Меню Рубрики

Отклонение в нормальном развитии зрительной сенсорной системы близорукость косоглазие

Близорукость(миопия)— заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии. При близорукости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечеткое. Происходит это чаще всего из-за несоответствия силы оптической системы глаза и его длины. Обычно при близорукости размер глазного яблока увеличен (осевая близорукость), хотя она может возникнуть и как результат чрезмерной силы преломляющего аппарата (рефракционная миопия). Чем больше несоответствие, тем сильнее близорукость разделяют миопию на:

слабую(до 3,0 диоптрий включительно);

среднюю(от 3,25 до 6,0 диоптрий);

высокую(более 6,0 диоптрий). Высокая миопия может достигать весьма значительных величин: 15, 20, и даже 30 диоптрий.

Близорукие люди нуждаются в очках для дали, а многие и для близи, когда миопия превышает 6-8 и более диоптрий. Но очки, увы, не всегда достаточно хорошо корректируют зрение. Обычно близорукость сопровождается увеличением длины глазного яблока, что приводит к растяжению сетчатки. Чем сильнее степень близорукости, тем выше вероятность возникновения проблем, связанных с сетчаткой глаза — дистрофия, микро разрывы. Например, во время родов сетчатка с дистрофическими изменениями у беременной женщины из-за физического перенапряжения во время потуг чрезмерно растягивается и может произойти ее отслоение, что в крайнем случае может привести к полной потере зрения. Поэтому во время беременности женщинам, особенно имеющим близорукость, рекомендуется посетить офтальмолога и, при необходимости, провести процедуру периферической профилактической лазерной коагуляции (ППЛК) сетчатки. Она направлена на укрепление периферической зоны сетчатки, чтобы предупредить отслоение сетчатки. Анатомическая предрасположенность к близорукости может передаваться по наследству, также близорукость может быть приобретенной. Иногда миопия начинает прогрессировать, и человек постепенно, с увеличением диоптрий, теряет способность самостоятельно ориентироваться в пространстве. Задача любой коррекции близорукости— ослабить силу преломляющего аппарата глаза так, чтобы изображение попадало на определенную область сетчатки (то есть вернулось к норме). Близорукость корректируется с помощью очков и контактных линз, но возможно и кардинальное решение проблемы.

Основные методы лечения близорукости

Лазерная коррекция зрения — в результате воздействия на слои роговицы лучом лазера, ей придается форма «естественной линзы» с индивидуальными для каждого пациента параметрами. На сегодняшний день наиболее распространены несколько методик лазерной коррекции зрения: фрк, ласик, ласек, эпи-ласик, супер-ласик, фемтоласик (интра-ласик). В ходе лазерной коррекции происходит воздействие на роговицу. Ее форма изменяется и за счет этого изображение начинает фокусироваться на сетчатке, как и должно быть. Высокий уровень безопасности и современные эксимер-лазерные установки последнего поколения сделали процедуру коррекции простой и доступной.

Имплантация факичных линз используется, если естественная аккомодация еще не утрачена. В ходе лечения природный хрусталик человека остается на месте, а специальную линзу имплантируют в заднюю или переднюю камеру глаза. Чаще всего используются заднее камерные линзы, которые имплантируются за радужкой перед хрусталиком и не требуют дополнительной фиксации.

Дальнозоркость (гиперметропия) — вид рефракции глаза, при котором изображение предмета фокусируется не на определенной области сетчатки, а в плоскости за ней. Такое состояние зрительной системы приводит к нечеткости изображения, которое воспринимает сетчатка. Человеку становится сложно читать мелкий шрифт, особенно при плохом освещении, и выполнять любую ручную работу. Часто и вдаль люди с дальнозоркостью видят плохо, изображение становится размытым.

Выделяют три степени дальнозоркости:

слабую— до +1,0 диоптрии. В этом случае человек обычно видит и вдаль, и вблизи, но возможны жалобы на быструю утомляемость, головную боль, головокружение;

среднюю — до +5,0 диоптрий; зрение вдаль остается хорошим, а вблизи затруднено;

высокую — свыше +5,0 диоптрий; плохое зрение и вдаль, и вблизи, так как даже далеко расположенных предметов.

Основные способы лечения дальнозоркости

  • · лазерная коррекция зрения;
  • · рефракционная замена хрусталика (ленсэктомия);
  • · имплантация факичных линз.

Практически у всех людей старше 50 лет развивается возрастная дальнозоркость (пресбиопия). При пресбиопии хрусталик глаза постепенно уплотняется, проявляется слабость ресничной мышцы, уменьшаются резервы аккомодационной способности глаза. Все это в результате ведет к ухудшению зрения вблизи. Пресбиопия корректируется с помощью очков для работы на близком расстоянии, контактных линз или заменой утратившего свою эластичность хрусталика на интраокулярную линзу, мультифокальную или аккомодирующую. В последнем случае операция проводится в режиме «одного дня», в течение 15-20 минут, под местной анестезией через самогерметизирующийся микроразрез размером1,6 мм.

Косоглазие — постоянное или периодическое отклонение зрительной оси глаза от точки фиксации, что приводит к нарушению бинокулярного зрения. Косоглазие проявляется внешним дефектом — отклонением глаза/глаз к носу или виску, вверх или вниз. Кроме этого у пациента с косоглазием могут отмечаться двоение в глазах, головокружения и головные боли, снижение зрения, амблиопия. Диагностика косоглазия включает офтальмологическое обследование (проверку остроты зрения, биомикроскопию, периметрию, офтальмоскопию, скиаскопию, рефрактометрию, биометрические исследования глаза и др.), неврологическое обследование. Лечение косоглазия проводится с помощью очковой или контактной коррекции, аппаратных процедур, плеоптических, ортоптических и диплоптических методик, хирургической коррекции.

Косоглазие является не только косметическим дефектом: это заболевание приводит к нарушению работы практически всех отделов зрительного анализатора и может сопровождаться рядом зрительных расстройств. При косоглазии отклонение положения одного или обоих глаз от центральной оси приводит к тому, что зрительные оси не перекрещиваются на фиксируемом предмете. В этом случае в зрительных центрах коры головного мозга не происходит слияния раздельно воспринимаемых левым и правым глазом монокулярных изображений в единый зрительный образ, а возникает двойное изображение объекта. Для защиты от двоения ЦНС подавляет сигналы, получаемые от косящего глаза, что с течением времени приводит к амблиопии — функциональному понижению зрения, при котором косящий глаз почти или совсем не задействуется в зрительном процессе. При отсутствии лечения косоглазия развитие амблиопии и снижение зрения происходит примерно у 50 % детей.

По срокам возникновения различают косоглазие врожденное (инфантильное — имеется с рождения или развивается в первые 6 мес.) иприобретенное (обычно развивается до 3-х лет). По признаку стабильности отклонения глаза выделяют периодическое (преходящее) и постоянное косоглазие. зрительный глаз косоглазие близорукость

С учетом вовлеченности глаз косоглазие может быть односторонним (монолатеральным) и перемежающимся (альтернирующим) — в последнем случае попеременно косит то один, то другой глаз.

По степени выраженности различают косоглазие скрытое (гетерофорию), компенсированное (выявляется только при офтальмологическом обследовании), субкомпенсированное (возникает только при ослаблении контроля) и декомпенсированное(не поддается контролю).

В зависимости от того направления, куда отклоняется косящий глаз, выделяют горизонтальное, вертикальное и смешанноекосоглазие. Горизонтальное косоглазие может быть сходящимся (эзотропия, конвергирующее косоглазие) — в этом случае косящий глаз отклонен к переносице; и расходящимся (экзотропия, дивергирующее косоглазие) — косящий глаз отклонен к виску. В вертикальном косоглазии также выделяют две формы со смещением глаза кверху (гипертропия, суправергирующее косоглазие) и книзу (гипотропия, инфравергирующее косоглазие). В некоторых случаях встречается циклотропия — торзионная гетеротропия, при которой вертикальный меридиан наклонен в сторону виска (эксциклотропия) или в сторону носа (инциклотропия).

С точки зрения причин возникновения выделяют содружественное и паралитическое несодружественное косоглазие. В 70-80% случаев содружественное косоглазие бывает сходящимся, в 15-20% — расходящимся. Торзионные и вертикальные отклонения, как правило, встречаются при паралитическом косоглазии.

При содружественном косоглазии движения глазных яблок в различных направлениях сохранены в полном объеме, отсутствует диплопия, имеется нарушение бинокулярного зрения. Содружественное косоглазие может быть аккомодационным, частично-аккомодационным, неаккомодационным.

Аккомодационное содружественное косоглазие чаще развивается в возрасте 2,5-3 лет в связи с наличием высоких и средних степеней дальнозоркости, близорукости, астигматизма. В этом случае применение корригирующих очков или контактных линз, а также аппаратного лечения будет способствовать восстановлению симметричного положения глаз.

Признаки частично-аккомодационного и неаккомодационного косоглазия появляются у детей 1-го и 2-го года жизни. При данных формах содружественного косоглазия аномалия рефракции является далеко не единственной причиной гетеротропии, поэтому для восстановления положения глазных яблок требуется проведение хирургического лечения.

Развитие паралитического косоглазия связано с повреждением или параличом глазодвигательных мышц вследствие патологических процессов в самих мышцах, нервах или головном мозге. При паралитическом косоглазии ограничена подвижность отклоненного глаза в сторону пораженной мышцы, возникает диплопия и нарушение бинокулярного зрения.

При содружественном косоглазии главной целью лечения служит восстановление бинокулярного зрения, при котором устраняется асимметрия положения глаз и нормализуются зрительные функции. Мероприятия могут включать оптическую коррекцию, плеоптико-ортоптическое лечение, хирургическую коррекцию косоглазия, пред- и послеоперационное ортоптодиплоптическое лечение.

В ходе оптической коррекции косоглазия преследуется цель восстановления остроты зрения, а также нормализации соотношения аккомодации и конвергенции. С этой целью производится побор очков или контактных линз. При аккомодационном косоглазии этого бывает достаточно для устранения гетеротропии и восстановления бинокулярного зрения. Между тем, очковая или контактная коррекция аметропии необходима при любой форме косоглазия.

Плеоптическое лечение показано при амблиопии для усиления зрительной нагрузки на косящий глаз. С этой целью может назначаться окклюзия (выключение из процесса зрения) фиксирующего глаза, использоваться пенализация, назначаться аппаратная стимуляция амблиопичного глаза (Амблиокор, Амблиопанорама, программно-компьютерное лечение, тренировка аккомодации,электроокулостимуляция, лазерстимуляция, магнитостимуляция, фотостимуляция, вакуумный офтальмологический массаж). Ортоптический этап лечения косоглазия направлен на восстановление согласованной бинокулярной деятельности обоих глаз. С этой целью используются синоптические аппараты (Синоптофор), компьютерные программы.

На заключительном этапе лечения косоглазия проводится диплоптическое лечение, направленное выработку бинокулярного зрения в естественных условиях (тренировки с линзами Баголини, призмами); назначается гимнастика для улучшения подвижности глаз, тренировки на конвергенцтренере.

Хирургическое лечение косоглазия может предприниматься, если эффект от консервативной терапии отсутствует в течение 1-1,5 лет. Оперативную коррекцию косоглазия оптимально проводить в возрасте 3-5 лет. В офтальмологии хирургическое уменьшение или устранение угла косоглазия часто проводится поэтапно. Для коррекции косоглазия применяются операции двух типов: ослабляющие и усиливающие функцию глазодвигательных мышц. Ослабление мышечной регуляции достигается с помощью пересадки (рецессии) мышцы либо пересечения сухожилия; усиления действия мышцы добиваются путем ее резекции (укорочения).

До и после операции по коррекции косоглазия показано ортоптическое и диплоптическое лечение для ликвидации остаточной девиации. Успешность хирургической коррекции косоглазия составляет 80-90%. Осложнениями хирургического вмешательства могут являться гиперкоррек-ция и недостаточная коррекция косогла-зия; в редких случаях — инфек-ции, кровотечение, потеря зрения.

Критериями излечения косоглазия служат симметричность положения глаз, устойчивость бинокулярного зрения, высокая острота зрения.

Прогноз и профилактика косоглазия

Лечение косоглазия необходимо начинать, как можно раньше, чтобы к началу школьного обучения ребенок был в достаточной степени реабилитирован в отношении зрительных функций. Практически во всех случаях при косоглазии требуется упорное, последовательное и длительное комплексное лечение. Поздно начатая и неадекватная коррекция косоглазия может привести к необратимому снижению зрения.

Наиболее успешно поддается коррекции содружественное аккомодационное косоглазие; при поздно выявленном паралитическом косоглазии прогноз восстановления полноценной зрительной функции неблагоприятный.

Профилактика косоглазия требует регулярных осмотров детей офтальмологом, своевременной оптической коррекции аметропий, соблюдения требований гигиены зрения, дозированности зрительных нагрузок. Необходимо раннее выявление и лечение любых заболеваний глаз, инфекций, профилактика травм черепа. В процессе беременности следует избегать неблагоприятных воздействий на плод.

источник

Дальнозоркость – самая распространенная причина нарушения остроты зрения среди детей дошкольного возраста, которая вызвана активным развитием (эволюцией) рефракции в этом возрастном периоде. Около 90% новорожденных имеют гиперметропическую (дальнозоркую) рефракцию, что вызвано недостаточным развитием и размером глазного яблока, а также его преломляющей силы. По мере развития глаза и его преломляющей способности, относительное количество детей с дальнозоркостью снижается, однако продолжает преобладать до 5-6-летнего возраста.

При дальнозоркости происходит нарушение остроты зрения как на близких, так и на дальних расстояниях. Однако, дети с дальнозоркостью видят далекие предметы гораздо лучше, чем близкие. Чтобы видеть близкие предметы, необходимо напряжение аккомодации, что сильно утомляет ребенка и приводит к возникновению головных болей.

Близорукость – миопическая (близорукая) рефракция, которая также является причиной снижения остроты зрения. В отличие от дальнозоркости, близорукость часто возникает среди детей школьного возраста (примерно к 4-5 классу). Хотя, в последнее время часто встречаются случаи развития близорукости и среди детей дошкольного возраста.

Возникает близорукость из-за ослабления аккомодации – способности глаза четко различать предметы, расположенные как на близком расстоянии, так и вдали. При ослабленной аккомодации, которая возникает из-за недостаточного развития мышцы глаза, управляющей процессом аккомодации, то острота зрения на близком расстоянии нарушается. В результате ребенок приспосабливает глаза (это достигается за счет увеличения передне-заднего размера глазного яблока), что и приводит к развитию непосредственно близорукости.

Основной признак близорукости – ухудшение зрения вдаль. При этом, чтобы более четко рассмотреть предметы, ребенок начинает прищуриваться (отсюда и возникло название миопия, что от греческого mio – прищуривание, opsis – зрение). На фоне близорукости у ребенка во время занятий могут возникать периодические головные боли.

Одной из распространенных причин развития близорукости у детей дошкольного возраста (примерно в 20-25% случаев) является наследственная предрасположенность, особенно если близорукость носит злокачественный (прогрессирующий) характер. Также развитию близорукости способствуют некоторые заболевания (частые респираторные заболевания, хронический тонзиллит, ревматизм и др) и общее ослабление организма на фоне перенесенных заболеваний.

Косоглазие часто проявляется у детей раннего возраста, когда совместное зрение двумя глазами (бинокулярное зрение) еще не успело сформироваться. Как правило косоглазие развивается при дальнозоркости, особенно у детей младше 6-летнего возраста.

Основным средством лечения нарушений остроты зрения является использование специально подобранных очков.

Лечение косоглазия состоит из двух этапов. После того, как удается улучшить зрение (улучшить остроту зрения и вернуть глазам правильное положение) косящего глаза с помощью очков, переходят ко второму этапу лечения – специальные упражнения для зрительных мышц, которые способствуют восстановлению бинокулярного зрения. Эти упражнения проводят при помощи специального оборудования, которое облегчает ребенку процесс их выполнения, а также позволяют контролировать их выполнения (насколько правильно ребенок выполняет поставленную задачу). Такое лечение проводит и контролирует окулист.

Читайте также:  Плоская роговица глаза у человека с близорукостью

Стоит отметить, что существуют специальные детские дошкольные учреждения, в которых проводят консервативное лечение прогрессирующей близорукости и косоглазия.

Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что основные меры профилактики должны быть направлены на укрепление здоровья и улучшение общего состояния ребенка: соблюдение режима дня, правил гигиены, проведения занятий, организация соответствующего физического воспитания и закаливания.

Длительность обязательных занятий в детских дошкольных учреждениях не должна превышать установленной нормы для конкретного возрастного периода. После занятий, связанных с напряжением зрения (лепка, рисование и др), ребенка следует переключать на вид деятельности с преимущественным участием слуха. Если первое на первом занятии задействуется зрение, второе занятие должно включать двигательную активность (музыкальное или гимнастическое). При этом важно повышать эффективность перерыва между занятиями: после занятия ребенку следует подойти к окну и 2-3 минуты смотреть вдаль (это способствует расслаблению аккомодационной мышцы).

В большинстве случаев близорукость развивается незаметно. При этом можно наблюдать как ребенок начинает прищуриваться, во время занятий низко склоняет голову, приближает к глазам предметы, не справляется с заданием (особенно при рисовании), быстро устает. В этом случае ребенка должен осмотреть окулист.

С целью профилактики косоглазия необходимо регулярно проходить осмотр у окулиста. В случае необходимости, врач назначит ношение специальных очков, позволяющих исправить дальнозоркость (очки назначают детям с возраста 1,5-2 года). Постоянное использование очков позволяет предупредить развитие косоглазия.

источник

Как известно, зрение играет важную роль при ориентации человека в окружающей действительности и осуществлении многих сторон его жизнедеятельности. В связи с этим знание особенностей нарушения зрения позволяет понять, какие трудности могут возникать при тех или иных глазных заболеваниях.

В связи с этим знание особенностей нарушения зрения позволяет понять, какие трудности могут возникать при тех или иных глазных заболеваниях. Наиболее распространенными формами нарушения зрения являются аномалии рефракции.

За последнее время получила значительное распространение миопия (близорукость), кроме того, существует гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм. Среди других глазных патологий следует назвать катаракту, атрофию зрительных нервов, глаукому, ретинопатию и др. Значительную группу детей охватывает такое заболевание, как косоглазие и амблиопия.

При всех глазных патологиях чаще всего поражается центральное зрение — острота зрения, в результате чего затрудняется процесс рассматривания мелких предметов, нарушается восприятие формы и величины предметов, расстояние восприятия. Чтение и письмо в условиях снижения остроты зрения значительно осложняются.

При аномалии рефракции в зависимости от ее вида (миопия, гиперметропия или астигматизм) происходят изменения размера и формы глазного яблока. При близорукости глазное яблоко увеличено в осевом направлении, при дальнозоркости размеры глазного яблока вдоль оси уменьшены. При высоких степенях аномалии рефракции возникают нарушения расстояния восприятия, величины предметов и изображений объектов.

В случае астигматизма, вследствие деформации глазного яблока, на сетчатке глаза из-за неправильного преломления лучей появляется искаженное изображение предметов. Это часто приводит к снижению остроты зрения на этом глазу и выключению его из акта зрительной ориентации и, как следствие, к развитию амблиопии.

При катаракте поражается функция преломления лучей через замутненный хрусталик, что приводит к так называемой обскурационной амблиопии, что значительно снижает чувствительность сетчатки глаза и определяет качество видения предметов окружающего мира.

Близорукость затрудняет видение удаленных предметов, при дальнозоркости возникают сложности опознания мелких объектов, расположенных на близком расстоянии.

Различают врожденные и приобретенные формы глазной патологии. При этом наблюдаются и наследственные заболевания глаз. При заболевании глаз с рождения ребенка осложняется формирование определенного запаса зрительных впечатлений, возникают трудности овладения ходьбой, предметно-практической деятельностью, ориентировкой в пространстве. Так, при отсутствии специальной коррекционной помощи, значительно сдерживается в развитии овладение орудийными, предметно-практическими действиями у слепых детей.

Нарушение зрения определяет слабое развитие психомоторной сферы, запаздывает формирование целенаправленных предметно-игровых действий, появляются навязчивые стереотипные движения: раскачивание головы, туловища, размахивание руками. Все это объясняется обеднением чувственного опыта ребенка, разрывом связи между ребенком и окружающей действительностью.

В зависимости от структуры зрительного дефекта, времени его возникновения, своевременности его выявления и организации соответствующей медико-психолого-педагогической коррекционно-компенсаторной помощи. Уровень отклонений в психофизическом развитии может проявляться по-разному. Для правильной организации вышеуказанной помощи необходимо знать, какие функции выпадают из акта зрения.

При слепоте наиболее резко выражено нарушение органа зрения. При этом фиксируется полная потеря зрения вследствие глубокого снижения остроты центрального зрения (0-0,04) или сужение поля зрения (до 10-15 градусов) при более высокой остроте.

По степени сохранности остаточного зрения различают абсолютную (тотальную) и практическую слепоту. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью выключены зрительные ощущения. При практической слепоте наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется Светоощущение или форменное зрение. Светоощущение позволяет отличать свет от тьмы. При остаточном форменном зрении имеется возможность сосчитать пальцы вблизи лица, воспринимать свет, цвета, контуры, силуэты предметов на близком расстоянии.

Остаточное зрение (по определению А.И. Каплан) — это своеобразное свойство глубоко поврежденного зрения в зависимости от различных клинических характеристик заболевания глаза, обусловленных ведущим и сопутствующим патологическим процессом, общим состоянием организма, нейропсихической сферы. Остаточное зрение характеризуется разностью возможностей зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью устойчивости, взаимодействием и возможностью взаимной компенсации. Остаточное зрение характеризуется:

неравнозначностью взаимодействия различных зрительных функций и соответствия их параметров,

неустойчивостью отдельных компонентов и снижением скорости и качества переработки информации;

наступлением быстрого утомления из-за снижения работоспособности глаз. Слепота у детей бывает врожденной и приобретенной. Врожденная слепота чаще всего является следствием повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного развития или же наследования некоторых дефектов зрения от родителей. Приобретенная слепота является результатом заболеваний органов зрения (сетчатки, роговицы, сосудистого тракта и др.), заболеваний центральной нервной системы — ЦНС (менингит, менингоэнцефалит, опухоли мозга, затрагивающие участки коры зрительной системы), а также осложнений после различных инфекционных заболеваний, травматических повреждений глаза или мозга.

Как пишет А.И. Каплан (1979), различают три основные клинические формы детской слепоты: поражение зрительно-нервного аппарата органа зрения (атрофия зрительного нерва и других участков зрительно-нервного пути, тапеторетинальные дегенерации и другие заболевания сетчатки); поражение хрусталика, врожденная (не оперированная и оперированная) катаракта; поражения органа зрения в целом (врожденный микрофтальм, глаукома, преимущественно в форме врожденного гидрофтальма).

Врожденная атрофия зрительного нерва наблюдается либо как самостоятельное заболевание (в виде наследственно-семейной инфантильной атрофии зрительного нерва, в виде последствия различных врожденных и наследственных скелетных аномалий), либо как симптом наследственно-семейного неврологического заболевания. Атрофия зрительного нерва может отмечаться и как сопутствующее патологическое состояние (в виде частичной атрофии) при различных аномалиях развития и заболеваниях.

При атрофии зрительного нерва нарушения произвольных и непроизвольных движений глаз могут быть связаны с поражением ЦНС. Поражения зрительно-нервного аппарата органа зрения, приводящие к слепоте, проявляются не только вследствие различных заболеваний ЦНС, но и в результате травм, инфекционных и других заболеваний. При атрофии зрительного нерва на лучше видящем глазу сохраняется форменное зрение.

Дети, имеющие остроту центрального зрения 0,05-0,08 и более высокую, в процессе обучения могут пользоваться зрением. Однако функциональные возможности зрения зависят от состояния зрения лучше видящего глаза и других зрительных функций, таких как: цветовое и периферическое зрение, а, прежде всего от остроты центрального зрения. Известно, что при атрофии зрительного нерва хуже видящий глаз не принимает участия в акте зрения.

Иногда после хирургического вмешательства по удалению хрусталика у некоторых детей наблюдается изменение тканей глаза — вторичная катаракта или вторичная глаукома, смещение изаращение зрачка, помутнение и рубцы роговицы, и другие патологии.

При врожденной катаракте у детей иногда наблюдаются патологические изменения в отдельных зрительных функциях, например, атрофия или отслойка сетчатки и пр.

У детей с врожденной катарактой может быть относительно сохранное зрение, но отмечается нарушение поля зрения, которое характеризуется не только сужением границ при определении формы и цвета объекта, но и при фиксации движущихся объектов.

Микрофтальм – это аномалия развития органа зрения, характеризующаяся уменьшением размера глаза и слабым развитием или патологическими изменениями ряда структур зрительной системы. Значительно чаще появление микрофтальма связано с ранним этапом эмбриогенеза. Однако может быть и приобретенный микрофтальм – результат вторично возникающей задержки или остановки развития органа зрения вследствие ранних постнатальных острых процессов, связанных с задержкой развития зрительной системы. Причины возникновения микрофтальма недостаточно изучены, но чаще явление микрофтальма связывается с генетическими нарушениями. В некоторых случаях его появление увязывается с различными аномалиями мозга, слуха внутренних органов. Иногда микрофтальм проявляется на фоне аномалий развития ЦНС.

Слепота — наиболее резко выраженная степень нарушения зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты центрального зрения или сужения поля зрения, а также других зрительных функций. Наиболее важные с клинической и тифлопедагогической точек зрения особенности детской слепоты определяются тем, что они представляют собой разнообразные формы нарушения функционирования различных зрительных структур, а также причинами, обусловливающими потерю зрения, сроками наступления слепоты. Чем раньше наступает слепота, тем значительнее могут проявиться трудности психического и физического развития детей.

В большинстве случаев при слепоте сохраняется остаточное зрение. Определяется остаточное зрение совокупностью функционирования зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью устойчивости и возможностью их использования при ориентации. Одной из таких зрительных функций является цветовое (хроматическое) зрение. Оно часто бывает сохранным при остаточном зрении и характеризуется способностью глаза различать хроматические тона. При ахроматическом зрении вся окружающая действительность воспринимается в сером цвете с сохранением различий по яркости и насыщенности. Ахроматическое зрение часто сопровождается светобоязнью, низкой остротой центрального зрения и нистагмом. Оно наблюдается как у слепых, имеющих остаточное зрение, так и у слабовидящих детей при некоторых заболеваниях нейрозрительного аппарата органа зрения.

А.И. Каплан выделяет три формы остаточного зрения:

острота центрального зрения 0,04 и ниже; поле зрения «несколько сужено»; трихроматическое цветовосприятие, отличающееся от нормального снижением цветовой чувствительности;

острота центрального зрения та же, что и при первой форме; поле зрения ограничено или наблюдаются в нем выпадения отдельных участков (скотом). Такие изменения часто сочетаются с некоторым снижением цветоразличения или с глубокой патологией последнего;

острота центрального зрения та же или выше; резко концентрическое трубчатое поле зрения, скотома периферического зрения и глубокая патология цветоразличения.

При первой форме функциональные возможности относительно высокие и встречаются у детей с врожденной катарактой и другими перцептивными нарушениями зрительной системы. В таких случаях дети относительно свободно ориентируются в окружающем мире даже при значительном снижении остроты центрального зрения. При опознании предметов они весьма точно выделяют их цветовую характеристику.

Вторая и третья формы наблюдаются у детей с рецепторными и смешанными повреждениями зрительной системы (врожденный микрофтальм, атрофия зрительного нерва и др.), при этом функциональные возможности остаточного зрения невысоки.

При очень низкой остроте центрального зрения (0,01) в сочетании с патологией цветоразличения, зрительная ориентация весьма низка и малорезультативна, чаще зрение используется при ориентации на уровне светоцветовых сигналов в пространстве или на микропространстве.

Слабовидение — это значительное снижение остроты зрения, при котором центральное зрение на лучше видящем глазу находится в пределах 0,05-0,2 или выше — 0,3 при использовании оптической коррекции. К слабовидящим относят и тех детей, острота зрения которых может быть и более высокой, если при этом глазное заболевание прогрессирует.

Слабовидение возникает вследствие глазных болезней на фоне общего заболевания организма. Чаще всего причиной слабовидения является аномалия рефракции. Наиболее распространенной формой является миопия, затем гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм.

Высокие степени аномалии рефракции (аметропии) характеризуются разными изменениями размера глазного яблока. При миопии оно увеличено в осевом размере, при гиперметропии — уменьшено. При близорукости (миопии) параллельные лучи преломляются средой глаза так, что фокусируются впереди сетчатки, изображение бывает расплывчатым и предметы видны неясно. Чем выше близорукость, тем ниже острота зрения. Иногда наблюдается осложненная прогрессирующая близорукость, сопровождающаяся серьезной патологией глаз.

При дальнозоркости (гиперметропии) изображения предметов преломляются средой глаза позади сетчатки, поэтому оно неясное и расплывчатое. При большой дальнозоркости (8,0 D — 10,0 D и выше) значительно напряжена аккомодация. В результате такого напряжения аккомодации усиливается утомление во время работы на близком расстоянии (сливаются, становятся неясными буквы, начинаются головные боли).

Одной из причин слабовидения является также астигматизм — аномалия преломляющей способности глаза, при которой в одном глазу наблюдается сочетание различных видов рефракции. Астигматизм не всегда корригируется очками, полная коррекция удается в случаях несложного астигматизма. Иногда астигматизм бывает весьма сложным и не поддается корригированию очками, поэтому у детей возникают трудности овладения чтением, письмом и другими видами работ, где необходимо бинокулярное зрение.

Альбинизм как врожденная аномалия характеризуется отсутствием пигмента в глазах (в сосудистой и радужной оболочках), ресницах, бровях, коже, что часто обусловливает снижение остроты зрения и появление слабовидения. Часто причиной слабовидения является атрофия сетчатки, зрительного нерва, нистагм и другие глазные заболевания.

При слабовидении так же, как при слепоте, дефекты зрения делятся на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим относятся случаи первичной и вторичной глаукомы, незаконченные атрофии зрительных нервов. Пигментная дегенерация сетчатки, злокачественные формы близорукости, отслойка сетчатки и др. К стационарным (пороки развития) — микрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, астигматизм высоких степеней, а также не прогрессирующие последствия заболеваний и операций (стойкие помутнения роговицы, катаракта), послеоперационная афакия и др.

Читайте также:  Профилактика близорукости в начальной школе

У слабовидящих детей, так же, как и у слепых, отмечается нарушение цветового зрения. Степени аномалии цветоразличения неодинаковы и зависят от диагноза заболевания органа зрения. Аномалии рефракции чаще всего приводят к легким формам нарушения цветового зрения. При близорукости наблюдается нормальная трихромазия. При изменениях на глазном дне могут быть некоторые нарушения цветоразличения Заболевания хрусталика чаще всего не приводят к нарушению цветовосприятия. Осложнение цветоразличения характерно для дистрофии сетчатки, при которой нарушение цветового зрения начинается со снижения порога чувствительности между красным и зеленым цветами. Частичная атрофия зрительных нервов иногда приводит к патологии цветового зрения. Атрофия зрительных нервов после ретробульбарного неврита сопровождается резко выраженным снижением цветоразличения. При врожденной атрофии зрительного нерва наблюдается снижение чувствительности красного, зеленого и синего цветов.

Таким образом, слабовидение характеризуется разнообразием нарушений зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью выраженности патологии и возможностью взаимной компенсации. В отличие от остаточного зрения слабовидение дает больше возможностей для использования зрительного анализатора как ведущего в познании окружающего мира. Это главная особенность, отличающая слабовидение от остаточного зрения. Одной из распространенных глазных патологий является косоглазие и развивающаяся на его фоне амблиопия. Косоглазие возникает вследствие понижения остроты зрения одного или обоих глаз из-за нарушения рефракции (преломляющей способности глаза), расстройства аккомодации (приспособления глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях) и конвергенции (сведении осей глаз для видения предметов на близком расстоянии).

Физиологическим механизмом приспособления глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях является аккомодация, в результате действия которой в норме происходит фокусирование изображения на сетчатке глаза. Аккомодация осуществляется за счет взаимодействия цилиарного тела, цинной связки и хрусталика. Правильное сокращение круговых волокон цилиарной мышцы, и соответствующее расслабление цинной связки я сумки хрусталика создает фокусирование изображения на центральной ямке сетчатки.

Косоглазие и сопровождающая его амблиопия проявляются в нарушении бинокулярного видения, в основе которого лежит поражение различных отделов зрительного анализатора и его сенсорно-двигательных связей. Косоглазие не только приводит к расстройству бинокулярного видения, но и препятствует его формированию. Функциональная теория, принятая отечественными офтальмологами, признает одной из главных причин косоглазия и изменения соотношения между аккомодацией и конвергенцией врожденную слабость высшего нервного управления деятельности мышц.

Аномалия рефракции, по мнению большинства офтальмологов — Л.И. Сергиевский (1951), А.В. Хватова (1955), Е.М. Фишер (1958), Э.С. Аветисов (1964), Н.И. Пильман (1964),

W. Doden (1961), S. Karpoviz (1962), Л.А. Григорян (1980) — является фактором, препятствующим формированию бинокулярного зрения в раннем возрасте.

Установление влияния рефракционного дефекта на развитие косоглазия имеет важное практическое значение. Э.С. Аветисов подчеркнул значение ранней оптической коррекции дефекта рефракции как реального средства для профилактики содружественного косоглазия, так как увеличение остроты зрения глаза за счет очков обеспечивает согласованное действие обоих глаз. При разной остроте зрения отсутствует физия, те. слияния двух изображений в одно не происходит.

Нечеткое изображение объекта, идущее в зрительный центр параллельно нормальному, исключается из акта зрения, постепенно косящий глаз теряет остроту зрения. Так развивается дисбинокулярная амблиопия, имеющая функциональный характер. В период сенситивного овладения предметным миром у ребенка с монокулярным зрением при отсутствии стереоскопического видения, затрудняется зрительно-пространственная ориентация, а формирование представлений о форме, величине, пространственном положении объектов, их множественности, количественном распределении в ряду множества, осложняется из-за монокулярного характера зрения.

Если глаз не лечить, то он постепенно слепнет, а человек становится инвалидом, у него сокращаются возможности при выборе профессии, возникают некоторые трудности ориентации в пространстве.

Термин «косоглазие» объединяет различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающее периодическое или постоянной отклонение (девиацию) глазного яблока. Различают мнимое, скрытое и истинное косоглазие.

Содружественное косоглазие характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения. Подвижность глаз во всех направлениях при этом свободна, угол отклонения правого и левого глаз равен как по величине, так и по направлению: косит чаще один глаз или оба глаза поочередно. В зависимости от того, куда отклонен глаз, наблюдается внутреннее или сходящееся и наружное или расходящееся косоглазие, а также косоглазие кверху и книзу. В ряде случаев может быть одновременно горизонтальное и вертикальное отклонение глаз.

Сходящееся косоглазие (глаз косит в сторону носа) встречается в 10 раз чаще, чем расходящееся. Оно в 70-80% случаев сочетается с дальнозоркой рефракцией. Поэтому принято считать, что не корригированная дальнозоркость является фактором, способствующим возникновению сходящегося косоглазия.

Расходящееся косоглазие сопровождается примерно в 60 % случаев близорукой рефракцией. Есть основание полагать, что близорукость может быть одним из факторов, способствующих возникновению расходящегося косоглазия.

Косоглазие бывает односторонним (монолатеральным) — косит постоянно один глаз — и двусторонним (альтернирующим) — попеременно косят оба глаза. При альтернирующем косоглазии зрение, как правило, достаточно высокое и одинаковое в обоих глазах. Монолатеральное, постоянное косоглазие сложнее альтернирующего (то косит, то не косит), так как при нем в результате постоянного отклонения одного глаза, отсутствия фузии, довольно быстро развивается выраженная амблиопия. Поэтому в процессе лечения необходимо «перевести» монолатеральное косоглазие в альтернирующее.

Недостаточность фузионных способностей глаз может возникнуть вследствие усиленной (при гиперметропии) или ослабленной (при близорукости) аккомодации и связанной с ней конвергенции. Такое косоглазие называется аккомодационным, а все другие формы содружественного косоглазия — неаккомодационными. При аккомодационном косоглазии, которое встречается в 25 — 40 % случаев, ношение очков приводит к симметричному положению глаз. Неаккомодационное косоглазие требует длительного комплекса лечения, включая оперативное вмешательство. Успех в этом случае зависит от времени выявления косоглазия, степени амблиопии и начала восстановительного лечения. Чем раньше оно начато, тем больше возможностей для получения положительных результатов, что, однако удается сделать весьма нечасто потому, что сами родители не в состоянии заметить дефект.

В нормальных условиях на рассматриваемый объект (точку фиксации) направлены зрительные оси обоих глаз. Два изображения фиксируемого объекта, падающие на центральные ямки сетчаток глаз, сливаются в видимое изображение.

Под влиянием неблагоприятных условий, высокая и точная согласованность деятельности обеих половин зрительного анализатора может нарушиться, что поведет к расстройству бинокулярного зрения. При косоглазии зрительная ось одного глаза отклоняется от совместимой точки фиксации. В таком случае, изображения объекта падают на неидентичные точки сетчаток правого и левого глаза, становятся несовместимыми, появляется тенденция к двоению зрительного изображения, затрудняется ориентировка в пространстве. Центральная нервная система принимает активные меры к тому, что изображение, воспринимаемое с отклоненного глаза подавлялось, из-за чего на нем возникает функциональная скотома.

Острота зрения отклоненного глаза понижается, развивается амблиопия этого глаза. Функции зрения выполняет один глаз.

Термином «амблиопия» обозначают такие формы понижения зрения, которые не имеют видимой анатомической или рефракционной основы. Наиболее частой причиной амблиопии у детей бывает косоглазие или страбизм — не параллельность оптических осей глаза, при этом к 85-90 % случаев косоглазия наблюдается разная степень снижения зрения, т.е. появление амблиопии.

В зависимости от степени понижения остроты зрения различают амблиопию слабой (острота зрения 0,8 — 0,4), средней (острота зрения 0,3 — 0,2), высокой (острота зрения 0,1-0,05) и очень высокой (острота зрения 0,04 и ниже) степени (Э.С. Аветисов (1963)),

Различают следующие виды амблиопии: дисбинокулярная, обскурационная, рефракционная, истерическая.

Дисбинокулярная амблиопия возникает вследствие расстройства бинокулярного зрения. Понижение зрения развивается вследствие косоглазия. Дисбинокулярная амблиопия может быть двух видов: амблиопия с правильной (центральной) фиксацией (фиксирующий участок — центральная ямка сетчатки) и амблиопия с неправильной (нецентральной) фиксацией (фиксирующим становится любой другой участок сетчатки). Последняя встречается в 70-75 % случаев. Рефракционная амблиопия возникает вследствие аномалий рефракции, которые в данный момент не поддаются коррекции. При ношении правильно подобранных очков постепенно острота зрения может повыситься, вплоть до нормальной. Причиной возникновения этого вида амблиопии является постоянное и длительное проецирование на сетчатку глаза неясного изображения предметов внешнего мира при высокой дальнозоркости и астигматизме.

Анизометропия — неодинаковая рефракция обоих глаз, в результате которой наблюдается неодинаковая величина изображения предметов на сетчатках обоих глаз. Это препятствует слиянию обоих изображений в один зрительный образ.

Обскурационная амблиопия развивается в результате помутнении оптических сред глаза (катаракты, помутнении роговицы), преимущественно врожденных или рано приобретенных. Диагноз ставится, если низкое зрение сохраняется, несмотря на устранение помутнений и отсутствие анатомических изменений в заднем отделе глаза (после экстракции катаракты).

Истерическая амблиопия возникает внезапно, чаще всего после какого-либо аффекта. Функциональные расстройства на почве истерии могут принимать характер ослабления или потери зрения. Эта форма амблиопии встречается довольно редко.

Амблиопия при содружественном косоглазии встречается более чем в 30 % случаев и является его следствием. Вместе с тем, она сама может быть причиной косоглазия. Это происходит в тех случаях, когда один глаз имеет значительное снижение остроты зрения (до 0,3-0,4 и ниже), при котором невозможно слияние изображений. В этом случае глаз с низкой остротой зрения не участвует в акте зрения, что приводит к его косоглазию.

Столь подробное рассмотрение амблиопии при косоглазии необходимо потому, данная патология требует принципиально отличного от других видов зрительных нарушений. Если другие нарушения зрительного анализатора являются необратимыми и требуют специальных оптических и технических средств коррекции и компенсации, то нарушение бинокулярного зрения при косоглазии и амблиопии в большинстве случаев может и должно быть устранено в ходе интенсивных тренировок и применения специальных методов лечения. При этом следует исключить те виды косоглазия, которые сочетаются с другими глазными патологиями: паралитическое косоглазие, астигматизм и косоглазие, косоглазие и атрофия зрительного нерва и др.

Таким образом, понимание структуры зрительного дефекта позволяет организовать не только соответствующую медицинскую помощь, но правильно осуществлять психолого-педагогическую коррекционную работу. Но при этом необходимо знать и систему лечения зрения детей, с тем, чтобы способствовать активизации и упражнению нарушенных функций зрения.

Зрительный дефект обусловливает ход психического развития ребенка при отсутствии специального обучения и воспитания, то есть коррекционных методов и средств помощи. Без этого дефект у ребенка может привести к целому ряду вторичных отклонений, сдерживающих процесс социальной адаптации и интеграции детей с нарушением зрения.

Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения:

1. Каких Вы знаете замечательных людей, имеющих патологию зрения? (писателей, ученых, педагогов, поэтов и т.д.).

2. Приходилось ли Вам общаться со слепыми людьми? Расскажите о своих впечатлениях или трудностях общения.

3. Попробуйте выполнить ряд практических действий с выключенным зрением: пройти по коридору; найти по звуку будильник в комнате; послушать звуки и назвать их источники;

составить реферат по одному из видов глазных заболеваний, и опишите трудности зрительной ориентировки, возникающие на фоне этой глазной патологии; назовите и опишите разницу между гиперметропией и миопией, в принципиальная разница в подходах к обучению этих детей; какие трудности возникают у детей при альбинизме?

1 Аветисов Э.С. Охрана зрения детей. М, 1975.

2. Архангельский В.Н. Глазные болезни. М., 1963

3 Белецкая В.И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников. М., 1982.

4. Базарный В.Ф. Зрение у детей. Новосибирск, 1991.

5 Волкова О.А., Денискина В.В., Плаксина Л.И. и др. Навстречу незрячему. Центр реабилитации слепых. М., 1998.

6. Дымшиц Л. А. Основы офтальмологии детского возраста. М., 1980.

7. Жохов В.П., Плаксина Л.И. и др. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией.

8. Каплан А.И., Ковалевский Е.И. Детская офтальмология.

9. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в ДОУ для детей с нарушением зрения. М., 1998.

10. Скребицкий А.И. Воспитание и образование слепых, и их призрение на Западе. СП б, 1903.

источник

Хорошее зрение – одна из самых важных функций человеческого организма. С рождения мы начинаем познавать мир и огромную роль в этом процессе играют глаза. С ранних лет на зрение ребенка оказывается огромная нагрузка (компьютер, телевизор, постоянное нахождение в помещении с лампами исскуственного света, все чаще малоподвижный образ жизни). В последние годы дети без проблем со зрением встречаются все реже, с близорукостью, дальнозоркостью и косоглазием все чаще и чаще.

Близорукими называют людей, которые плохо видят удалённые объекты. Для того чтобы увидеть ясно и четко, они должны приблизиться к предмету или поднести его ближе к глазам. Когда близорукий смотрит на отдаленный предмет, он обычно прищуривает глаза, добиваясь этим уменьшения количества света, падающего на сетчатку,— тогда он может видеть несколько более четко. Отсюда произошло второе название близорукости — миопия, что означает в переводе с греческого языка прищуривание. Если представить графически ход лучей света в близоруком глазу, то видно, что они сходятся в фокус, не достигнув сетчатой оболочки, и затем падают на нее в виде расходящегося пучка. Следовательно, на сетчатке вырисовывается уже не четкое изображение предмета, а расплывчатое световое пятно. Объясняется это двумя факторами: размером глазного яблока и силой его оптического аппарата. Близорукий глаз обычно больше нормального, а его оптический аппарат преломляет более сильно, чем в норме, световые лучи.

Почему же в таком случае близорукий на каком-то определенном, близком от глаза, расстоянии может видеть хорошо? Дело в том, что по мере приближения предмета к глазам лучи от него будут принимать не параллельное направление, а расходящееся. Такие лучи, падающие на глаз под большим углом, преломить труднее, и на каком-то определенном для каждого глаза расстоянии фокус совместится с сетчаткой. Вот на этом близком расстоянии человек, страдающий близорукостью, может ясно видеть. Это расстояние называется дальнейшей точкой ясного зрения, по которому и определяется степень близорукости. С увеличением близорукости уменьшается расстояние, с которого человек может ясно видеть, а, следовательно, и приближается к глазу дальнейшая точка ясного зрения. Близорукость может определяться также по силе того рассеивающего стекла, отмечаемого знаком минус (–), которое, будучи поставлено перед глазом, изменяет ход лучей в глазу таким образом, что фокус их совпадает с сетчаткой.

Читайте также:  Каким спортом заняться при близорукости

Сила очковых стекол выражается специальной единицей измерения, называемой диоптрией. Так, при близорукости в 1 диоптрию дальнейшая точка ясного зрения будет находиться на расстоянии 1 метра перед глазом. При дальнейшей точке ясного зрения, расположенной в 50 сантиметрах от глаза, степень близорукости равна 2 диоптриям, в 10 сантиметрах от глаза — 10 диоптриям и т.д. Следовательно, для того чтобы исправить сильную преломляющую способность при близорукости, нужно приставить к глазу рассеивающее стекло, исправляющее данную степень близорукости. В зависимости от стекла, требующегося для исправления близорукости, последняя может быть разделена на три степени: до 3 диоптрий — начальная степень близорукости, от 3 до 6 диоптрий — близорукость средней степени и больше 6 диоптрий — высокая степень близорукости.

При степени близорукости до 3 диоптрий человек плохо видит вдаль, но достаточно четко — при чтении и работе на близком расстоянии. При средней и тем более высокой степени близорукости без очков трудно или невозможно смотреть вдаль, работать на близком расстоянии. Практически каждому человеку, страдающему близорукостью, необходимо постоянное ношение очков. Если очки прописываются в молодом возрасте, то они обычно хорошо переносятся и не вызывают утомления глаз. В детском и юношеском возрасте можно назначать максимальные по силе стекла, полностью исправляющие зрение. Взрослым обычно приходится назначать стекла несколько меньшей силы по сравнению с имеющейся у них близорукостью, так как стекла, полностью исправляющие близорукость, будут утомлять глаза.

Иногда при близорукости человек может ощущать боль в глазах при чтении. Такие жалобы довольно часто приходится слышать врачу. Чем это объясняется? По условиям своего зрения близорукие вынуждены держать книгу или другой какой-нибудь предмет близко к глазам. При этом глаза сходятся в сторону носа, что требует усиленной работы мышц, двигающих глаза; мышцы глаза утомляются, и человек ощущает боль в области глаз и лба. Стоит только закрыть один глаз рукой и смотреть другим, как это болевое ощущение обычно исчезает. В некоторых случаях при близорукости даже может развиться косоглазие — один из глаз отклоняется кнаружи вследствие ослабления внутренней прямой мышцы.

Если близорукость начальной и средней степени нельзя считать заболеванием (это, скорее всего, лишь один из вариантов строения глаза), то близорукость высокой степени может сопровождаться такими осложнениями, которые позволяют считать ее болезненным процессом. Основным моментом, вызывающим осложнения в этих случаях, следует считать растяжение стенок глазного яблока. Сетчатка растягивается, нарушается ее питание и это приводит к появлению на ней очаговых изменений в виде беловато-желтых пятен. Если они находятся в центральной части сетчатки, где располагаются колбочки, то зрение резко понижается, и очки уже не помогут. При близорукости высокой степени иногда могут появляться кровоизлияния в сетчатке вследствие разрыва мелких сосудов; иногда такие кровоизлияния могут быть и в стекловидном теле. Они также понижают, причем иногда значительно, зрение.

Часто близорукие жалуются на то, что они видят перед глазами мелкие сероватые или черные точки, которые передвигаются, принимают иногда вид «запятых», «хлопьев» и т.д. Это вызвано мельчайшими помутнениями в стекловидном теле, которое у близоруких, может изменять свою структуру. Самым тяжелым осложнением близорукости считается отслойка сетчатки. Чаще всего она возникает при близорукости высокой степени. Зрение в этих случаях резко понижается, иногда вплоть до полной слепоты. Помочь в таких случаях может только своевременно сделанная операция.

Очень большое значение при близорукости имеют профилактические мероприятия, которые уменьшают возможность ее развития и увеличения. Мы уже говорили о важной роли постоянного ношения правильно подобранных очков. Но не только одни очки решают дело. Близоруким людям вредно длительное зрительное напряжение. Поэтому надо организовать режим работы так, чтобы через 40–45 минут чтения, письма или какой-либо другой работы, требующей напряжения зрения, делать 10-минутный перерыв. Лучше в это время закрывать глаза, чтобы дать им полный отдых.

Нередко под термином, «дальнозоркость» понимают способность глаза очень далеко видеть. Это ошибочное толкование. На самом же деле «дальнозоркость» означает лишь то, что вдаль видно лучше, чем на близком расстоянии. Давайте рассмотрим особенности оптической системы дальнозоркого глаза. Лучи света в дальнозорком глазу не в состоянии фокусироваться на сетчатке и сходятся в одну точку за глазом.

Это зависит от двух факторов: Размер дальнозоркого глаза (его ось) меньше, чем нормального, и еще меньше, чем близорукого; Преломляющая способность оптической системы такого глаза слабее. Каким же образом дальнозоркий человек может видеть, и иногда достаточно четко, как далекие, так и близкие предметы? В этом ему помогает аккомодация, то есть приспособление глаза, в основе которой лежит изменение кривизны или толщины хрусталика.

Изменения кривизны хрусталика у человека производятся автоматически при помощи сокращения ресничной мышцы, что дает возможность видеть на различном расстоянии. Чем больше кривизна хрусталика, тем сильнее преломляются им лучи, попадающие в глаз, и тем лучше видны близко расположенные предметы. Когда хрусталик уплощается, ясно видны только далекие предметы.

Различают несколько степеней дальнозоркости. При слабых степенях ее зрение вдаль хорошее, так как приспособляющий аппарат глаза (аккомодация) еще может усилить слабую преломляющую способность. Возможна и работа на близком расстоянии, хотя она сопровождается некоторым напряжением глаз. При средних степенях дальнозоркости зрение вдаль уже несколько слабее, а для зрительной работы на близком расстоянии оно ослаблено еще сильнее, так как приспособляющий аппарат уже не будет полностью справляться. Люди, имеющие высокую степень дальнозоркости, плохо видят вдаль, а работа на близком расстоянии практически для них невозможна.

Помочь дальнозоркому человеку хорошо видеть на всех расстояниях могут очки с так называемыми собирающими стеклами. Такие стекла усиливают преломляющую способность глаза и принимают на себя как бы часть работы хрусталика. В отличие от стекол, применяющихся при близорукости, они называются положительными и обозначаются знаком плюс (+). Вследствие того, что дальнозоркому приходится все время аккомодировать (приспособляться), у него может развиться усталость ресничной мышцы. Это проявляется болями в глазах, в области лба, которые довольно часто бывают у дальнозорких людей, не пользующихся очками, при работе на близком расстоянии (чтение, шитье и т. д.).

У дальнозорких довольно часто наблюдается покраснение век, слезотечение, частое моргание. Нередко у них бывают и ячмени. Лечение глазными каплями и мазями в таких случаях может не дать эффекта, и лишь после назначения очков, снимающих напряжение глаза, эти воспалительные явления могут навсегда прекратиться. В детском возрасте при дальнозоркости иногда появляется сходящееся косоглазие, которое нередко исправляется при ношении очков.

Косоглазие — это заболевание, вызванное неправильной работой одной или нескольких глазных мышц, что приводит к неправильному положению глаз. В норме оба глаза фокусируются на одну точку, но передают мозгу картинку со своей точки зрения. Мозг объединяет два изображения, что дает объемность образу, представляемому сознанию.

У каждого глаза есть шесть мышц, которые совместно обеспечивают движение глаз. Мозг контролирует все 12 мышц, чтобы оба глаза смотрели в правильном направлении. Для того, чтобы мозг смог соединять два изображения в одно, критически важно, чтобы все мышцы работали согласованно.

У детей косоглазие обязательно необходимо обнаружить как можно раньше, поскольку дети очень легко адаптируются. Если возникает косоглазие, мозг ребенка начинает получать две картинки, которые он не может сопоставить в одну. У ребенка возникает двоение, на что его мозг быстро реагирует подавлением одного изображения, чтобы работать с одним. В очень короткий срок мозг вызывает непоправимое подавление зрения из косящего глаза, делая его «ленивым» или амблиопичным. У детей также может развиться наклон или поворот головы, чтобы компенсировать косоглазие и избавиться от двоения. У взрослых с приобретенным не в детстве косоглазием практически всегда присутствует двоение: приспособляемость взрослого мозга ограничена.

К косоглазию могут привести различные причины. Косоглазие может быть врожденным, или вызванным травмой, определенными болезнями, а иногда глазными операциями.

При косоглазии на двоение начнут жаловаться взрослые, но не дети. Для детского косоглазия нехарактерны жалобы на двоение из-за описанных выше хороших адаптивных способностей мозга. Дети должны проходить скрининговые исследования зрения, чтобы рано выявить возможные проблемы. Чем моложе ребенок, когда у него выявлено косоглазие, и начато лечение, тем больше шансов на нормальное зрение. Наиболее часто встречающиеся симптомы: Отклонение глаз(а) к виску или носу. Наклонное или повернутое положение головы. Прищуривание. Двоение (в некоторых случаях)

Косоглазие выявляется при осмотре ребенка и полном офтальмологическом исследовании с применением тестов на бинокулярное зрение и с использованием призматических линз.

Выбор метода лечения косоглазия зависит от многих факторов, в том числе возраста пациента, причины косоглазия, стороны и степени отклонения. Методы лечения включают в себя: заклейки, ношение очков, занятия на синоптофоре, операцию. Заклейки подразумевают закрытие лучшего глаза на продолжительный промежуток времени, что заставляет мозг ребенка работать с худшим глазом. Со временем мозг привыкает работать со слабым глазом, и зрение постепенно улучшается. Чтобы этот вид лечения был эффективным, он должен применяться в раннем возрасте до того, как у ребенка утвердится амблиопия. Оперативное лечение применяется для исправления косоглазия у детей и взрослых. Оно может проводиться как под общей, так и местной анестезией. Существует несколько хирургических методик исправления косоглазия. Их выбор зависит от конкретной проблемной мышцы и угла отклонения глаз от общей точки фиксации.

Гигиена зрения

Гигиена глаз – это комплекс мер, направленных на сохранение и поддержание хорошего зрения, профилактика многих глазных заболеваний. Гигиена зрения предполагает следование некоторым правилам. Во-первых, крайне важно, что в процессе чтения свет был правильным. Это убережет глаза от перенапряжения. Источник света при чтении должен располагаться сверху и позади читающего таким образом, чтобы свет падал из-за плеча. Запрещается читать, если свет исходит в лицо.

Освещение помещения, где человек читает, должно быть довольно ярким. В сумраке читать нельзя, так как от этого портится зрение. Рабочий стол должен располагаться таким образом, чтобы окно или другой источник света находились слева. Искусственный источник света, например, настольная лампа, обязательно должна быть прикрыта плафоном, так как прямые световые лучи в противном случае будут резать глаза. При чтении с включенной настольной лампой основное освещение также лучше оставлять – это создаст плавный переход от менее интенсивного света к более интенсивному. Слишком интенсивный свет слепит глаза, становится причиной перенапряжения зрения, в результате чего глаза быстро устают. Кроме того, вредно читать, к примеру, в едущем автомобиле, так как текст в результате тряски находится на разном расстоянии от глаз. В гигиене зрения очень важно соблюдать правильное расстояние между глазами и текстом, которое должно быть не менее тридцати сантиметров. При рассмотрении чего-либо с близкой дистанции глазные мышцы напрягаются, и глаза опять-таки устают.

Современное общество не мыслит своей жизни без компьютеров. Но, к величайшему несчастью, компьютеры не только облегчают нам жизнь, но и вредят глазам, особенно у тех людей, кто постоянно работает за монитором. Для снятия напряжения с глаз при работе за компьютером рекомендуется выполнять несколько простых упражнений. В процессе работы монитор компьютера должен быть расположен на расстоянии не менее вытянутой руки. Кроме того, монитор должен располагаться на рабочем столе таким образом, чтобы, подняв глаза, можно было увидеть все предметы в помещении. После сорока минут работы за монитором компьютера необходимо делать перерыв, выполнять легкие упражнения, например, частой моргание, в процессе которого глаза расслабляются и увлажняются секретом слезных желез.

Для профилактики близорукости необходимо подвергать себя воздействию ультрафиолетовых лучей. В случае нехватки ультрафиолетовых лучей происходит нарушение обмена в организме фосфора и кальция. По этой причине сокращается приспосабливающая способность глаз. Под воздействием лучей солнца витамин Д, находящийся в клетках кожного покрова, становится активным и нормализует правильное всасывание соединений фосфора и кальция в организме.

Огромную роль в гигиене зрения играет сбалансированное питание, которое должно включать в себя необходимое количество витаминов, в частности «глазных» витаминов А и Д. Витамин Д включается в состав таких продуктов как говяжья печень и морская сельдь, яичный желток и натуральное сливочное масло. Витами А крайне важен для зрения, так как отвечает за способность глаз видеть в сумерках. При дефиците этого витамина расстраивается острота зрения, кожа утрачивает тонус, становится уязвимой для воспалительных процессов. Витамин А в изобилии содержится в печени трески, сливках и куриных яйцах. Существует и такое вещество, как провитамин А, называемый каротином. Каротин необходим в организме человека для синтеза витамина А. Каротина много в моркови и болгарском перце, шиповнике и луке, абрикосах и листовом салате.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *