КЛИНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСЕЛОНА ПРИ БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА
И. В. Колыхалов, Н. Д. Селезнева, Я. Б. Калын, Г. А. Жариков, Н. М. Михайлова, А. Л. Брацун, С. И. Гаврилова
Научно-методический центр по изучению болезни Альцгеймера и ассоциированных с ней расстройств НЦПЗ РАМН, Москва
В настоящее время наиболее разработанной гипотезой патогенеза болезни Альцгеймера (БА) является холинергическая. Экспериментальные данные, полученные более 20 лет назад, показали, что прогрессирующая дегенерация холинергических нейронов приводит к дефициту нейромедиатора ацетилхолина, что на клиническом уровне сопровождается нарушениями памяти, утратой ориентации, изменениями личности и расстройствами поведения [3, 10]. С. Geula и М. Mesulam [4] показали, что при БА утрачивается от 30 до 95 % холинергических нейронов головного мозга, особенно в коре и гиппокампе. Для преодоления дефицита ацетилхолина используются различные терапевтические стратегии, с одной стороны, направленные на его восстановление, а с другой — на усиление центральной холинергической активности. Наиболее перспективным направлением в терапии болезни Альцгеймера считается использование ацетилхолинэстеразных (АХЭ) ингибиторов. Наиболее известный препарат из группы ингибиторов АХЭ — такрин. Однако несмотря на доказанную клиническую эффективность при БА его использование в клинической практике ограничено из-за гепатотоксических побочных эффектов [6,13].
Клинические исследования холинэстеразных ингибиторов второго поколения показали, что они являются более благоприятными как по клинической эффективности, так и по переносимости [11]. Представитель нового поколения ингибиторов АХЭ — экселон (ривастигмин). Экселон — псевдообратимый ингибитор АХЭ карбаматного типа, имеющий селективное действие на ацетилхолинэстеразу в ЦНС, прошел успешно клинические испытания в США и нескольких европейских странах в двух больших мультицентровых (двойных слепых) исследованиях [2].
Цель настоящего исследования — оценить безопасность и клиническую эффективность препарата экселон у больных с вероятной болезнью Альцгеймера при легкой и умеренно выраженной деменции.
Исследование проводилось как простое открытое на невыборочной группе пациентов (30 больных, в т. ч. 7 мужчин и 23 женщины) с различными клиническими формами болезни Альцгеймера (синоним: деменция альцгеймеровского типа (ДАТ), в том числе, с сенильной деменцией альцгеймеровского типа (12 больных) и пресенильным типом болезни Альцгеймера (18 больных) Состояние 11 больных соответствовало мягкой деменции, у 19 больных — стадии умеренной деменции (по критериям CDR [8]).
Средний возраст включенных в исследование больных составил 66,5+9,4 года и колебался в пределах от 50 до 88 лет.
Препарат назначался в дозе от 3 мг в сутки (1,5 мг 2 раза в день) до 12 мг в сутки (6 мг 2 раза в день). Период титрования доз составил 8 недель. Лечение начиналось с дозы 1,5 мг 2 раза в день, и при хорошей переносимости каждые две недели доза препарата повышалась на 3 мг/сут. Исследованию предшествовал wash — out период продолжительностью 2 недели. Общая продолжительность лечения составила 26 недель.
Критерии включения в исследование были следующими: 1) женщины, не способные к деторождению (т. е. подвергнутые хирургической стерилизации или находящиеся в постменопаузе) и мужчины не моложе 50 лет; 2) соответствие критериям диагностики деменции альцгеймеровского типа по DSM — IV [1]; 3) клинический диагноз «вероятной» болезни Альцгеймера по критериям NINCDS / ADRDA [7]; 4) оценка от 10 до 25 баллов по MMSE [5].
Из исследования исключались больные, имеющие:
1) иное выраженное, тяжелое или нестабильное заболевание, которое могло бы препятствовать проведению предусмотренных протоколом исследований, или могло бы изменять свое течение и таким образом приводить к ошибочной оценке клинического и психического статуса больного или особому риску для больного; 2) данные СТ или MRI , полученные в течение 2-х лет, предшествующих данному исследованию, которые подтверждают наличие процесса, отличного от болезни Альцгеймера и объясняющего деменцию у данного больного; 3) судорожные расстройства, адекватно не контролируемые соответствующей терапией; 4) язвенная болезнь в фазе обострения; 5) тяжелые и нестабильные сердечно-сосудистые заболевания; 6) острые или тяжелые астматические состояния; 7) известная повышенная фармакологическая чувствительность или гиперчувствительность к препаратам, сходным с экселоном, или к другим холинергическим фармакологическим препаратам (пилокарпин, бетанихол, такрин, велнакрин, физостигмин).
Клиническое исследование выполнялось в соответствии с правилами GCP по специально разработанному протоколу и с использованием унифицированных индивидуальных карт больных. Психометрическая оценка по шкале MMSE , по двум параметрам шкалы ADAS — cog . [12] и по шкале CGI [9] проводилась трижды — до начала терапии и после 12 и 26 недель приема препарата.
К моменту завершения курса терапии больные, получавшие разные дозы препарата, распределялись следующим образом: по 3 мг в сутки получали 8 больных (26,7 %), по 6 мг в сутки получали 9 больных (30 %), по 9 мг в сутки -5 больных (16,6 %) и по 12 мг в сутки — 8 больных (26,7 %).
Оценка эффективности терапии в соответствии с общим клиническим впечатлением исследователя и лица, опекающего больного
Положительный эффект терапии отмечен у 27 включенных в исследование больных (в 90,0 % случаев), при этом у 15 больных (в 50,0 %) улучшение было значительным или умеренно выраженным, а у 12 больных (40,0 %) — минимальным. У 10,0 % (3 больных) изменений в состоянии не установлено (рис.1).
Улучшение состояния пациентов состояло в повышении целенаправленной двигательной активности, уменьшении аспонтанности и безынициативности. Поведение больных становилось более организованным, у них отмечалась большая адекватность мотивировок и целенаправленность поступков, уменьшалась рассеянность и повышалась концентрация внимания. Явное улучшение памяти на текущие события и ориентировки во времени наблюдалось у 7 больных (в 23,3 % случаев).
Pu с. 1 Эффективность терапии по общему клиническому впечатлению исследователя и лица, опекающего больного
Оценка эффективности терапии по шкале MMSE
Как в общей группе больных, так и в группах больных с мягкой и с умеренной деменцией отмечено статистически достоверное улучшение состояния когнитивных функций к моменту окончания терапии по сравнению с исходным уровнем (табл. 1, рис. 2).
Таблица 1. Оценка когнитивных функций по шкале MMSE через 12 и 26 недель терапии (по сравнению с исходным уровнем)
источник
Нейропсихологические методы исследования применяются для определения навыков и способностей, которые отражают особенности функционирования головного мозга. С помощью таких тестов можно проверить когнитивные возможности и выявить возможные повреждения мозга. Наибольшей популярностью пользуются следующие варианты:
Тест Германа Роршаха. Картинки с чернильными пятнами, из которых пять с черными, два с красными и черными, три с цветными. Больной должен сказать, что видит и с чем ассоциируется образ.
Тематический апперцепционный тест (ТАТ). Картинки с определенными ситуациями, которые должен описать больной. Применяется для выявления нарушений в эмоциональном фоне.
Рисунок – эффективный и популярный метод исследования. Способ позволяет проводить предварительную диагностику расстройств нервной системы. Тест «Часы» помогает узнать о таком заболевании, как болезнь Альцгеймера. Причем удается выявить нарушения даже на начальных стадиях.
Человек с подозрением на болезнь Альцгеймера должен на чистом листе изобразить циферблат. Стрелки часов должны показывать два часа сорок пять минут. Качество рисунка оценивается по десятибалльной шкале:
Отсутствуют даже попытки нарисовать часы.
Совершена попытка, которая не принесла никакого результата.
Все цифры изображены вне циферблата.
Несколько цифр изображены вне циферблата, рисунок прерывистый и другое.
Цифры расположены неверно на циферблате. К примеру, промежутки между ними то больше, то меньше.
Стрелки часов не отражают время. А правильные цифры, например, обведены или выделены другим способом.
Стрелки указывают не на те цифры.
Стрелки указывают не на те цифры, и одна из стрелок нарисована с ошибкой больше, чем на час.
Стрелки немного отклоняются, несущественные неточности.
Рисунок выполнен максимально точно.
Расшифровать текст, в котором некоторые буквы замещены цифрами, может только человек, у которого отсутствует болезнь Альцгеймера. Достаточно прочитать текст 1-3 раза, чтобы выявить закономерность и распознать замененные цифрами буквы.
94NN03 С006Щ3НN3 П0К4ЗЫ8437, K4KN3 У9N8N73ЛЬНЫ3 83ЩN М0Ж37 93Л47Ь Н4Ш Р4ЗУМ! 8P3CH47LYAYUSCHN3 83SCHN!
В рамках данного теста нужно поработать с целостной картиной, на которой в дополнение к основному изображению прилагаются различные предметы и образы, скрытые в деталях. Человек, у которого отсутствуют серьезные нарушения в работе мозга, отлично или достаточно хорошо справится с заданием. Люди с болезнью Альцгеймера не сумеют вычленить скрытые образы или все-таки справятся, но с посторонней помощью и путем многочисленных проб и ошибок.
Поочередно больному показывают карточки, на которых в несколько рядов без пробелов прописана одна и та же буква. Суть теста заключается в том, что среди одинаковых знаков один выбивается. Например, среди многочисленных букв «М» затерялось несколько букв «N». Также можно рассмотреть вариант, где среди букв «О» скрывается цифра «0», цифра «6» среди цифр «9», буквы «С» среди букв «О» и так далее. Главное, чтобы разные знаки имели сходство и выделялись не так явно. Человек с болезнью Альцгеймера провалит этот тест.
Человек работает с листом, на котором изображены геометрические фигуры. Основной задачей является максимально точное повторение рисунков. Если больной даже не пытается выполнить задание, то возможны серьезные нарушения. Сильное искажение геометрических фигур также свидетельствует о высокой вероятности наличия болезни Альцгеймера.
Вниманию больного предлагаются пять карточек со словами.
Больной должен прочитать слова и сразу повторить их и затем еще раз через пять минут. Эти условия должны быть озвучены сразу.
Если не удается вспомнить какое-либо слово, можно дать подсказку, назвав категорию. К примеру, если больной забыл слово «помидор», то категория будет «овощи».
Если подсказка не помогла, нужно предложить несколько карточек, среди которых нужно выбрать одну, на которой указано забытое слово.
Родственники, которые хорошо знакомы с больным и выявили определенные отклонения, могут пройти тест. Предлагается перечень признаков, которые могут наблюдаться при болезни Альцгеймера. Если симптом присутствует, нужно ответить «ДА», если отсутствует, то «НЕТ». Причем за ответ «НЕТ» дается ноль баллов, и за ответ «ДА» от 1 до 2 баллов в зависимости от специфики симптома.
Перечень признаков болезни Альцгеймера с указанием баллов за ответ «ДА»:
Пробелы в памяти стали более явными, чем несколько лет назад – 1 балл.
Пропуски встреч из-за забывчивости – 1 балл.
Потеря вещей чаще раза в месяц – 1 балл.
Подозревает, что другие крадут и скрывают его/ее личные вещи – 1 балл.
Дезориентация в новых местах – 1 балл.
Чувство страха и растерянности, когда находится вне дома – 1 балл.
Проблемы с подсчетом денег – 1 балл.
Пропуски приемов медикаментозных препаратов – 1 балл.
Трудности с вождением – 1 балл.
Проблемы с использованием бытовых приборов, в том числе привычных – 1 балл.
Сложности с приготовлением пищи, уборкой и другой работой по дому – 1 балл.
Потеря интереса к увлечениям и хобби – 1 балл.
Проблемы с координацией – 1 балл.
Трудности с правильным подбором слов и другие нарушения речи – 1 балл.
Забывает имена родных и близких – 2 балла.
Не узнает лица родных и близких – 2 балла.
Теряется в ранее хорошо знакомом районе или местности – 2 балла.
Трудности с оплатой товаров и услуг – 2 балла.
Трудности с тем, чтобы вспомнить даты, дни и время – 2 балла.
Рассказывает одно и то же несколько раз в день – 2 балла.
от «0» до «4» баллов – отсутствуют нарушения;
от «5» до «14» баллов – предшествующие болезни Альцгеймера признаки, начальные этапы заболевания;
от «15» – начало и прогрессирование заболевания.
Нарушения когнитивных возможностей мозга нельзя оставлять без внимания, ведь даже незначительные изменения могут предшествовать развитию болезни Альцгеймера. Предварительную диагностику можно провести в домашних условиях, используя те же тесты, что и специалисты. Желательно провести несколько тестов из восьми предложенных вариантов для наиболее высокого уровня достоверности. Однако необходимо учитывать, что они не гарантируют результат на 100% и плохой результат может свидетельствовать не о болезни Альцгеймера, а о нарушениях совершенно другого характера. Поэтому постановку диагноза и назначение лечения стоит доверить специалисту в пансионате для пожилых людей с болезнью Альцгеймера
Кирилл Владимирович Скоробогатов: «Каждый из нас сталкивался с таким термином, как старческое слабоумие. В медицине для этого существует определенный термин – деменция. Наиболее частый вид деменции – это болезнь Альцгеймера. Если взять статистику, то после 65 лет риск возникновения болезни Альцгеймера удваивается каждые 5 лет. То есть население нашей планеты стареет, и, конечно, со старением населения увеличивается и распространенность этого заболевания.»
Галущак Александр Васильевич: «Нейропсихологические тесты – это как раз тесты, которые направлены на выявление самых реальных грубых изменений, которые характерны для этого расстройства. То есть это выявление нарушения именно когнитивных функций, нарушения функций памяти, мышления, внимания, речи, тонких движений – это все идет в комплексе и проявляется именно при обследовании. Поскольку эти симптомы, когнитивные нарушения, нарастают из стадии в стадию, чем раньше мы их выявим, тем легче будет проводить диагностику и правильно определять тактику лечения и ухода.»
источник
Шкала MMSE (MINI-MENTAL STATE EXAMINATION)
(Folstein M. и соавт., 1975; MacKenzie D.M. и соавт., 1996;
Jacqmin-Gadda H. и соавт., 1997)
Когнитивная сфера | Диапазон оценок (баллы) | Результат (баллы) |
1. Ориентировка во времени: Назовите год, время года, число, день недели, месяц | 0 – 5 | |
2. Ориентировка в месте: Где мы находимся? Страна, область, город, клиника, комната | 0 – 5 | |
3. Восприятие: Повторение трёх слов — яблоко, стол, монета | 0 – 3 | |
4. Концентрация внимания и счёт: Серийный счёт (от 100 отнять пять раз по 7), либо произнести слово «земля» наоборот | 0 – 5 | |
5. Память: Припомните 3 слова (см. пункт 3) | 0 – 3 | |
6. Речевые функции: а) Называние предметов (ручка, часы) б) Повторение сложного предложения: «Никаких если, и, или, но» в) 3-х этапная команда: «Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол». г) Прочтите и выполните: «Закройте глаза». д) Напишите предложение е) Срисуйте рисунок | 0 – 2 0 – 1 0 – 3 0 – 1 0 – 1 0 – 1 | |
Общий балл | 0 – 30 |
ММSE — инструкция но тестированию
1. Ориентировка во времени.Попросите больного полностью назвать год, время года, дату, день недели, месяц. Максимальный балл (5) даётся, если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и год. Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие. Если больной называет только число, спрашивают «Какого месяца?», «Какого года?», «Какой день недели?». Каждая ошибка или отсутствие ответа снижают оценку на 1 балл.
2. Ориентировка в месте.Задаётся вопрос: «Где мы находимся?» Если больной отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Больной должен назвать страну, область, город, учреждение, в котором происходит обследование, этаж. Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на 1 балл.
3. Восприятие.Даётся инструкция: «Повторите и постарайтесь запомнить 3 слова — яблоко, стол, монета». Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слов больным оценивается в 1 балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо, чтобы испытуемый правильно их повторил (максимально до 5 раз), однако оценивается в баллах .лишь первое повторение.
4. Концентрация внимания.Просят последовательно вычитать из 100 по 7. Достаточно пяти вычитаний (до результата 65). Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл. Если пациент не способен выполнить это задание, его просят произнести слово «земля» наоборот. Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл. Например, если произносится «ямлез» вместо «ялмез», ставится 4 балла: если «ялмзе» — 3 балла и т.д.
5. Память.Больного просят вспомнить слова, которые заучивались в п. 3. Каждое правильно названное слово оценивается в 1 балл.
а) Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое?» Аналогично — часы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
б) Просят повторить вышеуказанную сложную в грамматическом отношении фразу. Правильное повторение оценивается в 1 балл.
в) Устно даётся команда, которая предусматривает последовательное совершение 3-х действий. Каждое действие оценивается в 1 балл.
г) Даётся письменная инструкция (например, «Закройте глаза»). Больного просят прочитать её и выполнить. Инструкция должна быть написана достаточно крупными печатными буквами на чистом листе бумаги.
д) Больной должен самостоятельно написать осмысленное и грамматически законченное предложение. Предложение должно содержать подлежащее и сказуемое, а также должно иметь смысл. При этом правильность грамматики и пунктуации не оцениваются.
е) Больному даётся образец (два перекрещенных пятиугольника с равными углами и сторонами примерно 2,5 см), который он должен перерисовать на чистой нелинованной бумаге. Если при перерисовке возникают пространственные искажения или линии не соединены, выполнение команды считается неправильным. При этом не учитываются искажения фигур, обусловленные тремором.
Интерпретация результатов
Выполнение теста оценивается по сумме результатов по каждому из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат, тем более выражен когнитивный дефицит. По данным разных исследователей, результаты теста могут иметь следующее значение:
28-30 баллов — нет нарушений когнитивных функций;
24-27 баллов — лёгкие (преддементные) когнитивные нарушения;
19-23 балла — деменция лёгкой степени выраженности;
11-18 баллов — деменция умеренной степени выраженности;
0-10 баллов — тяжёлая деменция.
Шкала общего ухудшения когнитивных функций при болезни Альцгеймера
Оценка (стадия) тяжести деменции | Клиническая характеристика |
Норма | Отсутствие нарушений |
Физиологическое старение | Субъективно отмечаемая забывчивость |
Мягкое ухудшение памяти | Трудности в работе, затруднения в речи и ориентировке в малознакомой местности, заметные членам семьи: лёгкие нарушения памяти, выявляющиеся при обследовании |
Мягкая БА | Нарушение возможности путешествовать, считать, запоминать текущие события, выполнять более сложные виды повседневной деятельности |
Умеренная БА | Необходимость в помощи при выборе одежды и других видах повседневной деятельности, дезориентировка во времени и месте, нарушение воспроизведения имён внуков, друзей |
Умеренно-тяжёлая БА | Нуждается в руководстве и помощи во время еды и гигиенических процедур, в туалете (возможно недержание); дезориентировка во времени, месте и, возможно, в собственной личности |
Тяжёлая БА | Тяжёлое нарушение (утрата) речи, недержание и обездвиженность |
Общая Шкала Нарушений
III стадия: Легкие когнитивные нарушения
(Reisberg В., Ferris S.H., de Leon M.J et al., 1982)
По крайней мере, два из следующих признаков:
Ø Нарушения ориентировки в незнакомой местности.
Ø Снижение профессиональной компетентности, заметное для сослуживцев.
Ø Трудности подбора слова при разговоре.
Ø Невозможность пересказать прочитанное.
Ø Трудности запоминания имен новых знакомых.
Ø Трудности отыскания вещей из-за снижения памяти о том, «что куда положил».
Ø Нарушения серийного счета.
Объективные признаки когнитивной недостаточности могут быть получены только при детальном нейропсихологическом исследовании. Когнитивные нарушения приводят к снижению профессиональной и социальной компетентности.
Отрицание становится механизмом психологической защиты.
Когнитивные нарушения сопровождаются симптомами тревоги от легкой до умеренной выраженности.
Клинический Рейтинг Деменции The Clinical Dementia Rating (CDR)
Стадия 0,5: Сомнительная деменция
ПАМЯТЬ: неполное припоминание событий.
ОРИЕНТИРОВКА: сохранена, но могут быть неточности при назывании даты.
ИНТЕЛЛЕКТ: незначительные трудности при решении сложных задач, анализе сходств и различий, не затрагивающих повседневную жизнь.
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: незначительные трудности при сохранной независимости
БЫТ: незначительные трудности.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ: не нарушено.
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 70 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
источник
(хотя бы неполное название)
Оценка: _____________________ (число неправильных ответов)
Комментарии:
7. ЗАДАНИЕ НА УЗНАВАНИЕ СЛОВ
Пациенту дается 3 попытки, чтобы запомнить список из 12 слов. Слова для запоминания те же, что и для задания на повторение слов. Пациента просят прочитать слова вслух и попытаться их запомнить. При каждой попытке 12 заученных слов чередуют с 12 новыми словами, пациента просят выбрать слова, которые он должен был запомнить.
Если пациент не может прочесть слово, исследователь должен произнести его вслух. Если пациент не запомнил задание, лучше повторить весь вопрос или пере фразировать его и сделать пометку, что пациенту было сделано напоминание.
Запоминание: «Я покажу Вам несколько слов, напечатанных на карточках. Прочтите каждое слово вслух и постарайтесь запомнить».
Попытка определения: «Я покажу вам другой набор слов. Некоторые из них я толь- ко что показывал Вам на карточках, другие слова новые. Для каждого слова скажи- те мне, показывал ли я его Вам ранее».
Для первых двух слов: «Это слово из тех, то я показывал Вам ранее?» или «Я показывал Вам это слово ранее?»
Для остальных слов (3–24): «А это слово?»
Если пациент отвечает правильно, т.е. «да» или «нет», значит, он хорошо запомнил инструкции. Процедура, использованная для 3-го слова, повторяется для слов 4–24. Каждый случай, когда пациент забывает задание, отмечается (графа «Напоминание»).
Пациент оценивает каждое слово. Он должен говорить «да» для показанных ранее слов (выделены жирным шрифтом). Неправильные ответы заштриховывают- ся. Напоминания отмечаются в соответствующей графе.
Оценка (число неправильных ответов) ____________________________(макс. 12)
Комментарии:
8. ЗАПОМИНАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ ЗАДАНИЯ
В этом тесте оценивается способность пациента вспомнить требования задания на узнавание слов. для каждой группы слов. Пациента спрашивают:
• При демонстрации новых двух слов: «Показывал ли я Вам это слово ранее, или Вы видите его впервые».
• При демонстрации третьего слова: «А это слово?»
Если пациент отвечает правильно, т.е. «да» или «нет», значит он хорошо запомнил инструкции. Процедура, использованная для 3-го слова, повторяется для слов 4–24. Каждый случай, когда пациент забывает задание, отмечается (напоминание).
Общее число напоминаний (задание 7):
— пациенту не требовались дополнительные напоминания;
— очень легкая степень – одно напоминание;
— легкая степень – напоминание потребовалось дважды;
— средняя степень – напоминание потребовалось 3–4 раза;
— среднетяжелая степень – напоминание потребовалось 5–6 раз;
— тяжелая степень – напоминание потребовалось 7 и более раз.
Оценка: _____________________
Комментарии:
9. СПОСОБНОСТЬ К РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
В данном тесте исследователь должен оценивать речь пациента в течение всего исследования. Количественные характеристики речи и трудности при подборе слов в этом тесте не оцениваются. Следует отметить, что более высокая оценка (4–5) относится к пациентам, у которых способность гово- рить настолько нарушена, что они редко могут изъясняться без труда.
0 … случаев, когда пациента было трудно понять, не отмечалось;
1 … очень легкие нарушения – 1 случай снижения понятности речи;
2 … легкие нарушения – пациент испытывает трудности менее чем в 25% времени;
3 … нарушения средней степени – пациент испытывает трудности от 25 до 50% времени;
4 … среднетяжелые нарушения – пациент испытывает трудности более чем в 50% времени;
5 … выраженные нарушения – произносит 1 или 2 слова; плавная, но бессмысленная речь; мутизм.
Оценка: _____________________
Комментарии:
10. ТРУДНОСТИ ПРИ ПОДБОРЕ СЛОВ
Вместе с девятым тестом этот тест позволяет оценить нарушение экспрессивной речи, но в нем оцениваются только трудности при подборе слов, тогда как в 9 раз- деле проводится оценка объема способности пациента к вербальной коммуникации. В данном же тесте исследователь должен определить, имеются ли у пациента трудности в подборе правильных слов при спонтанной речи. Пациент может преодолевать эти трудности при помощи многословия, т.е. вставляя разъяснительные фразы или примерно подходящие синонимы. В этот тест не входит называние предмета и пальца.
0 … нет трудностей при подборе слов в спонтанной речи;
1 … очень легкие нарушения – 1 или 2 случая, клинически не значимо;
2 … легкие нарушения – заметная многословность или замена синонимами;
3 … нарушения средней степени – периодическая потеря слов без компенсации;
4 … среднетяжелые нарушения – частая потеря слов без компенсации;
5 … выраженные нарушения – почти полная потеря ключевых слов; речь звучит бессмысленно; произносит 1–2 слова.
Оценка: _____________________
Комментарии:
11. ПОНИМАНИЕ
В этом тесте оценивается способность пациента понимать речь, исследователь должен оценить, насколько хорошо пациент понимает речь исследователя во время вводного обсуждения, серии тестов и, если возможно, при проведении тестов, не связанных с оценкой когнитивных функций. Выполнение команд в данный тест не входит.
0 … данных о снижении понимания речи нет;
1 … очень легкие нарушения – 1 случай недопонимания;
2 … легкие нарушения – 3–5 случаев недопонимания;
3 … нарушения средней степени – требуется повторить несколько раз, перефразировать;
4 … среднетяжелые нарушения – пациент периодически отвечает правильно; т.е. вопросы на «да»/«нет»;
5 … выраженные нарушения – пациент редко правильно отвечает на вопросы, что не связано с бедностью речи.
Оценка: _____________________
Комментарии:
12. КОНЦЕНТРАЦИЯ И ОТВЛЕКАЕМОСТЬ
В данном тесте оценивается частота, с которой пациент отвлекается на незначительные раздражители, и/или частота необходимости возвращения внимания пациента к исследованию в связи с потерей им мысли или переключением на собственные мысли.
0 … данных о снижении концентрации или отвлекаемости нет;
1 … очень легкие нарушения – 1 случай снижения концентрации или отвлекаемости;
2 … легкие нарушения – 2–3 случая снижения концентрации или отвлекаемости; признаки возбуждения и невнимательности;
3 … нарушения средней степени – 4–5 случаев в течение исследования;
4 … среднетяжелые нарушения – концентрация снижена; отвлекаемость в течение большей части исследования;
5 … выраженные нарушения – очень трудно концентрироваться; пациент очень легко и часто отвлекается; не может завершить задания.
Оценка: _____________________
Комментарии:
13. ЗАЧЕРКИВАНИЕ ЦИФР
Положите листок с тестом перед пациентом и дайте ему ручку.
Скажите пациенту: «Сейчас мы будем выполнять следующее задание. Сверху на этой странице Вы видите две цифры. На странице эти цифры чередуются с другими. В каждой строчке вычеркните числа, совпадающие с представленными наверху страницы, так быстро, как только можете».
Если пациент не понял задания, Вы можете повторить его один раз. через 60 секунд прервите выполнение задания.
Число правильно вычеркнутых цифр:
Число неправильно вычеркнутых цифр:
14. ПРОХОЖДЕНИЕ ЛАБИРИНТА
Инструкции/задания.
Положите лабиринт перед пациентом и дайте ему ручку.
Скажите пациенту: «Пожалуйста, проведите линию через этот лабиринт, начиная отсюда, не пересекая сплошных линий и не заходя в тупики. Помните, что начать нужно отсюда и нельзя пересекать сплошные линии и заходить в тупики».
Вы можете повторить инструкции один раз. Если в течение теста пациент попадает в тупик, вы можете один раз показать ему, откуда начать, чтобы избежать ошибки.
Зафиксируйте время окончания выполнения задания.
Если пациент попадает в тупики или время выполнения задания превышает 240 секунд, прервите выполнение теста, а в качестве результата укажите 240 секунд (максимальный результат).
Оценка: _____________________
Комментарии:
Задание | Баллы | Оценка |
1. |