Меню Рубрики

Правила при чтении при близорукости

Уверена, любители книг, как и я, задавались вопросами: можно ли нанести вред глазам, если много и долго читать? Как правильно и безопасно читать? А если немного углубиться, то еще всплывают мифы (или нет?) из детства о вреде чтения в лежачем положении или при плохом свете. Есть ли разница, когда читаешь книгу с телефона/планшета/компьютера или бумажный аналог? Я решила разобраться во всем этом и перекопала кучу информации. Самое интересное и познавательное я собрала в данной статье и делюсь с вами.

Сначала рассмотрим ситуацию с научной точки зрения.

Чтение оказывает большую нагрузку на глаза , поскольку восприятие текста связано с чрезвычайно быстрым выполнением зрительным анализатором работы по различению огромного количества крайне мелких деталей и по перемещению вдоль строк и от строки к строке. Такая зрительная работа сопряжена с напряжением аккомодации, поскольку распознавание букв требует увеличения преломляющей силы хрусталика, и установления определенной его кривизны. Аккомодационной и внутренним прямым мышцам глаза приходится пребывать в напряжении в течение довольно длительного времени. Остальные глазодвигательные мышцы также выполняют большую работу, обеспечивая движение глаз вдоль строк.

Значительно влияет на утомляемость глаз удобочитаемость текста , его оформление:

  • рисунок букв и символов (шрифт и стиль),
  • величина букв (кегль),
  • разрядка,
  • длина строк,
  • межстрочный интервал.

Наибольшему зрительному утомлению подвергаются школьники и студенты.

Устают ли глаза от чтения? Да. Вредно ли чтение для зрения? Давайте разбираться дальше.

Считается, что наибольшее напряжение глаз возникает из-за чтения, особенно при плохом свете. Но в действительности чтение является одним из лучших способов поддержания глаз в активном и здоровом состоянии и никогда не может быть причиной дефектов зрения, независимо от того как много человек читает, но только, если глаза все время находятся в ненапряженном состоянии .

Если чтение осуществляется правильно, оно может принести только хорошие результаты, но если оно осуществляется в обычной манере, дела пойдут хуже, чем прежде.

Устают ли твои глаза во время чтения?

«Прекрати читать в темноте, ты испортишь зрение!» Вероятно, вы помните, как слышали это от родителей, когда ребенком они обнаруживали вас с головой под одеялом, с фонариком и книжкой, от которой было невозможно оторваться. Теперь, когда вы видите, как другие люди, а возможно, и ваши собственные дети читают при тусклом свете, вам хочется повернуть до максимума регулятор яркости или сделать им похожее замечание.

Тусклый свет определенно усложняет фокусировку зрения. Из-за него человек также начинает реже моргать, что приводит к дискомфорту, потому что глаза становятся слишком сухими и от этого вы щуритесь.

Однако негативные эффекты, вызванные напряжением зрения, не очень продолжительны. Они пропадут, как только вы вернетесь в нормальное освещение.

Доказательств того, что чтение в темноте навсегда испортит вам зрение, просто не существует. Не имея ясных научных свидетельств, мы вынуждены обратиться к другим доступным источникам информации — мнениям экспертов, смежным исследованиям и выявленным тенденциям. Большинство офтальмологов придерживаются мнения, что чтение при тусклом освещении не наносит вреда глазам.

Несмотря на то что чтение при тусклом освещении может стать причиной напряжения глаз, сопровождающегося многочисленными непродолжительными отрицательными эффектами, оно вряд ли вызовет перманентные изменения в функционировании или строении глаз.

С другой стороны, в одной обзорной статье о близорукости был сделан вывод о том, что «усложненные испытания зрения», такие как чтение при тусклом свете или на слишком маленьком расстоянии от лица, могут привести к «ухудшению развития зрения и неадекватной рефракции» (другими словами, чтение при тусклом свете все-таки может испортить вам зрение).

В качестве основного доказательства, приведенного для обоснования этого заявления, было отмечено все большее распространение близорукости и то, что люди, которые больше читают, чаще становятся близорукими. Автор также заметил, что эта гипотеза только начинает «обретать под собой научную основу».

Рассматривая подобную аргументацию, мы должны обратить внимание на несколько важных фактов.

  1. Во-первых, наличие взаимосвязи — это не то же самое, что наличие причинной обусловленности. Тот факт, что среди много читающих людей больше близоруких, не означает, что чтение при тусклом свете стало причиной их близорукости. Даже если эти вещи взаимосвязаны, ключевым фактором может оказаться продолжительность чтения, а не яркость света, при котором это чтение происходит.
  2. Другим заслуживающим внимания фактом является прослеживающаяся тенденция в историческом развитии освещения. До изобретения и широкого распространения электрических лампочек люди были вынуждены читать, сидя в темной комнате при свете свечки. Сейчас большинству из нас свет для чтения доступен, когда заблагорассудится. За всю мировую историю у нас никогда не было света для чтения лучше, чем сейчас. В этом смысле тот факт, что многие люди сегодня близоруки, когда наш мир так хорошо освещен, не является хорошим доказательством идеи, что чтение при тусклом свете портит людям зрение.

Существует миф о том, что Иоганн Себастьян Бах лишился зрения, потому что в юности переписывал нотные тетради при свете луны.

В 2007 году учёные Аарон Кэрролл и Рейчел Вриман проанализировали многочисленные исследования на тему зрения и чтения в условиях недостаточного освещения и пришли к выводу: утверждение, что читать в темноте вредно для глаз, не более чем медицинский миф. Они подчеркнули, что эффектом от такого чтения может стать напряжение мышц зрительного аппарата, иногда появляются головные боли от повышенной нагрузки на глаза. Человек при этом испытывает дискомфорт, который, однако, исчезает, как только глазам дают отдых.

Иными словами, чтение при тусклом свете не изменяет навсегда структуру органов зрения или их функции.

Более того — наши глаза могут приспосабливаться видеть одинаково хорошо и в полной темноте, и при ярком солнце. Достигается это при помощи сужения и расширения зрачка, изменения формы хрусталика под управлением глазных мышц. Таким образом, регулярные перерывы, специальная гимнастика, дающая отдых глазам, способна сохранить зрение при плохих условиях для чтения.

Среди офтальмологов существует мнение, что именно длительные нагрузки на глазные мышцы приводят впоследствии к миопии (близорукости). Если мышцы глаза постоянно напряжены, то происходит их резкое сокращение либо растяжение такой степени, что они лишаются эластичности и теряют способность менять форму хрусталика.

С другой стороны, существуют и другие причины возникновения этой болезни:

  • наследственность,
  • плохое питание,
  • неправильная коррекция имеющихся нарушений.

Родителям также рекомендуется следить за режимом зрительных нагрузок при чтении у ребёнка, так как до десяти лет глаз продолжает интенсивно формироваться (в данный период велик риск развития школьной миопии). Детям в этом возрасте полезно часто бывать на улице, участвовать в подвижных играх.


  1. Освещение должно быть равномерным, чтобы снизить дискомфорт при переходе взгляда от более ярких полей зрения к менее ярким. Чем меньше перепадов интенсивности освещения, тем лучше для глаз.
  2. Целесообразно совмещать общее освещение в помещении и локальное. Использование только локального освещения не позволяет добиться достаточного уровня равномерности.
  3. Источники освещения стоит располагать так, чтобы добиться отсутствия бликов, теней и отражений.
  4. Интенсивность освещения подбирается индивидуально, слишком яркое, как и слишком темное освещение приводит к излишнему напряжению органов зрения.

Освещение должно быть не слишком ярким, но достаточным для чтения. Чтобы освещение не вредило зрению, избегайте эффекта ослепления:

  • Не помещайте в комнатах блестящие предметы, способные отражать очень сильный свет.
  • Не используйте лампы без абажуров, рассеивателей, отражателей: они наносят непоправимый вред зрению.
  • Отражатели от старых абажуров из светлого прозрачного стекла замените на матовые или молочно-белые.
  • Слишком интенсивные светильники, дающие яркий прямой свет, расположите как можно выше (поместите их над собой, а не перед собой).

Считается, что лампы дневного света нежелательны для человека, длительно читающего, но современные лампы нового поколения (по характеристикам производителей) не вредны.

Преимущество за лампами люминесцентными, так называемыми лампами дневного света. Это преимущество заключается в том, что излучение таких ламп гораздо ближе к спектру естественного солнечного света, чем у ламп накаливания.

Единственный недостаток, который может быть у люминесцентных ламп, это мерцание. Однако в последние годы конструкции этих ламп исключают такое явление.

В Журнале оптометрии и науки о зрении (Journal of Optometry and Vision Science) опубликовали информацию о том, что люди держат свои мобильные девайсы слишком близко, от чего зрение стремительно портится.

Исследование этого журнала показало, что, просматривая веб-страницы на смартфоне и другом мобильном девайсе, люди держат его на четыре-шесть сантиметров ближе, чем когда печатают текст.

Из 129 протестированных людей, использующих контактные линзы, ни один не соблюдал правило «1,2,10». Это правило заключается в том, чтобы держать телефон на расстоянии одного фута, то есть, около 30 см от лица, экран компьютера должен быть на расстоянии двух футов, а телевизор — десяти футов.

Изображения на смартфоне могут быть разного размера, например, очень мелкий шрифт, который трудно прочитать. Поэтому вы непроизвольно приближаете смартфон к лицу. И эти данные подтверждаются статистикой.

Близорукость или миопия возникает от сочетания факторов: наследственности и нагрузки на глаза от постоянного рассматривания близких объектов, например, чтения.

Использование смартфона — это, фактически, то же самое, что чтение или работа за компьютером, с той только разницей, что смартфон мы подносим очень близко к лицу, и глазам сложнее концентрироваться на объекте.

Во-первых, конечно, чтение лежа вредит зрению . Ни для кого не секрет, что расстояние между книгой и глазами должно быть не менее 33 см. Держа книгу в руках, довольно сложно сохранять это условие. То приближая, то удаляя книгу, мы постоянно меняем аккомодацию глаз, что приводит к быстрому утомлению и головным болям. А для лежащего на боку один край книги находится ближе другого, что приводит к тому же результату.

Работа глаз затрудняется еще и неправильным освещением. Даже настольная лампа не спасает положения, т.к. от лежащей горизонтально книги свет отражается прямо в глаза.

Во-вторых, в таком положении грудная клетка оказывается сдавленной, что нарушает ритм дыхания, а значит, затрудняется кислородное питание внутренних органов — возникает кислородное голодание. Вот по этому, многие «принимают» книжку на ночь в качестве снотворного — недостаток кислорода вызывает сонливость.

В-третьих, нарушается циркуляция крови. Нарушение кровообращения может привести — страшно подумать — к возникновению застойных явлений в коре головного мозга. Самое меньшее зло, которое мы получим в результате — это боль в затылке. Что касается детей и подростков, то «лежачее чтение» чревато нарушением осанки, заболеваниями позвоночника. Казалось бы, пересев на стул, можно забыть о проблемах, но — не тут-то было! Долгое сидение вызывает геморрой и варикозную болезнь. Может, вообще не читать?

Если Вы решили почитать перед сном в кровати, выбирайте положение полулежа, подложите под спину и плечи подушку, расположите книгу на коленях не менее чем в 30 см от глаз. Предварительно обеспечьте необходимое количество света: оптимальным считается верхнее освещение. Если Вы используете настольную лампу, убедитесь, что ее мощность не менее 60 Вт и она имеет плотный абажур. Показатель освещенности при этом должен быть не ниже 100 лк.


Для начала следует сказать о том, почему читать в транспорте вредно. Рассмотрим основные причины.

  1. Во-первых, чтение в транспорте негативно сказывается на здоровье глаз и зрения потому, что в транспорте плохая освещенность. В первую очередь, это касается метро. Читать при таком освещении становится трудно, глазные мышцы излишне перенапрягаются.
  2. Следующая причина — это прыгание и дрожание книги в руках, неизбежно возникающее вследствие вибрации транспорта. Такое занятие, как чтение требует большой работы глазодвигательных мышц, а также мышц хрусталика. Неудивительно, что в таком случае глаза начинают уставать довольно быстро. Для того, чтобы на зрение не оказывалось сильного влияния, нужно убрать вибрационный фактор. Это можно сделать, если правильно расположиться на сиденье — спина и локти не должны касаться сиденья, книга должна находиться от глаз на приемлемом расстоянии, а сам позвоночник расслаблен. Такой способ чтения позволяет оставить голову и книгу неподвижными, что позволяет снизить нагрузку на глаза.

Нижеприведенные рекомендации помогут сохранить глаза и зрение в норме, если вдруг захотелось почитать любимую книгу в метро или автобусе.

  • Во время остановок транспорта рекомендуется делать глазную гимнастику. Для этого достаточно лишь посмотреть вверх-вниз, влево-вправо или мысленно нарисовать несколько геометрических фигур взглядом.
  • Избегайте травм. Резкая остановка вагона метро или торможение автобуса может легко привести к травмированию, поэтому будьте максимально внимательны во время поездки. Для этого крепко держитесь за поручни и твердо стойте на ногах. Если есть возможность сесть, то не пренебрегайте ею — это минимизирует нагрузку на глаза и зрение.
  • Из второго правила вытекает и следующее — для того, чтобы в транспорте меньше трясло выбирайте по возможности поездки в метро, электричке или трамвае. По сравнению с автобусами эти виды транспорта меньше «дрожат».
  • Слушайте аудиокниги. Заменить обычную бумажную книгу на аудиокнигу — это отличный выход из ситуации при чтении в транспорте. В этом случае глаза не будут страдать от зрительной нагрузки.
  • Сократите время на чтение в транспорте. Идеально, если оно не будет превышать 15 минут. Тогда нагрузка на зрение будет минимальной.

Итак, подводим промежуточные итоги:

  1. Читать нужно только при хорошем и подходящем свете. Слишком яркий или тусклый свет портит ваше зрение. Желательно чтобы свет падал с левой стороны.
  2. Читать нужно сидя и книга должна быть под наклоном.
  3. Желательно не читать перед сном, так как дополнительная нагрузка для глаз перед сном может навредить.
  4. Нельзя читать в транспорте, который передвигается.
  5. Расстояние между глазами и книгой должно составлять 30-35 см, не больше и не меньше.

Делайте регулярные перерывы. Вы можете выбрать лучшие шрифты и цвета на лучшем экране, но все это вам не поможет, если не будете давать глазам вовремя отдохнуть.

10 секунд раз в 10 минут просто отводите глаза от экрана, раз в час делайте полноценный перерыв на 5-10 минут – этого вполне достаточно.

Шрифт должен быть достаточно крупным, чтобы буквы не сливались и не приходилось щурить глаза (иначе они сохнут), но не слишком большим, чтобы каждое слово удобно прочитывалось целиком. То же самое относится к межстрочному интервалу.

Читайте также:  Народные рецепты при лечении близорукости

При чтении бумажной книги лучше выбрать шрифт с засечками, способствующими направлению глаза вдоль одной строки и лучшему запоминанию текста.

Так выглядит шрифт с засечками

Для тех, кому нравится читать с электронных носителей, более подходящими будут шрифты без засечек, поскольку высока вероятность, что обычно вы читаете написанное именно такими шрифтами и ваши глаза привыкли к ним.

При долгом чтении очень сложно следить за своей позой. Поэтому раз в 60 минут стоит делать пятиминутный перерыв, который полезно тратить на упражнения для глаз, большинство из них довольно простые. Примеры упражнений:

  1. Упражнение «Шторки»: поморгайте две минуты, быстро, но без напряжения.
  2. Для упражнения «Сюрприз» надо ровно сесть и сильно зажмурить глаза на пять секунд, после чего резко и широко открыть, повторить десять раз.
  3. При желании можно делать и более сложные упражнения, например, по методике Норбекова: голову держите прямо, не двигайте ей, стараясь при этом как можно выше поднять глазные яблоки, затем как можно ниже опустить их. Так же поворачивайте взгляд влево и вправо. Затем проведите глазами линию из нижнего правого угла в верхний левый и наоборот, после чего нарисуйте цифру восемь сначала в одну, потом в другую сторону. Врачи-офтальмологи так же советуют время от времени отрывать глаза от книги и переводить вдаль на несколько секунд.
  4. Расслабление тоже служит гимнастикой для глаз. Сядьте максимально удобно, расслабьтесь, положите ладони на глаза так, чтобы они плотно закрывали от света, но не давите, глаза должны более-менее свободно открываться и закрываться. Скорее всего, вы увидите яркие размытые пятна. Дождитесь их исчезновения.

Ещё одним значительным фактором является достаточное количество витаминов в организме. Самыми необходимыми для поддержания хорошего зрения являются витамины A (содержится в моркови и яблоках), C (знаменитая аскорбиновая кислота, её много в чёрной смородине) и Е (в молоке, яйцах, орехах).

Бывает, что от усталости в глазах чувствуется резь или жжение. Снять неприятное ощущение помогут компрессы из свежезаваренного чая или ромашки.

Такие нехитрые действия помогут вам не только получить пищу для души и ума, но и сохранить при этом зрение.

источник

Чтение с пользой для глаз

Чтение считается одним из неизбежных зол цивилизации. Нам советуют избегать мелкого шрифта и читать только при благоприятных условиях. Это, якобы, сведет негативные последствия чтения к минимуму. Регулярно проводятся исследования, позволяющие установить, какой шрифт для зрения менее вреден, особенно если речь идет о здоровье школьников. Разработаны гигиенические правила, касающиеся размера шрифта, его цвета, расстояния между буквами и строками, длины строк. Издательства вынуждены подтверждать соответствие каждой изданной ими книги установленным гигиеническим требованиям. Все это правильно, однако необходимо понимать, что дозированное чтение мелкого шрифта очень полезно для глаз. Крупный шрифт легче, чем мелкий, прочитать при слабом освещении, приблизив книгу к глазам. А вот мелкий шрифт невозможно прочитать близко к глазам, если их как следует не расслабить. Дозированное чтение мелкого шрифта на очень близком расстоянии оказывает на мышцы глаз расслабляющий эффект (рис. 4).

Пациентам с миопией можно рекомендовать упражнения на разглядывание мелкого шрифта. Миопия в результате этих тренировок будет снижаться. Почитав в течение нескольких минут мелкий шрифт при неблагоприятных условиях, вы сможете читать обычный шрифт в обычных условиях значительно легче. Этим способом за несколько секунд удается снизить боль в глазах. Известно, что лыжников перед ответственными соревнованиями отправляют тренироваться в горы. Там меньше кислорода, и тренировки проходят в усложненных условиях гипоксии. Зато когда непосредственно перед соревнованиями спортсмены спускаются на равнину, то пробегают свою дистанцию легко, на одном дыхании. То же в отношении нагрузки на глаза. Усложнив исходные условия для чтения, а потом резко облегчив их, мы помогаем глазам расслабиться.

Тренировки на чтение мелкого шрифта полезны при близорукости. Особенно эффективны в этом случае тренировки на распознавание предназначенного для чтения вблизи мелкого шрифта на отдаленном от глаз расстоянии (рис. 5).

Подберите текст с газетным шрифтом или воспользуйтесь приведенным ниже.

Отодвиньте страницу с текстом от глаз на то максимальное расстояние, на котором он еще хорошо читается. Прочитав несколько предложений, отодвиньте текст чуть дальше от глаз (рис. 6). Вы должны почувствовать некоторое ухудшение видимости. Важно при этом не отодвигать страницу настолько далеко, чтобы буквы не распознавались. Ухудшение видимости должно быть минимальным. Это как бы затуманивание текста с небольшой расплывчатостью контуров букв. Текст при этом должен быть читаемым.

Подождите, пока зрение восстановится и видимость улучшится. Как только буквы станут четкими, прочитайте несколько абзацев и попытайтесь снова немного отодвинуть текст от глаз или отклонить голову от текста (рис. 7).

Если вам снова удастся прочитать текст на увеличенном расстоянии, прочтите несколько абзацев. Если же буквы расплываются и прочитать текст не удается, снова уменьшите расстояние от текста до глаз (рис. 8). И читайте текст на таком расстоянии.

Ежедневно повторяйте эти упражнения по 5–10 минут, по нескольку раз в день. Фиксируйте результаты и записывайте расстояние, на котором вам удалось прочитать текст.

Считайте своей большой победой, если в результате тренировок расстояние от глаз до газетного текста составит 60–70 см (рис. 9). Однако не спешите получить такой результат. Только через месяц после начала тренировок вы почувствуете заметное улучшение.

Из приведенных ниже отрывков определите самый мелкий шрифт, который можете читать свободно, без усилий на расстоянии 20–30 см (рис. 10, 11).

Затем выберите необходимый вам текст с соответствующим размером шрифта (рис. 12–18).

источник

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ И ПРОГРЕССИРОВАНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ

Правило 1. Любое зрительное напряжение (чтение, рисование, сборка конструктора) должно чередоваться с активным отдыхом (играми, физическими упражнениями).

Правило 2. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30-35 см. (Оно равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев). Такое расстояние не требует значительного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь. При чтении за столом, всегда нужно использовать подставку для книг.

Правило 3. Место для занятий должно быть достаточно освещено, находиться у окна, в вечернее время освещение рабочего места лампой не менее 60 ватт с непрозрачным колпаком. Свет должен падать с левой стороны для правшей, для левшей наоборот, освещать только рабочую поверхность, оставляя глаза в тени. Свет всегда должен быть мягким, не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий. Свет над классной доской (500 люкс) при занятиях всегда должен гореть. Окна в классах не должны быть закрыты занавесками и цветами.

Правило 4. Правильное положение ребенка при работе за компьютером:

Не сутулиться.
Не сидеть, положив ногу на ногу.
Сохранять прямые углы в локтевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах. При необходимости использовать подставку для ног.
При работе на клавиатуре не держать руки на весу.
Следить, чтобы спинка стула поддерживала нижнюю часть спины.
Отрегулировать высоту стола, кресла, угол наклона и высоту подставки монитора, с учетом того, что центр монитора должен быть на 10-20 см. ниже уровня глаз, а расстояние от глаз до монитора 45-70 см.

Правило 5. Делать перерыв в занятиях 5-10 минут через каждые 30 минут. При прогрессировании миопии необходимо, чтобы на каждые 20-25 минут зрительной работы приходилось не менее 5 минут отдыха. При близорукости выше 6.0 диоптрий целесообразно сократить время непрерывной зрительной работы до 15 мин, а время отдыха увеличить до 10 мин.

Правило 6. Не рекомендуется читать / играть лежа, особенно на боку, так как в положении лежа нарушается правильная освещенность, чтение лежа способствует растяжению заднего полюса глаза. При чтении на боку глаза располагаются на разном расстоянии до рассматриваемого объекта, что приводит к зрительной утомляемости.

Правило 7. Нельзя читать при плохом освещении, в транспорте. Неустойчивое положение книги при движении транспорта затрудняет чтение, побуждает приближать текст к глазам, что способствует их быстрому утомлению.

Правило 8. Необходимо ограничить время, которое ребенок проводит у телевизора. Расстояние до экрана телевизора должно быть не менее 2,5 м. Чем младше ребенок, тем меньше времени он должен проводить у телевизора. Для детей 3-4 лет оно должно быть ограничено 15-20 минутами, 5-6 лет — не более 30 минут, до 14 лет — не более 1,5 часа, для школьников старших классов — не более 2 часов непрерывной зрительной работы. Комната при этом должна быть освещена.

Правило 9. Применять простое правило «20 — 20 — 20»: через каждые 20 минут работы за компьютером в течение 20 секунд моргать обоими глазами 20 раз. Такое упражнение существенно улучшает кровоток и облегчает работу глазных мышц.

Правило 10. Для тренировки остроты зрения, необходимо носить 1-2 раза в день по 30 минут очки с дырочками (перфорационные, очки-тренажеры), или смотреть в них телевизор, можно одевать их при работе с компьютером.

Правило 11. При работе в очках необходимо снимать их при чтении или письме вблизи и надевать их снова при зрительной работе вдаль (работа с доской и т.д.). Это обеспечивает правильную работу мышц глаз (при близорукости до – 3,0 диоприй).

Правило 12. Очки для дали должны быть подобраны с таким расчетом, чтобы каждый глаз видел лишь шесть-семь верхних строк проверочной таблицы, что соответствует 70-100 % зрения. Носить очки для дали следует постоянно, работать ВБЛИЗИ В НИХ НЕЛЬЗЯ!

Очки для работы подбираются индивидуально в зависимости от степени близорукости наличия астигматизма. Очки для работы подбираются для взрослых на 2,5 диоптрии меньше коррекции для дали, а для детей – на 3диоптрии меньше. При наличии астигматизма сферический компонент уменьшается на 2,5диоптрии, а астигматическая коррекция подбирается для работы вблизи.

Главное назначение очков — оптическая коррекция. Важнейшее их качество — чистота линз.

Правило 13. Необходимо исключить зрительные нагрузки за полчаса до сна, т.к. доказано, что спазм аккомодации во время сна не проходит.

Правило 14. Проводить тренировку на удаление текста от глаз (гимнастика «Зоркость»). Гимнастика выполняется попеременно левым и правым глазами. Для этого одну линзу очков прикрывают «шторкой» из бумаги или ткани. Заниматься гимнастикой следует именно в процессе труда, а не просто в отведенное для этого время. Если близорукость до 4 диоптрий, гимнастикой можно заниматься без очков. Если у учащегося близорукость одного глаза сильнее, чем другого, то и тренировать глаз с более выраженной близорукостью нужно дольше. Линия зрения при чтении и письме должна быть перпендикулярна середине плоскости страницы. Лучше выполнять тренировки со специальной подставкой для книг. Выполнять утром и вечером (см. гимнастику для глаз «Зоркость»).

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ «ЗОРКОСТЬ»

Одним из безусловных рефлексов, выработанных в процессе развития человеческого глаза, является тот факт, что импульс на аккомодацию (рассмотреть) и конвергенцию (свести зрительные оси), один. Поэтому, когда мы рассматриваем предмет вблизи, мы аккомодируем и конвергируем одновременно. При работе одним глазом выключается процесс конвергенции, пропорционально разгружается аккомодация, следовательно, зрительные нагрузки снижаются наполовину.

При близорукости от 2,5 до 4,0 диоптрий гимнастикой «Зоркость» можно заниматься без очков.

Если близорукость выше, в очках необходимо выполнять все зрительные нагрузки вблизи при хорошем освещении (лампа 60-75 ватт) на максимальном расстоянии и попеременно левым и правым глазами по 20-30 минут каждым. Прикрывать неработающий глаз можно шторкой из бумаги или другого материала. Упражнение лучше делать с подставкой для книг, укрепленной на высоте 15-20 см.

Вначале текст отодвигается на такое расстояние, когда видно плохо, но читать еще можно. Через какое-то время шрифт текста становится более четким, и тогда подставку с книгой можно отодвинуть еще на несколько миллиметров. Это упражнение надо делать в течение 5 минут. Затем, для того чтобы мышцы немного отдохнули, текст медленно приближается на максимально близкое расстояние на 2-3 минуты.

В начале тренировок расстояние от глаза до текста обычно не превышает 30 см. В процессе тренировок это расстояние следует довести до 40-45 см. Обычно на это уходит от одного до трех месяцев. Контролировать расстояние можно самому, соблюдая одни и те же условия: освещение (лампа 60-75 ватт) и одинаковый шрифт (газетный).

Расстояние измеряется линейкой от наружного угла глазницы до текста. Для самоконтроля рекомендуется делать ежедневные записи с указанием даты и расстояния. Если близорукость глаз неодинакова, то худший глаз придется тренировать дольше.

Задача заключается в том, чтобы максимальное расстояние до текста для обоих глаз стало бы одинаковым. Следует обратить внимание на то, что в таких случаях, читая двумя глазами, необходимо вести контроль расстояния до текста по худшему глазу.

Как только расстояние достигнет 40-45 см, необходимо проверить зрение у врача и выписать более слабые очки. У некоторых (по разным причинам) это расстояние сразу превышает 40 см. В этом случае необходимо, поработав 1-2 недели, срочно обратиться к лечащему врачу для уменьшения коррекции.

При очень высоких степенях близорукости и при осложненной миопии, разрешить заниматься гимнастикой может только лечащий врач.

Практика показала, что при занятиях гимнастикой «Зоркость» близорукость стабилизируется, а в некоторых случаях и уменьшается. Если же начать тренироваться тогда, когда близорукость только началась (промиопия), можно добиться таких результатов, когда очки будут просто не нужны.

А.П. Цамерян, врач офтальмолог-оптометрист высшей категории, к.м.н. Академик Академии медико-технических наук РФ

источник

В миопическом глазу, после преломления в оптической системе его и при полном покое аккомодации, собираются на сетчатке только лучи расходящиеся, т. е. исходящие из какой-либо точки, находящейся впереди глаза на конечном расстоянии. Это расстояние от передней главной точки глаза до дальнейшей точки ясного зрения и будет характеризовать степень конвергенции падающих в глаз лучей, а следовательно, и степень близорукости.

Параллельные лучи после преломления в системе миопического глаза собираются впереди сетчатки, т. е. главный фокус оптической системы миопического глаза не совпадает с сетчаткой. Глаз будет несоразмерным, аметропическим, так как длина оптической оси глаза и длина фокусного расстояния не соответствуют друг другу: либо преломляющий аппарат имеет более короткое фокусное расстояние, чем длина глаза (миопия рефракционная), либо длина глаза больше, чем нужно для данной преломляющей силы оптической системы глаза (миопия осевая). Различаются еще два вида миопии: миопия смешанного происхождения, при которой аномалия рефракции обусловлена отклонением как в длине оси, так и в преломляющей силе глаза, и миопия комбинационная, зависящая от своеобразного сочетания нормальных по существу элементов оптического аппарата глаза. При высоких степенях миопии (выше 6,0 D) превалирует миопия осевая, а при слабых и средних степенях — миопия комбинационная.

Читайте также:  Можно за компьютером сидеть в очках для близорукости

Согласно диоптрическому исчислению Гульстранда, степень миопии равна величине, обратной расстоянию от передней главной точки до дальнейшей точки ясного зрения, и обозначается дробью, имеющей в числителе единицу, а в знаменателе расстояние до дальнейшей точки, выраженное в метрах или в сантиметрах.

где М — степень миопической рефракции, R — расстояние до дальнейшей точки ясного зрения (так как расстояние это отсчитывается от глаза в левую сторону, то оно будет со знаком минус).

С этим выражением совпадает и выражение для отрицательной линзы, корригирующей степень миопии, так как в знаменателе будет заднее фокусное расстояние линзы, а задний главный фокус находится впереди (влево) от задней главной плоскости линзы. Например, при расстоянии до дальнейшей точки ясного зрения в —50 см (или —0,5 м) близорукость будет равна

Если дальнейшая точка ясного зрения находится впереди глаза на расстоянии —200 см (или —2 м), то близорукость будет

Вместе с тем, корригирующая близорукость линза в первом случае будет — 2,0 D с фокусным расстоянием —50 см, а во втором случае линза — 0,5 D с фокусным расстоянием — 200 см. Фокусное расстояние корригирующей линзы и расстояние до дальнейшей точки ясного зрения тождественны.

На рис. 27 представлена схема миопического глаза. Параллельные лучи соединяются в главном фокусе системы F, который находится впереди сетчатки, а на сетчатке получается кружок светорассеяния а1b1.

На сетчатке в точке М могут соединяться лучи, исходящие из точки R, находящейся на конечном расстоянии перед глазом. Эти лучи обозначены штриховой линией.

Диагностика миопии основана на том, что зрение улучшается от приставления к глазу вогнутых стекол, от выпуклых же ухудшается. Степень миопии определяется отрицательной линзой, которая делает параллельные лучи после преломления расходящимися из дальнейшей точки ясного зрения, находящейся впереди глаза и -совпадающей с главным фокусом линзы.

На рис. 28 представлена схема коррекции миопии. Штриховая линия обозначает те лучи, которые по преломлении в глазу соединяются на сетчатке в точке М. Дальнейшая точка R находится впереди глаза и совпадает с главным фокусом поставленной перед глазом отрицательной линзы АВ, которая дает параллельным лучам направление, совпадающее с направлением лучей, исходящих из дальнейшей точки ясного зрения, а такие именно лучи и соединяются на сетчатке миопического глаза.

При определении степени миопии задача заключается в том, чтобы найти такую отрицательную линзу, задний фокус которой совпадал бы с дальнейшей точкой ясного зрения миопического глаза. Без коррекции миопический глаз не может иметь полной остроты зрения, она всегда понижена, и тем больше, чем выше степень миопии.

Практически при подборе стекол поступают следующим образом. Для определения степени близорукости ставят перед глазом больного отрицательные линзы. Если при этом зрение улучшается, то это укажет на наличие близорукости; начинают со слабых линз и постепенно переходят к более сильным. Острота зрения понемногу улучшается, пока, наконец, с определенной линзой не получится высшей остроты зрения. Если это достигается с помощью нескольких линз, то останавливаются на самой слабой. Более сильными стеклами мы вызываем гиперметропию, и глаз сейчас же начинает аккомодировать, чтобы лучше видеть знаки таблицы. Поэтому степень миопии характеризуется самой слабой отрицательной линзой, с которой получается высшая острота зрения.

После подбора самой слабой отрицательной линзы на каждый глаз отдельно рекомендуется проверить зрение еще бинокулярно, уменьшая при этом стекла на каждый глаз на 0,25 D или 0,5 D; если у больного остается та же высшая острота зрения с более слабыми стеклами, то следует считать миопию равной степени этих стекол. Это объясняется наличием небольшого спазма аккомодации. При зрении вдаль при параллельных зрительных линиях легче расслабить аккомодацию.

Пример. 1. Острота зрения обоих глаз 0,3; отрицательные линзы улучшают зрение: с линзой —1,5 и —2,0 D острота зрения 1,0. Какая рефракция и где дальнейшая точка ясного зрения?

Имеется миопия в степени 1,5 D, так как самое слабое стекло выражает степень миопии. Дальнейшая точка ясного зрения находится впереди глаза на расстоянии —66 см. R = 1/-1,5 = -0,66 м (- 66 см). Степень конвергенции падающих в глаз расходящихся лучей равна 100/-66= — 1,5 D.

Пример 2. Острота зрения без коррекции 0,04. Отрицательные линзы улучшают зрение. Линзы — 6,0, -6,5 D и -7,0 D дают остроту зрения 1,0. Какая рефракция у больного и где дальнейшая точка ясного зрения?

Имеется миопия в 6,0 D, так как самое слабое стекло выражает степень близорукости. Дальнейшая точка ясного зрения находится впереди глаза на расстоянии -16 см; R = 1/-6 = — 0,16 м (—16 см).

Так как при миопии дальнейшая точка ясного зрения находится сравнительно на небольшом расстоянии перед глазом, то это расстояние легко определить простым измерением сантиметровой линейкой. Предлагая больному читать шрифт № 5 или № 6 таблицы для близи Головина — Сивцева на предельно далеком расстоянии от глаза, измеряют это расстояние линейкой.

Например, пациент читает не дальше, чем на расстоянии 22 см. Это и есть его дальнейшая точка ясного зрения. Степень миопии равна

Этот способ прост и удобен, но не точен, потому что больной при чтении шрифтов на близком расстоянии несколько напрягает аккомодацию, которая усиливает рефракцию, и всегда имеется опасность определить более высокую миопию, чем есть на самом деле. Поэтому применение его допустимо только в целях ориентировочного определения степени миопии.

В действительности степень миопии никогда не соответствует точно рефракции линзы, которой она определяется, так как для этого линза приставляется не к самому глазу, а на некотором расстоянии от него, т. е. имеется несоответствие между линзой и аметропией глаза, о чем уже говорилось при рассмотрении гиперметропии.

Вопрос о коррекции близорукости является гораздо более сложным и ответственным, чем вопрос о коррекции гиперметропии, во-первых, потому, что близорукость, почти как правило, прогрессирует; во-вторых, потому, что близорукость, особенно средних и высоких степеней, очень часто обусловливает резкое понижение остроты зрения; в-третьих, потому, что близорукость, особенно высокой степени, часто осложняется изменениями на глазном дне, которые требуют не только коррекции, но и лечения. Эти изменения на глазном дне давно уже установили взгляд на такую миопию не как на простую аномалию рефракции, а на болезнь. Поэтому коррекция миопии во многих случаях не является мероприятием чисто оптическим, но и лечебным. В силу всего сказанного при миопии приходится думать и о профилактике, направленной на задержку прогрессирования миопии и на предупреждение ее осложнений, которые очень часто приводят к резкому снижению зрения, а иногда и к слепоте.

Задачей настоящего пособия является изложение, главным образом, вопросов коррекции аметропии, поэтому при решении наших задач мы будем касаться профилактики миопии лишь по мере необходимости, а лечебные мероприятия совсем не будут входить в нашу задачу, так как они относятся к другим отделам офтальмологии.

В настоящее время общепризнанной считается необходимость полной коррекции близорукости.

За неполную коррекцию стоят лишь немногие врачи старой школы, которые считают, что аккомодация и конвергенция повышают внутриглазное давление и тем способствуют дальнейшему прогрессированию миопии. Но это предположение до сих пор никем не доказано. Надо думать что оно неверно. Окулисты, придерживающиеся этих старых взглядов, назначают неполную коррекцию (на 3,0 — 4,0 D меньше), как для дали, так и для близи, и не настаивают на постоянном ношении очков.

В настоящее время имеется гораздо больше оснований за то, что полная коррекция — это основное мероприятие, способствующее лечению миопии и задержке ее прогрессирования.

Полная коррекция повышает остроту зрения и таким образом улучшает условия работы. Полная коррекция дает возможность читать на более далеком расстоянии, следовательно, менее напрягать конвергенцию и больше пользоваться аккомодацией (приблизительно так, как используются конвергенция и аккомодация при эмметропии).

Иногда к полной коррекции приходится подходить осторожно, назначая более сильные линзы постепенно, или даже отказываться от полной коррекции, принимая во внимание ряд обстоятельств.

Прежде всего, необходимо принять во внимание неумение человека с миопической рефракцией пользоваться аккомодацией. Особенно это отмечается в более старшем возрасте, если больной к моменту первой коррекции никогда не носил очков. Если такого больного вооружить очками, полностью корригирующими миопию, то. пользоваться аккомодацией, как при эмметропии, он не сможет даже в течение очень короткого времени. Такой человек привык без очков сильно конвергировать и совсем почти не аккомодировать или, во всяком случае, гораздо меньше пользоваться аккомодацией, чем человек с эмметропической рефракцией при той же конвергенции. Вооруженный же корригирующими миопию очками, он должен аккомодировать даже при незначительной конвергенции. Справляться с работой на близком расстоянии при новых отношениях между конвергенцией и аккомодацией больной не сможет. Необходимость дополнительного напряжения цилиарной мышцы является для него непривычной, а иногда и совершенно невозможной. В молодости и при хорошей аккомодации глаз еще может справляться с такой непривычной для него работой, но в более старшем возрасте пациент будет быстро уставать и, в конце концов, откажется от работы в очках, считая данные ему очки неправильно подобранными и вредными, если, конечно, врач при выписке очков не предупредил, что к очкам надо привыкнуть. В таких случаях приходится, следовательно, или приучать больных постепенно привыкать к очкам, назначаемым для постоянного ношения, или назначать более слабые очки для близи и постепенно переходить к очкам, полностью корригирующим миопию.

Отрицательные линзы большой преломляющей силы, вследствие искажения ими перспективы и формы предметов, вызывают очень неприятные ощущения у больных, начинающих носить такие очки. В глазу, вооруженном такими очками, уменьшаются изображения предметов на сетчатке; изменяется местоположение этих изображений; в связи с этим изменяется и проекция изображений кнаружи. В результате получается неверная оценка расстояния предметов от глаза, их величины и формы, прямые линии кажутся дугообразно изогнутыми, больные неуверенно ходят, пол представляется им неровным, ступеньки лестницы кажутся то выше, то ниже. Все это действует на психику больных, вызывает головокружения, головные боли, тошноту, а иногда и рвоту.

При более длительном пользовании очками все эти явления исчезают; усвоенные ранее представления о величине, форме и расстояниях предметов помогают вновь видеть все окружающее одинаково в очках и без очков. Но некоторые больные с высокой миопией все-таки не могут справляться со всеми этими явлениями и привыкнуть к очкам. С этим приходится считаться и назначать иногда более слабые линзы. Некоторым больным приходится давать специальные советы для скорейшего привыкания к выписанным очкам. Например, рекомендуют сперва носить очки только в своей комнате; когда больной привыкнет к ношению очков в комнате, разрешить ему учиться ходить по лестнице, сперва в доме, в котором он живет; далее разрешить выходить на улицу и ходить только по своей знакомой улице, а затем уже и по незнакомым местам. Если больной будет упорно носить очки, снимая их лишь когда устанет, и, отдохнув, снова надевать их, то он, конечно, в конце концов привыкнет.

При коррекции близорукого глаза не всегда удается получить полную остроту зрения; иногда несмотря на самую тщательную коррекцию не достигается даже хорошей остроты зрения; зачастую острота зрения с коррекцией колеблется от 0,3 до 0,1, а иногда и ниже. В этих случаях еще можно дать для дали вполне корригирующие миопию линзы, но для близи назначать полную коррекцию даже лицам молодого возраста нельзя. Такой больной для лучшего рассматривания мелких предметов будет невольно сильно приближать их к глазам, стараясь достичь большей величины изображения на сетчатке. Этим больным приходится для близи назначать значительно более слабые линзы, чем для дали, на 3,0; 4,0 или 5,0 D слабее, смотря по степени миопии и руководствуясь субъективными показаниями больного.

Миопия довольно часто осложняется спазмом аккомодации. При этом степень миопии увеличивается соответственно напряжению аккомодации, и всегда имеется опасение, при субъективном исследовании, определить более высокую степень миопии. Поэтому, особенно при первом подборе очков для коррекции миопии в детском и молодом возрасте, надлежит широко пользоваться атропином, назначая его при малейших подозрениях на спазм аккомодации.

Спазм аккомодации в таких случаях вызывается усиленной конвергенцией: сильно конвергируя, миопический глаз и усиленно аккомодирует,

Спазмом могут осложняться миопии всех степеней — от низких до самых высоких. Спазм аккомодации большей частью наблюдается у людей нервных, впечатлительных, молодого возраста, которым по роду профессии приходится заниматься работой вблизи с мелкими предметами продолжительное время и без интервалов. Эти люди очень плохо переносят продолжительное напряжение аккомодации. Глаза у них краснеют, слезятся, становятся чувствительными к свету; при этом они не в состоянии долго продолжать работу и вынуждены часто прерывать ее. Такие симптомы раздражения появляются периодически и чаще встречаются, конечно, в молодом возрасте, особенно при сильно прогрессирующей миопии. Назначение атропина в этих случаях безусловно необходимо для полного отдыха аккомодации и конвергенции и для правильного подбора очков после снятия спазма аккомодации.

Кроме спазма аккомодации, миопия осложняется припадками мышечной астенопии, при которой больные жалуются на чувство давления и напряжения в глазах, предметы при этом сливаются, становятся неясными; характерны жалобы на невозможность сводить зрительные линии на близкие предметы. Работа вблизи становится невозможной.

Причина мышечной астенопии кроется в слабости внутренних прямых мышц. Так как припадки мышечной астенопии очень похожи на припадки аккомодативной астенопии, наличие мышечной недостаточности приходится устанавливать методом Грефе или способом Меддокса (малой шкалой для исследования гетерофории).

Прежде чем приступить к изложению задач по коррекции миопии, остается сказать несколько слов о профилактике прогрессирования миопии и о предупреждении осложнений миопии.

1. Время работы больного с высокой близорукостью должно быть ограничено: читать, писать, чертить и т. д. надлежит не более 4 часов в сутки, с перерывами для отдыха. Следовательно, большое значение для такого больного имеет выбор профессии с наименьшей нагрузкой для напряжения зрения на близком расстоянии.

2. Условия работы для больного с высокой близорукостью должны быть наиболее благоприятными. Если акт зрения происходит при неблагоприятных условиях (плохое освещение, очень мелкая работа, плохая коррекция миопии и т. п.), то это может вызвать развитие тяжелых осложнений.

Читайте также:  Сравнение близорукости и дальнозоркости

3. Тяжелая физическая работа, тяжелые физические упражнения (гимнастика на снарядах, разные виды спорта, например игра в футбол, бег, прыжки, борьба и пр.) могут быть причиной осложнений миопии, о чем следует предупредить больного*.

4. Наблюдающиеся при миопии высоких степеней расстройства адаптации, вследствие нарушения функций пигментного эпителия, заставляют рекомендовать таким лицам осторожность при передвижении, работу при дневном свете.

5. Больным следует избегать условий, вызывающих прилив крови к голове, например мытья в горячей бане, мытья головы горячей водой, употребления спиртных напитков, занятий в жарком помещении, ношения тугих воротничков, резкого наклона головы при занятиях, запоров.

Изложенные пять пунктов являются своего рода заповедями для лиц с прогрессирующей миопией.

До последнего времени мероприятия, проводимые с целью предупреждения прогрессирования близорукости учащихся, сводились в основном к коррекции сферическими стеклами, к созданию правильных гигиенических условий при напряженной зрительной работе, которые косвенным путем уменьшали необходимость напряжения аккомодации и конвергенции, в витаминизации и тканевой терапии.

В 1957 г. врач Е. В. Утехина и инженер оптико-механик Ю. А. Утехин предложили применять для этой цели, в дополнение к существующим мероприятиям, специальные бифокальные сферопризматические очки, значительно снижающие необходимую аккомодацию и конвергенцию при работе вблизи. Очки сконструированы таким образом, что позволяют пользоваться вблизи сферопризматическими элементами, а при зрении вдаль — обычным стеклом для коррекции миопии. Новый метод профилактики прогрессирования миопии представляется теоретически обоснованным. Однако он нуждается в дальнейшей клинической проверке.

Задача 11. Учащаяся, 15 лет, жалуется на плохое зрение вдаль. Ухудшение зрения заметила лет 5 назад. Очков не носила.

На обоих глазах острота зрения 0,06, с коррекцией миопии в 3,5 D острота зрения 1,0; скиаскопически: на обоих глазах миопия в 3,0 D. Ближайшая точка ясного зрения со стеклом — 3,0 D — на расстоянии 12 см.

В случаях, когда нет особых показаний к длительной атропинизации, можно с успехом пользоваться его заменителем — 4 %-ным раствором гоматропина, который закапывается в глаза больного однократно в кабинете врача. Через час после закапывания больной исследуется; к тому времени зрачки расширяются и получается полный паралич аккомодации, который проходит через 24 часа.

В оба глаза был закапан 4%-ный гоматропин однократно и предложено посидеть в приемной один час. Через час больная была исследована при максимально расширенных зрачках. Острота зрения 0,03; с коррекцией миопии в 3,0 D острота зрения 1,0; скиаскопически: на обоих глазах миопия 3,0 D.

Диагноз. Близорукость в 3,0 D на обоих глазах.

Назначаем очки — полную коррекцию для постоянного ношения.

Очки для постоянного ношения:

правый глаз —3,0 D
левый глаз —3,0 D
Dp. = 52 мм

Задача 12. Девочка, 7 лет, очень плохо видит вдаль и вблизи, читает, очень близко наклоняясь к книге. Очков не носила. Острота зрения каждого глаза 0,01, с коррекцией миопии 8,0 D, острота зрения 0,3; левый глаз: острота зрения 0,01, с коррекцией миопии 7,0 D, острота зрения 0,4.

На глазном дне конус с височной стороны соска зрительного нерва шириной в половину диаметра соска с кучками пигмента по краю конуса.

Назначается атропинизация в течение 5 дней.

При исследовании под атропином при максимально расширенных зрачках: острота зрения правого глаза 0,01, с коррекцией миопии 6,0 D, острота зрения 0,3; острота зрения левого глаза 0,02, с коррекцией миопии 5,0 Д острота зрения 0,4.

После дополнительной атропинизации в течение 5 дней получены те же данные. Скиаскопия: на правом глазу М 6,0 D, на левом глазу М 5,0 D.

Назначается полная коррекция близорукости (очки для постоянного ношения). Астигматизм в 0,5 D не корригируем, так как цилиндрические стекла не повышают остроты зрения. Рекомендуется читать и писать, держа работу как можно дальше от глаза, заниматься при хорошем освещении, делать перерывы в занятиях через каждые 40—45 минут. Дается записка в школу, чтобы девочку посадили на первую парту и освободили от уроков физкультуры.

Очки для постоянного ношения:

правый глаз — 6,0 D
левый глаз —5,0 D
Dp. = 52 мм

Задача 13. Больная, 16 лет, очень плохо видит вдаль и вблизи. Очков никогда не носила.

Острота зрения обоих глаз 0,04; М 15,0 D, острота зрения с коррекцией 0,4.

Вблизи читает мелкий шрифт №5 таблицы Головина — Сивцева на расстоянии 6 см от глаз, при этом один глаз резко отклоняется кнаружи; при установке вдаль косоглазие незаметно. На глазном дне большие круговые конусы, в макулярной области депигментация и крапчатость.

Диагноз. Высокая близорукость, дегенеративные изменения в макулярной области и недостаточность внутренних прямых мышц.

От атропинизации больная категорически отказалась.

Полной коррекции назначить нельзя, так как больной будет очень трудно привыкнуть к сильным стеклам. С другой стороны, ввиду наличия расходящегося косоглазия надо дать стекла, близкие к полной коррекции. Последнее необходимо для того, чтобы повысить остроту зрения, дать возможность читать, писать и работать на близком к нормальному расстоянии (около 20—25 см) и тем облегчить конвергенцию; наличие косоглазия указывает на то, что внутренние прямые мышцы уже не справляются с работой на близком расстоянии вследствие их недостаточности. Останавливаемся на линзах —12,0 D, в которых достигается острота зрения 0,3 и возможно свободное чтение шрифта №6 на расстоянии 25 см. Шрифт №5 читает с трудом на расстоянии 18 см. В этих очках больная чувствует себя хорошо. Указываем, что надо к очкам привыкать постепенно.

Очки для постоянного ношения:

правый глаз —12,0 D
левый глаз —12,0 D
Dp. = 64 мм

Задача 14. Девочка, 13 лет, жалуется, что очень плохо видит вдаль и вблизи; не может заниматься, особенно по вечерам, буквы сливаются; глаза слезятся, краснеют, начинает болеть голова. После отдыха может опять заниматься, но вскоре буквы опять начинают сливаться. Мать добавляет, что ее дочь очень близко наклоняется над книгой. Очков никогда не носила.

У девочки легкая светобоязнь, края век утолщены, покрыты корочками, чешуйками, ресниц мало, конъюнктива век и переходных складок гиперемирована. Острота зрения на обоих глазах 0,14; М 4,5 Д с коррекцией острота зрения 1,0; читает мелкий шрифт на расстоянии 7 см одинаково обоими глазами; при отодвигании шрифта от глаза на 8—9 см девочка прочесть ничего не может. Имеется спазм аккомодации; скиаскопически: гиперметропия в 0,5 D после того, как девочка посидела в темной комнате 1 час.

При повторном исследовании остроты зрения по таблицам вновь обнаружена миопия в 4,5 D, острота зрения с коррекцией равна 1,0.

Диагноз. Спазм аккомодации, ложная миопия, хронический блефароконъюнктивит, аккомодативная астенопия.

Назначается атропинизация на 2 недели, запрещается посещение школы и всякие занятия. Атропин назначен не только для выявления всей гиперметропии, но и для лечения спазма. .

Через неделю зрачки расширены максимально: острота зрения обоих глаз 0,2; с —0,5 D острота зрения 0,7; скиаскопически: H 0,5 D на обоих глазах.

Через 12 дней: острота зрения обоих глаз 0,2; Н 1,0 D, острота зрения с коррекцией 0,7; скиаскопически: Н 1,0 D.

Через 14 дней: острота зрения 0,3; Н 1,0 D, острота зрения с коррекцией 0,8; скиаскопически: Н 1,0 D.

Назначаются очки для постоянного ношения + 1,0 D на оба глаза, т. е. полная коррекция гиперметропии. Рекомендовано начать носить очки сейчас же после атропинизации, при широких зрачках.

Очки для постоянного ношения:

правый глаз +1,0 D
левый глаз + 1,0 D
Dp. = 54 мм

Назначается общее лечение, витамины, рыбий жир. Направлена к невропатологу.

Через неделю больная в очках хорошо видит, но читать еще не может. Предлагаем понемногу начинать читать и писать на расстоянии 25—30 см. Острота зрения с коррекцией Н 1,0 D = 1,0.

Еще через неделю больная уже видит хорошо и вдаль и вблизи, читает на расстоянии 25 см без утомления: головные боли прекратились: явления блефароконъюнктивита почти исчезли.

Данный случай очень интересен, так как такой большой спазм аккомодации встречается редко, и случаи ложной близорукости такой большой степени не часты.

Задача 15. Токарь, 25 лет, плохо видит вдаль. Работать тоже неудобно, приходится очень близко наклоняться к станку. Очков никогда не носил.

Острота зрения правого глаза 0,08; М 4,5 D, острота зрения с коррекцией 1,0; острота зрения левого глаза 0,06; М 5,5 D, острота зрения с коррекцией 1,0; скиаскопически: на правом глазу миопия в 4,0 D, на левом в 5,0 D.

Ближайшая точка ясного зрения с коррекцией миопии находится на расстоянии 13 см, т. е. соответствует возрасту больного. Объем аккомодации вычисляется по формуле:

На глазном дне височные конусы.

Диагноз. Близорукость средней степени.

Назначаются очки, полностью корригирующие близорукость, для постоянного ношения. Из формулы вычисления объема аккомодации видно, что больной владеет своей аккомодацией, как эмметроп.

Очки для постоянного ношения:

правый глаз —4,0 D
левый глаз —5,0 D
Dp. = 62 мм

Задача 16. Учащийся строительного техникума, 16 лет, носит очки— 4,0 D, которые ему назначили 2 года назад. Видит в них хорошо, но устает и долго не может их носить: читать и чертить в них очень трудно.

Острота зрения правого глаза 0,1; М 3,0 D, острота зрения с коррекцией 1,2; острота зрения левого глаза 0,17; М 2,5 D; острота зрения с коррекцией 1,2. В очках (— 4.0 D) острота зрения тоже 1,2.

Ближайшая точка ясного зрения с корригирующими линзами находится на расстоянии 8 см для обоих глаз. В очках (— 4,0 D) ближайшая точка ясного зрения на 14 см, т. е. как у 28-летнего; скиаскопически: на правом глазу миопия — 2,5 D, на левом — 2,0 D. В очках —4,0 D. У больного гиперкоррекция. Очки слишком сильны, так как перекорригирована близорукость.

Назначается атропинизация на 5 дней. Через 5 дней при максимально расширенных зрачках скиаскопически на правом глазу миопия 2,5 D, на левом 2,0 D. Острота зрения с коррекцией 1,2.

Очки для постоянного ношения:

правый глаз —2,5 D
левый глаз — 2,0 D
Dp. = 60 мм

Задача 17. Директор типографии, 49 лет, жалуется на очень плохое зрение. Носит очки —18,0 D, в них плохо видит и вдаль и вблизи. Близорук с детства: начал носить очки с 10-летнего возраста, постепенно их усиливая. Последние очки носит 7 лет.

Острота зрения правого глаза 0,01; с —28,0 D; острота зрения 0,12; острота зрения левого глаза 0,02; с — 26,0 D; острота зрения 0,14; скиаскопически: правый глаз М 30,0 D, левый глаз М 28,0 D. На глазном дне обширные круговые конусы, множественные атрофические хориоретинальные очажки в макулярной области и в окружности сосков зрительных нервов.

Диагноз. Высокая близорукость, центральный миопический хориоретинит на обоих глазах.

Пробуем для дали более сильные стекла: правый глаз с — 24,0 D дает остроту зрения 0,1; левый глаз с — 22,0 D дает остроту зрения 0,12. По словам пациента, в этих очках он видит гораздо лучше; в своих очках верхней строчки таблицы Головина — Сивцева не разбирает.

Для близи назначаем более слабые линзы.

Учитывая возраст и субъективные показания больного, выписываем следующие рецепты:

правый глаз — 20,0 D
левый глаз — 18,0 D
Dp. = 64 мм

правый глаз — 24,0 D
левый глаз —22,0 D
Dp. = 66 мм

Задача 18. Художник, 59 лет, имеет очки для дали — 3,5 D, которые носит очень давно. Читает хорошо без очков, но ему нужны очки для работы по специальности; необходимо видеть модель, а затем переносить взгляд на полотно, т. е. расстояние 40 —

— 50 см. Просит подобрать такие очки, в которых можно работать, не снимая их.

Острота зрения обоих глаз 0,05; М 4,5 D, острота зрения с коррекцией 1,0; скиаскопически: миопия в — 4,0 D.

Для работы художнику целесообразно назначить бифокальные очки. В верхнюю часть стекла можно дать —4,0 D; в нижнюю же для работы на расстоянии 40 — 50 см нужны стекла слабее. 50 см соответствует расстоянию дальнейшей точки ясного зрения глаза с миопией в 2,0 D, следовательно, нашему больному необходима Именно линза — 2,0 D.

Очки для чтения больному не нужны.

Задача 19. Счетовод, 26 лет, жалуется на плохое зрение вдаль и вблизи. Очков, никогда не носил. Острота зрения правого глаза 0,03, с коррекцией миопии 14,0 D острота зрения 0,5; острота зрения левого глаза 0,04, с коррекцией миопии 12,0 D, острота зрения 0,6; скиаскопически: на правом глазу миопия 13,0 D, на левом глазу 11,0 D.

Глазное дно: обширные круговые задние стафиломы и депигментация в области желтого, пятна.

Ближайшая точка ясного зрения при исследовании с коррекцией линзой — 13,0 D на правом глазу на расстоянии 20 см; без очков читает шрифт № 5 таблиц Головина — Сивцева на расстоянии 10 см.

Так как больной ни разу не был исследован при атропинизации и жалуется на усталость при работе на близком расстоянии, назначается атропинизация.

Диагноз. Высокая близорукость, спазм аккомодации.

Повторное исследование через 3 дня, при максимально расширенных зрачках: острота зрения правого глаза 0,02, с коррекцией миопии 10,0 D острота зрения 0.5, с диафрагмой 0,7; на левом глазу острота зрения 0,02, с коррекцией миопии 9,0 D; острота зрения 0,5 с диафрагмой 0,7; скиаскопически: на правом глазу миопия 10,0 D, на левом — миопия 9,0 D.

Назначается атропин еще на 2 дня. При третьем исследовании скиаскопически и субъективно получены те же данные, что при предыдущем исследовании.

Очки для постоянного ношения:

правый глаз —10,0 D
левый глаз — 9,0 D
Dp. = 64 мм

Больной предупреждается, что к очкам надо привыкать постепенно, первое время в них будет неудобно ходить, все предметы будут казаться уменьшенными, читать и писать в очках также будет трудно; если глаза устанут, надо снять очки и отдохнуть, а затем опять надеть. Книгу надо держать на расстоянии примерно 25 см. Лежа читать также нельзя. Очки начать носить при расширенных зрачках.

Через 3 дня больной осмотрен: очки сделаны правильно. Больной говорит, что ему действительно трудно ходить по улице, он оступается, пол кажется неровным.

При повторном исследовании через месяц установлено, что больной к очкам привык. Побочных явлений нет.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *