Меню Рубрики

Болезнь бессонница у индейцев

Форм психических заболеваний не меньше, чем звезд на небе.

Культурная психиатрия – это наука, появившаяся в 1970-х гг. на стыке психиатрии и антропологии. Специалисты обеих наук подвергли сомнению точку зрения традиционной психиатрии, согласно которой психические заболевания – универсальное явление, берущее начало в глубинных биологических механизмах. Хотя некоторые заболевания, например шизофрения, возникают во всех культурах, есть душевные расстройства, свойственные лишь определенным регионам. Более того, варианты болезней, их признаки и течение видоизменяются настолько «сильно [от культуры к культуре], что врач может воспринимать это как разные заболевания» .

Мотыльковое безумие – это болезнь индейцев племени навахо, живущих на юго-западе США. Навахо относятся к ней точно так же, как европейцы к СПИДу, то есть страшно ее боятся. Мотыльковое безумие выражается в том, что у человека начинаются припадки, подобные эпилептическим, которые приводят к бешенству и истерическому, самоубийственному поведению. Нередко больной считает, что какая-то часть его тела стала значительно меньше – голова, корпус, половые органы или что-нибудь еще. При обследовании врачи не находили физических признаков какого-либо заболевания. Это состояние чисто психосоматическое. Его называют мотыльковым безумием из-за трепещущих движений крыльев мотылька, его крошечных размеров и малого времени жизни.

Антропологи из Аризонского университета говорят, что навахо связывают мотыльковое безумие с нарушением табу на инцест: «Даже если начало [мотылькового безумия] приходится на первые годы жизни человека, считается, что табу нарушил один из родителей и болезнь перешла на ребенка, когда тот был еще в утробе» .

Еще одна болезнь, связанная с уменьшением, называется коро. Это малоизвестное заболевание поражает в основном жителей Южной и Юго-Восточной Азии и заключается в ярких и часто разрушительных панических приступах, связанных с переполняющим человека страхом, что его половые органы уменьшаются, отпадают или втягиваются. Обычно пациент убежден, что, когда это случится с его гениталиями, он немедленно умрет. Такое психическое расстройство значительно чаще встречается у мужчин (пенис и яички), нежели у женщин (грудь и наружные половые органы). Врачи и психологи не знают, почему коро принимает такую форму и возникает в основном в азиатских странах.

Малазийское название заболевания – коро – принято в медицинской и научной литературе. В Китае ее называют по-разному, в том числе саоян. Хотя антропологи писали, что эпидемии коро могут поражать целые деревни, информации на эту тему мало, особенно в том, что касается причин ее возникновения. Людей, страдающих от этого заболевания, описывают «незрелыми и зависимыми, не уверенными в собственной взрослости и боящимися половой зрелости» . Случаи коро «часто связаны со страхом перед мастурбацией, с сексуальными излишествами, а также бывают вызваны наркотиками» .

Приступы коро могут длиться в течение часов, дней и даже недель. Современное лечение заключается в лекарственной терапии и психотерапии. Однако методы народного лечения значительно более любопытные – например, когда «семья и друзья держат пенис больного из страха, что он исчезнет в брюшной полости» .

В 1987 г. доктор Мэрионда Шер столкнулась с первым случаем коро у взрослого человека, рожденного в США. Она описывает пациента, поступившего в больницу Сиэтла, так:

…неженатый молодой человек кавказского типа, 25–26 лет, без истории психических заболеваний… Он оказался в больнице с жалобой на отсутствие эрекции в течение последних 4–5 дней. Он говорил: «С ним происходит что-то странное. Он уменьшается, и поэтому я постоянно к нему прикасаюсь, проверяя, в порядке ли он». Пациент боялся, что его пенис и яички исчезнут в брюшной полости. С начала возникновения этой проблемы он стал проявлять чрезвычайную тревожность. Он плохо спал, мысли казались «замедленными и спутанными». За пару дней до госпитализации он поделился своей проблемой с родителями, но они только смутились и рассердились, отчего его страх лишь усилился… [Наконец] вечером, перед тем как оказаться в больнице, он на глазах у матери зарядил пистолет и сделал вид, что собирается покончить с собой. На следующее утро сестра привезла его в больницу .

После сеансов терапии Шер поняла, что перед ней проблемная, беспокойная личность. Старший брат пациента заболел шизофренией во Вьетнаме. Сам пациент был «особенно близок» с матерью. Почти вся его семья, где он был пятым из восьми детей, жила в одном доме. Они были фундаменталистами. Шер пишет, что ее пациент всегда был застенчивым и нервным, плохо учился, перебивался случайными заработками и до госпитализации не работал три месяца .

Шер рассказывает, что он страдал ожирением, повышенным давлением, ежедневно потреблял много алкоголя и мастурбировал пять-шесть раз в день, хотя и «испытывал чувство вины из-за своей мастурбации, поскольку религия это запрещала». Шер отмечает, что ее пациент «чувствовал, что “добавляет ран на спину Христа каждый раз”, когда это делает». Молодого человека не привлекали мужчины, а его отношения с женщинами всегда заканчивались неудачей. Он утратил надежду жениться или хотя бы просто покинуть дом. Пациент провел в больнице 13 дней, принимая небольшие дозы психотерапевтических лекарств и выслушивая заверения в том, что его симптомы – воображаемые.

Как потом выяснилось, в 12 лет этот молодой человек пережил краткую связь с сестрой, той самой, которая привезла его в больницу .

Индейцы-алгонкины, живущие на северо-востоке Канады, верят в ужасное чудовище по имени Виндиго. Это гигантское, похожее на камень создание пяти метров в высоту, питающееся человеческим мясом. У него страшная пасть с огромными, кривыми и острыми как бритва зубами. Он постоянно шипит и производит другие жуткие звуки. Его совиные глаза налиты кровью, а метровые ступни оканчиваются единственным огромным когтистым пальцем. Он живет в темных лесах и совершенно невосприимчив к холоду. Убить его практически невозможно. Когда он начинает преследовать свою жертву, та обречена. Если охотник не возвращается с охоты, считается, что на него напал Виндиго.

У этого народа психоз Виндиго проявляется в уверенности, что кто-то оказался одержим духом лесного монстра. Причиной одержимости считается неспособность добыть еду для семьи – это для членов племени и огромная личная неудача, и проступок, имеющий общественное значение. Как и само чудовище Виндиго, психотики испытывают сильнейшее навязчивое желание есть человеческое мясо. Обычно они удовлетворяют свое каннибальское желание, нападая на членов собственной семьи. Индейцы вполне способны убить и съесть своих близких, если их не остановить. Они верят, что потеряли контроль над своими действиями, и единственным избавлением для них является смерть. По словам Мортона Тейчера, написавшего работу по психологической антропологии «Психоз Виндиго», больные часто просят убить их и не противятся собственной смерти .

Каннибализм – нарушение величайшего табу среди алгонкинов, которым довольно сложно добывать пищу, особенно во время долгих зимних месяцев. Так сложилось, что голод для них представляет постоянную угрозу. Сознательные или бессознательные каннибальские порывы можно обуздать только с помощью дисциплины и порядка.

В Центральной Америке сусто называют психическое заболевание, при котором больному кажется, что он утратил свою жизненную силу. Сон становится беспокойным, а сам больной – апатичным, погружается в депрессию. Человек теряет аппетит, не обращает внимания на состояние одежды и личную гигиену и не способен выполнять нормальные повседневные обязанности. От сусто можно умереть, что иногда и происходит. Хотя люди медленно угасают, врачи не находят у них физических признаков заболеваний или повреждений. Больные говорят, что сусто возникает после внезапного сильного испуга или другой травмы. Сусто называют espanto, perdida del alma или chibih. Антропологи из Калифорнийского университета проанализировали это необычное расстройство, часто наблюдающееся в мексиканском штате Оахака . Они исследовали 48 больных сусто разного возраста в течение семи лет. Восемь человек из этой группы умерли. В контрольной группе из 48 человек, у которых не было сусто, не умер ни один. Исследователи пришли к выводу, что причины этого заболевания социальные, а не биологические. Они предположили, что люди заболевают сусто, если по каким-то причинам не могут оправдать ожидания общества. Если они не выполняют свою роль, к которой пытались приспособиться, то находят выход в заболевании и, в итоге, в смерти .

Это психическое заболевание проявляется в напряженных раздумьях, за которыми следуют вспышки агрессии, проявления жестокости или даже убийство. Часто оно возникает из-за пережитого оскорбления и поражает только мужчин из Лаоса, Филиппин, Малайзии, Полинезии, Папуа – Новой Гвинеи, а также навахо и пуэрториканцев.

Усталость мозга – психический синдром, наблюдавшийся исключительно в Западной Африке. При нем больной испытывает общее ощущение усталости, из-за чего ему становится сложно концентрироваться и что-либо вспоминать. Интересно, что это состояние возникает среди студентов университетов и учащихся школ, когда те переживают крайнее умственное напряжение.

Встречающаяся среди различных индейских племен, эта болезнь вызывает кошмары, физическую слабость, чувство безысходности, ощущение опасности, потерю аппетита, обмороки, головокружение и галлюцинации. Призрачная болезнь связана с беспокойством по поводу смерти и мертвых. Она свойственна культуре американских индейцев.

Встречающееся только в Японии, это психическое заболевание вызвано сильным страхом, что тело человека оскорбляет других своим видом, движениями или запахом. Иногда больной убежден, что может уменьшаться под взглядом других людей.

У корейцев подавление сильного гнева может вызвать заболевание, характеризующееся бессонницей, приступами паники, страхом перед грядущей смертью, нарушением пищеварения, сильным сердцебиением и болями во всем теле.

Португальцы с островов Кабо-Верде называют это заболевание sangue dormido – «спящая кровь». Когда человек нарушает важные общественные законы, его кровь может «заснуть». При болезни могут возникнуть боль, онемение, паралич, конвульсии, инсульт, слепота, сердечный приступ и выкидыш у женщин. Иногда у человека создается ощущение, что его мозг сморщивается .

Подводя итог, можно сказать, что в вопросах душевного здоровья всегда необходимо учитывать социальные и культурные аспекты. Иногда психическое заболевание является результатом сильного общественного давления. К примеру, анорексия у женщин может быть связана (по крайней мере отчасти) с их попытками подогнать собственное тело под недостижимый идеал, который навязывается индустрией моды.

Как видно на примере отдельных заболеваний, некоторые люди даже предпочитают смерть неудаче.

Многие исследователи полагают, что снижение у человека уровня нейромедиатора ацетилхолина может быть связано с ухудшением психического состояния при болезни Альцгеймера. Некоторые полагают, что лекарство с НАД-h, веществом, которое используется клетками для выработки энергии, поможет стимулировать производство ацетилхолина, остановить потерю нейронов и блокировать симптомы заболевания. В одном австралийском исследовании у пациентов, ежедневно принимавших НАД-h, наблюдалось улучшение памяти после всего лишь двух недель лечения .

Большое исследование проходит в Cyto-Therapeutics, биотехнологической компании в Сан-Диего. Для защиты нейронов от гибели ученые изучают воздействие природного вещества под названием «фактор роста нервов» (ФРН), вводя его в мозг пациентов с болезнью Альцгеймера. Если ФРН сработает, то недуг может быть побежден .

Болезнь Альцгеймера и иммунная система

Никто точно не знает, чем вызвана болезнь Альцгеймера. Однако существует удивительная гипотеза, у которой появляется все больше сторонников: сама иммунная система может ухудшать течение болезни. В организме накапливаются белки (бета-амилоиды), которые выстраиваются вокруг клеток мозга и слипаются. Иммунные клетки пытаются их разрушить, в результате чего в качестве побочного продукта высвобождаются токсины, разрушающие здоровые клетки мозга. Таким образом, болезнь Альцгеймера сходна с другими аутоиммунными заболеваниями, например артритом и волчанкой .

Juan S. Einstein’s brain was doing the washing // The Sydney Morning Herald. 8 February 1990. Р. 12.

Herbst J. Bioamazing: A Casebook of Unsolved Human Mysteries. N. Y.: Atheneum, 1985. Р. 12.

Интервью с Д. Дольфином от 10 июля 1997 г. Доктор Дэвид Дольфин – профессор биохимии из университета Британской Колумбии в Ванкувере.

Dolphin D. Porphyria, vampire, and werewolves: The aetiology of European metamorphosis legends. Washington, DC: American Association for the Advancement of Science. 1985. P. 1–9.

Stix G. Listening to culture // Scientific American. January 1996. P. 16, 21.

Levy J., Neutra R., Parker D. Hand Trembling, Frenzy Witchcraft, and Moth Madness: A Study of Navajo Seizure Disorders. Tucson: University of Arizona Press, 1987. Доктор Джеррольд Леви и коллеги работают на факультете антропологии Аризонского университета.

Yap P. Koro – a culture-bound depersonalization syndrome // British Journal of Psychiatry. 1965. Vol. 111. P. 43–50.

Edwards J. Indigenous koro, a genital retraction syndrome of insular Southeast Asia: A critical review // Culture, Medicine and Psychiatry. 1984. Vol. 8. P. 1—24.

Scher M. Koro in a native born citizen of the U.S. // International Journal of Social Psychiatry. 1987. Vol. 33. No. 1. P. 42–45. Доктор Мэрионда Шер – психиатр кафедры психиатрии и наук о поведении Вашингтонского университета в Сиэтле.

Juan S. Only Human: Why We React, How We Behave, What We Feel. Sydney: Random House Australia, 1990. P. 117–119.

Teicher M. Windigo Psychosis. Seattle: University of Washington Press, 1960.

Rubel A., O’Neil C., Collado-Ardon R. Susto, A Folk Illness. University of California Press, 1984. Доктор Артур Рубел и коллеги работают в отделении антропологии Калифорнийского университета в Ирвине.

Juan S. Taboos and mental illness // The Sydney Morning Herald. 15 June 1994. P. 15.

Johnson S. Psychiatric manual to list cultural woes // The San Jose Mercury News. 23 April 1994. P. 1A—2A.

Lindner C. Yo u must remember this // Men’s Health. September 1995. P. 112.

Heilman J. The good news about Alzheimer’s // Parade. 13 August 1995. P. 12–13.

Richardson S. The besieged brain // Discover. September 1996. P. 30–31.

источник

Форум больных и не больных F20 шизофренией, МДП (БАР), ОКР и другими психиатрическими диагнозами. Группы взаимопомощи. Психотерапия и социальная реабилитация. Как жить после психушки

Сообщение Malasha » 07.01.2016, 00:30

Психические заболевания есть во всех обществах. Но в разных культурах они имеют разные проявления. То, что в одном обществе определяется как легкое психическое расстройство, в другом может оцениваться как нормальное поведение.
Например, в западном обществе люди, которые регулярно разговаривают с умершими родственниками или с какими то сверхъестественными существами, считаются психически больными. Но такое же поведение может считаться нормальным или даже завидным в другой культуре, в которой параллельный мир, в который уходят люди после смерти, вполне реален и даже более важен, чем мир, в котором обитают живые.
http://anthro.palomar.edu/medical/med_4.htm

Психиатрические синдромы в разных культурах.

* амок или мата elap: (Малайзия) диссоциативный эпизод, характеризуется периодом задумчивости, за которым следует всплеск насильственных, агрессивных действий или смертоносного поведения, направленного на людей и предметы. Эпизод имеет тенденцию быть спровоцированным оскорблением или незначительным замечанием и распространен только среди мужчин. Этот эпизод часто сопровождаются идеями преследования, автоматизма, амнезии на данный период эпизод, истощение, и возвращением к предболезненному состояния после эпизода. Некоторые случаи амока могут происходить в течение короткого психотического эпизода или представляют собой начало или обострение хронического психотического процесса.

Аналогично cafard или cathard (Полинезия), тза-де-pelea (Пуэрто-Рико), iich’aa (Навахо), и синдромы в Лаосе, Папуа-Новой Гвинеи и Филиппин.

* анорексия мирабилис или святой анорексии: (средневековая Европа): строгое ограничение потребления пищи, связанный с опытом религиозной преданности. Часто не считается патологическим в рамках культуры.

* нервная анорексия (Северная Америка, Западная Европа) — строгое ограничение потребления пищи, связанное с патологической боязнью ожирения. Другие методы могут также использоваться для того, чтобы похудеть, в том числе чрезмерные физические нагрузки. Могут перекликаться с симптомами булимии.

* boufée deliriante: (Западная Африка и Гаити) — неожиданный всплеск возбужденного и агрессивного поведения, отмечается путаница и психомоторное возбуждение. Оно может иногда сопровождаться визуальными и слуховыми галлюцинациями или параноидальным воображением.
Похоже на психотические рассройства.

Читайте также:  Бессонница у беременных в первом триместре что делать

* мозг #######1 или туман мозга: (Западная Африка) — условие опыта, в основном подростки средней школы или студенты университета. Симптомы включают в себя трудности с концентрацией внимания, запоминания и мышления. Учащиеся часто жалуются на «слабость» мозга. Дополнительные симптомы- вокруг головы и шеи — боль, сдавливание, герметичность, размытость видения, тепло или жжение. «Усталость мозга» или усталость от «слишком много думать» — это идиома бедствия во многих культурах.
Может напоминать тревожность, депрессивные, или соматоформные

* нервная булимия (Северная Америка, Западная Европа) — обжорство с последующим очищением через самоиндуцированные рвоты, слабительные или мочегонные средства, болезненный страх ожирения. Может перекликаться с симптомами нервной анорексии.

* dhat: (Индия) Семен-потеря Дауна, характерны выраженная тревога и ипохондрические опасения с разрядом спермы, беловатое обесцвечивание мочи, и чувства слабости и истощения.
Аналогично jiryan (Индия), сукра prameha (Шри-Ланка), и shenkui (Китай).

* выпадение или провалы в памяти: (Юг США и Карибский бассейн) эпизоды характеризуются внезапным коллапсом, которому предшествует головокружение или «плавания» в голове. Глаза обычно открыты, но человек утверждает, что не способен видеть. Человек обычно слышит и понимает происходящее вокруг него, но чувствует себя бессильным и не способным двигаться.
Может соответствовать диссоциативному расстройству

* призрак болезни — (индейские группы) поглощенность смертью и умершими, иногда ассоциируется с колдовством. Симптомы могут включать в себя плохие сны, слабость, ощущение опасности, потерю аппетита, обмороки, головокружение, страх, беспокойство, галлюцинации, потерю сознания, спутанность сознания, чувства бесполезности, чувство удушья.

* гризи siknis: (индейцы Мискито, Никарагуа) к симптомам относятся головная боль, тревожность, гнев, бесцельный бег.

* Hi-Wa itck: (Мохаве американских индейцев) бессонница, депрессия, потеря аппетита, а иногда и самоубийства, связанные с нежелательном расставанием с любимым человеком.

* шей-пинг: (Тайвань) краткое трансовое состояние, во время которого человек одержим духом предков, который часто пытается связаться с другими членами семьи. Симптомы включают тремор, дезориентация, бред и визуальные или слуховые галлюцинации.

* хва-биунг или шерсть-хва-бум: (Корея) «гнев синдром». Симптомы обусловлены подавлением гнева и включают в себя бессонницу, усталость, панику, страх приближающейся смерти, дисфорический аффект, диспепсия, анорексия, одышка, сердцебиение, генерализованные боли, и ощущение массы в эпигастрии.

* инволюционные paraphrenia: (Испания, Германия) параноидальные расстройства, происходящих в среднем возрасте.

* коро: (Малайзия) эпизод внезапной и интенсивной тревоги такой, что пенис (или, в редких случаях у женщин, вульвы и сосков) отойдут на организм и могут стать причиной смерти. Этот синдром иногда встречается в местных эпидемиях.
Этот синдром встречается по всей Южной и Восточной Азии под разными именами: суо Янг (Китай); jinjinia bemar (Ассам); и РК-Чжу (Таиланд). Он был выявлен в единичных случаях в США и Европе, а также среди диаспор этнических китайцев, или странах Юго-Восточной Азии.

* latah: (Малайзии и Индонезии) повышенная чувствительность к внезапным испугом, часто эхолалия, команды послушания словно в трансе или диссоциативное поведение. Малазийский синдром чаще всего встречается у женщин среднего возраста.
Похожие синдромы включают: amurakh, irkunii, ikota, олан, myriachit, и menkeiti (Сибирский групп); Бах-tschi, ба-ци, и баа-цзи (Таиланд); иду (Айну & Сахалин, Япония); и Мали-Мали и silok (Филиппины).

* locura: (Латинская Америка) тяжелая форма хронического психоза, объясяется наследствеой уязвимостью, эффект многих жизненных трудностей, или их комбинацию. Симптомы включают непоследовательность, возбуждение, слуховые и зрительные галлюцинации, неспособность следовать правилам социального взаимодействия, непредсказуемость, и возможного насилия.

* pibloktoq или Арктическая истерия: (Гренландские эскимосы) — резкий диссоциативный эпизод, сопровождается крайним возбуждением до 30 минут продолжительностью и часто следуют судорожные припадки и кома длительностью до 12 часов. После него человек может быть слегка раздражительным в течение часов или дней до начала приступа и обычно полная амнезия на приступ. Во время приступа человек сорвать одежду, ломать мебель, кричать матом, есть кал, бежать от защитных укрытий, или совершать другие иррациональные или опасных деяний.
Синдром встречается по всей Арктике с местными именами.

* ци-гун психотические реакции: (Китай) острый, ограниченный по времени эпизод характеризуется диссоциативными, параноидными, или другими психотическими или не психотическими симптомами, которые возникают после занятий Китайской Народной оздоровительной практикой ци-гун. Особенно уязвимыми являются физические лица, которые становятся чрезмерно вовлечены в практику.

* кровавая dormido: (португальский язык населения Кабо-Верде) буквально «Спящая кровь». Симптомы включают боли, онемение, тремор, паралич, судороги, инсульт, слепота, инфаркт, инфекция и выкидыш.

* shenjian shuairuo: (китайский) эквивалентно ныне прекратившей свое существование диагноза «неврастения». Симптомы включают физическую и умственную усталость, головокружение, головные боли и другие боли, трудности с концентрацией внимания, нарушение сна и потеря памяти. Другие симптомы включают желудочно-кишечные проблемы, сексуальную дисфункцияю, раздражительность, возбудимость, а также различные признаки указывают на нарушения вегетативной нервной системы.

* Shenkui (китайский): выраженная тревога или паника симптомы, сопровождающие соматические жалобы, для которых нет физической причины, головокружение, боли в спине, утомляемость, общая слабость, бессонница, частые сновидения, и жалобы на сексуальные дисфункции (такие как преждевременная эякуляция и импотенция). Симптомы — чрезмерная потеря семенной жидкости из частых половых актах, мастурбации, поллюции, или прохождение «белой мутной мочи» предположительно, содержащая сперму. Есть опасения чрезмерной потери семенной жидкости, поскольку она представляет потерю жизненной сущности и тем самым может быть опасно для жизни.
Аналогично dhat и jiryan (Индия); и сукра prameha (Шри-Ланка).

* Син-Бен: (Корея) синдром характеризуется тревожностью и соматическими жалобами (общая слабость, головокружение, страх, потерю аппетита, бессонницу и желудочно-кишечные проблемы), с последующей диссоциацией и владение духами предков.

* shinkeishitsu: (Япония) синдром отмечен одержимостью, перфекционизмом, амбивалентостью, социальной самоизоляций, неврастенией и ипохондрией.

* заклинание: (южные штаты Америки) — состояние транса, в котором люди «общаются» с умершими родственниками или с духами. Порой это связано с короткими периодами изменения личности. Заклинания не считаются медицинским событем в народной традиции, но могут быть не верно истолкованы как психотические эпизоды в клинических условиях.

* который: (Тринидад) депрессия ассоциируется с высокой частотой самоубийств; наблюдается у мужчин, покинутых своими женами.

* taijin kyofusho: (Япония) синдром интенсивных опасений, что тело, части тела или телесные функции являются неприятными, смущающими или оскорбительными для других людей по внешности, запаху, мимике или движениями.
Похожи на социальные фобии и включены в официальные японские классификации психических расстройств.

* windigo или witiko: (Algonkianбыл индейцев, Небраска США и Восточной Канаде) . Известный синдром навязчивого каннибализма, теперь несколько дискредитирован. Вендиго был якобы вызван потреблением человеческой плоти в голод. После этого, каннибала преследовала непреодолимая тяга к человеческой плоти и мысли об убийствах и поедании людей.

* зар: (Эфиопии, Сомали, Египте, Судане, Иране и других странах Северной Африки и Ближнего Востока) переживание одержимости духом. Симптомы могут включать диссоциативные эпизоды со смехом, криками, ударами головой об стену, песнями или плачем. Физические лица могут показывать апатию, отказ от пищи или от выполнения ежедневных задач, или могут развиваться долгосрочные отношения с обладающим духом. Такое поведение не обязательно считается патологическим в данной местности.

источник

Мотыльковое безумие — это болезнь индейцев племени навахо, живущих на юго-западе США. Навахо относятся к ней точно так же, как европейцы к СПИДу, то есть страшно ее боятся. Мотыльковое безумие выражается в том, что у человека начинаются припадки, подобные эпилептическим, которые приводят к бешенству и истерическому, самоубийственному поведению. Нередко больной считает, что какая-то часть его тела стала значительно меньше — голова, корпус, половые органы или что-нибудь еще. При обследовании врачи не находили физических признаков какого-либо заболевания. Это состояние чисто психосоматическое. Его называют мотыльковым безумием из-за трепещущих движений крыльев мотылька, его крошечных размеров и малого времени жизни.

Антропологи из Аризонского университета говорят, что навахо связывают мотыльковое безумие с нарушением табу на инцест: «Даже если начало [мотылькового безумия] приходится на первые годы жизни человека, считается, что табу нарушил один из родителей и болезнь перешла на ребенка, когда тот был еще в утробе».

Еще одна болезнь, связанная с уменьшением, называется коро. Это малоизвестное заболевание поражает в основном жителей Южной и Юго-Восточной Азии и заключается в ярких и часто разрушительных панических приступах, связанных с переполняющим человека страхом, что его половые органы уменьшаются, отпадают или втягиваются. Обычно пациент убежден, что, когда это случится с его гениталиями, он немедленно умрет. Такое психическое расстройство значительно чаще встречается у мужчин (пенис и яички), нежели у женщин (грудь и наружные половые органы). Врачи и психологи не знают, почему коро принимает такую форму и возникает в основном в азиатских странах.

Приступы коро могут длиться в течение часов, дней и даже недель. Современное лечение заключается в лекарственной терапии и психотерапии. Однако методы народного лечения значительно более любопытные — например, когда «семья и друзья держат пенис больного из страха, что он исчезнет в брюшной полости».

Индейцы-алгонкины, живущие на северо-востоке Канады, верят в ужасное чудовище по имени Виндиго. Это гигантское, похожее на камень создание пяти метров в высоту, питающееся человеческим мясом. У него страшная пасть с огромными, кривыми и острыми как бритва зубами. Он постоянно шипит и производит другие жуткие звуки. Его совиные глаза налиты кровью, а метровые ступни оканчиваются единственным огромным когтистым пальцем. Он живет в темных лесах и совершенно невосприимчив к холоду. Убить его практически невозможно. Когда он начинает преследовать свою жертву, та обречена. Если охотник не возвращается с охоты, считается, что на него напал Виндиго.

У этого народа психоз Виндиго проявляется в уверенности, что кто-то оказался одержим духом лесного монстра. Причиной одержимости считается неспособность добыть еду для семьи — это для членов племени и огромная личная неудача, и проступок, имеющий общественное значение. Как и само чудовище Виндиго, психотики испытывают сильнейшее навязчивое желание есть человеческое мясо. Обычно они удовлетворяют свое каннибальское желание, нападая на членов собственной семьи. Индейцы вполне способны убить и съесть своих близких, если их не остановить. Они верят, что потеряли контроль над своими действиями, и единственным избавлением для них является смерть. По словам Мортона Тейчера, написавшего работу по психологической антропологии «Психоз Виндиго», больные часто просят убить их и не противятся собственной смерти.

В Центральной Америке сусто называют психическое заболевание, при котором больному кажется, что он утратил свою жизненную силу. Сон становится беспокойным, а сам больной — апатичным, погружается в депрессию. Человек теряет аппетит, не обращает внимания на состояние одежды и личную гигиену и не способен выполнять нормальные повседневные обязанности. От сусто можно умереть, что иногда и происходит. Хотя люди медленно угасают, врачи не находят у них физических признаков заболеваний или повреждений. Больные говорят, что сусто возникает после внезапного сильного испуга или другой травмы. Сусто называют espanto, perdida del alma или chibih. Антропологи из Калифорнийского университета проанализировали это необычное расстройство, часто наблюдающееся в мексиканском штате Оахака. Они исследовали 48 больных сусто разного возраста в течение семи лет. Восемь человек из этой группы умерли. В контрольной группе из 48 человек, у которых не было сусто, не умер ни один. Исследователи пришли к выводу, что причины этого заболевания социальные, а не биологические. Они предположили, что люди заболевают сусто, если по каким-то причинам не могут оправдать ожидания общества. Если они не выполняют свою роль, к которой пытались приспособиться, то находят выход в заболевании и, в итоге, в смерти.

Это психическое заболевание проявляется в напряженных раздумьях, за которыми следуют вспышки агрессии, проявления жестокости или даже убийство. Часто оно возникает из-за пережитого оскорбления и поражает только мужчин из Лаоса, Филиппин, Малайзии, Полинезии, Папуа — Новой Гвинеи, а также навахо и пуэрториканцев.

Усталость мозга — психический синдром, наблюдавшийся исключительно в Западной Африке. При нем больной испытывает общее ощущение усталости, из-за чего ему становится сложно концентрироваться и что-либо вспоминать. Интересно, что это состояние возникает среди студентов университетов и учащихся школ, когда те переживают крайнее умственное напряжение.

Встречающаяся среди различных индейских племен, эта болезнь вызывает кошмары, физическую слабость, чувство безысходности, ощущение опасности, потерю аппетита, обмороки, головокружение и галлюцинации. Призрачная болезнь связана с беспокойством по поводу смерти и мертвых. Она свойственна культуре американских индейцев.

Встречающееся только в Японии, это психическое заболевание вызвано сильным страхом, что тело человека оскорбляет других своим видом, движениями или запахом. Иногда больной убежден, что может уменьшаться под взглядом других людей.

У корейцев подавление сильного гнева может вызвать заболевание, характеризующееся бессонницей, приступами паники, страхом перед грядущей смертью, нарушением пищеварения, сильным сердцебиением и болями во всем теле.

Португальцы с островов Кабо-Верде называют это заболевание sangue dormido — «спящая кровь». Когда человек нарушает важные общественные законы, его кровь может «заснуть». При болезни могут возникнуть боль, онемение, паралич, конвульсии, инсульт, слепота, сердечный приступ и выкидыш у женщин. Иногда у человека создается ощущение, что его мозг сморщивается.

источник

«И действительно, в воскресенье появилась Ребека. Ей было не больше одиннадцати лет. Она проделала тяжелый путь от Манауре с торговцами кожей, которым поручили доставить девочку вместе с письмом в дом Хосе Аркадио Буэндиа, хотя они так и не могли объяснить толком, что за человек попросил их об этом одолжении. Весь багаж вновь прибывшей состоял из сундучка с платьем, маленького деревянного кресла качалки, разрисованного яркими цветами, и парусинового мешка; из него все время слышалось «клок, клок, клок» – там лежали кости ее родителей. Письмо, адресованное Хосе Аркадио Буэндиа, было составлено в чрезвычайно любезных выражениях кем то, кто, несмотря на время и расстояние, продолжал его горячо любить и чувствовал себя обязанным во имя простой человечности совершить сей акт милосердия – отправить к нему бедную, беззащитную сиротку, кузину Урсулы и, следовательно, также родственницу Хосе Аркадио Буэндиа, хотя и более отдаленную, потому что она являлась родной дочерью его незабвенного друга Никанора Ульоа и Ребеки Монтиэль, достойной супруги последнего, коих Господь Бог взял в свое небесное царствие и чьи кости прилагаются к письму, дабы их могли предать земле по христианскому обряду. Оба имени и подпись в конце письма были написаны вполне разборчиво, тем не менее ни Хосе Аркадио Буэндиа, ни Урсула не могли припомнить таких родственников, а равно и знакомого, который носил бы фамилию отправителя и проживал в далеком селении Манауре. Получить какие либо дополнительные сведения от девочки оказалось совершенно невозможным. Войдя в дом, она тут же уселась в свою качалку и стала сосать палец, глядя на всех большими испуганными глазами и не подавая никаких признаков понимания того, о чем ее спрашивали. На ней было выкрашенное в черный цвет старенькое платьице из диагонали и потрескавшиеся лаковые башмачки. Волосы, собранные за ушами в два пучка, были завязаны черными бантиками. На шее висела ладанка с расплывшимся от пота изображением, а на правом запястье – клык какого то хищного зверя на медной цепочке: амулет против дурного глаза. Ее зеленоватая кожа и вздувшийся, твердый, как барабан, живот свидетельствовали о плохом здоровье и постоянном недоедании, и тем не менее, когда принесли еду, она продолжала сидеть неподвижно и даже не прикоснулась к поставленной ей на колени тарелке. Все уже пришли к мысли, что она глухонемая, но тут индейцы спросили ее на своем языке, не хочет ли она пить, и девочка повела глазами, словно признала их, и утвердительно кивнула головой.

Ее оставили в доме, ведь другого выхода не было. Окрестить ее решили Ребекой – так же, как звали, если верить письму, ее мать, потому что, хотя Аурелиано не поленился прочитать перед ней все святцы, она не откликнулась ни на одно из имен. Поскольку в те времена кладбища в Макондо не было, ведь никто еще не успел умереть, мешок с костями спрятали до тех пор, пока не появится достойное место для захоронения, и еще долго он попадался под руку в самых разных местах, там, где его меньше всего предполагали обнаружить, и всегда со своим «клок, клок, клок», похожим на кудахтанье сидящей на яйцах курицы. Утекло немало времени, прежде чем Ребека вошла в жизнь семьи. Сначала она имела обыкновение пристраиваться на своей качалке в самом укромном уголке дома и сосать палец. Ничто не привлекало ее внимания, и только когда через каждые тридцать минут начинали играть часы, она всякий раз испуганно озиралась вокруг, словно надеялась обнаружить звуки где то в воздухе. Долго ее не могли заставить есть. Никто не понимал, почему она не умирает с голоду, пока индейцы, знавшие все, потому что они без конца ходили своими неслышными шагами взад и вперед по дому, не открыли, что Ребеке по вкусу только влажная земля да куски известки, которые она отдирает ногтями от стен. Очевидно, родители или те, кто ее растил, наказывали девочку за эту дурную привычку: землю и известку она ела тайком, с сознанием вины, и старалась делать запасы, чтобы полакомиться на свободе, когда никого не будет рядом. За Ребекой установили неусыпный надзор. Землю во дворе поливали коровьей желчью, а стены дома натирали жгучим индийским перцем, рассчитывая этим путем излечить девочку от порочной наклонности, но она проявляла столько хитрости и изобретательности, добывая себе пищу, что Урсула была вынуждена прибегнуть к самым сильнодействующим средствам. Она выставила на всю ночь под холодную росу кастрюлю с апельсиновым соком и ревенем, а поутру, до завтрака, дала Ребеке это снадобье. Хотя никто никогда не рекомендовал Урсуле такую смесь как лекарство против нездорового пристрастия к земле, она рассудила, что любая горькая жидкость, попав в пустой желудок, вызовет колики в печени. Несмотря на свой хилый вид, Ребека оказалась весьма воинственной и сильной: чтобы заставить ее проглотить лекарство, пришлось к ней подступаться, как к бодливой телке, – она билась в судорогах, царапалась, кусалась, плевалась и выкрикивала разные непонятные слова, которые, по уверению возмущенных индейцев, были ругательствами, самыми грубыми ругательствами, какие только возможны в языке гуахиро. Узнав об этом, Урсула тут же дополнила лечение ударами ремня. Так никогда и не было установлено, что же в конце концов определило успех – ревень, ремень или то и другое вместе, известно лишь одно: через несколько недель у Ребеки появились первые признаки выздоровления. Теперь она играла вместе с Аркадио и Амарантой, относившимися к ней как к старшей сестре, и с аппетитом ела, умело пользуясь вилкой и ножом. Позже обнаружилось, что она говорит по испански так же бегло, как на языке индейцев, что у нее незаурядные способности к рукоделию и что она поет вальс часов на очень милые слова собственного сочинения. Вскоре Ребека стала как бы новым членом семьи. С Урсулой она была ласковее, чем родные дети. Амаранту звала сестричкой, Аркадио братиком, Аурелиано дядей, а Хосе Аркадио Буэндиа дедулей. Таким образом, Ребека не меньше, чем все остальные, заслужила право называться именем Буэндиа – единственным, которое у нее было и которое она с достоинством носила до самой смерти.

Читайте также:  Если мучает бессонница с похмелья

Однажды ночью, уже после того, как Ребека излечилась от порочного пристрастия к земле и ее переселили в комнату Амаранты и Аркадио, индианка, спавшая вместе с детьми, случайно проснулась и услышала странный, прерывистый звук, исходивший из угла. Встревоженная, она вскочила с постели, опасаясь, не забралось ли в комнату какое нибудь животное, и увидела, что Ребека сидит в качалке и держит палец во рту, а глаза у нее светятся в темноте, как у кошки. Оцепенев от ужаса, Виситасьон прочла в этих глазах признаки той самой болезни, угроза которой заставила ее и брата навеки покинуть древнее королевство, где они были наследниками престола. В доме появилась бессонница.

Индеец Катауре ушел из Макондо, не дожидаясь рассвета. Сестра его осталась, сердце фаталистки подсказывало ей, что смертельный недуг все равно будет преследовать ее, в какой бы далекий уголок земли она ни скрылась. Никто не понял тревоги Виситасьон. «Не будем спать? Ну что ж, тем лучше, – с удовлетворением заявил Хосе Аркадио Буэндиа. – Так мы успеем больше взять от жизни». Но индианка объяснила: самое страшное в болезни не то, что пропадает сон – от этого тело совсем не устает, – хуже всего, что потом неминуемо наступает забывчивость. Говоря так, она имела в виду, что, когда больной свыкается с потерей сна, в его памяти начинают стираться сначала воспоминания детства, потом названия и назначения предметов, затем он перестает узнавать людей и даже утрачивается сознание своей собственной личности и, лишенный всякой связи с прошлым, погружается в некое подобие идиотизма. Хосе Аркадио Буэндиа чуть не умер со смеху и пришел к заключению, что речь идет об одной из бесчисленных напастей, выдуманных суеверными индейцами. Но осторожная Урсула на всякий случай отделила Ребеку от остальных детей.

Через некоторое время, когда испуг Виситасьон, казалось, уже миновал, Хосе Аркадио Буэндиа внезапно обнаружил среди ночи, что вертится в постели с боку на бок и не может сомкнуть глаз. Урсуле тоже не спалось, она спросила, что с ним, и он ответил: «Я снова думал о Пруденсио Агиляре». Они не вздремнули ни минутки, но утром встали совсем бодрыми и сразу позабыли о дурной ночи. За завтраком Аурелиано высказал удивление, что чувствует себя превосходно, хотя всю ночь просидел в лаборатории, где покрывал золотом брошку в подарок Урсуле ко дню рождения. Но никто не придавал значения этим странностям, пока через два дня, в тот час, когда Буэндиа обычно укладывались в постели, все не заметили, что сна у них ни в одном глазу, и, поразмыслив, не сообразили, что не спят уже больше пятидесяти часов.

– Дети тоже не спят. Раз эта чума вошла в дом, никто от нее не спасется, – заметила индианка с присущим ей фатализмом.

И в самом деле – семья заболела бессонницей. Урсула, научившаяся от матери разбираться в лечебных свойствах трав, приготовила питье из аконита и напоила домочадцев, но и после этого заснуть никому не удалось, зато целый день все грезили наяву. Находясь в странном состоянии полусна полубодрствования, они видели не только образы собственных грез, но и те образы, что грезились другим. Казалось, весь дом наполнился гостями. Сидевшей в своей качалке в углу кухни Ребеке виделось, что человек, очень похожий на нее, в белом полотняном костюме и с золотой запонкой на воротнике рубашки, преподносит ей букет роз. Рядом с ним стоит женщина с нежными руками, она берет одну розу и прикрепляет ее к волосам Ребеки. Урсула поняла, что мужчина и женщина были родителями девочки, но, как ни старалась, так и не узнала их, а лишь окончательно убедилась, что никогда прежде их не видела. Тем временем по недосмотру, которого Хосе Аркадио Буэндиа не мог себе простить, изготовлявшиеся в доме леденцовые фигурки по прежнему выносили в город на продажу. Дети и взрослые с наслаждением сосали вкусных зеленых петушков бессонницы, превосходных розовых рыбок бессонницы, сладчайших желтых лошадок бессонницы, и когда в понедельник встала заря, не спал уже весь город. Сначала никто не беспокоился. Многие даже радовались – ведь в Макондо дел тогда было невпроворот и времени не хватало. Люди так прилежно взялись за работу, что в короткий срок все переделали и теперь в три часа утра сидели сложа руки и подсчитывали, сколько нот в вальсе часов. Те, кто хотел заснуть – не от усталости, а соскучившись по снам, – прибегали к самым разнообразным способам, чтобы довести себя до изнурения. Они собирались вместе и болтали без умолку, повторяли целыми часами одни и те же анекдоты, рассказывали сказку про белого каплуна, все усложняя ее до тех пор, пока не приходили в отчаяние. Это была игра – из тех, что никогда не кончаются: ведущий спрашивал остальных, хотят ли они послушать сказку про белого каплуна, и если ему отвечали «да», он говорил, что не просил говорить «да», а просил ответить, рассказать ли им сказку про белого каплуна, если ему отвечали «нет», он говорил, что не просил говорить «нет», а просил ответить, рассказать ли им сказку про белого каплуна, если все молчали, ведущий говорил, что не просил молчать, а просил ответить, рассказать ли им сказку про белого каплуна; и никто не мог уйти, потому что ведущий говорил, что не просил уходить, а просил ответить, рассказать ли им сказку про белого каплуна. И так без конца, по замкнутому кругу, целые ночи напролет.

Когда Хосе Аркадио Буэндиа понял, что зараза охватила весь город, он собрал глав семейств, чтобы поделиться с ними своими знаниями об этой болезни и придумать, как помешать распространению эпидемии на соседние города и деревни. Вот тогда то и сняли с козлов колокольчики, что получены были от арабов в обмен на попугаев, и повесили их у входа в Макондо для тех, кто, пренебрегая советами и мольбами караульных, настаивал на желании войти в город. Все пришлые, появлявшиеся в те дни на улицах Макондо, были обязаны звонить в колокольчик, предупреждая больных, что идет здоровый. Пока они находились в городе, им не разрешалось ни есть, ни пить, ибо не было никакого сомнения в том, что болезнь передается только через рот, а вся пища и все питье в Макондо заражены бессонницей. С помощью этих мер эпидемия была ограничена пределами города. Карантин соблюдался очень строго, и со временем все свыклись с чрезвычайным положением: жизнь снова наладилась, работа пошла, как прежде, и никто больше не огорчался из за того, что утратил бесполезную привычку спать.

Средство, которое в течение нескольких месяцев помогало всем бороться с провалами в памяти, изобрел Аурелиано. Открыл он его случайно. Больной с огромным опытом – ведь он был одной из первых жертв бессонницы, – Аурелиано в совершенстве освоил ювелирное ремесло. Однажды ему понадобилась маленькая наковальня, на которой они обычно расплющивали металлы, и он не мог вспомнить, как она называется. Отец подсказал: «Наковальня». Аурелиано записал слово на бумажке и приклеил ее к основанию инструмента. Теперь он был уверен, что больше этого слова не забудет. Ему и в голову не пришло, что случившееся было лишь первым проявлением забывчивости. Уже через несколько дней он заметил, что с трудом припоминает названия почти всех вещей в лаборатории. Тогда он приклеил к ним соответствующие ярлыки, и теперь достаточно было прочесть надпись, чтобы определить, с чем имеешь дело. Когда встревоженный отец пожаловался, что забывает даже самые волнующие впечатления детства, Аурелиано объяснил ему свой способ, и Хосе Аркадио Буэндиа ввел его в употребление сначала у себя в семье, а потом и в городе. Обмакнув в чернила кисточку, он надписал каждый предмет в доме: «стол», «стул», «часы», «дверь», «стена», «кровать», «кастрюля». Потом отправился в загон для скота и в поле и пометил там животных, птиц и растения: «корова», «козел», «свинья», «курица», «маниока», «банан». Мало помалу, изучая бесконечное многообразие забывчивости, люди поняли, что может наступить такой день, когда они, восстановив в памяти название предмета по надписи, будут не в силах вспомнить его назначение. После этого надписи усложнили. Наглядное представление о том, как жители Макондо пытались бороться с забывчивостью, дает табличка, повешенная ими на шею корове: «Это корова, ее нужно доить каждое утро, чтобы получить молоко, а молоко надо кипятить, чтобы смешать с кофе и получить кофе с молоком». Вот так они и жили в постоянно ускользающей от них действительности, с помощью слова им удавалось задержать ее на короткое мгновение, но она должна была неизбежно и окончательно исчезнуть, как только забудется значение букв.

У входа в город повесили плакат: «Макондо», другой, побольше, установили на центральной улице, он гласил: «Бог есть». На всех домах были начертаны разные условные знаки, которым надлежало воскрешать в памяти предметы и чувства. Однако подобная система требовала неослабного внимания и огромной моральной силы, почему многие и поддались чарам воображаемой действительности, придуманной ими же самими, – это было не так практично, но зато успокаивало. Распространению упомянутого самообмана больше всех способствовала Пилар Тернера, наловчившаяся читать по картам прошлое, как прежде читала будущее. Благодаря ее хитроумной выдумке бессонные жители Макондо очутились в мире, созданном из неопределенных и противоречивых предположений карт, в этом мире с трудом вспоминали вашего отца как темноволосого мужчину, прибывшего в начале апреля, а мать – как смуглую женщину с золотым кольцом на левой руке, дата же вашего рождения представала перед вами как последний вторник, в который на лавре пел жаворонок. Разбитый наголову этим обрядом утешения, Хосе Аркадио Буэндиа решил построить в противовес ему машину памяти, которую он в свое время мечтал создать, чтобы запомнить все чудесные изобретения цыган. Действие ее должно было основываться на принципе ежедневного повторения всей суммы полученных в жизни знаний. Хосе Аркадио Буэндиа представлял себе этот механизм в виде вращающегося словаря, которым человек, находящийся на оси вращения, управляет с помощью рукоятки, – таким образом перед его глазами могут за короткое время пройти все сведения, необходимые для жизни. Изобретателю удалось уже заполнить около четырнадцати тысяч карточек, когда на дороге из долины, позвякивая печальным колокольчиком тех, кто не утратил сна, показался необычного вида старик, с пузатым, перевязанным веревками чемоданом и тележкой, покрытой черными тряпками. Он направился прямо к дому Хосе Аркадио Буэндиа.

Виситасьон, открывшая старику дверь, не узнала его и приняла за торговца, который еще не слышал, что в городе, безнадежно погрузившемся в пучину забывчивости, невозможно ничего продать. Пришелец был совсем дряхлым. Хотя его голос дрожал от неуверенности, а руки, казалось, сомневались в существовании вещей, было совершенно очевидно, что он явился из того мира, где люди умеют спать и помнят. Когда Хосе Аркадио Буэндиа вышел к старику, тот сидел в гостиной, обмахиваясь потрепанной черной шляпой, и внимательно, с сочувственным видом читал надписи, приклеенные к стенам. Хосе Аркадио Буэндиа приветствовал его с глубочайшим почтением, опасаясь, что, быть может, знал этого человека раньше, а теперь запамятовал. Однако гость разгадал хитрость. Он почувствовал, что его забыли – но не преходящим забвением сердца, а другим, более жестоким и окончательным, которое ему было хорошо известно, потому что это было забвение смерти. Тогда он все понял. Открыл чемодан, набитый не поддающимися определению предметами, и извлек из их груды маленький чемоданчик с многочисленными пузырьками. Потом протянул хозяину дома флакон с жидкостью приятного цвета, тот выпил, и свет озарил его память. Глаза Хосе Аркадио Буэндиа наполнились слезами печали еще прежде, чем он увидел себя в нелепой комнате, где все вещи были надписаны, еще прежде, чем он со стыдом прочел высокопарные глупости на стенах, и даже прежде, чем, почти ослепленный яркой вспышкой радости, он узнал гостя. Это был Мелькиадес.

Читайте также:  Причины бессонницы при повышенном давлении

В то время как Макондо праздновал возвращение памяти, Хосе Аркадио Буэндиа и Мелькиадес отерли пыль со своей старой дружбы. Цыган намеревался остаться в городе. Он действительно побывал на том свете, но не мог вынести одиночества и возвратился назад. Отвергнутый своим племенем, лишенный в наказание за излишнюю привязанность к жизни своей колдовской силы, он решил обрести тихое пристанище в этом, еще не открытом смертью уголке земли и посвятить себя дагерротипии.»

источник

Самое главное, что должен сделать тибетский врач, столкнувшись с нарушением психики, — определить его причину, ибо лечение будет очень различаться, в зависимости от этого и от состояния жизненных сил пациента. Это означает, что тибетская медицина лечит не с помощью общих противо-психотических средств. Лекарства и соответствующие методы лечения должны учитывать соотношение трех жизненных сил больного, в противном случае они могут только навредить. Их следует назначать согласно индивидуальным причинам болезни. Например, безумие, вызванное ядами и нарушением праны, требуют разных лекарств. В случае болезни, вызванной «призраками» и невидимыми силами, которые, согласно тибетской традиции, являются главной причиной умственных заболеваний, следует использовать религиозную практику и тантрические лекарства вкупе с травами и другими соматическими средствами.

Поскольку тибетская медицина считает симптомы, в особенности психические, результатом бесчисленных тонко переплетенных кармических факторов, она не ищет средств быстрого излечения. Она принимает во внимание наличие коренного яда на духовном уровне, а также и то, что его влияние может усилиться при попытке насильно устранить симптом.

Согласно Бурангу, основная причина умственного расстройства лежит в образе жизни, противоречащем глубинным духовным склонностям и сути больного.

. Чисто кармический случай безумия не будет проявляться органическими нарушениями и не может быть вылечен медицинскими средствами.

Согласно и Абхидхарме, и медицинской традиции существует пять причин безумия. Это: карма, горе-беспокойство, неуравновешенность трех жизненных сил, яды (органические) и «злые духи». Эти причины могут действовать по отдельности или совместно друг с другом.

1. Карма. В общем, можно сказать, что карма ответственна за все заболевания, однако в данном случае имеется в виду другое. Умственное кармическое заболевание подразумевает особую связь с судьбой, пожинание плодов деяний прошлого. Для лечения таких кармических заболеваний нет других лекарств, кроме Дхармы: ничто другое не помогает против дурной кармы. Это верно как для соматических, так и для психических расстройств.

Считается, что причина любого умственного заболевания — принесение страданий другим людям в прошлой жизни; результаты — более, чем определенны. Например, если кто-либо потревожил чью-либо медитацию, или даже просто побеспокоил добрых людей, следствием в этой жизни будет великая печаль и подавленность, наступающая внезапно и без всякой видимой причины. Сходным образом, если человек был злонамерен в прошлом, следствием в этой жизни будет вечная боязливость без причины. Только ламы-врачи, достигшие высокого уровня, способны при кармическом психическом заболевании своим глубинным видением распознавать прошлые деяния, которые стали причиной душевного расстройства.

2. Горе-беспокойство и т.п. Причиной помешательства могут быть и исключительно психологические состояния. В этом случае какой-либо психологический фактор вмешивается в работу жизненного ветра (срог-лунг), того, что имеет непосредственное отношение к сознанию и всегда причастен к расстройствам психики. Навязчивое и неотступное прокручивание причин своей эмоциональной боли, несчастная любовь или потеря положения считаются весомыми факторами, нарушающими сознание, которые могут приводить к неврозу и психозу.

Фактически, три основных класса душевных болезней, определяемых тибетцами, выражаются в терминах их психологических характеристик. Это: 1) страх и одержимость; 2) враждебность; 3)подавленность и замкнутость.

Осознание неизбежных фактов старения и смерти, непостоянства во всех сферах жизни — отношениях, интересах, общественном положении, собственности — может оказаться пагубным. Особенно когда этому сопротивляются, отрицают и подавляют, что вызывает психологическое напряжение и шизофренические тенденции.

Признание изначальной пустотности наших «я» и поступков — болезненно и устрашающе. Без поддержки Дхармы (в самом широком смысле, то есть жизни и деятельности, пронизанной признанием этой пустотности) возникает сильная паника, что ведет к подавлению бессознательных тенденций. В конечном итоге, это может привести к психозу.

Здесь-то и кроется самое главное. Психическая основа безумия та же, что и просветления. Все зависит от того, принимается и понимается ли она и служит ли, в конечном счете, ключом к освобождению. Если нет, она становится, в силу того, что осознавшее ее пока еще подсознательно, причиной отрицания, подавления и, в конечном счете, умственного заболевания.

Сочетание соматических лекарств, травяных смесей, прижигания п т.п., а также дхармическая практика используются для победы над душевными заболеваниями, вызванными психологическими факторами. Невротик может практиковать дхарму самостоятельно, заниматься медитацией, углублять понимание, закалять характер и уравновешивать ум. В более тяжелых случаях, каковой представляют психотики, они не могут заниматься этими практиками самостоятельно, поэтому лама или иной духовный наставник должен выполнять религиозные практики за них.

3. Физический дисбаланс (трех жизненных сил). Когда жизненные силы функционируют нормально, т.е. когда они идут по своим путям, они поддерживают здоровье ума и тела. Когда они функционируют неправильно, то вызывают болезни. Избыток психологических эмоциональных качеств, связанных с каждой из них, ухудшает ментальное состояние. Эмоциональная неуравновешенность вызывает неуравновешенность жизненных сил, которая проявляется как нарушение психики. Самые различные аспекты теории трех жизненных сил — причина, диагностика и лечение — вступают здесь в игру.

А. Ветер. Умственное и эмоциональное напряжение приводит к увеличению ветров, или пран. Чрезмерное сосредоточение и обдумывание чего-либо, беспокойство по поводу неоконченных проектов и не достигнутых целей, сокрушение о семейных проблемах и расстройства о потерянных предметах — все это, как известно, вредит ветру, а значит сознанию, поскольку сознание и ветер взаимосвязаны. Вообще считается, что заболевание ветра происходит из-за чрезмерного желания, похоти и привязанности.

Помимо печали и возбудимости, прочие симптомы психических пранических расстройств таковы: человек говорит все, что взбредет на ум, не помнит сказанного и не может сосредоточиться или окончить что-нибудь. Может все время кричать и внезапно гневаться без причины. Он неугомонен, встревожен и напряжен.

Это психологическое состояние ведет к ошибочному поведению, которое еще более ухудшает поврежденное состояние ума. То есть, психологические страдания, испытываемые таким человеком, приводят его к потере двух опор здоровья: диеты и поведения. Таким образом, его состояние еще более ухудшается. Из-за горя человек не хочет есть — голодание усиливает ветер. Из-за ветра он не может спать, что еще более усиливает его дисбаланс (бессонница-болезнь ветра).

Психиатрическое лечение первым делом восстанавливает должное питание и поведение. Это натуропатия, программа мягкого лечения. Согласно традиции, человек с психологическим расстройством типа «ветра» должен употреблять маслянистую сытную пищу, которая уменьшает «ветер». Пациент должен оставаться в теплой, уютной, темной комнате. Светлая комната отражает свет и яркие цвета, стимулируя таким образом ветры. Пациент должен находиться в приятном месте, в «хорошей комнате с множеством цветов». Лучшей лечебной средой считается место, наделенное естественной красотой.

Во многих случаях больному желательно иметь сексуальные отношения. Одним из симптомов психиатрических расстройств праны явпяется то, что больной часто «хочет быть обнаженным и пытается снять с себя одежду». Он постоянно думает и говорит о сексе. Все это вследствие элемента желания и его прямого отношения к ветру. Сексуальные отношения могут помочь, удовлетворив желание, а потому назначаются вместе с лекарствами.

Тем не менее при некоторых психических болезнях ветра, к примеру, вызванных «духами», сексуальная активность не принесет лечебного эффекта. В этих случаях применяют лекарства и другие методы лечения.
Решающим при лечении психических нарушений, вызванных нарушением ветров, является «любовная забота». Говорится, что пациент должен быть окружен любящими друзьям и семьей. Каждый должен говорить «приятные слова» любви и заботы пациенту — особенно врач. Пациенту должно быть позволено иметь все вещи, любимые им более всего, — музыку, книги и т.п. Его следует развлекать и давать все приятное. Все это древняя форма того, что сегодня мы называем окружением и активной терапией.

Если такое мягкое лечение позитивными впечатлениями от пищи и окружения не вылечит пациента, то, по крайней мере, придаст ему крепость и сопротивляемость. Такой помощи может оказаться достаточно для того, чтобы у него появились моменты прояснения, в течение которых лама-психиатр может повлиять на его сознание, разговаривая с ним, то есть применяя что-то вроде психотерапии.

Другим видом относительно мягкого лечения являются упражнения в глубоком, или «горшечном» дыхании. Поскольку психические заболевания праны часто вызваны непра-вильным действием ветров, особенно «поднимающимся ветром» и «жизненным ветром», такие дыхательные упражнения стабилизируют и регулируют дыхание и успокаивающе действуют на сознание. Также они увеличивают и оживляют тонкую жизненную силу, которая как бы придает человеку уверенности в жизни, порождая чувство благополучия. Полагают, что глубокое дыхание — прекрасное терапевтическое средство в случае депрессии. Впрочем, такое лечение должно производиться правильным образом, поскольку неправильное дыхание, в особенности с задержкой, без соответствующих наставлений, естественно, повредит ветрам.

В некоторых редких случаях йоги впадают в безумие из-за неправильного обращения с дыханием. То есть им не удается попытка собрать ветры вместе в центральном канале и преобразовать их в неотъемлемую природу «йеше-лунг» — прану мудрости. Вместо этого они загоняют нечистые ветры в центральный канал, где сходятся пять сосудов сознания, и это приводит к уже описанным умственным проблемам.

Более радикальные методы психиатрического лечения включают прижигание и иглоукалывание. Для этого используются особые точки: макушка, основание шеи — называемое первым позвонком в тибетской системе (в европейской — седьмой шейный), шестой позвонок (четвертый грудной) и мечевидный отросток. Последние три обычно применяются вместе. Их иногда упоминают как «места тайных жизненных пран». Макушка-точка, наиболее часто используемая при любых психических расстройствах.

Тибетский медицинский массаж, называемый «ку-нье», (буквально: притирание мазями), применяется при психических нарушениях. Для массажа используется лечебное масло на травах. Оно расчищает путь ветрам, которые заблокированы в каналах и кожных порах. При расстройствах ветра на уровне психики («срог-лунг»), лекарственное или просто сливочное масло втирается в четыре точки для прижигания, упомянутые выше. Вообще считается, что массаж с медицинским или любым другим маслом крайне полезен в случаях сильного ментального напряжения, беспокойства, нервозности, а также для пожилых людей со слабым здоровьем.

Одними из наиболее популярных и довольно эффективных лекарств при психических болезнях ветра являются травяные благовония, представленные в тибетской медицине очень широко, а также, конечно, многочисленные травяные лекарства, принимаемые внутрь.

Б. Желчь. Психические расстройства, обусловленные желчью, вызывают у человека безумие буйного и грубого типа, поскольку доша желчи на ментальном плане происходит от гнева-неприязни. Гнев и ненависть, в свою очередь, способствуют чрезмерному возбуждению желчи. Эмоциональные и психологические факторы ведут к потере «двух опор» — пищи и поведения, и возникающее безумие классифицируется как имеющее природу желчи, хотя оно также включает в себя и нарушение ветра.

Результатом является буйное помешательство. Пациент разговаривает с другими грубо и оскорбительно, разбрасывает и ломает вещи и может поранить или даже убить кого-нибудь. Он постоянно разгневан, раздосадован прошлым и крайне напряжен. Полагают, что такого человека нужно приструнить и назначить суровое обращение и наказание.

Что касается образа жизни, то пациент должен оставаться в прохладном месте, вроде овеваемого ветром сада или на берегу реки, или горного ручья. Цвета и среда, окружающая его, должны производить охлаждающий эффект.
Его пища и напитки также должны иметь прохладную природу. Кофе, алкоголя, стимулирующих препаратов, жирной пиши и яиц следует избегать. Назначают специальные медицинские ванны для прочищения канала ветра умственной деятельности, закупоренного вследствие избытка желчи (за подробностями обращайтесь к примечанию \ главы 78 «Чжуд-ши»).

В. Слизь. Омраченность, неведение и леность способствуют образованию слизи. Человек, обезумевший по причине увеличения доши слизи, выказывает признаки болезненной флегматичности. Он становится замкнут, молчалив, пассивен и угрюм. Такой человек отказывается есть, закатывает глаза, подвержен припадкам головокружения. Он кладет вещи и забывает куда. В дополнение к своей молчаливости, он еще и чрезвычайно себе на уме. Для того чтобы вывести его из этого состояния применяется крайне заботливое обращение. Его побуждают к деятельности при каждом удобном случае. Он должен много двигаться. Массаж тут тоже помогает, потому что телу передается физическое движение, и оно производит тепло, хотя и пассивным способом (слизь — холодная). Пациент должен находиться в теплом светлом месте, где с ним будут его друзья и семья, рассказывающие ему истории и говорящие «приятные слова». Его пища и напитки должны противодействовать слизи. Помимо этих мягких методов лечения, следует назначать лекарства из трав. Медицинским маслом следует вызывать рвоту, чтобы прочистить канал ветра и ума, закупоренный слизью. Иногда для этой же цели будет полезна горячая лечебная ванна со взбитым медицинским маслом, или смесью трав.

4. Яды. Токсины могут быть непосредственной причиной безумия. В таких случаях сознание полностью омрачается, силы исчезают и человек теряет здоровый вид, «цвет», что особенно заметно по лицу. Слабость тела, вызванную ядом, невозможно исправить приемом хорошей пищи и экстрактами, потому что яд не удален. Умственное помрачение, вызванное ядом, называется «глубокая иллюзия». Отравленный не знает вовсе, о чем думает, или может переключаться от обычной ясности, к абсолютно иллюзорному мышлению и неосознанности.

Ядом может быть особый токсин или ядовитое сочетание нетоксичных пищи и напитков, а также постепенное накопление токсических веществ в теле. Для лечения безумия, вызванного отравлением, применяют составы с растительными и животными компонентами.

5. Демоны, или злые духи. «Демон», или «злой дух», вызывающий безумие, это постороннее воздействие, которое берет верх над человеком и определяет действия его тела, речи и ума. Эта отрицательная энергия проникает в сознательную психику личности, потому что человек психологически слаб и не сопротивляется. Дух, или демон может быть как единственной причиной безумия, так и действовать совместно с причинами психологическими, отравляющими и вызванными расстройством трех жизненных сил.

Симптомы присутствия духа при психических нарушениях таковы: поведение человека внезапно меняется, и он ведет себя совсем иначе, чем до этого. Его поведение зависит от того, каким духом он поражен. Классификация различных типов духов, таким образом, это классификация различных типов психозов. Тибетская медицина демонстрирует очень древнюю и подробную классификацию безумия, основанную на психологических, поведенческих и физических симптомах, понимаемых как действие духов.

Лечение достаточно сложно, потому что включает много особых тантрических процедур, и, конечно, привлекает религиозную медицину, поскольку одержимость демонами и темными силами, в первую очередь, относится к карме, хотя и может включать (или не включать) психологические или органические сопричины. Существуют различные, довольно сложные методы лечения травами безумия, вызванного различными духами.

Некоторые из этих психиатрических методов — это очень засекреченные процедуры для противодействия дурному воздействию духов с использованием вещей, также затронутых злом. Одна из таких вещей — кровь убитых людей. Тибетские врачи обычно имеют при себе запас высохшей крови убитого человека для этих целей. Использование амулетов и т.п., для предохранения от этих негативных сил стоит на первом месте. Мантры также применяются в качестве терапии, и религиозные практики часто приходится применять для пациентов, неспособных проводить их самостоятельно.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *