Меню Рубрики

Средства художественной выразительности бессонница

Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.

Средства выразительности в русском языке можно разделить на:

  1. Лексические средства
  2. Синтаксические средства
  3. Фонетические средства
АллегорияФемида (женщина с весами) – правосудие. Замена отвлеченного понятия конкретным образом.
Гипербола — Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь) Художественное преувеличение.
Ирония — Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова). Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие. Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания
Литота — Мужичок с ноготок. Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.
МетафораСонное озеро города (А. Блок) Переносное значение слова, основанное на сходстве
МетонимияКласс зашумел Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий
Окказионализмы — Плоды образования. Художественные средства, образованные автором.
Олицетворение — Дождь идёт. Природа радуется. Наделение неживых е предметов наделяют свойствами живых.
Перифраз — Лев = царь зверей. Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.
Сарказм — Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.
Сравнение —Молвит слово — соловей поёт. В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.
Синекдоха — Каждую копейку в дом несет (деньги). Перенос значения по количественному признаку.
Эпитет — «румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос». Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении.
Синонимы — 1) бежать – мчаться. 2) Шум (шелест) листвы. 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению.
2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста
Антонимы оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый Слова, имеющие противоположенные значения
Архаизм — очи — глаза, ланиты — щёки Устаревшее слово или оборот речи
Анафора — Не напрасно шла гроза. Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;​​​​​​. Противопоставление.
Градация — Пришёл, увидел, победил! Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.
Инверсия — Жили-были дед да баба. Обратный порядок слов.
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. Намеренное использование повторяющегося союза.
Оксюморон — Мёртвые души. Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия.
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) Сходное, параллельное построение фраз, строк.
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Одинаковая концовка нескольких предложений.
Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей Повтор согласных, создающий образ.
Ассонанс — Люблю березу русскую
То светлую, то грустную
– передает легкую грусть, нежность.
Повтор гласных, создающий образ.
Градация — Пришёл, увидел, победил!​​​​​​​ Расположение слов, выражений по возрастающей (в

Решай 26 задание ЕГЭ по русскому языку с ответами.

источник

% ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ БЕССОНИЦЫПОДРОБНЕЕ КЛИКАЙТЕ ЗДЕСЬ https://goo.gl/TpwfuC






































Тютчев Бессонница Средства Выразительности
https://vk.com/topic-14098_35948634
https://vk.com/topic-13857_37992074
https://vk.com/topic-12076_35506871
Именно неумолимый его ход — тема стихотворения » Бессонница «. Ночью,
считает Тютчев , обнажены все чувства, человека охватывают «страхи и .

Средства художественной выразительности в стихотворении Тютчева .
Ученик (100), закрыт 5 лет назад. Ты волна моя морская,
сделайте пожалуйста анализ стихотворения Тютчева » Бессонница » Часов
однообразный бой, Томительная ночи повесть! Язык для всех равно чужой И
.
« Бессонница » Федор Тютчев . Часов однообразный бой, Томительная ночи
повесть! Язык для всех равно чужой. И внятный каждому, как совесть!
Тютчев Бессонница Средства Выразительности . ВКонтакте © 2017. Язык:
EnglishРусскийУкраїнськавсе языки ». о компании помощь правила реклама .
Художественные Средства В Стихотворении Тютчева Бессонница .
ВКонтакте © 2017. Язык:EnglishРусскийУкраїнськавсе языки ». о компании
помощь .
Ф. И. Тютчев . Бессонница («Часов однообразный бой.») Часов
однообразный бой, Томительная ночи повесть! Язык для всех равно чужой.
И внятный .
Полное описание, инструкция, реальные отзывы специалистов и
пользователей, цена и где купить Тютчев бессонница средства
выразительности .
Другие материалы по творчеству Тютчев Ф.И. он использует множество
выразительных и стилистических средств (эпитеты «душевной глубине», .
16 сен . Тютчев советует: Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты . Автор
использует такие выразительные художественные средства , как .
В лирике Тютчева , проникнутой страстной, ищущей мыслью и острым
чувством . Одним из средств художественной выразительности
стихотворения .
6 янв . Анализ средств художественной выразительности и стихосложения . В
своем сборнике стихов Тютчева Толстой пометил «Silentium!
21 янв . Интонационный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Как .. и действенного
средства художественной выразительности во . Сравнительный анализ
стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А.Тарковского » Бессонница «.
26 фев . Анализ стихотворения к уроку литературы о Ф.И. Тютчеве . построения и
выразительных средств стихотворения “Silentium! .. Сравнительный
анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А.Тарковского » Бессонница «.
8 фев 2017 . Посреди усыпанного гравием двора, укутали теплым пледом, я хочу тютчев
бессонница средства выразительности . Я всегда знала .
14 янв 2017 . Федор Тютчев – один из самых таинственно притягательных поэтов XIX века
. стихотворение Тютчева обрело в романсе « Бессонница » (ор. черты
общности в семантике выразительных средств музыки.
Тема роли личности в переломные моменты истории в стихотворении
Тютчева «Цицерон». Композиция и выразительные средства стихотворения.
Федор Иванович Тютчев . БЕССОННИЦА .. СРЕДСТВО И ЦЕЛЬ . слита с
образом, с точными и смелыми, необычайно выразительными красками.
Ф.И. Тютчев всего на четыре года моложе Пушкина, но в нашем . придает
разнообразие изобразительно- выразительных средств , таких как эпитеты .
4 фев 2017 . Полезная информация по Анализ стихотворения Тютчева . природы, не
использовав средства художественной выразительности .
3 ноя . Безсонница // Ѳ. И. Тютчевъ Полное собраніе сочиненій / Подъ редакціей П.
В. Быкова. Съ критико-біографическимъ очеркомъ В. Я.
Обратите внимание на едва ли не главное средство художественной
выразительности , используемое Ахматовой зде

источник

Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.

Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.

Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:

Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы,
Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето!
Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.
Читайте также:  Бессонница на последних неделях беременности отзывы

Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

Прочитайте следующий отрывок:

«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.
‘ alt=»»>

источник

или художественные средства (например, аллегория, метафора, гипербола, гротеск. сравнение, эпитет и др.), помогающие нарисовать человека, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно.

ТРОПЫ –употребление слов в переносном значении. Наряду с основным слово подразумевает ряд вторичных смысловых оттенков, которые выступают при сочетании его с другими словами (хвост собаки, хвост очереди, хвост кометы).

АЛЛЕГОРИЯ (греч. Allegoria – иносказание) – иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.

АЛЛИТЕРАЦИЯ(от лат. ad – co, Littera – буква, т.е. собуквие) – повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность (например: “В сто сорок солнц закат пылал…” – В. В. Маяковский).

АЛОГИЗМ-сопоставление несопоставимых понятий. Например: Сравните показатели первой таблицы с таблицей седьмой.

АНАФОРА— (от греч. anaphora — вынесение вверх) — повтор со­звучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы.

А. довольно часто встречается в стихотворениях Ф. Тютчева, например:

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни браздят чело морщины. («Весна».)

«Уже сукна купил он себе такого, какого не носила вся губерния. ужеприобрел он отличную пару и сам держал одну вожжу, заставляя пристяжную виться кольцом; ужезавел он обычай вытираться губкой, намоченной в вбде, смешанной с одеколоном; ужепокупал он весьма недешево какое-то мыло для сообщения гладкости коже, уже. » (Н. Гоголь. Мертвые ду­ши). К. В.

АМФИБОЛИЯ- ( от греческого – двойственность, двусмысленность) – ненамеренная двумысленность, возникающая в речи. Амфиболия чаще всего возникает при построении предложения: из-за определенного порядка слов (например, в словосочетании Обучение журналистов слово в объекте – кто-то обучает журналистов), двоякого соотнесения местоимения. Иногда амфиболию используют как стилистический прием,например в предложении Казнить нельзя помиловать смысл проявляется только при постановке запятой. То же мы наблюдаем в названии поэтического сборника Б. Пастернака .

АНАДИПЛОЗИС – фигура речи,то же, что и подхват. Слово или несколько слов, завершающих отрезок текста, повторяются в начале следующего отрезка. Например я к тебе обязательно приду. Приду с победой!

АПОКОЙНУ— фигура речи, построенная на объединении двух предложений в одно высказывание, содержащее общий компонент. Свойственно разговорной речи. Например: Там пришел человек тебя ждет.

АПОСИНЕЗА— фигура речи, когда высказывание умышленно не завершено, с тем, чтобы читатель сам додумал пропущенные слова.

АСИНДЕТОН— фигура речи, противоположная многосоюзию, заключающаяся в намеренном пропуске сочинительных союзов. Например: Мелькают мимо будки. Бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни.

АРХАИЗМЫ- это слова, называющие существующие предметы и понятия, но вытесненные из активного употребления синонимами. Архаизмы продолжают существовать в языке как стилистическое средство, например как разновидность высокой лексики: золото и злато, палец и перст, молодость и младость.

АССОНАНС(от лат. assonare — звучать в лад)—повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи (см.). Например:

Послушный лук согну в дугу,

И горе нашему врагу. (А. Пушкин.)

Повтор звуков усиливает выразительность поэтической речи.

А. также называют неточную рифму, в которой созвучны лишь некоторые, главным образом гласные звуки, стоящие под ударением: «красивая — неугасимая», «музыкой — мускульной», «жажда — жалко» и др. Б. Г.

ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА В ПАССИВНУЮ КОНСТРУКЦИЮ- стилистическая ошибка при которой деепричастный оборот включается в пассивную конструкцию, что ведет к двусмысленности высказывания.

ДВОЙНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ- стилистическая ошибка, при которой два слова, требующие различных падежей, управляют одной словоформой.

ГИПЕРБОЛА (греч. Huperbole – преувеличение) – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерно для фольклора, поэзии романтизма и жанра сатиры (Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский).

ГРАДАЦИЯ- фигура речи, в основе которой лежит синонимия. Синонимы объединяются в один ряд так, что каждый последующий синоним усиливает выразительность предыдущего.

ГРОТЕСК (франц. Grotesque, итал. Grottesco – причудливый, от grotta – грот) – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

ИНВЕРСИЯ- (обратный порядок слов) изменение обычного расположения слов в предложении ( синтаксическая функция членов предложения не меняется). В результате представленный элемент выделяется и в смысловом, и в синтаксическом плане. Наибольшая смысловая нагрузка приходится на слова, стоящие в начале или в конце предложения. Неоправданная инверсия может привести к стилистической ошибке, искажению смысла фразы или двусмысленности.

ИРОНИЯ(от греч. eironeia —притворство, насмешка).

1. Отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект в ироническом высказывании достигается тем, что истинный смысл события замаскирован. При И. мы высказываем прямо противоположное тому, что подразумевается. Например: «Откуда, умная, бредешь ты, голова?» (И. А. Крылов.) Видимое восхваление означает здесь как раз обратное — насмешку над ослом.

2. В литературном произведении И. может иметь и более широкий и более значительный смысл: она придает художественному изображению особую окраску, своеобразно раскрывая неудовлетворенность автора окружающим миром. В этом случае И.— уже не просто оборот речи (троп), а художественный принцип, из которого исходит писатель при изображении жизни.

Цель И.— не смешить, не развлекать, а, напротив, подчер­кнуть всю серьезность, порой даже трагичность положений и ситуаций. Насмешка создается тем, что обнажается нелепость происходящего.

И. в произведении может относиться к отдельным персона­жам; писатели часто пользуются ею для создания характера (см.).

Посредством И. может быть передано авторское суждение о действительности в целом. В таком случае принцип И. стано­вится стержневым, на нем строится все произведение. Примером могут служить многие рассказы Чехова. Д. Ч.

ИСТОРИЗМЫ слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначающихся ими понятий.

КАЛАМБУР— фигура речи, состоящая в юмористическом обыгрывании различных значений многозначного слова или омонимов.

КОМПРЕССИЯ— опущение того или иного члена предложения вследствие его предсказуемости. Таким образом, из двух образующих словосочетание слов остается одно, которое вмещает в себя значение всего словосочетания. Компрессия может служить одним из способов речевой экономии или же лежать в основе каламбура, но если она не оправдана, то может стать причиной стилистической ошибки.

КОНСТРУКЦИЯ С ДВУМЯ ВИНИТЕЛЬНЫМИ ПАДЕЖАМИ- стилистическая ошибка, возникающая в том случае, если определяемое слово и причастие стоят в винительном падеже и причастный оборот не обособляется. Такая конструкция имеет устарелый характер.

КОНТАМИНАЦИЯ ЛЕКСИЧЕСКАЯ- объединение слов или их частей на основе структурной, функциональной или ассоциативной близости, приводящее к их формальному или семантичеческому изменению. Лексическая контаминация может быть стилистическим приемом, например при создании окказионализмов, когда окказиональное слово складывается из основ созвучных слов и вбирает в себя их семантику (такой прием называется «скорнение»). Неоправданная контаминация приводит к стилистической ошибке, так как она разрушает устойчивые связи лексем.

КОНТАМИНАЦИЯ ПРЯМОЙ И КОСВЕННОЙ РЕЧИ-стилистическая ошибка, при которой в структуре сложного предложения происходит смешением двух форм передачи чужой речи. При этом высказывание приобретает разговорный характер.

КООРДИНАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКАЯ- формальное соответствие форм сказуемого. Сказуемое ставится в форму единственного числа, соотносясь с главным словом словосочетания, которым выражено подлежащее.

КООРДИНАЦИЯ ПО СМЫСЛУ— пренебрежение грамматическим соответствием сказуемого и подлежащего из-за несоответствия смысловых отношений. Сказуемое ставится в форму множественного числа, указывая на множественность деятелей, то есть грамматическая форма глагола сопоставляется с лексическим значением подлежащего.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ— стилистическая ошибка, состоящая в пропуске необходимого компонента словосочетания.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧИТАЕМОСТЬ СЛОВ— это способность слова «связываться» с другими словами контекста. Не разрушая семантических и синтаксических закономерностей подобной связи.

ЛИТОТА (от греч. Litotes – простота, сдержанность) – приём выразительности речи, заключающийся в намеренном ослаблении говорящим признака или свойства, о котором идёт речь. Достигается с помощью двойного отрицания: не без умысла, небесполезный; отрицание может присоединяться также к словам, имеющим «отрицательное» значение (т.е. таким, у которых отрицание входит в смысл слова): неплохой, неглупый, не лишённый обаяния. Литота– «обратная гипербола», намеренное преуменьшение малых размеров предмета речи: мужичок с ноготок, мальчик с пальчик, от горшка два вершка, одну секундочку!, в двух шагах отсюда.

МЕЙОЗИС— троп, состоящий в намеренном преуменьшении качеств, свойств, признаков предмета или явления. Троп, противоположный гиперболе. МЕЙОЗИС употребляется говорящим в целях иронии, намеренной сдержанности оценок при эвфемизме. Как мейозис может расцениваться современное употребление как бы в целях смягчения категоричности речи. Разновидность мейозиса- литота.

МЕТАФОРА (греч. Metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

МЕТОНИМИЯ (греч. Metonomadzo – переименовывать) – переносное значение слова, основанное на замене прямого названия предмета другим по смежности. В МЕТОНИМИИ переносное слово находится в определённой причинной зависимости – временной,(«полдень», «полночь»), пространственной («восток», «запад»), предметной («булат» вместо «оружие», «головушка моя дорогая» вместо «дорогой человек», действенной (иногда действие обозначается местом, где оно произощло – «убит под Берлином»).

МНОГОСЛОВИЕ— стилистическая ошибка, связанная с присутствием в тексте лишних с точки зрения полноты передачи содержания слов. Многословие связывают с плеоназмом, избыточными перифразами, лексическими повторами.

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ОМОНИМИЯ— стилистическая ошибка, возникающая из-за пропуска предлога, что приводит к неясности высказывания.

НАНИЗЫВАНИЕ ПАДЕЖЕЙ— стилистическая ошибка, при которой несколько слов в одной падежной форме располагаются цепочкой. Как правильно нанизывается родительный падеж.

НАРУШЕНИЕ СОГЛАСОВАНИЯ В ПАДЕЖЕ ЧЛЕНОВ ОДНОРОДНОГО РЯДА И ОБОБЩАЮЩЕГО СЛОВА- например: Он любил смотреть фильмы разных режиссеров: Рязанов, Михалков, Герман.

НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СОЮЗОВ И СОЮЗНЫХ СЛОВ-стилистическая ошибка, возникающая при употреблении одного союза вместо другого.

НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР СВЯЗКИ В СОСТАВНОМ СКАЗУЕМОМ- это стилистическая ошибка, возникающая, как правило, при неумелом использовании связки «является». Употребление этой связки, с одной стороны, может придать высказыванию канцелярский характер.

НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР СЛОВА- стилистическая ошибка, связанная с проблемой соответствия конкретной лексической единицы определенному отрезку речи. Подобное соотаветствие должно соблюдаться как на лексико-семантическом, так и на стилистическом уровне.

ОБЪЕДИНЕНИЕ В ОДНОРОДНЫЙ РЯД РАЗЛИЧНЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ- стилистическая ошибка, при которой в однородный ряд объединяются, например, член предложения и придаточная часть.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ– перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.

ОКСЮМСОРОН– сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество. Как правило, оксюморон встречается в поэтическом произведении.

Читайте также:  Бессонница при эндометриозе отзывы

ОМОНИМЫ- слова, одинаково звучащие, но никак не связанные между собой по смыслу. Различаются 4 типа омонимов. Лексические омонимы- слова, совпадающие по звучанию и написанию во всех своих формах.. Омофоры- это слова, совпадающие по звучанию и написанию только в определенной форме. Омофоны- слова с одинаковым звучанием, но разным описанием. Омографы- слова, пишущиеся, но по-разному звучащие ( именно поэтому не все учение признают их омонимами). Часто явлении омонимии лежит в основе каламбура.

ПАРОНИМЫ- это однокоренные слова одной и той же части речи, близкие по звучанию, но отличающиеся аффиксами и не совпадающие по значению: одеть- надеть. Смешение паронимов является стилистической ошибкой. Намеренное сближение в контексте сходно звучащих слов является языковой игрой, получившей название ПАРОНОМАЗИЯ.: Фоменко в ритме фламенко.

ПАРОНИМИЧЕСКАЯ АТТРАКЦИЯ, ИЛИ СКОРНЕНИЕ- стилистический прием, основанный на контаминации (соединений) слов, в которых замена какого-либо звука рождает новый смысл. К этому приему часто прибегал Лесков в своей стилизации под народную речь. Переориентированные слова- слова, ранее употреблявшиеся для обозначения реалий зарубежной жизни, а сегодня называющие предметы и явления современной российской действительности.

ПАЦЕЛЛЯЦИЯ-способ речевого представления единой синтаксической структуры-предложения несколькими коммуникативно самостоятельными единицами.

ПЕРИФРАЗА, перифраз (греч. Periphrasis – описательное выражение, окольная речь, иносказание), — описательное обозначение предмета, понятия, явления, лица, предполагающее его непрямое, косвенное именование через подчёркивание, выделение какой-либо стороны, качества, признака, особенностей проявления объекта описания, существенных, актуальных в данном тексте, ситуации. Напр.: Земля – голубая планета. Земной шар – обитель человека. Дельфин – интеллектуал моря. Упасть с лестницы – сосчитать ступеньки. Бездомный – человек без определённого места жительства. Разогнать митинг – рассеять толпу. Вместо «лёгкая атлетика» — «королева спорта».

ПЛЕОНАЗМ— речевая избыточность, возникающая из-за неправильного использования синонимов, дублирующих смысл высказывания. Различают два вида плеоназмов. Это обязательный плеоназм, или структурно обусловленный, который не является стилистической ошибкой и широко представлен в грамматике языка. Плеоназм как стилистическая ошибка объединяет в словосочетания и предложения излишне слова. Плеоназм тесно связан с тавтологией, которая иногда считается его разновидностью.

ПЛЕОНАСТИЧЕСКОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СОЮЗОВ-стилистическая ошибка, возникающая при контактном расположении двух союзов с одинаковым значением. Порядок слов- расположение членов предложения в зависимости от предаваемого смысла. В русском языке порядок слов свободный , то есть у того или иного члена предложения нет строго закрепленного места. Бывает прямой и обратный порядок слов. Прямой порядок предусматривает общепринятое расположение членов предложения. Любой другой порядок слов по отношению к прямому воспринимается как перестановка, результатом чего является смысловое выделение переставленного члена предложения. Неоправданное нарушение порядка слов ведет к стилистической ошибке.

ПОЛИСИЕДЕТОН-фигура речи, состоящая в намеренном повторении союзов. Обычно повторяются сочинительные союзы. Противоположным многосоюзию приемом является бессоюзие- асиндетон.

ПРОЛЕПСА- фигура речи, построенная на одновременном употреблении существительного и заменяющего его местоимения. Пропуск предлога- стилистическая ошибка, возникающая в том случае, если пропускаются разные предлоги при однородных членах предложения.

ПРОСНОПЕЗА- фигура речи, основанная на опущении начальной части высказывания.

РАСЩЕПЛЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ- простое сказуемое заменяется на составное именное, то есть глагольно- именное сочетание. Использование расщепленного сказуемого характерно для официально-деловой речи. Его употребление в текстах других стилей придает высказыванию канцелярский характер.

САТИРА (лат. satira

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

по творчеству поэтов I половины XX века

1. В пустыне мира зыбко-жгучей. (Эпитет.)

2. Беспокойные цветы. (Эпитет.)

3. В аллею черные спустились небеса. (Олицетворение, эпи-тет.)

4. Если ночи тюремны и глухи,

Если сны паутины и тонки. (Анафора, эпитет.)

5. Мечта о подвигах — как детская забава. (Сравнение.)

6. Как царство белого снега,

Моя душа холодна. (Сравнение, эпитет.)

7. Я все мечты люблю, мне дороги все речи. (Гипербола.)

8. Я исчерпал до дна тебя, земная слава! (Фразеологизм, иносказание сказание, обращение.)

9. Царство белого снега. (Метафора.)

10. В час, когда ещё нет фонарей,
А затеплились звёзды смущённые. (Эпитет.)

11. Упадай порфира с плеч! (Устаревшее слово, риторическое восклицание.)

12. Мы — гребень встающей волны! (Аллегория.)

13. А мне что снится?-дикие крики. А мне что близко? — кровь и война. (Анафора, эпитет.)

14. Здравствуй, жизни повседневной Грубо кованная речь!

(Обращение, эпитет, риторическое восклицание.)

15. Невольники воли. (Оксюморон.)

16. Вы во всем неповинны, как дети! (Сравнение.)

17. Под бурей летучей. (Эпитет.)

18. Я труд бросал, вставал с одра больной. (Устаревшее слово.)

19. Во тьме желаний. (Метафора.)

20. Река раскинулась. Течёт, грустит лениво

И моет берега. (Анжанбеман, олицетворение.) 21.0! Русь моя! Жена моя! (Обращение.)

22. Дева со взором жгучим. (Устаревшее слово, эпитет.)

23. Жизни мудрой и простой. (Оксюморон.)

24. Буду ль верить, что я молод?

Буду ль знать, что силен я? (Анафора.)

26. Я отрывал уста от ласки сладострастной. (Архаизмы.)

27. Я изменял и многому, и многим:

Я покидал в час битвы знамена. (Анафора.)

28. Под нежный шепот нивы. (Метафора, эпитет.)

29. Когда стояла смерть в одежде черной У ложа той, с кем слиты все мечты.

30. Иду я к свету иль во мрак ночной. (Антитеза.)

1. Горячий воздух дик и глух. (Эпитет.)

2. Девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне. (Синекдоха.)

3. Правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух. (Эпитет, олицетворение.)

4. Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.

5. Твои мне песни ветровые,

Что слезы первые любви. (Эпитет, сравнение.)

6. Крест свой бережно несу. (Иносказание.)

7. Отдай разбойную красу. (Эпитет.)

8. И невозможное возможно. (Оксюморон.)

9. Россия, нищая Россия! Мне избы серые твои.

(Обращение, риторическое восклицание.)

10. Да, скифы мы. с раскосыми и жадными очами.

11. Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.

(Анжанбеман, олицетворение, метафора.)

12. Всё небо скроет гнусный грех,

На всех устах застынет смех. (Гипербола, эпитет.)

13. Поёт на плитах, как труба. (Сравнение.)

14. Всемирный запой. (Эпитет, гипербола.)

15. Вагоны шли привычной линией,

Молчали жёлтые и синие. (Метонимия.)

16. Чёрный вечер. Белый снег. (Антитеза.)

На всём божьем свете! (Гипербола, постоянный эпитет.)

19. Грустная злоба кипит в груди. (Эпитет, олицетворение.)

20. Оплечь — ружейные ремни. (Устаревшее слово.)

22. У ей керенки есть в чулке. (Просторечие, историзм.)

23. Вот так Ванька — он плечист!

Вот так Ванька — он речист! (Анафора.)

24. Пальнём-ка пулей в Святую Русь. (Постоянный эпитет.)

25. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. (Сравнение.)

26. Только вьюга долгим смехом Заливается в снегах. (Олицетворение.)

1. Синий плат небес. (Метафора.)

2. Край ты мой забытый, Край ты мой родной!

(Анафора, обращение, риторическое восклицание.)

Я смотрю в твои поля. (Сравнение.)

4. Меж лесных кудрей. (Эпитет.)

5. Туча кружево в роще связала. (Олицетворение.)

6. Сердце гложет плакучая дума. (Эпитет, олицетворение.)

7. Есть тоска веселая. (Оксюморон.)

8. Избы забоченились. (Олицетворение.)

Солнцем окропил. (Олицетворение.)

10. Осень — рыжая кобыла — чешет гриву. (Олицетворение.)

11. На ветке облака, как слива,

Златится спелая звезда. (Эпитет, сравнение, метафора.)

12. Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза. (Анафора, олицетворение.)

13. Ты прощай, мой сын, прощай, чадо. (Обращение, арха­изм, повтор.)

14. Белокосая девица — вьюга. (Метафора.)

15. Златоструйная вода. (Эпитет.)

Что загляделась в пруд? (Обращение, олицетворение.)

По творчеству М. Цветаевой

1. Бежит тропинка с бугорка. (Олицетворение.)

2. Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд. (Сравнение.)

3. Лебеди — слева, справа — вороны. (Антитеза.)

4. Мой невоспитанный стих! (Эпитет.)

6. Мои глаза, подвижные, как пламя. (Сравнение.)

7. И целых сорок сороков церквей.

9. Имя твоё — птица в руке. (Метафора.)

Легчайшей птицы! (Обращение, анжаибеман, эпитет.)

11. И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы. (Сравнение.)

12. Чёрный читает чтец. (Аллитерация.)

13. Краса грустная и бесовская. (Эпитет, аллитерация.)

14. Ты — Господь и господин, а я

(Метафора, антитеза, гипербола, литота.)

15. В лоб целовать — заботу стереть.

16. Высокая пена морская. (Эпитет.)

2. По чёрным улицам белые матери. (Антитеза, эпитет.)

тяжкая гиря ведь.

4. И в пролёт не брошусь,
и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

сидят людей половины. (Гротеск.)

6. В сто сорок солнц закат пылал. (Гипербола.)

7. Улица провалилась, как нос сифилитика.

8. Разве гром бывает немотою болен?

(Олицетворение, риторический вопрос.)

а не свалят наземь. Понимают

14. Молоткастый, серпастый советский паспорт. (Эпитет.)

15. Темно-свинцовоночие. (Неологизм.)

16. Косые скулы океана. (Олицетворение.)

17. Стихов шкатулок. (Метафора.)

18. Бесценных слов мот и транжир. (Метафора.)

19. На бабочку поэтиного сердца. (Метафора.)

20. А вы ноктюрн сыграть смогли бы На флейте водосточных труб?

21. Беззвездную муку. (Эпитет.)

23. Похотливо напеваете Северянина. (Метонимия.)

1. Расплавленным алмазом сияют лужи. (Метафора.)

2. Изнывает лёд. (Олицетворение.)

3. Он считает зёрна в пустых колосьях. (Оксюморон.)

4. Смертельный бубенец. (Эпитет.-)

5. И все цветы, что только есть на свете, Навстречу этой смерти расцвели. (Гипербола.)

6. Сумасшедшая липа. (Эпитет.)

7. Всё равно что мир оглох. (Сравнение, гипербола.)

8. Дождь косил свои глаза гневливо. (Олицетворение.)

9. И снова осень валит Тамерланом. (Метафора.)

10. И славы ждал, и славы не дождался. (Антитеза.)

11. Путь золотой и крылатый. (Эпитет.)

12. Зазвучать, как боевой сигнал. (Сравнение.)

Это — свеч кривых нагар. (Метафора, анафора.)

14. Допишет Музы смуглая рука. (Синекдоха.)

15. И вот вошла. Откинув покрывало, Внимательно взглянула на меня. (Анжаибемап.)

17. Оснеженный Ленинград. (Неологизм.)

18. И увидел месяц лукавый. (Олицетворение, эпитет.)

19. Где под ногой, как лист увядший, слава. (Сравнение.)

20. И слава лебедью плыла. (Метафора.)

По творчеству Б. Пастернака

1. Грохочущая слякоть. (Эпитет.)

2. Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей. (Сравнение.)

3. Где пруд как явленная тайна,
Где шепчет яблони прибой.

(Анафора, сравнение, олицетворение, библейский эпитет.)

4. Я — свет. Я тем и знаменит,
Что сам бросаю тень.

(Метафора, анжанбеман, оксюморон.)

5. Но время шло, и старилось, и глохло. (Олицетворение.)

6. Я пробудился. Был, как осень, тёмен Рассвет. (Анжанбеман, сравнение.)

7. Вокзал, несгораемый ящик

Разлук моих, встреч и разлук. (Метафора.)

8. Любить иных — тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин. (Аллегория, антитеза.)

9. Ничего не бывало и нет. (Гипербола, аллитерация.)

10. Рыдающей строфы сырую горечь пью.

11. Булки фонарей и пышки крыш. (Метафора.)

12. На трубе, как филин, нелюдимый дым. (Сравнение.)

13. Дело начинает пахнуть дуэлью. (Иносказание.)

14. Мело, мело по всей земле

Во все пределы. (Гипербола, аллитерация.)

15. Метель чертила на стекле
Кружки и стрелы. (Олицетворение.)

По творчеству

1. Июль — макушка лета. (Метафора.)

2. Лёд за полу придержал. (Олицетворение.)

3. Раны черные земли. (Метафорический эпитет.)

4. Пни, стволы торчат в окружку, Как неровная стерня. (Сравнение.)

Тучки помнят свой шлях? (Олицетворение, архаизм.)

6. С тех печальных полей. (Эпитет.)

7. Звон из кузницы несётся,

Звон по улице идет. (Олицетворение, анафора.)

Как жених с невестой. (Сравнение.)

9. Пустынно. Рожь бушует глухо,

Шумит-и никого кругом. (Анжанбеман, олицетворение.)

10. Ходит, полы полушубка Подоткнувши под кушак. (Аллитерация.)

11. Здравствуй, здравствуй, родная Сторона! Сколько раз.

(Обращение, постоянный эпитет, аллитерация, анжанбеман, риторическое восклицание.)

12. На дне моей жизни. (Аллегория, метафора.)

13. Как жестяная, мертва Тёмная зелень сирени. (Сравнение, эпитет.)

14. Полночь в мое городское окно Входит с ночными дарами. (Эпитет, олицетворение.)

По творчеству О. Э. Мандельштама

1. Там припомнят кремлевского горца. (Перифраз.)

2. Его толстые пальцы, как черви, жирны. (Сравнение.)

3. Тараканьи смеются усища. (Эпитет, синекдоха.)

4. Сброд тонкошеих вождей. (Эпитет.)

5. Квартира тиха, как бумага. (Сравнение.)

6. Лягушкой застыл телефон. (Метафора.)

7. Природа своего не узнает лица. (Олицетворение.)

8. Вошь да глушь у нее, тишь да мша. (Аллитерация.)

9. Совестный деготь труда. (Метафорический эпитет.)

10. Что же потом? Хрип горожан

И толкотня в гардероб. (Анжанбеман.)

11. Дикая кошка — армянская речь. (Метафора.)

Читайте также:  Укроп как средство от бессонницы

12. Рыбий жир ленинградских ночных фонарей.

13. Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

(Обращение, риторическое восклицание, аллегория.)

14. Шевеля кандалами цепочек дверных. (Метафора.)

15. Мне на плечи кидается век-волкодав.

16. В Петербурге жить — словно спать в гробу. (Сравнение.)

17. На постели горбатой. (Эпитет.)

18. И всю ночь напролет жду гостей дорогих. (Перифраз.)

19. Хлипкой грязцы. (Неологизм.)

20. До смерти хочется жить. (Оксюморон.)

источник

1. Определите средство выразительности:

1). В саду горит костер рябины красной,
но никого не может он согреть.

А) эпитет
Б) метафора
В) антитеза
Г) оксюморон

2). Опасна охота на медведя,
страшен раненый зверь.

А) сравнение
Б) олицетворение
В) эпитет
Г) инверсия

3). Туча с громом сговорилась:
ты, гром, греми, а я дождем разолью.

А) анафора
Б) сравнение
В) эпитет
Г) олицетворение

4). И луч блеснул с него чудесный,
как с черной тучи день небесный.

А) сравнение
Б) метафора
В) олицетворение
Г) литота

5). Не то на серебре –
на золоте едал.
А) метафора
Б) гипербола
В) литота
Г) метонимия

2. Определите стихотворный размер:

1). Белеет парус одинокий
в тумане моря голубом.

А) хорей
Б) ямб
В) дактиль
Г) анапест

2). Дубовый листок оторвался от ветки родимой,
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…

А) хорей
Б) дактиль
В) ямб
Г) амфибрахий

Ответы: 1). 1-б, 2-г, 3-г, 4-а, 5-г 2). 1-б, 2-г

1. Определите средство выразительности:

1). Под голубыми небесами великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.

А) сравнение
Б) эпифора
В) олицетворение
Г) анафора

2). О чем ты воешь, ветр ночной,
о чем так сетуешь безумно?

А) олицетворение
Б) сравнение
В) оксюморон
Г) инверсия

3). Ты богат, я очень беден,
ты прозаик, я поэт.

А) метафора
Б) гипербола
В) антитеза
Г) сравнение

4). Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.

А) эпитет
Б) сравнение
В) оксюморон
Г) эпифор

А) оксюморон
Б) антитеза
В) анафора
Г) антитеза

3. Определите стихотворный размер:

1).мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова.

А) хорей
Б) анапест
В) амфибрахий
Г) ямб

2). Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури…

А) амфибрахий
Б) дактиль
В) ямб
Г) хорей

Ответы: 1). 1-а, 2-а, 3-в, 4-б, 5-а 2). 1-б, 2-а

1. Определите средство выразительности:

1). Шутила зрелость, пела юность.

А) эпитет
Б) олицетворение
В) антитеза
Г) оксюморон

2). Не жалею, не зову, не плачу.

А) сравнение
Б) градация
В) эпитет
Г) инверсия

3). Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

А) анафора
Б) сравнение
В) эпитет
Г) антитеза

4). В лесу горит костер рябины красной,
но никого не может он согреть.

А) сравнение
Б) метафора
В) олицетворение
Г) литота

5). Ее любовь к сыну была подобна безумию.

А) анафора
Б) гипербола
В) литота
Г) сравнение

2. Определите стихотворный размер:

1). На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.

А) хорей
Б) амфибрахий
В) дактиль
Г) анапест

2). Как весел грохот летних бурь.

А) хорей
Б) дактиль
В) ямб
Г) амфибрахий

Ответы: 1) 1-г, 2-б, 3-г, 4-б, 5-г 2) 1-б, 2-в

1. Определите средство выразительности:

1). Я люблю большие дома
и узкие улицы города.

А) эпитет
Б) олицетворение
В) антитеза
Г) метонимия

2). Печальная береза у моего окна.

А) сравнение
Б) градация
В) анафора
Г) инверсия

А) анафора
Б) олицетворение
В) эпитет
Г) антитеза

4). Мело, мело по всей земле, во все пределы.

А) сравнение
Б) метафора
В) олицетворение
Г) гипербола

5). Тяжелою обидой, словно камнем на сердце
пал цветок, измятый лелем.

А) анафора
Б) гипербола
В) литота
Г) сравнение

2. Определите стихотворный размер:

1). Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу.

А) хорей
Б) амфибрахий
В) дактиль
Г) анапест

2). Зеркало в зеркало,
с трепетным лепетом
я при свечах навела.

А) хорей
Б) дактиль
В) ямб
Г) амфибрахий

Ответы: 1) 1-а, 2-г, 3-б, 4-г, 5-г 2) 1-г, 2-б

1. Назовите средство выразительности:

А) эпитет
Б) оксюморон
В) метафора
Г) сравнение

2). Луна, как бледное пятно,
сквозь тучи мрачные желтела.

А) анафора
Б) антитеза
В) сравнение
Г) инверсия

3). Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
на мутном небе мгла носилась.

А) олицетворение
Б) гипербола
В) литота
Г) сравнение

4). Мело, мело по всей земле,
во все пределы.

А) метонимия
Б) гипербола
В) эпитет
Г) эпифора

5). И воск слезами с ночника
на платье капал.

А) эпитет
Б) сравнение
В) олицетворение
Г) метафора

2. Определите стихотворный размер:

1). Шаганэ, ты моя, шаганэ!
потому что я с севера, что ли,
я готов рассказать тебе, поле,
про волнистую рожь при луне.

А) хорей
Б) ямб
В) анапест
Г) дактиль

2) когда в листве сырой и ржавой
Рябины заалеет гроздь.

А) хорей
Б) ямб
В) анапест
Г) дактиль

Ответы: 1). 1-б, 2-в, 3-а, 4-б, 5-г 2).1-в, 2-б

1. Назовите средство выразительности:

1). Ее золотые косицы
затянуты, будто жгуты.
по платью, по синему ситцу,
как в поле, мелькают цветы.

А) эпитет
Б) сравнение
В) метафора
Г) гипербола

2). Все флаги в гости будут к нам,
и запируют на просторе.

А) олицетворение
Б) антитеза
В) синекдоха
Г) эпитет

3). Колокольные звоны,
и зеленые клены,
и летучие мыши.

А) эпитет
Б) анафора
В) сравнение
Г) метафора

4). За вдохом внутренним мороза,
румянец уст приотворяя,
как странно улыбнулась роза
в день быстролётный сентября.

А) литота
Б) олицетворение
В) сравнение
Г) метонимия

5). Молодым везде у нас дорога,
старикам везде у нас почёт.

А) гипербола
Б) антитеза
В) инверсия
Г) эпитет

2. Определите стихотворный размер:

1). Ветер, ветер, ты могуч,
ты гоняешь стаи туч…

А) хорей
Б) ямб
В) анапест
Г) дактиль

2). Белеет парус одинокий
в тумане моря голубом.

А) хорей
Б) ямб
В) дактиль
Г) анапест

Ответы: 1) 1-б, 2-в, 3-б, 4-б, 5-б 2) 1-а, 2-б

источник

Средства художественной выразительности настолько многочисленны и разнообразны, что без сухих математических выкладок не обойтись.

Первый раздел: тропы

1. Метафора. Найдите сходство и перенесите название одного предмета на другой. Например: трамвай-червяк, троллейбус-жук. Метафоры чаще всего односложны.

2. Метонимия. Тоже перенос названия, но по принципу смежности, например: читаю Пушкина (вместо названия «книга» у нас фигурирует «автор», хотя тело поэта тоже многие барышни прочитали).

2а. Синекдоха. Внезапно — 2а. Это разновидность метонимии. Замена по понятиям. И по множественному числу. «Береги копейку» (Гоголь) и «Садись, светило» (Маяковский) — это по понятиям, вместо денег и солнца. «Переквалифицируюсь в управдомы» (Ильф и Петров) — это по числам, когда единственное число заменяется множественным (и наоборот).

3. Эпитет. Образное определение предмета или явления. Примеров вагон (уже пример — вместо «много»). Выражается практически любой частью речи или словосочетанием: неторопливая весна, красавица-весна, улыбнулась по-весеннему и т.д. Средства художественной выразительности многих писателей вполне исчерпываются этим тропом — разнообразен, каналья.

4. Сравнение. Всегда двучленное: предмет сравнения — образ сходства. Чаще всего используются союзы «как», «будто», «словно», «точно», а также предлоги и прочие лексические средства. Кричать белугой; подобно молнии; молчит, как рыба.

5. Олицетворение. Когда неодушевлённые предметы наделяются душой, когда скрипки — поют, деревья — шепчутся; более того — совсем отвлечённые понятия тоже могут оживать: уймись, тоска; поговори хоть ты со мной, гитара семиструнная.

6. Гипербола. Преувеличение. Сорок тысяч братьев.

7. Литота. Преуменьшение. Капля в море.

8. Аллегория. Через конкретику — в отвлечённость. Поезд ушёл — значит, прошлое не вернуть. Иногда бывают весьма и весьма длинные тексты с одной развёрнутой аллегорией.

9. Перифраза. Ходишь вокруг да около, описываешь неназываемое слово. «Наше всё«, например, или «Солнце русской поэзии«. А просто произнести — Пушкин, это с таким вот успехом не каждый сумеет.

10. Ирония. Тонкая насмешка, когда употребляются слова с обратным смыслом .

11. Антитеза. Контраст, противопоставление. Богатый и бедный. Зима и лето.

12. Оксюморон. Сочетание несовместимостей: живой труп, горячий снег, серебряный лапоть.

13. Антономазия. Похожа на метонимию. Только здесь обязательно фигурирует имя собственное вместо нарицательного. Крез — вместо «богач».

Второй раздел: Стилистические фигуры, или Обороты речи, усиливающие выразительность высказывания

Здесь мы запоминаем 12 ответвлений от основного проспекта:

1. Градация. Расположение слов поступенно — по значимости, по возрастающей или убывающей. Крещендо или диминуэндо. Вспомните, как улыбались друг другу Корейко и Бендер.

2. Инверсия. Фраза, в которой нарушен обычный порядок слов. Особенно часто соседствует с иронией. «Откуда, умная, бредёшь ты голова» (Крылов) — тут ещё и ирония.

3. Эллипсис. От присущей ему экспрессивности «проглатывает» некоторые слова. Например: «Я домой» вместо «Я иду домой».

4. Параллелизм. Одинаковое построение двух и более предложений. Например: «То иду и пою, то стою на краю«.

5. Анафора. Единоначатие. То есть каждое новое построение начинается с одинаковых слов. Вспомните Пушкина «У лукоморья дуб зелёный», там этого добра много.

6. Эпифора. Повторение одинаковых слов уже в конце каждого построения, а не в начале. «Налево пойдёшь — помрёшь, направо пойдёшь — помрёшь, и прямо пойдёшь — обязательно помрёшь, а назад дороги нету.«

7. Бессоюзие или асиндетон. Швед, русский, само собой понятно, что рубит, колет, режет.

8. Многосоюзие или полисиндетон. Да тоже понятно: и скучно, понимаешь ли, и грустно, и некому.

9. Риторический вопрос. Вопрос, не ожидающий ответа, напротив, подразумевающий его. Слыхали ль вы?

10. Риторическое восклицание. Очень повышает эмоциональный накал даже письменной речи. Погиб поэт!

11. Риторическое обращение. Разговор не только с неодушевлёнными предметами, но и с отвлечёнными понятиями: «Что стоишь, качаясь. «, «Здравствуй, радость!«

12. Парцелляция. Тоже очень экспрессивный синтаксис: Ну всё. Я закончила, да! Эту статью.

Теперь о теме

Тема художественного произведения, как основа предмета познания, прямо-таки живёт на средства художественной выразительности, поскольку предметами творчества может быть всё что угодно.

Телескоп интуиции

Понятие Большого стиля и стиля индивидуального

Стиль — это прежде всего система, вбирающая в себя творческий почерк, особенности словесного строя плюс предметную изобразительность и композицию (сюжетосложение).

Большой стиль

Совокупность и единство всех изобразительных и образных средств, единство содержания и формы — формула стиля. Эклектика не убеждает до конца. Большой стиль — это норма, целесообразность, традиции, это попадание авторского чувствования в течение Большого времени. Такого, как средневековье, Ренессанс, классицизм.

По Гегелю: три вида Большого стиля

1. Строгий — от сурового — с высочайшей функциональностью.

2. Идеальный — от гармонии — наполненный равновесием.

3. Приятный — от бытового — светлый и кокетливый. Гегель, кстати говоря, четыре толстых тома написал только о стиле. В двух словах обозначить такую тему просто невозможно.

Индивидуальный стиль

Приобрести индивидуальный стиль значительно проще. Это и литературная норма, и отклонения от неё. Особенно хорошо виден стиль художественной литературы по вниманию к деталям, где все компоненты вливаются в систему образов, и происходит поэтический синтез (опять же серебряный лапоть на столе Павла Петровича Кирсанова).

По Аристотелю: Три шага до обретения стиля

1. Подражание природе (ученичество).

2. Манера (приносим в жертву правдивость ради художественности).

3. Стиль (верность реальности с сохранением всех индивидуальных качеств). Совершенством и законченностью стиля отличаются произведения, обладающие исторической правдивостью, идейной направленностью, глубиной и ясностью проблематики. Для создания совершенной формы, соответственной содержанию, писателю нужен талант, изобретательность, мастерство. Он должен опираться на достижения предшественников, выбирать формы, отвечающие оригинальности его художественных замыслов, а для этого ему необходим и литературный, и общекультурный кругозор. Классический критерий и духовный контекст — вот наилучший путь и главная проблема в обретении стиля текущей русской литературой.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *