Меню Рубрики

Бесплодие и многоплодие биологические механизмы

На главную Сделать ILL.RU стартовой страницей :: Добавить ILL.RU в закладки





.


Что такое — многоплодие?

Беременность двумя или более зародышами называют многоплодием. Зародыши могут быть одинаковыми или абсолютно разными, как обычные братья или сёстры.

Идентичные близнецы или тройняшки происходят из одного яйца, которое было оплодотворено одной спермой. По неизвестным причинам, оплодотворенное яйцо раскалывается на два или больше эмбриона во время первой стадии развития. Некоторые идентичные близнецы разделяют одну ту же плаценту. Однако они обычно растут в пределах отдельных амниотических мешочков в матке. В редких случаях, идентичные близнецы разделяют один амниотический мешочек.

Однояйцовые близнецы:

  • Всегда одного пола и группы крови.
  • Не всегда имеют идентичную внешность. Один может быть правшой, а другой левшой.
  • Как думают учёные, развиваются независимо друг от друга. Это явление не связано с возрастом, расой, или случаями в семье, когда в поколениях имелись близнецы

«Братские» близнецы и тройняшки рождаются, когда два или больше яйца оплодотворены разной спермой. Братские зародыши имеют отдельные плаценты и амниотические мешочки.

Двуяйцовые близнецы:

  • Могут быть различных полов и иметь различные группы крови.
  • Могут быть совершенно не похожими друг на друга, с волосами и глазами разного цвета. Они могут быть похожи так, как обычные братья и сёстры.
  • Это явление обычно передаётся по наследству.

Двуяйцовые близнецы, которые зачаты искусственным путём, почти всегда братские, а не идентичные.

Обычные причины многоплодия

Лечение от бесплодия. С 1980, лечение от бесплодия более чем удвоило коэффициент рождаемости близнецов. Норма для рождения тройняшек и больше детей за один раз выросла в 5 раз, после того, как стали применять лечение от бесплодия.

Вероятность многоплодной беременности растёт по мере того, как Вы начинаете использовать лекарства от бесплодия или делать процедуры по искусственной передаче эмбрионов.

  • Лекарства от бесплодия стимулируют яичники на производство большого количество яиц, которые могут быть сразу оплодотворены. Это может привести к многоплодию.
  • Искусственная передача? эмбрионов непосредственно в матку увеличивает возможности беременности. В целом, 25 % — 30 % беременностей с помощью передачи эмбрионов — близнецы; 5 % — тройняшки; менее чем 1 % — четверняшки или т.д.

Другие причины. Определенные факторы увеличивают шансы на многоплодие.

  • В возрасте старше 30 лет появление «братских» близнецов является самыми обычными делом среди женщин.
  • Раса и цвет кожи. Близнецы — обычное явление среди женщин африканского происхождения, особенно в возрасте 35 и 45 лет.? Но это явление встречается реже среди азиатских женщин.
  • Личный опыт. Если у Вас уже были близнецы, у Вас двойная возможность опять родить близнецов.
  • Наследственность. Если в вашей семье были случаи братских близнецов или тройняшек, то у Вас больше возможностей родить двойняшек или тройняшек. (Наследственность со стороны вашего партнера не увеличивает возможностей многоплодия.)?
  • Момент беременности. Наиболее вероятный момент забеременеть двойняшками в первый менструальный цикл после завершения курса противозачаточных препаратов.

Риски многоплодия

Вынашивание более одного зародыша уже само по себе может вызвать некоторые проблемы со здоровьем, как матери, так и детей.

Каждый дополнительный зародыш увеличивает риск выкидыша, преждевременного рождения, гестационного диабета, предэклампсии, отрыва плаценты, предлежания плаценты, инфекции мочевых путей, анемии, необходимости кесарева сечения, эмболии лёгких, и тяжелой потеря крови после родов.

Многоплодие имеет более высокий риск врожденных дефектов и генетических расстройств. Поскольку такие дети обычно рождаются преждевременно, близнецы также имеют много проблем после родов.

Как вычислить, что у меня многоплодие? Какие тесты и анализы необходимо пройти?

Если Ваши признаки беременности проявляются раньше и они и более серьезные, чем Вы обычно ожидаете, возможно, у Вас, многоплодие. Однако только специалист может точно сказать.

  • Анализ крови, который показывает высокие уровни гормонов — обычный признак многоплодия.
  • Эмбриональный ультразвук показывает картину внутренней части матки на экране компьютера. Это — самый точный способ узнать, имеете ли Вы больше чем один зародыш.

Эмбриональный ультразвук используется постоянно, чтобы контролировать эмбриональное благосостояние. С конца первого триместра и до начала второго триместра, Вам необходимо сдать все анализы и пройти все тесты, чтобы убедиться в здоровье зародышей и возможности матери вытерпеть весь срок вынашивания.

Как справляться с многоплодием?

Все многоплодные беременности считают рискованными. Если Вы будете вынашивать больше чем один зародыш, то Вы будете подвергаться более частым медицинским проверкам, нежели с одним зародышем. По всей вероятности, роды произойдут преждевременно, так что удостоверьтесь в том, что ваш врач чётко следит за развитием зародышей и вашим здоровьем. Возможно, придётся уйти в декрет раньше, чем Вы думали, поэтому заблаговременно предупредите своего работодателя.

источник

Бесплодие — в биологии — потеря растениями и животными способности размножаться половым путем.

Бесплодие — в медицине — неспособность лица детородного возраста к воспроизводству потомства.

У человека различают абсолютноебесплодие, предопределённое неизлечимыми изменениями в половом аппарате мужчины или женщины (дефекты развития, оперативное удаление половых желёз, травмы и ин), и относительное, причины которого могут быть устранены.

Бесплодие называют первичным, если беременности никогда не было, и вторичным, если раньше у женщины была хотя бы одна беременность, чем бы она не закончилась (родами, внематочной беременностью, выкидышем и т.д.)

Также первичное бесплодие связано с недоразвитостью органов, нарушением овуляции, вторичное – с воспалительными заболеваниями (венерические)

Причинами женского бесплодия могут быть:

1) Непроходимость или отсутствие маточных, или фаллопиевых труб

2) Спаечный процесс в малом тазу (перитонеальный фактор бесплодия)

3) Эндокринные (гормональные) нарушения — могут быть следствием патологии яичников (их истощения, синдрома поликистозных яичников и др.) и других эндокринных (гипоталамуса, гипофиза, надпочечников, щитовидной железы) и неэндокринных органов (печени, почек и др).

4) Патология или отсутствие матки — органа, в котором происходит имплантация эмбриона и вынашивание плода.

5) Эндометриоз, который выражается в разрастании слизистой матки (эндометрия) за ее пределами. Между очагами эндометриоза возникают спайки, которые являются причиной трубно-перитонеального бесплодия.

6) Иммунологическое бесплодие — связано с наличием у женщины антител к сперматозоидам (антиспермальных антител).

7) Хромосомная патология может приводить к стерильности женщины.

8) Психологическое бесплодие рассматривается как результат осознанного или неосознаваемого нежелания женщины иметь ребенка

Причиной мужского бесплодия могут быть:

1) Эякуляторные расстройства, в том числе отсутствие эякулята, ретроградная эякуляция, которая возникает вследствие нарушенной иннервации моче-половых органов, другие.

2) Сексуальные расстройства (эякуляторная дисфункция)

3) Анатомические изменения в строении половых органов мужчины 4) Эндокринные расстройства могут приводить к нарушениям сперматогенеза.

5) Повреждение сперматогенного эпителия, например, в результате облучения, химиотерапии, воздействия токсических веществ или высоких температур, инфекции, травмы мошонки, водянки яичек и т.д. 6) Генетические, хромосомные нарушения, в результате которых сперматогенез не происходит.

7) Воспалительный процесс, включая заболевания, передающиеся половым путем.

8) Иммунологический фактор, когда наблюдается образование аутоиммунных антител против сперматозоидов.

Беременность двумя или более зародышами называют многоплодием. Зародыши могут быть одинаковыми или абсолютно разными, как обычные братья или сёстры.

Идентичные близнецы или тройняшки происходят из одного яйца, которое было оплодотворено одной спермой. По неизвестным причинам, оплодотворенное яйцо раскалывается на два или больше эмбриона во время первой стадии развития. Некоторые идентичные близнецы разделяют одну ту же плаценту. Однако они обычно растут в пределах отдельных амниотических мешочков в матке. В редких случаях, идентичные близнецы разделяют один амниотический мешочек.

Однояйцовые близнецы:

  • Всегда одного пола и группы крови.
  • Не всегда имеют идентичную внешность. Один может быть правшой, а другой левшой.
  • Как думают учёные, развиваются независимо друг от друга. Это явление не связано с возрастом, расой, или случаями в семье, когда в поколениях имелись близнецы

«Братские» близнецы и тройняшки рождаются, когда два или больше яйца оплодотворены разной спермой. Братские зародыши имеют отдельные плаценты и амниотические мешочки.

Двуяйцовые близнецы:

  • Могут быть различных полов и иметь различные группы крови.
  • Могут быть совершенно не похожими друг на друга, с волосами и глазами разного цвета. Они могут быть похожи так, как обычные братья и сёстры.
  • Это явление обычно передаётся по наследству.

Двуяйцовые близнецы, которые зачаты искусственным путём, почти всегда братские, а не идентичные.

источник

Вы деляют два вида бесплодия: первичное и вторичное.

Первичное — вызвано нарушениями в эмбриогенезе.

Вторичное — факторами внешней среды.

Многоплодная беременность может наступать в результате двух механизмов: созревания и оплодотворения сразу двух и более яйцеклеток, и в этом случае беременность называется разнояйцевой, или разделения оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) на две или более частей вскоре после оплодотворения, и в этом случае беременность называется однояйцевой. Время разделения зиготы имеет важное значение: чем раньше оно произошло, тем более обособлены близнецы друг от друга. Например, если разделение произошло с первого по третий день существования зиготы, то каждый близнец окружен двумя плодными оболочками и имеет отдельную плаценту. При более позднем разделении близнецы имеют общую плаценту, толькоамниотическую оболочку в перегородке или отсутствие самой перегородки. Если разделение произошло с 13-го по 15-й день, то это приводит к образованию так называемых сиамских близнецов. Определить во время беременности, к какому типу она принадлежит, возможно далеко не во всех случаях. Только отсутствие перегородки между близнецами позволяет точно отнести беременность к однояйцевой.

15. Половой диморфизм: генетический, морфофизиологический, эндокринный и поведенческий аспекты.

Под половым диморфизмом понимают различия признаков мужских и женских особей раздельнополых видов, возникающие в результате полового отбора. Половой диморфизм человека проявляется в его анатомо-физиологических характеристиках, психологических и поведенческих признаках, то есть он затрагивает важнейшие стороны его биологического и социального статуса.

Генетический аспект полового диморфизма проявляется в различном кариотипе мужчин и женщин – женщины имеют половые хромосомы ХХ, мужчины ХY.

Эндокринный аспект полового диморфизма заключаются в различиях по главному половому гормону (тестостерон у мужчин и эстрадиол у женщин).

Морфологические проявления полового диморфизма у человека очень разнообразны. Мужчины и женщины различаются по общим размерам тела. В составе тела у мужчин выше доля костно-мышечного компонента, у женщин – жирового. Пропорции тела: у мужчин широкие плечи и узкий таз, более длинные конечности, у женщин – наоборот, широкий таз и более узкие плечи, туловище и корпус длиннее.

У мужчин обычно больше размеры всех костей, рельеф на них выражен сильнее, кости у мужчин тяжелее и массивнее. У мужчин длиннее позвоночник, а у женщин лучше выражен поясничный лордоз; грудная клетка – у женщин короче и уже; живот – у женщин длиннее; кисть – у женщин более узкая. Указательный палец у мужчин короче безымянного, у женщин – наоборот. Мужской череп более крупный, с выраженными надбровными дугами и более крупной нижней челюстью. Для женского черепа характерна более вертикальная форма лба. Женский таз более низкий и широкий, вход в малый таз у них более округлый, а у мужчин – продольно-овальный. Мужской скелет содержит больше цинка, а женский – марганца, свинца и стронция.

У мужчин более крупные зубы, сердце, желудок, надпочечники, головной мозг. У мужчин больше лимфатических узлов и нервных волокон, толще кожа. Женщины опережают мужчин по размерам молочных и большинства эндокринных желез и относительной массе головного мозга. Несмотря на более выраженный у мужчин третичный волосяной покров, количество волосяных закладок больше у женщин. Различается микроэлементный состав волос у обоих полов. Мужчины гораздо более склонны к облысению, чем женщины.

У женщин по сравнению с мужчинами глазная щель шире, губы тоньше, ширина рта меньше, ушная раковина меньше, но с более развитым рельефом, мочка уха развита лучше, размеры носа меньше, вогнутая спинка носа встречается чаще. У мужчин лицо выше и относительно уже.

Психологические проявления полового диморфизма. По основным свойствам нервной системы женщины отличаются от мужчин преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения. При этом большинство женщин могут убыстрять темп выполнения задания без снижения точности, что не присуще мужчинам. Мужчины более склонны к абстрактно-логическому мышлению. Женщины обычно превосходят мужчин в быстроте восприятия.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Жизнь как форма движения материи дискретна и сохраняется во времени благодаря способности живых систем на всех уровнях их организации к размножению, то есть воспроизведению себе подобных.

Размножение – важнейшее свойство живого. В процессе эволюции органического мира сформировались различные способы размножения, но в основе всех их лежат универсальные процессы воспроизведения и передачи генетической информации родителями — потомкам и реализации ее в их онтогенезе.

1. Изучить типы размножения живых организмов, их биологические механизмы.

2. Изучить биологические основы репродукции человека.

1. Знать механизмы репродукции и сегрегации генетического материала при митозе.

1. Размножение и его биологическое значение.

2. Эволюция размножения. Типы размножения.

3. Формы бесполого размножения, их механизмы и биологическая сущность.

4. Формы полового размножения, их эволюция (сингамия, копу-ляция, конъюгация).

5. Биологическая сущность полового размножения, его роль в эволюции.

6. Механизмы полового размножения.

7. Мейоз, его цитологические механизмы.

8. Генетические механизмы мейоза.

9. Биологическая роль мейоза.

10. Гаметогенез и его биологическое значение.

11. Сперматогенез. Биология сперматогенеза у человека в онтогенезе.

12. Овогенез, его биологические особенности у человека.

13. Механизмы регуляции гаметогенеза у человека.

14. Морфологические особенности сперматозоидов и яйцеклеток.

16. Оплодотворение. Его эволюция. Биологическое значение.

17. Оплодотворение у человека.

18. Механизмы оплодотворения: цитологический, иммуноло-гический, генетический, физиологический.

20. Бесплодие и многоплодие, их биологические механизмы.

21. Первичные и вторичные половые признаки у человека.

22. Генетический, поведенческий, морфофизиологический аспекты полового диморфизма.

23. Роль социальных факторов в становлении и реализации репродуктивной функции у человека.

24. Партеногенез, гиногенез, андрогенез. Их биология, значение.

1. Лекции по биологии клетки.

2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). — Высшая школа, 1997-2000. — Ч. 1. — С. 19-26; 36-49.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). — М.: Медицина, 1979. — С. 20-25.

4. Руководство к лабораторным занятиям по биологии: Учебное пособие (ред. Н.В. Чебышев). – М.: Медицина, 1996. – С. 19-29.

5. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. — Курск, 2010.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

2. Какое биологическое значение имеет размножение?

3. Какие типы размножения вы знаете?

4. Формы бесполого размножения.

5. Цитологические основы бесполого размножения.

6. Биологическое значение бесполого размножения.

7. Половое размножение и его биологическая роль.

8. Направление эволюции полового размножения.

9. Формы полового размножения.

11. Биологическая роль мейоза.

12. Отличия мейоза от митоза.

13. Характеристика фаз I и II мейотических делений.

14. Генетические аспекты мейоза.

15. Стадии сперматогенеза и их биологическая сущность.

16. Стадии овогенеза и их биологическое значение в воспроизводстве.

17. Спермато– и овогенез у человека и его закономерности в онтогенезе.

18. Морфофункциональные особенности половых клеток человека.

19. Оплодотворение и его биологическая роль.

20. Механизмы оплодотворения.

22. Типы полового размножения.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Раздел(ы): Женские тайны Версия для печати
Обсудить статью в форуме

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛОГИИ ЯИЧНИКА КОШКИ. . 1. Положить препарат на предметный столик. 2. На малом увеличении рассмотреть строение яичника. Обратить внимание на строение фолликулов, степень их зрелости. 3. Найти зрелый фолликул. Зарисовать в альбом, на рисунке отметить: 1 – фолликул; 2 — полость фолликула; 3 — яйцеклетка.
II. ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛОГИИ ЯЙЦЕКЛЕТКИ ЛЯГУШКИ.

1. Положить препарат на предметный столик. 2. При малом увеличении найти яйцеклетку лягушки. 3. При большом увеличении изучить строение яйцеклетки и зарисовать. 4. На рисунке обозначить: 1 – яйцеклетка; 2 – студенистая оболочка; 3 – цитоплазма яйцеклетки; 4 – гранулы желтка.
III. ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛОГИИ СПЕРМАТОЗОИДОВ МОРСКОЙ СВИНКИ. . 1. Положить препарат на предметный столик. 2. При малом увеличении найти сперматозоиды. 3. Установить сперматозоиды в центр поля зрения. 4. Перейти на большое увеличение. 5. Изучить строение сперматозоида, зарисовать и обозначить: 1 – головка; 2 – шейка; 3 – жгутик. 6. Убрать препарат с предметного столика.
IV. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОПЛОДОТВОРЕНИЯ В ЯЙЦЕ АСКАРИДЫ.

1. Установить препарат на предметном столике и при малом увеличении найти скопления яйцеклеток. 2. На большом увеличении и найти спермии, проникающие в яйцеклетку. Зарисовать, обозначив: 1 – яйцеклетка; 2 – цитоплазма яйце-клетки; 3 — сперматозоид.

Дата добавления: 2015-09-07 ; просмотров: 1008 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

I.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

В соответствии с клеточной теорией клетки возникают только из клеток. Как живая система клетка проделывает во времени жизненный цикл. Он характеризуется рядом закономерно протекающих в клетке процессов, которые определяют направление ее развития и судьбу. Важнейшим процессом, обеспечивающим существование клеток во времени, является клеточное деление.

В процессе эволюции наибольшее распространение получило непрямое деление клеток — митоз.

II. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить закономерности жизненного цикла клетки.

2. Уметь определять фазы митоза по их морфологическим проявлениям.

III. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Знать структурную организацию хромосом.

2. Знать механизмы удвоения ДНК.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Понятие о клеточном цикле.

4. Периодизация митотического цикла.

5. Периоды интерфазы, их биологическое значение.

6. Фазы митоза, их морфологическая характеристика.

7. Генетическая характеристика периодов митотического цикла и фаз митоза.

8. Изменение морфологии хромосом в митотическом цикле.

9. Значение морфологических изменений хромосом.

10. Биологическое значение митоза.

11. Разновидности митоза, их механизмы.

12. Амитоз, его морфологические и генетические особенности.

V. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции по биологии клетки.

2. Биология. Н.В.Чебышев и соавт. – М.: ООО «Издательство «Мединфорагенство»», 2010.- С. 64-76.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что такое клеточный цикл?

2. Какие типы деления клеток Вам известны?

3. Что такое митотический цикл?

4. Назовите и охарактеризуйте периоды митотического цикла.

5. На какие фазы делится митоз?

6. Дайте морфологическую характеристику фазам митоза.

7. Дайте генетическую характеристику фазам митоза.

8. Как изменяется морфология хромосом в митотическом цикле.

9. Значение митотических изменений хромосом в митотическом цикле.

10. Биологическое значение митоза.

11. Разновидности митоза, их механизмы и значение.

12. Амитоз и его морфологические особенности.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ НА САМОПОДГОТОВКУ:

1. Представьте динамику соотношения количества хромосом (n) и количества ДНК (c) в митотическом цикле.

2. Составьте таблицу отличительных характеристик митоза и амитоза.

VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ:

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧЕНИЕ МИТОЗА В КЛЕТКАХ КОРЕШКА ЛУКА.
I. ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРФАЗЫ.

1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. 2. Найти при малом увеличении зону деления в корешке лука. 3. Перевести микроскоп на большое увеличение. 4. Найти клетки в стадии интерфазы и зарисовать и обозначить: 1 – ядро; 2 — цитоплазма; 3 – оболочка.
II. ИЗУЧЕНИЕ ПРОФАЗЫ. 1. На этом же препарате найти клетки в стадии профазы. 2. Зарисовать профазную клетку, на рисунке отметить: 1 — ядро; 2 – оболочка клетки; 3 — хромосомы.
1. На этом же препарате найти клетки в стадии метафазы. 2. Зарисовать метафазную клетку, на рисунке отметить: 1 — метафазная пластинка; 2 – оболочка клетки.
IV. ИЗУЧЕНИЕ АНАФАЗЫ.

1. На этом же препарате найти клетки в стадии анафазы. 2. Зарисовать анафазную клетку, на рисунке отметить: 1 — хроматин дочерних хромосом; 2 — цитоплазма материнской клетки.
V. ИЗУЧЕНИЕ ТЕЛОФАЗЫ.

1. На этом же препарате найти клетки в стадии телофазы. 2. Зарисовать телофазную клетку, на рисунке отметить: 1 — хроматин дочерних хромосом; 2 — цитоплазма материнской клетки.
II. ИЗУЧЕНИЕ ДРОБЯЩЕГОСЯ ЯЙЦА АСКАРИДЫ НА СТАДИИ МЕТАФАЗЫ.

1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. 2. Найти при малом увеличении яйцо аскариды в стадии метафазы и установить его в центре поля зрения. 3. Перевести микроскоп на большое увеличение и изучить строение дробящегося яйца. Обратить внимание на расположение хромосом, центриоли. 4. Зарисовать препарат, отметив на рисунке: 1 – центриоли; 2 – хромосомы.
III. ИЗУЧЕНИЕ АМИТОТИЧЕСКОГО ДЕЛЕНИЯ КЛЕТОК.

1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. 2. Найти при малом увеличении клетки ткани. 3. Перейти на большое увеличение. 4. Изучить препарат и найти ряд последовательных стадий амитоза. 5. Зарисовать 3-4 клетки в различных стадиях амитоза, отметив: 1 – образование перетяжки ядер; 2 – двуядерная клетка.

IX. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ:

— знать закономерности жизненного цикла клетки;

— знать периодизация митотического цикла;

— знать генетическая характеристика периодов митотического цикла и фаз митоза;

— знать отличительные характеристики митоза и амитоза;

— уметь определять фазы митоза по их морфологическим проявлениям в растительных и животных клетках;

— научиться определять амитотическое деление клеток.

ТЕМА: БИОЛОГИЯ РАЗМНОЖЕНИЯ.

I.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Сохранение жизни во времени осуществляется благодаря фундаментальному свойству присущему всем живым системам — воспроизводить себе подобных или размножаться. Размножение обеспечивает сохранение во времени биологических видов, поддерживает их численность. Способы размножения разнообразны, но в основе их лежат универсальные процессы воспроизведения и передачи генетической информации при смене поколений.

II. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить типы размножения и их биологические механизмы.

2. Усвоить биологические основы репродукции человека.

II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Знать механизмы ауторепродукции ДНК и сегрегации генетического материала.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Понятие о размножении и его значение.

2. Эволюционно обусловленные типы размножения.

3. Формы бесполого размножения, их биологическая сущность.

4. Формы полового размножения.

5. Биологическое значение полового размножения, его роль в эволюции.

6. Механизмы различных форм полового размножения.

7. Эволюция полового размножения на клеточном уровне.

8. Морфофункциональная организация сперматозоидов.

9. Морфофункциональная организация яйцеклеток, их типы.

10. Гаметогенез, его биологическое значение.

11. Сперматогенез, стадии, их цитогенетическая характеристика.

12. Овогенез, стадии, их цитогенетическая характеристика.

13. Особенности овогенеза (оогенеза) и сперматогенеза у человека.

14. Мейоз, его цитологические механизмы.

15. Оплодотворение, его биологическое значение.

16. Механизмы оплодотворения.

18. Генетический, поведенческий, морфофизиологический аспекты полового диморфизма.

19. Первичные и вторичные половые признаки у человека.

20. Роль социальных факторов в становлении и развитии репродуктивной функции у человека.

21. Бесплодие и многоплодие, их биологические механизмы.

22. Партено-, андро-, гиногенез. Их биологическое значение.

V. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции по биологии клетки.

2. Биология. Н.В.Чебышев и соавт. – М.: ООО «Издательство «Мединфорагенство»», 2010.- С. 76-81, 94-116.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

2. Какие типы размножения Вы знаете ?

3. Какое значение имеет размножение ?

4. Какие формы бесполого размножения Вам известны ?

5. Какое значение имеет бесполое размножение ?

6. Половое размножение и его формы.

7. Направление эволюции полового размножения.

8. Морфология сперматозоидов.

10. Сперматогенез, его особенности.

11. Овогенез, его особенности.

13. В чем состоит биологическая роль мейоза ?

14. Цитогенетические особенности фаз мейоза.

15. Спермато- и овогенез у человека, их закономерности в онтогенезе.

16. Оплодотворение и его механизмы.

17. Половой диморфизм, его значение.

18. Становление и реализация репродуктивной функции у человека в

19. Проблемы бесплодия и многоплодия у человека.

20. Партеногенез, его разновидности, значение.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ НА САМОПОДГОТОВКУ:

1. Представьте динамику соотношения количества хромосом (n) и количества ДНК (c) в мейотическом цикле.

2. Составьте таблицу характеристик стадий мейоза начиная с интерфазы.

VIII.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛОГИИ ЯИЧНИКА КОШКИ. 1. Положить препарат на предметный столик. 2. На малом увеличении рассмотреть строение яичника. Обратить внимание на строение фолликулов, степень их зрелости. 3. Найти зрелый фолликул. Зарисовать в альбом, на рисунке отметить: 1 – фолликул; 2 — полость фолликула; 3 — яйцеклетка.
II. ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛОГИИ ЯЙЦЕКЛЕТКИ ЛЯГУШКИ.

1. Положить препарат на предметный столик. 2. При малом увеличении найти яйцеклетку лягушки. 3. При большом увеличении изучить строение яйцеклетки и зарисовать. 4. На рисунке обозначить: 1 – яйцеклетка; 2 – студенистая оболочка; 3 – цитоплазма яйцеклетки; 4 – гранулы желтка.
III. ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛОГИИ СПЕРМАТОЗОИДОВ МОРСКОЙ СВИНКИ. . 1. Положить препарат на предметный столик. 2. При малом увеличении найти сперматозоиды. 3. Установить сперматозоиды в центр поля зрения. 4. Перейти на большое увеличение. 5. Изучить строение сперматозоида, зарисовать и обозначить: 1 – головка; 2 – шейка; 3 – жгутик. 6. Убрать препарат с предметного столика.
IV. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОПЛОДОТВОРЕНИЯ В ЯЙЦЕ АСКАРИДЫ. 1. Установить препарат на предметном столике и при малом увеличении найти скопления яйцеклеток. 2. На большом увеличении и найти спермии, проникающие в яйцеклетку. Зарисовать, обозначив: 1 – яйцеклетка; 2 – пронуклеус яйцеклетки; 3 – пронуклеус сперматозоида; 4 – цитоплазма яйцеклетки.

IX. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ:

— знать типы размножения и их биологические механизмы;

— знать формы бесполого и полового размножения у одно- и многоклеточных организмов;

— знать цитологические механизмы и биологическое значение мейоза;

— знать морфофункциональную организацию сперматозоидов и яйцеклеток;

— знать стадии и их цитогенетическую характеристику сперматогенеза и овогенеза;

— проводить микроскопические исследования яйцеклеток и сперматозоидов;

— усвоить биологические основы репродукции человека.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

источник

Понятие о размножении. Его биологическое значение.

Размножение — это свойство живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивая непрерывность и преемственность жизни в ряду поколений.

Р. обеспечивает самовоспроизведение живых организмов, необходимое для существования вида. В основе размножения лежит генетическая информация, зашифрованная в виде ДНК.

Формы бесполого размножения, их цитологические механизмы и биологическая роль.

Бесполое размножение — форма размножения, при которой участвует один организм и все дочерние организмы имеют такой же генетический материал.

Почкование. В этом случае происходит митотическое деление ядра. Одно из образовавшихся ядер перемещается в формирующееся локальное выпячивание материнской клетки, а затем этот фрагмент отпочковывается. Дочерняя клетка существенно меньше материнской, и ей требуется некоторое время для роста и достраивания недостающих структур, после чего она приобретает вид, свойственный зрелому организму.

Шизогония – множественное деление

Спорообразование.Споры во многих случаях образуются путём митоза(митоспоры), причём иногда (особенно у грибов) в огромных количествах; при прорастании они воспроизводят материнский организм.

Вегетативное размножение. осуществляется путем отделения от организма его части, состоящей из большего или меньшего числа клеток. Из них развивается взрослый организм.

. При бесполом размножении обеспечивается быстрое образование многочисленного потомства с теми же признаками, что и у родителей. Что полезно в благоприятных условиях, например, летом у водорослей.

Биологическое значение и формы полового разможения.

Половое размножение — процесс у большинства эукариот, связанный с развитием новых организмов из половых клеток, участвуют 2 родительские особи, образуются спец. половые клетки – гаметы, гаплоидное количество хромосом наследственного материала, при слиянии образуется зигота.

Конъюгация (клетки отделились, подошли друг к другу, и слились в зиготу)

Партеногенез: андрогенез (новый организм развивается из яйцеклетки с мужским пронуклеосом) и геногенез (новый организм развивается из яйцеклетки с женским пронуклеосом)

. Биологическое значение полового размножения заключается не только в самовоспроизведении особей, но и в обеспечении биологического разнообразия видов, их адаптивных возможностей и эволюционных перспектив. Это делает половое размножение биологически более прогрессивным, чем бесполое.

Эволюция полового размножения.

Этапы эволюции полового размножения:

Изогамный. Половые клетки, имеющий одинаковое строение.

Гетерогамный. Отличаются морфологическими признаками.

Появление специальных органов, где происходит созревание половых клеток.

Переход от внешнего оплодотворения к внутреннему.

=>развитие внутренних и наружных половых органов.

Понятие о мейозе и его биологическая роль.

Мейоз – особый тип деления клеток, в результате которого формируются половые клетки – гаметы, содержащие гаплоидное количество хромосом и наследственного материала.

1 деление – редукционное (уменьшение кол-ва хромосом в 2 раза)

2 деление – эквационное (уменьшение наследственного материала)

Биологическое значение мейоза:

— при мейозе происходит редукция числа хромосом и редукция наследственного материала

— при мейозе происходит перекомбинация генетического материала, увеличивается резерв наследственной изменчивости будущего потомства

— комбинативная изменчивость: а) при кроссинговере, б) случайным расхождением хромосом в А1.

— мейоз является одним из ключевых механизмов наследственности

Характеристика фаз 1 и 2 мейотических делений.

1. Лептотена – спирализация хромосом

2. Зиготена – процесс конъюгации – попарное соединение гомологичых хромосом

3. Пахитена – кроссинговер – обмен между гомологичными участками хромосом

4. Диптотена – разделение синаптонимального комплекса, связаны в местах хиазмы – где прошел процесс кроссинговера

5. Диакинез – максимальное отталкивание хромосом друг от друга, но они остаются связаны в областях хиазм.

Иногда между 4 и 5 бывает диктиетена. Длится от 12 до 50 лет. Женская особенность, только у человека.

Биваленты (пары гомологичных хромосом) выстраиваются случайным образом в экваториальной плоскости. Образуется метафазная пластинка. Образование нитей веретена деления, к каждой хромосоме крепится только одна нить, происходит разрушение хиазм.

Анафаза 1 2n4c (n2c+n2c у каждого полюса)

Расщепление гомологичных хромосом и расхождение их к полюсам клетки.

В результате происходит образование двух клеток, в каждой из которых будет половинный набор наследственного материала n2c

Динамика количества хромосом ДНК в мейотическом делении.+

Отличия мейоза от митоза по итогам

1. После митоза получается две клетки, а после мейоза – четыре.

2. После митоза получаются соматические клетки (клетки тела), а после мейоза – половые клетки (гаметы – сперматозоиды и яйцеклетки; у растений после мейоза получаются споры).

3. После митоза получаются одинаковые клетки (копии), а после мейоза – разные (происходит рекомбинация наследственной информации).

4. После митоза количество хромосом в дочерних клетках остается таким же, как было в материнской, а после мейоза уменьшается в 2 раза (происходит редукция числа хромосом; если бы её не было, то после каждого оплодотворения число хромосом возрастало бы в два раза; чередование редукции и оплодотворения обеспечивает постоянство числа хромосом).

Отличия мейоза от митоза по ходу

1. В митозе одно деление, а в мейозе – два (из-за этого получается 4 клетки).

2. В профазе первого деления мейоза происходит конъюгация (тесное сближение гомологичных хромосом) и кроссинговер (обмен участками гомологичных хромосом), это приводит к перекомбинации (рекомбинации) наследственной информации.

3. В анафазе первого деления мейоза происходит независимое расхождение гомологичных хромосом (к полюсам клетки расходятся двуххроматидные хромосомы). Это приводит к рекомбинации и редукции.

4. В интерфазе между двумя делениями мейоза удвоения хромосом не происходит, поскольку они и так двойные.

Биологическое значение и стадии гаметогенеза.

Гаметогенез – это процесс образования половых клеток. Сперматогенез и овогенез.

2 стадия – роста (интерфаза 1 мейоза)

3 стадия – созревания (1 и 2 деления)

В стадии размножения диплоидные клетки, из которых образуются гаметы, называют сперматогониями и овогониями. Эти клетки осуществляют серию последовательных митотических делений, в результате чего их количество существенно возрастает. Сперматогонии размножаются на протяжении всего периода половой зрелости мужской особи. Размножение овогоний приурочено главным образом к периоду эмбриогенеза. У человека в женском организме этот процесс наиболее интенсивно протекает в яичниках между 2-м и 5-м месяцами внутриутробного развития. К 7-му месяцу большая часть овоцитов входит в профазу I мейоза.

Так как способом размножения клеток-предшественниц женских и мужских гамет является митоз, то овогоний и сперматогонии, как и все соматические клетки, характеризуются диплоидностью. В ходе митотического цикла их хромосомы имеют либо однонитчатую (после митоза и до завершения синтетического периода интерфазы), либо двунитчатую (постсинтетический период, профаза и метафаза митоза) структуру в зависимости от количества биспиралей ДНК. Если в одинарном, гаплоидном наборе число хромосом обозначить как п, а количество ДНК — как с, то генетическая формула клеток в стадии размножения соответствует 2п2с до S-периода и 2n4c после него.

На стадии роста происходит увеличение клеточных размеров и превращение мужских и женских половых клеток в сперматоциты и овоциты I порядка, причем последние достигают больших размеров, чем первые. Одна часть накапливаемых веществ представляет собой питательный материал (желток в овоцитах), другая — связана с последующими делениями. Важным событием этого периода является репликация ДНК при сохранении неизменным числа хромосом. Последние приобретают двунитчатую структуру, а генетическая формула сперматоцитов и овоцитов I порядка приобретает вид 2n4с.

Основными событиями стадии созревания являются два последовательных деления: редукционное и эквационное, которые вместе составляют мейоз (см. разд. 5.3.2). После первого деления образуются сперматоциты и овоциты II порядка (формула n2с), а после второго — сперматиды и зрелая яйцеклетка (пс).

В результате делений на стадии созревания каждый сперматоцит I порядка дает четыре сперматиды, тогда как каждый овоцит I порядка — одну полноценную яйцеклетку и редукционные тельца, которые в размножении не участвуют. Благодаря этому в женской гамете концентрируется максимальное количество питательного материала — желтка.

Процесс сперматогенеза завершается стадией формирования, или спермиогенеза. Ядра сперматид уплотняются вследствие сверхспирализации хромосом, которые становятся функционально инертными. Пластинчатый комплекс перемещается к одному из полюсов ядра, образуя акросомный аппарат, играющий большую роль в оплодотворении. Центриоли занимают место у противоположного полюса ядра, причем от одной из них отрастает жгутик, у основания которого в виде спирального чехлика концентрируются митохондрии. На этой стадии почти вся цитоплазма сперматиды отторгается, так что головка зрелого сперматозоида практически ее лишена.

Характеристика сперматогенеза и овогенеза.

Период размножения. В этот период овогонии делятся митотическим путем.

Период роста. Половые клетки в этом периоде называются овоцитами первого порядка. Они теряют способность к митотическому делению и вступают в профазу I мейоза. В этот период осуществляется рост половых клеток

Период созревания. Созревание овоцита — это процесс последовательного прохождения двух делений мейоза (делений созревания). Как уже говорилось выше, при подготовке к первому делению созревания овоцит длительное время находится на стадии профазы I мейоза, когда и происходит его рост.

Из двух делений созревания первое у большинства видов является редукционным, так как именно в ходе этого деления гомологичные хромосомы расходятся по разным клеткам. Таким образом, каждая из разделившихся клеток приобретает половинный (гаплоидный) набор хромосом.

Онтогенетические особенности сперматогенеза и овогенеза у человека.

Особенности сперматогенеза у людей: начинается в 12-14 лет. Из одной спермагонии образуется 4 сперматозоида. Ежедневно . Период длится 2,5 месяца.

((Сперматогенез у человека в норме начинается в пубертатном периоде (около 12 лет) и продолжается до глубокой старости. Продолжительность полного сперматогенеза у мужчин составляет примерно 73—75 дней [1] . Один цикл зародышевого эпителия составляет приблизительно 16 дней))

Итог овогенеза: из 1 овогонии только 1 яйцеклетка. Овогенез начинается в зародышевом периоде (эмбриональном развитии). На стадии овоцита 2 порядка он останавливается(эмбр.)

Продолжается в подростковом периоде, цикличность с частотой 28 дней,образуется 1 яйцеклетка.

6-8 млн овогонии, к моменту рождения 1-2 млн.

Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать рядом общих особенностей: — непрерывность – рост отдельных органов и систем организма человека не бесконечен, он идет по так называемому ограниченному типу. Конечные величины каждого признака обусловлены генетически, т. е. существует норма реакции; — постепенность и необратимость; непрерывный процесс развития можно разделить на условные стадии – периоды, или этапы, роста. Пропустить какой-либо из этих этапов невозможно, как нельзя в точности вернуться к тем особенностям строения, которые уже проявлялись на предыдущих стадиях; — цикличность; хотя онтогенез является процессом непрерывным, темпы развития (скорость изменений признаков) могут существенно различаться во времени. У человека существуют периоды активизации и торможения роста. Существует цикличность, связанная с сезонами года (например, увеличение длины тела происходит в основном в летние месяцы, а веса – осенью), а также суточная и ряд других; — гетерохрония, или разновременность (основа алло-метричности) – неодинаковая скорость созревания разных систем организма и разных признаков в пределах одной системы. Естественно, что на первых этапах онтогенеза созревают наиболее важные, жизненно необходимые системы; — чувствительность к эндогенным и экзогенным факторам; темпы роста ограничиваются или активизируются под воздействием широкого спектра экзогенных факторов среды. Но их воздействие не выводит процессы развития за границы широкой нормы реакции, определенной наследственно. В этих пределах процесс развития удерживается эндогенными регуляторными механизмами. В этой регуляции существенная доля принадлежит собственно генетическому контролю, реализованному на уровне организма благодаря взаимодействию нервной и эндокринной систем (нейроэндокринная регуляция); — половой диморфизм – ярчайшая характеристика развития человека, проявляющаяся на всех этапах его онтогенеза. В очередной раз напомним, что различия, обусловленные «фактором пола», настолько существенны, что игнорирование их в исследовательской практике нивелирует значение даже самых интересных и перспективных работ. Еще одна фундаментальная характеристика онтогенеза – индивидуальность этого процесса. Динамика онтогенетического развития отдельного человека неповторима.

Морфо-функциональная организация половых клеток у человека.

Формирование половых клеток. Приобретение определенной формы и размеров

гаплоидные клетки частично освобождается от цитоплазмы и становятся более легкими, у них образуется хвостик для подвижности

направительные тельца отмирают, а клетка с питательными веществами становится яйцеклеткой.

источник

Обследование бесплодной пары включает анализ спермы у мужчины, у женщины — оценку функций яичников путем определения содержания ФСГ и эстрадиола в раннюю фолликулярную фазу цикла, анатомическую оценку полости матки и состояния маточных труб с помощью гистеросальпингографии, а также, при показаниях, лапароскопию или гистероскопию.

После проведения обследования лечение бесплодной пары основывается на полученных данных. При ановуляции или олигоовуляции корригируют причины, вызвавшие нарушение (например, гиперпролактинемию или гипотиреоз), или вызывают овуляцию с помощью кломифена или гонадотропина.

При эндометриозе и фибромиоме можно рекомендовать операцию, хотя иногда возможно использование нехирургических методов. В прошлом для лечения бесплодия широко применяли реконструктивные операции на маточных трубах; в настоящее время создание методов экстракорпорального оплодотворения in vitro практически избавило от необходимости этой операции.

При нарушениях у мужчин также либо устраняют причину (например, варикоцеле), либо осуществляют оплодотворение in vitro, что устраняет влияние препятствий на пути прохождения спермы. В некоторых случаях возможно искусственное осеменение женщины спермой мужа или донора.

Широкая доступность технологий оплодотворения позволила совершить революцию в лечении бесплодия; теперь беременность возможна в ситуациях, ранее считавшихся безнадежными. Помимо экстракорпорального оплодотворения in vitro (оплодотворение яйцеклетки сперматозоидами в лаборатории с последующим переносом 2—3-дневных эмбрионов в полость матки), также проводят перенос гамет или зиготы (или зиготы на стадиях дробления — проэмбриона) в просвет маточной трубы. Возможны и другие модификации, например интрацитоплазматическая инъекция сперматозоидов (введение одного сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки), которую применяют при некоторых формах мужского бесплодия.

Близнецы могут появиться по одному из двух механизмов: деление одной оплодотворенной яйцеклетки на два эмбриона (однояйцевые близнецы) или оплодотворение двух яйцеклеток (двуяйцевые близнецы). Один или оба механизма могут быть задействованы при возникновении большего количества плодов. Тройня может развиваться из одной, двух или трех яйцеклеток; четверня — из одной, двух, трех или четырех и т.д. Тем не менее случаи, когда зигота разделяется более чем на две части, наблюдают редко.

Биология двух механизмов образования близнецов различна по происхождению, и исходы беременности также могут быть разными. В то время как в обоих случаях существует риск преждевременных родов, при монозиготной многоплодной беременности также повышен риск возникновения патологии плаценты, хромосомных аномалий или мальформаций.

Точный механизм, по которому эмбрион получает сигнал к делению и образованию однояйцевых близнецов, неизвестен. При изучении внеплодных тканей (оболочек и плаценты) и из генетической идентичности плодов ясно, что образование однояйцевых близнецов происходит после деления на ранней стадии развития.

В основном, чем раньше происходит деление, тем больше разделены близнецы: деление до образования внутренней клеточной массы приведет к наличию двух плацент, раздельных оболочек и двух плодов, в то время как деление после образования зародышевого диска приведет к развитию сросшихся близнецов.

Чаще всего однояйцевые близнецы развиваются при делении между 3-м и 8-м днями после оплодотворения. Это приводит к беременности с двумя амниотическими оболочками и единой плацентой (диамниотические однояйцевые близнецы). Второй по частоте вариант беременности однояйцевыми близнецами происходит при разделении эмбриона в течение первых 72 ч после оплодотворения и приводит к образованию двух амниотических оболочек и двух плацент (диамниотические дихорионические близнецы). Двуяйцевые близнецы всегда диамниотические дихорионические. Близнецы редко образуются при делении после 8-го дня после оплодотворения.

Если разделение происходит на 8-й день и позже, когда уже формируется амниотическая оболочка, то оба плода будут находиться в одной амниотической полости (моноамниотические монохорионические близнецы). Сросшиеся близнецы встречаются реже всего и возникают между 13-м и 16-м днями после оплодотворения вследствие деления дифференцирующегося зародышевого диска.

источник

ТЕМА: БИОЛОГИЯ РАЗМНОЖЕНИЯ.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Сохранение жизни во времени осуществляется благодаря фундаментальному свойству присущему всем живым системам — воспроизводить себе подобных или размножаться. Размножение обеспечивает сохранение во времени биологических видов, поддерживает их численность. Способы размножения разнообразны, но в основе их лежат универсальные процессы воспроизведения и передачи генетической информации при смене поколений.

I. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

  1. Изучить типы размножения и их биологические механизмы.
  2. Усвоить биологические основы репродукции человека.

II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

  1. Знать механизмы ауторепродукции ДНК и сегрегации генетического материала.

III. СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Понятие о размножении и его значение.
  2. Эволюционно обусловленные типы размножения.
  3. Формы бесполого размножения, их биологическая сущность.
  4. Формы полового размножения.
  5. Биологическое значение полового размножения, его роль в эволюции.
  6. Механизмы различных форм полового размножения.
  7. Эволюция полового размножения на клеточном уровне.
  8. Морфофункциональная организация сперматозоидов.
  9. Морфофункциональная организация яйцеклеток, их типы.
  10. Гаметогенез, его биологическое значение.
  11. Сперматогенез, стадии, их цитогенетическая характеристика.
  12. Овогенез, стадии, их цитогенетическая характеристика.
  13. Особенности овогенеза (оогенеза) и сперматогенеза у человека.
  14. Мейоз, его цитологические механизмы.
  15. Оплодотворение, его биологическое значение.
  16. Механизмы оплодотворения.
  17. Половой диморфизм.
  18. Генетический, поведенческий, морфофизиологический аспекты полового диморфизма.
  19. Первичные и вторичные половые признаки у человека.
  20. Роль социальных факторов в становлении и развитии репродуктивной функции у человека.
  21. Бесплодие и многоплодие, их биологические механизмы.
  22. Партено-, андро-, гиногенез. Их биологическое значение.

IV. ЛИТЕРАТУРА:

    • Лекции по биологии размножения.
    • Биология. Н.В.Чебышев и соавт., М., ВУНМЦ, 2000, с.85 – 90; с.103 – 125.
    • Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский), М., Медицина, 1988, с.28-35; с.109-111.

    V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

    1. Что такое размножение?
    2. Какие типы размножения Вы знаете?
    3. Какое значение имеет размножение?
    4. Какие формы бесполого размножения Вам известны?
    5. Какое значение имеет бесполое размножение?
    6. Половое размножение и его формы.
    7. Направление эволюции полового размножения.
    8. Морфология сперматозоидов.
    9. Морфология яйцеклеток.
    10. Сперматогенез, его особенности.
    11. Овогенез, его особенности.
    12. Что такое мейоз?
    13. В чем состоит биологическая роль мейоза?
    14. Цитогенетические особенности фаз мейоза.
    15. Спермато- и овогенез у человека, их закономерности в онтогенезе.
    16. Оплодотворение и его механизмы.
    17. Половой диморфизм, его значение.
    18. Становление и реализация репродуктивной функции у человека в онтогенезе.
    19. Проблемы бесплодия и многоплодия у человека.
    20. Партеногенез, его разновидности, значение.

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

    источник

    Понятия о бесплодии и яловости сельскохозяйственных животных. Организация мероприятий по профилактики, бесплодия и яловости.

    1. Профессор А.Н.Студенцов считал, что в профилактике бесплодия сельскохозяйственных животных большое значение имеет знание его сущности и клинического проявления. Им предложено наиболее приемлемое учение о бесплодии самцов и самок в котором выделяются понятии:
    1. Плодородие – свойство самок и самцов регулярно воспроизводить потомство;
    2. Бесплодие – нарушение воспроизводительной функции;
    3. Плодовитость – количество развивающихся в матке и рождающихся плодов за одну беременность. Она может проявляться в виде малоплодия (рождение самкой количества плодов меньше свойственной ей плодовитости) и многоплодия (когда рождается больше плодов, чем свойственно данному виду).
    Опыт передовиков животноводства показывает, что при нормальных условиях существования (кормление, содержание, эксплуатация и т.д.) каждая самка должна регулярно приносить приплод. Биологические репродуктивные возможности самок проявляются, как известно, в плодовитости и многоплодии.
    Многоплодие для крупного рогатого скота хотя и не является типичным видовым признаком, но его нельзя исключать. Белее того, многоплодие следует учитывать при планировании воспроизводства стада. В практике наблюдаются случаи рождения в один отел двух, трех, четырех и даже 5-6 телят. В этом отношении представляет интерес сообщение Феррари о том, что одна корова телилась ежегодно и за четыре года от нее получено 14 телят.
    Основными факторами снижения показателей воспроизводства животных являются:
    1. Неудовлетворительные условия выращивания ремонтного молодняка, что приводит к его отставанию в росте и развитии, несвоевременному осеменению, резкому сокращению сроков производственного использования;
    2. Передержка в основном стаде животных, утративших хозяйственную ценность вследствие перенесенных заболеваний или длительного бесплодия. Такая практика порождается стремлением выполнить план выходного поголовья на начало года любыми средствами;
    3. Плохой учет состояния воспроизводства на ферме, в результате чего становится возможным отправка на убой части беременных самок и укрытия падежа за счет новорожденных;
    4. Недостаточное и неполноценное кормление животных, несоблюдение принципа дифференцированного кормления с учетом состояния воспроизводительной функции у животных, плохой уход и содержание;
    5. Нарушение технологии искусственного осеменения животных, нарушение принципа материальной заинтересованности техников – осеменителей в результатах своего труда;
    6. Отсутствие повседневного гинекологического контроля за маточным поголовьем, слабая организация зооветеринарной работы по определению бесплодия и беременности, предупреждению и лечению гинекологических болезней, половых инфекций и инвазий.

    Все эти причины резко снижают плодовитость животных или приводят к их бесплодию.
    Рассматривать бесплодие как болезнь ошибочно. Это лишь признак или следствие какой-либо причины (в том числе и болезни), приводящей к нарушению воспроизводительной функции организма. Каждый специалист и руководитель должен четко отличать явление «бесплодие» от понятия «яловость». Биологическое явление б е с п л о д и е и экономическое понятие я л о в о с т ь характеризуются следующими главными различиями:
    1. Бесплодие — нарушение воспроизводительной функции самок и производителей как следствие их неправильного кормления, содержания, эксплуатации болезней половых и других органов, а также погрешностей в осеменении самок.
    1. Яловость — недополучение приплода в стаде как следствие невыполнения плана воспроизводства животных, составленного на основании учета плодовитости маточного состава стада.
    2. Бесплодное животное – не оплодотворившееся в течение одного месяца после родов, а молодая самка после достижения физиологической зрелости.
    2. Яловое животное — не давшее приплода (не родившее) в течение хозяйственного года. Яловой называется и молодая, самка, если от нее запланирован, но не получен приплод на протяжении хозяйственного года.
    3. Бесплодие – явление биологическое; оно может, и должно учитываться на каждый теку день хозяйственного года исследованием каждого животного.
    3. Яловость – понятие экономическое, хозяйственное; ее определяют только по истечении хозяйственного года по записям и инвентаризации, различным формам бухгалтерского учета.
    4. Ликвидация бесплодия – получение от каждой самки при плода в срок, необходимый для беременности и послеродового периода.
    4. Ликвидация яловости – выполнение плана прироста поголовья животных, т.е. получение приплода, установленного планом.
    Яловость обусловлена наличием в хозяйстве бесплодных самок. Однако нередко план воспроизводства может быть выполнен, но в хозяйстве могут быть бесплодные коровы и телки, свиноматки и ярки. Такое положение обычно связано с наличием в хозяйстве, например, особо плодовитых коров, которые дают приплод два раза в году (в январе-феврале и в ноябре-декабре), или рожают одновременно два-три теленка. Таким образом, за кажущимся благополучием скрывается факт отсутствия должного внимания к организации воспроизводства и профилактике бесплодия, и специалисты не используют имеющиеся резервы повышения производства продуктов животноводства.

    53. Способы получения спермы от производителей. Оценка качества спермы.

    Способы получения спермы. Сперму от самцов-производителей получают посредством мастурбации или же с помощью искусственной вагины.

    Мастурбация — основной способ получения от самцов спермы хорошего качества. Технически данный способ несложен. У самцов быстро вырабатывается рефлекс на мастурбацию. Первые несколько раз сперму лучше брать в присутствии самки в охоте. Самцу позволяют ее обнюхать, совершить несколько садок, не допуская коитуса. Затем через препуциальный мешок рукой массируют половой член. При появлении признаков эрекции препуциальный мешок отводят назад и выводят наружу краниальную часть полового члена. Половой член сверху и позади его луковицы обхватывают большим и указательным пальцами правой руки и ритмично сжимают. Этот прием приводит к полной эрекции пениса и эякуляции. Сперма выделяется в виде трех четко разделенных фракций.

    Первая фракция эякулята, как правило, не содержит спермиев и представляет собой прозрачный бесцветный жидкий секрет, выполняющий роль смазки.

    Вторая фракция мутно-белого цвета, состоит из спермиев и незначительного количества жидкого секрета. При ее выделении самцы обычно совершают ритмичные толкательные движения тазом.

    Третья фракция эякулята бесцветная и прозрачная, представляет собой секрет предстательной железы и, как правило, не содержит спермиев. При выделении этой фракции спермы половой член поворачивают на 180° и отводят назад для имитации полового «замка».

    Сперму получают в широкогорлый спермоприемник или стаканчик, подставленный к головке пениса. Необходимо соблюдать осторожность при получении второй фракции спермы, поскольку при ее выделении самцы обычно совершают резкие совокупительные движения тазом. Для искусственного осеменения используют вторую и часть третьей фракции эякулята. Некоторые исследователи рекомендуют получать отдельно третью фракцию эякулята и использовать ее в качестве разбавителя при осеменении замороженно-оттаянной спермой.

    Искусственная вагина — специальный прибор, имитирующий влагалище самки. Разработано несколько конструкций искусственных вагин для получения спермы от собак.

    Наиболее распространенная из них модель, предложенная А.Е. Наггор (1954), состоит из наружного упругого резинового цилиндра размером 15х5 см и внутренней эластичной резиновой трубки, закрепленной на обоих концах цилиндра. Между цилиндром и резиновой трубкой образуется замкнутая резиновая камера, соединенная через патрубок с резиновой грушей, предназначенной для нагнетания воздуха в камеру и создания пульсирующего давления в вагине. На середине цилиндра расположен второй патрубок с краником, через который заливают горячую воду, чтобы создать в вагине оптимальную температуру (41…42 °C). Спермо-приемником служит градуированная пробирка. Все части искусственной вагины, соприкасающиеся со спермой, должны быть чистыми, сухими, стерильными и теплыми, а ее входная часть смазана стерильным вазелином, чтобы обеспечить оптимальную фрикцию (трение). Первые несколько раз сперму берут в присутствии самки в охоте. У самцов методом массажа стимулируют эрекцию пениса. При появлении признаков эрекции половой член выводят из препуциального мешка и направляют в искусственную вагину. В искусственной вагине создается пульсирующее давление, способствующее наступлению эякуляции. После прекращения совокупительных движений половой член вместе с вагиной поворачивают на 180° и отводят назад до окончания эякуляции.

    Более простую и эффективную модель искусственной вагины для получения спермы от собак предложил S.W. Seager (1977): она состоит из одностенной конусовидной резиновой трубки и пластмассовой градуированной центрифужной пробирки объемом 15 мл. После выведения пениса из препуция на него надевают искусственную вагину и приступают к мастурбации. Дигитальный массаж основания полового члена приводит к полной эрекции пениса и выделению спермы.

    В половых путях самца спермий находятся в легком анабиозе под влиянием молочной и других кислот, выделяемых стенками придатка семенника. Среда, окружающая спермий, содержит в растворе неэлектролиты и очень небольшое количество солей. Необходимая для гликолиза активных спермиев фруктоза отсутствует, и спермий находятся в спокойном состоянии. При эякуляции к семенной жидкости примешиваются секреты, под влиянием которых кислая реакция сменяется слабощелочной. Возрастает количество электролитов, с секретом пузырьковидных желез добавляются фруктоза, цитрат, небольшое количество аскорбиновой кислоты, различные ферменты. Все это обеспечивает спермий необходимой для их движения энергией. Однако в движении спермий могут находиться короткий срок, так как оно бистро истощает их жизнедеятельность. Поэтому, если сперма предназначается для хранения, надо затормозить движение спермиев и ослабить раздражающее действие электролитов. Поддерживать жизнеспособность спермы в течение длительного времени можно двумя способами — разбавлением и охлаждением. Предварительно необходимо определить качество спермы: плохая сперма не выдерживает хранения. От качества спермы во многом зависят результаты искусственного осеменения — оплодотворяемость маток. Наиболее принятыми в практике искусственного осеменения показателям» качества спермы являются визуальная оценка спермы, концентрация спермиев, определение подвижности (активности) спермиев, различие живых и мертвых спермиев по окраске, определение абсолютного показателя выживаемости гнермиев и подсчет числа уклоняющихся (патологических) форм спермиев.

    ВИЗУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СПЕРМЫ.
    Сперма производителей сельскохозяйственных животных имеет молочно-белый или слегка желтоватый цвет. Но бывает сперма и розово-красного, бурого или зеленого цвета с гнилостным запахом (с примесью крови, мочи, гнойного или гнилостного распада). Поэтому при визуальной оценке спермы сначала проводят внешний просмотр полученного эякулята, обращая внимание на присутствие в эякуляте белковых хлопьев, что указывает на воспаление придаточных половых желез, чаще всего пузырьковидных. По этим показателям делают заключение о состоянии здоровья животного. В патологических случаях при микроскопическом исследовании легко обнаружить эритроциты. лейкоциты, а также довольно крупные трихомонады. Такую сперму нельзя использовать, так как с ней в половые пути самки можно занести инфекцию или в них могут возникнуть различного рода воспалительные процессы. Причиной плохого качества спермы баранов ивляются различные аномалии развития и патологические изменения в половых органах, преимущественно в эпидидимисе. При осмотре окрашенных мазков спермы на первое место выступает в качестве патологического признака наличие большего или меньшего количества разрушенных спеомиев. Азооспермия (отсутствие спермиев) у баранов обусловливается отсутствием законченного спермиогенеза или же является результатом дегенеративных процессов в придатках, вызывающих закупорку протоков или расстройства их эякуляторной способности.

    ГЛАЗОМЕРНАЯ ОЦЕНКА СПЕРМЫ.
    На племпредприятиях (станциях) и пунктах искусственного осеменения сельскохозяйственных животных прежде всего проводят глазомерную оценку спермы под микроскопом. Для этого на чистое предметное стекло наносят каплю спермы, накрывают ее покровным стеклом и кладут на предметный столик микроскопа. Предметные и покровные стекла заблаговременно моют и просушивают. Исследуемая капля спермы должна быть достаточно большой, чтобы все пространство между покровным и предметным стеклами было заполнено спермой,
    Глазомерная оценка спермы заключается в приблизительном определении под микроскопом густоты (насыщенности спермиями) и процента живых спермиев с прямолинейным поступательным движением (подвижности). Редкая сперма —в поле зрения микроскопа спермии разбросаны, промежутки между ними допускают свободное их передвижение. Редкую сперму условно обозначают буквой Р.
    Различают также сперму с оценкой А (азооспермия), когда в поле зрения микроскопа совсем нет или очень мало спермнев.

    Для достижения разной степени увеличения к микроскопу приложено несколько (2—3) окуляров. Сперму исследуют при температуре 38—40°, для чего используют термостаты или обогревательные столики. В зависимости от количества спермиев, которое наблюдается в поле зрения микроскопа, различают густую, среднюю и редкую сперму. Густая сперма — все поле зрения микроскопа сплошь заполнено спермиями с самыми незначительными промежутками между ними. Густую сперму условно обозначают буквой Г. Сперма средней густоты—в поле зрения микроскопа между отдельными спермиями наблюдаются промежутки, приблизительно равные длине одного спермия. Среднюю сперму условно обозначают буквой С. Кроме густоты спермы, под микроскопом определяют количество живых спермиев, имеющих прямолинейное поступательное движение.

    Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

    источник

    Читайте также:  Абхазия святые места бесплодие

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *