Меню Рубрики

Православная церковь о бессоннице

Само состояние сна упоминается в Священном Писании как нечто естественное для человека. Первое упоминание об этом состоянии встречается в рассказе о времени до грехопадения: Господь наводит на Адама сон, прежде чем создать из него Еву (см.: Быт. 2: 21).

Вот что говорится о хорошем сне: «Бог послал царю крепкий сон, этот добрый дар, от века ниспосылаемый Им и в нощи и во дни всем, кому Он хочет» (3 Мак. 5: 6). На то, каков сон, оказывает влияние жизнь человека: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» (Еккл. 5: 11); также и в другом месте говорится: «Здоровый сон бывает при умеренности желудка» (Сир. 32: 22).

Есть указания на то, что Бог использует сон людей или его отсутствие. Так, чтобы Давид мог выскользнуть из окружения, на Саула и всех, кто был с ним, напал «сон от Господа» (1 Цар. 26: 12); напротив, чтобы привести на память царю Артаксерксу благодеяние праведного Мардохея, «Господь отнял сон от царя» (Есф. 6: 1).

Что же касается сновидений, то о них сказано, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5: 2), и что «во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты» (Еккл. 5: 6). Это относится к обычным сновидениям.

Но в Писании нередко встречаются указания на то, что Бог иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях.

Сон Иакова

Во сне Господь говорил Аврааму (см.: Быт. 15: 12) и языческому царю Авимелеху (см.: Быт. 20: 3–6); видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.: Быт. 28: 12); посредством сна Бог вразумил Лавана (см.: Быт. 31: 24); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (см.: Быт. 37: 6–9), он же давал толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара (см.: Быт. 40), а затем и фараона (см.: Быт. 41: 15–32); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (см.: Суд. 7: 13); «в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» (3 Цар. 3: 5); пророк Даниил толковал вещий сон Навуходоносора (см.: Дан. 2) и сам видел во сне «пророческие видения» (Дан. 7: 1).

Среди этих случаев есть примеры того, как Господь говорит во сне прямо, а есть примеры, когда человек получает откровение посредством видения, которое, как правило, нуждается в истолковании. Такие сны от Бога случались как с праведниками, так и с грешниками и даже с язычниками, как с царями и пророками, так и с простыми людьми. Можно даже говорить о таких снах не столько как об исключениях, сколько как о некотором правиле: Господь говорит «с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов 33: 15–18).

Но в наибольшей и значительной степени это было свойственно пророческому служению: «если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Чис. 12: 6). Если простому человеку, как правило, бывают вещие сны, касающиеся только его судьбы, то пророк получает откровения о судьбах всего народа и даже всего человечества.

И в Новом Завете мы видим, что Господь продолжает вразумлять людей через сновидения. Дважды во сне являлся ангел Иосифу, извещая ему волю Божию; во сне были предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду; наконец, жена Пилата видела страшный сон, когда муж ее вершил суд над Иисусом Христом. Тот сон был дан ей как знак праведности Иисуса. Она сказала Пилату: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27: 19).

Пророк Иоиль предсказывает: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2: 28). На проповеди, произнесенной в день Пятидесятницы, апостол Петр засвидетельствовал, что это пророчество исполнилось в новозаветной Церкви, обратившей апостольское благовестие ко всем народам: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме. Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть… и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2: 14, 16–17).

Однако это вовсе не означает, что любой сон человека – вещий. В Писании неоднократно упоминается о ложных снах и о том, как пагубно доверие им и попытка выдать их за откровения: «Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою» (Зах. 10: 2). «Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?» (Иер. 23: 27); «вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23: 32); «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» (Иер. 29: 8).

В еще большей внимания как состоянию сна, так и феномену сновидений уделяется в трудах святых отцов Церкви.

Состояние сна

Блаженный Августин так описывает состояние сна: «То, что производит сон, возникает из тела и действует в теле. Сон приводит в бесчувственное состояние и некоторым образом заслоняет телесные чувства. Душа же уступает этому изменению с удовольствием, потому что оное изменение, возобновляющее телесные силы после трудов, происходит по закону природы… телесное изменение, какое представляет собою сон, может отнимать у души пользование телом, но не ее собственную жизнь» [1] .

Блаженный Феодорит Кирский указывает на промыслительное значение сна как отдыха для тел трудящихся: «Смотрение Божие… дало… сон сладкий и продолжительный, который может успокоить тело после усталости и сделать его более крепким для трудов следующего дня. Поэтому не смотри на одни только труды, но обрати внимание и на утешения после трудов и за все восхваляй Правителя всяческих» [2] .

Святитель Григорий Нисский говорит о состоянии сна как естественном явлении, обусловленном изменчивостью как непременным атрибутом земной жизни: «Сон ослабил напряженное в бодрствовании, потом бодрствование привело в напряжение то, что было ослаблено. И никакое из этих состояний не продолжается вместе с другим непрестанно, но оба уступают место друг другу при появлении того и другого, и, таким образом, естество этими переменами обновляет само себя… Если вовремя и умеренно быть в том и другом состоянии, то это дает естеству силу к поддержанию себя… Благовременный отдых для телесного состава необходим, чтобы пища беспрепятственно разошлась но всему телу известными в нем для этого путями, тогда как никакое напряжение не мешает этому переходу» [3] .

Святые отцы обращали внимание на то, что воплотившийся Господь Иисус Христос спал. По мысли блаженного Феодорита Кирского, «голод, жажда, а сверх того и сон свидетельствуют, что тело Господне есть тело человеческое» [4] . А святитель Григорий Богослов объясняет, что Господь «иногда и сон вкушает, чтобы и сон благословить, иногда утруждается, чтобы и труд освятить, иногда и плачет, чтобы и слезы сделать похвальными» [5] .

Говоря о состоянии сна, которому подвержены обычные люди, преподобный Иоанн Лествичник указывает, что оно может овладевать человеком по разным причинам: «Сон есть некоторое свойство природы, образ смерти, бездействие чувств. Сон сам по себе один и тот же; но он, как и похоть, имеет многие причины: происходит от естества, от пищи, от бесов, и, может быть, от чрезмерного и продолжительного поста, когда изнемогающая плоть хочет подкрепить себя сном» [6] .

Состояние сна как метафора

Сон часто употреблялся святыми отцами как метафора, обозначая нечто призрачное, непостоянное и ненастоящее. Весьма многие из них сравнивали настоящую жизнь со сном. В качестве иллюстрации достаточно привести одну цитату из преподобного Ефрема Сирина: «Как сон обольщает душу призраками и видениями, так мир обольщает своими удовольствиями и благами. Обманчив бывает ночной сон; он обогащает тебя найденными сокровищами, делает властелином, дает тебе высокие чины, облекает в пышные одежды, надмевает гордостью и в мечтательных призраках представляет, как приходят и чествуют тебя люди. Но миновала ночь, сон рассеялся и исчез: ты опять бодрствуешь, и все те видения, какие представлялись тебе во сне, стали чистой ложью. Так и мир обманывает своими благами и богатствами; они проходят, как ночное сновидение, и обращаются в ничто. Тело засыпает в смерти, а душа пробуждается, припоминает свои сновидения в этом мире, стыдится их и краснеет» [7] .

Достойна внимания и еще одна метафора, менее распространенная, но не менее яркая. Блаженный Августин сравнивал свое обращение к вере с процессом пробуждения: «Мирское бремя нежно давило на меня, словно во сне; размышления мои о Тебе походили на попытки тех, кто хочет проснуться, но, одолеваемые глубоким сном, вновь в него погружаются. И хотя нет ни одного человека, который пожелал бы всегда спать, – бодрствование, по здравому и всеобщему мнению, лучше, – но человек обычно медлит стряхнуть сон: члены его отяжелели, сон уже неприятен, и, однако, он спит и спит, хотя пришла уже пора вставать. Так и я уже твердо знал, что лучше мне себя любви Твоей отдать, чем злому желанию уступать; она влекла и побеждала, но оно было мило и держало. Мне нечего было ответить на Твои слова: “Проснись, спящий; восстань из мертвых, и озарит тебя Христос”» [8] .

В этих метафорах видно и отношение к сновидениям как к тому, чему не следует доверять и к чему не следует привязываться, и к процессу сна как к тому, чему не должно предаваться сверх меры.

Аскетическое отношение к процессу сна

Описывая опасности от сна, преподобный Варсонофий Великий говорит: «Сон бывает двух родов: иногда тело отягощается многоядением, а иногда человек и от бессилия не может исполнить своего служения, и на него находит сон; за многоядением же следует брань блуда, ибо (враг) отягощает тело сном для того, чтобы осквернить его» [9] .

Преподобный Иоанн Кассиан указывает два вида вреда, какие монах может получить от сна: «Диавол, ненавидящий чистоту… силится осквернить нас во время покоя и повергнуть в отчаяние особенно после того, как мы принесли Богу покаяние… и ему удается иногда и в краткое время этого часа сна уязвить того, кого он не мог уязвить в продолжение всей ночи. Во-вторых… и чистый сон без опасных грез может расслабить монаха, которому нужно скоро встать, производит в духе ленивую вялость, ослабляет его бодрость на целый день, иссушает сердце, притупляет зоркость разума, которые на весь день могли бы сделать нас более осторожными и более сильными против всех наветов врага» [10] .

Преподобный Иоанн Лествичник еще подробнее пишет о том, как бесы используют сон в качестве способа борьбы с подвижником: «Когда, по гласу духовной трубы (колокола), видимо собираются братия, невидимо стекаются душевные враги. Одни приступают к постели, когда мы встали, и подущают нас снова лечь на нее, говоря: “Подожди, пока кончатся начальные песни, и тогда пойдешь в церковь”. Другие предстоящих на молитве погружают в сон» [11] ; «неискусный монах в беседах бывает бодр; а когда настал час молитвы, тогда и глаза его отяготились сном. Нерадивый монах искусен в многословии; а когда пришло время чтения, от дремоты смотреть не может» [12] .

А вот что святой отец говорит о вреде многоспания: «Бодрствующее око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу. Бодрый инок – враг блуда, сонливый же – друг ему. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений… Излишество сна – причина забвения; бдение же очищает память. Многий сон есть неправедный сожитель, похищающий у ленивых половину жизни или еще больше» [13] .

Преподобный Паисий Величковский пишет, что сон порождает леность, уныние, отчаяние, «и многие другие страсти». «Великое, братие, бедствие есть сон: как мгла покрывает солнце, так многий сон закрывает созерцательную силу ума и, как завесу, налагает забвение на ум, который становится от того нечувствительным ко всему доброму духовному и непамятлив… Бесы, как тьмою ум омрачают и как водою погашают огонь, так дремотою и сном они одолевают, чтобы иметь возможность лишить душу всех добрых дел и навести на нее страсти» [14] .

Учитывая указанные опасности от излишнего сна, неудивительно, что святые отцы уделяли внимание тому, как бороться с ним, и это должно было стать одним из первых аскетических деланий новоначального монаха. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Как много пить зависит от привычки, так и много спать. Потому-то и должно нам, особенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна; ибо трудно исцелить давний навык» [15] . Преподобный Паисий добавляет, что «как многоядение и многопитие переходит в обычай… так и сон: если кто ослабеет и не борется со сном, а хочет спать до насыщения, много тогда и природа требует сна… Если же кто навыкнет мало спать, мало и природа тогда сего просит… Ничто так не помогает против сна, как следующие четыре добродетели: воздержание, трезвение, молитва Иисусова и память смертная; эти добродетели называются бодрым и трезвым стражем… Без книги и рукоделия никогда не садись; не потому, что нужно рукоделие, но для того, чтобы поставить противодействие сну… Мера сна в сутки: новоначальным – семь часов, средним – четыре, совершенным – два часа и всенощное стояние» [16] .

Святые отцы также давали и конкретные советы о том, как подвижнику надлежит каждый день готовиться ко сну, чтобы во время его не получить вреда. Преподобный Антоний Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души, смежение очей твоих – истинным видением Бога, и молчание твое, будучи преисполнено чувством блага, от всей души и силы воздаст восходящую горе сердечную славу Богу всяческих» [17] .

А преподобный Нил Сорский советует обращать внимание и на положение тела, готовясь ко сну: «Наипаче должно соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями, внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом всегда должно иметь пред очами своими Бога… Поступающий так всегда в молитве пребывает» [18] .

Преподобный Варсонофий дает такой совет о том, как монаху надо бороться с излишней сонливостью: «Произноси на каждую песнь по три псалма и делай земной поклон, и сон не овладеет тобою, исключая немощи. Так должен ты поступать каждую ночь» [19] .

Высказанные аскетические предписания касаются не только монахов, но в общих принципах полезны и для мирян. Это следует, во-первых, из того, что некоторые из указанных выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый православный христианин.

Так, в первой молитве на сон грядущий (преподобного Макария Великого) верующий просит: «Даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире», а в четвертой молитве (того же святого) говорит: «Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго… и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и без мечтания: и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину детель отжени от мене… да не усну в смерть. И посли ми ангела мирна… да избавит мя от враг моих, да востав со одра моего, принесу ти благодарственныя мольбы». В молитве преподобного Иоанна Дамаскина молящийся вспоминает о смерти: «Владыко Человеколюбче, не уже ли мне одр сей гроб будет. Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит». А после пробуждения христианин в шестой из утренних молитв (святителя Василия Великого) благодарит Бога, «подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея, и ослабление трудов многотрудныя плоти».

Во-вторых, об актуальности для мирян аскетического отношения ко сну прямо писали некоторые святые. Так, святитель Амвросий Медиоланский предписывает тому, кто хочет каяться во грехах, «спать меньше, нежели требует природа, сон прерывать стонами и разделять его с молитвой» [20] . И святой Иоанн Кронштадтский замечает: «Кто долго спит, для того интересы духовные делаются чуждыми, молитва трудною, наружною и несердечною, а интересы плоти становятся на первом плане… Излишний сон вреден, расслабляет душу и тело» [21] .

Однако в борьбе с многоспанием надлежит соблюдать разумную умеренность, поскольку впадение в другую крайность – чрезмерный отказ от сна – также приносит большой вред не только телу, но и душе монаха, как о том предупреждает преподобный Иоанн Кассиан, излагая опыт подвижников из Скитской пустыни: «По коварному действию диавола сон до того удалился от глаз моих, что я, проведши много ночей без сна, молил Господа, чтобы немного заснуть мне. И я был в большей опасности от неумеренности в посте и бдении, нежели от чревоугодия и многого сна… И чрезмерное желание плотского удовольствия, и отвращение от пищи и сна возбуждаются врагом нашим; притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения; потому что, при содействии раскаяния, можно от последнего перейти к правильному рассуждению, а от первого нельзя» [22] .

О той же умеренности в подвигах пишет и святитель Игнатий (Брянчанинов): «Должно довольствоваться пищею и сном постоянно умеренными, соразмерными с силами и здоровьем, чтоб пища и сон доставляли телу должное подкрепление, не производя непристойных движений, которые являются от излишества, не производя изнеможения, которое является от недостатка» [23] .

[1] Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии души. 14.

[2] Феодорит Кирский, блаженный. Десять глав о промысле. 7.

[3] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

[4] Феодорит Кирский, блаженный. Сокращенное изложение Божественных догматов. 12.

[5] Григорий Богослов, святитель. Слово 37.

[6] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 1–2.

[7] Ефрем Сирин, преподобный. Слово на Еккл. 1: 14.

[8] Августин Иппонийский, блаженный. Исповедь. V. 12.

[9] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 500.

Читайте также:  Тютчев бессонница 1829 года

[10] Иоанн Кассиан, преподобный. О постановлениях киновитян. 2. 13.

[11] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 3

[14] Паисий Величковский, преподобный. Крины сельные. 30.

[15] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 2.

[16] Паисий Величковский, преподобный. Крины сельные. 30.

[17] Антоний Великий, преподобный. Наставления о доброй нравственности и святой жизни. 170.

[18] Нил Сорский, преподобный. О спасении души.

[19] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 245.

[20] Амвросий Медиоланский, святитель. О покаянии две книги. II. 11.

[21] Иоанн Кронштадтский, праведный. Живой колос. III.

[22] Иоанн Кассиан, преподобный. Десять собеседований отцов. 2. 17.

[23] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Беседа старца с учеником. 2.

источник

Бессонница — одна из тех серьезных вещей, которая мучает человека с древности. Много веков назад появилось одно из расхожих толкований происхождения этой болезни — говорили, что так бесы истязают человека, не давая ему уснуть.

В XXI веке, при имеющемся высоком уровне медицины, ученые выделили уже довольно много причин такого заболевания, как бессонница, среди которых наиболее известны такие, как:

  • психологический стресс;
  • умственное перенапряжение, связанное с учебой или работой;
  • наличие алкогольной или наркотической зависимости;
  • смена обстановки, переезд.

Конечно, человек далекий от религии, предпочтет избавляться от бессонницы лекарственными средствами, невзирая на предостережения о побочном воздействии на организм и привыкании. Но для человека верующего первой помощью от такой напасти, безусловно, является молитва.

При появлении бессонницы в православии принято молиться таким святым, как:

  • Николай Чудотворец;
  • преподобный Александр Свирский и иринарх Ростовский;
  • монахи Ефесские, к которым чаще всего обращаются, если плохо спят дети.

Семь ефесских мучеников стали известны благодаря одному случаю, когда император, прознав об их христианской принадлежности, объявил им свою волю — отречься от веры и Господа. Однако юноши отказали императору, за что тот приказал закопать их живыми в пещере. Господь же, сжалившись над судьбою молодых монахов, ниспослал на них летаргический сон, который и стал спасением для них. С тех пор святым юношам стали молиться матери, когда младенцы плохо спят.

Важно! Чаще всего же об избавлении от бессонницы молят Николая Чудотворца — святого, прославившегося своими чудесами при жизни, хотя в Священном Писании о нем практически не упоминается.

Для того чтобы настроиться на молитвенное чтение, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • выбрать для чтения молитвы спокойное, тихое место;
  • для того чтобы отстраниться от других мыслей и сосредоточиться на молитве, можно зажечь свечи;
  • молитву рекомендуют читать 3 раза, негромким голосом;
  • после прочтения текста молитвы обязательно нужно поблагодарить того святого, кому посвящена молитва.

Кроме того, рекомендуется после молитвы выпить травяного чая перед тем, как отправиться спать. Для травяного чая можно использовать такие травы, как мята, мелисса и ромашка.

Внимание! Среди верующих людей существует такое мнение, что обычно молитв начинает действовать спустя 2 дня, однако, это вовсе не означает, что после этого не нужно продолжать молиться.

Люди, посещающие церковь, говорят также о том, что в случаях, когда имеются проблемы со сном, можно посетить храм и поставить три свечи у иконы святого Николая Чудотворца. Кроме того, хорошо помогает в таких случаях святая вода, которую можно пить, а также умываться ей.

Молитва об избавлении от бессонницы, прежде всего, помогает уснуть, отбросив ненужные, часто тревожные мысли. Часто, особенно у маленьких детей, но часто и у взрослых, синдром бессонницы протекает вместе с боязнью темноты. Молитва помогает избавиться от страха и, успокоившись, уснуть.

Прежде чем начать читать молитву, обязательно следует познакомиться с ее текстом, вникнуть в его смысл — это позволит не просто повторять заученные наизусть, либо прочитанные с книги слова, а вдумчиво и осмысленно самому погрузиться в молитву.

Молитвы от бессонницы у взрослого звучат так:

О пречуднии святии седмочисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование! Воззрите с высоты небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя. Низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходити ко Мне. Болящия убо в них исцелите, скорбящия утешите; сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я, и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, во еже от силы в силу им возрастати. И всех нас, святей иконе вашей предстоящих рабов Божиих ( имярек), и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и единосущныя Троицы, многия милости живущим во святей обители твоей и всем, с верою и любовию притекающим к тебе, являяй! Испроси нам вся к житию сему временному благо потребная, паче же к вечному спасению нашему нужная: пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, да в мире глубоце пребудет святая Православная Церковь Христова, и во благостроении Отечество зиждется, во всяком благочестии нерушимо: буди всем нам, чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощник: наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосердный, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода во Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, но присно о нас, рабах Божиих (имена), пред престолом Живоначальныя Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще и недостойни есмы, в селениих райских славити величие, благодать и милость единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

О преподобне отче Иринарше! Се мы молим тя усердно: буди ходатай наш присный, испроси нам, рабам Божиим (имена), от Христа Бога мир, тишину, благоденствие, здравие и спасение, и от всех врагов видимых и невидимых ограждение, покрый же нас ходатайством твоим от нахождения всяких бед и скорбей, паче же от искушений врага темнаго, да вси мы с тобою прославляем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, ниспосли нам телесный и душевный покой, молитвами святых твоих: святых семи отроков Ефесских, преподобного Александра Свирского и преподобного Иринарха Ростовского. Да будет воля Твоя святая. Аминь.

О великий угодниче Христов, добропроизвольный страдальче, новопросиявый чудесы, отче наш Иринарше, Российстей земли удобрение, граду Ростову похвало, обители сей велие украшение и утверждение!

Кто не удивится твоему самопроизвольному и долголетнему страдальческому терпению: Тридесять бо лет в тесней и хладней хижине себе заключил еси, хлад, алчбу и изнурение плоти Царствия ради Небеснаго понесл еси, к сему же и изгнание из обители, по наваждению вражию, безропотно претерпел еси.

Вемы же, яко посреди умолен быв от братии, яко незлобивый агнец, паки в обитель твою возвратился еси и в туюжде хижину вселился еси, яко адамант твердый, на невидимая бесовская полчища и видимыя враги твоя терпением себе вооружив. Егда же попущением Божиим наидоша на обитель сию польстии ратницы, сих не убоялся еси смертнаго прещения, но уцеломудрився словом, во своя си возвратитися сотворил еси.

Сего ради Всеблагий Бог, видя твою веру и страдальческое долготерпение, дар прозорливства и исцеления тебе дарова: бесным бо исцеление, хромым доброхождение, слепым прозрение подавал еси, и иная многая с верою к тебе приходящим во благо даже доднесь чудодействуеши. Мы же недостойнии, таковая чудеса видяще и радости исполняющеся, взываем к тебе сице: радуйся, доблественный страдальче и бесов победителю, радуйся скорый наш помощниче и теплый к Богу молитвенниче.

Услыши убо и нас грешных, молящихся тебе и прибегающих под кров твой: яви милостивное предстательство твое о нас ко Всевышнему и исходатайствуй твоими богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших, сохрани святую обитель сию, всякий град и весь и всякую страну христианскую от всех наветов вражиих, в скорбех же и болезнех наших подавай нам руку помощи, да твоим ходатайством и заступлением, благодатию же и милосердием Христа Бога нашего, избавимся и мы недостойнии, по отшествии от жития сего, шуияго стояния, и да сподобимся деснаго со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Конечно, каждое молитвенное слово весомо и обладает лечебным воздействием, но не стоит игнорировать и такие простые вещи, как удобная кровать, свежее постельное белье и отсутствие громких звуков.

Также не стоит забывать, что хотя молитва и помогает в любых ситуациях, но в тех случаях, когда бессонница спровоцирована серьезными заболеваниями, обязательно необходимо обратиться к врачу.

источник

Вопрос православному психотерапевту Авдееву: В последнее время меня беспокоит бессонница. Дмитрий Александрович, что Вы можете посоветовать для улучшения сна?
Ответ:
Если не спится — позвольте себе не спать. Не загружайте себя мыслями о сне и его скорейшем наступлении. Зачастую человек больше страдает не от бессонницы, а от переживаний по этому поводу. Индивидуальные потребности в отдыхе и сне различны у каждого конкретного человека. Важно прислушаться к себе, познать себя и решить для себя, сколько нужно времени для сна. Одному человеку необходим восьмичасовой ночной сон, другому — достаточно шести часов. Если, к примеру, поменять этих людей местами, то первый будет недомогать от недосыпания, а второй — измучается таким продолжительным сном.

Сегодня надо быть очень осторожным, просматривая те или иные телепередачи. Содержание телевизионных программ изобилует всяким непотребством, сценами насилия, ужасов и т. п. Какой уж тут здоровый сон? То же касается и музыки.

А многие молодые люди сейчас увлечены компьютерными технологиями и, в частности, плотно «сидят» в сети Интернет: сейчас модно быть 24 часа он-лайн. Ничего хорошего для здоровья из этого, естественно, не бывает.
Поздний вечер — время спокойных дел и неторопливых разговоров. Погуляйте перед сном. Откажитесь от обильного ужина. Проветрите спальную комнату. Постель должна быть не слишком мягкой. Высота подушки должна быть такой, чтобы максимально способствовать естественности позы и расслаблению мышц. Есть наблюдения, что постель темных тонов способствует успокоению нервной системы.
На ночь можно выпить 1/2 стакана теплой воды и съесть чайную ложку меда. Примите теплый душ или погрейте в ванной ноги. С древности известно о пользе бани для снятия напряжения и улучшения сна.

Нет сна — не мучьте себя. Успокойтесь, помолитесь, подышите свежим воздухом, выпейте глоточек святой воды. Если проблемы со сном не связаны с каким-то серьезным заболеванием, то завтра сон непременно будет крепче, глубже и продолжительнее.
Благотворно влияют на нервную систему изюм, курага, мед.

Нелишне напомнить и о пользе закаливания организма. Немаловажную роль играет посильный физический труд, особенно это касается молодых людей. Ненатруженная плоть смущает душу раздражительностью, негожими помыслами.
Перед сном можно помазать виски лавандовым маслом или 3–5 капель лавандового масла накапать на кусочек сахара и пососать его перед сном. В изголовье кровати полезно прицепить льняной мешочек с высушенными корнями валерианы. Нелишней будет и врачебная консультация.

Можно ли сказать что бессонница — следствие греховной жизни? Или все же она резутат физиологических нарушений?

Вопрос: Моя подруга говорит, что бессонница может возникнуть от духовных причин. Действительно ли существуют духовные причины плохого сна?
Ответ д.Авдеев:
Сон – это чуткий нравственный барометр. Он изменяется (ухудшается, улучшается) от нашего духовного состояния. Хороший, крепкий сон подает Господь.

Один пожилой человек, участвовавший в обустройстве возрожденного из руин монастыря, сказал мне: «Если бы Вы знали, как мне в обители сладко спится! А дома сплю хуже». Это и понятно. Молитва все делает сладким. К примеру, я и сам удивлялся, как это парой картофелин и тарелочкой супа, съеденными в монастырской трапезной, бываешь сыт на весь день. Благодать Божия насыщает!

Знаю по опыту, что когда по разным причинам пожертвуешь молитвами на сон грядущий, пожертвуешь и крепким сном. Плохо спится и после недобрых разговоров, терзающих душу грехов. «Солнце да не зайдет в гневе вашем», — поучает нас Священное Писание. Отходить ко сну нужно со всеми примирившись (очно или заочно, молитвенно).

Во время врачебного приема, тем пациентам, у которых открыто сердце к вере, я повторяю хорошо известные истины: нам необходимо молиться утром и вечером, крестить перед сном комнату и постель, пить освященную воду и кропить ею жилище, читать Евангелие, призывать на помощь святых и Ангела-хранителя, пригласить в дом священника и освятить жилище (если оно не освящено), прибегать с верой и покаянием к Таинствам Церкви. Словом, надо жить по-христиански.

Хорошо известно, что многие подвижники проводили и проводят целые ночи без сна и при этом всегда остаются бодрыми, радостными. Как же можно это объяснить? Это чудо. В этом случае человек получает благодатное укрепление душевных и телесных сил от Господа, живет и насыщается Благодатию Божией. Поистине такой человек насыщается Духом Святым. Конечно же, это удел далеко не всех и этому не стоит подражать. Это дар Божий, а не следствие какой-нибудь тренировки. Не стоит самочинно браться за большие подвиги. Ничего, кроме гордости и ухудшения здоровья, это не принесет, в особенности новоначальному христианину. Подвижник не преследует цель заморить себя бдением, он горит любовью к Богу, его сердце пламенеет в молитве. Любые подвиги святые отцы растворяли смирением, послушанием, рассуждением. В христианской традиции принято молиться о даровании сна Ангелу-хранителю; преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому; святым семи Ефесским отрокам. Все святые, молите Бога о нас!

Психотерапвт А.Курпатов:
Основной причиной хронической бессонницы, без всякого преувеличения, являются психические нарушения, вызванные острым или хроническим стрессом.

Сначала бессонница возникает как следствие стресса, а потом она сама становится стрессом. То, что человек, находящийся в состоянии стресса, не может заснуть – вполне естественно. Кто же спит, находясь в стрессе, т. е. когда он должен или нападать, или спасаться бегством?! Конечно, сна в этом случае быть не должно, а если и будет, то поверхностный, с частыми пробуждениями. Сон тревожного человека не даёт ощущения отдыха; человек просыпается, кажется, ещё более уставшим, чем перед своим отходом ко сну. Теперь же человека донимают не только те стрессы, которые лишили его сна, а сам факт – отсутствие полноценного сна.

Проявления бессонницы могут быть самыми разными. Одному не заснуть, и он ворочается в кровати, как барашек на вертеле. Другой заснёт вроде бы хорошо, но посреди ночи проснётся, словно от внутреннего толчка, и не знает, что теперь делать: сна ни в одном глазу, а вроде бы еще спать до спать! Третий мается с пяти утра. Четвёртый спит так чутко, что, кажется, и не спит вовсе! Беда, одним словом, беда! Впрочем, тут не одна, а несколько бед.

Человек, который испытывает трудности с засыпанием, как правило, находится в состоянии острого стресса, т. е. вместо сна решает какие-то важные жизненные задачи, но решить их никак не может, а потому и сон его не берёт. Если же у человека сон поверхностный, то, вероятно, донимает человека не острый, а хронический стресс. То есть какого-то особенного стресса у него вроде как нет, а есть множество жизненных неприятностей, которые, наслаиваясь друг на друга, создают ощущение беспросветности – куда ни кинь, везде клин. Тот, кто просыпается среди ночи, словно от какого-то внутреннего толчка, чаще всего страдает от невроза тревоги, который и будит его среди ночи: «Вставай, вставай! Тревога, опасность, угроза!». Наконец, если у человека проблемы с ранним, без будильника, пробуждением, которое сопровождается, кроме прочего, плохим психологическим состоянием в первой половине дня, доктор заподозрит у него серьёзную депрессию.

Наука гласит: бессонница – это не болезнь, это симптом заболевания. Поэтому для того, чтобы справиться с бессонницей, нужно решать не одну, а сразу две задачи: во-первых, избавиться от самой бессонницы, а во-вторых, от её причины: т. е. от того заболевания или расстройства, которое её вызывает. Что же такое бессонница, какие бывают нарушения сна и, наконец, каков перечень заболеваний, ответственных за эти нарушения?

Зачастую, оценивая сои нарушения сна, мы, мягко говоря, не совсем точны. Иногда нам только кажется, что мы страдаем бессонницей. Исследователи, которые специально занимались этим вопросом, выяснили, что более половины людей, жалующихся на бессонницу, в действительности не имеют проблем со сном. Всё это достаточно легко проверить. Сон, проявляется, например, на электроэнцефалограмме специфическими признаками: если эти признаки есть, то человек спит, а если нет – то не спит. И вот половина тех, кто жалуется на нарушения сна, «доказать2 свою бессонницу в таких исследованиях не могут. Почему так?

Происходит это по одной простой причине: если мы страдаем каким-нибудь невротическим расстройством, то в течение дня, а иногда и ночью у нас могут возникать крайне тягостные, ужасные, неприятные симптомы сонливости, подавленности, слабости. Подозревать у себя невроз мы не привыкли, и, разумеется, начинаем в подобной ситуации пенять на свой ни в чём не повинный сон: «Вот я не сплю, а потому и чувствую себя плохо!». После того, как такая мысль в нашей голове сформируется, мы начинаем фиксироваться на всяких проявлениях нашей мнимой бессонницы, а при «допросе с пристрастием» можно, как известно, любые доказательства найти. Вот и находим – то нам кажется, что мы долго не засыпаем, то нам чудится, что спим абы как. Короче говоря, кто ищет, тот всегда найдет. Но если у нас невроз, то лечить нужно невроз. Если же бессонница является симптомом невроза, то лечить нужно и то, и другое. Международное определение бессонницы, принятое Всемирной организацией здравоохранения, звучит следующим образом: «Бессонница – это клиническое расстройство, которое диагностируется врачами в следующих случаях: если у человека возникают действительные трудности с засыпанием (т. е. он фактически не может заснуть в течение часа), если у него имеются частые ночные пробуждения, которые сопровождаются сложностями с повторным засыпанием, или же у него отмечается слишком ранние утренние пробуждения, невосстанавливающий сон и плохое качество сна».

У бессонницы есть свои крайне неприятные последствия. Во-первых, это просто плохое самочувствие в течение дня, которое сопровождается сонливостью, повышенной утомляемостью, снижением собственной энергичности. Во-вторых, появляются психические нарушения – тревожность, перепады настроения, апатия (утрата интереса к окружающему). В третьих, выражаясь казённым языком, у человека, страдающего бессонницей, снижается трудоспособность – возникают трудности с концентрацией внимания, ухудшается память, увеличивается «время реакции», а говоря простым языком, мы просто «тормозим».

Читайте также:  Если сунна от бессонница

Как правило, выявляют три типа бессонницы: преходящую (ситуативную), кратковременную и хроническую.

Преходящая (или ситуативная) бессонница возникает периодически, т. е. появляется время от времени, и, как явствует из самого её названия, будучи обусловлена каким-то ситуациями, надолго не задерживается. Обычно она связана с психологическими или иными нагрузками и возникает у людей, которые в остальном редко жалуются на проблемы со сном. Стрессом, вызывающим ситуативную бессонницу, может быть перемена места работы, переезд на новое место жительства, экзамены или госпитализация, а также длительные перелёты на самолётах или изменение графика работы, злоупотребление алкоголем, кофеином или никотином. Кроме того, ситуативную бессонницу может вызвать банальная простуда или любое другое внезапно обрушившееся на вас заболевание, сопровождающееся жаром и болью (например, зубной). Наконец, ситуативную бессонницу могут вызвать некоторые лекарства (например, кортикостероиды, бронходилятаторы, бета-блокаторы, фенитоин). Так или иначе, когда мы страдаем от преходящей бессонницы, мы почти всегда можем безошибочно назвать её причину.

Кратковременная бессонница длится от одной ночи до нескольких недель и возникает уже всвязи с какими-то более серьёзными стрессами или психическими травмами. Её причиной может быть эмоциональная травма, например, тягостные переживания женщины по поводу развода, или страдание мужчины, обусловленное серьёзным изменением его социального статуса. Также это может быть физическая боль – длительная, выматывающая, не поддающаяся лечению.

источник

Причины бессонницы, как избавиться от нее, какими средствами? — вот на эту злободневную тему постараюсь дать ответ в свете Священного Писания.

«Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.»

Сон человеку дает Бог, Он же может и отнять его. Не всегда мы это понимаем, считая причиной бессонницы нашей какие-то внешние факторы: изменение атмосферного давления, поздний ужин, сора с мужем или женой, неприятность на работе, страх за сына или дочь, личные переживания и так далее. И вот мы, в поисках средства от бессонницы , бежим к врачам, жалуемся близким, советуемся с друзьями. Пачками заглатываем депрессанты, становясь рабами этой химии. А сна как не было, так и нет: убежал сон, помахав ручкой, и даже не попрощался!

2 Дать возможность Богу производить определенную работу с нашей душой и телом во время сна.

С первым пунктом все понятно: во время сна Бог восстанавливает человека для следующего дня через приведение души и тела в полный баланс.

По второму пункту требуется более подробное комментирование.

«Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз:
во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе.
Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление,
чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость,
чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.»
(Иов.33:14-18)

Оказывается, иногда Бог во сне пытается в чем-то вразумить человека, чтобы отвести его от гибельных путей, удалить от него гордость, потому что гордость предшествует падению.

Также Бог во сне созидает человека, привносит в него что-то новое:

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.» ( Быт.2:21)

Путем искусной операции Бог сотворил женщину из части Адама.

Также во время сна Бог исцеляет человека. Многие знают по опыту, что ложась спать простуженными, с больным горлом, по утру вставали совершенно здоровыми и шли на работу.

По большому счету причиной бессонницы является суета.

«Потому что все дни его — скорби, и его труды — беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это — суета!» (Еккл.2:23)

По Библии суета — это все, что делается человеком во дни его жизни без Бога. Другими словами, это человеческая деятельность без водительства Божьего, когда во всех делах своих человек полагается только на собственные силы, или на другого человека. Этакий «человек в футляре». Он лишен благодати Божьей, так как сам, в силу неверия в существование Бога, перекрыл все каналы живой воды, текущие от престола Божьего. Отсюда, человек варится в собственном соку своих греховных чувств, мыслей, желаний. Нет свежей воды, способной освежить его разум, дать новые силы, привести в баланс дух, душу и тело. Отсюда и проблемы с бессонницей .

Последствия всей этой суеты: неуверенность в своем будущем и страх перед ним, неопределенность в жизни, страх за будущее своих детей, внуков, страх перед человеком. Когда приходят испытания, человек не в состоянии осознать причину их возникновения: оттого сердце его неспокойно, тревожно, печально. Когда сына или дочери долго нет в позднее время, родитель мечется, начинает обзванивать знакомых, родственников, полицию, ведь он может рассчитывать только на свои силы, а они ограничены.

Что ты можешь сделать дорогой папа, дорогая мама, когда твое чадо неизвестно где и с кем? Чем ты сможешь помочь ему, когда его жизнь в опасности? Твоя рука сможет ли дотянуться до него, чтобы спасти? Конечно, нет. А в от рука Божья может, но ты не веришь в это, ты так научен жить без Бога, дающего тебе все необходимое для жизни, и притом — и саму жизнь.

И приходит ночь, и нейдет сон, и горяча подушка, и мысли, как надоедливые пчелы, одолевают тебя, внося в твой изможденный разум неоправданные страхи, и усталость смежает твои веки, а сна нет. Встаешь, идешь на кухню в поисках средства от бессонницы, заглатываешь горсть таблеток, чтобы как-то уснуть. А на дворе уже раннее утро. И так день за днем.

«Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.» (Пс.126:2 )

Есть еще одно назначение бессонницы, которое Бог приготовили для Своих возлюбленных и послушных детей, верующих во имя Его.

Иногда среди ночи Господь может разбудить человека и не давать ему сна. Это надо для того, чтобы дитя Божье начало молиться за определенную нужду какого-то человека или за нужды группы людей, возможно, находящихся на другом краю земли. В данном случае бессонница не является следствием суетного ума, а возможностью послужить своей молитвой другим, которые именно сейчас нуждаются в помощи. Это время без сна отведено для ходатайственной молитвы за других по воле Божьей. Исполняющие это — особо достойны в очах Божьих, так как Бог может им доверить то дело, которое задумал. Такие подвижники не страдают из-за прерванного сна, не глотают различные средства от бессонницы — они рады возможности и ночью послужить Богу. Утром они свежи и бодры: Бог полностью компенсирует их прерванный сон потоками живительной влаги с небес.

Дорогой друг, не ищи путей избавления от бессонницы извне, не пытайся найти какое-то чудодейственное средство от нее — ведь причиной такого состояния являешься ты сам. Не внешние обстоятельства, а твой беспокойный и суетный ум провоцирует возникновение этой проблемы.

«Когда ляжешь спать, — не будешь бояться; и когда уснешь, — сон твой приятен будет.» ( Прит.3:24).

Как это возможно? При выполнении простых рекомендации Божьих:

5 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
6 Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.
7 Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла:
8 это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.
(Прит.3:5-8)

«Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть.» (Еккл.5:11)

«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.» (Рим.13:8)

«Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему. » (1Пет.3:11)

Но, чтобы суметь выполнить эти рекомендации, тебе нужен Бог: Его направляющая рука, Его милость, Его сила, Его любовь. Без Него исполнение этих заповедей покажутся для тебя неподъемным грузом.

Желаешь ли жить, как жил, страдать бессонницей и травить себя химией? Или тебе давно надоела такая жизнь, и ты хочешь что-то изменить в ней, но не знаешь как? Тебе самому решать. Но хочу сказать одно: если в жизнь твою войдет Христос, то, как сказано в Писании: «реки воды живой потекут из чрева твоего «. И тогда Сам Всемогущий поведет тебя, и укрепит тебя, и усилит, и сделает тебя головой, а не хвостом. Он будет соблюдать твой сон и сделает его приятным. И будет вразумлять тебя сновидениями. И забудешь навсегда, что такое бессонные ночи, и всякие человеческие средства от бессонницы тебе уже не будут нужны, потому что Сам Господь будет охранять твой сон.

Желаешь ли этого? Если «да», то используй сейчас возможность лично познакомиться со своим Создателем, стать его дитем и обрести мир в сердце. Пройди в молитвенную комнату (вот ссылка) и произнеси молитву покаяния. Верь, Бог услышит тебя, потому что Он давно ждет этой встречи , чтобы излить на тебя Свою Отцовскую любовь.

И пусть вопрос «Как избавиться от бессонницы» никогда больше не встанет перед тобой. И помни, Бог очень любит тебя!

Обязательно посмотри видеоролик!

С любовью Божьей во Христе Иисусе, Вячеслав Ерогов

Если Вас затронула эта статья, поделитесь, ею со своими друзьями в социальных сетях, нажав кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте подписаться на обновления сайта, чтобы получать новые статьи на Email

источник

Вы страдаете бессонницей? Безутешное состояние! Как нам избавиться от него? Как нам справиться с ним?

Но только не торопитесь с «избавлением»! Ничто в жизни не бывает напрасным. И болезнь тоже. И бессонница тоже. Все целесообразно, все служит таинственному предназначению, из всего должно извлечь урок. Все несет нам свой дар. Было бы неумным уклоняться от этого дара, Почему не принять его? Нетерпеливый произвол — вот кто жаждет немедленно «уйти» от неприятного. Жизненная мудрость поступает наоборот: она хочет принять, и не-при-ятность тоже! А может быть, самый дорогой как раз дар неприятного… Все, что хочет высказаться, должно непременно высказаться. Вот объявляет о себе бессонница… Добро пожаловать! Только никакого страха перед ней… Иначе душа будет скована судорогой. Только не надо ее превозмогать… Иначе она будет упрямо утверждаться. Сон всегда приходит легко. Вот и мы пойдем навстречу бессоннице самой легкой поступью… И примем от нее ее дары и уроки.

У нашего произвола есть предел — это первый урок бессонницы. Никто из нас не является неограниченным властелином своей жизни. Напротив, нам приходится считаться с непреложными данностями нашего естества; мы должны приспособиться и покориться им, чтобы Божественное начало в нас вернулось к жизни, чтобы Оно в нас обрело творческое равновесие, чтобы Оно обрело покой. Если мы не сделаем этого, мы потеряем здоровье, равновесие, сон, до тех пор пока они снова не восстановятся «через себя самого». «Через себя самого» — так звучит глубокое, меткое слово Аристотеля… Ну, а теперь нам следует подождать, пока сон не наладится сам собой. Не волнуйтесь! Бессонница походит на скуку: она здесь, только чтобы отступить. Она останется лишь до тех пор, пока не окрепнет жажда сна.

Так что лучшее средство помощи сну заключается в том, чтобы не мешать бессоннице, предаться ей, испить ее как поднесенный кубок. Лучше всего забыть, что пора или даже давно пора спать; совсем не думать о своей бессоннице, о ее возможных последствиях и т.д., а чистосердечно и непосредственно отдаться содержаниям жизни, которые бесцеремонно вторгаются к нам и прогоняют сон. Пусть приходит, что хочет; пусть распутается весь клубок идей и аффектов. Остальной мир может спать. Я отдаюсь своей бессоннице и ее скрытым содержаниям, для которых у меня «нет времени» в течение дня. Я остаюсь наедине с собою…

Так бессонница приносит мне свой второй дар — способность вынести одиночество. Там, где все покинули меня; где все, уйдя в себя, забыли целый мир и меня; где я совсем один, предоставленный самому себе, лежу и уверен в том, что только я в состоянии себе помочь, — начинается необычная, отторгнутая напряженная жизнь. Эта жизнь зачастую слишком интенсивна, чтобы сделаться скучной; напротив, она часто так неожиданна и поразительна, что во мне просыпается настоящее любопытство; и зачастую так полна смысла, что я ощущаю себя в суровой школе одиночества, самостоятельности и самообладания. Ах, сколько людей на свете, которые только бессонными ночами впервые почувствовали и осознали свое душевное и духовное одиночество, только из этого, по-видимому, столь безутешного одиночества воззвали к Богу на небесах и нашли его! Потому что Он стоит ближе всех к страдающему бессонницей. Там, где жизнь кажется совершенно безутешною, сразу же появляется утешение. Там, где, казалось бы, гибнешь в своем одиночестве, легче всего находишь дорогу к Богу. А это ведь несомненно благороднейшее утешение и ценнейший дар…

А теперь — третий ценный дар бессонницы. В этом ночном бодрствовании учишься представлять себе и подслушивать скрытые смыслы собственных неосознанных и полуосознанных тайников. И не только огорчений и оскорблений бодрственного дня; но также и ошибок, грехов и ран потаенного Я — есмь. И не только их, но также и святые и исцеляющие лучи света совести. Ибо ничто так не располагает и так не предначертано для восприятия этих лучей света, как сумеречное состояние полумрака бессонницы. Там, где погас дневной свет и свет сознания, где накапливается и повышается способность воспринимать внутренние лучи и где мрачная картина повседневной жизни тоскует по новому, несказанному свету… Ах, есть так много людей, которые только в бессонные ночи пережили просветляющее благо мук совести и исцеляющее благословение раскаяния, одинокого, горького, примиряющего раскаяния! Это ли не драгоценный дар? Это ли не утешение, возникшее из безутешности? Правы ли трусливые люди, пытающиеся избежать этих даров и этого утешения и прибегающие из страха появиться утром «бледными»… к лекарствам?

Бессонница учит нас мужеству. Мужеству перед лицом природы, перед самим собой, перед своей совестью. Мужеству для пребывания в одиночестве и для воздания молитвы.

Это ее последний дар и ее лучшее утешение.

Иван Ильин. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. М., 2005.

источник

Бессонница – очень распространенное недомогание. Например, подсчитано, что 10% всех выписываемых рецептов на медикаменты – это снотворные средства.

Нарушения сна могут возникать вследствие невротических расстройств (как принято говорить, «на нервной почве»), психических и неврологических заболеваний (к примеру, депрессия зачастую сопровождается стойкими нарушениями сна), интоксикаций (алкогольных, наркотических), соматических заболеваний и др.

Всегда ли бессонница является проявлением болезни? Нет, не всегда. Часто она возникает из-за перемены привычного времени, места или условий для сна. В этой связи следует проанализировать ряд обстоятельств, связанных со здоровьем, режимом труда и отдыха и по возможности устранить причины, провоцирующие нарушения сна.

Особо укажу на то, что самая распространенная причина нарушений сна – нервное перенапряжение, постоянная нервозность, «взвинченность». Хорошо известно, что можно справляться с большим объемом работ, многое успевать и при этом сохранять внутренний мир. Нервное перенапряжение, о котором идет речь в данном случае, – это зачастую проблема личности, а не условий окружающей нас нелегкой действительности.

Различают расстройства засыпания, нарушения глубины и длительности сна, расстройства пробуждения и дневную сонливость. И понятно, что каждый из этих видов расстройств приносит с собой массу проблем.

Сон – это чуткий нравственный барометр. Он изменяется (ухудшается, улучшается) от нашего духовного состояния. Хороший, крепкий сон подает Господь.

Один пожилой человек, участвовавший в обустройстве возрожденного из руин монастыря, сказал мне: «Если бы вы знали, как мне в обители сладко спится! А дома сплю хуже». Это и понятно. Молитва все делает сладким. К примеру, я и сам удивлялся, как это парой картофелин и тарелочкой супа, съеденными в монастырской трапезной, бываешь сыт на весь день. Благодать Божия насыщает!

Знаю по опыту, что, когда по разным причинам пожертвуешь молитвами на сон грядущий, пожертвуешь и крепким сном. Плохо спится и после недобрых разговоров, терзающих душу грехов. «Солнце да не зайдет в гневе вашем», – поучает нас Священное Писание. Отходить ко сну нужно, со всеми примирившись (очно или заочно, молитвенно).

Во время врачебного приема тем пациентам, у которых открыто сердце к вере, я повторяю хорошо известные истины: нам необходимо молиться утром и вечером, крестить перед сном комнату и постель, пить освященную воду и кропить ею жилище, читать Евангелие, призывать на помощь святых и Ангела-хранителя, пригласить в дом священника и освятить жилище (если оно не освящено), прибегать с верой и покаянием к Таинствам Церкви. Словом, надо жить по-христиански.

Хорошо известно, что многие подвижники проводили и проводят целые ночи без сна и при этом всегда остаются бодрыми, радостными. Как же можно это объяснить? Это чудо. В этом случае человек получает благодатное укрепление душевных и телесных сил от Господа, живет и насыщается Благодатию Божией. Поистине такой человек насыщается Духом Святым. Конечно же, это удел далеко не всех, и этому не стоит подражать. Это дар Божий, а не следствие какой-нибудь тренировки. Не стоит самочинно браться за большие подвиги. Ничего, кроме гордости и ухудшения здоровья, это не принесет, в особенности новоначальному христианину. Подвижник не преследует цели заморить себя бдением, он горит любовью к Богу, его сердце пламенеет в молитве. Любые подвиги святые отцы растворяли смирением, послушанием, рассуждением.

Если не спится – позвольте себе не спать. Не загружайте себя мыслями о сне и его скорейшем наступлении. Зачастую человек больше страдает не от бессонницы, а от переживаний по этому поводу.

Индивидуальные потребности в отдыхе и сне различны у каждого конкретного человека. Важно прислушаться к себе, познать себя и решить для себя, сколько нужно времени для сна. Одному человеку необходим восьмичасовой ночной сон, другому – достаточно шести часов. Если, к примеру, поменять этих людей местами, то первый будет недомогать от недосыпания, а второй – измучается таким продолжительным сном.

Сегодня надо быть очень осторожным, просматривая те или иные телепередачи. Содержание телевизионных программ изобилует всяким непотребством, сценами насилия, ужасов и т. п. Какой уж тут здоровый сон? То же касается и музыки.

А многие молодые люди сейчас увлечены компьютерными технологиями и, в частности, плотно «сидят» в сети Интернет. А поскольку доступ в Интернет ночью дешевле, то и сон соответственно передвигается на день или вечер или им совсем пренебрегают. Ничего хорошего для здоровья из этого, естественно, не бывает.

Читайте также:  Эфирные масла для ванны от бессонницы

Поздний вечер – время спокойных дел и неторопливых разговоров. Погуляйте перед сном. Откажитесь от обильного ужина. Проветрите спальную комнату. Постель должна быть не слишком мягкой. Высота подушки должна быть такой, чтобы максимально способствовать естественности позы и расслаблению мышц. Есть наблюдения, что постель темных тонов способствует успокоению нервной системы.

На ночь можно выпить ? стакана теплой воды и съесть чайную ложку меда. Примите теплый душ или погрейте в ванной ноги. С древности известно о пользе бани для снятия напряжения и улучшения сна.

Нет сна – не мучайте себя. Успокойтесь, помолитесь, подышите свежим воздухом, выпейте глоточек святой воды. Если проблемы со сном не связаны с каким-то серьезным заболеванием, то завтра сон непременно будет крепче, глубже и продолжительнее.

Благотворно влияют на нервную систему изюм, курага, мед. Скажем несколько подробнее о медолечении. Его эффективность общеизвестна; оно дает очень хорошие результаты при неврастении, нервном перенапряжении, после выполнения длительных и психологически трудных работ.

Болгарский ученый Стоймир Младенов предлагает следующую схему медолечения: 100-120 г цветочного пчелиного меда в сутки в течение 2,5-3 недель. Утром и вечером следует принимать по 30 г меда, а после обеда – 40. Вечером мед надо разбавлять в стакане прохладной воды и пить его за полчаса до сна. Через 10-12 дней от начала лечения больные или лица с предболезненными расстройствами, как правило, хорошо спят, у них появляется бодрость, возрастает работоспособность.

Нелишне напомнить и о пользе закаливания организма. Немаловажную роль играет посильный физический труд, особенно это касается молодых людей. Ненатруженная плоть смущает душу раздражительностью, негожими помыслами.

Перед сном можно помазать виски лавандовым маслом или 3-5 капель лавандового масла накапать на кусочек сахара и пососать его перед сном. В изголовье кровати полезно прицепить льняной мешочек с высушенными корнями валерианы. Нелишней будет и врачебная консультация.

Можно ли самостоятельно принимать снотворные таблетки? Казалось бы, чего проще: принял таблетку и уснул. Но далеко не всегда все так просто и замечательно. Во-первых, к большинству снотворных препаратов развивается привыкание. Человек со временем уже не может без таблеток спать, и дозы приходиться повышать и повышать. Во-вторых, страдает самочувствие на следующий день, и особенно первую его половину ощущаются тяжесть в голове, снижение работоспособности, возникает чувство разбитости. В-третьих, нарушаются механизмы естественного сна, и, чтобы нормализовать их, требуется время. Поэтому снотворные препараты надо принимать только по рекомендации врача. Вот примерный перечень успокоительных средств, которыми можно пользоваться самостоятельно – они отпускаются без рецепта: экстракт валерианы (или настойка), персен, глицин, экстракт пустырника (или настойка), ново-пассит, деприм, валосердин, сборы успокоительные № 2, 3, корвалол, корвалдин, адонис-бром, валидол, валокардин, капли Зеленина. Способ применения и дозы обозначены во вкладышах к препарату или на упаковке.

Хорошо помогает нормализовать сон фитотерапия, то есть использование в лечебных целях лекарственных растений. Однако заметим, что она не устраняет причин возникновения невротических (если нарушения сна связаны с неврозом) состояний и является лишь хорошим симптоматическим (устраняющим симптомы) средством. Традиционно используются корень валерианы, мята перечная (листья), хмель (шишки), пустырник (трава), сушеница (трава), боярышник (цветы), ромашка аптечная, плоды тмина, зверобой и др.

Боярышник (плоды). 2 столовые ложки сухих мелко измельченных плодов заливают 1? стакана кипятка, настаивают до охлаждения, процеживают. Дозу выпивают в 3 приема за 30 минут до еды при бессоннице у людей с больным сердцем.

Бузина травянистая (корни). 1 столовую ложку измельченных корней заваривают 1 стаканом кипятка, кипятят 15 минут на слабом огне, настаивают 30 минут и процеживают. Принимают по 1 столовой ложке 3 раза в день.

Бузина травянистая (корни).1 столовую ложку измельченных корней заваривают 1 стаканом кипятка, кипятят 15 минут на слабом огне, настаивают 30 минут и процеживают. Принимают по 1 столовой ложке на ночь.

Валериана (корень). 1 столовую ложку измельченных корней настаивают 6-8 часов в 1 стакане холодной кипяченой воды и процеживают. Принимают по 1 столовой ложке (детям – по 1 чайной ложке) 3 раза в день.

Горичник (корни). 1 столовую ложку мелко нарезанных корней заливают 1 стаканом воды, доводят до кипения и кипятят 15 минут, процеживают. Принимают по 1 столовой ложке 3 раза в день до еды.

Горичник (трава). 1 столовую ложку травы заливают 2 стаканами кипятка, настаивают 8 часов и процеживают. Пьют по 1/4 стакана 3-4 раза в день.

Дягиль (корень). 1 чайную ложку измельченного корня настаивают на 1 стакане кипятка до охлаждения и процеживают. Пьют по 1/2 стакана 3-4 раза в день.

Зюзник европейский (трава). 1 столовую ложку травы заливают 1 стаканом кипятка, настаивают до охлаждения и процеживают. Пьют по 1/4 стакана 3-4 раза в день за 20 минут до еды.

Кипрей (листья). 2 столовые ложки травы настаивают в термосе 6 часов на 2 стаканах кипятка и процеживают. Пьют равными дозами 3-4 раза в день.

Мята (листья) – 30 г, пустырник (трава) — 30 г, валериана (корень) — 20 г, хмель (шишки) – 20 г. Смесь в количестве 10 г заливают 1 стаканом кипятка, нагревают 15 минут на водяной бане, охлаждают 45 минут, процеживают, отжимают остаток и доводят объем до 200 мл. Пьют по 1/2 стакана 3 раза в день.

Первоцвет (цветы). Готовят отвар из 20 г цветов в 1 литре воды или целого растения (40-60 г) в 1 литре воды. Применяют при детской бессоннице.

Пустырник (трава) – 30 г, мята (листья) – 30 г, валериана (корень) – 20 г, хмель (шишки) – 20 г. 1-2 столовые ложки смеси заливают 1 стаканом кипятка, кипятят на водяной бане 15 минут, охлаждают 45 минут, процеживают, отжимают и доводят объем до 200 мл. Пьют по 1/2 стакана 3 раза в день.

Репа (корнеплод). 2 столовые ложки измельченного корнеплода заливают 1 стаканом воды, кипятят 15 минут и процеживают. Пьют по 1/4 стакана 3 раза в день или 1 стакан на ночь.

Салат (листья). 1 столовую ложку измельченных свежих листьев заливают 1 стаканом кипятка, настаивают 1-2 часа и процеживают. Пьют по 1/2 стакана 2 раза в день или 1 стакан на ночь.

Сельдерей (корень). 3-4 г корня заливают 1 литром холодной кипяченой воды, настаивают 8 часов и процеживают. Принимают по 1 чайной ложке 3 раза в день.

Сушеница (трава). При бессоннице пьют чай из травы.

Тмин (плоды) – 50 г, валериана (корень) – 20 г, ромашка (цветы) – 30 г. 2 столовые ложки смеси заливают 1 стаканом кипятка, нагревают на водяной бане 15 минут, охлаждают 45 минут, процеживают, отжимают остаток и доводят объем до 200 мл. Настой пьют по 1/2 стакана 2 раза в день.

Хмель (шишки). 2 чайные ложки шишек настаивают 4 часа на 1 стакане кипятка и процеживают. Пьют по 1 стакану перед сном.

Вопрос: Нашему ребенку 4 года. Он плохо спит ночью, ворочается, скрежещет во сне зубами, просыпается и переходит со своей кроватки к нам. Что нам делать?

Причин, по которым ребенок плохо спит, может отыскаться немало. Нужно обратить внимание на следующие обстоятельства: здоров ли ваш ребенок, достаточно ли он бывает на свежем воздухе, не перевозбуждается ли во время игр, не испытывает ли страха темноты, удобна ли ему постель и т. д. Если он посещает детский сад, то важно выяснить, как у него сложились отношения со сверстниками, с воспитательницей. Все эти обстоятельства очень важны.

Бывает и так, что ребенок крепко выспится днем и соответственно хуже спит ночью. Средняя продолжительность сна малыша 3-4 лет – 10-11 часов. Многие дети в этом возрасте обходятся без дневного сна. Если ребенок поспал днем, то интервал между дневным и ночным сном должен быть не менее 3-3,5 часа.

Говоря о рекомендациях, в первую очередь укажу на необходимость придерживаться режима дня. Укладывать ребенка на ночь следует в определенные часы.

Некоторое время нужно побыть рядом с ним, перекрестить и благословить его на сон грядущий. Говорите негромко, ласково, спокойно. Спойте младенцу колыбельную или расскажите что-нибудь интересное и полезное. Он может не захотеть расстаться с вами, испытывая подсознательный страх потерять родителей, остаться в одиночестве. Обнимите его, поцелуйте, сделайте ему уютное «гнездышко», позвольте ему взять с собой в кроватку любимую игрушку. Если в течение дня были какие-то недомолвки, если вы наказывали ребенка, то надо объяснить, за что он был наказан, все простить. Словом, к вечеру ситуация должна быть разрешена.

Православные родители обучают своих детей молитве, крестному знамению, и малыш не ляжет спать, пока не перекрестится. Он знает, что он защищен, что он не один: с ним Господь, Пресвятая Богородица, Ангел-хранитель; сонм святых молится за него, за маму, папу и за всех православных христиан.

Ребенок посещает богослужения, причащается Святых Христовых Таин. Его родители – венчанные супруги; его дом освящен во имя Пресвятой Троицы; в его комнате – иконы, распятие, лампадочка. С младенцем Божие и родительское благословения, на груди у него нательный крестик, с которым он не расстается никогда. Вот внутренний и внешний мир ребенка из православной семьи.

Вы спрашиваете, что делать, если ребенок приходит к родителям ночью. Прежде всего надо быть спокойным. Можно предложить ему горшок, а дальше решите: или он остается с вами до утра, или вы переносите его на свое место. И в дальнейшем поступайте каким-нибудь единственным образом.

Что касается скрежета зубами, то он происходит из-за непроизвольного сокращения мышц челюстей и указывает на недостаточную глубину сна, возбудимость ребенка. В целях успокоения нервной системы применяются травы, обладающие седативным действием. Можно рекомендовать прием глицина по 1-2 таблетки в день под язык, ложечку меда на ночь, теплый душ перед сном.

В храмах имеются в продаже аудиокассеты с замечательными записями житий святых в переложении для маленьких детей. Если дома есть магнитофон, то хорошо включать ребеночку на 20-30 минут кассету с этими душеполезными записями. Ну а если сон не улучшится, то приходите на прием ко мне или другому специалисту.

Около трети своей жизни человек пребывает во сне. Младенец спит гораздо больше половины жизни.

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) пишет: «Сон – образ смерти, пробуждение – воскресения». «Уснул, успокоился», – говорят об умершем. И молятся люди о своей непостыдной, мирной кончине, уходе из земной жизни в полной умиротворенности, молитвенной богопреданности.

Наука пытается расшифровать природу сна, но она далека от объяснения этого феномена. Естественная наука может сказать лишь о некоторых, происходящих во время сна физиологических изменениях или химических процессах в теле, психиатрия и психотерапия стараются проникнуть в психические законы сновидений… Но все тут остается шатким, неясным.

Опыт духоведения религиозный опыт – различает три рода сновидений, вернее, три подоплеки сновидческих. Первый род сновидений, наиболее распространенный, – суетные, пустые, как бы никчемные сны, ничего не значащие ни нравственно, ни умозрительно. Они являются, по-видимому, отражением в мозгу человека его повседневных тревог и забот. Но бывают сны и определенно духовно окрашенные либо некоей беспокойной, нехорошей духовной силой, либо умиротворяющей душу. Есть устрашающие сны, лишающие душу мира, отягощающие нас или нехорошо возбуждающие. И есть сны утешающие, нечто предвозвещающие – «с неба», от Бога, от светлых сил. Исторически засвидетельствованы пророческие сны. О них неоднократно говорит Библия; эти сны чудесно предупреждают человека, вдохновляют, просвещают, поучают и утешают. Реальность их совершенно бесспорна.

Пророк Иоиль сказал за несколько столетий до Рождества Христова о таких пророческих снах: «…и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (гл. 2, стих 28).

Примеры пророческих светлых снов мы видим и в первой главе Евангелия от Матфея. Иосиф, «будучи праведен и не желая огласить обрученной ему Марии, хотел тайно отпустить Ее». И вот, как только он «помыслил это» (небу открыты наши мысли), «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их…» Далее Евангелие говорит, что чрез сон было возвещено Иосифу, как и мудрецам Востока, что они должны были сделать. И они послушались этих ярких откровений во сне. В Книге Деяний Апостолов, в 10-й главе, мы читаем об очень важном для понимания христианства символическом полусне, полувидении апостола Петра. Когда посланные от римского сотника Корнилия шли к апостолу Петру в Иоппию и уже приблизились к тому городу, где был апостол, сам апостол Петр «около шестого часа», взойдя на верх дома помолиться, «видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные…». Из этого (и из дальнейшего) апостол Петр ясно понял, что язычники-римляне, его искавшие, были посланы к нему от Бога, и он принял их без сомнения. После разговора с посланными от Корнилия апостол Петр сказал знаменательные слова: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Здесь открылась чрезвычайно важная для спасения всего человечества воля Божия об апостолах, о том, что им надо идти с проповедью ко всем народам мира».

В своей автобиографии известный ученый-хирург, а ныне прославленный в лике святых угодников Божиих святитель Лука (Войно-Ясенецкий) рассказывает, как после призвания своего на служение Церкви и посвящения во епископы он был приведен в город Енисейск и служил там. Вот как он сам об этом сообщает: «Все священники этого города, сверкавшего множеством церквей, и все священники областного центра Красноярска уже были живоцерковниками и обновленцами. Богослужения я должен был поэтому совершать с тремя сопровождавшими меня священниками в своей квартире. И вот однажды, когда я вошел в зал, чтобы начать Литургию, я увидел стоявшего у входной двери пожилого монаха. Глядя на меня, он точно остолбенел и даже не поклонился мне. Вот почему это с ним случилось: православные люди города Красноярска, не хотевшие молиться со своими неверными священниками, избрали этого монаха и послали в город Минусинск, к югу от Красноярска, к жившему там православному епископу для рукоположения в иеромонахи. Но какая-то неведомая сила привлекла его не на юг, но на север, в Енисейск, где жил я. Он рассказал, почему так остолбенел, увидев меня: десять лет тому назад, когда я еще жил в Средней России, он видел сон: ему снилось, что неведомый ему архиерей рукоположил его в сан иеромонаха. Увидев меня, он узнал этого архиерея. Итак, уж десять лет тому назад, когда я был только хирургом Переславль-Залесской больницы, я уже числился архиереем у Бога».

Однако полагать человеку, что он достоин Божественных откровений во сне или наяву, греховно и дерзко. Будет правильным не поверить сну, не размышлять о его содержании. Если Богу угодно вразумить человека, то Он устроит это.

Сны от Бога видят чаще всего святые люди, очистившие свою душу слезами покаяния. Содержание их всегда душеспасительно и связано с важными событиями. Но и святые, которым посылаются сны от Бога, не принимают их тотчас, считая себя недостойными.

И сколько погублено диаволом легковерных, считавших, что сны их от Бога. В Священном Писании Сам Господь говорит нам о необходимости осторожности, если не хотим быть обманутыми снами, виновник которых сатана. «Пустые и ложные надежды – у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых» (Сир. 34, 1). И дальше: «Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям» (34, 2). «Не прилагай к ним сердца твоего. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (34, 7). Так Священное Писание предостерегает от обращения сердца и внимания к снам. Ведь сны уже обманули многих и послужили причиной падения тех, кто доверял им.

Святой Григорий Двоеслов писал: «С нас будет довольно и той добродетели, если не будем обращать никакого внимания на игру воображения. Сны чаще всего не что иное, как химеры обманчивого ума или бесовские проделки. Воистину, – говорит святой, – великая добродетель – не верить ничему из своих снов. Ведь сны в большинстве случаев происходят от образов и обрывков мыслей, которые кружатся в нашей голове, или от диавола, который издевается над нами и соблазняет нас».

А вот рассказ о страшном падении подвижника и старца Ирона. С помощью снов диавол обольстил его и с высоты добродетели поверг в пучину погибели. Провел Ирон пятьдесят лет в пустыне в высоких подвигах и воздержании. Один подвизался он в пустыне. И был известен многим своей высокой жизнью. Но однажды сатана явился ему во сне в образе Христа и дал заповедь удаляться от других якобы с целью сугубого поста и подвига. Даже на Пасху не приходил он в церковь. И все это для того, чтобы не есть с другими отцами ничего, что подавалось на обед, и не нарушить строгий пост, который решился по совету диавола соблюдать.

Долгое время держал его сатана в обольщении. И однажды во сне явился ему в виде ангела. Несчастный Ирон поклонился ему, как ангелу. Приказал же ему сатана немедленно прыгнуть в колодец, чтобы убедиться самому, что из-за великой его добродетели, святости и подвигов ради Бога ничего плохого с ним не случится. И Ирон, имея твердую уверенность, что его сны истинны, прыгнул в колодец.

Случилось, что сразу заметили это другие монахи и с большим трудом вытащили его из колодца. Только два дня прожил этот подвижник, а на третий умер. Вот как доверие к снам может погубить и такую жизнь.

Есть такое правило у иноков Святой Горы: не принимать и не отвергать. Это мудрое правило спасает от гордости и превозношения, если такие явления человек будет приписывать своим достоинствам, а также спасает от хулы, если имело место проявление Благодати Божией.

Но еще раз повторю: лучше и безопаснее не доверять сновидениям. В случае каких-либо душевных затруднений на сей счет следует обратиться за разъяснением к духовнику.

В своей врачебной практике мне часто приходится встречаться с тем, как совесть обличает человека во сне. Например, почти все женщины, которые убивали своих детей во чреве, совершая аборт, видят кошмарные сновидения. Они видят ужасные картины: муки своих неродившихся детей, их вопли. Что же, это вполне закономерно.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *