Меню Рубрики

Бесплодие в чем божий промысел

Каждая шестая молодая супружеская пара в России не имеет детей. Для большинства христианских семей отсутствие малышей в доме — тяжёлое испытание, являющейся проверкой веры в Промысел Божий.

Медицина определяет бесплодие как неспособность женщин и мужчин детородного возраста к деторождению. При этом женщина не способна зачать, а мужчина оплодотворить яйцеклетку. В обывательской традиции принято считать причиной отсутствия детей проблемы в женском здоровье. Между тем, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, виновным в отсутствии потомства в 45% случаев является мужчина, ещё 15% приходится на генетическую несовместимость и только в 40% эпизодов бесплодия причиной являются патологические изменения в женском организме.

Диагноз бесплодие ставится, если у супружеской пары, не прибегающей к каким-либо методам контрацепции, при наличии постоянной половой жизни в течение года не наступает беременность. Медики называют причиной бесплодия нарушения в эндокринной и мочеполовой системах организма обоих или одного из супругов. Супружеская пара совместно проходит обследование и лечение, состоящее из следующих пунктов:

  • беседа с узкими специалистами;
  • клинические и лабораторные исследования;
  • терапевтическое или хирургическое лечение.

Следует знать, что диагноз абсолютное бесплодие ставится женщинам в 7% случаев, а мужчинам в 5% диагнозом. При этом процент относительно бесплодных пар, в которых супруги генетически не совместимы, составляет 30-40% от всего количества обратившихся за помощью в медицинские учреждения.

Испробовав все доступные медикаментозные методы лечения, отчаявшиеся супруги, обращаются за помощью к Святым Заступникам. Как относится церковь к бесплодию? Библия считает отсутствие у супругов детей Божьей карой за совершенные ранее грехи или испытанием силы их веры в Его Промысел.

Сегодня церковь говорит, что отсутствие у супругов в течение многих лет детей — не повод для отчаяния. Важно понять, что необходимо искать не только физиологические, но и духовные причины бездетности семьи.

Причин, по которым Господь не дарит супругам ребёнка, множество. Основные из них описал Старец Паисий Святогорец в своём труде «Семейная жизнь»:

  1. Беспорядочная жизнь супругов до брака. Частая смена половых партнёров, желание перед вступлением в брак как можно больше удовлетворить желания плоти считаются грехом, за которой Господь может наказать отсутствием детей.
  2. Придирчивый выбор спутника жизни, основанный на холодном расчёте, а не на взаимной любви и уважении. Ребёнок — дар Бога и плод союза любящих людей, а не обязательный атрибут семейной жизни.
  3. Неготовность людей довериться воле Господа. Любое событие происходит по желанию Всевышнего. Покаяние и смирение — правильный путь к исполнению заветного желания. Библия описывает множество примеров, когда супруги становились родителями, пройдя длинный путь совместного духовного совершенствования.
  4. Сознательная отсрочка молодой супружеской пары в рождении ребёнка. Часто современные молодые люди строят чёткий план совместной жизни, в котором рождение потомства стоит далеко не на первом месте. Они думают, что ещё успеют завести малыша, забывая, что ребёнок — дар Господа. Пренебрежение этим подарком или отказ от него (прерывание беременности) может быть наказано невозможностью иметь потомство в будущем.
  5. Промысел Божий, состоящий в желании перенаправить родительскую любовь бездетной пары на сирот, которые нуждаются в ласке, опеке и заботе. Известно много случаев, когда после принятия решения принять в семью чужого ребёнка, муж и жена получали возможность зачать собственного малыша.

Кроме причин, описанных старцем Паисием, современные служители церкви называют следующие духовные предпосылки, ведущие к бездетности:

  1. Родовые проклятия, насланные на детей родителями. Они могут быть неосознанными, сказанными в порыве эмоций, но имеющими серьёзные последствия. Как правило, для преодоления последствий проклятия достаточно искреннего раскаяния родителей бездетного человека.
  2. Грехи, совершенные предками против Бога и людей. Зная о существовании в прошлом семьи недостойного деяния, следует признать его и исполнить наложенную духовником епитимью.
  3. Наказание за гордыню и зависть, которые в просторечье называют «порча» и «сглаз». Нельзя насмехаться над чужим горем — отсутствием детей. Это может привести к потере уже имеющихся детей и невозможности рожать ещё малышей. Известны ситуации, когда красивая, молодая, успешная женщина, имеет крепкую, но бездетную семью. Это может объясняться «сглазом» — завистью окружающих. Поможет в этой ситуации сильная вера в силу и промысел Божьи.
  4. Во многих случаях бесплодие — испытание веры для христианской семьи. Если после применения всех возможных методов лечения у супругов не появился малыш, то им следует со смирением принять волю Божью и набраться терпения.

Возможности современной медицины дают надежду завести потомство многим бездетным парам. Православная церковь положительно относится только к одному виду искусственного оплодотворения. В основе этого метода лежит ввод мужского семени в матку при помощи медицинского инструмента. При этом материал должен быть получен естественным путем в процессе супружеской близости. Этот способ считается приемлемым, так как он максимально приближен к естественному и не подразумевает участия в нём третьей стороны.

С точки зрения Церкви, недопустимым считаются следующие методы искусственного оплодотворения:

  1. Участие в процессе зачатия генетического материала третьей сторон. Священники считают, что этот процесс равноценен супружеской измене, несмотря на то, что не было факта физической измены.
  2. Суррогатное материнство разрушает таинство установления духовной связи матери и ребёнка во время беременности.
  3. Экстракорпоральное оплодотворение нарушает естественные отношения между супругами, так как процесс зачатия происходит вне человеческого тела. Священнослужители задаются вопросом, как на человека, появившегося в пробирки, будут действовать злые духи. Какими духовными качествами будет обладать малыш, зачатый вне тела матери. Также серьёзной моральной проблемой является наличие лишних оплодотворённых яйцеклеток, в которых уже зародилась жизнь. Их уничтожение фактически является убийством, за счёт которого рождается малыш. Этот грех тяжким бременем ложится на мать, принявшую это решение, и ребёнка, ради которого греховный акт был совершён.

Церковь утверждает, что лечение бесплодия будет бесполезным, если не укрепить духовное здоровье. Какие шаги должны предпринять супруги, живущие по христианским канонам?

В первую очередь, до похода в медицинское учреждение, необходимо поговорить со своим духовником и испросить его благословения на обследование и лечение.

Если супруги заключили брак только по гражданским законам, то необходимо пройти через таинство церковного венчания. Оно укрепит связь жены и мужа, сделает их союз благословленный Господом. После прохождения этого священного обряда останется только ждать доказательства этого благословения — появления ребёнка.

Семья, усердно молящая Всевышнего подарить им ребёнка, должна смиренно ждать исполнения воли Его и смиренно выносить крест страдания.

Также необходимо совершить следующие обряды:

  • исповедь, во время которой вспоминают все грехи и каются в них;
  • причастие, дающее очищение от неправильных мыслей и дурных поступков;
  • соборование, способное исцелить не только тело, но и душу.

Чтобы осознать волю Господа необходимо очистить душу, мысли и сердце. Это поможет увидеть и услышать Его знаки, дающие понять необходимо ли продолжать делать попытки зачать собственное дитя, или подарить свою любовь и заботу нуждающимся в этом детям.

источник

Автор: Юлия Кривоченко

У худшение демографической ситуации – одна из главных забот нашего государства. Стимулировать рождаемость пытаются сегодня как с помощью различных социально-экономических программ, так и прибегнув к помощи биомедицинских технологий. Многие пары возлагают большие надежды на экстракорпоральное оплодотворение. Наверняка каждая женщина хотя бы раз слышала про ЭКО. Однако появление на свет чудо-деток «из пробирки» вовсе не так просто, как кажется, и вызывает множество нравственных и биологических проблем, о которых стоит задуматься кандидатам в мамы и папы.

С точки зрения науки

ЭКО – лишь одна из методик вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Суть ее сводится к получению зародыша вне тела женщины и последующему перенесению его в лоно матери. Для проведения этой процедуры требуется получение яйцеклеток матери и сперматозоидов отца. В случае болезни одного из супругов или при вынашивании ребенка суррогатной матерью могут использоваться донорские клетки. То есть родители предоставляют только биоматериал, остальное происходит благодаря работе специалистов.

Насколько приемлемым для человека является подобный способ деторождения? За комментарием мы обратились к заведующей родильным отделением N 2 Елене Александровне Овсянниковой:

– Даже с чисто медицинской точки зрения новые репродуктивные технологии – это неправильно, – сразу говорит врач с 12-летним стажем. – В природе действует принцип естественного отбора. И пары, которые неспособны произвести на свет здоровое потомство, просто не обзаводятся детьми. Сегодня мы, ученые и врачи, вмешиваемся в естественный цикл течения беременности и всячески нарушаем правило отбора, поддерживая организмы матери и ребенка медикаментозно. Мамочки, которые имеют проблемы с вынашиванием, принимают столько антибиотиков и иммунокоррегирующих препаратов, что их можно сравнить с йогуртами длительного хранения. Но они смогли зачать самостоятельно, и наш врачебный долг – поддержать жизнь, которая только зародилась. Зачатие в «пробирке» – совсем другой случай. Это не поддержание жизнедеятельности, а жизнь с нуля. И прежде чем идти на ЭКО, нужно хорошо подумать – почему нужно прибегать к такому методу?

– Сайты московских клиник представляют экстракорпоральное оплодотворение как простой способ обзавестись потомством, который сэкономит время и нервы бездетным супругам. Неужели это так просто и нет ограничений?

– Следует понимать, что ЭКО – крайний способ лечения, к которому стоит прибегнуть только в заведомо тяжелой ситуации, – подчеркивает Елена Александровна. – При таком методе зачатия проводятся гормональные инъекции, стимуляция яичников, которые для здорового организма чреваты последствиями. Однозначным показанием к процедуре являются физиологические нарушения у женщины, например, отсутствие или перевязка труб, длительное бесплодие. Только в этом случае все процедуры пойдут на пользу. Сегодня действует правило обязательного информированного согласия, которое подразумевает освещение всех подробностей и возможных последствий ЭКО. Подписывая договор перед процедурой, пациенты знают, на что идут.

Благо, в нашей области ЭКО не стало широко разрекламированной модной процедурой. Не каждая пара с диагнозом «бесплодие» получает направление от врача. На самом деле большинство семей нуждаются в тщательном обследовании и изучении образа жизни. При первичном бесплодии беременности вообще не наступает, вторичное – как правило, результат предшествующего аборта. Большинство случаев первичного и вторичного бесплодия поддается лечению традиционными способами. Все назначения индивидуальны, и причина может быть легко устранима. Однако анализы и процедуры порой требуют больших временных и финансовых затрат. И далеко не каждая пара готова пройти все ступеньки на пути к естественному зачатию. Кто-то понимает, что еще не готов стать родителем, а для кого-то альтернатива ЭКО становится вариантом «быстро и просто сделать бэби».

Вопрос жизни и смерти

Главный порок технологии ЭКО кроется в отношении к зародышам. В медицине 4-10-дневный организм, еще не перенесенный в лоно матери, вопреки всем законам биологии принято называть преэмбрионом. Получается какая-то «дожизнь». Такая трактовка позволяет без мук совести совершать с зародышем различные манипуляции – замораживать про запас, использовать для научных исследований (в том числе для получения стволовых клеток), уничтожать. Очутившись в утробе матери, организм получает право официально именоваться эмбрионом. Однако на этом его права исчерпываются: любой из прижившихся зародышей может ожидать редукция (уничтожение). В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации, «основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения». Следовательно, право на жизнь возникает исключительно с момента появления ребенка на свет.

Мнение Церкви в этом вопросе принципиально иное: началом жизни считается слияние клеток отца и матери. Уничтожение «лишних» эмбрионов после проведения ЭКО недопустимо. У однодневного эмбриона уже есть душа. Поэтому любые манипуляции с зародышами, в том числе использование их в качестве источника стволовых клеток, просто аморальны.

Чтобы избежать греха, женщина может оставить в живых все эмбрионы, но угроза для здоровья матери значительно возрастет:

– Природа оберегает нас от многоплодной беременности, которая чревата выкидышами и смертью младенцев, – объясняет заведующая роддомом N 2 Елена Александровна Овсянникова. – Мы же воображаем, что с технологиями нам подвластно все, идем наперекор естественному течению вещей. Хорошо, что в России ограничили допустимое число зародышей, которые можно подсаживать женщине. Большинство уже не спешит прибегать к редукции. Однако в заграничных клиниках, например, украинских перинатальных центрах, услугами которых часто пользуются наши граждане, продолжают «экспериментировать» с большим количеством эмбрионов, чтобы увеличить эффективность и удешевить саму процедуру. Тут придется выбирать: идти на грех убийства или рисковать здоровьем.

Хотя программе ЭКО в России исполнилось уже 26 лет, только в 2011 году российские чиновники озаботились этической стороной вопроса и запретили всевозможные генетические манипуляции: «заказать» пол ребенка, цвет волос и глаз – это вполне по силам современной медицине. Также под запрет попало подсаживание матери более двух эмбрионов за одну процедуру ЭКО. Вместе с тем российское законодательство ничего не имеет против уничтожения «излишних» и невостребованных эмбрионов и даже редукции уже наступившей беременности. Аборты разрешены и повсеместно распространены в России.

Раз на раз не приходится

ЭКО – не волшебная палочка. Успех метода зависит от множества факторов: возраста родителей, состояния организма, самой причины бесплодия. Порой бывает так, что в самом, казалось бы, благоприятном случае беременность все-таки не наступает с первого раза. А в другом – врачи качают головами, сомневаются, а потом с некоторым удивлением говорят: «Вы счастливица!».

Задумайтесь: эффективность процедуры экстракорпорального оплодотворения в нашей области составляет всего 40 процентов. То есть каждая вторая пара не получает положительных результатов с первого раза. – В нашем роддоме ЭКО-мамочки вполне осознанно пришли к такому выбору, – рассказывает Елена Александровна. – Это замужние женщины от 30 до 40 лет, которые долго, но безуспешно боролись с бесплодием. Некоторые повторяли процедуру по 5-6 раз. Неудачи после первой попытки редко останавливают женщин. Вообще, многие готовы платить от 100 до 300 тысяч рублей снова и снова, пока результат не окажется положительным. Получается «золотая» беременность.

– А если причина неудач в болезни мужа? Может, лучше подарить семейное тепло малышу из приюта?

– Мы наблюдали женщин, которые воспользовались донорской семенной жидкостью. Такой способ позволяет хотя бы частично унаследовать гены одного из родителей. Ведь именно боязнь «дурной наследственности» – одна из главных причиной отказа от усыновления. Неизвестно, чей генотип проявится в новорожденном – донора или матери. Это такой же риск, как и при усыновлении. Ни один из методов вспомогательных репродуктивных технологий не убережет от проблем воспитания, с которыми сталкиваются абсолютно все родители.

– ЭКО реально помогает повысить рождаемость в стране?

– На самом деле ЭКО не решает демографическую проблему, – говорит Елена Александровна. – Бесплодие нужно не лечить, а предотвращать. Правильное воспитание мальчиков и девочек – залог здорового общества. В семье и школе, с экрана телевизора нужно пропагандировать принципы нравственности и целомудрия. Беспорядочные связи и, как следствие, аборты и инфекции снижают способность к деторождению. Болячки матери и отца обязательно скажутся на здоровье ребенка – возможно, у него тоже будут проблемы с воспроизведением потомства.

Читайте также:  Растение комнатные для бесплодие

Памятник нерожденым детям

Аборт – это уже крайность, но сегодня он входит в рамки того, что общество считает «нормальным». Многие полагают, что лучше прервать беременность, чем носить под сердцем нежеланного ребенка. Страшную процедуру можно сделать бесплатно: достаточно сказать в консультации, что у вас нет возможности содержать будущего малыша. Если неразумная мамаша не хочет отчитываться перед врачом и психологом, страшную процедуру можно сделать за 5,5 тысяч рублей. Согласитесь, цифра несравнимая даже с затратами на лекарства при традиционных методах лечения бесплодия. Выходит, зачать ребенка себе дороже. Может, властям стоит пренебречь правами женщины на репродукцию и запретить детоубийство?

Сегодня медицина достигла такого уровня развития, который позволяет не только оказывать врачебную помощь и облегчить страдания, но и непосредственно управлять самой жизнью человека от начала и до конца. Перинатальная диагностика дает возможность прогнозировать будущее ребенка, а генная терапия и хирургия это будущее позволяют менять. Реанимационные технологии и трансплантация органов призваны отодвинуть время смерти. А современные репродуктивные методы позволяют давать жизнь в «нечеловеческих», уродливых условиях. С легкостью прибегая к скальпелю и пробирке, нам не приходит в голову, что мы вмешиваемся в Промысел Божий.

источник

27 марта празднуется икона Божьей Матери Феодоровская. Именно перед этой иконой принято молитья о даровании детей.

Одна из наиболее злободневных сегодня тем — сколько в семье должно быть детей. При этом нельзя сказать, что отношение общества к многодетным за последние годы принципиально улучшилось (хотя некоторый прогресс тут есть). Но вот о бездетности не то чтобы не принято говорить — скорее, принято молчать. А между тем сторонники «свободных отношений» считают бездетность нормой, в то время как во многих семьях она воспринимается как наказание Божие, доводящее людей до отчаяния. О том, как пережить бездетность, мы говорим с протоиереем Алексием Уминским, настоятелем московского храма Святой Троицы в Хохлах.

— Жена спасается чадородием. Сегодня это устойчивое словосочетание, весьма расхожее в православных кругах. Но как быть тем, у кого в силу обстоятельств детей нет? Что, никакой надежды?

Протоиерей Алексий Уминский

— Мне кажется, достаточно странно было бы воспринимать слово «чадородие», сказанное в известном послании апостола Павла (1 Тим 2:15), как просто «репродуктивность». Ведь тогда получается, что любая языческая репродуктивность, в основе которой лежит лишь архетип продолжения рода, — спасительная.

Мы знаем, что семья праведных Иоакима и Анны не была многодетной, как и семья святых Захарии и Елисаветы. Наоборот, долгое время им приходилось нести поношения за бесчадие. Но ведь утробная религиозная идея о том, что продолжение рода и есть как бы твое продолжение в вечности, для нас, христиан, неактуальна — мы ведь знаем, что спасение — это обретение Царства Небесного, как об этом говорит Новый Завет. Так что, по-моему, в данном случае апостол Павел имеет в виду не просто многодетность.

И хотя, разумеется, многодетность — благо, воспринимать ее как некое единственно возможное для женщины духовное делание, необходимое ей для спасения, — это не просто неверно, но даже опасно. Ведь все люди разные, а человеческий ресурс очень ограничен: кому-то многодетность действительно посильна, а кому-то непосильна совершенно.

Многодетность хороша, когда она осмысленна, когда она наполнена родительской любовью и одновременно духовными и физическими силами. Но, увы, бывает, что в семьях, где много детей, эти дети оказываются лишенными полной меры необходимой родительской любви, заботы и внимания. И не потому, что родители плохие. Просто у них сил не хватает.

— Что же тогда, на Ваш взгляд, имел в виду апостол Павел?

— На мой взгляд, он говорил о том, что женщина, как христианка и мать, должна как можно больше вложить в воспитание своих детей. Одного или многих — неважно, главное, стольких, сколько будет Богу угодно. В любом случае она несет за них ответственность перед Богом и должна даровать им полноту материнской любви, организовать окружающее их пространство как храм Божий в своей семье.

— Но как в таком случае спасаться женщине бесплодной?

— Она спасется следованием за Христом, исполнением Христовых заповедей, и прежде всего — заповедей любви. Так же, как спасется и мужчина. А вот из логики странно трактующих высказывание апостола Павла выходит, что мужчина спасется сам по себе, он и так хорош, а женщине надо еще и детей родить. Но это, конечно, неправильно. Ведь это совершенно убогое понимание фразсемы, вырванной из контекста Священного Писания. Она просто не может толковаться и читаться в том смысле, что женщине надо быть исключительно репродуктивной машиной и в том якобы состоит главная ее заслуга перед Богом.

Ведь в противном случае для нас идеалом христианской семьи должна стать мусульманская семья или люди племени мумба-юмба. Именно они живут установкой: чем больше детей, тем вероятнее, что хотя бы часть из них не умрет, останется в живых и, как следствие, род будет продолжаться. Только что в этом от христианства?

— Но бездетные супруги часто ощущают, что в их жизни не хватает чего-то очень важного…

— Да, когда в семье нет детей — это связано с очень большим человеческим страданием. Потому что в христианских семьях очень хотят иметь детей, исходя из самой природы христианского брака. Он осмысляется как брак, в котором любовь — это прежде всего любовь жертвенная, приносящая себя кому-то. И дети — тот плод брачной любви, которому родители могут себя отдать. Когда этого не случается, супруги действительно чувствуют свою неполноту и неполноценность. Может ли быть это наказанием Божьим? Далеко не всегда. Могут ли эти семьи толковать бесчадие как поношение в ветхозаветном смысле? Думаю, что ни в коем случае.

— Однако мнение, что детей нет за какие-то грехи или проступки, можно услышать как от верующих людей, так и от тех, «кто ни во что не верит»…

— Это происходит потому, что хотя Христос и пришел на Землю 2000 лет назад, и нам было даровано Евангелие, но до сих пор по своему внутреннему содержанию человечество смотрит на мир вполне ветхозаветно. Даже язычески. Что по сути примерно одно и то же. Ведь и в языческой семье, и в ветхозаветной — бесчадие, то есть прерывание рода, воспринималось как следствие какого-то личного духовного несовершенства. В христианстве этого быть не может. Но у нас есть такое понятие, как Промысл Божий, который нам неведом, который мы постигаем, только оглядываясь назад, понимая, что нечто, казавшееся нам горем, лишением и катастрофой, на самом деле имело иную цель. Таким вот странным, удивительным образом Промысл Божий провел нас между страшными, тяжелыми и невыносимыми испытаниями — и вдруг явил через это познание Божьей любви, Его заботу о нас. Датский философ, христианин Сёрен Кьеркегор написал однажды: «Если Бог не есть абсолютная любовь везде, во всем, то никакого Бога нет. Но если Бог есть любовь, то совершенно не страшно Его не понимать. Ты можешь доверять Ему, не понимая». И мы порой не можем вместить Промысл Божий о нас, не можем его понять. Но если человек определил главное в своем отношении к Богу, если понял, что Он для него есть Любовь, тогда этот человек сможет принять всякую скорбь из Его руки, в том числе и бездетность. Как некий крест, как некое осуществление себя иным способом, иным путем, нахождение излияния своей супружеской любви на что-то иное или на кого-то другого. Например, можно взять на воспитание ребенка.

— Многих останавливает то, что они не сумеют полюбить чужого ребенка…

— Возможностей и способов любить много. Другое дело, когда человек хочет любить, обладая, то есть владеть ребенком, как некой собственностью. Так происходит порой и с кровными детьми. Родители думают: «Это наш ребенок, а значит — он должен быть нашим трафаретом, объектом наших амбиций. Мы хотим, чтобы он соответствовал нашим чаяниям: учился в определенной школе, вузе и так далее». И они не видят и не слышат, чего же хочет сам ребенок; не замечают, что ребенок смотрит на мир собственными глазами; что у него восторженно бьется сердечко и его восхищают те вещи, которые родителям недоступны. И так родители проходят в жизни мимо своего ребенка, при этом, конечно же, по-своему любя его.

Потому-то люди и боятся взять в семью чужого ребенка. Прежде всего они боятся, что ребенок не будет их собственностью, их тенью. А нужно любого ребенка — кровного ли, приемного ли — видеть как не своего, а Божьего, уйти от чувства собственности по отношению к нему. Только тогда можно по-настоящему полюбить. И тогда не будет боязни в вопросах усыновления.

Если женщина не может родить сама, она может спасти того, у кого нет родителей, и забыть о своей бесплодности. Забыть, прижимая этого ребенка к своей груди, даря ему тепло и ласку, но не присваивая его себе. Усыновление — это не просто выход для бездетной семьи, это ее счастье и христианская обязанность. Детей, нуждающихся в заботе, можно любить, даже если их не дали тебе в руки. Их можно посещать в детских домах, в сиротских приютах и дарить свою нежность, внимание, время. Наверное, Господь стремится сделать так, чтобы родители, у которых нет детей, и дети, у которых нет родителей, нашли друг друга.

— Желание иметь дитя, продолжение себя — это больше, чем желание, это инстинкт, с которым трудно бороться…

— Конечно, мы все — люди плотские, и в нас, кроме духовной, есть и инстинктивная, животная жизнь. И женщине в этом смысле гораздо сложнее, потому что вся ее природа предрасположена к деторождению. Но если она будет постоянно заниматься самокопанием, надавливать на болевую точку своего природного инстинкта, вновь пробуждать в себе желание самой родить, выкормить грудью, тогда она неизбежно дойдет до отчаяния. Нужно пытаться перебороть отчаяние, осознавая, что Господь нас понимает, участвует в каждом мгновении нашей жизни. Каким образом — я не знаю, но я верю в это.

Мы не знаем, почему одним что-то дано, другим нет; почему одни рождаются богатыми, другие нищими, одни здоровыми, другие больными. Во всех ситуациях — это вопрос нашего доверия Богу, нашего следования за Ним и возможности поиска того, чего ты действительно хочешь. Если любить, а не приобретать эту любовь, тогда выход есть. Если же ты хочешь присвоить любовь себе, то ситуация оказывается одинаково безвыходной и у тех людей, которые могут родить, и у тех, которым это не удается.

— Да, но многие женщины зациклились на своей боли и желании родить. Они глухи к любой аргументации.

— Понятно: «Мы хотим просто родить, использовать себя как матку, дающую потомство». Но это, простите, чисто животное стремление, а в человеке должно быть нечто иное, более высокое. Если тебе не дано — что ты сделаешь?! Надо перед Промыслом Божьим проявить смирение и учиться жить таким, каким тебе Бог дал — и тогда ты будешь жить.

— Но общество диктует стереотип: семья предполагает наличие детей. Без них — уже не семья.

— Вот это совершенная неправда. Семья существует и тогда, когда нет детей, но есть любовь двух людей, есть несение общего креста и тягот друг друга. Я знаю священнические бесплодные семьи. И люди несут свой крест. Тем более что вокруг них столько людей, нуждающихся в человеческом тепле и заботе.

Согласитесь, что не все люди имеют семью. Многие остаются вообще одинокими, не имея ни детей, ни мужа или жены. При этом у них есть шанс не чувствовать себя обделенными. В русских семьях существовала традиция, по которой не вышедшая замуж девушка жила в семье замужней сестры или женатого брата, помогала нянчить детей, воспитывать их и была для них лучшей и любимейшей тетушкой. Так что неполнота ее жизни растворялась в полноте жизни семьи близких.

— Тем не менее, в целом общество смотрит косо и на многодетных, и на бездетных…

— Мне так не кажется. Общество проблема бездетности не волнует. В основном волнуются родственники — теща, свекровь. Волнуются из чисто эгоистических соображений: им хочется внучков понянчить. А вопрос многодетных будоражит общество потому, что людям кажется, будто их объедают те, у кого большие семьи.

— По статистике бездетность — частая причина разводов.

— Причина разводов — это нелюбовь, это нежелание той любви, о которой говорит нам Христос, это стремление к присваивающему чувству. А если в конечном итоге присвоить нечего, то для таких людей нет дальше перспективы. Так что речь вовсе не об отсутствии детей. Разве мало браков, которые распадаются, несмотря на наличие детей?

— То есть семья — это муж, жена и их чувства. А детей Господь дает им в дар?

— Да, кому-то дает. А у кого-то потом забирает. И эти родители остаются осиротевшими без своих детей, и это труднее бездетности.

У кого-то рано забирает родителей. Мир, он же очень сложен, скорбен, и его совершенно невозможно по полочкам разложить. Да, было бы хорошо, когда счастливые родители любили бы своих детей, а они бы слушались своих родителей, и все бы жили долго и счастливо. Но мы живем в реальности, в которой бессмысленно мечтать о благополучной жизни, ставить себе цель достичь ее. Бог не обещает нам благополучия, о нем нет ни слова в Евангелии.

— Значит, супругам, если у них не получается с деторождением, стоит оставить мечты родить ребенка?

— Но в нашей жизни всегда есть место чуду. Тем более, если речь о молодой семье, жизнь которой еще не определилась окончательно. У таких людей должна быть надежда на чудо, на милость Божию.

В моем приходе были случаи, когда родители со всеми минусами здоровья, с медицинскими заключениями о бесплодии, все же рожали. Рожали по обету, по молитве, и очень часто рожали, потому что обращались в монашескую республику Афон. В монастырь Хиландар, где из гроба святого Симеона Мироточивого, отца святого Саввы Сербского, уже много-много столетий растет виноградная лоза.

Читайте также:  Как пережить мужчине бесплодие

В принципе, мне не свойственны разговоры о чудесах: смущает некая экзальтация в этих вопросах. Но тут уже ничего поделать не могу. Сам, несколько раз лично бывая на Афоне, привозил из Хиландара засушенные ягодки винограда. И с иконой святого Симеона, с молитвой давал их некоторым нашим прихожанам, которые, исполнив сорокадневное правило поста и молитвы, потом вкушали эту ягодку, причащались и… зачинали детей. У меня в приходе таких случаев несколько.

Но чудо дается, если действительно есть плод молитвы и великое упование на Бога. Не вырывание у Бога: «Дай во что бы то ни стало!», а готовность принять Его любое решение: «Да будет воля Твоя!» Главное — бездетная семья не должна чувствовать себя неполноценной. Супруги всегда должны помнить, что если Бог есть любовь во всем, то можно Его и не понимать, но нужно жить, спокойно Ему доверяя.

источник

Если верить статистике, невозможность зачатия ребенка волнует на сегодняшний день каждую шестую пару. В последние годы диагноз «бесплодие» ставится врачами все чаще и чаще. Бытует мнение, что зарождение жизни в основном зависит от здоровья будущей матери. На самом деле это не так.Доказано что из 100 бездетных пар около 40% не имеют детей по причине мужского бесплодия. Причин для этого много: инфекционные заболевания, неблагоприятная экологическая обстановка, бесконтрольное применение лекарственных средств, психологические проблемы. Сухая статистика, за которой – человеческие судьбы.

Лечиться или не лечиться – это вопрос не духовный. Если есть болезнь, надо лечиться. Нельзя презирать врачей и медицину как таковую. Другое дело, как и зачем использовать современные медицинские технологии.
Библейское отношение к медицине наиболее полно выражено в книге Иисуса сына Сирахова: «Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышняго врачевание. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Cир. 38. 1-2,4,6-10,12-14). Лучшие представители древней медицины, причисленные к лику святых, явили особый образ святости — бессребреников и чудотворцев. Они были прославлены не только потому, что очень часто завершали свою жизнь мученической кончиной, но за принятие врачебного призвания как христианского долга милосердия.
На сегодняшний момент православные священники в своих советах пастве о возможности применения метода ЭКО в преодолении бесплодия могут опираться ТОЛЬКО на один документ — «Основы социальной концепции», принятый на архиерейском соборе в 2000 году.
http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html
Там буквально сказано следующее:
«Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение „избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью».
Если читать этот параграф разумно, то получается, что церковь против «избыточных» эмбрионов.
В этом же документе также сказано:
«Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности».
Попробуем разобраться в некоторых распространенных мифах и предрассудках, которые мешают верующему христианину решиться на применение ВРТ (вспомогательных репродуктивных технологий) для лечения бесплодия.
Уничтожение эмбрионов – грех.
При проведении процедуры ЭКО никакого систематического, необходимого и обязательного умерщвления эмбрионов не производится. В некоторых статьях (в том числе и на сайтах репродуктивных клиник) упоминается о том, что «нежизнеспособные эмбрионы удаляются из питательной среды». Однако, попробуем разобраться, что же подразумевают эмбриологи под «нежизнеспособным эмбрионом». А это всего лишь эмбрион, который остановился в развитии. Остановившийся в развитии эмбрион — это мертвый эмбрион (не зря я говорю, что движение — это жизнь во всех смыслах слова). Т.е. если бы тот же самый эмбрион остановился в развитии в естественной среде — этого бы женщина даже не заметила. Причина остановки в развитии — генетическая неполноценность эмбриона.
При этом, к примеру, отличить нежизнеспособного эмбриона на стадии трех дней развития, когда он составляет что-то около 8-ми клеток, визуально невозможно. И на этой стадии, собственно, никого никуда и не удаляют. Растят дальше или переносят в матку (в зависимости от того, какой вариант выбрали врач совместно с семейной парой) А вот до пятидневных эмбрионов (морулы или бластоцисты — в зависимости от количества клеток) доживают уже не все. Дело в том, что до трех-четырехдневного срока деления эмбрион использует для деления внутренние резервы яйцеклетки. Не зря же ее называют яйцеклеткой. Там и питательная среда как в яйце и вообще она самая большая клетка организма не просто так.
После определенного количества делений «на сцену» выступают уже генетические особенности самого эмбриона. Если генетически он не в состоянии продолжать развиваться — он замирает в развитии. Т.е. умирает. Соответственно, мертвый эмбрион переносить в матку не имеет смысла, хотя, думаю, если женщина врача попросит — перенесут.
Редукция эмбрионов.
Редукция эмбрионов происходит в том случае, если существует риск многоплодной беременности. Риск многоплодной беременности (когда речь идет не о двойне) очень велик. Не для матери — для детей. Для матери это просто очень тяжело. И многие экошницы пошли бы на этот риск, несмотря на страх «не поднять» финансово такое количество детей — одногодок, если бы не многочисленные истории про смерть младенцев после рождения, про смерть младенцев в утробе матери, выкидыши и т.д. По счастью, решение о редукции женщине приходится принимать очень редко.
Во-первых потому, что шанс что приживутся все подсаженные эмбрионы ничтожно мал. Во-вторых потому, что сейчас подсаживают зачастую бластоцисты, а не бластомеры (т.е. более зрелые эмбрионы). Раньше делать это не позволяло несовершенство питательных сред, имитирующих химический состав маточной трубы, по которой в естественном зачатии все эти несколько дней движется эмбрион. В разных частях маточной трубы — разный химический состав. И на то, чтобы добиться максимальной идентичности на всех стадиях этого пути ушли годы. Раньше подсадка производилась только на третий день. И потому подсаживали большее количество эмбрионов — для повышения шансов.
Сейчас же подсаживают чаще всего только двух. И чем лучше клиника — тем строже это правило.
Кроме того вполне естественно и правильно обсудить с врачом и решить вопрос о допустимом для вас лично количестве (максимум двух например) эмбрионов
Криоконсервация.
Еще один момент «убийства» — криоконсервация.
Криоконсервация — не убийство. Но переживают эту процедуру не все эмбрионы. Впрочем, считается, что если эмбрион ее перенес — он очень жизнеспособен. Другой вопрос, что если криоконсервированные эмбрионы оказались «невостребованными», с ними надо что-то делать. И сами родители могут принять решение уничтожить эмбрионы. А могут подарить бесплодной паре.
Православным вариант с криоконсервацией ввиду того, что православная церковь ясно выразила свое отношение к этой процедуре, может не подойти. (Православная церковь ясно заявила что против криоконсервации эмбрионов). Ну никто ведь и не заставляет. Эти эмбрионы, не дошедшие до посадки в попытке, получаются в результате оплодотворения большого количества яйцеклеток, добытых из организма будущей мамы. А чтобы яйцеклеток было много — маме делают стимуляцию суперовуляции. Если вопрос о НЕзамораживании эмбрионов стоит для семьи остро, то стимуляцию можно не делать вовсе, а делать ЭКО в естественном цикле, когда получается (и то не всегда) только одна яйцеклетка. И запрет соблюден и ЭКО делается. Никаких проблем.
О естественности процесса зачатия «в пробирке».
Человеческое тело является дивным созданием Божиим и предназначено стать храмом Святого Духа (1 Кор. 6. 19-20).
Вопрос: зачатие — естественный процесс? Эмбрион в полости матки — естественный процесс? Беременность — естественный процесс? Почему же ЭКО в целом, которое включает в себя все это — неестественный процесс? Только тем, что оплодотворение происходит не в маточной трубе?
И вот эта уверенность что при естественном ходе вещей вероятность неуспешного результата ниже — это требует отдельного повторного разъяснения. Помимо привычного выкидыша на заметном женщине сроке беременности, существует неимплатация эмбрионов на самом раннем сроке, когда еще и задержки-то нет у множества женщин не имеющих проблем с зачатием.. И менструация приходят в срок. Просто женщина может об это мне знать. Кроме того, если бы при естественном ходе вещей не было бы неуспешного результата, не было бы и самого ЭКО.
Как прийти верующему человеку к решению прибегнуть к ВРТ?
В чем смысл семьи? Среди многих православных людей существует мнение, что смысл семьи – в рождении детей. И допустимость, как они говорят, сексуальных отношений основана только на зачатии. С их точки зрения, бездетные пары, вообще живут в блуде, потому что они детей не рожают, а сексуальную жизнь ведут. Едва ли это христианская позиция. Такой подход может завести многие пары в тупик, к духовным страданиям. Потому что супруги, чувствующие, что их супружество неполноценно – страдают. Нужно говорить, что дети являются следствием супружеских отношений, но не смыслом. Дети не только не единственный смысл семьи – это не смысл семьи вообще. Не смысл, а плод, плод любви. С моей точки зрения, смысл семьи – это создание малой церкви, чтобы «двое стали как одна плоть». Вот это создание выше личного союза и есть главный смысл супружества. «Нехорошо быть человеку одному» – эти библейские слова указывают путь каждому человеку.
Рожать детей нужно для самих детей.
Дети – не вещь, которую «заводят», приобретают, как машину, как коттедж. Детей нельзя заводить, их можно только встретить. Рождение своего ребенка – это встреча с новой личностью, а не воспроизведение себе подобного.
Нельзя хотеть детей любой ценой. Если супруги во что бы то ни стало хотят детей – это уже патология с точки зрения психолога. Это отклонение личности, это уже и грех, и страсть. Именно потому, что дети не являются смыслом брака и смыслом жизни человека. Смыслом жизни человека является он сам, его бессмертная душа. К сожалению, очень часто супруги хотят «детьми» закрыть брешь в своем супружеском существовании. Они хотят за счет рождения детей решить какую-то свою супружескую проблему. А этого никогда нельзя делать. Если супруги не любят друг друга, у них нет мира, они не могут дружить, они не умеют наладить отношения, то рождение детей ничего им не добавит, наоборот может усложнить, отдалить их друг от друга. Когда рождается ребенок, жена полностью переключается на ребенка. Муж начинает ревновать. Возникает причина для еще одного конфликта.
Усыновление.
. Или, как вариант, с благословения духовника усыновить. В стране очень много «отказников», которым также необходимы любовь и забота любящих сердец.
Усыновить ребенка и родить ребенка — разные вещи.
Вопрос усыновления не решает главную проблему. Если супруги хотят усыновить ребенка просто для того, чтобы у них были дети во что бы то ни стало, – это страсть. Пастырская задача заключается в том, чтобы остановить таких супругов, сказать – что есть только одна причина, чтобы усыновить детей – избыток любви. Духовная, пастырская задача состоит в том, чтобы выяснить, зачем супруги берут детей. Часто говорят – вот дети в детдомах страдают, надо помочь. Всякий раз, когда говорят, что хотят спасти из детского дома детей безродных и голодающих, это настораживает, потому что за этими красивыми словами чаще всего стоят человеческие страсти, среди которых главная – неудовлетворенность своей личной жизнью. Детям помогать надо, но только не так. Потому что усыновление – это вещь спорная. У каждого человека есть биологические родители. Они являются и онтологическими родителями. Их бытие основано на том, что у них есть мать и отец. И каждому человеку эти мать и отец необходимы так же, как вера в Бога, небо над головой, жизненное пространство.
Когда люди берут на усыновление детей, желая только предоставить им возможности лучшие, чем в детском доме или интернате, а не заменить им родных родителей, это – здоровая ситуация. Прежде всего, важны духовные основания – зачем люди это делают, что это за люди, понимают ли они, что такое семья, супружество, детско-родительские отношения. Надо останавливать людей, хотящих усыновить детей, чтобы у них «были дети». Но есть другие ситуации, когда усыновление оказалось делом случая. Умерли родственники, кто-то подбросил им детей – тогда, конечно, надо брать. Но это уже совсем другое, это – Божий промысел.
Чудесные случаи избавления от бесплодия.
В некоторых случаях, например отсутствие маточных труб, и многих других случаях, при которых прибегают к ЭКО — просить о подобном чуде равносильно просить Господа о невозможном. Это гордыня — однозначно.
И, конечно, допустимо воспользоваться достижениями современной медицины основываясь на своей ВЕРЕ.
Почему то многие полагают, что при процедуре ЭКО Бог не «участвует» ?
Часто все искренне полагают что ЭКО — это однозначное решение проблемы деторождения и беременность гарантирована? Любой репродуктолог скажет, что что-то действительно сделать они могут в первые три дня после оплодотворения. А вот дорастет ли эмбрион до бластоцисты, или ,тем более прикрепится ли бластоциста в матке — на это врачи повлиять не могут. Убрать мешающие факторы, исключить какие-то болезни или болезненные состояния — могут. Но заставить его прикрепиться или вынудить его расти и развиваться — не могут. Это возможно уже только благодаря Божественному промыслу или природе ( кто во что верит в большей степени).
Процент больных детей после ЭКО существенно выше.
Есть действительно статистика. После появления в 1978 году самого понятия ЭКО (после первых удачных родов после ЭКО) за детьми «экошными» пристально следили. Процент нездоровых детей среди «экошных» такой же как в популяции. Не выше ни ниже. А вот факт того, что родители «экошного» ребенка чаще обращаются с ним к врачу — есть. Потому что трясутся над ним и за любым его чихом следят со страхом и требуют у врачей объяснения любому возникающему заболеванию.Я убежден, рождение детей позволяет каждому себя узнать с другой стороны. У бездетных нет этой возможности. Далеко не все в нашей жизни получается так, как мы хотим. Бывает так, что Господь посылает детей, когда родители их уже не ждут. Это означает, что люди ничего не хотели приобрести. Если они этого пугаются и отказываются – это страшно. А когда они этому радуются и принимают, как дар Божий – это замечательно. Они будут награждены.
Я бы хотел сказал — хотеть детей не надо. Нельзя от детей отказываться, это грех. Надо просто их ждать. Ждать, как ждут встречи с любимым человеком.
Можно ли надеяться на чудо? Каждый решает это сам. Бесплодие – это болезнь. Эту Болезнь, как впрочем любую другую, необходимо лечить. Болезнь не обходит никого, даже служителей Церкви.
Часто люди, не связанные с ЭКО, называют этот метод искусственным оплодотворением. Это совершенно не верно. Суть такова, что специалисты научились лишь создавать для сперматозоидов, яйцеклеток и эмбрионов условия, в которых они на протяжении
ограниченного времени не погибают, могут сохранять свои функции и развиваться. Иными словами, сегодня специалисты могут лишь создать условия для свидания сперматозоидов с яйцеклетками. Зарождение жизни как было, так и осталось промыслом Божьим.
При процедуре ЭКО отмечается достаточно много неудач. Часто мы не знаем, почему попытка оказалась бесплодной. Специалисты никогда не могут сказать с уверенностью, наступит в результате ЭКО беременность или нет. Нередко бывает так, что эмбрионы выглядят очень хорошо, активно развиваются, но после переноса их в полость матки беременность не наступает. И, наоборот, есть
всего один эмбрион, который отстает в своем развитии и выглядит не лучшим образом, а все заканчивается рождением здорового ребенка. Все в руках Господних.
Человек не вмешивается в дела священные, а действует в рамках дарованного ему Богом знания. Сегодня оставшиеся эмбрионы могут быть сохранены, чтобы быть перенесенными матери позднее. Таким образом, аргумент оппонентов ЭКО, связанный с тем, что люди решают, какие эмбрионы переносить матери, а какие оставить на погибель, уже не состоятелен.
И, наконец, Церковь не отрицает детей, родившихся в результате ЭКО. Христиане их крестят, иудеи и мусульмане обрезают. Они все чада Господни».

Читайте также:  Низкий уровень тестостерона у мужчины и бесплодие

Допустимо ли ЭКО с этической точки зрения?

Светская этика и различные религии дают на этот вопрос разные ответы. Желание иметь собственных детей, реализация материнского инстинкта — все это общество принимает. Главное — чтобы ребенок, зачатый с помощью ЭКО, в дальнейшем был окружен заботой.

Иудаизм также приветствует подобное появление детей у бесплодных супружеских пар. Ведь продолжение рода эта религия считает одним из предназначений каждого человека. Нейтрально относится к ЭКО и ислам, однако тоже оговаривается, что подобная процедура допустима лишь по отношению к семье, не имеющей наследников.

А вот православие считает, что будут или не будут муж и жена детей иметь детей — это зависит от Всевышнего. Искусственное оплодотворение — это своеволие, нежелание покориться воле Божией. Поэтому лучше всего взять ребенка из приюта, чем прибегать к данной процедуре. Тем более, что известен ряд случаев, когда у бездетных супругов после усыновления сирот рождались собственные дети.

Поскольку официального запрета на ЭКО в православии не существует, то священник может дать благословение женщине на такой шаг. Руководствоваться при этом он будет следующим: если Богу не угодно рождение детей у этой пары, то никакая процедура ЭКО не поможет. А если бесплодие посылается как испытание, то лучше помолиться, чтобы попался опытный врач и все прошло хорошо.

Допустимо ли уничтожение эмбрионов?

Светская этика считает, что предимплантационная селекция эмбрионов сродни природному процессу, в результате которого выживают только наиболее жизнеспособные экземпляры. Однако бывает и так, что женщине могут подсадить и 3, и 5, и 10 эмбрионов, если их качество невысоко. Если она не хочет большого количества детей, то ненужные зародыши удаляются уже из матки.

Ислам не видит ничего предосудительного в редукции эмбрионов. Эта религия считает, что лишь по истечении 120 дней у формирующегося младенца появляется душа. До этого зародыш не более, чем конгломерат клеток. Поэтому в случае, если многоплодная беременность угрожает жизни женщины, допускается уничтожение в матке нежизнеспособных плодов.

А вот иудаизм однозначно признает редукцию эмбрионов из матки абортом. Правда, есть одна тонкость: считается, что душа у человека появляется на 40 день после зачатия. До этого срока, допустимо удаление эмбрионов по медицинским показаниям.

В православии считается, что душа у человека появляется с самого момента зачатия. И если к самой процедуре ЭКО церковь относится сдержанно, но с пониманием, то редукция эмбрионов однозначно рассматривается ею как посягательство на зародившуюся жизнь.

источник

3 сентября в нашем эфире начинается показ новых документальных киноработ из цикла «Завтра не умрет никогда». Фильм первый «Я стану мамой. Технологии надежды» расскажет о том, как наука ищет и находит пути решения глобальной проблемы сегодняшнего мира — бесплодия.

Создатели ленты, съемочная группа студии «Лавр» побывала в научных и медицинских центрах, где создаются передовые разработки и уникальные приборы. Один из героев фильма – Александр Гзгзян, профессор кафедры акушерства, гинекологии и репродуктологии СПбГУ, доктор медицинских наук, руководитель отделения вспомогательных репродуктивных технологий НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта. В получасовую ленту размышления ученого вошли не полностью. Более развернутая публикация на нашем сайте покажет, почему проблема бесплодия становится все актуальнее и как женщины вновь обретают возможность иметь детей. Беседовала Яна Рубановская.

Александр Гзгзян:

Про Институт им. Отта, и преемственность

Здесь был первый в России Императорский повивальный институт. И все думают, что если императорский родильный дом, то только императорская фамилия здесь могла родоразрешаться, однако, это не так. Потому что здесь получали помощь все сословия, это было достаточно демократичное место, даже в царское время. Недавно здесь был отреставрирован органный зал с настоящим органом. А во времена Бенуа, который был архитектором этого здания, в каждую палату из этого зала был проведён телефон, и роженицы могли слушать органный концерт, не выходя из палаты. Считалось, что это помогало им не только эмоционально, но и физиологически. Это было очень современное здание, и сам Дмитрий Оскарович Отт был очень продвинутый акушер-гинеколог, ученый мирового уровня.

А преемственность — это вообще очень важная вещь. И то, что называется «классическое акушерство», — оно не терпит суеты. Нельзя всё время метаться. Есть вещи, которые должны быть постоянными. Всё может меняться: препараты, технологии, но подход должен быть один и тот же. Надо, чтобы пациенту было хорошо, и всё должно делаться в его интересах.

Про пациенток

Приводит их к нам одна проблема — бесплодие. Если говорить про типичную пациентку — это женщина тридцати пяти лет и выше, у которой не получается забеременеть в течение года. Вообще, в мире действительно происходит такая ситуация, что женщины стали позже планировать беременность. Это факт, и он скорее социальный, чем медицинский. Во всех развитых странах, и даже в огромной части развивающихся, включая, например, Индию, Китай и даже африканские страны, начало планирования беременности уходит за тридцать лет. Потому что, женщины сначала стараются получить образование, потом освоить какую-то профессию, потом в этой профессии чего-то добиться, а уже после этого занимаются планированием семьи. И получается, что первая беременность откладывается до двадцати девяти-тридцати, а то и больше лет. В этой связи, конечно, увеличиваются случаи бесплодия, потому что идеальный возраст для зачатия, физиологический, это двадцать четыре — двадцать шесть лет. И если женщина его пропускает, то процент естественной беременности, при прочих нормальных условиях, снижается. Когда мы доходим до тридцати лет, он еще немного снижен. Если мы говорим о тридцати пяти лет, это снижение еще более выражено, а если пациентке тридцать семь и выше, то это снижение уже катастрофическое. Потому что с этого возраста кривая по эффективности оплодотворения очень резко падает вниз. Вы спросите, стало ли больше бесплодия? Его стало больше, но не потому, что люди стали больнее. Они стали позже задумываться о том, чтобы завести детей.

Бывает, что женщина в пятьдесят лет приходит к нам, потому что у нее в жизни уже всё хорошо, всё благополучно. И если раньше было не до того, то сейчас у нее появилось это осознанное желание — завести семью, детей наконец. Мы с такими, конечно, сначала разговариваем, объясняем риски. Потому что беременность у женщин старше пятидесяти лет — это достаточно непредсказуемое состояние. Когда она наступает, благодаря оплодотворению донорской яйцеклетки, может запуститься каскад таких сосудистых реакций, которые будет очень трудно удержать. Бывали случаи, когда женщины беременели в пятьдесят, рожали, а потом происходили инсульты, инфаркты и так далее. Просто из средств массовой информации мы слышим только о родах в шестьдесят три года, но не слышим о том, что роженица умерла через год, имея годовалого ребёнка, который остался сиротой.

Поэтому психологический портрет нашего пациента, он очень сложен, но чаще это абсолютно адекватные, нормальные люди, которые хотят, как и все, иметь своих детей.

Про суррогатное материнство

Для начала про юридическую сторону вопроса, что разрешено и вокруг чего возникло столько шума. Дело в том, что в России суррогатное материнство разрешено. Но разрешено только по медицинским показаниям. Все спекуляции относительно того, что вот бизнес-леди прибегает к услугам суррогатной матери, чтобы животик не растягивался или ей некогда — они не относятся к нашей стране и к её законам. Что это значит? Медицинское показание — это когда нет матки, то есть, её удалили. Или по каким-то заболеваниям эта матка не может вынашивать беременность. Или женщина по соматическим показаниям не может вынашивать беременность — это целый ряд сердечно-сосудистых заболеваний, почечная патология и так далее.

Но такие ситуации достаточно редки. По статистике вся доля суррогатного материнства в Российской Федерации составляет не более полутора процентов. Проблема существует в другом. Дело в том, что Россия — это единственная страна в мире, где суррогатная мать может по закону оставить себе ребёнка, который на самом деле ей не принадлежит. Но даже учитывая эту проблему, количество таких случаев — оно ничтожно мало даже из этих полутора процентов. Другое дело, что они сразу становятся достоянием СМИ. И такое ощущение, что в России все матери — суррогатные! И почему-то, обсуждая этот вопрос, никто не думает о пациентках. Все думают о суррогатных матерях, которые добровольно, между прочим, соглашаются на это дело, жалеют их.

А вот, что делать женщине, у которой в двадцать пять лет удалили матку, потому что было кровотечение. Вот как ей осуществить свою репродуктивную функцию? Она тоже имеет право на продолжение рода. Как с этим быть? Мы же не говорим, что донорское сердце — это плохо. Мы же делаем трансплантации сердца, печени, почек. Почему, если есть технология, нельзя ей воспользоваться?

Про страх и недоверие

Здесь речь не про недоверие к чему-то новому, это страх того, что дети после ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение)могут быть больными. Вот это самый расхожий миф, который имеет место быть и который, кстати, подогревается даже и некоторыми профессионалами от медицины, которые дают какие-то чудовищные цифры, что у детей, зачатых методом ЭКО бывают пороки развития, бывают нарушения нервной системы и так далее, и так далее. Можно сказать, что это запугивание при отсутствии фактов.

А факты говорят о том, что если беременность после ЭКО протекает нормально, то дети имеют те же показатели здоровья, что и дети, которые получены от нормальной беременности. Другое дело, что накладывает свой отпечаток то, что женщины, прошедшие процедуру ЭКО, не всегда соматически здоровы: имеют сопутствующие заболевания других органов и систем. Ведь бесплодие — это не изолированное заболевание, к нему могут приводить другие причины. И вот тогда, конечно, могут быть и осложнения, но это никак не связанно с процедурой ЭКО, это связано со здоровьем женщины в целом. И очень важно женщину подробно ввести в курс дела. Она должна понимать, что она делает, осознавать все риски. И тогда, после осознанного желания, мы уже вместе стараемся преодолеть все сложности.

Про вмешательство в «божий промысел»

Рождение ребёнка — это вещь очень тонкая, и с точки зрения психологии, и культурологи, и религии. Вещь сугубо интимная. Но жизнь вообще интимная вещь. О чём говорят люди: если не суждено иметь детей, так зачем их иметь. Но, если тебе суждено умереть, тогда давайте вообще лечить никого не будем… Если мы говорим о том, что мы что-то натворим и нам что-то за это будет в плане цивилизационном, ну, тогда не надо топить печку, не надо ездить на автомобилях, потому что это тоже глобально меняет среду. Это вообще вечный вопрос о том, куда человечество движется. Я специалист в другой области. У меня есть свой маленький мирок, которым я занимаюсь. Лучше руководствоваться принципом: делай, что должен, и будь, что будет. Это, на мой взгляд, то, что должен делать человек на своём месте. Тогда все получается…

Они приходят, и письма присылают, и открытки, и фотографии, и в натуральном виде приносят. Уже много Саш на этом свете. Всегда это очень приятно, конечно, но это очень большой соблазн того, что у тебя там где-то крылышки начинают прорезаться. Надо сохранять трезвость ума. Если что-то получается, это не значит, что ты такой великий. Это значит, что ты когда-то что-то сделал, ну, и не более того. Поэтому надо трезво оценивать свой вклад и продолжать, потому что нельзя останавливаться.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *