Меню Рубрики

Святые места от бесплодия в грузии

О чудодейственной силе молитвы известно всем, поэтому нет ничего удивительного в том, что многие пары, столкнувшиеся с проблемой бесплодия, обращаются к вере и просят у Бога и святых помочь им в их беде и подарить долгожданного ребенка. И одним из чудотворцев, помогающих людям познать радость материнства и отцовства, является Давид Гареджийский, или, как его еще называют, преподобный Давид, живший в Грузии в середине VI века.

У себя на Родине преподобный Давид почитается не меньше, чем в России святитель Николай. Еще при жизни он совершил немало чудес, укрепляющих в людях веру в Бога. Но, как часто и бывает, преподобный Давид был оклеветан. Его обвинили в соблазнении блудницы, которая, к тому же, была беременна.

В присутствии большого количества людей он коснулся ее живота посохом и, обратившись к плоду, спросил, кто его настоящий отец. И младенец из утробы ответил ему, указав на мужчину, который на самом деле был виноват в грехопадении этой женщины. И сразу же после этого у блудницы начались роды, и она произвела на свет камень.

На этом месте была построена Квашетская церковь, а в пещере, которую преподобный Давид собственноручно выкопал в скале, и в которой он много лет жил и молился, проводя в затворе и покаянии 6 дней в неделю, забил источник, вода из которого обладает чудотворными свойствами. Позже он был назван «Слезами Давида». С того времени прп. Давид стал почитаться женщинами Грузии как защитник их чистоты, а молитва Давиду Гареджийскому от бесплодия – как первый шаг на пути к долгожданному материнству.

Обращаются к этому святому женщины любого возраста, и совсем юные, и пожилые, причем молиться можно не только о себе, но и своих родных и даже не очень близких знакомых. Помогает молитва Давиду Гареджийскому от бесплодия, различных женских болезней, а также облегчает сами роды и дарит здоровье новорожденному малышу. Многие женщины, имеющие проблемы с зачатием, посещают молебен с мужьями, вместе обращаясь к преподобному Давиду с просьбой подарить им ребенка. Молитва Давиду Гареджийскому от бесплодия помогает бесплодным женщинам, дает возможность почуствовать себя счастливыми родителями.

Главными святынями являются:

  • мощи преподобного Давида в Преображенском храме;
  • чудотворный источник «Слезы Давида» в монастырском комплексе в 60 км от Тбилиси;
  • икона преподобного Давида Гареджийского, освященное на мощах масло и вода из чудотворного источника в горах в Храме Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот в Москве. Молитва преподобному давиду гареджийскому от женской немощи прочитанная в в Храме Троицы Живоначальной на Грязех, с искренним покояниям всегда поможет бесплодной женщине.

Помогает при бесплодии молитва Давиду Гареджийскому о зачатии:О всесветле, богохвальне, авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго законоположения явился еси нам, кознями лукаваго связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе множество даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Тем же твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, рабех Божиих (имена) , да возставит Господь Бог ны, во грех впадшие, силою Своею непобедимою на всякого видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

День памяти прп. Давида Гареджийского: 7 (20) мая.

источник

Современная медицина располагает большим количеством технологий и средств для лечения бесплодия. Однако ни одна таблетка не сравнится с силой веры. Там, где даже репродуктивная медицина не справляется, остается полагаться только на высшие силы — святые места для беременности.

Медицинские способы забеременеть бесспорно очень эффективны. Сегодня есть возможность справиться со многими патологиями репродуктивной системы. На этапе планирования родители принимают витамины, держат диету, отказываются от своих привычек. И все ради малыша.

Однако ни эти, ни более дорогостоящие меры не всегда дают возможность избавиться от болезней половой системы, которые препятствуют зачатию и вынашиванию ребенка. Нередко пары, испробовав все возможности медицины, обращаются с последней надеждой к святым местах, которые даровали исцеление тысячам простых людей.

Сложно судить о реальном влиянии этих мест, но способность человека к исцелению через самовнушение и веру доказано. В любом случае, кто знает, может высшие силы действительно помогают чистым и добрым сердцам.

Нет гарантии, что после посещения первого святого места пара сможет зачать ребенка. Каждый случай индивидуален. Одним Бог дарует милость сразу, другим требуется время. Нужно верить в то, что малыш появится в срок, назначенный судьбой, и торопить это время не следует. Остается просто верить и ждать.

Категорически нельзя ехать в святое место с сомнениями и скептицизмом. Это не только не поможет, но еще и положит грех на душу – оскорбление Духа Святого. Предварительно стоит молиться и очиститься от грехов, попросив прощения за все ошибки и плохие поступки.

Многие пары, потерявшие всякую надежду, смогли получить благословение ребенком именно в таких местах. Опыт этих пар помогает другим не отчаиваться и верить. Святые помогают не только забеременеть, они дают силы уповать на Бога.

Супруги, изнуренные постоянными консультациями и процедурами, находят успокоение в святых местах, пополняют запасы энергии, по-новому смотря на свои отношения. Поэтому поездка к святому месту будет результативной не только в плане беременности.

Нельзя просто приехать к святому месту и попросить у Господа милости. Неисправимые грешники не смогут добиться чуда, даже если объездят все святыни на планете. Только с чистой совестью и смирением можно просить у Всевышнего ребенка.

  1. Купить детскую вещь и возить ее с собой. Предмет можно будет освятить в храме и в будущем подарить своему малышу. Так он будет защищен от дурного глаза, а родители смогут ощутить его присутствие еще до зачатия.
  2. Главное не то, сколько мест супруги посетили, а насколько они прониклись духовно. Поэтому не стоит спешить.
  3. В процессе можно пропивать настойки из целебных трав.
  4. Не стоит концентрироваться на проблеме. Желание исповедаться и пообщаться с Богом должно быть на первом месте.
  5. Выбрав святое место на юге, можно не только попросить помощи у Всевышнего, но также отдохнуть и пообщаться с супругом. Это благотворно скажется на состоянии организма и ускорит процесс зачатия.
  6. В святых местах полезно пообщаться с добрыми людьми и беременными девушками. Это даст возможность набраться от них позитивной энергетики.
  7. Стоит делать добро безвозмездно. Так люди притягивают к себе хорошие пожелания и мысли.
  8. Выучите молитвы, помогающие в зачатии. Это обращения к Анне и Иоакиму, Петру и Февронье.
  9. В святых местах можно освятить воду и пить ее перед зачатием.
  10. Стоит отпустить проблему, перестать думать о ней. Навязчивое состояние может только усугубить положение, и тогда супруги не смогут сконцентрироваться на молитвах.
  11. Нужно избегать негативных мыслей.
  12. Рекомендуется добавить в рацион легкую пищу: овощи, фрукты, яйца, злаки, орехи, семена. При этом отказаться от мяса.
  13. Святые нередко посылают будущим мамочкам хорошие сны. Считается, что к беременности снятся рыбки, дети, зерна, яйца, детские вещи.
  14. Приходить в святые места для прошения ребенка лучше после заключения духовного брака.
  15. В святом месте нужно стараться подружиться с детьми, играть с ними (только с разрешения родителей, естественно).
  1. Нельзя использовать брань и произносить утверждения о том, что детей в семьи никогда не будет.
  2. Нельзя обвинять Всевышнего за болезнь, нужно благодарить за испытание веры.
  3. Нельзя просить у Господа ребенка для манипуляции мужчиной. Лучше попросить сил для решения проблемы.
  4. В святых местах нельзя носить вызывающую одежду и краситься. Приходят к Богу, нужно быть смиренным во всем.
  5. Не стоит распространяться о целях поездки. Это время должно быть уделено только Богу и супругу.

Это святое место расположено практически в сердце столицы – на Таганке. Монастырь привлекает многих страждущих, поэтому к нему практически в любой день выстраивается длинная очередь. Большинство из верующих получают ответы на свои молитвы.

Даже с виду это здание невольно вызывает восхищение и трепет. Бесплодные пары приходят попросить о чуде, беременные девушки вымаливают легкие роды и здоровье для малыша. В таком чудесном месте ни одна молитва не остается забытой.

Сила храма заключена в его истории. Некогда Матрона блаженная Московская сумела возродить его, тем самым наделила стены монастыря духовной силой. Цель храма – помогать страждущим, ведь Матрона дала обет помогать всем людям при земной жизни и после нее. Тяжкая судьба Матроны доказывает то, что сила веры способна на многое. Эта женщина смогла передать людям часть своей мудрости и любви во времена гонений.

По сей день исполняется обещание Матроны Московской. Сила ее так удивительна, что даже врачи рекомендуют безнадежным пациентам с бесплодие посетить храм и ее могилу, дабы напитаться этим духом.

Особенность храма для бесплодных пар заключается в том, что он был построен именно с такой нуждой. Последний представитель рода Рюриковичей молил Бога о рождении наследника, так как его жена страдала от бесплодия. После возведения храм освятили, и через время жена Рюриковича подарила ему дочь. Девочку назвали Феодосией, но, к сожалению, судьба ее была короткой и тяжелой. Так оборвался род Рюриковичей, но вера людей в силу храма лишь окрепла.

Нельзя не поверить в целительную энергетику этого места, раз уж даже во времена без ЭКО и хорошей медицины женщина смогла исполнить свою мечту. Зачатьевский монастырь считается святым местом именно для пар, которые мечтают о крохе. Здесь возлежат мощи святых Анны и Иоакима, которым можно помолиться о детях, ведь они являются родителями Богородицы. Также в монастыре хранят чудотворную икону Божьей Матери – святой, которая точно не откажет в таком желании.

Этот монастырь считается одним из лучших мест для того, чтобы попросить семейного счастья и ребеночка. Храм был основан в 1643 году по желанию зажиточного купца Богдана Цветного. Находится он в городе Муром, Владимирской области. Монастырь включает три действующих храма. Здесь расположены золоченые клесты, которые считаются шедеврами XVII века.

Сила монастыря заключается в мощах святых Петра и Февронии, которые являются покровителями брака и крепкой любви. При жизни они были князем и княжной. Самым лучшим днем для молитвы считается 8 июля, в который Петр и Феврония были возведены в ранг святых.

Каждое воскресенье ровно в шесть утра перед мощами святых совершают водосвятный молебен. В день почитания святых у стен монастыря на площади проводят божественную Литургию.

Рекомендуется посещать монастырь в теплое время года. Так можно не только напитаться духовно, но и полюбоваться красотами самого здания. Летом также приятнее и легче испить воды из источника, названного в честь Петра и Февронии, который находится на территории монастыря.

Святое место находится в городе Чехов, Московской области. Оно является памятником архитектуры XVII-XIX века. В 1694 году Савва Васильчиков возвел данную церковь по обету: он просил у Бога ребенка, и почти сразу после начала строительства его жена забеременела. Девочку назвали Марией, за ней последовали и другие наследники Васильчиковых.

В Анно-Зачатьевской церкви хранится известная Казанская икона Божией Матери, а также икона святителя Николая и образ Серафима Саровского. Бездетные женщины просят помощи у икон уже многие десятилетия, получая взамен здоровых и крепких малышей. Посетители отмечают особую атмосферу церкви, снисхождение благодати и миролюбия.

Его также называют Удел Пресвятой Богородицы или Серафимо-Дивеевский монастырь. Находится он в селе Дивеево, Нижегородской области. Здесь хранятся мощи Серафима Саровского, который основал храм и выступал его покровителем.

Со Свято-Троицким храмом связана очень показательная история. По некоторым данным, когда у Николая II и жены были трудности с зачатием наследника (четыре дочери тому доказательство), они посетили этот храм, и вскоре родился Царевич Алексей.

Часовня расположена на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Святая Ксения Блаженная при жизни избрала путь юродства (странствующие монахи и подвижники). В возрасте 26 лет девушка пожертвовала свое имущество в церковь, надела одежду покойного мужа и поведала людям, что муж ее жив, а сама Ксения умерла. Поначалу ее считали сумасшедшей, но слова Ксении начали сбываться. Она предостерегала от бед и всем помогала, хотя сама помощи не принимала.

Святыми считаются места захоронения Ксении и часовня, названная в ее честь. Люди настолько верили женщине, что после ее смерти разбирали землю с ее могилы, а позже камушки с каменной плиты. Чтобы Ксения услышала просьбу, нужно положить в часовню записку с желанием, зажечь свечу и обойти здание трижды.

Называть эту женщину святой не совсем правильно, она запомнилась помощью всем просящим. Евдокия все еще не канонизирована, однако это не мешает людям со всего мира посещать ее могилу в селе Чудиново, Челябинской области.

Считается, что источник в селе Салаур, Рязанской области, помогает бесплодным женщинам забеременеть. Ежегодно здесь проводят крестный ход, который собирает в большинстве своем бездетных женщин.

Краснодарский край издавна славится целебными источниками. Они помогают при различных недугах всех систем организма, однако нужно сначала разобраться в какой источник заходить.

От бесплодия помогает купание в источнике Святая Ручка, который находится в городе Новороссийске. Здесь бездетные супруги просят у Бога благословения, омывая душу и тело от грехов. Вода в нем безумно холодная, но это не останавливает людей. Вблизи от источника находится святой крест Феодосия, к которому принято складывать свои пожелания.

Кавказские горы издавна считаются средоточием духовности и высшей силы. Здесь находятся Уллу-Тау и Мать-гора – источники надежды для бездетных пар. Рекомендуется испробовать все горные условия жизни: оставить мирские удовольствия, пожить в домике без удобств, держать пост и молиться. После смирения на дерево под горой повязывают ленточку, с пожеланием дочери или сына.

Женщины отмечают удивительное влияние этих гор. Есть тысячи случаев чудесного исцеления от бесплодия после проживания в этой местности. Подниматься в горы стоит смиренно, отказавшись от мясной пищи и вредных привычек.

Это чудотворное место расположено возле Плещеева озера в Ярославской области. История появления камня неизвестна, но годами проверен его удивительный эффект. Ежегодно Синий камень погружается в землю, вопреки всем способам человека это остановить. Женщинам с бесплодием нужно всего лишь посидеть на камне и помечтать о своем будущем ребенке.

В Подмосковье есть место, называемое Коломенским, которое расположено на территории музея-заповедника. Здесь стоят известные на всю Россию исцеляющие камни. Камень, способный помочь женщине, называется Девичьим. Чтобы желание исполнилось, нужно зачерпнуть в ладони родниковую воду, опуститься на камень, прошептать свое желание и выпить воду. Мужчины могут попросить о здоровье Камень-Гусь. Считается, что камни действуют сильнее всего в День Святого Георгия (6 мая).

Это место обладает особой энергетикой. Находясь в курортной зоне Сочи, камни близь водопада Шапсуг способны даровать женщинам ребенка. Стоит только прислониться к ним и произнести слова пожелания.

Крымский полуостров сам по себе обладает невероятной притягательностью и духовностью. Издавна здесь совершали паломничество святые, строились храмы, находились удивительные места силы. Поэтому многие пары ищут милости Бога именно в Крыму.

Оказавшись здесь, будет полезным посетить знаменитый сталактит в форме сердца, который находится в Красных пещерах (Перевальное). Многие паломники отмечают результат после поездки в Судак. Считается, что если повязать ленточку на абрикосовое дерево под Генуэзской крепостью, всякое желание исполнится.

В Симферополе супругам стоит посетить Храм Святой Троицы или Храм святого Луки. Здесь находятся мощи святого Луки, который издавна исполняет желания бездетных супругов.

Во всех православных странах мира существуют свои святые места, но Россия действительно богата. Если нет возможности посетить святое место, рекомендуется носить пояс Святой Богородицы. Их освящают возле реликвии Богородицы – единственного предмета, который остался на земле от нее.

Пояс дорогостоящий и редкий, но действительно эффективный. Нужно не просто носить его, но также постоянно молиться и стараться очистить душу. Честным перед Богом парам Богородица обязательно дарует крепкого малыша.

Табынская икона Божьей Матери помогает бездетным женщинам забеременеть и благополучно выносить ребенка. Помолиться за свое здоровье можно в храмах Башкирии. Также отмечается благодать при молитвах за уже имеющихся детей.

Списки (копии) иконы хранятся в Вознесенской церкви в селе Табынское, Богородице-Табынском монастыре, Храм-часовне Иконы Божией Матери Табынской в Оренбурге, Храме Табынской иконы на Святых ключах в Красноусольске (Башкортостан), Богородице-Табынской церкви в селе Малояз, Салавский район.

В России есть множество икон, которые считаются источниками силы для бездетных супругов.

  1. Феодоровская икона Божией Матери. Находится в Богоявленско-Анастасиином монастыре в Костроме. Является творением руки евангелиста Луки. Сила иконы была доказана не раз: лик сохранился в пожаре, выдержал войну.
  2. Скоропослушница. Лик был сотворен на Святой горе Афон, сегодня хранится в монастыре Дохиар (Греция). Списки иконы в России можно найти в Афонском часовне у Владимирских ворот в Москве, в Троицком Лютиковом монастыре в Перемышле, в церкви при Космодемьянском женском монастыре, Александро-Невской лавре, в храме села Шаркан, в Спасо-Преобреженском монастыре города Мурома.
  3. Серафимо-Дивеевская. Икона находится в Патриаршей резиденции. Помолиться лику можно в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, когда икону выносят в Богоявленный собор патриархии.
  4. Ксения Петербургская. Икона хранится в часовне Смоленского кладбища. К ней приходят помолиться за укрепление брака, рождение и воспитание детей, смирение и успех.
  5. Матрона Московская. Икона святой Матроны (и частицы с мощей) находится в храме Воскресения Христова в Москве. Здесь же можно помолиться перед ликами Петра и Февронии, которые также помогают в деторождении.
  6. Александр Свирский. Мощи и лик святого находятся в Свято-Троицком монастыре в поселке Зеленец, Ленинградской области. Списки можно увидеть в храме Живоначальной Троицы и церкви Преподобного Александра Свирского в Москве.
  7. Поможение в родах. Икона Божией Матери размещена в кафедральном соборе Святителя Николая в Серпухово, Московской области. В Москве икона «Помощница в родах» находится в Спасо-Преображенской храме. На иконе Богородица держит Богомладенца. Один ее величественный и спокойный вид умиротворяет женщин и придает им сил.
  8. Икона богоотцов Иоакима и Анны. На лике изображены родители Богоматери, которые долго не могли завести ребенка, но путем смирения и молитв получили от Господа благословение. Икона находится в Зачатьевском монастыре в Москве. Супруги изображены не только смиренными, но любящими.
  9. Икона Преподобного Романа. Еще при жизни святой прославился тем, что даровал бесплодным женщинам исцеление.
Читайте также:  Антитела к аннексину при бесплодии

Обращение к святым и молитвы пред этими иконами особенно помогают женщинам, мечтающим о беременности. Перед ликами святых невозможно лукавить. Даже если супруги не знаю, о чем просить, духи направят их на путь милости. Стоя в храме, вдыхая запах свечей, человек начинает чувствовать единение с Богом.

Обращение к святым и Богу через молитву помогает тем, кто чист сердцем и верит душой. При произнесении молитвы осуществляется особый контакт, способный обогатить человека духовно и физически.

Доказана многими людьми: если сильно и безоговорочно верить, беременность наступить быстро, а ребенок родится здоровым. Считается, что молитва к святому, произнесенная в месте, связанном с ним, усиливает контакт.

Чтобы понять, кому воздать молитву, можно обратиться к священнику, сестрам или прихожанам в храме. Нельзя тараторить молитву, произносить нужно медленно и вдумчиво. Если во время чтения молитвы нахлынут сильные эмоции, их нельзя сдерживать.

Молитвы для зачатия:

  1. Молитва о беременности. Подразумевает просьбу о прощении и милосердии у святой. Таким образом женщина просит избавить ее от недугов, которые препятствуют оплодотворению.
  2. Молитва Ксении Петербургской. Лучше всего произносить молитву, стоя в монастыре.
  3. Молитва Матроне Московской. Женщина может просто обратиться к святой и попросить о заветном малыше.

Иногда бездетным женщинам советуют заговоры на беременность. Читать их сложнее, чем молитвы, поскольку требуется особый темп, специальные условия и знания тонкостей процесса. Лучше всего пригласить знающую женщину провести смывание бесплодия.

В период растущей луны нужно открыть окно, встать в центре комнаты в пустой тазик и проливать на голову святую воду. В процессе нужно приговаривать слова заговора, просьбы смыть болезни и бесплодие, очистить организм и помочь выносить ребенка без осложнений.

Помолиться можно и дома, но бытовая суета нередко отвлекает. Губы произносят молитву, а голова думает об ужине, работе и шумных соседях. В святом же месте все мысли устремляются в небеса, пытаясь уловить глас Всевышнего. Не удивительно, что именно такие просьбы выполняются чаще. Нет, не потому, что Бог не слышит, а потому, что в храме люди начинают молиться искреннее и смиреннее.

Нельзя нести в святое место злой умысел, хитрость или злобу. Все обиды нужно оставить позади, ведь именно они мешают женщине забеременеть. Нужно отпустить прошлое, освободиться от бремени ссор и наладить контакт с Богом, чтобы больше никогда его не обрывать. И не стоит вымаливать у святых ребенка взамен чего-то, если нет желания выполнять обещание. Лучше просто попросить милости. Обман же может привести к более серьезным последствиям, чем бесплодие.

источник

Как одна из первых стран, признавших христианство государственной религией, Грузия обладает множеством православных святынь. Хранящиеся в древних монастырях и храмах, они позволяют почувствовать истинную ценность христианской веры и погрузиться в благодатную атмосферу минувших столетий. Осмотреть все реликвии государства в рамках одного паломнического тура практически невозможно, однако любому туристу под силу побывать в самых интересных местах, где хранятся наиболее ценные иконы и мощи.

Старинный Бодбийский монастырь, расположившийся на расстоянии 2 км от городка Сигнахи в Кахетии, хранит в своих стенах мощи святой равноапостольной Нино – великой Просветительницы Грузии, проповеди которой привели к Христу всех жителей страны. Родившись в 280 году, на протяжении 35 лет проповедница занималась апостольским подвижничеством, а перед кончиной удалилась в миниатюрное местечко Бодбе, где и была похоронена. Спустя время над могилой Нино воздвигли храм Святого Георгия, рядом с которым и возник монастырский комплекс.

Мощи проповедницы хранятся в южном приделе храма. Ежегодно к ним приезжают тысячи паломников, стремящихся поклониться священным останкам и побывать на источнике Святой Нино, вода в котором считается целебной. Наряду с мощами, в монастыре содержится еще одна почитаемая святыня – мироточивая Иверская икона Божией Матери. В советский период в монастыре действовал госпиталь, и на образе до сих пор видны следы скальпеля, оставшиеся там как воспоминание о больничном прошлом сооружения.

Храм Светицховели – один из важнейших духовных центров православных жителей Грузии. Кафедральный собор находится в городе Мцхета и относится к числу крупнейших исторических сооружений государства. Благодаря богатой и насыщенной истории, а также значимости для христианства он входит в почетный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История святыни уходит корнями в IV столетие, когда по совету равноапостольной Нино иберийский царь Мириан III построил первую в государстве деревянную церковь. Во второй половине V века на месте церквушки возвели каменную базилику, а уже в XI столетии сооружение сменил современный трехнефный храм, воздвигнутый под надзором архитектора Арсакидзе.

Согласно преданиям, под спудом собора хранится хитон Иисуса Христа, который привез в Грузию раввин Элеазар. Во время казни священнослужитель пребывал в Иерусалиме и был свидетелем жребия, метаемого об одежде Спасителя. На место захоронения хитона указывает Животворящий Столп, у которого в прежние времена совершалось множество чудес и исцелений.

В месте слияния рек Арагви и Мтквари, на территории города Мцхета, высится величественный монастырский комплекс Самтавро, состоящий из монастыря Святой Нино и Самтавро-Преображенской церкви. Сооружение возведено в IV столетии по повелению царя Мириана, которого впоследствии захоронили в стенах храма. Несмотря на многократные разрушения и реставрации, комплекс сумел сохранить оригинальные орнаменты, которые не имеют аналогов в грузинской архитектуре.

Внутри строения содержится много интересных святынь:

  • икона Святой Нино, обладающая чудотворным действием;
  • мощи анахорета Шио Мгвимского и проповедника Абибоса Некресского;
  • икона Иверской Божьей Матери;
  • могила царицы Наны;
  • часть камня с места захоронения Нино в Бодбийском монастыре.

Храм Сиони в Тбилиси входит в число двух главных православных сооружений Грузии. Свое название сооружение получило в честь иерусалимской горы Сион, которая в Библии называется «жилищем Божиим». Собор возвышается на побережье Куры в историческом центре столицы. Датой его основания называют VI столетие, однако за минувшие годы храм не раз разрушался и вновь восстанавливался.

Самая ценная святыня Сиони – Крест святой Нино, который, по преданиям, проповедница получила от Богородицы перед посещением Грузии. Сплетенный из виноградной лозы, после смерти Нино он долго хранился в соборе Светицховели, затем путешествовал по армянским храмам, бывал в России, а в 1801 году снова вернулся в Грузию. Сегодня крест размещается в серебряном киоте рядом с северными воротами алтаря храма Сиони.

По совершенству и оригинальности архитектурных форм монастырь Джвари близ Мцхеты не имеет равных в Грузии. Будучи шедевром грузинского зодчества, храм первым в стране попал в список ЮНЕСКО. Здание высится на вершине горы, где, согласно древним летописям, святая Нино установила Животворящий крест Господень.

Строительство здания пришлось на VI столетие. Изначально это была небольшая церковь, которая сегодня лежит в руинах. В 604 году рядом с ней состоялось торжественное открытие более крупного сооружения, освященного в честь Воздвижения Креста. На его фасадах сохранились старинные рельефы с изображением ктиторов, а внутри содержится современный крест, в котором хранятся частицы того древнего креста, установленного Нино.

Путешествуя по территории Грузии, в городах и небольших деревушках страны можно увидеть немало других церквей, соборов, монастырей, в которых содержатся по-настоящему почитаемые реликвии:

  • Монастырский комплекс Шемокмеди– сохраняет самую древнюю грузинскую икону, датируемую 886 годом. Образ Преображения Господня доставили в храм из Зарзмского монастыря в XVI столетии. С того времени икона собирает тысячи паломников и туристов, приезжающих отдохнуть в Западную Грузию.
  • Гелатский монастырь – почитается благодаря усыпальнице царя Давида Строителя. Считается, что под его основанием похоронена царица Тамара, хотя по другим данным, ее прах был позже перевезен в монастырь Святого Креста в Иерусалиме.
  • Собор Влахернской иконы Божьей Матери – в храме размещаются мощи святых Иоанна, Георгия и Марины, частица пояса и риза Богоматери, а также часть губки, из которой Спаситель испил уксус.
  • Монастырь Моцамета – в это святое место паломники едут ради поклонения мощам святых Константина и Давида, которые были замучены захватчиками-арабами.
  • Храм Метехи– является местом захоронения святого Або Тбилисского и святой Шушаники, первой в Грузии великомученицы, погибшей от руки своего супруга-огнепоклонника.

источник

В Грузии очень много древних христианских святынь – храмов, монастырей, памятных мест, связанных с событиями христианской истории. Мы коротко расскажем лишь о некоторых из них.

В шестидесяти километрах к юго-востоку от Тбилиси, на границе с Азербайджаном, на пустынных безводных холмах, где летом – невыносимая жара, а зимой – пронизывающие ветра, раскинулся монастырский комплекс Давид Гареджи. Девять пещерных монастырей растянулись на 25 км по Гареджийскому кряжу. Часть комплекса находится на территории Грузии, часть – в Азербайджане. На южном склоне – более ста пещер-келий. Главная и самая известная часть – Лавра Давида. Именно сюда в VI веке пришёл из Тифлиса один из самых почитаемых святых Грузии, сирийский монах Давид Гареджийский. Здесь выбрал пещеру и много лет жил в трудах и молитвах. В Преображенской церкви Лавры сейчас покоятся мощи святого.

Монастырь за века много раз подвергался нападениям и разорениям – турки-сельджуки, монголы, войска Тамерлана, персы, лезгины… К концу XIX века монашеская жизнь здесь окончательно угасла. В советские годы на территории обители располагался военный полигон. С девяностых – вновь появилась братия. Монастырь славится сохранившимися росписями, фресками VIII-XIV веков с портретами исторических лиц, уникальными настенными надписями на разных языках. Приезжать сюда лучше весной или осенью, и по сухой дороге. В непогоду – не проедете. Обязательно захватите прочную обувь – ходить придётся много!

Воспетому Лермонтовым монастырю Джвари на высоком берегу, «там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры», — полторы тысячи лет. В этих местах в пещере жила просветительница Грузии святая Равноапостольная Нина, здесь вместе с первым грузинским царём-христианином Мирианом установила деревянный крест на месте сокрушённого языческого идола.

В храме святого Креста (Мцхетского Джвари), построенном в VI-VII вв., сохранился восьмигранный постамент этого креста. Сложный по конструкции, украшенный древними рельефами средневековый храм, по форме представляет собой крест, вписанный в квадрат. Он идеально соотносится с размерами скалы и выстроен с использованием техники «ключевой архитектуры»: камни «посажены» один в другой таким образом, что со веками конструкция церкви только упрочняется.

Мцхета — древняя столица Грузии. В IV веке равноапостольная Нина крестила здесь царя Мириана III и посоветовала ему построить в этом месте деревянную церковь. Ей на смену в V веке возвели каменную базилику, фрагменты которой сохранились до наших дней. Главным центром христианской Грузии стал Мцхетский кафедральный собор 12 апостолов Светицховели начала XI века. Светицховели в переводе с грузинского — «Животворящий столп». Именно здесь, во Мцхете, святая Нина, по преданию, нашла кедр, под корнями которого был сокрыт Хитон Господень. Чудотворный столп из того кедра стал первым столпом собора. В Грузии считают, что Хитон по прежнему находится под храмом.

Мцхетский собор — усыпальница царей и патриархов Грузии. Здесь хранятся величайшие святые реликвии — частицы Креста Господня, милоть (плащ) пророка Илии, частица мощей Андрея Первозванного.

Обитель находится в Кахетии, на востоке Грузии. Здесь, в горах, вдали от мирской суеты провела свои последние годы и в 347 году была похоронена просветительница Грузии святая равноапостольная Нина. По преданию, на это место указала ей звезда, здесь она приняла последнее причастие, в Бодбе записано житие Нины, а когда царь Мириан хотел перевезти мощи святой во Мцхету, двести человек не смогли сдвинуть с места её ложе.

Бодбийский монастырь возник близ храма Святого Георгия, сюда съезжается много паломников, чтобы поклониться святым мощам и миротовивой чудотворной Иверской иконе Божией Матери. В разное время обитель проживала и разорение, и возрождение. Здесь была духовная семинария, крупное хранилище религиозных книг, мужской монастырь… Женскую обитель открыл в Бодбе император Александр III и первые насельницы были из России.

Со смотровой площадки за собором Святого Георгия открывается великолепный вид на Алазанскую долину, а если спуститься вниз, с горы, можно выйти к целебному источнику святой Нины.

Этот храм — самый заметный в Тбилиси. Неприступная крепость Нарикала на горе Мтацминда в самом центре Старого Города возвышается над столицей Грузии, а посреди крепости красуется Никольская церковь.

Первый храм Святого Георгия, возведенный на этом месте еще при царствовании царицы Тамары, в XII веке, был разрушен в 1800 году. В 1827 году сильное землетрясение серьезно повредило крепость, а с ней и новый Никольский храм.

Российские власти организовали в церкви военный арсенал и в середине XIX века боеприпасы взорвались от мощного удара молнии. Реставрация Никольской церкви прошла недавно, в 1996 году на древнем фундаменте. Храму вернули его первоначальный вид, в стены встроили фрагменты сохранившихся фресок. До крепости Нарикала можно добраться по горной дороге и на канатной дороге. Сверху открывается великолепная панорама всего Тбилиси.

Полное название небольшой церкви на обрыве авлабарской скалы на высоком берегу Куры в ста пятидесяти метрах от известного Метехского храма, в историческом центре Тбилиси, переводят по разному: Церковь Давида Псалмопевца или Церковь Давида Предсказателя.

Храм новый, фрески в нём современные, в том числе царь Давид с арфой, царь Соломон. Интересна Церковь Давида Псалмопевца, прежде всего, возможностью выхода на галерею, с которой открывается роскошный вид на крепость Нарикала, Куру и исторический район Абанотубани. В лавке при храме можно найти уникальные ювелирные изделия ручной работы, выполненные в национальной грузинской традиции, каких не встретить нигде больше в Тбилиси.

Сохранилось предание, что на месте, где сейчас стоит один из самых древних храмов Тбилиси, жила, просвещала и исцеляла людей святая равноапостольная Нина. И сейчас при Храме Отца Креста действует женский монастырь святой Нины. В V веке царь Вахтанг Горгасали построил здесь храм Святого креста «Голгофа».

В конце XIV века первый храм разрушил Тамерлан. Нынешнее здание XVI века, сильно пострадавшее после взятия Тбилиси Агой Мохаммед-ханом, отремонтировано в 1825 году. До 1921 года храм входил в юрисдикцию иерусалимского патриарха, многие века был подворьем монастыря Святого креста Иерусалима, землю для которого подарил первому грузинскому царю Мириану III сам император Константин (он же содержал его на свои средства) — отсюда родилось название Отец креста. В советские годы в монастыре хранили книги. С конца восьмидесятых годов ХХ века храм снова стал действующим.

Визитная карточка Тбилиси – каменный всадник на высоком берегу Куры в самом центре старого города и за ним — древний храм. Памятник основателю Тбилиси святому царю Вахтангу Горгасали, давшему Грузинской Церкви независимость от Антиохии, был открыт недавно, в 1967 году, а Метехская Успенская церковь основана ещё в XII веке. По преданию, в этом храме молилась царица Тамара.

В конце XIII века святыня пережила сильный пожар. В 1235 году храм пострадал от монголов, был отстроен, но во время персидского погрома в 1795 году опять горел, пропала храмовая икона. В разное время святыню восстанавливали. Нынешнее здание из красного кирпича XVI-XVII века в XIX веке служило казармами казачьего полка. Когда в середине ХХ века сносили остатки находящейся рядом древней крепости, церковь едва не обрушилась. Лишь в конце 80-х годов прошлого века Метехи отреставрировали и вернули Грузинской Православной Церкви.

Читайте также:  Молитва на лечение мужского бесплодия

На территории Церкви Метехи покоятся останки мученицы княгини Ранской Шушаники. Храм также связан с именем святого мученика Або Тбилисского, небесного покровителя столицы Грузии.

Кафедральный собор Святой Троицы поражает масштабами. Высота главного храма Грузии, который виден из любой точки Тбилиси, — более ста метров. Это целый комплекс сооружений, включающий колокольню, семь часовен, пять из которых — под землёй, резиденцию патриарха, духовную академию, гостиницу, парк и кафе.

Собор планировали построить к 1500-летию независимости грузинской церкви и 2000-летию христианства, но из-за распада СССР и гражданской войны в Грузии строительство было отложено. Лишь в 2004 году произошло торжественное освящение храма.

Цминда Самбеа строился на народные пожертвования. Грузины жертвовали личные сбережения и украшения и на богатое внутреннее убранство собора. Например, для золотого оклада удивительной по красоте иконы «Все грузинские святые», жители тбилиси приносили серьги, кольца, часы и цепочки.

Величайшая святыня – крест, установленный просветительницей Грузии святой Ниной на горе над Мцхетой, в честь крещения Грузии, — помещен в соборе в золоченном саркофаге перед алтарем.

Церковь Святого Отца Давида на горе Мтацминде получила свое название в честь великого грузинского святого Давида Гареджийского, сирийского монаха, который проповедовал христианство в Иверии. Перед тем, как уйти в горы, в пещеру, вокруг которой позже возник Давидо-Гареджийский монастырь, святой монах жил в Тифлисе. Противники христианства, по преданию, оклеветали Давида, обвинили в совращении незамужней женщины. Но Давид чудесным образом доказал свою невиновность, а та женщина родила камень. Давид слезно молился о спасении ее души и Господь показал святому место на склоне Мтацминды (Святая гора, названа по аналогии с Афоном), где бил целебный источник, излечивающий, как верили люди, от бесплодия. Этот и еще два источника действуют и сегодня. К ним приходят женщины с молитвами о долгожданном материнстве.

На месте пещеры сначала построили небольшую келью, затем — часовню, теперь над ней — церковь Иверской иконы Богоматери. Недалеко — Преображенский храм, а рядом — знаменитый храм Святого Отца Давида (Мамадавити). Строился он c 1859 по 1871 годы. Традиционный для Грузии сдержанный крестово-купольный стиль Мамадавити, его скромное и простое убранство не мешает храму быть одной из самых известных достопримечательностей Тбилиси.

Вокруг храмов постепенно образовалось кладбище, а в 1929 году это место официально объявили пантеоном, то есть местом погребения выдающихся людей. Сейчас здесь около пятидесяти захоронений самых именитых деятелей культуры и искусства страны, политиков и общественных деятелей. Одной из первых здесь стала в 1829 году могила Александра Грибоедова. Позже рядом упокоилась супруга великого драматурга, Нино Чавчавадзе.

источник

Съемочная группа Sputnik побывала на одном из самых необычных народных праздников Грузии — «Цачхуроба»: жители страны приносят сотни колыбелей к храму и молятся о рождении детей

Счастье материнства. Почему одним женщинам дано испытать его, а других Всевышний обделяет? Где искать ответ на этот вопрос? В небесной канцелярии или в программе ДНК? Вся христианская мораль построена на примирении с собственной юдолью. Но откуда взяться смирению, когда нестерпимо хочется иметь малыша?! Держать его в руках, лелеять, баюкать, петь на ночь колыбельную. Хочется до дрожи, до бессонных ночей и слез в подушку… Хочется даже тогда, когда медицина оказывается бессильна помочь.

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

У человека можно отнять все, кроме веры. А она творит чудеса! И это не тривиальные истины, а то, что довелось нам наблюдать пару дней назад. Действие происходило в селе Салхино Мартвильского района Грузии региона Самегрело. Каждый четверг Пасхальной недели тут проходит традиционный праздник Цачхуроба. В этот день бездетные пары со всех уголков Грузии направляются в церковь святого Андрея Первозванного для молитв о ниспослании им детей.

В храм в этот день приходят также и те, кто после посещения Цачхурского храма уже стал родителем. В обоих случаях люди приносят с собой в храм традиционную грузинскую колыбель (аквани). Одни приходят для того, чтобы унести с собой освященные колыбели, другие же, чтобы передать их бездетным парам. Считается, что посетивший храм три раза обязательно познает счастье материнства и отцовства.

По существующей легенде, один из апостолов Христа Андрей Первозванный, следовавший из Самегрело в Сванетию, воздвиг на этом месте каменный крест. А в VIII веке на месте креста построили церковь. После этого церковь претерпела разрушения и была восстановлена в XVIII веке. В таком виде она и сохранилась. Цачхурская церковь находится на возвышении. От центра села ее отделяют семь километров. Расстояние до храма паломники идут пешком. И это не дорога, а проселочная тропа, бегущая вверх.

Каким бы странным это ни показалось, но накануне шествия, как правило, идет дождь. Поэтому преодолевать километры приходится по щиколотку в грязи. Подняться по склону можно, конечно, и на машине. Но ко времени, когда мы приехали на место, это уже было практически невозможно. Путь, ведущий к храму, был полностью запружен людьми, а сотрудники полиции пытались «разрулить» ситуацию. Хотя, даже представься такая возможность, мы бы ею не воспользовались, потому что в преодолении трудностей заложен свой, особенный смысл.

Первые километры — дорога ровная и широкая. Впереди движутся несколько человек и дети, как видно, семья, решившая одолеть этот длинный путь вместе. Пока наблюдаю за озорным мальчишкой, выбегающим на середину дороги, с нами равняется мужчина.

— Первый раз поднимаетесь?— спрашивает человек. И продолжает, не дожидаясь ответа. — Для людей из ближайших сел это большой праздник. У нас тут почти в каждом доме накрыты столы для гостей. Для тех, кто проходит этой дорогой. Для местных сегодня особенный праздник. Если мы не будем заботиться о сохранении традиций, то, пожалуй, потеряем самоидентификацию.

Паломники начинают восхождение к храму на горе еще на рассвете, часов в шесть. Некоторые поднимаются вечером с ночевкой, чтобы попасть с утра на службу в храме.

— Я прихожу сюда в каждый пасхальный четверг, — рассказывает приближающаяся к нам женщина.

«15 лет я прожила в городе, а потом сбежала оттуда и поселилась в селе Гачедили (в переводе с грузинского языка слово означает «застрявший»). Как-то показываю сотрудникам полиции свое удостоверение личности, а они читают место жительства и начинают смеяться. Думали, подвох какой, и один из них уточняет, тут написано, что вы застряли, правда, не указано, где».

На вид женщине лет под 50, и я осторожно интересуюсь, часто ли она поднимается в храм и есть ли у нее дети.

«Лет пять назад у меня были серьезные проблемы со здоровьем. Гинеколог мне сказал – нужно делать операцию. Я начала переживать, думаю, а вдруг это конец, на кого же я своих детей оставлю. Три года подряд ходила на Пасху в этот храм и просила у Бога не оставлять моих детей сиротами. А то, что нужно было удалять, как говорил хирург, само исчезло. Врачи не смогли объяснить такой феномен».

Дорога начинает ползти вверх, мы чаще останавливаемся, чтобы передохнуть. Скорость движения, если ты тащишь на себе фотокамеру и штатив, снижается. Оглядываюсь назад, замечаю женщину лет 35 с колыбелью. На мой вопрос, давно ли она ждет ребенка, говорит уже лет шесть. А к врачам обращались, спрашиваю я ее.

— Да, конечно. Они разводят руками, говорят, что все нормально, дети появятся. Но когда, никто не может сказать, а ведь время идет и шансов остается все меньше, — говорит с мягкой улыбкой женщина.

Тут в наш диалог вклинивается моя первая знакомая и инструктирует женщину.

«Надо просить Всевышнего искренне, всем сердцем, и тогда твоя молитва будет услышана».

Прямо навстречу идет молодая пара. Ритуал восхождения к храму они совершили еще на рассвете. Парень останавливается, и мы невольно бросаем взгляд на его босые ноги, утопающие в последождевой жиже.

— Говорят, чем больше испытаний на этом пути, тем больше шансов быть услышанным Богом, — замечает молодой человек, предвосхищая вопрос, и пара продолжает путь.

Дорога к храму удивительна. Незнакомые тебе и друг другу люди как-то запросто приближаются, вы начинаете общаться, как если бы знали друг друга давно. И путники доверяют тебе, и друг другу самое сокровенное, будто нет между вами времени, расстояния, другой жизни. Словно то, что происходит здесь и сейчас и есть самое главное событие.

Вокруг сказочный ландшафт, впереди петляющая вверх дорога и паломники, медленно движущиеся по ней. Путники, вступающие в разговор за время следования по дороге, то равняются, то отстают, иногда мы их и вовсе теряем из виду. Проходит час, другой, и вот мы уже почти у церкви. С высоты особенно живописно смотрятся долина, утопающая в зелени, вьющаяся поземкой дорога и ползущие по ней черные точки – паломники.

Людей с люльками мы видели по пути к храму много, но больше всего люлек, конечно, во дворе храма. Уже оказавшись во дворе, слышу, как одна женщина рассказывает другой о том, что купила колыбель за 15 лари.

Предприимчивые умельцы приходят спозаранку, собирают колыбели и сбывают с рук. В ожидании ритуала освящения колыбелей на бордюре вместе с другими примостилась женщина. В руках у нее колыбель, в которой две куклы Барби, притом разного пола.

Инга родилась в селе Гачедили Мартвильского района. Будущего супруга Инга встретила, когда ей было 25. Молодые полюбили друг друга и вскоре поженились. Муж из другого региона Грузии — Гурии, поэтому супруги вскоре уехали жить к мужу. В браке они уже седьмой год, но детей нет.

«Не знаю, я уже несколько лет обиваю пороги врачей, — говорит Инга. — И каждый из них меня уверяет, что с нами все нормально. И я, и мой муж здоровы, но факт, что нам до сих пор не удалось стать родителями. Врачи утверждают – ждите, у вас все впереди. Но, когда тебе уже 32, а детей все нет, ты, конечно, начинаешь волноваться. Я давно слышала о традиции Цачхуроба, но все откладывала, надеялась, что удастся забеременеть. Сюда меня привело отчаяние. Когда у тебя уже не остается надежды на науку, уповаешь только на помощь Всевышнего. К тому же я знаю очень много женщин, которые стали матерями после посещения Цачхурской церкви».

— Мы поднимаемся сюда уже во второй раз, — подключается к разговору мать Инги. — Дочь приезжает ко мне на Пасху, остается на праздники, а в четверг мы поднимаемся в храм. Сегодня пришли и забираем люльку, надеемся на пополнение в нашей семье, — вздыхает женщина.

Показывая на кукол обоего пола в колыбели, осторожно осведомляюсь у Инги, ребенка какого пола она хотела бы первенцем.

«Вот вы знаете, я не понимаю, когда в приоритете у людей рождение мальчиков, — эмоционально говорит Инга. — Как такое может вообще в голову прийти. Ведь ребенок ниспослан тебе свыше, какая разница, какого пола родится малыш! Я мечтаю о ребенке уже долгие годы. Как же нелепо и неправильно ведут себя люди, которые выбирают, кого родить — мальчика или девочку».

В церковном дворе море народа. Тут как те, кто пришел с куклами в люльках, так и те, кто одолел этот путь с малышами на руках.

Мариам рассказывает, что пять лет не имела ребенка и они с мужем в прошлом году на Пасху решили принять участие в этом празднике и поднялись в храм. Буквально через три месяца Мариам узнала, что ждет ребенка.

— Как же не верить в чудо, которое происходит в этом месте. В этом году мы поднялась уже с маленьким Сабой, чтобы выразить свою благодарность за этот подарок. Посмотрите, как много тех, кто стал матерями благодаря тому, что вера в них была сильнее всего. И Бог услышал нашу мольбу!

— 12 лет у моей невестки не было детей. А год назад у нас родилась девочка, и это после визита в Цачхурскую церковь. Только в моем окружении я знаю с десяток человек, которые стали родителями после молитв в Цачхурском храме, — говорит беженка из Абхазии Ламара. – Как после этого не верить в силу этого храма и молитв?

Наш разговор прерывает церковный звон, и все обращают взоры на звонаря, который старается изо всех сил. Наконец колокольный звон стихает, и под открытым небом отец Якоб, который служит в одном из Мартвильских храмов, начинает читать молитву, а потом окропляет святой водой поднятые высоко над головами колыбели.

После церемонии освящения колыбелей, семьи начинают потихоньку расходиться. Поток людей не прекращается, но заметно редеет. Меньше становится и колыбелей.

Откуда берет начало ритуал колыбели бездетности, как ее тут называют, сказать определенно никто не берется. Говорят, в давние времена на месте, где сейчас стоит храм, была языческая святыня, которая называлась Мосхе Цачхуру. Согласно легенде, раз в год идолопоклонники приходили к святыне и просили о продолжении рода. С распространением же христианства на этом месте был воздвигнут крест, а позже и сам храм. А название самого места осталось прежним — Цачхуру.

С начала XX века богослужения в Цачхурском храме не проводились, политический строй не позволял. Но люди не переставали приходить сюда, приносить колыбели и просить Всевышнего о чуде. Продолжается ритуал и по сей день, притом с каждым годом пилигримов становится все больше. И наблюдая за светлыми, полными надежд лицами, тебе почему-то начинает казаться, что все у них обязательно получится. Им удастся достучаться до небес, чудо произойдет…

источник

Итак, свершилось. Вы пересекли границу Грузии, о которой слышали столько разного и противоречивого. Впереди вас ждет много открытий, неожиданностей и ломка стереотипов.

Сюрпризы начнутся с первых шагов.

Архитектура церквей, которые будут вам встречаться по всему пути следования в изобилии. Купола конические, а не луковицеобразные. Кому понравится, кому нет.

На улицах люди, проходящие мимо церквей, в большинстве крестятся. То же явление будете наблюдать при езде в общественном транспорте. Скептики сочтут это за показуху. Но тут следует напомнить, что Грузия входит в десятку самых верующих стран мира. Поэтому проявления религиозности будут встречаться везде. В кабинах машин и автобусов перед водителем висят маленькие иконочки или кресты.

Еще странность. При встрече все, независимо от пола и возраста, целуются целомудренно – в щеку. Да, и очень громко говорят. Непосвященным может показаться, что собеседники ругаются. Однако если верить официальным данным, Грузия попала в число самых неэмоциональных стран мира.

В автобусах в часы пик можно наблюдать еще один любопытный нюанс. Счастливчики, успевшие занять сидячие места, возьмут к себе на колени сумки стоящих рядом. Так легче для протискивающихся к выходу.

Правила дорожного движения соблюдаются весьма оригинальным способом. Поэтому будьте осторожны, переходя улицы. Светофор и желания водителей не всегда совпадают. Пешеходы тоже вносят свои коррективы.

Бродя по городу, вы заметите сидящих в укромных уголках бабушек, продающих семечки. Уличная торговля запрещена, и бабули держат ухо востро. При виде полицейских спешат исчезнуть. Штраф 50 лар они явно не потянут. Нищие с беспробудно спящими детьми останутся на своем месте вполне спокойно.

Попав в гости, не вздумайте снимать обувь, даже если на улице будет проливной дождь. Вас не поймут.

Попав на традиционную грузинскую свадьбу, не ждите напрасно момента, чтоб вместе со всеми крикнуть «Горько!». Прилюдные поцелуи не приветствуются, несмотря на тягу к европейским ценностям.

И учтите, паломников обоего пола могут ждать здесь искушения плотского характера. По статистике, россияне лидируют в списке супругов-иностранцев в Грузии.

Узнав, что вы приезжий, очень многие захотят с вами пообщаться и рассказать о себе. Будьте готовы к этому. Вот что пишет одна казахская девушка в своем ЖЖ:

Будучи в Грузии, вы определено удивитесь количеству изливаемой на вас информации, не всегда нужной, конечно, но занимательной, зуб даю! О том, где учится племянница продавщицы овощей и фруктов, о молодости мужичка, торгующего орешками на центральном проспекте, о былых ништячках бродячего музыканта в переходе. Не удивляйтесь, с вами будут заговаривать все и всегда! Не потому что вы турист (хотя и поэтому тоже), а просто потому что почему бы не потратить несколько минут (а то и часов) своего времени на дружескую беседу.

А вот еще она же о том, что не надо бояться говорить по-русски на улицах:

Читайте также:  Анализ на бесплодие гомель

Что смело могу заявить – это что за все время, что я живу в Тбилиси, я ни разу не почувствовала к себе неприязни по национальному признаку, грубого слова не услышала, ни одного косого взгляда не поймала просто из-за того, что я казашка или, например, говорю по-русски. Более того, ко мне приезжали и приезжают в гости друзья – этнические русские, с типично русскими именами. Помню, некоторые даже интересовались перед приездом, не страшно ли со славянской внешностью по городу ходить. Меня этот вопрос всегда веселил, а с другой стороны, поражала терпимость грузин по отношению к другим национальностям. Еще не затянулись раны после последних вооруженных конфликтов с Россией, каких-то несколько лет прошло всего, а местное население не держит ни обиды, ни зла на русских.

Итак, вы наконец-то достигли церкви или любого святого места, для чего в общем-то и ехали в такую даль.

Вас удивит роспись и грузинские иконы. Они отличаются от привычного вам византийского стиля.

Гид и куча доброжелателей посоветуют вам посетить Сионский собор. Потому что там находится крест святой Нины. Его выносят на поклонение в открытом виде 27 января. Подгадайте свой приезд к этой дате.

Немного об истории Сионского собора

Первый храм на этом месте начали строить примерно в VI веке. Примерно в 20-х годах VII века, незадолго до арабского нашествия, строительство было закончено. Мы не знаем, на что был похож храм в то время. Он современник храма Джвари и Атенского Сиона, поэтому мог быть похож на них. До XX века он стоял практически на самом краю скалистого берега реки.

Собор несколько раз разрушали – первыми это сделали арабы. Примерно 400 лет, всю эпоху Тбилисского эмрата, храм простоял в руинах. А вот затем произошло загадочное. В любой книжке вы прочитаете, что в 1112 году Давид Строитель восстановил этот храм. Однако Тбилиси перешел под власть Давида только в 1122 году, 10 лет спустя. В 1112 году Тбилиси еще был столицей эмирата. И вот, получается, что в формально мусульманском городе по неизвестной причине восстановили храм, причем построили его весьма большим. Как это могло произойти? Или мусульмане в те годы уже разрешали строить у себя христианские храмы, или же мусульман в Тбилиси стало совсем мало, или… Неизвестно. Частных средств не хватило бы на такую постройку, и средств эмирата тоже не хватило бы. Как грузинское государство могло построить такой храм на формально враждебной территории – тоже загадка.

Затем его разрушали и хорезмийцы в 1236, шах Измаил в 1522 году, и шах Аббас в XVII веке, и землетрясение 1668 года.

В 1226 году на Грузию напала армия хорезмийцев во главе с хорезм-шахом Джалал ад-Дином. Очень скоро мужественное сопротивление грузин было смято, и Тбилиси был взят. В городе начались убийства и кровавые бесчинства.

«Долгое время воды Куры были красными от крови мучеников. Сто тысяч грузин засвидетельствовали свою верность Христу и пожертвовали жизнью ради поклонения святым иконам»

Покорив народ, Джалал ад-Дин решил обратить его в ислам. Он приказал снести купол с кафедрального Сионского собора в честь Успения Божией Матери и поставить вместо него свой трон. По приказу Джалал ад-Дина из собора вынесли иконы Спасителя и Богородицы и положили на середину Метехского моста. Всех горожан согнали туда и под страхом смерти приказали пройтись по мосту, попирая святые иконы. Пленникам предложили свободу и щедрые дары, если они отрекутся от Христа и плюнут на святые иконы, поставленные на мосту.

Христиане же, подходя поочередно к святым иконам, вместо поругания воздавали им должную честь и поклонение. Тут же палачи отрубали им головы, и обезглавленные тела бросали в реку. Долгое время воды Куры были красными от крови мучеников. Сто тысяч грузин засвидетельствовали свою верность Христу и пожертвовали жизнью ради поклонения святым иконам.

В сентябре 1795 года собор сильно выгорел во время нашествия Ага-Мухаммад-хана. Рассказывают, что «грузинский митрополит заперся с духовенством в Сионском соборе, но персияне, вломившись в храм, сожгли иконостас, перебили священников, а старика митрополита сбросили в Куру с виноградной террасы его собственного дома. Та же участь постигла и всё армяно-григорианское духовенство, собранное по приказанию шаха в Ванкском соборе».

Когда в ноябре 1799 года российская армия вступала в Тбилиси, то царь встречал их именно здесь, на площади перед собором. Во всяком случае, именно так отображён этот момент истории на картинах французских художников.

В итоге собор в современном виде – творение разных людей и эпох.

Церковь святого Давида Гареджийского

Вы, конечно, побываете на Мтацминда, где находится церковь святого Давида Гареджийского.

В житии святого Давида есть тaкой эпизод. Он отправился в Иерусалим… И когда дошли до места, так называемого «вершина благодати», откуда виден град Божий святой Иерусалим, Давид, увидев город, пал на землю и со страхом Божиим сказал в сердечном восторге: «Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты, который пришел на землю для спасения рода человеческого, благоволил вочеловечиться без греха во чреве Пресвятой Девы Марии, по Своей воле пострадал за грехи наши в этих местах, как Человек положился во гробе со смертными и Божественною силою воскрес и воскресил Божеством Своим Адама со всем родом его, сподобил и меня, недостойного раба Твоего, видеть эти места, где святые стопы Твои шествовали! С этого места не осмеливаюсь продолжать путешествие, дабы освященные святыми стопами Твоими места не попрать моими нечистыми ногами. И того довольно мне, что я, грешный, удостоился видеть эти святые места издалека».

Видя происходящее, спутники просили его продолжать далее путешествие, но он говорил им: «Не могу отсюда далее идти, поскольку считаю себя недостойным приблизиться к святым местам. Поэтому идите вы одни туда и принесите и за меня грешного молитвы пред святым Гробом Господним». Они же, с печалью попрощавшись с ним, против своей воли оставили авву и ушли.

После молитв сердечных и излияния слез покаянных поднял Давид на том месте из-под ног своих три камня, как бы в знак того, что они взяты им от Гроба Господня, и, положив их в корзину, пошел обратно к Гареджи в Иверию.

Бог, побеждающий всякого естества чин и закон, видя такое крепкое верою смирение святого Давида, промыслил открыть людям богоподобие смиряющегося чудотворца Давида, избранника Своего. Господь посылает Илии, Патриарху Иерусалимскому, своего Ангела и говорит так: «Мой возлюбленный Давид, приблизившись к Иерусалиму, взял с собою благодать его. Теперь же отправь скороходов, чтобы догнать монаха, идущего за городом, одетого в ветхие одежды и держащего в руке корзину, в которой лежат три камня. Повели взять у него два камня, а третий оставить при нем и сказать ему: «Так повелевает Бог тебе. Поскольку по мере твоего смирения взята тобою благодать Моего Гроба из Иерусалима, то мне угодно, чтобы две части возвратились опять Иерусалиму, дабы совершенно не лишить его благодати, а третью часть дарую тебе для взятия в пустыню. Идти туда с миром и освяти пришествием твоим братию твою. Впредь же притекающие с верою к тебе примут исцеления от болезней и освобождение от прегрешений своих. Возьми камень сей как знак благодати в твою пустыню для памяти и возвещения веры твоей».

Патриарх очень удивился этому явлению: он немедленно призвал скороходов, рассказал им всем, что говорил им Патриарх Иерусалимский.

Давид удивился милостивому Суду Божию, определяющему место и образ пребывания в мире благодати Духа Святого, пав на землю, воскликнул со умилением и благодарением: «Слава Тебе, Боже наш, что призрел и на меня, грешного и недостойного раба Твоего, и не пренебрег молитву мою, и удостоил явления своей Божественной благодати».

Потом он возвратил посланным два камня, которые были принесены скороходами в Иерусалим к Патриарху. Поведав святителю о Давиде, скороходы в точности удостоверили все слышанное им от Ангела. Слух о необычном чудесном происшествии разнёсся по всему городу Иерусалиму и окрестностям.

Смиренный же Давид через некоторое время прибыл в пустыню и положил принесенный камень в церковь. При прикосновении к этому чудотворящему камню исцелялись немощные, больные и прочие иным образом страждущие верные христиане…

Имеется народный обычай прикладывать к стене церкви преподобного Давида камушки и загадывать что-нибудь: если камушек прилипнет, то верят, что желание исполнится, а если упадет, то нет («Преподобный Давид Гареджийский и его святая Лавра». Составил О. Шведов.)

Раз уж заговорили о святом Давиде Гареджийском, то как не упомянуть его лавру.

Одна из особенностей этого места в том, что там много змей. Но, по рассказам местных жителей, они не жалят паломников.

Теперь особое внимание. Вас неприятно удивят факты жертвоприношений. Православие в Грузии на 600 лет древнее российского, и оно местами переплетается с пережитками язычества.

Допустим, вам посчастливилось попасть на сам праздник Ломисоба. Тут вы увидите эти самые жертвоприношения въяве.

Два слова о церкви, названной в честь быка

Вот, например, в газете «Квирис палитра» от 12 июня 2006 года, сообщается следующий исторический факт.

В XIII веке Джалал-эд-Дин с двух сторон напал на Грузию и увел в плен 7000 арагвийцев. Пленники взяли с собой мтиульскую святыню – икону святого Георгия Гзованского. По преданию, эта икона вызвала невиданную засуху в стране захватчиков. Султан обратился за помощью к предсказателям. Те объяснили, что причиной бедствия является «икона из Гурджистана». «Сожгите ее в печи», – тут же приказал султан. Приказ попытались выполнить, но неповрежденная икона поднялась в воздух и опустилась затем на рога белого быка. Бык до тех пор не тронулся с места, пока султан не приказал освободить всех 7000 пленников. Бык с иконой на рогах и толпа освобожденных двинулись к Грузии. Вернувшись на родину, белый бык, ко всеобщему удивлению, не поднялся на Гзованскую гору, а пошел по крутой тропинке на вершину хребта, разделяющего Ксанское и Арагвийское ущелья, и там испустил дух.

На этом месте построили церковь. Т.к. быка звали Ломи (в переводе «Лев»), то и церковь освятили во имя св. Георгия Ломисского. Престольный праздник этой церкви – четверг после Пятидесятницы.

С тех пор в этот день сюда поднимается много паломников, и они режут баранов и овец, смотря у кого какая возможность.

Подобный обычай вы сможете не раз наблюдать, поднявшись высоко в горы. Тут в праздничный день иногда режут и крупный рогатый скот. Причем говорить людям, что «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс.23:1) или «жертва Богу дух сокрушен» (Пс.50:19) будет явно не к месту. Жертвователи исполняют разные обеты, данные в свое время. А нарушить обет, это все знают, дело страшное и оно чревато разными последствиями для всего рода. Лишние проблемы, как вы понимаете, никому не нужны в наше и без того сложное время.

Почему жертвуют свиней в церковь Некреси?

Попав в Некреси, Вы увидите, как приносят в жертву свиней. Что абсолютно не характерно даже для поклонников Ветхого Завета.

Враги окружили Некресскую церковь и спрятавшихся там грузин. Каждый день приближал победу осаждавших. У защитников церкви кончилась еда, а помощи ждать было неоткуда.

Даже женщины взяли в руки оружие, помолились и приготовились к последней битве.

Стали обсуждать, у кого какой есть план прорыва осады. Одному человеку из центрового отряда пришла в голову идея.

– Давайте сделаем на наших свиньях надрезы и выпустим их на врага.

Вскоре раздался свиной визг, ворота крепости раскрылись, и обезумевшее от боли стадо бросилось на врага.

Иранцы сперва с удивлением смотрели на «наступавших». Стадо бежало на них, оскверняя все по пути своей кровью.

«О, проклятые гяуры! Что придумали!» – закричали нападавшие и разбежались в разные стороны. Осада была прорвана. За свиньями следовал отряд грузин, который легко развеял остатки неприятеля.

С Божьей помощью в этот день спаслись все – и стар, и млад.

После этого каждый год на Рождество (именно в этот день произошло это чудо) празднуется Некресоба. Празднование длится неделю. Со всех концов Грузии съезжаются люди. И жертвуют свиней. Хотя кому, к чему эта жертва, когда Богу принадлежит весь мир и всё, что в нем.

Кахабер Кенкишвили
Журнал «Карибче»

В монастыре Сарке вы обнаружите еще более странную вещь. Здесь жертвуют деревянные колыбели. Купить такое чудо трудно. В магазинах не встретишь. Следовательно, делают на заказ. В церкви находится чудотворная икона святого Георгия, у которого просят о рождении мальчиков. В случае получения просимого и дарят монастырю эксклюзивные деревянные колыбели.

Монастырь святого Георгия Саркского находится в Карельском районе около деревни Согалашени. Там был луг, на котором никогда не пахали и не пасли скот. Легенда рассказывает, что однажды во время пахоты быки остановились и отказались двигаться дальше. Пахарь нашел на этом месте икону святого Георгия, выточенную из камня. Эту икону положили на быков и пустили их на волю. Где животные остановились, на том месте построили монастырь в честь святого Георгия Саркского.

Пару слов о Сванетии

Быть в Грузии и не посетить горные районы – значит зря проехаться в такую даль.

Единственный регион, который, будучи высокогорным, не подвергся набегам и сохранил свою индивидуальность во всей своей первозданной красе, – Сванетия. Чтобы иметь хоть смутное представление о том, как и сегодня живут там люди, рекомендую посмотреть фильм «Сван». Лента на любителя. Хотя действие картины происходит в 90-ых годах XX века, но сюжет повествует о кровной мести, торжественных клятвах перед иконами и прочих этнографических прелестях.

Два сванских рода живут в многолетней вражде, которая унесла немало жизней. Вернувшийся из армии сван Джабег приглашает к себе на родину друга Володю. Вскоре к Джабегу приезжает его возлюбленная -– русская девушка Вика. Главный герой рассказывает Вике легенду о башне рода Джачвлиани из общины Булахи. Как только наступал вечер, с вершины Тетнулды в виде огня снисходил в башню ангел-хранитель. Люди, живущие в башне, начинали молиться. Ангел-хранитель защищал людей, живших в башне, до тех пор, пока один из них не убил человека из другого рода. После этого белый ангел ни разу не появлялся…

Фильм удостоен престижной премии «Золотой Реми» на международном фестивале в Хьюстоне в номинации «Культура и религия».

«Мы сняли фильм о сванах, старейшей грузинской христианской общине, и их строгой жизни, где ошибки не прощаются, более того, могут стать поводом для кровной мести. Однако те же самые люди могут быть терпеливыми и любящими, как никто в мире», – говорят внуки главного героя, они же создатели фильма, Сосо и Бадри Джачвлиани. Фильм основан на реальных событиях.

Еще один нашумевший фильм – «Наследство».

Трое молодых французов приезжают в Грузию посмотреть на фамильный замок одной из путешественниц, а также снять об этом фильм. Всей компанией они грузятся в потрепанный пазик, едущий в Сванетию, и оказываются в омуте грузинской повседневности, где полно колоритных типажей. На общем фоне вырисовываются два самых цивилизованных на вид персонажа — старик (Гапаридзе) и его внук (Георгий Баблуани). Но именно эта парочка бьет рекорды по абсурду — они везут с собой пустой гроб, куда назавтра положат вполне живого пока дедушку, который по прибытию в дальнее горное село будет убит и своей смертью поставит точку в сорокалетней войне между двумя семьями, порождённой кровной местью. Его смерть уравняет число павших, после этого ритуала с каждой стороны будет одинаковое количество погибших в этой бессмысленной бойне, о причинах возникновения которой туманно помнят даже старцы. Говорят лишь, что 40 лет назад двое не поделили женщину, погибли оба, а она вышла замуж за третьего. Узнав о таком нонсенсе, французы отправляются вслед за дедом и внуком.

Но жизнь внесёт коррективы, и обстоятельства ритуала «примирения» станут куда более трагичными….

Вообще жизнь в горных районах Грузии отличается от стиля обитания на равнинах, как небо от земли. Особенно хорошо культурный шок описал М. Джавахишвили в своем романе «Белый воротник». Почитайте, не поленитесь. Будет интересно.

Описывать подробно все достопримечательности Грузии – труд, который по плечу целому коллективу ученых. Я ограничусь несколькими ссылками.

Описывать все удивительные места и легенды, с ними связанные, дело долгое и трудоемкое. Лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать. Оно того стоит 🙂

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *