Меню Рубрики

Моника витти болезнь альцгеймера

Только авторизированные пользователи могут добавлять фотографии.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд

Полное имя: Моника Витти (Мария Луиза Чечарелли)
Дата рождения: 3 ноября 1931 г. (возраст — 87 лет)
Знак зодиака: Скорпион
Место рождения: Рим, Италия
Рост: 170 см
Семейное положение: замужем за Роберто Руссо
Страница на Wikipedia: перейти

Только авторизированные пользователи могут задавать вопросы.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд

Содержание (быстрый переход)

Известная итальянская актриса Моника Витти стала известна благодаря участию в фильмах выдающегося режиссера Микеланджело Антониони, музой которого была долгие годы. Лучше других ему удалось уловить ее очарование и подчеркнуть грани актерского таланта. Это сейчас о ней ничего не слышно, а в годы расцвета ее карьеры об актрисе знали не только в ее родной Италии.

Актриса родилась осенью тридцать первого года в Риме в семье Анджело Чичарелли и Адель Виттилья и была у них не единственным ребенком. По воспоминаниям Моники, их патриархальная семья жила небогато, и родителей больше заботило существование ее старших братьев, поэтому дочери оставалось лишь донашивать за ними старую одежду.

На фото: Моника Витти в молодости

Когда он подросла, главным желанием матери стало побыстрее выдать ее замуж и непременно за состоятельного человека, но сама Моника совсем к этому не стремилась. Еще в детстве Витти решила, что станет актрисой, чтобы доказать всем, что она тоже достойна всеобщего внимания.

Начало творческой биографии актрисы пришлось на школьные годы – в четырнадцать лет она вышла на сцену любительского театра в пьесе «Enemy by Nicodemy». Успешно сыгранная школьницей роль сорокалетней женщины подкрепила в девочке стремление стать актрисой, и в шестнадцать лет она поступила в Национальную академию драматического искусства, проявив при этом завидное упорство.

Дело в том, что на вступительных экзаменах комиссия отказала абитуриентке, сказав, что у нее слабые голосовые связки. Но Моника не собиралась сдаваться и, получив заветную справку о безупречном здоровье связок, вернулась в академию, после чего была зачислена на первый курс.

На фото: Моника Витти и Микеланджело Антониони в молодости

Годы учебы нельзя было назвать легкими – наряду с тем, что Витти целыми днями приходилось разучивать роли, она еще и страдала от голода – денег на еду всегда не хватало. Чтобы подзаработать, Моника после занятий бегала по кастингам, чтобы получить какую-нибудь роль в кино, а по вечерам выходила на сцену театра Гольдони.

Агенты, услугами которых пользовалась начинающая актриса, предупреждали ее, что с такими внешними данными ей никогда не добиться успеха в профессии – в молодости она была худощавой блондинкой, а тогда подобные типажи не были востребованы в итальянском кино.

Тем не менее, ей удалось получить маленькую роль в фильме «Скачи! Скачи! Скачи!» — так началась кинематографическая биография Моники Витти. Это произошло через год после окончания академии, а еще спустя четыре года в судьбе актрисы произошло событие, изменившее не только ход карьеры, но и личную жизнь Моники Витти.

Актриса получила приглашение на озвучивание одного из персонажей картины Микеланджело Антониони «Крик», и во время работы познакомилась с самим режиссером. Как оказалось, он видел ее и раньше, и Витти оказалась именно той актрисой, которую он искал. Их первый совместный фильм вышел в шестидесятом году, и сразу стал знаковым в итальянском кино.

На фото: Моника Витти в фильме «Приключение»

За роль Клаудии в «Приключении» она получила две престижных премии как лучшая актриса и была номинирована на «BAFTA». Фото Моники Витти начали появляться на обложках европейских изданий, а роли в следующих частях трилогии «Ночь» и «Затмение», только упрочили ее популярность.

Творческий и личный союз с Микеланджело Антониони продлился десятилетие, а после разрыва открылся новый талант актрисы – она великолепно сыграла в комедийной ленте «Не промахнись, Ассунта», за которую получила две премии «Давид Ди Донателло» и приз кинофестиваля в Сан-Себастьяне.

«Комедия — это нечто чрезвычайно важное, особенно сегодня она может быть важнее драмы. Нет такой серьезной темы, чтобы мы не могли смотреть на нее сквозь призму юмора», — говорила актриса.

Комедийный талант Витти был востребован у таких режиссеров, как Марио Моничелли, Луис Бунюэль и других.

На фото: Моника Витти в фильме «Не промахнись, Ассунта!»

Кинематографическая биография Моники Витти завершилась в восемьдесят девятом году, когда она сняла свою собственную картину «Тайный скандал», поставив точку в отношениях с кино. После этого она вернулась на театральную сцену, занялась преподаванием, иногда снималась на телевидении, а потом совсем пропала из поля зрения поклонников.

Только в 2011 году стала известна причина этого затворничества – Моника Витти страдает болезнью Альцгеймера. Сейчас рассудок этой некогда талантливой актрисы помрачен, поэтому она не осознает, что с ней происходит. Из-за болезни Альцгеймера Витти потеряла связь с миром, но ей обеспечен достойный уход, о чем сообщил в прошлом году муж актрисы.

В фильме «Затмение» с Аленом Делоном

Микеланджело навсегда остался главным мужчиной в личной жизни Моники Витти, а для него – символом его киномира. Они познакомились в пятьдесят седьмом году, когда великий режиссер был в самом начале своей головокружительной карьеры, но уже успел обрести известность и признание своего таланта.

В момент их первой встречи у Антониони был роман с мисс Италия, но ради Моники он порвал с ней и устремился к своей новой музе.

О Микеланджело Витти знала немного, разве то, что он обладал упрямым деспотичным характером, а увидев его, она попала под чары привлекательного харизматичного мужчины, ради которого тридцатилетняя актриса хотела стать самой лучшей, и не только в профессиональном плане.

Антониони Моника тоже была необходима – он давно искал свою «актрису», обладавшую нестандартной красотой. Вместе они начали появляться на вечеринках и светских мероприятиях, Микеланджело приглашал Витти в рестораны и дал возможность девушке, всегда считавшей себя не привлекательной, почувствовать себя настоящей красавицей.

На фото: Моника Витти с мужем Роберто Руссо

Она преобразилась внешне – вместо брюк и ботинок на плоской подошве стала носить элегантные платья и туфли на высоких каблуках. Навсегда Монике запомнилась поездка с Антониони на Сицилию, во время которой режиссер полностью преобразил свою музу – она научилась по-другому держать себя, изменила походку и манеру разговора. Все это помогло актрисе стать покорительницей миллионов сердец.

Позже она поняла, что Микеланджело в личной жизни и на съемочной площадке – два разных человека. Если в интимной обстановке он был нежен и заботлив, то во время работы был суров и требователен. Опыт работы на съемочной площадке показал Витти, что для ее любимого Микеланджело на первом месте всегда будет работа, но именно это и помогло ей стать настоящей звездой итальянского кино.

Режиссер не ошибся в выборе «своей» актрисы – их первый совместный фильм «Приключение» стал этому подтверждением – актрисе с глубоким взглядом и отчужденной манерой игры принадлежала большая часть успеха картины.

«Моника Витти чрезвычайно выразительна. А это важнейшее качество для киноактера», — говорил Антониони.

Несмотря на то, что Витти бесконечно любила Микеланджело, она отвергала его предложения переехать к нему, потому что хотела оставаться свободной, но их квартиры находились на одной лестничной клетке. Рядом с Антониони актриса чувствовала себя любимой и желанной, но этой сказке не суждено было длиться вечно – после десяти лет отношений они расстались, и это расставание было невероятно тяжелым для актрисы.

Они случайно встретились через несколько лет на показе первой и единственной режиссерской работы Моники «Секретный скандал» на Каннском кинофестивале. Недавно переживший инсульт Антониони был в сопровождении своей молоденькой жены, которая бережно поддерживала его под руку.

В это время в жизни актрисы уже был другой мужчина – сценарист и режиссер Роберто Руссо, с которым она познакомилась в семьдесят пятом году, а спустя двадцать лет они официально оформили свои отношения. И сейчас Руссо муж Моники Витти – он делает все возможное, чтобы облегчить жизнь тяжело больной актрисы.

источник

Антониони часто называют «певцом некоммуникабельности». А что такое некоммуникабельность? Как поет Вячеслав Бутусов в одноименной песне, «всегда-то мой номер кем-то занят, когда бы себе я ни позвонил. Никому. Ни кому ни кабельность». Если серьезно, речь идет об особом психическом состоянии — нежелании человека вступать в эмоциональный контакт с другими людьми и с окружающим миром. В наше время чаще употребляют термин «хроническая депрессия». Как следствие, человек теряет осознание себя и своего места в мире и начинает существовать бесцельно, ничего не желая. Герои фильмов Антониони 50-60-х годов — вполне благополучные люди, которым повезло пережить сложные 40-е и войти в новый, стабильный, процветающий западный мир. Но вместе с разрушением прежних укладов и традиций в обществе что-то сломалось и в их голове. Оказавшись перед выбором одного из множества путей личного развития, они топчутся на месте в нерешительности: куда идти дальше? О чем мечтать? Их душа не поспевает за бегом времени и остается где-то позади, в прошлом, тогда как тело по инерции продолжает жить, работать, флиртовать, развлекаться, путешествовать. Разрыв между душой и реальным миром, видимо, произошел после страшной войны. В 40-е человечество пережило ужасы физической смерти. В 50-60-е переживает драму медленного, агонистического душевного умирания. В 70-е этот процесс подходит к своему логичному катастрофическому завершению. Таков кинематограф Антониони.

В данном обзоре — персонажи Микеланджело Антониони, жертвы болезни, которую можно назвать «некоммуникабельностью», или «ничего-нехотением».

«Хроника одной любви» (1950)
Пара влюбленных: Паола — жена «олигарха», Гвидо — небогатый, безработный. Избитый сюжет. В прежние времена такая любовь была бы обречена на страдания и смерть. Обстоятельства, как правило, сильнее индивидуальных желаний. Но в новой эпохе реальность более пластична, и обстоятельства чудесным образом складываются в пользу влюбленных. Но исполнение желания не приносит счастья Паоле и Гвидо. Тоска как была, так и осталась, и быть вместе им уже не хочется. Антониони показывает, что депрессия героев — болезнь, причина которой — не в отсутствии любви, и любовь — не лекарство. Что-то не то творится в этом мире: классические сюжеты уже не работают. Люди встречаются, влюбляются и. понимают, что никто ни в кого не влюблялся.


«Дама без камелий» (1953)
Начинающей актрисе Кларе тоже везёт. Роль в фильме, первая популярность, богатый любовник. Но вместе с удачей приходит осознание: «нет, ребята, всё не так. » Актерская работа не приносит удовлетворения, да и любовные эмоции растворяются, оставляя в душе пустоту. Как жить дальше и к чему стремиться — опять непонятно.



«Подруги» (1955)
Розетта — молодая, достаточно красивая девушка, имеющая все возможности для карьеры, семьи и т.д. Но образ жизни окружающих людей («подруг») глубоко ей чужд. «Почему я должна так проживать свою жизнь? Для чего мне жить? Чтобы решать, какое платье надеть?» Причины ее депрессии непонятны. Возможно, в невзаимной любви к Лоренцо. Но никаких серьезных препятствии между их отношениями не существует. Побольше решительности и настойчивости — и Розетта всего бы добилась. Было бы желание.



В первых фильмах Антониони выявляет только первые симптомы болезни: эмоциональная неустойчивость, суетливость, неопределенность в мыслях и желаниях. Далее, в «пенталогии некоммуникабельности», мы увидим более подробную «историю болезни», которая постепенно приобретает массовый характер.

«Крик» (1957)
Альдо решается на экстремальный поступок и уезжает из дома «куда глаза глядят». Альдо словно душа зовет к чему-то новому. К чему именно? Может быть, к новой любви? Но снова типичная для Антониони ситуация: любовь не становится спасением от депрессии. У Альдо на выбор четыре женщины, но ни с одной он не хочет связать свою жизнь. Герой так и не понимает, чего он ищет и чего хочет его душа. Одна из последних сцен (акция протеста жителей маленького городка против промышленной застройки) намекает, что Альдо вполне мог бы применить свою энергию для борьбы за гражданские ценности. Но мужчина выбирает радикальный путь.



«Приключение» (1960)
У Сандро есть невеста Анна, но он влюбляется в ее подругу Клаудию (Моника Витти). Измена недопустима — по моральным соображениям. Но, как и в фильме «Хроника одной любви», судьба расчищает дорогу перед влюбленными: Анна мистическим образом исчезает, дематериализуется. Больше нет никаких моральных обязательств — можно заводить новый роман. Но уже не особо и хочется. Хочется отметить потрясающую игру Моники Витти. Именно на ее героинь выпадает самый тяжелый психологический удар — внезапное осознание, что жизнь потеряла смысл, опору. Мужчинам в этом плане легче: можно пофлиртовать с другой женщиной, потом с третьей и т.д., как это делает Сандро. Страдание Клаудии по истине трагично, при том что не происходит никаких трагических событий. Пережить смерть души, пожалуй, тяжелее, чем, например, увидеть ужасы войны своими глазами.


«Ночь» (1961)
Джованни и Лидия — муж и жена. Былой романтики в их отношениях уже нет и следа. Жизнь стала черно-белой, хоть и по-прежнему сытой и беззаботной. Писатель Джованни переживает творческий кризис, но это — только следствие болезни. Кризис предполагает падения и взлеты, тогда как у Джованни новый взлет не предвидится. Нет ресурсов для вдохновения. Отношения на стороне (даже если любовница — Моника Витти) не радуют. Окружающий мир не дает пищи для размышлений. Лишь старые письма позволяют супругам вспомнить, какой интеерсной и эмоционально насыщенной была их жизнь прежде. Вспомнить, но не более того.

Читайте также:  От чего берется болезнь альцгеймера



«Затмение» (1962)
В этом фильме пациенты — Пьеро (Ален Делон) и Виттория (Моника Витти). Пьеро — представитель нового поколения, активный, предприимчивый, успешный молодой человек. С головой погруженный в биржевые игры, Пьеро не позволяет себе душевное общение с Витторией, хотя они могли бы стать хорошей парой. Девушка Виттория находится в эмоциональном упадке после расставания с предыдущим бойфрендом, но все таки способна поддержать искру новой любви, но Пьеро не решается пойти ей на встречу. Искра гаснет, и это последняя капля, после которой душа всей планеты уходит в иной мир. Как при затмении: свет еще есть, но солнца уже нет.


«Красная пустыня» (1964)
Джулиана, героиня Моники Витти, — это Клаудия из «Приключения» и Виттория из «Затмения», достигшая крайней стадии болезни. В этом фильме мы видим безумие как оно есть. Джулиана не может адекватно воспринимать мир, ведет себя странно. Как будто окончательно сбилась некая настройка в голове.



В «пенталогии некоммуникабельности» Антониони показывает эволюцию болезни, в которой можно выделить несколько этапов:
-поиск чего-то нового, непонятно чего именно (Альдо)
-разочарование в любви как в безграничном источнике жизненности (Сандро и Клаудия)
-полная потеря ресурсов жизненной силы и вдохновения (Джованни и Лидия)
-разделение души и сознания (Пьеро и Виттория)
-безумие (Джулиана)

В следующих фильмах, а именно в «зарубежной трилогии», Антониони покажет следующую стадию — от безумия до летального исхода. Герои Марка Фрешетта («Забриски Поинт») и Джека Николсона («Профессия: репортер») движимы подсознательной силой саморазрушения. Перед ними не стоит вопрос: чего они хотят от жизни? Их подсознательное желание конкретно — полное «догорание», исчезновение из мира людей. То же самое происходит из фотографом Томасом из «Фотоувеличения»: мы не видим его физической смерти, но его дематериализация в последней сцене символична.

источник

В четверг знаменитая итальянская актриса Моника Витти, муза великого Микеланджело Антониони и звезда итальянской комедии, отмечает свое 80-летие. Она уже около 20 лет не появляется на публике, ведя крайне замкнутый образ жизни.

Причиной затворничества стала тяжелая болезнь, которая “как ластиком стирает память”, пишут биографы актрисы. Все эти годы рядом с ней находится муж Роберто Росси. Когда они познакомились ей было 40 лет, ему – 25. Официально они поженились после 30 лет гражданского брака, в полном секрете в 2000 году. Именно на свидетельствах Росси во многом основана книга «Сладкая Витти» (по созвучию с названием фильма Феллини «Долче вита» — «Дольче Витти»), которая будет представлена в четверг на проходящем в итальянской столице кинофестивале.

Римский смотр отдает почести знаменитой актрисе, за плечами которой более полусотни работ в театре и кино. В фойе фестивальной площадки в Аудиториуме «Парк музыки» открыта выставка фотографий, на которых итальянская актриса запечатлена в самых разных образах. Моника Витти начинает сниматься с 1954 года, но известность к ней приходит в 1960, когда начинается ее «история» с выдающимся режиссером Микеланджело Антониони. За четыре года, в течение которых она и режиссер связывают романтические отношения, появляется четыре картины, которые принято объединять в один цикл — «Приключение», «Ночь», «Затмение» и «Красная пустыня». В центре каждой ленты — женщина, переживающая глубокий душевный кризис. После этих работ, хорошо знакомых в России, итальянскую актрису в нашей стране воспринимают как трагическую актрису, тогда как на родине ее имя больше связывают с комедией.

В свое день рождения итальянская звезда, по словам ее верного спутника, не прервет своего 20-летнего молчания, и никак публично не будет отмечать юбилей. Зато на римском кинофестивале запланированы ретроспективные показы фильмов с ее участием. Государственное телевидение также посвятит Монике Витти специальные программы.

День рождения: 03.11.1931 года
Возраст: 86 лет
Место рождения: Рим, Италия

Благодаря кому Моника Витти поступила в киноакадемию? Почему продюсеры не верили в то, что Витти сможет достичь успеха в кино? Что больше всего поразило Микеланджело Антониони в Монике, когда он впервые ее увидел? Какой фильм принес актрисе славу и признание? Почему Витти отклонила предложение Антониони стать его женой? Как сложилась жизнь актрисы после расставания с Антониони, и смогла ли она повторить свой успех в фильмах других режиссеров?

Автор: Андрей Пуминов
Сайт: Знаменитости

Мария Луиза Чечарелли появилась на свет 3 ноября 1931 года в Риме в бедной семье. По словам актрисы, в детстве родители больше заботились о ее старших братьях и практически не уделяли ей внимания. Все, что ей оставалось – это донашивать их одежду и слушать длинные монологи матери о счастливом замужестве. Но Мария не хотела замуж. Она всегда комплексовала по поводу своей внешности, а в 14 лет даже поклялась, что никогда не заведет семьи.


Последние новости и факты в Telegram-канале «Знаменитости». Подписывайся!

После окончания школы Мария отправилась покорять Национальную академию драматического искусства. Первая попытка оказалась неудачной. Преподаватели заявили, что у нее слабые голосовые связки и отправили домой. На следующий день Витти пошла в больницу, где умоляла совершенно незнакомого врача выдать ей справку о том, что ее голосовые связки в порядке. Потрясенный доктор сжалился над девушкой, написав, что она полностью здорова. И Марию приняли в академию.

Три года, проведенные в киноакадемии, стали для Витти настоящим испытанием. Она очень любила сладости, но из-за нехватки денег вынуждена была отказывать себе в этом удовольствии. Как правило, девушка питалась раз в день, съедая огромный бутерброд с сыром и луком. Кроме этого, она глубоко переживала по поводу своей личной жизни. В то время как ее однокурсницы крутили романы с актерами и финансистами, Мария в гордом одиночестве читала сценарии и разучивала роли. Высокая, худая блондинка с печальными глазами – тогда такие девушки не сильно пользовались успехом.

Во время обучения в академии Мария взяла себе псевдоним Моника Витти, немного изменив девичью фамилию матери. Вечерами она играла в театре Гольдони, а днем бегала по киностудиям, пытаясь получить роль. Знакомые агенты говорили ей, что с такими данными она никогда не станет знаменитой актрисой. Но Монике все же дали эпизодическую роль в фильме ‘Скачи! Скачи! Скачи!’ (1954). Так состоялся ее дебют в кино.

Жизнь Витти резко изменилась в 1957 году, когда ее пригласили озвучить английскую актрису Дориан Грей в фильме Микеланджело Антониони ‘Крик’. Она слышала, что режиссер упрям и высокомерен, но первая встреча с ним развеяла все ее страхи. Они познакомились в монтажной во время небольшого перерыва. Он сказал, что ему нравится ее хриплый, низкий, немного насмешливый голос. Она поблагодарила его и пригласила в театр на спектакль, где выступала. Микеланджело ответил, что он уже видел ее в спектакле, и что ее лицо – то, что он так долго искал…

Встреча Моники Витти и Микеланджело Антониони стала началом великой истории любви, а их творческий союз – рождением двух гениев кино. Микеланджело, которого друзья звали Микеле, моментально вскружил голову молодой Витти. Он стал для нее всем: другом, любовником, отцом, режиссером. Он учил ее правильно ходить, говорить, держать бокал с шампанским. Рядом с ним Моника чувствовала себя маленькой девочкой, окруженной заботой отца. А Микеланджело ощущал себя Богом, который творит актрису и женщину.

Однако первые съемки с Антониони стали для Витти настоящим кошмаром. На съемочной площадке он был не тем внимательным и послушным мужчиной, каким был в жизни. Когда Моника хотела посоветоваться с ним на счет своей игры, Микеланджело резко ответил, что ничего не разжевывает актерам, и что она должна положиться на свою фантазию. Тогда Витти поняла, что на первом месте у него всегда будет работа. Ведь он был гением и не мыслил свою жизнь без кино.

Первый фильм Антониони с Моникой Витти ‘Приключение’ (1960) принес актрисе настоящую славу. Благодаря своему возлюбленному Моника проснулась знаменитой. Критики твердили о ‘новом языке’ в кинематографе, о гении режиссера, но Микеланджело знал, что ничего этого не было бы без талантливой игры Витти, ее влекущего, магнетического лица с глубокими зелеными глазами, лица, которого он искал всю жизнь.

Одиннадцать лет плодотворного сотрудничества Антониони и Витти подарили миру четыре фильма, каждый из которых был принят публикой с большим восторгом. В 1961 году на экраны вышла картина ‘Ночь’, в которой компанию актрисе составил Марчелло Мастроянни. Через год она сыграла с молодым красавцем Аленом Делоном в фильме ‘Затмение’ (1962), завершившим режиссерскую ‘трилогию отчуждения’. Делон хотел закрутить интрижку с экспрессивной итальянкой, но его ждало разочарование. Все эти годы Моника хранила верность только одному мужчине – Микеланджело.

После съемок ‘Красной пустыни’ (1964) – последнего фильма с Моникой Витти – Антониони отправился в Англию, где приступил к работе над следующей картиной с участием Ванессы Редгрейв. 10 недель показались Монике вечностью. Она могла простить Микеланджело физическую измену, но он предал ее как актрису. С этим она никогда не смирилась. Видя, что его любимая страдает, Антониони неожиданно сделал ей предложение. Актриса понимала, что это самообман и ответила, что может быть через годик… Но через год они расстались…

После расставания с Антониони Моника Витти стала взахлеб сниматься в кино, словно пытаясь что-то доказать. Она с блеском в глазах играла и наивных девушек, и азартных женщин, и сумасбродных итальянок. Были в ее карьере и удачные, и неудачные фильмы. Например, англоязычный фильм ‘Модести Блэйз’ (1966) оказался провальным, а ее последняя роль в кино в кинокартине ‘Флирт’ (1983) принесла актрисе ‘Серебряного медведя’ Берлинского фестиваля.

Однако превзойти свои роли в фильмах Микеланджело Антониони Витти уже не смогла. Иногда кажется, что судьба свела их намеренно, чтобы показать миру удивительную силу любви, которая способна повелевать не только чувствами людей, но и искусством. Когда в 1990 году Моника отправилась на Каннский фестиваль со своим фильмом ‘Секретный скандал’, она и не знала, что снова увидит Микеланджело. Они встретились в проходе – режиссер, седой, разбитый инсультом, потрепал ее по щеке и сказал: ‘Это было красиво…’.

Уже более десяти лет Моника Витти тяжело больна, но, к счастью, она не знает этого. Ее рассудок помрачен, поэтому она потеряла связь с этим миром. Великая актриса, у ног которой когда-то лежала вся Италия, живет в своем мире фантазий, в котором только она и ее любимый Микеланджело.

Антониони часто называют «певцом некоммуникабельности». А что такое некоммуникабельность? Как поет Вячеслав Бутусов в одноименной песне, «всегда-то мой номер кем-то занят, когда бы себе я ни позвонил. Никому. Ни кому ни кабельность». Если серьезно, речь идет об особом психическом состоянии — нежелании человека вступать в эмоциональный контакт с другими людьми и с окружающим миром. В наше время чаще употребляют термин «хроническая депрессия». Как следствие, человек теряет осознание себя и своего места в мире и начинает существовать бесцельно, ничего не желая. Герои фильмов Антониони 50-60-х годов — вполне благополучные люди, которым повезло пережить сложные 40-е и войти в новый, стабильный, процветающий западный мир. Но вместе с разрушением прежних укладов и традиций в обществе что-то сломалось и в их голове. Оказавшись перед выбором одного из множества путей личного развития, они топчутся на месте в нерешительности: куда идти дальше? О чем мечтать? Их душа не поспевает за бегом времени и остается где-то позади, в прошлом, тогда как тело по инерции продолжает жить, работать, флиртовать, развлекаться, путешествовать. Разрыв между душой и реальным миром, видимо, произошел после страшной войны. В 40-е человечество пережило ужасы физической смерти. В 50-60-е переживает драму медленного, агонистического душевного умирания. В 70-е этот процесс подходит к своему логичному катастрофическому завершению. Таков кинематограф Антониони.

В данном обзоре — персонажи Микеланджело Антониони, жертвы болезни, которую можно назвать «некоммуникабельностью», или «ничего-нехотением».

«Хроника одной любви» (1950)
Пара влюбленных: Паола — жена «олигарха», Гвидо — небогатый, безработный. Избитый сюжет. В прежние времена такая любовь была бы обречена на страдания и смерть. Обстоятельства, как правило, сильнее индивидуальных желаний. Но в новой эпохе реальность более пластична, и обстоятельства чудесным образом складываются в пользу влюбленных. Но исполнение желания не приносит счастья Паоле и Гвидо. Тоска как была, так и осталась, и быть вместе им уже не хочется. Антониони показывает, что депрессия героев — болезнь, причина которой — не в отсутствии любви, и любовь — не лекарство. Что-то не то творится в этом мире: классические сюжеты уже не работают. Люди встречаются, влюбляются и. понимают, что никто ни в кого не влюблялся.


Читайте также:  Сколько может человек прожить с болезнью альцгеймера

«Дама без камелий» (1953)
Начинающей актрисе Кларе тоже везёт. Роль в фильме, первая популярность, богатый любовник. Но вместе с удачей приходит осознание: «нет, ребята, всё не так. » Актерская работа не приносит удовлетворения, да и любовные эмоции растворяются, оставляя в душе пустоту. Как жить дальше и к чему стремиться — опять непонятно.



«Подруги» (1955)
Розетта — молодая, достаточно красивая девушка, имеющая все возможности для карьеры, семьи и т.д. Но образ жизни окружающих людей («подруг») глубоко ей чужд. «Почему я должна так проживать свою жизнь? Для чего мне жить? Чтобы решать, какое платье надеть?» Причины ее депрессии непонятны. Возможно, в невзаимной любви к Лоренцо. Но никаких серьезных препятствии между их отношениями не существует. Побольше решительности и настойчивости — и Розетта всего бы добилась. Было бы желание.



В первых фильмах Антониони выявляет только первые симптомы болезни: эмоциональная неустойчивость, суетливость, неопределенность в мыслях и желаниях. Далее, в «пенталогии некоммуникабельности», мы увидим более подробную «историю болезни», которая постепенно приобретает массовый характер.

«Крик» (1957)
Альдо решается на экстремальный поступок и уезжает из дома «куда глаза глядят». Альдо словно душа зовет к чему-то новому. К чему именно? Может быть, к новой любви? Но снова типичная для Антониони ситуация: любовь не становится спасением от депрессии. У Альдо на выбор четыре женщины, но ни с одной он не хочет связать свою жизнь. Герой так и не понимает, чего он ищет и чего хочет его душа. Одна из последних сцен (акция протеста жителей маленького городка против промышленной застройки) намекает, что Альдо вполне мог бы применить свою энергию для борьбы за гражданские ценности. Но мужчина выбирает радикальный путь.



«Приключение» (1960)
У Сандро есть невеста Анна, но он влюбляется в ее подругу Клаудию (Моника Витти). Измена недопустима — по моральным соображениям. Но, как и в фильме «Хроника одной любви», судьба расчищает дорогу перед влюбленными: Анна мистическим образом исчезает, дематериализуется. Больше нет никаких моральных обязательств — можно заводить новый роман. Но уже не особо и хочется. Хочется отметить потрясающую игру Моники Витти. Именно на ее героинь выпадает самый тяжелый психологический удар — внезапное осознание, что жизнь потеряла смысл, опору. Мужчинам в этом плане легче: можно пофлиртовать с другой женщиной, потом с третьей и т.д., как это делает Сандро. Страдание Клаудии по истине трагично, при том что не происходит никаких трагических событий. Пережить смерть души, пожалуй, тяжелее, чем, например, увидеть ужасы войны своими глазами.


«Ночь» (1961)
Джованни и Лидия — муж и жена. Былой романтики в их отношениях уже нет и следа. Жизнь стала черно-белой, хоть и по-прежнему сытой и беззаботной. Писатель Джованни переживает творческий кризис, но это — только следствие болезни. Кризис предполагает падения и взлеты, тогда как у Джованни новый взлет не предвидится. Нет ресурсов для вдохновения. Отношения на стороне (даже если любовница — Моника Витти) не радуют. Окружающий мир не дает пищи для размышлений. Лишь старые письма позволяют супругам вспомнить, какой интеерсной и эмоционально насыщенной была их жизнь прежде. Вспомнить, но не более того.



«Затмение» (1962)
В этом фильме пациенты — Пьеро (Ален Делон) и Виттория (Моника Витти). Пьеро — представитель нового поколения, активный, предприимчивый, успешный молодой человек. С головой погруженный в биржевые игры, Пьеро не позволяет себе душевное общение с Витторией, хотя они могли бы стать хорошей парой. Девушка Виттория находится в эмоциональном упадке после расставания с предыдущим бойфрендом, но все таки способна поддержать искру новой любви, но Пьеро не решается пойти ей на встречу. Искра гаснет, и это последняя капля, после которой душа всей планеты уходит в иной мир. Как при затмении: свет еще есть, но солнца уже нет.


«Красная пустыня» (1964)
Джулиана, героиня Моники Витти, — это Клаудия из «Приключения» и Виттория из «Затмения», достигшая крайней стадии болезни. В этом фильме мы видим безумие как оно есть. Джулиана не может адекватно воспринимать мир, ведет себя странно. Как будто окончательно сбилась некая настройка в голове.



В «пенталогии некоммуникабельности» Антониони показывает эволюцию болезни, в которой можно выделить несколько этапов:
-поиск чего-то нового, непонятно чего именно (Альдо)
-разочарование в любви как в безграничном источнике жизненности (Сандро и Клаудия)
-полная потеря ресурсов жизненной силы и вдохновения (Джованни и Лидия)
-разделение души и сознания (Пьеро и Виттория)
-безумие (Джулиана)

В следующих фильмах, а именно в «зарубежной трилогии», Антониони покажет следующую стадию — от безумия до летального исхода. Герои Марка Фрешетта («Забриски Поинт») и Джека Николсона («Профессия: репортер») движимы подсознательной силой саморазрушения. Перед ними не стоит вопрос: чего они хотят от жизни? Их подсознательное желание конкретно — полное «догорание», исчезновение из мира людей. То же самое происходит из фотографом Томасом из «Фотоувеличения»: мы не видим его физической смерти, но его дематериализация в последней сцене символична.

Впервые средиземноморская диета была описана Энселем Кисом, диетологом из США в далеком 1945 году. Врач проводил исследования в Италии и заметил, что среди итальянцев много долгожителей, а хроническими заболеваниями они страдают намного реже своих европейских собратьев. Позднее, когда Франция, Испания, Греция и Италия вышли в лидеры в рейтинге европейских стран со здоровым образом жизни, диетологи изучили употребляемые местными жителями продукты внимательнее и пришли к выводу, что их меню позволяет сохранить молодость, улучшить здоровье, жить дольше и здорово! О рецептах красоты и долголетия жителей Средиземноморского региона и пойдет речь в этой статье.

Не зря средиземноморская диета для похудения также называется «диетой Афродиты» в честь богини любви и красоты. Система питания направлена на очищение организма от токсинов, застоявшейся влаги, шлаков, ускорение метаболизма, постепенное безопасное снижение веса без последствий для здоровья. Данную диету можно весьма условно отнести к длительным. Это скорее образ жизни, который здорово помогает избавиться от многих заболеваний, продлить молодость и красоту.

Среди звезд тоже немало поклонниц такой диеты: Софи Лорен, Пенелопа Крус, Моника Белуччи, Синди Кроуфорд, Бритни Спирс – их похудение и прекрасная физическая форма – результаты правильного питания и активного образа жизни.

Продукты, которые входят в систему средиземноморского питания, снижают риск возникновения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний на 25%, предупреждают развитие сахарного диабета, болезни Альцгеймера. Чтобы здорово и полноценно жить, нужно полноценно питаться: 60% диеты – это углеводы, 30% — жиры и только 10% приходится на белковые продукты. В 2010 году по версии ЮНЕСКО средиземноморская диета признана национальным наследием. Какие еще нужны рекомендации?

Пищевую пирамиду можно принять за основу составления рациона. Первыми систематизировать продукты Средиземноморья решили американские диетологи Ансел и Маргарет Кейс, проводившие исследования в 20 веке.

В основе пирамиды лежат продукты, без которых организму не обойтись: натуральные масла, каши, орехи, макароны, ржаной или цельнозерновой хлеб, фрукты, овощи и зелень. Выше находится еда, употребление которой ограничено 2-3 днями в неделю: нежирное мясо, морская рыба, молочные продукты и яйца. И, наконец, верхушка айсберга – выпечка, сладости, красное мясо, картофель и прочие находящиеся в этом разделе продукты разрешаются раз в неделю, не чаще. Есть и другие вариации пирамид: азиатская, вегетарианская, с учетом национальных особенностей и пр.

Средиземноморская диета — преимущества таковы:

  • Существенно увеличивается продолжительность жизни (на 10-12 лет), но при условии систематического питания по этой схеме.
  • Диета здорово снижает риск возникновения ряда заболеваний: диабета, болезней сердечно-сосудистой и дыхательной системы, опухолей и т.д.
  • Организм постепенно очищается от шлаков, ускоряются обменные процессы, улучшается состояние волос и кожи, самочувствие в целом.
  • Нормализуется вес, результаты сохраняются надолго.
  • Можно есть вкусные и полезные продукты и при этом худеть. Есть ограничения по калорийности блюд, но жить впроголодь не придется.
  • Одной из самых безопасных для здоровья диет считается именно средиземноморская диета. Меню практически не имеет противопоказаний.
  • В рационе есть все необходимые питательные вещества, макро- и микроэлементы , витамины и минералы, не нужно отдельно принимать витаминные комплексы или добавки.

    Недостатки диеты:

    • Высокая стоимость основных продуктов.
    • Относительно медленное похудение (в месяц вы будете терять 2-4 килограмма).

    Правила успешного похудения:

  • Основой вашего рациона должна стать растительная пища (фрукты, орехи, овощи, зерновые) – рецепты приготовления блюд с ними очень разнообразны.
  • За обедом или ужином можно позволить себе выпить бокал вина – это явное преимущество данной диеты.
  • Питание должно быть дробным: 4-6 раз, есть понемногу, но часто.
  • Рецепты приготовления еды просты: лучше всего продукты запекать или пропаривать – так в них сохраняется больше полезных веществ. Овощи и фрукты едят преимущественно в сыром виде.
  • Рекомендуется обратить внимание на овощи и фрукты красного, зеленого и оранжевого цвета – они способствуют похудению.
  • Здорово, если в меню будут регулярно присутствовать такие продукты:
    • морепродукты, нежирная рыба, мясо птицы (иногда нежирная говядина);
    • овощи, фрукты, орехи, оливковое и растительное масло;
    • цельнозерновой хлеб, зелень, приправы, молочные продукты, яйца.
  • Можно корректировать рацион. К примеру, дополнить его кашами, а оливковое масло иногда заменять кукурузным или тыквенным. Овощи и фрукты предпочтительнее сезонные.
  • Полностью откажитесь от полуфабрикатов, фастфуда, выпечки, сладостей, ненатуральных добавок и соусов – жить с честно наеденными килограммами и букетом заболеваний сложно всем.
  • Начинать день лучше с пищи, богатой углеводами – за день вы будете расходовать много энергии, так что лишний жир попросту не успеет накопиться. Обед – источники клетчатки и жиров, но следите за калорийностью, традиционные средиземноморские рецепты придутся кстати. Ужин – белковая пища.
  • Разрешенные напитки: минеральная вода, несладкий морс или сок, кофе, пару раз в неделю вино. Под строгим запретом газированные напитки и питье с большим количеством сахара.
  • Можно экспериментировать с различными соусами, приправами и заправками – они придадут даже традиционному блюду новый вкус.

    Исследования доказали, что организм легче адаптируется к диете, если прежде устроить три разгрузочных дня. Какие плюсы такой подготовки?

  • Здорово очищается организм, выводятся вредные токсины и шлаки.
  • Быстрее наступит эффект от диеты.
  • Ускоряется обмен веществ.
  • Организм привыкает к ограничениям, в итоге уже за первую неделю диеты вы потеряете до 5 килограммов.

    Желательно, чтобы основной продукт и рецепты каждый день и неделю менялись: один день – молочные продукты, второй – рис и овощи, третий – фрукты. Общая калорийность – не более 1000 кКал.

    Наши представления о рае чаще всего формируют услышанные в детстве от родителей воспоминания об их молодости, причем независимо от того, насколько в реальности описываемые времена были трудны. Хорошие воспоминания рождаются по преимуществу беззаботностью, а не объективным счастьем. Воспоминания о молодости как правило окрашены музыкой, звучавшей в ту пору, и особенно танцевальной. Так что в моем раю все ходят в костюмах и платьях, какие носили Моника Витти и Марчелло Мастроянни времен «Ночи» Антониони, танцуют рок-н-ролл, слушают Армстронга или одним пальцем в первой октаве наигрывают «Хаву нагилу». И при этом где-то вдали, в самой глубине прекрасной эпохи грустно звучит меланхоличное танго: «Утомленное солнце нежно с морем прощалось, / В этот час ты призналась, что нет любви…»

    Двое суток непрерывного прослушивания Цфасмана позволяют сформулировать: бесполая эпоха, в которой живое чувство было загнано на Беломорканал и великие стройки, оказалась не способна увеличить расстояние между любовью и смертью. Пронзительная лиричность, выраженная по-разному голосами тех или иных солистов — аристократичная задушевность Шульженко, хрупкая целомудренность Павла Михайлова, — раскаляет добела самые невинные строчки.

    Лиричность, обостренная фоном адской эпохи, дает особенно острое ощущение любовного настроения. При этом откровенные признания защищены мелодией и вопиющая их свобода от идеологии, по сути дерзкая их нагота, не кажется столь безоружной перед эпохой: беззастенчивый поцелуй, что «даже в письмах губы жжет», и «нелюбящее счастье» выживают посреди пустыни «светлого пути», прокаленного «чистками» и «агитацией».

    «Мне немного взгрустнулось — без тоски, без печали…» — сплав мелодии и слов, ставший пронзительным позывным эпохи, возник и был исполнен в 1937 году. Сыну парикмахера и превосходному классическому и эстрадному пианисту Александру Цфасману шел тогда 31-й год. Семь лет назад он окончил Московскую консерваторию и уже успел основать и покинуть первый московский джазовый оркестр. Вот там же, где нынче происходят стычки демонстрантов с полицией, имели место совершенно баснословные события: именно здесь, на Триумфальной площади, Римский брал такси, чтобы умотать к курьерскому поезду на Ленинградский вокзал. И там же, за решеткой сада «Эрмитаж», где в Варьете во время концерта, дававшегося одним странным иностранным консультантом, оторвало голову конферансье, — оркестр Цфасмана исполнял феерические аранжировки, восхищая Дунаевского, Нейгауза и Шостаковича.

    «Утомленное солнце» — перепев известного польского танго «Последнее воскресенье», ставшего популярным за год до того в исполнении Фогга, — существует наравне с двумя другими вариантами по-русски, но только строчка «Виноваты в этом ты и я» осталась в народной памяти неразрывно связанной с мелодией Ежи Петербургского.

    Читайте также:  Питание при болезни альцгеймера меню

    Капелла Артура Голда и Ежи Петербургского в 1930-х годах

    Ежи — Юрий, Георгий — Петербургский, по прозвищу Петербургский Гарри, кроме мелодии «Утомленного солнца» сочинил еще одну бессмертную песню — вальс «Синий платочек». Потомок клезмеров, он учился в Варшавской и Венской консерваториях и в 1922 году, двадцати пяти лет от роду, в Варшаве возглавил джазовый оркестр. Вместе с другими жертвами пакта Молотова—Риббентропа, то есть раздела Польши, Петербургский остался в Белостоке, где — вплоть до своего бегства в Аргентину десять лет спустя — возглавлял Белорусский республиканский джаз-оркестр. В 1967 году Петербургский, отработав восемнадцать лет капельмейстером в Teatro El Nacional в городе Борхеса и Пьяццоллы, возвращается в Варшаву и начинает новую жизнь, которая оказалась достаточно длинной, чтобы автор мог окончательно убедиться в бессмертности своих мелодий.

    Иосиф Соломонович Израилевич, русский поэт, писавший под псевдонимом Альвек, подрабатывал сочинением эстрадных текстов. В 1937 году он сочинил новый текст для польского танго «Последнее воскресенье», сюжет которого сообщал слушателям о последней встрече юноши с девушкой: они встречались по воскресеньям, и вот настал момент расставания без любви… В результате Альвек уложился в десять строк, что почти в четыре раза меньше изначального текста. И эта краткость производит сильное впечатление, повышает поэтический градус. При некотором маньеризме — манерной томности интонации, встречающей признание, сделанное «без тоски, без печали», — образ заходящего в море солнца задает масштаб чувства, скрытого, сдержанного и более напряженного. Усталое, но тем не менее раскаленное солнце любви опускается в бескрайнее бесстрастное море равнодушия, прохладная пустая ночь занимает место заката, истлевшего прекрасного чувства. Так о чем же песня? О гибели чувства? О роковой страсти? Нет, герой не станет злиться, не будет охвачен мстительным чувством. Но важно вспомнить, что, при всей смиренности содержания песни, перед нами танго. И это настораживает, ибо танго всегда угроза.

    Известно, что изначально танго — кинжальный танец двух мужчин, остросюжетная метафора, эвфемизм кровавого поединка. По крайней мере, так мне объясняла танцовщица на Итальянской площади Буэнос-Айреса, только что растерзавшая вместе со своим партнером картонную подстилку под стоны «Либертанго». Танго представляется мне таким мелодико-телесным тоннелем от страсти к смерти. Бьющаяся и льющаяся на крохотном пятачке пара все теснее в своих пассах, в языке своих тел, на деле — затачивающихся друг о друга лезвий, все крепче и яростней сближает эти две экзистенциальные грани. В концентрационном лагере «Яновский» подо Львовом во время казней и истязаний играла музыка. Заключенные-оркестранты играли одну и ту же мелодию танго безымянного автора… Все дело в ритмической основе, попадающей, несомненно, в глубинные области восприятия, — грубо говоря, возбуждающей определенные структуры мозга, ответственные за реакции горячечного сплава души и тела.

    Вообще, нейробиологическая природа музыкальной перцепции — тайна за семью печатями, несмотря на все множество впечатляющих монографий по этой теме. Я бы всерьез обратил внимание, например, на участок мозга, реагирующий наибольшим образом при звуке шофара. У меня есть гипотеза, что реакция нейронов на этот звук должна как-то отличаться от реагирования на звук валторны, рожка, тромбона…

    Но вернемся к «Утомленному солнцу» и к Альвеку, чья личность заслуживает внимания благодаря, по крайней мере, одному неординарному поступку. Знаем мы о нем волею Варлама Шаламова, оставившего в своих мемуарах о 1920-х годах описание любопытной сценки. Альвек был настоящим рыцарем поэзии, яростно защищавшим Велимира Хлебникова, всесильного футуриста и главного юродивого русской литературы. Маяковский формулировал мысль о предельной элитарности творческого наследия Хлебникова: «поэт для поэтов». Практика показывает, что на деле, конечно, такие дефиниции относятся к категории «уничижение паче гордости». Всегда есть разность потенциала между усилиями авангарда, обращенными узким конусом в глубь языка, и стихами, распространяющимися в обширных слоях. Председатель Земного Шара работал именно на будущее языка. Маяковский тоже не остался у языка и времени в долгу, но был существенно менее последователен в своем упорстве. Рассеяла его импульс непреклонная слава или нет — иной вопрос. Хлебников тоже не мог пожаловаться на отсутствие легендарности в биографии. Нищего и оборванного, однажды его отказались принять за самого себя футуристы Харькова. Его объявили самозванцем и призвали для опознания в этом косматом босяке лидера футуристов кого-то из лично лицезревших Хлебникова энтузиастов русского футуризма.

    Так вот, Альвек, пишет Шаламов, считал себя душеприказчиком Хлебникова и был публикатором некоторых его стихов. Однажды на выступлении Маяковского он публично обвинил автора «Облака в штанах» в плагиате. Маяковский со сцены вынужден был объяснить, что Альвек — автор инвективной брошюры, памфлета «Нахлебники Хлебникова», где среди прочих имен (например, Асеева) порочится и имя будущего «лучшего поэта эпохи». Как водится на литературных вечерах, дело закончилось мордобоем. Следует сказать, что Хлебников сам, будучи перед смертью истощен физически и душевно, испытывал чувство преследования и связывал его с Маяковским, который, со слов спутника последних дней Предземшара, Петра Митурича, увел у него охапку черновиков. (На деле черновики были переданы Роману Якобсону.)

    Так что же особенно волнует в «Утомленном солнце»? Феномен подобных мелодий всерьез заставляет задуматься о природе музыки как таковой. О тайне мелоса, о том, почему музыка взаимодействует с душою, и где смысл в музыке. Как рождается смысл в стихах? Бродский, ритмически виртуозно отразивший танго в стихотворении «Мексика. 1867 г. Революция», навсегда запечатлел свой голос в стихах, в просодических шедеврах русского языка: не сложно заметить, что стихи Бродского лучше всего читаются его собственным голосом. Стихи Альвека находятся примерно в том же «химическом» отношении с мелодией, что и голос Бродского со стихами. Как бы там ни было, но время подвластно только языку и музыке, их сложному сплаву.

    источник

    Выдающаяся итальянская актриса, пик популярности которой пришелся на 60-е. Талант Моники Витти открыл Микеланджело Антониони, который под впечатлением от ее чувственной красоты снял свою культовую «трилогию отчуждения»: «Приключение», «Ночь», «Затмение». Витти стала не только музой, но и верной подругой мастера на долгие годы. Игра Моники Витти отмечена рядом престижных итальянских и европейских кинопремий.

    Мария Луиза Чичарелли (настоящее имя актрисы) родилась 3 ноября 1931 года в Риме. Отец – Анджело Чичарелли, мать – Адель Виттилья. Именно от фамилии матери актриса оттолкнется при выборе творческого псевдонима.

    Актриса Моника Витти

    Детство девочки было далеко не безоблачным: семья жила небогато, и приходилось донашивать вещи старших братьев. Маленькая, хрупкая Моника ходила в широченных штанах на подтяжках, грубых мальчишеских башмаках с подложенной ватой, и, конечно, ненавидела себя. Масла в огонь подливали большой нос и рот – девочка считала себя ужасной уродиной.

    Что оставалось делать бедному закомплексованному ребенку – только мечтать. И Моника грезила о том дне, когда сможет преобразиться, надеть красивое платье и туфли, и главное – стать неотразимой не только в собственных глазах, но и для остальных. Эти мечты привели Монику в волшебный мир театра.

    Моника Витти в молодости

    Первые роли будущая актриса сыграла в любительских постановках. Дебютировала в 14 лет в спектакле «Enemy by Nicodemy», сыграв 40-летнюю женщину. После школы юная итальянка поступила в Национальную академию драматического искусства в Риме, которую окончила в 1953 году. Став дипломированной актрисой, Витти, уже взявшая этот лаконичный псевдоним, стала работать на сцене столичных театров.

    Ее дебют в кино состоялся в середине 50-х годов. Это были крохотные эпизодические роли в картинах «Смейся! Смейся! Смейся!», «Норковая шуба», «Троица», не прописанные даже в титрах. В этот период, а именно в 1956 году, молодая актриса знакомится с режиссером Микеланджело Антониони. Эта встреча стала предвестником ее звездной кинокарьеры.

    Моника Витти в фильме «Приключение»

    К этому моменту Антониони был начинающим, но уже известным режиссером, стартовавшим в начале 50-х. Встреча с Витти развеяла его сомнения по поводу главной героини нового проекта, идею которого он как раз вынашивал. Тандем актрисы и режиссера состоялся, и в 1960 году на экраны вышел первый фильм «трилогии отчуждения» — «Приключение», ставший прорывом в итальянском кино.

    Помимо восторгов талантом режиссера, отдельного восхищения удостоилась игра главной героини. За эту роль Витти получила премии «Golden Globe» и «Golden Grail» как «Лучшая актриса», была номинирована на британскую кинонаграду «BAFTA» как «Лучшая иностранная актриса». Ее фото украсили обложки не только итальянских, но и европейских газет и журналов.

    Моника Витти и Марчелло Мастроянни в фильме «Ночь»

    Громкий успех артистка закрепила, сыграв в двух последующих частях трилогии – драмах «Ночь» (1961) и «Затмение» (1962) – с такими звездами европейского кино, как Жанна Моро, Марчелло Мастроянни, Ален Делон.

    Эти фильмы Антониони стали классикой итальянского кино. Мэтра, который сделал акцент не на диалогах, а на игре чувствами, назвали открывателем «нового языка» в кинематографе. И Моника Витти показала в этой чувственной игре непревзойденный уровень мастерства.

    Моника Витти и Ален Делон в фильме «Затмение»

    Однако не единым драматическим талантом обладала итальянская кинодива. Скоро она явила зрителю комедийное амплуа. С 1965 года, после разрыва с Антониони, актриса снимается преимущественно в этом жанре.

    В 1968 году на экраны вышла итальянская лента Марио Моничелли «Не промахнись, Ассунта» о приключениях провинциальной итальянки, волею судьбы оказавшейся в Шотландии. За эту роль Витти получила приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне, а также 2 премии «Давид Ди Донателло». Во многом благодаря яркой игре актрисы фильм был номинирован на «Оскар».

    Моника Витти в фильме «Не промахнись, Ассунта»

    Монике оказались подвластны все грани комедийного жанра – черная комедия, бурлеск, ситком, фарс. В 1974 году актриса снялась у небезызвестного Луиса Бунюэля, режиссера, которого называют основоположником сюрреалистического направления в кинематографе (фильм «Призрак свободы»). В 1977-м зрители наслаждаются ее искрометной игрой вместе с Адриано Челентано в комедии с говорящим названием «Спасите, она меня любит!».

    В фильмографии Моники было уже более 4 десятков кинокомедий, когда Микеланджело Антониони вновь предложил сотрудничество своей музе, спустя 20 лет. В 1981 году выходит на экраны их последняя совместная работа – «Тайны Обервальда», в которой Витти воплотила образ Елизаветы Австрийской.

    Катрин Спаак и Моника Витти в фильме «Тайный скандал»

    В 1989 году женщина выступила в качестве режиссера и сценариста фильма «Тайный скандал» и сама же сыграла главную роль. Этой работой Витти простилась с кинематографом, вернулась в театр, стала преподавать и изредка сниматься на телевидении.

    В 1995-м заслуги Моники Витти в европейском кинематографе были отмечены наградой «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале.

    Микеланджело Антониони стал главным мужчиной в жизни Моники Витти. История любви режиссера и его музы интерпретирована журналистами десятки раз. Их творческий союз мог бы не состояться, если бы в тот памятный день на студии озвучивания он не заговорил первым.

    Моника Витти и Микеланджело Антониони

    Сначала режиссер сделал комплимент ее голосу: у Моники был неповторимый тембр — низковатый, с хрипотцой, и слегка ироничная манера говорить. А потом выпалил без обиняков, глядя в глаза, что именно такое лицо он давно искал. Моника рассмеялась, и Антониони влюбился окончательно.

    Микеле, как называли мастера близкие, стал для молодой женщины и учителем, и другом, и любовником. Он заставил ее полюбить свою внешность, которой она так стеснялась. Просто снял ее так, что в нее невозможно было не влюбиться. А ей хотелось быть для него желанной и соблазнительной. Впервые в ее гардеробе появились каблуки и открытые платья.

    Моника Витти и Микеланджело Антониони

    Их страстный красивый роман длился почти 10 лет. Будни на съемочной площадке, совместные поездки на фестивали, цветы и шампанское по утрам, шумные вечера в изысканном обществе – все это было в их насыщенной личной жизни. Они казались крепкой парой, которую ничто не может разлучить. Однако ветреный нрав любвеобильного художника и ревнивый характер темпераментной итальянки вмешались в их судьбу.

    В середине 60-х Антониони охладел к своей музе. В новой картине «Фотоувеличение» он снимает английскую актрису Ванессу Редгрейв, увлеченный ее холодной, строгой красотой.

    Моника Витти и Роберто Руссо

    Моника долго переживала личную драму, но со временем вылечилась от былой любви. В 1975 году она встретила режиссера и сценариста Роберто Руссо, который и стал ее официальным мужем спустя 20 лет. Детей у актрисы нет.

    Свои воспоминания о молодости, любви, кино женщина изложила в книге-автобиографии «Sette sottane».

    В старости Моника Витти полностью удалилась на покой. И долгое время о судьбе знаменитой актрисы ничего не было слышно.

    Только в 2011 году родные официально заявили о том, что актриса страдает болезнью Альцгеймера, что и стало причиной ее отсутствия на публике в течение 15 лет. В 2018 году супруг подтвердил, что Витти сейчас живет в Риме, ей обеспечен надлежащий уход.

    источник

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *