Меню Рубрики

Бессонница наездник прорыв зашевелиться ловушка большущий автодорожный

Урок (65). Словообразование и орфография

Цели: обобщить и систематизировать материал о составе слова и способах словообразования; совершенствовать навыки правописания.

I. Проверка домашнего задания

Вариант I. Записывается диктант, составленный учащимися дома «-Н- и -нн- в прилагательных и причастиях» (50 слов).

Вариант II Образец диктанта записывается учеником на доске: «Правописание не с различными частями речи».

II. Повторение ранее изученного материала

— Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают? Что выражает основа слова?

— Какие способы словообразования вы знаете?

— С какими разделами грамматики связано словообразование?

Вместо точек вставьте подходящую морфему. В каких словах возможны варианты. Укажите их. Докажите, что морфема — значимая часть слова.

Загоди..и (гл.), ..делать, корабл. голуб..а, морфемн.. (разбор), негоду..ий, нача.. (деелрич.), доходчив. рассказ..ю (гл.), к пятнадцат.. (января), ..ех..ть. внимательны.

Записать слова, показав способ образования.

Образец: не-значительный (приставоч.)

Бескрайний, наездник, зашевелиться, ловушка, большущий, автодорожный, генерал-майор, скучный, белок, самосовершенствование, носатый, пренеприятный, переходить, сотоварищ, АТС, РФ, вечнозеленый, мороженое (сущ.)

Объяснить правописание в словах бескрайний, пренеприятный.

з — перед звонкой согласной; с — перед глухой согласной буквой.

Учитель диктует слова, учащиеся устно объясняют орфограммы в словах.

Разбить, возделать, распилить, сбегать, воскликнуть, сгореть, низвергнуть, нисходить, избрать, сделать, сжать, сгинуть, исправить, безграничный, бесконечный, чрезмерный, чересчур.

Правописание приставок при-, пре-

При- — имеет три основных значения: «приближение, присоединение, расположение вблизи»; «законченность действия»; «неполное действие».

— Распределите, данные слова на три группы.

Приходить, придумать, приоткрыть, призадуматься, прибегнуть, приделать, пришкольный, прижиться, присесть, приободрить, пригород.

— Запомните сложные случаи написания при-, пре-.

прибывать (приезжать к месту назначения)

пребывать (находиться где-либо)

придать (прибавить, присоединить)

презреть (отнести пренебрежительно)

преемник (кто сменяет и продолжает работу)

преклониться (склониться книзу)

Преклоняться (выражать уважение)

преградить (путь, поставить препятствие)

Приставка пре- имеет два основных значения:

1. «Очень» (высшая степень качества): превесело (очень весело); предобрый (очень добрый); презабавный (очень забавный); преспокойный (очень спокойный).

2. «Через» (сходна с приставкой пере-): преградить (перегородить); прервать (перервать); превратить (переделать); преобразовать (переделать).

Непременное условие, примерный студент, примелькавшиеся лица, премудрый пескарь, примитивный взгляд, превозмочь усталость, превратный смысл, преамбула договора, принудительный труд, принаряженный кавалер, принципиальный поступок, не преминуть сказать, приворотное зелье, привычная работа, таинственное привидение, примитивный взгляд, препираться из-за пустяков, претерпеть изменения, правила приличия, прерогатива, пригожий денек, сердечная привязанность, приостановленное движение, преемственность в работе, неприступная твердыня, претерпеть унижения, припереть к стенке, приумножить богатство.

источник

. Третий день пути по дремучему лесу, где Алексей не видел ни одного человеческого следа, ознаменовался неожиданным происшествием.

Он проснулся с первыми лучами солнца, дрожа от холода и внутреннего озноба. В кармане комбинезона нашел он зажигалку, сделанную ему на память из винтовочного патрона механиком Юрой. Он как-то совсем забыл о ней и о том, что можно и нужно разводить огонь. Наломав с ели, под которой спал, сухих мшистых веток, он покрыл их хвоей и зажег. Желтые шустрые огоньки вырвались из-под сизого дыма. Смолистое сухое дерево занялось быстро и весело. Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгоралось со стонами и свистом.

Костер трещал и шипел, распространяя сухой благотворный жар. Алексею стало уютно, он опустил «молнию» комбинезона, достал из кармана гимнастерки несколько истертых писем, написанных одним и тем же круглым старательным почерком, вынул из одного фотографию тоненькой девушки в пестром, цветастом платье, сидевшей, подобрав ноги, в траве. Он долго смотрел на нее, потом снова бережно обернул в целлофан, заложил в письмо и, задумчиво подержав в руках, убрал обратно в карман.

— Ничего, ничего, все будет хорошо, — сказал он, обращаясь не то к этой девушке, не то к самому себе, и задумчиво повторил: — Ничего.

Теперь уже привычными движениями сорвал он с ног унты, размотал куски шарфа, внимательно осмотрел ноги. Они еще больше опухли. Пальцы торчали в разные стороны, точно ступни были резиновые и их надули воздухом. Цвет у них был еще более темный, чем вчера.

Алексей вздохнул, прощаясь с затухавшим костром, и снова побрел по дороге, скрипя палками по обледеневшему снегу, кусая губы и порой теряя сознание. Вдруг среди других шумов леса, которые привыкшее ухо почти перестало улавливать, услышал он отдаленный звук работающих моторов. Сначала он подумал, что это ему мерещится от усталости, но моторы гудели все громче, то подвывая на первой скорости, то затихая. Очевидно, то были немцы, и ехали они по той же дороге. Алексей почувствовал, как сразу похолодело у него внутри.

Страх придал Алексею силы. Забыв об усталости, о боли в ногах, свернул он с дороги, добрел по целине до густого елового подлеска и тут, зайдя в чащу, опустился на снег. С дороги его, конечно, трудно было заметить; ему же дорога была отчетливо видна, освещенная полуденным солнцем, уже стоявшим над зубчатым забором еловых вершин.

Шум приближался. Алексей вспомнил, что на снегу заброшенной дороги ясно виден его одинокий след. Но уходить было поздно, мотор передней машины гудел где-то совсем близко. Алексей еще крепче вжался в снег. Сначала мелькнул среди ветвей плоский, похожий на колун броневик, окрашенный известью. Покачиваясь и звеня цепями, он приближался к месту, где след Алексея свертывал в лес. Алексей затаил дыхание. Броневик не остановился. За броневиком шел маленький открытый вездеход. Кто-то в высоковерхой фуражке, уткнувшись носом в бурый меховой воротник, сидел рядом с шофером, а сзади на высокой скамейке покачивались автоматчики в серо-зеленых шинелях и касках. На некотором расстоянии, фырча и лязгая гусеницами, шел еще один, уже большой, вездеход, на котором рядами сидело человек пятнадцать немцев.

Алексей вжимался в снег. Машины были так близко, что ему в лицо пахнуло теплым смрадом газолиновой гари. Волосы шевельнулись у него на затылке, и мускулы свернулись в тугие клубки. Но машины прошли, запах развеялся, и уже откуда-то издали раздавался еле различимый шум моторов.

Дождавшись, пока все стихнет, Алексей выбрался на дорогу, на которой отчетливо отпечатались лестничные следы гусениц, и по этим следам продолжал путь. Он двигался теми же равномерными переходами, так же отдыхал, так же поел, пройдя половину дневного пути. Но теперь он шел по-звериному, осторожно. Встревоженный слух ловил каждый шорох, глаза рыскали по сторонам, как будто он знал, что где-то рядом крадется, прячется большой опасный хищник.

Летчик, привыкший воевать в воздухе, он в первый раз встретил на земле живых, неповрежденных врагов. Теперь он брел по их следу, злорадно усмехаясь. Невесело же живется им здесь, неуютно, не хлебосольна оккупированная ими земля! Даже вот по девственному лесу, где за три дня не видел Алексей ни одной человеческой, живой приметки, приходится их офицеру ездить под таким конвоем.

«Ничего, ничего, все будет хорошо!» — подбадривал себя Алексей и все шагал, шагал, шагал, стараясь не замечать, что ноги его болят все острее и что он сам заметно слабеет. Желудок уже не обманывали ни кусочки молодой еловой коры, которые он все время грыз и проглатывал, ни горьковатые березовые почки, ни нежная и клейкая, тянущаяся под зубами кашица молодой липовой коры.

До сумерек он едва прошел пять перегонов. Зато на ночь он развел большой костер, обложив хвоей и сушняком огромный полусгнивший березовый ствол, валявшийся на земле. Пока ствол этот тлел горячо и неярко, он спал, вытянувшись на снегу, ощущая живительное тепло то в одном, то в другом боку, инстинктивно поворачиваясь и просыпаясь, чтобы подбросить сушняку к затухавшему бревну, сипевшему в ленивом пламени.

Среди ночи разыгралась метель. Зашевелились, тревожно зашумели, застонали, заскрипели над головой сосны. Тучи колючего снега поволокло по земле. Шелестящий мрак заплясал над ухающим, искрящимся пламенем. Но снежная буря не встревожила Алексея. Он спал сладко и жадно, защищенный теплом костра.

Огонь защищал от зверей. А немцев в такую ночь можно было не бояться. Они не посмеют появиться в метель в глухом лесу. И все же, пока натруженное тело отдыхало в дымном тепле, ухо, уже приученное к звериной осторожности, ловило каждый звук. Под утро, когда буря спала и в темноте над притихшей землей навис густой белесый туман, почудилось Алексею, что за звоном сосновых вершин, за шелестом падающего снега услышал он отдаленные звуки боя, разрывы, автоматные очереди, винтовочные выстрелы.

источник

Служебные части речи: предлоги: (от, с, в); союз (потому что); частица (а, но).

Междометие и звукоподражательные слова: шабаш.
Выполнить морфологический разбор

I вариант — глагол, местоимение (из 1 предложения);

II вариант — прилагательное, наречие (из 3 и 4 предложения).

— При правописании каких орфограмм необходимо было определять часть речи?

— Какие вы еще можете назвать орфограммы, где знание частей речи необходимо.
III. —Н— и —нн— в прилагательных

-нн- -н-
1. Есть 1. Нет
2. Есть зависимое слово 2. Нет зависимого слова
3. Соверш. в. 3. Краткое причастие

— Выберите из упр. 195 примеры для данной схемы
IV. Не с различными частями речи

— Объяснить правописание не в отрицательных местоимениях и местоименных наречиях:

Некого спросить, нечего бояться, ничего не боялся, не у кого узнать, ни у кого не брал, никогда задерживаться, недомогает, никогда не опаздывал.
— Объясните правописание не с глаголами:

Не был, не мог, нездоровиться, недомогает, недоумевает.
Не с причастиями пишется:

Слитно Раздельно
1. С краткими причастиями

2. С полными причастиями, если есть зависимое слово

3. Есть противопоставление с союзом а

1. Без не не употребляется

2. Нет зависимых слов и противопоставления с союзом а

— Выберите из упр. 196 примеры для данных правил. Объясните написание не в оставшихся словосочетаниях.
V. Подведение итогов урока

— Назовите самостоятельные (или знаменательные) и служебные части речи.

— Расскажите о правописании —н— и —нн— в прилагательных и причастиях. Расскажите о правописании не с различными частями речи.
Домашнее задание

Составить словарный диктант на тему: «-н— и —нн— в прилагательных и причастиях» (I вариант); «Правописание не с различными частями речи» (II вариант). Объем 50 слов.

Словообразование и орфография

Обобщить и систематизировать материал о составе слова и способах словообразования; совершенствовать навыки правописания.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания

I вариант. Записывается диктант, составленный учащимися дома «-н— и —нн— в прилагательных и причастиях» (50 слов).

II вариант. Образец диктанта записывается учеником на доске: «Правописание не с различными частями речи»
II. Повторение ранее изученного материала

— Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают? Что выражает основа слова?

— Какие способы словообразования вы знаете?

— С какими разделами грамматики связано словообразование?
Списывание

Вместо точек вставьте подходящую морфему. В каких словах возможны варианты. Укажите их. Докажите, что морфема — значимая часть слова.

Загоди..и (гл.), ..делать, корабл. голуб..а, морфемн.. (разбор), не году..ий, нача.. (дееприч.), доходчив. рассказ..ю (гл.), к пятнадцат.. (января), ..ех..ть, .. внимательны.
Словарный диктант

Записать слова, показан способ образования.

Образец: не-значительный (приставоч.)

Бескрайний, наездник, зашевелиться, ловушка, большущий, автодорожный, генерал-майор, скучный, белок, самосовершенствование, носатый, пренеприятный, переходить, сотоварищ, АТС, РФ, вечнозеленый, мороженое (сущ.)
Объяснить правописание в словах бескрайний, пренеприятный.
Буквы з и с в приставках

з — перед звонкой согласной; с — перед глухой согласной буквой.
Слуховой диктант

Учитель диктует слова, учащиеся устно объясняют орфограмму в словах.

Разбить, возделать, распилить, сбегать, воскликнуть, сгореть, низвергнуть, нисходить, избрать, сделать, сжать, сгинуть, исправить, безграничный, бесконечный, чрезмерный, чересчур.
Правописание приставок при-, пре-.

При— — имеет три основных значения: «приближение, присоединение, расположение вблизи»; «законченность действия»; «неполное действие».

— Распределите данные слова на три группы.

Приходить, придумать, приоткрыть, призадуматься, прибегнуть, приделать, пришкольный, прижиться, присесть, приободрить, пригород.
— Запомните сложные случаи написания при-, пре-.

при пре
прибывать (приезжать к месту назначения)

придать (прибавить, присоединить)

приклониться (склониться книзу)

пригородить (пристроить)

пребывать (находиться где-либо)

презреть (отнести пренебрежительно)

преемник (кто сменяет и продолжает работу)

преклоняться (выражать уважение)

преградить (путь, поставить препятствие)

Приставка пре— имеет два основных значения:

1. «Очень» (высшая степень качества): превесело (очень весело); предобрый (очень добрый); презабавный (очень забавный); преспокойный (очень спокойный).

2. «Через» (сходна с приставкой пере-): преградить (перегородить); прервать (перервать); превратить (переделать); преобразовать (переделать)
Словарный диктант

Непременное условие, примерный студент, примелькавшиеся лица, премудрый пескарь, примитивный взгляд, превозмочь усталость, превратный смысл, преамбула договора, принудительный труд, принаряженный кавалер, принципиальный поступок, не преминуть сказать, приворотное зелье, привычная работа, таинственное привидение, примитивный взгляд, препираться из-за пустяков, претерпеть изменения, правила приличия, прерогатива, пригожий денек, сердечная привязанность, приостановленное движение, преемственность в работе, неприступная твердыня, претерпеть унижения, припереть к стенке, приумножить богатство.
III. Подведение итогов урока
Домашнее задание

Словообразование и орфография

Обобщить и систематизировать материал о составе слова и способах словообразования; совершенствовать навыки правописания.
Ход урока

I. Повторение ранее изученного материала

I группа: Синтаксический разбор предложения.

Ему нравилось все что он делал от своих рассказов он был на пример в восторге. (В. Каверин.)
(Ему нравилось все, что он делал: от своих рассказов он был, например, в восторге.)
(Повест., невоскл., сложное, с различными видами связи, состоит из трех простых: 1—2: СПП с придаточным изъяснительным, союзное слово что. (1—2) — 3: бессоюзное. 1 — двусост., расп., полное, неосл. 2 — двусост., распр., полное, неослож. 3 — двусост., распр., полное осложнено вв. словом.)

[ ], (что — +): [ , вв. сл., … ].
II группа: Морфологический разбор слов нравилось, рассказов.
III группа: Записать по 5 слов на следующие орфограммы:

— Правописание не с причастиями.
Проверка работы в группах

От каждой группы выступает один человек.
Осложненное списывание

Используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуйте новые слова, определите способ словообразования.

Шалаш, стакан, цветок, ключ, замок, лист, карандаш, самовар, василек, пенек, график, огурец.
— Почему в одном случае в суффиксе пишется гласная и, а в другом — е? (-ек— — если при склонении гласный звук выпадает, —ик— — если не выпадает: ключик — ключика, замочек — замочка.)
II вариант

От данных имен существительных образуйте формы оценки, пользуясь указанными суффиксами и окончаниями; определите способ словообразования.

червяк, петух, пирог, орех, старик, снег, овраг, луг, горох, пастух.
онк(а) или —енк(а):

кляча, шапка, книга, собака, речка.
— Почему в одном случае в суффиксе пишется гласная о, а в другом — е? (О пишется под ударением, е — без ударения: червячок, шапчонка, орешек.)
Правописание о и ё после шипящих в корне слова

— Объясните правописание гласной в корне слова после шипящей: шёл, шорты, чёрточка, шорох. (После шипящих в корне слова под ударением пишется ё, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется ё: жёлтый — желтеть, шёлк — шелка.)
Словарный диктант

(Учащиеся по цепочке объясняют правописание пропущенной орфограммы.)

Веч..рка, же..сткий,зач..т, крыж..вник, маж..р, печ..нка, прич..ска, расч..ска, уч..ба, ч..рный, ч..рт, ш..в, ш..к, ч..рточка, ч..рствый, деш..вый, реш..тка, ш..рох, чащ..ба, ш..пот, щ..лка, щ..тка, обж..ра, ож..г руку, тяж..лый ож..ги, ш..тландский, Ж..рж, Печ..ра, Печ..рин, Ш..лохов, Щ..рс, Ш..пен, Дж..ванни, Ш..стакович.
Гласные о-е (ё) после шипящих в окончаниях.
Распределительный диктант

— Запишите слова в два столбика в зависимости от гласной в окончании.

Мячом, ножом, пажом, стеллажом, пейзажем, престижем, параличом, шалашом, плачем, овощем, межой, свечой, баржей, тучей, ношей, пищей.
От чего зависит выбор гласной? (После шипящих под ударением пишется о, без ударения — е: ножом, пищей.)

После шипящих под ударением пишется е (ё), хотя произносится [о], в следующих случаях:

а) в окончаниях глаголов: печём, течёт;

б) в глагольном суффиксе -ёвыва: затушёвывать, размежёвывать;

в) в суффиксе отглагольных существительных: -ёвк: размежёвка;

г) в суффиксе существительных — ёр: дирижёр, стажёр.
Индивидуальные задания

Поставить в форме творительного падежа следующие существительные, объясняя их правописание.

Образец: алыча — алычой, груша — грушей.

Межа, свеча, ноша, спаржа, левша, плащ, шалаш, тираж, гараж, мяч.
Карточка 2

С помощью суффиксов -ов, -ев образуйте прилагательные от существительных.

Алыча, груша, камыш, ключ, еж, нож, спаржа.
Проверочный диктант

1. На подоконнике стоял цветочный горшок с фиалками, а на балконе рос цветной горошек. 2. Ребенок с плачем протянул ручонки к матери. 3. У большого дерева хозяин привязал своего хорошего коня. 4. Вы знакомы с Иваном Кузьмичом? 5. Вдали мы увидели лошадь и ее рыжего жеребенка. 6. Мать толчет сухари, чтобы приготовить свое любимое печенье. 7. Кошка охотится за мышонком. 8. Солнце печет так горячо, что песок обжигает босые ноги. 9. Нас угощали тушеными овощами, копченой колбасой и свиной тушенкой, а мы предложили хозяйке сгущенку — сгущенное молоко, которое принесли с собой в рюкзаке. 10. Путники остановились на ночевку в теплой избе лесника, и дождь им был нипочем.
II. Подведение итогов урока
Домашнее задание

Подготовиться к итоговому тесту.

Итоговая контрольная работа и ее анализ

Итоговая проверка знаний учащихся.
Ход урока

Читайте также:  Тэс терапия от бессонницы

Каждому учащемуся выдается тест.

— Обведите кружком букву с правильным ответом.
1. Пишется е.

д) з..рница
7. Пишутся звонкие согласный (з-с, д-т).

в) изморо..ь (на ветках) г) жени..ьба

д) фель..шер
8. Пишутся непроизносимые согласные

а) инци..дент б) горе..ный (взгляд)

а) груже..ый состав б) незва..ый гость

в) прокипяче..ое белье г) нескоше..ая трава

д) руки вымаза..ы
11. Пишется через дефис

а) (генерал)майор б) (бело)мраморный

в) (пол)арбуза г) до (полу)ночи

д) (военно)полевой
12. Пишется через дефис

д) (как)будто
13. Отметьте номера, где пишется частица не.

а) Куда он только н.. обращался!

б) Н.. одна живая душа не знала, что происходит дома.

в) Это было н.. что иное, как ошибка конструктора.

д) Он не умел н.. петь, н.. плясать.
14. Отметьте буквы, где слова пишутся слитно.

а) Я то(же) написала сочинение.

б) Вот так(же) выступал и брат.

в) Мы преодолели невзгоды, по(тому) что помогали друг другу.

г) За(чем) пойдешь, то и найдешь.

д) От(чего) вы отказываетесь от приглашения?
15. Пишется и.

в) камень пр..ткновения г) пр..оритет

д) скро..нный
17. Отметьте буквы, где не пишется слитно.

б) (Не)смотря на дождь и усталость, двинулись в путь.

г) Она (не)дослушала и отошла.

д) (Не)взлюбить.
18. Отметьте буквы, где пишется удвоенная согласная.

д) ко(р, рр)упция
19. Отметьте буквы предложений, где слова, набранные курсивом, выделены запятыми.

а) Мчится лыжник по пороше паренек один хороший.

б) Московскому художнику Лаврову предложили написать несколько пейзажей Волги.

в) Тихую песню напевая парень на шахту идет.

г) Скрепя сердце Андрей вошел в дом.

д) Потом мы уходили напившись кипятку.
20. Отметьте буквы предложений, где слова, набранные курсивом, выделены запятыми.

а) Тронутый участием Виталия Евгений робко напомнил о готовой модели самолета.

б) В большом темноватом сарае были врыты в землю огромные чаны.

в) Словом Матвея терзали сомнения.

г) Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу.

д) К счастью поезд пришел вовремя.
21. Отметьте буквы предложений, где слова, набранные курсивом, выделены запятыми.

а) Смотри как роща зеленеет.

б) Сосновый лес как золотой орган.

в) Море в далекие годы пело мне песни как мать.

г) Глаза у нее были чуткие как дым.

д) Для меня ты как солнце весной.
22. Отметьте буквы предложений, в которых на месте прочерка ставится запятая.

а) На дворе всходило солнце_ и громко пели птицы.

б) Подул ветерок с заречья_ и воздух прозрачен до боли.

в) На другой день ни свет_ ни заря она проснулась.

г) То сам себя не понимал я_ то мир меня не понимал.

д) Я заметил, что куда ни приедешь, найдешь что-нибудь замечательное.
23. Отметьте буквы предложений, в которых на месте прочерка ставится двоеточие.

а) А просьба моя состоит в следующем_ берегите нашу маму.

б) Как путь далек_ как этот мир велик!

в) По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки отцветает черемуха.

г) Деревья гибнут_ лес не умирает.

д) Влага под землю весной просочится выше_ поднимется в поле пшеница.
24. Отметьте буквы предложений, в которых на месте прочерка ставится тире.

а) На столе_ раскрытый томик вам подаренных стихов.

б) Шапочка ее сбилась набок_ в кудрях вились звуки мазурки.

в) Увидишь ее, узнаешь ее_ махни платком.

г) Четвертый час_ надо торопиться к обеду.

д) Я гляжу_ на этом свете честный труд не пропадет.
25. Отметьте буквы прочерков, где ставится запятая.

Большую часть этого времени мы провели в Петербурге _(а) да за границей _(б) и _(в) если когда я и заезжал к себе в деревню _(г) то не более _(д) как на несколько дней.
26. Отметьте буквы прочерков, где ставится запятая.

В господский дом Муму не ходила _(а) и _(б) когда Герасим носил в комнаты дрова _(в) всегда оставалась позади _(г) и нетерпеливо его ожидала у крыльца _(д) навострив уши.
Ответы:

С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ 1

Цель занятий по русскому языку в 11 классе — закрепить и углубить лингвистические знания, уметь применять их на практике, подготовиться в успешной сдаче школьных экзаменов и вступительных экзаменов в вузы.

Актуальность данного издания несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний по русскому языку — Единому государственному экзамену. Параллельно сохраняется и традиционная форма экзамена — сочинение (как вариант можно выбрать изложение).

Данное пособие, прежде всего, учитывает эти новые условия и большое место в программе отводит занятиям по подготовке к ЕГЭ. Кроме того, используются и традиционные формы занятий с использованием базовых учебников по русскому языку для старших классов: А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой и В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко.

Дается подробный комментарий ко всем заданиям демонстрационных вариантов теста ЕГЭ-2003 и ЕГЭ-2004.

Особенностью данного пособия является и то, что оно акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации. Традиционные школьные правила часто заменяются альтернативными, более легкими для понимания и запоминания.

Подразумевается, что старшеклассники хорошо знакомы с основным курсом русского языка, поэтому обычно времени на повторение изученного в 5-9 классе выделяется очень мало. Однако практика показывает, что именно этот материал (в том числе теоретический) является камнем преткновения для выпускников.

В течение учебного года приходится несколько раз обращаться к одному и тому же материалу. Это можно делать подробно и бегло, развернуто и сокращенно. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним еще раз акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал, подобрать примеры, потренироваться, проверить друг друга.

В приложениях даются варианты тестов ЕГЭ 2002 и 2003 гг., тренировочные тесты по разным разделам языкознания, диктанты, а также варианты индивидуальных заданий, которые ученики могут выполнять на уроках.

Надеемся, что это пособие поможет учителям в подготовке выпускников к предстоящим экзаменам.
Пособия:

А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика, текст, стили речи. Учебник для 10—11 классов общеобразовательных учреждений. 9-е изд. — М., 2003 (далее Р—1).
В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. 43-е изд. — М., 2003 (далее Р—2).
Единый государственный экзамен: Русский язык 2003—2004: Контрол. измерит. материалы / В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, С. И. Львова и др.; Под ред. Г. С. Ковалевой. — М., 2003. — 224 с.

Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение

Повторение основных видов словосочетаний и предложений; закрепление умений учащихся определять грамматическую основу, виды сказуемых; прояснение роли интонации и логического ударения в предложении, разбор сложных вопросов синтаксиса.
Ход урока

Цель занятий по русскому языку в 11 классе — закрепить и углубить лингвистические знания, уметь применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче школьных экзаменов: сочинению (как вариант можно выбрать изложение) и ЕГЭ, подготовиться к экзаменам по русскому языку в вузы.

Для этого вам пригодятся различные пособия по русскому языку и разные виды лингвистических словарей.

На уроках мы будем повторять пройденное, закреплять и углублять знания обо всех уровнях языка, выполнять индивидуальные и групповые задания. Так как уроки русского языка предусмотрены один раз в неделю, домашнее задание будет довольно объемным, а работа на уроке интенсивной. При проверке домашних заданий будем останавливаться на наиболее сложных вопросах. В качестве контрольных заданий будут предложены различные виды диктантов и тестов, изложения, анализ текстов.

В современных тестах, в отличие от тестов прошлых лет, большое внимание уделяется теории языка, всем его уровням. Начнем с повторения синтаксиса.
II. Обобщающее повторение

Повторение проводится по вопросам в учебнике (Р-1, с. 102). В зависимости от конкретных условий классу могут быть предложены задания для коллективного и индивидуального выполнения в зависимости от учебной ситуации и разной степени подготовки учеников.

Примечание. По ходу повторения ученикам раздаются карточки с заданиями, содержащими наиболее сложные аспекты пройденного. Такие карточки лучше сначала дать сильным ученикам, чтобы более слабые успевали работать по вопросам в учебнике. В зависимости от характера вопроса ученики выполняют задания по очереди на доске или устно. Учитель комментирует ответы, уточняет, дополняет их. Некоторые задания может выполнять одновременно весь класс. Через несколько уроков те же карточки можно дать остальным для письменного выполнения задания. Наиболее трудно усваиваемый материал следует разбирать в класс несколько раз.

источник

Упражнения по спасению и эвакуации пострадавших. Приподнимание раненых и приведение их в стоячее положение. Переноска пострадавших на плечах, на спине, на руках (одним, двумя, тремя пожарными), в том числе с применением пожарных лестниц. Оттаскивание пострадавших «обезьяньей хваткой», двигаясь на спине, с соединенными вместе запястьями. Вязка спасательное петли, закрепление веревки за конструкцию.

Этот метод может применяться у сидящих или приподнятых в стоячее положение раненых.

Проведение (при приподнятом раненом):
1. Спасатель подступает ногой под стоящего (приподнятого) раненого
2. обхватает раненого одной рукой за запястье противоположной руки
3. протягивает руку раненого через свое плечо (смотрите рисунок 7/1/)
4. проводит свою свободную руку сзади вокруг ног раненого (смотрите рисунок 7/2/)
5. этой же рукой перехватывает свободные запястье
6.приподымается и распределяет при этом вес раненого по возможности равномерно на оба своих плеча (смотрите рисунок 7/3/).

В качестве обыкновенных вспомогательных средств при переноске раненых служат треугольный платок, поясной ремень, приспособление для сидения из дерева или стали, стулья и другие подобные средства.

Примечание: у больных и дюжих раненых спасатель обхватывает не сзади вокруг ног, а между ног раненого (смотрите рисунок 7/4/).

Рисунок 7. Прием переноски на плечах при стоящем раненом

Проведение (при сидящем раненом):
1. Спасатель подступает поближе с слегка расставленными ногами к раненому
2. Обхватывает одной рукой запястье противоположной руки раненого
3. наклоняет верхнюю часть тела к раненому и протаскивает другую руку через плечо (смотрите рисунок 8/1/)
4. обхватывает свободной. рукой подколенные впадины раненого через: свои плечи настолько, пока вес раненого на станет одинаковым спереди и сзади спасателя (линия расположения находится приблизительно в области пояса раненого, смотрите рисунок 8/2/)
5. приподнимается и уносит раненого.

Примечание: у больных и дюжих раненых спасатель обхватывает не сзади вокруг ног, а между ног раненого (смотрите рисунок 8/3/ и 8/4/).

Рисунок 8. Прием переноски на плечах при сидящем раненом.

Проведение:
1. Спасатель обхватывает скрещенными руками запястья стоящего перед ним раненого (смотрите рисунок 9/1/)
2. Поднимает вверх руки раненого, одновременно с этим поворачивается к нему спиной (смотрите рисунок 9/2/)
3. слегка сгибает колени (смотрите рисунок 9/2/)
4. кладет руки раненого, сложенные крестом, к себе на грудь таким образом, чтобы он левой рукой обхватывал лежащую сверху правую руку раненого приблизительно на уровне ушей, а своя его правая рука была бы свободна при переноске (смотрите рисунок 9/3/ и рисунок 9/4/).

Примечание: в случае, если защитная каска спасателя будет ему мешать во время переноски раненого данным способом, то каску можно снять.

Рисунок 9. Прием переноски на спине.

Такой способ разрешен только тогда, если ранений находится в сознании и обладает небольшим весом. Кроме того, обратите внимание на то, что пострадавшее лицо должно быть посажено непосредственно перед принятием раненого на спину, например, на стол, выступ стенной клади, лестничную ступеньку или на другие аналогичные предметы.

Проведение:
1. Спасатель становится спиной к раненому
2. схватывает его ноги в подколенных впадинах (смотрите рисунок 10/1/)
3. раненый кладет своп руки на плечи спасателя и обхватывает ими его грудь (смотрите рисунок 10/2/).

Рисунок 10. Прием переноски па спине в сидячем положения.

Проведение:
1. Раненый обхватывает обеими пуками затылок спасателя (смотрите рисунок 11/1/)
2. спасатель обхватывает одной рукой раненого сзади за плечи (смотрите рисунок 11/1/)
3. кладет руку на спину раненого наклоняется, схватывает второй рукой под бедрами раненого и высоко поднимает его (смотрите рисунок 11/2/).

Рисунок 11. Переноска на руках посредством одного спасателя.

Проведение:
1. Спасатель приближается вплотную сзади к сидящему со скрещенными руками раненому
2. пропускает обе свои руки под плечами раненого (смотрите рисунок 12/1/)
3. прочно держит обеими руками одежду раненого на уровне его бедер (смотрите рисунок 12/1/)
4. немного отступает назад, при этом тянет раненого вытянутыми руками на свое тело и 5. уносит раненого (смотрите рисунок 12/2/).

Рисунок 12. 1-пероноска телом с помощью нательного ремня, 2 – переноска телом посредством одного спасателя.

В качестве вспомогательной подкладки для с сидения служит переносное кольцо, которое может быть изготовлено из треугольного платка, ручного платка, веревки или из нательного пояса.

Проведение:
1. Спасатель держит переносное кольцо в руках с внешней по отношению к друг другу стороны и
2. поддерживает раненого за спину руками с внутренней по отношению к друг другу стороны.

Рисунок 13. Переноска при помощи переносного кольца.

В качестве перекладины для сидения может также служить простая палка. Её следует сделать настолько короткой, чтобы она не мешала спасателям при переноске.

Проведение:
1. Спасатели держат внешними по отношении к друг другу руками концы перекладины для сидения,
2. раненый кладет свои руки на плечи спасателей,
3. спасатели поддерживают внутренними по отношению к друг другу руками раненого за спину.

Рисунок 14. Переноска при помощи перекладины для сидения.

Проведение (пример 1):
1. Спасатель 2 (сзади) обхватывает согнутые в локтях предплечьях сидящего раненого всеми пальцами рук сверху («обезьянья хватка», смотрите рисунок 15/1/),
2. Спасатель 1 (впереди) становиться между ногами раненого и берется за его подколонные впадины (смотрите рисунок 15/1/),
3. По команде спасателя 2 оба спасателя выпрямляются и уносят раненого (смотрите рисунок 15/2/).

Рисунок 15. 1-спасатель 1, 2 – спасатель 2, 3 – переноска при помощи двух спасателей, друг за другом (пример 1).

Проведение (пример 2):
1. Спасатель 2 (сзади) поднимает верхнюю часть туловища раненого, сгибает в локтях предплечья на его теле (смотрите рисунок 16/1/) и охватывает его предплечья «обезьяньей хваткой»,
2. спасатель 1 (спереди) накладывает одну ногу раненого на другую (смотрите рисунок 16/1/) и обхватывает сложенные друг на друга ноги за голени (смотрите рисунок 16/2/),
3. по команде спасателя 2 оба спасателя выпрямляются и уносят раненого (смотрите рисунок 16/2/).

Примечание: в обоих примерах предоставляется самому выбирать, как именно он хочет нести ноги раненого.

Рисунок 16. 1-Спасатель 2, 2-спасателъ I, 3-переноска при помощи двух спасателей друг за другом (пример 2).

Проведение:
I. Спасатель 1,2,3 стоят на коленях – каждый расставив одну ногу, глядя вниз на лежащего на спине раненого (смотрите рисунок 17/1/),
2. спасатель 1 просовывает одну руку под затылок раненого до подмышечной впадины, вторую руку – вниз до уровня лопаток (смотрите рисунок 17/1/),
3. спасатель 2 просовывает свои руки под верхней и нижней половиной седалища раненого (смотрите рисунок 17/1/),
4. спасатель 3 просовывает свои руки под низ голеней и бедер раненого (смотрите рисунок 17/1/).
5.по команде спасателя 1 все спасатели одновременно поднимают раненого вверх, кладут его на отставленную ногу и перехватывают его (смотрите рисунок 17/2/),
6. Поворачивают раненого на себя так, чтобы он покоился перед их грудью (смотрите рисунок 17/3/),
7. встают, при этом перераспределяют свой вес тела назад и уносят раненого.

Рисунок 17. Переноска туловища при помощи трех спасателей.

Поднимание и переноска телом с помощью двух спасателей проводится точно так жe, как и тремя спасателями. Раненый обхватывает обеими руками затылок спасателя 1.

Рисунок 18. Переноска телом с помощью двух спасателей.

Проведение:
1. Раненый находится в положении наездника на бедрах спасателя,
2. спасатель пропускает руки под подмышками раненого и ухватывается зa лестничные перекладины,
3. защищает с помощью своих рук раненого от соскальзываний вбок и спускается вместе с ним вниз по лестнице.

Рисунок 19. Переноска вниз по лестнице раненого в положении наездника.

Обратите внимание:
– в особо тяжелых случаях раненый страхуется с помощью страховочной веревки;
– при применении частей лестницы из палок штанины раненого обматывается, чтобы воспрепятствовать застреванию штанин раненого на скрепляющих деталях лестницы.

Закрепление спасательной веревки за конструкцию здания выполняется четырьмя способами.

По команде «Веревку (указывается за что) – закрепить» пожарный обматывает одним-двумя витками веревки названную конструкцию, берет длинный конец веревки в левую руку, а короткий – в правую, делает правой рукой петлю на длинном конце веревки. Правой рукой коротким концом обводит петлю один раз снизу вверх, просовывает снизу в петлю правую руку, переносит ее через веревку, удерживаемую левой рукой, и берется за короткий конец. Вынимает правую руку из петли и, протащив короткий конец веревки через петлю, затягивает узел.

Пожарный обматывает одним-двумя витками конструкцию, берет короткий конец веревки в левую руку, длинный – в правую и накладывает длинный конец на тыльную часть кисти левой руки. Не меняя положения пальцев левой руки, опускает короткий конец вниз и выводит его вверх, к себе. Выпрямляет пальцы левой руки, одновременно указательным пальцем правой руки подает короткий конец веревки к пальцам левой руки. Захватывает указательным (средним, безымянным или большим) пальцем левой руки короткий конец веревки, пропускает его через петлю, образовавшуюся на кисти, тянет правой рукой длинный конец веревки на себя и затягивает узел.

Читайте также:  Курпатов средство от бессонницы отзывы

Пожарный обматывает одним-двумя витками веревки конструкцию, берет короткий конец в левую руку, длинный – в правую. Правой рукой накладывает и обматывает длинным концом веревки кисть левой руки, второй виток накладывает на большой палец левой руки. Поворотом большого пальца налево выводит длинный конец веревки между веревками, идущими от конструкции, образует петлю, в которую указательным и большим пальцами правой руки подает петлю короткого конца веревки и затягивает узел.

Четвертый способ (рисунок 4.)

Пожарный обматывает одним-двумя витками конструкцию. Оба конца веревки берет в левую руку так, чтобы короткий конец находился справа. Правую руку просовывает снизу между обоими концами и кладет ее на длинный конец тыльной стороны кисти. Поворотом правой руки против часовой стрелки вниз-вправо-вверх выводит руку ладонью книзу, образовав на веревке петлю. Большим и указательным пальцами правой руки берет короткий конец в руку, вынимает его из петли и левой рукой затягивает узел.

источник

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1) Старший лейтенант Бондаренко и младший лейтенант Гавриш погибли, выполняя воинский долг в бою при взятии рощи Дубовой.

2) Немцы вели систематический миномётный и орудийный огонь из рощи, где было сделано две линии глубоких продольных траншей с тремя-четырьмя десятками укреплённых землянок.

3) Бой за рощу Дубовую начался в двенадцать часов дня, и только к восьми часам вечера эта территория была отбита у противника.

4) Хотя наступила весна, в лесу было очень много снега, и бойцам было трудно продвигаться, они вынуждены были вручную перемещать пушки, прорывать траншеи в снегу.

5) Названия безымянным рощам и перелескам, где шли ежедневные ожесточённые бои, давали командиры полков.

(1)Сделав несколько сильных огневых налётов рано утром, немцы теперь вели систематический миномётный и орудийный огонь. (2)То здесь, то там среди стволов взмётывались высокие снежные столбы.

(3)Впереди, в роще, как выяснила разведка, были две линии глубоких продольных снежных траншей с тремя-четырьмя десятками укреплённых землянок. (4)Подходы к ним были минированы.

(5)Было ровно двенадцать. (6)Сквозь стволы просвечивало полуденное солнце, и, если бы не глухие разрывы перелетавших через голову мин, лес выглядел бы как в мирный зимний день.

(7)Первыми скользнули вперёд штурмовые группы. (8)Они шли по снегу во главе с сапёрами, очищая путь для танков.

(9)Пятьдесят, шестьдесят, восемьдесят шагов — немцы ещё молчали. (10)Но вот кто-то не выдержал. (11)Из-за высокого снежного завала раздалась пулемётная очередь.

(12)Штурмовая группа залегла, она сделала своё дело. (13)Вызвала огонь на себя. (14)Танк, шедший за ней, на ходу повернул орудие, сделал короткую остановку и ударил по замеченной пулемётной амбразуре раз, другой, третий. (15)В воздух полетели снег и обломки брёвен.

(16)Немцы замолкли. (17)Штурмовая группа поднялась и рванулась вперёд ещё на тридцать шагов.

(18)Снова то же самое. (19)Пулемётные очереди из следующей землянки, короткий рывок танка, несколько снарядов — и летящие вверх снег и брёвна.

(20)В роще, казалось, свистел сам воздух, пули врезались в стволы, рикошетили и бессильно падали в снег. (21)Под этим огнём трудно было поднять голову.

(22)К семи вечера части полка, пройдя с боем восемьсот снежных и кровавых метров, дошли до противоположной опушки. (23)Роща Дубовая была взята.

(24)День выдался тяжёлый, раненых было много. (25)Теперь роща целиком наша, и немцы открыли по ней ураганный миномётный огонь.

(26)Уже темнело. (27)Между стволами были видны не только снежные столбы, но и вспышки разрывов. (28)Усталые люди, тяжело дыша, лежали в отбитых траншеях. (29)У многих от усталости, несмотря на оглушительный огонь, смыкались глаза.

(30)А по лощине к опушке рощи, пригибаясь и перебегая в промежутках между разрывами, шли термосоносцы с обедом. (31)Был восьмой час, кончались сутки боя. (32)В штабе дивизии писали оперативную сводку, в которой среди других событий дня отмечалось взятие Дубовой рощи.

(33)Стало теплее, на дорогах снова видны оттаявшие воронки; из-под снега снова начинают показываться серые башни разбитых немецких танков. (34)По календарю весна. (35)Но стоит на пять шагов отойти с дороги — и снег снова по грудь, и двигаться можно, только прорывая траншеи, и пушки надо тащить на себе.

(36)На косогоре, с которого широко видны белые холмы и синие перелески, стоит памятник. (37)Жестяная звезда; заботливой, но торопливой рукой человека, снова идущего в бой, выведены скупые торжественные слова.

«(38)Самоотверженные командиры — старший лейтенант Бондаренко и младший лейтенант Гавриш — пали смертью храбрых 27 марта в боях под рощей Квадратной. (39)Прощайте, наши боевые друзья. (40)Вперёд, на запад!»

(41)Памятник стоит высоко. (42)Отсюда хорошо видна зимняя русская природа. (43)Может быть, товарищи погибших хотели, чтобы они и после смерти далеко провожали взглядом свой полк, теперь уже без них идущий на запад по широкой снежной русской земле.

(44)Впереди расстилаются рощи: и Квадратная, в бою под которой погибли Гавриш и Бондаренко, и другие — Берёзовая, Дубовая, Кривая, Черепаха, Нога.

(45)Они не назывались так раньше и не будут называться потом. (46)Это маленькие безымянные перелески и рощицы. (47)Их крёстными отцами были командиры полков, дерущихся здесь за каждую опушку, за каждую лесную прогалину.

(48)Эти рощи — место ежедневных кровавых боев. (49)Их новые имена каждую ночь появляются в дивизионных сводках, иногда упоминаются в армейских. (50)Но в сводке Информбюро от всего этого остаётся только короткая фраза: «За день ничего существенного не произошло».

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов (1915–1979) — русский советский прозаик, поэт, киносценарист, журналист и общественный деятель.

источник

Слепни — это основная проблема в летней загородной жизни. Это очень надоедливые мухи, которые довольно ощутимо кусают. Есть ещё комары и мошки, но от них есть множество репеллентов, а от слепней помогают только очень едкие и дорогие репелленты, которыми пользоваться постоянно невозможно, или толстая одежда, но такое лето мало кому нужно. Оптимальный вариант борьбы со слепнями — физическое уничтожение.

Слепней, кстати, у нас водится четыре вида, все нападают на людей:

Для уничтожения слепней используются ловушки с довольно простой конструкцией, которых есть несколько видов. Основные конструкции — это «корова» и «колокол Березанцева». Мы испробовали оба варианта, колокол оказался более эффективным. Сначала я опишу нашу последнюю модель, а потом — её эволюцию.

Принцип работы ловушки заключается в эксплуатации двух особенностей поведения слепней: они летят на тепло и они практически всегда взлетают вертикально. Даже если над ним будет плоский лист прозрачного поликарбоната, слепень с большой вероятностью будет биться в него, пытаясь лететь вверх. Эти простые наблюдения и легли в основу ловушки. Она состоит из чёрного резинового мяча, который хорошо нагревается на солнце, привлекая слепней, и колпака, который не даёт им улететь в сторону и ведёт их в бутылку, из которой нет выхода.

Собираемые сейчас в нашем поселении ловушки выглядят так:

Для изготовления понадобятся:

  • Обруч гимнастический, диаметр 90-92см — 100р.
  • Мяч гимнастический, диаметр 45+ см — от 300р.
  • Полиэтилен армированный, 3×1м — 100р.
  • Две бутылки воды, 5л и 2л — 100р.
  • Полбанки чёрной нитро-эмали — 50р.
  • Рейки (6×1м, 3×1.5м), скобки, обрезок пластиковой трубы, кусок верёвки, шурупы — примерно 50р.

Итого около 700р. Все компоненты доступны на рынке и в магазинах нашего райцентра.

6 тонких метровых реек держат форму конуса. Сначала размечаем 6 точек крепления реек к обручу маркером.

Затем закручиваем шурупы в концы реек сквозь обруч.

Затем поднимаем рейки и скрепляем верхние концы куском трубы.

В обрезок трубы идеально входит двухлитровая бутылка от минеральной воды Bonaqua, от которой отрезано дно и горло. (Если такой воды нет — можно с помощью обрезка трубы подобрать в магазине подходящую бутылку.)

Полученный каркас обтягивается армированной полиэтиленовой плёнкой, которая крепится к рейкам степлером. Лишняя плёнка обрезается, края загибаются и изнутри крепятся степлером к обручу. Длина окружности обруча — 305см, при метровых рейках нужно 3м² плёнки.

Почти в самом верху, между двумя противоположными рейками, крепится небольшая поперечная перекладина, на которой будет висеть мяч. Можно заменить проволокой, верёвкой или чем угодно ещё.

Затем прикручиваем три ноги из толстой рейки, так, чтобы вылет составлял 1м (общая длина рейки — 1,5м).

От пятилитровой бутылки отрезаем горло. Для этого на неё накладываем ранее обрезанную двухлитровую бутылку и обводим маркером. Диаметр отверстия надо подогнать ножницами так, чтобы бутылка плотно надевалась на обрезок пластиковой трубы.

Эту толстую бутылку надеваем на тонкую сверху, образуя садок, из которого слепни не могут выбраться. Слепней будет много, они будут дохнуть, нагреваться на солнце, испарять влагу, гнить и вонять. Чтобы этого не происходило, в дне бутылки можно просверлить несколько отверстий. Тогда пар будет выходить наружу, и трупы слепней будут просто сохнуть. По мере заполнения большую бутылку можно поднимать, высыпая слепней, освобождая место для новых.

В это время где-то рядом подсыхает гимнастический мяч, покрашенный чёрной нитро-эмалью (продаются они обычно всяких ярких цветов с рисунками). Диаметр мяча — около 75см.

Мяч подвешиваем так, чтобы макушка была внутри конуса, а всё остальное — ниже.

За двое суток на новом участке в такую ловушку попало около тысячи слепней; улов сопоставим с промышленно выпускаемой ловушкой H-Trap, которая стоит от 8,000р (один экземпляр есть в нашем поселении). Ловушка была установлена перед домом, через несколько часов после установки рядом с домом стало можно спокойно находиться, слепней будто не бывало. Через несколько дней локальная популяция слепней сокращается и улов может уменьшиться до нескольких десятков или даже единиц в день.

Слепни летят на тепло, поэтому ловушки целесообразно ставить возле источников тепла. Если на участке есть теплица — скорее всего она постоянно облеплена слепнями, и будет разумно поставить одну ловушку рядом с ней.

При наличии автомобиля имеет смысл поставить ловушку рядом с местом его парковки, потому что за разогретым автомобилем обычно летит облако свежих слепней, которые, по мере остывания автомобиля, разлетаются по территории. Логично их ловить на месте.

Осенью можно снять банки, открутить ноги и надеть ловушки одну на другую — так они занимают мало место, удобно хранить.

Такие ловушки не просто ловят слепней, они сокращают их популяцию, являясь оружием геноцида. Кровь нужна оплодотворённым самкам для вызревания яиц. В ловушку попадают в основном только оплодотворённые самки слепней, за исключением пары случайных бабочек или шмелей в неделю. Личинки слепней живут в земле 2-4 года, так что при большом количестве ловушек за 3-5 лет можно резко сократить количество слепней в окрестностях. Мы планируем заставить ими всё поселение.

Ловушка хорошо собирает гигантских и обычных слепней, дождёвок. Пестряки на неё практически не клюют, но их у нас очень мало по сравнению с другими видами, можно сказать единицы.

Фотографии другой конструкции ловушки того же принципа мне прислал читатель блога. Точная копия была мною воспроизведена, делается из ещё более подручных средств, работает удовлетворительно. В качестве приманки использован гимнастический мяч, завёрнутый в мешок для мусора (крашеный мяч греется лучше).

Вместо обрезка трубы используется прямоугольный блок из доски, к которому прикручены ноги. Круглая бутылка входит в квадратное отверстие не так хорошо, как в обрезок трубы, поэтому углы надо затыкать или заделывать скотчем. Сам пластиковый садок скреплен скобами, его сложнее разбирать и опорожнять. Внутри много деревянных выступов и граней, которые мешают слепням попадать в садок. Главный плюс такой ловушки в том, что она складная: ноги сдвигаются к центру, ловушку удобно хранить — занимает мало места.

В нашей последней модели внутренняя поверхность практически идеально ровная, бьющийся об неё и летящий слепень попадает в бутылку не встречая препятствий на пути. Однако слепни не слишком умные существа, и даже попадание под колпак приводит большинство из них к голодной смерти.

Также была собрана ловушка типа «корова».

К ней довольно сложно крепить садок. Кое-как врезанная бутылка была погружена на 1см внутрь, но этого достаточно, чтобы в бутылку попали только самые целеустремлённые слепни. Большинство билось некоторое время об потолок, затем улетало. Липкая лента для мух может выправить положение, а с помощью некоторых дополнительных элементов путь в бутылку можно оптимизировать, но в целом такая конструкция ловушки сложнее в изготовлении, менее практична.

источник

В горах встречаются ситуации, от которых не застрахован никто. Самые опытные попадают в лавины и под ледовые обвалы, самые осторожные не избегают срывов. Спонтанный камнепад может быть непредсказуем. Но трещины на закрытом леднике не страшны, если постоянно о них помнить и придерживаться старого правила – в зоне возможных трещин двигаться только в связке и только с определёнными предосторожностями. Последнее крайне существенно – само по себе привязывание к верёвке не гарантирует вас от беды.

Я слышал о гидах-профессионалах, которые, пройдя в Альпах сложную стену без страховки, связываются перед возвращением по леднику. Если тамошние горноспасатели извлекают из трещины тело человека, не экипированного должным образом, без всех предусмотренных ситуацией приспособлений, ни одна страховая компания не выплатит его семье положенных по договору денег.

Вообще-то в ледниковой трещине надо обязательно побывать, чтобы не возникало желание туда когда-нибудь влететь, но сделать это лучше всего на учебных занятиях по извлечению зависшего. Поделюсь иным опытом…

Команда Андрея Рожкова, участвующая в зимнем Чемпионате Москвы, спускалась с Уллу-тау. Я бежал впереди остальных по нашим подъемным следам на пологом 20 градусном склоне.
В какой-то момент моя нога мягко провалилась в пустоту, и я медленно осел в снег по пояс, удерживаемый на поверхности объемным рюкзаком. Ноги не чувствовали опоры, но я, еще «не врубившись» в ситуацию, стал барахтаться, пытаясь выбраться из ямы.

Дальнейшее до сих пор запечатлено в моей памяти как замедленная киносъемка. Края удерживающего меня наста просели, и я с головой ушел в снег, вися на рюкзачных лямках. В следующую секунду рюкзак последовал за мной, и я провалился в темную пустоту. Легкая опора обо что-то на кошку – и меня перевернуло вниз головой.
Я падал плашмя, ударяясь о какие-то выступы. Эти секунды были бесконечны – помню, меня охватил не страх, а изумление – сколько же можно падать? Пора уже быть центру Земли!
Наконец я ляпнулся спиной на ледовую пробку. Рюкзак провалился в продолжение трещины, пытаясь утянуть туда же и меня самого. Кое-как я расперся локтями в края трещины, прекратив сползание вниз. Высвободив из лямки одно плечо, перевернулся на живот.
Рюкзак висел второй лямкой на сгибе локтя. Я стал на колени, вытянул его из черной пустоты и осмотрелся. В трещине было не так уж и темно. Вверх уходили гладкие блестящие стены. Снежное перекрытие вверху пропускало дневной свет. Гирлянды сосулек оторачивали верхние края моей ловушки. В общем, было красиво. В крошечном отверстии, закрыв небо, показалось лицо Саши Сушко.
«Как ты там?»- спросил он, спуская конец веревки. Я отвязал притороченные к рюкзаку айс-фи, пристегнулся к веревке, и сам вылез из трещины.
Отверстие в снегу едва пропускало голову в каске – не понятно, как я проскочил в него с рюкзаком. По отметкам на веревке мы замерили глубину моей ямы – 12 метров.
В общем, я легко отделался – ловушка для беспечного может быть куда коварнее….

Как же вести себя на закрытом леднике, не искушая судьбу?

Прежде всего, вы должны быть соответственным образом экипированы.

В «системе», в каске, в кошках. (Кошки желательно надеть даже в том случае, когда идти в них утомительно из-за подлипа снега. Но, окажись вы в трещине – и кошки могут стать главным инструментом в вашем самоспасении. Без них вы не освободитесь от возможного заклинивания в сужающейся трещине.

Каска тоже не будет лишней, если учесть, что в трещине рюкзак почти наверняка перевернет вас вниз головой.) Жумар, 2-3 ледобура, столько же карабинов или оттяжек должны висеть на поясе, в кармане анорака – находится схватывающий и минимум 3-х метровый конец репшнура.
Лучший исход для провалившегося в трещину с таким снаряжением – зависание на веревке.
Используя жумар и связав узел Бахмана, вы выберетесь сами даже в том случае, когда ваш напарник ни на что не способен. Лишь бы он сумел закрепить веревку! Тогда партнер, закрепив идущую к вам веревку на ледорубе или «буре», и пристраховавшись к ней схватывающим, подползет к краю, сбросит вам второй конец веревки, предварительно осторожно расчистив край трещины и подложив под веревку ледоруб, куртку, или рюкзак (все пристраховать!).

Читайте также:  Бессонница после тренировок причины

Если вы свалились в трещину без веревки или с веревкой в рюкзаке, ситуация усложняется. Уже при вашем приземлении возможны варианты. В лучшем случае трещина неглубокая, с ровным дном, или вам повезет как мне, и вы окажетесь на «пробке». Гораздо хуже, если вас заклинит в сужении стен или вы попадете в воду. Бывают дыры, насквозь, до каменного ложа, пронизывающие тело снежника или ледника. Заглянув вниз, можно увидеть несущийся под ледовыми сводами поток.
Это самый скверный вариант. Не лучше и заклинивание, которое грозит серьезным травмированием. Кроме того, в узкой трещине вас может завалить слоем снега и ледышек рухнувшая за вами часть снежного перекрытия. В любом случае вы будете мокрым насквозь через пару минут. (Тревожит в этой ситуации одно – уже через 15-20 минут провалившийся человек перестает отвечать на оклики сверху…).
Поэтому в любом случае к пострадавшему, долетевшему до дна, надо как можно быстрее спуститься, имея с собой аптечку, теплые вещи, примус и необходимое техническое снаряжение.

Но если вы в этой ситуации способны действовать, боритесь за жизнь. Сбросьте с себя и пропихните глубже в трещину снег, пока он не смерзся. Закрутив ледобур как можно выше и продев в его карабин веревку или привязанный к поясу репшнур, свяжите петлю на другом вставить в нее ногу. Подтягиваясь на крюке и нагружая простейший полиспаст ногой, как можно конце и попытайтесь быстрее освободитесь от заклинивания. Если удалось – это победа.
Тем же способом, поочередно перекручивая буры все выше, начинайте подъем по стенке. Чтобы освобождать репшнур вам каждый раз придется повисать на самостраховке. Дело пойдет быстрее, если у вас окажется пара репшнуров. От рюкзака лучше освободиться, оставьте его, привязав к крюку или к концу веревки. Самое сложное – перелезть через край трещины, если веревка в него глубоко врезалась. В этом случае впереди должен идти жюмар, а схватывающий или узел Бахмана – за ним. Двойная веревка и помощь сверху облегчат задачу. Помните – не бывает безысходных ситуаций для подготовленного человека
!

Как правило, начинающие альпинисты считают себя в безопасности, уже только привязавшись к веревке. Она – иллюзия страховки, если ваш напарник идет вплотную за вами и держит в руках кольца.
Снег не создает трения, и наивно думать, что так можно удержать рывок мокрой веревки. Хорошо еще, если партнер ваш не влетит в трещину вслед за вами. Заставьте его идти на всю веревку. Кстати, для двойки ее следует укоротить до 12-15 метров, еще лучше идти на двойной веревке. Желательно завязать на веревке перед собой узел проводника и вдеть в него ледоруб – тогда, упав при рывке, проще удерживать веревку, и, закрутив «бур», вщелкнуть в него готовый узел.

И все же на одинарной веревке следует двигаться связкой не более двух человек. (Внимание! Избегайте идти в середине связки на «скользящем» ! Моему знакомому это стоило жизни, но об этом ниже…).
Герман Хубер в своей книге «Альпинизм сегодня» (замечу, что это «сегодня» было 30лет назад) предлагает рациональный способ связывания двойки на леднике: веревку делят на три части, и к средней (она чуть короче двух концевых) привязываются партнеры.
Свободные концы, смотанные на каждом, предназначены для сбрасывания провалившемуся в трещину. Каждому можно навязать схватывающий узел на веревке в метре от груди. Другие руководства рекомендуют подготовить на ногу «стремя» из репшнура, а вторым его концом, пропущенным под грудной обвязкой, связать схватывающий на основной веревке на уровне груди.

Но даже подготовившись таким образом, падения в трещину лучше избегать.
Внимательное наблюдение за поверхностью ледника подскажет характер и направление трещин – недопустимо обоим оказаться над трещиной, параллельной движению связки. Иногда, особенно при косом утреннем или вечернем освещении, закрытые трещины угадываются по изменению цвета снега, слегка просевшего над ними.
В подозрительных местах при каждом шаге зондируйте путь. Неоценимую услугу окажет вам лыжная палка без кольца, ледоруб для этой цели менее эффективен. Помните также, что проваливание первого опаснее на спуске – в этом случае велик шанс сорвать в трещину и напарника.
Более тяжелый или неосторожный, идущий вторым на подъеме, провалившись, тоже рискует сдернуть за собой партнера (см. ниже!) Поэтому на спуске и подъеме не следует укорачивать веревку в той же степени, что на ровном леднике
.

Но в любом случае человек, предвидящий опасность или хотя бы к ней готовый, способен ей противостоять. Вот незавидная ситуация, из которой с честью вышел мой приятель Анатолий Лебедев, ныне – директор фирмы «Рюкзачок»: 1982 год, двойка А. Самодед – А. Лебедев обрабатывала экстремальный маршрут – 400-метровую натёчную «сосульку» на стене Московской Правды (Ю-З Памир). В запале они совершили непростительную ошибку – провесили все верёвки, и возвращались к палатке не связанные. Уже перед палаткой Толя провалился в закрытую трещину – ледовый «стакан», заполненный водой. До дна он не доставал, гладкие стены уходили вверх на 6 метров. В этой патовой ситуации Анатолий не поддался панике – барахтаясь в ледяной воде и погружаясь с головой при каждой попытке что-то предпринять, он смог вытащить из-за рюкзака ледоруб, снять с пояса ледовый молоток, и (благо, на ногах были кошки!) стал сам вывылезать из ловушки.

Сложно рассчитать, с какой скоростью Алик Самодед сбегал под стену за верёвкой, но к финишу рекордного лазания он успел сбросить напарнику её конец.
Разумеется, этого подвига проще было бы избежать.

Но как не похож его исход на финалы печальных историй, которые приведены ниже…

Группа инструкторов а/л «Торпедо», возвращаясь после восхождения, проходила последний участок ледопада перед «Волгинской» ночевкой. При переходе через трещину обрушился снежный мост под руководителем группы Н.Песиковым, и он упал на глубину 20м., получив обширные травмы. Страховка отсутствовала.

2. 27.07.68г. пик Коммунизма 5Б

Группа организовала бивак на плато пика Коммунизма (6200м.). Палатка была установлена в безопасном месте, примерно в 10 м. от неширокой трещины. Около 18.30 Е.Карчевский вышел из палатки, где находились другие участники. Через несколько минут его окликнули, но он не отозвался. Как показали следы на снегу, Карчевский провалился в трещину.
В отверстие в снегу была спущена веревка (на глубину30м.), за которую снизу стали дергать. Но предпринятые неоднократно попытки подойти к пострадавшему были безуспешны. Трещина в верхней части имела ширину 45см., а затем сужалась до 20 см. Падая 30м., тело Карчевского заклинилось и вмерзло в лед.

Экспедиция г. Курск имела целью восхождение на пики Коммунизма и «Правды». Для наблюдения за группами и поддержания радиосвязи были привлечены 4 альпиниста второго разряда под общим руководством П.Крылова. 1 августа в 6 ч. две группы восходителей вышли из лагеря «4700» вверх до высоты 5000м., их сопровождали наблюдатели Г.Котов и Н.Боброва. До высоты 5000м. все шли не связавшись.
Отсюда наблюдатели возвратились в лагерь «4700», где получили запрос вновь выйти вверх и поднести забытые кошки. Котов и Крылов поднесли кошки на 5200м. На спуске они шли не связавшись. Шедший первым Котов нес веревку на рюкзаке. Внезапно он провалился. На крики Крылова он не отзывался. Только на следующий день тело Г.Котова было обнаружено на глубине 35 м. под полутораметровым слоем снега и ледовых обломков.

4. 28.07.74г. плато пика «Правды»

Две связки экспедиции Укр.Совета ДСО «Спартак» по снятию тела А.Кустовского с Ю. стены пика Коммунизма работали на плато пика «Правды». Первым в связке-пятерке был Б.Комаров. Он шел быстро, не прощупывая путь ледорубом. Второй в связке, Морчак, нес кольца веревки (2-3 метра). Расстояние между ними было около 8 метров. Неожиданно Комаров провалился в трещину, но был задержан Морчаком. Комаров повис в 3-3,5 метрах от поверхности. Трещина была глубокой, с ровными краями, шириной менее метра. На вопрос сможет ли он помогать при вытягивании, ответил утвердительно. Первая попытка вытянуть Комарова окончилась неудачно – веревка врезалась в фирновый край.
Комаров стал пытаться забросить ногу на край трещины. На требование прекратить эти попытки Комаров не реагировал и в результате перевернулся вниз головой, после чего перестал отвечать на вопросы. После обработки края трещины Комарова извлекли без признаков жизни. По мнению группы, на извлечение Комарова из трещины ушло 8-12 минут. Попытка реанимации продолжалась 2,5 -3 часа, но безрезультатно. Причиной смерти Комарова явилось внутричерепное кровоизлияние в результате травмы головы.

Альпиниада Харьковского облсовета ДСО «Зенит» проводилась с многочисленными организационными нарушениями. 3 ноября участники поднялись на метеостанцию. При возвращении с выхода группа шла связанная одной веревкой. Первым шел Дегтярев, замыкающим – Деманов, в середине, на скользящих карабинах шли Таран и Дорофеева. Через некоторое время Дегтярев провалился в трещину по грудь, из которой он выбрался сам. Реакция Тарана была замедленной – он стал страховать Дегтярева только после окрика: «Чего ты стоишь? Натяни веревку!».
Группа двинулась дальше и в том же месте, где и Дегтярев, в трещину проваливается Таран. Деманову удалось закрепить один конец веревки на ледорубе только минут через 15 (снег лежал на льду тонким слоем). Таран висел на веревке и репшнуре на глубине 3-4 м. на грудной обвязке с запрокинутой головой. Лицо было засыпано снегом. Поскольку Таран висел на скользящем, вытащить его за свободный конец веревки не удалось. Закрепить второй конец тоже не смогли, поэтому Тарана опустили на дно трещины, и пошли за помощью.
Однако ни Деманов, ни Дегтярев, находящийся в невменяемом состоянии не смогли объяснить, где находится пострадавший. К трещине подошли только в 23 часа, но поднять Тарана не смогли (участник, несший ледовые крючья так и не поднялся). Тело И.Тарана было извлечено из трещины только 5 ноября.

Группа разрядников 5 этапа а/л «Безенги» вышла в 5 ч. с бивуака на л. Уллу –Ауз на восхождение. Двигались по закрытому леднику не связанные. В 6 ч. идущая третьей Т. Заева при переходе через бергшрунд провалилась на 15 -18 м.
Зверев спустился к ней, подложил под Заеву теплые вещи и стал дожидаться помощи для ее подъема, однако Заева скончалась не приходя в сознание.

Два отделения значкистов под руководством инструкторов Л.Батыгиной и Ю. Гиршовича совершили восхождение на в. Заромаг. На спуске связки отделений шли вперемежку. Инструктора шли не связанные. Около 13 часов в закрытую трещину провалился шедший в первой связке участник В.Фельдман, рядом с ним — Г Хмырова из второй связки, подошедшей на крики, а следом – подошедший не связанным инструктор Ю. Гиршович (он задержался на ледовом выступе в 4-х метрах от поверхности).
Гиршович голосом связался с Хмыровой и Фельдманом, оказавшимся чуть в стороне. У Хмыровой заклинило ногу, и она просила ледоруб. Спущенными в трещину двумя дополнительными веревками Хмырова воспользоваться не смогла. Тогда к ним прикрепился Гиршович и был поднят участниками наверх. Замерзший и деморализованный, он в дальнейшем никакого участия в спасработах не принимал.
За Гиршовичем был поднят Фельдман, а Хмырову поднять не удавалось. Участник С. Любкин на кошках добрался до Хмыровой, засыпанной снегом на 30 -40 см. Освободив ее заклиненную ногу, и подталкивая снизу, он помог поднять Хмырову (примерно в 14ч.55мин.). Она не подавала признаков жизни. Растирание и искусственное дыхание не помогли и в 18ч. участники начали транспортировать тело Хмыровой вниз.

Четыре отделения значкистов а/л «Эльбрус» совершили восхождение на в. Гумачи и начали спуск по пути подъема. Инструктор Калганенко, передав руководство своего отделения другому инструктору, надела лыжи и стала спускаться на них параллельно пути спуска отделений. В 11ч. 30 мин. Калганенко попала в поперечную трещину. Лыжи застряли поперек трещины, крепления расстегнулись, и Калганенко упала вниз на 30 м. За 35 мин. ее извлекли из трещины, но, не приходя в сознание, Л.Калганенко скончалась.

9. 3.07.82г. ледник Левинской.

Группа разрядников под руководством инструктора 2-ой категории Э. Тарабрина вышла из а/л «Алай» на снежно-ледовые занятия на леднике Левинской.
К месту бивака подошли к 12ч. Перед выходом на занятия участник В.Крестьянников получил распоряжение инструктора выйти на бивак альпинистов из Ивано-Франковска, стоящих в 500 метрах, для получения консультации по маршруту тренировочного восхождения. Затем он должен был догнать группу на тропе, идущей по концевой морене к месту проведения занятий. Когда к 16 часам Крестьянников не пришел, группа прекратила занятия и вернулась на бивак для организации поисков. Только на следующий день тело Крестьянникова было обнаружено на глубине 15-17м. в закрытой трещине в 2-х километрах в сторону от места проведения занятий.

10. 25.07.84г. ледник Кашка-Таш

Группа сборов Одесского ОС «Авангард» совершала восхождение 5Б к. на в. Уллу-Кара и спустилась по 3А на плато. Впереди двигалась двойка И. Оробей (МСМК) – В. Розенберг (1-й р). К открытой трещине они подошли не связавшись.
Розенберг предложил организовать страховку, снял веревку и воткнул в снег ледоруб. Оробей в это время решил перешагнуть трещину, воспользовавшись лыжной палкой, но поскользнулся и упал в трещину. Через час пострадавший был поднят. Попытки оживить его были безрезультатны.

11. 28.07.88г. п. Вольной Испании.

Спортивная группа В. Масальцев и А. Писарчик (оба — КМС) в три час ночи начала подъем не по маршруту 5Б (Вост. Стена), на который была выпущена, а по 3А. Мотив изменения маршрута (камнеопасность) не состоятелен – в этом сезоне стена проходилась неоднократно, в т.ч. на следующий день, 29.07. Около 6 часов Масальцев прошел снежный мост и вышел на снежный склон крутизной 20 – 25 градусов. Идущий за ним Писарчик провалился в трещину и сдернул в нее Масальцева.
Писарчик заклинился на глубине 25 м., а Масальцев на расстоянии около 7 м. в стороне и несколько глубже. Вначале упавшие переговаривались, но через 15 – 20 минут Масальцев перестал отвечать. Писарчик смог освободиться от заклинивания и, не сделав попытки добраться к Масальцеву и помочь, отстегнулся от веревки, соединяющей их, достал из рюкзака вторую веревку и 3 ледобура, с помощью которых вылез из трещины.
В 15 ч. 50 мин. спасотряд добрался до пострадавшего, не обнаружив у него признаков жизни. ( А. Писарчик за нарушение правил – самовольное изменение маршрута, за уход от терпящего бедствие товарища, лишен звания инструктора и спортивных разрядов полностью.)

12. 2.02. 1990г. Ледник Мраморная стена.

Группа наблюдателей за восхождением на в. Мраморная стена вышла на ледник. При передвижении по открытому (!) леднику в связке, шедший вторым С.Пряников упал в трещину.
Ширина трещины не превышала 1 м., но на глубине 4-5 м. она сужалась до 30 см., а затем вновь расширялась. Ноги Пряникова прошли через узкую щель, а туловище заклинило, сильно сдавив грудную клетку. Напарник не почувствовал рывка, т.к. имелся запас веревки.
Втроем они вытащили Пряникова без признаков жизни, реанимация проводилась два часа, но безуспешно.

13. 24.02. 1998г. Ледник Кашка-Таш.

Тройка альпинистов, совершив зимнее восхождение на в. В.Испанию (5Б), возвращается к палатке на плато. Идут по своим многократно протоптанным следам не связанные.
Идущий впереди Олег Бершов, услышав за спиной тихое «уханье» обернулся, но не увидел идущих за собой товарищей. Вернувшись назад, обнаружил в снегу дыру диаметром метра в полтора. Веревки остались в рюкзаках шедших следом. Только на следующий день спасатели обнаружили тела Сергея Овчинникова и Сергея Мороза в трещине под метровым слоем снега…

Я был знаком с общительным Серёгой Пряниковым, моим коллегой-врачом, знал харьковчан Игоря Тарана и Сергея Мороза, с Игорем Оробеем проходил методсбор на 1-ю категорию. Трудно отделаться от мысли, что только помни они о коварных ловушках на закрытом леднике, всё могло сложиться иначе…

Предлагаю читателю самому разобраться в ошибках, на которых следует учиться, и постараться найти оптимальное решение как в описанных реальных ситуациях, так и в ситуационных задачах, составленных автором.

1. При движении по леднику связки-тройки двое идущих впереди выходят на закрытую трещину и проваливаются. Первый заклинивается в сужении трещины на 10м., на вопросы не отвечает. Второй повисает посредине. Третий упал на снег и удерживает веревку на ледорубе. Варианты действия каждого?

2. При движении двойки по закрытому леднику первый обошел открытую трещину, второй движется вдоль нее. В этот момент первый проваливается в закрытую трещину и рывком веревки сбрасывает второго в открытую. Оба повисают на своей веревке, не доставая дна. Ваши действия в этой ситуации?

3. В связке — тройке, движущейся на укороченной до 15м. веревке – сороковке средний, идущий на скользящем, проваливается в трещину. Напарники, сорванные рывком веревки, лежат на снегу, удерживая его. Что из снаряжения вы хотели бы иметь на месте каждого из троих, и каковы ваши действия?

4. Экстремальная ситуация: вам необходимо двигаться по закрытому леднику в одиночку. Какое снаряжение, какие приемы вы используете, что предпримите, чтобы исключить проваливание в трещину?

автор: Волков Леонид Борисович- , инструктор 1 категории мастер спорта

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *