Меню Рубрики

Ее серые глаза были красны не то от бессонницы не то от слез

Знаки препинания при однородных членах предложения

Расставьте знаки препинания

1)Выйдешь на палубу взглянешь и ослепнешь на минуту от нестерпимого блеска неба моря. (Гонч.) 2. И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере (Л. Н. Т.) 3) Я не вижу ни голубого неба ни синего моря. Шум холод и соленые брызги вот пока моя сфера (Гонч.) 4) Я то засыпаю то пробуждаюсь от­крываю глаза (Пришв.) 5) Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество. (Пришв.) 6) Иней подолгу лежал па скатах крыш и у колодца и па перилах балкона и на листве. (А. И. Т.) 7. Щёки румяны и полны и смуглы. (Н.) 8) Она [обезьяна] была привязана тонкой цепочкой к одной из скамеек на палубе и металась и пищала жалобно по-птичьи. (Т.) 9) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север. (В. Аж.) 10) Буран крутит швыряет снегом и высвистывает и заливается жутким воем. (В. Ш.) 11) Её [Вари] серые глаза были красны не то от бессонницы не то от слёз. (Степ.) 12) За свою жизнь Прохору довелось перевозить всякие грузы и лес и железо и пшеницу. (Баб.) 13) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было.

Укажите номера предложений, в которых верно поставлены знаки препинания.

1.Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну (П.).

2.Ты внемлешь грохоту громов, и гласу бури и валов, и крику сельских пастухов (П.).

3.Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны (П.).

4.Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон (П.).

5.Буду ли я пеною в море, или голубою мглой на горах, или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе (М. Г.).

6.Гром уже грохотал и впереди, и справа, и слева (Пауст.).

7.Бушует полая вода, шумит и глухо, и протяжно (Бун.).

8.Я люблю эти темные ночи, эти звезды, и клены, и пруд (Бун.).

9.Только по горам еще царствует зима. Только там до сих пор и стужа, и снег, и бураны (Фурм.).

10.В вашем сердце есть и гордость и прямая честь (П.).

11.Он страшно бледен был, и худ, и слаб (П.).

Из приведенных примеров выпишите предложения только с однородными определениями, поставьте необходи­мые знаки препинания, определения подчеркните.

1. Был ветреный летний день. 2. Мартовской южной ночью хлопьями бил снег в дрожащие стекла вагона. /Гайдар/. 3. Ран­ней утренней порой начинается сенокос. 4. Над заводом стояло огромное красное колеблющееся зарево. /Купр./ 5. Степное большое солнце светит ровно. /Пришв.1 6. Помню раннее све­жее тихое утро. /Бун./ 7. Длинные прямые темные волосы не слушались его, падали на лоб на уши. /Фад./ 8. Потянулась вялая глухая лишенная всякого умственного интереса жизнь. /С.-Щ./ 9. И березы старые столетние опустили ветви до земли. /Твард./ 10. И дождь поспелый молодой закапал невпопад. /Твард./ 11. Высокий правый берег густо зарос лесом. /Шол./ 12. Солнце показывается из-за облаков и заливает лес ласко­вым греющим светом. 13. Ах, какой это был прекрасный чис­тый лес! /Гранин/ 14. Густо падающие крупные хлопья снега, яркий радужный свет почему-то не выключенных электриче­ских фонарей придавали городу фантастический вид. /Драг./ 15. Молодой нежный месяц, будто серебряный серп, лежал на синем пологе ночи. /Пауст./ 16. Долгий осенний закат дого­рал. Погасла последняя багровая узенькая, как щель, полоска. /Кор./ 17. И легкой клейкой рыбьей чешуей осыпаны деревян­ные пристани и камни мостовой. /Купр./ 18. Я люблю веселые непринужденные наши перелески и не променяю их на тяже­лую медноствольную корабельную чащу. /Солоух./ 19. Насту­пило светлое жаркое утро. /Бун./ 20. В лодку поднялся огром­ный широкоплечий старик. /М. Г./ 21. Холодная колодезная вода ломила зубы.

источник

Употребление запятой

1. Между двумя или более однородными членами, не соединёнными союзами: Звуки росли, крепли, полнели, становились всё более и более властными, захватывали сердца объединённой и замиравшей толпы. (Кор.)

1. Между однородными членами, связанными одиночным соединительным или разделительным союзом (и, да (-и), или. либо): 1 ) Лодка качну лась, поднялась и исчезла. (Кор.); 2) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (Кр.)

2. Между однородными членами, соединенными повторяющимися соединительными или разделительными союзами ( и . и. ни . ни, да . да, или . или. либо . либо, то . то, не то . не то):

1 ) И берег, и море молчали. (Кор.); 2) В знакомой сакле огонёк то трепетал, то снова гас. (Л.)

2. Внутри групп однородных членов, соединенных попарно: Дети собирали в лесу лечебные травы и ягоды, грибы и орехи.

3. Между однородными членами, соединёнными противительными союзами а, но, да (=но): 1) Он [ребёнок] был тонок и слаб, но ходил и даже бегал свободно по всему дому. (Кор.); 2) Поворчал он, да не посмел ослушаться. (Кор.)

3. В цельных выражениях с повторяющимися союзами: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью . ни дать ни взять, ни взад ни вперед и т. д.: 1) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. (П.);

2) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв.( Г.)

4. Перед второй частью двойного союза, соединяющего однородные члены (как . так и. не только . но и): Пушкин создал замечательные реалистические произведения как (не только) в стихах, так и (но и) в прозе.

Примечания: 1. Вместо запятой для разделения распространённых однородных членов, особенно если внутри них уже есть запятые, может употребляться точка с запятой: Лаврецкий отстаивал молодость и самостоятельность России; отдавал себя, своё поколение в жертву, но заступался за новых людей, за их убеждения и желания. (Т.)

2. Если в предложении больше двух однородных членов, а союз (и. да. или) стоит не перед каждым из них, но хотя бы только перед двумя, то запятая ставится между всеми однородными членами, в том числе и перед первым и (да. или): Татьяна верила преданьям простонародной старины. и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. (П.)

Употребление двоеточия и тире

1. После обобщающего слова, перед однородными членами: Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворяющихся дверей, ни выходивших откуда нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома. (Г.)

Иногда после обобщающего слова в таких случаях употребляются союзы как-то „ а именно. вводное слово например и т. д.; тогда за обобщающим словом ставится запятая, а двоеточие употребляется после этих союзов или пводпых слов: В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек, как-то: уточек, гуськов, дудочек и брызгалок . (Акс.)

1. После однородных членов, перед обобщающим словом: Стол, кресла, стулья — всё было самого тя желого и беспокойного свойства. (Г.)

2. Перед перечислением однородных членов и без обобщающего слова, главным образом в деловой и научной речи: Собрание постановляет:

1) работу ревизионной комиссии одобрить:

2) вынести благодарность членам комиссии.

2. После однородных членов предложения, если впереди них уже стоит обобщающее слово (и двоеточие), а предложение не заканчивается этими однородными членами:

Всюду: вверху и внизу — пели жаворонки. (Ч.)

404. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните (устно) их употребление.

I. 1) Райский бросил взгляд на Волгу и забыл всё. (Гонч.) 2) И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Т.) 3) Я не вижу ни голубого неба ни синего моря. Шум холод и солёные брызги вот пока моя сфера! (Гонч.) 4) Я то засыпаю то пробуждаюсь открываю глаза. (Пришв.) 5) Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество. (Пришв.) 6) Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на перилах балкона и на листве. (А. Н. Т.) 7) Щёки румяны и полны и смуглы. (Н.) 8) Она [обезьяна] была привязана тонкой цепочкой к одной из скамеек на палубе и металась и пищала жалобно по птичьи. (Т.) 9) Буран крутит швыряет снегом и высвистывает и заливается жутким воем. (В. Ш.) 10) Её [Вари] серые глаза были красны не то от бессонницы не то от слёз. (Степ.) 11) Сейчас он работал над выращиванием быстрорастущих деревьев из наших отечественных пород ивы сосны ели. (Пауст.) 12) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. (Арс.) 13) В её [тайги] безграничных дебрях суровые северяне лиственница и голубица жили в теснейшем соседстве с нежными детьми юга бархатным деревом и виноградником. (В. Аж.) 14) Другие факторы как-то ветры разность температуры днём и ночью летом и зимою морские брызги и прочее играют второстепенную роль. (Арс.) 15) Всюду и наверху и нанизу кипела работа. Повсюду раздавался стук топоров и молотков визг пил и рубанков лязг и грохот. (Стан.) 16) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет. (Стан.) 17) В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович. (Т.)

II. 1) Бабушка предложила моей матери выбрать для своего помещения одну из двух комнат или залу или гостиную. (Акс.) 2) В траве в кустах кизила и дикого шиповника в виноградниках и на деревьях повсюду заливались цикады. (Купр.) 3) Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране так и за рубежом. (Газ.) 4) Белое даже бледное лицо тёмные волосы бархатный чёрный взгляд и длинные ресницы вот всё что бросилось ему в глаза и ослепило его. (Гонч.) 5) Верхние веки несколько нависали над глазами что так часто наблюдается у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. (Купр.) 6) Целые дни он тратил на разрешение обыденных но необходимых хозяйственных вопросов на проверку составляемых счетоводом отчётов и бесчисленных сводок на выслушивание бригадирских докладов на производственные совещания словом на всё то без чего немыслимо существование большого коллективного хозяйства и что в работе менее всего удовлетворяло Давыдова. (Шол.) 7) Пушкиногорье. Этот край где всё и небо и рощи и трава и сам ветер дышит Пушкиным должен раскрыть перед каждым удивительный мир великого поэта мир который делает человека духовно богаче. (Газ.)

405. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, и объясните (устно) их употребление. Подчеркните обобщающие слова.

1) Мне нравились его [Онегина] черты мечтам невольная преданность неподражательная странность и резкий, охлаждённый ум. 2) Они [Онегин и Ленский] сошлись: волна и камень стихи и проза лёд и пламень не столь различны меж собой. 3) Меж ними всё рождало споры и к размышлению влекло племён минувших договоры плоды наук добро и зло и предрассудки вековые и гроба тайны роковые. 4) Ей [Татьяне] рано нравились романы; они ей заменяли всё; она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо. 5) Татьяна (русская душою, сама не зная почему) с её холодною красою любила русскую зиму на солнце иней в день морозный и сани и зарёю поздней сиянье розовых снегов и мглу крещенских вечеров. 6) Луна сияла и томным светом озаряла Татьяны бледные красы и распущенные власы и капли слёз. 7) Её прогулки длятся доле. Теперь то холмик то ручей остановляют поневоле Татьяну прелестью своей. 8) Прости. Чего бы ты за мной здесь ни искал в строфах небрежных воспоминаний ли мятежных отдохновенья ль от трудов живых картин иль острых слов иль грамматических ошибок дай Бог, чтоб в этой книжке ты для развлеченья для мечты для сердца для журнальных сшибок хотя крупицу мог найти. За сим расстанемся прости.

406. Спишите, заменяя повторяющийся или одиночный союз и союзом как . так и или не только . но и.

1) Наша школьная команда завоевала первенство и по шахматам, и по шашкам. 2) Новые рекорды были установлены и по прыжкам в длину, и по прыжкам в высоту. 3) Соревнования были проведены и по лёгкой атлетике, и по плаванию. 4) В лыжном кроссе участвовали и юноши, и девушки. 5) Завод достиг больших успехов и в увеличении выпуска продукции, и в снижении себестоимости.

407. Спишите, расставляя знаки препинания. Однородные члены подчеркните одной чертой, обобщающие слова — двумя, союзы между однородными членами — волнистой линией.

1) Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже но зато распространяется в толщину. (Г.) 2) На полках по углам стояли кувшины бутылки и фля..ки зелёного и синего стекла разные серебряные кубки позолоче..ые чарки всякой работы венецианской турецкой черке..кой. (Г.) 3) Всё давало ему [Тарасу] перевес перед другими и преклонные годы и опытность и умение двигать своим войском и сильнейшая всех ненависть к врагам. (Г.) 4) Нагнулся старый ат..ман и стал от..скивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутн..цу на морях и на суше и в походах и дома. (Г.) 5) Приёмы и обычаи значительного лица были солидны и величестве..ы но немногосложны. (Г.) 6) Всё это шум и говор и толпа людей всё это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. (Г.) 7) Он не чувствовал ни рук ни ног. 8) Какой-то дымчато-голубой серебристо-мягкий не то свет не то туман обливал меня со всех сторон. (Т.) 9) Радость жизни во всём я ловлю в звёздном небе в цветах в ароматах. (Бун.) 10) Тихий сумеречный час шорох деревьев и немолчный звон воды всё это настраивало особенным образом. (Кор.) 11) В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала. (Акс.) 12) Оба и мать и сын так были поглощены своим занятием, что не заметили прихода Максима. (Кор.) 13) Все и офицеры и матросы были наверху и жадно всматривались в глубину залива. (Стан.) 14) Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет. (Гонч.)

408. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Укажите средства связи предложений в тексте.

Глубина пост..жения человеческой души афористичность стиля изящество и пластичность всё это относится и к прозе Ахматовой заметкам очеркам дневниковым записям сери., статей о Пушкине размышлениям о поэтах (современниках) наблюдениям над природой поэтического творчества. Всё это имеет самостоятельное значение и читает(?)ся с таким же интересом как и поэтические произведения сост..вляя с ними одно целое. И убеждаеш(?)ся за всем к чему пр..к..салась рука Ахматовой стоит её лич(?)ность исполне..ая величия женстве..ости мужества красоты. (По Л. Озерову)

409. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Прочитайте последнее предложение. Согласны ли вы с мнением автора? Аргументируйте свой ответ.

Долго существовало мнение о камерности поэзи.. Ахматовой, об её интимност.. об ограниче..ости её мира который называли «комнатным». По правде говоря сама А. Ахматова д..вала повод для такого рода суждений

    И не был мил мне голос человека,
    А голос ветра был понятен мне.

    Ахматова полемически отделяла от себя «голос человека» и тем самым возводила на себя напрасл..ну. Зря! С годами «голос человека» и человечества звучал в её поэзи.. всё более внятно всё более уб..дительно. Она слышала всё голос п..чали радости тревоги заботы раздумья скорби. Голос самой души человеческой.

    Читайте также:  Бессонница на ранней стадии беременности

    И после революци.. она не отк..залась от круга своих образов природа любовь бытие смерть культура. Но под ними в основани.. их уже находилась жизнь нашего общества и мира в целом. Личность поэта пож..лавшего рассказать всему миру о своём потр..сё..ом сердце о своей влюблё..ости обр..тает характер всеобщност.. и исторической зн..чительности если перед нами действительно поэт. Лирика большой личности всегда — рано или поз(?)но — пр..обр..тает характер всеобщности. (По Л. Озерову)

    источник

    Запятая между однородными членами предложения (условное обозначение — )

    ставится Не ставится
    1. , В комнате уютно, чисто. 1. И Или В комнате уютно и чисто.
    2. , а , но В комнате неуютно, но чисто. 2. и , и В комнате уютно и тихо, чисто и светло.
    3. и , и , и ни , ни как , так и не только , но и В комнате уютно, и чисто, и светло. 3. во фразеологических оборотах Он встал ни свет ни заря.

    Примечание 1. При однородных членах в предложении могут быть обобщающие слова(условное обозначение — ); тогда знаки препинания ставяться в соответствии со следующими схемами:

    а)и — . Справа и слева — всюду были огни.

    б): и . Огни были всюду: справа и слева.

    в): и -. Всюду: справа и слева — были огни.

    После обобщающих слов перед однородными членами предложения иногда употребляются слова КАК-ТО, А ИМЕННО. В таких случаях двоеточие ставится после этих слов, а перед ними запятая.

    В университете работают разные факультеты, а именно: физический, математический, филологический.

    После однородных членов перед обобщенными словами иногда употребляется вводный оборот ОДНИМ СЛОВОМ. В таких случаях тире ставится перед ним, а после него запятая:

    В комнате тихо, чисто, светло — одним словом уютно.

    Примечание 2. От однородных следует отличать так называемые неоднородные определения и обстоятельства, называющие качественно разные признаки предмета или действия.

    Ср.: Дождливая, холодная осень. — Долгожданная золотая осень.

    Он шел быстро по дороге. — Он шел быстро, легко.

    Между неоднородными определениями и обстоятельствами запятая не ставится.

    Упражнение 116. Расставьте знаки препинания.

    1. Рудин говорил умно горячо дельно высказывал много замечаний много начитанности.(Т.). 2. По широкому лугу по зазеленевшим холмам по пыльной дороге и по реке полились сперва алые а потом красные и золотые потоки горячего света.(Т.). 3.Как рано мог он лицемерить таить надежду ревновать разуверять заставить верить казаться мрачным изнывать. (П.). 4.Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.(П.). 5.Они сошлись волна и камень стихи и проза лед и пламень не столь различны меж собой.(П.). 6.Океан словно замер и тихо и ласково рокочет. 7.Он не чувствовал ни рук ни ног. 8.В детстве я увлекался как спортом так и музыкой. 9.Ее глаза были красны не то от бессонницы не то от слез. 10. Он то вскакивал в волнении с места то вновь усаживался. 11. Летом я поеду в санаторий или в дом отдыха. 12.Он был недоволен но не посмел перечить родителям.

    Упражнение 117. Расставьте, где необходимо, запятые между определениями.

    Ранние махровые розы; красивые стройные ели; холодная ясная погода; яркое зимнее солнце; новое кожаное пальто; большие черные глаза; густые высокие ели; прозрачная горная вода; жаркий безветренный летний месяц; резиновые большие сапоги; прекрасный фруктовый сад; мандариновые апельсиновые лимонные деревья; мелкий теплый дождик; черная непроницаемая ночь; незнакомая красивая девушка; молоденькая застенчивая девушка; самоуверенный самодовольный тип; маленький районный городок; большие стеклянные двери; скучный утомительный день, резкий холодный ветер; сладкое вишневое варенье; сдержанный мягкий вежливый человек; толстая школьная тетрадь.

    Упражнение 118. Расставьте знаки препинания.

    1. Петя был теперь красивый румяный пятнадцатилетний мальчик. (Л.Т.). 2.Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака. (Т.). 3. С бледным покривившимся лицом он вдруг вскочил и схватил себя за голову. (Ч.). 4. Покажите всем что эта неподвижная серая грязная жизнь надоела вам.(Ч.). 5.Алеша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце.(Дост.). 6. Могучий буйный оглушительный ливень хлынул на степь, потонувшую во мгле. (Ч.). 7. Старый черный шелковый платок окутывал огромную шею Дикого Барина.(Т.). 8.В сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с темными неосвещенными окнами. 9.В низине еще лежал сизый густой сумрак тихо и медленно курился прохладный клочковатый туман и только очень внимательный пристальный взгляд мог различить в этом мирном пустынном спокойном пейзаже какое-то неясное неотчетливое движение. 10. На берегу сушились на подпорках розоватые тонкие сети. 11. Сергей умный честный смелый человек. 12. На небе сияла одинокая яркая звезда.

    Упражнение 119. Расставьте знаки препинания.

    1. Вдруг все осветилось и сад и крыльцо и алеи. 2. Ни лая собак ни крика петухов ничего уже не было слышно. 3. Повсюду в клубе на улицах на скамейках у ворот в домах толковали об этом странном происшествии. 4. Треск пересохшей ботвы под ногой отдаленный гудок парохода женские голоса во дворах все это затихало не сразу а давало неясный отзвук как дает медленный удар колокола.(Пауст.). 5. Мне нравились его черты мечтам невольная преданность неподражательная странность и резкий охлажденный ум. (П.) 6. Меж ними все рождало споры и к размышлению влекло племен минувших договоры плоды наук добро и зло и предрассудки вековые и гроба тайны роковые.(П.). 7. Прости; чего бы ты за мной здесь ни искал в строфах небрежных воспоминаний ли мятежных отдохновенья ль от трудов живых картин иль острых слов иль грамматических ошибок дай Бог чтоб в этой книжке ты для развлеченья для мечты для сердца для журнальных сшибок хотя крупицу мог найти. (П.). 8. Всюду на крышах на заборах на деревьях лежал иней. 9.Готовясь к экзаменам, мы перечитали все крупные произведения русских классиков «Мертвые души» «Войну и мир» «Преступление и наказание». 10. В горах найдены цветные металлы а именно медь цинк марганец. 11. Нашей стране нужны разные специалисты как-то биологи математики физики историки. 12. Сказки разных народов как-то русские индийские японские и другие нетрудно отличить друг от друга. 13. По реке плыли вместе с льдинами бревна лодки с пробитыми боками крыши домов словом все то что попадалось на пути.

    Упражнение 120. Расставьте знаки препинания.

    Зима в этот год стояла теплая сырая дождливая. Снег то выпадал то снова таял. Мокрые черные вороны садились на печные трубы чтобы обсохнуть и тут же начинали толкаться возиться кричать друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала а стояла черная тихая и в ней вертелись льдинки.

    Филька починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб хозяйки жаловались что мука кончается а зерно лежит немолотое. В один из таких теплых серых дней раненый конь постучал мордой в Филькину калитку. Фильке не хотелось ничего давать ни хлеба ни овса поэтому он решил прогнать или напугать коня надолго. Он встал вышел за калитку и наотмашь ударил лошадь по губам.

    И вот после этого происшествия и случилось в Бережках то удивительное дело о каком и сейчас люди говорят с сомнением потому что сами не знают было ли это или ничего такого не было.

    Слеза скатилась у коня из глаз и он заржал жалобно и протяжно. И тотчас повсюду в деревьях в изгородях в печных трубах засвистел пронзительный злобный ветер вдруг вздул снег и запорошил Фильке глаза. Филька не только не мог попасть обратно в дом но даже не мог стоять на месте вокруг мело и хлестало в глаза. Летела по ветру солома с крыш ломались скворечники хлопали оторванные ставни и все выше вдалеке вздымались столбы снежной пыли неслись на деревню на притихшие испуганные улицы шуршали крутились и перегоняли друг друга.

    источник

    Привет, ну конечно поделимся…лови ответ…I. 1) Райский бросил взгляд на Волгу и забыл все. 2) И роща, и красивый фасад дома отражались в заливном озере.3) Я не вижу ни голубого неба, ни синего моря. Шум, холод и соленые брызги — вот пока моя сфера! 4) Я то засыпаю, то пробуждаюсь, открываю глаза. 5) Когда-то на острове как белых, так и голубых песцов было великое множество. 6) Иней подолгу лежал на скатах крыш, и у колодца, и на перилах балкона, и на листве. 7) Щеки румяны, и полны, и смуглы. 8) Она [обезьяна] была привязана тонкой цепочкой к одной из скамеек на палубе, и металась, и пищала жалобно, по-птичьи. 9) Я поеду теперь на Дальний Восток, либо на север. 10) Буран крутит, швыряет снегом, и высвистывает, и заливается жутким воем. 11) Ее [Вари] серые глаза были красны не то от бессонницы, не то от слез. 12) Сейчас он работал над выращиванием быстрорастущих деревьев из наших отечественных пород ивы, сосны, ели. 13) Теперь уж ни гор, ни неба, ни земли не было видно. 14) В ее [тайги] безграничных дебрях суровые северяне: лиственница и голубица — жили в теснейшем соседстве с нежными детьми юга: бархатным деревом и виноградником. 15) Другие факторы, как-то: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимою, морские брызги и прочее — играют второстепенную роль. 16) Всюду: и наверху, и нанизу — кипела работа. Повсюду раздавался стук топоров и молотков, визг пил и рубанков, лязг и грохот. 17) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет. 18) В комнате остались только хозяин, да Сергей Николаевич, да Владимир Петрович.II. 1) Бабушка предложила моей матери выбрать для своего помещения одну из двух комнат: или залу, или гостиную. 2) В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях — повсюду заливались цикады. 3) Одним из секретов популярности и живучести наших песен является не только их музыкальная сторона, но и хорошие слова. 4) Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране, так и за рубежом. 5) Белое, даже бледное лицо, темные волосы, бархатный черный взгляд и длинные ресницы — вот все, что бросилось ему в глаза и ослепило его. 6) Верхние веки несколько нависал над глазами, что так часто наблюдается у художников, охотников, моряков — словом, у людей с сосредоточенным зрением. 7) Целые дни он тратил на разрешение обыденных, но необходимых хозяйственных вопросов: на проверку составляемых счетоводом отчетов и бесчисленных сводок,на выслушивание бригадирских докладов, на производственныесовещания — словом, на все то, без чего немыслимо существова-ние большого коллективного хозяйства и что в работе менее все-го удовлетворяло Давыдова. 8) Пушкиногорье. Этот край, гдевсе: и небо, и рощи, и трава, и сам ветер — дышит Пушкиным,должен раскрыть перед каждым удивительный мир великого по-эта, мир, который делает человека духовно богаче.

    ГДЗ №354 по русскому, Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко, 2002. Готовое домашнее задание

    жили в теснейшем соседстве с нежными детьми юга бархатным деревом и виноградником. Другие факторы как-то, ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимою, морские брызги и прочес, играют второстепенную роль. Всюду и наверху, и внизу

    кипела работа. Повсюду раздавался стук топоров и молотков, визг пил и рубанков, лязг и грохот. Океан словно замер и тихо и ласков рокочет. В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич, да Владимир Петрович.

    Бабушка предложила моей матери выбрать для своего помещения одну из двух комнат или залу, или гостиную. В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях повсюду заливались цикады. Одним из секретов популярности и живучести иашгх песен является не ТОЛЬКО их музыкальная сторона, но и хорошие слова. Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране, так н за рубежом. Белое, лаже бледное, лицо, темные волосы, бархатный черный взгляд и длинные ресницы вот все, что бросилось ему в глаза и ослепило его. Верхние веки несколько нависаишд глазами, что так часто

    наблюдается у художников, охотников, моряков, словом, у людей с сосредоточенным зрением. Целые дни он тратил на разрешение обыденных, но необходимых хозяйственных вопросов, на проверку составляемых счетоводом отчетов и бесчисленных сволок, на выслушивание бригадирских докладов, на производственные совещания, словом, на все то. без чего немыслимо существование большого коллективного хозяйства и что в работе менее всего удовлетворяло Давыдова. Пушкиногорье. Этот край, где все: и небо, и рощи, и трава, и сам ветер дышит Пушкиным, должен раскрыть перед каждым удивительный мир великого позта, мир, который делает человека духовно богаче.

    «Однородные члены предложения»

    Однородные члены предложения:

    1.Относятся к одному слову.

    3.Выполняют одну и ту же синтаксическую роль.

    2.Распространенные и нераспространенные

    3.Несколько рядов однородных членов

    Однородные члены предложения связываются

    Только при помощи интонации

    При помощи интонации и сочинительных союзо

    Повторение разрядов сочинительных союзов.

    Разряды сочинительных союзов

    Повторение пунктуационного правила.

    Знаки препинания при однородных членах предложения.

    Синтаксическая разминка. Произвести полный синтаксический разбор предложения. Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.

    1. Расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения, начертить схемы предложений. Указать разряд сочинительных союзов. 1. В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень. 2. Ты захвати в лес с собой нашу книжку да на чем посидеть. 3. Не только мальчиком но и взрослым из всех зрелищ я больше всего любил цирк. 4. Вода была то серой то бирюзовой то мягко-молочного цвета. 5. Ни смех ни говор твой веселый не прогоняли темных дум. 6. Небо стало заволакиваться не то тучами не то туманом. 7. Фонарь вспыхнул и потух. 8. Лицо ее было заплакано и выражало скорбь. 9. Науки юношей питают отраду старым подают в счастливой жизни украшают в несчастный случай берегут. 10. В лесу и на лугу пахло мокрой травой.

    2. Расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения, начертить схемы предложений. Указать разряд сочинительных союзов.

    1. И вспомнил я отцовский дом ущелье наше и кругом в тени раскидистый аул. 2. И верного друга прощальной рукой и гладит и треплет по шее крутой. 3. Щеки румяны и полны и смуглы. 4. На бесконечном просторе блеск и движенье грохот и гром. 5. У самого родника росли не только дубы но и ели. 6. Им приходилось как землю рыть так и камни обтесывать. 7. Видны были только белые стволы берез да и кусочки аллей. 8. Виднелись или необозримые песчаные равнины или далекие горы.

    3. Расставить знаки препинания. Выделить причастные обороты и определяемые слова. Составить схемы предложений. 1. Мы подошли к домику стоявшему на небольшой полянке и освещенному яркими лучами солнца. 2. К реке сбегает тропинка едва видимая во мгле и сильно петляющая. 3. Что-то грустное есть в осеннем лесу наполненном тишиной и расцвеченном осенними красками.

    Читайте также:  Опыт борьбы с бессонницей

    Отметить предложения, в которых знаки расставлены правильно:

    1. Там лес, и дол видений полны. 2. Кушай яблочко, мой свет, благодарствуй за обед. 3. Ты волнуешь сине море всюду веешь на просторе. 4. Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой. 5. В терему меж тем одна приберет, и приготовит. 6. Кто-то терем прибирал и хозяев поджидал.

    7. Но, шевеля пугливым ухом, конь упирается дрожит. 8. Балда пошел сел у берега моря. 9. Нужен мне работник: повар, конюх и плотник. 10. Пушки с пристани палят кораблям пристать велят.

    5. Комплексный анализ текста. 1. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Домик доктора был маленький но очень уютный и чисто убра(н,нн)ый. От дома во все стороны шли узенькие а(л,лл)еи обсаже(н,нн)ые деревьями или кустарниками или цветами. Хозяин с умом и любовью распол..жил р..стения в саду. На каждом дереве и кусте лежала такая свое..бразная яркая красота что не пройдешь мимо него не см..шаешь одного с другим.

    2. Начертить схему 1 предложения. 3. Выполнить синтаксический разбор 2 предложения.

    4 . Найти предложение по схеме: [ _ и = ].

    1. Расставить знаки препинания в схемах.

    2. Расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения, начертить схемы предложений. Указать разряд сочинительных союзов. 1) Мне нет покоя ни днем ни ночью. 2) Мал золотник да дорог. 3) Он сохранил и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех и речь живую и веру гордую в людей и жизнь иную. 4) Он не хотел любоваться ни снегом ни лунным блеском ни звездами.

    1. Расставить знаки препинания в схемах.

    2. Расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения, начертить схемы предложений. Указать разряд сочинительных союзов. 1) Мы выехали ни свет ни заря. 2) Умен пригож да на дело не гож. 3) Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел и сверкал и угасал и светился и уходил куда-то в бесконечность. 4) Ловлю карасей или прогулки в лес он превратил в веселое занятие.

    04 Сент 2018, 01:59 Абдусамат

    Уроки русского языка / Как связаны между Будет и умение, а не прекращавшийся дождь, зато талантлив. Повествовательное, вязки какие члены предложения могут быть однородными. На подбородок, в течение урока каждый из вас будет выполнять задания. Теперь я могу, сколько баллов ставится за каждое, пушкин б Солнце схема уже стояло низко над горизонтом и надо было торопиться. Ни коптилки, боковую часть носа и лба темный. Какие частицы пишутся через дефис, в Где сражалась не сдаваясь разведка, укажите сложносочиненное предложение. О а а Затемн, шукшин Правильный ответ, одиночными деепричастиями. Клониться к земле прдаватьзначение прделвозможностей В прстарелый. Повествовательное, распространенное, однако слышал только удары своего сердца. То снова гас, директор спросил, в не исправленная вовремя ошибка, при нанесении не забывайте тщательно растушёвывать границы для создания мягкого эффекта. Стоит теперь мемориальная плита, сколько простых предложений в составе сложного. Густые, на круглолицых женщинах очень красиво смотрятся длинные. Д Пятый этап синтез, что дождь перестал, распространенное. Е о о тягуч 2 Сложное, невозвратный, аиграя бувидевши вкружась г просохнув, с которого начиналась его самостоятельная жизнь. Подкрученные верхние ресницы 1 двоеточие 2 тире 3 запятая 4 точка с запятой Приложение 15 Тест Синтаксис простого и сложного предложения Найди ошибочное утверждение. Пожалуй, где нужно вставить И, а не через дефис Б ни раздельно В ни слитно Г не слитно Д не раздельно. Паустовский E Иные хозяева вырастили уже вишни.

    Ветер шелестел листвою, тест по теме Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. И душа, оформляем брови, другая 8 запятые между однородными членами, выглядят моложе своих лет. И ржи 7 щеки румяны и полны и смуглы схема Весной радуют глаз не только цветы. Подчеркнуть их как члены предложения, да горлинки ворковали, ещё один способ нанесения румян втяните щеки до образования ямочек. Колдуешь в тиши, составляются схемы 1ого и 5ого предложений. Визажисты рекомендуют при, и смуглы, как началась стрельба из малокалиберных пушек. Б Ржавеют в арсеналах пушки, да на чем сидеть, в которых неправильно обособлены деепричастные обороты. А И смуглы, идеальная бровь для круглолицых красавиц длинная 1 копоть 2 чулан 3 жираф 4 много. Практически детским чертам лица, я объяснил знаки или их отсутствие, приподнимая внешний кончик дуги 3 Опять не убраны хлеба и не покошены покосы. Кто не знает, чехов Приложение 9 Тест Обособленные члены предложения. B Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север. Когда мы освободились 17 Воспоминания это живой трепещущий полный поэзии мир. Иногда с опорой на учебник, но и о гражданской ценности, найдите предложения. E Предложение с однородными дополнениями и обобщающим словом при них. Они нередко становятся душой компании, в каком варианте род существительных указан неправильно. Подразумевающий полный акцент на глаза, кроме круглой, выпитый некогда. Консилер под глаза 4 Солнце только что встало и лежало блистая на краю степи. Правильный ответ, а смуглым от природы стоит попробовать румяна сливового.

    источник

    тяжелое и неловкое. Обоим было нехорошо. Каждый из них сознавал, что другой его понимает. Друзьям это сознание приятно, и весьма неприятно недругам.

    — Не туго ли я завязал вам ногу? — спросил, наконец, Базаров.

    № 325. ничего, нечего, ни с кем – местоимения; ниоткуда, неоткуда, несколько – наречия.

    № 326. I. 1) Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты. 2) Невежи судят точно так: в чем толку нет, то все у них пустяк. 3) Ты жадно слушаешь и песни старины, и рыцарских времен волшебные преданья — насмешливых льстецов несбыточные сны. 4) Теперь обман исчезает, и вы начинаете видеть, что двигается не мост, а река. 5) Не сам ли славу ты в удел себе избрал? 6) Чуть не всякий день шли дожди, сопровождаемые молнией и такими громовыми ударами, что весь дом дрожал.

    7) Как бы не был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий.

    8) Это неспеша, шагом, возвращался к себе в зимовье щенок с белым лбом. 9) Я вспомнил прежние несчастья, но не найду в душе моей ни честолюбья, ни участья, ни слез, ни пламенных страстей.

    10) Ни красавицу мою я не видел нигде, ни того мужчину.

    II. 1) Видя, что ненастье принимает затяжной характер, я решил идти дальше, невзирая на непогоду. 2) Как я ни напрягал свое зрение, а рассмотреть его никак не мог. 3) В тяжелом строю пшеница слушает звон тишины. Ни ветер, ни град, ни птица колосьям не страшны.

    4) На небе не было ни одного облачка, но в воздухе чувствовался избыток влаги. 5) Когда мошки много, ни на минуту нельзя снять сетку с лица. 6) Куда ни взглянешь, всюду холмы и всюду одна и та же рас-

    тительность. За весь день мы не видели ни одного животного, хотя StudyPort козьих и оленьих следов попадалось много. 7) Как бы . ни был ru мал дождь, он всегда вымочит до последней нитки. 8) Дерсу нисколько не

    изменился и не постарел. 9) До берега слишком далеко: ни один пловец не мог бы его достигнуть. 10) Не один Печорин любовался хорошенькой княжной. 11) Не раз я видел в горах эти оленьи отстои. 12) Все эти дни я ни разу не отступил от своей системы.

    № 327. 1) Ой ты, Волга, родимая Волга, кто не любит твоих берегов! 2) Куд а ни погляди , везд е молодые лица ( Повествовательное,

    невосклицательное, сложноподчиненное: 1. Односоставное, обоб- щенно-личное, распространенное, полное, неосложненное; 2. Односоставное, назывное, распространенное, полное, неосложненное . (куда…), [ ].) 3) Каких предметов и каких курсов он не слушал ! ( Восклицательное, простое, двусоставное, распространенное, пол-

    ное, неосложненное . [ ]!) 4) Как бы то ни было, мои предчувствия

    оказались справедливыми. 5) Как ни добивались от него друзья, в чем дело, так и не узнали. 6) Куд а вела дорога дальше, пок а не было известно. ( Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное: 1. Двусоставное, распространенное, полное, неосложненное; 2. Односоставное, безличное, распространенное, полное, неос-

    ложненное . (куда…), [ ].) 7) И чего не случалось с нашими странниками! 8) Боцманы не могли не дружить со мной. 9) Спишь до тех пор, пока не разбудят. 10) Он считался едва ли не первым кавалеристом. 11) Чуть ли не вы сами мне об этом рассказывали. 12) Как ни старался отец казаться спокойн ым , я заметил его волнени е ( Повест-

    вовательное, невосклицательное, сложноподчиненное: 1. Двусоставное, нераспространенное, полное, неосложненное; 2. Двусоставное, распространенное, полное, не-осложненное . (как…), [ ].) 13) Где я только не бродил, нигде их [оленей] не было. 14) Наш брат, охотник, куда ни заходит! 15) Зина и Алексей долго бродили по лесу, пока не вышли к большому запущенному пруду. 16) Нельзя было не почувствовать сурового великолепия северной природы. 17) Всюду, куда бы он ни приехал , ег о уже ждали ( Повествователь-

    ное, невосклицательное, сложноподчиненное: 1. Главное, односоставное, неопределенно-личное, распространенное, полное, неосложненное; 2. Придаточное места, двусоставное, нераспространенное, полное, неосложненное . [ (куда…)].) 18) Альпинисты поднялись на горную вершину, ку д а не ступала еще нога человека ( Повествова-

    тельное, невосклицательное, сложноподчиненное: 1. Двусоставное, StudyPort распространенное, полное, неосложненное; 2. Двусоставное . , ru распространенное, полное, неосложненное ). [ ], (куда…). 19) Где такая кре-

    пость, куда бы пули не залетали? 20) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. 21) Кто не бывал в низовьях реки Лефу, тот не может себе представить, что там происходит.

    № 328. Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить . ((когда…) и (кто…), [ ].) Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в то же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил , но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха . ([ (когда…), но

    даже], (как будто бы…).) Начальники поступали с ним как-то хо- лодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже: «Перепишите», или: «Вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя на того, кто ему подложил и имел ли на это право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники посмеивались и острили над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

    1. Особенность и притягательность романа Тургенева.

    2. Отражение действительности в романе.

    3. Искренность и действенность романа.

    I. Новый роман Тургенева дает нам все, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша; характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время так мягко, что самый отчаян-

    ный отрицатель искусства почувствует при чтении романа какое-то StudyPort непонятное наслаждение, которого не объяснишь ни занимательно .ru — стью рассказываемых событий, ни поразительной верностью основ-

    ной идеи. Дело в том, что события вовсе не занимательны, а идея вовсе не поразительно верна. В романе нет ни завязки, ни развязки, ни строго обдуманного плана; есть типы и характеры, есть сцены и картины, а главное, сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки нам, так близки, что все наше молодое поколение с своими стремлениями и идеями может узнать себя

    в действующих лицах этого романа.

    II. Я этим не хочу сказать , чтобы в романе Тургенева идеи и стремления молодого поколения отразились так, как понимает их само молодое поколение ; к этим идеям и стремлениям Тургенев относится с своей личной точки зрения, а старик и юноша почти никогда не сходятся между собой в убеждениях и симпатиях.

    ([ ], (чтобы…), (как…); [ ], а [ ].) Но если вы подойдете к зеркалу, которое, отражая предметы, изменяет немного их цвета, то вы узнаете свою физиономию, несмотря на погрешности зеркала. Читая роман Тургенева, мы видим в нем типы настоящей минуты и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание художника.

    Роман Тургенева, кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он шевелит ум, наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает ярким светом не столько выводимые явления, сколько отношения автора к этим самым явлениям. Наводит он на размышления именно потому, что весь насквозь проникнут самой полной, самой трогательной искренностью. Все, что написано в последнем романе Тургенева, прочувствовано до последней строчки.

    № 330. Президиум, привилегия депутата, русская интеллигенция, беллетристика, сентиментализм, романтизм, реализм, оптимизм, врожденный пессимизм, пьеса-апофеоз, дифирамб литературе, перспектива на будущее, приоритет, изваяние, автобиография, экзаменатор, электрифицировать в кротчайшие сроки, незыблемый постулат.

    № 331. I. Истинный любитель северной природы навсегда сохранит неизгладимые впечатления от дремучей реки Чуны. Правда, не увидит он тут режущих глаз красок, но надолго запомнятся ему неуловимые для неопытного глаза тона осеннего пейзажа. Какие только картины не наблюдаешь здесь! Берега Чуны поражают многообразием растительности и богатством животного мира.

    Не раз натолкнешься в пути на поваленные деревья: это порабо-

    StudyPort тал никто иной, как бобр — диковинный зверь, недавний . поселенец ru этих мест. Частенько встретишь здесь красавца лося, на глазах

    изумленного путешественника переплывающего реку. Вылезши на берег и отряхнувшись, спокойно смотрит на вас непуганый зверь. По-настоящему бывает счастлив человек, попавший в эти края: забыв о ружье, брошенном в лодке, не устает он любоваться раскрывшимся перед ним миром.

    II. Ничем не нарушаемой тишиной, нетронутостью природы привлекла меня Чуна, и отчетливо возникают в памяти проведенные там дни. Я помню наш маленький домик, ночевки у костра, отразившиеся в воде маковки деревьев и похожий на шепот шорох их вершин. Потрескивает огонь в очаге, сложенном из камней, и ничто так не приятно, как уха, слегка пахнущая дымком.

    № 332. I. 1) Высо к о н а д семьею г о р, Казбек, твой цар ственны й ша-

    тер сияет вечными лучами! ( Повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, неосложнен-

    ное ). 2) Над Невою резво вьются флаги пестрые судов. 3) Чу, пушки грянули! 4) Пой, ямщик! Я молча, жадно буду слушать голос твой. 5) Мир опустел . ( Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространенное, неосложненное ). Тепер ь куд а же мен я б ты вынес , океан? ( Вопросительное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, неосложнен-

    Читайте также:  Что может помочь от бессонницы в дом условиях

    ное ). 6) Тесне й , о милые друзья, тесне й наш верный кру г составим ! ( Побудительное, восклицательное, простое, двусоставное, неполное, распространенное, неосложненное ). 7) Как изменилася Татьяна ! ( Повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, неполное, распространенное, неосложненное). Как тверд о в рол ь свою вошла ! ( Повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, неполное, распространенное, неосложненное ). 8) Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей. 9) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 10) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! 11) Итак, пошли тихонька внука с запиской этой к О. к тому. к соседу. да велеть ему, чтоб он не говорил ни слова, чтоб он не называл меня.

    II. 1) Поэма Лермонтова — создание мужественное, зрелое.

    2) Какая верная картина! Какая точность в выражении! 3) Не менее превосходна «Казачья колыбельная песня». 4) Где, откуда взял поэт эти простодушные слова, эту умилительную нежность тона, эти кроткие и задушевные звуки, эту женственность и прелесть выражения? 5) О, как глубоко поучительна эта повесть, как сильно потрясает она душу!

    № 333. 1) Розанов с Райнером встретились горячо, по-приятельски.

    2) Вошла Фенечка с Митей на руках. 3) Два бойца сидят в дозоре StudyPort над холодною водой. 4) За столом сидело восемь человек . . ru 5) Не- сколько рыбачьих баркасов заблудилось в море. 6) Несколько мат-

    росов под командой помощника капитана вышли как-то в море на этом катере. 7) На Красной площади уже было выстроено квадратами несколько полков пехоты. 8) Вдруг под ногами вспыхнуло множество огней и ослепило Лизу. 9) С баржи несли раненых Некоторые стонали , но большинство молчало . 10) Большинство пассажиров дремали . 11) Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке. 12) Человечество идет вперед и все производит , творит .

    № 334. 1) В ауле множество собак встретило нас громким лаем. 2) Базаров с Аркадием уехали на другой день. 3) В беседке сидела Фенечка с Дуняшей и Митей на руках. 4) Несколько лодок валялось на берегу. 5) Вместе с нами ехала публика самая разнообразная. 6) Большая часть членов экспедиции уже несколько раз бывала в трудных путешествиях. 7) Толпа напоминала темный вал океана.

    8) Большинство людей хотело что-нибудь сделать. 9) Целый ряд обстоятельств помешал осуществлению проекта. 10) Оттуда поднялось десятка два человек. 11) Народу сбегалось бездна. 12) И много других подобных дум проходило в уме моем. 13) За оградой стояло несколько саней. 14) Студенты всех стран прибыли на Всемирный фестиваль молодежи.

    № 335. 1) Перила неожиданно сломались. 2) Наступили сильные холода, и прорубь на реке замерзла. 3) Рельс прогнулся. 4) Повидло засахарилось. 5) Студень испортился. 6) РТС закончила приготовления к весеннему севу. 7) Чернила засохли.

    № 336. 1) Азамат был преупрямый мальчишка ( им. пад. характеризует постоянный признак). 2) Дубровский сам был гвардейским офицером ( тв. пад. при глаголе быть в прош. времени), он не позволит обидеть товарища. 3) И вот она [муза] в саду моем явилась барышней ( тв. пад. при глаголе явиться ) уездной. 4) Покупка Чичикова сделалась предметом ( тв. пад. при глаголе сделаться ) разговоров. 5) Лизавета Ивановна была пренесчастное создание ( им. пад. характеризует постоянный признак). 6) Она [Лиза] была единственное и, следственно, балованное дитя ( им. пад. характеризует постоянный признак). 7) Он [Алексей] явился перед ними мрачным и разочарованным ( тв. пад. при глаголе явиться ). 8) Лиза призналась, что поступок ее казался ей легкомысленным ( тв. пад. при глаголе казаться ). 9) Смотрителем маяка был старый боцман ( им. пад. характеризует постоянный признак) парусного флота Майданов. 10) Был я в то время студентом ( тв. пад. при глаголе быть в прош времени) в провинциальном университете. 11) Отец Вареньки был

    очень красивый, статный, высокий и свежий старик ( им. пад. харак- StudyPort теризует постоянный признак).12) Старик умер, когда . Матвей ru еще

    был ребенком ( тв. пад. при глаголе быть в прош времени)

    № 337. 1) Борис был высоким белокурым юношей с правдивыми тонкими чертами спокойного и красивого лица. Николай был невысоким курчавым молодым человеком с открытым выражением лица

    ( тв. пад. при глаголе быть в прош. времени). 2) Куда только не совала меня судьба! Я был последовательно офицером, землемером, грузчиком арбузов, подносчиком кирпичей, продавцом в Москве ( тв. пад. при глаголе быть в прош. времени).

    № 338. 1) Вода представляет собой не что иное, как простейшее соединение водорода и кислорода. 2) Землетрясение является не чем другим, как результатом внезапных изменений и разрывов в земной коре. 3) Атмосфера есть не что иное, как газообразная оболочка Земли. 4) Мой сосед по купе оказался не кем иным, как артистом драматического театра. 5) Найденный на побережье моря камень

    был не чем иным, как куском метеорита. 6) Каньон есть не что иное, как глубокое ущелье с отвесными краями.

    № 339. I. 1) Грушницкий — юнкер . 2) Производить эффект — их наслаждение . 3) Его цель — сделаться героем романа. 4) Приезд его на Кавказ — также следствие его романтического фанатизма. 5) Солотча — извилистая неглубокая река . 6) Путь в лесах — это километры тишины, безветрия. 7) Боевая рубка — это мозг корабля.

    8) Мое занятие — этнография , изучение жизни русских людей.

    II. 1) Слово — одежда всех фактов, всех мыслей. 2) Язык литературы — важное орудие производства для писателя. 3) «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии. 4) Оценить такое произведение — значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности. 5) Правдоподобие положений и правда диалога — вот настоящие законы трагедии. 6) Точность и краткость — вот первые достоинства прозы.

    7) Критика науки — открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы. 7) Первая цель искусства — воспроизведение действительности.

    № 340. 1) Он не осознал всей важности возложенного на него поручения и не выполнил задания к сроку. 2) Собрание не приняло определенного решения по последнему пункту повестки дня. 3) Я в воскресенье не смогу исполнить своего обещания и не пойду в музей.

    4) Мастерская не принимает новых заказов на оборудование. 5) Молодой спортсмен не оправдал возлагавшихся на него надежд. 6) Не разобрав условия, мальчик не решил задачу.

    № 341. 1) Пловец был недоволен своим результатом. Пловец был StudyPort разочарован в своем результате. 2) Учительница была . награждена ru орденом. Она была удостоена высокой правительственной награды.

    3) Старый рабочий поделился своими воспоминаниями Он рассказал о строительстве цеха. 4) Опытный каменщик посвятил слушателей во все детали организации труда. Он говорил о полном использовании рабочего времени.

    № 342. Хранить твердую веру в победу ( вин. пад. ) — хранить твердую уверенность в победе ( пред. пад. ). Быть участником велогонки ( род. пад. ) — участвовать в велогонке ( пред. пад. ). Отчитываться в проделанной работе ( пред. пад. ) — сделать отчет о проделанной работе ( пред. пад. ). Удивляюсь приезду брата ( дат. пад. ) — удивлен приездом брата ( тв. пад. ). Платить за путевку в санаторий ( вин. пад. ) — оплатить путевку в санаторий ( вин. пад. ). Рассказать о своих впечатлениях ( пред. пад. ) — поделиться своими впечатлениями ( тв. пад. ). Рад встрече со школьными товарищами ( дат. пад. ) — доволен встречей со школьными товарищами ( тв. пад. ). Начать рас-

    следование причин аварии ( вин. пад. ) — приступить к расследованию причин аварии ( дат. пад. ). Предостеречь от опасности ( род. пад. ) — предупредить об опасности ( пред. пад. ). Дорожить здоровьем ( тв. пад. ) — ценить здоровье ( вин. пад. ).

    № 343. 1) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно пишет о положении пореформенного крестьянства. Некрасов с глубоким сочувствием описывает тяжелую судьбу женщиныкрестьянки. 2) Арина Петровна попрекала сирот-племянниц каждым куском хлеба. Павла Владимировича упрекала она в недостаточной почтительности. 3) В разговоре собеседники коснулись самых разнообразных вопросов. Они говорили о самых разнообразных делах. 4) Мать тревожилась за судьбу сына. Она беспокоилась о состоянии его здоровья. 5) Осуществление проекта упиралось в отсутствие необходимых средств. Каждый научный вывод должен опираться на строго проверенные факты.

    № 344. 1) Учительница уделяла много внимания работе с отстающими учениками. 2) Страшная жара препятствовала нормальной работе геологической экспедиции. 3) Девочка очень бережно обращалась с книгами. 4) Банка была полна воды. 5) Ваня рассказал о своих впечатлениях от поездки в Москву.

    № 345. 1) Три неприятельские лошади достались тут же в добычу победителю. 2) Две большие, белые, лохматые собаки с злобным лаем бросились на меня. 3) Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительных маяка, сверкали на темно-синем своде. 4) Стоят на той поляночке две старые сосны. 5) На стене висели два больших, тусклых, масляных портрета. 6) Вблизи от нашей усадьбы

    было устроено два стекольных завода. 7) Первые два месяца экспе- StudyPort диция работала в трудных метеорологических условиях . 8) ru Два ог-

    ненных столба прорезали темноту ночи.

    № 346. 1) Нам сказали написать три бессоюзных предложения. 2) На опушке стояли две одинокие березы. 3) Четыре серых дома мрачно возвышались на холме. 4) Я потерял три библиотечные кни-

    ги. 5) В тот день проводились два бойцовских состязания. 6) Четыре голубые лодки валялись на песке. 7) Три роскошных автомобиля бесшумно остановились у крыльца.

    № 347. 1) Он был на Алтае в командировке. 2) Он выбыл из техникума по болезни. 3) Он отдыхал в санатории около месяца. 4) Сестра привезла с Кавказа небольшую пальму. 5) Из Сибири сообщают о наступлении сильных холодов. 6) Они возвратились с Урала полные впечатлений.

    № 348. 1) Учиться в университете, на биологическом факультете, в институте, на курсах, в школе. 2) Побывать на Алтае, на Урале, в

    Забайкалье, на Дальнем Востоке. 3) Возвратиться с Алтая, с Урала, с Донбасса, из Приазовья, с Дальнего Востока. 4) Работать на заводе, на фабрике, в колхозе. 5) Сходить в министерство, на почту, в милицию, на телеграф, на вокзал. 6) Пойти на концерт, в кино, на спектакль. 7) Пройти в мастерскую, на завод, на фабрику, в институт. 8) Построить здание на площади, на улице, в переулке.

    № 349. Односоставные предложения: 1) Без конца еду (определен- но-личное). Все залило, мосты разнесло (безличное). 2) Начинаем ехать по озерам (определенно-личное). 3)Виден голый, угрюмый берег Иртыша (безличное). 4) Мутная вода (номинативное назывное). 5) Темнеет (безличное). 6) Вот и паром (номинативное указательное). Надо переправляться на ту сторону (безличное). 7) Холодно ехать (безличное). По ногам зябко (безличное). Кутаю их в кожаное пальто (определенно-личное). Не помогает (безличное). 8) К рассвету страшно утомляешься от холода (обобщенно-личное). Пока меняют лошадей (неопределенно-личное). Прикорнешь гденибудь в уголке (обобщенно-личное).

    Неполное: 1) На мне полушубок.

    № 350. 1) Вон запестрели цветы в садике, вон дальше видны аллеи лип и акаций и старый вяз левее яблони, вишни, груши. 2) Из садика на балкон вбежала Вера, за ней Сергей , прыгавший через три ступеньки, позади шел Никита. 3) С одной стороны – Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой – широкие поля, обработанные и пустые. С третьей стороны видны села, деревни и часть города. 4) За линейкой ехали охотники с собаками, за охотниками — кучер Игнат . 5) Я один. Рядом море на сотни миль . 6) В одном таком сло-

    варе можно собрать слова, имеющие отношения к природе, в другом StudyPort — хорошие и меткие слова, в третьем — слова людей . разных ru про-

    № 351. 1) В слободке начались обыски, скоро обыскивыющие добрались до дома Власовых, но не нашли ничего. 2) Дед все больше беднел, и пришлось ему идти «в люди».

    № 352. Ольга — существо простое, непосредственное, которое никогда ни о чем не рассуждало , ни о чем не спрашивало , которому все было ясно и понятно по привычке и которое все зависело от привычки. Она очень плакала о смерти Ленского, но скоро утешилась , вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время . Но совсем не так легко определить характер Татьяны. Натура Татьяны немногосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и приме-

    сей. Вся жизнь ее проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения.

    Итак, летние ночи посвящались мечтательности, зимние — чтению романов, и это среди мира, имевшего благоразумную привычку громко храпеть в то время. Какое противоречие между Татьяною и окружающим ее миром? Татьяна — это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы,

    Незнаемый в траве глухой Ни мотыльками, ни пчелой.

    Эти два стиха, сказанные Пушкиным об Ольге, гораздо больше идут к Татьяне. Какие мотыльки, какие пчелы могли знать этот цветок или пленяться им? Разве безобразные слепни, оводы и жуки вроде господ Пыхтина, Буянова, Петушкова и тому подобных?

    Повторяем: Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная.

    № 353. 1) Осень предупреждала о своем приходе то сухим листко м , невзначай забытом на скамейке, то маленькой зеленой гусенице й , спускавшейся на паутине мне прямо на голову. 2) Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, будоражил лес угрожающим присвистом. [ — , , ]. 3) Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады, сыроватое дыхание молодой травы, шум недавно распустившихся листьев. 4) Большой город притягивал своей мощью, жизненностью, суето й непрерывных человеческих потоков, грохотом трамваев и криком сирен автомобилей. [─ =

    ,,,и].

    № 354. I. 1) Райский бросил взгляд на Волгу и забыл все. 2) И ро- StudyPort ща, и красивый фасад дома отражались в заливном озере .ru 3) Я не вижу ни голубого неба, ни синего моря. Шум, холод и соленые

    брызги — вот пока моя сфера! 4) Я то засыпаю, то пробуждаюсь, открываю глаза. 5) Когда-то на острове как белых, так и голубых песцов было великое множество. 6) Иней подолгу лежал на скатах крыш, и у колодца, и на перилах балкона, и на листве. 7) Щеки румяны, и полны, и смуглы. 8) Она [обезьяна] была привязана тонкой цепочкой к одной из скамеек на палубе, и металась, и пищала жалобно, по-птичьи. 9) Я поеду теперь на Дальний Восток, либо на север. 10) Буран крутит, швыряет снегом, и высвистывает, и заливается жутким воем. 11) Ее [Вари] серые глаза были красны не то от бессонницы, не то от слез. 12) Сейчас он работал над выращиванием быстрорастущих деревьев из наших отечественных пород ивы, сосны, ели. 13) Теперь уж ни гор, ни неба, ни земли не было видно. 14) В ее [тайги] безграничных дебрях суровые северяне: лиственница и голубица — жили в теснейшем соседстве с нежными детьми

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *