Меню Рубрики

В суворовское училище с близорукостью

Порядок медицинского освидетельствование кандидатов, поступающих в училище, определен «Типовым положением о медицинском обеспечении обучающихся президентских кадетских, суворовских военных, Нахимовского военно-морского, Московского военно-музыкального училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов Минобороны России», утвержденного начальником ГВМУ Минобороны России и согласованного с руководителем Департамента образования Минобороны России в 2011 г.

В личные дела кандидатов вкладываются (в отдельном файле):

  • копия медицинского страхового полиса (для всех, кроме граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации);
  • заверенная печатью детского амбулаторно-поликлинического учреждения медицинская карта (ф.026/у-2000) (Скачать форму № 026/у-2000 можно ниже по ссылке), для поступления необходимо пройти медицинское освидетельствование п. 6.5 на странице 16 (переход к предметному обучению) — предоставляется в оригинале;
  • Результаты перечня обязательных диагностических и дополнительных (по показаниям) лабораторных и инструментальных исследований : анализ крови клинический, анализ крови на глюкозу, мочи, анализ кала на гельминты, анализ крови на ВИЧ, сифилис, гепатиты, ЭКГ (заключение и лента), рентгенография придаточных пазух носа с описанием, исследование на 5 видов наркотиков (заключение), УЗИ сердца, УЗИ щитовидной железы, УЗИ органов брюшной полости, включая почки, УЗИ органов мошонки, ( заключения по результатам дополнительных исследований) и выписки из амбулаторной карты (ф. 112/у) – предоставляются оригиналы;
  • копия амбулаторной карты ребёнка (ф. 112/у), заверенная лечебным учреждением (поликлиникой по месту наблюдения ребенка).

В соответствии с требованиями приказа Минобороны России от 21 июля 2014 г. № 515 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении министерства обороны российской федерации, и приема в указанные образовательные организации» в личное дело включаются следующие документы:

  • медицинская карта кандидата, заверенная печатью установленного образца медицинской организации (форма № 026/у-2000) – предоставляется в оригинале;
  • медицинское заключение о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой;
  • сведения из психоневрологического и наркологического диспансеров о состоянии несовершеннолетнего на учете (наблюдении) – предоставляются в оригинале;
  • копия сертификата о профилактических прививках.

В составе Приемной комиссии училища создается подкомиссия по проверке личных дел, в работе которой принимает участие начальник медицинского пункта (врач-педиатр), проводящий проверку медицинских карт кандидатов.

Порядок прохождения медицинского освидетельствования кандидатами, перечень обязательных диагностических исследований:

Кандидаты, поступающие в училище, проходят на базе амбулаторно-поликлинического учреждения по месту жительства.

Перечень врачей, необходимых для прохождения медицинского осмотра:

Перечень обязательных диагностических исследований:

— ЭКГ в покое и после нагрузки

— УЗИ органов брюшной полости, включая почки

— исследование кала на яйца гельминтов

— анализ крови на ВИЧ, сифилис, гепатиты В, С

— рентгенография придаточных пазух носа

— исследование на 5 видов наркотиков

— фтизиатр детский (заключение с данными Р. Манту за все годы)

По показаниям проводятся дополнительные исследования:

  • ФГДС (при указании на хронический гастродуоденит, хронический гастрит);
  • Рентгенография позвоночника (при указании на сколиоз и нарушение осанки);
  • Рентгенография стоп (при указании на плоскостопие);
  • ЭЭГ (при указании на синкопальные состояния, резидуальное поражение ЦНС);

Комплексная оценка состояния здоровья проводится в соответствии с требованиями приказа МЗ РФ от 30.12.2003 №621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».

Результаты осмотра с итоговой оценкой состояния здоровья должны быть отражены в разделе декретированного возрастного периода (10-14 лет) «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного), общего образования» (Форма № 026/у-2000), утверждена приказом Минздрава России от 03.07.2000г. № 241. Медицинский осмотр должен быть пройден не ранее января месяца года поступления в училище.

Подлинные медицинские документы: медицинская карта (ф. 026/у – 2000), результаты перечня обязательных диагностических, лабораторных, инструментальных исследований, рентгенологических обследований, а так же дополнительные исследования, проводимых по показаниям, предоставляются кандидатом или его законным представителем в приёмную комиссию с 1 апреля по 31 мая года поступления для рассмотрения врачом-педиатром и определения годности кандидата по состоянию здоровья к поступлению в суворовское военное училище.

Все разделы Медицинской карты ф. 026/у – 2000 (формата А 4) должны быть заполнены. В случае утере амбулаторной карты (ф. 112/у) кандидат представляет Акт исследования состояния здоровья по установленной форме, заверенный печатью медицинского учреждения.

Граждане, зачисленные в училище приказом Министра обороны Российской Федерации по зачислению кандидатов, представляют по прибытию в училище справку о контактах с инфекционными больными, сертификат о профилактических прививках (на момент поступления должны быть привиты по возрасту).

Перечень медицинских противопоказаний по состоянию здоровья для поступления в училище определяется в соответствии с графой 1 Расписания болезней и графами 32, 33 таблицы дополнительных требований приказа Минобороны РФ №200 от 20 августа 2003 года «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в вооруженных силах Российской Федерации. Кроме того, кандидат не рекомендуется по состоянию здоровья к поступлению в училище, если при комплексной оценке состояния здоровья он отнесён к III-V группе здоровья в соответствии со специальной схемой, утверждённой приказом Минздрава России от 30.12.2003 года № 621.

Кандидаты, негодные по состоянию здоровья, или в личном деле которых не представлены медицинские документы согласно указанному перечню, к конкурсным вступительным испытаниям не допускаются .

Не рекомендуются к поступлению в училище по состоянию здоровья дети, относящиеся к 3, 4 и 5 группам здоровья (Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621), а также:

  • Инфекционные и паразитарные болезни: туберкулез органов дыхания до достижения клинико-, рентгенологического благополучия, исчезновения симптомов интоксикации, прекращения бактериовыделения, рассасывания инфильтрации в легких и резорбции жидкости в плевральной полости. Генерализованный туберкулез с сочетанным поражением различных органов и систем независимо от характера течения давности и исхода заболевания. Гепатит В, С, ВИЧ-инфекция.
  • Новообразования: злокачественные новообразования, невусы распространенные, препятствующие ношению одежды.
  • Болезни эндокринной системы: стойкие и значительно выраженные расстройства, обусловленные тяжелыми формами узлового и диффузного токсического зоба. Сахарный диабет. Заболевания желез внутренней секреции. Ожирение 1-4 степени. Заболевания гипофиза.
  • Болезни крови, заболевания иммунной системы: гипо- или апластические анемии, наследственные психические формы тромбоцитопений, коагулопатии, сопровождающиеся кровотечениями, кровоизлияниями. Приобретенные или врожденные стойкие иммунодефицитные состояния, сопровождающиеся частыми рецидивами инфекционных осложнений.
  • Болезни кожи и подкожной клетчатки: витилиго, нейродермит, распространенная склеродермия, псориаз.
  • Психические расстройства и расстройства поведения: органические, включая симптоматические психические расстройства, Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. Умственная отсталость. Маниакально-депрессивный психоз.
  • Болезни нервной системы: болезни нервной системы, сопровождающиеся параличами или парезами и двигательными нарушениями. Эпилепсия с наличием частых припадков, в т.ч. безсудорожных пароксизмов. Миастения. ВСД со стойкими нарушениями сердечнососудистой системы, нервной системы. Сирингомиелия.
  • Болезни глаза и его придаточного аппарата: острота зрения без коррекции — для дали ниже 0,8/0,8; для близи ниже 1,0/1,0. Рефракция: близорукость — более 0,5/0,5; дальнозоркость – более 2,0/2,0; астигматизм – более 0,5/0,5. Болезни зрительного нерва и сетчатки глаза. Болезни хрусталика, роговицы, стекловидного тела, мышц глаза, сопровождающиеся стойкими нарушениями функции, нарушение содружественного движения глаз. Расстройства зрения.
  • Болезни уха и сосцевидного отростка: кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха. Нарушение вестибулярной функции. Хроническое гнойное заболевание уха.
  • Болезни системы кровообращения: ревматизм, ревматические болезни сердца. Неревматические миокардиты, вт.ч бактериальный эндокардит. Другие болезни сердца, сопровождающиеся расстройством общего кровообращения. Нарушение ритма и проводимости, пароксизмальная тахикардия, ВПВ, CLC, AV-блокада выше Iст.
  • Болезни органов дыхания: хронические болезни нижних дыхательных путей с ДН 2-3 ст. бронхиальная астма, хобл с частыми (более двух раз в год) обострениями, хронический декомпенсированный тозиллит.
  • Болезни органов пищеварения: хронические заболевания жулудочно-кишечного тракта, язва желудка и 12-перстной кишки с частыми и длительными обострениями. Грыжи. Болезнь Крона, язвенный колит с нарушением функции пищеварения. Цирроз печени, хронический гепатит. Свищ в области заднего прохода и прямой кишки. Желчнокаменная болезнь, хронический панкреатит, спаечная болезнь.
  • Болезни костно–мышечной системы и соединительной ткани: системные поражения соединительной ткани. Деформирующие дорсопатии — кифоз и лордоз с нарушением функции внутренних органов, сколиоз. Врожденные и приобретенные деформации пальцев рук и ног, конечностей. Приводящие к нарушению функций. Деформация грудной клетки с нарушением функции дыхательной системы и сердечнососудистой системы, плоская стопа (плоскостопие), вальгусные деформации стопы.
  • Болезни мочеполовой системы: Гломерулярные болезни, хронический тубулоинтерстициальный нефрит. Мочекаменная болезнь. Непроизвольное мочеиспускание, в т.ч. недержание мочи при пробуждении. Пиелонефрит с нарушением функции выделительной системы, геморрогический цистит.
  • Врожденные аномалии: врожденные пороки сердца (независимо от стадии недостаточности кровообращения), отсутствие одной почки, прочие аномалии с нарушение функций органов и систем.

источник

Некоторые инфекционные и паразитарные болезни:

Туберкулез органов дыхания до достижения клинико-рентгенологического благополучия, исчезновения симптомов интоксикации, прекращения бактериовыделения, рассасывания инфильтрации в легких и резорбции жидкости в плевральной полости.

Генерализованный туберкулез с сочетанным поражением различных органов и систем независимо от характера течения давности и исхода заболевания.

Болезниэндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ:

Стойкие и значительно выраженные расстройства, обусловленные тяжелыми формами узлового и диффузного токсического зоба.

Заболевания желез внутренней секреции (гипофиза, надпочечников, щитовидной, паращитовидных и половых желез с резким нарушением их функции и отсутствием эффекта от заместительной терапии) . Алиментарное ожирение 4 степени.

Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм:

Гипо- или апластические анемии, наследственные формы тромбоцитопений, гемофилии, коагулопатии, сопровождающиеся кровотечениями, кровоизлияниями.

Приобретенные или врожденные стойкие иммунодефицитные состояния, сопровождающиеся частыми рецидивами инфекционных осложнений.

Психические расстройства и расстройства поведения:

Органические, включая симптоматические психические расстройства.

Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.

Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.

Болезни нервной системы, сопровождающиеся параличами или парезами и двигательными нарушениями.

Эпилепсия с наличием частых (3 и более в год) припадков, в том числе бессудорожных пароксизмов.

Болезни глаза и его придаточного аппарата:

Острота зрения без коррекции: для дали ниже 0,8/0,8; для близи ниже 1,0/1,0.

Рефракция: близорукость — более 0,5/0,5; дальнозоркость – более 2,0/2,0; астигматизм — более 0,5/0,5.

Болезни зрительного нерва и зрительных путей.

Болезни мышц глаза, нарушения содружественного движения глаз.

Расстройства зрения (косоглазие, диплопия и другие нарушения бинокулярного зрения) .

Болезни уха и сосцевидного отростка:

Кондуктивная инейросенсорная потеря слуха (восприятие шепотной речи на расстоянии более 2 м на одно ухо и на расстоянии до 3 м на другое ухо) .

Нарушения вестибулярной функции.

Болезни системы кровообращения:

Ревматизм, ревматические болезни сердца (ревматический перикардит, миокардит, ревматический порок митрального, аортального и других клапанов) .

Неревматические миокардиты, в том числе бактериальный (инфекционный) эндокардит.

Другие болезни сердца (кардиомиопатия, нарушения сердечного ритма и проводимости) , сопровождающиеся расстройством общего кровообращения.

Хронические болезни нижних дыхательных путей с ДН 2-3 ст. (в том числе астма) .

Болезни органов пищеварения:

Язва желудка и 12-перстной кишки с частыми (2 и более в год) и длительными (более 3 месяцев) обострениями.

Болезнь Крона, язвенный колит с нарушением функции пищеварения.

Цирроз печени, хронический гепатит.

Свищ в области заднего прохода и прямой кишки.

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани:

Системные поражения соединительной ткани.

Деформирующие дорсопатии — кифоз и лордоз с нарушением функции внутренних органов, сколиоз 2-3 степени.

Врожденные и приобретенные деформации пальцев рук и ног, конечностей, приводящие к нарушению функций.

Болезни мочеполовой системы:

Хронический туболоинтерстициальный нефрит.

Непроизвольное мочеиспускание, в том числе недержание мочи при пробуждении.

источник

Доброго времени суток, уважаемые Пикабушники.

Сегодня вашему вниманию я представляю свой первый пост, на тему, которая почти не затрагивается в наше время — тему Детей Армии. Всех тех ребят, которые с ранних лет учатся в НВМУ, КК, СВУ, ПКУ (далее для краткости буду писать просто Училище, подразумевая всё это многообразие). Я сам закончил одно из таких учебных заведений Министерства обороны (аналогичные есть и у МВД, МЧС и даже ФСБ, не говоря уже о частных и тех, которые открыты под крылом Министерства образования и науки) и могу рассказать вам, что творится «по ту сторону баррикад». Уточню, что рассказывать буду именно про Училища Минобороны, поскольку за заведения остальных ведомств ручаться не могу, ибо там царят свои порядки. Но всё же некоторые из пунктов подойдут и для них.

(картинка для привлечения внимания)

Считается, что обучение ребёнка в стенах Училища — это очень престижно, а родитель, своё чадо устроивший туда — большой молодец и вообще является образцом для окружающих: «Вон, Михаил Степаныч своего сына отдал в Суворовское, теперь у парня будущее обеспечено». Но всё это — видимость. Красивая картинка для незнакомых и не желающих знакомиться с миром «детей армии» людей, подобная сериалу «Кадетство»

Причина № 1: Поступление ребёнка в Училище равносильно сдаче его в детский дом.

Да, да, именно так. Посудите сами: ваш ребёнок учится в закрытой школе-интернате, зачастую за сотни километров от дома, видите вы его на каникулах (при желании — только на зимних и летних, быстренько отправив его к бабушке в деревню), а в остальное время задача по его воспитанию возлагается на офицеров и снимается с плеч родителей. И последних не лишают родительских прав, что очень удобно, ведь общественность не будет с укором показывать пальцем на вас. Вот только приготовьтесь к тому, что к вам вернётся не ваш ребёнок — его внутренний мир может очень сильно поменяется и вы рискуете не узнать своё чадо.

По моему опыту, можно выделить три основные причины (из которых возникают разнообразные комбинации), по которым дети попадают в Училище:

— У родителей нет средств на воспитание ребёнка (как произошло у меня)

— У родителей нет времени, чтобы воспитывать ребёнка

— У родителей нет желания воспитывать ребёнка

Именно из-за родителей, которые по последней причине отправляют своё дитятко в дальнюю дорогу, я и сравниваю Училища с детскими домами (т.к. в последнее время количество таких вот воспитанников лишь увеличивается). Да, они [Училища] были созданы для воспитания детей из отдалённых гарнизонов, детей погибших при исполнении офицеров и т.д., но чёрт подери, во времена СССР в стенах Училищ воспитанники проводили 7 лет лишь в один исторический период — сразу после Великой Отечественной войны! А в остальное время срок обучения был куда меньше, ибо перед Училищами ставилось задание не просто воспитывать сирот, а готовить юношей к будущей военной службе и в перспективе пополнять офицерский корпус за счёт подготовленных кадров.

Читайте также:  Какая линза требуется для близорукости

История показала, что самым оптимальным сроком обучения является период в 3 года. Первые два года у ребёнка, вне зависимости от возраста его набора в Училище, сохраняется эмоциональный подъем, энергичность, бодрость, креативность. На 3-м году уже замечается некая леность, спад активности и появление усталости от обучения. И с каждым годом усталость и злость растёт по экспоненте. Нет, конечно же есть ребята, которые целенаправленно идут в Корпус, хотят стать офицерами, мечтают о военной карьере, но их процент сводится к нулю следующей причиной.

Причина №2: Вы лишаете своего ребёнка детства.

На данный момент в подавляющем большинстве довузовских образовательных учреждений Минобороны установлен 7-ми летний срок обучения. Мне было больно смотреть на ребят-пятиклашек, которые пришли в Училище. Некоторые из них не умели элементарно пользоваться ножницами и иглой с ниткой, хотя приходили не из бедных и весьма благополучных семей. Эти дети ещё ничего не увидели в своей жизни, ничего не попробовали, а их уже поставили в строй и одели в кителя. Конечно, везде и всюду декларируется, что в каждом Училище созданы условия для всестороннего обучения воспитанников, но посмотрим правде в глаза — всего ты не организуешь. До поступления в Училище я занимался олимпиадной математикой и играл в «Что?Где?Когда?» Сколько раз я занимался этим во время своего обучения? Ноль. К слову, сам я очутился в Училище после донабора в 7 класс, так что имею за плечами хороший и незабываемый опыт. Да, детство в Училище имеет свой специфический вкус. Он подобен вкусу лакрицы — уж очень на любителя. Только вот как понять, что твоему ребёнку это будет по нраву? Ведь одно дело, когда в Училище поступает 16-ти летний юноша, который уже имеет собственное мнение и желание обучаться столь специфическим образом, и совсем другое дело — 12-ти летний ребёнок, которого за ручку водят в школу и по кружкам.

Проблема №3: Наша слабость — слабый пол.

Наступает тот чудный миг, когда в крови начинают закипать гормоны и душа просит найти себе даму сердца, с которой ты будешь гулять по городу, обниматься в парках и дальше по нарастающей. Скорость нарастания зависит только от уровня благоразумия и нехватки времени. Но ведь любой девушке хочется гулять с молодым человеком как можно чаще, желательно каждый вечер, а не ждать его неделями, пока он выберется из Училища в городское увольнение. А даже если он выберется, то скорее будет похож на зверька, который хочет в первую очередь трёх вещей: сна, вкусной еды, разительно отличающейся от столовской, и секса (а вы думали, что спермотоксикоз мучает только солдат-срочников?) И представьте, какой мудростью и стойкостью надо обладать девушке в 16-18 лет, чтобы вот такому вот зверьку вновь вернуть человеческий облик. Представили? Вот и я не могу представить.

А ещё не лучшей идеей было в конце нулевых осуществить экспериментальный набор девушек в некоторые Училища (точно такие наборы были в Екатеринбургском СВУ и НВМУ). Почему не лучшей? Потому что девушек набрали не поровну с парнями, а человек по 20-30 (может чуть больше) на 500-600 душ списочного состава Училища. Не хочу ни на кого наговаривать, но сомневаюсь, что у парней с ними были крайне целомудренные отношения.

Причина №4: Концентрированная подворотня.

Мои родители, да и я думали, что в Училище я буду огорожен от пагубного воздействия улицы. Так жестоко мы не ошибались никогда. Молчу уж про обилие мата в речи воспитанников, с которым офицеры боролись всеми правдами и неправдами, но пиво пить я так и не научился, а вот с сигаретами познакомился классе в 9. Так что можете быть спокойны — ваш ребёнок попробует и научится всему чему можно. И даже научится виртуозно отмазываться и прятать следы своих похождений.

Причина 5: Кадры решают всё.

Проблема грамотного подбора кадров касается всего нашего общества, а не одних лишь Училищ. Я останавливаю своё внимание тут по той причине, что общая эффективность работы Училища зависит не только от грамотного подбора и расстановки преподавательского и офицерского состава, но и, вы не поверите, от того как и кого набирают в Училища. Увы, сейчас в основной своей массе набирают не очень сильных ребят и вся работа с воспитанниками сводится не к тому, чтобы давать им максимум знаний и проверять максимум их возможностей, а вытягивать троечников на более-менее пристойный уровень, чтобы те хоть как-то могли перейти порог ЕГЭ. А что касается офицеров, то стоит отметить, что сейчас все офицеры-воспитатели имеют педагогическое образование. Но каким бы хорошим не было оно, для работы с детьми, особенно с детьми армии, нужен дар и чуйка, а ещё огромный поток бурлящей внутри энергии. Но сами понимаете, что подобрать таких людей в достаточном количестве очень трудно, а намеренно этим вряд ли кто-то будет заниматься. В идеале, т.н. постоянный состав Училища (а это как раз все взрослые, работающие там) должен быть сплочённее, чем экипаж ядерного ракетоносца, уходящего в свой последний рейд. Но на деле. Везде по разному, но у меня до сих пор остаётся ощущение того, что мы, воспитанники, были в эпицентре пожара, масштабы которого нам намеренно не открывали, лишь изредка обжигая угольками.

Причина №6: Привыкание и выработка зависимости.

Армия — это страшный наркотик. Как говорил один мой знакомый прапорщик, где ж ещё, кроме Армии, тебя оденут, накормят, спать уложат, дадут денег, да ещё и запросто так работой обеспечат. Да, кому-то она противопоказана и вызывает отторжение в гомеопатических дозах, тут ничего не попишешь. Именно поэтому нельзя отдавать своих невоспитанных и буйных детей в Училище в надежде, что их там воспитает Армия. Нет! Армия или лечит, или калечит, но не оставляет прежним. Она может пойти как на пользу личности, так и разрушив её к чертям даже в своём самом слабом проявлении — в облике Училища. Но для кого-то Армия — то, для чего они были рождены. Офицеры с пелёнок. Таким Училище идёт лишь на пользу, если, конечно, юноши не озлобляются и не теряют человечность. Статистика показывает, что подавляющее большинство ребят, даже тех, которые до зубного скрежета ненавидели Училище, всё равно пошли в дальнейшем в высшие военные учебные заведения. Потому что помотавшись год на гражданке они понимают, что уже не могут жить без Армии. Или потому что они уже элементарно разучились жить вне Училища. Ну разве это не похоже на привыкание?

Я пишу это не с целью максимально отвратить людей от самой идеи Училищ, но чтобы предостеречь и показать, насколько необдуманный шаг взрослого может поменять и искалечить жизнь ребёнка. Отдавая своего сыночка или дочурку (про Пансион воспитанниц забывать не будем) на воспитание Армии сто раз задумайтесь в правильности сделанного выбора.

источник

Кто из мальчишек в детстве не мечтал стать военным? Мечтают стать военными многие, но посвящают свою жизнь служению Отечеству единицы — те, кто твердо уверен в своем призвании и настойчиво идет к своей цели. Для тех мальчишек, которые с юных лет уже точно знают, что быть военными – их призвание, лучшим решением будет поступление в суворовское училище.

Суворовские училища дают полное среднее образование и готовят воспитанников к поступлению в высшие военные учебные заведения.

Главным отличием суворовских училищ от других учебных заведений является то, что они находятся в подчинении Министерства обороны РФ, а не Министерства образования. Процесс обучения происходит по общей программе, но многие отмечают, что уровень знаний кадетов намного выше, поскольку там лучше дисциплина и организация учебного процесса.

На территории РФ действует 22 училища подобного типа, количество учащихся в них строго ограничено. Численность воспитанников каждого отдельно взятого училища определяется ежегодно и утверждается приказом министра обороны РФ. Поскольку в большинстве училищ набор абитуриентов осуществляется на базе четвертого класса, то о наличии мест для поступления на более старшие курсы надо уточнять дополнительно.

Прием детей в возрасте от 10 до 15 лет обусловлен тем, чтобы они получили качественный уровень знаний и отличную физическую подготовку, привыкли к самоорганизации и дисциплине, что в дальнейшем является существенным преимуществом при поступлении в вузы.

Военные училища для несовершеннолетних детей есть разных типов:

  1. Военные суворовские (Московское, Санкт-Петербургское, Тверское, Казанское, Екатеринбургское, Ульяновское, Северо-Кавказское и Уссурийское).
  2. Кадетские президентские училища (Владивостокское, Краснодарское, Кызылское, Оренбургское, Севастопольское, Ставропольское, Тюменское).
  3. Кадетские корпуса (Санкт-Петербургский, Омский).
  4. Специализированные средние военные учебные заведения:
    • Нахимовское и Кронштадтское;
    • Аксайский казачий кадетский корпус Д. Ефремова;
    • военно-музыкальное училище в Москве;
    • кадетский корпус для девочек Московский «Пансион воспитанниц МО РФ».

Как видим, все училища распределены по территории России равномерно, чтобы предоставить одинаковые возможности для детей даже из самых отдаленных регионов России.

В суворовские училища принимаются дети, успешно окончившие четыре класса общеобразовательной школы, а также более старшие, но существуют ограничения по возрасту – до 15 лет (после 8 класса). Для тех, кто желает поступать после 9 класса открыли специализированные кадетские школы: две в Санкт-Петербурге (на базе Военного института физкультуры и Военной академии связи) и одну в Воронеже (на базе Военно-воздушной академии).

Перед тем как поступить в суворовское военное училище, надо предварительно позаботиться о своевременной подаче документов, ведь прием личных дел для конкурсного отбора проводится с 15 апреля по 30 мая, включительно.

Оформлять и отправлять личное дело ребенка можно самостоятельно, но лучше всего обратиться в местный военкомат, где вам предоставят полный список необходимых документов, помогут правильно их заполнить, примут их (что очень существенно, поскольку избавляет вас от лишних хлопот) и ответят на все волнующие вас вопросы.

Поступать в училища такого типа имеют право дети с российским гражданством, в возрасте до 15 лет (исключением являются те училища, которые принимают после 9 класса), успешно окончившее соответствующий возрасту класс школы, пригодные по состоянию здоровья (физически и психологически). Главным условием поступления является отсутствие каких-либо проблем с законом. Иностранные граждане могут поступить в суворовское училище только на основании международных договоров Российской Федерации.

Еще одним немаловажным фактором, который отличает суворовские училища от общеобразовательных заведений, является то, что поступление возможно только с согласия родителей или опекунов ребенка, предварительные собеседования проводятся только в их личном присутствии.

Список документов, необходимых для поступления в суворовские училища, отличается от стандартного и регламентирован инструкциями МО. Для оформления личного дела кандидата надо заполнить и собрать такие документы:

  1. Заявление родителей или опекунов на имя начальника выбранного учебного заведения о том, что ребенок желает поступать на обучение.
  2. Заявление самого претендента на обучение.
  3. Автобиография.
  4. Копия свидетельства о рождении или паспорта (заверенная у нотариуса).
  5. Справка об успеваемости в текущем учебном году (за три четверти).
  6. Характеристика ученика с гербовой печатью и подписями директора и классного руководителя.
  7. Медицинская справка о пригодности, которую выдает военно-врачебная комиссия.
  8. Заверенная у нотариуса копия оригинала медицинской страховки.
  9. Справка о составе семьи и прописке.
  10. Справка о работе родителей или опекунов.
  11. Заверенные нотариусом копии паспортов родителей. При изменении их семейного состояния возможны требования с предоставлением копий других необходимых документов.
  12. Четыре цветных фотографии 3 на 4.
  13. Документы, которые гарантируют права поступающего на предоставление льгот (при их наличии).
  14. Документы, свидетельствующие об особых успехах в учебе, спорте или других сферах.

По истечении срока приема документов с 1 июня проводится отбор кандидатов на основании предоставленных личных дел. Берутся во внимание и успеваемость, и личные достижения, и характеристики абитуриентов. В первую очередь проходят те, кто имеет право на льготы, а также абитуриенты с хорошим состоянием здоровья. Всем, кто прошел первый этап отбора, высылают приглашение для сдачи экзаменов и прохождения необходимых нормативов.

По прибытии в училище все кандидаты обеспечиваются проживанием и питанием на время прохождения испытаний.

Вступительные экзамены проводятся по двум предметам:

  • русскому языку (диктант с дополнительными тестовыми заданиями);
  • математике.

Возможно освобождение от сдачи экзаменов для призеров региональных, республиканских или международных олимпиад.

Обязательными являются и сдача нормативов для определения уровня физической подготовки кандидатов: бег (на 60м и кросс 2 км) и подтягивания. Нормативы предусмотрены согласно возрасту детей. При наличии одинакового количества баллов за экзамены и прохождение нормативов, предпочтение отдают тем, у кого выше баллы по табелю.

Те кандидаты, которые получили неудовлетворительную отметку на любом экзамене или не явились на какое-либо испытание, не допускаются к дальнейшему прохождению испытаний и сразу отчисляются.

Поступить в суворовское училище вне конкурса имеют право кандидаты, которые являются:

  • детьми военнослужащих (в том числе гражданский обслуживающий персонал) Вооруженных Сил РФ, у которых минимальный рабочий стаж от 5 лет;
  • детьми военнослужащих, которые погибли при исполнении служебных обязанностей;
  • детьми военных пенсионеров со сроком службы от 20 лет;
  • детьми, родители которых являются Героями СССР, Героями РФ, полными кавалерами ордена Славы;
  • детьми-сиротами или детьми, которые остались без родительского попечения.

После прохождения всех экзаменов и комиссий кандидаты разъезжаются по домам и ждут письменного уведомления о результатах.

Тем, кто прошел отбор и поступил, высылается письменное извещение о зачислении, с которым необходимо обращаться в военкомат по месту проживания для оформления перевозочных документов к месту учебы.

Читайте также:  Исправление близорукости лазером отзывы

Сроки обучения в суворовских или кадетских училищах зависят от возраста поступающего. Для самых маленьких срок обучения составляет 7 лет.

Все учащиеся суворовских училищ пребывают на полном обеспечении государства. Проезд на учебу также осуществляется за счет училища (при надлежащем оформлении необходимых проездных документов). Суворовцы подчиняются общей воинской дисциплине и распорядку, что воспитывает у них высокий уровень самоорганизации, ответственности, силы воли и моральной устойчивости.

Все выпускники, которые успешно закончили суворовские училища, имеют преимущество на поступление в высшие военные учебные заведения перед выпускниками обычных школ.

источник

Тонкости и нюансы поступления в Екатеринбургское суворовское училище, которые вы не найдёте на официальном сайте училища.

Тонкости и нюансы поступления в Екатеринбургское суворовское училище, которые вы не найдёте на официальном сайте училища — личный опыт и информация, полученная при попытке поступления в 2016 году.

Не надейтесь на информативность официального сайта Екатеринбургского Суворовского училища! Просматривая сайт, вы не найдете там никаких подробностей и рекомендаций связанных с поступлением.

Рекомендация – непрерывно дозванивайтесь до приёмной комиссии, если есть желание, то сходите лично. Некоторые их рекомендации пытайтесь перепроверить, поскольку на один и тот же вопрос у приемной комиссии могут быть разные ответы. Надоедайте вопросами… это вам поможет при формировании комплекта документов и подготовке к поступлению.

Перечень медицинских справок и документов, которые необходимо представить при поступлении, есть на сайте Суворовского училища. Не удивляйтесь, но документы действительно нужно сдать именно в бумажно-картонном скоросшивателе без пластиковых файлов, по описи. Медицинские документы отдельно в файле.

Первое впечатление о высоких требованиях к здоровью на практике не находит своего подтверждения! Пролеченный эрозивный гастродуоденит, небольшая форма плоскостопия, заикание, ношение очков, повышенная полнота, весенняя дыхательная аллергия и многое другое, что пугает родителей, нисколько не впечатляет врачей училища.

В день поступления каждый родитель проходит собеседование с врачом с просмотром медицинской карты из детской поликлиники. По времени эта беседа занимает не более 5 -7 минут. Само это собеседование оставляет впечатление, что врачи в первый раз видят медицинские документы, которые им были представлены более месяца назад. Ощущение такое, что для врача это какая-то врачебно-медицинская импровизация «на скорую руку».

Вывод – медицинские требования не столь суровы, а дотошность и скрупулёзность врачей из приёмной комиссии носит условный характер, а посему, если у ребёнка нет инвалидности, вероятнее всего он годен для поступления. Фраза «строгий медицинский отбор» не очень-то похожа на правду.

* Подготовка «личного дела» до 31 мая.

* Можно готовить мед.документы (кроме анализов) уже с января.

Есть нюанс по пункту «справки из психоневрологического, наркологического и противотуберкулезного диспансеров»:

  • противотуберкулезный — делаете рентген, берете бахилы, ручку, карту из поликлиники, прививочный сертификат (либо выписку о БЦЖ и монту), записываетесь и с ребенком в диспансер (судя по отзывам – там невероятные очереди, но мы были в мае и в диспансере было пусто);
  • психоневрологический и наркологический – записываетесь к психиатру (телефон в регистратуре вашей поликлиники), иногда в справке психиатр пишет «не состоит на учете у психиатра и нарколога», но это обычно в городах области, а в Екатеринбурге нужно посетить нарколога на Июльской, 76.

После 20 июня училище начинает обзвон кандидатов: сообщают дату экзаменов. (Нам позвонили за 6 дней). Экзамены проводятся с 01 по 12 июля включительно (с понедельника по субботу).

* На экзамене обязательное присутствие законного представителя ребенка: родители (хоть всей семьей), либо другой взрослый по доверенности.

* Экзаменационный день (описан ниже) начинается с 8.00 и заканчивается в 17-18 часов итоговым собранием.

О чём умалчивают на сайте суворовского училища?

В первую очередь, о сути экзаменационного тестирования, технологии его проведения и методике подсчета баллов, распорядке экзаменационного дня.

На сайте полностью отсутствует описание особенностей тестирования и требования к уровню подготовки детей. Всё в стиле – догадайтесь сами и надейтесь на удачу.

— Прибытие к 8.00. Вход в училище по списку.

— С 8.00 до 8.30 – регистрация прибывших.

При себе необходимо иметь:

* Табель (на бланке) из школы за 4 класс, подписанный директором школы, классным руководителем и печать.

* Медицинскую карту (толстая тетрадь) из детской поликлиники.

* Спортивную обувь и одежду (по погоде).

* Канцелярские принадлежности (ручка, карандаш, ластик, линейка).

— С 8.30 до 9.00 информативное обращение руководителей училища. Будет объяснено, в каком порядке будет проводиться экзамен. Объяснят, где туалеты, буфет и т.п. организационные вопросы.

Здесь же, прямо перед родителями, вскроют конверт с экзаменационными билетами (на каждый экзаменационный день они отдельные).

— В 9.00 всех детей строем уводят на экзамены и тестирование.

Родители могут позавтракать в буфете, а после этого будет то самое собеседование с врачами, о котором писалось ранее.

После беседы с врачом, родители свободны до 12.00 – 12.30. Можно остаться тут же в актовом зале, посмотрев рекламные ролики о суворовцах и фильмы о войне, а можно выйти из училища.

— С 9.00 до (примерно) 10.00 у детей будет проводиться психологическое тестирование.

Всех детей посадят в аудиторию и предложат три теста. Мы эти тесты не видели, но со слов ребёнка тестирование носит следующий характер:

* Первый тест — психолого-логический, 60 вопросов. Обычный ребёнок успеет ответить примерно на 20-25 вопросов. Вопросы обычные, как и во многих психологических тестах, перемежающиеся логическими задачками.

* Второй тест – Психолог читает вопросы вслух, а дети отмечают один из вариантов ответа. Например: «как ты ведешь себя в большой компании?»

* Третий тест – «Продолжи предложение», примерно 20 заданий, успевают сделать 11-15. Например, «Вечером я обычно….».

! Психологический тест не влияет на баллы для поступления, но по его итогам делается общее заключение «не рекомендовано/рекомендовано обучение в СВУ», которое родителям доводится лишь вечером на итоговом собрании.

Предполагается, что при помощи такого тестирования Приёмная комиссия сможет отсеять детей неспособных «к жизни с ограничениями», «подчиняться», «ужиться в коллективе».

В чём тут проблема? Проблема в том, что ни один ребёнок никогда не проходил такое тестирование. Для всех без исключения это невиданное и малопонятное мероприятие. И все дети по-разному отнесутся к нему. Кто-то посчитает вопросы глупыми и также глупо ответит, другой начинает великомудрствовать, третий зажимается и отвечает невпопад…

Рекомендация – ребёнку нужно показать подобные тесты, нужно порешать с ним логические задачи, возможно, следует пройти тестирование у профессионального психолога, хотя бы для тренировки.

— С 10.00 и (примерно) до 11.00 у детей проводится письменное тестирование по билетам-заданиям, которые были в «секретном пакете». (Математика, Русский язык, Иностранный язык)

По каждому предмету 4 задания, одно из заданий повышенной трудности. Тесты вполне себе обычные, которых много на просторах интернета, но могут быть и неожиданности.

Что было неожиданностью:

Задания по русскому языку были не только тестовые, но и на знание теории. Например, такой вопрос: «в чем отличие предлога от приставки». Ребёнок сам должен сформулировать и написать полный ответ.

Задания по математике не показались сложными, но всё же это были задачи (опять-таки не тестовый вариант, когда выбирается правильный ответ).

Задания по английскому тестовые.

— После письменной части у детей медосмотр: допуск к сдаче минимума по физкультуре.

Балльная система по физической подготовке — пятибалльная, как и в обычной школе. Общая оценка, идущая в зачет по физической подготовке – средняя. Т.е. если подтягивание – «5», 60 м – «3», а 1 км – «4», то средний бал – «4».

* Подтягивание в спортивном зале. Минимальный норматив 5 раз, максимальный – 10. Тому, кто может больше, всё равно не дадут этого сделать. Десять раз это пятёрка, и значит достаточно.

* Бег 60 м: на тройку — 12 сек, на пятерку – 10.5 сек.

* Бег 1 км – наиболее сложное испытание по физической подготовке. Некоторая часть детей просто не добегает. Сказывается отсутствие опыта в беге на длинные дистанции. Ребёнок должен уметь сам выбрать тот темп, которым он сможет добежать. Проблема в том, что дети «загоняют» друг друга, не имея опыта, и в середине дистанции остаются без сил. Норматив на 1 км не жесткий и пробежать его можно. Озвучивался норматив на «отлично» — 5 мин 30 сек. Но при этом многие пробежали быстрее — от 4.10 до 4.40.

На финише всех встречает врач с аптечкой и нашатырным спиртом.

— В 12.30 детей отдают родителям примерно на 1,5 часа, можно пообедать в столовой училища или выйти за пределы училища.

— В 14.00 детей забирают на 3-3,5 часа на устный экзамен. Эта часть является самой главной и определяющей частью всего экзаменационного дня.

С каждым ребёнком проводит собеседование учитель-предметник. По факту, беседа строится на основе анализа письменного теста по данному предмету. По русскому языку спрашивают правила, по математике – пояснения, почему и как решал задачи, по английскому языку: нужно было ответить на вопросы о себе.

— Примерно в 17.15, после того, как дети все сдали устный экзамен, они возвращаются в клуб и минут через 7–10 Приёмная комиссия готова представить итоги испытаний.

Скорость работы приемной комиссии настораживает в части тщательности и скрупулёзности обсуждения результатов тестирования. Судя по всему, в наличии простой «технический конвейер», где нет места обсуждению и взвешенному принятию решений.

Приёмная комиссия озвучивает, кто попал в конкурсный список и с какими баллами, а затем зачитывается список не попавших, с названием причины.

Попадание в конкурсный список не означает, что ребёнок принят в Суворовское училище. Просто это тот список, из которого потом будут выбирать тех, кто поступит.

По нашему примеру: в один конкурсный день из 45 детей 7 не сдали физ.минимум, примерно 7-10 было «не рекомендовано» психологами, 21 – не сдали предметы. Чтобы попасть в конкурсный список, нужно было набрать минимум 29 баллов, а максимум был озвучен 50 баллов.

Для нас он также был неожиданным (в связи с отсутствием информации на сайте училища):

— Каждый основной предмет (Математика, Русский язык, Английский язык) оценивается максимум – 10 баллов. Эти 10 баллов в последующем интерпретируются в обычной пятибалльной системе, например, 5–6 баллов это тройка, 3–4 это двойки (неудовлетворительно).

Как начисляются баллы, было не совсем понятно. Но в личной беседе с заместителем начальника по учебной части нам пояснили: письменная часть – это не экзамен, а подготовка к устному экзамен (!).

На устном экзамене, если ребенок не смог ответить развернуто по письменной части, то его письменный ответы не засчитываются.

— За физподготовку – рассчитывается средний балл (максимум – 5 баллов).

— К экзаменационным баллам прибавляется средний балл из табеля за 4 класс. Может быть, например, 4.3 или 4.8 баллов (максимум – 5 баллов).

За грамоты: учитываются только «предметные» и за спортивные достижения, но с обязательным указанием занятого призового места. Просто за участие – не учитываются.

  • За школьные грамоты – за все, независимо от их количества — 0,5 балла.
  • За призовые места в городских/районных соревнованиях, олимпиадах и т.п. – 1 балл за каждую(!) грамоту.
  • За призовые места в областных/российских соревнованиях, олимпиадах и т.п. – 2 балла за каждую(!) грамоту.

В конкурсе в 2016 году участвует примерно 400 человек, набирают 80 курсантов.

Если учесть, что в конкурсный список к концу экзаменов попадает 150-170 человек, то чтобы оказаться в числе 80 счастливчиков, вероятно, (с учетом принимаемых в училище льготников) потребуется набрать более 40 баллов.

По итогу первых 3 дней экзаменов, о которых мы знаем, сдали экзамены 95 человек, из них зачислены в конкурсный список – 32, в среднем баллы 32-38, у одного – 42, еще один — 48.

А теперь можно посчитать: пусть средний балл за 4 класс «5», и физподготовку сдал отлично – «5», в отсутствии грамот городского/областного значения нужно сдать предметы на «10», чтобы в итоге было 40 баллов. По итогу трёх дней сдачи экзаменов никто не смог сдать на «10».

Как же в этих условиях набрать больше 40 баллов?

Вывод: нужны грамоты! И не просто нужны, а жизненно необходимы. Именно грамоты становятся ключом к поступлению в училище. И чем больше их, тем лучше.

источник

«Детство в погонах» – тема деликатная. Надо прочувствовать ее на себе, взгляда со стороны недостаточно. Автор 40 лет назад окончил одно из суворовских военных училищ СССР, а в другом, уже российском, преподавал после увольнения в запас. За минувшие десятилетия здесь многое изменилось. Опыт ученика и наставника в одном лице дает моральное право оценивать суворовскую школу в проекциях «как было» и «как стало».

Мода на реформы, охватившая все наши сферы жизни и деятельности, не обошла военное образование. Поэтому в развитии суворовской школы были свои эксперименты, шараханья, достижения и промахи. Предлагаю сравнение того, как было в советское время, с тем, что сейчас по некоторым, на авторский взгляд, важным позициям.

Первая позиция. Хочу в суворовцы!

Как это было? В годы войны множество мальчишек стали сиротами. Их отцы отдали жизни, сражаясь за Родину. Мальчишки ненавидели фашизм, имели жизненную закалку, привыкли к трудностям и лишениям. Некоторые сами были участниками боевых действий (сыны полка, партизаны, подпольщики). Непростая судьба детей создала благодатную почву для их превращения в воинов. Стремление государства помочь им обусловило минимальный возраст для поступления в СВУ – 10 лет. Но прошло время, и ситуация с «детьми войны» выровнялась. Проблема их социальной адаптации потеряла прежнюю остроту, и с 1964 года СВУ перешли на трехлетнюю подготовку (8–10-й классы). С 1969-го срок обучения был сокращен до двух лет (9–10-й классы). Это позволяло сделать больший по численности выпуск (две-три роты одновременно в каждом СВУ при сохранении стандартной «емкости» 500–600 человек), а значит, интенсивнее пополнять ряды курсантов.

Читайте также:  Как пользоваться очками с дырочками при близорукости

В этой связи вспоминаю два момента. Первый: мои учителя и воспитатели называли оптимальным сроком для обучения суворовца три года. И второй: мое поступление в СВУ после 8-го класса было осознанным. В 15-летнем возрасте выбирать профессию уже можно и нужно. Отсюда и меньшие человеческие «потери» к выпуску (здоровье подростка сформировалось, мечта стать офицером – устойчивая).

Как есть? Директивой министра обороны Сердюкова (№ Д-30 от 21.04.2008) в СВУ снова введен семилетний срок обучения. В них набираются дети после 4-го класса общеобразовательной школы. В чем здесь плюс? Ребенок, все детство которого прошло в мундире и в строю, скорее всего выберет профессию военнослужащего, поскольку ничего другого не представляет. Он будет привычен к требованиям уставов и армейскому режиму жизни. Но в чем опасность? Выбор профессии в столь юном возрасте не является осознанным. В СВУ ребенка либо направляют родители, либо влечет внешняя атрибутика (красивая форма, погоны, восторг от увиденного строя суворовцев на параде). Если через несколько лет он поймет, что ошибся с выбором пути, это будет жизненная трагедия. Стартовые позиции у него и обычного школьника окажутся равными. Но один жил среди родителей и друзей «по ту сторону забора», а другой – в системе искусственно созданных ограничений. В данном случае ради чего?

Вторая позиция. После бала

Как было? Суворовец-выпускник был обязан продолжить обучение в одном из высших военно-учебных заведений МО СССР. Но кроме обязанности (закрепленной подпиской родителей в момент поступления в СВУ), имел заслуженное право быть принятым туда без экзаменов. Еще в СВУ ему шили курсантскую форму соответственно роду войск выбранного военного училища. И в ней он прибывал в вуз. В какой именно? Это зависело от рейтинга, за который суворовец боролся в течение всей учебы (по результатам успеваемости, поведения, военно-научной работы, достижений в спорте, общественной активности и др.). Рейтинг уточнялся ежемесячно, был гласным. Результирующие «места» выпускников определяли их очередность входа на комиссию по распределению. Основным ее инструментом был экран разнарядки (количество мест «под суворовцев» от военных училищ). Первый в рейтинге суворовец мог выбрать любое высшее командное военное училище. Последний подбирал остатки. Это мотивировало. И система работала!

В некоторых ввузах суворовская школа засчитывалась за «курс молодого бойца» (КМБ). Это также служило определенным «бонусом» выпускнику СВУ. В отличие от гражданского юноши суворовец умел стрелять, пользоваться средствами химзащиты, ходить строем, совершать марш-броски и т. д. Поэтому после мандатной комиссии ребята убывали домой, а возвращались в училище к присяге.

Как стало? Каждое 9 мая Россия с гордостью наблюдает за шеренгами суворовцев, марширующих по Красной площади. Но мало кто знает, что было до парада, и что ждет этих ребят после. Круглый год в любую погоду они тренируются на плацу училища. Затем на полтора месяца убывают в одну из воинских частей Московского гарнизона, где тренировки проходят в составе общего парадного расчета. Учеба при этом продолжается, но сил и времени на нее не хватает. Мальчишки выполняют государственную задачу, но закономерно теряют в качестве знаний. Отсюда недобранные баллы ЕГЭ и шанс никуда не поступить, поскольку выпускник СВУ больше не имеет льгот при зачислении в вуз. Трудно представить, что чувствует юноша, семь лет носивший форму, имеющий три медали за участие в парадах, когда он с проходной СВУ направляется служить солдатом по призыву…

Здесь мы имеем результат непродуманного законодательства. Вступивший в силу с 1 сентября 2013 года ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» оказался настолько дубово-железобетонным, что в нем нет исключений. В двух министерствах – образования и обороны – следовало бы совместно разработать законопроект (поправку, приложение), восстанавливающий справедливость по отношению к детям, желающим и уже подготовленным (за немалые деньги российских налогоплательщиков) служить Родине.

Описанный выше «бонус» с КМБ также забыт, и суворовцы, став курсантами, осваивают начальную военную подготовку наравне с теми, кто впервые видит автомат, ОЗК и саперную лопату. Но школьник хотя бы прибыл в училище из дому. А суворовец в год поступления передислоцируется из одной казармы в другую, не имея возможности побыть с родственниками.

Третья позиция. Жизнь – Родине!

Не только дать знания, но и воспитать будущего защитника Отечества – смысл и предназначение суворовского военного училища.

Как было? Отвечу просто. Нигде и никогда: ни в высшем военном училище, ни в воинских частях в процессе офицерской службы, ни в военной академии – я не встречал такой четкой уставной организации жизни, службы войск, внутреннего порядка и требовательности со стороны командиров, как это было в СВУ. В далекие 70-е мне был дан такой толчок в пятую точку (в хорошем смысле слова), инерции которого хватило на 34 года дальнейшей службы. Воспитание было отеческим, но жестким. Из нас делали мужчин. И ни у одного моего однокашника не было мысли на что-то пожаловаться, призвать в помощь родителей, прокуроров или попечителей по поводу какой-то несправедливости или строгости воспитателей, педагогов. Мальчишки не только учились, но трудились, обслуживали себя, несли службу в нарядах и отвечали за проступки. Для отчисления суворовца было достаточно решения педсовета, которое принималось по факту употребления спиртных напитков, курения, воровства, самовольной отлучки, драки. С нарушителя перед строем срывались алые погоны, и он направлялся в школу, из которой поступил в СВУ. При получении четвертной «двойки» суворовец «пролетал» с каникулами. При повторном «неуде» – прощай СВУ. Это была суровая школа жизни, которая закаляла характеры.

Как стало? Все тот же ФЗ «Об образовании» полностью приравнял суворовцев к обычным школьникам в смысле прав и обязанностей (прав много, обязанностей никаких). Военная составляющая в жизни суворовцев ослабла. Наряды превращены в формальность, а функции дневального ограничены до уровня, создающего ложное представление о жизни в казарме. Да и как можно понять, что такое наряд по роте, если не существует наряда по училищу (вместо дежурного офицера – сотрудник ЧОПа). Трудовое воспитание – вне закона (чистоту в помещениях обеспечивают уборщицы). В плохой успеваемости виноват учитель. Любая строгость воспитателя или педагога воспринимается как оскорбление. В итоге жалобы от родителей, нередко анонимные, сыплются в адрес прокуратуры и командования по любому поводу. Отчислить суворовца фактически невозможно, какой бы проступок он ни совершил (все тот же ФЗ допускает перевод ребенка из одной школы в другую только по заявлению родителей). Попади в суворовский коллектив случайный мальчишка, и большие неприятности училищу гарантированы. А если к тому же его родители занимают весомое положение в обществе? Виноватыми всегда будут воспитатель, педагог, начальник СВУ. В такой атмосфере выпускник училища оказывается хуже адаптированным к будущей службе, чем его гражданский сверстник, как это ни парадоксально. Ведь школьник, поступающий в военно-учебное заведение, изначально настроен на то, что в армии трудно. А суворовец думает, что условия последних семи лет его жизни – это и есть армия. Но вот он принимает присягу в военном училище. И видит – больше нет нянек, а за учебу и поступки надо отвечать. Это стресс! Причем заложенный в учреждении, предназначенном для исключения подобного стресса.

Сказанное следует воспринимать без огульного обобщения. Многие суворовцы в нынешней системе, как и в прежней, становятся настоящими офицерами и достойны имени великого генералиссимуса.

Четвертая позиция. Кем станешь, сынок?

Как было? В советское время суворовец готовился к выбору одного из военных училищ Сухопутных войск, что оправдано именем полководца, штурмовавшего Измаил и перешагнувшего через Альпы. Впрочем, кто очень хотел стать летчиком или моряком, как правило, добивались направления в соответствующие учебные заведения. Больших проблем здесь не возникало.

Как стало? Сегодня все суворовские военные училища распределены по видам и родам войск ВС РФ. Такое начало воинской специализации полезно тем, кто «угадает» с профилем СВУ. Для других детей (а как в 11 лет не ошибиться?) было бы полезнее расширить общий военный кругозор, сориентироваться в диапазоне воинских профессий и специальностей, чтобы выбор сделать осознанно, исходя из своих наклонностей. В последние годы реорганизации ВС РФ происходили так часто, что один и тот же суворовец, обучаясь в стенах одного СВУ, за годы учебы оказывался в разных видах ВС РФ. И каждое новое подчинение меняло вектор его профориентации. Насколько полезны такие зигзаги – оставим без комментариев.

Пятая позиция. Кто сделает суворовца защитником Отечества

Как было? Все командиры рот, воспитатели и часть педагогов были действующими офицерами, имеющими, кроме военного, педагогическое образование. Начальник СВУ – штатный генерал. Большинство учителей – мужчины. Неудивительно, что они и растили мужчин.

Как стало? Комментаторы ТВ, представляя начальников СВУ, шагающих во главе парадных «коробок» на Красной площади, называют их по воинским званиям (генерал-майор или полковник). Но забывают сказать запаса или в отставке. Увы, в штате СВУ больше нет ни одной военной должности. Все командиры и воспитатели, безусловно, достойные люди, прошедшие офицерскую школу жизни. Некоторые имеют боевой опыт. Но все это в прошлом. Попавшие под «сердюковское» сокращение или уволенные по возрасту, они объективно отдалились от службы, хотя и облачаются в военные мундиры. Среди учителей большинство – женщины. Такая обстановка делает СВУ все меньше военной школой, все больше – обычным интернатом.

Шестая позиция. Будь здоров, сынок!

Как было? Конкурс в СВУ был огромным не только из-за экзаменов по математике и русскому языку, но и по требованиям к состоянию здоровья. Через три медкомиссии (в районном, областном военкоматах и в СВУ) «просачивались» от силы 10–20 процентов кандидатов. Через два-три года, окрепнув и закалившись в училище, они были годны хоть в морскую пехоту, хоть в ВДВ.

Как стало? Во-первых, «проходные» критерии здоровья для поступления в СВУ огрублены. Эта планка опущена ниже, чем требования к абитуриентам вузов МО РФ. Во-вторых, в 11 лет дать прогноз, как изменится здоровье суворовца после переходного возраста, невозможно. И часть выпускников СВУ оказываются вне Вооруженных Сил по медицинским показателям. Целесообразность такой семилетней учебы с позиций затрат МО РФ и судьбы самого подростка не бесспорна.

Седьмая позиция. Есть ли жизнь за забором?

Личность человека формируется в детстве. И очень важно, чтобы не было пропущенных этапов развития.

Как было? Поступив в СВУ после 8-го класса, мои сверстники успевали накопить некоторый опыт взаимодействия в «обычной среде». Взять хотя бы общение с противоположным полом: посидеть за одной партой с девочкой, побегать за ней на перемене, обменяться «секретными» записками, проводить из школы домой, поднести портфель и т. д. Все эти «глупости» – закономерная школа физического созревания и социального взросления.

Как стало? Если столь важный этап жизни пропустить, не прожить, заменить его чем-то другим, в дальнейшем это может непредсказуемым образом отразиться на свойствах личности. Как именно? Фантазировать не буду, но предполагаю, что оторванность мальчика с 11-летнего возраста от внешнего мира таит в себе ряд психологических опасностей, нацеленных в его будущее. Внутри «своей» военной среды они проявляются не так остро. Но социальная адаптация бывшего суворовца «во внешнем мире» может оказаться сложной. Насколько? Это должны исследовать профессионалы.

В деле воспитания и обучения будущих защитников России реальных проблем гораздо больше. И далеко не все можно решить на местном уровне, в конкретном СВУ, НВМУ, ПКК и т. д. Многие вопросы являются системными. Ответы нужно искать на уровне государственных институтов. И делать это последовательно и взвешенно, дабы не наломать новых дров…

Все вышеизложенное не является официальной позицией руководства или трудового коллектива какого-либо довузовского образовательного учреждения. Это точка зрения автора, которую можно учитывать, а можно сделать вид, что все и так хорошо…

Идея превращения детей в витязей уходит в глубь истории. В Древней Руси существовали обряды «воинского пострига», «посажения на боевого коня», «опоясывания мечом», означавшие определенные ступени воинского взросления. Короткое детство заканчивалось поступлением 15-летнего юноши в княжескую дружину. Петр I проблему повышения качества армии решил привлечением в ее ряды самого образованного сословия, для которого вводилась обязательная служба с 16 лет. Так называемые недоросли, успешно проэкзаменованные особыми комиссиями, направлялись на учебу в гвардейские полки. Остальные «писались солдатами» или шли на иную государеву службу. Уклониться от нее можно было только с одновременным лишением дворянского титула, земли и привилегий.

Со временем для исполнения офицерских обязанностей стало недостаточно подготовки в учебном полку. Новое оружие, стратегия и тактика требовали специального образования. На этой волне в ряде стран появляются кадетские корпуса. «Кадет» означает несовершеннолетний. Так назывались молодые дворяне, зачисленные на службу, но еще не произведенные в офицеры. Из Франции название перекочевало во многие государства, включая Россию.

На протяжении почти трех веков из выпускников кадетских корпусов формировалась элита русского народа. Кадетами были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, генералы Тормасов, Брусилов и Карбышев, адмиралы Ушаков и Нахимов, художники Верещагин и Боголюбов, географы Крузенштерн, Беллинсгаузен и Кропоткин, писатели Достоевский, Толстой и Куприн, конструктор Мосин, летчик-испытатель Нестеров, физиолог Сеченов.

Советская власть в разгар Великой Отечественной войны возродила кадетское воспитание в формате суворовских военных училищ (СВУ) и Нахимовского военно-морского училища (НВМУ). С 1943 по 1990-й их число менялось, составляя в максимуме 12. После распада СССР наряду с СВУ и НВМУ в системе довузовского образования появились президентские кадетские училища, морские и казачьи кадетские корпуса, кадетские школы, филиалы НВМУ, пансион воспитанниц. В Советском Союзе аналогичных учреждений было значительно меньше.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *