Меню Рубрики

Ужасы про бабку с болезнью альцгеймера

слоган «Evil lives within you» режиссер Адам Робител сценарий Адам Робител, Гэвин Хеффернан продюсер Джефф Райс, Брайан Сингер, Скотт Адлер, . оператор Эндрю Хьюбшер композитор Хаим Мазар художник Даниэль Азиз, Джейми Бон монтаж Гэвин Хеффернан, Адам Робител жанр ужасы, триллер, детектив , . слова бюджет зрителям, достигшим 18 лет рейтинг MPAA лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого время 90 мин. / 01:30
  • только цифровой формат
  • широкий прокат
  • 266 копий
  • дубляж

В последнее время тенденция на демонов и одержимость демонами стала настоящей сенсацией в жанре фильмов ужасов. Скорее всего, на умирающий жанр так повлиял ошеломительный успех «Паранормального явления», говорящего о том, что даже на таких фильмах можно зарабатывать. И вот, как говорится, понеслось — можно назвать десятки фильмов данной тематики и это будет как иголка в стоге сена, потому что каждый год такие фильмы все растут и растут. Сегодня хочется рассказать о фильме ужасов такого типа — это «Демоны Деборы Логан», где фигурирует только одно звездное лицо — Брайан Сингер спродюсировал данную картину.

Мия делает курсовую на тему болезни Альцгеймера и как она влияет на человека. Съемочная группа находит «подопытную» в лице больной Деборы Логан. Так как ее семье нужны деньги, дочь Деборы, Сара, все же соглашается. По началу ничего необычного не происходит, но уже скоро вся съемочная группа начнет ощущать неописуемый ужас, и бояться они станут не каких — то призраков, существующих в доме, а саму больную, чье поведение будет становится ненормальным и даже безумным

Режиссером фильма стал дебютант Адам Робител. Первоначально, он был и актером, и монтажером, продюсером и сценаристом (он является одним из сценаристов грядущего «Паранормального явления 5»), и вот, настало время и для режиссерского дебюта. Как режиссер, Адам сработал очень хорошо — так как бюджет у фильма не большой, то он снял фильм в псевдодокументальном жанре, сэкономив большую часть средств, а сам же фильм получился не плохим, по началу скучноватым конечно, но под конец градус фильма стремительно накаляется, а местами можно даже испугаться, безобидных на первый взгляд, скримеров. Сценарий, написанный тем же Робителом и дебютантом Гэвином Хеффернаном (который, к слову тоже как и Робител, работал над сценарием последнего «Паранормального явления») не плох, не без порезов, но не плох. Для более лучшей работы, сценаристам нужно было придумать что — то новое, потому что тема курсовых с вроде бы безобидными людьми, оказывающимися или убийцами или одержимыми, далеко не нова и что бы хоть как — то удивить зрителя, а не ходить по кругу, нужно было показать что — то новое. Однако, чуда не случилось — перед нами очередной сценарий, каких много, вот только развивается он чуть по другому, в более правильную, мрачную и страшную сторону. Второй недочет — это долгое развитие сюжета, где нам объясняют заумными терминами что да как и т. д. Вместо того, что бы пугать, зрителю нужно еще дотерпеть до этих моментов, прослушав много скучных диалогов, зато несколько сримеров исправят положение, хоть и не на долго — снова придется слушать всякую чушь и предсказуемые речи. Не плохо сценаристы прописали «скрытого врага», хоть и не без повторов (зритель поймет о чем я говорю, дойдя до определенного момента). В общем, сценарий не плох, но фильму не хватает чего — то нового и больше страшных моментов, не жутких, каких тут намного больше, а именно страшных. В очередной раз удивляюсь, что у таких фильмов есть оператор, так как всерьез воспринимать такую съемку ну никак нельзя — дай камеру любому актеру и он снимет точно так же. А вот музыка тут нужна, а композитор Хаим Мазар хорошо показал себя, написав несколько мистических композиций — таковым примером может служить композиция ближе к концовке фильме, нагнетающая атмосферу. Она как бы говорит зрителю: Я не знаю, что произойдет дальше. Смотри дальше — узнаешь».

Хорошо подобраны и актеры, хоть и каких — то звезд первой категории тут нет. Хочется отметить превосходную игру Джил Ларсон, исполнившую роль Деборы Логан — она буквально вселилась в нее и сыграла не только безобидную старушку, но и старушку, в которую вселился демон. В любом случае ее игра очень натуральна. Остальные же сыграли вполне стандартно, но хорошо хоть, что и они поддерживают ритм фильма, добавляя в него свои эмоции, так что кого — то еще я особо выделять не буду. Хороший актерский состав и хорошая игра актеров.

Сам по себе фильм не плохой и даже сможет по соперничать с другими фильмами похожей тематики, однако картину губит некая вторичность, предсказуемость, а так же малое количество по настоящему страшных моментов, а так, в целом в фильме есть практически все составляющие сегодняшних ужастиков. Лично я могу оценить фильм как 50 на 50, где за является актерская игра, неплохая атмосфера и несколько очень хороших сцен, но против играет сплошное однообразие и предсказуемость. Рекомендовать данный фильм можно всеядному любителю фильмов ужасов, а остальным только к пожеланию, так как на данную тему можно найти десяток фильмов подобной тематики и они будут намного лучше данной картины.

Болезнь Альцгеймера — страшная вещь. Даже страшно представить процесс превращения умного, весёлого, общительного, разностороннего человека в некое подобие овоща. Самое жуткое — реальность болезни. Создатели данного кинофильма попытались сделать итак прескверное заболевание ещё более мерзким. Удалось ли им? Спорный вопрос.

На протяжение полутора часов зрителю предлагается наблюдать на экране медленно превращающуюся в нечто странное пожилую женщину, Дебору Логан. Чем больше времени проходит, тем серьёзнее проявляются симптомы. В скором времени становится понятно, что не только в нарушении мозга дело. Особенно это становится ясно после видеозаписи, на которой Дебора левитирует с ножом в руке. Тем не менее никто долгое время не обращает на подобные «мелочи» внимания. В общем, тупость, как всегда, зашкаливает.

Сцены с постепенным трансформированием сознания и тела Деборы вышли довольно занимательными. Но последняя треть ленты, для которой трясущаяся камера, невнятные экшен-вставки и общий балаганный настрой стали визитными карточками, всё вновь перечёркивает. Почему вновь? Потому что в хоррорах (и не только) очень легко запороть весь саспенс не вовремя вставленной резиновой красной мордой. Это лишь отвращает от дальнейшего просмотра.

Демоны Деборы Логан — средний фильм ужасов, снятый по технологии мокьюментари. Нет ничего выделяющегося, нет никаких особо плохих моментов. Лучше пропустить, потраченного времени потом жаль. А значит, кино не удалось.

Фильмов подобного жанра (кто-то в кого-то вселился, зло в доме, съемка дома «любительскими» камерами и т. д.) развелось великое множество, всё благодаря успешным первопроходцам. Конкретно этот фильм из массы одинаковой «штамповки» выделяется несильно.

На чем хотели сыграть создатели? Всего на двух моментах, на мой взгляд.

1) Фраза в самом начале, что, дескать, мы видим документальную хронику, но слегка отредактированную для лучшей картинки. Намёк на реальность событий. Ребят, было! Была уже «Ведьма из Блэр», мы все ее прекрасно помним! Только в «Ведьме» действительно всё напоминало реальность происходящего, то тут мы видим просто халтурную работу оператора. Да и актёров!

2) «Особенность случая» главной героини. Очевидно, задумывалось, что первую половину фильма зритель будет свято верить в то, что бабка действительно больна Альцгеймером. И нас зачем-то подводят к середине повествования, что в нее всё-таки кто-то да вселился. Зачем? И так всё предельно понятно и предсказуемо, тупо смотришь и ждёшь, когда чудовище покажет свои «зубы» — кровавые возможности. Только изощренным подходом к демонстрации зверств и садистских штучек и может поразить/заинтересовать фильм подобного ряда!

Так что эти два приёма не сработали явно. Касаемо упомянутых демонстраций зверств — ничего оригинального. Бабка то и то дело оказывается в разных местах (было в других фильмах), рычит (было много раз), разговаривает на неизвестных ей ранее языках (было-было, мы помним!), блюет, причиняет себе страдания и т. д. Единственное, что слегка способно приподнять оценку — момент, когда бабка на манер змеи пыталась заглотнуть голову девочки. Ну что-то более-менее эксклюзивное, но это 2 секунды всего хронометража!

Вселился в нее даже не демон, кстати. Что это? Опять попытка проявить оригинальность? Да вряд ли. Я почему-то сразу Фредди Крюгера вспомнил, только он там не вселялся ни в кого, а мочил во снах.

Подводя итог — ничего нового, ребята. Но для фанатов жанра вполне сойдет, это не трешак там какой-нибудь.

Снова черти разрывают несчастных американцев

Полюбившаяся после «Экзорцизма Эмили роуз» у режиссеров тематика одержимости нечистью, нашла свое очередное отражение в «Демонах Деборы Логан». Подобных лент расплодилось столько, что в принципе начинаешь искать различия между ними, потому как похожего слишком много. Чересчур много.

В этом фильме главное отличие от прочих — режим псевдодокументалистики, что тоже в последнее время очень часто встречается у киношников.

Наряду с «Экспериментом: Зло» и «Пирамидой», этот фильм, думается, вот-вот откроет новое течение — жанр ужасов, рассказывающий о произошедшем в реальности событии во время какого-либо научного опыта или чего-то еще и попавшего в объектив камер пытливых американских студентов.

В принципе, в «Демонах Д. Л.» нет ничего особенного и уникального, что могло бы выделить его из плеяды подобных лент.

Разве что имя Брайана Сингера в качестве продюсера.

А также (первое) причины — из-за чего бедняга Дебора стала одержимой и (второе) следствия — что случилось впоследствии.

Группа студентов, снимающая фильм о болезни Альцгеймера и превратившая беднягу Дебору Логан в подобие подопытного кролика, которому ввели медленный яд и теперь наблюдают за тем, как он действует на жертву, столкнутся с чем-то необъяснимым и ужасающим, выходящим за грань разумного и постепенно овладевающего женщиной.

Для того чтобы понять причину всего происходящего, им придется окунуться в историю, таящую в себе жуткие моменты, от которых кровь стынет в жилах.

Фильм оказался довольно пресным и предсказуемым — в тех моментах, где должна была случиться чертовщина, ее уже ждешь и страшного сюрприза не получается. В «Демонах Д. Л.» есть моменты, которые заставляют мурашки нервически бегать, однако в целом, этот фильм — очередная история одержимости, приправленная щепоткой отличительных нюансов.

Несмотря на то, что фильм идет полтора часа, смотреть его становится скучно уже в середине. Не знаю почему, может из-за чертовой псевдодокументалки, может из-за предсказуемости сюжета, а может из-за приевшейся и порядком поднадоевшей темы одержимости.

Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.

Лечение болезни методом сжигания.

Фильмы про вселение в людей демонов или духов, нынче не являются редкостью. За последнее время вышло несколько десятков подобных лент. Поэтому придумать что-либо новое в уже, можно сказать, застоявшемся жанре, не так уж и просто. Поэтому режиссёры пытаются хоть как-то разнообразить свои произведения, то пытаясь скрещивать жанры, то снимая истории давно минувших дней, то экспериментируя с манерой съёмки. Адам Робител пошёл по третьему пути, то есть выбрал необычную манеру съёмки, а именно в модном нынче жанре мокьюментари.

И что бы избежать плагиата по отношению к «Последнему изгнанию дьявола», он использовал необычную сюжетную историю, которая раскрывается лишь ближе к концу фильма. По началу же, картина выглядит как сюжет про пожилую женщину, страдающей от болезни Альцгеймера. Тема, кстати неплохо раскрыта, так как там обращается внимание не только на жертв болезни, но и на проблемы их близких. И по началу смотреть действительно интересно, а потом становится всё более страшно. Сама концепция подобного фильма напоминает «Репортаж» и «Паранормальное явление», которые являются одними из моих любимых ужастиков.

В принципе, в сюжете придраться не к чему, явных ляпов не замечено. Единственное, что не понятно, почему в действие замешано всего двое представителей закона. Ведь мы ясно видели в этом городке целых три пожарные машины, рискну предположить, что городок не такой уж и маленький, неужели там было всего двое полицейских?

Самым явным плюсом картины является актёрская игра, в частности игра главной героини и её дочери, Джилл Ларсон и Энн Рэмси. У первой получилось создать воистину ужасающую героиню, этакую бешеную бабульку, которая одним своим видом способна напугать любого, даже самого бесстрашного человека. А у второй потрясающе получилось изобразить переживания дочери за жизнь своей матери. Да и остальные герои выглядели абсолютно правдоподобными, не заметил ни одного персонажа, актёр играющий которого, не справлялся бы с ролью.

В техническом плане тоже придраться особо не к чему. Да, ничего нового для того что бы напугать зрителя тут не используется, всё те же звуки и устрашающая музыка (не понятно откуда берущаяся на плёнках снятых любительской камерой), но местами атмосфера действительно была ужасающей. Особенно ближе к финалу.

Если сравнивать данную картину с остальными подобными, то она смотрится явно не хуже остальных, а учитывая необычную историю, то и вообще даже в чём то выигрывает. В любом случае, провальным фильм, я назвать не могу. По крайней мере один раз посмотреть его явно можно, как любителям ужасов, так и не предвзятому зрителю.

В последнее время я начал задаваться вопросом, по какой такой причине, многие дебютирующие режиссеры, пытаются начать свои карьеры именно со съемок фильма ужасов? Да ещё и нередко, про одержимость демонами? Вполне вероятно, что в этом жанре снимать проще всего. В киноиндустрии переизбыток подобных проихведений, штампы выдирать можно практически отовсюду, куда ни плюнь, везде целая куча идей. Вот как раз таки этими идеями и воспользовался автор «Одержимости Деборы Логан», дебютант Адам Робител, актерская карьера которого изначально не заладилась и закончилась где то на первой части «Людей Икс» и «2001 маньяке».

Группа студентов пытается снять документальный фильм-исследование о болезни Альцгеймера и основным объектом для данного фильма, выбирает живущую со своей дочерью старуху, которая как раз таки и страдает от столь существенного недуга. В процессе съемок документального фильма, участникам сего процесса становится очевидно, что Дебора Логан страдает не просто болезнью Альцгеймера, за этим стоит нечто большее, ведь происходящие загадочные события и мистические происшествия следуют за Логан по пятам.

Честно говоря, про указанное произведение мне и сказать нечего, так как оно практически ничем не отличается от похожих. Все в картине довольно таки просто и банально, сюжет совершенно не интригует, все это мы уже видели миллион раз в тех же самых «Паранормальных явлениях», «Ведьмах из Блэр» и прочем. Как я уже отметил выше, идеи украдены отовсюду, хоть и но по немного. Тут Вам и камеры из «Паранормального явления» и лес из «Ведьмы из Блэр» и даже пещеры из «Спуска», ничего не нужно придумывать, так как все давно уже придумано до нас, именно такую идею и преследует режиссер Адам Робител.

Типичный мокьюментари, что тут ещё скажешь? Актеры в целом соответствующие. Правда, стоит выделить наверно только лишь Джилл Ларсон, она здесь смотрится довольно таки жутковато на самом деле и весьма убедительно изображает сумасшествие и все сопутствующие ему действия. Страшноватая тетенька и это идет в однозначный плюс произведения. На этом, все весомые достоинства указанного фильма наверно и заканчиваются.

«Одержимость Деборы Логан» довольно таки стандартное, местами посредственное и скучное зрелище. Есть тут конечно же парочка неплохих моментов, которые даже могут зацепить, но любителю фильмов ужасов, картине предоставить практически нечего, можно смело проходить мимо. За последние пол года вышло какое-то огромное количество фильмов об одержимости и даже среди них, есть куда более достойные представители, чем этот. К примеру «Грэйс», «Одержимость Майкла Кинга» или «Избави нас от лукавого». Не сливки жанра, но более приемлемое зрелище чем история о Деборе Логан.

источник

Студентка-медик Миа вместе с приятелями-кинематографистами работает над созданием документального фильма о больных синдромом Альцгеймера. По договоренности с Сарой Логан компания приезжает в дом, где женщина ухаживает за своей престарелой матерью Деборой, у которой стремительно развивается болезнь. За будничными делами жильцы дома и их гости не сразу замечают странные изменения в поведении Деборы, но изо дня в день мистических пугающих происшествий случается все больше. После череды странных ночных эксцессов Миа и Сара приходят к выводу, что вовсе не болезнь является причиной пугающих происшествий, а присутствие таинственного призрака, овладевшего телом Деборы Логан…

Читайте также:  Сколько времени живут с болезнью альцгеймера

В жанре хоррора в последнее время сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, кажется, что в этой среде поле пахано-перепахано настолько, что по-настоящему чем-то удивить искушенного зрителя уже просто невозможно. С другой – фильмы ужасов по-прежнему остаются самым доступным способом для дебютантов заявить о себе новаторскими идеями, оригинальностью съемок или неожиданными сюжетными твистами. Новичков в ужасы действительно приходит много, но далеко не каждый из режиссеров имеет способности, достойные похвал, чаще зрителя ждут однообразные, серые (а чаще черные) страшилки, имеющие на вооружении пару бу-моментов да изобилующие шорохами и скрипом половиц в кромешной тьме.

«Демоны Деборы Логан» ровно из такой когорты однообразных, унылых и лишенных любой логики хорроров. С чего бы они ни начинались, какую бы завязку ни ставили в первый акт, заканчивается все одинаково: герои бегут по мрачному лесу, сырым каменоломням, коридорам заброшенной больницы (нужное подчеркнуть), ругаются на гаснущие фонарики и натыкаются тут и там на фигуры в белом или черном (в зависимости от настроения авторов). Если это не тот тип кино, который вам близок, смело вычеркивайте «Демонов» из своего wish-листа, ничего иного фильм вам не предложит. Если же хоррор для вас территория многократно исхоженная, вами движет академический интерес или желание посмотреть, «что там они еще наснимали», то в фильме можно даже найти крупицы идей, вызывающие интерес. Но лишь крупицы.

Первая крупица – это не совсем обычный акцент фильма на боязни стариков. В этом не принято признаваться, но стариков и старух, особенно выглядящих диковато, неопрятно, неухоженно, мы стараемся избегать не только в кино, но и в жизни. Конечно, это не пресловутые клоуны, серийные убийцы или привидения, но есть в стариках что-то жуткое, какое-то нездоровое безумие. Титульная Дебора Логан – не дряхлая развалина, но женщина, стремительно теряющая саму себя, а вместе с тем и человеческий облик. Она пугает неосознанными действиями, жуткой походкой раненой цапли, пробирающим до костей взглядом. Причем ничего особенного ей даже не нужно делать, это внутренний подсознательный ужас перед старым человеком, словно он является проводником в мир смерти.

Второе, что может вызвать искренний интерес, – это попытка авторов выдать завязку за подлинный документальный фильм об Альцгеймере. Все эти вставки интервью врачей, беседы на докторские темы, походы в больницу, фиксирующиеся камерой, делают картинку живой, а героев представляют доступными людьми из соседнего двора. Прием этот не нов, но, качественно исполненный, он всегда добавляет картине воздуха и тепла.

А вот далее следует сплошное разочарование. Увы, не выдерживают никакой критики ни ночи, проведенные съемочной группой в доме Деборы, ни больничная суета с бесконечным просмотром пленок с камер видеонаблюдения, ни тем более финальная беготня в кромешной тьме. Без тьмы не обойтись – камеры порой просто отключаются на минуту-полторы, а зритель слышит только разговоры героев и пугающие посторонние звуки. Дешевый трюк. Не внушают доверия и действия врачей и полиции – отчего-то представители власти и здравоохранения ведут себя еще более странно, чем одержимая демонами Дебора. Да и с «демоном» вышла неувязочка, история-подложка откровенно слаба и не претендует на оригинальность.

Всему этому может быть выдан только один вердикт: «Демоны Деборы Логан» не представляют особого интереса ни для поклонников жанра, ни для тех, кто на хорроры попадает случайно. Первым совершенно нечего в ленте разбирать, за исключением одного-единственного кульминационного кадра да блистательной игры Джилл Ларсон, а вторых фильм может загнать в сон, действие двигается по-старчески медленно и хаотично. Но такой хоррор можно и в день выдачи пенсии в ближайшем отделении Сбербанка посмотреть.

С 30 апреля в кино.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

источник

Недостаточное количество голосов

То, что начиналось как трогательный документальный фильм о том, как у Деборы Логан начала развиваться болезнь Альцгеймера, и как ее дочь борется за нее, в результате превратилось в сущий кошмар. Никто не подозревал, что за болезнью Деборы скрывается куда большее зло…

Одержимость всевозможными демонами и бесами — одна из излюбленных тем для создания десятков, или даже сотен картин в жанре хоррор. Настоящая мания, связанная со столь непростой проблемой, стартовала в кинематографе благодаря эпохальному фильму Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола» 1973 года и впоследствии чуть ли не каждый год священники или независимые энтузиасты раз за разом освобождают тела людей от нежелательного сверхъестественного присутствия. а в последние годы представленная тематика так и вовсе бьет все рекорды. «Шесть демонов Эмили Роуз», «Одержимая», «Последнее изгнание дьявола 1, 2», «Пришествие дьявола», «Обряд» — и это лишь вершина айсберга. Ленты об экзорцизме выходят в огромном количестве и их создатели даже не думают останавливаться, продолжая вновь и вновь исследовать поле деятельности, в котором попросту не осталось белых пятен. Хотя, как известно, спрос порождает предложение, а это значит, что зрители далеко не против в очередной раз стать заочными участниками еще одного сеанса по изгнанию сил зла, каким бы тривиальным он бы не был. В 2014 году одним из самых эффектных фильмов своеобразного под-жанра хоррора стала «Одержимость». Отечественные локализаторы решили отказаться от оригинального перевода названия («The Takihg», то бишь «Забранная»), которое по их мнению мало что скажет рядовому зрителю, а обозвали ленту Адама Робитела донельзя стереотипным и невыразительным названием, которое хоть и отображает суть происходящего, но особого внимания публики привлечь не в состоянии. «Одержимость» пришла к нам очень тихо и осталась практически незамеченной. Тем не менее к фильму все-таки стоит присмотреться, ведь он действительно неплох, только на что-то особенное не рассчитывайте.

Итак, сюжет фильма знакомит нас со студенткой медицинского университета Мией (Мишель Энг) которая получает грант на съемку документального фильма о борьбе с болезнью Альцгеймера и вместе со своими товарищами отправляется за город, в одиноко стоящий посреди леса шикарный особняк, в котором проживает Сара (Энн Рэмси), а также ее болеющая мать Дебора (Джилл Ларсон). Целью съемок документального фильма является пошаговое документирование всего, что происходит с Деборой. Поначалу несчастная женщина кажется абсолютно адекватным человеком и на удивление симпатичной, как для ее лет, женщиной. Однако с течением времени в Деборе начинают довольно бурно проявляться признаки болезни. Героиня не может провести ночь в кровати, то и дело бегая по дому, совершая совершенно невообразимые вещи. На следующий день она, естественно, ничего не помнит. Развитие болезни Альцгеймера проходит по ускоренному темпу и несчастный конец близится для женщины неумолимо быстро. Но не все в ее истории так просто. Расставленные по дому видеокамеры фиксируют все шаги и действия Деборы и оказывается, что далеко не все, что с ней происходит, поддается научному обоснованию. Есть серьезные предпосылки на счет того, что в женщину вселилась некая таинственная сила, использующая ее тело в своих корыстных целях.

Как нетрудно догадаться, «Одержимость» снята в популярной ныне манере псевдо-документальной съемки. Режиссер Адам Робител попробовал привнести в свою постановку куда больший смысл, нежели рядовое изгнание бесов и в завязке повествования сделал небольшой упор на разъяснение для неосведомленного зрителя, что же такое на самом деле болезнь Альцгеймера. Вставив в картину несколько кадров реальной хроники, которые вызывают неподдельно сильные переживания, Робител, к сожалению, в дальнейшем ушел от научной проблематики в сторону и сосредоточил повествование на работе съемочной группы, которая ведет себя по меньшей мере непрофессионально. По сути Мия и ее команда, согласно сюжету имеющие отношение к миру медицины, не в состоянии хоть как-то помочь Саре в борьбе с яростно проявляющимися симптомами болезни ее матери, а попросту носятся по дому и исполняют команды дочери, до конца не понимая что же происходит. Также фильму не помешало бы прибавить в динамике. Адам Робител очень поспешно начал и вкинул нас с вами в самую гущу событий, моментально познакомив со всеми действующими лицами. Ну а после этого развитие истории существенно притормозило. Было бы неплохо в моменты простоя ознакомить аудиторию с немаловажными аспектами протекания болезни, а также буквально влезть в прошлое Деборы и выявить там различные занятные факты ее биографии. Все это, конечно, в сюжете присутствует, но рывками и порой представленную информацию можно было бы обыграть куда тщательнее и придумать более занятные, и даже шокирующие повороты повествования. Также хочу сказать, что «Одержимость» расстраивает алогичным поведением героев, на которое невозможно не обратить внимание, так как оно уж очень сильно бросается в глаза. Вот парочка примеров:

— герои обнаруживают, что Дебора в приступе болезни пытается съесть фарфоровые фигурки, но тем не менее они оставляют множество из них у ее постели на тумбочке;

— зная, что Дебора особо активна ночью и может совершить какую-то глупость, герои не только не привязывают ее, а даже не оставляют ночной караул;

— героев абсолютно не удивляют потусторонние силы и они без особых рассуждений бросаются с ними в бой, будто это вполне обыденные вещи (хотя данный аспект ленты можно расценивать как положительно, так и отрицательно).

Продолжать о недостатках постановки можно еще долго, но чего у творения Адама Робитела не отнять, так это поразительно достоверной игры Джилл Ларсон, которая просто блестяще показала нам, как нелегко может приходится окружающим, когда рядом с ними находится родной человек с психическими отклонениями. Мы встречает ее героиню, Дебору, когда она выглядит настолько хорошо, что даже здоровые люди позавидовали бы этому, но с каждым последующим днем женщина начинает сдавать и на своем примере показывать, какие ужасы таит в себе болезнь Альцгеймера. Причастие режиссера к столь мощной актерской игре минимально. Джилл Ларсон является тем человеком, который на своих плечах несет картину прямо к финалу и полностью переигрывает своих молодых коллег. И после столь эффектной партии у меня остается только один вопрос: почему ранее актрису не замечали режиссеры первой категории и не предлагали роли, соответствующие ее таланту?

В итоге хочу сказать, что «Одержимость» классикой своего жанра все-таки не станет, но тем не менее ознакомится с ней стоит. Адам Робител в меру своих возможностей сыграл на территории, ранее им неизведанной. Конечно ему еще многому придется научится, если он все же хочет стать именитым постановщиком, а пока балом в его картине правит Джилл Ларсон, великолепная актриса старой закалки, доказавшая, что ее в свое время явно недооценили. Я рекомендую данную ленту к просмотру только тем зрителям, которые уже посмотрели лучшие образцы историй про экзорцизм. Ведь только ленту можно будет адекватно оценить, выявив все ее плюсы и минусы.

Мы такое уже видели

Фильмов подобного жанра (кто-то в кого-то вселился, зло в доме, съемка дома «любительскими» камерами и т. д.) развелось великое множество, всё благодаря успешным первопроходцам. Конкретно этот фильм из массы одинаковой «штамповки» выделяется несильно.

На чем хотели сыграть создатели? Всего на двух моментах, на мой взгляд.

1) Фраза в самом начале, что, дескать, мы видим документальную хронику, но слегка отредактированную для лучшей картинки. Намёк на реальность событий. Ребят, было! Была уже «Ведьма из Блэр», мы все ее прекрасно помним! Только в «Ведьме» действительно всё напоминало реальность происходящего, то тут мы видим просто халтурную работу оператора. Да и актёров!

2) «Особенность случая» главной героини. Очевидно, задумывалось, что первую половину фильма зритель будет свято верить в то, что бабка действительно больна Альцгеймером. И нас зачем-то подводят к середине повествования, что в нее всё-таки кто-то да вселился. Зачем? И так всё предельно понятно и предсказуемо, тупо смотришь и ждёшь, когда чудовище покажет свои «зубы» — кровавые возможности. Только изощренным подходом к демонстрации зверств и садистских штучек и может поразить/заинтересовать фильм подобного ряда!

Так что эти два приёма не сработали явно. Касаемо упомянутых демонстраций зверств — ничего оригинального. Бабка то и то дело оказывается в разных местах (было в других фильмах), рычит (было много раз), разговаривает на неизвестных ей ранее языках (было-было, мы помним!), блюет, причиняет себе страдания и т. д. Единственное, что слегка способно приподнять оценку — момент, когда бабка на манер змеи пыталась заглотнуть голову девочки. Ну что-то более-менее эксклюзивное, но это 2 секунды всего хронометража!

Вселился в нее даже не демон, кстати. Что это? Опять попытка проявить оригинальность? Да вряд ли. Я почему-то сразу Фредди Крюгера вспомнил, только он там не вселялся ни в кого, а мочил во снах.

Подводя итог — ничего нового, ребята. Но для фанатов жанра вполне сойдет, это не трешак там какой-нибудь.

источник

  • Продолжительность: 90 мин.
  • Жанр:Ужасы , Триллер .
  • Страна:США.
  • Режиссер:Адам Робител .
  • Сценарий:Гэвин Хеффернан, Адам Робител. »
  • Продюсеры:Джефф Райс, Брайан Сингер. »
  • Оператор:Эндрю Хьюбшер.
  • Художник:Даниэль Азиз, Джейми Бон. »
  • Композитор:Хаим Мазар .
  • Премьера в России: 16.04.2015 . »
  • Качество: BDRip
  • Звук: Профессиональный дублированный

То, что начиналось как трогательный документальный фильм о том, как у Деборы Логан начала развиваться болезнь Альцгеймера, и как ее дочь борется за нее, в результате превратилось в сущий кошмар. Никто не подозревал, что за болезнью Деборы скрывается куда большее зло…

Фильм понравился, так же кому понравился советую посмотреть «Одержимость Майкла Кинга»

НЕнавижу псевдодокументалку и трясущиеся камеры — но тут всё к месту и четко — нормальный жутик сняли.

Люблю фильмы с демонами, по мне они самые страшные и жуткие, но этот чуть досмотрела, как-то не интересно, да и бегающая камера постоянно напрягает, есть жуткие моменты, но если все пересмотрели в этом жанре, то глянуть можно.

Жуткий. Хотя всё собрано из штампов, но расположены они удачно. Метод ручной камеры и манера документальной съёмки вполне оправданы (что редкость).
Оценка: 8 из 10

По мне так туфта полнейшая ,На тему есть хорошие фильмы Заклятие, Астрал. И их не переснять. Не понимаю почему в фильмах ужасов показывают постельные сцены, чем они связаны с сюжетом? Они сразу, или некоторые из них сразу отпадают для просмотра.

Было жутко и страшно до мурашек! Актрису на роль Деборы подобрали просто на ура! Жуть. Поклонникам жанра однозначно смотреть 10/10.

Фильм просто класс! Не знаю, кто как, а я повеселилась от души))) Перевод получился очень прикольный! да и бабуля сама по себе тоже прикольная)

Тема экзорцизма уже давно исчерпана!

Люблю фильмы,снятые в таком стиле и подобного жанра.Не скажу,что кино чем-то особо поразило или удивило,но получился вполне добротный ужастик.

Фильм среднячок. На мой взгляд фильм на 1 раз.

Для меня рефлексия на эту кинокартину носит личный характер.Что-то на уровне детских страхов о меняющемся родном человеке,о том,как рушится привычный,ровный мир,как ты наблюдаешь за ужасающими метаморфозами любимого существа и ничего не можешь сделать.
Не являясь фанаткой псевдодокументальных лент,перед этой однозначно снимаю шляпу.Они добрались до каких-то потаенных уголков сознания,по крайней мере,в моем случае.
Сцена с женщиной,пожирающей ребенка это вообще. за гранью.Последний раз такой шквал у меня вызывали «Дар и «Лестница Иакова».
Рекомендую. не знаю,кому.Это или окутывает тебя,или проходит совсем мимо.Пробуйте,может и Вы ощутите тот самый труднообъяснимый ужас,в поисках которого пребывают все любители жанра.

В принципе, в сюжете придраться не к чему, явных ляпов не замечено. Единственное, что не понятно, почему в действие замешано всего двое представителей закона. Ведь мы ясно видели в этом городке целых три пожарные машины, рискну предположить, что городок не такой уж и маленький, неужели там было всего двое полицейских?

Самым явным плюсом картины является актёрская игра, в частности игра главной героини и её дочери, Джилл Ларсон и Энн Рэмси. У первой получилось создать воистину ужасающую героиню, этакую бешеную бабульку, которая одним своим видом способна напугать любого, даже самого бесстрашного человека. А у второй потрясающе получилось изобразить переживания дочери за жизнь своей матери. Да и остальные герои выглядели абсолютно правдоподобными, не заметил ни одного персонажа, актёр играющий которого, не справлялся бы с ролью.

Читайте также:  Кто из знаменитых людей болел болезнью альцгеймера

В техническом плане тоже придраться особо не к чему. Да, ничего нового для того что бы напугать зрителя тут не используется, всё те же звуки и устрашающая музыка (не понятно откуда берущаяся на плёнках снятых любительской камерой), но местами атмосфера действительно была ужасающей. Особенно ближе к финалу.

Если сравнивать данную картину с остальными подобными, то она смотрится явно не хуже остальных, а учитывая необычную историю, то и вообще даже в чём то выигрывает. В любом случае, провальным фильм, я назвать не могу. По крайней мере один раз посмотреть его явно можно, как любителям ужасов, так и не предвзятому зрителю.

источник

Введение. Болезнь Альцгеймера (БА) является одной из главных и междисциплинарных проблем современного здравоохранения. На фоне постарения населения прогнозируется неуклонный рост этого заболевания. Осведомленность о БА способствует ранней диагностике и началу лечения больных, снижению их стигматизации и дискриминации в обществе [1, 2, 4, 5, 7-10].

Опрос, проведенный в Чувашии в 2010 г., продемонстрировал низкий уровень психиатрической грамотности населения. Всего 16% респондентов назвали психическое расстройство, описанное в вигнетах, и лишь каждый пятый из них упомянул слабоумие. БА фигурировали в единичных ответах [5]. Другое исследование уровня знаний у студентов-медиков о БА показало не совсем удовлетворительные результаты (в среднем ответили на 19 вопросов из 30). Наибольшие трудности у них вызвали вопросы о начале, клинике, лечении и течении болезни [2]. Анализ работы психиатрической службы г. Чебоксары продемонстрировал низкие показатели учета больных с БА, позднюю диагностику и не вполне адекватную их терапию [4].

Создавшееся положение требует поиска решений, которые способны повысить знания о БА. Как свидетельствует научная литература, этому может помочь показ художественных фильмов о БА [6-10].

Цель настоящего исследования – проанализировать фильмы, в которых показаны пациенты с БА, оценить возможности их использования для повышения осведомленности населения, студентов-медиков и профессионалов.

Материалы и методы исследования

Проанализированы 16 фильмов, в которых показаны пациенты с БА (таблица). Они были отобраны из списков [9, 10], часть фильмов включено в исследование после просмотра и клинического разбора лично нами. Для анализа использовалось описание БА и клинические рекомендации, взятые из [1].

Большинство персонажей с дегенеративным слабоумием находятся в возрасте старше 70 лет, за исключением фильмов «Не хочу забывать», «Вдали от неё», «Всё ещё Элис», в которых показаны молодые люди с БА (27, 50 и 45 лет соответственно). Две трети героев фильмов составляют женщины. Около 70% живут с семьей в родном доме, а остальные в специализированных домах по уходу за больными. Роль последних часто ограничивается активностью в постели, например, в фильме «Агнец Божий» или «Я так давно тебя люблю», вероятно, чтобы подчеркнуть тяжесть слабоумия и важность различных психологических проблем своих детей (лиц, осуществляющих уход).

Только один персонаж, профессиональный убийца в фильме «Синдром Альцгеймера» сохраняет криминальную активность, хотя знает о своей болезни и думает об отставке. Многие герои с БА имеют очень высокий образовательный уровень: три из шести профессионалов – профессора университетов, остальные врачи или творческие личности.

Художественные фильмы, в которых герои страдают БА

С ранним началом (до 65 лет)

Канада, Великобритания, США

С поздним началом (после 65 лет)

«Il y a longtemps que je t’aime»

При сенильном типе БА (с поздним началом) заболевание начинается в старческом или пожилом возрасте с малозаметных нарушений памяти, интеллектуальных функций и личностных изменений, которые при прогрессировании приводят к развитию тотальной деменции амнестического типа, сопровождающейся общим нарушением высших корковых функций [1].

Только в одном из просмотренных фильмов был показан инициальный этап БА (этап доклинических проявлений и мягкой деменции). У героя отмечаются эпизоды фиксационной амнезии и амнестической дезориентировки в пространстве (заблудился в лесу, рядом с домом, в котором много раз бывал). Периодически отмечался феномен оживления воспоминаний о событиях далекого прошлого (рассказывает истории из жизни своему внуку, который приехал к нему в гости; разговаривает по отключенному телефону со своими бывшими сотрудниками). Главный герой уже не работает, но полностью сохраняет повседневные виды активности.

Умеренная деменция демонстрировалась в шести фильмах [1, 9]:

— в фильме «Агнец Божий» у героини прогрессирует аллопсихическая дезориентировка в месте и времени (спрашивает у дочери – «Где она находится? И какой сейчас год?»), также отмечается амнестическая афазия – прозопагнозия (героиня не узнает свою родную дочь, а говорит ей, что она очень похожа на нее), иногда показываются экмнестические конфабуляции прошлой жизни;

— в фильме «Предки» у героя Гарольда Олдрича отмечается дезориентировка во времени (не помнит какой сейчас год), также отмечается феномен «сдвиг ситуации в прошлое» («1943 год он помнит, как вчера. Но это вчера, он не может вспомнить как вчера!»). Кроме того, у героя отмечается прозопагнозия (он не узнал своего сына, когда тот приехал к нему в гости), а также бредовые идеи – бред преследования («мафия»). Он не может выполнять ни профессиональную деятельность, ни повседневную, находится под опекой сына и жены;

— в фильме «Попутчица» у главного героя прогрессирует амнестическая дезориентировка во времени и в незнакомой местности (поэтому его дочь наняла девушку следить за отцом, поскольку он любит путешествовать). Но в то же время, он может сам себя обслуживать, хотя профессиональная деятельность ограничена. Наблюдается феномен «сдвига ситуации в прошлое», когда герой знакомится с девушкой, которая за ним следила, он рассказывает ей о своей жизни;

— в фильме «Синдром Альцгеймера» у профессионального убийцы Ледда прослеживается амнестическая дезориентировка во времени, в незнакомой местности, а позже и в знакомой;

— в фильме «Дневник памяти» у героини Алли также отмечается амнестическая дезориентировка во времени и месте, профессиональная и повседневная деятельность ограничены (находится под наблюдением медперсонала). Отмечается феномен «сдвига ситуации в прошлое», когда муж Ноа читает историю её жизни, героиня вдруг вспоминает свою молодость, семью и жизнь;

— в фильме «Прощальная вечеринка» продемонстрирована неспособность ориентироваться в незнакомой местности. Профессиональная и повседневная активность героини ограничена, она находится под наблюдением своего мужа, поскольку не может сама себя обслуживать.

Нарушения высших корковых функций были продемонстрированы во всех просмотренных фильмах [1]. Чаще всего на умеренной стадии показываются расстройства памяти в виде прогрессирующей, фиксационной амнезии (в фильме «Прощальная вечеринка» героиня не может запомнить то, о чем просит ее муж, забывает только что прочитанную статью). Также во всех фильмах показана амнестическая афазия, проявляющаяся в забывании названий предметов при сохранности их значений (например, в фильме «Попутчица» герой рассказывая девушке о своей профессии, забыл название карты, «я люблю путешествовать и всегда отмечаю места, где побывал, на…на…»). Кроме расстройств памяти в фильмах на умеренной стадии БА наблюдаются речевые расстройства в виде афазии.

Тяжелая деменция демонстрировалась в шести фильмах [1, 9, 10]. На этой стадии болезни состояние характеризуется тотальной деменцией с глубоким распадом памяти, полной фиксационной амнезией и дезориентировкой, нарастает регресс поведения, отмечаются выраженные нарушения высших корковых функций [3]. Например, в фильме «Последняя надежда» у героя – учителя симптомы БА быстро прогрессируют. Наблюдаются выраженные нарушения высших корковых функций – утрата памяти, речи (за время «обучения» с любимой ученицей сказал только одно слово «вода», которое связывало их), логического мышления, выражена апраксия (ходит по комнате только опираясь на стену или при поддержке), агнозия. При этом герой способен понимать и отвечать взаимностью на эмоциональные обращения (он улыбается, плачет, когда ученица, рассказывает ему о том, чему он ее научил, и что их связывает). Наблюдается амнестическая дезориентировка в месте, времени и собственной личности. В фильме «Мёд в голове» главный герой дезориентирован во времени, месте, собственной личности. Окружающее в целом воспринимает, несмотря на утрату вербальных навыков, способен понимать и отвечать взаимностью на эмоциональные обращения к нему. Наблюдается прозопагнозия – не узнает внучку, семью.

Пресенильный тип БА начинается в возрасте от 45 до 65 лет. Ни в одном из фильмов с пресенильным типом БА не показана лёгкая стадия заболевания [1].

Умеренная деменция продемонстрирована в фильме «Всё ещё Элис» (героине 45 лет), выражающаяся в невозможности справляться с профессиональными обязанностями (Элис – профессор лингвистики вынуждена покинуть рабочее место) или привычными видами социальной активности, хотя с посторонней помощью ей это еще удается. Легкие или более выраженные нарушения обычно наблюдаются в наиболее сложных видах повседневной деятельности (забывает оплатить покупки в магазине, не может посчитать деньги). Героиня может себя обслуживать, но нуждается в контроле. Отмечаются нарушения высших корковых функций – фиксационная амнезия (забывает адрес и имена, которые, просил запомнить врач), афазия. На МРТ никаких отклонений обнаружено не было, но на ПЭТ-сканировании выявлено наличие бета-амилоида в головном мозге. Дополнительно было проведено обследование на наличие гена, связанного с развитием БА. Заболевание прогрессирует очень быстро, и это волнует семью Элис. Врач говорит: «при раннем проявлении наследственной формы, развитие болезни бывает ускоренным, особенно у людей с высоким уровнем образования».

Тяжелая стадия деменции при БА показана в двух фильмах («Не хочу знать» и «Вдали о неё»). Этот этап, как известно, характеризуется тяжелым распадом памяти, дезориентацией в собственной личности, выраженными проявлениями агнозии и афазии.

Редкий случай болезни на этом этапе показан в фильме «Не хочу забывать», где заболевание развивается в 27 лет. Преобладают проявления амнестического синдрома в сочетании с аграфией (героиня рисует в блокноте портрет любимого человека, с каждым днём мелкие детали рисунка искажаются, портрет становится неузнаваемым). У больной показаны выраженные нарушения интеллекта, она не может самостоятельно себя обслуживать, нуждается в постоянной поддержке и помощи окружающих. Раннее начало БА возможно при отягощенной семейной наследственности заболевания, при передаче мутантного гена от родителей. В этом фильме об этом не упоминается, диагноз выставлен на основании клиники и данных МРТ головного мозга (врач показывает снимки, отмечая «Посмотрите, ваш мозг уменьшен в объёме!»).

Обычно сценаристы не испытывают трудностей в адекватной демонстрации нарушений памяти и интеллекта. Тем не менее, есть некоторые исключения.

Когнитивный профиль Алли в фильме «Дневник памяти» не очень убедителен. Так как она не может вспомнить главные события своей жизни, ее муж Ноа каждый день читает ей её автобиографию. И хотя Алли не признает своих детей и мужа, она, кажется, следуя сюжетной линии рассказа, не испытывает трудности в понимании того, что Ной говорил ей в течение нескольких дней. В одной из сцен фильма она вдруг понимает, что она и её муж являются главными героями в этой истории любви. Как только она узнает своего мужа, за этим следует краткий миг просветления и осознания болезни.

В фильме «Предки!» персонаж Гарольд Олдрич совершенно ничего не помнил о инцидентах, которые он вытворял – совершил поджог своего дома, въехал на машине в соседский дом – всё это он приписывал своему сыну. При этом Гарольд имеет, как и Алли, аналогичный уникальный и нереальный момент полной ясности и понимания. В частности, он предлагает совершить самоубийство, подстроив его под несчастный случай, для того, чтобы получить страховку жизни для себя и жены.

Мать Джульетты в фильме «Я так давно тебя люблю» тоже имеет один «момент просветления». Во время посещения её в госпитале, она вдруг узнает свою дочь, которую не признавала раньше и рассказывает ей о своей болезни, о том, как её «мучают», «все от неё чего-то хотят, и ей здесь очень грустно». Но буквально за 3 минуты, словно «по щелчку» она забывает всё, что было недавно, становится агрессивной, бросается на свою дочь и не желает никого видеть.

Наёмный убийца Анджело Ледда в фильме «Синдром Альцгеймера» отправляется из Франции (Марселя) в Бельгию, где он должен выполнить два задания. В начале он убивает высокопоставленного чиновника и закапывает тело в саду. После этого Ледда должен убить двенадцатилетнюю девочку. Всё это он совершает на фоне полного понимания о содеянном. Когда полиция, наконец, арестовывает Ледду, он рассказывает комиссару о своих преступлениях, связанных с политикой, коррупцией и детской проституцией.

В современных фильмах ярко демонстрируется различные проявления БА. Врачи очень четко описывают пациентам патогенез, клинику, диагностику заболевания. В фильме «Мёд в голове» врач рассказывает девочке, что у дедушки с БА как будет прогрессировать заболевание в течение ближайших лет и даже месяцев: «Представь на минуту, что все эти книги – разум твоего дедушки, в какой-то момент из-за болезни падает одна из книг, как только это происходит, твой дед забывает, что в ней написано, но в следующий момент одна из этих книг снова поднимается, но при этом падает какая-то другая. С течением времени они будут падать всё чаще, пока наконец не рухнут с этой полки до того дня, когда он не вспомнит ничего».

Некоторые фильмы сосредоточены на самом процессе диагностики. В шести фильмах в постановке диагноза БА было использовано инструментальное исследование – МРТ или ПЭТ сканирование головного мозга. Например, в фильме «Не хочу знать», в котором диагноз БА был поставлен на основании данных МРТ головного мозга молодой девушке. Но есть фильмы, когда диагноз поставлен лишь по клиническим симптомам, например, «Прощальная вечеринка».

Большинство персонажей, чтобы выжить, должны полагаться на помощь своих опекунов. Очень безумная бабушка Вада в романтической комедии «Моя девочка», нуждается в постоянной помощи окружающих. Зависимость персонажа от воспитателя, часто является источником разочарований и конфликтов, что приводит к словесному («Айрис», «Агнец Божий», «Вдали от неё») и физическому насилию. В шести фильмах из 16 персонажи находятся в доме престарелых (сестринского ухода). Некоторые из них уехали туда по собственной воле («Не хочу забывать», «Вдали от неё»), поскольку не хотели утруждать своих родных. Другие были отправлены туда родственниками, поскольку могли сочетать уход за ними с работой, а для приглашения сиделок не имели достаточных финансовых средств.

Современная киноиндустрия становится все больше и больше заинтересована в историях о пациентах, страдающих от дегенеративной деменции и уходе за ними: 10 фильмов, посвященные теме были выпущены после 1999 г.

Большинство фильмов довольно хорошо продемонстрировали клиническую картину БА, в том числе психоневрологические проявления. Путешествие, представляется особенно популярной темой, вероятно потому, что это дает сценаристу повод быстро и неожиданно изменить расположение рассказа, чтобы создать напряженность и ввести новые образы или противоречия. «Предки!» и «Попутчица» в основном представляют форму дорожных фильмов, просматривая их, видно, что большую часть фильма персонаж с БА находится в постоянном «состоянии путешествия».

В отличие от клинической точности описания болезни, есть удивительный терапевтический, и даже диагностический нигилизм: часто пациент и его семья, кажется, не считают важным обратиться к врачу, и в этом случае терапевтическое вмешательство и дальнейшее наблюдение пациента упоминается редко. Таким образом, они усиливают болезнь, являясь одним из последних медицинских табу. Это делает «выдуманных» врачей не сильно отличающимися от своих коллег в реальной жизни.

Таким образом, проведенное исследование показало пригодным использование фильмов для демонстрации и клинического разбора БА. Чрезвычайно мало показано случаев с ранним началом болезни, что объясняется трудностью подбора сюжетов для наглядности и доказательности начала болезни, так как такие симптомы нередко встречаются в жизни здоровых людей пожилого и старческого возраста. Просмотр фильмов с комментариями специалистов могут способствовать повышению психиатрической грамотности населения, студентов медиков врачей и раннему выявлению случаев болезни. Своевременное начатое лечение позволяет повысить качество жизни больных, дольше сохранять им навыки самообслуживания, а значит снижает бремя заботы и ухода близких людей из окружения пациентов.

источник

Сегодня, 21 сентября, международный день распространения информации о болезни Альцгеймера, одной из причин старческой деменции. Кто-то считает это заболевание хорошей темой для анекдотов, кто-то предпочитает о нём не задумываться, а некоторые годами отказываются признать, что в их семье кто-то страдает этим заболеванием, и обратиться к врачу. Между тем, с каждым годом в мире становится всё больше стариков (и даже сравнительно молодых людей) с деменцией, к 2030 году их будет пятьдесят девять миллионов, и уже скоро это может привести к настоящей катастрофе. Юлия Дудкина рассказывает, как живётся людям с болезнью Альцгеймера, из-за чего ещё может начаться деменция и можно ли от всего этого спастись.

Читайте также:  Как отличить деменцию от болезни альцгеймера

Когда Мария зашла в мамину квартиру, там было пусто. Куртка висела на месте, тёплая кофта, которую мама всегда надевала перед выходом на улицу, тоже. А вот ботинок не было. Мария побежала в соседнюю квартиру — туда, где она сама живёт вместе с сыном и мужем. Сын был дома: он рассказал, что заходил покормить бабушку обедом, но она исчезла, а дозвониться до кого-нибудь из родных он не смог. Это был уже не первый раз, когда мама пропадала. Мария кинулась на улицу и стала расспрашивать соседей. Выяснилось, что они видели её маму сегодня днём на скамейке во дворе, но потом она зашла в подъезд, как будто собиралась домой. Что с ней стало после этого, никто не знал. В ближайшем отделении полиции тоже никто ничего не слышал, но сотрудники показали запись с видеокамеры у двери подъезда: около трёх часов дня мама вышла оттуда одна и ушла в неизвестном направлении. Вместе с сыном Мария отправилась туда, где мама нашлась в прошлый раз, два года назад, но там никого не было. Тогда они поехали в ближайшую поликлинику — в последнее время пенсионерка бывала регулярно только там, может, и теперь пошла по привычке. Но ни на одном из этажей её не было. Не поступала она ни в скорую помощь, ни в бюро несчастных случаев. В конце концов Мария вместе с сыном отправились на автобусе к ближайшему метро. Мама была там — в домашней одежде, без денег и социальной карты. Ответить на вопрос, как она тут оказалась, пенсионерка толком не смогла: сначала утверждала, что поехала к стоматологу, потом вдруг стала говорить, что пошла по магазинам. С тех пор её начали запирать дома: конечно, неприятно держать родного человека под замком, но если она снова потеряется, будет ещё хуже.

— Я поняла, что с мамой что-то не так, примерно три года назад, — рассказывает Мария. — Когда она пошла отнести листочки с показаниями счётчиков в РЭУ и не вернулась. Её привела поздно ночью сотрудница конторы — замёрзшую и несчастную. Вообще-то теперь я понимаю, что насторожиться нужно было раньше — когда она полюбила рассказывать всякие истории про то, как она, например, ходила в парк, встретила там женщину с ребёнком и целый день с ними общалась. Она упоминала столько подробностей, что эти рассказы казались вполне реальными. А потом по каким-то признакам мы вычислили, что она всё придумывает. Но у неё всегда было очень хорошо с фантазией, и нам казалось, что нет ничего плохого в том, что она сочиняет небылицы. Даже называли её в шутку «Наш Андерсен». Ещё в какой-то момент она стала очень обидчивой, уходила в свою комнату, запиралась. А ведь раньше всегда была такой доброй, покладистой. И внука очень любила, ушла на пенсию, чтобы с ним сидеть, когда он родился. А теперь вдруг стала говорить, что он у неё что-то ворует — то ключи, то зубные протезы. Теперь, когда я знаю, что у неё болезнь Альцгеймера, я пытаюсь объяснить ему, что бабушка это делает не со зла, что она на самом деле по-прежнему любит его, просто у неё такая болезнь. Но он, конечно, всё равно переживает.

Раньше, до того, как маме поставили диагноз, Мария не понимала, как реагировать на небылицы, которые та сочиняет: пыталась спорить, доказывать, что на самом деле всё было по-другому. Теперь она жалеет, что столько времени и сил потратила впустую.

Как объясняет психиатр Светлана Кременицкая, болезнь Альцгеймера — это всего лишь одна из многих причин деменции, то есть снижения интеллекта и нарушения памяти. Некоторые ещё называют такое состояние маразмом или старческим слабоумием. Когда болезнь находится в начальной стадии, пациенты действительно часто бывают раздражительными и обидчивыми: они чувствуют, что с ними что-то не так, что они стали всё забывать и хуже справляться с повседневными делами, и начинают злиться и переживать из-за этого.— Вообще-то деменция начинается с нарушений речи, — объясняет Светлана Кременицкая. — Однако часто это бывает заметно только профессионалам, а родственники чувствуют неладное, когда у человека уже появляются серьёзные проблемы с памятью. Причём пациенты могут запросто рассказать о том, что происходило с ними двадцать лет назад, а вот что было вчера — забыть. Это как школьная доска: когда она новая, мел хорошо пишет, и на ней всё видно. Но постепенно, с годами, поверхность портится, и на ней уже невозможно оставить внятную надпись, только какие-то странные пятна. Но другие слова, те, которые были на ней давно, всё ещё остаются видны.

Деменция может быть обратимой: например, если она началась из-за проблем с кровоснабжением, интоксикации или нехватки питательных веществ. Тогда, если вовремя заметить и устранить первичную проблему, можно восстановить функции мозга — если не полностью, то хотя бы частично. Но бывает и необратимая деменция — например, вызванная болезнью Альцгеймера. Мозговая ткань начинает разрушаться, сам мозг атрофируется и становится похож на сухой грецкий орех.

Как объясняет психиатр, даже такую деменцию можно затормозить, сделать так, чтобы болезнь протекала легче. Но для этого надо вовремя заметить её первые признаки — и чтобы это сделать, есть много специальных тестов. Только вот большинство людей считают, что, если их родители или бабушки с дедушками начали вести себя странно, это просто старческие причуды, и пытаться лечить их бессмысленно.

Почти каждая новая болезнь вызывает эпидемию — из-за недостатка информации люди не могут вовремя насторожиться и сдать нужные анализы. В 80-е годы в США люди массово умирали от СПИДа, а теперь многие доживают до старости, если им удаётся обнаружить у себя ВИЧ и начать принимать медикаменты. Рак груди у женщин в 46% случаев достигает опасных форм из-за того, что пациентки не информированы о болезни и слишком поздно обращаются к врачу.— К сожалению, в России деменция — это проблема, о которой не говорят, — считает Кременицкая. — Люди отказываются признавать, что их родные больны, и не идут за квалифицированной помощью. Как будто это что-то стыдное. А ведь в старости от деменции страдали и Маргарет Тэтчер, и Уинстон Черчилль. Это не связано с происхождением человека, его финансовым благополучием.

— Как-то раз в 2012 году мне позвонила подруга и сказала: «Приезжай, твоя мама абсолютно не в себе», — вспоминает Ольга. — Я тут же села на поезд и примчалась. Мама сидела на кухне, вся замотанная в платки, и отказывалась заходить в комнату — говорила, что соседи пускают к ней отравленный газ через розетки. Ещё она ничего не ела — еда якобы тоже была отравлена. К тому же она уверяла, что по ночам к ней вламываются какие-то люди и насилуют её. А я ведь тогда совсем ничего не знала про деменцию и болезнь Альцгеймера.

Когда Ольга рассказывает про маму, она изо всех сил старается не заплакать. С самого начала, когда заболевание ещё не стало явным, она верила в мамины истории о том, как к ней в дом проникают воры. Специально ездила к ней менять дверь. Когда стало очевидно, что пенсионерка больна, её госпитализировали на несколько месяцев.— В её городе всего одна психиатрическая больница, — продолжает Ольга. — И там нет геронтологического отделения. Так что вокруг были люди с шизофренией, а бытовые условия оставляли желать лучшего. Когда маме стали помогать нейролептики и она немного успокоилась, я забрала её сюда, в Москву. Примерно тогда я стала узнавать про мамину болезнь, но информации всё ещё не хватало. От таблеток она стала хуже ходить, и я почему-то решила, не советуясь с доктором, сама их отменить. Какое-то время всё было как будто в порядке, она даже самостоятельно выбиралась на прогулки, закрывала дверь. Но потом стала рассказывать какие-то странные вещи: будто бы она встретила каких-то своих земляков и просила увезти их домой, но у неё не было с собой паспорта… А однажды вечером вдруг попыталась уйти из квартиры: ломилась в дверь, стучала палкой по стенам, кричала, что её бьют и насилуют.

Пришлось вызвать психиатрическую бригаду, а потом опять увезти маму в родной город для госпитализации. Когда Ольга приходила навещать её в больницу, мама часто не узнавала её: говорила, будто бы это не её дочь, а какая-то женщина, которую наняли на деньги, чтобы ей навредить. Ещё пыталась написать письмо в передачу «Жди меня», чтобы там ей помогли найти её настоящую дочь и избавиться от самозванки. — Сейчас мама опять живёт здесь, у меня, — говорит Ольга. — Больше я уже не отменяю нейролептики. Помощи ждать особо не от кого, мы с ней один на один. И самое страшное, что я часто не узнаю в ней родного человека, который меня вырастил. Как будто и выражение лица, и взгляд другой.

И мне очень страшно, когда я чувствую к ней как будто бы ненависть или думаю: «Поскорее бы это уже всё закончилось, тогда у меня начнётся настоящая жизнь».

Наверное, это ужасно — так думать, и я виню себя за это. Деменция может доконать не только того, кто ею страдает, но и его родных. Практически свести с ума. И всё-таки мне её очень жаль. И ещё бывает страшно: что будет со мной, если я стану такая же? Как поступят со мной мои дети? Я, конечно, буду с мамой до конца — мне кажется, это мой долг. А может, это называется любовью. Можно временами ненавидеть человека, биться в истерике, но всё-таки продолжать о нём заботиться.

Иногда мама Ольги как будто бы немного приходит в себя. Она вспоминает, что накануне толкнула дочь или схватила за волосы, но не может припомнить, что именно произошло. В такие моменты она подолгу молчит, думает. Или вдруг говорит: «Знаешь, я хочу превратиться в птичку и улететь. Или сесть в машину, чтобы меня куда-то везли. Долго-долго. Всегда». А сама Ольга каждый день, выходя с работы, старается поскорее попасть домой — страшно целый день думать о том, в каком состоянии будет мама, когда она вернётся.— Жаль, что в России мало врачей-геронтологов, и они все платные, — вздыхает Ольга. — Да и вообще никто ни о чём не знает. Может, если бы я чуть больше разбиралась в этом, я могла бы начать лечить маму раньше, и сейчас было бы намного легче. В последнее время я часто бываю на сайте Memini.ru — там собираются люди с такой же проблемой. Я вдруг поняла, что таких очень много, это ужасное одиночество немного отступило. Я постоянно общаюсь там с кем-то, мы просим друг у друга совета, поддерживаем. А вот многие мои прежние друзья, узнав, что случилось с моей мамой, как-то незаметно исчезли из моей жизни. У нас ведь принято быть сильным, успешным. Про это говорят в кино и рекламе. А если случается горе и ты говоришь о нём, то ты становишься как будто прокажённым.

Летом 2016 года британский студент Ли Пенг создал шлем, с помощью которого любой молодой человек может почувствовать себя стариком с деменцией. Этот шлем сделан из полупрозрачного матового пластика, пропускающего свет, а внутри есть экран, наушники и устройство, которое приглушает окружающие звуки. На экране человек видит картинку, которая перед этим проходит компьютерную обработку: всё вокруг расплывается, и даже знакомого человека не получается узнать. Звук тоже меняется: тот, кто надел шлем, слышит совсем не то, что говорят окружающие, а ещё не получается произнести внятно ни одной фразы.

Создавая этот шлем Ли Пенг хотел показать молодым людям, какое это мучение — страдать деменцией, сделать так, чтобы его ровесники задумались о пенсионерах, отнеслись к ним с состраданием, а не с иронией.

Как объясняет психиатр Светлана Кременицкая, задумываться о таких вещах в молодости действительно стоит. Шансы человека заболеть деменцией примерно на 50% зависят от образа жизни. Полностью обезопасить себя невозможно, но, если не запускать серьёзные болезни вроде сахарного диабета и правильно их лечить, не злоупотреблять алкоголем, стараться постоянно быть активным и умственно, и физически, это может снизить риск.

Для тех, в чьей семье есть пожилые люди с деменцией, Светлана проводит бесплатные лекции: она рассказывает, как вовремя заметить болезнь и какие тесты нужно пройти пациенту, чтобы определить стадию деменции, куда обращаться за помощью и как лучше себя вести. На одной из таких лекций я познакомилась с Еленой. Она — одна из тех, кому повезло заметить проблему пусть и не сразу, но тогда, когда ещё не стало слишком поздно.— Сначала я думала, что у неё какая-то болезнь, не связанная с психикой, может быть, даже рак, — рассказывает мне Елена. — Мама за полгода очень сильно похудела, почти на десять килограмм. Я стала водить её по врачам, но они ничего не нашли. Тогда обратилась к психиатру. Мама часто жаловалась, что ей очень тоскливо, так что я подумала, что у неё могла начаться депрессия — это часто бывает в пожилом возрасте. Врач подтвердил мои догадки и выписал какие-то травки, но они не помогали.

Постепенно Елена заметила, что мама стала какой-то неряшливой. Всегда педантичная и аккуратная, теперь она могла во время уборки оставить мусор по углам или надеть на себя рваную одежду, которая велика ей на несколько размеров и болтается. Ещё она стала зачем-то покупать еду про запас и хранить в холодильнике, пока продукты не испортятся. При этом себе она ничего не готовила.— Некоторые люди ведут себя так по жизни, — рассуждает Елена. — И для них это нормально. Не всем же быть разумными аккуратистами. Но моя мама всю жизнь проработала учительницей в школе, она привыкла к порядку и всегда одевалась с иголочки. Это было настолько на неё не похоже, что напугало меня. А прошлым летом пошли странные телефонные разговоры. Я говорю ей: «Привет, мам, это Лена». Она долго молчит, как будто собирает в уме какой-то пазл, и только потом обрадовано отвечает: «А-а, Лена». Со временем паузы стали длиннее, и я даже начала на всякий случай говорить: «Это Лена, твоя дочь». И ещё она часто по несколько раз спрашивала меня об одном и том же. Да она и сама как-то призналась, что ей кажется, будто бы она теряет память.

Мама Елены сейчас на начальной стадии деменции — она может запутаться в днях недели, но потом всё-таки сориентироваться по календарю. Её почерк стал менее разборчивым, но у неё получается разгадывать кроссворды, хоть иногда и приходится просить помощи у дочери. Конечно, такой же аккуратной и жизнерадостной, как раньше, она уже вряд ли станет. Зато теперь, когда мама Елены начала пить лекарства, она стала хоть немного больше есть.— Хоть образ жизни и может повлиять на эту болезнь, на 35% она всё же зависит от наследственности, — рассказывает Светлана Кременицкая. — При этом благодаря развитию медицины продолжительность жизни увеличивается. А после шестидесяти пяти лет риск заболеть деменцией начинает увеличиваться в геометрической прогрессии. При этом из-за экологии и нехватки витаминов генетика у нас гораздо хуже, чем у наших родителей и бабушек с дедушками.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *