1. а) Близорукий человек оказался на необитаемом острове. Сумеет ли он развести костер, используя линзы очков как зажигательные стекла? Обоснуйте свой ответ.
Очки для близоруких людей вогнутые. Разжечь костер у него не получится при помощи очков, потому что вогнутые линзы не фокусируют лучи. Для того чтобы разжечь костер необходима собирающая линза.
б) Перед рассеивающей линзой с фокусным расстоянием 0,2 м на расстоянии 10 см от нее поставлен предмет. На каком расстоянии от линзы получается его изображение?
2. а) Вы нашли очки. Предложите способ, с помощью которого можно определить, близорукость или дальнозоркость у их владельца.
Посмотреть через них. Если уменьшают — близорукость, если увеличивают — дальнозоркость.
б) Определите оптическую силу рассеивающей линзы, если известно, что предмет расположен перед ней на расстоянии 40 см, а мнимое изображение находится на расстоянии 160 см от линзы.
3. а) Устройство фотоаппарата очень напоминает устройство глаза, однако «наводка на резкость» в фотоаппарате и в глазу происходит по-разному. В чем заключается это различие?
Наводка на резкость фотоаппарата производится перемещением линз объектива. Объектив это система линз. Предмет при фотографировании находится за двойным фокусном расстоянии. изображение получается вблизи фокуса. Небольшое смещение объектива позволяет получить изображение на светочувствительной пластинке или электронной матрице.
б) Действительное изображение предмета получилось на таком же расстоянии от собирающей линзы, на каком от нее расположен данный предмет. Чему равно это расстояние, если фокусное расстояние линзы равно 15 см?
Это возможно в том случае если предмет находится в двойном фокусе линзы, т.е. 2F=2*15=30 см
4. а) В воде человек видит размытые контуры окружающих его предметов. Означает ли это, что под водой глаз становится очень близоруким или очень дальнозорким? Обоснуйте свой ответ.
Поскольку у воды показатель преломления больше, чем у воздуха, то оптическая сила хрусталика падает . То есть изображение оказывается построенным за сетчаткой. Это эквивалентно сильной дальнозоркости.
б) Каково фокусное расстояние рассеивающей линзы, если изображение предмета, расположенного на расстоянии 20 см от линзы, находится на расстоянии 15 см от нее?
5. а) Как изменится фокусное расстояние и оптическая сила хрусталика глаза, когда человек переводит глаза со страницы книги на облака за окном?
б) Точечный источник света находится в фокусе рассеивающей линзы. Где получится его изображение, если фокусное расстояние линзы -4 см?
6. а) Какой дефект зрения «появится» у рыбы, которую вынули из воды, — близорукость или дальнозоркость?
б) Где следует поместить предмет перед рассеивающей линзой с фокусным расстоянием F = -30 см, чтобы его
изображение находилось на расстоянии f=2/3F от линзы?
7. а) Можно ли наблюдать мнимое изображение предмета, получаемое посредством собирающей линзы?
если предмет расположить между фокусом и оптическим центром. да
б) Определите фокусное расстояние собирающей линзы, если расстояние от источника света до линзы равно 2 см, а расстояние от линзы до мнимого изображения источника равно 2,5 см.
8. а) Можно ли получить действительное изображение предмета посредством рассеивающей линзы? Можно ли его наблюдать?
С помощью рассеивающей линзы получить изображение предмета можно, но так как это изображение мнимое то его можно только наблюдать
б) Экран с изображением электрической лампочки удален от собирающей линзы на расстояние, которое в 3 раза больше расстояния d от лампочки до линзы. Чему равно фокусное расстояние линзы, если d = 12 см?
источник
Дальнозоркость — второй по распространению после близорукости дефект зрения. Очки при дальнозоркости, по мнению врачей, — необходимый атрибут для комфортного времяпровождения и самочувствия человека, страдающего этим заболеванием.
Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…
Высокая степень патологии искажает очертания предметов, которые находятся в 20-30 см от глаз смотрящего. Кроме того, постоянное напряжение глазных мышц порождает частые головные боли, хроническое переутомление.
Здоровое состояние глаз предполагает проецирование изображения на сетчатку, при дальнозоркости же фокус приходится на плоскость за сетчаткой. Патология может развиться в силу разных причин, одна из которых — небольшие размеры глазных яблок.
У детей младшего возраста такая патология обычно проходит через несколько лет. Однако, если степень отклонения слишком велика, обязательно назначается лечение.
У молодежи активный хрусталик компенсирует невысокую степень патологии зрения, но со временем из-за постоянного напряжения развивается гиперметропия. Диагностика для молодых людей проводится через обследование рефракции, для чего в глаза закапывается атропин.
Также может понадобиться проведение УЗИ для определения размеров глазного яблока и другие процедуры, которые осуществляет офтальмолог для постановки более точного и правильного диагноза. Своевременное диагностирование помогает вовремя выявить скрытую дальнозоркость.
Возрастная дальнозоркость, которая по-другому называется пресбиопия, возникает, когда хрусталик становится менее эластичным и неспособным правильно преломлять лучи.
Пожилым людям, страдающим дальнозоркостью, необходимо использовать очки для удобства чтения и рассматривания предметов вблизи, но вылечить глаза таким способом нельзя. При пресбиопии восстановление зрения возможно лишь с помощью хирургического вмешательства.
Методы лечения могут быть консервативными, хирургическими или лазерными. Основным способом коррекции зрения, особенно когда речь идет о ребенке, является подбор нужных очков. Лечение может включать проведение физиотерапевтических процедур, прием витаминов и биодобавок.
Для совершеннолетних пациентов доступны методы лазерной коррекции. Хирургический способ решения проблем дальнозорких пациентов — это удаление хрусталика с заменой его на интраокулярную линзу нужной для конкретного случая оптической силы. Такая операция в большинстве случаев применяется для лечения пресбиопии.
Выбор очков зависит от степени патологии зрения.
- высокая степень дальнозоркости требует более 4-х диоптрий;
- слабая — до 2-х диоптрий.
Когда человек нуждается в очках для совершения определенной работы, требующей рассмотрения деталей или чтения, письма, врач выписывает очки, надеваемые временно.
То есть по завершении работы их можно будет снять. Значения линз при гиперметропии бывают исключительно со знаком плюс. Чем сильнее патология зрения, тем массивнее будут линзы.
Очки при дальнозоркости, возникшей в силу возрастных изменений хрусталика, обычно не превышают 3-х диоптрий.
Причем подобранный очковый вариант, скорее всего, не придется менять, так как изменения в пожилом возрасте фиксируются, и патология уже не прогрессирует. Очки, выписанные маленькому ребенку, примерно к 7-ми годам уже могут отменить, но при условии, что у него отсутствует косоглазие и амблиопия.
В случае, если у человека имеются проблемы со зрением, которые доставляют дискомфорт и провоцируют головную боль, необходимо носить очки постоянно. Существуют даже специальные линзы для пациентов, имеющих как близорукость, так и дальнозоркость: очки такого типа называются бифокальными.
Их стекла поделены на две части, одна из которых позволяет рассматривать предметы вблизи, а вторая — вдалеке.
В любом возрасте не стоит подбирать очки самостоятельно, так как врач сможет выписать нужный вариант очков, позволяющий заниматься любой работой или чтением, не напрягая глазные мышцы. В противном случае глаза могут болеть и быстро утомляться, а патология разовьется еще сильнее.
Перед тем как подобрать очки окончательно, врач-офтальмолог дает испробовать подобранный вариант. Для этого пациент некоторое время должен не снимать очки для дальнозоркости, выяснив, не вызывают ли они какого либо дискомфорта для глаз.
В конце остается лишь определиться с оправой, которая может быть пластиковой, металлической или вообще отсутствовать. Выбор оправы зависит от количества диоптрий в линзах.
В любом случае дальнозорким людям необходимо использовать очки, рекомендуется также употреблять витамины.
источник
В этой статье решаем задачи про очки – несложные. Глаз – это тоже линза, и если фокусное расстояние этой линзы избыточное или недостаточное, то очки могут поправить дело.
У хорошо видящего человека лучи света, попадающие в глаз, преломляются хрусталиком так, что попадают прямо на сетчатку – фокус хрусталика располагается на сетчатке глаза. Такому человеку очки не нужны.
Если фокус хрусталика расположен перед сетчаткой – то человек близорук. Чтобы он хорошо видел, нужно увеличить фокусное расстояние хрусталика. В этом может помочь дополнительная рассеивающая линза очков, у которой фокусное расстояние отрицательно. Формула линзы для близорукого человека
Близорукий человек хорошо видит близкие предметы, и плохо – далеко расположенные.
Нормальный, близорукий и дальнозоркий глаз
У дальнозоркого человека фокусное расстояние хрусталика таково, что световые лучи сходятся за сетчаткой – слишком далеко, и, чтобы он хорошо видел, нужно уменьшить это фокусное расстояние с помощью дополнительной собирающей линзы. Формула линзы для дальнозоркого человека
Дальнозоркий человек плохо видит близкие предметы, и хорошо – далеко расположенные.
Задача 1. Дальнозоркий человек не испытывает дискомфорта, глядя на предметы, расположенные от его лица на расстоянии не менее одного метра. Какой оптической силы очки для чтения ему необходимы?
Пусть – расстояние от глаза до предмета, равное 1 м, а м – расстояние наилучшего зрения. Составим систему из двух уравнений для двух ситуаций: рассматривания предмета без очков и чтения в очках.
Так как расстояние наилучшего зрения для этого человека больше 25 см, то он дальнозорок и для него нужны очки с собирающей линзой, в уравнении перед слагаемым оптической силы очков поставим «+»:
Вычтем из второго уравнения первое:
Ответ: очки с линзами 3 дптр.
Задача 2. Близорукий человек отчетливо видит предметы, расположенные от его глаз на расстоянии не более см. Какие очки для дали он использует?
Так как расстояние наилучшего зрения для этого человека меньше 25 см, то для него нужны очки с рассеивающей линзой, в уравнении перед слагаемым оптической силы очков поставим «-»:
Снова составляем такую же систему:
Из первого уравнения имеем:
Тогда из второго уравнения получаем
В ответ запишем «-5», так как линза рассеивающая.
Задача 3. Забыв очки, человек читает газету, приближая текст к глазам на расстояние см. Какие очки для чтения он использует?
Так как расстояние наилучшего зрения для этого человека меньше 25 см, то он близорук и для него нужны очки с рассеивающей линзой, в уравнении перед слагаемым оптической силы очков поставим «-»:
Вычитая уравнения, получим
В ответ запишем «-2,25», так как линза рассеивающая.
Задача 4. Пределы аккомодации глаза близорукого человека лежат между см и см. В очках он хорошо видит удаленные предметы. На каком минимальном расстоянии он может держать книгу при чтении в тех же очках?
Сначала рассмотрим вторую ситуацию: человек смотрит на бесконечно удаленные предметы и видит их отчетливо:
При вычитании уравнений получаем
Теперь человек читает в тех же очках:
Задача 5. Человек с нормальным зрением начинает смотреть сквозь очки с оптической силой дптр. Между какими двумя предельными положениями может быть расположен рассматриваемый объект, чтобы его было видно без напряжения для глаз?
При вычитании уравнений получаем
Первое расстояние найдено, определим второе.
Задача 6. Дальнозоркий человек использует для дали очки оптической силы дптр. Минимальное расстояние, на котором он хорошо видит в тех же очках, см. Очки какой оптической силы для чтения он использует?
При вычитании уравнений получаем
Задача 7. Человек для чтения текста надевает очки оптической силы дптр. На каком расстоянии ему удобно расположить плоское зеркало, чтобы видеть в нем свое лицо, не надевая очков?
Обозначим расстояние от глаз до изображения .
При вычитании уравнений получаем
Но расстояние от глаз до зеркала вдвое меньше, чем от глаз до изображения, поэтому ответ 6,25 см.
источник
Эпиграф к уроку
3. Гимнастика для глаз
Выступление физика
Выступление оптика
Урок-конференция по теме: «Глаз и зрение» Клинкова Татьяна Анатольевна, БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 53» Цель урока: сформировать представление о глазе как об оптической системе; познакомиться с дефектами зрения и способами его коррекции; систематизировать имеющиеся знания об оптических системах. Обучающие: дать знания о механизмах, оптимизирующих работу глаза как оптического прибора; представление о ходе лучей света в глазе. Познакомить с понятиями «поле зрения», «аккомодация», «расстояние наилучшего зрения», «близорукость» и «дальнозоркость», установить причины близорукости и дальнозоркости; научиться различать линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости. Воспитательные: воспитание умения выслушивать товарища, развитие стремления к познанию, воспитание чувства ответственности, развитие умения работать в группе. Развивающие: развитие речевых навыков, теоретического мышления; умение выражать мысли, развитие умения выделять главное, работать с дополнительной литературой. Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, экран. ^ Эпиграф к уроку: « Посредством глаза, а не глазом Смотреть на мир умеет разум». Для подготовки к конференции учащиеся заранее получают тему и делятся на группы специалистов (биолог, физик, оптик, окулист, социолог и санинструктор) и журналистов. В ходе урока специалисты занимают места за одним столом, а журналисты за другим, на котором установлены таблички-домики с названием газет и журналов. План проведения урока – конференции 2. Сообщения учащихся
^ 3. Гимнастика для глаз 4. Выходной тест. Закрепление изученного материала. 6. Подведение итогов урока, выставление оценок. Организационный момент
Изложение нового материала Учитель: Сегодня мы проведем с вами не совсем обычный урок, посвященный нашему органу зрения. Когда мы даем кому-нибудь какую-то вещь, и хотим, чтобы ее сохранили, то мы говорим: «Храни ее, как зеницу ока?» Эта поговорка возникла не случайно, не на пустом месте. Вы знаете, что такое «зеница ока?» Правильно, это глазной зрачок, а глаз необходимо хранить! Глаз-это зрение, а зрение — самый важный для нас способ восприятия мира. До 80 % информации об окружающем мире человек получает через глаза. Итак, тема пресс-конференции «Глаз и зрение». Запись темы в тетрадь. На конференции присутствуют представители журналов, а так же специалисты, которые ответят на интересующие вас вопросы. Прошу журналистов задать свои вопросы. Журналист указывает, от какого издания задается вопрос. Специалисты делают сообщения общей продолжительностью 5 мин каждый. После каждого сообщения специалиста, слово для вопросов предоставляется остальным учащимся класса и учителю для подведения итога выступления специалиста. 1-й журналист (Молодежные вести) Как устроен глаз человека? Учитель: Какие части глаза образуют оптическую систему? Вывод: Глаз представляет оптическую систему, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело. Запись в тетради. Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов? Учитель: Охарактеризуйте изображение, возникающее на сетчатке глаза. Запись в тетради характеристики изображения. Почему, переводя взгляд с близкого предмета на удаленный, мы продолжаем видеть его четкий образ? Учитель: Чему равно расстояние, при котором можно читать и писать без напряжения? Запись в тетради значения расстояния наилучшего зрения. Какие бывают недостатки зрения и как их можно исправить? Учитель: Каковы причины появления близорукости и дальнозоркости? Учащимся предлагается заполнить таблицу
|