Меню Рубрики

Невротическая бессонница у детей

Родители часто отмечают нарушение ночного отдыха у детей. Больше всего подвержены бессоннице малыши 4-7 лет. В результате нарушения сна страдают малыши, у которых сбивается распорядок. Родители выматываются, нервничают, раздражаются из-за недосыпания, усталости. Как поступить, если бессонница не редкое явление, а закономерность?

У новорожденных нет строгих норм бодрствования, отдыха. Взрослые считают, что отсутствие полноценного сна на протяжении нескольких часов не причинит вреда. Научно доказано, что регулярное не высыпание негативно сказывается на психическом здоровье.

Во время спячки в организме происходит синтез гормона “соматропина”. Он необходим для полноценного психического, умственного, физического развития младенца. Недостаточная продолжительность сновидений сопровождается снижением уровня гормона. Результат недостатка соматропина – задержка психического, умственного развития, недобор массы тела.

В период бодрствования нервная система постоянно напряжена. Бессонница не позволяет полноценно отдыхать, снимать нервное напряжение, полученное в течение дня. Это имеет пагубные последствия:

  • ответные реакции на внешние раздражители замедляются;
  • привычные действия совершаются инстинктивно, не анализируются;
  • нарушается память, внимание, тяжело протекает учеба;
  • ситуации, требующие от ребенка решительных действий, самостоятельных решений, пугают, вызывают оцепенение;
  • длительное недосыпание вызывает нарастание расстройства нервной системы. Нарушение проявляется в изменении поведения, плаксивости, раздражительности;
  • бессонница вызывает плохое общее самочувствие: головокружения, головные боли, отсутствие аппетита, слабость.

Нарушение биоритма, нехватка отдыха вызывают расстройства центральной нервной системы. Нередко отмечается развитие соматических заболеваний. Например, развивается парасомния – резкое пробуждение время ночных сновидений. Задача родителей – нормализовать режим, восстановить отдых.

Расстройство сновидений требует контроля, консультации специалиста, медикаментозной терапии. Для выбора перечня препаратов необходимо выявить провоцирующий фактор.

У деток разных возрастных категорий бессонница появляется по различным причинам. При назначении лекарственных препаратов требуется индивидуальный подход.

У младенцев нерегулярный ночной сон объясняется незрелостью центральной нервной системы. Когда новорожденные детки хорошо кушают, пребывают в хорошем настроении, жизнерадостные, активные, но не отличают день от ночи – у них просто не сформирована ориентация во времени суток.

Если младенец капризный, раздражительный, отказывается от пищи, постоянно плачет, отдыхает гораздо меньше, чем бодрствует, причина бессонницы кроется в другом. Провоцирующих факторов может быть несколько. Факторы, вызывающие расстройство сна младенцев:

  • в помещении, где спит малыш душно, жарко, высокая, или наоборот, низкая влажность;
  • расстройству сновидений предшествовала перемена места жительства (производился ремонт, перестановка);
  • наличие громкого шума в помещении, не позволяющего спокойно засыпать;
  • яркое освещение в комнате;
  • нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта (метеоризм, кишечные колики, вздутие живота);
  • опрелости доставляют дискомфорт, неприятные ощущения;
  • прорезывание зубиков вызывает болевые ощущения, сильный зуд, обильное слюнотечение;
  • простудные, вирусные заболевания лор – органов;
  • энцефалопатия.

Младенцы плохо спят и днем, и ночью.

Груднички плачут, капризничают, плохо кушают. Когда помимо расстройства сна отмечаются изменения поведения, обратитесь к доктору. Детским заболеваниям характерно скрытое, латентное течение. При отсутствии болезней причина расстройства сновидений кроется в другом. Возможно, малышу неудобно в кроватке, стесняет одежда, душное помещение, и т.д.

У деток постарше появляются другие причины недосыпания. Они умеют ходить, активно двигаются, изучая окружающее пространство, предметы. Объем новых знаний, умений увеличивается, увеличивается двигательная активность. Детки сильно устают за день физически и психологически. Физическая усталость наряду с эмоциональным напряжением не позволяет полноценно отдыхать. Малыши двух – трехлетнего возраста питаются теми же продуктами, что. Пищеварительный тракт тяжело перестраивается: отмечаются кишечные колики, боли в желудке.

Последнее кормление производится не позднее, чем за 2.5-3 часа до ночного отдыха. Ужин не обильный, не калорийный. После ужина исключите активные, подвижные, эмоциональные игры. Маленький человечек должен успокоиться, настроиться на отдых.

У деток дошкольного возраста нарушение сна происходит из-за развития фобий, страшных сновидений. Подобные явления происходят из-за напряженной работы голоного мозга. Малыши смотрят мультфильмы, слушают сказки, стихи, знакомятся с новыми людьми. Бессознательно поток информации сливается в единую массу. Появляются страшные сны, боязнь темноты. Малютки просыпаются, в испуге плачут, зовут взрослых.

Детки 3-7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения. Возрастает риск заболевания вирусными, простудными заболеваниями, гельминтозами. Развитие болезней сопровождается плохим общим самочувствием, дискомфортом, не позволяющим уснуть. Задача взрослых – немедленно реагировать при появлении первых симптомов, периодически сдавать обследоваться на наличие гельминтов.

Родители должны уделить внимание организации детского досуга. Не позволяйте малышам длительное время смотреть телевизор, исключите сказки, рассказы с отрицательными, страшными героями.

У детей младшего школьного возраста причинами расстройства сна являются новые условия при поступлении в школу, к 8-9 годам отмечаются сложности адаптации в коллективе, окружающей среде.

Дети в возрасте десяти лет остро воспринимают неудачи. Они впадают в депрессию из-за ссор с одноклассниками, напряженной домашней обстановки. Утрата, потере домашнего питомца вызывает шквал негативных эмоций. Страх вызывают учителя, контрольные, показательные тестирования. К 12-ти годам у девочек происходит гормональная перестройка организма. Она негативно сказывается на качестве сна.

Вызывают бессонницу проблемы со здоровьем:

  • патологии сердечно-сосудистой системы;
  • заболевания щитовидной железы, эндокринной системы;
  • расстройства центральной нервной системы.

Чтобы избежать серьезных проблем проконсультируйтесь с доктором.

Подростковый возраст – период становления личности. В этом возрасте бессонницу провоцируют учебные нагрузки, экзамены, сложности взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, первая любовь, и т.д.

Подростки нуждаются в дружеской поддержке, заботе. Взрослым не стоит давить на детей. Поговорите с ними, поддержите. Допустимо употребление седативных травяных отваров, фито чаев. Если у подростка затяжная депрессия, резкие смены настроения, эмоциональные срывы, обратитесь к детскому психологу.

Сформируйте распорядок малыша, придерживайтесь его. Определите время, продолжительность дневного отдыха. В первой половине дня организуйте активный досуг – играйте, читайте книги, посещайте развивающие занятия, ходите в гости. Ближе к вечеру ограничьте переедание, активную игровую деятельность. Малыш должен успокоиться, настроиться на отдых.

проводите больше времени на улице. Солнечные ванны нужны ребенку. Под действием солнечных лучей щитовидная железа синтезирует гормон, позволяющий ориентироваться во времени суток. По этому принципу строится фототерапия от бессонницы.

Ребенок не может уснуть, плохо спит из-за ощущения дискомфорта. Неудобная кровать, подушка, постельные принадлежности, одежда выполнены из материалов низкого качества. Ликвидация вышеперечисленных проблем вернет полноценный отдых.

Перед укладыванием спать подарите крошке позитивные эмоции – пожелайте приятных снов, поцелуйте. Родительская любовь и ласа успокаивает, избавляет от страхов.

Маленьким деткам медикаментозная терапия противопоказана. Успокоительные, снотворные, седативные средства малышам до трех лет не назначаются.

После 3-х лет допустимо применение препаратов легкого действия на растительной основе (Тенотен, Персен). Прием лекарственных средств осуществляется в соответствие с назначением врача. Подросткам назначаются седативные препараты на растительной основе курсами, длительность которых определяет специалист. Разрешена фитотерапия.

Комплексное лечение назначается, исходя из причин расстройства сна. При расстройствах центральной нервной системы назначается психотерапия. Пользуется успехом ароматерапия с использованием успокоительных трав. Назначается при условии отсутствия аллергии, индивидуальной непереносимости компонентов.

Таблица лекарственных средств от инсомнии для детей:

Наименование Необходимость рецепта Возраст Стоимость
Капли Береш Плюс больше 9 кг 160-530 руб.
Дормикинд до 6.5 лет 500-760 руб.
Глицин с 0 лет 25-60 руб.
Корвалол с 0 лет 100-130 руб.
Пассифлора-Эдас 111 с 0 лет 100-200 руб.
Магне Б-6 с 1.5 лет 430-680 руб.
Рескью Ремеди с 1.5 лет 750-1300 руб.
Персен ночной с 13 лет 250-650 руб.
Фитоседан с 13 лет 45-85 руб.
Ново-пассит с 12 лет 170-700 руб.
Пустырник форте с 13 лет 45-220 руб.
Валериана с 12 лет 13-200 руб.
Формула сна с 13 лет 300-630 руб.
Донормил с 16 лет 220-440 руб.
Реслип с 16 лет 300-350 руб.
Тенотен детский с 3.5 лет 280-370 руб.
Нотта- с 3.5 лет 200-300 руб.
Баю бай с 3 лет 100-200 руб.
Дормиплант с 7 лет 340-470 руб.
Валерианахель с 6 лет 400-600 руб.
Нервохель с 3 лет 300-500 руб.
Фенибут + с 9 лет 65-460 руб.
Триттико + с 5 лет 600-700 руб.
Тизерцин + с 14 лет 180-330 руб.
Анвифен + с 3.5 лет 180-600 руб.
Ноофен + с 8 лет 900-1000 руб.
Сонапакс + с 5 лет 270-640 руб.

Профилактика инсомнии заключается в соблюдении распорядка, полноценном питании, выполнения ритуалов погружения в сон. Ограничьте просмотр видео роликов, фильмов с участием отрицательных героев. Детям свойственно переносить негативные эмоции, плохих героев в реальность.

При наличии признаков психических, соматических заболеваний незамедлительно обратитесь к педиатру, выполняйте рекомендации. Выполнение врачебных назначений, устранение провоцирующих бессонницу факторов нормализует детский отдых.

Список использованной литературы:

  • Левин Я. И., Ковров Г. В. Некоторые современные подходы к терапии инсомнии // Лечащий врач. — 2003. — № 4.
  • Котова О. В., Рябоконь И. В. Современные аспекты терапии инсомнии // Лечащий врач. — 2013. — № 5.
  • Т. И. Иванова, З. А. Кириллова, Л. Я. Рабичев. Бессонница (лечение и предупреждение). — М.: Медгиз, 1960. — 37 с.
  • Главная
  • Детский сон

источник

Неврозы у детей

Неврозы – психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными непсихотическими расстройствами (страх, тревога, депрессия, колебания настроения и пр.), соматовегетативными и двигательными расстройствами, переживаемыми как чуждые, болезненные проявления и имеющими тенденцию к обратному развитию и компенсации.

Невротические расстройства наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний (собственно неврозов) они приобретают, как правило, лишь после 6 – 7-летнего возраста. До того невротические расстройства проявляются обычно в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются и переживаются личностью ввиду ее незрелости.

Эпидемиология.Неврозы относятся к числу наиболее распространенных форм нервно-психических заболеваний. По данным В.А.Колеговой (1973), основанным на показателях диспансерного учета в Москве, больные неврозами составляют 23,3% к общему числу детей и подростков (до 17 лет включительно), находящихся под наблюдением психиатров. Данные отдельных выборочных эпидемиологических исследований показывают, что истинная распространенность невротических расстройств в детском возрасте превышает показатели диспансерного учета в 5-7 раз (Козловская Г.В., Лебедев С.В., 1976). Согласно исследованиям тех же авторов, невротические расстройства у детей школьного возраста встречаются в 2-2,5 раза чаще, чем у дошкольников. При этом в обеих возрастных группах детей преобладают мальчики.

Этиология.В этиологии неврозов как психогенных заболеваний основная причинная роль принадлежит разнообразным психотравмирующим факторам: острым шоковым психическим воздействиям, сопровождающимся сильным испугом, подострым и хроническим психотравмирующим ситуациям (развод родителей, конфликты в семье, шк4оле, ситуация, связанная с пьянством родителей, школьная неуспеваемость и т.д.), эмоциональной

депривации (т.е. дефициту положительных эмоциональных

воздействий – любви, ласки, поощрения, ободрения и т.п.).

Наряду с этим важное значение в этиологии неврозов имеют и другие факторы (внутренние и внешние).

· Особенности личности, связанные с психическим инфантилизмом (повышенная тревожность, пугливость, склонность к страхам).

· Невропатические состояния, т.е. комплекс проявлений вегетативной и эмоциональной неустойчивости.

· Изменения возрастной реактивности нервной системы в переходные (кризовые) периоды, т.е. в возрасте 2-4 лет, 6-8 лет и в пубертатном периоде.

· Неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия.

· Трудности школьной адаптации и т.п.

Патогенное влияние психотравмирующих факторов зависит также и от психологической значимости психотравмирующей ситуации, которая определяется содержанием значимых травмирующих переживаний а анамнезе (переживания, связанные с болезнью или смертью близких, несчастными случаями и т.п., случаи серьезных неудач в его жизни и т.д.). Однако ведущим причинным фактором является психотравмирующее воздействие.

Патогенез.Собственно патогенезу неврозов предшествует этап психогенеза, во время которого происходит психологическая переработка личностью психотравмирующих переживаний, зараженных отрицательным аффектом (страх, тревога, обида и др.).

В том процессе участвуют защитно-компенсаторные психологические механизмы (переключение, подавление и др.). В случаях относительной силы и стойкости отрицательного аффекта, слабости механизмов «психологической защиты», наличии способствующих внутренних и внешних условий происходит психологический «срыв», ведущий к «срыву» высшей нервной деятельности в результате установленных И.П. Павловым физиологических механизмов «перенапряжения нервных процессов и их подвижности». Последующими нейрофизиологическими исследованиями Н.И. Гращенкова (1964), П.К. Анохина (1975)

показан многоуровневый характер патодинамической функциональной системы при неврозах, в которой наряду с корковыми механизмами участвуют механизмы лимбико-ретикулярного комплекса и гипоталамуса. Важное место в патогенезе неврозов принадлежит биохимическим сдвигам. Выявлены определенные изменения обмена адреналина, норадреналина, снижение содержания ДОФА и дофамина в биологических жидкостях вследствие истощения симпатико-адреналиновой системы при хроническом стрессе у больных неврозами (Чугунов Б.Д., Васильев В.Н., 1984) и биохимические сдвиги в результате нарушений в системе гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников (Карвасарский Б.Д., 1980).

Систематика.В общей психиатрии в нашей стране основными формами неврозов считаются неврастения (астенический невроз), истерия (истерический невроз) и невроз навязчивых состояний. В связи с недостаточностью этих 3-х основных форм неврозов, а также учитывая номенклатуру неврозов в Международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти (1975) была предложена (Ковалев В.В., 1976, 1979) рабочая классификация неврозов у детей и подростков, которая объединяет все основные клинические формы этих заболеваний в детском и подростковом возрасте. Выделены две подгруппы неврозов: общие неврозы (психоневрозы), характеризующиеся преобладанием общеневротических психических и вегетативных расстройств, и системные неврозы. В первую подгруппу, исходя из ведущего психопатологического синдрома, включены неврозы страха, истерический невроз, невроз навязчивых состояний, депрессивный невроз, неврастения и ипохондрический невроз. Подгруппа системных неврозов объединяет невротические тики, невротическое заикание, невротический расстройства сна, невротическое отсутствие аппетита, невротический энурез и энкопрез, а также патологические привычные действия детского возраста (сосание пальцев, кусание ногтей, яктацию, мастурбацию, трихотилломанию).

Читайте также:  Бессонница при болезни почек

Клиническая картина.Проявления неврозов у детей и младших подростков отличаются большим своеобразием, которое связано с незавершенностью, рудиментарностью симптоматики,

преобладанием соматовегетативных двигательных расстройств, слабостью или отсутствием личностного осознания имеющихся нарушений. Эти особенности объясняют преимущественно моносимптомный характер невротических расстройств и статистически достоверное преобладание системных невротических нарушений (Козловская Г.В.. Лебедев С. В., 1976).

Общие неврозы

Основными проявлениями неврозов страха являются страхи сверхценного содержания, т.е. предметные страхи, связанные с содержанием психотравмирующей ситуации и обусловливающие особое сверхценнобоязливое отношение к объектам и явлениям, которые вызвали аффект страха. Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.). Варианты неврозов страха, возникновение которых связано с непосредственным испугом, называю неврозом испуга (Сухарева Г.Е., 1959).

У детей младшего школьно возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

Течение неврозов страха, согласно исследованиям Н.С. Жуковской (1973), может быть кратковременным и затяжным (от нескольких месяцев до 2-3 лет).

Невроз навязчивых состояний.

Отличается преобладанием в клинической картине разнообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию больного, который сознавая их необоснованный болезненный характер, безуспешно стремится их преодолеть. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.

Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливание .9респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.

Навязчивые действия складываются из сочетания ряда движений. Действия навязчивого характера, совершаемые в строго определенной последовательности, называют ритуалами.

При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются

навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

Невроз навязчивых состояний имеет выраженную склонность к затяжному рецидивирующему течению. Затяжное течение невроза навязчивых состояний, как правило, ведет к невротическому развитию личности с формированием таких патологических черт характера как тревожность, мнительность, склонность к навязчивым страхам, сомнениям и опасениям.

Объединяет группу психогенных невротических заболеваний, в клинической картине которых ведущее место занимает депрессивный сдвиг настроения. В этиологии невроза основная роль принадлежит ситуациям, связанным с болезнью, смертью, разводом родителей, длительной разлукой с ними, а также сиротству, воспитанию нежеланного ребенка по типу «золушки», переживанию собственной неполноценности в связи с физическим или психическим дефектом.

Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в пубертатном и препубертатном возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны соматовегетативные расстройства, снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессонница. Возрастной особенностью депрессивного невроза является его атипичность с доминированием эквивалентов депрессии: с одной стороны – психопатоподобные состояния с раздражительностью, озлобленностью, грубостью, агрессивностью, склонностью к различным реакциям протеста; с другой – разнообразные соматовегетативные расстройства: энурез, энкопрез, нарушение аппетита, диспептические расстройства, нарушения ритма сна и бодрствования у детей младшего возраста и стойкие головные боли, вазовегетативные расстройства, упорная бессонница у детей старшего возраста и подростков.

Психогенное заболевание, характеризующееся разнообразными (соматовегетативными, моторными, сенсорными, аффективными) расстройствами невротического уровня, в возникновении и проявлении которых ведущая роль принадлежит психогенетическому механизму условной приятности или желательности для больного данных расстройств. Указанный механизм обеспечивает патологическую защиту личности от трудных для нее ситуаций.

В этиологии истерического невроза важная способствующая роль принадлежит истероидным чертам личности (демонстративность, «жажда признания», эгоцентризм), а также психическому инфантилизму. В клинике истерических расстройств у детей ведущее место занимают моторные и соматовегетативные нарушения: астазия-абазия, истерические парезы и параличи конечностей, истерическая афония, а также истерические рвоты, задержка мочеиспускания, головные боли, обмороки, псевдоалгические явления (т.е. жалобы на боли в тех или иных частях тела) при отсутствии органической патологии соответствующих систем и органов, а также при отсутствии объективных признаков боли. В младше детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

Неврастения (астенический невроз).

Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается

вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные неврозы

У детей встречаются несколько чаще общих неврозов.

Психогенно обусловленное нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, которые участвуют в речевом акте. У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: семейная слабость церебральных механизмов речи, проявляющаяся в различных речевых расстройствах, невропатические состояния, информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики

относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Такие привычные автоматизированные движения относятся к психопатологически недифференцированным невротическим тикам. Невротические тики (включая навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

Невротические расстройства сна.

У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. В их этиологии играют роль различные психотравмирующие факторы, особенно действующие в вечерние часы. Клиника невротических расстройств сна выражается нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста, представляют собой рудиментарные сверхценные переживания с аффектом страха, содержание которых прямо или символически связано с психотравмирующими обстоятельствами. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

Невротические расстройства аппетита (анорексия).

Группа системных невротических расстройств, характеризующихся различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным

поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). клинические проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

Психогенно обусловленное неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невротические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а также идентичная семейная отягощенность. Клиника невротического энуреза отличается выраженной зависимостью от ситуации. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. В этиологии основная роль принадлежит длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при

отсутствие позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

Патологические привычные действия.

Группа специфических для детей и подростков психогенных нарушений поведения, в основе которых лежит болезненная фиксация произвольных действий, свойственных детям раннего возраста. Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов, завершающееся организмом), напоминающие онанизм (мастурбацию). Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Профилактиканеврозов у детей и подростков прежде всего основана на психогигиенических мерах, направленных на нормализацию внутрисемейных отношений и коррекцию неправильного воспитания. Учитывая важную роль в этиологии неврозов особенностей характера ребенка, целесообразны воспитательные мероприятия по психическому закаливанию детей с тормозимыми и тревожно-мнительными чертами характера, а также с невропатическими состояниями. К таким мероприятиям относятся формирование активности, инициативы, обучение преодолению трудностей, дезактуализация пугающих обстоятельств (темнота, разлука с родителями, встреча с незнакомыми людьми, с животными и т.п.). Важную роль играет воспитание в коллективе с определенной индивидуализацией подхода, подбором товарищей определенного склада характера. Определенная профилактическая роль принадлежит также мерам по укреплению физического здоровья, прежде всего занятиям физкультурой и спортом. Немалая роль принадлежит психогигиене умственного труда школьников, предупреждению их интеллектуальных и информационных перегрузок.

Читайте также:  Как восстановить сон бессонница

источник

Здоровый сон ребенка является периодом для восстановления его жизненных сил, восполнения энергии, нормализации физиологических процессов. Глядя на спящего малыша, мамы часто умиляются, не предполагая, что это безмятежное существование может измениться в одночасье. И тогда все попытки уложить непоседу в постель будут заканчиваться поражением. Что делать уставшим от напряженной беготни родителям, если все песни уже спеты, сказки прочитаны, а у малыша еще масса вопросов и сна «ни в одном глазу»? Как помочь ему подружиться с Морфеем, и стать постоянным гостем в его царстве?

Полноценный сон не менее важен для ребенка, чем физическая активность и правильное питание. Он является залогом здоровья, поскольку во время ночного отдыха возникает адаптация биологических процессов, улучшение работы нервной системы.

Правильно построенная система здоровой жизни способствует организации устойчивого режима дня, который позволит спать ребенку в определенные часы как днем, так и ночью.

Известно, что треть жизни человек проводит во сне, однако, это состояние нельзя считать бесполезным и малопродуктивным. Наоборот, именно во сне организм очищается от вредных веществ, и заряжается свежей энергией. Дети нуждается в отдыхе больше, чем взрослые. Во время сна происходит снижение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной системы, замедление физиологических процессов. И только мозг анализирует полученную за день информацию, способствуя психическому и умственному развитию ребенка.

Что же такое детская бессонница, и как она проявляется? Инсомнией называется патологическое расстройство, при котором происходит нарушение процесса засыпания или поддержания сна в здоровом и продолжительном виде. При этом изменяется качество ночного отдыха, что приводит к развитию таких состояний:

  • плаксивость, раздражительность;
  • трудности с засыпанием;
  • чуткий поверхностный сон, при котором малыш часто просыпается;
  • высокая двигательная активность, ребенок ворочается, часто меняя позы;
  • его мучают ночные кошмары, он начинает разговаривать.

В дневные часы у него наблюдается частая смена настроения, рассеянность, вялость, сонное состояние. Он не может сосредоточиться, в результате чего проявляет раздражительность и даже агрессию.

Инсомния считается расстройством, которое требует тщательного лечения. Но вначале необходимо выяснить истинные причины, вызвавшие нарушения детского сна. Специалисты условно выделяют несколько групп провоцирующих факторов: психофизиологические, и внешние, связанные с влиянием окружающего мира. У детей каждой возрастной категории они могут отличаться.

Бессонница у грудных детей чаще всего связана с несовершенством нервной системы. В этом возрасте суточные ритмы только начинают формироваться, поэтому иногда младенец путает день с ночью, оставаясь при этом бодрым и активным. Однако педиатры выделяют ряд иных причин возникновения расстройства:

  • прорезывание зубов;
  • ушные инфекции;
  • дискомфортные ощущения, связанные с появлением опрелостей, зудом, жжением;
  • желудочно-кишечные расстройства;
  • непривычная (при переезде) или чересчур шумная обстановка;
  • яркий свет в детской;
  • чересчур сухой и теплый воздух.

Достаточно устранить причину, и нормальный отдых малыша восстановится. Немного сложнее дело обстоит у детей старше года.

С 9 месяцев до года и даже до трех лет у ребенка происходит познание окружающего мира через двигательную активность. Он начинает ходить, новые ощущения и эмоции переполняют его, мешая уснуть. Кроме того, в этом возрасте он переходит на взрослую пищу, которая часто провоцирует развитие кишечных расстройств, аллергический проявлений.

Если таковая уже имеется, то ее изменение также способно привести к нарушению ассоциации засыпания.

Распространенной причиной ночного бодрствования является беспокойство по поводу разлуки с любимыми людьми. Стремясь контролировать свое окружение, он сразу замечает чье-либо отсутствие (особенно мамы или папы). Это вызывает у него страх перед тем, что во время его сна привычный мир может измениться.

У детей 3-6 лет бессонница связана с осознанными ночными кошмарами. Это обусловлено развитием воображения, которое формирует ассоциации после просмотра мультфильмов и детских телепередач, прослушивания сказок. В результате у ребенка возникает страх темноты, он боится оставаться один в комнате, а тем более спать. Его отдых приобретает тревожный поверхностный характер, и часто сопровождается кошмарными видениями. В итоге малыш вскакивает в слезах и ищет маму.

Внешними факторами являются заражения инфекциями или гельминтами при посещении детского сада. Симптомы простуды или воспаления, дискомфорт из-за глистов – все эти причины приводят к нарушениям сна.

У ребят школьного возраста на первый план выступают причины психологического характера, мешающие уснуть. Они связаны с началом учебного процесса, непривычной обстановкой, нагрузками. В этом периоде провоцирующими факторами, вызывающими бессонницу, становятся невротические расстройства, эндокринные нарушения, болезни сердечно-сосудистой системы. В любом случае, для устранения проблемы родители должны уделить внимание своему ребенку и обратиться к узкопрофильному специалисту.

Далее у детей постарше возникают иные проблемы: написание контрольных и сдача экзаменов, взаимоотношения с учителями или между сверстниками. Нередко инсомнию могут спровоцировать стрессы, вызванные возможным переездом, сменой обстановки, отношениями в семье. Напряженной ситуацией, которая влечет нарушения сна, является смерть близкого человека или домашнего питомца.

Физическая активность, первая влюбленность, соперничество между друзьями или подругами – все эти ситуации являются провоцирующими формирование стойкой инсомнии.

Хороший сон у ребенка свидетельствует о его здоровье, и его капризы, отказы ложиться в постель, должны для родителей стать поводом обращения к специалисту. Врачи разделяют инсомнии на первичные, которые развиваются как самостоятельное расстройство, и вторичные, когда проблема сна является следствием какого-либо заболевания.

Расстройства сна у взрослых и детей существенно различаются. Последствия недосыпания и неспособности нормально отдыхать в ночные часы у малышей могут быть многочисленными и разнообразными. Это, прежде всего, нарушения чувства голода и насыщения, в результате чего происходит увеличение массы тела. У детей часто наблюдаются отставания в физическом развитии, психоневрологические расстройства, снижение иммунной защиты организма. Школьники, страдающие инсомнией, жалуются на рассеянность, трудности с восприятием и памятью, что существенно ухудшает качество обучения. У них наблюдается задержка роста.

Что делать обеспокоенным родителям, если у ребенка бессонница? Какими методами бороться с серьезным расстройством?


В подавляющем большинстве случаев лечение заключается в устранении причины, вызывающей инсомнию. Специалисты обычно советуют применять средства народной медицины, гомеопатические препараты, ароматерапию. Для укрепления иммунитета и нервной системы подходят водные процедуры и массаж.

Оценить состояние малыша способны врачи узкой направленности. В зависимости от причины возникновения это может быть детский невролог, психолог, педиатр, который не только поможет действенными советами, но и назначит (при необходимости) качественное лечение.

Назначать самостоятельно какие-то лекарства категорически запрещено. Детям медикаменты разрешается принимать только с 3 лет. Это могут быть легкие успокоительные средства В таблетках, типа «Тенотен», «Персен», «Алора». Они считаются безопасными, поскольку выпускаются на растительной основе. Оказывая расслабляющее действие, они борются с раздражительностью, тревожными состояниями, и восстанавливают сон.

Рецепты натуральных средств, проверенных многими поколениями, активно используются в лечении бессонницы у детей. Это отвары, настои, приготовленные из растительных сборов.

Среди них наиболее популярными считаются всем известные растения:

  • мята;
  • ромашка;
  • пустырник;
  • мелисса;
  • душица;
  • шишки хмеля;
  • корень валерианы.

Несмотря на исключительно натуральный состав, гомеопатические средства могут быть назначены только специалистом, который определит продолжительность лечения и оптимальную дозировку. Все препараты показаны к приему с трехлетнего возраста. Исключение составляют «Сон-норма» (без ограничений) и «Валерианахель» (с двух лет).

Эта методика с применением эфирных масел лекарственных растений практикуется на протяжении тысячелетий. Массаж является эффективным способом устранения боли, снятия усталости, повышения тонуса. В борьбе с инсомнией применяется расслабляющий вид, который помогает снять мышечное напряжение, подготовить организм ребенка к полноценному отдыху и сну.

Составы для проведения процедуры выбирает специалист, учитывая возраст, особенности нервной системы, склонность к аллергии и другие характеристики.

Расслабляющие и успокаивающие ванны с отварами лекарственных трав, или хвойные с добавлением соли помогут устранить нервозные состояния, тревожность, снять напряжение, нормализовать сон. Они подходят детям всех возрастов, отличается только концентрация.

Нормализовать сон врачи рекомендуют с помощью ароматических подушек. Их набивают успокоительными травяными сборами и подкладывают под голову ребенку. Альтернативой могут стать небольшие саше с теми же составами, которые просто размещают в детской спальне.

Восстановление нормального сна у ребенка даже с помощью фармакотерапии окажется неэффективным, если в спальне отсутствует благоприятная обстановка и комфортная психологическая атмосфера. В борьбе с инсомнией родители должны придерживаться несложных рекомендаций, которые в своей передаче озвучил известный всем доктор Комаровский.

Строгое и обязательное соблюдение режима дня. У маленьких детей быстро вырабатываются привычки, поэтому нарушение устоявшегося распорядка может помешать им заснуть. Выработка вечернего ритуала поможет справиться с проблемой и приучить ребенка ложиться в постель в определенное время.

Микроклимат в спальне. Он играет важную роль в борьбе с инсомнией. Ребенок должен засыпать при температуре 16-20°С и относительной влажности не ниже 50%. Перед сном детскую комнату необходимо проветривать, а в зимний период пользоваться увлажнителем воздуха.

Не стоит пренебрегать питанием ребенка. Полноценный и разнообразный рацион восполнит недостаток полезных элементов. Кроме того, употребление определенных продуктов поможет активизировать выработку мелатонина – гормона сна. Однако последний раз малышу необходимо есть за 2 часа до сна, причем пища должна быть легкой и полезной.

Следует уделить внимание физической активности ребенка. Длительное пребывание на свежем воздухе или подвижные игры в помещении помогут израсходовать всю энергию, и спокойно уснуть ночью. За час до проведения вечернего ритуала необходимо создать умиротворяющую атмосферу, не допуская перевозбуждения малыша.

Если ребенку снятся кошмары, родители должны беседовать с ним, объясняя процессы формирования сновидений и их безопасность. Включенный ночник и стакан теплого молока на ночь помогут успокоить детскую психику и погрузить малыша в спокойный и продолжительный сон.

Признаки нарушения детского сна, пусть даже незначительные, должны стать поводом для обращения к специалистам. Консультации врачей, внимание и забота близких помогут ребенку справиться с проблемой и наладить полноценный ночной отдых. Итогом станет нормальное развитие и здоровый рост малыша.

источник

Расстройства сна в детском возрасте, имеющие психогенную природу хоть и являются распространенными, однако изучены недостаточно тщательно. Первое, с чем это связано: это трудности сбора объективных данных о сне – особенно у детей – однако развивается такая область, как сомнология, которая и ставит своей целью изучить сон в норме и патологии.

Также открытость этого вопроса не снята из-за того, что различия между сном в различные возрастные периоды крайне велика, а также сильно варьируется и в одном возрастном промежутке. Например, реальная необходимость во сне с возрастом критически меняется: нормальное время сна у годовалого ребенка составляет от 16 до 18 часов, к 8-10 годам этот показатель падает до 10 часов, а к пубертату сон выходит на уровень 8-9 часов.

Более того, уже начиная с 7 лет, сон сдвигается на ночное время, в день дети крайне редко хотят спать. Центральным диагностическим критерием патологии становится глубина сна, нежели его длительность. Глубина определяется по времени, необходимому на то, чтобы уснуть, а также по скорости пробуждения при любых внешних помехах.

Содержание статьи:

Факторы, вызывающие расстройства сна, схожи и для других невротических расстройств: психотравмирующие ситуации. Младшие школьники отреагируют расстройством сна в ответ на травматичные ситуации, действующие на него непосредственно перед сном. К ним относятся:

  • – Просмотры страшных кинофильмов
  • – Истории родителей про страшных мифических персонажей (волчок укусит, Бабайка придет)
  • – Рассказы родителей о катастрофах и авариях
  • – Семейные ссоры

Расстройства сна могут развиваться в картине какого-либо невротического расстройства, а более того: вследствие нарушений работы головного мозга. Физиологическую патологию связывают с расстройством именно цикла сна и бодрствования и трудностями перехода из одного состояния в другое.

Причина изменений сна у детей (его глубины), как предполагается, связана с общим уменьшением времени парадоксального сна, а также с расстройством его цикличности. Эта фаза отличается тем, что электроэнцефалограмма в этой фазе похоже на активность бодрствующего человека, а также фаза сопровождается быстрыми движениями глаз.

Известно, что наименьшая пробуждаемость обнаруживается именно на этой фазе сна. К сожалению, невротическое расстройство сна в детском возрасте изучалось лишь в единичных случаях.

В картину заболевания входят:

  • – Проблемы с засыпанием и пробуждением
  • – Ночные фобии
  • – Пробуждения среди ночи (как следствие нарушения глубины сна)
  • – Сомнамбулия (снохождение)
  • – Сноговорение

Нарушения засыпания почти всегда связываются с другими нарушениями, если этому нет физиологического объяснения. Невротическое расстройство сна с 90% вероятностью входит в картину другого невроза, как самостоятельная патология встречается крайне редко! Выражено это нарушение в длительной смене фазы бодрствования на фазу сна, иногда время засыпания достигает двух часов.

Читайте также:  Как пить корвалол при бессоннице

Зачастую нарушенное засыпание связывается с возникающее в ночное время страхами, нарастающей тревогой и опасениями. К ним можно отнести:

  • – Фобия темноты
  • – Страх смерти во сне
  • – Боязнь ночных мифических существ

Иногда трудности засыпания связываются с патологическими устойчивыми действиями-привычками:

  • – Сосание пальца
  • – Яктация (раскачивание из стороны в сторону)
  • – Мастурбации

Также расстройство возникает на фоне навязчивых действий и неразвитых ритуалов:

  • – Раскладывание конкретных игрушек в кровати, их упорядочивание
  • – Многократное и однотипное желание спокойной ночи родственникам
  • – Различные ритуальные действия перед сном
  • – Стереотипные вопросы к родителям

Гораздо реже встречаются ночные просыпания, после которых ребенок не может снова уснуть. Такое проявление расстройства сна обычно обнаруживается у младших детей. При таких состояниях ребенок обычно остается в кровати, но может играться с одеялом, что-либо рассказывать, стереотипно играть пальцами. Эти манипуляции продолжаются до двух часов.

Изучены невротические страхи, встречаемые у дошколят и детей 1-2 классов. Содержание этих страхов всегда связано с психотравмирующей ситуацией, возникшей, например, перед сном в виде ссоры родителей. Они же проявляются при затяжных эмоционально неприятных ситуациях.

Яркий и часто встречаемый пример того, как невротическое расстройство сна обнаруживает себя. Сомнамбулия и сноговорение встречаются, начиная с 6-7 лет. Обычно, монолог ребенка или его действия связаны с содержанием сна, который отражает психотравмирующую ситуацию. Важным представляется тот момент, что контакт с «бодрствующим во сне» ребенком возможен – этим и отличается невротические приступы разговоров и хождения во сне от эпилептических.

Если симптоматика нарушения проявила себя или начала появляться с постоянной регулярностью, необходимо провести диагностику ребенка, чтобы разграничить невротическое расстройство сна от эпилептических нарушений сна, связанных с бредом, галлюцинациями и повреждениями головного мозга.

В домашних условиях можно лишь наблюдать, как происходит пробуждение ребенка в ночное время. При невротических расстройствах сна не внезапны, плавно начинаются и заканчиваются, в то время, как эпилептические пробуждения резки и внезапны, могут сопровождаться изменением состояния сознания, закрывающего доступ к контакту с ребенком.

Невротические расстройства сна поддаются психокоррекции, в связи с чем положительным психотерапевтическим вмешательством считаются:

  • – Психотерапия семьи
  • – Психогигиена распорядка дня ребенка, в особенности коррекция вечернего времени

К школьникам допустимо применение гипнотерапии, а также суггестивной терапии. В данном случае снимаются страхи ребенка, опасения, мешающие нормальному засыпанию. Возможно обучение аутогенным приемам для контроля засыпания самим ребенком.

На фоне активной психотерапии дополнением выступает и психофармакологическое вмешательство. В такую терапию включаются седативные препараты:

  • – Седукесен (транквилизатор)
  • – Валериана (настойка)
  • – Элениум (транквилизатор)

Эти вещества принимаются непосредственно перед сном. При явных нарушениях применяются транквилизаторы, оказывающие снотворное действие:

Невротические расстройства сна в детском возрасте редко выступают как самостоятельное расстройство, а чаще включаются в картину других заболеваний. К ним могут относиться неврозы страха, неврозы навязчивых действий, неврастения.

Более того, расстройства сна появляются и такого тяжелого заболевания, как эпилепсия. Именно поэтому важно не откладывать диагностику, чтобы исключить развивающуюся патологи.

Сон – неизученный и сложный процесс, а его нарушения – многогранны и уникальны. Поэтому первичная диагностика при выявлении нарушений не то, чтобы необходима, она обязательно. Лишь правильно поставленный диагноз и выявленное нарушение помогут врачам подобрать эффективную терапию, чтобы ребенок выздоровел как можно быстрее.

автор: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

источник

Нарушения сна являются частым клиническим признаком различных нервно-психических и соматических заболеваний. Они могут быть одним из признаков другой болезни как органического, так и неорганического (психогенного) происхождения.

Согласно современным воззрениям, нарушения сна необходимо рассматривать в комплексе сон—бодрствование. В этом плане следует различать инсомнию (син.: бессонница, диссомния, асомния) — расстройство сна, проявляющееся нарушением засыпания, прерывистым, поверхностным сном или преждевременным пробуждением; гиперсомнию — патологическую сонливость и парасомнию — различные феномены (необычные состояния), тесно связанные со сном либо неполным пробуждением. Все эти три разновидности нарушений сна могут быть обусловлены как органическими, так и психогенными расстройствами, а также входят в структуру различных неврозоподобных состояний.

Гиперсомнии также могут встречаться при общих и системных неврозах, быть приступообразными, например истерическая (летаргическая) спячка, или постоянными (перманентными). Однако психогенные гиперсомнии встречаются относительно редко и являются одним из проявлений конкретной клинической формы невроза.

Инсомнии весьма разнообразны по причине возникновения, а паросомнии — по характеру их внешних проявлений. Подробная их классификация представлена А. М. Вейном и К. Хехтом в монографии «Сон человека. Физиология и патология» (1989).

Рассматривая психогенно обусловленные инсомнии и парасомнии, следует выделить два их варианта: возникающие на фоне общего или системного невроза, тогда они — одно из его проявлений, а не отдельная форма болезни; и являющиеся одним из ведущих или единственным проявлением системного невроза, тогда их следует считать основной болезнью. В последующем можно было бы в группе системных неврозов выделить две их разновидности по времени проявления — дневные и ночные. Хотя такой классификации неврозов не существует, но по логике мышления она могла бы быть вполне допустимой.

Различные виды нарушений сна и бодрствования в детском возрасте, в том числе при неврозах, подробно изучал А. Ц. Гольбин, что представлено в его монографии «Патологический сон у детей» (1979). На основании обследования 64 больных в возрасте 3 — 14 лет, страдающих истерией, неврастенией и неврозом навязчивых состояний, А. Ц. Гольбин и А. И. Захаров выявили своеобразные нарушения сна и бодрствования у этих больных.

Нарушение засыпания может сопровождаться недостаточной глубиной сна с частым пробуждением. Последние обычно непродолжительные, но иногда достигают нескольких часов. В это время ребенок обычно ведет себя спокойно, особенно если в этой же комнате спят родители, или зовет их просто посидеть рядом, поиграть, рассказать сказку, спеть песенку или сам себе что-то тихо напевает.

Нарушение засыпания с частыми пробуждениями обычно встречается при неврозах и невротических реакциях. Как изолированное невротическое расстройство сна оно может быть лишь в самом начале, когда на этом фоне наступает конкретная или недифференцированная форма невроза.

Характеризуя инсомнию в целом, следует обратить внимание на следующую ее особенность. Сам термин «инсомния» в дословном переводе означает «бессонница» (от лат. in — приставка, указывающая на отрицание чего-то, в русском языке соответствует приставками «без», «не» + лат. somnus — сон). Иногда родители жалуются врачу, что их ребенок вообще не спит в течение всей ночи. Еще чаще встречаются жалобы взрослых на отсутствие сна. Все это не вызывало сомнений и возражений в прошлом, а тем более при наличии медицинского термина «бессонница».

Однако в последние несколько десятилетий появились новые методы изучения сна, позволяющие объективизировать этот физиологический процесс, состоящий из меняющихся циклов фазы медленного (состоит из 4 стадий) и фазы быстрого (парадоксального) сна. При детальном обследовании больных, жалующихся на бессонницу (отсутствие сна), было установлено, что на самом деле они спят, но менее продолжительное время (не менее 5 часов), а их сон по качеству (определен соответствующими объективными физиологическими параметрами) был существенно изменен. Этот вопрос был детально изучен А. М. Вейном и описан им в многочисленных научных и научно-популярных изданиях. В уже упомянутой книге А. М. Вейн и К. Хехт по этому поводу пишут следующее: «Представление о существовании бессонницы, возникшее из легенд, сказок, романов, поддерживается и появляющимися в печати сенсационными сообщениями о людях, длительное время живущих без сна и сохраняющих при этом здоровье, а иногда и развивающих особые, в частности, математические способности. Однако в научной литературе подтверждения этим сообщениям нет. Несомненно, существуют коротко- и долгоспящие люди среди здоровых лиц, но нет людей вообще не спящих. Речь, конечно, не идет об острых стрессовых ситуациях, которые могут лишить сна на короткое время. Сон является одной из основных потребностей человека. Его мозговые механизмы достаточно надежны. В условиях патологии они, несомненно, нарушаются, сон видоизменяется, но никогда не исчезает полностью».

Следовательно, при жалобах на бессонницу (инсомнию) речь фактически идет о псевдоинсомнии, о грубом расхождении между субъективной и объективной оценками сна. На основании этих данных А. М. Вейн и К. Хехт пишут о том, что сам термин «бессонница» является серьезной неточностью, он не соответствует современ^ ным представлениям науки о сне и его следует изъять из медицинской терминологии с учетом неправильной информации и по деон-тологическим соображениям. В настоящее время, по нашему мнению, в медицинском понимании слова «бессонница» лучше иметь в виду «не жизнь без сна, а жизнь с нарушением сна или его недостаточностью».
В отношении парасомний, как различных феноменов в сне, А. М. Вейн и К. Хехт выделяют различные их виды:
1. Двигательные:
— сомнамбулизм (снохождение);
— сноговорение (говорение во сне);
— бруксизм (скрежетание зубами во сне);
— яктацию головы ночную (ритмичные раскачивания или редкие движения головы и туловища, возникающие обычно накануне засыпания);
— миоклонус ног;
— ночной «паралич».
2. Психические:
— ночные кошмары;
— устрашающие сновидения;
— феномен «опьянения» от сна.
3. Вегетативные:
— ночной энурез (ночное недержание мочи);
— дыхательные;
— сердечно-сосудистые;
— головные боли;
— гастороэнтерологические.
4. Связанные с изменением гуморальной регуляции.
5. Эпилептические припадки, связанные со сном.

Большинство этих расстройств четко ограничено во времени и
связано с дисфункцией головного мозга, т.е. носит характер припадков или церебральных (мозговых) пароксизмов.

Лечение психогенно обусловленных (невротических) нарушений сна должно прежде всего включать комплекс психотерапевтических и режимных мероприятий. В. В. Ковалев (1979) рекомендует использовать семейную психотерапию, психогигиеническую коррекцию режима в ве-. черние часы, добиваясь стереотипного поведения ребенка перед сном, а у детей школьного возраста — гипнотическое внушение с целью устранения страхов и тревожных опасений, которые препятствуют быстрому засыпанию, возможна также аутогенная тренировка.

Какой метод психотерапии больше подойдет вашему ребенку, может решить только врач-психотерапевт.

Имеется также ряд общих рекомендаций, которые могут быть использованы как взрослыми, так и детьми, особенно среднего и старшего школьного возраста, у которых нарушен сон. Некоторые из них изложены в научно-популярной брошюре Л. Г. Петрова «Нервность» (1976). В общем плане эти советы можно сформулировать следующим образом.

Не занимайтесь накануне сна умственной работой, требующей большого напряжения и внимания. Лучше почитать газету, повторить уроки, побеседовать о намеченных на ближайшее время планах.

Ограничьте просмотр телевизионных передач, особенно на детективные, фантастические и другие возбуждающие темы.

Хорошо перед сном совершить небольшую прогулку, не напрягая себя серьезными проблемами. После прогулки можно выпить стакан чаю небольшой крепости с умеренным количеством сахара или без него, расслабиться в теплой ванне без всяких добавок. Некоторым в качестве отвлекающего средства помогают надетые влажные хлопчатобумажные носки.

Примите удобное положение в постели, закройте глаза и расслабьтесь. Не думайте о том, как разрешить свои сложные проблемы, — это лишь усугубит нарушение сна. Лучше сосредоточьте свое внимание на каком-то известном предмете или хорошем человеке, сделавшем вам приятное. В случае возникновения других мыслей усильте сосредоточенность своего внимания на выбранном объекте
и постарайтесь не отвлекаться. В случае успеха думайте об одном и том же.

Иногда помогает мысленный счет, лучше не в виде нарастающих по величине цифр (это требует некоторого напряжения, чтобы не сбиться со счета), а путем повторения нескольких цифр, например, 1—2 или 1—2—3 (можно и большее количество цифр — в зависимости от удобства).

Первоначально желательно использовать все перечисленные рекомендации (можно придумать и нечто другое), а затем выбрать наиболее вам удобный способ отдыха и расслабления.

К медикаментозным средствам, особенно из группы снотворных, следует прибегать осмотрительно и лишь при выраженных нарушениях сна. Выбор снотворного следует проводить по рекомендации врача, не нужно принимать их продолжительное время, лучше в течение 7—10 дней и в небольшой дозировке (вначале 1/4—1/2 таблетки). Веру в снотворное лучше перевести на веру в себя. В случае волнений и переживаний можно накануне сна принять отвар из смеси корня валерианы, травы пустырника и листьев шалфея, или приготовленную в аптеке смесь успокоительных трав, или 1—3 драже экстракта корня валерианы. Весьма желательно также в течение 1—2 месяцев принимать гомеопатические антигомотоксические препараты нового поколения: валерианахель, нервохель, галиумхель. Это, по крайней мере, не повредит, не вызовет зависимости от лекарства, а помочь может.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *