Меню Рубрики

Упражнения для профилактики зрительного утомления и близорукости

В настоящее время офтальмологи предлагают несколько видов коррекции зрения при близорукости: ношение очков, применение лекарственных препаратов, хирургическое вмешательство.

Каждый из них, кроме пользы, может сказаться и негативно. Например, в очках человек видит лучше, но заболевание может прогрессировать. Лекарства и капли могут быть связаны с индивидуальной непереносимостью. При хирургической коррекции есть риск получить обратный эффект. Как вариант предлагается использовать методы профилактики, то есть специальные упражнения и общие рекомендации. Все мы прекрасно знаем что профилактика заболеваний, это лучший способ борьбы с ними.

Давайте посмотрим, какие существуют упражнения для профилактики близорукости и как их надо выполнять.

В течение дня наши глаза утомляются, особенно если деятельность связана с работой за компьютером, вождением автомобиля, чтением литературы.

Пальминг – это очень хорошее упражнение для того что бы расслабить мышцы глаз. Делать его можно неограниченное количество раз в день по возможности. Потрите ладони друг о друга и скрестите кисти рук таким образом, чтобы пальцы накладывались друг на друга, а ладони оставались свободными. Поднесите ладони к глазам так, чтобы не было видно света. Закройте глаза, максимально расслабьтесь и вспомните приятные моменты своей жизни. Таким образом, выполняя данное упражнение по несколько минут, глаза получают теплую положительную энергию вашего тела и расслабляются.

Это основное, специальное упражнение. Выполнять его можно 3 раза в день по несколько минут. Действие упражнения для профилактики близорукости основано на том, что расслабляя и напрягая глаза, они начинают тренироваться.

Наметьте мысленно точку на стекле и смотрите на нее в течение минуты. Затем медленно перемещайте глаз дальше точки, например, на окно соседнего дома и смотрите на него также в течение минуты. Вернитесь обратно к точке на стекле и т.д. Это упражнение можно выполнять в любой момент повседневной жизни, переводя взгляд то вдаль, то вблизь. Если находитесь на рыбалке, переводите взгляд с поплавка на берег и обратно. Играя в пинг-понг, вы непроизвольно наблюдаете за мячиком, который движется к вам и от вас. Сидя у окна в автобусе, приклейте к стеклу билетик и смотрите то на него, то за окно.

Когда глаза находятся без движения, их мышцы начинают атрофироваться. Упражнения для профилактики близорукости на подвижность выполнять не обязательно, но желательно, не более трех раз в день.

Выполнять нужно очень и очень медленно, иначе мышцы могут надорваться. Голову держите неподвижно, а взгляд начинайте переводить по несколько раз вверх – вниз, слева на право, по диагоналям, по часовой стрелке и обратно.

Таким образом, при систематических тренировках можно не только избавиться от прогрессирующей близорукости, но даже от очков.

Увы, но жизнь современного человека небезопасна. Наряду с многочисленными благами есть и факторы, негативно влияющие на наше здоровье. Сегодня все больше людей страдает таким опасным заболеванием как близорукость. При близорукости человек вблизи видит хорошо, но вдали зрение ухудшено. И чем хуже предметы видятся вдаль, тем больше минус остроты зрения. Если заболевание передано по наследству и прогрессирует, то необходимо медицинское вмешательство. Если же близорукость распространяется с течением времени, очень важно знать, что на это влияет. Но лучше всего близорукость предотвратить в раннем возрасте, потому как детский организм более слаб.

Конечно же, главными врагами для наших глаз являются телевизор и компьютер, поэтому необходимо как можно меньше пользоваться данными устройствами. Чтение книг, как известно, уходит в прошлое, однако здесь также необходимо помнить о том, что читать нужно на безопасном расстоянии. Обратите внимание на ваш рабочий кабинет, или комнату, в которой проводите много времени; окна там должны находиться слева относительно вас, а пространство как можно шире. Недаром наши предки большинство времени проводили на охоте, часто смотрели вдаль и видели очень зорко. Глаза, как и другие органы, подвержены вредному воздействию никотина и алкоголя. Также необходимо серьезно отнестись к тому, чтобы избегать травм глаз, воздействию на них лучей ультрафиолета и ярких вспышек. Солнцезащитные очки немного защищают нас только от появления морщин, но никак не от полезного воздействия солнечных лучей.

Обратите внимание на питание. Витамины, способствующие хорошему зрению, содержатся в чернике и моркови. По возможности используйте раздельное питание, когда продукты кислотной группы употребляются отдельно от щелочных. Здоровый сон, занятие физкультурой и спортом, отсутствие сильных стрессов пойдут только на пользу.

Что бы добиться результата старайтесь выполнять упражнения для профилактики близорукости регулярно. Помните, что глаза – это основной инструмент, с помощью которого мы можем наслаждаться всеми красками внешнего мира в полном объеме!

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

источник

Близорукость. Профилактика близорукости

Обычно в зоне риска приобретения близорукости находятся первоклашки. Их глаза — самые неподготовленные к учебным нагрузкам органы ребенка. Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата, которая предполагает чрезвычайно высокий уровень зрительных нагрузок, интенсивное овладение чтением, письмом, счетом.

Зрительный анализатор у детей младшего школьного возраста практически не получает целенаправленного оздоровительного воздействия. В результате возникает риск приобретения, так называемой, школьной формы близорукости. Если вовремя не принять меры, то близорукость быстро прогрессирует и приводит к значительной потере зрения.

В деле охраны зрения детей, важную роль играет создание условий в учебной деятельности, своевременное выявление отклонения зрения, ношение очков и, конечно, профилактика.

Наблюдая за учащимися, я отметила, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями зрения. Хотя делается немало, с точки зрения соблюдения санитарно-гигиенических норм учебного процесса, чтобы его сохранить, это и физкультминутки на каждом уроке, пересадка учащихся каждое полугодие, а в отдельных случаях, и каждую четверть, беседы по профилактике близорукости, соблюдение зрение сберегающих правил при чтении и письме.

Последние годы я практикую в ходе учебных занятий проведение специальных зрительных упражнений и игр для тренировки и укрепления мышц глаза, физкультминутки через каждые 10–15 минут занятий.

Систематическая работа дает хорошие результаты. Вместе со школьным врачом мы констатируем, что в классе снизилась динамика развития близорукости у детей, у части детей зрение стабилизировалось, близорукость, не прогрессирует миопия. С результатами нашей работы знакомлю родителей, проконсультировавшись с врачом даю рекомендации о том, как, какими средствами можно бороться за хорошее зрение в семье. Для этого использую комплект плакатов о здоровом и гармоничном развитии учащихся, а так же знакомлю с комплексом упражнений для глаз.

Лучшей профилактикой развития этого нарушения зрения будет ограничение нагрузки на глаза, т. е. нельзя, чтобы ребёнок часами сидел у экрана телевизора или монитора.

Детям до 7 лет не желательно смотреть телевизор более 40 минут в день, детям младших классов — не более чем 1,5 часа в день и не более 40 минут в день работы за компьютером.

Детям старших классов — не более 3 часов в день у экрана телевизора. Особенно это касается тех детей, которые уже плохо видят нижнюю строку на диагностической таблице.

Режим освещения. Зрительные нагрузки только при хорошем освещении, с использованием верхнего света, настольной лампы 60-100 Вт. Не использовать лампы дневного света

Режим зрительных и физических нагрузок — рекомендуется чередовать — зрительные напряжения с активным, подвижным отдыхом — при миопии до 3 диоптрий, как правило, физические нагрузки не ограничиваются, свыше 3 диоптрий — запрещается поднятие тяжестей, прыжки и некоторые виды соревнований.

Гимнастика для глаз. Через 20-30 минут занятий рекомендуется проводить гимнастику для глаз.

Правильная коррекция зрения: с помощью очков или контактных линз подобранных офтальмологом.

Тренировка мышц — напряжение которых приводит к росту миопии ( лазерная стимуляция, видеокомпьютерная коррекция зрения, закапывание лекарственных препаратов, специальные курсы глазной гимнастики ) – под наблюдением офтальмолога.

Общеукрепляющие мероприятия: плавание, массаж воротниковой зоны, контрастный душ и т.д. по рекомендации офтальмолога.

Полноценное питание: сбалансированное по белку, витаминам и микроэлементам таких, как Zn, Mn, Cu, Cr и др.

Упражнения при близорукости. Упражнения для глаз.

По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

Упражнения для глаз при близорукости. Упражнения для тренировки мышц глаза.

Вот некоторые элементы этой гимнастики:

Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

Методика по охране и укреплению здоровья детей В.Ф. Базарного. Некоторые элементы его технологии вводите в учебные занятия.

1. Бумажные офтальмотренажеры

Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами.

На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы, восьмерки, спирали и другие). Толщина линий – один сантиметр.

Детям предлагаются следующие задания:

1) Найди глазами две пирамидки.

2) Сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зеленых, черных и других

3) Сколько у пирамидок красных колпачков, коричневых, зеленых, желтых и других?

4) Сколько всего колец у пирамидок?

5) Сколько всего колпачков?

6) Сложи пирамидки в две группы. В первой группе на две (в два раза) пирамидки больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

Этот вид упражнения можно использовать довольно часто, меняя лишь варианты заданий.

3. Тарелки с разноцветными кружками.

Детям предлагаются следующие задания:

а) Найди две одинаковые тарелки.

б) Найди тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

в) Сколько всего красных, зеленых, синих кружков на всех тарелках?

4. Схема зрительно-двигательных траекторий.

С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:

вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.

Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской.

Благодаря этим упражнениям у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развиваются зрительно-моторная реакция, различительно-цветовые функции.

Для профилактики близорукости, укрепления глазодвигательных мышц на уроках во время проведения физкультминуток я также использую различные упражнения:

— упражнения под музыкальное сопровождение;

Упражнение с речитативом «Ах, как долго мы писали»:

Ах, как долго мы писали, (Поморгать глазами).

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо).

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх).

Мы глаза сейчас закроем. (Закрыть глаза ладошками).

В классе радугу построим. (Посмотреть по дуге вверх) —

Вверх по радуге пойдем. (вправо и вверх – влево).

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.( Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

Ребята приехали на дачу собирать урожай. Исходное положение – основная стойка или сидя на стуле, руки на парте. Все упражнения сопровождаются движением глаз.

«Капуста» — мягкие круговые движения глаз по кругу, глазами «рисуем» капусту. Ребята должны сорвать два кочана капусты, упражнение выполняем 2 раза.

«Морковка» — круговые движения глаз вверх – налево -вниз – направо – наверх. глазами «рисуем» морковку. Ребятам нужно сорвать пять морковок, упражнение выполняем 5 раз.

«Огурец» — полукруг вверху справа — налево, полукруг снизу слева – направо,

глазами «рисуем» огурец. Нужно сорвать три огурца, упражнение выполняем 3 раза.

Исходное положение – сидя на стуле, руки согнуты к плечам, ладонями вперед, пальцы вместе – «крылышки». Руки – это «цветочки», глаза – «бабочка»

«Бабочка» летит с правого цветка на левый – «рисуем» полукруг вверху справа – налево.

«Бабочка» порхает над цветком и садится на него – моргаем глазами пять раз.

«Гусеница» ползет от правого к левому «цветку» — «рисуем» глазами полукруг снизу справа – налево. Повторяем в другую сторону – «рисуем» глазами полукруг снизу слева – направо.

Выглянуло «солнышко». Глазами« рисуем»лучи солнца– от носа, вправо – вверх, вправо – вниз. И в другую сторону ,влево – вверх, влево – вниз.

Игру можно повторить 2 – 3 раза.

Профилактика зрительного утомления и близорукости

(памятка для учащихся начальных классов) Автор метода Э.С.Аветисов

Долго тянется урок – Много мы читали.

Не поможет тут звонок, Раз глаза устали.

Глазкам нужно отдыхать, Знай об этом каждый.

Упражнений ровно пять, Все запомнить важно.

Упражнение один – На край парты книги сдвинь.

Сидя, откинься на спину парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.

Упражнение такое — Повтори пять раз за мною.

Упражнение два – Тренируй свои глаза.

Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурить глаза, открой глаза.

Занимаемся все сразу, Повтори четыре раза,

Упражнение три. Делай с нами, не спеши.

Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в исходное положение.

Повторите пять раз, Расслабляя мышцы глаз.

Упражнение четыре — Потратить нужно много силы.

Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2 – 3 сек. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5 – 20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3 – 5 сек., после чего руки опусти.

Повторить 5 – 6 раз, Все получится у вас.

Упражнение пять — Нужно четко выполнять.

Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх –вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).

Находясь в постоянном поиске, изучая литературу,меня заинтересовал комплекс игровых упражнений, предлагаемый кандидатом педагогических наук С.В. Бондаренко. Эти упражнения я с успехом использовала на уроках. В основу игр положены два ведущих принципа тренировки глаза (по профессору Э.С. Аветисову):

• первый – «раскачка» аккомодации (способность глаза ясно видеть предметы, находящиеся от него на различных расстояниях);

Читайте также:  Сколько диоптрий может быть близорукость

• второй – релаксация (уменьшение напряжения) основных функциональных структур зрительного аппарата.

Эти упражнения способны снимать зрительное напряжение и утомление, расслабляя наружные и внутренние мышцы глаза, улучшать кровообращение глаза и циркуляцию внутриглазной жидкости. Помогают направленно повышать уровень зрительной выносливости, то есть выносливости к зрительному утомлению.

Данный игровой материал желательно применять комплексно, используя игры и восстановительного, и тренирующего воздействия. Это связано с особенностями процесса адаптации зрительного анализатора детей младшего школьного возраста к учебному труду.

В начале учебного года, в первой четверти, доминируют специальные восстановительные игры в соотношении 2:1, в остальных учебных четвертях данное соотношение изменяется в сторону преобладания специально тренирующих игр в соотношении 3:1. Специальные зрительные игры применяют только после упражнений, повышающих зрительную активность детей.

Специально-восстановительные зрительные игры:

Игру проводят в положении сидя после напряженной работы. По указанию учителя учащиеся закрывают глаза, прикрывая их ладонями, и опускают головы. Учитель называет цвета, а играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце и так далее). Выборочно опросив детей о том, что же они увидели, учитель называет другой цвет.

Отвечая учителю, который подходит к детям и касается их плеча, учащиеся сохраняют исходное положение.

Длительность одного цикла игры (каждого цвета) – 15–20 сек., общая продолжительность игры – 1 мин.

Организуют игру после нагрузок, требующих как зрительного напряжения, так и статико-динамических напряжений мышц кисти. Учащиеся часто моргают, проговаривая текст: «Вы, метелки, усталость сметите, мы еще заниматься хотим до звонка. Глазки нам хорошо освежите, нам в учебный мир окунуться пора».

Проговаривание сочетают с быстрым (для снятия статического напряжения) сгибанием-разгибанием пальцев, кистей. Длительность выполнения – 6–8 секунд, повторить 2–3 раза.

Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время учитель изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Учитель выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин.

Специально-тренирующие зрительные игры:

Играть целесообразно на тех уроках, где зрительная нагрузка наиболее высокая. Учащиеся стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Учитель располагается впереди сбоку. Он включает электрический фонарик и «выпускает зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку классной комнаты. Учащиеся, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы, а максимально используя лишь амплитуду работы глазодвигательных мышц. Учитель отмечает самых старательных «охотников».

Учащиеся свободно стоят перед учителем, который вращает подвешенный на нити длиной 50–70 см теннисный мяч (лучше всего желтый). Темп вращения нарастающий – от медленного к среднему. Учащиеся сопровождают глазами все перемещения мяча, вращая глазами с возможно большей амплитудой.

Направление вращения мяча периодически изменяется. В игре отмечают наиболее старательных игроков.

Примечательно, что предлагаемый игровой материал способствует и концентрации внимания учащихся, а это позволяет оптимально переключать их на последующую учебную деятельность.

Использование гимнастики для глаз, элементов технологии В.Ф. Базарного, специальных восстановительных и специально тренирующих игровых упражнений С.В. Бондаренко привело к значительному улучшению зрения у младших школьников. Если в первом классе на конец учебного года 91,7% учащихся имели 100%-ное зрение, то в конце четвертого класса 100%-ная острота зрения была у всех учеников.

Хочется пожелать тем, кто начнет применять эти технологии: «Опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьетесь успеха».

1. Из опыта работы по технологии Базарного В.Ф. // «Начальная школа», 1990. – № 6; 1996. – № 11.

2. Бондаренко С.В. «Тренируем зрение» // «Физкультура в школе», 1993. – № 2.

3. Аветисов Э.С. Возвращение зрения. М., 1980.

источник

налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
Комплекс упражнений для глаз «На море»
(Под медленную спокойную музыку.)
1. «Горизонт»
1—4 — чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.
2. «Лодочка»
1—4 — чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5-8 – повторить движения счета 1-4 в другую сторону.
3. «Радуга»
1—4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.
4. «Солнышко»
1—8. «На море солнышко» — чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.
Затем можно повторить упражнение в другую сторону.
5. «Пловец плывет к берегу»
1 —4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.
5—8 — медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.
6. «Яркое солнышко»
1-8 – зажмуриться – «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз.
1. И. п.— основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться — вдох, опустить руки — выдох. Смотреть на руки. Повторить 4—6 раз.
2. И. п.— стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении — 10—15с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5с. в левую сторону, затем 5с. в правую.3. И. п.- то же. Одну руку поднимать, другую – опускать, затем наоборот – 20-15с. Сопровождать движение рук взглядом.
4. И. п.- основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить.Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10—15с.
5. И. п.— стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10с, затем в правую — смотреть на правую кисть.6. И. п.- основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет.
7. И. п.— то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6-8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.
Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.
Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко
1. «Пальминг»
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
2. «Верх-вниз, влево-вправо»
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
3. «Круг»
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
4. «Квадрат»
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
5. «Гримасы»
Логопед предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ежика – губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.).
6. «Рисование носом»
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Педагог может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)
7. «Раскрашивание»
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
8. «Расширение поля зрения»
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их… и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.
9. «Буратино»
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа.Взрослый медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.
«Буратино 2»
Буратино своим длинным любопытным носом рисует разные фигуры. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.
Игра «Дрессированная муха»
Наша дрессированная муха Зеленуха умеет выполнять команды. Посмотрим?
а) Глазками передвигаем муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, влево, вниз… Где, в каком домике наша муха?
б) Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за мухой.
в) Управляем мухой молча (Направление задает логопед движениями рук)
6. «Часики»
Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.
Зрительные дифференцированные физкультминутки
(Бумажные офтальмотренажеры)
1. Пирамидки
Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, черных, зеленых и т. д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зеленых, желтых и т. д.

Сколько всего колец у всех пирамидок?
Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?
Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.
2. Тарелки с разноцветными кружками
Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
3. Коврик
Задания: составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике). После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике, сколько кружков, сколько четырехугольников, сколько треугольников.
4. Цветовые карточки, цветное табло на магнитном моделеграфе С помощью вышеперечисленных приемов развиваются стереоскопическое зрение, зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребенка:
белый — ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;
черный — в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;
коричневый — в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию;
красный — возбуждает, раздражает;
голубой — ухудшает настроение;
зеленый — улучшает настроение, успокаивает;
желтый — теплый и веселый, создает хорошее настроение.
Комплексы упражнений для глаз
Комплекс 1
И. п. — сидя за партой.
1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.
2. Движения глазными яблоками.
— глаза вправо-вверх.
— глаза влево-вверх.
— глаза вправо-вниз.
— глаза влево-вниз.
Повторить 3—4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10—15с.
3. Самомассаж.
Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.
Комплекс 2
1.Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.
2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5—6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5—6 с, Открыть глаза. Повторить 3—4 раза.
3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 с.
Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.
Комплекс 3
1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.
3. Поморгать глазами. Повторить 5—6 раз.
Комплекс 4
1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.
2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз. Закрыть глаза, расслабить веки, 10—15 с.
3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10—15с. Открыть глаза.
Комплекс 5.
Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение (и.п. – сидя).
1.Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноимённого глаза (1-2 сек.); отвести пальцы (три – пять раз).
2.Смотреть на концы пальцев вытянутой вперёд руки (по средней линии лица); медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда (три раза).
3.Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следить за ней двумя глазами; тоже самое и в обратную сторону (четыре – пять раз).
Комплекс 6.
Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и.п.- стоя).
1.Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (три – четыре раза).
2.Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелке (два – три раза).
3.Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (два – три раза).
Комплекс 7 .
Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.
1.И.п. – сидя на полу. Ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (два раза).
2.И.п. – стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать подающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (повторить три – четыре раза).
3.И.п. – стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки больше» (широко открыть глаза).
Комплекс 7.
1.И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его.
2.И.п. – стоя, мяч на вытянутых перед собой руках. Двигать руками влево и вправо, следить глазами за мячом (пять – шесть раз)
3.И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом (четыре – пять раз).
4.И.п. – стоя, мяч на вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в и.п., следить за мячом (четыре – пять раз).
Комплекс 8.
1.Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
2.Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3.Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Комплекс 9.
1.На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
2.Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3.Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4.Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.
Комплекс 10.
1.-Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.
2.-Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
3.-Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево — вправо, вверх-вниз.
4.-Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
5.-Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.
Комплекс 11
Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка (рисунок).
1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2—-3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2—3 сек).
А теперь опять посмотрите на свою … (2—3 сек)». Повторить 4 раза.
2. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно следите глазами: … подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». Повторить 4 раза.
3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.
4. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза

Читайте также:  Противопоказания для лазерной коррекции близорукости

  • 2753945-1-kartoteka_zritelnoy_gimnastiki
    Размер файла: 33 kB Загрузок: 0

источник

Картотека зрительной гимнастики. Профилактика зрительного утомления и близорукости.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Картотека зрительной гимнастики.

Профилактика зрительного утомления и близорукости.

Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у детей во время занятий.

Рекомендации к проведению: комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3—5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Памятка для детей

«Если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и заходят отдохнуть. А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза? Часто дети близко садятся к телевизору или весь день не отходят от компьютера. Читают при слабом свете или лежа на диване.

Лучше всего читать книги при дневном свете. А вечером — при настольной лампе, когда она стоит слева от глаз. Не читайте при плохом освещении или в городском транспорте. Это очень вредно! Берегите глаза! И они вам скажут: «Спасибо!»

На край парты книги сдвинь.

(Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.)

(Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой глаза.)

(Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.)

Потратить нужно много силы.

(Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2—3 с. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.)

(Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх — вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох)

«Гимнастика для глаз»

Ах, как долго мы писали , Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

«Волшебный сон»

Дышится легко… ровно… глубоко…

Все чудесно расслабляется…

Дышится легко… ровно… глубоко…

(Громче, быстрей, энергичней.)

Упражнения для снятия усталости глаз

1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз)

Профилактические упражнения для глаз

— 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, слева-направо.

— 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.

— 15 вращательных движений глазами слева-направо.

— 15 вращательных движений глазами справа-налево.

— 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны – «восьмерка».

Руки за спинку, головки назад

Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим — на парту гляди. (Вниз.)

И снова наверх – где там муха летит? (Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

Комплекс специальных упражнений для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4—5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3—4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1—4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза.

6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх

налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

Комплекс упражнений для глаз «На море»

(Под медленную спокойную музыку.)

1. «Горизонт»

1—4 — чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.

5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.

1—4 — чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.

5-8 – повторить движения счета 1-4 в другую сторону.

1—4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.

5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.

4. «Солнышко»

1—8. «На море солнышко» — чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.

Затем можно повторить упражнение в другую сторону.

5. «Пловец плывет к берегу»

1 —4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.

5—8 — медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.

6. «Яркое солнышко»

1-8 – зажмуриться – «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз.

1. И. п.— основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться — вдох, опустить руки — выдох. Смотреть на руки. Повторить 4—6 раз.

2. И. п.— стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении — 10—15с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5с. в левую сторону, затем 5с. в правую.

3. И. п.- то же. Одну руку поднимать, другую – опускать, затем наоборот – 20-15с. Сопровождать движение рук взглядом.

4. И. п.- основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить.Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10—15с.

5. И. п.— стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10с, затем в правую — смотреть на правую кисть.

6. И. п.- основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет.

7. И. п.— то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6-8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.

Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

2. «Верх-вниз, влево-вправо»

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Логопед предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ежика – губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.).

6. «Рисование носом»

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Педагог может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

7. «Раскрашивание»

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

8. «Расширение поля зрения»

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их… и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа.Взрослый медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

Буратино своим длинным любопытным носом рисует разные фигуры. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

Игра «Дрессированная муха»

Наша дрессированная муха Зеленуха умеет выполнять команды. Посмотрим?

а) Глазками передвигаем муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, влево, вниз… Где, в каком домике наша муха?

б) Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за мухой.

в) Управляем мухой молча (Направление задает логопед движениями рук)

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

Зрительные дифференцированные физкультминутки

Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, черных, зеленых и т. д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зеленых, желтых и т. д.

Сколько всего колец у всех пирамидок?

Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.

2. Тарелки с разноцветными кружками

Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

Задания: составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике). После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике, сколько кружков, сколько четырехугольников, сколько треугольников.

4. Цветовые карточки, цветное табло на магнитном моделеграфе

С помощью вышеперечисленных приемов развиваются стереоскопическое зрение, зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребенка:

белый — ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;

черный — в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;

коричневый — в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию;

Читайте также:  Регулирующиеся очки для близорукости и дальнозоркости

красный — возбуждает, раздражает;

голубой — ухудшает настроение;

зеленый — улучшает настроение, успокаивает;

желтый — теплый и веселый, создает хорошее настроение.

Комплексы упражнений для глаз

1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.

2. Движения глазными яблоками.

Повторить 3—4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10—15с.

Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.

1.Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.

2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5—6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5—6 с, Открыть глаза. Повторить 3—4 раза.

3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 с.

Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

3. Поморгать глазами. Повторить 5—6 раз.

1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.

2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз. Закрыть глаза, расслабить веки, 10—15 с.

3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10—15с. Открыть глаза.

Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение (и.п. – сидя).

1. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноимённого глаза (1-2 сек.); отвести пальцы (три – пять раз).

2. Смотреть на концы пальцев вытянутой вперёд руки (по средней линии лица); медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда (три раза).

3. Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следить за ней двумя глазами; тоже самое и в обратную сторону (четыре – пять раз).

Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и.п.- стоя).

1. Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (три – четыре раза).

2. Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелке (два – три раза).

3. Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (два – три раза).

Комплекс 7 .

Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

1. И.п. – сидя на полу. Ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (два раза).

2. И.п. – стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать подающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (повторить три – четыре раза).

3. И.п. – стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки больше» (широко открыть глаза).

1. И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его.

2. И.п. – стоя, мяч на вытянутых перед собой руках. Двигать руками влево и вправо, следить глазами за мячом (пять – шесть раз)

3. И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом (четыре – пять раз).

4. И.п. – стоя, мяч на вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в и.п., следить за мячом (четыре – пять раз).

1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

Комплекс 10.

1. -Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

2. -Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

3. -Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево — вправо, вверх-вниз.

4. -Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

5. -Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

Комплекс 11

Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка (рисунок).

1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2—-3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2—3 сек).

А теперь опять посмотрите на свою … (2—3 сек)». Повторить 4 раза.

2. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно следите глазами: … подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». Повторить 4 раза.

3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.

4. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза

источник

I. И.п. — о.с. 1-2. стойка на носках, руки вверх, проги­баясь в пояснице; 3-4. и.п. Повторить 5-6 раз в мед­ленном темпе.

II. И.п. — стойка ноги врозь руки перед грудью. Сжать и разжать пальцы. Повторить 10-12 раз,

III. И.п. — о.с. – наклон головы вперед, подбородок прижат к груди, руки вниз(прижаты к бедрам); 1-2. поворот головы к левому плечу, не отрывая подбородок от груди; 3-4 — и.п.; 5-6 -то же к правому плечу. 7-8 — и.п. Повторить 5-6 раз в каждую сторону.

IV. И.п. — стойка ноги врозь с нак­лоном вперед, руки в стороны. I. коснуться правой рукой носка ле­вой ноги; 2. и.п.; 3. то же правой рукой; 4 — и.п. Повторить 5-G раз к каждой ноге.

V. И.п. — лежа на спине, руки в стороны ладонями вверх, I. руки вперед( вертикально); 2 — и.п.; Повторить 7-8 раз.

VI. И.п. — лежа на животе, руки за голову (соединены в замок на затылке локтями, ладонями вперед). 1. лежа прогнувшись, руки вверх; 2.и.п.; 3. лежа прогнувшись, руки в стороны-; 4 — и.п. Повторить 5-G раз в медленном темпе,

Факторы, способствующие возникновению заболевания:

1. Наследственная предрасположенность.

2. Напряженная зрительная работа на близком расстоянии при ослабленной аккомодации.

3. Измененная наружная оболочка глаза (склера).

Задачи физического воспитания:

1. Улучшение кровоснабжения тканей глаза.

2. Укрепление мышечной системы глаза, прежде всего цилиарной мышцы.

Показания и противопоказания к выполнению физических упражнений

при миопии высокой степени

1. Циклические плавные упражнения, не предъявляющие больших требований к органам зрения

Нагрузку на зрительный анализатор

2. Резкие движения туловищем

4. Значительные сотрясения тела

6. Упражнения силового характера,

сопровождающиеся натуживанием и резким напряжением мышц

7. Положения, когда голова наклонена

8. Упражнения с напряжением зрительного анализатора

Близорукость, миопия — заболевание глаз, при ко­тором человек плохо видит отдаленные предметы. Различают близорукость трех степеней: слабую — до 3,0 диоптрий (дитр), среднюю — от 3,5 до 6,0 дитр, высокую — от 6,0 и выше. Людям с близорукостью слабой степени можно выполнять физические нагруз­ки без ограничений, средней степенью — большие на­грузки нежелательны, высокой — противопоказаны. Но во всех случаях для профилактики прогрессирования близорукости, помимо общеразвивающих упраж­нений, необходимо использовать специальные, укреп­ляющие мышцы глаз.

Для тренировки наружных мышц глаза рекомен­дуется выполнять следующие упражнения (по Э. С. Аветисову и Е. И. Ливадо):

1. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно в положении сидя (голова неподвижна).

2. Медленно переводить взгляд справа налево и

3. Круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении. 4 — 6 раз.

Тренировка внутренних, цилиарных мышц глаза по методу Э. С Аветисова и К. А. Мац проводится в очках. Для этого к оконному стеклу на уровне глаз приклеи­вается круглая метка, диаметром 2—3 мм. Необходи­мо встать к стеклу с таким расчетом, чтобы глаза на­ходились на расстоянии 25—30 см от него. Взгляд пере­водится медленно с метки на неподвижный предмет, находящийся вдали на расстоянии 200—300 м и более. Продолжительность тренировки цилиарных мышц постепенно увеличивается с 2 мин до 10.

Специальные упражнения для глаз выполняются на фоне общеразвивающих (5—7) упражнений и череду­ются с ними. Продолжительность занятий колеблется в пределах от 10—15 до 25—30 мин. Тренировку мышц глаз желательно проводить не менее 2 раз в день, 3—4 раза в неделю в течение 3—4 месяцев, затем после некоторого перерыва специальные упражнения вновь повторяются.

Специальные упражнения для профилактики близорукости и ее прогрессирования

1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, затем открыть их на 3 -5 с. 6 — 8 раз.

2. Быстро моргать в течение 15-20 с, пере­рыв на 5-10 с и повторить вновь 2 -3 раза.

3. Закрыть веки и массировать их, выполняя круго­вые движения пальцами. Продолжительность массажа до 1 мин. Можно массировать сразу оба глаза.

4. Тремя пальцами каждой руки слегка нажимать на верхнее веко в течение 2 — 3 с. 3-4 раза.

5. Палец правой руки поставить перед лицом на расстоянии 25 — 30 см от глаз. Медленно переводить взгляд с паль­ца вдаль и обратно. 10 -12 раз.

6. Смотреть на конец пальца вытянутой руки. Мед­ленно приближать палец к лицу до тех пор, пока он не начнет двоиться. 6 — 8 раз.

7. Указательными пальцами фиксировать кожу над­бровных дуг. Медленно закрывать глаза. Пальцы, удер­живая кожу, оказывают сопротивление мышце 8 — 10 раз.

8. II , III и IV пальцы рук положить так, что II па­лец находится у наружного угла глаза, III — на середи­не верхнего края орбиты и IV — у внутреннего угла гла­за. Медленно закрывать глаза. Пальцы оказывают это­му небольшое сопротивление. 8-10 раз.

Физические упражнения, рекомендуемые для тренировки внутренних (цилиарных) мышц глаз

1. Передача мяча (волейбольного, баскетбольного или набивного) от груди партнеру, стоящему на рас­стоянии 5 — 7 м. 12 — 15 раз.

2. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. По 7-10 раз каждой рукой.

3. Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать.

4. Передача мяча из-за головы. 10 -12 раз.

5. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать дру­гой (либо двумя). 8 — 10 раз.

6. Бросить мяч сильно об пол, дать ему возможность подпрыгнуть вверх, поймать одной или обеими руками.

7. Броски теннисного мяча в стену на расстоянии

5—8 м. По 6—8 раз каждой рукой.

8. Броски теннисного мяча в мишень. По 6—8 раз

9. Бросить теннисный мяч с таким расчетом, чтобы он от пола отскочил к стене, а затем поймать его. Каждой рукой по 6—8 раз.

10. Броски мяча в баскетбольное кольцо двумя и одной рукой с расстояния 3—5 м. 12—15 раз.

11. Верхняя передача партнеру волейбольного мяча.

12. Нижняя передача мяча (волейбольного) партне­ру. Выполнять 5—7 мин.

13. Подача волейбольного мяча через сетку (пря­мая нижняя, боковая нижняя). 10—12 раз.

14. Игра в бадминтон через сетку и без нее. 15—20

15. Игра в настольный теннис. 15—20 мин.

16. Игра в большой теннис у стенки и через сетку.

17. Игра в пионербол и волейбол. 15—20 мин.

20. Броски обруча вперед с приданием ему обрат­ного вращения с таким расчетом, чтобы он вернулся.

В качестве примера рационального использования общеразвивающих и специальных упражнений приво­дим комплекс утренней гимнастики.

Комплекс утренней гимнастики

1. Основная стойка. Ходьба на месте с высоким под­ниманием колена. 25—30 с. Дыхание ритмичное. На два шага — вдох, на четыре шага — выдох.

2. Основная стойка: 1 — руки в стороны, 2 — руки вверх, потянуться, посмотреть на кисти — вдох, 3 — ру­ки в стороны, 4 — исходное положение (и. п.) — выдох. 3—4 раза. Темп средний.

3. Стоя, руки в стороны. Круговые движения рука­ми в одном и другом направлении. По 8—10 раз. Темп движения средний, дыхание произвольное, рит­мичное.

4. Стоя, ноги врозь, руки перед грудью: 1 — локти отвести назад, соединить лопатки, 2—3 — повернуть туловище в стороны, руки выпрямить и дважды отвести назад, 4 — и. п. Затем упражнение выполнить в дру­гую сторону. По 3—4 раза в каждую сторону. Темп движений средний. Голову поворачивать нерезко.

5. Стоя, выпад правой ногой вперед (правая согнута, левая — прямая), руки на поясе. Пружинистые присе­дания с поворотом кругом (нерезко) на каждый 8-й счет. По 6—8 раз. Дыхание произвольное.

6. Стоя, руки на поясе: 3 пружинистых приседания, 4 — и. п. 8—10 раз. Темп движений средний, дыхание произвольное.

7. Сидя на полу, упор руками сзади: 1 — поднять прямые ноги, 2 — опустить ноги. 8—10 раз. Темп дви­жения средний, в и. п. — вдох, при поднимании ног — выдох.

8. И. п. — то же: 3 пружинистых наклона туловища вперед прогнувшись, 4 — и. п. 4—6 раз. Темп движений средний, голову низко не опускать, смотреть вперед.

9. Сидя на стуле: 1 — круговые движения глазными яблоками в одном и другом направлениях в мед­ленном темпе, с открытыми глазами — 25—30 с, 2 — переводить взгляд с дальнего предмета на кончик но­са и обратно — 30—45 с. Темп медленный, дыхание произвольное.

10. Стоя, руки на поясе. Прыжки на месте толчком двух ног (подскоки) — 10—15 с, с переходом на ходьбу на месте в среднем темпе — 15—20 с. Дыхание про­извольное.

11. Самомассаж глаз — 10—15 с.

12. Основная стойка: 1—2 руки скрестно перед грудью, поднять вверх — вдох, 3—4 расслабить мышцы рук и свободно их опустить. 3—5 раз.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *