Меню Рубрики

Шкалы при болезни альцгеймера

КЛИНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСЕЛОНА ПРИ БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА

И. В. Колыхалов, Н. Д. Селезнева, Я. Б. Калын, Г. А. Жариков, Н. М. Михайлова, А. Л. Брацун, С. И. Гаврилова

Научно-методический центр по изучению болезни Альцгеймера и ассоциированных с ней расстройств НЦПЗ РАМН, Москва

В настоящее время наиболее разработанной гипотезой патогенеза болезни Альцгеймера (БА) является холинергическая. Экспериментальные данные, полученные более 20 лет назад, показали, что прогрессирующая дегенерация холинергических нейронов приводит к дефициту нейромедиатора ацетилхолина, что на клиническом уровне сопровождается нарушениями памяти, утратой ориентации, изменениями личности и расстройствами поведения [3, 10]. С. Geula и М. Mesulam [4] показали, что при БА утрачивается от 30 до 95 % холинергических нейронов головного мозга, особенно в коре и гиппокампе. Для преодоления дефицита ацетилхолина используются различные терапевтические стратегии, с одной стороны, направленные на его восстановление, а с другой — на усиление центральной холинергической активности. Наиболее перспективным направлением в терапии болезни Альцгеймера считается использование ацетилхолинэстеразных (АХЭ) ингибиторов. Наиболее известный препарат из группы ингибиторов АХЭ — такрин. Однако несмотря на доказанную клиническую эффективность при БА его использование в клинической практике ограничено из-за гепатотоксических побочных эффектов [6,13].

Клинические исследования холинэстеразных ингибиторов второго поколения показали, что они являются более благоприятными как по клинической эффективности, так и по переносимости [11]. Представитель нового поколения ингибиторов АХЭ — экселон (ривастигмин). Экселон — псевдообратимый ингибитор АХЭ карбаматного типа, имеющий селективное действие на ацетилхолинэстеразу в ЦНС, прошел успешно клинические испытания в США и нескольких европейских странах в двух больших мультицентровых (двойных слепых) исследованиях [2].

Цель настоящего исследования — оценить безопасность и клиническую эффективность препарата экселон у больных с вероятной болезнью Альцгеймера при легкой и умеренно выраженной деменции.

Исследование проводилось как простое открытое на невыборочной группе пациентов (30 больных, в т. ч. 7 мужчин и 23 женщины) с различными клиническими формами болезни Альцгеймера (синоним: деменция альцгеймеровского типа (ДАТ), в том числе, с сенильной деменцией альцгеймеровского типа (12 больных) и пресенильным типом болезни Альцгеймера (18 больных) Состояние 11 больных соответствовало мягкой деменции, у 19 больных — стадии умеренной деменции (по критериям CDR [8]).

Средний возраст включенных в исследование больных составил 66,5+9,4 года и колебался в пределах от 50 до 88 лет.

Препарат назначался в дозе от 3 мг в сутки (1,5 мг 2 раза в день) до 12 мг в сутки (6 мг 2 раза в день). Период титрования доз составил 8 недель. Лечение начиналось с дозы 1,5 мг 2 раза в день, и при хорошей переносимости каждые две недели доза препарата повышалась на 3 мг/сут. Исследованию предшествовал wash — out период продолжительностью 2 недели. Общая продолжительность лечения составила 26 недель.

Критерии включения в исследование были следующими: 1) женщины, не способные к деторождению (т. е. подвергнутые хирургической стерилизации или находящиеся в постменопаузе) и мужчины не моложе 50 лет; 2) соответствие критериям диагностики деменции альцгеймеровского типа по DSM — IV [1]; 3) клинический диагноз «вероятной» болезни Альцгеймера по критериям NINCDS / ADRDA [7]; 4) оценка от 10 до 25 баллов по MMSE [5].

Из исследования исключались больные, имеющие:

1) иное выраженное, тяжелое или нестабильное заболевание, которое могло бы препятствовать проведению предусмотренных протоколом исследований, или могло бы изменять свое течение и таким образом приводить к ошибочной оценке клинического и психического статуса больного или особому риску для больного; 2) данные СТ или MRI , полученные в течение 2-х лет, предшествующих данному исследованию, которые подтверждают наличие процесса, отличного от болезни Альцгеймера и объясняющего деменцию у данного больного; 3) судорожные расстройства, адекватно не контролируемые соответствующей терапией; 4) язвенная болезнь в фазе обострения; 5) тяжелые и нестабильные сердечно-сосудистые заболевания; 6) острые или тяжелые астматические состояния; 7) известная повышенная фармакологическая чувствительность или гиперчувствительность к препаратам, сходным с экселоном, или к другим холинергическим фармакологическим препаратам (пилокарпин, бетанихол, такрин, велнакрин, физостигмин).

Клиническое исследование выполнялось в соответствии с правилами GCP по специально разработанному протоколу и с использованием унифицированных индивидуальных карт больных. Психометрическая оценка по шкале MMSE , по двум параметрам шкалы ADAS — cog . [12] и по шкале CGI [9] проводилась трижды — до начала терапии и после 12 и 26 недель приема препарата.

К моменту завершения курса терапии больные, получавшие разные дозы препарата, распределялись следующим образом: по 3 мг в сутки получали 8 больных (26,7 %), по 6 мг в сутки получали 9 больных (30 %), по 9 мг в сутки -5 больных (16,6 %) и по 12 мг в сутки — 8 больных (26,7 %).

Оценка эффективности терапии в соответствии с общим клиническим впечатлением исследователя и лица, опекающего больного

Положительный эффект терапии отмечен у 27 включенных в исследование больных (в 90,0 % случаев), при этом у 15 больных (в 50,0 %) улучшение было значительным или умеренно выраженным, а у 12 больных (40,0 %) — минимальным. У 10,0 % (3 больных) изменений в состоянии не установлено (рис.1).

Улучшение состояния пациентов состояло в повышении целенаправленной двигательной активности, уменьшении аспонтанности и безынициативности. Поведение больных становилось более организованным, у них отмечалась большая адекватность мотивировок и целенаправленность поступков, уменьшалась рассеянность и повышалась концентрация внимания. Явное улучшение памяти на текущие события и ориентировки во времени наблюдалось у 7 больных (в 23,3 % случаев).

Pu с. 1 Эффективность терапии по общему клиническому впечатлению исследователя и лица, опекающего больного

Оценка эффективности терапии по шкале MMSE

Как в общей группе больных, так и в группах больных с мягкой и с умеренной деменцией отмечено статистически достоверное улучшение состояния когнитивных функций к моменту окончания терапии по сравнению с исходным уровнем (табл. 1, рис. 2).

Таблица 1. Оценка когнитивных функций по шкале MMSE через 12 и 26 недель терапии (по сравнению с исходным уровнем)

источник

Нейропсихологические методы исследования применяются для определения навыков и способностей, которые отражают особенности функционирования головного мозга. С помощью таких тестов можно проверить когнитивные возможности и выявить возможные повреждения мозга. Наибольшей популярностью пользуются следующие варианты:

Тест Германа Роршаха. Картинки с чернильными пятнами, из которых пять с черными, два с красными и черными, три с цветными. Больной должен сказать, что видит и с чем ассоциируется образ.

Тематический апперцепционный тест (ТАТ). Картинки с определенными ситуациями, которые должен описать больной. Применяется для выявления нарушений в эмоциональном фоне.

Рисунок – эффективный и популярный метод исследования. Способ позволяет проводить предварительную диагностику расстройств нервной системы. Тест «Часы» помогает узнать о таком заболевании, как болезнь Альцгеймера. Причем удается выявить нарушения даже на начальных стадиях.

Человек с подозрением на болезнь Альцгеймера должен на чистом листе изобразить циферблат. Стрелки часов должны показывать два часа сорок пять минут. Качество рисунка оценивается по десятибалльной шкале:

Отсутствуют даже попытки нарисовать часы.

Совершена попытка, которая не принесла никакого результата.

Все цифры изображены вне циферблата.

Несколько цифр изображены вне циферблата, рисунок прерывистый и другое.

Цифры расположены неверно на циферблате. К примеру, промежутки между ними то больше, то меньше.

Стрелки часов не отражают время. А правильные цифры, например, обведены или выделены другим способом.

Стрелки указывают не на те цифры.

Стрелки указывают не на те цифры, и одна из стрелок нарисована с ошибкой больше, чем на час.

Стрелки немного отклоняются, несущественные неточности.

Рисунок выполнен максимально точно.

Расшифровать текст, в котором некоторые буквы замещены цифрами, может только человек, у которого отсутствует болезнь Альцгеймера. Достаточно прочитать текст 1-3 раза, чтобы выявить закономерность и распознать замененные цифрами буквы.

94NN03 С006Щ3НN3 П0К4ЗЫ8437, K4KN3 У9N8N73ЛЬНЫ3 83ЩN М0Ж37 93Л47Ь Н4Ш Р4ЗУМ! 8P3CH47LYAYUSCHN3 83SCHN!

В рамках данного теста нужно поработать с целостной картиной, на которой в дополнение к основному изображению прилагаются различные предметы и образы, скрытые в деталях. Человек, у которого отсутствуют серьезные нарушения в работе мозга, отлично или достаточно хорошо справится с заданием. Люди с болезнью Альцгеймера не сумеют вычленить скрытые образы или все-таки справятся, но с посторонней помощью и путем многочисленных проб и ошибок.

Поочередно больному показывают карточки, на которых в несколько рядов без пробелов прописана одна и та же буква. Суть теста заключается в том, что среди одинаковых знаков один выбивается. Например, среди многочисленных букв «М» затерялось несколько букв «N». Также можно рассмотреть вариант, где среди букв «О» скрывается цифра «0», цифра «6» среди цифр «9», буквы «С» среди букв «О» и так далее. Главное, чтобы разные знаки имели сходство и выделялись не так явно. Человек с болезнью Альцгеймера провалит этот тест.

Человек работает с листом, на котором изображены геометрические фигуры. Основной задачей является максимально точное повторение рисунков. Если больной даже не пытается выполнить задание, то возможны серьезные нарушения. Сильное искажение геометрических фигур также свидетельствует о высокой вероятности наличия болезни Альцгеймера.

Вниманию больного предлагаются пять карточек со словами.

Больной должен прочитать слова и сразу повторить их и затем еще раз через пять минут. Эти условия должны быть озвучены сразу.

Если не удается вспомнить какое-либо слово, можно дать подсказку, назвав категорию. К примеру, если больной забыл слово «помидор», то категория будет «овощи».

Если подсказка не помогла, нужно предложить несколько карточек, среди которых нужно выбрать одну, на которой указано забытое слово.

Родственники, которые хорошо знакомы с больным и выявили определенные отклонения, могут пройти тест. Предлагается перечень признаков, которые могут наблюдаться при болезни Альцгеймера. Если симптом присутствует, нужно ответить «ДА», если отсутствует, то «НЕТ». Причем за ответ «НЕТ» дается ноль баллов, и за ответ «ДА» от 1 до 2 баллов в зависимости от специфики симптома.

Перечень признаков болезни Альцгеймера с указанием баллов за ответ «ДА»:

Пробелы в памяти стали более явными, чем несколько лет назад – 1 балл.

Пропуски встреч из-за забывчивости – 1 балл.

Потеря вещей чаще раза в месяц – 1 балл.

Подозревает, что другие крадут и скрывают его/ее личные вещи – 1 балл.

Дезориентация в новых местах – 1 балл.

Чувство страха и растерянности, когда находится вне дома – 1 балл.

Проблемы с подсчетом денег – 1 балл.

Пропуски приемов медикаментозных препаратов – 1 балл.

Трудности с вождением – 1 балл.

Проблемы с использованием бытовых приборов, в том числе привычных – 1 балл.

Сложности с приготовлением пищи, уборкой и другой работой по дому – 1 балл.

Потеря интереса к увлечениям и хобби – 1 балл.

Проблемы с координацией – 1 балл.

Трудности с правильным подбором слов и другие нарушения речи – 1 балл.

Забывает имена родных и близких – 2 балла.

Не узнает лица родных и близких – 2 балла.

Теряется в ранее хорошо знакомом районе или местности – 2 балла.

Трудности с оплатой товаров и услуг – 2 балла.

Трудности с тем, чтобы вспомнить даты, дни и время – 2 балла.

Рассказывает одно и то же несколько раз в день – 2 балла.

от «0» до «4» баллов – отсутствуют нарушения;

от «5» до «14» баллов – предшествующие болезни Альцгеймера признаки, начальные этапы заболевания;

от «15» – начало и прогрессирование заболевания.

Нарушения когнитивных возможностей мозга нельзя оставлять без внимания, ведь даже незначительные изменения могут предшествовать развитию болезни Альцгеймера. Предварительную диагностику можно провести в домашних условиях, используя те же тесты, что и специалисты. Желательно провести несколько тестов из восьми предложенных вариантов для наиболее высокого уровня достоверности. Однако необходимо учитывать, что они не гарантируют результат на 100% и плохой результат может свидетельствовать не о болезни Альцгеймера, а о нарушениях совершенно другого характера. Поэтому постановку диагноза и назначение лечения стоит доверить специалисту в пансионате для пожилых людей с болезнью Альцгеймера

Кирилл Владимирович Скоробогатов: «Каждый из нас сталкивался с таким термином, как старческое слабоумие. В медицине для этого существует определенный термин – деменция. Наиболее частый вид деменции – это болезнь Альцгеймера. Если взять статистику, то после 65 лет риск возникновения болезни Альцгеймера удваивается каждые 5 лет. То есть население нашей планеты стареет, и, конечно, со старением населения увеличивается и распространенность этого заболевания.»

Галущак Александр Васильевич: «Нейропсихологические тесты – это как раз тесты, которые направлены на выявление самых реальных грубых изменений, которые характерны для этого расстройства. То есть это выявление нарушения именно когнитивных функций, нарушения функций памяти, мышления, внимания, речи, тонких движений – это все идет в комплексе и проявляется именно при обследовании. Поскольку эти симптомы, когнитивные нарушения, нарастают из стадии в стадию, чем раньше мы их выявим, тем легче будет проводить диагностику и правильно определять тактику лечения и ухода.»

источник

Шкала MMSE (MINI-MENTAL STATE EXAMINATION)

(Folstein M. и соавт., 1975; MacKenzie D.M. и соавт., 1996;

Jacqmin-Gadda H. и соавт., 1997)

Когнитивная сфера Диапазон оценок (баллы) Результат (баллы)
1. Ориентировка во времени: Назовите год, время года, число, день недели, месяц 0 – 5
2. Ориентировка в месте: Где мы находимся? Страна, область, город, клиника, комната 0 – 5
3. Восприятие: Повторение трёх слов — яблоко, стол, монета 0 – 3
4. Концентрация внимания и счёт: Серийный счёт (от 100 отнять пять раз по 7), либо произнести слово «земля» наоборот 0 – 5
5. Память: Припомните 3 слова (см. пункт 3) 0 – 3
6. Речевые функции: а) Называние предметов (ручка, часы) б) Повторение сложного предложения: «Никаких если, и, или, но» в) 3-х этапная команда: «Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол». г) Прочтите и выполните: «Закройте глаза». д) Напишите предложение е) Срисуйте рисунок 0 – 2 0 – 1 0 – 3 0 – 1 0 – 1 0 – 1
Общий балл 0 – 30

ММSE — инструкция но тестированию

1. Ориентировка во времени.Попросите больного полностью назвать год, время года, дату, день недели, месяц. Максимальный балл (5) даётся, если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и год. Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие. Если больной называет только число, спрашивают «Какого месяца?», «Какого года?», «Какой день недели?». Каждая ошибка или отсутствие ответа снижают оценку на 1 балл.

2. Ориентировка в месте.Задаётся вопрос: «Где мы находимся?» Если больной отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Больной должен назвать страну, область, город, учреждение, в котором происходит обследование, этаж. Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на 1 балл.

3. Восприятие.Даётся инструкция: «Повторите и постарайтесь запомнить 3 слова — яблоко, стол, монета». Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слов больным оценивается в 1 балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо, чтобы испытуемый правильно их повторил (максимально до 5 раз), однако оценивается в баллах .лишь первое повторение.

4. Концентрация внимания.Просят последовательно вычитать из 100 по 7. Достаточно пяти вычитаний (до результата 65). Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл. Если пациент не способен выполнить это задание, его просят произнести слово «земля» наоборот. Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл. Например, если произносится «ямлез» вместо «ялмез», ставится 4 балла: если «ялмзе» — 3 балла и т.д.

Читайте также:  Болезнь альцгеймера сестринский уход за пациентом

5. Память.Больного просят вспомнить слова, которые заучивались в п. 3. Каждое правильно названное слово оценивается в 1 балл.

а) Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое?» Аналогично — часы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

б) Просят повторить вышеуказанную сложную в грамматическом отношении фразу. Правильное повторение оценивается в 1 балл.

в) Устно даётся команда, которая предусматривает последовательное совершение 3-х действий. Каждое действие оценивается в 1 балл.

г) Даётся письменная инструкция (например, «Закройте глаза»). Больного просят прочитать её и выполнить. Инструкция должна быть написана достаточно крупными печатными буквами на чистом листе бумаги.

д) Больной должен самостоятельно написать осмысленное и грамматически законченное предложение. Предложение должно содержать подлежащее и сказуемое, а также должно иметь смысл. При этом правильность грамматики и пунктуации не оцениваются.

е) Больному даётся образец (два перекрещенных пятиугольника с равными углами и сторонами примерно 2,5 см), который он должен перерисовать на чистой нелинованной бумаге. Если при перерисовке возникают пространственные искажения или линии не соединены, выполнение команды считается неправильным. При этом не учитываются искажения фигур, обусловленные тремором.

Интерпретация результатов

Выполнение теста оценивается по сумме результатов по каждому из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат, тем более выражен когнитивный дефицит. По данным разных исследователей, результаты теста могут иметь следующее значение:

28-30 баллов — нет нарушений когнитивных функций;

24-27 баллов — лёгкие (преддементные) когнитивные нарушения;

19-23 балла — деменция лёгкой степени выраженности;

11-18 баллов — деменция умеренной степени выраженности;

0-10 баллов — тяжёлая деменция.

Шкала общего ухудшения когнитивных функций при болезни Альцгеймера

Оценка (стадия) тяжести деменции Клиническая характеристика
Норма Отсутствие нарушений
Физиологическое старение Субъективно отмечаемая забывчивость
Мягкое ухудшение памяти Трудности в работе, затруднения в речи и ориентировке в малознакомой местности, заметные членам семьи: лёгкие нарушения памяти, выявляющиеся при обследовании
Мягкая БА Нарушение возможности путешествовать, считать, запоминать текущие события, выполнять более сложные виды повседневной деятельности
Умеренная БА Необходимость в помощи при выборе одежды и других видах повседневной деятельности, дезориентировка во времени и месте, нарушение воспроизведения имён внуков, друзей
Умеренно-тяжёлая БА Нуждается в руководстве и помощи во время еды и гигиенических процедур, в туалете (возможно недержание); дезориентировка во времени, месте и, возможно, в собственной личности
Тяжёлая БА Тяжёлое нарушение (утрата) речи, недержание и обездвиженность

Общая Шкала Нарушений

III стадия: Легкие когнитивные нарушения

(Reisberg В., Ferris S.H., de Leon M.J et al., 1982)

По крайней мере, два из следующих признаков:

Ø Нарушения ориентировки в незнакомой местности.

Ø Снижение профессиональной компетентности, заметное для сослуживцев.

Ø Трудности подбора слова при разговоре.

Ø Невозможность пересказать прочитанное.

Ø Трудности запоминания имен новых знакомых.

Ø Трудности отыскания вещей из-за снижения памяти о том, «что куда положил».

Ø Нарушения серийного счета.

Объективные признаки когнитивной недостаточности могут быть получены только при детальном нейропсихологическом исследовании. Когнитивные нарушения приводят к снижению профессиональной и социальной компетентности.

Отрицание становится механизмом психологической защиты.

Когнитивные нарушения сопровождаются симптомами тревоги от легкой до умеренной выраженности.

Клинический Рейтинг Деменции The Clinical Dementia Rating (CDR)

Стадия 0,5: Сомнительная деменция

ПАМЯТЬ: неполное припоминание событий.

ОРИЕНТИРОВКА: сохранена, но могут быть неточности при назывании даты.

ИНТЕЛЛЕКТ: незначительные трудности при решении сложных задач, анализе сходств и различий, не затрагивающих повседневную жизнь.

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: незначительные трудности при сохранной независимости

БЫТ: незначительные трудности.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ: не нарушено.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 70 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

(хотя бы неполное название)

Оценка: _____________________ (число неправильных ответов)

Комментарии:

7. ЗАДАНИЕ НА УЗНАВАНИЕ СЛОВ

Пациенту дается 3 попытки, чтобы запомнить список из 12 слов. Слова для запоминания те же, что и для задания на повторение слов. Пациента просят прочитать слова вслух и попытаться их запомнить. При каждой попытке 12 заученных слов чередуют с 12 новыми словами, пациента просят выбрать слова, которые он должен был запомнить.

Если пациент не может прочесть слово, исследователь должен произнести его вслух. Если пациент не запомнил задание, лучше повторить весь вопрос или пере фразировать его и сделать пометку, что пациенту было сделано напоминание.

Запоминание: «Я покажу Вам несколько слов, напечатанных на карточках. Прочтите каждое слово вслух и постарайтесь запомнить».

Попытка определения: «Я покажу вам другой набор слов. Некоторые из них я толь- ко что показывал Вам на карточках, другие слова новые. Для каждого слова скажи- те мне, показывал ли я его Вам ранее».

Для первых двух слов: «Это слово из тех, то я показывал Вам ранее?» или «Я показывал Вам это слово ранее

Для остальных слов (3–24): «А это слово?»

Если пациент отвечает правильно, т.е. «да» или «нет», значит, он хорошо запомнил инструкции. Процедура, использованная для 3-го слова, повторяется для слов 4–24. Каждый случай, когда пациент забывает задание, отмечается (графа «Напоминание»).

Пациент оценивает каждое слово. Он должен говорить «да» для показанных ранее слов (выделены жирным шрифтом). Неправильные ответы заштриховывают- ся. Напоминания отмечаются в соответствующей графе.

Оценка (число неправильных ответов) ____________________________(макс. 12)

Комментарии:

8. ЗАПОМИНАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ ЗАДАНИЯ

В этом тесте оценивается способность пациента вспомнить требования задания на узнавание слов. для каждой группы слов. Пациента спрашивают:

• При демонстрации новых двух слов: «Показывал ли я Вам это слово ранее, или Вы видите его впервые».

• При демонстрации третьего слова: «А это слово?»

Если пациент отвечает правильно, т.е. «да» или «нет», значит он хорошо запомнил инструкции. Процедура, использованная для 3-го слова, повторяется для слов 4–24. Каждый случай, когда пациент забывает задание, отмечается (напоминание).

Общее число напоминаний (задание 7):

— пациенту не требовались дополнительные напоминания;

— очень легкая степень – одно напоминание;

— легкая степень – напоминание потребовалось дважды;

— средняя степень – напоминание потребовалось 3–4 раза;

— среднетяжелая степень – напоминание потребовалось 5–6 раз;

— тяжелая степень – напоминание потребовалось 7 и более раз.

Оценка: _____________________

Комментарии:

9. СПОСОБНОСТЬ К РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

В данном тесте исследователь должен оценивать речь пациента в течение всего исследования. Количественные характеристики речи и трудности при подборе слов в этом тесте не оцениваются. Следует отметить, что более высокая оценка (4–5) относится к пациентам, у которых способность гово- рить настолько нарушена, что они редко могут изъясняться без труда.

0 … случаев, когда пациента было трудно понять, не отмечалось;

1 … очень легкие нарушения – 1 случай снижения понятности речи;

2 … легкие нарушения – пациент испытывает трудности менее чем в 25% времени;

3 … нарушения средней степени – пациент испытывает трудности от 25 до 50% времени;

4 … среднетяжелые нарушения – пациент испытывает трудности более чем в 50% времени;

5 … выраженные нарушения – произносит 1 или 2 слова; плавная, но бессмысленная речь; мутизм.

Оценка: _____________________

Комментарии:

10. ТРУДНОСТИ ПРИ ПОДБОРЕ СЛОВ

Вместе с девятым тестом этот тест позволяет оценить нарушение экспрессивной речи, но в нем оцениваются только трудности при подборе слов, тогда как в 9 раз- деле проводится оценка объема способности пациента к вербальной коммуникации. В данном же тесте исследователь должен определить, имеются ли у пациента трудности в подборе правильных слов при спонтанной речи. Пациент может преодолевать эти трудности при помощи многословия, т.е. вставляя разъяснительные фразы или примерно подходящие синонимы. В этот тест не входит называние предмета и пальца.

0 … нет трудностей при подборе слов в спонтанной речи;

1 … очень легкие нарушения – 1 или 2 случая, клинически не значимо;

2 … легкие нарушения – заметная многословность или замена синонимами;

3 … нарушения средней степени – периодическая потеря слов без компенсации;

4 … среднетяжелые нарушения – частая потеря слов без компенсации;

5 … выраженные нарушения – почти полная потеря ключевых слов; речь звучит бессмысленно; произносит 1–2 слова.

Оценка: _____________________

Комментарии:

11. ПОНИМАНИЕ

В этом тесте оценивается способность пациента понимать речь, исследователь должен оценить, насколько хорошо пациент понимает речь исследователя во время вводного обсуждения, серии тестов и, если возможно, при проведении тестов, не связанных с оценкой когнитивных функций. Выполнение команд в данный тест не входит.

0 … данных о снижении понимания речи нет;

1 … очень легкие нарушения – 1 случай недопонимания;

2 … легкие нарушения – 3–5 случаев недопонимания;

3 … нарушения средней степени – требуется повторить несколько раз, перефразировать;

4 … среднетяжелые нарушения – пациент периодически отвечает правильно; т.е. вопросы на «да»/«нет»;

5 … выраженные нарушения – пациент редко правильно отвечает на вопросы, что не связано с бедностью речи.

Оценка: _____________________

Комментарии:

12. КОНЦЕНТРАЦИЯ И ОТВЛЕКАЕМОСТЬ

В данном тесте оценивается частота, с которой пациент отвлекается на незначительные раздражители, и/или частота необходимости возвращения внимания пациента к исследованию в связи с потерей им мысли или переключением на собственные мысли.

0 … данных о снижении концентрации или отвлекаемости нет;

1 … очень легкие нарушения – 1 случай снижения концентрации или отвлекаемости;

2 … легкие нарушения – 2–3 случая снижения концентрации или отвлекаемости; признаки возбуждения и невнимательности;

3 … нарушения средней степени – 4–5 случаев в течение исследования;

4 … среднетяжелые нарушения – концентрация снижена; отвлекаемость в течение большей части исследования;

5 … выраженные нарушения – очень трудно концентрироваться; пациент очень легко и часто отвлекается; не может завершить задания.

Оценка: _____________________

Комментарии:

13. ЗАЧЕРКИВАНИЕ ЦИФР

Положите листок с тестом перед пациентом и дайте ему ручку.

Скажите пациенту: «Сейчас мы будем выполнять следующее задание. Сверху на этой странице Вы видите две цифры. На странице эти цифры чередуются с другими. В каждой строчке вычеркните числа, совпадающие с представленными наверху страницы, так быстро, как только можете».

Если пациент не понял задания, Вы можете повторить его один раз. через 60 секунд прервите выполнение задания.

Число правильно вычеркнутых цифр:

Число неправильно вычеркнутых цифр:

14. ПРОХОЖДЕНИЕ ЛАБИРИНТА

Инструкции/задания.

Положите лабиринт перед пациентом и дайте ему ручку.

Скажите пациенту: «Пожалуйста, проведите линию через этот лабиринт, начиная отсюда, не пересекая сплошных линий и не заходя в тупики. Помните, что начать нужно отсюда и нельзя пересекать сплошные линии и заходить в тупики».

Вы можете повторить инструкции один раз. Если в течение теста пациент попадает в тупик, вы можете один раз показать ему, откуда начать, чтобы избежать ошибки.

Зафиксируйте время окончания выполнения задания.

Если пациент попадает в тупики или время выполнения задания превышает 240 секунд, прервите выполнение теста, а в качестве результата укажите 240 секунд (максимальный результат).

Оценка: _____________________

Комментарии:

Задание на повторение слов

Оценка = среднему числу из 10 легких слов, не названных за три попытки.

Называние предметов и пальцев

0 = 1–2 предмета названы неправильно;

1 = 3–5 предметов названы неправильно;

2 = 6–8 предметов названы неправильно;

3 = 9–11 предметов названы неправильно;

4 = 12–14 предметов названы неправильно;

5 = 15–17 предметов названы неправильно

0 = все задания выполнены правильно;

1 = 1 задание неправильно, 4 правильно;

2 = 2 задания неправильно, 3 правильно;

3 = 3 задания неправильно, 2 правильно;

4 = 4 задания неправильно, 1 правильно;

5 = все задания выполнены неправильно

0 = все 4 рисунка правильные;

1 = 1 фигура нарисована неправильно;

2 = 2 фигуры нарисованы неправильно;

3 = 3 фигуры нарисованы неправильно;

4 = 4 фигуры нарисованы неправильно;

5 = не нарисовано ни одной фигуры, каракули; части фигур; слова вместо фигур

0 = все части задания выполнены правильно;

За каждый неправильный ответ дается один балл.

Задание на узнавание слов

Оценка = среднему числу неправильных ответов при трех попытках.

Запоминание инструкций задания

0 = пациенту не требовались дополнительные напоминания;

1 = очень легкая степень – одно напоминание;

2 = легкая степень – напоминание потребовалось дважды;

3 = средняя степень – напоминание потребовалось 3–4 раза;

4 = среднетяжелая степень – напоминание потребовалось 5–6 раз;

5 = тяжелая степень – напоминание потребовалось 7 раз и более

Способность к разговорной речи

0 = случаев, когда пациента было трудно понять, не отмечалось;

1 = очень легкие нарушения – 1 случай снижения понятности речи;

2 = легкие нарушения – пациент испытывает трудности менее чем в 25% времени;

3 = нарушения средней степени – пациент испытывает трудности от 25 до 50% времени;

4 = среднетяжелые нарушения – пациент испытывает трудности более чем в 50% времени;

5 = выраженные нарушения – произносит 1 или 2 слова; плавная, но бессмысленная речь; мутизм

Трудности при подборе слов в спонтанной речи

0 = нет трудностей при подборе слов в спонтанной речи;

1 = очень легкие нарушения – 1 или 2 случая, клинически незначимо;

2 = легкие нарушения – заметная многословность или замена синонимами;

3 = нарушения средней степени – периодическая потеря слов без компенсации;

4 = среднетяжелые нарушения – частая потеря слов без компенсации;

5 = выраженные нарушения – почти полная потеря ключевых слов, речь звучит бессмысленно; произносит 1–2 слова

0 = данных о снижении понимания речи нет;

1 = очень легкие нарушения – 1 случай недопонимания;

2 = легкие нарушения – 3–5 случаев недопонимания;

3 = нарушения средней степени – требуется повторить несколько раз, перефразировать;

4 = среднетяжелые нарушения – пациент периодически отвечает правильно; т.е. вопросы на «да»/«нет»;

5 = выраженные нарушения – пациент редко правильно отвечает на вопросы, что не связано с бедностью речи

Концентрация и отвлекаемость

0 = данных о снижении концентрации или отвлекаемости нет;

1 = очень легкие нарушения – 1 случай снижения концентрации или отвлекаемости;

2 = легкие нарушения – 2–3 случая снижения концентрации или отвлекаемости; признаки возбуждения и невнимательности;

3 = нарушения средней степени – 4–5 случаев в течение исследования;

4 = среднетяжелые нарушения – концентрация снижена, отвлекаемость в течение большей части исследования;

5 = выраженные нарушения – очень трудно концентрироваться, пациент очень легко и часто отвлекается; не может завершить задания

5 = разница Прохождение лабиринта

Итог: _______________________________________________________________________________________________

источник

Шкала оценки болезни Альцгеймера — когнитивные подшкальные варианты при умеренных когнитивных нарушениях и умеренной болезни Альцгеймера: изменение во времени и влияние стратегий обогащения

Разработка новых методов лечения болезни Альцгеймера (AD) расширилась до ранних вмешательств у лиц со скромным когнитивным расстройством и медленным снижением. 11-позиционная версия шкалы оценки болезни Альцгеймера — когнитивная подшкала (ADAS-Cog) была первоначально разработана для измерения познания у пациентов с легкой до умеренной AD. Попытки улучшить свои свойства в начале нашей эры путем удаления предметов, склонных к потолку, и / или путем добавления когнитивных мер, которые, как известно, ранены, дали ряд вариантов ADAS-Cog. Используя данные Инициативы по нейровизуализации болезни Альцгеймера, мы сравнили эффективность вариантов ADAS-Cog 3, 5, 11 и 13 элементов у пациентов с ранним возрастом. Учитывая интерес к стратегиям обогащения, мы также рассмотрели этот аспект с упором на маркеры цереброспинальной жидкости (CSF).

Были проанализированы субъекты с умеренным когнитивным расстройством (MCI) и мягким AD с доступными данными ADAS-Cog 13 и CSF. Снижение с течением времени определялось изменением от базового уровня. Прямое перекрестное сравнение вариантов ADAS-Cog было выполнено с использованием отношения сигнал / шум (SNR), причем более высокие значения отражали повышенную чувствительность для обнаружения изменений во времени.

Снижение со временем по любому из вариантов ADAS-Cog было минимальным у субъектов с MCI. Приблизительно половина субъектов с MCI выполнила критерии обогащения для положительной патологии AD. Воздействие обогащения было обнаружимым, но тонким в MCI. Ежегодное снижение мягкого AD было более выраженным, но все же скромным. Более 90% пациентов с легкой АД имели положительную AD-патологию. SNR были низкими в MCI, но больше в легкой AD. Числовые наибольшие SNR были замечены для ADAS-Cog 5 в MCI и для 5- и 13-позиционных вариантов ADAS-Cog в умеренном AD, хотя соответствующие доверительные интервалы были большими.

Возможное значение расширения или сокращения ADAS-Cog менее убедительно, особенно в MCI. В мягкой AD, добавление предметов, которые, как известно, ухудшаются на ранних стадиях, по-видимому, приносит больше пользы, чем удаление предметов, по которым предметы подбирают близко к потолку.

Онлайн-версия этой статьи (doi: 10.1186 / s13195-016-0170-5) содержит дополнительный материал, доступный для авторизованных пользователей.

В течение последних двух десятилетий 11-элементная шкала оценки болезни Альцгеймера (когнитивная подшкала) (ADAS-Cog 11) была почти повсеместной мерой познания в клинических испытаниях предполагаемых новых методов лечения болезни Альцгеймера (AD). Однако недавнее использование этой шкалы выявило ряд ограничений, обусловленных сдвигом в сторону оценки и лечения пациентов на ранних стадиях заболевания. Один из них — отсутствие чувствительности к обнаружению изменений на ранних стадиях АД, поскольку он кажется наиболее чувствительным при использовании у пациентов на умеренной стадии AD (т. Е. Оценка мини-психического состояния (MMSE) 12-18] [1]. Второе относится к измерению когнитивных доменов, которые, как известно, ослаблены на ранних стадиях, таких как исполнительная функция [2-4], которые не были зафиксированы ADAS-Cog 11. В результате субъекты с легкой когнитивной недостаточностью (MCI) имеют тенденцию оценка на потолке (т. е. оценка 0 для ADAS-Cog) на восьми из 11 подэлементов ADAS-Cog [5-7].

В ответ на критику неспособности ADAS-Cog измерить соответствующие когнитивные области, Mohs et al. [8] предложил использовать дополнительные тесты, такие как отмену передачи цифр, отсроченное повторение слова и тест лабиринта. Это привело к созданию вариантов ADAS-Cog, таких как ADAS-Cog 13. Второй подход к повышению чувствительности шкалы заключался в удалении субтестов, подверженных потолочным эффектам (т. Е. ADAS-Cog 3). Однако ADAS-Cog 3 проверяет только память. Вариант ADAS-Cog 5 объединяет элементы ADAS-Cog 3 с задержкой отзыва и отменой цифр от ADAS-Cog 13. Эта тактика может улучшить обнаружение когнитивного спада с течением времени, поскольку она измеряет более значимые домены, затронутые на ранних стадиях заболевания, чем ADAS-Cog 3. Однако чувствительность этих новых вариантов для выявления изменений во времени не сравнивалась у пациентов с ранним AD.

В этом исследовании мы использовали данные из базы Инициативы по нейровизуализации болезни Альцгеймера (ADNI) для решения этой проблемы, как описано в разделе «Методы». Наша цель состояла в том, чтобы оценить, какой из четырех вариантов (ADAS-Cog 3, ADAS-Cog 5, оригинальный ADAS-Cog 11 и ADAS-Cog 13) лучше всего обнаруживает когнитивное снижение во времени у субъектов с MCI или легкой AD. Мы предположили, что «адаптированный» вариант ADAS-Cog 5 обеспечит наилучшие способы оценки снижения в субъектах с раннего AD по сравнению с другими вариантами. Следует отметить, что наша цель состояла не в утверждении нового инструмента. Кроме того, поскольку обогащение должно помочь идентифицировать субъектов с MCI с AD-патологией [9-11], мы оценили, помогает ли это улучшить чувствительность вариантов ADAS-Cog для обнаружения снижения во времени.

Данные, использованные при подготовке этой статьи, были получены из базы данных Инициативы болезни сердца (ADNI), вызванной болезнью Альцгеймера (adni.loni.usc.edu). ADNI был запущен в 2003 году Национальным институтом по проблемам старения (NIA), Национальным институтом биомедицинской визуализации и биоинженерии (NIBIB), Управлением по контролю за продуктами и лекарствами (FDA), частными фармацевтическими компаниями и некоммерческими организациями, в размере 60 миллионов долларов США , 5-летнее государственно-частное партнерство. Основная цель ADNI заключалась в том, чтобы проверить, могут ли комбинированные магнитно-резонансные томограммы (МРТ), позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), другие биологические маркеры, а также клиническая и нейропсихологическая оценка, с целью измерения прогрессирования мягких когнитивных нарушений (МРП) и ранних Болезнь Альцгеймера (AD). Определение чувствительных и специфических маркеров очень раннего развития AD призвано помочь исследователям и клиницистам разработать новые методы лечения и контролировать их эффективность, а также сократить время и стоимость клинических испытаний.

Главным исследователем этой инициативы является Майкл У. Вайнер, MD, VA Medical Center и Калифорнийский университет в Сан-Франциско. ADNI является результатом усилий многих исследователей из широкого круга академических институтов и частных корпораций, и предметы были набраны из более чем 50 сайтов в США и Канаде. Первоначальная цель ADNI заключалась в том, чтобы набрать 800 предметов, но за ADNI следовали ADNI-GO и ADNI-2.

На сегодняшний день эти три протокола набрали более 1500 взрослых в возрасте от 55 до 90 лет для участия в исследовании, состоящем из когнитивно нормальных пожилых людей, людей с ранним или поздним МСИ и людей с ранним возрастом. Продолжительность наблюдения каждой группы указывается в протоколах ADNI-1, ADNI-2 и ADNI-GO. У испытуемых, которые были первоначально набраны для ADNI-1 и ADNI-GO, была возможность следовать в ADNI-2. Для получения актуальной информации см.

Испытание зарегистрировано в ClinicalTrials.gov по пробным регистрационным номерам NCT00106899 (дата регистрации 31 марта 2005 года), NCT01231971 (дата регистрации 27 октября 2010 года) и NCT01078636 (дата регистрации 1 марта 2010 года).

Данные из ADNI 1, ADNI Grand Opportunities (ADNI GO) и ADNI 2 были загружены 30 сентября 2014 года. Субъекты с доступными данными ADAS-Cog 13 (то есть включающие ADAS-Cog 11 элементов плюс отложенное отключение Word и отмену цифр) и с доступными базовые биомаркеры цереброспинальной жидкости (CSF), как амилоид-β (Aβ), так и общий Tau (t-Tau), были включены в основной анализ субъектов с легкой AD или MCI.

Из-за переменного количества доступных данных на более поздних временных точках основное внимание уделялось темам с изменением от базового уровня до 12 месяцев в легкой AD и до 24 месяцев в MCI. Данные за 12 месяцев для умеренного AD и более 24 месяцев для MCI были рассмотрены для описания данных с течением времени.

Исследование ADNI было единообразно одобрено организационными советами по рассмотрению всех участвующих учреждений. Письменное информированное согласие было получено от всех участников на каждом сайте. См. Раздел «Благодарности» для списка институциональных советов по обзору, которые одобрили исследование.

Общие критерии включения и исключения для исследования ADNI и процедуры скрининга были описаны Petersen et al. [12]. Первоначальные тематические когорты включали возрастные когнитивно здоровые субъекты, субъекты с МРП и субъекты с легкой деменцией AD. У испытуемых с MCI были показатели MMSE 24-30 и глобальная оценка по шкале клинической деменции (CDR) 0,5 с обязательным требованием, чтобы показатель ящика памяти составлял 0,5 или более. Субъекты с МСИ должны были быть в основном неповрежденными в отношении функциональных характеристик и не могли претендовать на диагностику деменции [13]. У субъектов с умеренным АД были показатели MMSE 20-26, оценка CDR 0,5 или 1 и встречались с критериями ассоциации Национального института неврологических и коммуникативных расстройств и осложнений / болезни Альцгеймера и связанных с ними расстройств для вероятного AD [14]. Субъекты с MCI и субъектами с мягким AD также должны были отвечать критериям нарушения памяти в подшкале памяти Wechsler Memory Scale-Revised Logical Memory II [12].

«MCI set» состоял из субъектов с MCI с доступным ADAS-Cog 13 на базовом и 24-месячном уровнях, а также имеющимися базовыми Aβ и t-Tau CSF-биомаркерами. «Набор AD» включал субъектов с легкой AD с доступным ADAS-Cog 13 на базовом уровне и 12 месяцев, а также имеющимися базовыми Aβ и t-Tau CSF-биомаркерами. Описанные выше установки MCI и AD называются «необогащенными», потому что их клинические данные анализировались независимо от их статуса биомаркера. «Биомаркер-положительные множества» («обогащенные») включали субъектов с положительной патологией AD, определяемой величиной выбранных базовых CSF-биомаркеров [15], или с наличием маркера аголипопротеина E4 (ApoE4) генетического риска: CSF отношение t-Tau / Aβ> 0,39

ApoE4 риск (одна или две копии аллели ApoE4)

Для целей настоящей статьи соотношение CS-T-Tau / Aβ> 0,39 считалось основной стратегией обогащения, поскольку в контексте MCI это будет соответствовать последним международным критериям Рабочей группы 2 для продромального AD [16] , Эти когорты помечены как MCI + и AD + в этой публикации.

«Биомаркер-негативные» наборы включали комплементарные группы, которые не соответствовали базовым критериям биомаркерного обогащения для AD на основе t-Tau / Aβ и, следовательно, не были классифицированы как имеющие продромальную AD. Представлены только биомаркер-отрицательные субъекты с MCI (MCI-). Было очень мало биомаркеров-отрицательных субъектов с легкой AD.

В этом исследовании мы сравнили ADAS-Cog 3 [17], ADAS-Cog 13 [8], традиционные варианты ADAS-Cog 11 [18, 19] и ADAS-Cog 5 (дополнительный файл 1), чтобы увидеть, какой из у них была лучшая способность продемонстрировать изменения в субъектах с легкой AD или с MCI.

Значения для общих оценок ADAS-Cog были рассчитаны на основе отдельных элементов и были записаны как пропавшие без вести, если хотя бы один элемент ADAS-Cog не был доступен (затрагивая шесть субъектов с MCI и семь с мягким AD). Измерения CSF были получены из наборов данных биомаркеров, где был выбран последний доступный зарегистрированный результат базового образца в случае дубликатов.

Для каждого индивидуума рассчитывался переход от базовой линии. Среднее изменение от базовой линии было рассчитано для когорты для MCI и мягких наборов AD, а также для отдельных обогащенных наборов для описания снижения во времени.

Демография была получена при базовом посещении и описана их средним значением и стандартным отклонением для непрерывных переменных или процентом для категориальных переменных.

Чувствительность вариантов ADAS-Cog для отображения изменения во времени оценивалась с использованием отношения сигнал / шум (SNR). SNR рассчитывается как оценочное среднее изменение от базовой линии, деленное на соответствующее стандартное отклонение. Положительное или отрицательное число указывает направление изменения в сторону увеличения (ухудшения) или уменьшения (улучшения) от наблюдаемого показателя ADAS-Cog на исходном уровне. SNR отражает изменения в исходе относительно его изменчивости, тем самым позволяя прямое сравнение различных вариантов ADAS-Cog по их чувствительности для обнаружения изменения от базовой линии. Повышенное SNR, представляющее более высокую чувствительность, можно ожидать после удаления элементов, которые минимально влияют на среднее изменение от базового уровня (например, последовательно забивают на потолке) с ожидаемым уменьшением изменчивости, которое должно быть связано с общей оценкой, содержащей меньше индивидуальных Предметы.

Среднее изменение показателя ADAS-Cog и стандартного отклонения оценивали по анализу ковариационной модели, корректирующей базовые оценки ADAS-Cog и MMSE, возраст, пол и категорию риска ApoE4. Изменчивость оценок SNR была зафиксирована с использованием 95% доверительных интервалов начальной загрузки на основе 1000 выборок для каждого набора.

Четыре различных варианта ADAS-Cog сравнивались с использованием гипотетического пациента, который был 75-летней женщиной с положительным результатом ApoE4 с базовыми показателями MMSE и ADAS-Cog в соответствии с диагностической группой. В частности, для субъектов с МСИ использовались оценочные исходные значения MMSE 28 и ADAS-Cog 11 10 баллов. Предполагалось, что для субъектов с мягким АД принимается базовый MMSE из 23 и ADAS-Cog 11 из 18 баллов. Базовая оценка ADAS-Cog для остальных вариантов ADAS-Cog оценивалась по линейной регрессии базовых значений соответствующего варианта ADAS-Cog по сравнению с базовым ADAS-Cog 11.

Различия в SNR между парами вариантов ADAS-Cog оценивались с помощью значений p, полученных из парного t-теста для коррелированных данных, с использованием ковариационных оценок, полученных из вышеупомянутых образцов начальной загрузки. Сообщенные значения р не корректируются для множественности и считаются разведочными.

Анализы, описанные выше, выполнялись по вариантам ADAS-Cog для группы обогащенных субъектов и отдельно для группы необогащенных субъектов.

Никаких вменений отсутствующих данных или для прекращенных предметов не было; субъекты с отсутствующей информацией были исключены из анализа.

Было 634 субъекта с MCI, для которых были доступны все базовые и 24-месячные значения ADAS-Cog 13. Из них 382 (60%) предоставили образец СМЖ в начале исследования. Из 242 субъектов с легкой AD, для которых были доступны все базовые и 12-месячные значения ADAS-Cog 13, 97 (40%) предоставили образец CSF на исходном уровне. 229 субъектов с MCI и 73 с легкой AD, которые не имели значений ADAS-Cog 13 в течение 24 или 12 месяцев, соответственно, не были включены в анализ. С течением времени количество субъектов, посещающих последующие посещения, уменьшилось. Для поддержания достаточного количества субъектов в анализах основное внимание уделялось изменению от базового уровня до 12 месяцев в легкой AD, в то время как изменение до 24 месяцев было проанализировано для субъектов с диагнозом MCI.

Базовые характеристики в MCI и мягких когортах AD были схожими, за исключением того, что субъекты с легкой AD были старше и были более когнитивно ослаблены (таблица 1). Таблицы 1Демографические и клинические данные на исходном уровне

Aβ-амилоид-β, болезнь Альцгеймера AD, шкала оценки заболеваемости ADAS-Cog Alzheimer’s — когнитивная подшкала, ApoE4, аполипопротеин E ε4, клиническая оценка деменции CDR, умеренная когнитивная недостаточность MCI, экзамен MSE Mini Mental State Exam, SB Sum of Boxes

Населения, обогащенные на основе отношения t-Tau / Aβ, обозначены как MCI + и AD +. Данные представлены как среднее ± стандартное отклонение, если не указано иное

Статус aApoE4 недоступен для одного объекта в группе MCI

Набор 206 MCI + (t-Tau / Aβ> 0,39) имел базовые демографические характеристики, аналогичные характеристикам необогащенного набора, за исключением того, что 69% пациентов с MCI + были ApoE4-позитивными против только 20% пациентов MCI. Базовые оценки MMSE и CDR также были схожи между группами. Однако набор MCI + был более уязвимым в тех вариантах ADAS-Cog, которые включают дополнительные меры отсроченного возврата слов и отмены передачи цифр (например, ADAS-Cog 13 и «адаптированного» ADAS-Cog 5). Данные в мягких AD и мягких наборах AD + почти идентичны, так как большинство пациентов с легкой AD, зарегистрированной в исследованиях ADNI, имели положительную AD-патологию на исходном уровне (> 90%).

Как и ожидалось, величина абсолютного изменения ADAS-Cog в умеренном AD больше, чем в MCI. Как показано в таблице 2, практически нет снижения средней оценки ADAS-Cog 11 у субъектов с MCI (ухудшение 0,9 по шкале 70 баллов за 24 месяца и 1,9 балла за 36 месяцев). Изменение от базового уровня было умеренным у пациентов с легкой AD (ухудшение 3,5 балла за 12 месяцев и 8,3 балла за 24 месяца) (дополнительный файл 2). Это также отразилось на MMSE (дополнительный файл 3). Таблицы 2ADAS-Cog 11 оцениваются при каждом посещении и изменяются от базовой линии для пациентов с МРП

Шкала оценки заболеваемости ADAS-Cog Alzheimer — когнитивная подшкала, изменение CFB от исходного уровня, умеренная когнитивная дисфункция MCI

Увеличенный балл по ADAS-Cog 11 (максимальный общий балл 70) указывает на ухудшение познавательной способности. Данные представлены как среднее ± SD

В ADAS-Cog 11 обогащение минимально увеличивало снижение субъектов с MCI в течение 24 месяцев (таблица 2). Даже спустя 36 месяцев у пациентов с MCI + снижение на ADAS-Cog 11 было менее 4 баллов. Как показано в таблице 3, было минимальное снижение в течение 24 месяцев и минимальное воздействие обогащения на другие варианты ADAS-Cog (3-, 5- и 13-позиционные) у субъектов с MCI. Как и ожидалось, изменений ни в одном из вариантов ADAS-Cog у субъектов с MCI без AD-патологии (MCI-) не было до 36 месяцев. Таблицы 3ADAS-Cog и изменения от базовой линии до 36 месяцев для пациентов с MCI

Шкала оценки заболеваемости ADAS-Cog Alzheimer — когнитивная подшкала, изменение CFB от исходного уровня, умеренная когнитивная дисфункция MCI

Данные представлены как среднее ± стандартное отклонение. Увеличенный балл по ADAS-Cog указывает на ухудшение познавательной способности

Изменения со временем по другим вариантам ADAS-Cog были скромными (4,35 балла за 12 месяцев на ADAS-Cog 13) у пациентов с легкой AD (таблица 4). Несмотря на то, что количество субъектов с умеренной AD, посещающих 24-дневный визит, было низким, наблюдалась тенденция к более широкому снижению в течение 24 месяцев с почти 10-точным снижением оценки ADAS-Cog 13.Table 4ADAS-Cog и изменением с базовый уровень до 24 месяцев для субъектов с легкой АД

Болезнь Альцгеймера AD, шкала оценки болезни ADAS-Cog Alzheimer — когнитивная подшкала, изменение CFB от базовой линии

Данные представлены как среднее ± стандартное отклонение. Увеличенный балл по ADAS-Cog указывает на ухудшение познавательной способности

Поскольку у большинства пациентов с легкой АД была положительная патология AD на исходном уровне (> 90%), никакая польза от обогащения не могла быть обнаружена в отношении увеличенной величины изменения во времени (дополнительный файл 2). Анализ вклада отдельных элементов показал, что Word Recall (Q1), Delayed Word Recall (Q4) и распознавание слов (Q8) в значительной степени способствовали общей оценке ADAS-Cog (рис.1). Отсроченный запрос Word был нарушен раньше и в значительной степени повлиял на общий балл вариантов ADAS-Cog, содержащих этот элемент (т. Е. Варианты 13 и 5 пунктов). Таким образом, несколько контринтуитивно, оценка ADAS-Cog 5 превысила оценку ADAS-Cog 11, по-видимому, из-за вклада Delayed Word Recall.Fig. 1Релятивный процентный вклад отдельных предметов в общую шкалу оценки болезни Альцгеймера — когнитивная подшкала (ADAS-Cog) на базовом уровне для легкой популяции когнитивных расстройств. ADAS-Cog 3. b ADAS-Cog 5. c. ADAS-Cog 11. d ADAS-Cog 13

Для учета различий в возможном максимальном диапазоне и изменчивости изменения от базовой линии и, следовательно, для обеспечения перекрестной сопоставления различных вариантов ADAS-Cog, SNR оценивались на основе анализа ковариационного подхода, корректировки для базового возраста, базовый уровень MMSE, секс и статус риска ApoE4. Конкретные сравнения оцененных SNR в вариантах ADAS-Cog были сделаны для гипотетического пациента, как описано в разделе «Методы». В таблице 5 представлены оценочные SNR для субъектов с MCI, совместно представленные соответствующими 95% доверительными интервалами бутстрапа. Аналогично, в таблице 6 показаны результаты для пациентов с диагнозом умеренного AD.Table 5Signal-to-noise для изменения вариантов ADAS-Cog в течение 24 месяцев в когорте MCI

Aβ амилоид β, шкала оценки заболеваемости ADAS-Cog Alzheimer’s — когнитивная подшкала, аполипопротеин ApoE4 E ε4, доверительный интервал CI, умеренная когнитивная недостаточность MCI, исследование MMSE Mini Mental State, отношение сигнал-шум SNR

Оценки SNR скорректированы для ковариаций, сообщается для 75-летней женщины с положительной реакцией на ApoE4, базовый ADAS-Cog 11 из 10, базовый MMSE из 28. CIs были получены при загрузке

Отношение сигнал-шум для изменения вариантов ADAS-Cog в течение 12 месяцев в умеренных группах пациентов

Aβ-амилоид β; Болезнь Альцгеймера ADS, шкала оценки заболеваемости ADAS-Cog Alzheimer’s — когнитивная подшкала, доверительный интервал CI, исследование MMSE Mini Mental State, отношение сигнал / шум SNR

Оценки SNR скорректированы для ковариаций, сообщается для 75-летней женщины с положительной реакцией на ApoE4, базовый балл, соответствующий ADAS-Cog 11 из 18, базовый показатель MMSE, равный 23. CIs были получены при загрузке

Более высокие значения SNR отражают повышенную чувствительность для обнаружения изменения. У субъектов с МСИ SNR, основанные на оценочном изменении от базовой линии до 24 месяцев, варьировались от 0,37 до 0,61 (таблица 5). Числовые наибольшие SNR были замечены для обогащенного набора с ApoE4 по всем вариантам, и когда мы сравнивали по предметным наборам для ADAS-Cog 5. Однако 95% доверительные интервалы были широкими (например, 0,33-0,88 для ADAS-Cog 5 на наборе ApoE4 +) и почти идентична ADAS-Cog 13 и, следовательно, не предполагала, что SNR существенно различаются среди вариантов. В целом оцененные SNR были относительно похожими, рассматривая как различные варианты, так и различные стратегии обогащения (рис.2). Было проведено более формальное сравнение, основанное на парных t-тестах (дополнительный файл 4). 2Signal-to-noise (SNR) для контрольных пациентов с легкой когнитивной недостаточностью (MCI) и пациентов с легкой болезнью Альцгеймера (AD). SNR были скорректированы для изменения с базового уровня (CFB) для пациентов с контрольной группой с MCI в течение 24 месяцев и b умеренной AD в течение 12 месяцев. Заштрихованная область представляет собой буферные 95% доверительные интервалы (КИ) SNR для 11-элементной шкалы оценки болезни Альцгеймера — когнитивная подшкала (ADAS-Cog11) для каждой группы обогащения. Границы CI подключаются исключительно для показа. Abeta amyloid-β, ApoE4 аполипопротеин E ε4, цереброспинальная жидкость CSF, p-Tau фосфорилированный Tau, t-Tau total Tau, MMSE Mini Mental State Examination

Для субъектов с умеренным AD в 12-месячный момент времени оценочные значения SNR варьировались от 0,81 до 1,16 (таблица 6). Аналогично MCI, численно высокие SNR были замечены для набора, обогащенного ApoE4, по всем вариантам. По всем тематическим наборам наибольшие SNR были рассмотрены как для 5-позиционных, так и для 13-позиционных вариантов. Наибольшее SNR (1,16) наблюдалось в наборе, дополненном ApoE4, на ADAS-Cog 13. 95-процентные доверительные интервалы также были широкими и перекрывались в мягкой AD.

SNR отображаются на рисунке 2. SNR в мягкой AD (рис.2, правая панель) были больше, чем у субъектов с MCI (рис.2, левая панель), что указывает на то, что все варианты ADAS-Cog более чувствительны к обнаружению изменений у субъектов с легкой AD, чем у субъектов с MCI. SNR вариантов относятся к 95% -ным доверительным интервалам бутстрапа ADAS-Cog 11 (рис.2, заштрихованная область).

Более формальное сравнение пар вариантов было выполнено на основе t-статистики для разницы в SNR. Результирующие значения p (исправленные не для множественности, а для корреляции между вариантами) приводятся в дополнительном файле 4: Таблица S4. Как обычно, небольшие значения p указывают на более высокую вероятность истинной разницы между конкретными вариантами.

Среди различных подмножеств MCI нет данных, указывающих разницу в SNR между любыми вариантами ADAS-Cog на основе доступных данных ADNI. Все значения p были больше 0,10 для сравнения с оригинальным ADAS-Cog 11.

источник

Диагностика болезни Альцгеймера заключается в применении различных тестов, лабораторных и инструментальных методик. Если определить этот вид слабоумия на ранней стадии развития, то с помощью правильного лечения можно замедлить развитие дегенеративных изменений.

При болезни Альцгеймера применяют психометрические тесты. Это небольшое количество вопросов и задач, которые легко может решить здоровый человек, но больные могут справиться с ним с трудом.

С помощью двух-трех тестов могут определить, насколько далеко продвинулся патологический процесс.

Но чтобы подтвердить диагноз, нужно дополнительно провести медицинские исследования.

Диагностика болезни заключается в применении краткой шкалы оценки психологического статуса. С помощью этого метода выявляют когнитивные нарушения и оценивают тяжесть состояния больного. В составе теста около тридцати небольших пунктов.

Нейропсихологические тесты направлены на проверку состояния памяти, ориентации в пространстве, концентрации внимания, решения математических задач. Проводится тестирования на протяжении четверти часа. Максимальный балл составляет 30 баллов.

Если пациент набирает на три балла меньше, то подозревают наличие мягких когнитивных нарушений. Показатели в 20 и менее баллов говорят об умеренной форме слабоумия. 10 баллов и ниже набирают пациенты с тяжелой формой деменции.

Диагностика Альцгеймера состоит не только с нейропсихологических тестов. Но они помогают определить начало развития дегенеративных изменений в головном мозге.

Это быстрая диагностическая методика, которая позволяет проверить, насколько хорошо человек способен решать проблемные ситуации, концентрировать внимание, считать и читать, оценивать состояние оперативной и краткосрочной памяти.

С помощью этого метода специалист получает представление о том, насколько повреждены разные участки мозга. Для тестирования используют картинку, в которой больного просят необходимое количество лиц, младенцев, девушек.

Если качественные и количественные категории определены правильно, значит, у человека нет никаких проблем со здоровьем.

Рекомендуют пройти тест на болезнь Альцгеймера, связанный с рисованием. Его проводят в больнице или дома. Благодаря подобным вариантам диагностики получают наиболее полное отображение степени прогрессирования патологии и даже облегчают процесс установления примерного очага поражения.

Наиболее выраженные результаты дает рисование часов. При тестировании пациента просят изобразить циферблат со стрелками, показывающими определенное время. После этого врач подробно рассматривает рисунок.

Человеку, не имеющему проблем с головным мозгом, не составит труда выполнить задание. Но если имеются малейшие когнитивные расстройства, то сделать это будет сложно, а иногда и невозможно.

Для оценки результатов используют десятибалльную шкалу. Если удалось набрать не менее девяти баллов, то считается, что патология отсутствует.

После завершения основного этап диагностики при обнаружении признаков заболевания врач упрощает задание. Он предлагает лист бумаги с нарисованным на нем циферблатом и просит нарисовать стрелки, указывающие на определенное время. Если задание будет выполнено успешно, то предполагают лобную деменцию и поражение расположенных под корой участков мозга.

В том случае, когда пациент не может нарисовать часы и не выполняет вторую часть задания, диагностируют болезнь Альцгеймера.

Существует Альцгеймер тест, подразумевающий использование скрытого текста. Его также можно выполнить дома. Пациенту дают однотипные тексты, состоящие только из букв М. Среди них скрывается одна или несколько Н. Пациент должен обнаружить отличающуюся от остальных букву.

Подобные задания очень распространены, поэтому пройти тест на Альцгеймера онлайн можно и самостоятельно.

При подозрении на нейродегенеративные расстройства составляют краткую шкалу оценки психического статуса. В ходе исследования проверяют:

  1. Способность ориентироваться во времени. У пациента выясняют число, месяц, год, день недели. Во время опроса он получит максимум пять баллов.
  2. Ориентировку на местности. Спрашивают о городе, заведении, где он находится, и дают за каждый правильный ответ по баллу.
  3. Восприятие. Больному, четко проговаривая, говорят три слова. После этого просят повторить произнесенное. Если больному трудно воспроизвести услышанное, то врач говорит слова до тех пор, пока не получится их запомнить.
  4. Концентрацию внимания. Пациенту задают пять вычитаний от одного числа. Если больной делает ошибку, то врач подсказывает, но не начисляет баллы.
  5. Память. Больной должен вспомнить слова, которые ему загадывали во время выполнения проверки на восприятие.
  6. Способность разговаривать.

После завершения опроса все итоги суммируют. По максимуму можно набрать тридцать баллов. Такой результат подтверждает тот факт, что когнитивные способности человека находятся на высоком уровне. Меньший говорит о наличии расстройства. Чтобы более подробно изучить состояние головного мозга и патологические изменения в нем, прибегают к другим методам диагностики. Назначают электроэнцефалограмму и магнитно-резонансную томографию.

Патология приводит к инвалидизации больного, поэтому требует замедляющее развитие изменений в мозге лечение.

Как диагностировать болезнь Альцгеймера, знает невролог. После осмотра назначают анализы и другие методы обследования для подтверждения болезни.

В первую очередь, проводят стандартные процедуры в виде анализа крови и мочи. С их помощью можно обнаружить патологические процессы, которые могли бы спровоцировать похожую клиническую картину. Большую роль в диагностике играет анализ ликвора. При дегенеративных изменениях в нем появляются вещества, которые подтвердят диагноз.

О патологии говорят, когда в ликворе определяют амилоидный белок и тау-протеин. Первый при болезни Альцгеймера снижается, а второй – повышается. Этот признак позволяет выявить проблему на начальных стадиях развития, когда клинические исследования не дают точной информации в связи со слабо выраженной симптоматикой.

Электрофизиологические методы при патологии обладают небольшим диагностическим значением.

Обычно с помощью электроэнцефалограммы определяют, что медленноволновая активность увеличилась. Особенно, это касается задних отделов головного мозга. Характерной особенностью патологии является удлинения латентных периодов.

Но эти изменения не считаются специфичными. Они возникают при различных когнитивных нарушениях и функциональных расстройствах.

В обязательном порядке диагностика болезни Альцгеймера включает процедуры нейровизуализации в виде компьютерной или магнитно-резонансной томографии. С помощью этих процедур исключают другие поражения головного мозга, которые могут сопровождаться развитием слабоумия.

Болезнь Альцгеймера подтверждают, если исследования не показывают наличие патологических изменений, но наблюдается характерная клиническая картина.

Характерным проявлением болезни на КТ или МРТ является наличие атрофических процессов в гиппокампе, которые выявляют с помощью коронарного среза.

Присутствие диффузной церебральной атрофии для процесса постановки диагноза имеет меньшее значение. Если повторная компьютерная или магнитно-резонансная томография подтверждает большую скорость развития атрофического процесса, то это считают подтверждением диагноза.

Также проводят однофотонную эмиссионную компьютерную томографию. С ее помощью определяют функциональные изменения в виде нарушения обмена веществ и тока крови в лобных долях головного мозга, глубинных участках височных долей и теменных участках органа.

Диагностика болезни Альцгеймера на ранних стадиях затруднительна, так как многие первые проявления патологии списывают на усталость или забывчивость. Но с применением современных методик врачи в большинстве случаев правильно устанавливают диагноз.

Важной частью определения проблемы является дифференциальная диагностика, в ходе которой исключают другие варианты деменции, имеющие похожие клинические проявления. Для точного выявления проблемы:

  1. Врач проводит подробную беседу с пациентом. Расспрашивает о симптомах, перенесенных болезнях, случаях патологии среди родственников, когнитивных нарушениях.
  2. Беседуют с родственниками пациента. У них спрашивают, как человек ведет себя, есть ли изменения в личности или проявления заболевания.
  3. Применяют нейропсихологические тесты для выяснения трудностей с запоминанием, решением проблем и математических заданий.
  4. Исследуют спинномозговую жидкость. В ней выявляют насколько повысился уровень амилоидного белка.
  5. Проверяют состояние щитовидной железы, печени, почек, исследуют кровь на инсулин, холестерин.
  6. Назначают электрокардиограмму. Она нужна для исключения патологий, близких по симптомам к болезни Альцгеймера.
  7. Проводят магнитно-резонансную томографию для выявления патологических изменений в головном мозге.

Эти методики позволяют исключить другие формы и причины слабоумия.

Как распознать на ранней стадии болезнь Альцгеймера, важно знать всем, чтобы своевременно пройти обследование и начать лечение.

Первые клинические проявления возникают не сразу. Симптомы можно заметить уже при значительном поражении мозга. В первую очередь, наблюдается ухудшение памяти.

О том, что начала развиваться патология говорят проявления в виде:

  1. Умеренной забывчивости. Человек не может вспомнить события, произошедшие недавно и имена людей.
  2. Частого повторения одной информации.
  3. Потеря ориентации в знакомой местности.
  4. Отказ от соблюдения правил гигиены. Больной не убирает жилье, не следит за состоянием своего тела и одежды.
  5. Потери способности подобрать подходящие слова в разговоре.
  6. Невозможности длительное время концентрировать внимание.
  7. Сопротивления даже незначительным переменам.
  8. Быстрой потери интереса, раздражительности, агрессивности без причины.
  9. Забывчивости, отсутствие чувства насыщения во время приема пищи.
  10. Частой потери вещей.

У больных также отличается мимика. У них постоянно наблюдается изумленное выражение лица с широко раскрытыми глазами.

источник

Задание Баллы Оценка
1.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *