных мышц глаза
а) прямых,
б) прямых и косых.
2. Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы. Упражнения заключаются в движениях глазного яблока по всем возможным направлениям и переводе взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот.
3. Самомассаж глаз. Интенсивность этих упражнений увеличивают постепенно: в 1-2-е занятие включают 2 упражнения, выполняя их 2 раза; начиная с 3-го занятия те же 2 упражнения выполняют 3 раза; затем через каждые 3 занятия прибавляют по одному упражнению и доводят их до 5-6, выполняя каждое упражнение по 3 раза. По этой методике рекомендуется заниматься 1,5-2 месяца, в течение следующего месяца увеличивают число повторений каждого упражнения до 5-6 раз. Затем также постепенно включают другие упражнения.
Специальные упражнения для глаз
Исходное положение — стоя у гимнастической стенки.
1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз).
2. Посмотреть вверх — вправо, затем по диагонали вниз — влево (6-8 раз).
3. Посмотреть вверх — влево, по диагонали вниз — вправо (6-8 раз).
4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз).
5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец не начнет «двоиться» (6-8 раз).
6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).
7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Исходное положение — сидя.
8. Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза.
9. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 8-10 раз.
10. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Исходное положение — стоя.
11. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний и наоборот. Амплитуда движений глазного яблока максимальная, но без боли, темп быстрый, средний и медленный в порядке усложнения. Специальные упражнения для глаз лучше выполнять одновременно с дыхательными и общеразвивающими, но строго дозируя упражнения для глаз.
Курс ЛФК при миопии составляет не менее 3 месяцев, его делят на 2 периода — подготовительный (12-15 дней) и основной (2,5-3 месяца).
Задачи подготовительного периода:
а) общее укрепление организма;
б) адаптация к физической нагрузке;
в) активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
г) улучшение осанки;
д) укрепление мышечно-связочного аппарата;
е) повышение эмоционального тонуса.
Для этого периода характерно преимущественное выполнение общеразвивающих упражнений с постепенным увеличением специальных упражнений для мышц-разгибателей шеи и туловища. Особое внимание уделяют обучению правильному дыханию. Соотношение дыхательных и общеразвивающих упражнений 1:1, 1:2. В этом периоде к специальным относятся дыхательные и корригирующие упражнения, а также упражнения для укрепления свода стопы. Исходные положения — лежа, сидя, стоя. Корригирующие упражнения выполняют в условиях разгрузки позвоночника — лежа. Темп выполнения упражнений медленный и средний. Используют гимнастические снаряды (палки, мячи, набивные мячи и т.д.). Кроме гимнастических упражнений показаны подвижные игры и отдельные элементы спортивных игр для общеоздоровительных воздействий, повышения эмоционального тонуса, что особенно важно в детском возрасте. Подвижные игры проводят в исходном положении сидя и стоя. В игры с передачей мяча или бросками мяча включают соревновательные моменты.
Задачи основного периода:
а) улучшение кровоснабжения тканей глаза;
б) укрепление мышечной системы глаза;
в) улучшение обменных и трофических процессов в глазу;
г) укрепление склеры.
На фоне общеразвивающих, дыхательных и корригирующих упражнений применяют специальные упражнения, укрепляющие наружные мышцы глаза и аккомодационную (цилиарную) мышцу. Эти упражнения должны быть строго дозированы.
Упражнения для наружных мышц глаза целесообразно выполнять одновременно с общеразвивающими упражнениями в исходном положении лежа или стоя у гимнастической стенки (оптимальное положение для сохранения правильной осанки).
Тренировку цилиарной мышцы можно проводить на оконном стекле. На уровне глаз на расстоянии 25 см. от них крепится метка — кружочек диаметром 2-3 см. Вдали на этом же уровне намечается точка фиксации взгляда. Взгляд переводится с метки на стекле на точку фиксации вдали и обратно. Начинать упражнение нужно с 3 минут, через 3 дня прибавлять по 2-3 минуты и довести до 10 минут. Заниматься следует в светлое время дня.
Самомассаж глазных яблок производится легким надавливанием тремя пальцами на верхнее веко при закрытых глазах с частотой от 40 до 80 в 1 минуту, а также зажмуриванием с разной силой и морганием с разной частотой. Начинают самомассаж с 10 секунд, затем постепенно доводят до 1 минуты. По окончании курса лечения дают индивидуальные задания на дом по применению комплекса ЛФК. Очень важно не прекращать эти занятия и дома.
Общеразвивающие физические упражнения укрепляют мышечную систему организма и благоприятно воздействуют на кровеносные сосуды. Во время физкультуры зрение постоянно переключается с близкого на далекое и обратно. Это способствует тренировке аккомодации и служит профилактикой близорукости. Заниматься физкультурой надо ежедневно по 30-40 минут.
1. Лежа на спине, одновременно поднять левую ногу и правую руку. Застыть на несколько секунд. Затем то же с другой ногой и рукой. Так — 10 раз. Это упражнение укрепляет мышцы шейно-воротниковой зоны, что обеспечивает нормальное кровоснабжение глазного яблока. А если взглядом следить за ногой, будет разрабатываться аккомодационная мышца.
2. Лежа на животе, одновременно поднять ноги и руки, развести их в стороны и зафиксировать. Это укрепляет все мышцы, особенно — спины и шеи. Тренированные мышцы не допускают защемления глазных нервов и кровеносных сосудов, которые отвечают за кровоснабжение глаз.
С легкой степенью близорукости без изменений глазного дна разрешены плавание и фехтование. А вот детки с высокой степенью миопии (свыше 6 диоптрий) могут заниматься физкультурой в специальной медицинской группе, после посещения врача-офтальмолога.
Приложение 3
Рекомендации по пищевому рациону для профилактики и прогрессированию миопии
Рекомендуется включить в рацион питания следующие продукты питания:
серый, черный хлеб, хлеб с отрубями;
рыбные, молочные, вегетарианские супы или сваренные на бульоне из нежирных сортов мяса;
рыба, мясо (птица, говядина, кролик, морские продукты, баранина);
овощи: свежая и квашеная капуста, капуста морская и цветная, брокколи, сладкий перец (особенно желтый и красный),тыква, свекла, горошек ( молодой зеленый);
зелень: петрушка, укроп, шпинат, листья салата;
крупы: темные макароны, овсянка, гречка;
яйца;
кисломолочные продукты (творог, сыр, сливки, сметана, йогурт без добавок, кефир);
сухофрукты (курага, инжир, изюм, чернослив);
свежие фрукты и ягоды (дыня, абрикос, персики, облепиха, черника, рябина черноплодная, смородина черная, красные парички, апельсины, мандарины, грейпфруты);
напитки: кисели, компоты, зеленый чай, настои шиповника, морковный сок, черничный морс);
растительные жиры (масло горчичное, оливковое и льняное).
Питаться нужно дробными частями (до 6 раз в день, но не меньше 4).
Приложение 4
Рекомендации для студентов для укрепления здоровья органа зрения
Специальные упражнения для глаз
Исходное положение — стоя у гимнастической стенки.
1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз).
2. Посмотреть вверх — вправо, затем по диагонали вниз — влево (6-8 раз).
3. Посмотреть вверх — влево, по диагонали вниз — вправо (6-8 раз).
4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз).
5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец не начнет «двоиться» (6-8 раз).
6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).
7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Исходное положение — сидя.
8. Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза.
9. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 8-10 раз.
10. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Исходное положение — стоя.
11. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний и наоборот. Амплитуда движений глазного яблока максимальная, но без боли, темп быстрый, средний и медленный в порядке усложнения. Специальные упражнения для глаз лучше выполнять одновременно с дыхательными и общеразвивающими, но строго дозируя упражнения для глаз.
Рекомендуется по пищевому рациону:
— серый, черный хлеб, хлеб с отрубями;
— рыбные, молочные, вегетарианские супы или сваренные на бульоне из нежирных сортов мяса;
— рыба, мясо (птица, говядина, кролик, морские продукты, баранина);
— овощи: свежая и квашеная капуста, капуста морская и цветная, брокколи, сладкий перец (особенно желтый и красный),тыква, свекла, горошек ( молодой зеленый);
— зелень: петрушка, укроп, шпинат, листья салата;
— крупы: темные макароны, овсянка, гречка;
— яйца;
— кисломолочные продукты (творог, сыр, сливки, сметана, йогурт без добавок, кефир);
— сухофрукты (курага, инжир, изюм, чернослив);
— свежие фрукты и ягоды (дыня, абрикос, персики, облепиха, черника, рябина черноплодная, смородина черная, красные парички, апельсины, мандарины, грейпфруты);
— напитки: кисели, компоты, зеленый чай, настои шиповника, морковный сок, черничный морс);
— растительные жиры (масло горчичное, оливковое и льняное).
Питаться нужно дробными частями (до 6 раз в день, но не меньше 4).
Соблюдение режима зрительной нагрузки
Правильное обучение чтению и письму, соблюдая при этом оптимальное расстояние (35-40 см), достаточное освещение рабочего места. При чтении за столом книга должна лежать под углом 40° к поверхности стола (на подставке). После 30 минут чтения надо дать глазкам отдохнуть, минут 10. Нельзя читать лежа, т. к. расстояние от глаза до книги будет меньше положенного, уменьшается приток к глазам крови, богатой кислородом. Рекомендуется ограничение просмотра телепередач, работы с компьютером. При просмотре телевизора расстояние до экрана должно быть не меньше 3 метров.
Важно так же соблюдать режим труда. При прогрессировании миопии необходимо, чтобы на каждые 40-50 минут чтения или письма приходилось не менее 5 минут отдыха. При близорукости выше 6,0 диоптрий время зрительной нагрузки необходимо сократить до 30 мин., а отдых увеличить до 10 минут.

  • rabota2doc
    Размер файла: 79 kB Загрузок: 18

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *