Меню Рубрики

Диктант бешенство для начальной школы


Название «Профилактика бешенства», диктанты для учащихся 4-11 классов (Приложение №1)
Дата конвертации 23.05.2013
Размер 46.46 Kb.
Тип Документы

ДЖАНКОЙСКАЯ РАЙОННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

13.12.2011г. г.Джанкой № 388/01-03

О проведении просветительной работы

по профилактике бешенства

На основании письма Джанкойской районной санэпидстанции от 12 декабря 2011 года и с целью профилактики заболеваний бешенством среди учащихся общеобразовательных учебных заведений

  1. Директорам общеобразовательных учебных заведений:

1.1. До 21 декабря 2011 года в 1-11 классах провести беседы на тему «Профилактика бешенства», диктанты для учащихся 4-11 классов (Приложение №1).

1.2. Классным руководителям приобщить диктанты с подписями учащихся в личные дела и сделать записи на соответствующих страницах классного журнала о проведении бесед об опасности бешенства и мерах по его профилактике.

1.3. Размножить и вывесить на видных местах памятки по профилактике бешенства (Приложение №2).

1.4. До 22 декабря 2011 года предоставить в РОО информацию о проведенной работе.

2. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заведующую учебно-методическим центром Л.И.Коршунову.

Начальник отдела образования В.В. Пятниковский

Методист учебно-методического центра О.А.Дьяченко

Заведующая учебно-методическим центром Л.И. Коршунова

Текст диктанта для 7 – 11 классов

Бешенство – острое инфекционное заболевание вирусной природы, распространенное среди всех теплокровных животных. Источники этой инфекции – волки, лисы, енотовидные собаки, грызуны, которые заражают человека, домашний скот, собак и кошек при укусе или попадании на кожу слюны больного животного. Заболевание бешенством у человека сопровождается поражением центральной нервной системы и неизбежно заканчивается смертью больного. Инкубационный (скрытый) период у человека, пострадавшего от укуса или попадания слюны больного животного составляет от 14 дней до 1 года, чаще 2-3 месяца. У заболевшего отмечаются симптомы возбуждения, его мучает страх неминуемой смерти. При глотании жидкости наступает резкий спазм глотательной и дыхательной мускулатуры, который позже вызывается даже видом жидкости или звуком, возникающим при ее переливании. Отсюда и название болезни – гидрофобия (водобоязнь).

Для того чтобы в Вашу жизнь не вошло несчастье, необходимо строго выполнять правила содержания домашних животных. Во дворах, предприятиях, учреждениях собаки должны содержаться на жесткой привязи. Выводить собак в общественные дворы, на улицу нужно только на коротком поводке и в наморднике. Собакам и кошкам необходимо ежегодно в ветлечебнице делать прививки от бешенства. Нельзя играть с бездомными животными!

При укусах домашними, неизвестными, дикими животными, грызунами и т.д. и даже просто попадании их слюны на кожу обращайтесь вне очереди в травматологический кабинет поликлиники или приемное отделение центральной районной больницы, где Вам окажут квалифицированную помощь.

Помните: бешенство – опасная неизлечимая болезнь, и только немедленно начатые профилактические прививки (всего 6) могут ее предупредить. Прививки назначаются в том случае, если найти животное, нанесшее укус, невозможно, если же животное известно, убивать его нельзя! Работники ветеринарной службы будут наблюдать за ним 15 дней.

Текст диктанта для 4-6 классов

Одного ученика укусила собака. Рана на пальце была незначительной, и он никому не рассказал об этом случае. Через 35 дней он заболел, и спасти его не удалось. Врачи установили, что ученик был болен одним из опасных заболеваний – бешенством. Надо было обратиться к врачу или медицинской сестре. Ему немедленно была бы оказана медицинская помощь, и он остался бы жив.

Каждый школьник должен знать, что нельзя играть с бездомными животными.

Если тебя укусит собака, кошка или другое животное, или на твою кожу попадет слюна животных, немедленно сообщи взрослым и обязательно обратись за советом к врачу.

Врачи сделают тебе прививки, и ты не заболеешь бешенством. Помни, что своевременная медицинская помощь спасет тебе жизнь.

Крымская республиканская санитарно-эпидемиологическая станция

Крымский республиканский Центр Здоровья

БЕШЕНСТВО – ОПАСНАЯ БОЛЕЗНЬ

БЕШЕНСТВО – острое инфекционное заболевание, которое вызывается вирусом, передающимся со слюной от больных животных.

Бешенством могут болеть все теплокровные животные и люди. Чаще всего болеют собаки, кошки, лисы, волки, енотовидные собаки, грызуны, реже коровы, лошади, овцы, свиньи и т.д.

Для человека опасен не только укус больного бешенством животного, но и попадание его слюны на поврежденную кожу (ссадину, царапину) и неповрежденные слизистые оболочки глаз, носа и рта.

Необходимо помнить, что вирус бешенства выделяется у животных со слюной уже за 10 дней до появления у них первых признаков заболевания бешенством и заразиться можно от здорового на вид животного. Вот почему животное, укусившее человека, необходимо изолировать и обеспечить наблюдение за ним ветеринарным врачом в течение 10 дней.

Чаще всего люди заражаются от собак и кошек, у которых бешенство проявляется в буйной или тихой форме и всегда заканчивается смертью.

При заболевании животных не лечите их домашними средствами, а немедленно обращайтесь к специалисту ветеринарной медицины.

Строго соблюдайте правила содержания животных: во дворе держите их на привязи, на улицу выводите на поводке. Ежегодно делайте собакам и кошкам профилактические прививки против бешенства.

Не разрешайте детям играть с безнадзорными животными. При каждом укусе животным, даже здоровым на вид, при попадании на кожу или слизистые оболочки его слюны необходимо обратиться за медицинской помощью.

Если Вам будет назначен курс профилактических прививок, то он должен быть проведен полностью, точно в указанные сроки, при соблюдении необходимого режима.

Заболевшего бешенством спасти невозможно!

Прививки – единственное средство для предохранения от этого

Цикл прививок состоит из шести

(антирабическая вакцина – «Rabies» от лат. бешенство)

Скрытый период (от момента заражения до проявления заболевания)

источник

источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15 ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

Директор МБОУ «СШ № 15» г. Евпатории РК

________________ О.С. Соболева

План проведения профилактических диктантов и инструктажей школьников на 2016-2017 уч.г.

«Поведение на воде у водоемах»

Правила поведения в общественных местах

Правила поведения в городском транспорте

Правила взаимоотношений между людьми

«Предупреждение острых кишечных заболеваний»

«Что должен знать подросток о туберкулёзе»

«Основные меры безопасности при обращении с пиротехникой»

«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ»

Если Вы заметили в горящем помещении людей

Паника в общественном месте

Пожар в многоэтажном доме

Если горит электротехника

«Профилактика кожных заболеваний у школьников»

Заместитель директора по ВР А.К. Карлин

«Предупреждение острых кишечных заболеваний»

Причиной острых кишечных инфекций являются несколько групп микроорганизмов — бактерии, вирусы и простейшие. Источником инфекции является человек или животное.

Ведущие пути передачи:

  1. контактно-бытовой (через загрязненные предметы обихода, игрушки, соску, грязные руки)
  2. пищевой (при употреблении в пищу недостаточно обработанные, недоброкачественные продукты питания)
  3. водный (при питье некипяченой воды, купании в открытых водоемах)

Чтобы избежать острых кишечных инфекций следует:

— строго соблюдать правила личной гигиены, чаще и тщательно мыть руки с мылом, особенно — перед едой и после посещения туалета;

— использовать кипяченую, бутилированную или воду гарантированного качества;

— овощи, фрукты, ягоды тщательно мыть перед употреблением под проточной водопроводной водой, а для маленьких детей – кипяченой;

— использовать только чистую упаковку (полиэтилен, контейнеры для пищевых продуктов и т.п.);

— не приобретать продукты питания у случайных лиц или в местах несанкционированной торговли;

— соблюдать правила гигиены при приготовлении горячих и холодных блюд, сроки годности и условия хранения пищевых продуктов, особенно скоропортящихся, сырые продукты и готовую пищу следует хранить раздельно;

— тщательно прожаривать или проваривать продукты, особенно мясо, птицу, яйца и морские продукты;

— скоропортящиеся продукты и готовую пищу следует хранить только в холодильнике при температуре 2-6 0 С;

— не смешивать свежеприготовленную пищу с остатками от предыдущего дня, но если готовая пища остается на другой день, то перед употреблением ее необходимо подвергнуть термической обработке (прокипятить или прожарить).

— не скапливать мусор и пищевые отходы, не допускайте появления мух и тараканов;

— постоянно поддерживать чистоту в жилище и соблюдать правила личной гигиены, не давать маленьким детям некипяченое разливное молоко, сырые яйца, использовать для приготовления пищи только свежие продукты.

Грипп — заразная болезнь, она передается с мельчайшими брызгами слюны и слизи при кашле, чихании. Грипп может передаваться через предметы, которыми пользовался больной: носовой платок, полотенце, посуду, игрушки и т. д. Больного гриппом надо изолировать от здоровых, выделить ему отдельную постель, полотенце, посуду. В помещении, где находится больной, проводить ежедневно влажную уборку 0,5 — % раствором хлорамина. Помещение надо тщательно проветривать.

Особенно опасен грипп для маленьких детей! Берегите детей от гриппа!

При первых признаках заболевания ребенка не водите в ясли, детский сад, не пускайте в школу. При кашле и чихании отворачивайтесь от окружающих, прикрывайте нос и рот платком. При первых признаках заболевания немедленно обращайтесь к врачу.

«ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ПОДРОСТОК О ТУБЕРКУЛЁЗЕ»

Туберкулез — заразное (инфекционное) заболевание, вызываемое микобактерией туберкулеза.

Источником туберкулезной инфекции являются больные люди, выделяющие во внешнюю среду микобактерии туберкулеза.

Туберкулезная палочка передается воздушно-капельным путем. При кашле, чихании, разговоре больной человек выделяет в окружающий воздух мелкие капли мокроты, которые содержат бактерии. При вдыхании они поступают в легкие здорового человека, и происходит инфицирование.

С целью раннего выявления туберкулеза проводят туберкулинодиагностику среди детей и проверочное флюорографическое обследование.

Туберкулиновые пробы надо проводить ежегодно. Только сравнивая результаты предыдущих проб, можно отобрать группы лиц, имеющих риск заболеть туберкулезом и нуждающихся в углубленном обследовании и проведении профилактического лечения. Особое внимание надо обращать на положительные реакции Манту — появление покраснения и уплотнения на месте проведения пробы.

В случае направления на консультацию к врачу-фтизиатру, надо идти немедленно.

Туберкулез — тяжелое заболевание, его легче предупредить, чем лечит

«ПРОФИЛАКТИКА КОЖНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ»

Стригущий лишай- (или грибковое заболевание кожи) заразная кожная болезнь, которая вызывается грибком, проникающим в верхние слои кожи, в волосы, а иногда и в ногти. На пораженных местах волосы выпадают, образуются плешинки, покрытые чешуйками, иногда появляются нарывы.

Переносчиками заболевания могут быть больные кошки и собаки, особенно бездомные, а также коровы, лошади, овцы, мыши, крысы, которые также могут болеть грибковыми заболеваниями, а при общении с ними передают свою болезнь человеку.

Чесотка — заразное кожное заболевание, которое вызывается клещом, попадая под кожу, клещ пробуравливает верхний её слой, образуя ход, куда откладывает до 50 яиц, из которых быстро вырастают новые клещи. Заболевание сопровождается сильным, зудом, расчесы на коже ведут к возникновению гнойничковым заболеваний и даже экземы.

Заражение чесоточным клещом происходит как при непосредственном контакте с больным, так и через предметы, которыми он пользовался (одежда, полотенце, постельное белье, игрушки и т.д.)

Педикулёз — или вшивость, это заболевание кожи, вызванное укусом вшей. Вши всю свою жизнь проводят в человеке, питаясь его кровью. Вши могут жить в волосистых частях тела, в белье, одежде, в постельном белье и даже в обуви. Вши распространяются, переползая от одного человека к другому, а также при пользовании одними и теми же предметами личной гигиены, при общении на транспорте, по месту учебы.

-после всякого общения с животными (особенно бездомными) мыть руки с мылом;

— никогда не пользоваться чужими головными уборами, чужой расческой, обувью, полотенцем;

— не реже 1 раза в неделю купаться, будьте всегда чистыми и опрятными;

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ

Будь опрятно одетым. Одежда должна соответствовать времени года и месту, куда ты идешь

Прежде чем войти в здание, нужно пропустить выходящих из него

Входя в помещение, не хлопай дверью

Будь вежливым с сотрудниками учреждений

Беседу веди тихо, вежливо, корректно

Публичное место не подходит для интимных разговоров

В зале не занимаются ничем, что может причинить беспокойство окружающим

В музеях, картинных галереях запрещается трогать экспонаты руками

Не кури, не распивай спиртные напитки в общественных местах

Поддерживай чистоту, уважай труд людей

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ГОРОДСКОМ ТРАНСПОРТЕ

При входе в общественный транспорт пропускают вперед

инвалидов, пожилых людей, детей, женщин

Если для входа и выхода используется одна дверь, то сначала

дают возможность людям выйти

Стоять и проходить мимо надо так, чтобы не мешать пассажирам

В общественном транспорте уступай место старшим, инвалидам, женщинам с детьми

Веди разговор в транспорте вежливо, тихо, не мешай окружающим

Будь вежливым пассажиром, внимательным пешеходом и корректным человеком

ПРАВИЛА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

Знакомясь, следует смотреть друг другу в глаза

Здороваться необходимо со всеми знакомыми людьми

Со взрослыми первыми здороваются дети

Здороваясь со взрослыми, «привет» не говорят

Если вас просят о помощи, то постарайтесь сделать все от вас зависящее

Не кивай и не тряси головой, если можно ответить «да»

Никогда не смейся над другими людьми, что бы не случилось

Не держи руки в карманах, особенно когда здороваешься

Не вмешивайся без разрешения в разговор взрослых

Беседу веди, не перебивая говорящего

Больше слушай, меньше говори о себе

Уважительно относись к собеседнику, даже если с ним не согласен

Сильно не жестикулируй, не крути в руках предметы, не чеши затылок, нос во время разговора

Не заостряй внимание на недостатках собеседника

Беседу веди тихо, скромно, вежливо

Уважительно относись к пожилым людям, женщинам, детям

Запомни слова вежливости, которые помогают нам в общении: спасибо, пожалуйста, извините, приятного аппетита, будьте здоровы, здравствуйте, доброе утро, добрый вечер, добрый день, спокойной ночи, до свидания, всего доброго и мн. др.

источник

Изменение имен прилагательных по родам………………………………………………12

Изменение имен прилагательных по числам……………………………………………..15

Изменение глаголов по временам…………………………………………………………18

Главные члены предложения ……………………………………………………………22

Второстепенные члены предложения …………………………………………………..23

Повторение пройденного за год …………………………………………. …………….25

Настоящий сборник диктантов предназначается учителям начальной школы для 3 классов с русским языком обучения.

Основная цель – дать учителю разнообразный материал для практических занятий по выработке навыков орфографий и пунктуаций у учащихся 3 классов.

— формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;

— обогащение словарного запаса;

— формирование орфографических, речевых, пунктуационных навыков;

-совершенствовать умения в области языкового анализа: фонетического, морфологического, орфографического и синтаксического;

— усвоение приёмов умственной деятельности.

Сборник диктантов составлен в соответствии с программой и учебником по русскому языку и содержит следующие разделы : 1. Лексика. 2. Антонимы. Синонимы. 3. Текст. 4. Состав слова. 5. Имя существительное. 6. Имя прилагательное. 7. Местоимение. 8. Глагол. 9. Предлог. 10. Главные члены предложения. 11. Второстепенные члены предложения. 12. Повторение изученного.

В основе диктанта лежит слуховое восприятие. Диктант помогает ученику связать устную речь с письменной, слуховое восприятие – со зрительным. В сборник включены тренировочно- обучающие диктанты (словарные, зрительные, слуховые, предупредительные, объяснительные, выборочные, творческие, свободные) и контрольные диктанты , расположенные по степени нарастания трудности.

Предупредительный диктант – основной задачей является предупреждение возможных ошибок. Предупредительный диктант бывает подготовленным, зрительным, слуховым, но цель у него одна – предупреждение ошибок и объяснение правописания тех или иных орфограмм.

Зрительный диктант – один из видов диктантов, который способствует развитию внимания и памяти. Учитель пишет на доске предложения. Написанное разбирается, нужные орфограммы и слова подчеркиваются. Потом текст на доске закрывается и учащиеся пишут под диктовку учителя. Затем проводится проверка по доске.

Слуховой диктант – является более сложным по сравнению со зрительным. При слуховом диктанте вся подготовительная работа проводится устно и воспринимается учащимися на слух.

Выборочный диктант – учащиеся записывают из диктуемого текста только слова на определенное правило. Написанное проверяется и разбирается в классе.

Словарный диктант – в этом диктанте могут использоваться не только отдельные слова, но и словосочетания с нужными орфограммами.

При проведении объяснительного диктанта предложения записываются под диктовку учителя, затем объясняется и проверяется правописание отдельных слов и орфограмм.

Свободный диктант – учитель диктует текст по частям. После чтения проводится беседа, для предупреждения ошибок в словах. Затем учащиеся пишут свободно, как запомнили. Но учитель напоминает учащимся, что желательно в тексте сохранить слова с изучаемой орфограммой, а также предложения, содержащие изучаемую пунктограмму.

Сущность творческого диктанта заключается в том, что учащиеся изменяют грамматические формы слов, данных в диктанте, или заменяют одни слова другими из написанных на доске, употребляя их в соответствующей форме. Диктуется этот диктант в медленном темпе.

Контрольный диктант занимает особое место среди всех диктантов. Он требует от учащихся полной самостоятельности. Такой диктант проводится после усвоения соответствующего материала. Контрольный диктант дает возможность учителю проверить навыки правописания учащихся.

Методика проведения контрольного диктанта : учитель читается вслух весь текст, выясняет понимание его содержания по вопросам, объясняя смысл непонятных слов и предложений, но не их написание. Затем учитель диктует целыми предложениями, а ученик записывает, выслушав предложение до конца. После записи всего текста учащимися учитель прочитывает его целиком. Учащиеся следят по тетрадям, проверяя написанное. На проверку отводится 5-7 минут.

В сборнике имеется разнообразный материал: тексты с описанием животных, растений, предметов, обстановки помещения, пейзажа, отрывки из художественных произведений, газет, журналов, произведений народного творчества (сказки, пословицы, загадки). Материал, предлагаемый в сборнике, учитель может использовать по своему усмотрению.

2 класс – 1-2 четверть – 25-35 слов;

3 класс — 1-2 четверть – 45-55 слов;

4 класс – 1-2 четверть – 60-70 слов;

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДИКТАНТОВ:

«5» ставится за диктант, написанный без ошибок и исправлений с соблюдением требованием к каллиграфическому письму. Допускаются единичный случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление (вставка пропущенной буквы, исправление неточно написанной буквы).

«4» ставится в следующих случаях: а) при двух орфографических ошибках и одной пунктуационной; б) при одной орфографической и двух пунктуационных ошибках. Работа выполнена аккуратно, допускается небольшое отклонение от норм каллиграфии, одно исправление любого характера.

«3» ставится за диктант при следующем соотношении орфографических и пунктуационных ошибок: а) три орфографические и две-три пунктуационные; б) четыре орфографические и две пунктуационные; в)пять орфографических и одна пунктуационная. Работа выполнена небрежно. Не соблюдены нормы каллиграфии, допущено по одному исправлению любого характера.

«2» ставится за диктант, в котором допущено шесть-семь орфографических ошибок. Работа выполнена небрежно, имеются значительные отклонения от норм каллиграфии.

За ошибку в диктанте считается отклонение от правил орфографий при написании слов, а также замена, пропуск букв в словах; замена слов; отсутствие знаков препинания, изучение которых предусмотрено программой; неправильное написание словарных слов, повторение ошибок в одном и том слове; при переносе.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

а) повторение одной и той же буквы в слове;

б) при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а другая опущена;

в) дважды написано одно и тоже слово в предложении.

Зимой белый, летом серый. (Заяц)

Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

Один говорит – побежим, другой говорит – полежим. (Река и берег)

1. Сколько у нас больших городов и маленьких селений. 2. По утрам умываемся прохладной, холодной водой. 3. По дорожкам сада побежали мутные, грязные ручейки. 4. На земле появилась первая зеленая, свежая травка.

Обучающий диктант.

Хорошо летом. Дни стоят теплые, часто жаркие. Кругом все зеленеет: деревья, кусты, трава. Хорошо пойти на пруд или к речке, выкупаться, подлежать на солнышке. А еще хорошо закинуть в воду удочку и караулить добычу.

ЕЖИК.

Бежит через лесную полянку ежик. Осенью у ежей мало добычи. Скрылись юркие ящерки. В кружки свились скользкие змейки. Трудно находить и жучков.

В осенние дни ежик готовит жилище на зиму. Ночью и днем таскает он в нору мягкий мох, душистые листочки. Придет зима. Накроет его нору глубокий сугроб. Под пушистым, мягким одеялом тепло ему.(54.)

1. Найдите и выпишите антонимы.

2. Найдите и выпишите синонимы.

ХЛЕБ ИДЕТ.

Идет по колхозному полю комбайн. Плывет по золотым волнам пшеницы. Скосил комбайн колосья, обмолотил их. Подъезжают и отъезжают грузовики. Чистое зерно сыплется прямо в кузов. День и ночь везут машины по дорогам зерно.

Зерно очищают, сушат и везут на мельницу. Там его перемалывают. Муку отвозят в пекарню. Из муки пекут хлеб, булки, батоны.(53.)

1. Найдите и выпишите антонимы.

2. Найдите и выпишите синонимы.

Разбить текст на предложения.

Хорошо весной в лесу деревья надели зеленый наряд звонко поют птицы вот полянка сколько на ней красивых цветов весело играет здесь детвора.

Костя и Лена любят ходить в рощу красивы кудрявые березки с белыми стволами светло в роще от солнца и берез вместе с ребятами бежит собака Дружок.

Дружок ловит бабочек мальчик увидел ежа девочка нашла гриб.

Написать с данными словами текст о стенгазете.

Принесли, бумага, класс, собрал, ребята, старые, газеты, журналы, фотографии.

СЛЕДЫ.

Дедушка Емельян знал все лесные тайны. Дед находил лисьи, волчьи, заячьи следы. Он показывал следы зверей своему внуку Никите.

Однажды Никита и ребята шли домой через лес и заблудились. Вдруг Никита увидел след собаки. По нему ребята вышли к жилью лесника. Спасибо дедушке за науку!

КАТОК.

Мы живем в селе Морозки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мягкий снежок. Чудесная стояла погодка.

Ребята быстро расчистили площадку. Они залили ее водой. За ночь лед окреп. Утром дети уже катались на гладком льду. Легко бежали коньки по скользкой дорожке. Хорош каток!(47.)

1. Написать по два однокоренных слова к словам: лед, снег.

Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пушистые шишки, скорлупки. Кто тут грыз орешки? Это работа белки. Робкий зверек в белой шубке сидит у куста, прижал ушки. Это заяц. Какая птица уселась на макушке елки? Сорока – белобока.(46.)

1. Выписать слова дорожка, скорлупка и приписать к ним проверочные.

2. Подчеркните парные звонкие и глухие согласные.

Работник, садовник, посадка, красивый, беленький, чистенький, умненький, зимушка, столик, перегородка, цепочка, листик, мясной, грязный, часовой, мосты, верхушка, столовая, перелетные, повар, домик, конюх, старик, медный, березка, въезд, моряк, морской, капустная, жаркий, чистый, подорожник, часовщик, больница, большой, ленивый, столяр, свинарка, скотный, пограничник, перекличка, побелка, подарки, выстрел, перекличка, находка, полевые, вечерний, узкая, низкий, бабушка, дедушка, соседушка, собака, сладкий, холодный, грустный, стрелка, поход, носовой (платок), светлячок, цветник, слепота, синяк, пилка.

Дом, лесник, хлеб, хлебный, лист, побег, садик, перекличка, побелка, лень, коса, мясник, часовой, зимушка, игрушка, подарок, поднос, подруга, проделка, морозный, молоток, заморозки, проверка, тень, насмешка, засол, каток, стрелка, наушники, стеклышко, бедняк, березонька.

(Учитель диктует слова , а учащиеся записывают их в нужные графы.)

Корень./ Корень и окончание./Корень и суффикс./Приставка и корень./Корень, суффикс и окончание.

ПОСТУПОК НАСТОЯЩИХ УЧЕНИКОВ.

1. Девочки учили уроки и вдруг услышали с улицы крик. Они бросились к окну.

2. На пруду, который уже замерз, подруги заметили полынью. Там барахтались три мальчика.

3. Малыши руками хватались за край льда, но он ломался.

4. Галя Филиппова и Вера Фролова выбежали на улицу. Ползком по льду добрались до воды. Одного за другим девочки вытащили малышей из проруби.

1. Дождь перестал, выглянуло солнце. Весело зачирикали воробьи. Витя выбежал в сад.

2. На дорожке прыгал воробей. Вдруг он нашел крошку хлеба. Только клюнул, как налетел другой воробей и стал гоняться за первым. Он хотел отнять находку.

3. Тут появился третий, а потом их собралась уже целая стая. Началась драка.

4. Витя крикнул и замахал руками. Воробьи разлетелись. Только пух и перья остались на земле.

(Написать слова в единственном числе.)

Морозы, голуби, арбузы, глаза, площади, сапоги, тетради, медведи, народы, обеды, гвозди, утюги, сторожа, овраги, рукава, столбы, соседи, орехи, берега, грозы, лебеди, молотки, кровати, журавли.

(Написать слова во множественном числе.)

Ручей, звено, змея, воробей, соловей, попугай, прут, свинья, гнездо, кольцо, шалун, муравей, заяц, лес, лестница, пружина, береза, грач, облако, аллея, класс, дорожка, грядка, орел, рассказ, комната, трамвай, огурец, яблоко, дежурный, лагерь, мяч.

(Слова записывают в три столбика по родам.)

1. (Солнце) льет на землю (свет) и (тепло). 2. Стоит прекрасная (погода). 3. Цветет (черемуха), (сирень). 4. (Солнце) золотит (степь). 5. Сверху (солнышко) печет, а внизу (река) течет. 6. Там посадили (горох), (морковь), (картофель), (капусту), (лук). 7. Сережа сам чистит себе (пальто).8. Крик филина похож на (плач) ребенка. 8. Мы видели полевую (мышь).

Обучающий диктант.

Когда мы узнали, что пыль и грязь мешают здоровью, то стали всегда убирать свой класс. Санитары следят за чистотой, никто не сорит. Дежурные каждый день после уроков влажной тряпкой протирают каждую вещь в классе, подметают весь этаж.

Наш школьный врач сказал, что санитары – помощники врача. У нас есть аптечка. Мы можем оказать первую помощь.

Детский сад, отъезд, дача, багаж, врач, сторож, ключ, дверь, помогать, нести.

Андрей Рощин, магазин, карандаш, тушь, тенге, рисовать, черчеж, папка, выставка.

Раннее утро, луг, камыш, лодка, лещ, ерш, щука, тучи, дождь, сторож, уха.

Дорога шла через рожь. Вот пробежала мышь. Вот в роще послышался плач – это сыч затянул песню. Вот и река. Наступила ночь, и ловля началась. Кругом стояла тишь. Камыш шептался с рекою.

Скоро мне попался ерш, а у дяди на леске бился лещ.

Вот и полночь. Мы сделали шалаш. Утром, только блеснул луч солнца, мы были на ногах.(60.)

1. Выписать имена существительные с шипящим на конце.

2. Указать род существительных.

У
ПЧЕЛОВОДА.

Школьники забрались в глушь леса. Там они встретились с лесником. Дочь лесника позвала школьников в избушку. На стенах висели пучки душистых трав. В углу стоял камыш. Лесник надел на голову сетку, взял нож, кувшин и отправился за медом. Скоро кувшин с медом был на столе. Мы запили сладкий мед водой и пошли отдыхать. В лесу стояла полная тишь.(60.)

1. Выписать имена существительные с шипящим на конце.

2. Указать род существительных.

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ.

1. В парке построили красивые беседки. 2. По дороге мчался легковой автомобиль. 3. Было теплое, раннее утро. 4. Сияло яркое солнце. 5. Всю неделю стоит прекрасная погода. 6. У коровы сломан правый рог. 7. Собака – верный друг человека. 8. Дети читали интересный рассказ. 9. К чаю подали малиновое варенье и сладкое печенье. 10. Колхозники начали весенний сев.

Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.

Дождливое лето хуже осени.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

1. Нос у него белый, сам он черный, очень проворный.

Друг садов и полей, поедает червей.(Грач.)

Рыжая хозяюшка из лесу пришла,

Всех кур пересчитала и с собою унесла. (Лиса)

Он сосет в берлоге лапу (Медведь)

Обучающие диктанты.

По дороге в школу дети остановились у березы. Какая она нарядная! Как красиво сверкает на солнце! На ветках березы блестят ледяные иголочки. Это – иней. Откуда взялся иней на ветках березы?

В осенние и зимние морозные ночи все предметы охлаждаются. Охлаждается и водяной пар, который находится в воздухе. На деревьях, проводах и других предметах образуется иней.

ЦВЕТЫ.

Сколько разных цветов на земле? Белых, голубых, желтых, красных и даже черных. Есть цветы хрупкие, яркие, нежные. Есть розы с удивительным запахом, есть пышные хризантемы, есть душистые ландыши — жители леса.

И есть красивые гвоздики. У них узкие листья и тонкие, хрупкие стебли. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

Солнечный луч только кажется белым. На самом деле в нем семь цветов. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Это можно увидеть. Возьмите стекло с тремя гранями. Помайте солнечный зайчик и пропустите его через такое стекло.

На стене в темной комнате появится яркая полоса из разных цветов. (49).

ЗИМНИЕ ГОСТИ.

Кончилось веселое лето. Пришла ненастная поздняя осень. Подул холодный ветер и сорвал листья с деревьев. Улетают последние перелетные птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлетом они долго летали над рощей. А у нас появились зимние гости. Вот на деревьях сидят чижи, щеглы. Они клюют семена березы и ольхи. Снегири сидят на рябине и клюют сладкие ягоды. (50.)

1. Выписать из текста три имени прилагательных с именами существительными.

2. Определить род имени прилагательного.

СКОРО ВЕСНА.

Проходит долгая зима. Ярче стали солнечные лучи, и сольно греет в полдень. Потемнела белая пелена снега, почернели дороги. Вода показалась на улицах. Уже март на исходе и апрель на дворе. Возвращаются пернатые.

Грачи прилетели первыми и заняли свои летние квартиры. Уже начали поправлять свои старые гнезда, ломают для этого крепкие носами верхние побеги ветвей. (56.)

1. Выписать из текста три имени прилагательных с именами существительными.

2. Определить род имени прилагательного.

1. Наступила поздняя осень. Листья пожелтели. По небу ходили тучи. Громко каркала от холода ворона. Плохо приходилось утенку.

2. Раз вечером из-за леса поднялась стая чудных белых птиц. Они взмахнули крыльями и полетели за синее море.

3. Бедного утенка охватила тревога. Он завертелся в воде, вытянул шею и закричал. Когда птицы скрылись, он долго не мог опомниться.

4. Он не знал, как зовут этих птиц, куда они летят, но полюбил их, как никого на свете.

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЧИСЛАМ.

1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря. 2. Вокруг новой школы ребята разбили красивые цветники. 3. Узкая дорожка привела нас к пионерскому лагерю. 4. Пришла настоящая весна. 5. Горные вершины спят во тьме ночной. 6. Мне подарили интересную книгу о полете в космос.

И красный маленький флажок

От хорошего дерева – хороший плод.

От верного человека – верные вести.

Обучающий диктант.

Земляника растет в лесу, по старым вырубкам. Листья у нее на зиму не опадают. Так с зелеными листьями она и зимует.

Плоды ее нежные и вкусные.

От кустиков отходят ползучие побеги. Это усы. На усах появляются новые молодые кустики. Маленький кустик отделяют от большого. Вот и новое растение. На нем

Чудесен, сказочен русский лес зимой. Белый, пушистый повис на ветвях снег. На вершинах елей смолистые шишки. По вершинам перелетают клесты с красными грудками. Тихо попискивают хлопотливые, шустрые синицы. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. На пухлых сугробах хитрым узором написаны заячьи и лисьи следы. Под тяжестью снега согнулись молодые березы.(53.)

Мурка была странная кошка. Любила она сладкий мед.

Раз Мурка грелась на солнце. Тут она почуяла знакомый запах. Мурка открыла зеленые глаза и двинулась к заветной цели.

Перед ульем лакомка встала на задние лапки. Сунула сластена мордочку в улей.

И вдруг раздался громкий кошачий визг. Мурка бросилась в кусты.

ПУСТЫРЬ.

На окраине города многие годы был пустырь. Но вот на пустыре появились новые дома и широкие улицы.

После трудового дня жители новых домов принялись за дело. Они копали землю, зажали молодые деревья. Сейчас на месте старого пустыря вырос красивый сад. Деревья пока молодые. Но скоро тень деревьев ляжет на клумбы, на дорожки, на скамейки . (55.)

1. Выписать из текста три имени прилагательных с именами существительными.

2. Определить число имени прилагательного.

ХИЩНЫЙ ЗВЕРЬ.

Волк – хищный зверь. Он похож на большую собаку. Тело его покрыто грубой шерстью. Ноги длинные. Он может быстро бегать. Пасть у него большая. Зубы острые. Зимой и летом волк ищет добычу. Ночью он иногда забегает в деревню. Он может унести овцу, ягненка, курицу или другое домашнее животное.(49.)

1. Выписать из текста три имени прилагательных с именами существительными.

2. Определить число имени прилагательного.

Поздравляю тебя, встречаю его, дарю ей, позвоню вам, горжусь ею, отдает нам, напишу им, хвалила нас, доволен тобой, отвечаю тебе, играю с ним, думаю о ней, увижусь с тобой, приходил к нему, посмотрел на него, рассказал о вас, отошел от нее, направился к вам, находился у них.

1. К нам весна шагает быстрыми шагами. 2. С нею солнце краше и весна милей. 3. Надо мной и мне навстречу неслись белые облака. 4. Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать.

Мама! Она ласковая и добрая. С нею всегда легко и весело. Спасибо ей за тепло и ласку. Будь внимателен к маме, заботься о ней, береги ее. Она заслужила это.

ЛИСА.

Лиса – хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда она таскает кур и цыплят в деревнях. Главная ее пища – лесные мыши. Лиса питается ими. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

Зимой лиса ночует прямо под кустиком. Она не устраивает себе норы. Зимой у нее красивая шерсть. Лисий мех прочный, теплый. Из него делают воротники, шапки.

Летом лиса худая. Шерсть на ней висит клочьями.

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ.

На цветах гудят жуки, …Море вздуется бурливо,

Пахнет клевер сладко. Закипит, подымет вой,

Ребятишки у реки Хлынет на берег пустой,

Встали на зарядку. Разольется в шумном беге,

(З.Александрова) И очутятся на бреге,

Тридцать три богатыря.(А.С.Пушкин)

Всю ночь бушевала гроза. Неслись бурные дождевые потоки. Вода вырывала с корнем деревья, бросала могучие камни. В пещере, где укрылись на ночь ребята из лагеря, было сухо. Ребята выбежали из пещеры. Утренние лучи играли на зелени. Горы стояли на месте, но большущая скала сползла вниз и перегородила реку.(51.)

Крыльями машет, а улететь не может.(Мельница.)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.(Замок.)

Летит стрела огневая, никто ее не понимает.(Молния.)

Лежит доска на болоте, не сохнет, не гниет, не ржавеет.(Язык.)

Языком не торопись, а торопись делом. Службу служить – душой не кривить. Правда в огне не горит, в воде не тонет. Не сиди сложа руки – не будет скуки. Чужой земли мы не хотим и свое не отдадим. Ссора до добра не доведет.

Хорошо мы отдыхаем. Мы не смотрим на погоду

Все мы любим лагерь свой. И без дела не сидим.

Никогда в нем не скучаем Ходим с песнями в походы

И не просимся домой. Или что-то мастерим.

БЕРЕГИ УЧЕБНИКИ.

Не обводи номера упражнений. Запиши домашнее задание в дневник.

Не перелистывай учебник каждый раз, когда учитель просит открыть книгу. Не бери ее грязными руками. Не перегибай книгу, не загибай уголки страниц. Не раскрашивай красками или цветными карандашами рисунки. Ведь по этим учебникам будут заниматься твои младшие товарищи.(47.)

Весело шли ребята в школу. Вдруг из ворот выбежала большая собака и кинулась на них.

Дети закричали и бросились бежать. Только маленький Вася не испугался. Малыш не побежал за ребятами. Он остался на месте.

Собака не тронула его. На минуту она остановилась и перестала лаять. Потом замахала хвостом. Собака подошла к мальчику и стала к нему ласкаться.

Каждый из нас должен быть другом природы. Природу надо охранять. Друг не портит деревья в лесу, не режет кору, не ломает ветки. Друг не разрушает птичьи гнезда, не разводит костры в лесу. Друг не разоряет муравейники.

Друзья природы не оставляют в лесу мусор. Они не рвут в лесу и в поле редкие цветы.(55.)

ВЕРБЛЮД.

Верблюд помогает человеку в пустыне. Только он может по многу дней не пить и не есть. Только он не боится ночного холода и дневной жары. Верблюд шагает под жарким солнцем, везет людей, их багаж, еду и воду. А самому верблюду в пути ничего не надо. Вот придет на место. Там верблюд поест и напьется. (55.)

1)Выписать глаголы с частицей –не-.

2) Определите вид глаголов.

1. Поехали мальчики кататься по гладкому льду. По дорожкам сада побежали мутные ручейки.

2. С горы сбежал поток проворный. Дворник сбросил снег с крыши.

3. Дети парами входили в класс. Туристы стали входить в лодку. В комнату внесли новый диван.

4. За лес закатилось солнце. Костя зашел за товарищем. Луна зашла за тучу.

5. От дома отъехала грузовая машина.

6. На берегу моря ребятишки набрали разных красивых камней.

ЛЕСНЫЕ ЦЫПЛЯТА.

На лесную тропу из кустов выскочил рябенький цыпленок. Он немножко постоял, повертел головкой и бросился в кусты. Через минуту цыпленок появился на тропинке. Следом за ним на тропинку выбежало еще пять таких цыплят. А следом за цыплятами из кустов показалась мать-тетерка. Она осмотрелась вокруг и увела за собой малышей на первую прогулку.(54.)

АЛМАЗ.

Пограничники обходили границу. Вдруг пес Алмаз остановился, стал нюхать траву. Шерсть у него встала дыбом, значит, здесь прошли чужие.

След привел пограничников к озеру. В кустах стояла лодка. Алмаз прыгнул в нее, обнюхал и бросился в камыши. Здесь он нашел трех нарушителей границы. Они стояли на дне и дышали через камыши.

Их связали и повезли на заставу. (58.)

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Рабочие идут на завод. 2. Комбайн быстро скосил кукурузу. 3. По шоссе мчатся легковые машины. 4. Дежурный каждый день убирает свой класс. 5. Ребята нашли в кустах воробья. 6. Бабушке сестра купила тёплый платок. 7. Подул тёплый весенний ветерок. 8. На лесной поляне лежит лисица. 9. Громко лаяла собака.

2. Сидит — зеленеет, лежит – пожелтеет, упадет – почернеет. (Лист.)

3. Какое море за селом волнует ветерок?

В нем волны можно собирать, укладывать в мешок. (Нива.)

4. В сенокосе горька, а в мороз сладка. Что за ягодка ? (Рябина.)

Старушка идет; ребята помогают, подмели, убрали, заботятся.

Мы учимся помогать; товарищ заболел; ребята готовили; помогали учить уроки.

НА ЛУГУ.

Зелёный луг блестит не солнце. По всей окрестности запахи цветов и трав. Вот голубые колокольчики. Вьется цепкий душистый горошек. Сладким медом пахнет розовый клевер. Белеют крупные ромашки с золотой серединкой. Ползают по былинкам жучки с пёстрыми спинками. Порхают над цветами легкие бабочки с красивыми крылышками. А в густой траве большой зеленый кузнечик. Над лугом льются звонкие голоса птиц. (62.)

1. В первом и последнем предложении найти главные члены предложения.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

(Подчеркнуть второстепенные и главные члены предложения.)

1. Кипит дружная работа на заводах и полях. 2. Пограничник на границе нашу землю бережет. 3. Пушистым снегом покрылись деревья. 4. Весеннее солнце льёт на землю тепло. 5. Летом в лесу звонко поют птицы. 6. Под кустом Костя увидел ёжика. Зрительные диктанты.

1. Всё чернее с каждым днем

2. Здравствуй, русская молодка,

3. Незабудка раскрывает синий глаз,

И росинка в нем сверкает как алмаз.

З
ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.

Стоял ясный зимний денек. Лёгкий снег тихо падал на землю. Высыпали на улицу ребятишки. Снег был липкий.

Мальчики строили снежный замок и в снежки играли. Девочки снегурочку лепили. Вместо глаз льдинки. Рот и брови угольком нарисовали. На головку надели шапку. Красивая снегурочка вышла.

ГРОЗА.

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали тучи. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Все кругом стало радостно! (56.)

1. Выписать из текста пятое предложение.

2. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

В КОЛХОЗНОМ САДУ.

В большом саду висят румяные яблоки, золотистые груши, сливы, зреет малина. Воробьи облепили деревья и жадно клюют сладкие плоды. Колхозный сторож ходит по саду и гонит незваных гостей. Шумной толпой бегут в сад ученики. Они помогают сторожу сохранять урожай ягод и плодов. Радостно встречает сторож ребят. Он щедро угощает их вкусными плодами.

1. Выписать из текста последнее предложение.

2. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД.

ДОГАДАЛСЯ.

Осенью медведь выбрал себе место для берлоги. Надрал он когтями узкие полоски коры, сложил в яму на холме, а сверху накидал мягкого моху. Залез туда и заснул. Но скоро собаки нашли берлогу. Мишка едва убежал. Пришлось лечь прямо на снегу. Но и тут нашли охотники. Медведь спрятался в третий раз.

Только весной узнали, что он отлично выспался высоко на дереве.(62.)

1. Произвести фонетический разбор слова «медведь».

2. Первое предложение разобрать по членам предложения.

ПОДАРОК.

Много подарков получил Сережа в день своего рождения. Но дорог мальчику аквариум с рыбками. Сережа целые дни возился с рыбками. Он менял воду, кормил их и мог часами сидеть и смотреть на рыб.

А еще у Сережи был котенок Барсик. Барсик тоже часами смотрел за серебристым карасиком. Мама велела смотреть не только за рыбками, но и за Барсиком. (61.)

1. Произвести фонетический разбор слова «медведь».

2. Первое предложение разобрать по членам предложения.

1. Т.Г.Рамзаева Русский язык: учебник для 3 класса, 2008.

2. Я.Ш.Гараева Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту

Т.4. Г.Рамзаевой: 3 класс, 2008.

3. О.В.Безкоровайная Русский язык: 3 класс. Вставь букву. Грамматические игры,

4. Н.И.Айзацкая Русский язык: 3 класс. Найди ошибку. Языковые игры, 2008

5. С.Ю.Кремнева Словарные диктанты 3 класс, 2008.

6. М.Г.Ракитина Русский язык. 3 класс. Тесты. Дидактические материалы, 2008.

7. Ф.Д. Костенко Сборник диктантов для начальных классов. Пособие для учителя.

8. М.А.Васильева, Г.Ф.Суворова Проверочные контрольные работы по русскому

9. В.А.Кустарева,Н.К.Никитина Методика грамматики и орфографии в начальных

10. Мендекинова Р.Т., Якуника Л.П., Кайкенова Ж.К. Методическое пособие,

сборник диктантов, дидактический материал для 3 классов- Алматы,2000.

источник

Читайте также:  Бешенство матка женщины ролик

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *