Меню Рубрики

Кукла бессонница для чего

  • Статья из категории материалов: Тряпичные куклы из лоскутов
  • Дата публикации: 07-08-2016 г.
  • Дата обновления: 26-08-2017 г.
  • Автор статьи: Иван Сухарев
  • Количество просмотров: 5792

Краткое содержание статьи:

Сегодня Веселина пришла в мастерскую молчаливая и хмурая, на ходу скинула сандалии, а пока дошла до кресла успела раз пять зевнуть.

— Никак вчера заснуть не могла, — ответила она на мой молчаливый вопрос, — ворочалась, ворочалась пол ночи, заснула под утро, и сегодня весь день хожу сама не своя.

— Ну зашла бы к Кубышке Травнице, она бы тебе чайку с мятой заварила, да с собой бы сонной травы в мешочке дала, — говорю ей, — положишь его под подушку и спишь, пока не разбудят.

А вообще у древних славян есть специальная тряпичная кукла для сна – кукла Бессонница, которая предназначается именно для быстрого засыпания.

Сну наши предки придавали очень большое значение. Во сне люди не только отдыхали, в это время с человеком совершались настоящие волшебные действия – во сне можно было пророчествовать события, предугадывать их, разгадывать секреты и тайны, а также встречаться с теми, с кем в обычной жизни встретиться уже невозможно. Естественно, что были силы, которые препятствовали реализации таких возможностей, просто не давая человеку заснуть.

Для того, чтобы противостоять такому безобразию и появилась тряпичная кукла оберег Бессонница, которая принимала на себя участие в играх с духами, а человек спокойно мог заснуть. Чаще всего такая помощь была необходима маленьким детям, еще не имеющим мощную обереговую защиту рода. Поэтому родители или нянька в нужный момент быстро делали куклу Бессонницу и решали таким образом все проблемы с засыпанием.

Особенностью этой куклы является неустановленная продолжительность ее жизни – от одного вечера до нескольких месяцев. Если ребенок внезапно раскапризничался после ухода гостей, или после неожиданной или не очень приятной встречи, то достаточно было сделать однодневную куклу, после игры с которой исчезал негативный фон и ребенок успокаивался и нормально засыпал. В некоторых случаях появлялась необходимость защищать ребенка в течение длительного времени, тогда кукла жила столько, сколько было нужно.

Первоначально куклу Бессонницу делали из одного лоскута без использования чего-бы то ни было. Куклу часто приходилось изготавливать буквально на лету, не готовясь и не планируя этого заранее. Поэтому для этого идут в ход носовые платки, салфетки и другие подходящие по размеру, но совершено не предназначенные для изготовления кукол куски материи.

Если процесс создания такой куклы происходил дома, то можно было взять два лоскута и немного разнообразить внешний вид Бессонницы, сделав ей одежду. В том случае, если помощь куклы необходима в течение многих дней, при ее создании использовали лекарственные растения, которые помогают заснуть и успокаивают.

— А мы какую будем делать Бессонницу? – спрашивает Веселина, притворно зевая.

— Мы сделаем самую настоящую куклу, из двух лоскутов и пучка ветоши, ты только не засни во время работы.

Процесс изготовления куклы не сложен и занимает от силы пару минут.

Для работы понадобятся два лоскута — квадратный 20 х 20 см для головы и рук, прямоугольный 30 х 15 для одежды и пучок ветоши. Квадратный лоскут складываем по диагонали и обыкновенными узелками делаем ладошки на противоположных концах. В центр сложенного лоскута укладываем смятую ветошь. Формируем голову и делаем один перекрут по линии шеи. Передний конец лоскута оборачиваем вокруг шеи, конец подсовываем под него же и затягиваем. Один конец от второго лоскута перекидываем со спины на противоположное плечо спереди. То же делаем со вторым концом. Перекрещенные концы подтягиваем, расправляем ткань, и опускаем их на талию, перекрещивая второй раз. Куклу переворачиваем и концы лоскута завязываем обычным узлом. Тряпичная кукла Бессонница готова. Кукла Бессонница в традиционном исполнении

— Ну вот, у нас теперь есть сразу две Бессонницы, — сказал я, — тебе какая больше нравится?

— Да они обе нравятся, — уже по-настоящему зевая ответила Веселина, — тем более, что я их обеих и заберу с собой, теперь то я уж точно буду засыпать на раз два.

— Смотри по дороге не засни, — сказал я им вслед, и мы распрощались.

Хотите верьте, хотите нет, но после изготовления этих кукол я еле-еле справлялся со сном, и пока я пару часов не поспал, толком ничем заниматься не мог. Поэтому, если у вас вдруг случилась бессонница – сделайте такую куклу и проблема будет решена, только не забывайте про заговоры и другие правила изготовления славянских кукол оберегов.

На этом сегодня все, спасибо за внимание, всем желаю приятных снов сегодня и всегда, пока.

Вы можете поделиться своим мнением об этой странице со всеми друзьями и знакомыми в социальных сетях:

источник

для детей 1-4 классов
Цель: Создать условия для развития творческих способностей детей, углубление и актуализация их знаний и умений, закрепление навыков работы с различными материалами, развитие навыков коллективной работы.

Задачи:
Образовательные:
— познакомить воспитанников с историей использования куклы.
— закрепить новый материал в игровой форме.
-возможность увидеть результат, используя теорию и практику.
Воспитательные:
-воспитать самостоятельность, аккуратность, бережливость, коллективность, сплоченность.
— воспитать чувство ответственности за выполненную работу, сформировать умение контролировать себя.
-воспитание коммуникативных навыков в коллективной работе
Развивающие:
— развить творческое мышление, эстетический вкус, фантазию.
-развить интерес к декоративно-прикладному творчеству.
-развить самореализацию через процесс производства изделия.

Методы проведения занятия:
-наглядный
-репродуктивный
-словесный

Формы проведения занятий :
-беседы с объяснением нового материала
— викторина вопрос-ответ
-сказка, легенда
-игра
-показ наглядного материала
-демонстрация трудового приема
-практическая часть

Межпредметные связи:
-история
-литература
-изо
-технология
Формы организации занятия:
-групповая
Методическое оснащение:
Методический материал для педагога:
— литература
— слайд шоу фото
— методическое пособие
Дидактический материал для воспитанников:
-наглядный материал (фото, образцы)
-иллюстрации
-схемы
Раздаточный материал:
— схемы последовательной работы
— заготовки материала
Материально- техническое оборудование:
-компьютер
— кабинет для занятий декоративно-прикладной деятельностью
— столы, стулья
— иглы
-ленты — разной ширины, цвета, длины
-лоскуты ткани — хлопчатобумажные, ситец, бязь

Конспект занятия.

1.Организационный момент:
— Приветствие воспитанников
-Девочки! Сегодня у нас интересное занятие.
— А какое, вы сейчас отгадаете. Я загадаю вам загадку. Отгадка и будет темой нашего сегодняшнего занятия.
Загадка. (см. Приложение №1)
«Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно».
(Кукла)
Дети, а вы знаете какие-нибудь стихи про куклу?
(Читают стихи).
Викторина вопрос-ответ.
— А знаете ли вы, когда появилась первая кукла?
— 4 тыс. лет назад.
— Для чего служила кукла изначально?
— Как оберег от злых духов.
— Из каких материалов делалась?
— Соломы, натуральных тканей (лен, хлопок).
— Как вы думаете, как она изготовлялась?
— Не шилась, а сворачивалась, заматывалась нитками, была без лица.
А почему сейчас я вам расскажу.

2.Знакомство с новой темой занятия:

Как известно все дети любят играть, мальчики в машинки, а девочки в куклы.
Кукла первая среди игрушек. Самым древним египетским куклам 4 тыс. лет.
Кукла не рождается сама: её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа.
В этом главная ценность традиционной народной куклы. (Презентация) Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. В некоторых случаях навивали нити «по солнышку», т. е. с востока на запад, в других – по особой схеме, избегая повторных витков. При этом формулировали желания, напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких специальных случаях хранили полное безмолвие).
Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на результат, неосознанно чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и тепла. Специалисты называю этот эффект симпатической магией, т. е. способностью вещей воздействовать друг на друга на расстоянии, передавая импульсы посредством чего-то весьма похожего на эфир. Кто его знает, может ли на самом деле материализовываться тайная волшебная симпатия и связывать изготовителя с обрядово-обережной куколкой? Но что-то символическое (вернее, архетипическое) в подобном колдовском процессе определенно есть.
Примечательно, что в большинстве случаев кукол оставляли безликими – даже приблизительно не намечали ни глаз, ни ртов, ни носов. И это подчеркивало неодушевленность предмета. Согласно поверью, безликая кукла не сможет стать чьим-либо двойником и, следовательно, никогда не причинит вред человеку. Ни намеренно, ни случайно. Единственное, чем допускалось отмечать кукольные лица – это крест (древний могущественный солнечный знак). В некоторых случаях именно он придавал текстильной или соломенной фигурке магический статус оберега.
Делали кукол, в основном, женщины – хранительницы родовых традиций еще со времен эпохи матриархата. Кроме того, многие обрядово-обережные фигурки столь миниатюрны (не больше мизинца), что справиться с ювелирной работой способны лишь проворные женские пальчики. Плюс, прекрасная половина человечества всегда отличалась особым созидательным даром, который в те далекие времена особенно ярко проявлялся в быту. К тому же, как по сей день утверждают поэты, каждая женщина – чуть-чуть колдунья.
Колдовской подход проявлялся и в запретах на изготовление обрядово-обережных кукол. К примеру, их нельзя было делать в «плохое» для любого рукоделия время. Не только в праздничные и выходные дни, но также ночью, плюс – по средам и пятницам. Считалось, что в это время с текстилем (нитками, пряжей, холстами) «работают» духи и нечистая сила (в частности, кикиморы и русалки). Зато, занятие рукоделием в «хорошее» время (особенно в зимний сезон) приветствовались и нередко проводились мастерицами массово, в форме девичьих посиделок с длинными разговорами, шутками и песнями. Помните пушкинское: «Три девицы под окном…»?
Еще одна интересная особенность – изготовление обрядово-обережных кукол в один прием, не откладывая начатый процесс ни «на завтра», ни «на потом». Причиной тому старинная примета: дело, сделанное во второй раз, перечеркивает то, что было сделано в первый. Поэтому наши с вами пра-пра-…-бабули не мели избу в две метлы, не ставили хлеб в печь два раза и считали, что нечисть можно убить исключительно с одного удара (прихлопнешь второй раз – оживет и ускачет, зараза).
Классифицировать кукол можно по технологиям изготовления (мотанки-закрутки, кувадки, из тканевых квадратов и т. д.). Можно по обрядам (для семейно-бытовых, календарных, прочих). Но, на мой взгляд, лучше пользоваться методом группировки по функциям или, если хотите, по магической кукольной силе. Так гораздо романтичнее. Я бы даже сказала – сказочней.
Рассказ о тряпичных куклах: Столбушка, Утешница, Веснянка, Крупеничка идр. (см. Приложение №2)
Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. Русское слово «кукла» родственно греческому «кислос» («круг») означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали, подчиняясь инстинкту матери.

Необходимость куклы для развития человека доказана исторически и этнографически. На ранних ступенях культуры играет роль в жизни не только ребенка, но и взрослой женщины, матери.
Женщины относятся к своим куклам как к чему-то живому, а иногда и как к детям. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Кукле издревле приписывались волшебные свойства.
Люди верили, что они могли защищать от злых сил, принять на себя болезни, беды человека принести ему счастье. Но чтобы игрушка выполняла защитную роль, она должна была быть «правильно» сделана.
Мастерицы не использовали колющие, режущие предметы, лоскутки ткани и нитки рвались вручную, а затем связывались.
Узелки служили оберегом против злых сил. Кукле никогда не рисовали лицо, потому что вместе с лицом кукла получала душу, а значит, становилась уязвимой для дурного глаза. Тряпичные обереги сопровождали человека на всех этапах его жизни (рождение, свадьба, похороны). В крестьянских семьях кукла с хозяйкой проживала всю жизнь. Во все времена ребенок через игру постигал мир, примеривая на себя разные роли, учась модели поведения, принятой у взрослых. Древние люди приносили в жертву богам живых людей. Но однажды кто-то решил принести в жертву куклу- полено. Так кукла-полено спасла человека. Появились и другие куклы-чучела, которые приносились в жертву. У каждой куклы было свое имя: Кострома, Купало и др. Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в праздники.
Современная кукла имеет детские пропорции, она хлопает глазками, цветет румянцем, её одевают в детскую и взрослую одежду. Появились такие куклы как Барби, Baby и др. Baby изобретена в лаборатории искусственного интеллекта и похожа на настоящего младенца.
Но не надо забывать историю с чего все начиналось. Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются праздничные народные гулянья, в высокой моде находят элементы русского народного костюма.
Знакомство с традициями русской куклы позволит познакомиться с культурой русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут подарком для ваших друзей.
Давайте с вами сегодня попробуем сделать одну из них. А какую, прежде я вам расскажу одну историю.
Душный автобус. Молодая мама никак не может успокоить раскапризничавшегося малыша, который хнычет, изворачивается, бросает на пол игрушки. И вдруг, как по мановению руки, ребенок затихает и начинает внимательно следить за руками пассажира, сидящего напротив. Тот не спеша что-то сворачивает из носового платка. Под ловкими пальцами сначала появляются заячьи ушки над узелком мордочки, а другой узелок превращается в куцый хвост.
В одно мгновение он становиться единственным и неповторимым, самым любимым и ночью занимал место под подушкой. Однажды, уйдя в стирку с очередной партией белья, он больше никогда не возвращался. Все попытки снова свернуть из носового платка милого зайку заканчивались неудачей. И вообще, это не зайка, такого зайки не будет больше никогда, лишь в памяти остались два-три ловких движения, ожививших детскую фантазию. Этот зайка — родной брат старинной магической колыбельной куклы Бессонницы.
Когда без видимой причины младенец начинал плакать, мать чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу-оберег и кидала её в колыбель, приговаривая:
«Сонница — бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой. »
Такая кукла оставалась в доме навсегда. А сегодня и мы с вами сделаем такую куклу.
Теперь мы с вами приступаем к изготовлению куклы Бессонницы.
Представим с вами, что мы мастерицы как в древние времена.
3. Физическая зарядка.
Но прежде мы с вами сделаем небольшую разминку.(мы играем с куколкой, танцуем с ней, протягиваем ручки, тянемся, здороваемся, клонимся, а теперь садимся на места).
4. Выполнение практической работы:
Объяснение технологических приемов изготовления куклы по схемам:
Берется два лоскутка ткани одинаковых по размеру.
Один лоскуток складывается пополам по диагонали. На противоположных его концах туго затягиваются узлы. Затем лоскуток разворачивается и в центр закладывается клубочек из спутанных обрывков нитей или тонких полосок ткани или комочек ваты. Лоскуток снова складывают пополам. Комочек плотно обжимают и перетягивают лоскуток в центре несколько раз по часовой стрелке.
В представлении наших предков все, что связывалось с жизнью, двигалось, как солнце, по часовой стрелке.
Свободные концы лоскута вновь расправляют. Расстелив и расправив второй лоскуток, на одной из его сторон расправляют заготовку из первого лоскутка. Диагональ с завязанными узелками накладывают параллельно на сторону второго лоскутка. Правый верхний конец второго лоскутка оборачивают слева от скрутки первого лоскутка и выводят из- под первого лоскутка вновь на правую сторону. Таким же образом левый конец второго лоскутка оборачивают справа от скрутки. Оба конца лоскутка стягивают плотным прямым узлом. Скрутку расправляют, и получается простейшая тряпичная кукла, которая, и есть прародительница современной мягкой игрушки.
( Воспитанники выполняют куклу по схемам поэтапного изготовления под руководством педагога.

Читайте также:  Бессонница как с ней бороться народные средства

5. Заключительная часть:

Вопросы для закрепления нового материала.
Вопрос. Почему куклы делались без лица?
Ответ. Вместе с лицом кукла получала душу
Вопрос. Что оберегала кукла Бессонница?
Ответ. Сон
Вопрос. Чтобы кукла несла защитную роль, как она должна изготовляться?
Ответ. Без колющих, режущих предметов, ткань рвалась в ручную, кукла обматывалась и завязывалась.

Анализ и оценка работы:

Подведение итогов, оценка работы на уроке и мнение детей о работе.

Заключительное слово педагога:
Могут руки людей сделать чудо любое:
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и волшебства-
И сошью я такое, что вам и не сниться.
Только чтобы жила на земле красота!

Очень надеюсь на то, что чему вы сегодня научились, пригодится вам в вашей жизни.
Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному.
И у вас всё получится!

Литературный материал:

1. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- Спб.: «Паритет»,
2006 г.- 240 с.
2. Делаем куклы. Пер.с ит.- М.: «Ниола-Пресс», 2008 г.-128 с
3. Голдовский Б. Большая иллюстрированная энциклопедия «Художественные куклы».- М.:Дизайн Хаус, 2009.- 296 с.
4. Войдинова Н.М. Куклы в доме. — М: Профиздат, 2000.- 136 с
5. Хоменко, Никитюк, Хоменко: Обереги своими руками: украшение и защита вашего дома.- Издательство: Клуб семейного досуга, 2010 , 96 с.
6. Берстенева Е. В., Догаева Н. В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.- М.: Белый город, 2010.- 111с.

Лекционный материал: Приложение №1

Загадка:
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
(Кукла )

Сказка, легенда:
Молодая мама никак не может успокоить раскапризничавшегося малыша, который хнычет, изворачивается, бросает на пол игрушки.
И вдруг, как по мановению руки, ребенок затихает и начинает внимательно следить за руками пассажира, сидящего напротив.
Тот не спеша что-то сворачивает из носового платка.
Под ловкими пальцами сначала появляются заячьи ушки над узелком мордочки, а другой узелок превращается в куцый хвост.
Этот зайка — родной брат старинной магической колыбельной куклы Бессонницы.

Схема поэтапного изготовления Куклы «Бессонницы» Раздаточный материал

Повернись ко мне с добром, отвернись со злом.

Они простые, милые и отчего-то очень-очень родные. Смотришь на маленькую нитяную тряпичную фигурку – чувствуешь, как веет от нее уютом, теплом домашнего очага. А на душе становится светло, спокойно, радостно…
Давным-давно их делали не для продажи, а для себя – как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, поспособствовать урожаю, привлечь в дом счастье, богатство, лад и прочее.
Многие древние народы, чтобы умилостивить богов, приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков-древних славян. В жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды кому-то пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу. Взяли берёзовое полено, нарядили в сарафан и цветастый платочек-чем не девушка с беленьким личиком? И боги не отказались от этой игрушки!
Так кукла спасла человека.
Столбушка — самая древняя кукла

Это — самая древняя кукла.
Кукла простая в изготовлении. Из названия можно понять способ изготовления ее основы.
Материал: или береста, плотно свернутая в трубочку, и скрутка из ткани — плотной или мягкой.
Основа-столбик используется при изготовлении самых разных куколок, которых делали и сами малыши, и их старшие братья и сестры.
Но кукол по дому не разбрасывали — их аккуратно хранили в сундуках.

Почему у куклы такое имя — утешница? С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности. Мама, бабушка или няня успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, ее юбочкой утирали последние детские слезки и предлагали с куколкой поиграть.

Веснянка — кукла первых весенних дней

Весна — время невероятной радости, несущей обновление в жизни. Ее ждали, связывали с ней большие надежды. К весне делали много разных кукол — обрядовых и игровых, чтобы ребятишек порадовать. После долгой зимы и, наконец-то, могли много времени проводить на улице. Ни дождь, ни грязь — ничто не могло удержать дома многочисленную ребятню.

Крупенички, Зерновушки, Богач — три вида одной народной куклы

Зернушка (Крупеничка) — это древняя насыпная обрядовая игрушка, которая имеет глубокий символический смысл. Родом из южных областей России.
Ее обычно дарили на Коляду, Рождество или на праздники, связанные с урожаем.
Кукла обязательно наполнялась ЗЕРНОМ (гречиха, пшеница или зерно разных сортов, чтобы урожай был на все культуры). Первоначально Крупеничка хранила редкие семена урожая—гречиху, но потом стали использовать пшено, горох, пшеницу и появились Зерновушки и Горошинки. При посеве первые горсти брали из этой куклы, а после уборки урожая ее заполняли новой крупой.

Тематические разделы: народная кукла, кукла девка-баба, мастер Дорохина О.В., тряпичные куклы
В народе называлась «Перевертыш», «Вертушка». Распространена была в крестьянских семьях центральных и северо-западных губерний России. Это игровая кукла.
Кукла готовила девочку к взрослой жизни, показывая, что не всегда жизнь будет беспечной и веселой. Дети с раннего возраста знали, чем отличается девичья одежда от женской: для девушки подходят яркие ткани, коса, ленты, а для замужней женщины – более темные тона (без красного), две косы, закрученные в прическу и закрытые платком (или даже двумя). Девка — это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба — хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Хозяюшка-Благополучница

поверью куколка, внутри которой спрятана монетка, приносит в дом удачу и достаток, бережет домашний очаг, хранит семью.

Кукла Северная Берегиня

Кукла «Северная Берегиня» — это оберег для дома. Её ставили в северный угол избы. Она охраняла и приносила благополучие дому.
Обратите внимание: в обереговых куклах как правило, не применяются колющие и режущие инструменты. Поэтому ткань для куклы не режется ножницами, а рвётся.

Кукла в Дорогу (Подорожница)

Куколка очень маленькая, 3-5 см, должна легко помещаться в ладони или в кармане. Делается безшитьевым способом. Эта кукола — оберег путнику в дороге, в узелке у куклы — крупа.

Мокредина

Это кукла — шести-ручница, изображавшая женщину — крестьянку, работающую во время дождя, когда особенно тяжело работать и не хватает рук. Её ещё называли Мокредина-мокроручница, хозяйка-Мокредина. Это обрядовая кукла, её делали не каждый год, а во время продолжительных летних дождей. Женщины носили её по деревне, затем шли в лес и хоронили. При этом они причитали и плакали: «Ты молодая умерла, а я старая живу».

Кукла Счастье

В традиционной кукле Счастье главное это волосы, в них женская сила. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой. Немногие традиционные народные куклы могут стоять самостоятельно. Детали, как тесьма по низу юбки и др., не уточняю, они очевидны, их можно делать, можно не делать. Решение ваше.

Такая подружка — кукла Желанница — была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни».
А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось

Читайте также:  Какие можно принимать успокоительные при бессоннице

День и ночь.

Эта пара куколок – оберег жилища и носит название «День и Ночь». Бытовала в Поволжье, Пензенской, Тамбовской губернии. Это две совершенно одинаковые куклы, связаные друг с другом, только одна из белой, а другая из темно-синей ткани, они символизировали День и Ночь. Утром первый проснувшийся член семьи выставлял вперед белого хранителя, а последний, ложащийся спать на ночь выставлял в перед темного хранителя.

А отголоски мрачных обычаев сохранились в сказках, где от чудовища откупаются прекрасными девушками. Эту первую славянскую куклу-игрушку для богов-назвали Коллодией. Появились и другие куклы-чучела, которых жертвовали разным богам. У каждой было имя: Морена, Купава, Кострома, Русалка, Ярило, Горгон, Кострубонько. Обряды жертвоприношения к этому времени превратились в настоящие праздники. Нарядных кукол, обычно сплетённых из соломы, с песнями носили на руках, вокруг них водили хороводы, затевали игры, а после «отдавали» богам-сжигали, кидали в реку или рвали и разбрасывали по полю. А взамен просили хороших урожаев, тёплого лета, счастливой любви.
Некоторые из этих обычаев сохранились до сих пор. Кому не приходилось с песнями и играми сжигать чучело зимы-Дуню-Масленицу, а после лакомиться блинами-символами солнца? Большущая кукла из дерева и соломы, обязательно ряженая в текстильные одежды. Ее делали в конце зимы во время масленичной недели и сжигали сразу после изготовления. Сгорая, кукла заодно превращала в золу и пепел весь тот духовный негатив, что накопился у людей за долгую зиму.

Десятиручка

Десятиручка (еще ее называют Многоручкой), помогает своему обладателю справляться с большими объемами любой работы. Таких куколок в качестве свадебного подарка подружки преподносили невестам, чтобы у молодых хозяюшек спорились дела.

Кукла-Бессонница

Кукла-Бессонница предназначалась для детей, страдающих расстройствами сна, ее укладывали в кроватку неспящего ребенка. При изготовлении обязательным считался приговор: «Сонница — бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой» (возможны, конечно, варианты). Интересно, что тряпичную головку Бессонницы часто набивали душистыми успокоительными травками.

Это интересно

Специалисты выделяют четыре основных функции: продуцирующую, защитную, очистительную и замещающую. Кукол в каждой функциональной группе очень много, так что рассмотрим только некоторых, самых интересных «представителей».

Куклы, наделенные продуцирующей магией

Зерновушка (еще одно название – Зернушка) – в ее матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной страды, а затем пузатую куколку устанавливали на амбарных сундуках, чтобы урожай будущий был еще богаче.
Куклу-Кубышку с копеечкой в объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом богатство. В Кубышку складывали не только деньги, но и набивали ее душистыми травами. Помнешь-потрогаешь такую кукольную толстушку-травницу, и разольется по избе лесной-полевой аромат.
Кукол-Капусток мастерили барышни на выданье и выставляли в окнах, сигнализируя о готовности к браку – мол, пора засылать сватов. Плюс, Капусткам полагалось притягивать к дому самых завидных женихов.
День и Ночь – связанные одной веревочкой две куколки разных цветов (черная и белая, позже – синяя и белая), подвешивались к потолку. Они упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих обладателей.
Куклы, способные защищать
Наверное, самые известный оберег – это Сестры Трясовицы, тринадцать куколок-Лиходеек (Лихоманок). Их ровной связкой вешали на стену или устанавливали шеренгой на печной тубе. Куклы олицетворяли собой иродовых дочерей, духов болезней в образе женщин с разными именами (один из множества существующих вариантов: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Пухлея, Желтея, Старея, Каркуша, Немея, Авея, Глухея, Храпуша и старшая сестра Кумоха). Считалось, что, узрев в доме своего мини-двойника, незваная болезнь вселится в куклу, а не в человека.
Кувадка (или Куватка) – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.
Вепсская кукла (Кормилка) – образ замужней женщины, символ благочестия и достатка. Этой куколке приделывали объемную тряпичную грудь – чтобы дети были всегда сытыми и здоровыми. Она «согревала» местечко в колыбельке до рождения ребенка. После рождения – висела над изголовьем, как оберег от порчи и сглаза. Когда малыш подрастал, с этой куколкой ему позволяли играть.
Берегиня с широко раскинутыми руками-крыльями также подвешивалась в изголовье кровати (или же помещалась где-то в избе, выше уровня человеческих голов). Защищала, берегла семью от ссор, болезней и невзгод.
Куклы, обладающие очистительной силой
Одноименная куколка (Очистительная) помогала избавляться от «плохой» энергетики в доме. Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в руки куклу и, используя ее как символический веник, выметала весь негатив прочь из избы.
Купавка – это обрядовая кукла-однодневка с обязательными разноцветными ленточками на ручках-палочках. Ее делали перед началом купального сезона, на праздники Аграфены Купалицы и Ивана Купалы сплавляли по воде. После ритуала всем позволялось плескаться и нырять в водоемах сколько душе угодно.
Мартинички – нитяная пара куколок белого (зимнего) и красного (летнего) цветов. Использовались в обряде закликания весны. Мартинички вывешивались на ветвях деревьев, чтобы привлечь-приблизить наступление теплого сезона.
Масленица – большущая кукла из дерева и соломы, обязательно ряженая в текстильные одежды. Ее делали в конце зимы во время масленичной недели и сжигали сразу после изготовления. Сгорая, кукла заодно превращала в золу и пепел весь тот духовный негатив, что накопился у людей за долгую зиму.
Кукушка – куколка, вместе с которой двенадцатилетние девочки-подростки вступали в пору зрелого девичества, объявляли себя девушками. Обряд проводили перед Троицей – шли далеко в лес, пели там песни, водили хороводы, а также символически хоронили кукол-Кукушек. При этом девушки приносили клятвы быть в будущем хорошими матерями. Кукушки также помогали избавиться от одиночества и тоски. Для этого девочки тет-а-тет рассказывали куклам свои беды, а затем сжигали своих тряпичных визави. Одновременно сгорали и все девичьи проблемы.
Кукла-Русалка помогала вызвать дождь. Ее мастерили девушки во время засухи, затем укладывали в символический гроб, торжественно с песнями несли к реке и бросали в воду.
Куклы-заместители
Это куколки, по-доброму представлявшие (дублировавшие) какого-то конкретного человека. Наверное, самая известная из них – сказочная кукла Василисы Прекрасной. Если помните, она олицетворяла собой умершую мать девушки, всегда была рядом, наставляла и давала дельные советы.
Таких кукол мастерили из одежды, принадлежавшей человеку-прототипу. Держали либо в красном углу избы, либо при себе. Например, все та же Василиса из сказки прятала свою куколку в кармане и везде носила с собой. Примечательно, что она даже кормила тряпичную наперсницу, что придавало последней магических сил.
Кукол-заместителей мастерили, когда кто-то покидал семью (например, если уходил в ратный поход муж или сын). А тряпочный образ человека оставался в родном доме. Причем, если вдруг с куклой приключалось что-то нехорошее, то это считалось дурным предзнаменованием и для прототипа, семья начинала готовиться к худшему.
Еще замещающая магия кукол нередко использовалась в обрядах рождения и погребения. Кукол-двойников «подбрасывали» злым духам, чтобы спасти живых (новорожденного младенца или членов семьи усопшего, соответственно).
Существует еще одна категория кукол – те, что изготавливались со злым умыслом. Соответственно, еще одна группа-функция – вредительская. Без черной магии, как видите, здесь тоже не обошлось. Но эту мрачную часть, бросающую тень на светлый ряд текстильных народных кукол, мы обойдем стороной.
Презентация в картинках

источник

Елена Швецова
Занятия «Кукла Бессонница», кукла «Купавка» в рамках реализации проекта «Кукла моя изначальная»

Задачи. Научить мастерить традиционную куклу Бессонницу бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки – сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Пояснить название и особенности внешнего вида игрушки (безлицевая кукла). Продолжать формировать трудовые навыки (операции) – складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз-рука». Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам. Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.

Технологическая карта «Кукла Бессонница» в наглядно-методическом пособии для старшей группы.

1. Квадратный лоскут складываем по диагонали и обвязываем два конца;

2. раскрываем, в середину кладем небольшой комок набивки – голову;

3. голову формируем петлей; туловище укладываем на цветной лоскут;

4. верхний угол цветного лоскута заводим по диагонали за спину куклы;

5. другой угол поднимаем крест-накрест и заводим через спину, — кукла готова.

Материал, инструменты, оборудование. Коллекция текстильных кукол, фотографии тряпичных игрушек детей, выполненных в средней группе; лоскутки разного цвета на выбор детям, крепкие нитки, набивка (вата, синтепон, нитки, ножницы.

Информация для педагогов и родителей. Кукла-Бессонница предназначалась для детей, страдающих расстройствами сна, ее укладывали в кроватку неспящего, плачущего ребенка. При изготовлении обязательным считался приговор: «Сонница — бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой» (возможны, конечно, варианты). Интересно, что тряпичную головку Бессонницы часто набивали душистыми успокоительными травками.

Содержание совместной продуктивной деятельности педагога и детей.

Педагог приглашает детей в мини-музей ДОУ и знакомит с коллекцией тряпичных кукол. Дети вспоминают, что в средней группе они тоже мастерили тряпичные игрушки – пеленашку, куклу в сарафане и пасхального голубка. Рассматривают различные виды текстильных кукол (пеленашка, закрутка, кувадка, купавка, барыня, коза, масленица и др.).

Педагог показывает куклу Бессонницу и рассказывает ее историю (изготавливалась из мягких нежных лоскутков и укладывалась в колыбельки и кроватки, чтобы дети охотно засыпали и видели радостные сны). Поясняет технологию изготовления с применением наглядно-методического пособия для старшей группы, показывает отдельные (наиболее сложные) операции и предлагает самим смастерить таких куколок из лоскутков и ниток.

Практический результат. Коллективная выставка «Нарядный хоровод», в котором куклы Бессонницы, изготовленные детьми из разноцветных лоскутков, размещаются на кружевной ленте.

Задачи. Научить мастерить традиционную куклу Купавку бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки – сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Пояснить название и особенности внешнего вида игрушки (безлицевая кукла). Продолжать формировать трудовые навыки (операции) – складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз-рука». Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам. Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.

Технологическая карта «Кукла Купавка» в наглядно-методическом пособии для подготовительной группы.

1. Подбираем две палочки (или ветки деревьев) разной длины;

2. связываем палочки крест-накрест;

3. берем ситцевую ткань, на верхней части креста укрепляем голову, набитую ветошью, этой же самой тканью набиваем руки куклы; фиксируем ткань на шее, руках и поясе куклы;

4. берем цветной ситец и привязываем лямки сарафана;

5 из декоративной ткани изготавливаем юбку и платок, из тесьмы готовим пояс, на руки привязываем ленточки;

Материал, инструменты, оборудование. Коллекция текстильных кукол, фотографии тряпичных игрушек детей, выполненных в средней группе; лоскутки разного цвета на выбор детям, крепкие нитки, набивка (вата, синтепон, нитки, ножницы, палочки или веточки деревьев разной длины.

Предварительная работа. Экскурсия в музей ДОУ и знакомство с народной игрушкой; беседа о старинных детских игрушках; создание дидактического альбома «Коллекция лоскутков» или дидактической игры «Лоскуток к лоскутку»; создание коллекции лоскутков; упражнения в шнуровании и завязывании. Разновозрастное общение: помощь детям раннего и младшего возраста в дидактических играх со шнуровкой.

Информация для педагогов и родителей.

Это кукла «одного дня», которая открывала сезон купаний. На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке.

Читайте также:  Хроническая бессонница у мужчины

Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья, невзгоды, людские болезни и приводили женихов. Эту летнюю куклу принято было украшать травой, живыми цветами, ветками.

А в Крещенские дни делали куклу Крестец, символ мужчин. Ставили её у ведра с водой, обязательно освящённой. Считалось, что в эти дни вода была святой. Кукла была выполнена на крестообразной основе, её украшали тесёмочками и ленточками.

Содержание совместной продуктивной деятельности педагога, детей и родителей.

Педагог приглашает детей в мини-музей ДОУ и знакомит с коллекцией тряпичных кукол. Дети вспоминают, что в средней и старшей группах они тоже мастерили тряпичные игрушки – пеленашку, куклу в сарафане, бессонницу, лихорадку и пасхального голубка. Рассматривают различные виды текстильных кукол (пеленашка, закрутка, кувадка, купавка, барыня, коза, масленица и др.). Педагог показывает куклу Купавку и рассказывает ее историю (изготавливалась из лоскутков на крестообразной основе из палочек или веточек деревьев разной длины и сплавлялась вниз по реке, чтобы забрать все печали и болезни людей). Педагог предлагает детям поиграть в игру «Загадаю Купавке мое желание». Педагог поясняет технологию изготовления с применением наглядно-методического пособия для подготовительной группы, показывает отдельные (наиболее сложные) операции и предлагает самим смастерить таких куколок из лоскутков и ниток.

После занятия. В свободном доступе детей находятся лоскутки и нитки, чтобы дети могли самостоятельно (по своему желанию) мастерить тряпичные куклы.

Воспитание у дошкольников интереса к народной культуре. Конспект совместной деятельности в средней группе «Гирлянда дружбы» Программное содержание: Образовательные: Научить мастерить традиционную тряпичную куклу Кувадку бесшовным способом. Совершенствовать трудовые.

Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла — закрутка» Мастер класс рассчитан на детей подготовительной группы детского сада, воспитателей, родителей. /Мастер-класс для детей возможен после.

источник

источник

История появления куклы. Технология изготовления куклы бессонница.

В период с 1768-го по 1774 год гениальный швейцарский механик Пьер Жак-Дроз сконструировал несколько «живых» кукол-автоматов, которые должны были привлекать внимание к его магазину часов и механических сувениров. Всего вместе с сыном Анри-Луи и помощником Жаном-Фредериком Лешо часовых дел мастер построил три уникальных человекоподобных автомата: «музыкантшу», способную сыграть несколько мелодий на фисгармонии, «рисующего мальчика» и «пишущего мальчика». Фигуры, поражавшие воображение естественностью движений, представляли собой чрезвычайно сложные механизмы: каждая состояла из нескольких тысяч деталей. Удивительные куклы, пережив немало приключений, дожили до наших дней и сегодня хранятся в работоспособном состоянии в Музее истории и искусства в швейцарском городе Невшатель.

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №184

Конспект ОТКРЫТОГО занятия

Автор: князева ИННА ВЛАДИМИРОВНА —

педагог дополнительного образования, руководитель ДИЗАЙН-СТУДИИ «РУКОДЕЛЬНИЦА» ОДОД на базе школы №184.

Вашему вниманию предлагается конспект занятия по теме кукла в рамках образовательной программы, дизайн-студия «Рукодельница».

Занятие проводится в игровой форме, что активизирует познавательный интерес и позволяет применить знания, навыки, умения в создании куклы.

В структуру занятия включены загадки, физическая зарядка по теме.

Практическую часть по созданию куклы предваряет занимательная информация : легенды, мифы, загадки, стихи русских и зарубежных авторов, историю и применение куклы.

В практической части представлена информация схемы изготовления, последовательная технология создания куклы.

Это методическая разработка может использоваться педагогами дополнительного образования, учителями труда, изобразительного искусства.

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №184

открытого занятия дизайн-студии «Рукодельница»

«Кукла Бессоница» в технике кукла

Образовательная область: Декоративно-прикладное искусство

Место проведения: ГОУ СОШ № 184

ФИО педагога: Князева Инна Владимировна

Тема: «Кукла Бессонница» в технике кукла

Цель: Создать условия для развития творческих способностей детей, углубление и актуализация их знаний и умений по теме «Кукла», закрепление навыков работы с различными материалами, развитие навыков коллективной работы.

— познакомить воспитанников с историей использования куклы.

— закрепить новый материал в игровой форме.

-возможность увидеть результат, используя теорию и практику.

-воспитать самостоятельность, аккуратность, бережливость, коллективность, сплоченность.

— воспитать чувство ответственности за выполненную работу, сформировать умение контролировать себя.

-воспитание коммуникативных навыков в коллективной работе

— развить творческое мышление, эстетический вкус, фантазию.

-развить интерес к декоративно-прикладному творчеству.

-развить самореализацию через процесс производства изделия .

Методы проведения занятия:

-беседы с объяснением нового материала

-показ наглядного материала

-демонстрация трудового приема

Формы организации занятия:

Методический материал для педагога:

Дидактический материал для воспитанников:

-наглядный материал (фото, образцы)

-стенд с детскими работами

— схемы последовательной работы

Материально- техническое оборудование:

— кабинет для занятий декоративно-прикладной деятельностью

-ленты — разной ширины, цвета, длины

-бусины, бисер, стразы — разной формы, размера, цвета, количества

-ткани — хлопчато бумажные, ситец, бязь

— Воспитанники входят в кабинет и рассаживаются

— Ребята! Сегодня мы с вами начинаем новую тему.

— А какую вы сейчас отгадаете. Я загадаю вам загадку. Отгадка и будет темой нашего сегодняшнего занятия.

Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.

Дети а вы знаете какие-нибудь стихи про куклу?

— А знаете ли вы когда появилась первая кукла?

— Для чего служила кукла изначально?

— Из каких материалов делалась ?

— Соломы, натуральных тканей(лен, хлопок).

— Как вы думаете как она изготовлялась ?

— Не шилась, а сворачивалась, заматывалась нитками, была без лица.

А почему сейчас я вам расскажу.

3.Знакомство с новой темой занятия:

Как известно все дети любят играть, мальчики в машинки, а девочки в куклы.

Кукла первая среди игрушек. Самым древним египетским куклам 4 тыс. лет.

Кукла не рождается сама: её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа.

В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. Русское слово «кукла» родственно греческому «кислос» («круг») означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали, подчиняясь инстинкту матери.

Необходимость куклы для развития человека доказана исторически и этнографически. На ранних ступенях культуры играет роль в жизни не только ребенка, но и взрослой женщины, матери.

Женщины мало отличаются по своему развитию от своих детей, относятся к своим куклам как к чему-то живому, а иногда и как к детям. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Кукле издревле приписывались волшебные свойства.

Люди верили что они могли защищать от злых сил, принять на себя болезни, беды человека принести ему счастье. Но чтобы игрушка выполняла защитную роль, она должна была быть «правильно» сделана.

Мастерицы не использовали колющие, режущие предметы, лоскутки ткани и нитки рвались вручную, а затем связывались.

Узелки служили оберегом против злых сил. Кукле никогда не рисовали лицо, потому что вместе с лицом кукла получала душу, а значит становилась уязвимой для дурного глаза. Тряпичные обереги сопровождали человека на всех этапах его жизни (рождение, свадьба, похороны). В крестьянских семьях кукла с хозяйкой проживала всю жизнь. Во все времена ребенок через игру постигал мир, примеривая на себя разные роли, учась модели поведения, принятой у взрослых. Древние люди приносили в жертву богам живых людей. Но однажды кто-то решил принести в жертву куклу- полено. Так кукла-полено спасла человека. Появились и другие куклы-чучела, которые приносились в жертву. У каждой куклы было свое имя: Кострома, Купало и др. Обряды жертоприношения с тех пор превратились в праздники.

Современная кукла имеет детские пропорции, она хлопает глазками, цветет румянцем, её одевают в детскую и взрослую одежду. Появились такие куклы как Барби, Baby и др. Baby изобретена в лаборатории искусственного энтилекта и похожа на настоящего младенца.

Но не надо забывать историю с чего все начиналось. Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются фальклёрные ансамбли, возрождаются праздничные народные гулянья, в высокой моде находят элементы русского народного костюма.

Знакомство с традициями русской куклы позволит познакомиться с культурой русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут подарком для ваших друзей.

Давайте с вами сегодн6я попробуем сделать одну из них. А какую, прежде я вам расскажу одну историю.

Душная электрича. Молодая мама никак не может успокоить раскапризничавшегося малыша, который хнычет, изворачивается, бросает на пол игрушки. И вдруг, как по мановению руки, ребенок затихает и начинает внимательно следить за руками пассажира, сидящего напротив. Тот не спеша что-то сворачивает из носового платка. Под ловкими пальцами сначала появляются заячьи ушки над узелком мордочки, а другой узелок превращается в куцый хвост.

В одно мгновение он становиться единственным и неповторимым, самым любимым и ночью занимал место под подушкой. Однажды, уйдя в стирку с очередной партией белья, он больше никогда не возвращался. Все попытки снова свернуть из носового платка милого зайку заканчивались неудачей. И вообще, это не зайка, такого зайки не будет больше никогда, лишь в памяти остались два-три ловких движения, ожививших детскую фантазию. Этот зайка- родной брат старинной магической колыбельной куклы Бессоницы.

Когда без видимой причины младенец начинал плакать, мать чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу-оберег и кидала её в колыбель, приговаривая

Такая кукла оставалась в доме навсегда.

Теперь мы с вами приступаем к изготовлению куклы Бессоницы.

Представим с вами что мы мастерицы как в древние времена.

Но прежде мы с вами сделаем небольшую разминку.(мы играем с куколкой, танцуем с ней, протягиваем ручки, тянемся, здороваемся, клонимся, а теперь садимся на места).

5. Выполнение практической работы:

— Объяснение технологических приемов изготовления куклы по схемам:

Берется 2 одинаковых по размеру лоскутка ткани.

Один лоскуток складывается пополам по диагонали. На противоположных его концах туго затягиваются узлы. Затем лоскуток разворачивается и в центр закладывается клубочек из спутанных обрывков нитей или тонких полосок ткани или комочек ваты. Лоскуток снова складывают пополам. Комочек плотно обжимают и перетягивают лоскуток в центре несколько раз по часовой стрелке.

В представлении наших предков все, что связывалось с жизнью, двигалось, как солнце, по часовой стрелке.

Свободные концы лоскута вновь расправляют. Расстелив и расправив второй лоскуток, на одной из его сторон расправляют заготовку из первого лоскутка. Диагональ с завязанными узелками накладывают параллельно на сторону второго лоскутка. Правый верхний конец второго лоскутка оборачивают слева от скрутки первого лоскутка и выводят из- под первого лоскутка вновь на правую сторону. Таким же образом левый конец второго лоскутка оборачивают справа от скрутки. Оба конца лоскутка стягивают плотным прямым узлом. Скрутку расправляют и получается простейшая тряпичная кукла, которая, и есть прародительница современной мягкой игрушки.

— Воспитанники выполняют куклу по схемам поэтапного изготовления под руководством педагога.

-Воспитанники изготавливают куклу Бессонница

Вопросы для закрепления нового материала.

-Почему куклы делались без лица?

— Вместе с лицом кукла получала душу

-Что оберегала кукла Бессонница?

— Чтобы кукла несла защитную роль как она должна изготовляться?

— Без колющих, режущих предметов, ткань рвалась в ручную, кукла обматывалась и завязывалась.

Подведение итогов, оценка работы на уроке и мнение детей о работе.

Предложить воспитанникам найти информацию о других народных куклах.

Заключительное слово педагога:

Могут руки людей сделать чудо любое:

Я возьму в руки нить и простую тряпицу,

И немножко фантазии и волшебства-

И сошью я такое, что вам и не сниться.

Только чтобы жила на земле красота!

Очень надеюсь на то, что чему вы сегодня научились, пригодится вам в вашей жизни.

Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *