«Бессонница» Федор Тютчев
Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!
О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения «Бессонница» (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей. Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался вопросом – а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки – карьеру, творчество, семью и быт. Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время от времени дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные «Бессоннице».
Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их «пророчески-прощалный глас» напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда «часов однообразный бой» нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет каждого из нас впереди.
Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно. Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро «новое, младое племя» придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью. «А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!», — отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют. Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их «металла голос погребальный порой оплакивает нас», что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз. Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту. Под конец жизни он получит бесценны дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти. Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства.
источник
Ф. И. Тютчев считал, что ночь обнажает все человеческие чувства и пробуждает страхи, спящие у нас в душе. Одним из таких страхов является страх перед неминуемой смертью. Поэт осознавал, что время течет неумолимо, и человеческая жизнь быстро обрывается.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Бессонница», увидевшее свет в 1829 году, представляет собой размышление о скоротечности жизни. На момент написания произведения автор получил высокую должность, вступил в брак и воспитывал троих детей. Поэт был счастлив, однако порой его все равно терзало чувство тревоги и беспокойства. Ему казалось, что все важные события уже в прошлом, и его жизнь уже не будет так полна новыми свершениями и испытаниями.
Центральным образом произведения являются настенные часы, бой которых отмеривает основные периоды человеческой жизни. Этот «пророчески-прощальный глас» напоминает о скоротечности времени, вынуждая задуматься об упущенных возможностях и ошибках, совершенных на жизненном пути. Также автор говорит читателю о необходимости успеть осуществить все запланированное и ничего не откладывать, поскольку потом будет слишком поздно.
Лирический герой ощущает безысходность положения и сожалеет, что его поколение вскоре будет позабыто, а на смену ему придет «младое племя». Однако, если в творчестве других поэтов «младое племя» является продолжением жизни, то для Ф. И. Тютчева — это просто очередное поколение, обреченное на исчезновение.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Автор использует характерную для него перекрестную рифмовку. В первом катрене благодаря аллитерации создается звуковой образ, иллюстрирующий бой часов. Композиция произведения циклична, поскольку и в начале, и в завершении стихотворения делается акцент на метафоричный образ времени.
В данном стихотворении автор рассказывает о неких божествах, которые управляют жизнями людей. В первой строфе идёт повествование о таких близнецах, как Смерть и Сон. Они очень близкие между собой, но в тот же момент враждующие. Ведь Сон дарит энергию для продолжения жизни, или случаются такие моменты, когда смерть используя сон, забирает к себе жизни людей. Но все же, Тютчев, назвал их близнецами, значит, что-то есть между ними настолько общее, что объединяет их. Это их тёмная энергия. Смерть — олицетворение конца, конца развития, конца радости, конца горя, конца жизни. А Сон — это всё-таки одна из разновидностей коротких смертей. Ведь пока человек спит, он не развивается, не радуется, не горюет, не живёт. То есть можно сказать, что он умер, но только на время, с рассветом он снова оживет.
В следующей строфе, автор знакомит читателя с двумя другими божествами: Любовью и Самоубийством. О том, как близко они ходят друг от друга по человеческим жизням. О том, что любовь — это не только радость, но и тяжёлое и горькое горе. Но без этого, любовь не была б так дорога в нашей жизни. Мы не боялись бы потерять её, поэтому не ценили б.
Поэтому Любовь и Самоубийство, имеют «кровный союз», и своими чарами они окружают людей лишь несколько раз в жизни, и на очень короткое время. И как велика их власть, что только не совершали люди во имя любви. Сколько подвигов было совершено, но и сколько крови было пролито. И их порядок — неизменный. Всегда первой идёт Любовь, а после Самоубийство. Но и как в первом сравнении, Сна и Смерти, смерть не всегда выигрывает сражение со сном. Так и здесь, Любовь чаще всего побеждает смерть, в обличии Самоубийства. Но все же, случаются исключения из правил, и тогда Смерть торжествует.
Стихотворение » Близнецы» Федора Тютчева показывает сражение жизни и смерти, в разных вариациях.
10 класс, Средство выразительности, кратко по плану
Достаточно интересным и правдоподобным является стихотворение Пушкина «Когда за городом». Именно оно своей идеей раскрывает положение дел в стране на тот момент. Прочитав произведение, стоит задуматься, что такое жизнь, и как будет
В своих стихотворениях Лермонтов часто обращается к теме одиночества. Он словно ощущает себя лишним в обществе. В своих произведениях писатель закладывает личный опыт и переживания, переполняющие его душу. В 1830 году Лермонтов написал
Судьба великого русского лирика Афанасия Фета сложилась непросто. Но это не помешало ему открыть для себя и для других превосходный литературный мир. В своей поэзии писатель старался опираться на что-то новое, он искал путь от чувств человека,
У Некрасова была одна женщина в жизни, которую он любил больше всех других своих избранниц. Его муза. Его дама сердца. Это была Авдотья Панаева, жена писателя Ивана Панаева. В их доме часто собирались литераторы. Проводились дискуссии,
После революции многие творческие люди не смогли её принять и поэтому покидали Россию. Среди них был и Северянин. Правда, он уехал недалеко, в тогда ещё не советскую Эстонию. Его никто не преследовал. Он сам выбрал это решение,
источник
Вторник, 31 января 2017 г. |
Рубрика: Книги и Литература |
Метки: Бессонница, Тютчев, стихотворение |
Автор статьи: lololo2 |
Фёдор Иванович Тютчев – это известный на весь мир поэт, который являлся публицистом, член-корреспондентом в академии наук в Петербурге, а также дипломатом, знающим толк в политических делах. Родился литературный деятель в Орловской губернии в поселке под названием Овстуг. Семья автора принадлежала к старинному дворянскому роду. Изначальное образование получал в домашних условиях. Руководил курсом подготовки известный на то время поэт и переводчик по фамилии Раич. Именно он обучил Федора латыни и навевал познания в поэзии Древнего Рима. В 13 лет Тютчев без особенного труда мог перевести Горация. Первое стихотворение, переведенное автором, было опубликовано в 1819 году. По достижению 14-летнего возраста Ф.И. Тютчев посещает Московский университет, а позже поступает в него без особенных проблем. Здесь же поэт становится членом общества любителей русского языка и особенностей его словесности. На обучение Фёдору потребовалось 3 года. После получения диплома Тютчеву сразу же предлагают работу в государственной коллегии по иностранным делам. Устроится на такую работу помогает один из родственников. Фёдору предлагают уехать в Баварию, а именно Мюнхен, работать в качестве члена российской дипломатической миссии. Проживание за границей познакомило Фёдора со многими людьми, которые увлекались основами философии. С самого раннего возраста автор публиковал свои стихотворения в различных изданиях. Это было весьма редко и не воспринималось всерьез мировыми критиками. В корне ситуацию изменил А. С. Пушкин. В 1836 году в руки литературного деятеля попала тетрадь с записями Тютчева. Пушкину настолько сильно понравились произведения, что он решил опубликовать и в своем журнале, именуемом «Современником». Это были первые шаги к известности. Пребывание за границей – это отдельный этап жизни Тютчева. С ним связано очень много событий, волнующих автора и изменивших его жизнь. Именно здесь он женился. Именно здесь у него завязывается роман с Эренстиной, который стал грандиозным скандалом. Последние события привели к крушению его карьеры и заставили вернуться на родину. Федор Иванович Тютчев – это великий поэт, который считается достоянием всей российской культуры. За время своего существования им было создано огромное количество произведений. Наиболее ярким из шедевров считается стих, получивший название «Бессонница». Ф.И. Тютчев считал, что жизненный путь простого человека весьма скоротечен и достаточно утомителен для его самого. Такие мысли стали приходить к автору еще в далекой молодости, когда он был совсем юнцом. Даже при достижении взрослого возраста такие ощущения не покидали поэта. Казалось бы, не стоит забивать такими мыслями свою голову, ведь к моменту написания произведения «Бессонница», а это была в 1829 году, Тютчев уже достиг многого. В 26-летнем возрасте Федор создал блестящую карьеру, имеющую дипломатическое направление, он зарекомендовал свою личность в разных литературных кругах с положительной стороны. Следует отметить, что печатали его в то время только под различными псевдонимами. К 26 годам Ф. И. Тютчев уже был женат и воспитывал 3-их дочерей. В ночное время, когда повседневная жизнедеятельность отходила на второй план, у поэта возникало огромное количество непонятных для него вопросов, к примеру, «Для чего существует человек и куда он стремится?» Несмотря на то что у молодого дипломата всё складывалось хорошо, он стремился к большему, задавался философскими вопросами и искал на них ответы. У Федора время от времени возникало своеобразное ощущение, что в его жизни ему чего-то не хватает, нет какого-то стержня, по-особенному прочной основы, которая смогла бы соединить в единое целое все его жизненные достижения и особенности – карьеру, литературное творчество, семейное благополучие, а также бытовые проблемы. Потребовались многие года, чтобы осознать, получить ответы на интересовавшие его вопросы. Только к старости Федор Иванович воспримет веру в Бога и осознает, что только вера является надежным фундаментом, который позволяет строить определенное направление в своем жизненном пути. Несомненно, имея хорошую карьеру, сформировав основы своего жизненного пути, Тютчев счастлив по-своему, но время от времени его навевает чувство определенной тоски и беспокойства о своей сущности. Именно в такие промежутки его душа переполняется отчаянием и навевает написание замысловатых стихов. Ярким примером является произведение «Бессонница». Главный образ сюжета, используемый в произведении – это настенные часы. Именно на них акцентируется внимание в строках стиха. Данное устройство как бы отмеряет жизненный путь человека и загоняет его в определенные рамки. Бой механизма имитирует пророчество. По-особенному слышен прощальный глас и напоминает человеку о том, что годы никогда не вернутся обратно. Именно бой напоминает, что скоро наступит то время, когда самому себе придется сделать отчет о прожитой жизни. Именно в такие моменты человек сожалеет об упущенных ранее возможностях, о созданных на протяжении жизни ошибках. Человек жалеет, что когда-то обидел кого-то, а также волнуется о моментах разочарования, встречающихся на жизненном пути. Такую участь никто не сможет избежать, все люди рано или поздно придут к таким действиям. Автор произведения отмечает, что такие мысли могут возникнуть только в ночное время, только в полночь, когда однообразный бой напольных часов нарушает ночную тишину, заставляя своими действиями задуматься о том, что было позади и что ждет его в дальнейшем. У Федора Ивановича Тютчева не возникает особенных иллюзий по поводу его собственной жизни, она у него течет размеренно и по-особенному праздно. Автору кажется, что все, что должно было произойти, уже давно произошло и свершилось. Поэт считает, что судьба навряд ли принесет ему какие-то новые впечатления, новые открытия, он не сможет в дальнейшем постигнуть ни радость, ни печаль. Федора Ивановича Тютчева огорчает тот факт, что пришедшее новое, совсем юное поколение, будет переполнено самоуверенностью и дерзостью. Поэт не столько угнетён, сколько расстроен. Практически каждая личность интересуется только своим жизненным путем, собственной жизнью, и не способна заметить наиболее важные моменты, которые происходят вокруг. Лишь часовой механизм, разрывающий своим боем тишину, способен напоминать о начале каждого очередного дня, как бы отбирая у старого человека еще одну частицу его жизни. Голос боя своеобразно оплакивает людей, заставляя Тютчева переосмыслить уже присутствующие особенные цели, а также стремления. Автор старается сделать все, что было запланировано в его жизни. Во время таких раздумий Федор Иванович не понимает и даже не догадывается, что его счастливые деньки в определенный момент будут нарушены разочарованием, а жизнь разрушится беспощадно. Очень скоро дипломат потеряет свою любимую жену и впадет в отчаяние. Забыть о трагических последствиях помогут только новые брачные отношения. Это не все негативные факторы судьбы, с которыми в дальнейшем сталкивается поэт. С течением времени автор осознает, что же на самом деле такое – бесценный дар любви. Федор поймет, что по-настоящему любить можно практически в любом возрасте. Тютчев понимает, что нужно боготворить тех людей, которые приносят в душу как печаль, так и радость. Только позже Тютчеву станет понятно, что определенные жизненные цели, а также достижения являются эфемерными, как и индивидуальные мечты, создаваемые в мыслях человека. Автор отмечает, что никому не будет дела до того, какой капитал сохранился у человека после его кончины. Гораздо важнее тот факт, что после себя человек оставил для потомков. источник Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Бессонница» и Ф.И. Тютчева «Бессонница» (Сравнительный анализ)В истории русской духовной культуры не такая уж редкость, когда философ и поэт соединяются в одном лице. Творчество таких поэтов характеризует гармония между чувством и мыслью, вдохновением и осознанием, поэтому самое незначительное впечатление сейчас же переходит в размышление, дает им умственное отвлеченное отражение, порождая своеобразное эмоциональное состояние – «импрессионизм мысли», говоря словами Владимира Соловьева. Именно это высказывание правомерно в отношении предложенных для анализа стихотворений – Ф. И. Тютчева и А.С. Пушкина. Стихотворение Тютчева было написано в 1829 году, однако опубликовано в 1830 (в этом же году опубликовал свой текст и Пушкин), поэтому о каких бы то ни было заимствованиях поэтических клише говорить не приходится. Общая черта обозначена уже в названиях стихотворений. «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» и «Бессонница» — слово «бессонница» предваряет состояние лирических героев: оба не спят и погружены в размышления. Общей является и тема — философская. Но здесь же появляется первое различие: разные аспекты! Если у Пушкина философичность сопряжена с поиском лирическим героем смысла собственной жизни, то у Тютчева это, прежде всего, осознание героем тленности человеческой жизни вообще. Эти разные поэтические задачи обуславливают и разницу в выборе поэтических средств. Стихотворения принципиально отличаются по виду: пушкинский текст написан монолитом, так подчеркивается состояние духовного «раздрая» героя. А вот текст Тютчева представляет собой шесть катренов, опоясанных кольцевой рифмовкой (она ломает присущую всему тексту динамику перекрестной, заставляя словно остановить свое внимание и … задуматься). Рифмовка, выбранная Пушкиным, бесспорно, сложнее тютчевской (здесь присутствует сочетание и наложение кольцевой и смежной – своего рода сигнал присутствия доминирующей рифмы). Это, на мой взгляд, еще раз свидетельствует о нарушении так привычной пушкинскому стиху гармонии. И если общим является то, что каждый из текстов подчиняется внутреннему трехчастному делению, (у Пушкина: тезис — бессонница (1-4 строки), развитие тезиса – причины (5-11- строки) и антитезис – о решимости обрести гармонию(12,13) ; у Тютчева: тезис: бой часов наводит лирического героя на размышления о бренности человеческого существования (1, 2 строфы), развитие тезиса — раздумья о жизни и смерти, о смене поколений (4 строфы), и третья – финал – снова звук погребального колокола), то существенно различаются их финальные части: у Пушкина это попытка освободиться, вырваться из круга мучающих вопросов, а композиционное к о л ь ц о тютчевского текста возвращается все на круги своя, но уже с большей горечью («бой часов» сменяется… «погребальным голосом металла») Расхождение «читается» и в ритме: хотя оба текста подчинены ритму двусложника, настроение они создают разное. Четырехстопный хорей у Пушкина сигнализирует о внутреннем смятении лирического героя (Вспомним «Дар напрасный, дар случайный…», «Зимнюю дорогу», «Предчувствие»…); в то время как четырехстопный, но уже ямб Тютчева – о глубине непреходящего уныния. Как видно, эти стихотворения близки не только хронологически, но и по смыслу. Об этом красноречиво свидетельствует уже первая строчка каждого из текстов, где присутствует образ часов. Всюду мрак и сон докучный. Ход часов лишь однозвучный Однако как эти похожие внешне образы принципиально различаются!. У Тютчева «бой часов», как неумолимое свидетельство быстротечной жизни, а у Пушкина – «ход часов» обнажает напряженное состояние героя (мерное тиканье часов должно звучать убаюкивающее, но только мешает заснуть ему). Разница значений образов часов указывает на разницу «местоположения» двух героев: тютчевский словно парит над миром, а герой Пушкина хоть и находится в замкнутом пространстве «спящей комнаты», но вторгается в бездонность своего внутреннего мира. Решительно отличаются и строки текстов, организующие начало второй части». У Пушкина это ряд вопросов к Жизни, собственной Судьбе, к Божественным силам, проявляющимся в воле природы: Это пренебрежение в прямом смысле ко всему: назвав голос парки «бабьим лепетаньем» лирический герой проявляет ироничное отношение к обожествляемому существу (Парка – это все-таки богиня!), а именуя мерный ход жизни «мышьей беготней», и вовсе насмехается над человеческим существованием в целом и своей жизнью в частности. От отчаянья. А вот вторая часть Тютчева – это нечто иное. Если у Пушкина жанр можно определить как диалог с собственной Совестью, то у Тютчева – это скорее грустная сентенция о сущности миропорядка. Герой его знает, что произойдет с ним: в 3-5 катренах он словно рисует картину своего недалекого и совсем безрадостного будущего. Нам мнится: мир осиротелый И мы, в борьбе, природой целой Здесь открывается главная тема тютчевской поэзии: неприятие невозможности продлить свое существование в этом мире ни на секунду больше, чем отведено «неотразимым Роком». Мысль о бренности человеческой жизни вообще заставляет Тютчева ввести местоимения «нам», «мы», «наша» вместо «я» и «моя». Быстротечность, почти неуловимость жизни представлена в сравнении самой ее с призраком. Она «с веком и друзьями бледнеет в сумрачной дали. », дословно, все краски жизни выцвели и ушли в небытие, а друзья – олицетворение единственной радости жизни – вот-вот канут в Лету. Вместе с тем лирический герой осознает не только неумолимость времени, но и быстроту смены поколений: здесь чуть ли не впервые во всем тексте появляется положительная, «светлая» коннотация: Меж тем на солнце расцвело, …Однако она стремительно сменяется семой смерти и одиночества. А нас, друзья, и наше время Как тут не вспомнить строки другого пушкинского текста – «Брожу ли я», где та же мысль, те же образы: Младенца ль милого ласкаю, Мне время тлеть, тебе цвести. И если пушкинский герой принимает закономерность такого исхода, всецело доверяясь новому поколению, то герой Тютчева никак не может принять грядущую смерть, не может смириться с забвением, невозможностью существовать вечно во Вселенной. Получается, что мотив времени для героев имеет разное значение: для Пушкина ценность времени определяется насыщенностью и глубиной прожитых мгновений жизни. (а не бездарно «утраченных дней»), а у Тютчева сущность времени иная – это напоминание о быстротечности жизни, смертности человека. ( «Глухие времени стенанья, //Пророчески-прощальный глас»). Время у Тютчева существует как некая самостоятельная метафизическая сущность, сродни Вечности. Но они разделены с человеком, и единственное, на что он может рассчитывать, – на сочувствие: Металла голос погребальный так драматично заканчивается «Бессонница» Тютчева. А «Стихи…» Пушкина имеют другой финал с точки зрения смысла и настроения: Мужская клаузула , смежная рифмовка, неточная рифма, единственный раз встречающаяся в тексте хочу, ищу. ( в противовес исчезающей к концу текста огня; близ меня. беготня меня? дня?), – Все это обнажает энергичное стремление автора преодолеть свое духовное смятение, обрести равновесие и свойственный ему оптимизм. Оба этих текста, кроме принципиальной смысловую разницы, имеют еще одно отличие. Тютчевская «Бессонница» отражает в себе свойственную ее автору концепцию мира и человека, вспомним «День и ночь», «Святая ночь на небосклон взошла…», Как дымный столп светлеет в вышине!, где человек воспринимает как «сирота бездомный», стоящий перед пропастью, а жизнь его сравнивается не с «дымом», а с «тенью от дыма». Стихотворение Пушкина, как кажется, противоречит его привычному оптимистическому взгляду на мир. Ведь перед нами предстает иной Пушкин, автор не «Зимнего утра» и «Элегии», а хореических философских лирических текстов, самым ярким из которых является его знаменитое «Дар напрасный, дар случайный…». Но все же это будет не совсем так: в финале текста пушкинское жизнелюбие все же берет верх. источник В критической статье «О стихотворениях Ф. Тютчева» А.А. Фет превосходно выразил свое читательское впечатление от лирики Ф.И. Тютчева: «Два года тому назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в темном переходе Колизея и смотрел в одно из оконных отверстий на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали в глубине еще тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю стихотворения Ф. Тютчева» (Пигарев К. Жизнь и творчество Тютчева. – М., 1962; с. 266). Анализ «ночной поэзии» Ф.И. Тютчева «Ночную» лирику Ф.И. Тютчева можно условно разделить на две группы: 1) стихотворения, в которых нашло отражение «космическое сознание»; 2) стихотворения, которые отражают внутренний мир человека. На мир таинственный духов, Он говорит о животворном воздействии дня на человека, о благотворном влиянии на его душу: День, земнородных оживленье, Наступление ночи – внезапное, резкое, без постепенного перехода – создает яркий контраст дню-покрову: Но меркнет день – настала ночь; Ночь именно срывает «ткань благодатную покрова», отбрасывает исцеляющий душу день и открывает пугающую человека бездну: И бездна нам обнажена Таким образом, день – оживление всего земного, ночь – обнажение бездны, приближение к этой бездне и отсюда – страх перед ночью. Небесный свод, горящий славой звездной, В этом стихотворении – «Как океан объемлет шар земной…» – бездна предстает перед нами уже не пугающей, а таинственной и прекрасной, «пылающей» бездной. В нескольких словах Тютчев выразил все великолепие ночного неба, усыпанного звездами. Что же пугает человека в этой удивительно красивой ночной бездне? Ее таинственная бездонная глубина, за которой скрывается нечто, не постигаемое разумом, и оттого вызывающее ужас. Эти чувства – восторга и ужаса – Тютчев выразил при помощи претворения образа звездного неба в грозный образ бездонной огненной пучины. О, страшных песен сих не пой В этом стихотворении отчетливо проявляется свойственное поэзии Тютчева противоречие. Чувство раскрывается в его борении: с одной стороны – пугающая беспредельность хаоса, с другой – неистовое желание слиться с первозданным древним хаосом. И снова возникает антитеза: день – ночь. При свете дня звуки «страшных песен» хаоса не проникают в душу, и потому «дневная душа» страшится и не приемлет беспредельную пустоту, вызывающую «непонятную муку». В «ночной душе» обнаруживается хаотическое начало, отсюда и жажда слиться с беспредельным. Здесь еще одна антитеза: «дневная душа» – «ночная душа», «мир дневной» – «мир ночной». Хаос одновременно и жуток, и близок поэту. Он называет его «родимым», и в то же время умоляет не будить «заснувших бурь», под которыми шевелится хаос. Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья, Кто без тоски внимал из нас, В таинстве ночи заключен «пророческий глас», ночью душу тревожат «пророческие сны». Тютчев «воспевает стихию сна, «волшебный челн» ночных «видений» и «грез», уносящий человека в беспредельность и «неизмеримость темных волн» хаоса» (Пигарев К. Там же; с. 199).Образ сна, то пророческого, то умиротворяющего, то тревожного, но всегда созвучного с хаосом, проходит через всю «ночную» лирику Тютчева. Л. Озеров отмечает: «Из плоскости бытовой и психологической Сон выведен в иную плоскость – философскую» (Озеров Л. Там же; с. 72). Я в хаосе звуков лежал, оглушен, Здесь ярко выражена антитеза жизнь – смерть. Сон – это жизнь, но жизнь души, а не тела. Именно во сне Земля зеленела, светился эфир, Реальный мир для Тютчева неподвижен в своем сиянии. Человеческая жизнь – это сон, говорит поэт, и лишь звуки хаоса, которые то и дело врываются в этот сон, могут пробудить душу. Но все грезы насквозь, как волшебника вой, Образ антиподов – дня и ночи, мотив ночной таинственности, образ хаоса, «освобожденного сном» отразились в стихотворении «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…», построенном на резком контрасте. Покой дремлющей природы противопоставляется тревожному, но «чудному» «еженощному гулу». Откуда он, сей гул непостижимый. Ответ на этот вопрос слышен в стихотворении «Тени сизые сместились…». Поэт говорит о том, что в «час тоски невыразимой», когда «цвет поблекнул, звук уснул», Сумрак тихий, сумрак сонный, В стихотворении «Святая ночь на небосклон взошла», по мнению Л. Озерова, «к картине дня и ночи зримо подключается человек не только со своими переживаниями, но и со своей судьбой. Человек – «сирота бездомный». Эту сиротливость и обездоленность еще острей он чувствует ночью. Ночью он стоит «и немощен и гол, лицом к лицу пред пропастию темной». На самого себя покинут он – Здесь бездна обнажена не только вне человека, в мирозданье, но и в нем самом. Он погружен в эту бездну души, в которой нет «ни опоры, ни предела». Космогоническое у Тютчева, как всегда, сопрягается с миром человеческой души. И чудится давно минувшим сном Здесь могло быть и «роковое». Но Тютчев точен в своих определениях. Древний хаос «родимый», – начало начал, зарождение, исток. И вселенной, и общества. Ночью в неразгаданном еще мире человек узнает свое начало. Ночь возвращает человека к бездне прошлого, изначального, к родовому наследию» (Озеров Л. Там же; с. 66 – 67). Нам мнится: мир осиротелый Далее Тютчев вводит тему отчужденности от нового поколения. С нескрываемой горечью он говорит: И новое, младое племя Здесь ночь олицетворяет старое, отжившее, а потому покинутое и обреченное на одиночество поколение. День – новое, молодое поколение. Ночь – прошлое, день – настоящее и будущее. О, как пронзительны и дики, Стихотворение буквально пронизано острой душевной болью, которая прорывается в восклицании: О ночь, ночь, где твои покровы, Образ дня-покрова, который присутствовал во многих «ночных» стихотворениях, сменяется здесь образом ночи-покрова. Ночной покров несет успокоение для измученной души, для человека, который ощущает себя «обломком старых поколений», «пережившим свой век». Поэт понимает, что смена дня и ночи неизбежна, что на смену старому, «вчерашнему» уже спешит новое, пробудившееся от «благодатного сна». Именно поэтому он мужественно признается в невозможности угнаться за своим веком: Как грустно полусонной тенью, Внутренняя тревога, одиночество выливаются у Тютчева в неприятие дня, который вносит в его душу смятение и ощущение раздвоенности. Другое дело ночь. Она наполнена снами, фантазиями, мечтами, призраками. Она помогает заглянуть в «родимый» хаос, приоткрыть тайну бытия. Поэт говорит: Но мне не страшен мрак ночной, «Очарованная душа» Тютчева, жаждущая покоя и утешения, тем не менее, упорно бьется над загадкой: возможно ли переступить, доступно ли человеку слиться «с беспредельным»? В стихотворении «Проблеск» поэт с горечью говорит о том, что все усилия человека тщетны. Душой он стремится к «бессмертному», грустит по небесам, но он не в силах прервать «волшебный сон», который называют жизнью: Едва усилием минутным Ночь вносит еще больший разлад в смятенную душу. Человек, растерянный перед безответностью жизни, не понимая до конца и самого себя, сомневается уже и в собственной реальности: он – «греза природы», ее фантазия, сон? Это самоощущение Человека на земле, непонятное ему самому, не объяснимое словом и тем более похожее на грезу, Тютчев вновь и вновь будет пытаться выразить своими поэтическими образами. Так, в стихотворении «Как океан объемлет шар земной…» человек предстает перед лицом двух бездн. Неизмеримость окружает здесь человека буквально со всех сторон: сверху – небо, снизу – океан (главные в поэзии Тютчева стихии); звезды, отражаясь в океане, горят как сверху, так и снизу – бездна «пылает»…Неизмеримая бездна, окружающая его, не оставляет ему надежной опоры. Нет ему устойчивости и покоя, он всегда – «у бездны на краю». И Человек Тютчева всегда в движении…он вечный скиталец. Уж в пристани волшебный ожил челн; И человек плывет в своем челне по безбрежному ночному океану, одинокий, растерянный, с болью и тревогой в душе. Вокруг него бушуют волны, «на бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром», Волны несутся, гремя и сверкая, Тютчевский человек одинок и в сиянии дня, и во мраке ночи. Бездны разверзаются между человеком и природой, человеком и человеком…Но, сомневаясь во всем, и сам тютчевский Человек двоится, утрачивает свою цельность. Хаос проникает и в его душу, мысли, и нет покоя этой смятенной душе… И однако все сказанное здесь отнюдь не означает уничтожения, исчезновения человека в тютчевской философской лирике. Напротив: он утверждается пред лицом всех этих «бездн» и безответных вопросов самым фактом своего существования, своей неистребимой жаждой познания; он реализуется в эмоциональных порывах и «прорывах» к миру матери-природы, в череде своих вопросов и обращений к миру, в осмыслении своего раздвоенного трагического мироощущения. Душа хотела б быть звездой, Приблизиться к тайне, которую человек страстно хочет постигнуть, может только «звездная душа», молча смотрящая с высоты на мир. Но, увы, …Мы в небе скоро устаем, – Что же делать человеку перед лицом этой бездны, в мире, где жизнь похожа на сон, а ночь не приносит успокоения? И Тютчев дает ответ на этот вопрос в своем программном стихотворении «Silentium!» («Молчание!»): Молчи, скрывайся и таи «Ночная» поэзия Тютчева построена на противоречивости существующего мира. И не просто на противоречивости, а на противоборстве антиномичных понятий: день и ночь, свет и тьма, жизнь и смерть, вера и отчаяние и т.д. И в центре этих противоречий, в центре древнего хаоса и пылающей бездны стоит человек со своей мятущейся душой, со своими вечными вопросами и сомнениями. И не просто человек, а поэт – «ночной поэт» Тютчев. «…Язык г. Тютчева часто поражает читателя счастливой смелостью и почти пушкинской красотой своих оборотов» (Чагин Г.В. Там же; с. 154), – писал И.С. Тургенев. Тютчев – поэт малой формы. Тургенев отмечает тесную спаянность сжатой формы и концентрированного содержания его стихов: «Исключительно, почти мгновенно лирическое настроение поэзии г. Тютчева заставляет его выражаться сжато и кратко, как бы окружать себя стыдливо-тесной и изящной чертой; поэту нужно высказать одну мысль, одно чувство, слитые вместе, и он большею частью высказывает их единым образом, именно потому, что ему нужно высказаться. » (Чагин Г.В. Там же; с. 154). Часов однообразный бой, Здесь в ударных слогах звук «о» преобладает над «а». во второй строфе ассонируют звуки «и» и «а»: Кто без тоски внимал из нас, В последующих трех строфах, в которых раскрывается философская тема стихотворения, интенсивность ассонансов несколько ослабевает, чтобы вновь возникнуть в заключительной строфе: Лишь изредка, обряд печальный Выразительность ассонансов «а» и «о», перекликающихся с первой строфой, усилена аллитерациями плавных «р» и «л». В результате стихи поэта доносят до нашего слуха «часов однообразный бой» (Пигарев К. Там же; с. 296). А.Д. Григорьева пишет: «Многоосмысленность лирики Тютчева, символика и аллегория, часто стоящая за первым планом лирического выражения, послужила Вяч. Иванову основой для характеристики поэзии Тютчева как истока символического направления XX в. Различая в символизме стихию реалистическую и идеалистическую, он причисляет Тютчева к величайшим в нашей литературе представителям реалистического символизма» (Григорьева А.Д. Там же; с. 6). Значение «ночной поэзии» Тютчева Поэзия Тютчева далеко не сразу получила всеобщее признание. Г.В. Чагин пишет: «Интересно, что при жизни поэт не пользовался известностью в широких читательских кругах. Но зато среди его восторженных почитателей были Жуковский, Пушкин, Некрасов, Тургенев, Л. Толстой, Фет, А. Майков, Достоевский и другие поэты и писатели его круга. И сами эти почитатели хорошо понимали, в чем причина отсутствия популярности у их любимого поэта. «Популярность мы не предсказываем г. Тютчеву, – писал, например, И.С. Тургенев в «Современнике» в 1854 году, – той шумной сомнительной популярности, которой, вероятно, г. Тютчев нисколько не добивается. Талант его, по самому свойству своему, не обращен к толпе и не от нее ждет отзыва и одобрения» (Чагин Г.В. Там же; с. 137). Чагин отмечает, что «философская направленность, содержание тютчевской поэзии во многом опережали, по меткому выражению Аксакова, «умственное развитие» и «привычку мыслить» у читателя, современника поэта. Отсюда и частичное непонимание этой поэзии, и, в какой-то мере, даже ее отрицание, и мнение о Тютчеве как о поэте для немногих. 1.Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. – М.: «Наука», 1980. источник |