Меню Рубрики

Как говорить о своем бесплодии

Мы не станем говорить о физиологических причинах этого несчастья, а рассмотрим алгоритм поведения семейной пары, страдающей от бесплодия, предлагаемый церковной, православной традицией

Дети – это цветы жизни, как говорит одна из пословиц. Однако появление этих цветов, к сожалению, не всегда совпадает лишь с желанием взрослых женщин и мужчин, которые их очень хотят. Бывает и такое, что муж с женой стараются, стараются, а ничего не получается. Идут по врачам, специалистам, и слышат страшный диагноз – бесплодие. Мы не станем сейчас говорить о физиологических причинах этого несчастья, в каждом конкретном случае они могут быть свои и о них доктора очень подробно расскажут и объяснят. Попробуем рассмотреть алгоритм поведения семейной пары, который предлагается ей церковной, православной традицией.

Прежде всего, любой священник скажет такой паре – не отчаивайтесь! И правда, нет оснований считать — даже если поставлен окончательный диагноз специалиста — что дело зачатия младенца совершенно безнадежно. История жизни знает множество обратных примеров, которые в церковной среде трактуются как обыкновенное чудо, а в среде светской — как плод неустанных усилий. Поэтому первым советом здесь будет, безусловно, лечиться, ну а вторым, традиционно, молиться. И лишь у людей окончательно отчаявшихся в таком чуде, как собственные дети, вряд ли они и появятся, все остальные должны жить обоснованной надеждой.

Помимо обычных медикаментозных и физиотерапевтических методов лечения бесплодия, современная медицина предлагает ряд достаточно сложных способов семейной паре обрести долгожданное потомство. Однако надо знать, что церковное сознание, выраженное в Социальной концепции Русской Православной Церкви, не все из них одобряет для своих членов.

Фактически, из всех активных методов медицинской помощи при бесплодии одобряется только метод искусственного оплодотворения женщины половыми клетками мужа. Здесь не нарушается целостность семейного союза как такового, а искусственное зачатие происходит в контексте семейных отношений.

Что же касается такого метода, который основан на донорстве половых клеток, то он считается категорически недопустимым, так как вносит в союз двух некое анонимное третье действующее лицо. С этой точки зрения само оплодотворение и зачатие вполне может рассматриваться как результат супружеской измены.

Экстракорпоральное оплодотворение, которое становится особенно модным, напрямую связано с таким жутким следствием этого метода, как уничтожение излишних эмбрионов. Поскольку религиозное сознание признает ценность фактической жизни именно с момента появления эмбриона из оплодотворенной яйцеклетки, то этот метод должен трактоваться как массовый аборт, или, попросту говоря, убийство тех самых детей, которые столь желанны супругам, и которые в массовом порядке летят в сливное ведро. Ответственность за этот тяжкий нравственный проступок лежит не только на медиках, чьи руки и совершают убийство, но и на родителях, идущих на подобную селекцию. Это горько, но надо называть вещи своими именами. Теоретически, если бы речь шла о единственном эмбрионе, метод был бы вполне допустим, однако, в практике современных медицинских учреждений, нет таких условий. Впрочем, возможно это дело будущего, если появится известное число настойчивых родителей, добивающихся человечности, а не производственной репродуктивности.

Суррогатное материнство также признается аморальным и недопустимым в практике нормальной семейной жизни.

Текст Социальной Концепции об этом говорит так: «Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания».

Кстати, есть интереснейший Библейский пример, который демонстрирует грустные последствия подобного рода попытки решить проблему бездетности. Возможности пересадить эмбрион тогда не было, но зато можно было предложить вместо себя, например, служанку. Речь идет о великом Патриархе библейского народа Аврааме. У него с его женой Саррой до глубокой старости так и не было детей. Мечтая иметь ребенка, его жена прибегла к помощи служанки Агари, которая, зачав от Авраама, родила им мальчика, названного Исмаилом. Ох и натерпелась же Сарра от Агари унижений и презрения, однако, делать было нечего, сама виновата. За неимением детей, Исмаил был естественным наследником всего родительского состояния, в том числе, благословений Бога. Сарра еще много неприятностей имела от Агари, когда та поняла, какие преимущества перед хозяйкой теперь она получила. Однако случилось так, что Сарра все же забеременев родила сына Исаака. Агарь с Исмаилом были изгнаны вон, и от них произошел, согласно Библейской традиции, народ Агаряне – современные арабы, которые до сих пор не дают покоя своим кровным братьям по Аврааму – евреям. Это лишь один пример печальных последствий суррогатного материнства.

Иногда возникает вопрос: если суррогатное материнство – это плохо, то почему усыновление брошенных детей это хорошо? Ведь там вообще чужой ребенок берется в семью, к рождению которого ни будущий папа ни мама не имеют отношения. На самом деле все проще: усыновление — это благодеяние, или доброе дело, которое совершают люди из любви, и, прежде всего к уже рожденному, но несчастному младенцу или великовозрастному ребеночку. Никто и не претендует на генетическое родство, оно здесь заменяется родством духовным, семейным, которое, при настоящей любви, полностью компенсирует разность крови.

Прежде чем рассказать, как и кому молиться при бесплодии, стоит пояснить, зачем это делать. Конечно, речь идет о людях, хотя бы мало-мальски верующих. Такое семейное испытание, как бесплодие, не всегда приводит к разрушению брака, но чаще всего ведет к его консолидации, особенно если супруги действительно любят друг друга. Стоит задуматься о самом главном – кто является источником жизни? Для верующего человека ответ очевиден – это Бог! Следовательно, при невозможности родителями зачать новую жизнь младенца и стоит обратиться к непосредственному Подателю жизни. В этой части семейной терапии, как раз, все средства хороши, если речь идет о классических церковных молитвах.

Но особенно полезно супругам поразмышлять о том, зачем дается им подобное испытание, и какие изменения к лучшему они могут внести в свою жизнь, чтобы его успешно преодолеть. А для этого рекомендуется, как можно чаще прибегать к таинству исповеди. Еще лучше, если муж и жена будут как можно чаще причащаться в период попыток зачатия, поскольку Причастие — это не только награда за труды и подвиги, но и лекарство, как для души, так и для тела. Кровь Христа соединяется с кровью христиан, помогая преодолевать самые различные недуги. Очень хорошо, если супруги пособоруются, так как это таинство напрямую связано с помощью при нездоровье. И конечно замечательно, если невенчанный брак получит церковное благословение в таинстве венчания.

Когда речь заходит именно о помощи Божией, от человека требуется лишь одно – неустанно ее искать. А подаваться она может самым различным способом.

Есть большое количество святых, которые, по наблюдению в течение церковной истории, имеют возможность помогать при бесплодии. Речь, естественно, идет о чудесной молитвенной помощи.

«Услышь нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, воспомяни закон Твой об умножении рода человеческого и будь милостивым Покровителем, да Твоею помощью сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего — сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества в предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердный, на нас, рабов Твоих, союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на нас милость Твоя, да будем плодовиты и да увидим мы сыны сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное по милости Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь».

Наиболее частыми адресатами при молитвах о даровании детей, являются Иоаким и Анна – родители Пресвятой Богородицы, Девы Марии. Причина достаточно очевидна. Именно эта пара прошла с честью и достоинством через испытание своего брака бесплодием, и, получила по своим молитвам такой «плод чрева», как Марию, ставшую Богородицей. Перед тем как привести молитву праведной Анне о даровании детей поясним, что молиться можно и своими словами. Можно заказать специальный молебен в церкви этим святым, написав туда свои имена. Можно посетить храм посвященный им, и молиться там. Никто не ограничивает человека в его возможностях.

«Благоугодный корень, израстивший былие благоплодное и вечноцветущее – препетую Богородицу, из Нея же произыде Начальник жизни и Совершитель веры Иисус Христос, многоточный источник, из неяже произыде, яко поток сладости и река мира Благословенная в женах, источающая бездну благ и неизреченное море благости и бесконечного блаженства. Предопределенная чревоносити несравненно Светлейшую лучей солнечных, Еяже прозреша и проповедаша пророческие трубы. Познанная от Плода ея, Царицы Ангелов и вышшей сущей небес, яко сосуд избранный Святаго Духа и вместилище благодати яснейшее. Образ праведности и непорочного жительства и мудрости луг благоуханный и сладкоблаговонный. Исполняющая законная повеления в правости сердца и горящем благоговении и всяким тщанием со блаженным своим супругом и богоносцем Иоакимом. Божественным волением зачавшая в старости маститей и рождшая прежде век предопределенную родитися Матерь Божию. Прамати всемилостивого и всещедраго Бога, готовое заступление и предстательство с верою прибегающих к тебе, утешение страждущих и покой скорбящим, благодатию Внука твоего показующая безчадных и неплодных жен благочадны, приими и моление нас грешных и преложи печаль безчадия молящихся тебе в радость.

Даждь плод чрева призывающим тя, разрешая мрак их безплодия и, яко разрешение безплодия, безчадных жен благочадны сотвори ублажающих тя и славословящих Богочеловека – Внука твоего и Создателя и Господа.

Ей, блаженная и благодатная Анна, всем, яко луна пресветлая, посылающая мирный и тихий свет богоданных в тебе дарований, показавшаяся Сарры честнейшая, Анны матери Самуила светлейшая, Елисаветы славнейшая и всех праведных жен, ихже закон прославляет, честнейшая и яко от сего многой чести и благодати удостоенная, исполни радости и веселия сердца к тебе прибегающих и даждь благодать твою рабе твоей, приемлющей твою скорую помощь, отверзая ей чрево, да твоим предстательством и заступлением улучит зачатие чада и прославит всесвятое Имя Богочеловека – Внука Твоего и Спаса нашего Иисуса Христа. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и пресвятым и благим и животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Святые пророк Захария и праведная Елизавета, также являются наиболее популярными святыми, к которым обращаются при подобных проблемах. История та же. До глубокой старости эти люди так и не смогли иметь детей, и почти смирились с этим испытанием, как по милости Бога зачали и родили сына, да еще какого. Это был Иоанн, которого прозвали Креститель, и о котором Сам Христос, принявший у него крещение сказал, что это самый великий человек на земле.

«Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого пророка Захарию и праведную Елисавету воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь».

Святая праведная Анна пророчица – мать пророка Самуила, имя которого так и переводится «Испрошенный Богом». Эта женщина непосредственно в Иерусалимском храме усердно вымаливала себе ребенка и получила просимое. Она и есть пример позитивной надежды на помощь Божию.

Приведем молитву ее сыну, где напрямую говорится о подвиге его святой матери, и во имя этого подвига, просится помощь в просимом:

«От матере умоленный, тезоимените дания Божия, /от Бога звания во младенчестве сподобися, честный пророче Самуиле, добре пасый непокоривыя люди и царем явивыйся устроитель, и о нас, верно чтущих тя, моли Истиннаго Бога, да спасет души наша».

Святая Блаженна Ксения Петербуржская, при своей жизни неоднократно молилась о различных семейных нуждах тех людей, которые к ней обращались. В том числе и людей бесплодных. А после ее кончины большое количество семейных пар не имеющих детишек по ее молитвам были одарены Богом потомством.

«О, святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и святыми и под сенью Всемогущего покоишися. Ныне святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: примии прошения наша и принеси яко Престолу Милосерднаго Отца Небесного, яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстан и святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом Святого Крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли, монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца м Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Подобная ей святая не такой давней поры – святая блаженная Матрона Московская. Также как святая Ксения, блаженная Матрона была известна множеством чудес, в том числе и в несчастных обстоятельствах семейной жизни.

«О блаженная подвижнице Христова, мати наша Матроно! Припадаем ныне и прибегаем к твоему предстательству, и смиренно просим тя: многая скорби и болезни в жизни своей претерпевшая, призри и на наша скорби и болезни, крепость бо наша оскуде в нас, не можем ни подвиги творити, ни молитися усердно. Воздохни за ны ко Господу и умоли Его, да помилует нас и исцелит наша болезни неисцельныя, жизнь нашу да сохранит в мире и тишине, и за молитвы твоя и теплая ходатайства соберет нас во Царствии Своем со всеми святыми славити Бога во веки веков. Аминь».

Известна чудесная помощь родителям, которые не имеют детей, от преподобного Александра Свирского. В летописи монастыря, где покоятся его мощи есть немало свидетельств рождения детей после молитвы к этому святому. Особенно помогает он при рождении почему то мальчиков.

Читайте также:  Кому поставить свечку при бесплодии

«О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, многия милости живущим во святей обители твоей и всем, с верою и любовию притекающим к тебе, являяй. Испроси нам вся к житию сему временному благопотребная, паче же к вечному спасению нашему нужная. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, правителем страны нашея России. И да в мире глубоце пребудет святая православная Церковь Христова. Буди всем нам, чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощниче. Наипаче же в час кончины нашея явися нам, заступниче благосердый, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренных молений наших, но присно о нас пред Престолом Живоначальныя Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще и недостойны есмы, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

Преподобный Роман Антиохийский (Сирийский отшельник), еще и при своей жизни славился молитвами за неродящих женщин. Такие специально совершали паломничество со своими мужьями к нему, лишь бы святой угодник помолился о них. Молился и дети у самых безнадежных пар появлялись по его молитвам к Богу.

«О преподобне отче Романе, услыши нас, призывающих тя. В малой келий затворившись, питаясь скудно и огня не имея, во власянице, нося тяжелые вериги, до кончины своея пребыл еси. Сего ради благодати Божественныя сподобившись, многих людей недуги уврачевал еси и многих жен молитвою своею от безплодия избавил еси. И ныне внемли с благоговением и усердием припадающим и молящимся тебе женам неплодным; умоли Господа Бога, да всемощною силою Своею разрешит Он безплодие их и чад им дарует, ибо благ и человеколюбив Бог наш, свыше призирающий на нас и исполняющий прошения наша. Аминь».

Преподобному Давиду Гареджийскому молятся в особенности, если есть конкретные медицинские причины бесплодия. Еще при своей жизни он творил удивительные чудеса.

«О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы валящееее совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

А вот священномученик Ипатий, епископ Гангрский, прославился помощью от своих чудотворных мощей уже после своей кончины. И особенно такая помощь была востребована бесплодными супругами.

«Трисолнечного Света светозарная звездо, вводящая в мир Трисолнечный Свет апостольскими твоими, богоевангельскаго проповедания священноучении, священномучениче, иерарше Христов, Богоблаженне Ипатие. Ты приял еси от Святые Троицы равноапостольную благодать, серафимскую в горечестии к Богу любовь, яко же верховнейший апостолов Петр, и херувимскую многоочитую во учении премудрость, яко же вторый Павел. Просветивый премудрым твоим благочестия учением тьмочисленныя народы, присноусердно подражая всемирнаго Учителя, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Его же ради всесмиренно молю богоподражательное отеческое твое благоутробие: призри милостивно богосветлыми очима твоима на сущее недостоинство мое, яко всечадолюбивый по Бозе отец, и присноусердный нашего спасения наставниче, и всех в Горних правонеизменный строитель, адамантная Православию стена и пресветлый столп, вводящий второноваго Израиля во всепросветлейший Горний Сион. Потщися вскоре помоществовати на бранех воинству нашему. Проси же присно у Святыя Троицы всем православным христианом мира и тишины, душевного спасения и многолетняго в телеси здравия, воздуха благорастворения, земли благоплодия, неплодствующим благочадия, и в законе Господнем воспитания, и всех благих умножения. А после жития коемуждо жизни сея сподоби святыми твоими молитвами улучити христианскую кончину благу, непостыдну и мирну, со всепреподобнейшим исповеданием и со причастием Святых Бессмертных Небесных и Животворяхцих Христовых Тайн, и с молитвомаслием беспрепятное воздушных мытарств прошествие, наследие со святыми всерадостныя присносущныя жизни, в ней же купно со ангельскими чинми непрестанныя хвалы вознесем Отцу со Единородным Его Сыном и с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, и тебе, великое твое отеческое милостивое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Здесь приведены наиболее распространенные святые, к которым есть практика обращаться с молитвами именно по такому поводу. Однако, у каждого из нас есть еще и свой небесный покровитель и Ангел Хранитель. Вполне возможно призывать их на помощь, потому что наша жизнь непосредственно касается и их.

Самое главное для родителей, которым Господь по их молитвам и желанию все же даст младенчика, никогда не забывать, что их чадо действительно вымоленное.

источник

Однажды, когда я вела один из своих мастер-классов по психологии бесплодия меня спросили: «Вот вы так много говорите о связи психики и тела, а как же духовный аспект бесплодия? Ведь рождение ребенка – это божий промысел, не все здесь от нас зависит…» Это один из важнейших вопросов, с которым встречается и супружеская пара, страдающая бесплодием и специалист, помогающий решить эту проблему. Что можно назвать духовным аспектом бесплодия? Влияние высших сил, Кармы, Бога? Возможно… Каждый из нас, следуя по своему жизненному пути, встречается с препятствиями и сложностями, каждому из нас приходится решать свои задачи. Так мы растем, приобретаем опыт, а вместе с ним необходимую внутреннюю Мудрость и способность жить более полноценно. Такой процесс часто называется личностным ростом. На мой взгляд, это и есть духовность, по крайней мере в ее человеческом, а не мистическом, эзотерическом проявлении. Благодаря сложным ситуациям мы можем приобрести умение находить в происходящем что-то ценное, то, что на самом деле нам необходимо, чтобы чувствовать себя более здоровыми и гармоничными. Часто на своих консультациях я говорю об этом на языке метафоры: «Нам нужно найти твои «бриллианты», в том, что сейчас происходит в твоей жизни». Я спрашиваю: «Чему ты учишься сейчас, в этой ситуации, чему уже успел научиться?» Мудрость Души рождается, когда мы усваиваем «уроки» наших трудностей большой Школы Жизни. Как и в любой «школе» после курса обучения, нам предстоит сдать экзамены, а дальше – либо мы остаемся на «второй год», либо переходим в «следующий класс». Бесплодие, если посмотреть на него с этой стороны, — жизненная трудность, которая дается нам для того, чтобы приобрести «свои бриллианты», усвоить уроки Мудрости Души, чтобы выйти на более качественный уровень своей жизни. Можно сказать и так — бесплодие обладает своей Мудростью, которую нам случилось постигать.

У каждого бесплодия есть своя история – события, с которых все началось, как-то развивалось и то, к чему в итоге пришли главные герои этой истории. Что они смогли понять о себе, своих дорогих и близких людях, своей семье и супружестве, о своем жизненном пути. Какими они стали, побывав в перипетиях бесплодия, какими ресурсами обладают сейчас, благодаря такому опыту. Пожалуй, ключевым словом здесь является слово «ресурсы» — те силы, обладателями которых мы становимся, когда усваиваем уроки бесплодия. Вот об этом и поведем наш разговор.

Разбираясь с психологическими причинами, запрещающими беременность, роды и родительство, мы затронули множество разных аспектов – тело, чувства, внутренние убеждения и мифы, травмы базовых психологических потребностей, индивидуальные и супружеские сценарии с бесплодием, родовые закономерности передачи этого симптома. Теперь наша задача состоит в том, чтобы увидеть, чему нас может научить бесплодие на каждом из этих уровней своего проявления.

Урок 1. Мое Тело – мой союзник, а не объект, который нужно победить.

К этому пониманию возможно прийти в те моменты отчаяния, когда очередная попытка забеременеть, выносить и родить малыша оказалась неудачной, когда снова приходят неблагоприятные результаты медицинских анализов, когда пробуемые альтернативные средства приносят лишь разочарование. Неудача заставляет нас остановиться. Именно остановка необходима для того, чтобы увидеть в происходящем не просто стечение обстоятельств, но его закономерность. Тело рассказывает нам об этом на своем языке. А услышать и разгадать его послание означает выстроить новый контакт, действительно узнать телесную часть своего существа. Для этого мы можем отказаться от борьбы с собственным Телом, которую часто мы ошибочно называем «помощью» и «поддержкой» и взять его в союзники, ведь Тело – это наш инструмент познания самих себя, в том числе и истинных причин бесплодия. Когда мы начинаем слышать наше тело, оно, в свою очередь слышит нас, так мы можем взаимодействовать, а значит становимся способными создавать свое здоровье. Есть масса телесно-ориентированных практик, психосоматических направлений от древнейшей Йоги до ребефинга, которые дают рекомендации и упражнения для приобретения необходимого контакта с собственным телом, в след за которым происходят позитивные личностные изменения, в лучшую сторону меняется жизненная ситуация. Какой ресурс мы здесь можем приобрести? Я бы назвала его подлинной заботой о своем Теле, которое вырастает из умения ему доверять.

Урок 2. Мой Страх на самом деле мой Страж, охраняющий мою безопасность и им управляю Я.

Страх – основное, хорошо ощутимое психоэмоциональное состояние, которое сопровождает бесплодие, которое блокирует Тело. Несмотря на то, что существуют различные модификации этого страха, его суть, функция остается одной и той же во всех случаях – внутреннее сообщение об опасности непоявления (появления) малыша. Когда мы встречаемся с собственным Страхом бесплодия у нас есть только два варианта: позволить ему захватить свое существо и тогда мы неизбежно попадем в пространство навязчивой, маниакальной идеи «забеременеть во что бы то ни стало» и переживание панического ужаса в любом случае. Или же «познакомиться» со своим Страхом поближе, выстроить с ним отношения и взять управление своим внутренним состоянием в свои руки — классический ход терапии тревожных состояний. Этот процесс мы называем разотождествлением, отделением себя от собственного Страха бесплодия. Когда случается отделиться от собственного Страха, понять какую службу он нам служит, появляется возможность увидеть, есть ли что-то кроме тревоги по поводу беременности. Как правило, помимо Страха бесплодия мы можем обнаружить другие свои состояния – интерес, желание заботиться, трепетность, нежность… А значит, становимся способными выбрать это. Важные открытия, которые мы совершаем, встречаясь со Страхом бесплодия, еще и о том, чего именно мы боимся, кто в нас самих испытывает Страх и как по-другому мы можем создать для себя ощущение безопасности. Страх бесплодия открывает нам доступ ко многим до этих пор неизвестным нам силам Мудрости Души, которыми мы можем пользоваться, не только решая проблему бесплодия, но и по Жизни — способность отделить себя от своего внутреннего состояния, выбрать не Страх, а что-то другое, позаботиться о своей безопасности, благодаря Страху, но при этом не быть им поглощенными.

Урок 3. То, во что я верю, Я могу выбрать Сам.

Эта истина не нова. Когда-то случилось так, что сначала мы испугались, а может даже пережили ужас от того, к каким последствиям может привести беременность, роды, родительство, а потом поверили, что это действительно, неизменно так. Произошло ли это в нашем личном опыте или в опыте наших близких людей, семьи, Рода, в глубине Души сформировалась Вера в неизбежность утраты в случае рождения малыша. Эта Вера, чаще всего не осознанна нашим разумом, но как раз она и предписывает защиту от возможной опасности и запрещает беременность. Еще один урок бесплодия о том, как именно наша внутренняя Вера создает реальность вокруг нас, наполняя ее теми или иными событиями. Ответственность за происходящее, а то и обвинение, часто возлагаемые на других, теряют свою дееспособность, потому что становится понятным, что наши убеждения мы когда-то выбрали сами, пусть даже неосознанно. Когда мы работаем с мифами бесплодия мы учимся допускать другие варианты развития событий, видеть другие убеждения по поводу появления новой жизни в семье. Происходит расширение пространства нашего видения проблемной области, растет способность осознавать собственную ответственность в происходящем, появляется возможность изменить свою внутреннюю правду о продолжении жизни и своей полноценности, теперь уже осознанно выбрать во что верить дальше. Наверное, самым большим подарком, который мы получаем от бесплодия здесь, становится обретение более взрослой позиции, с прилагаемыми к ней выборами и ответственностью. Стоит ли говорить о том, как этот ресурс транслируется на другие аспекты нашей жизни?

Урок 4. В горевании утраты есть великое приобретение – ценность самой Жизни.

Конечно, бесплодие – это горевание. Иногда я даже называю его «хроническим», нескончаемым потоком слез нашей Души о будущем, которое не случается, а возможно, и не случится. Я много рассказывала о горе, о том каким оно бывает, его работе, механизмах, о том, как важно его пережить, не застряв на каком-то из этапов, как понять, что оно пережито. Особенность горевания бесплодия заключается в повторении одной и той же ситуации утраты, стремлении ее компенсировать и снова травмироваться, совершив еще одну попытку. Еще один замкнутый круг… Какой же урок преподает нам бесплодие, порой так безжалостно? Я думаю о смирении, как о согласии с тем фактом, что не все в этой Жизни может быть нам по силам. Принятии Себя Самого неспособным что-то изменить. Умении сдаться, но при этом не обесценить всего того замечательного, что произошло, что есть в других проявлениях нашей Жизни. Я называю это «расписаться в собственном бессилии» и не перестаю удивляться, как так случается, что такое движение Души открывает людям новый смысл их Жизни, желание и силы раскрыть себя в чем-то другом. Часто бывает и так, что признание собственного бессилия снимает напряжение таким образом, что долгожданная беременность наступает. Почему? Наверное потому, что Жизнь бесконечно шире, чем воспроизведение на свет потомства, и когда мы можем видеть и более полно ценить ее в других проявлениях, мы и сами становимся полноценными. Согласитесь, это не слабый урок!

Урок 5. Принимать Себя с диагнозом и без.

Как я отношусь к Себе, когда знаю о своем диагнозе «бесплодие»? Чувство собственной неполноценности, страха, вины и беспомощности приводит нас в отчаяние. Ощущение своих ограничений и «ненормальности», «непохожести» на тех других, у которых все в порядке, формирует наше отношение к Самим Себе. Какие слова звучат внутри нас по отношению к Себе в эти минуты отчаяния? – слова жалости, утешения, злости, обвинения, упреков…, а может быть внутри образуется напряженная, наказывающая тишина. Как часто в эти моменты мы чувствуем себя недостаточно «хорошими», только вот вопрос – для кого? Может быть для своих родных и близких, для своих супругов, знакомых и друзей или прежде для Самих Себя. Наше ощущение своей «хорошести», полноценности возникает на основе сравнения Себя и Других. Формируется образ собственного «идеального Я» и своей «идеальной жизни», а еще у нас всегда под рукой измерительно-сравнивающий «прибор» идеальных качеств и характеристик, который точно и вовремя скажет, где и в чем мы не дотягиваем. Нам очень хочется стать лучше, ведь в этом случае, как нам кажется, и жизнь наша будет лучше. Само по себе это стремление замечательно, ведь именно оно толкает нас в развитие, освоение нового. Но часто, сравнивая Себя с Другими, обнаруживая собственные несоответствия, мы рискуем потерять свою индивидуальность, обвиняем, наказываем, жалеем, обесцениваем, унижаем Себя. Отказ принять ту часть Себя, которая не соответствует «идеальному Я», делает нас недоступными для собственной полноценной и здоровой жизни. Непринятая правда о Самих Себе оказывается изолированной, вытесненной, замещенной, замурованной рациональными объяснениями. В этом случае у нас нет возможности что-то действительно изменить, вся наша энергия уходит на сравнение и борьбу за соответствие «идеалу». Если мы смотрим глубже, то понимаем, что на самом деле нет никакого «идеала», есть лишь призрачные миражи о нашей «идеальной жизни», которые состоят из убеждений в основном других людей, реже — своих собственных. Когда мы перестаем бороться с Самим Собой неидеальным, а признаем, принимаем свое «несоответствие», у нас появляются силы на качественные изменения своей жизни. В нашем случае, мы избавляемся от душевных мук бесплодия, принимая Себя с диагнозом и без, соглашаясь с тем, что на текущий момент Жизни мы именно такие. Мы перестаем сравнивать Себя с Другими, стремление соответствовать «идеалу», в нашей теме – навязчивая идея забеременеть во что бы то ни стало, — теряет напряжение и остроту, меняется наше отношение к Себе Самим и теперь уже внутри нас звучат другие слова: «Да, в настоящий момент своей жизни я не могу забеременеть, родить, зато…….». Продолжение этой фразы оказывается для нас целительным, потому что, признавая свое ограничение, мы одновременно видим и то, чем мы обладаем, что для нас вполне возможно, а бывает и так, что более ценно. Конечно, такое движение нашей мысли делает нас более целостными и здоровыми.

Читайте также:  Бесплодие редьки и капусты преодоление

Урок 6. В том, что происходит в моей жизни, есть МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Ответственность всегда связана с выбором, который мы совершаем разумно или неосознанно, получая свои «бонусы», внося свои «платы», за приобретенную ценность. Так или иначе мы ответственны за то, что выбираем, мы являемся авторами своего выбора. Разговор о бесплодии как о неосознанном выборе, который был когда-то совершен Душой, в попытке справиться с полученной травмой, теперь высвечивает перед нами такие знакомые слова – «моя ответственность». Мы часто их слышим, говорим их сами, но достаточно ли понимаем их смысл? Что такое «моя ответственность»? В чем она состоит? Если послушать звучание слова «ответственность», выделяется его главная часть – «ответ», тот самый ответ, который мы даем жизненной ситуации, с которой встретились. Мы отвечаем происходящему нашими чувствами, мыслями, а затем уже действием или бездействием. Я могу ответить ситуации страданием, переживанием страха, отчаяния или вины, могу уйти в изоляцию или разделить свое состояние с кем-то близким. В любом случае это делаю Я САМ. Чаще всего это случается автоматически, неосознанно, наш выбор является реакцией. Этот процесс не видим нашему сознанию, а потому изменить свои «ответы» происходящим событиям почти невозможно, если не осознать свою собственную ответственность и свой собственный выбор. На самом деле у нас простой выбор – быть «жертвой обстоятельств» и страдать или разобраться где в происходящем наша ответственность и выбрать не страдание, а что-то другое.

Урок 7. Разделить происходящие с самым близким человеком – своим супругом.

Как непросто бывает это сделать! Но, вместе с тем, как необходимо! Часто кажется, что диагноз «бесплодие» принадлежит кому-то одному из супругов, возникает убеждение, что лечить нужно именно его. Если говорить о телесной патологии – правда, необходимо лечить того, у кого болит. Мой терапевтический опыт в работе с бесплодием как психосоматическим проявлением, говорит о том, что этот симптом всегда принадлежит паре, а не кому-то из супругов в отдельности. Согласитесь, ребенок – творение Двоих, Мужчины и Женщины, с их равным вкладом. Не буду повторяться, говоря о работе супружеского сценария в паре с бесплодием, напомню лишь, что психологическую «программу», которая содержит запрет на беременность, роды и родительство несут в себе оба супруга, оба в равной степени включены в реализацию общего супружеского сценария. Это означает, что бесплодие, помимо индивидуальной работы, заставляет многое пересмотреть в супружеских отношениях, равно как и многому научиться. Знаем ли мы что-то о том, как горюет бесплодие наша вторая половинка, как справляется со своими переживаниями, в какой поддержке нуждается? Можем ли мы разделить с супругом собственные переживания и получить то, что мы называем принятие? Способны ли мы действительно слышать, понимать, сопереживать, уважать, Любить? Можем ли вообще со-творить что-то вместе? Это только дитя или есть и еще что-то? Что-то еще, что удерживает нас вместе? Ответы на эти вопросы помогают паре увидеть и обрести больший смысл своей супружеской жизни, чем закономерное рождение малыша. Этот урок бесплодия способен вывести пару на качественно иной уровень отношений, взращивая супружество, укрепляя его.

Урок 8. Ты тот самый человек, кто способен изменить семейную историю.

И это не только урок, разучивая который, мы по-новому открываем собственную ценность и значимость для своей семьи, своего Рода. Это еще и особенная задача, миссия, которая выпадает тем из нас, кто встречается с бесплодием, переживая невозможность стать родителем. Бывает так, что симптом бесплодия передает нам сообщение от нашего Рода: «Река жизни нашей семьи встретилось с препятствием, которое трудно преодолеть. Разберись, расчисти русло, чтобы жизнь нашего Рода могла продолжиться, и в нашу семью пришли здоровые дети». Может быть это звучит мистически, но сколько страшных, не пережитых историй о потерянных детях и родителях, о трагических беременностях и родах хранятся в тайниках семейного прошлого. Родовая память о них передается психологическими бессознательными программами, запрещающими беременность, роды, родительство, формирует бесплодие на уровне тела, оберегая нас от боли утрат, случивших в семейном прошлом. Но вместе с тем, такие семейные истории ждут своего признания, поминовения, нового осмысления произошедшего. Бесплодие учит нас смотреть в прошлое своей семьи и Рода, переживать то, что не было пережито, открывая в семье новые ресурсы для продолжения жизни. Это действительно особенная задача, решение которой выпадает только самым сильным из нас.

Урок 9. Бесплодие – не лучше и хуже других жизненных сложностей, на которых мы растем.

Вспоминается известная притча о человеке, которому представилась возможность поменять свой «крест», который он нес по Жизни, на другой. Потому что ему казалось, что другим людям даются более легкие испытания. Примеряя разные «кресты» по размеру и тяжести этот человек пришел к выводу, что его ноша самая лучшая. В этой истории заключено много Мудрости о том, как мы видим собственные испытания и то, что приходится «нести» другим людям. Часто мы сетуем на несправедливость, думаем о том, что наши тяготы нам не по силам. Но стоит присмотреться к историям других людей и нам открывается правда о том, ЧЕГО на самом деле им стоит их преодоление, мы понимаем, что «лучше уж так, как есть у меня». Часто я говорю, что закон баланса никто не отменял, он работает со всех сферах Жизни. Это означает, что если есть сложность – есть и ресурсы с ней справиться, только вот мы видим, используем их далеко не всегда. В этом смысле, бесплодие – не лучше или не хуже других жизненных испытаний. Также, как и все препятствия, оно стимулирует наш личностный рост, заставляет трудиться наш разум, душу и тело, делая нас сильнее, давая возможность перейти на более высокий уровень сознания, чтобы прожить свою жизнь более полноценно. Не хочется говорить о бесплодии как о трагедии и бесконечном горе. Хочется сказать, что это испытание заключает в себе все самые ценные уроки, которые применимы ко всему тому, что мы называем Жизнь.

Анастасия Чернышова — психолог, кандидат наук, системный семейный психотерапевт

источник

Как-то легко раньше отвечалось особо любопытствующим на вопросы об отсутствии детей. Когда тебе 20 и даже 25, еще правдоподобно врется об учебе-карьере-пожить для себя-сначала квартира, потом дети и прочее, и прочее… А вот что врать (или не врать?), когда тебе уже 30, 35… И ты давным-давно замужем, а детей нет и нет? А люди бестактные. Спрашивают все время: «Когда у вас уже будут дети?». Еще и укорят тебя: чем ты, мол, думаешь! Уже сороковник близок, а рожать когда. Эх, знали бы вы, товарищи, что будь моя воля, я бы уже была несколько раз мамой… Но как вот так взять и сказать людям – я бесплодна? Или хотя бы так: «Мы пытаемся, но увы». Или «Пока не получается». Как сказать? Никто ведь не посочувствует, кроме мамы. Еще и обсудят ехидно, что вы с мужем не умеете и вообще ущербные. Как говорил один мой родственник: «Хорошее семя и на камне взойдет»… Очень «утешительно», знаете ли… Вот и стараемся лишний раз не высовываться туда, где могут спросить. А если не удалось, так говорим что-то из ранней молодости и убегаем. Ну не плакать ведь? Пусть думают, что хотят. Так почему мы боимся сказать о своей проблеме? Или не боимся, но просто не говорим… По какой причине?

  • Боимся жалости. Ведь мы и так часто боремся с жалостью к самим себе. А если нас начнут демонстративно жалеть и смотреть в нашу сторону с грустью и печалью – еще тошнее станет.
  • Боимся усугубления ощущения ущербности. Пусть уж окружающие думают, что нас ничего не беспокоит.
  • А какие выводы сделают люди? Ведь бытует мнение, что бесплодием страдают те, кто в молодости гулял сильно и делал много абортов.
  • Это слишком личное и даже интимное. Об этом можно говорить лишь с мужем и с врачами.
  • Боимся разрушить стереотип уверенной в себе женщины, успешной и целеустремленной, тем, что покажем свои больные места.
  • Страх того, что будут бить по больному. Даже подруга может бесконечно говорить на тему своих детей и восклицать при этом: «Дети – это самое главное!»
  • Если окружающие узнают о бесплодии, то каждый ваш всплеск гнева, даже праведного, строгость по отношению к подчиненным будут расценены как ПМС и переживания от того, что снова не получилось.
  • Начнут давать советы об усыновлении и ЭКО, рассуждать на тему религии и ее отношения к ЭКО.
  • А зачем рассказывать? Людям плевать на чужие проблемы.
  • Все равно нас не поймут. Не поймут те счастливые и многодетные, которые залетали с первого раза, и просто не представляют, что может пойти не так в таком простом процессе. Сытый голодного не разумеет.
  • Страх сплетен и приукрашенных обсуждений за спиной.
  • За годы планирования стали жесткими, сильными и циничными. И каждый вопрос кажется попыткой обидеть, в ответ хочется нагрубить и разозлиться.
  • Не рассказываем, потому что в активном лечении (протоколе ЭКО) и боимся сглазить.
  • В паре бесплоден муж. А для многих это сродни импотенции.
  • Страшно вывернуть душу наизнанку.
  • Люди не понимают, что бесплодие – это всего лишь болезнь. И что можно до бесконечности говорить о язве, гриппе, ревматизме, больном сердце и печени. А вот болезни репродуктивных органов воспринимаются как постыдные.
  • Начнут советовать бабок, травки, целителей, при каждом удобном случае зачитывать рецепты и обижаться на нас, что мы не прислушиваемся.
  • Обсуждать это можно лишь с теми, кто знает о бесплодии не понаслышке.
  • Боимся заплакать.
  • Мы сами себе внушили… что бесплодие — это стыдно…

А мы ведь не на необитаемом острове. И нужно жить и верить. И учиться отбивать выпады и делиться с теми, с кем можно поделиться. Люди разные. Кому-то нужно дать отпор, кому-то сказать «Когда Бог даст», а самым родным и близким поплакаться на плече.

источник

Бесплодие – однозначно не тема для первого и всех последующих свиданий. Пока вероятность того, что вы захотите иметь совместных детей, близка к нулю, это не самая важная для отношений информация. На вашем пути и без того возникнет достаточно препятствий, а в итоге вы можете оказаться совершенно чужими людьми. Невозможность иметь детей – это не ВИЧ, о котором необходимо сообщить как можно раньше.

Оптимального периода для разговоров о бесплодии не существует, ты должна почувствовать, что ваши отношения идут к созданию семьи. Такие вещи обязательно нужно проговаривать перед тем, как принять решение о вступлении в брак. Еще один знак, что стоит признаться, — когда мужчина с самого начала обозначает, как для него важны дети и буквально мечтает о них, но такое бывает нечасто.

Если он, как большинство мужчин, не кричит о любви к детям с первой встречи, прежде чем говорить о бесплодии, узнай о его отношении к этой теме. Далеко не каждый парень мечтает о продолжении рода в принципе, иначе почему популярность чайлдфри-пар продолжает расти.

Деликатно спроси, как он видит свою будущую семью и обязательно ли в ней должны быть дети. То, что для тебя кажется личной трагедией, для него может оказаться вообще не проблемой.

Разумеется, не исключено, что он хочет быть отцом, в этом нет ничего удивительного. Каким бы ни был его ответ, тебе нужно честно сказать о своей проблеме.

Ему будет проще понять тебя, если ты не просто скажешь о том, что не можешь родить ребенка, но и объяснишь свое отношение к этому. Расскажи, как видишь свою жизнь дальше, смирилась ли ты с ситуацией или решила рассмотреть все возможные варианты и непременно завести детей. Не заканчивай разговор на этой печальной новости. Невозможность иметь ребенка не лишает тебя шанса на счастливую семью.

К моменту разговора с партнером ты наверняка уже изучишь все альтернативные возможности стать мамой – ЭКО, суррогатное материнство, усыновление. Подробно расскажи о них мужчине, чтобы он понял, как могут дальше развиваться события и через что вам, возможно, придется пройти.

Поднимать тему бесплодия стоит только в серьезных отношениях еще и потому, что вы уже уверенны в своих чувствах. Если мужчина любит, ты будешь для него важнее остальных приоритетов. Он будет воспринимать бесплодие как вашу общую проблему, а не как твой недостаток.

Ты волнуешься, как он отнесется к этой новости, и хочешь понять, как это отразится на ваших отношениях, но не стоит давить на мужчину. Избегай категоричных фраз, не объявляй, что, если вы расстанетесь, то ты поймешь, и вообще не спеши отказываться от него. Оставь разговор открытым, дай партнеру пожить с этой мыслью и самому принять решение.

Ты ни в коем случае не должна извиняться за свое бесплодие и занимать слабую позицию. Столкнувшись с невозможностью иметь детей, женщине сложно избежать чувства вины и собственной неполноценности, но все они существуют только в твоей голове. Болезнь не делает тебя хуже остальных. Это объективная реальность, в которой ты вынуждена существовать. Возможность создать счастливую семью в большей степени зависит от твоей способности освободиться от разрушительных мыслей, полюбить себя и идти дальше. Твои собственные страхи и предубеждения могут стать более серьезным вызовом, чем невозможность иметь детей.

Это не значит, что нужно заранее решить, что вы расстаетесь, но исключать такого варианта никогда не стоит. В этом нет твоей вины, если мужчина не готов принять тебя такой, значит, вы не подходите друг другу. Боязнь расставания — не повод замалчивать проблему. Для него это тоже своего рода проверка, и чем раньше ты исключишь лишних людей из своей жизни, тем скорее встретишь своего человека.

источник

Что такое первичное и вторичное бесплодие, можно ли бороться с этими диагнозами, бывает ли так, что врачи не понимают, в чем причина проблемы, и в каких случаях не поможет даже ЭКО? На эти и другие вопросы ответила акушер-гинеколог Алена Страздина.

— Бесплодие давно рассматривается не как диагноз, а как состояние. Так вот это именно состояние, при котором, несмотря на регулярную половую жизнь без использования любых методов контрацепции, в течение 12 месяцев не наступает беременность. Конечно, прийти к данному заключению врач может и намного раньше. Например, при наличии таких проблем, как синдром поликистозных яичников, генетические заболевания, указания на серьезные оперативные вмешательства на органах малого таза и так далее.

Читайте также:  Неудачные эко при мужском бесплодии

Различают первичное бесплодие (когда в течение жизни беременность у женщины никогда не наступала) и вторичное бесплодие (когда хотя бы один раз беременность все-таки была).

Иногда истинная причина — загадка для самих врачей

— Факторы, приводящие к обсуждаемой проблеме, могут быть самыми разными. Например, если говорить об эндокринном бесплодии, то это невозможность наступления беременности из-за отсутствия овуляции, нарушения лютеиновой фазы цикла, вызванной изменениями нормальной секреции гормонов в крови, либо нарушением чувствительности к воздействию гормонов органов-мишеней — яичников и матки.

Трубно-перитонеальный фактор бесплодия характеризуется нарушением проходимости либо перистальтики (сократительных движений) маточных труб женщины, а также наличием спаечного процесса в малом тазе.

Как отдельный фактор сегодня выделяется бесплодие, вызванное эндометриозом. Он ведет к снижению качества ооцитов и овариального резерва, нарушению процесса оплодотворения и перистальтики маточных труб и так далее.

Об иммунологическом факторе бесплодия говорят в том случае, если у мужчины определяется большое количество сперматозоидов, нагруженных антиспермальными антителами. Для выявления такой ситуации мужчине нужно сдать МАР-тест.

Нарушение показателей спермограммы говорит о наличии мужского фактора бесплодия

Даже если нет яичников или маточных труб, беременность возможна

— В большинстве случаев лечение бесплодия начинается с консервативной (лекарственной) терапии. Но есть ряд показаний, при которых исполнить мечту реально только с помощью ЭКО. Это состояния, при которых без применения вспомогательных репродуктивных технологий беременность наступить не может (абсолютные показания) или когда их применение даст наиболее благоприятный результат (относительные показания).

Абсолютным показанием считается, к примеру, отсутствие маточных труб (вследствие операции). То есть это, как правило, очень серьезные причины, исправить которые пара не в силах.

Однако большинство показаний к ЭКО все-таки относительные. Даже если у женщины практически отсутствуют яичники либо они перестали функционировать вследствие заболеваний, но есть матка, возможность для беременности сохраняется. В таком случае можно провести программу с использованием донорских ооцитов (получение яйцеклеток от женщины-донора, последующее оплодотворение в лабораторных условиях и пересадка в организм женщины-реципиента). При тяжелой патологии спермы у мужчин проводят программы с использованием спермы донора.

Список противопоказаний к беременности довольно большой

— Существуют ситуации, когда беременность представляет высокий риск для здоровья. В Постановлении Минздрава №54 перечислены все противопоказания к проведению программ ЭКО. Как правило, это те заболевания, при которых противопоказано вынашивание беременности. Сюда входят: тяжелые заболевания соединительной ткани, туберкулез, сифилис, тромбозы, тяжелые формы сахарного диабета, заболевания центральной нервной системы — список достаточно длинный.

— Если возникает проблема с зачатием, наверное, сначала к специалистам обращается женщина без партнера?

— Да, все-таки женщины обычно ищут проблему в себе. Но по своему опыту могу сказать, что в последнее время все чаще на прием приходят парами. И, конечно, это правильно.

Около 40% из общей статистики приходится на мужское бесплодие

— А все-таки у кого бесплодие встречается чаще: у мужчин или у женщин?

— В настоящее время наиболее распространенным становится сочетанный фактор бесплодия, когда проблемы со здоровьем, препятствующие зачатию, есть у обоих партнеров. Если все-таки выбирать между полами, женщинам такой диагноз ставится чаще. Но где-то 40% из общей статистики приходится на мужское бесплодие, а это высокий показатель.

— Каковы же наиболее распространенные причины мужского бесплодия?

— Нарушение гормональной регуляции сперматогенеза, работы щитовидной железы, заболевания органов мошонки, проблемы с сосудами, которые привели к нарушению питания яичек, тяжелые общие заболевания.

Терапия при лечении злокачественных заболеваний также может пагубно влиять на сперматогенез. Даже вредные условия труда иногда способствуют проблеме. Например, частое взаимодействие с токсическими веществами, работа в условиях высокой температуры и так далее.

— А какую роль в общей неблагоприятной картине играют вредные привычки?

— Большую. Между прочим, научно доказано, что у некурящих мужчин проблем с зачатием намного меньше, чем у курящих. Женщинам же курение грозит невынашиванием беременности. Но, как и алкоголь, никотин — это лишь дополнительный усугубляющий, а не основной фактор бесплодия.

Иногда верх берут некие необъяснимые силы

— Были ли в вашей практике удивительные случаи?

— Думаю, у каждого врача-репродуктолога есть такие истории. Могу привести в пример случай, когда женщину трижды прооперировали из-за эндометриоза, была проведена программа ЭКО, получен всего один эмбрион и пациентка забеременела с первой попытки. Сегодня пара воспитывает замечательного мальчика.

Никогда нельзя отчаиваться. Какими бы грамотными мы, врачи, ни были, на сегодняшний день далеко не все механизмы репродукции в организме человека изучены. Наверное, действительно существуют силы, которые вносят свою лепту в итоговый успех или неудачу. Ведь бывает, даже если все процедуры того же ЭКО прошли успешно и, казалось бы, результат просто обязан порадовать, в последний момент что-то срывается.

Я как врач против того, чтобы здоровая пара на самом старте планирования беременности, когда у них только-только началась открытая интимная жизнь, «зацикливалась» на этом вопросе: постоянно сдавали тесты на овуляцию, высчитывали благоприятные дни, а то и часы для полового акта и со страхом ожидали дней менструации. Люди — это не машины. Всему свое время. Не стоит спешить и лишний раз переживать.

В конце концов, можно обратиться к психологу. Есть вещи, которые трудно доверить и близким, и врачу. А ведь порой просто нужно избавиться от накопившихся внутренних проблем, излить кому-то душу. И тогда все обязательно получится.

источник

Известно, что бесплодный брак для большинства семей является трагедией. После безуспешных попыток зачать ребенка пара обычно обращается за медицинской помощью. Но бывает так, что даже тщательные обследования не могут объяснить причины неудач…

Бесплодие определяют обычно как отсутствие беременности в семье в течение 1 года после начала регулярной половой жизни без предохранения.

Срок — 1 год — определен статистически: доказано, что у 30% здоровых супружеских пар беременность наступает в первые три месяца совместной жизни, еще у 60% — в течение последующих семи, у оставшихся 10% — через 11-12 месяцев после начала половой жизни. Таким образом, год — достаточный срок для того, чтобы оценить способность пары к зачатию и при отсутствии беременности говорить о бесплодии.

Бесплодие относится не к одному человеку, а к паре супругов, и правильнее называть это состояние бесплодным браком. Примерно в трети случаев детородная функция (фертильность) снижена и у мужа, и у жены. И, наоборот, в 20 случаях из 100 у обоих супругов могут быть идеальные показатели репродуктивной функции, а беременность все же не наступает.

Говоря о бесплодии, необходимо обозначить «первичное» и «вторичное» бесплодие. Первичное — если у женщины никогда не было беременностей. Вторичное — если у женщины была хотя бы одна беременность.

Если причиной бесплодного брака являются те или иные нарушения в организме женщины, говорят о женском бесплодии. Мужской фактор считается причиной бесплодного брака в том случае, если женщина здорова, а у мужчины наблюдается резкое снижение оплодотворяющей способности спермы. При сочетании женского и мужского бесплодия имеет место комбинированная форма бесплодия. В случае, когда у обоих супругов обнаруживаются нормальные показатели репродуктивной функции, однако специальные пробы указывают на их несовместимость, последняя рассматривается как особая форма бесплодного брака, требующая специального подхода при определении тактики лечения. Наконец, бесплодие может встречаться и среди совершенно здоровых и хорошо совместимых супружеских пар. В таких случаях даже полное и углубленное обследование не позволяет определить его причину. Тогда ставится диагноз бесплодия неясного происхождения, или идиопатического бесплодия.

«Запас» яйцеклеток определен уже при рождении девочки, он составляет около 400 тысяч. В течение одного менструального цикла (от первого дня одной менструации до первого дня следующей) в одном из яичников, как правило, созревает одна яйцеклетка. После выхода яйцеклетки из яичника (овуляции), который происходит примерно на 14-й день менструального цикла, в яичнике образуется желтое тело. Оно выделяет гормоны (гестагены), подготавливающие матку к приему зародыша, а в случае успешного зачатия — сохраняющие беременность. Особенно велика роль гестагенов в первом триместре беременности.

Из яичника яйцеклетка попадает в брюшную полость. Рядом с каждым яичником располагается яйцевод — фаллопиева (маточная) труба, в воронку которой должна попасть яйцеклетка благодаря движениям ресничек маточной трубы, которые «захватывают» яйцеклетку (сама она не обладает способностью к движению). За 6-7 дней яйцеклетка благодаря сокращениям маточной трубы должна преодолеть расстояние от воронки до матки в 30-35 см. В идеальных условиях оплодотворение происходит, пока яйцеклетка находится в верхней трети яйцевода. После овуляции яйцеклетка сохраняет жизнеспособность примерно 24 часа.

Традиционно данный диагноз ставится только после проведения всех методов обследования и при отсутствии какой-либо патологии. Обследования должны включать целый ряд методов.

Оценка качества овуляции (выхода яйцеклетки из яичника). Для этого исследования необходимы:

    гормональное обследование — в определенные дни менструального цикла женщина сдает кровь на различные группы гормонов репродуктивной системы, врач оценивает уровни этих гормонов и соотношение их между собой (в группе);
  • в определенные дни цикла проводят УЗИ органов малого таза, УЗ-мониторинг фолликулов (пузырьков, в которых созревают яйцеклетки) и эндометрия (внутреннего слоя матки) — отслеживание роста фолликулов и их разрыва (овуляции) при помощи ультразвукового аппарата. Это исследование позволяет установить, происходит ли овуляция и когда она происходит (для наступления беременности необходимо, чтобы это было в середине менструального цикла).
  • Исследование готовности эндометрия к принятию оплодотворенной яйцеклетки. Это сочетание ультразвуковых исследований состояния слизистой оболочки матки во второй (секреторной) фазе цикла с гистологическим (под специальным микроскопом) исследованием клеток эндометрия, полученных при помощи пайпель-биопсии (берется небольшой кусочек внутреннего слоя матки в амбулаторных условиях, без обезболивания). В норме к середине цикла в эндометрии должны произойти определенные изменения для того, чтобы туда могло внедриться плодное яйцо.

    Оценка проходимости маточных труб. В исследование входят:

      соногистерография — ультразвуковое исследование с предварительным введением в полость матки по катетеру физиологического раствора. Помимо проходимости маточных труб это исследование позволяет увидеть различную патологию матки (аномалии строения, опухоли и т.д.);

    гистеросальпингография — в полость матки с помощью специального катетера вводится рентгеноконтрастное вещество — урографин, верографин, уротраст и т.д. Затем проводится серия рентгеновских снимков. В случае проходимости маточных труб рентгеноконтрастное вещество попадает в брюшную полость, это видно на снимках. Гистеросальпингография относится к малоболезненным вмешательствам, поэтому обезболивание не проводится.

    Выявление иммунологического конфликта между мужем и женой. Конфликт выявляется на уровне шейки матки: слизь, которая находится в канале шейки матки, способна задерживать продвижение сперматозоидов, В норме это связано с изменением характеристик слизи в разные периоды менструального цикла, в патологических ситуациях — с выработкой антиспермальных антител (антител против сперматозоидов, снижающих их подвижность). Иными словами, нужно проверить, как сперматозоиды взаимодействуют с содержимым влагалища и шеечного канала.

      посткоитальный тест — определение количества и подвижности сперматозоидов в цервикальной слизи через некоторое время после полового акта (обычно через 4-6 часов). Посткоитальный тест является одним из самых «капризных» методов обследования при бесплодии. Очень часто причиной отрицательного посткоитального теста (плохого результата) становится слишком раннее или слишком позднее проведение исследования (по дням цикла) — его нужно проводить в середине менструального цикла. Причиной отрицательного теста могут быть местные воспалительные процессы, повышение вязкости цервикальной слизи, связанное с низким уровнем женских половых гормонов эстрогенов перед овуляцией в цикле исследования. Однократный отрицательный результат теста не указывает достоверно на наличие шеечного фактора бесплодия, т.к. может быть связан с неправильным проведением. В случае отрицательного результата рекомендуется повторное проведение теста в следующем цикле, а также проведение пробы Курцрока-Миллера;

    проба Курцрока-Миллера — слизь, взятую из шеечного канала, помещают под микроскоп вместе со спермой мужа (для этого исследования муж отдельно сдает сперму). В норме через 20-30 минут сперматозоиды проникают в каплю слизи и продолжают свое движение. Если же проникновения не происходит, тест оценивают как отрицательный и начинают выяснять причину нарушения: либо это воздействие на сперматозоиды агрессивных антиспермальных антител из цервикальной слизи, либо изначально плохие показатели подвижности сперматозоидов, либо нарушенные характеристики цервикальной слизи, возникающие из-за несостоятельности гормонального фона пациентки. Забор слизи для теста проводят строго перед овуляцией или в день овуляции (день овуляции определяют по УЗИ);

    определение антиспермальных антител в шеечной слизи — антиспермальные антитела — особый вид антител, вырабатывающихся в женском организме против сперматозоидов партнера. Антитела подавляют движение сперматозоидов через шеечный канал, мешают им прикрепиться и проникнуть в яйцеклетку.

    Забор цервикальной слизи проводят в середине менструального цикла женщины, в преовуляторный период (когда в канале шейки матки содержится максимальное количество слизи).

    Оценка наличия спаечного процесса в полости малого таза и эндометриоза (заболевания, при котором внутренний слой матки разрастается в нехарактерных для этого местах). Для этого проводится лапароскопия — операция, во время которой через небольшие разрезы на передней брюшной стенке (животе) вводят специальные инструменты, оснащенные световой оптикой. Эта операция позволяет увидеть внутренние органы малого таза (матку, маточные трубы, яичники, мочевой пузырь, кишечные петли и др.) и получить большой объем информации об их состоянии, выявить заболевания, которые невозможно обнаружить неинвазивными (не связанными с проникновением в брюшную полость) методами. Важным преимуществом лапароскопии является возможность проведения одномоментного хирургического лечения ряда обнаруженных отклонений (спаек, очагов эндометриоза, кист, миоматозных узлов и др.). Лапароскопию проводят в стационаре в первой фазе менструального цикла на фоне обезболивания (эпидуральной анестезии или общего наркоза).

    Исследование эякулята. Для исследования используются следующие методы:

      спермограмма — определение качественных и количественных характеристик спермы (содержания сперматозоидов, их подвижности, морфологических параметров и др.);

    биохимия спермы — исследование содержания некоторых важных микроэлементов в сперме, необходимых для нормальной жизнедеятельности сперматозоидов;

    антиспермальные антитела, вырабатывающиеся в организме мужчины, — одна из главных причин, ухудшающих образование и функции сперматозоидов. При исследовании определяют наличие таких антител в сперме (методом латекс-агглютинации, АСАТ), а также на сперматозоидах (MAR-тест). Для исключения факторов, нарушающих имплантацию оплодотворенной яйцеклетки в слизистую оболочку матки, семейным парам также необходимо пройти специальное обследование, направленное на исключение иммунологических причин бесплодия (причин, которые приводят к развитию конфликта между матерью и плодом на разных этапах наступления и развития беременности).

    Итак, если супружеской паре были проведены все описанные исследования, и никакой патологии не было обнаружено, то говорят о необъяснимом бесплодии.

    Не обнаружив никаких отклонений в репродуктивном здоровье пары при полном традиционном обследовании, ей предлагают схему попыток достижения оплодотворения. В эту схему входит стимуляция овуляции, внутриматочная инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение. Эти технологии могут применяться в разных сочетаниях.

    Стимуляция овуляции. Так называют использование лекарственных препаратов для получения сразу нескольких зрелых яйцеклеток в течение одного менструального цикла, что повышает шансы оплодотворения. Стимуляцию овуляции можно повторять в течение 3-6 менструальных циклов. Внутриматочная инсеминация (ВМИ). В естественном цикле или на фоне гормональной стимуляции овуляции в период овуляции женщине вводят предварительно подготовленную сперму мужа. Искусственную инсеминацию проводят 2-3 раза в течение одного менструального цикла. Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). Этот метод включает оплодотворение яйцеклетки, полученной у женщины, спермой мужа в лабораторных условиях, и подсадку в последующем оплодотворенной яйцеклетки в матку.

    В условиях обязательного медицинского страхования обследования, необходимые для выяснения причины бесплодия, являются бесплатными. Однако не все учреждения здравоохранения имеют оснащение, необходимое для обследования, и тогда женщина направляется в более крупные центры или проходит обследование в коммерческих медицинских центрах, Стимуляцию овуляции и внутриматочную инсеминацию также возможно выполнить в рамках обязательного страхования. Процедура экстракорпорального оплодотворения лишь в некоторых регионах страны может быть бесплатной для достаточно ограниченного числа пациентов.

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *