Меню Рубрики

Режим зрительной нагрузки при близорукости

Так как чаще миопия бывает не врождённой, а приобретённой, и появляется она чаще всего в 4-7 классах школы, ребёнку под руководством родителей и педагогов следует придерживаться некоторых простых правил — профилактика близорукости.

  • Нужно, чтобы школьнику было удобно в работе над уроками: мебель подбирается по росту, ребёнок не должен сутулиться во время выполнения уроков. Книга или тетрадь должны находиться на дистанции не меньше, чем 33 сантиметра от глаз. А освещённость нужно сделать такую, чтобы не напрягались глаза.
  • Расположение источника света слева-сверху. У левшей – справа-сверху. Свет лучше подобрать тёплого оттенка, современные светодиодные лампы позволяют выбрать нужный оттенок без труда. Мощность лампочки в настольной лампе – оптимально 7 или 8 ватт (75 ватт в эквиваленте на лампу накаливания).
  • Научите ребёнка правильной осанке и необходимости 2-3 минутных пауз в занятиях каждые 15-20 минут для отдыха глаз. Для этого нужно просто посмотреть некоторое время в окно, вдаль. Поморгать, посидеть, прикрыв глаза не зажмуривая их. Но не тратить время этого отдыха на посещение сайтов в смартфоне или планшете!
  • Недопустимы сильный наклон или задирание головы.
  • Ступня у сидящего ребёнка должна стоять ровно, опираясь на пол всей своей площадью.
  • Бедро должно почти полностью лежать на стуле – недопустима посадка «на копчик» или на одни ягодицы – в таком положении спина быстро затекает.
  • Угол между бедром и голенью в согнутом колене должен стремиться к 90 градусам. Конечно, нет нужды замерять его транспортиром – примерность угла вполне можно оценить на глаз.
  • При глубокой посадке на сиденье всей площадью ягодиц спина должна плотно касаться спинки стула/кресла. При использовании офисного кресла лучше всего купить также специальную пружинную подкладку под поясничный отдел.
  • Если существующая мебель не соответствует росту ребёнка, нужно подогнать её параметры с помощью удобных подручных средств: в случае излишней высоты стула и невозможности её регулировки под ноги нужно подставить скамеечку или что-нибудь подобное ей. Если высота недостаточна – подложить что-нибудь под сиденье. Лучший вариант – жёсткая плоская подушечка. Оптимальное положение для края стула, когда он на 5-7 см задвинут под стол.
  • Голова опирается на позвоночник, а не искусственно поддерживается мышцами шеи.
  • Лёжа также читать не стоит: если лежать на животе, устаёт шея, если устроиться на спине – быстро устанут руки и плечи, что опять-таки неминуемо скажется на шее. Если читать на боку, глаза будут на разной дистанции от страницы книги, и в таком положении невозможно обеспечить нормальное освещение.

Для школьников начальных классов время провождения за дисплеем компьютера не должно быть больше 15 минут. Это не шутка и не опечатка!

Если ребёнку уже больше 10 лет, можно пользоваться 1,5 часа, с обязательными пяти-десятиминутными перерывами каждые 30 минут.

Расстояние до поверхности экрана рекомендовано не менее 50 см, и желательно, чтобы его оптическая ось совпадала с оптической осью поля зрения или быть чуть выше уровня глаз.

И не подумайте, что вам предлагают данные позапрошлого века, когда в ходу были электронно-лучевые мониторы-кинескопы в громоздких ящиках корпусов. Нет, речь идёт об ультрасовременных плазменных или LCD-дисплеях.

Сколько смотреть телевизор? Детям младшего возраста до первоклашек включительно – до 40 минут, тем же, кто старше 7 лет – от полутора до 3 часов в день с обязательными отвлекающими перерывами по 5-10 минут дважды в час. Рекламные паузы для этого вполне подойдут. Расстояние до телевизора рекомендовано не менее двух метров, и притом чем больше экран, тем дальше должен сидеть от него ребёнок.

Контраст между темнотой комнаты и ярко светящимся экраном абсолютно недопустим даже для взрослых, не говоря уже о детях, поэтому свет в комнате, где идёт демонстрация телепрограмм, обязательно должен быть включен. Устраивание в позе лотоса под самой тумбой с телевизором, со стаканчиком попкорна в руке, должно безжалостно пресекаться. Речь идёт о здоровье вашего ребёнка, вы не забыли?

Несколько подзабытая опция образования и самообразования, и честь и хвала вам, как родителям и вашему ребёнку, если он читает, притом не из-под палки. Но и тут есть подводные камни: нельзя читать как при недостатке освещения, так и наоборот – при очень ярком свете. Не рекомендуется также читать при нормальном свете у книги, но с темнотой вокруг, как это часто бывает в тёмной комнате с настольной лампой, ориентированной только на страницу с текстом.

Нужно взять за правило, что на 1 м.кв. поверхности стола должно падать освещение, эквивалентное 15-20 ваттам. Но лучшим освещением будет естественное, от большого окна – главное правильно сесть по нужную сторону от него (правило левши и правши)

Нельзя читать в транспорте – покачивание и вибрация транспортного средства неминуемо будут уводить участок чтения из поля зрения, глаз будет метаться за ускользающим текстом и мышцы глаза, как и мышцы, управляющие фокусирующим хрусталиком, быстро переутомятся.

  • Как минимум за три часа до отхода ко сну прекратить занятия с большим уровнем физической нагрузки и психоэмоционального возбуждения.
  • Обязательна прогулка на свежем воздухе, хотя бы одна длительностью до часа, и лучше ближе к вечеру(если, конечно, позволяют погодные условия)
  • Идеальный вариант – запись ребёнка в спортивную секцию, где исключены рывковые физические нагрузки (силовые виды спорта, прыжки в высоту или в длину, хоккей, мотоспорт, все виды единоборств, бокс). Желательны циклические нагрузки. Это такие, когда совершаются одни и те же, хотя и разнообразные, движения в одной и той же последовательности. Бег, лыжный спорт и т.п. Цикличность, определённая ритмика как бы программируют организм и глаза на повышение выносливости.
  • Следует обеспечить полноценный сон: в тишине, в затеняемом плотными жалюзи или портьерами помещении.

Польза и необходимость занятий физкультурой, их пропаганда стали настолько «общим местом», что многие родители отмахиваются от необходимости проводить физические упражнения вместе с детьми. Они или не знают, или намеренно игнорируют тот факт, что деревенские дети, которые за компьютером и учебниками проводят не меньше времени, чем их городские сверстники, в плане физического здоровья и по части остроты зрения далеко их превосходят. Тому способствует сам деревенский уклад с его привычкой к труду на свежем воздухе с малых лет и чётко усвоенному также с малых лет пониманию, что здоровье неотделимо от движения и труда.

Донести эту истину и для воспитанников и учащихся физико-математических или лингвистических школ, где физкультура часто в загоне – задача родителей этих детей. Ну и, конечно, никуда не деться от личного примера: если у папы в 30 лет пивное брюшко, очки в минус 7 диоптрий и он дымит, как паровоз – что он может предложить в плане примера своему ребёнку?

Ею часто страдают младшие, до 10 лет, школьники. Для них повышенная нагрузка на глаза непривычна, как старшеклассникам в период подготовки к экзаменам – когда приходится часами идет перед экраном компьютера или читая учебники и конспектируя их). Глаза в этих условиях быстро устают, острота зрения, особенно при попытке разглядывания отдалённых предметов, падает. У человека неподготовленного к такой ситуации возможна даже паника от резкого падения зрения.

Но ложная близорукость не является необратимой вещью: как только нагрузка на глаза спадает, в чём можно убедиться, отдохнув от занятий 30-40 минут – острота зрения тут же возвращается. Но это симптом уже запредельной усталости, организм даёт вам сигнал, что нужен немедленный отдых!

  • Если началась миопия или есть предпосылки к её возникновению, нужно обеспечить питание с обилием витамина А — масло сливочное, печень говяжья или телячья, яйца, сыр и овощи.
  • Из ягод – незаменима черника, которую сейчас можно купить в крупных магазинах круглый год.
  • Витамин С поставит организму шиповник, цитрусовые и сладкий болгарский перец. Растительные масла, молочные продукты, овсянка и ржаной хлеб добавят в рацион витамин Е. Незаменимы в рационе также и орехи: кешью, грецкие, фундук, арахис.
  • А кабачки, баклажаны, укроп, петрушка и кукуруза добавят нужные для здоровья сетчатки глаза зеаксантин и лютеин.
  • Прекрасно, если ваш ребёнок приучен к употреблению морепродуктов. Морской окунь, угорь, хек, треска, минтай (прекрасная рыба, если её правильно приготовить!), креветки, кальмары, гребешки и мидии принесут молодому организму так нужные ему не только белки, но и биологически-активные вещества, присущие только морским обитателям. Среди них флавониды, отвечающие за прозрачность роговицы.
  • Каротин (или провитамин А), необходимый для остроты зрения. Он есть в моркови, красных и оранжевых перцах и помидорах, персиках, хурме, кураге и облепихе.

При необходимости, после осмотра, врач-офтальмолог может прописать также комплекс поливитаминов.

Осмотр у офтальмолога нужно проводить не реже одного раза в год. А при начавшемся ухудшении зрения и чаще. Вовремя назначенное лечение способно как затормозить, так и остановить патологические изменения в глазах. Лазерная коррекция же возможна только по достижении 18 лет, когда организм уже сформировался и прекратился рост мягких тканей головы.

Следите за чистотой рук ребёнка и пресекайте попытки потереть глаза немытыми руками – так можно занести в глаза опасные глазные инфекции, такие как конъюнктивит или трахома. В солнечную погоду летом или зимой (что часто бывает ещё актуальнее!) приучите ребёнка носить солнцезащитные очки – ультрафиолетовый ожог сетчатки вещь не менее опасная, чем занесённая в глаза инфекция.

Одна из важнейших функций глаз – так называемая аккомодация. Это возможность и умение глазных мышц фокусироваться на предметы, попадающие в поле зрения на близком и дальнем расстоянии. Возникает она не сразу, являясь плодом долгих спонтанных тренировок и просто созревания этой способности со временем.

У детей от 2-х до примерно 4-5 лет аккомодация развита очень слабо. Но именно в эти годы многие тщеславные родители начинают помощью новейших психологических и педагогических методик учить детишек чтению и письму – чтобы потом хвалиться перед такими, как они, любителями «понтов». Да, дети часто вполне готовы в таком возрасте к усвоению грамотности, умению писать и читать. Но нагрузка на зрение при чтении и письме, необходимость не только фокусировать глаза на определённый объект, но и ещё водить зрачками вправо-влево, сохраняя фокусировку на странице книги или листе тетради – задача для ребёнка 3-4 лет оказывается непосильной.

Итог – резкое падение диоптрийного зрения, раннее развитие близорукости. Притом необратимой. А ведь мало кто задумывается о социальном аспекте этой болезни: есть перечень профессий и должностей, где 100% зрение – одно из главных требований. В гонке за сиюминутной славой среди таких же тщеславных, родители лишают своих детей возможного интересного будущего.

Кроме очков из стекла или пластика, а также контактных линз, улучшить зрение могут и специальные комплексы упражнений для глаз.

То, что мы вам предложим, должно превратиться в ежедневный ритуал – настолько серьёзно нужно подойти к его исполнению этого комплекса. Упражнения простые, не займут много времени, но действенность их просто фантастическая! По крайней мере, без этих упражнений прогноз по близорукости становится гораздо менее благоприятным.

  1. Нужно представить перед собой, на расстоянии примерно полутора-двух метров, большой, диаметром метра полтора, круг. Нужно пробежаться взглядом по этому кругу сначала по часовой стрелке, потом против неё.
  2. Медленно двигать зрачками. Начала в стороны, затем в пол-в потолок. Потом это же упражнение проделать с закрытыми глазами, также в стороны и вверх- вниз.
  3. Перескакивать взглядом с предмета примерно в полуметре от вас на находящийся в отдалении. Как вариант делать это лёжа у окна, смотря то на облака, то на пальцы вытянутой перед собой руки.
  4. Часто моргать около минуты, не фокусируя взгляд ни на чём конкретном.
  5. Крепко зажмуриться, потом открыть глаза и посмотреть на горизонт.

Специальный комплекс упражнений для девочек возраста 12-14 лет, у которых близорукость в пределах 3-6 диоптрий, и на этом основании они получили освобождение от общефизкультурных занятий. В эти годы формируется женский организм с его особенностями, и комплекс призван укрепить чисто «женские» мышцы, особенно таза и пояса.

  1. Ходьба на пятках и носках попеременно от полминуты до минуты, с ритмичным, без сбоев, дыханием.
  2. Потягивание. Поднять руки вверх при одновременном глубоком вдохе. Выдох при опускании рук. При вдохе глаза поднять (не задирая головы), при выдохе глаза опускать вниз, рассматривая носки обуви. Упражнение повторяется 6-8 раз.
  3. Ноги вместе, руки опустить. Медленно поднимая руки, свести их ладонями над головой. Потянуться всем телом вслед за руками – вдох. Опустить руки – выдох, принятие исходного положения. Сопровождать взглядом большой палец сначала правой руки, потом левой. Повторить 8 раз.
  4. Положить руки на поясе или сложить их за головой. Как вариант – развести в стороны на ширине плеч. Прогнуть спину, наклониться вперёд, потом вернуться в исходное положение. При наклоне – выдох. В нижней точке наклона делать пружинистое покачивание.
  5. Руки на поясе, ноги пятками вместе. Стоя на одной ноге, сгибать другую в колене и отводить её назад, стараясь достать пяткой ягодицу.
  6. Присесть 3 раза на носках, 3 раза на всю площадь стоп.
  7. Тренировка мышц живота и одновременно – глаз: удобно лечь на спину на ровную упругую поверхность, раскинуть руки и широко разводить и сводить, скрещивая, ноги. Выполняя махи, неотрывно смотреть, провожая взглядом, на кончик большого пальца сначала правой, потом левой ноги. Повторить 6-8 раз.
  8. Согнуть ноги в коленях и подтянуть к груди — выдох. Распрямить – вдох, не отрывая взгляд от коленей. Повторить 6 раз.
  9. Упражнение выполняется с ассистентом, подающим мяч: из исходного положения лёжа на спине захватить резиновый мяч ступнями, перебросить его через себя, не выпуская мяч из поля зрения. Делается 10-12 раз.
  10. Броски мячика в стену или в цель, или партнёру. Мяч из вида не упускать.

В выходные дни полезны дыхательные упражнения в лесу, в большом, изолированном от центральных улиц, городском парке.

Для девочек возрастом меньше 12 лет и нагрузка должна быть меньше.

По окончании занятий замерить пульс. 110-120 ударов свидетельствуют о малой, недостаточной или слишком растянутой во времени нагрузке. 140-150 ударов – нагрузка средняя. Учащение пульса до 150-170 говорит о том, что нагрузка была правильной. Но это касается только детей без пороков сердца или дыхания, так что будьте осторожны.

  1. Надеть прописанные очки и встать от окна в 40-50 см. На уровне глаз поставить на стекле метку размером 5-8 мм.
  2. Посмотреть на метку, а потом перевести взгляд на далёкий предмет на одной линии с этой меткой. Фиксировать взгляд попеременно на метке и на отдалённом предмете в течение 5-7 секунд. Упражнение повторять по 2 раза в день в течение месяца. Если аккомодационная способность глаз за это время не нормализуется, вернуться к выполнению упражнения через 10-12 дней, продолжать до появления положительного результата.
  3. Первые два дня занятия должны быть длительностью не более 3 минут. Следующие два дня – уже можно заниматься тренировкой 5 минут. Во все последующие дни – по 7 минут. Положительные результаты будут обязательно!
  4. После положительных сдвигов хорошо заняться игрой в пинг-понг. Быстрое прыганье целлулоидного мяча взад-вперёд и вправо-влево при соответствующих подачах ещё лучше разовьёт цилиарные мышцы глаза и поможет остановить прогрессирующую близорукость, если она к тому времени имела место. Хотя участия в соревнованиях, если степень миопии уже от минус 6 единиц, лучше избегать – учителя физкультуры в школах имеют на то соответствующие инструкции и полномочия. Но самостоятельные или под руководством учителя занятия спортом нужно продолжать.
  5. Кроме игры в настольный теннис, хорошо помогут в исправлении близорукости т.н. «штрафные» броски мячом в баскетбольную корзину ( прекрасный метод координации движений и оценки на глаз расстояния до объекта, соизмеримое с силой броска), верхние и нижние подачи в волейболе. Хорошо помогают также езда на велосипеде летом, лыжах зимой, пеший туризм, только исключением больших тяжестей в рюкзаке.

источник

Близорукость. Профилактика близорукости

Обычно в зоне риска приобретения близорукости находятся первоклашки. Их глаза — самые неподготовленные к учебным нагрузкам органы ребенка. Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата, которая предполагает чрезвычайно высокий уровень зрительных нагрузок, интенсивное овладение чтением, письмом, счетом.

Зрительный анализатор у детей младшего школьного возраста практически не получает целенаправленного оздоровительного воздействия. В результате возникает риск приобретения, так называемой, школьной формы близорукости. Если вовремя не принять меры, то близорукость быстро прогрессирует и приводит к значительной потере зрения.

Читайте также:  Капли для глаз при близорукости тропикамид

В деле охраны зрения детей, важную роль играет создание условий в учебной деятельности, своевременное выявление отклонения зрения, ношение очков и, конечно, профилактика.

Наблюдая за учащимися, я отметила, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями зрения. Хотя делается немало, с точки зрения соблюдения санитарно-гигиенических норм учебного процесса, чтобы его сохранить, это и физкультминутки на каждом уроке, пересадка учащихся каждое полугодие, а в отдельных случаях, и каждую четверть, беседы по профилактике близорукости, соблюдение зрение сберегающих правил при чтении и письме.

Последние годы я практикую в ходе учебных занятий проведение специальных зрительных упражнений и игр для тренировки и укрепления мышц глаза, физкультминутки через каждые 10–15 минут занятий.

Систематическая работа дает хорошие результаты. Вместе со школьным врачом мы констатируем, что в классе снизилась динамика развития близорукости у детей, у части детей зрение стабилизировалось, близорукость, не прогрессирует миопия. С результатами нашей работы знакомлю родителей, проконсультировавшись с врачом даю рекомендации о том, как, какими средствами можно бороться за хорошее зрение в семье. Для этого использую комплект плакатов о здоровом и гармоничном развитии учащихся, а так же знакомлю с комплексом упражнений для глаз.

Лучшей профилактикой развития этого нарушения зрения будет ограничение нагрузки на глаза, т. е. нельзя, чтобы ребёнок часами сидел у экрана телевизора или монитора.

Детям до 7 лет не желательно смотреть телевизор более 40 минут в день, детям младших классов — не более чем 1,5 часа в день и не более 40 минут в день работы за компьютером.

Детям старших классов — не более 3 часов в день у экрана телевизора. Особенно это касается тех детей, которые уже плохо видят нижнюю строку на диагностической таблице.

Режим освещения. Зрительные нагрузки только при хорошем освещении, с использованием верхнего света, настольной лампы 60-100 Вт. Не использовать лампы дневного света

Режим зрительных и физических нагрузок — рекомендуется чередовать — зрительные напряжения с активным, подвижным отдыхом — при миопии до 3 диоптрий, как правило, физические нагрузки не ограничиваются, свыше 3 диоптрий — запрещается поднятие тяжестей, прыжки и некоторые виды соревнований.

Гимнастика для глаз. Через 20-30 минут занятий рекомендуется проводить гимнастику для глаз.

Правильная коррекция зрения: с помощью очков или контактных линз подобранных офтальмологом.

Тренировка мышц — напряжение которых приводит к росту миопии ( лазерная стимуляция, видеокомпьютерная коррекция зрения, закапывание лекарственных препаратов, специальные курсы глазной гимнастики ) – под наблюдением офтальмолога.

Общеукрепляющие мероприятия: плавание, массаж воротниковой зоны, контрастный душ и т.д. по рекомендации офтальмолога.

Полноценное питание: сбалансированное по белку, витаминам и микроэлементам таких, как Zn, Mn, Cu, Cr и др.

Упражнения при близорукости. Упражнения для глаз.

По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

Упражнения для глаз при близорукости. Упражнения для тренировки мышц глаза.

Вот некоторые элементы этой гимнастики:

Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

Методика по охране и укреплению здоровья детей В.Ф. Базарного. Некоторые элементы его технологии вводите в учебные занятия.

1. Бумажные офтальмотренажеры

Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами.

На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы, восьмерки, спирали и другие). Толщина линий – один сантиметр.

Детям предлагаются следующие задания:

1) Найди глазами две пирамидки.

2) Сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зеленых, черных и других

3) Сколько у пирамидок красных колпачков, коричневых, зеленых, желтых и других?

4) Сколько всего колец у пирамидок?

5) Сколько всего колпачков?

6) Сложи пирамидки в две группы. В первой группе на две (в два раза) пирамидки больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

Этот вид упражнения можно использовать довольно часто, меняя лишь варианты заданий.

3. Тарелки с разноцветными кружками.

Детям предлагаются следующие задания:

а) Найди две одинаковые тарелки.

б) Найди тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

в) Сколько всего красных, зеленых, синих кружков на всех тарелках?

4. Схема зрительно-двигательных траекторий.

С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:

вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.

Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской.

Благодаря этим упражнениям у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развиваются зрительно-моторная реакция, различительно-цветовые функции.

Для профилактики близорукости, укрепления глазодвигательных мышц на уроках во время проведения физкультминуток я также использую различные упражнения:

— упражнения под музыкальное сопровождение;

Упражнение с речитативом «Ах, как долго мы писали»:

Ах, как долго мы писали, (Поморгать глазами).

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо).

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх).

Мы глаза сейчас закроем. (Закрыть глаза ладошками).

В классе радугу построим. (Посмотреть по дуге вверх) —

Вверх по радуге пойдем. (вправо и вверх – влево).

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.( Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

Ребята приехали на дачу собирать урожай. Исходное положение – основная стойка или сидя на стуле, руки на парте. Все упражнения сопровождаются движением глаз.

«Капуста» — мягкие круговые движения глаз по кругу, глазами «рисуем» капусту. Ребята должны сорвать два кочана капусты, упражнение выполняем 2 раза.

«Морковка» — круговые движения глаз вверх – налево -вниз – направо – наверх. глазами «рисуем» морковку. Ребятам нужно сорвать пять морковок, упражнение выполняем 5 раз.

«Огурец» — полукруг вверху справа — налево, полукруг снизу слева – направо,

глазами «рисуем» огурец. Нужно сорвать три огурца, упражнение выполняем 3 раза.

Исходное положение – сидя на стуле, руки согнуты к плечам, ладонями вперед, пальцы вместе – «крылышки». Руки – это «цветочки», глаза – «бабочка»

«Бабочка» летит с правого цветка на левый – «рисуем» полукруг вверху справа – налево.

«Бабочка» порхает над цветком и садится на него – моргаем глазами пять раз.

«Гусеница» ползет от правого к левому «цветку» — «рисуем» глазами полукруг снизу справа – налево. Повторяем в другую сторону – «рисуем» глазами полукруг снизу слева – направо.

Выглянуло «солнышко». Глазами« рисуем»лучи солнца– от носа, вправо – вверх, вправо – вниз. И в другую сторону ,влево – вверх, влево – вниз.

Игру можно повторить 2 – 3 раза.

Профилактика зрительного утомления и близорукости

(памятка для учащихся начальных классов) Автор метода Э.С.Аветисов

Долго тянется урок – Много мы читали.

Не поможет тут звонок, Раз глаза устали.

Глазкам нужно отдыхать, Знай об этом каждый.

Упражнений ровно пять, Все запомнить важно.

Упражнение один – На край парты книги сдвинь.

Сидя, откинься на спину парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.

Упражнение такое — Повтори пять раз за мною.

Упражнение два – Тренируй свои глаза.

Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурить глаза, открой глаза.

Занимаемся все сразу, Повтори четыре раза,

Упражнение три. Делай с нами, не спеши.

Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в исходное положение.

Повторите пять раз, Расслабляя мышцы глаз.

Упражнение четыре — Потратить нужно много силы.

Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2 – 3 сек. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5 – 20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3 – 5 сек., после чего руки опусти.

Повторить 5 – 6 раз, Все получится у вас.

Упражнение пять — Нужно четко выполнять.

Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх –вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).

Находясь в постоянном поиске, изучая литературу,меня заинтересовал комплекс игровых упражнений, предлагаемый кандидатом педагогических наук С.В. Бондаренко. Эти упражнения я с успехом использовала на уроках. В основу игр положены два ведущих принципа тренировки глаза (по профессору Э.С. Аветисову):

• первый – «раскачка» аккомодации (способность глаза ясно видеть предметы, находящиеся от него на различных расстояниях);

• второй – релаксация (уменьшение напряжения) основных функциональных структур зрительного аппарата.

Эти упражнения способны снимать зрительное напряжение и утомление, расслабляя наружные и внутренние мышцы глаза, улучшать кровообращение глаза и циркуляцию внутриглазной жидкости. Помогают направленно повышать уровень зрительной выносливости, то есть выносливости к зрительному утомлению.

Данный игровой материал желательно применять комплексно, используя игры и восстановительного, и тренирующего воздействия. Это связано с особенностями процесса адаптации зрительного анализатора детей младшего школьного возраста к учебному труду.

В начале учебного года, в первой четверти, доминируют специальные восстановительные игры в соотношении 2:1, в остальных учебных четвертях данное соотношение изменяется в сторону преобладания специально тренирующих игр в соотношении 3:1. Специальные зрительные игры применяют только после упражнений, повышающих зрительную активность детей.

Специально-восстановительные зрительные игры:

Игру проводят в положении сидя после напряженной работы. По указанию учителя учащиеся закрывают глаза, прикрывая их ладонями, и опускают головы. Учитель называет цвета, а играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце и так далее). Выборочно опросив детей о том, что же они увидели, учитель называет другой цвет.

Отвечая учителю, который подходит к детям и касается их плеча, учащиеся сохраняют исходное положение.

Длительность одного цикла игры (каждого цвета) – 15–20 сек., общая продолжительность игры – 1 мин.

Организуют игру после нагрузок, требующих как зрительного напряжения, так и статико-динамических напряжений мышц кисти. Учащиеся часто моргают, проговаривая текст: «Вы, метелки, усталость сметите, мы еще заниматься хотим до звонка. Глазки нам хорошо освежите, нам в учебный мир окунуться пора».

Проговаривание сочетают с быстрым (для снятия статического напряжения) сгибанием-разгибанием пальцев, кистей. Длительность выполнения – 6–8 секунд, повторить 2–3 раза.

Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время учитель изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Учитель выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин.

Специально-тренирующие зрительные игры:

Играть целесообразно на тех уроках, где зрительная нагрузка наиболее высокая. Учащиеся стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Учитель располагается впереди сбоку. Он включает электрический фонарик и «выпускает зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку классной комнаты. Учащиеся, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы, а максимально используя лишь амплитуду работы глазодвигательных мышц. Учитель отмечает самых старательных «охотников».

Учащиеся свободно стоят перед учителем, который вращает подвешенный на нити длиной 50–70 см теннисный мяч (лучше всего желтый). Темп вращения нарастающий – от медленного к среднему. Учащиеся сопровождают глазами все перемещения мяча, вращая глазами с возможно большей амплитудой.

Направление вращения мяча периодически изменяется. В игре отмечают наиболее старательных игроков.

Примечательно, что предлагаемый игровой материал способствует и концентрации внимания учащихся, а это позволяет оптимально переключать их на последующую учебную деятельность.

Использование гимнастики для глаз, элементов технологии В.Ф. Базарного, специальных восстановительных и специально тренирующих игровых упражнений С.В. Бондаренко привело к значительному улучшению зрения у младших школьников. Если в первом классе на конец учебного года 91,7% учащихся имели 100%-ное зрение, то в конце четвертого класса 100%-ная острота зрения была у всех учеников.

Хочется пожелать тем, кто начнет применять эти технологии: «Опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьетесь успеха».

1. Из опыта работы по технологии Базарного В.Ф. // «Начальная школа», 1990. – № 6; 1996. – № 11.

2. Бондаренко С.В. «Тренируем зрение» // «Физкультура в школе», 1993. – № 2.

3. Аветисов Э.С. Возвращение зрения. М., 1980.

источник

Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью.

Многие считают, что миопия не мешает заняться спортом, но они глубоко ошибаются. Как и с другими сложными заболеваниями, при миопии следует обратить особое внимание на подход к выбору вида спорта и дозволенных нагрузок.

Для близоруких обязательно нужно правильно определить противопоказания. Врачи должны контролировать состояние органа зрения. Занятия спортом могут хорошо воздействовать на состояние глаз при миопии и содействовать ее стабилизации, но могут и плохо воздействовать на глаза и ослеплять. Это зависит от степени миопии, а также от структуры выбранного вида спорта и спортивных нагрузок.

Близорукость (миопия, от греческого «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд) – изменение круглой формы глаза на овальную, из-за чего внутри него нарушается преломление света, и световые лучи, проходя через глазное яблоко, фокусируются перед сетчаткой, а не на ней. Поэтому предметы, которые находятся вдали, близорукие люди видят расплывчатыми. При этом клетки сетчатки, находящиеся в зоне максимальной световой чувствительности, разрежаются и растягиваются. Это основная причина, по которой врачи накладывают запрет на занятия, связанные с прыжками, ударами, натуживанием и возможностью получить черепно-мозговую травму – из-за высокого риска разрыва или отслоения сетчатки.

При дальнозоркости, например, глаз оказывается не вытянутым, а сплюснутым, и сетчатка не растягивается так критично, как при близорукости. Поэтому дальнозорким людям в спорте практически всегда дается «зеленый свет», по крайней мере, офтальмологами.

Однако сам по себе диагноз «миопия» не является окончательным приговором, который ставит крест на занятиях спортом. Во-первых, она бывает врожденная и приобретенная. Вторая, естественно, опасней.

Во-вторых, имеет значение степень близорукости. Официально различают:

  • слабую миопию – до 3 диоптрий
  • среднюю миопию – от 3 до 6 диоптрий
  • сильную миопию – выше 6 диоптрий

До 3 диоптрий, как правило, никаких ограничений по физическим нагрузкам нет. От 5 диоптрий – врачи с осторожностью дают допуски на занятия спортом, даже при отсутствии дегенеративных изменений на глазном дне. В этом случае начинающим спортсменам придется забыть о тяжелой атлетике, боксе, всех видах спортивной борьбы, акробатике и спортивной гимнастике. Свыше 6 диоптрий – максимум ограничений, независимо от спортивных разрядов и достижений.

В-третьих, эта градация весьма условна, так как можно при зрении -1 иметь прогрессирующую миопию (когда за год она увеличивается на одну и более диоптрий). Тогда врач еще хорошо задумается, какое заключение вам давать. А можно всю жизнь ходить с -3, заниматься боксом, борьбой и тяганием железа, при этом глаза будут отлично себя чувствовать. Ну, может не совсем отлично, но не меньше, чем на -3.

И, в-четвертых, резюмируя предыдущие два пункта, ограничения на занятия спортом накладываются не в соответствии со степенью близорукости, а исходя из изменений внутри глаза. Скажем, гораздо хуже и опасней, когда при слабой миопии на глазном дне просматриваются кровоизлияния и сетчатка ослаблена, чем стабильное состояние при средних показателях близорукости.

Читайте также:  Можно ли остановить близорукость у детей

При не прогрессирующей близорукости обязательно нужно заниматься с каким-либо видом спорта. Если невозможно заняться спортом с очками и с контактными линзами, то во время занятий очки можно снимать. Если нельзя пользоваться с очками, а острота зрения необходима, то в таких случаях нужно воспользоваться контактными линзами, надеваемыми прямо на глазное яблоко.

Когда развивающейся близорукость, нельзя заниматься видами спорта с большим физическим напряжением (бокс, борьба, тяжелая атлетика и т.д.).

Если у человека близорукость больше 4 дптр, то врачи не должны его пропускать к занятиям спортом. Близорукость может и прогрессировать во время занятий, в таком случае, спортсмен должен прекратить заниматься спортом или снизить нагрузки.

Занятия спортом могут положительно влиять на стабилизацию зрения. Большие плюсы им дают спортив­ные игры, плавание, катание на лыжах, горный спорт.

При ограничении физической активности у близоруких людей наблюдается ухудшение кровоснабжения различных органов, в том числе глаз, и ухудшение способности к аккомодации. При этом, как отмечают исследователи, не все физические упражнения будут полезны людям с близорукостью. Наиболее полезными названы циклические упражнения средней интенсивности (бег, плавание), при которых частота сердечных сокращений остается на уровне 100-140 ударов в минуту. Вызывая приток крови к глазам, эти упражнения улучшают работу цилиарной мышцы глаза и нормализуют циркуляцию внутриглазной жидкости. Циклические упражнения высокой интенсивности, а также акробатика, прыжки, упражнения на гимнастических снарядах, вызывающие учащение пульса до 180 ударов в минуту, приводят к значительной длительно сохраняющейся ишемии глаз, поэтому противопоказаны близоруким людям.

Уменьшение общей физической активности и гиподинамия в сочетании со значительными зрительными нагрузками, часто встречающаяся у школьников и студентов, способствует развитию и прогрессированию близорукости. Для профилактики возникновения и лечения миопии у детей и молодежи показано сочетание физических упражнений, направленных на общее развитие, со специальными упражнениями, улучшающими кровоснабжение глаз и вызывающими укрепление цилиарной мышцы.

Чтобы правильно оценить возможность занятия теми или иными видами физкультуры и спорта, необходимо ориентироваться на имеющиеся критерии для разделения студентов и школьников на группы в соответствии со степенью миопии и наличием или отсутствием у них осложнений и изменений на глазном дне. Согласно этой методике, выделяют основную, подготовительную и специальную группы для занятий физической культурой. Учащиеся с дальнозоркостью или миопией выше 6 диоптрий, хроническими или дегенеративными заболеваниями глаз и изменениями глазного дна должны заниматься по индивидуальной программе под присмотром врача в специальной группе. В подготовительную группу должны быть направлены все учащиеся с дальнозоркостью или близорукостью от 3 до 6 диоптрий. Если же аномалии рефракции не превышают 3 диоптрий, учащиеся могут посещать занятия физкультурой в основной группе.

Студентам и школьникам со слабой степенью миопии или гиперметропии полезны спортивные игры, в ходе которых происходит постоянное переключение зрения попеременно на близкое и далекое расстояние. Такие виды спорта как волейбол, баскетбол или настольный теннис благоприятно сказываются на аккомодационной способности глаз и тренируют глазные мышцы, предотвращают прогрессирование патологических изменений органа зрения.

Учащимся со средней степенью близорукости или дальнозоркости следует ограничивать интенсивность занятия физкультурой, а также такие виды физической активности, как прыжки (в длину, в высоту, с вышки и пр.). Их занятия физкультурой необходимо дополнить специальными упражнениями, направленными на укрепление мышц глаза, гимнастикой для глаз, лечебной физкультурой.

При высокой степени близорукости, осложнениях и изменениях глазного дна показано существенное ограничение видов физической активности. Миопия и спорт не совместимы в случаях занятия такими спортивными дисциплинами, как бокс и борьба, прыжки, большой теннис и футбол, горнолыжный спорт, тяжелая атлетика, велоспорт или конный спорт. Полезными будут дозированные циклические упражнения под наблюдением врача (бег, плавание, спортивная ходьба, стрельба, гребля, фехтование).

Больным с миопией слабой и средней степени для улучшения зрения нужно ежедневно выполнять ниже перечисленные упражнения, обращенные на укрепление мышц. Нужно во все комплексы содержать упражнение «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы.

Примерные упражнения для улучшения зрения:

А) Упражнение делается стоя, кисти ставятся на затылок. Сначала поднять руки вверх, прогнуться, потом вернуться в нынешнее положение. Сделать 7 раз.

Б) Круговые движения головой по 4 раза влево и 4 вправо.

В) Самомассаж мышц задней поверхности шеи и затылка в течение 60секунд.

Г) Круговые движения глазами. Выполнять медленно сначала влево, потом вправо около 1 минуты.

Д) Закрыв глаза, несильно надавливать пальцами на глазные яблоки около 35-45 секунд.

Е) Упражнение «метка на стекле». Необходимо выполнять около 1-2 минуты, тренируя мышцы глаза сначала левого, затем правого, а потом вместе.

Ж) Закрыв глаза, выполнять поглаживание век от наружных углов к носу, а потом обратно около 40-45 секунд.

З) Выполнять быстрые моргания около 25-30 секунд.

И) Посидеть, закрыв глаза около 60 секунд, выполнять брюшное дыхание.

источник

Близорукость (миопия) – это проблема, с которой сталкиваются многие люди. В век высоких технологий значительно возросла нагрузка на зрение, что провоцирует развитие или прогрессирование данного нарушения.

Вопрос восстановления зрения при близорукости волнует родителей. Каждый шестой школьник страдает от миопии той или иной степени. Для взрослых это не менее важная проблема: плохая острота зрения мешает вождению машины, профессиональной деятельности и в целом ограничивает возможности человека. Так как вернуть зрение?

Близорукость – это нарушение зрения, которое в профессиональной медицинской терминологии называется миопия (в переводе с греческого myops – «щурящий глаза»).

По статистике от миопии страдает каждый третий человек на Земле. Эта патология рефракции глаза означает снижение остроты зрения вдаль. Близорукие люди слабо видят удалённые объекты, но хорошо видят близко расположенные объекты.

В большинстве случаев близорукость обусловлена несоответствием преломляющей силы оптической системы глаза длине его оси. При данном заболевании параллельные лучи света, попадающие в глаз, фокусируются перед сетчаткой, а не на её поверхности, как это должно быть в норме. В зависимости от причин миопия бывает:

  • Осевая (преломляющая сила роговицы, хрусталика, стекловидного тела находится в пределах нормальных величин, но передне-задний размер его больше, чем в здоровом глазу);
  • Рефракционная (при нормальном передне-заднем размере глаза преломляющая сила оптики больше, чем в здоровом глазу);
  • Смешанная (преломляющая сила и передне-задний размер глаза превышают нормальные величины);
  • Комбинированная (преломляющая сила оптики глаза и его передне-задний размер не выходят за пределы величин, но сочетаются в неудачных вариантах).

Миопия бывает врождённой или приобретённой. Врождённая близорукость встречается редко, но, как правило, является осложнённой (сопровождается аномалиями развития глаза и слабовидением при отсутствии коррекции в период развития глаза ребёнка или патологией, не поддающейся лечению).

Приобретённая миопия в последнее десятилетие стала встречаться чаще, особенно в период активного роста организма. Эта разновидность заболевания может прогрессировать и приводить к дальнейшему ухудшению зрения. Близорукость считается прогрессирующей, если зрение с каждым годом снижается на одну и более диоптрий.

Выделяют 3 степени миопии:

  1. Слабая (до 3 диоптрий);
  2. Средняя (от 3,25 до 6 диоптрий);
  3. Высокая степень миопии (свыше 6 диоптрий).

Степень миопии указывает на количество диоптрий, которое необходимо, чтобы уменьшить преломляющую силу глаза.

Причины развития близорукости общеизвестны:

  • Неправильная форма глазного яблока – основная причина близорукости. Из-за чрезмерной длины передне-задней оси глаза световые лучи, фокусируясь, не достигают сетчатки. При этом происходит растяжение задней стенки глаза, что со временем может спровоцировать изменения глазного дна (дистрофические изменения макулярной области, отслойка сетчатки, миопический конус и др.).
  • Чересчур сильное преломление световых лучей оптической системой глаза. По этой причине световые лучи сходятся в фокус перед сетчаткой, а не на ней.

Кроме причин возникновения близорукости, офтальмологи выделяют еще и факторы, которые способствуют развитие данного заболевания.

  • Генетический фактор. При этом наследуется не плохое зрение, а физиологическая предрасположенность к нему. То есть, по наследству передаётся размер глазного яблока или преломляющие свойства хрусталика. В группу риска, прежде всего, попадают дети, у которых оба родителя страдают этим заболеванием. Наличие близорукости только у одного из родителей снижает риск возникновения близорукости у ребёнка в среднем на 30%.
  • Ослабление ткани склеры приводит к увеличению размера глазного яблока и, как следствие, способствует развитию близорукости.
  • Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному растяжению глазного яблока.
  • Ослабление организма в результате неправильного питания, переутомления, ряда заболеваний (нарушение опорно-двигательной системы, аллергические и инфекционные заболевания, родовые травмы, заболевания носоглотки и полости рта, травмы головного мозга, рахит, общее снижение иммунитета).
  • Неблагоприятные условия зрительной работы.
  • Чрезмерная нагрузка на глаза, перенапряжение глаз.
  • Чтение в движущемся транспорте, в темноте, в лежачем положении.
  • Многочасовое сидение за компьютером, телевизором.
  • Плохое освещение.
  • Неправильная посадка во время чтения, письма.

Основной симптом близорукости – снижение зрения вдаль: предметы кажутся нечёткими, расплывчатыми.

Чтобы улучшить чёткость картинки, близорукий человек обычно начинает щуриться. Вблизи человек видит нормально. Кроме того, к симптомам близорукости можно отнести повышенную зрительную утомляемость и головные боли, возникающие при зрительных нагрузках.

Диагностику близорукости проводит врач-офтальмолог. Для этого осуществляется полный осмотр органов зрения пациента, определяется острота с коррекцией и без неё (визометрия). По необходимости врач назначает другие специальные исследования: биомикроскопию, офтальмоскопию, осмотр глазного дна и пр.

Если вы подозреваете у себя близорукость, то обращайтесь сначала к офтальмологу, который может установить причину и назначить правильное лечение. Только после этого можно обращаться в оптику, где специалист (оптометрист) в соответствии с рецептом окулиста подберёт приемлемые для вас очки или линзы.

Лечение близорукости может проводиться по двум большим направлениям: коррекция и непосредственно лечение.

Коррекция близорукости осуществляется с помощью плюсовых очков, контактных линз (мягких, жёстких и ночных) и лазерных методов (Lasik). Сюда же можно отнести коррекцию интраокулярными линзами (линзу помещают внутрь глаза) и кератотомию (насечки на роговице).

Каждый метод имеет свои плюсы и минусы, показания и противопоказания, возможные осложнения. Но все они основывается на одном принципе: изменить оптическую систему глаза так, чтобы изображение предмета фокусировалось на сетчатке глаза.

Лечение близорукости включает в себя приём витаминов в виде таблеток (к примеру, «Лютеин Комплекс») и капель (Тауфон, Эмоксипин), а также средства, улучшающие кровоснабжение, физиотерапевтические методы, гимнастику для глаз.

Для снятия спазма аккомодации назначают расширяющие зрачок капли (Ирифрин, Мидриацил и др.).

При средней степени близорукости показана лазерная коррекция зрения. Сам термин уже подразумевает, что эта операция не восстанавливает зрение, а только корректирует нюансы роговицы в соответствии с тем, как преломляются световые лучи.

Суть лазерной коррекции в том, чтобы сделать микроразрезы на верхнем слое роговицы. С помощью этого изменяют оптическую плотность роговицы. Такая операция невозможна, если роговица слишком тонкая.

Пропуская пучок света, компьютер исследует точно участок, где пучок преломится точно на сетчатке на жёлтом пятне. Проводится надрез, а затем надрезанные ткани возвращаются на место, чтобы не повредить верхний слой роговицы. Возможны и побочные эффекты: например, бывает, что стекловидное тело начинает деформироваться. Чтобы исключить побочные эффекты, перед операцией всегда проводят тщательное обследование.

Операции проводят только пациентам с высокой степенью (более 6 диоптрий) миопии. Существуют следующие методы хирургических вмешательств:

  • имплантация фактичных линз;
  • рефракционная замена хрусталика (ленсэктомия);
  • кератопластика (пластика роговицы);
  • радиальная кератотомия.

Сегодня эксимерная рефракционная хирургия завоёвывает всё большую популярность. Клиники с успехом используют новые методики, основанные на использовании эксимерных лазеров. Единственный минус – вероятность регрессии близорукости. Это объясняется тем, что роговице свойственно возвращаться к предыдущему состоянию, а при сильном нарушении разрез роговицы может быть слишком глубоким.

Хирурги-окулисты предлагают пациентам повторные вмешательства, которые становятся более эффективными, нежели первые.

Одним из ведущих методов исправления зрения хирургическим путём считается лазерный кератомилез. Это комбинированная операция, включающая участие хирурга и лазера, которым руководит компьютерная техника. С помощью кератомилеза можно скорректировать последствия близорукости, астигматизма или дальнозоркости.

Сегодня в лечении близорукости применяются и физиотерапевтические методы:

Эти методы помогают улучшить кровоснабжение тканей глазного яблока, тренируют цилиарную мышцу, повышают эффективность действия лекарств. Все они объединены в «очках Сидоренко», которые с успехом используются и взрослыми, и детьми.

Физические упражнения тренируют мышцы глаз, поочерёдно расслабляя и напрягая глазные мышцы. Их необходимо ежедневно повторять, причём в комплексе. Можно делать упражнения во время рабочих пауз, между домашними делами, много времени гимнастика для глаз не потребует.

Предлагаем весь комплекс упражнений:

  1. Быстро поморгайте в течение 1 минуты.
  2. Сядьте, крепко зажмурьтесь на 2–5 секунд, а затем на 2–5 секунд откройте глаза (8–10 раз).
  3. Стоя вытяните вперёд руку и посмотрите на кончики пальцев. Медленно приближайте палец, не сводя с него глаз (6–9 раз).
  4. Отведите руку за поле зрения немного в правую сторону, потом медленно передвигайте палец правой руки справа налево, не двигая при этом головой. Таким образом, вы используете периферическое зрение. Следите за передвижением пальца (12–16 раз).
  5. Зафиксируйте кожу над бровями указательными пальцами. Затем медленно закройте глаза, удерживая при этом пальцами кожу чуть выше, над бровями (12-14 раз).
  6. Совершайте глазами круговые движения в медленном темпе то в одном, то в другом направлении (8-10 раз).
  7. Тремя пальцами обеих рук легко нажимайте на верхние веки, спустя 3-4 секунды снимите пальцы с век (4-5 раз).
  8. Медленно переводите взгляд с пола на потолок и обратно, неподвижно зафиксировав голову (9-12 раз).
  9. Описывайте глазами круги или любые другие фигуры.
  10. Второй, третий и четвертый пальцы рук положите так, чтобы второй палец находился у наружного угла глаза, третий — на середине верхнего края орбиты, а четвертый — у внутреннего угла. Медленно закройте глаза. Пальцами оказывайте небольшое сопротивление, словно натягивая кожу (10-12 раз).

Профилактика миопии требует комплексного подхода. Офтальмологи рекомендуют следующие меры профилактики:

  • Правильная коррекция зрения.
  • Витаминотерапия (витамины для зрения «Лютеин Комплекс», «Антоциан Форте» и др.).
  • Соблюдение зрительного режима.
  • Тренировка глазных мышц.
  • Устранение сопутствующих заболеваний.
  • Общеукрепляющие процедуры (закаливание).
  • Диета (богатая овощами, содержащими каротиноиды, например, морковь).
  • Стимуляция кровообращения в тканях глаза (медикаментозная и физиотерапия).
  • Склероукрепляющие операции.

Когда дают инвалидность по зрению вы узнаете из этой статьи.

Восстановить зрение при близорукости реально: для этого необходима хорошая мотивация пациента и обращение к опытным окулистам. Кроме того, важно регулярно выполнять зарядку для глаз для улучшения зрения, те элементарные движения, которые описаны выше. Все эти способы в комплексе с витаминизированным питанием будут способствовать восстановлению зрения при близорукости.

источник

  • Симптоматика близорукости
  • Причины близорукости
  • Как заметить близорукость у ребенка
  • Стадии близорукости у человека
  • Как выявить близорукость
  • Как восстановить близорукость
  • Упражнения для глаз при близорукости
  • Видео по теме

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Близорукость — это офтальмологическое заболевание, при котором человек не может очень хорошо различать предметы, он видит их в размытом состоянии. Также близорукость называют миопией.

Как видит человек, который страдает миопией

Близорукость: лечение, диагностика

В случае близорукости, лучи света проходят с помощью преломления обычной среды глаза помощью роговицы, и в свою очередь хрусталик сосредотачивается не на сетчатке, а перед ней. Таким образом вы не можете видеть сфокусировано изображение.

Близорукость – нечеткое искажение предметов зрительным аппаратом человека.

Проявляется близорукость следующим образом:

  1. Слезотечение повышенное.
  2. Нарушенное зрение (сумеречное).
  3. Дискомфорт в глазах.
  4. Боль в глазах.
  5. Головная боль.

Миопия у человека появляется из-за неправильной оптической силы в системе глаз и его длины, а именно:

  • Длительная работа за компьютером;
  • неправильное освещение в доме;
  • чтение в транспорте и т.д;
  • слабые аккомодационные мышцы;
  • перенапряжение аккомодационных мышц;
  • повышенное преломление лучей роговицы или хрусталика глаза;
  • удлиненная форма глазного яблока.

Очень важно следить за состоянием и качеством зрения в детском возрасте, если своевременно не заметить близорукость, возможны неприятные последствия.

  1. Нарушается сумеречное зрение.
  2. Трудно ориентируется на улице.
  3. Головная боль.
  4. Быстрая утомляемость.
  5. Прищуривает глаза.

Необходимо ежегодно проходить осмотр у офтальмолога чтобы своевременно выявить проблему и решить ее.

Близорукость у детей

Мы различаем три степени близорукости, а именно:

  1. Высокая степень от 6D;
  2. Средняя степень от 3,20 до 6D;
  3. Слабая степень до 3

Степень и развитие близорукости зависит от размера глазного яблока в длину. Когда глазное яблоко удлиняется, острота зрения снижается.

Слабая степень близорукости характеризуется удлинением глазного яблока на 1-1,5 мм. При слабой степени близорукости человек может видеть предметы, но немного в размытом состоянии.

Средняя степень близорукости может менять длину глазного хрусталика от 1 мм до 3 мм. При средней степени близорукости зрительный аппарат переживет стресс, так как сосуды и сетчатка терпят изменения. Зрение снижается, человек может хорошо видеть только на расстоянии от 15 до 35 сантиметров.

Читайте также:  Отличия приобретенного и врожденной близорукости

Высокая степень близорукости видоизменяет и удлиняет глазное яблоко от 3 мм и более. При данной степени близорукости сильно утончаются оболочки и сосуды сетчатки.

Как выглядит норма близорукости

Важно своевременно выявить и грамотно диагностировать болезнь, во избежание неприятных последствий.

Существует разновидность близорукости:

В том случае, если при строении тканей плода могут передаться дефекты синтеза белка и ткани ослабевают, в результате ребенок получает наследственную близорукость.

Данный вид очень редко можно наблюдать при рождении, до 2% детей могут получить миопию при рождении, когда глазное яблоко изначально увеличено.

В том случае, если качество зрения снижается каждый год на одну диоптрию мы получаем прогрессирующую близорукость. Более распространена среди детей школьного возраста. При нарушении аккомодации зрительный аппарат может снижать качество зрения.

Возможная нехватка полезных питательных веществ для организма, которая влияет на функционирование зрительного аппарата, может привести к близорукости.

Игнорирование первых симптомов близорукости может привести к осложнению.

Постоянное напряжение глаз и непрерывная работа за компьютером это угроза для вашего зрения.

Существует немало методов по выявлению миопии, а именно:

  1. обследование зрительного нерва;
  2. обследование поля зрения;
  3. обследование формы роговицы;
  4. обследование преломляющей силы роговицы;
  5. обследование внутренних структур глаза;
  6. измерение остроты глаза;
  7. измерение рефракции;
  8. обследование внутриглазного давления.

В зависимости от метода выявления близорукости, будет назначаться соответствующее лечение.

Отличие близорукости от других заболеваний

Лечить близорукость можно с помощью коррекции, ее цель ослабить преломляющую силу аппарата, что бы картинка была сфокусирована на центральную область сетчатки.

Медицине на сегодняшний день известно не менее 25 методов коррекции зрения. Один из самых популярных это очки для глаз, которые часто можно заменить линзами. Важно отметить, что эти способы не лечат, а удерживают ваше зрение в норме.

Лечение близорукости может зависеть от ее степени и прогрессивности, от этого зависит тактика лечения. Возможно исправление контактными линзами или очками, или в другом случае лазерной коррекцией, рефракционной хирургией, заменой хрусталика или имплантацией факичных линз.

Единственным противопоказанием к проведению лазерной коррекции может быть прогрессирующая близорукость.

Профилактика во избежание прогрессирования близорукости заключается в следующем:

  1. Делайте гимнастику для глаз, закрывая глаза и двигая зрачками с угла в гол, или поморгав, достаточно нескольких раз на день.
  2. Следите за освещением рабочего места.
  3. Контролируйте свое питание, чтобы получать необходимые витамины.
  4. Контролируйте режим зрительных нагрузок.
  5. Проводите больше времени на свежем воздухе.
  6. Больше двигайтесь.
  7. Посещайте офтальмолога.

Уже с детского возраста все больше и больше людей начинают страдать снижением зрения. Проявляется близорукость в том, что предметы на дальнем расстоянии становятся расплывчатыми, нечеткими. Вблизи же такой проблемы не возникает. Офтальмологи называют это заболевание органа зрения «миопией».

20% школьников, начиная с семилетнего возраста, страдают миопией. В студенчестве этот процент возрастает в два раза.

  1. Наследственность считает важнейшим фактором, провоцирующим развитие у ребенка миопии. Так, если отец и мать страдают близорукостью, то в 50% случаев у ребенка к совершеннолетию также начнет развиваться это заболевание глаз.
  2. Большие зрительные нагрузки. Этот фактор способствует развитию миопии со школьной скамьи. Зачастую в этот период, еще и связанный с интенсивным ростом ребенка, снижается зрение.
  3. Сосудистые болезни, способствующие появлению нарушенного кровообращения в глазах.
  4. Дефицит витаминов вызывает также снижение зрения. Особенно это касается недостатка витамина А.

Существует несколько методик по улучшению зрения при близорукости. Результат имеет прямую зависимость от степени миопии. При несильном снижении зрения эффективными являются упражнения, в ходе которых тренируются мышцы глаз. Рассмотрим основные методы.

Это самый известный метод корректировки зрения. К сожалению, ношение очков не способствует восстановлению зрения. Современные специалисты считают, что очки могут даже повышать степень миопии, так как мышечная работа глаза ослабевает, и это дает сигнал мозгу, что в поддержании тонуса мышц глаза нет никакой необходимости. Очки к тому же мешают расслаблению поперечных мышц, напряжение которых также способствует прогрессированию миопии. То же самое относится и к ношению контактных линз.

К аппаратным методам, способствующим улучшению зрения, относят физиотерапию и применение компьютерных технологий. Чаще к таким методам прибегают для коррекции зрения у детей, так как в таком возрасте связи, возникающие между работой мозга и работой органов зрения, еще только образуются. Именно этот фактор позволяет остановить процесс развития близорукости у детей.

Аппаратные методы используются и для взрослых. Методики позволяют уменьшить спазмы аккомодации, улучшить работу нервной системы, способствовать повышению кровообращения в сетчатке.

Лазерная коррекция показана людям, страдающим разными степенями миопии. С помощью лазера происходит воздействие на роговицу глаза, что приводит к мгновенному восстановлению зрения.

Фоторефрактивная кератэктомия Близорукость до -6 дптр., астигматизм до -3 дпт., дальнозоркость до +3 дптр. Бесконтактный метод, безболезненность, быстрота операции Лазерный кератомилез (LASIK) Близорукость до -15 дптр. Щадящий метод,

восстановление зрения за сутки,

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

возможность корректировки сразу обоих глаз

Укреплению глазных мышц способствует регулярная тренировка глаз. Рассмотрим наиболее известные и эффективные:

  1. Приподнять голову и зажмурить оба глаза, чередуя с их открыванием. Каждое действие длится 5 сек и повторятся 8 раз.
  2. Быстрое моргание с чуть приподнятой головой в течение 2 минут.
  3. Стоя глядеть в течение пары секунд перед собой, а затем вытянуть кисть и без отрыва смотреть на отведенный большой палец 5 сек. Сделать 10 повторов.
  4. Расположить выпрямленную руку напротив глазных яблок и смотреть на указательный палец. Подносить этот палец все ближе к глазам в медленном темпе, при этом не отводя взгляд. Делать 10 повторов.
  5. Стоя держать взгляд на указательном пальце вытянутой правой руки на протяжении 6 сек.Прикрыть ладошкой левый глаз. Дальше — снова двумя глазами. Прикрыть ладошкой правый глаз и продолжать смотреть на палец. Повторять 8 раз.
  6. Без поворота головы следует смотреть на указательный палец отведенной вправо руки. Дальше плавно переместить палец влево без отрыва взгляда. Так же повторять с другой рукой. Повторять 10 раз.
  7. Сидя обеими руками массировать по кругу прикрытые глаза. Продолжать массаж одну минуту.

Все эти упражнения направлены на повышение кровотока в тканях глаз, уход напряженности и укрепление мышц глаз.

Травяной сбор. Готовится смесь из травы очанки, репешка, земляничного листа, толокнянки, сосновых иголок, цетрарии. В пол литра воды засыпается пару ложек смеси и варится на слабом огне не более десяти минут. Принимать следует перед едой по 80 мл.

Настойка лимонника. Плоды заливаются водкой и ставят в затемненное место на десять дней. Процеживают и принимают натощак по 40 капель пару раз в день натощак.

Клюква. Эта ягода богата витаминами, необходимыми для укрепления зрения. Клюква заметно повышает остроту зрения, если употреблять ее по половине стакана. Хорошо действует на орган зрения и морс из этой ягоды или клюква, смешанная с медом.

Рябина. Свежий рябиновый сок, смешанный с медом, принимать по 70 мл на протяжении месяца. 3 раза в году можно проводить этот курс.

Настойка алоэ с травами. Листья алоэ выдержать в холоде 10 дней и измельчить. Смешать с лепестками василька и очанки, добавить 300 г меда. Протомить смесь с красным вином с помощью водяной бани. Далее массу процеживают, наливают в стеклянную емкость и хранят в холодильнике. Натощак принимают по 15 мл перед каждой трапезой.

  1. Отдых для глаз. При длительной нагрузке на глаза следует делать отдых, так как глазные мышцы находятся в сильном напряжении. Это способствует пересыханию роговицы, жжению в глазах, что повышает риск развития миопии. Работать с нагрузкой на глаза следует на протяжении сорока минут, затем делать перерыв. Школьникам не рекомендуется проводить более полутора часов за телевизором и компьютером.
  2. Дистанция. Книга, монитор, тетради должны располагаться на расстоянии 30 см от глаз. Чем ближе глаза к объекту, тем более напряжены их мышцы, что приводит ухудшению зрения.
  • Правильное положение. Привычка читать лежа, а также в транспорте, приводит к чрезмерному утомлению глаз. Особенно такое чтение вредно для детского возраста, когда зрительный аппарат еще полностью не сформировался.
  • Осанка. При работе с компьютером спину нужно держать как можно более прямой. В школе ежегодно по нескольку раз следует менять место расположение детей за партами, так как ребенок привыкает видеть только под одним углом.
  • Освещение. Освещение при зрительной работе должно быть достаточным. Дома рабочий стол следует располагать справа от окна. Занавески должны хорошо пропускать солнечные лучи. Вечером нужно включать настольную лампу.
  • Защита от ярких солнечных лучей. В яркие летние дни следует пользоваться темными очками, которые препятствуют напряжению зрачков.
  • Правильное питание. Для хорошей работы зрительного аппарата в рационе должны быть максимальное количество овощей, зелени, рыбы, молочных продуктов. При дефиците некоторых элементов возможно снижение зрения.
  • Регулярные тренировки для глаз. Нетрудные упражнения, проводимые ежедневно, значительно снижают риск появления миопии, поскольку эффективно расслабляют, тренируют глазные мышцы, улучшая питание глаз и их кровоснабжение.
  • К развитию миопии приводят чаще всего повышенная нагрузка на глазной аппарат и наследственный фактор. Начиная со школьного возраста риск возникновения близорукости растет с каждым годом. Лечение проводится по назначению офтальмологов, включающее упражнения для глаз, аппаратную терапию, коррекцию зрения с помощью очков. Большой популярностью стал пользоваться метод лазерной коррекции, который восстанавливает зрение уже в течение суток. Для предотвращения развития миопии следует придерживаться основных правил, включающих правильно питание с повышенным содержанием в рационе витамина А, цинка, аминокислот, а также чередование режима нагрузки зрительного аппарата с отдыхом. Важно помнить, что миопия может быстро прогрессировать в случаях чрезмерно высокой нагрузки без профилактических мер.

    Под термином астенопия понимают быстрое утомление органов зрения непосредственно в процессе зрительной работы. Подобный дискомфорт в большинстве случаев возникает при длительной фокусировке зрения на определённом объекте, который находится на близком расстоянии.

    Работа зрительного анализатора тесным образом связана с деятельностью световоспринимающего и глазодвигательного аппарата. Астенопия может возникать при воздействии неблагоприятных факторов на функционировании одной из названных структур или обоих сразу. Однако чаще всего поражается глазодвигательный аппарат.

    К основным причинам возникновения данного патологического состояния относят:

    • вождение транспортных средств в условиях недостаточной освещённости (ночь, сумерки);
    • ежедневный продолжительный просмотр телевизора;
    • ношение неправильно подобранных очков;
    • выполнение работы, которая требует постоянного зрительного напряжения и зрительного внимания;
    • чтение в условиях плохого освещения;
    • продолжительная работа за компьютером (даже самые современные мониторы не могут спасти от переутомления);
    • несоблюдение правил гигиены органов зрения (должны чередоваться зрительная работа и отдых, при долгом зрительном напряжении должны выполняться расслабляющие упражнения для глаз);
    • недостаточное освещение пространства, отведённого для выполнения работы.

    Зрительная утомляемость или астенопия имеет достаточно разнообразные симптомы. Однако всё их разнообразие – быстрая утомляемость, чувство песка и инородного тела в глазах, резь, периодическое затуманивание зрения, двоение, слезотечение, головная боль, объединяет то, что все они, в разнообразных сочетаниях или отдельно друг от друга, возникают при определённой зрительной работе и первично все неприятные ощущения возникают именно в глазах.

    Зрительная нагрузка, которая может спровоцировать развитие астенопии, также может быть разнообразной, однако в первую очередь это работа на близких расстояниях: за монитором компьютера – наиболее часто встречаемая причина возникновения данного патологического состояния, чтение, напряжения при езде на транспортном средстве ночью, при выполнении различных профессиональных обязанностей: шитьё, корректировка текста, работа с видеотерминалами.

    Различают несколько видов зрительной утомляемости, в зависимости от причин, которые её вызвали: мышечная, аккомодационная, симптоматическая, астеническая, нервная и смешанная.

    Причинами этого вида зрительной утомляемости являются пресбиопия (возрастные изменения зрения вблизи), не корригированная дальнозоркость, астигматизм.

    В результате эти состояния приводят к напряжению цилиарной мышцы (внутриглазная мышца, при сокращении и расслаблении которой форма хрусталика изменяется, что позволяет человеку видеть хорошо на разных расстояниях).

    Астенопия может развиваться даже в школьном возрасте, однако благодаря росту глазного яблока со временем она может проходить самостоятельно. На это также влияет повышение работы цилиарной мышцы.

    У взрослых зрительная утомляемость появляется преимущественно после сорока лет по причине развития возрастного ослабления ближнего зрения (пресбиопии).

    В данном случае симптомы астенопии будут прогрессировать в соответствии с развитием данного патологического состояния.

    При появлении жалоб на быстрое утомление зрительного органа врачом офтальмологом проводится исследование остроты зрения обоих глаз с коррекцией или без неё, а также обязательным исследованием при максимальном расслаблении цилиарной мышцы (данное состояние получило название циклоплегия), при помощи специальных глазных капель.

    Если в результате обнаруживается астигматизм, пресбиопия, дальнозоркость, то последующее лечение данного заболевания будет основываться на использовании контактных линз или очков для коррекции зрения

    Подобные средства назначаются в самые ранние сроки, параллельно решается вопрос о соблюдении рационального режима нагрузок, правильной организации рабочего места, общеукрепляющих мероприятиях.

    Периодических перерывов во время зрительной нагрузки. Детям для постоянного ношения подбираются очки. Взрослым, при высокой, достаточно хорошей остроте зрения вдаль, подбирают специальные очки для чтения и работы на близком расстоянии.

    Причиной этого вида астенопии является напряжение глазодвигательного аппарата мышц (мышц, снаружи прикрепляющихся к глазному яблоку и обеспечивающих его движение).

    При отсутствии коррекции близорукости любая работа на близком расстоянии возможна без непосредственного напряжения цилиарной мышцы, однако, с обязательным сведением обоих глаз или конвергенцией, обеспечивающейся за счёт напряжение всех глазодвигательных мышц.

    В нормальных условиях при работе на близких расстояниях цилиарная мышца всегда напрягается, в результате этого форма хрусталика меняется и на сетчатке происходит формирование чёткого изображения близко расположенных объектов.

    Однако, для получения бинокулярного (объёмного) зрения нужно, чтобы при зрительной работе вблизи каждый глаз получал чёткое, одинаковое изображение, что достигается посредством конвергенции.

    При близорукости по причине несоответствия между напряжением глазодвигательных мышц и расслабленной цилиарной мышцы, появляются симптомы астенопии.

    Узнайте, при каких заболеваниях рекомендуют принимать глазные капли Каталин.

    Какие бывают степени гиперметропии, а также современные методы лечения данного заболевания подробно расписаны в этой статье.

    Гетерофория (скрытое косоглазие) – состояние, при котором при двух открытых глазах не обнаруживается косоглазие, но если один глаз прикрывается, то открытый глаз будет прямо смотреть, а закрытый отклонится при этом в сторону.

    Это происходит по причине того, что из шести мышц, которые прикрепляются к глазному яблоку снаружи и обеспечивают весь спектр его движений, одна или сразу несколько больше развиты, чем остальные.

    Чтобы компенсировать данную разницу остальные мышцы находятся в состоянии избыточного напряжения. Это приводит к более быстрой утомляемости глаз при обычной повседневной зрительной работе, и возникают иные проявления астенопии.

    В данном случае. При закрытии одного глаза зрительное утомление исчезает. При отсутствии лечения через определённое время может развиться косоглазие.

    Для устранения данного состояния назначается оптическая коррекция близорукости. Для того, чтобы избавится от скрытого косоглазия, пациенту назначают процедуры на синоптофоре – человек смотрит в два окуляра, однако видит различные дополняющие друг друга картинки, пытаясь при этом напряжением глазодвигательных мышц соединить их вместе.

    Курс подобных тренировок даёт хорошие результаты, при отсутствии эффекта для коррекции скрытого косоглазия подбираются специальные призматические очки, позволяющие видеть хорошо даже при отклонении одного глаза.

    Астеническая астенопия

    Обычно астеническая астенопия возникает как результат общих заболеваний организма, интоксикаций, инфекционных болезней, чрезмерного физического и умственного перенапряжения, неправильного режима отдыха и труда.

    Это значит, что мерами устранения подобного состояния является лечение общей патологии организма, витаминотерапия, общеукрепляющие мероприятия, рациональный режим отдыха и труда.

    Симптоматическая зрительная усталость проявляется в качестве симптома, который сопровождает некоторые болезни уха, глаза, придаточных пазух носа.

    Иногда данное заболевание бывает первым признаком развивающегося внутриглазного воспаления, так как при этом страдает цилиарная мышца.

    Своевременное и адекватное лечение воспалительного процесса позволит устранить все признаки симптоматической астенопии.

    Диагноз нервная астенопия выставляется только при исключении всех других видов данного заболевания. В данном случае симптомы зрительного утомления возникают как результат невроза, истерии, неврастении. Соответствующая терапия в данном случае назначается психиатром или неврологом.

    Профилактика зрительной утомляемости включает следующие мероприятия:

    • создание хорошей освещённости рабочего места, правильная посадка;
    • соблюдение режима отдыха и работы в отношении зрительных органов;
    • приём специальных витаминно-минеральных комплексов для улучшения зрения, содержащих в своём составе вещество лютеин (например, «Лютеин Комплекс»);
    • применение специальных очков для работы за компьютером, а также увлажняющих капель для глаз;
    • разминание воротниковой зоны и выполнение ежедневных упражнений для глаз.

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *