Меню Рубрики

Пациент 40 лет обратился к неврологу с жалобами на бессонницу

кафедра психиатрии и наркологии СПбГМУ им. И.П. Павлова | курс психиатрии и наркологии

Задачи к зачету по циклу психиатрии и наркологии для студентов стоматологического факультета.

1. Пациент 35 лет обратился к стоматологу с жалобами на ощущение жжения и покалывания в ротовой полости. При осмотре патологии слизистой и зубов не выявлено, металлические коронки отсутствуют. Чувствительность сохранена. Болезненные ощущения пациент локализует на поверхности слизистой щек и дна ротовой полости, они не соответствуют зонам иннервации. Как охарактеризовать жалобы пациента, при каких состояниях встречаются такие расстройства.

2. Пациент обратился с просьбой об удалении зуба. При осмотре патологии зуба и пародонта не выявлено. Несмотря на отсутствие показаний к удалению пациент настойчиво требует удалить ему зуб, раздражается при отказе врача, заявляет, что готов оплатить услугу. Причин этого не объясняет. Чем может быть обусловлено поведение пациента. Какова тактика врача-стоматолога.

3. Пациентка 20 лет обратилась к стоматологу с жалобами на «постоянный неприятный запах изо рта», который замечают окружающие и из-за этого пациентка стесняется выходить на улицу. Так же отмечает, что за последний год «испортились зубы, челюсть стала некрасивой» и это постоянно замечают люди вокруг. Интересуется возможностью проведения хирургического вмешательства с косметической целью. При осмотре патология ротовой полости не выявляется, челюсть и лицо правильной формы. Какова тактика врача-стоматолога.

4. Пациент 30 лет в течение месяца неоднократно обращается к стоматологу с просьбой осмотреть ротовую полость на предмет наличия опухоли. Несмотря на заверения врача в отсутствии патологии говорит, что испытывает страх заболеть раком, который исчезает лишь на некоторое время после осмотра, но потом возникает с новой силой и побуждает вновь обратиться для осмотра. Рассказывает, что этот страх возник у него после смерти знакомого от рака языка. Как оценить характер переживаний пациента.

5. Пациент 45 лет обратился с жалобами на постоянную зубную боль, беспокоящую его в течение более месяца и охватывающую всю нижнюю челюсть. Отмечает отсутствие эффекта от анальгетиков, так же отмечает, что заметно похудел, плохо спит и рано просыпается, постоянно испытывает чувство «тоски». При осмотре патологии не выявлено, по данным рентгеновского обследования так же без патологии. Как охарактеризовать состояние пациента. Дальнейшая тактика.

6. Пациентка 37 лет обратилась к стоматологу с жалобами на «чувство выкручивания и распирания в зубах», «ощущение перемещения зубов», «распухание и переворачивание языка во рту». При осмотре патологии не выявлено. Как оценить жалобы больной.

7. Пациентка 24 лет обратилась в престижный стоматологический центр. На приеме у врача ярко нелепо одета, чрезмерно яркий макияж. Держится без чувства дистанции, громко разговаривает, речь в ускоренном темпе. Постоянно перебивает врача, периодически начинает неуместно хихикать, сексуально расторможена. Требует сделать ей декоративные накладки из драгоценных металлов и камней на все передние зубы. При попытке врача разъяснить неуместность таких украшений пациентка раздражается, начинает кричать и ругаться. Оцените состояние больной. Дальнейшая тактика врача-стоматолога.

8. На приеме у стоматолога пациент внезапно начинает плакать, говорит, что очень устал, что не может так жить дальше. Жалуется на ощущение тоски в груди, бессонницу, потерю аппетита, постоянные мысли о смерти. Какова тактика врача-стоматолога.

9. Сотрудники стоматологического центра обратили внимание, что после длительного периода работы без отпуска и перенесенного «на ногах» гриппа изменилось поведение одного из врачей. Он стал постоянно жаловаться на слабость, усталость, головные боли. Стал раздражительным в общении с коллегами и пациентами, периодически отмечались эмоциональные вспышки, когда начинал кричать, швырял инструменты на пол, в дальнейшем плакал, сожалел о своем повед

9. Сотрудники стоматологического центра обратили внимание, что после длительного периода работы без отпуска и перенесенного «на ногах» гриппа изменилось поведение одного из врачей. Он стал постоянно жаловаться на слабость, усталость, головные боли. Стал раздражительным в общении с коллегами и пациентами, периодически отмечались эмоциональные вспышки, когда начинал кричать, швырял инструменты на пол, в дальнейшем плакал, сожалел о своем поведении. Заметно снизилась продуктивность труда. Оцените состояние и синдром.

10. Во время проведения стоматологических манипуляций пациент внезапно громко вскрикнул, потерял сознание и забился в судорогах в стоматологическом кресле. Опишите правильную тактику оказания неотложной помощи.

11. Пациент 39 лет пришел на прием к стоматологу. При осмотре отмечается резкий алкогольный запах изо рта, тремор рук. Пациент тревожен, беспокоен, суетлив. При расспросе сообщает, что последние несколько дней подряд злоупотреблял алкоголем. Оцените состояние. Возможно ли оказание стоматологической помощи в этом случае.

12. Пациентка 23-х лет повторно обращается к пластическим хирургам с жалобами на «некрасивый» нос, который «портит всю форму лица» и который «мешает нормально жить» т.к. окружающие на улице и коллеги на работе постоянно замечают этот дефект. При осмотре нос правильной формы, отмечаются гармоничные черты лица. Объективно данных за косметический дефект нет. После нескольких отказов один из хирургов соглашается прооперировать пациентку по ее настоянию. Через две недели после операции пациентка обращается к хирургу с жалобой на то, что «нос стал еще более уродливым», требует повторной операции, обвиняет врача в умышленном причинении вреда, постоянно является в клинику и устраивает скандалы, поджидает врача после работы. Серия повторных настойчивых жалоб пациентки заканчивается судебным разбирательством, в ходе которого хирург не может доказать наличие объективных показаний к операции кроме желания пациентки. Пациентка продолжает обращаться с жалобами к пластическим хирургам, требует повторной операции.

13. Больной 60 лет, инженер. На протяжении последних двух лет стал «забывчивым», нарастает снижение памяти на текущие события. Заметно ухудшилась сообразительность, в отчетах по работе стал делать ошибки, пропуски, появилась раздражительность, повышенная утомляемость и эмоциональная лабильность. Стал постоянно записывать в блокноте имена знакомых, даты, цифры — «чтобы не путать». Вместе с тем критически относится к снижению своей работоспособности, обращался к невропатологу за помощью по поводу снижения памяти и ухудшения внимания. Оцените состояние больного, позволяет ли такое психическое расстройство проводить плановые процедуры по протезированию зубов?

14. Пациент поступил в отделение челюстно-лицевой хирургии с диагнозом: перелом костей носа со смещением, перелом скуловой кости, сотрясение головного мозга. Пациент прооперирован и переведен в палату. На следующий день вечером состояние изменилось. Стал беспокойным, суетливым. В беседе часто отвлекается, дезориентирован во времени. Часто вскакивает с постели, что-то ищет под подушкой, заглядывает под кровать, копается в постельном белье, шарит рукой по стене, пытаясь поймать несуществующих насекомых. Порой испуганно озирается, разговаривает сам с собой. При объективном обследовании отмечается лихорадка (температура 38.6 градусов), небольшая ригидность затылочных мышц. В клиническом анализе крови выраженный лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, повышение СОЭ.

15. Студент-стоматолог длительное время сочетал учебу с работой, спал 5-6 часов в сутки, перенес «на ногах» легкую респираторную вирусную инфекцию, после чего одногруппники стали отмечать у него повышенную раздражительность, колебания настроения, стал невнимательным на занятиях. Продолжал сочетать работу и учебу, во время занятий возникали вспышки раздражительности, когда кричал на других студентов, в дальнейшем был слезливым, заметно снизилась успеваемость. Жаловался

источник

Данные задачи будут предложены Вам на зачете по частной психопатологии и на экзамене (как одна из задач)

Внимательно прочитайте клинические задачи и в каждой из них установите нозологический диагноз и укажите ведущий психопатологический синдром или синдромы, определите прогноз, выработайте рекомендации по терапии и дайте экспертную трудовую (судебную) оценку.

Не забывайте о необходимости давать полную оценку состояний!
Например, при выявлении депрессивного синдрома нужно указать характер депрессии (тревожная, тоскливая, апатическая, маскированная), этиологию (эндогенная, экзогенная, психогенная), тяжесть (психотический или непсихотический уровень) и нозологический диагноз (например, для эндогенных депрессий — в рамках биполярного или рекуррентного расстройства, циклотимии или дистимии и т.д.). При диагнозе эпилепсии не забывайте указывать виды припадков (парциальные, генерализованные; какие именно). При шизофрении – её форму и тип течения. При диагнозе алкогольного делирия не забудьте об основном диагнозе у этих больных (алкоголизме) и т.д.

Больной 45 лет, перенес инфаркт миокарда без зубца Q. Постинфарктный период протекал без осложнений. Во время проведения нагрузочной пробы через две недели возникла бурная вегетативная реакция со страхом остановки сердца. После этого отказывается от расширения двигательного режима, боится оставаться без медицинского персонала. Испытывает страх «остановки сердца». Понимая необоснованность страхов, заявляет, что не может их преодолеть. Появление страха сопровождается сердцебиением, ощущением замирания сердца, обильным потоотделением. Объективно показатели гемодинамики и ЭКГ в норме, противопоказаний к расширению режима нет. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больного.

Больной Н. 39 лет, страдает хр. гастродуоденитом. Очередное обострение сопровождалось
абдоминальными болями, снижением аппетита, умеренным похуданием, тошнотой. Наряду с повышенной утомляемостью и снижением работоспособности появились мысли о развитии рака желудка. Настойчиво просил врачей о проведении дополнительного обследования. В процессе лечения купировался болевой синдром, восстановился прежний вес, уменьшилась выраженность астении. Однако, опасения «ракового перерождения» сохраняются. При актуализации страха становится назойливым, повторно обращается к врачам для обследования. При разубеждении соглашается с необоснованностью страха, заявляет, что сам «прогнать мысли о раке» не может. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больного.

Больной А. 53-х лет, в течение длительного времени страдает ишемической болезнью сердца с частыми приступами стенокардии, провоцирующимися физическими и эмоциональными нагрузками. За неделю до госпитализации в кардиологическое отделение приступы стенокардии стали возникать чаще, появились умеренные симптомы сердечной недостаточности. Больной предъявляет жалобы на раздражительность, непереносимость громких звуков, яркого света, затрудненное засыпание, постоянное чувство слабости и разбитости. Во время беседы быстро истощается, при разговоре о болезни на глазах появляются слезы. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больного.

Студент-медик длительное время сочетал учебу с работой, спал 5-6 часов в сутки, перенес «на ногах» легкую респираторную вирусную инфекцию, после чего одногруппники стали отмечать у него повышенную раздражительность, колебания настроения, стал невнимательным на занятиях. Продолжал сочетать работу и учебу, во время занятий возникали вспышки раздражительности, когда кричал на других студентов, в дальнейшем был слезливым, заметно снизилась успеваемость. Жаловался близким друзьям, что у него «совсем нет сил учиться», «все время плохое настроение и чувство усталости», часто выглядел подавленным. После каникул состояние улучшилось. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больного.

Больному 29 лет. Самостоятельно обратился за помощью к психотерапевту. Ранее никаких отклонений у себя не отмечал. Последние недели после смерти близкого родственника постоянно ловит себя на мысли, что может заразиться туберкулезом, дизентерией и другими инфекциями. В связи с этим стал очень часто мыть руки (30-40 раз в день), протирать дверные ручки, мебель. В беседе ведет себя адекватно, подчеркивает, что понимает нелепость своего поведения, но не может освободиться от мысли, что на руках случайно оказалась опасная инфекция. Больной тревожен, просит о помощи, обращает внимание врача на то, что все свободное время у него уходит на мучительные размышления, что за последний год похудел, плохо засыпает. Быстро истощается в беседе. После разговора с врачом чувствует себя лучше – говорит, что сейчас успокоился. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больного.

Больной 60 лет, инженер. На протяжении последних двух лет стал «забывчивым», нарастает снижение памяти на текущие события. Заметно ухудшилась сообразительность, в отчетах по работе стал делать ошибки, пропуски, появилась раздражительность, повышенная утомляемость и эмоциональная лабильность. Стал постоянно записывать в блокноте имена знакомых, даты, цифры — «чтобы не путать». Вместе с тем критически относится к снижению своей работоспособности, обращался к неврологу за помощью по поводу снижения памяти и ухудшения внимания. Невролог установил диагноз дисциркуляторной энцефалопатии на фоне гипертонической болезни 2 ст., церебрального атеросклероза. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больного.

Пожилая пациентка пришла на прием к неврологу в сопровождении дочери. При осмотре: Во времени грубо дезориентирована, не может назвать месяц и год. Выражена эмоциональная лабильность. Память на текущие события, события давнего и недавнего прошлого грубо снижена. Испытывает значительные затруднения при изложении анамнестических сведений. Интеллект грубо снижен. Не может назвать имя сына, его возраст. Не может назвать предъявляемую ручку, кольцо, очки, однако правильно объясняет назначение этих предметов. В ходе разговора часто испытывает затруднения в подборе нужных слов. Не может назвать пальцы рук, части тела. Счетные операции выполнить не может. При предложении нарисовать часы правильно расставляет цифры по кругу, но не изображает стрелки. В ответ на просьбу врача дорисовать стрелки говорит – «а что это такое?». Не может нарисовать простейшие геометрические фигуры, говорит – «не знаю». Со слов дочери подобные симптомы впервые возникли около двух лет назад и постепенно прогрессируют. Указаний на артериальную гипертензию в анамнезе нет. Уровень АД в норме. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больной.

Пациентка 20 лет проживает в психоневрологическом интернате. В отделении адаптирована, однако вне интерната самостоятельно жить не может. Самостоятельно питается, одевается, соблюдает основные правила гигиены, помогает в уборке отделения. Речь очень бедная, словарный запас крайне мал – несколько десятков слов. Речь косноязычная, состоит из коротких простых фраз. Читать и писать не умеет. С рождения отмечались явления гидроцефалии (во время беременности мать больной злоупотребляла алкоголем). Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больной.

Больная 76 лет находится на лечении в неврологическом отделении. В течение дня ничем не занимается, сидит на кровати, пассивно наблюдает за происходящим вокруг в палате. Благодушна. Интересы сводятся к витальным потребностям. Речь бедная, примитивная. Память на текущие события и события прошлого грубо снижена. Способность к самообслуживанию снижена – нуждается в помощи медперсонала. К своему состоянию относится без критики. В течение 30 лет страдает гипертонической болезнью, переносила повторные эпизоды острых нарушений мозгового кровообращения. Настоящая госпитализация в связи с транзиторной ишемической атакой. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больной.

Больной 53-х лет, в течение многих лет злоупотребляющий алкоголем (отмечаются запои каждые 1-2 месяца, между запоями употребляет пиво, по утрам выпивает «для улучшения состояния»), поступил в стационар после судорожного припадка, развившегося в абстиненции. При осмотре дезориентирован во времени, не может сказать, где он находится, сколько дней провел в больнице. В дальнейшем в течение месяца состояние остается без динамики, происходящие события в памяти не удерживаются, при этом может точно и подробно рассказать о событиях давнего прошлого. Сообщает неверные, временами нелепые сведения о том, что происходило с момента госпитализации. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больного.

Пациент 35 лет осмотрен хирургом поликлиники в связи с обострением язвенной болезни желудка. В ходе сбора анамнеза пациент сообщил, что периодически (несколько раз в неделю) употребляет алкоголь, может за вечер выпить до 0.7 литра водки («особенно если устал на работе – для расслабления»), но на следующий день испытывает слабость и разбитость без отвращения к спиртному. Рвотный рефлекс в ответ на употребление значительных количеств спиртного отсутствует. Выявляется частичная утрата памяти на события периода опьянения. Необходимость утреннего «опохмеления» после приема спиртного накануне пациент отрицает, говорит – «могу выпить утром, а могу и не выпивать». Интересуется влиянием алкоголя на течение язвенной болезни. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больного.

Пациент 40 лет обратился к неврологу с жалобами на бессонницу, просит выписать рецепт на феназепам в таблетках. В ходе беседы сообщает, что периодически употребляет спиртное. В праздничные дни и во время отпуска может выпивать по несколько дней подряд. В это время испытывает выраженные нарушения сна, в течение ночи повторно употребляет алкоголь «для того, чтобы заснуть». По утрам употребляет пиво «для облегчения состояния», снятия тревоги и беспокойства. Феназепам принимает последние 6 месяцев по совету знакомых. Для того чтобы спать до утра, пациенту необходимо принять 4-5 таблеток снотворного. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больного.

В ходе планового медосмотра у студента 22-х лет выявляется увеличение печени (при пальпации край выступает на 3 сантиметра ниже реберной дуги). В ходе беседы с терапевтом студент сообщает, что с 17 лет по вечерам практически ежедневно употребляет пиво или джин-тоник. Последние два года каждый вечер выпивает 4-5 бутылок пива, чтобы «расслабится и снять напряжение», при этом по утрам часто отмечает слабость и разбитость, в связи с чем пропускает занятия. Рвота в ответ на употребление больших доз спиртного отсутствует. Сообщил так же предъявляет жалобы на ухудшение памяти, говорит что не всегда может вспомнить, что делал вечером накануне. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больного.

Читайте также:  Как избавиться от бессонницы ночью детям

Пациентка 45 лет на приеме у участкового терапевта жалуется на постоянные головные боли, ноющие боли в животе, запоры, сердцебиение, чувство слабости, усталости и разбитости. Так же пациентка сообщила врачу, что у нее в течение нескольких недель нарушился сон (плохо спит, рано просыпается и не может заснуть), заметно снизился аппетит (похудела на несколько килограмм). Подобное состояние наблюдает у себя впервые. Проведенное обследование не выявило выраженных отклонений от нормы. На очередном приеме, когда врач сообщил ей о хороших результатах обследования и отсутствии повода для беспокойства, внезапно начала плакать. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больной.

В поликлинику обратилась больная с жалобами на общее плохое
состояние, похудание, отсутствие аппетита, запоры, сердцебиение. Отмечает стойкое снижение настроения, которое несколько смягчается к вечеру, кратковременный сон с ранними пробуждениями, мысли о своей бесперспективности, чувство тоски и тяжести в области груди. Периодически приходят мысли о нежелании жить. Ранее уже переносила подобные состояния дважды (весной), за помощью не обращалась, состояние улучшалось спонтанно. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больной.

Больной 44-х лет, перенес инфаркт миокарда. До инфаркта хорошо переносил физические нагрузки, считал себя практически здоровым. После выписки в связи с развитием умеренных явлений сердечной недостаточности решением МСЭК ему определена 2-ая группа инвалидности. Направлен на консультацию к психиатру в связи с суицидными высказываниями. При осмотре: Ориентировка сохранена. Фон настроения снижен. При разговоре о болезни на глазах появляются слезы. Считает себя тяжело больным, в ходе беседы быстро утомляется, жалуется на небольшое ухудшение памяти, трудность концентрации внимания, пессимистически оценивает свои жизненные перспективы, не верит в возможность возвращения к нормальному образу жизни. Заявляет, что «стыдно быть иждивенцем в семье». Моторной и идеаторной заторможенности не определяется, бреда и галлюцинаций нет. Суицидные намерения отрицает («сказал об этом по глупости»). Ищет сочувствия, сопереживания. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больного.

Родственники больной А., 53-х лет стали слышать от нее жалобы на резкое снижение настроения, особенно в утренние часы. Пациентка жаловалась на гнетущую тоску, чувство безысходности, нежелание жить. Причиной возникновения подобного чувства считает то, что она «напрасно прожила свою жизнь, ничего стоящего не сделала», «всем всегда была в тягость». Считает себя никчемным, недостойным жизни человеком. Также отмечает, что все вокруг перестало радовать, пища стала безвкусной, краски тусклыми, «как будто все подернуто пеленой». Жаловалась на чувство тяжести за грудиной, «как будто положили камень». Во время беседы с врачом речь замедлена, отвечает после длительных пауз. Выражение лица скорбное. Движения также замедлены, дома большую часть времени проводила в постели. Призналась врачу, что восприняла бы смерть с облегчением. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больной.

Больной С., 45-ти лет, водитель, перенес ампутацию правой нижней конечности (культя на уровне верхней трети бедра) по поводу облитерирующего эндартериита. Через день после операции перестал принимать пищу (от еды не отказывается, но порция остается не тронутой), замкнулся в себе, с другими больными не общается, газет не читает, целыми днями смотрит в потолок. Выражение лица скорбное, речь и моторика замедлены. На вопросы отвечает после длительных пауз. В ответ на уговоры медсестры “хоть немного покушать”, заявил, что у него совсем нет аппетита, и вообще “теперь жизнь потеряла смысл”. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больного.

В отделении психиатрической больницы молодой пациент практически все время проводит в кровати, ни чем не занимается, неряшлив, за порядком на кровати и в тумбочке не следит, с другими пациентами почти не общается, не смотрит телевизор и не читает. Оживляется лишь во время приема пищи и раздачи сигарет. При этом в ходе беседы можно выяснить, что у пациента отсутствует снижение настроения и нет двигательных расстройств, интеллект без заметного снижения. Известно, что пациент находится на лечении 2 месяца, планируется его выписка. При поступлении был тревожным, возбужденным, высказывал бредовые идеи преследования и воздействия, говорил о «чтении мыслей», рассказывал о «голосах в голове». На фоне проводимого лечения указанные симптомы исчезли. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больного.

Пациент 30 лет при осмотре рассказывает, что существует «особая группа людей», которые «с помощью антенн спутникового телевидения» осуществляют за ним «слежку». Говорит что эти «преследователи» могут «дистанционно читать» его мысли, вызывать «жжение и зуд кожи» и даже «говорить его языком непристойные слова». Периодически «слышит» у себя в голове как эти лица «переговариваются между собой». Внешний вид неряшливый, небрит, одежда неопрятная. В отделении ничем не занимается, день проводит в кровати, встает преимущественно для еды и курения, с соседями по палате общается мало. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больного.

Пациентка 23-х лет повторно обращается к пластическим хирургам с жалобами на «некрасивый» нос, который «портит всю форму лица» и который «мешает нормально жить» т.к. окружающие на улице и коллеги на работе постоянно замечают этот дефект. При осмотре нос правильной формы, отмечаются гармоничные черты лица. Объективно данных за косметический дефект нет. После нескольких отказов один из хирургов соглашается прооперировать пациентку по ее настоянию. Через две недели после операции пациентка обращается к хирургу с жалобой на то, что «нос стал еще более уродливым», требует повторной операции, обвиняет врача в умышленном причинении вреда, постоянно является в клинику и устраивает скандалы, поджидает врача после работы. По настоянию матери пациентка согласилась проконсультироваться у психиатра. В ходе беседы врач отметил особенности мышления больной в виде выраженной нелогичности умозаключений, наклонности к бессмысленному рассуждательству и символизму. В отношении переживаний разубеждению не поддается. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больной.

При осмотре во время обхода хирургического отделения пациент держал в руках кружку с чаем и разговаривал. Внезапно пациент замолчал, выронил из рук кружку, «застыл» в обездвиженном состоянии со «стеклянными» глазами. Через несколько секунд пришел в себя, не мог объяснить, что с ним произошло, был несколько рассеянным. Со слов родных подобные состояния отмечаются у больного с частотой несколько раз в неделю. Назовите симптомы, наблюдающиеся у пациента. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больного.

Больной 25 лет около полугода назад перенес тяжелую черепно-мозговую травму (ушиб головного мозга). Обратился к неврологу поликлиники в связи с появлением следующих состояний: неожиданно, независимо от времени суток, на фоне сохраненного сознания появляются подергивания мимической мускулатуры, далее начинают подергиваться пальцы руки, затем мышцы ноги. Такое состояние длится 2-3 минуты и заканчивается самостоятельно. Больного беспокоит, что эти нарушения возникают 5-6 раз в месяц. Назовите симптомы, наблюдающиеся у пациента. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больного.

Пациент 45 лет после перенесенной тяжелой черепно-мозговой травмы (ушиб головного мозга, субдуральная гематома) длительное время находился в коматозном состоянии в реанимации. После стабилизации гемодинамических показателей и восстановления сознания переведен в отделение. Весь день лежит в палате с бессмысленным выражением лица, ни к чему интереса не проявляет. Не пытается соблюдать гигиенические правила, несмотря на отсутствие грубых двигательных расстройств, мочится в кровать. Оживляется только при кормлении. Речь состоит из примитивных фраз, окружающее недоосмышляет. Память грубо снижена. К состоянию критики не проявляет. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больного.

источник

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по дисциплине ПСИХОСОМАТИКА

Подросток в возрасте 14 лет страдает психастеноподобным вариантом бронхиальной астмы. Длительность заболевания более 6 лет. Воспитывался в полной семье, где также имелись прародители. С раннего возраста подросток был полностью зависим от взрослых, самостоятельных решений никогда не принимал. Отличается повышенной тревожностью. Приступы бронхиальной астмы обычно появляются в ситуации необходимости принимать решения или во время контрольных в школе. Из-за приступа подростка обычно освобождают от занятий и прочего.

Как называется такой приступ, и как подобное поведение во время приступа будет влиять на социально-профессиональную деятельность данной личности в будущем?

Данный тип приступа при бронхиальной астме носит название «условно приятный». При взрослении пациента поведение избегания, сформированное на фоне заболевания бронхиальной астмы, будет мешать социально-профессиональной адаптации.

Молодая женщина в возрасте 24 лет. Замужем. Страдает бронхиальной астмой с дошкольного возраста. Воспитание проходила в полной семье с гиперпротекцией. Из анамнеза известно, что, начиная с дошкольного возраста, данная больная всегда могла добиться от взрослых исполнения своих желаний, т.к. в случаях малейших отказов у нее возникали приступы бронхиальной астмы.

Назовите механизм формирования бронхиальной астмы у данной больной. Как подобное поведение отражается на жизни данной пациентки и ее близких?

Механизм формирования бронхиальной астмы у данной больной является истероподобным. Данная пациентка с раннего возраста манипулирует посредством своей болезни; у нее имеется тенденция перекладывания ответственности за себя и свою жизнь на других. Такое поведение мешает социально-профессиональной адаптации личности и налаживанию нормальных отношений с окружающими.

Мужчина в возрасте 34 лет страдает бронхиальной астмой с 6-летнего возраста. Воспитывался в семье, где присутствовал отчим, который всегда предъявлял к мальчику повышенные требования, порой с применением физического наказания.

Данный больной пояснил, что всегда боится разгневаться, т.к. не хочет быть похожим на своего отчима. Поэтому всегда опасается «выпустить свой гнев на воздух». Такие ситуации всегда провоцируют приступ удушья.

Необходимо дать рекомендации данному больному.

В связи с тем, что агрессия у астматиков, как правило, не вытесняется, поэтому ее можно расценить как проявление алексетимии. Таким больным рекомендуется психотерапия, обучающая адекватным эмоциональным проявлениям, в том числе рекомендуется обучить такого больного разумно «выпускать» свою агрессивность. Подобное можно проводить в виде перевода агрессии в физическую нагрузку.

Мужчина в возрасте 43 лет, работник городской администрации. С детства был склонен к приступам ярости и агрессии, что проявлялось уже в песочнице (отбирал у детей игрушки и дрался). Начиная с подросткового возраста, стал подчеркнуто уступчивым, вплоть до того, что не мог постоять за себя. По мере взросления и начала работы на административной должности стала нарастать раздражительность, особенно, если сталкивался с препятствиями, которые казались ему неодолимыми. Себя называл «ломовой лошадью». Крайне боялся увольнения и смены работы. Излишнее чувство ответственности всегда порождало у него усиление чувства гнева, неприязни и даже агрессивности по отношению к тем, кого он считал более удачливым в профессиональном плане. Постепенно у данной личности сформировалось состояние хронического напряжения и любая неординарная ситуация, в том числе не сложная, обуславливала у него повышение артериального давления.

Назовите расстройство у данного больного. Определите стратегия психотерапии.

Данный больной страдает эссенциальной гипертонией. Рекомендуется проведение когнитивной, поведенческой психотерапии.

Больной в возрасте 48 лет, инженер, страдает артериальной гипертонией в течение последних 10 лет. Отличается трудолюбием, упорядоченным поведением, контактностью, повышенной аккуратностью и добросердечностью. Это делает его вполне приятным и уступчивым пациентом. Однако, в процессе терапии, зачастую нарушает назначенное лечение. При попытке объяснить необходимость соблюдения всех рекомендаций врача от лечения просто уходит, зачастую не является на психотерапевтические занятия.

Какую тактику должен выбрать психотерапевт в отношении данного пациента?

Необходимо учитывать, что манифестные черты личности данного больного, указанные в задаче, чаще носят лишь внешний характер, а, в самом деле, ему более характерны агрессивность, честолюбие и стремление к соперничеству (латентные черты), поэтому врачу необходимо наладить комплаенс с больным. А также объяснить пациенту, что именно латентные черты характера и обусловливают его гипертоничекие кризы.

Мужчина в возрасте 28 лет, банковский служащий, никогда не был женат, был единственным ребенком в семье, воспитывался только матерью и бабушкой. Был достаточно избалован ими и имел к ним чрезмерную привязанность. Когда больному было 15 лет, умерла бабушка. Данную ситуацию перенес крайне тяжело, ощущал чувство одиночества. На этом фоне возник первый криз в виде сосудистого приступа. Необходимо отметить, что бабушка страдала ишемической болезнью сердца. С этого периода стал тщательно следить за своим здоровьем, особенно за работой сердца. Также требовал от матери, чтобы она постоянно обследовалась. Несмотря на молодой возраст и необходимость работать сверхурочно, избегал любых физических нагрузок, отказывался от сверхурочной работы. Также избегал сексуальных контактов, т.к. ощущал «у него учащается сердцебиение», что по его мнения может привести к развитию инфаркта миокарда.

Назовите диагноз данного больного и дайте психотерапевтические рекомендации.

Кардиофобический невроз у личности с симбиотическими отношениями. Данное расстройство сформировалось под влиянием сенсибилизирующих обстоятельств – психотравмирующая разлука с бабушкой в результате ее смерти. Психологический доверительный контакт с психотерапевтом обязателен. Показана групповая психотерапия, интегративная индивидуальная психотерапия.

Женщина в возрасте 27 лет, замужем ранее не была, находится в разлуке с сексуальным партнером, жалуется на подавленность, гнев, страх перед одиночеством и отсутствием перспектив выйти замуж. Ощущение чувства «полной пустоты» стало поводом к интенсивной еде. Порой даже не замечает, что и сколько съедает.

С детства всегда была полным ребенком. Сколько себя помнит, всегда на любое внешнее выражение каких-либо детских реакции мать и бабушка предлагали ей поесть. К подростковому возрасту стала считать себя «несовершенной», «несостоятельной» и очень ранимой. Сексуальный партнер, с которым у нее произошел разрыв, был первым мужчиной в ее жизни.

За последние 3 месяца прибавила в весе более чем 20 кг. Пыталась проходить курсы похудания, в том числе и до момента психотравмы, которые оказывались неэффективными.

Назовите причину нарастания ожирения. Дайте психотерапевтические рекомендации.

Нарастание веса у больной спровоцировано психотравмирующей ситуацией. Однако, обращает на себя внимание тот факт, что с раннего возраста любые фрустрирующие ситуации подкреплялись за счет приема пищи. Утрата объекта любви стала очередной фрустрацией для данной личности, что, как известно, пробуждает у многих людей повышенные оральные потребности (например, к усиленной еде). Необходимо создать комплайенс с больным. Основной задачей психотерапевта должно стать обучение пациента совладанию с конфликтами и получения положительных эмоций с помощью адекватных поведенческих стереотипов.

Пациента Н.Б.К., 40 лет, находящегося на амбулаторном лечении, беспокоили приступы удушья, чаще возникающие ночью и под утро, пароксизмальный кашель с отхождением небольшого количества стекловидной, вязкой мокроты. С детских лет страдает аллергическим дерматитом, вазомоторным ринитом. Приступы удушья начались в возрасте 35 лет вскоре после перенесенной пневмонии. В течение последнего года приступы удушья возникали спорадически. Больной пользовался ингаляциями β-адреноблокатора для купирования удушья. Последнее обострение началось две недели назад. Пароксизмы экспираторного диспноэ приняли упорный характер и с трудом купировались ингаляциями β-адреноблокатора. При рентгеноскопии грудной клетки выявлены явления эмфиземы. В анализах мокроты обнаружены эозинофилы, спирали Куршмана и кристаллы Шарко—Ледена. В течение последних двух лет больной обратил внимание на снижение потенции и вслед за этим снижение либидо. При сборе анамнеза сексуальной сферы выявлено, что на фоне течения болезни и лекарственной терапии снизилось сексуальное влечение к женщине, стали реже, а затем почти пропали утренние эрекции, стало трудно добиться достаточной эрекции при проведении полового акта.

Определите причину сексуальной дисфункции. Составьте рекомендации.

В данном случае течение болезни повлияло на нейрогуморальную составляющую, а вслед за этим — на психическую составляющую эрекции. Правильно рекомендовать лечение основного заболевания, нормализовать сон. Для коррекции семейной дисгармонии пациента показана патогенетическая, поведенческая терапия с индивидуальным разбором цепочки сексуальных проявлений, знакомство с сексуальными индивидуальными проявлениями каждого из супругов.

Больная К. С. Ю., 26 лет, звукооператор. Из анамнеза известно, что мать пациентки страдала головными болями. Возникновение головных болей отмечено в подростковом возрасте; чаще головные боли возникали в предменструальный период. Вначале головные боли носили эпизодический характер и, как правило, возникали на фоне больших эмоциональных нагрузок (экзамены и т. д.). Головные боли носили пульсирующий характер, часто заканчивались тошнотой и рвотой. После приступа оставались жалобы на утомляемость. Пациентка ранее пользовалась различными болеутоляющими препаратами. За помощью к врачам не обращалась. В последнее время головные боли носили упорный характер, до начала приступа появлялись явления мерцающей скотомы, затем развивалась пульсирующая головная боль, в ряде случаев боль оставалась до суток, в течение которых хотелось лежать, накрывшись одеялом, без движений. Больная начала все чаще принимать комбинированный препарат, оказывающий анальгезирующее и седативное действие, который скорее ослаблял болевые ощущения, чем купировал их. В 20 лет пациентка вступила в брак, в 21 год родила дочь. В период беременности приступы головной боли не повторялись. В 22 года она стала работать звукооператором, через некоторое время на высоте нагрузок, после ночных дежурств головные боли вернулись. Семейная жизнь протекала спокойно, но на фоне головной боли пациентка стала отказываться от интимных отношений.

Читайте также:  Бессонница с похмелья настойка пустырника как принимать

Определите механизм возникновения сексуальной дисфункции. Составьте психотерапевтические рекомендации.

Одним из механизмов избегания сексуальных контактов является головная боль, и, как следствие, плохое самочувствие, раздражительная слабость и другие симптомы мигрени. В данном случае можно говорить о вторичной половой холодности, т. к. в подростковом возрасте пациентка имела либидозные переживания, во время которых испытывала разрядку. В дальнейшем на фоне усложняющейся симптоматики головной боли сексуальность стала снижаться, что привело к отказу от контактов с мужем.

Необходима, помимо лечения основного заболевания, рациональная психотерапия, направленная на улучшение общего отношения к сексуальности. Необходим комплаейнс пациентки с врачом для обсуждения факторов, неблагоприятно влияющие на половую жизнь, выявления способов эффективной стимуляции эрогенных зон. Возможно проведение сеансов гипносуггестивной терапии с постгипнотическими установками на интимную жизнь, и непосредственно в гипнотическом состоянии внушение ярких сексуальных представлений.

Пациентка В.С.Д., 41 год, педагог. Беспокоят головный боли, после эмоционального напряжения, шумы в ушах, и гул по всему телу в течении последних 5 лет. Боится заболеть раком. По характеру тревожная, воспитывалась одной матерью, в условиях повышенной ответственности и эмоциональной холодности. В настоящий момент проживает одна, «с мужчинами не складывается», по этому поводу очень переживает. На МРТ головного мозга — начальные признаки гипертрофии. Невролог не выявил выраженной патологии, сказал, что беспокоиться нет причин. Назначил циннаризин, мексидол и рекомендовал обратиться к психиатру. Препараты помогли, но ненадолго, пока принимала лекарства. Психиатр рекомендовал фенозепам, по пол-таблетки 2 раза в день. Объяснил, что не надо переживать по пустякам и нервничать. Однако патологические ощущения также появлялись сразу после прекращения медикаментозной терапии.

Назовите расстройство, механизм возникновения симптомов, план психотерапевтической работы.

Вегето-сосудистая дистония, с манифестацией ипохондрических проявления. Возникновение симптомов связано с нейрогуморальной дисфункцией, проявившейся на фоне отсутствия личной жизни, как в психологическом, так и физиологическом плане. Необходимо сначала провести психодиагностику личности, и, исходя из этих данных, работать на формирование адекватных стереотипов взаимоотношений с мужчинами.

Преподаватель философии, пациентка К., 38 лет, после развода обратилась с жалобами на постоянный плач, бессонницу, постоянные головные боли. Муж ушел от нее, узнав об измене. Сейчас живет один. Сама сожалеет о произошедшем, говорит, что муж «такой спокойный, как раз для меня». На попытки помириться с ним – не реагировал, сказал, что уйдет в монастырь. Пыталась покончить жизнь самоубийством месяц назад, проглотив 20 таблеток феназепама, но мать вовремя заметила сонливость, вызвала скорую. Врачи скорой помощи, оказав помощь, и взяв подпись об отказе от госпитализации, уехали, так как больная «клятвенно» заверила врачей, что раскаивается, и больше такого не повториться. В психическом статусе — гипомимична, постоянно плачет, сидит ссутулившись. В настоящий момент мысли о самоубийстве категорически отрицает.

Назовите расстройство, механизм его возникновения, план психотерапевтической работы.

У пациентки депрессия с соматическими симптомами, возникшая на фоне собственной вины в результате импульсивного влечения. В первую очередь, учитывая суицидальное поведение месяц назад, рекомендовать госпитализацию, При отказе – взять подпись о предупреждении о последствиях отказа от госпитализации. Показана гештальт – терапия (снять комплекс вины) с акцентом на повышение самооценки, на фоне медикаментозной терапии.

Пациент М., 26 лет, безработный, обратился по поводу постоянного кашля. Уже в течении двух лет проходит обследования у врачей – интернистов по этому поводу, и, по их настоятельной рекомендации, и по настоянию матери, решил проконсультироваться у психотерапевта. Воспитывался гипернормативной, доминантной матерью, сейчас проживает с семьей родителей, большей частью просто лежит на диване (со слов матери). Имеет экономическое образование, хочет работать только в банке, однако везде при собеседовании получает отказ. От работы вместе с отцом – строителем на стройке – отказывается. Четыре года назад впервые вступил в интимные отношения с девушкой, но, почувствовав «проявления СПИДа» после этого, порвал с ней отношения, обвинив её в том, что «она его заразила». В течении двух последующих лет регулярно обследовался на наличие СПИДа, и всегда получал отрицательные результаты. Считает, что напрасно пришел к психотерапевту, так как у него – соматическое, а не психическое заболевание, и что это он сделал только по настоянию матери.

Укажите расстройство, выберите тактику психотерапии.

У пациента – латентная депрессия с ипохондрической симптоматикой, на фоне сексуальных проблем. Проводить психотерапию интегративно, прежде всего, воздействуя на бессознательный уровень психики пациента.

Пациент З., 42 года, учитель, обратился с жалобами не бессонницу, раздражительность, периодические боли за грудиной. Связывает появление симптомов с поведением жены, которая с самого начала совместной жизни, в течении 10 лет, постоянно «пилит его по мелочам». В конфликте старается молчать, но отмечает, что все равно не выдерживает, кричит при этом, может оскорбить жену. Говорит, что винит себя за это. Обращался три года назад к терапевту, который, исключив кардиологическую патологию, рекомендовал обратиться к психологу или психотерапевту. Однако, посчитав, что он сможет справиться сам, откладывал все время визит к специалисту.

Укажите расстройство, выберите тактику психотерапии.

Пациент страдает соматоформной дисфункцией сердечно–сосудистой системы, возникшей на фоне постоянной психотравмы в семье. Рекомендовать семейную психотерапию – для приобретения адекватных поведенческих стереотипов при семейном взаимодействии.

Пациентка А., 30 лет, обратилась с жалобами на страх перед полетами, учащенное сердцебиение, ощущение удушья даже при мысли о том, что она должна сесть в самолет. Жалобы появились два года назад, когда во время «воздушной ямы» сидящий впереди ребенок вдруг завыл. При этом, так как муж – хоккеист, работающий в другом городе, ей приходится с ребенком, сыном 4 лет, часто совершать авиа-перелеты. При обращении – напряжена, но о себе говорит охотно, стремиться показать себя только с лучшей стороны. Имеет высшее юридическое образование, но не работает, так как «посвятила себя семье».

Укажите расстройство, выберите тактику психотерапии.

У пациентки закрепилась патологическая реакция на авиа-перелеты в виде панической атаки, после эмоционального стресса на витальном уровне. Необходимо выявить психодиагностику, направленную на выявление личностных приоритетов, чтобы выработать на бессознательном уровне более адекватные механизмы психологической. защиты.

Пациентка Ф., 28 лет, обратилась к специалисту из-за нейродермита, которым страдает 8 лет. Консультацию настоятельно рекомендовал дерматолог. Особых психогенных моментов, предшествующих появлению нейродермита, не смогла назвать, однако отмечает, что обострения связаны с эмоциональными переживаниями. Живет одна, в профессии успешна, работает налоговым инспектором, работой довольна. В семнадцать лет была влюблена в сверстника, он ответил взаимностью, однако, после года интимных отношений, почувствовала, что он стал ей неинтересен. После этого были кратковременные отношения с мужчинами, которые не приносили ей ощущений удовлетворения. Сейчас признается, что уже не строит планов создать семью, вся энергия уходит на работу. Телосложение маскулинное, пониженного питания. Напряжена, сидит в закрытой позе, в самом начале консультации сказал, что не доверяет психологам и психотерапевтам из-за «возможного подсознательного воздействия».

Проанализируйте ситуацию, выберите тактику психотерапии.

Расстройство диагностировал дерматолог, вам следует провести психодиагностику и психокоррекцию. В работе, в первую очередь, постараться достичь психотерапевтического, эмоционального контакта, работая в рамках гештальт-терапии, нарративной психотерапии, символ-драмы

Пациентка Л., 30 лет, врач, обратилась по поводу постоянных конфликтов с мужем, в результате которых у неё развивается крик, продолжительностью 1-2 минуты, который она не может сдерживать. Понимает, что сама провоцирует конфликты, так как при общении с мужем растет беспричинная раздражительность на него, и она также не может себя контролировать. Подобное поведение было и в первом браке, которое и привело его к разрыву. Боится, что распадется и второй брак.

Укажите расстройство, выберите тактику психодиагностики и психотерапии.

У пациентки — истерические черты личности на фоне церебрастении, при декомпенсации которых возникает транссовые состояния, сопровождающиеся криком. Работать необходимо в рамках поведенческой психотерапии, НЛП, интегративно. Рекомендовать приехать с мужем – для семейной психотерапии

Пациент К., 51 год, частный предприниматель. Обратился по поводу язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Болен в течении 15 лет, после инцидента на службе. Отмечает, что обострения связаны с психоэмоциональным перенапряжением, как на работе, так и дома. Женат, имеет двух дочерей. Жена относится с пониманием к болезни, однако периодически, вскользь упоминает о постоянной нехватке денег. Сам переживает это, так как бизнес идет с трудом, сейчас испытывает большие затруднения в работе. О себе говорит скупо, считает проявлением слабости обращение к психотерапевту.

Проанализируйте ситуацию, выберите тактику психотерапии.

Цель консультаций – выявить профиль личности, исключить латентную депрессию. Необходимо работать на повышение самооценки, в соответствии с данными обследования, используя как сознательный, так и бессознательный уровень (гипнотерапия, символ-драма, когнитивная, поведенческая психотерапия).

Пациентка Э., 52 года, директор крупной финансовой компании. Жалуется на боли в области сердца, ощущение «перебоев, как будто сердце остановилось». Кардиолог исключил органический характер симптомов. Жалобы появились вскоре после того как узнала, что у мужа нетрадиционная сексуальная ориентация, около года назад. Сказала ей об этом взрослая дочь, которая обнаружила случайно переписку отца в интернете с любимым, подвела мать к компьютеру и сказала — «вот до чего твоя работа довела». В течение года пациентка пыталась восстановить интимную жизнь с мужем, которой не было уже около 15 лет, при этом отмечает, что никогда не испытывала потребности в этом. Однако её усилия привели только к ухудшению отношений. Сейчас собирается развестись с мужем, он категорически против этого, объясняя, что все-таки ощущает психологическую потребность в семье, в дочери, в сохранении социальных связей с друзьями семьи. Мужу 55 лет, занимает «хорошую должность», тщательно скрывает свою личную жизнь от посторонних, в течении 8 лет – в близких отношениях с мужчиной младше его на 12 лет. На консультации настоял муж, так как хочет сохранить семью.

Укажите расстройство, выберите тактику психотерапии.

Женщина страдает кардионеврозом, вызванным эмоционально-значимой психотравмой, на фоне латентной депрессии. Работать на повышение самооценки, выработку адекватных стереотипов поведения, интегративно, на фоне медикаментозной терапию.

Пациентка Д., 28 лет, обратилась по поводу приступов головокружения, тошноты, учащенного сердцебиения при эмоциональном напряжении. При обследовании у терапевта – патологии не выявлено. Данные симптомы беспокоят в течение последних двух лет, связывает их с отношениями с любимым человеком — В., проживающим в Англии. Сама замужем, муж знает об этих отношениях, но все прощает жене, лишь бы она от него не ушла. Она за это презирает его, говорит, что он не мужчина, однако не может жить самостоятельно, так как нигде не работает, «не позволяет здоровье». Имеет высшее неоконченное образование, обучалась в педагогическом университете. Воспитывалась в основном папой, который во всем потакал дочери. Регулярно, каждую неделю, общается с В. по скайпу. Однако понимает, что она у него не одна, но уверена, что если она к нему приедет, все будет по-другому. Сообщила вскользь, что он употребляет наркотики, но при вопросах об этом – отводит глаза, переходит на другую тему. Характеризует себя только с положительной стороны, однако периодически в беседе звучат мысли о собственной неполноценности, необходимости что-то менять. При этом любит говорить о своей исключительности и стремлении к совершенству, хотя понимает, что это не совсем правильно. Имеет красивую, грамотную речь, обаятельна. Мечтает написать книгу о своих переживаниях к В., и приехать к нему.

Укажите расстройство, выберите тактику психотерапии.

Пациентка страдает вегетативными соматоформными приступами на фоне истерических черт личности и перфекционизма. Необходимо работать на осознание невыгодности проявлений болезненных симптомом, на повышение самооценки, уменьшение перфекционизма, интегративно, используя как сознательный, так и бессознательный уровень (гипнотерапия, символ-драма, когнитивная, поведенческая психотерапия).

Пациент А., 44 года, бизнесмен, жалуется на периодические острые боли в области сердца. Ьоли начались остро, четыре дня назад, приехавшая скорая помощь исключила ИБС, направили на консультацию к неврологу. Невролог также исключил органический характер болей, направил к психологу и к психотерапевту. Пациент подавлен, сидит ссутулившись, в глаза не смотрит, делает большие паузы перед ответом, голос тихий, монотонный, после некоторого замешательства выдохнул – «с женой проблемы» — заплакал, закрыв лицо руками. Постепенно рассказал, что неделю назад узнал об измене жены, 35 лет, со своим охранником. Суицидальные мысли активно не высказывает, однако на вопрос об их ответ отрицательно после длительной паузы.

Укажите расстройство, выберите тактику психотерапии.

Пациент страдает соматоформной дисфункцией сердечно-сосудистой системы, кардионеврозом, вызванным эмоционально-значимой психогенией, на фоне соматизированной депрессии. Необходимо мотивировать на госпитализацию в специализированный психиатрический стационар, под постоянное наблюдением, так как риск суицидальных действий – высокий. При отказе – взять подпись о предупреждение о возможных последствиях от отказа от госпитализации. Работать интегративно, на повышение самооценки, выработку гармоничных механизмов психологической защиты, копинг-стратегий.

Ситуационные задачи для самостоятельной работы студентов рассмотрены и утверждены на заседании кафедры

Заведующий кафедрой И.В. Шадрина

Дата добавления: 2015-10-27 ; просмотров: 2716 | Нарушение авторских прав

источник

Больная 30 лет, педагог. Полгода назад в связи с болезнью коллеги была вынуждена вести дополнительную нагрузку. Вскоре директор объявил, что ожидается инспекционная проверка. Больная была взволнована, боялась, что работа будет оценена отрицательно, более тщательно готовилась к урокам. Нарушился сон: плохо засыпала, утром чувствовала себя разбитой. Стала раздражительной, по пустякам кричала на детей, а потом плакала, убегая в учительскую. При неврологическом обследовании: тремор пальцев рук, век, неустойчивость в позе Ромберга, равномерное повышение коленных рефлексов, потливость ладоней и стоп. Соматически — без отчетливой патологии.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Женщина 35 лет, придя домой с похорон сына, пыталась покончить жизнь самоубийством. Была доставлена в психиатрическую больницу. В отделении: неподвижна, сидит, уставившись в одну точку, выражение глубокой печали, не плачет. С трудом отвечает на вопросы. Считает себя виновной в смерти сына: «Мало уделяла ему внимания». Заботы о двух других детях не проявляет. Такое состояние длилось полтора месяца. Постепенно под влиянием лечения больная полностью вышла из болезненного состояния.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Больной 42 лет переезжал с семьей в другой город. Билеты приобрел с трудом, перед отъездом почти не спал 2 ночи. Наконец сел с семьей в поезд. Через несколько часов почувствовал, что «что-то неладно». Стал прислушиваться к разговору двух мужчин, сидевших рядом. Услышал, как один говорил другому: «Как только отъедем от станции, так его прикончим, а жену с детьми выкинем на ходу. Два больших чемодана возьмешь ты, а я возьму маленький и деньги, которые у него в правом кармане». На первой же станции больной приказал жене и детям взять вещи и немедленно сойти с поезда. На вокзале с громким криком: «Спасите, грабят!» от кого-то убегал. Был помещен в психиатрическую больницу. В больнице заявил, что те мужчины тоже сошли за ним с поезда и пытались его схватить, когда он стоял возле кассы. На другой день в беседе с врачом продолжает настаивать на слышанном в вагоне, но не уверен в том, что те мужчины действительно сошли с поезда («может показалось»). Еще через два дня полностью вышел из психоза. Уверен в том, что это ему «померещилось». Беспокоится о судьбе жены и детей, рад их приходу на свидание.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

В ответ на запрос врача родственники больного сообщили следующее: больной часто пил не только водку, но и одеколон, политуру, лак, клей БФ. В течение последних 5 лет постоянно похмелялся по утрам. Около трех лет назад стал избивать жену, утверждая, что она изменяет ему с соседом. В последний год заявляет, что она сожительствует со всеми мужчинами поселка. Постоянно следит за одеждой жены, не спит ночами, желая узнать, не уходит ли она ночью к любовникам.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Пациентка 45 лет на приеме у участкового терапевта жалуется на постоянные головные боли, ноющие боли в животе, запоры, сердцебиение, чувство слабости, усталости и разбитости. Также пациентка сообщила врачу, что у нее в течение нескольких недель нарушился сон (плохо спит, рано просыпается и не может заснуть), заметно снизился аппетит (похудела на несколько килограммов). Подобное состояние наблюдает у себя впервые. Проведенное обследование не выявило выраженных отклонений от нормы. На очередном приеме, когда врач сообщил ей о хороших результатах обследования и отсутствии повода для беспокойства, внезапно начала плакать.
ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, диагноз, тактику лечения

Читайте также:  Что можно принимать во время беременности от бессонницы

Пациент 19 лет, доставлен с улицы частным автотранспортом посторонними людьми в приемный покой стационара. Анамнестические сведения отсутствуют. Объективно: Масса тела около 80 кг. Сознание угнетено до комы. На болевые раздражители не реагирует. Зрачки точечные, фотореакция отсутствует. На локтевых сгибах и тыльных сторонах кистей рук — свежие следы инъекций. Других видимых повреждений нет. Кожные покровы бледные, цианоз губ. Самостоятельное дыхание — неэффективное. ЧДД 2-3 в минуту. Тоны сердца ритмичные, глухие, ЧСС — 120 в мин, АД — 60/ 20 мм рт. ст. Пульс слабого наполнения и напряжения. Живот мягкий, не вздут, не участвует в акте дыхания.

ОПРЕДЕЛИТЬ: предполагаемый диагноз, неотложная помощь.

Пациент 45 лет после перенесенной тяжелой черепно-мозговой травмы (ушиб головного мозга, субдуральная гематома) длительное время находился в коматозном состоянии в реанимации. После стабилизации гемодинамических показателей и восстановления сознания переведен в отделение. Весь день лежит в палате с бессмысленным выражением лица, ни к чему интереса не проявляет. Не пытается соблюдать гигиенические правила, несмотря на отсутствие грубых двигательных расстройств, мочится в кровать. Оживляется только при кормлении. Речь состоит из примитивных фраз, окружающее недоосмышляет. Память грубо снижена. К состоянию критики не проявляет.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Родственники больного обратились за советом. Они сообщили, что больной развивался с детства вполне удовлетворительно. Год назад, в возрасте 25 лет, поведение изменилось: стал подозрительным, замкнутым, целыми днями сидел один в комнате, закрыв окна шторами и дверь на ключ. Из дневника больного удалось установить, что его «хотят убить члены тайной шпионской организации». При беседе с больным выяснилось отсутствие каких-либо расстройств восприятия. Больной держится настороженно. Лишь после длительной беседы удалось выявить, что соседи больного систематически следят за ним, являются членами какой-то шайки.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Больной был доставлен в психиатрическую больницу в сопровождении милиции. Нанес ножевые ранения соседу. На приеме: напряжен, злобен, заявляет, что 1,5 года назад сосед установил у себя в квартире аппарат, при помощи которого записывает мысли больного на магнитофон, вкладывает ему в голову свои мысли. Иногда специальным аппаратом устраивает радиопередачи, в которых всячески его оскорбляет. В последнее время сосед проводил эксперименты другого рода, заставлял больного идти не туда, куда надо, произносить бранные слова, вызывал у него искусственное веселье.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Отрывок из заявления больного, 35 лет, неделю назад поступившего в психбольницу. «Я — чемпион мира по знанию и разбору вредительских дел, хозяин всей вселенной, приказываю: 1. До нас дошли слухи, что некоторые вредительские органы хотят использовать нахождение в психбольнице для того, чтобы пустить по свету моего двойника и назвать его, как меня, . 2. Повелеваю: этого проходимца схватить и посадить в заключение до тех пор, пока не откажется от моего имени. 3.Известить всех, что во всем мире живет только один человек по фамилии Курякин, а все другие подделаны». Больной в повышенном настроении. Известно, что больной три года назад на протяжении 8 месяцев находился в психиатрической больнице с синдромом психического автоматизма, испытывал резкий страх, был крайне подозрителен, растерян. По выписке из больницы работал.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Больная 30 лет, находится в психиатрическом стационаре 12 лет. Первые годы отмечался галлюцинаторно-бредовый синдром. В последнее время нарастает разорванность речи. Регулярно участвует в трудовых процессах. Работая, непрерывно бормочет: «Ну, правильно — сизформа; мышление, следовательно, определяется бытием. Форма моего бытия особенна, она содержит 5 букв. Причем форма моего мышления совпадает с буквами моего опекунства. Я отношусь только к категории лиц, у которых есть имя, но не фамилия. Природа на основании физиологии при помощи математического светового жаргона, на базисе шахмат доказала, что я не своей физиологии гражданин. «

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Больному 29 лет. Самостоятельно обратился за помощью к психотерапевту. Ранее никаких отклонений у себя не отмечал. Последние недели после смерти близкого родственника постоянно ловит себя на мысли, что может заразиться туберкулезом, дизентерией и другими инфекциями. В связи с этим стал очень часто мыть руки (30-40 раз в день), протирать дверные ручки, мебель. В беседе ведет себя адекватно, подчеркивает, что понимает нелепость своего поведения, но не может освободиться от мысли, что на руках случайно оказалась опасная инфекция. Больной тревожен, просит о помощи, обращает внимание врача на то, что все свободное время у него уходит на мучительные размышления, что за последний год похудел, плохо засыпает. Быстро истощается в беседе. После разговора с врачом чувствует себя лучше – говорит, что сейчас успокоился.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Пациентка 23-х лет повторно обращается к пластическим хирургам с жалобами на «некрасивый» нос, который «портит всю форму лица» и который «мешает нормально жить» т. к. окружающие на улице и коллеги на работе постоянно замечают этот дефект. При осмотре нос правильной формы, отмечаются гармоничные черты лица. Объективно данных за косметический дефект нет. После нескольких отказов один из хирургов соглашается прооперировать пациентку по ее настоянию. Через две недели после операции пациентка обращается к хирургу с жалобой на то, что «нос стал еще более уродливым», требует повторной операции, обвиняет врача в умышленном причинении вреда, постоянно является в клинику и устраивает скандалы, поджидает врача после работы. По настоянию матери пациентка согласилась проконсультироваться у психиатра. В ходе беседы врач отметил особенности мышления больной в виде выраженной нелогичности умозаключений, наклонности к бессмысленному рассуждательству и символизму. В отношении переживаний разубеждению не поддается. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больной.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Больной 23-х лет перенес три приступа (начиная с 18 лет) заболевания. Последний приступ был купирован аминазином. Во время приступов высказывал идеи преследования, считал, что его хотят скомпрометировать, отмечалась депрессия, слышал голоса, обвинявшие его в различных тяжких грехах. После лечения был выписан, возобновил учебу в институте, однако сокурсники отмечают у него много странностей: очень необщителен, чрезвычайно обидчив, подозрителен. Например, однажды с возмущением пытался доказать, что староста группы преследует его — подает в деканат порочащие сведения. Некоторые предметы больной сдает блестяще, по другим успевает плохо. Имеется убежденность, что у него уродливые уши, поэтому постоянно ходит в докторской шапочке, спит в ночном колпаке. Мышление ригидное, упрям в защите своих суждений.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Пациент 30 лет при осмотре рассказывает, что существует «особая группа людей», которые «с помощью антенн спутникового телевидения» осуществляют за ним «слежку». Говорит что эти «преследователи» могут «дистанционно читать» его мысли, вызывать «жжение и зуд кожи» и даже «говорить его языком непристойные слова». Периодически «слышит» у себя в голове, как эти лица «переговариваются между собой». Внешний вид неряшливый, небрит, одежда неопрятная. В отделении ничем не занимается, день проводит в кровати, встает преимущественно для еды и курения, с соседями по палате общается мало.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Больному 52 года, инженер. В последние 5 лет у него отмечается астеническое состояние со снижением репродуктивной и фиксационной памяти, слабодушием. Симптоматика то усиливалась, то ослабевала. Отдых облегчения не приносил. Вследствие сильного снижения памяти вынужден был подать заявление об увольнении, поскольку по его вине несколько раз происходили аварии. Крайне чувствителен: даже малейшую обиду помнит очень долго, снова и снова вспоминая ее с яркими эмоциями. Сотрудники отмечают, что больной стал болтлив, любит рассказывать о своих болезнях. Со стороны ЦНС — тремор пальцев рук, головы, симптом Маринеску-Радовича.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Больной находился на лечении по поводу гипертонической болезни. Во время одного из врачебных обходов вскочил с постели, схватил ножницы и нанес ранение врачу и медсестре. Будучи доставленным в психиатрическую больницу, был резко напряжен, со страхом оглядывался по сторонам, пытался убежать. После внутривенной инъекции 0,5% раствора диазепама быстро успокоился, стал растерянно оглядываться по сторонам, спрашивать, где он находится, почему его увезли из терапевтической клиники. О случившемся ничего не помнит.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Больной 37 лет, шофер. Был доставлен в психиатрическую больницу в порядке неотложной помощи. При поступлении: дезориентирован во времени и окружающем, считает, что находится в гараже, окружающих называет именами своих товарищей. Стоя в стороне, совершает руками какие-то стереотипные движения: «Проволоку из рта выматываю». Со слов сопровождающих, промывал детали в бензине. Через 2 дня вышел из психоза, о случившемся воспоминания фрагментарные. В настоящее время жалобы на головную боль, бессонницу, раздражает шум, яркий солнечный свет.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Пациент 40 лет обратился к неврологу с жалобами на бессонницу, просит выписать рецепт на феназепам в таблетках. В ходе беседы сообщает, что периодически употребляет спиртное. В праздничные дни и во время отпуска может выпивать по нескольку дней подряд. В это время испытывает выраженные нарушения сна, в течение ночи повторно употребляет алкоголь «для того, чтобы заснуть». По утрам употребляет пиво «для облегчения состояния», снятия тревоги и беспокойства. Феназепам принимает последние 6 месяцев по совету знакомых. Для того чтобы спать до утра, пациенту необходимо принять 4-5 таблеток снотворного. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больного.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Пожилая пациентка пришла на прием к неврологу в сопровождении дочери. При осмотре: во времени грубо дезориентирована, не может назвать месяц и год. Выражена эмоциональная лабильность. Память на текущие события, события давнего и недавнего прошлого грубо снижена. Испытывает значительные затруднения при изложении анамнестических сведений. Интеллект грубо снижен. Не может назвать имя сына, его возраст. Не может назвать предъявляемую ручку, кольцо, очки, однако правильно объясняет назначение этих предметов. В ходе разговора часто испытывает затруднения в подборе нужных слов. Не может назвать пальцы рук, части тела. Счетные операции выполнить не может. При предложении нарисовать часы правильно расставляет цифры по кругу, но не изображает стрелки. В ответ на просьбу врача дорисовать стрелки говорит – «а что это такое?». Не может нарисовать простейшие геометрические фигуры, говорит – «не знаю». Со слов дочери подобные симптомы впервые возникли около двух лет назад и постепенно прогрессируют. Указаний на артериальную гипертензию в анамнезе нет. Уровень АД в норме.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

В ходе планового медосмотра у студента 22-х лет выявляется увеличение печени (при пальпации край выступает на 3 сантиметра ниже реберной дуги). В ходе беседы с терапевтом студент сообщает, что с 17 лет по вечерам практически ежедневно употребляет пиво или джин-тоник. Последние два года каждый вечер выпивает 4-5 бутылок пива, чтобы «расслабится и снять напряжение», при этом по утрам часто отмечает слабость и разбитость, в связи с чем пропускает занятия. Рвота в ответ на употребление больших доз спиртного отсутствует. Предъявляет жалобы на ухудшение памяти, говорит, что не всегда может вспомнить, что делал вечером накануне.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Мальчик 13 лет. Ученик 6-го класса. Время от времени поднимается в ночное время и бродит по квартире. В это время он может даже открыть запертую дверь, выйти на улицу. При попытке уложить в постель оказывает бессмысленное сопротивление, становится агрессивным, не откликается на имя. Спустя некоторое время становится послушным, позволяет уложить себя в постель. Утром жалуется на головную боль, о случившемся ничего не помнит. В раннем возрасте у мальчика были редкие эпилептические судорожные припадки. Последние 2-3 года ухудшилась успеваемость в школе. До настоящего времени изредка мочится в постель во время сна.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Больной 32 лет страдает эпилепсией с 8-и лет в виде генерализованных тонико-клонических припадков. Обычно он утрированно вежлив и слащав в обращении с персоналом. Внезапно его состояние меняется, он становится злобным, тоскливым, тревожным. Высказывает недовольство тем, что происходит вокруг, конфликтует с больными, громко цинично бранится, сетует на плохое отношение, с ожесточением набрасывается на больных, требует представителей и администрацию больницы, чтобы рассказать о всех «проделках». Спустя сутки — двое поведение его становится обычным. Перед поступлением в больницу в таком состоянии ударил ножом мать.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Призывник в детстве перенес какое-то инфекционное заболевание. На протяжении недели была температура, лежал «без сознания». Из больницы выписался спустя месяц. Учеба давалась с трудом из-за постоянной головной боли. Отмечает, что часто появляется желание куда-нибудь уехать, безразлично куда. Не менее 10 раз в таком состоянии садился в проходящие машины и уезжал в соседние районы, где бесцельно бродил. Возвращался милицией. Неврологически: слабость конвергенции глазных яблок слева, сглаженность носогубной складки. На ЭЭГ -эпиактивность в виде «комплекса острая медленная волна».

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Больному 52 года, инженер. В последние 5 лет у него отмечается астеническое состояние со снижением репродуктивной и фиксационной памяти, слабодушием. Симптоматика то усиливалась, то ослабевала. Отдых облегчения не приносил. Вследствие сильного снижения памяти вынужден был подать заявление об увольнении, поскольку по его вине несколько раз происходили аварии. Крайне чувствителен: даже малейшую обиду помнит очень долго, снова и снова вспоминая ее с яркими эмоциями. Сотрудники отмечают, что больной стал болтлив, любит рассказывать о своих болезнях. Со стороны ЦНС — тремор пальцев рук, головы, симптом Маринеску-Радовича.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Больной вводит наркотическое вещество внутривенно 2-3 раза в день. Стал принимать значительно большие дозы наркотика. Год тому назад наркотическое опьянение вызывало релаксацию, эйфорию, желание уединиться, грезоподобные фантазии, поверхностный сон в течение 2-3 часов. В последнее время вне интоксикации чувствует себя вялым, подавленным, неработоспособным, через 8-12 часов после последней инъекции появляются зевота, выделение слизи из носа, неприятные ощущения, боли в мышцах и суставах. После инъекции ощущает прилив сил, энергии, восстановление физического комфорта.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Больному 57 лет, врач. Заболел 10 лет назад. Вначале был астенический синдром, затем на первый план стали выходить выраженные расстройства памяти: забывал на обходе своих больных, по нескольку раз задавал одни и те же вопросы. Рассказывая о жене, которая очень заботлива к нему, каждый раз плачет. 2 года назад вечером внезапно потерял сознание, был «скорой помощью’ доставлен в неврологический стационар. После выписки и до настоящего времени отмечается правосторонний гемипарез. Рассматривая картину с нелепым содержанием, не замечает несоответствий.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Больная 47 лет, недавно перенесла грипп. Единственная дочь месяц назад вышла замуж и уехала от родителей. Постепенно у больной появились мысли, что теперь она никому не нужна, с каждым днем настроение становилось все хуже. Вследствие нарастания болезненных явлений поступила в психиатрическую больницу. В отделении подвижна, ходит по отделению, заламывая руки, причитая: «Когда же это все кончится?!» Заявляет врачу, что она преступница, нравственный урод, опозорила не только себя, но и дочь, которая будет ее всю жизнь проклинать. Заявляет: «Чем так жить, лучше умереть».

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, нозологический диагноз, лечение.

Студент-медик длительное время сочетал учебу с работой, спал 5-6 часов в сутки, перенес «на ногах» легкую респираторную вирусную инфекцию, после чего одногруппники стали отмечать у него повышенную раздражительность, колебания настроения, стал невнимательным на занятиях. Продолжал сочетать работу и учебу, во время занятий возникали вспышки раздражительности, когда кричал на других студентов, в дальнейшем был слезливым, заметно снизилась успеваемость. Жаловался близким друзьям, что у него «совсем нет сил учиться», «все время плохое настроение и чувство усталости», часто выглядел подавленным. После каникул состояние улучшилось.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, предположительный диагноз, прогноз.

Больной 53-х лет, в течение многих лет злоупотребляющий алкоголем (отмечаются запои каждые 1-2 месяца, между запоями употребляет пиво, по утрам выпивает «для улучшения состояния»), поступил в стационар после судорожного припадка, развившегося в абстиненции. При осмотре дезориентирован во времени, не может сказать, где он находится, сколько дней провел в больнице. В дальнейшем в течение месяца состояние остается без динамики, происходящие события в памяти не удерживаются, при этом может точно и подробно рассказать о событиях давнего прошлого. Сообщает неверные, временами нелепые сведения о том, что происходило с момента госпитализации. Перечислите психопатологические симптомы и синдромы. Установите диагноз заболевания. Определите тактику лечения больного.

ОПРЕДЕЛИТЬ: симптомы, синдром, предположительный диагноз, лечение, прогноз.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *