Меню Рубрики

Как относится к своему бесплодию

Каждая шестая молодая супружеская пара в России не имеет детей. Для большинства христианских семей отсутствие малышей в доме — тяжёлое испытание, являющейся проверкой веры в Промысел Божий.

Медицина определяет бесплодие как неспособность женщин и мужчин детородного возраста к деторождению. При этом женщина не способна зачать, а мужчина оплодотворить яйцеклетку. В обывательской традиции принято считать причиной отсутствия детей проблемы в женском здоровье. Между тем, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, виновным в отсутствии потомства в 45% случаев является мужчина, ещё 15% приходится на генетическую несовместимость и только в 40% эпизодов бесплодия причиной являются патологические изменения в женском организме.

Диагноз бесплодие ставится, если у супружеской пары, не прибегающей к каким-либо методам контрацепции, при наличии постоянной половой жизни в течение года не наступает беременность. Медики называют причиной бесплодия нарушения в эндокринной и мочеполовой системах организма обоих или одного из супругов. Супружеская пара совместно проходит обследование и лечение, состоящее из следующих пунктов:

  • беседа с узкими специалистами;
  • клинические и лабораторные исследования;
  • терапевтическое или хирургическое лечение.

Следует знать, что диагноз абсолютное бесплодие ставится женщинам в 7% случаев, а мужчинам в 5% диагнозом. При этом процент относительно бесплодных пар, в которых супруги генетически не совместимы, составляет 30-40% от всего количества обратившихся за помощью в медицинские учреждения.

Испробовав все доступные медикаментозные методы лечения, отчаявшиеся супруги, обращаются за помощью к Святым Заступникам. Как относится церковь к бесплодию? Библия считает отсутствие у супругов детей Божьей карой за совершенные ранее грехи или испытанием силы их веры в Его Промысел.

Сегодня церковь говорит, что отсутствие у супругов в течение многих лет детей — не повод для отчаяния. Важно понять, что необходимо искать не только физиологические, но и духовные причины бездетности семьи.

Причин, по которым Господь не дарит супругам ребёнка, множество. Основные из них описал Старец Паисий Святогорец в своём труде «Семейная жизнь»:

  1. Беспорядочная жизнь супругов до брака. Частая смена половых партнёров, желание перед вступлением в брак как можно больше удовлетворить желания плоти считаются грехом, за которой Господь может наказать отсутствием детей.
  2. Придирчивый выбор спутника жизни, основанный на холодном расчёте, а не на взаимной любви и уважении. Ребёнок — дар Бога и плод союза любящих людей, а не обязательный атрибут семейной жизни.
  3. Неготовность людей довериться воле Господа. Любое событие происходит по желанию Всевышнего. Покаяние и смирение — правильный путь к исполнению заветного желания. Библия описывает множество примеров, когда супруги становились родителями, пройдя длинный путь совместного духовного совершенствования.
  4. Сознательная отсрочка молодой супружеской пары в рождении ребёнка. Часто современные молодые люди строят чёткий план совместной жизни, в котором рождение потомства стоит далеко не на первом месте. Они думают, что ещё успеют завести малыша, забывая, что ребёнок — дар Господа. Пренебрежение этим подарком или отказ от него (прерывание беременности) может быть наказано невозможностью иметь потомство в будущем.
  5. Промысел Божий, состоящий в желании перенаправить родительскую любовь бездетной пары на сирот, которые нуждаются в ласке, опеке и заботе. Известно много случаев, когда после принятия решения принять в семью чужого ребёнка, муж и жена получали возможность зачать собственного малыша.

Кроме причин, описанных старцем Паисием, современные служители церкви называют следующие духовные предпосылки, ведущие к бездетности:

  1. Родовые проклятия, насланные на детей родителями. Они могут быть неосознанными, сказанными в порыве эмоций, но имеющими серьёзные последствия. Как правило, для преодоления последствий проклятия достаточно искреннего раскаяния родителей бездетного человека.
  2. Грехи, совершенные предками против Бога и людей. Зная о существовании в прошлом семьи недостойного деяния, следует признать его и исполнить наложенную духовником епитимью.
  3. Наказание за гордыню и зависть, которые в просторечье называют «порча» и «сглаз». Нельзя насмехаться над чужим горем — отсутствием детей. Это может привести к потере уже имеющихся детей и невозможности рожать ещё малышей. Известны ситуации, когда красивая, молодая, успешная женщина, имеет крепкую, но бездетную семью. Это может объясняться «сглазом» — завистью окружающих. Поможет в этой ситуации сильная вера в силу и промысел Божьи.
  4. Во многих случаях бесплодие — испытание веры для христианской семьи. Если после применения всех возможных методов лечения у супругов не появился малыш, то им следует со смирением принять волю Божью и набраться терпения.

Возможности современной медицины дают надежду завести потомство многим бездетным парам. Православная церковь положительно относится только к одному виду искусственного оплодотворения. В основе этого метода лежит ввод мужского семени в матку при помощи медицинского инструмента. При этом материал должен быть получен естественным путем в процессе супружеской близости. Этот способ считается приемлемым, так как он максимально приближен к естественному и не подразумевает участия в нём третьей стороны.

С точки зрения Церкви, недопустимым считаются следующие методы искусственного оплодотворения:

  1. Участие в процессе зачатия генетического материала третьей сторон. Священники считают, что этот процесс равноценен супружеской измене, несмотря на то, что не было факта физической измены.
  2. Суррогатное материнство разрушает таинство установления духовной связи матери и ребёнка во время беременности.
  3. Экстракорпоральное оплодотворение нарушает естественные отношения между супругами, так как процесс зачатия происходит вне человеческого тела. Священнослужители задаются вопросом, как на человека, появившегося в пробирки, будут действовать злые духи. Какими духовными качествами будет обладать малыш, зачатый вне тела матери. Также серьёзной моральной проблемой является наличие лишних оплодотворённых яйцеклеток, в которых уже зародилась жизнь. Их уничтожение фактически является убийством, за счёт которого рождается малыш. Этот грех тяжким бременем ложится на мать, принявшую это решение, и ребёнка, ради которого греховный акт был совершён.

Церковь утверждает, что лечение бесплодия будет бесполезным, если не укрепить духовное здоровье. Какие шаги должны предпринять супруги, живущие по христианским канонам?

В первую очередь, до похода в медицинское учреждение, необходимо поговорить со своим духовником и испросить его благословения на обследование и лечение.

Если супруги заключили брак только по гражданским законам, то необходимо пройти через таинство церковного венчания. Оно укрепит связь жены и мужа, сделает их союз благословленный Господом. После прохождения этого священного обряда останется только ждать доказательства этого благословения — появления ребёнка.

Семья, усердно молящая Всевышнего подарить им ребёнка, должна смиренно ждать исполнения воли Его и смиренно выносить крест страдания.

Также необходимо совершить следующие обряды:

  • исповедь, во время которой вспоминают все грехи и каются в них;
  • причастие, дающее очищение от неправильных мыслей и дурных поступков;
  • соборование, способное исцелить не только тело, но и душу.

Чтобы осознать волю Господа необходимо очистить душу, мысли и сердце. Это поможет увидеть и услышать Его знаки, дающие понять необходимо ли продолжать делать попытки зачать собственное дитя, или подарить свою любовь и заботу нуждающимся в этом детям.

источник

Мы не станем говорить о физиологических причинах этого несчастья, а рассмотрим алгоритм поведения семейной пары, страдающей от бесплодия, предлагаемый церковной, православной традицией

Дети – это цветы жизни, как говорит одна из пословиц. Однако появление этих цветов, к сожалению, не всегда совпадает лишь с желанием взрослых женщин и мужчин, которые их очень хотят. Бывает и такое, что муж с женой стараются, стараются, а ничего не получается. Идут по врачам, специалистам, и слышат страшный диагноз – бесплодие. Мы не станем сейчас говорить о физиологических причинах этого несчастья, в каждом конкретном случае они могут быть свои и о них доктора очень подробно расскажут и объяснят. Попробуем рассмотреть алгоритм поведения семейной пары, который предлагается ей церковной, православной традицией.

Прежде всего, любой священник скажет такой паре – не отчаивайтесь! И правда, нет оснований считать — даже если поставлен окончательный диагноз специалиста — что дело зачатия младенца совершенно безнадежно. История жизни знает множество обратных примеров, которые в церковной среде трактуются как обыкновенное чудо, а в среде светской — как плод неустанных усилий. Поэтому первым советом здесь будет, безусловно, лечиться, ну а вторым, традиционно, молиться. И лишь у людей окончательно отчаявшихся в таком чуде, как собственные дети, вряд ли они и появятся, все остальные должны жить обоснованной надеждой.

Помимо обычных медикаментозных и физиотерапевтических методов лечения бесплодия, современная медицина предлагает ряд достаточно сложных способов семейной паре обрести долгожданное потомство. Однако надо знать, что церковное сознание, выраженное в Социальной концепции Русской Православной Церкви, не все из них одобряет для своих членов.

Фактически, из всех активных методов медицинской помощи при бесплодии одобряется только метод искусственного оплодотворения женщины половыми клетками мужа. Здесь не нарушается целостность семейного союза как такового, а искусственное зачатие происходит в контексте семейных отношений.

Что же касается такого метода, который основан на донорстве половых клеток, то он считается категорически недопустимым, так как вносит в союз двух некое анонимное третье действующее лицо. С этой точки зрения само оплодотворение и зачатие вполне может рассматриваться как результат супружеской измены.

Экстракорпоральное оплодотворение, которое становится особенно модным, напрямую связано с таким жутким следствием этого метода, как уничтожение излишних эмбрионов. Поскольку религиозное сознание признает ценность фактической жизни именно с момента появления эмбриона из оплодотворенной яйцеклетки, то этот метод должен трактоваться как массовый аборт, или, попросту говоря, убийство тех самых детей, которые столь желанны супругам, и которые в массовом порядке летят в сливное ведро. Ответственность за этот тяжкий нравственный проступок лежит не только на медиках, чьи руки и совершают убийство, но и на родителях, идущих на подобную селекцию. Это горько, но надо называть вещи своими именами. Теоретически, если бы речь шла о единственном эмбрионе, метод был бы вполне допустим, однако, в практике современных медицинских учреждений, нет таких условий. Впрочем, возможно это дело будущего, если появится известное число настойчивых родителей, добивающихся человечности, а не производственной репродуктивности.

Суррогатное материнство также признается аморальным и недопустимым в практике нормальной семейной жизни.

Текст Социальной Концепции об этом говорит так: «Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания».

Кстати, есть интереснейший Библейский пример, который демонстрирует грустные последствия подобного рода попытки решить проблему бездетности. Возможности пересадить эмбрион тогда не было, но зато можно было предложить вместо себя, например, служанку. Речь идет о великом Патриархе библейского народа Аврааме. У него с его женой Саррой до глубокой старости так и не было детей. Мечтая иметь ребенка, его жена прибегла к помощи служанки Агари, которая, зачав от Авраама, родила им мальчика, названного Исмаилом. Ох и натерпелась же Сарра от Агари унижений и презрения, однако, делать было нечего, сама виновата. За неимением детей, Исмаил был естественным наследником всего родительского состояния, в том числе, благословений Бога. Сарра еще много неприятностей имела от Агари, когда та поняла, какие преимущества перед хозяйкой теперь она получила. Однако случилось так, что Сарра все же забеременев родила сына Исаака. Агарь с Исмаилом были изгнаны вон, и от них произошел, согласно Библейской традиции, народ Агаряне – современные арабы, которые до сих пор не дают покоя своим кровным братьям по Аврааму – евреям. Это лишь один пример печальных последствий суррогатного материнства.

Иногда возникает вопрос: если суррогатное материнство – это плохо, то почему усыновление брошенных детей это хорошо? Ведь там вообще чужой ребенок берется в семью, к рождению которого ни будущий папа ни мама не имеют отношения. На самом деле все проще: усыновление — это благодеяние, или доброе дело, которое совершают люди из любви, и, прежде всего к уже рожденному, но несчастному младенцу или великовозрастному ребеночку. Никто и не претендует на генетическое родство, оно здесь заменяется родством духовным, семейным, которое, при настоящей любви, полностью компенсирует разность крови.

Прежде чем рассказать, как и кому молиться при бесплодии, стоит пояснить, зачем это делать. Конечно, речь идет о людях, хотя бы мало-мальски верующих. Такое семейное испытание, как бесплодие, не всегда приводит к разрушению брака, но чаще всего ведет к его консолидации, особенно если супруги действительно любят друг друга. Стоит задуматься о самом главном – кто является источником жизни? Для верующего человека ответ очевиден – это Бог! Следовательно, при невозможности родителями зачать новую жизнь младенца и стоит обратиться к непосредственному Подателю жизни. В этой части семейной терапии, как раз, все средства хороши, если речь идет о классических церковных молитвах.

Но особенно полезно супругам поразмышлять о том, зачем дается им подобное испытание, и какие изменения к лучшему они могут внести в свою жизнь, чтобы его успешно преодолеть. А для этого рекомендуется, как можно чаще прибегать к таинству исповеди. Еще лучше, если муж и жена будут как можно чаще причащаться в период попыток зачатия, поскольку Причастие — это не только награда за труды и подвиги, но и лекарство, как для души, так и для тела. Кровь Христа соединяется с кровью христиан, помогая преодолевать самые различные недуги. Очень хорошо, если супруги пособоруются, так как это таинство напрямую связано с помощью при нездоровье. И конечно замечательно, если невенчанный брак получит церковное благословение в таинстве венчания.

Когда речь заходит именно о помощи Божией, от человека требуется лишь одно – неустанно ее искать. А подаваться она может самым различным способом.

Есть большое количество святых, которые, по наблюдению в течение церковной истории, имеют возможность помогать при бесплодии. Речь, естественно, идет о чудесной молитвенной помощи.

«Услышь нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, воспомяни закон Твой об умножении рода человеческого и будь милостивым Покровителем, да Твоею помощью сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего — сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества в предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердный, на нас, рабов Твоих, союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на нас милость Твоя, да будем плодовиты и да увидим мы сыны сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное по милости Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь».

Читайте также:  Современные методы профилактики бесплодия

Наиболее частыми адресатами при молитвах о даровании детей, являются Иоаким и Анна – родители Пресвятой Богородицы, Девы Марии. Причина достаточно очевидна. Именно эта пара прошла с честью и достоинством через испытание своего брака бесплодием, и, получила по своим молитвам такой «плод чрева», как Марию, ставшую Богородицей. Перед тем как привести молитву праведной Анне о даровании детей поясним, что молиться можно и своими словами. Можно заказать специальный молебен в церкви этим святым, написав туда свои имена. Можно посетить храм посвященный им, и молиться там. Никто не ограничивает человека в его возможностях.

«Благоугодный корень, израстивший былие благоплодное и вечноцветущее – препетую Богородицу, из Нея же произыде Начальник жизни и Совершитель веры Иисус Христос, многоточный источник, из неяже произыде, яко поток сладости и река мира Благословенная в женах, источающая бездну благ и неизреченное море благости и бесконечного блаженства. Предопределенная чревоносити несравненно Светлейшую лучей солнечных, Еяже прозреша и проповедаша пророческие трубы. Познанная от Плода ея, Царицы Ангелов и вышшей сущей небес, яко сосуд избранный Святаго Духа и вместилище благодати яснейшее. Образ праведности и непорочного жительства и мудрости луг благоуханный и сладкоблаговонный. Исполняющая законная повеления в правости сердца и горящем благоговении и всяким тщанием со блаженным своим супругом и богоносцем Иоакимом. Божественным волением зачавшая в старости маститей и рождшая прежде век предопределенную родитися Матерь Божию. Прамати всемилостивого и всещедраго Бога, готовое заступление и предстательство с верою прибегающих к тебе, утешение страждущих и покой скорбящим, благодатию Внука твоего показующая безчадных и неплодных жен благочадны, приими и моление нас грешных и преложи печаль безчадия молящихся тебе в радость.

Даждь плод чрева призывающим тя, разрешая мрак их безплодия и, яко разрешение безплодия, безчадных жен благочадны сотвори ублажающих тя и славословящих Богочеловека – Внука твоего и Создателя и Господа.

Ей, блаженная и благодатная Анна, всем, яко луна пресветлая, посылающая мирный и тихий свет богоданных в тебе дарований, показавшаяся Сарры честнейшая, Анны матери Самуила светлейшая, Елисаветы славнейшая и всех праведных жен, ихже закон прославляет, честнейшая и яко от сего многой чести и благодати удостоенная, исполни радости и веселия сердца к тебе прибегающих и даждь благодать твою рабе твоей, приемлющей твою скорую помощь, отверзая ей чрево, да твоим предстательством и заступлением улучит зачатие чада и прославит всесвятое Имя Богочеловека – Внука Твоего и Спаса нашего Иисуса Христа. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и пресвятым и благим и животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Святые пророк Захария и праведная Елизавета, также являются наиболее популярными святыми, к которым обращаются при подобных проблемах. История та же. До глубокой старости эти люди так и не смогли иметь детей, и почти смирились с этим испытанием, как по милости Бога зачали и родили сына, да еще какого. Это был Иоанн, которого прозвали Креститель, и о котором Сам Христос, принявший у него крещение сказал, что это самый великий человек на земле.

«Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого пророка Захарию и праведную Елисавету воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь».

Святая праведная Анна пророчица – мать пророка Самуила, имя которого так и переводится «Испрошенный Богом». Эта женщина непосредственно в Иерусалимском храме усердно вымаливала себе ребенка и получила просимое. Она и есть пример позитивной надежды на помощь Божию.

Приведем молитву ее сыну, где напрямую говорится о подвиге его святой матери, и во имя этого подвига, просится помощь в просимом:

«От матере умоленный, тезоимените дания Божия, /от Бога звания во младенчестве сподобися, честный пророче Самуиле, добре пасый непокоривыя люди и царем явивыйся устроитель, и о нас, верно чтущих тя, моли Истиннаго Бога, да спасет души наша».

Святая Блаженна Ксения Петербуржская, при своей жизни неоднократно молилась о различных семейных нуждах тех людей, которые к ней обращались. В том числе и людей бесплодных. А после ее кончины большое количество семейных пар не имеющих детишек по ее молитвам были одарены Богом потомством.

«О, святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и святыми и под сенью Всемогущего покоишися. Ныне святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: примии прошения наша и принеси яко Престолу Милосерднаго Отца Небесного, яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстан и святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом Святого Крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли, монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца м Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Подобная ей святая не такой давней поры – святая блаженная Матрона Московская. Также как святая Ксения, блаженная Матрона была известна множеством чудес, в том числе и в несчастных обстоятельствах семейной жизни.

«О блаженная подвижнице Христова, мати наша Матроно! Припадаем ныне и прибегаем к твоему предстательству, и смиренно просим тя: многая скорби и болезни в жизни своей претерпевшая, призри и на наша скорби и болезни, крепость бо наша оскуде в нас, не можем ни подвиги творити, ни молитися усердно. Воздохни за ны ко Господу и умоли Его, да помилует нас и исцелит наша болезни неисцельныя, жизнь нашу да сохранит в мире и тишине, и за молитвы твоя и теплая ходатайства соберет нас во Царствии Своем со всеми святыми славити Бога во веки веков. Аминь».

Известна чудесная помощь родителям, которые не имеют детей, от преподобного Александра Свирского. В летописи монастыря, где покоятся его мощи есть немало свидетельств рождения детей после молитвы к этому святому. Особенно помогает он при рождении почему то мальчиков.

«О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, многия милости живущим во святей обители твоей и всем, с верою и любовию притекающим к тебе, являяй. Испроси нам вся к житию сему временному благопотребная, паче же к вечному спасению нашему нужная. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, правителем страны нашея России. И да в мире глубоце пребудет святая православная Церковь Христова. Буди всем нам, чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощниче. Наипаче же в час кончины нашея явися нам, заступниче благосердый, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренных молений наших, но присно о нас пред Престолом Живоначальныя Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще и недостойны есмы, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

Преподобный Роман Антиохийский (Сирийский отшельник), еще и при своей жизни славился молитвами за неродящих женщин. Такие специально совершали паломничество со своими мужьями к нему, лишь бы святой угодник помолился о них. Молился и дети у самых безнадежных пар появлялись по его молитвам к Богу.

«О преподобне отче Романе, услыши нас, призывающих тя. В малой келий затворившись, питаясь скудно и огня не имея, во власянице, нося тяжелые вериги, до кончины своея пребыл еси. Сего ради благодати Божественныя сподобившись, многих людей недуги уврачевал еси и многих жен молитвою своею от безплодия избавил еси. И ныне внемли с благоговением и усердием припадающим и молящимся тебе женам неплодным; умоли Господа Бога, да всемощною силою Своею разрешит Он безплодие их и чад им дарует, ибо благ и человеколюбив Бог наш, свыше призирающий на нас и исполняющий прошения наша. Аминь».

Преподобному Давиду Гареджийскому молятся в особенности, если есть конкретные медицинские причины бесплодия. Еще при своей жизни он творил удивительные чудеса.

«О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы валящееее совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

А вот священномученик Ипатий, епископ Гангрский, прославился помощью от своих чудотворных мощей уже после своей кончины. И особенно такая помощь была востребована бесплодными супругами.

«Трисолнечного Света светозарная звездо, вводящая в мир Трисолнечный Свет апостольскими твоими, богоевангельскаго проповедания священноучении, священномучениче, иерарше Христов, Богоблаженне Ипатие. Ты приял еси от Святые Троицы равноапостольную благодать, серафимскую в горечестии к Богу любовь, яко же верховнейший апостолов Петр, и херувимскую многоочитую во учении премудрость, яко же вторый Павел. Просветивый премудрым твоим благочестия учением тьмочисленныя народы, присноусердно подражая всемирнаго Учителя, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Его же ради всесмиренно молю богоподражательное отеческое твое благоутробие: призри милостивно богосветлыми очима твоима на сущее недостоинство мое, яко всечадолюбивый по Бозе отец, и присноусердный нашего спасения наставниче, и всех в Горних правонеизменный строитель, адамантная Православию стена и пресветлый столп, вводящий второноваго Израиля во всепросветлейший Горний Сион. Потщися вскоре помоществовати на бранех воинству нашему. Проси же присно у Святыя Троицы всем православным христианом мира и тишины, душевного спасения и многолетняго в телеси здравия, воздуха благорастворения, земли благоплодия, неплодствующим благочадия, и в законе Господнем воспитания, и всех благих умножения. А после жития коемуждо жизни сея сподоби святыми твоими молитвами улучити христианскую кончину благу, непостыдну и мирну, со всепреподобнейшим исповеданием и со причастием Святых Бессмертных Небесных и Животворяхцих Христовых Тайн, и с молитвомаслием беспрепятное воздушных мытарств прошествие, наследие со святыми всерадостныя присносущныя жизни, в ней же купно со ангельскими чинми непрестанныя хвалы вознесем Отцу со Единородным Его Сыном и с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, и тебе, великое твое отеческое милостивое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Здесь приведены наиболее распространенные святые, к которым есть практика обращаться с молитвами именно по такому поводу. Однако, у каждого из нас есть еще и свой небесный покровитель и Ангел Хранитель. Вполне возможно призывать их на помощь, потому что наша жизнь непосредственно касается и их.

Самое главное для родителей, которым Господь по их молитвам и желанию все же даст младенчика, никогда не забывать, что их чадо действительно вымоленное.

источник

Известно, что бесплодный брак для большинства семей является трагедией. После безуспешных попыток зачать ребенка пара обычно обращается за медицинской помощью. Но бывает так, что даже тщательные обследования не могут объяснить причины неудач…

Бесплодие определяют обычно как отсутствие беременности в семье в течение 1 года после начала регулярной половой жизни без предохранения.

Срок — 1 год — определен статистически: доказано, что у 30% здоровых супружеских пар беременность наступает в первые три месяца совместной жизни, еще у 60% — в течение последующих семи, у оставшихся 10% — через 11-12 месяцев после начала половой жизни. Таким образом, год — достаточный срок для того, чтобы оценить способность пары к зачатию и при отсутствии беременности говорить о бесплодии.

Бесплодие относится не к одному человеку, а к паре супругов, и правильнее называть это состояние бесплодным браком. Примерно в трети случаев детородная функция (фертильность) снижена и у мужа, и у жены. И, наоборот, в 20 случаях из 100 у обоих супругов могут быть идеальные показатели репродуктивной функции, а беременность все же не наступает.

Говоря о бесплодии, необходимо обозначить «первичное» и «вторичное» бесплодие. Первичное — если у женщины никогда не было беременностей. Вторичное — если у женщины была хотя бы одна беременность.

Если причиной бесплодного брака являются те или иные нарушения в организме женщины, говорят о женском бесплодии. Мужской фактор считается причиной бесплодного брака в том случае, если женщина здорова, а у мужчины наблюдается резкое снижение оплодотворяющей способности спермы. При сочетании женского и мужского бесплодия имеет место комбинированная форма бесплодия. В случае, когда у обоих супругов обнаруживаются нормальные показатели репродуктивной функции, однако специальные пробы указывают на их несовместимость, последняя рассматривается как особая форма бесплодного брака, требующая специального подхода при определении тактики лечения. Наконец, бесплодие может встречаться и среди совершенно здоровых и хорошо совместимых супружеских пар. В таких случаях даже полное и углубленное обследование не позволяет определить его причину. Тогда ставится диагноз бесплодия неясного происхождения, или идиопатического бесплодия.

«Запас» яйцеклеток определен уже при рождении девочки, он составляет около 400 тысяч. В течение одного менструального цикла (от первого дня одной менструации до первого дня следующей) в одном из яичников, как правило, созревает одна яйцеклетка. После выхода яйцеклетки из яичника (овуляции), который происходит примерно на 14-й день менструального цикла, в яичнике образуется желтое тело. Оно выделяет гормоны (гестагены), подготавливающие матку к приему зародыша, а в случае успешного зачатия — сохраняющие беременность. Особенно велика роль гестагенов в первом триместре беременности.

Читайте также:  Гирудотерапия пиявки при бесплодии

Из яичника яйцеклетка попадает в брюшную полость. Рядом с каждым яичником располагается яйцевод — фаллопиева (маточная) труба, в воронку которой должна попасть яйцеклетка благодаря движениям ресничек маточной трубы, которые «захватывают» яйцеклетку (сама она не обладает способностью к движению). За 6-7 дней яйцеклетка благодаря сокращениям маточной трубы должна преодолеть расстояние от воронки до матки в 30-35 см. В идеальных условиях оплодотворение происходит, пока яйцеклетка находится в верхней трети яйцевода. После овуляции яйцеклетка сохраняет жизнеспособность примерно 24 часа.

Традиционно данный диагноз ставится только после проведения всех методов обследования и при отсутствии какой-либо патологии. Обследования должны включать целый ряд методов.

Оценка качества овуляции (выхода яйцеклетки из яичника). Для этого исследования необходимы:

    гормональное обследование — в определенные дни менструального цикла женщина сдает кровь на различные группы гормонов репродуктивной системы, врач оценивает уровни этих гормонов и соотношение их между собой (в группе);
  • в определенные дни цикла проводят УЗИ органов малого таза, УЗ-мониторинг фолликулов (пузырьков, в которых созревают яйцеклетки) и эндометрия (внутреннего слоя матки) — отслеживание роста фолликулов и их разрыва (овуляции) при помощи ультразвукового аппарата. Это исследование позволяет установить, происходит ли овуляция и когда она происходит (для наступления беременности необходимо, чтобы это было в середине менструального цикла).
  • Исследование готовности эндометрия к принятию оплодотворенной яйцеклетки. Это сочетание ультразвуковых исследований состояния слизистой оболочки матки во второй (секреторной) фазе цикла с гистологическим (под специальным микроскопом) исследованием клеток эндометрия, полученных при помощи пайпель-биопсии (берется небольшой кусочек внутреннего слоя матки в амбулаторных условиях, без обезболивания). В норме к середине цикла в эндометрии должны произойти определенные изменения для того, чтобы туда могло внедриться плодное яйцо.

    Оценка проходимости маточных труб. В исследование входят:

      соногистерография — ультразвуковое исследование с предварительным введением в полость матки по катетеру физиологического раствора. Помимо проходимости маточных труб это исследование позволяет увидеть различную патологию матки (аномалии строения, опухоли и т.д.);

    гистеросальпингография — в полость матки с помощью специального катетера вводится рентгеноконтрастное вещество — урографин, верографин, уротраст и т.д. Затем проводится серия рентгеновских снимков. В случае проходимости маточных труб рентгеноконтрастное вещество попадает в брюшную полость, это видно на снимках. Гистеросальпингография относится к малоболезненным вмешательствам, поэтому обезболивание не проводится.

    Выявление иммунологического конфликта между мужем и женой. Конфликт выявляется на уровне шейки матки: слизь, которая находится в канале шейки матки, способна задерживать продвижение сперматозоидов, В норме это связано с изменением характеристик слизи в разные периоды менструального цикла, в патологических ситуациях — с выработкой антиспермальных антител (антител против сперматозоидов, снижающих их подвижность). Иными словами, нужно проверить, как сперматозоиды взаимодействуют с содержимым влагалища и шеечного канала.

      посткоитальный тест — определение количества и подвижности сперматозоидов в цервикальной слизи через некоторое время после полового акта (обычно через 4-6 часов). Посткоитальный тест является одним из самых «капризных» методов обследования при бесплодии. Очень часто причиной отрицательного посткоитального теста (плохого результата) становится слишком раннее или слишком позднее проведение исследования (по дням цикла) — его нужно проводить в середине менструального цикла. Причиной отрицательного теста могут быть местные воспалительные процессы, повышение вязкости цервикальной слизи, связанное с низким уровнем женских половых гормонов эстрогенов перед овуляцией в цикле исследования. Однократный отрицательный результат теста не указывает достоверно на наличие шеечного фактора бесплодия, т.к. может быть связан с неправильным проведением. В случае отрицательного результата рекомендуется повторное проведение теста в следующем цикле, а также проведение пробы Курцрока-Миллера;

    проба Курцрока-Миллера — слизь, взятую из шеечного канала, помещают под микроскоп вместе со спермой мужа (для этого исследования муж отдельно сдает сперму). В норме через 20-30 минут сперматозоиды проникают в каплю слизи и продолжают свое движение. Если же проникновения не происходит, тест оценивают как отрицательный и начинают выяснять причину нарушения: либо это воздействие на сперматозоиды агрессивных антиспермальных антител из цервикальной слизи, либо изначально плохие показатели подвижности сперматозоидов, либо нарушенные характеристики цервикальной слизи, возникающие из-за несостоятельности гормонального фона пациентки. Забор слизи для теста проводят строго перед овуляцией или в день овуляции (день овуляции определяют по УЗИ);

    определение антиспермальных антител в шеечной слизи — антиспермальные антитела — особый вид антител, вырабатывающихся в женском организме против сперматозоидов партнера. Антитела подавляют движение сперматозоидов через шеечный канал, мешают им прикрепиться и проникнуть в яйцеклетку.

    Забор цервикальной слизи проводят в середине менструального цикла женщины, в преовуляторный период (когда в канале шейки матки содержится максимальное количество слизи).

    Оценка наличия спаечного процесса в полости малого таза и эндометриоза (заболевания, при котором внутренний слой матки разрастается в нехарактерных для этого местах). Для этого проводится лапароскопия — операция, во время которой через небольшие разрезы на передней брюшной стенке (животе) вводят специальные инструменты, оснащенные световой оптикой. Эта операция позволяет увидеть внутренние органы малого таза (матку, маточные трубы, яичники, мочевой пузырь, кишечные петли и др.) и получить большой объем информации об их состоянии, выявить заболевания, которые невозможно обнаружить неинвазивными (не связанными с проникновением в брюшную полость) методами. Важным преимуществом лапароскопии является возможность проведения одномоментного хирургического лечения ряда обнаруженных отклонений (спаек, очагов эндометриоза, кист, миоматозных узлов и др.). Лапароскопию проводят в стационаре в первой фазе менструального цикла на фоне обезболивания (эпидуральной анестезии или общего наркоза).

    Исследование эякулята. Для исследования используются следующие методы:

      спермограмма — определение качественных и количественных характеристик спермы (содержания сперматозоидов, их подвижности, морфологических параметров и др.);

    биохимия спермы — исследование содержания некоторых важных микроэлементов в сперме, необходимых для нормальной жизнедеятельности сперматозоидов;

    антиспермальные антитела, вырабатывающиеся в организме мужчины, — одна из главных причин, ухудшающих образование и функции сперматозоидов. При исследовании определяют наличие таких антител в сперме (методом латекс-агглютинации, АСАТ), а также на сперматозоидах (MAR-тест). Для исключения факторов, нарушающих имплантацию оплодотворенной яйцеклетки в слизистую оболочку матки, семейным парам также необходимо пройти специальное обследование, направленное на исключение иммунологических причин бесплодия (причин, которые приводят к развитию конфликта между матерью и плодом на разных этапах наступления и развития беременности).

    Итак, если супружеской паре были проведены все описанные исследования, и никакой патологии не было обнаружено, то говорят о необъяснимом бесплодии.

    Не обнаружив никаких отклонений в репродуктивном здоровье пары при полном традиционном обследовании, ей предлагают схему попыток достижения оплодотворения. В эту схему входит стимуляция овуляции, внутриматочная инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение. Эти технологии могут применяться в разных сочетаниях.

    Стимуляция овуляции. Так называют использование лекарственных препаратов для получения сразу нескольких зрелых яйцеклеток в течение одного менструального цикла, что повышает шансы оплодотворения. Стимуляцию овуляции можно повторять в течение 3-6 менструальных циклов. Внутриматочная инсеминация (ВМИ). В естественном цикле или на фоне гормональной стимуляции овуляции в период овуляции женщине вводят предварительно подготовленную сперму мужа. Искусственную инсеминацию проводят 2-3 раза в течение одного менструального цикла. Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). Этот метод включает оплодотворение яйцеклетки, полученной у женщины, спермой мужа в лабораторных условиях, и подсадку в последующем оплодотворенной яйцеклетки в матку.

    В условиях обязательного медицинского страхования обследования, необходимые для выяснения причины бесплодия, являются бесплатными. Однако не все учреждения здравоохранения имеют оснащение, необходимое для обследования, и тогда женщина направляется в более крупные центры или проходит обследование в коммерческих медицинских центрах, Стимуляцию овуляции и внутриматочную инсеминацию также возможно выполнить в рамках обязательного страхования. Процедура экстракорпорального оплодотворения лишь в некоторых регионах страны может быть бесплатной для достаточно ограниченного числа пациентов.

    источник

    19 декабря 2016 , Елена , Комментарии к записи Как бесплодие влияет на отношения в семье отключены

    Бесплодие может сильно повлиять на отношения в семье, конфликты могут стать чаще, а ощущение одиночества — сильнее. Почему так происходит?

    Потому что мужчины и женщины по-разному реагируют на проблему бесплодия. Для мужчин решающим фактором является то, сами они бесплодны или диагноз бесплодия ставится женщине. Если бесплоден сам мужчина, он может переживать это очень остро, с сильным чувством вины и сомнением в собственной мужественности.

    Мне очень тяжело говорить об этом. Я похудел на 7 килограмм из-за этого. Я чувствую себя неадекватным, потому что я не могу иметь детей. Я стерилен и ничего не могу с этим поделать.

    Я сходил и сделал тест, и когда пришли результаты, там было сказано, что у сперматозоидов низкая подвижность. Мне тогда показалось, что все, это конец. Это был просто шок. Я был удивлен. Я не мог понять, как это так. Я подумал, что тест мог дать неверный результат, и сдал еще один. На этот раз все было еще хуже. И тогда все стало черным.

    Если бесплодна женщина, мужчина может поначалу не воспринять это всерьез и считать, что эмоции жены преувеличены. Именно непонимание того, что происходит с другим партнером, может сильно разобщить пару и ухудшить отношения.

    Если для мужчины качество его спермы влияет на его восприятие своей мужественности, то для женщины обычно болезненно само отсутствие детей, невозможность забеременеть. Независимо от того, кому поставлен диагноз бесплодия, мужу или жене, женщина воспринимает происходящее, как свою проблему или даже вину, потому что главным для нее является отсутствие детей, а не то, из-за чего они не появляются.

    Женщина каждый месяц делает тест на беременность и каждый месяц она переживает надежду и спад настроения и даже отчаяние, когда тест показывает, что беременности нет. Это очень сложный период, и многие чувствуют, что жизнь потеряла для них смысл, что в ней нет никакой радости.

    Мужчины может начать чувствовать бессилие и злость из-за постоянной погруженности женщины в тему бесплодия. Та ревность и неуверенность во внимании жены, которую мужчины часто испытывают, когда ребенок рождаются, многие начинают испытывать уже в этот период, разница только в том, что речь идет не о реальном ребенке, а об идее.

    Я не пью алкоголь и кофе, потому что никогда не знаешь. Каждую минуту я боюсь, что сделаю что-то не так. В гостях мне предлагают бокал вина, и я думаю, могу ли его выпить. Это просто постоянное беспокойство.

    Однажды мы ехали в машине, и я вдруг сказала мужу: «Ты знаешь, я не думала о том, чтобы забеременеть, целых 10 минут». И это было уже что-то. Я поняла, что говорю об этом все время, мы постоянно говорим об этом. И он мне сказал, что думает об этом все время. Да, я действительно говорю об этом все время и каждую минуту, когда я не сплю и даже когда я сплю, я все время об этом думаю.

    Женщина часто чувствует себя очень одинокой в этот период, потому что ей кажется, что мужчину не волнует такая важная для отношений вещь, как невозможность завести детей. Мужчина же, как правило, очень хочет поддержать женщину, но не знает, как. Обычно мужчина говорит жене о том, что все наладится и что не надо принимать все так близко к сердцу.

    Для женщины это значит, что он не воспринимает ее чувства всерьез, она сердится и упрекает его в бесчувствии. Мужчина, как правило, начинает защищаться от этого в своей привычной манере, то есть начинает еще сильнее придерживаться логики, а не чувств.

    Бесплодие влияет и на сексуальные отношения в семье, так как приходится заниматься сексом именно в день овуляции, и секс становится обязаловкой, причем еще сопровождается тревогой и отрицательными эмоциями из-за страха неудачи.

    Наш секс действительно испортился, потому что мы не можем заниматься сексом после овуляции, чтобы не помешать плодному яйцу имплантироваться. Мы также не занимаемся сексом после того, как тест показывает отрицательный результат, потому что я в плохом настроении и чувствую себя неудачницей. Поэтому остается только этот небольшой отрезок времени, и вы должны заняться этим прямо сейчас, сегодня, и у вас нет выбора. У нас всегда был такой чудесный секс. Мой муж самый лучший партнер, который у меня когда-либо был, и мы оба всегда получали много удовольствия от секса. Бесплодие испортило наш секс.

    Женщина может не хотеть заниматься сексом, потому что он становится связан для нее с ощущением неудачи. Секс становится для нее работой, с которой она не справляется. Мужчина, конечно, тоже чувствует эти отрицательные эмоции в сексе, и кроме всего прочего, для него тоже секс становится работой, обязательным мероприятием, в котором ничье настроение неважно.

    Чтобы бесплодие как можно меньше влияло на отношения, паре нужно начать говорить друг с другом о своих чувствах. Это нужно, чтобы поддерживать и лучше понимать друг друга, а также, чтобы сформировать общее пространство, в котором вы будете вместе.

    Иногда эта тема бывает настолько болезненной, что разговор не получается, каждая попытка поговорить заканчивается ссорой, и тогда супруги предпочитают вовсе об этом не говорить. Это только усугубляет чувство одиночества каждого из них.

    В таких случаях я советую обратиться к семейному психологу, работающему с репродуктивными проблемами, чтобы наладить общение и найти способы поддерживать друг друга. Этот нелегкий период борьбы с бесплодием может послужить укреплению отношений и психологической подготовке обоих супругов к родительству.

    В сексуальной жизни важно не связывать занятия любовью только с зачатием, не отменять секс из-за мыслей об имплантации плодного яйца, поскольку секс — один из важных способов быть ближе друг к другу, он очень важен для ощущения близости и благополучия, а для решения проблем психологического бесплодия ощущение полноты жизни, спокойствия и уверенности очень важны.

    (Цитаты взяты из книги Healing the infertile family: Strengthening your relationship in the search of parenthood Gay Becker)


    Помощь психолога при бесплодии

    источник

    От автора: Статья опубликована в Республиканском научном журнале.

    Вестник Казахстанско-Американского Свободного Университета. Научный журнал. 5 выпуск: вопросы психологии. Личность, образование, общество. – Усть-Каменогорск, 2011. — С.38-39.

    а я опять одной полоской «Против»…

    Бездетность для многих людей является серьезным испытанием. Как переживание и личная трагедия она характерна и для одиноко живущих людей, но в данной работе исследовались переживания в супружеских парах.

    Отсутствие детей в браке может быть результатом различных причин, в том числе и сознательным решением. Причины могут быть разные: как социального характера, например, отсутствие своей жилплощади, финансовые трудности, карьерный рост, учеба в институте, так и психологического характера. С психологической точки зрения вопрос о сознательности относителен, ведь за ней могут стоять различного рода страхи, неготовность супругов стать родителями и нести ответственность за новую жизнь. Вынужденно бездетным брак бывает чаще всего по медицинским причинам: из-за болезни одного из партнеров или сексуальных дисфункций семья не способна иметь детей. Однако в последнее время распространено представление, что заболеваниями репродуктивной системы нередко стоит психологическая причина, используются понятие «психологическое бесплодие». Еще К. Хорни рассматривала психологические причины в качестве основного источника очевидных функциональных расстройств, таких как мнимая беременность, вагинизм, фригидность, менструальные расстройства, преждевременные или запоздалые роды, бесплодие [8].

    Читайте также:  Дельфин помогают от бесплодия

    Бездетность может порождать проблемы в отношениях между супругами и тогда это уже вторичные переживания. По стрессогенности ситуации, в которой оказываются семейные пары с диагнозом бесплодие, сравнивают и сопоставляют с такими тяжелыми психологическими травмами, как утрата члена семьи, неизлечимое заболевание, развод и т.д. Зачастую супруг с выявленным бесплодием испытывает чувство вины, страдает самооценка. У другого супруга может возникнуть чувство гнева. Оба супруга могут испытывать разочарование, безнадежность, тревогу. Начинаются взаимные обвинения, возникают психосексуальные расстройства, учащаются семейные конфликты. Особенно остро это проявляется, если один из супругов вступил в брак с определенной целью – иметь ребенка или с помощью ребенка укрепить семью. Тяжесть переживаний может вызывать различные последствия: развитие комплекса неполноценности, чувство бессмысленности жизни, психологические нарушения, расстройства, семейные конфликты, аддиктивное поведение. Немалый процент дисгармонии браков и полного их расторжения связан с отсутствием детей [4].

    По стрессогенности ситуации, в которой оказываются семейные пары с диагнозом бесплодие, сравнивают и сопоставляют с такими тяжелыми психологическими травмами, как утрата члена семьи, неизлечимое заболевание, развод и т.д.

    Постоянные попытки оплодотворения, вызывают чувство постоянной ежемесячной тревоги у женщины. Осознание собственной бездетности, социальной неполноценности является само по себе мощным стрессом. Практически все исследования, имеющиеся в настоящее время, это подтверждают. Женщины больше мужчин реагируют на стресс, связанный с бесплодием, и состояние хронической фрустрации, приводит бесплодных женщин к депрессии.

    Свяцкевич И.Ю., опираясь на исследования российских и зарубежных авторов, описывает психологические последствия бесплодия. К ним можно отнести: снижение самооценки, самоуважения личности, изменения в супружеских отношениях и удовлетворенности браком, изменения в сексуальной сфере, синдром ожидания беременности. Бездетная пара испытывает сильные эмоциональные реакции, такие как горе /депрессия, фрустрация, стыд, смущение, чувство вины, печаль, тревога. У женщин возможны психологические расстройства: фобии, навязчивые мысли, истерическая симптоматика, в редких случаях – шизоидная симптоматика [5].

    В современном обществе активно пропагандируются социальные установки и ценности, превозносящие роль материнства и детства, то есть пронатальные ценности. Так, по данным опроса, проведенного Узловым Н.Д., 92,6 % общей выборки ответили, что «настоящая семья появляется только с рождения ребенка», «ребенок – необходимое условие существования семьи», и только 13,5 % (причем все мужского пола) высказали мнение, что в семье можно обойтись и без детей [6]. Ролевые ожидания в отношении женщин прочно связаны с необходимостью успешной реализации репродуктивной функции [7].

    К психофизиологическим характеристикам, дифференцирующим в массовом сознании мужчин от женщин, относятся агрессивность, доминантность, уверенность в себе, независимость, смелость, грубость, активность и логичность мышления мужчин. И зависимость, кротость, боязливость, мечтательность, суеверность, эмпатичность, тревожность и эмоциональность женщин [3]. Бездетная женщина будет остро ощущать свою ущербность и социальную неполноценность даже в том случае, когда причина бездетности – состояние здоровья мужчины. В то же время, общество более лояльно относится к мужской бездетности. Для мужчины сегодня на первое место в системе общественных ценностей выходят профессиональная компетентность, материальное благополучие и социальный успех [1]. Пронатальные ценности часто оттесняются на второй план, поскольку вступают в противоречие с ценностями материального и социального успеха.

    Наше исследование направлено на изучение особенностей переживания бездетности у мужчин и женщин, знание которых важно для практической деятельности специалистов, работающих в данной проблематике. Основная трудность была связана с поиском супружеских пар, где оба готовы говорить о переживаниях бездетности. Женщины были открытыми, тогда как некоторые мужчины отказывались говорить об этом.

    Гипотезой исследования выступило предположение, что женщины, по сравнению с мужчинами, переживают ситуацию бездетности более остро, вследствие чего для них характерны такие чувства как разочарование, боль, безнадежность и ощущение социальной изоляции, тогда как для мужчин бездетность – это свобода, материальное благополучие, возможность сделать карьеру. Принимая во внимание, что особенности переживания бездетности в мужской выборке обусловлены иной структурой ценностей, мы все же считаем, что в большей степени – это результат действия защитных механизмов психики и в частности – рационализации.

    Исследование проводилось с помощью анкетирования, углубленной беседы, метода словесных ассоциаций и семантического дифференциала Ч. Осгуда. В целом обследовано 15 супружеских пар, состоящих в официальном браке более 2 лет и не имеющих детей, что, в общем, составило 30 человек (15 мужчин и 15 женщин). Возраст испытуемых от 20 до 40 лет, в исследовании приняли участие пары европейской национальности. При этом исследование проведено в условиях поликультурной среды, титульная нация – казахи, но национальные традиции в Восточно-Казахстанской области выражены умеренно.

    Метод словесных ассоциаций показал, что у большинства испытуемых-мужчин слово-стимул «бездетность» ассоциируется понятиями «карьера», «свобода», «материальное благополучие», «интересная работа», «шок», «конфликты». То есть для испытуемых-мужчин бездетность – это свобода, материальное благополучие, возможность сделать карьеру и найти интересную работу. Однако надо отметить, что известие о том, что в их семье нет детей, стало для них шоком и стало причиной конфликтов. Для женщин характерен другой ассоциативный ряд: «депрессия», «страх», «безнадежность», «разочарование», «шок», «слабость», «напряжение в браке», «болезнь». Семантически понятия «бездетность» в мужской группе связано с такими характеристиками как здоровый, свободный, легкий, сильный; в женской – печальный, больной, несчастный, плохой. Итак, мы видим, что женщины, характеризуя ситуацию бездетности, употребляют отрицательные характеристики. Они испытывают напряженность. Чувствуют себя несчастными и больными, что, в общем-то, подтверждает ранее полученные результаты. Мужчины воспринимают бездетность, как возможность свободы. Несмотря на то, что в исследуемой выборке большинство мужчин имеют проблемы с репродуктивным здоровьем, они считают себя здоровыми и сильными.

    Основной материал по особенностям переживания был получен в ходе беседы, которая по своей сути являлась консультационной, благодаря чему был получен доступ к глубоким уровням переживаний.

    Необходимо отметить, что беседа с испытуемыми – мужчинами и женщинами с целью изучения содержательных характеристик переживания бездетности, была самым трудным этапом исследования. Проблема бездетности достаточно болезненная тема для всех испытуемых. Им было тяжело говорить на эту тему. Иногда беседа по нескольку раз прерывалось, испытуемым требовалось время, чтобы они смогли говорить дальше. Женщины, тяжелее переживая данную проблему, в то же время более открыты для ее обсуждения. Пусть через боль и слезы, но они готовы говорить и данной проблемы. С мужчинами было гораздо тяжелее общаться на эту тему. Они более закрыты в данном вопросе. Некоторые вообще отказывались говорить. При следующей встрече приходилось извиниться, за то, что нарушили границы его внутреннего мира, говорить, что больше эту тему поднимать не будем, что некоторые люди готовы об этом говорить, а некоторые – нет, так как тема действительно очень сложная и болезненная. Приходилось делать подводку, объяснять, что тема глубокая и личная. Иногда в беседе с мужчинами пользовались путем проективного исследования, то есть вопросы задавались в третьем лице («Как Вы считаете, что мужчины думают о бездетности?»). Тем не менее, подводя итоги беседы, мы можем говорить о том, что ведущим мотивом вступления в брак у мужчин является духовная близость, у женщин – желание иметь ребенка. Как мужчины, так и женщины в исследуемой выборке хотят иметь детей и считают, что дети в семье должны быть обязательно. Для мужчин на первый план выступает мотив продолжения рода, для женщин – желание укрепить семью. Однако, мужчины воспринимают бездетность, как возможность иметь свободу и сделать карьеру, поэтому у мужчин бездетность не вызывает отрицательных чувств. Они считают, что общество нормально относится к бездетной семье. Для женщин бездетность, напротив, означает разочарование и безнадежность и, соответственно, такой брак вызывает у женщины чувство страха. По мнению женщин, бездетная семья испытывает социальную изоляцию. При этом зачастую бездетные женщины самоустраняются от общения с семейными парами, имеющими детей, встречаются резко негативные чувства, вплоть до «ненавижу женщин, которые могут иметь детей». Это согласуется с данными, полученными в других исследованиях.

    Для мужчин видеть детей, слышать их смех означает испытывать радость, надежду и счастье, они продолжают общение с друзьями, имеющими детей. Женщины испытывают боль, разочарование, жалость к себе. Они не могут слышать детский смех и смотреть на чужих детей. По этой причине они прекратили общение с подругами, у которых есть дети. По внешнему не высокому уровню эмоциональной включенности в проблему среди мужчин мы предположили, что у них срабатывают механизмы психологической защиты, выражена попытка рационализировать проблему бездетности и найти в ней какие-то положительные моменты. Быть уверенными, что внутренний конфликт в данной области есть и у мужчин нам позволяют косвенные признаки – отказ от обсуждения данной темы, агрессивное поведение в отношении исследователя, объяснение мужской позиции в отношении бездетности тем, что мужчина должен быть сильным и не показывать своих чувств. Таким образом, мужчины дистанцируются от переживаний.

    Наиболее острые переживания обнаружены у испытуемых (как мужчин, так и женщин), которые живут с проблемой бездетности 5-7 лет. В семьях с 10-ти летним и более стажем бездетности эмоциональные переживания не такие выраженные и отмечаются рационализации проблемы, как у мужчин, так и у женщин. Основной страх касается риска распада семьи, наступления беременности во внебрачных отношениях в случае измены одного из супруга, при чем данные опасения встречаются и у мужчин.

    В заключение хотелось бы привести несколько выдержек из бесед.

    Семейная пара И. и А., диагноз бесплодие был поставлен 6 лет назад, первые 2 года «прошли впустую». Со слов испытуемой И.: «пока поверили, пока проверили, два года как не бывало». Последние четыре года она «всерьез и вплотную» занимается данной проблемой. Муж отстранился, от беседы отказался, считает важным работу и уверен, что в ней можно реализоваться, а дети – это не главное. Женщина остро переживает бездетность, обращалась к психиатру, так как не может справиться с эмоциональными переживаниями самостоятельно. Основное чувство, с которым она живет – одиночество и обида на мужа за то, что не старается ей помочь. Состояние доходит до решения о разводе.

    Семейная пара О. и С. Диагноз бесплодие был поставлен 3 года назад, все 3 года пара совместно усиленно занимаются этой проблемой. На всех приемах супруги всегда вместе, муж приходит с блокнотом, тщательно все туда записывает, говорит в основном он, испытуемая не всегда успевает вставить слово. Муж испытуемой не стесняется гинекологических осмотров, подробно описывает некоторые физические ощущения супруги, даже предлагал врачу провести дополнительные исследования, о которых он прочел в журнале (Интернете). Испытуемая не чувствует дискомфорт, очень довольна внимательным супругом и не представляет иной жизни. Женщина рассказывает, что не редко плачет, но чувства не доходят до уровня непосильности. Супруг открыто говорит о своих переживаниях, во время беседы у него появлялись слезы. Но на данный момент они оба полны оптимизма. Острые переживания появляются у супругов в периоды, когда после нового способа лечения, беременность так и не наступает.

    Семейная пара М. и Д. Невынашивание беременности в течение 10 лет. О сильных переживаниях говорят в большей степени в прошлом времени. Особенно было тяжело, по словам женщины, когда подруги стали рожать уже по второму ребенку. Сейчас легче относится к детям, может брать их на руки, играть, но замечает сама, как все-таки избегает таких ситуаций. Супруг в различные периоды проявляется себя по-разному, был момент, когда планировал развод, именно в это время у жены наблюдалась депрессии вплоть до обращения к психиатру. В настоящее время считает, что семья может быть счастливой и без ребенка, но намерен продолжать попытки. Оба супруга отмечают, что активность в плане лечения сильно снизилась. Связывают это с усталостью от разочарования.

    Кроме различий в переживаниях бездетности у мужчин и женщин, мы обнаружили связь между отношением супруга к данной проблеме и уровнем эмоциональной поддержки в адрес жены и уровнем переживания у супруги. В тех семьях, где муж активен в плане лечения, не высказывает обвинений, успокаивает жену, но при этом не запрещает ей проявлять эмоции, сам открыто говорит о своих чувствах, ситуация намного благополучнее. Женщина, получая поддержку способна справиться с переживаниями личного характера – бездетностью как неспособностью почувствовать радость материнства. Отсутствие понимания со стороны супруга добавляет беспокойства за сохранение семьи, усиливает чувство одиночества. В тоже время мужчины также нуждаются в поддержке, но несколько другого плана. В ходе исследования выяснилось, что проблемам в отношениях приводят обвинения со стороны женщин, что он не хочет детей, так как не проявляет эмоций, а также чрезмерный страх за целостность семьи и подозрения, что супруг ищет себе другую женщину. На этой почве происходят семейные конфликты. Можно сделать вывод, что мужчина нуждается в системе рационализации переживания бездетности и желательно, чтобы женщина не разрушала эту систему.

    Таким образом, мы обосновали свои предположения о различиях в переживаниях бездетности у мужчин и женщин. В целом основной вывод заключается в том, что, во-первых, бездетность является серьезной проблемой в семьях. Наблюдаемые различия не свидетельствуют о том, что мужчины не переживают в связи с отсутствием детей в браке, но иная структура ценностных ориентаций, позволяет механизму рационализации снижать интенсивность переживаний. Первичная травма от бездетности (личная трагедия неспособности быть матерью или отцом, почувствовать радость от беременности и родительствования), может быть дополнена вторичной травмой – от отсутствия поддержки со стороны супруга или супруги, от нарушения семейных отношений на почве бездетности.

    Список используемой литературы:

    1. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 320 с.

    2. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – М.: Издательство МГУ, 1984. – 200 с.

    3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины // Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2003 — 366 с.

    4. Олиферович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олиферович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Речь, 2007. – 360 с.

    5. Свяцкевич И.Ю. Социально-психологические аспекты самовосприятия и самооценки женщин в бесплодном браке / И.Ю. Свяцкевич. — Автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.05. – Ярославль., 2002. – 26 с.

    6. Узлов Н.Д. Наш ответ Америке из глубинки России: дети – не препятствие, а условие удовлетворенности браком супругов / Н.Д. Узлов // Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований: Материалы международной научно-практической конференции 5–6 октября 2010 года. — Пенза – Ереван – Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. – С.191-198.

    7. Хабалашвили Т.А. Психологические особенности отношений в семейной системе без детей / Т.А. Хабалашвили. – Автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.01. – М., 2009. – 28 с.

    8. Хорни К. Психология женщины / К. Хорни. – М.: Академический проект, 2007. – 240 с.

    9. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.

    Директор психологического центра «Bliss» Мерсиянова Анжелика в соавторстве с психологом Смирновой Ириной

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *