Ф. И. Тютчев считал, что ночь обнажает все человеческие чувства и пробуждает страхи, спящие у нас в душе. Одним из таких страхов является страх перед неминуемой смертью. Поэт осознавал, что время течет неумолимо, и человеческая жизнь быстро обрывается.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Бессонница», увидевшее свет в 1829 году, представляет собой размышление о скоротечности жизни. На момент написания произведения автор получил высокую должность, вступил в брак и воспитывал троих детей. Поэт был счастлив, однако порой его все равно терзало чувство тревоги и беспокойства. Ему казалось, что все важные события уже в прошлом, и его жизнь уже не будет так полна новыми свершениями и испытаниями.
Центральным образом произведения являются настенные часы, бой которых отмеривает основные периоды человеческой жизни. Этот «пророчески-прощальный глас» напоминает о скоротечности времени, вынуждая задуматься об упущенных возможностях и ошибках, совершенных на жизненном пути. Также автор говорит читателю о необходимости успеть осуществить все запланированное и ничего не откладывать, поскольку потом будет слишком поздно.
Лирический герой ощущает безысходность положения и сожалеет, что его поколение вскоре будет позабыто, а на смену ему придет «младое племя». Однако, если в творчестве других поэтов «младое племя» является продолжением жизни, то для Ф. И. Тютчева — это просто очередное поколение, обреченное на исчезновение.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Автор использует характерную для него перекрестную рифмовку. В первом катрене благодаря аллитерации создается звуковой образ, иллюстрирующий бой часов. Композиция произведения циклична, поскольку и в начале, и в завершении стихотворения делается акцент на метафоричный образ времени.
В данном стихотворении автор рассказывает о неких божествах, которые управляют жизнями людей. В первой строфе идёт повествование о таких близнецах, как Смерть и Сон. Они очень близкие между собой, но в тот же момент враждующие. Ведь Сон дарит энергию для продолжения жизни, или случаются такие моменты, когда смерть используя сон, забирает к себе жизни людей. Но все же, Тютчев, назвал их близнецами, значит, что-то есть между ними настолько общее, что объединяет их. Это их тёмная энергия. Смерть — олицетворение конца, конца развития, конца радости, конца горя, конца жизни. А Сон — это всё-таки одна из разновидностей коротких смертей. Ведь пока человек спит, он не развивается, не радуется, не горюет, не живёт. То есть можно сказать, что он умер, но только на время, с рассветом он снова оживет.
В следующей строфе, автор знакомит читателя с двумя другими божествами: Любовью и Самоубийством. О том, как близко они ходят друг от друга по человеческим жизням. О том, что любовь — это не только радость, но и тяжёлое и горькое горе. Но без этого, любовь не была б так дорога в нашей жизни. Мы не боялись бы потерять её, поэтому не ценили б.
Поэтому Любовь и Самоубийство, имеют «кровный союз», и своими чарами они окружают людей лишь несколько раз в жизни, и на очень короткое время. И как велика их власть, что только не совершали люди во имя любви. Сколько подвигов было совершено, но и сколько крови было пролито. И их порядок — неизменный. Всегда первой идёт Любовь, а после Самоубийство. Но и как в первом сравнении, Сна и Смерти, смерть не всегда выигрывает сражение со сном. Так и здесь, Любовь чаще всего побеждает смерть, в обличии Самоубийства. Но все же, случаются исключения из правил, и тогда Смерть торжествует.
Стихотворение » Близнецы» Федора Тютчева показывает сражение жизни и смерти, в разных вариациях.
10 класс, Средство выразительности, кратко по плану
Достаточно интересным и правдоподобным является стихотворение Пушкина «Когда за городом». Именно оно своей идеей раскрывает положение дел в стране на тот момент. Прочитав произведение, стоит задуматься, что такое жизнь, и как будет
В своих стихотворениях Лермонтов часто обращается к теме одиночества. Он словно ощущает себя лишним в обществе. В своих произведениях писатель закладывает личный опыт и переживания, переполняющие его душу. В 1830 году Лермонтов написал
Судьба великого русского лирика Афанасия Фета сложилась непросто. Но это не помешало ему открыть для себя и для других превосходный литературный мир. В своей поэзии писатель старался опираться на что-то новое, он искал путь от чувств человека,
У Некрасова была одна женщина в жизни, которую он любил больше всех других своих избранниц. Его муза. Его дама сердца. Это была Авдотья Панаева, жена писателя Ивана Панаева. В их доме часто собирались литераторы. Проводились дискуссии,
После революции многие творческие люди не смогли её принять и поэтому покидали Россию. Среди них был и Северянин. Правда, он уехал недалеко, в тогда ещё не советскую Эстонию. Его никто не преследовал. Он сам выбрал это решение,
источник
«Бессонница» Федор Тютчев
Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!
О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения «Бессонница» (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей. Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался вопросом – а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки – карьеру, творчество, семью и быт. Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время от времени дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные «Бессоннице».
Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их «пророчески-прощалный глас» напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда «часов однообразный бой» нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет каждого из нас впереди.
Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно. Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро «новое, младое племя» придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью. «А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!», — отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют. Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их «металла голос погребальный порой оплакивает нас», что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз. Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту. Под конец жизни он получит бесценны дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти. Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства.
источник
Вторник, 31 января 2017 г. |
Рубрика: Книги и Литература |
Метки: Бессонница, Тютчев, стихотворение |
Автор статьи: lololo2 |
Фёдор Иванович Тютчев – это известный на весь мир поэт, который являлся публицистом, член-корреспондентом в академии наук в Петербурге, а также дипломатом, знающим толк в политических делах. Родился литературный деятель в Орловской губернии в поселке под названием Овстуг. Семья автора принадлежала к старинному дворянскому роду. Изначальное образование получал в домашних условиях. Руководил курсом подготовки известный на то время поэт и переводчик по фамилии Раич. Именно он обучил Федора латыни и навевал познания в поэзии Древнего Рима. В 13 лет Тютчев без особенного труда мог перевести Горация. Первое стихотворение, переведенное автором, было опубликовано в 1819 году. По достижению 14-летнего возраста Ф.И. Тютчев посещает Московский университет, а позже поступает в него без особенных проблем. Здесь же поэт становится членом общества любителей русского языка и особенностей его словесности. На обучение Фёдору потребовалось 3 года. После получения диплома Тютчеву сразу же предлагают работу в государственной коллегии по иностранным делам. Устроится на такую работу помогает один из родственников. Фёдору предлагают уехать в Баварию, а именно Мюнхен, работать в качестве члена российской дипломатической миссии. Проживание за границей познакомило Фёдора со многими людьми, которые увлекались основами философии. С самого раннего возраста автор публиковал свои стихотворения в различных изданиях. Это было весьма редко и не воспринималось всерьез мировыми критиками. В корне ситуацию изменил А. С. Пушкин. В 1836 году в руки литературного деятеля попала тетрадь с записями Тютчева. Пушкину настолько сильно понравились произведения, что он решил опубликовать и в своем журнале, именуемом «Современником». Это были первые шаги к известности. Пребывание за границей – это отдельный этап жизни Тютчева. С ним связано очень много событий, волнующих автора и изменивших его жизнь. Именно здесь он женился. Именно здесь у него завязывается роман с Эренстиной, который стал грандиозным скандалом. Последние события привели к крушению его карьеры и заставили вернуться на родину. Федор Иванович Тютчев – это великий поэт, который считается достоянием всей российской культуры. За время своего существования им было создано огромное количество произведений. Наиболее ярким из шедевров считается стих, получивший название «Бессонница». Ф.И. Тютчев считал, что жизненный путь простого человека весьма скоротечен и достаточно утомителен для его самого. Такие мысли стали приходить к автору еще в далекой молодости, когда он был совсем юнцом. Даже при достижении взрослого возраста такие ощущения не покидали поэта. Казалось бы, не стоит забивать такими мыслями свою голову, ведь к моменту написания произведения «Бессонница», а это была в 1829 году, Тютчев уже достиг многого. В 26-летнем возрасте Федор создал блестящую карьеру, имеющую дипломатическое направление, он зарекомендовал свою личность в разных литературных кругах с положительной стороны. Следует отметить, что печатали его в то время только под различными псевдонимами. К 26 годам Ф. И. Тютчев уже был женат и воспитывал 3-их дочерей. В ночное время, когда повседневная жизнедеятельность отходила на второй план, у поэта возникало огромное количество непонятных для него вопросов, к примеру, «Для чего существует человек и куда он стремится?» Несмотря на то что у молодого дипломата всё складывалось хорошо, он стремился к большему, задавался философскими вопросами и искал на них ответы. У Федора время от времени возникало своеобразное ощущение, что в его жизни ему чего-то не хватает, нет какого-то стержня, по-особенному прочной основы, которая смогла бы соединить в единое целое все его жизненные достижения и особенности – карьеру, литературное творчество, семейное благополучие, а также бытовые проблемы. Потребовались многие года, чтобы осознать, получить ответы на интересовавшие его вопросы. Только к старости Федор Иванович воспримет веру в Бога и осознает, что только вера является надежным фундаментом, который позволяет строить определенное направление в своем жизненном пути. Несомненно, имея хорошую карьеру, сформировав основы своего жизненного пути, Тютчев счастлив по-своему, но время от времени его навевает чувство определенной тоски и беспокойства о своей сущности. Именно в такие промежутки его душа переполняется отчаянием и навевает написание замысловатых стихов. Ярким примером является произведение «Бессонница». Главный образ сюжета, используемый в произведении – это настенные часы. Именно на них акцентируется внимание в строках стиха. Данное устройство как бы отмеряет жизненный путь человека и загоняет его в определенные рамки. Бой механизма имитирует пророчество. По-особенному слышен прощальный глас и напоминает человеку о том, что годы никогда не вернутся обратно. Именно бой напоминает, что скоро наступит то время, когда самому себе придется сделать отчет о прожитой жизни. Именно в такие моменты человек сожалеет об упущенных ранее возможностях, о созданных на протяжении жизни ошибках. Человек жалеет, что когда-то обидел кого-то, а также волнуется о моментах разочарования, встречающихся на жизненном пути. Такую участь никто не сможет избежать, все люди рано или поздно придут к таким действиям. Автор произведения отмечает, что такие мысли могут возникнуть только в ночное время, только в полночь, когда однообразный бой напольных часов нарушает ночную тишину, заставляя своими действиями задуматься о том, что было позади и что ждет его в дальнейшем. У Федора Ивановича Тютчева не возникает особенных иллюзий по поводу его собственной жизни, она у него течет размеренно и по-особенному праздно. Автору кажется, что все, что должно было произойти, уже давно произошло и свершилось. Поэт считает, что судьба навряд ли принесет ему какие-то новые впечатления, новые открытия, он не сможет в дальнейшем постигнуть ни радость, ни печаль. Федора Ивановича Тютчева огорчает тот факт, что пришедшее новое, совсем юное поколение, будет переполнено самоуверенностью и дерзостью. Поэт не столько угнетён, сколько расстроен. Практически каждая личность интересуется только своим жизненным путем, собственной жизнью, и не способна заметить наиболее важные моменты, которые происходят вокруг. Лишь часовой механизм, разрывающий своим боем тишину, способен напоминать о начале каждого очередного дня, как бы отбирая у старого человека еще одну частицу его жизни. Голос боя своеобразно оплакивает людей, заставляя Тютчева переосмыслить уже присутствующие особенные цели, а также стремления. Автор старается сделать все, что было запланировано в его жизни. Во время таких раздумий Федор Иванович не понимает и даже не догадывается, что его счастливые деньки в определенный момент будут нарушены разочарованием, а жизнь разрушится беспощадно. Очень скоро дипломат потеряет свою любимую жену и впадет в отчаяние. Забыть о трагических последствиях помогут только новые брачные отношения. Это не все негативные факторы судьбы, с которыми в дальнейшем сталкивается поэт. С течением времени автор осознает, что же на самом деле такое – бесценный дар любви. Федор поймет, что по-настоящему любить можно практически в любом возрасте. Тютчев понимает, что нужно боготворить тех людей, которые приносят в душу как печаль, так и радость. Только позже Тютчеву станет понятно, что определенные жизненные цели, а также достижения являются эфемерными, как и индивидуальные мечты, создаваемые в мыслях человека. Автор отмечает, что никому не будет дела до того, какой капитал сохранился у человека после его кончины. Гораздо важнее тот факт, что после себя человек оставил для потомков. источник Язык для всех равно чужой И внятный каждому, как совесть! Кто без тоски внимал из нас, Среди всемирного молчанья, Нам мнится: мир осиротелый И мы, в борьбе, природой целой И наша жизнь стоит пред нами, Как призрак на краю земли, И с нашим веком и друзьями Бледнеет в сумрачной дали… Меж тем на солнце расцвело, А нас, друзья, и наше время Лишь изредка, обряд печальный Металла голос погребальный О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения «Бессонница» (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей. Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался вопросом — а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки — карьеру, творчество, семью и быт. Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время от времени дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные «Бессоннице». Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их «пророчески-прощалный глас» напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда «часов однообразный бой» нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет каждого из нас впереди. Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно. Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро «новое, младое племя» придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью. «А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!», — отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют. Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их «металла голос погребальный порой оплакивает нас», что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз. Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту. Под конец жизни он получит бесценный дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти. Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства. Стихотворения Тютчева очень коротки, но между тем ни к одному из них нечего добавить каждое слово метко, полновесно. Оттенки в его произведениях, как писал Некрасов, «расположены с таким искусством, что в целом обрисовывают предмет как нельзя лучше». Полностью подтверждает слова Некрасова тютчевское «Утро в горах». И между гор росисто вьется Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое сущее — лишь временное порождение этого хаоса. С этим связанно обращение поэта к «ночной тьме». Именно ночью, когда человек остается один на один перед вечным миром, он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования. Поэт использует прием аллитерации: Сумрак тихий, сумрак сонный, О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь бездумно? Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. В стихотворении «Осенний вечер» — картина вечерних сумерек, в стихотворении «Люблю грозу в начале мая» — весенний первый гром. Из стихотворений, в которых Тютчев пытается постичь переходные состоянии, можно выделить стихотворение «Тени сизые смелись…» Поэт здесь воспевает сумрак. Наступает вечер и именно в этот момент душа человека роднится с душой природы, сливается с ней. Для Тютчева очень важен миг приобщения. Поэт показал попытку «слиться с беспредельным». И именно сумрак помогает осуществить эту попытку, в сумраках наступает миг приобщения человека к вечности источник
Часов однообразный бой, Кто без тоски внимал из нас, Нам мнится: мир осиротелый И наша жизнь стоит пред нами, И новое, младое племя Лишь изредка, обряд печальный О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения «Бессонница» (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей. Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался вопросом – а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки – карьеру, творчество, семью и быт. Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время от времени дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные «Бессоннице». Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их «пророчески-прощальный глас» напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда «часов однообразный бой» нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет каждого из нас впереди. Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно. Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро «новое, младое племя» придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью. «А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!», — отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют. Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их «металла голос погребальный порой оплакивает нас», что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз. Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту. Под конец жизни он получит бесценны дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти. Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства. источник О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения “Бессонница” (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей. Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался вопросом – а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки – карьеру, творчество, семью и быт. Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время от времени дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные “Бессоннице”. Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их “пророчески-прощалный глас” напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда “часов однообразный бой” нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет каждого из нас впереди. Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно. Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро “новое, младое племя” придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью. “А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!”, – отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют. Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И Лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их “металла голос погребальный порой оплакивает нас”, что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз. Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту. Под конец жизни он получит бесценны дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти. Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства. Анализ стихотворения “День и ночь” Тютчева“День и ночь” (1839). В стихотворении поэт размышляет о происхождении Космоса из Хаоса, к которому иногда тяготеет дух человека, темной первоосновы, движущейся к свету. Но ночь не менее прекрасна, чем день: в ночи светят звезды и сбываются откровения. День набрасывает на бездну золотой покров, который ночью исчезает. Лирический герой страшится ночи, так как надвигающаяся бездна […]. Анализ стихотворения Тютчева Последняя любовьСтихотворение было написано состоявшимся и зрелым Федором Тютчевым в первой половине 19 века, на границе 1852 -1854 годов, и вошло в цикл, названный “Денисьевским”, по отзывам критиков, самым известным и лирически напоенным. Жанр “Последней любви” отчетливо эллегичен, все оно наполнено светом, – прощальным, вечерним, ускользающим… У всех строк есть конкретный адресат: “Последняя любовь” посвящена возвышенно-трагическому […]. Анализ стихотворения Тютчева “Я встретил Вас…”В 1870-ом году 67-летний поэт пишет свое, пожалуй, самое знаменитое стихотворение – “Я встретил Вас и все былое…”. Это произведение, посвященное баронессе Крюденер, теперь знает каждый. Еще будучи молодым человеком, Тютчев был пленен красотою и очарованием этой женщины. И даже спустя множество лет, его страсть к ней не угасла, о чем и свидетельствует стихотворение “Я […]. Анализ стихотворения Тютчева “Не раз ты слышала признаньеБлистательный дипломат, известный поэт и счастливый семьянин, 40-летний Федор Тютчев знакомится с юной воспитанницей института благородных девиц Еленой Денисьевой и буквально теряет рассудок от любви. Его избранница отвечает взаимностью, и очень скоро по Москве начинают распространяться слухи о необычном романе. Скандал разгорается после того, как становится ясно, что Елена Денисьева ждет ребенка. Родители отрекаются от […]. Анализ стихотворения Тютчева “Не рассуждай, не хлопочи!Федор Тютчев не считал себя истинным христианином, так как был воспитан на западной культуре и традициях Франции, Англии, Германии. Тем не менее, сама судьба заставила поэта обратиться к библейским заповедям и примерить их к собственной жизни. Однажды Тютчев понял, что череда радостных и печальных событий, которые сменяют друг друга словно в калейдоскопе, не является хаотичной. […]. Анализ стихотворения Тютчева “Чему молилась ты с любовьюРоман Федора Тютчева с Еленой Денисьевой причинил поэту множество душевных страданий. Он любил эту хрупкую и удивительно красивую женщину, но не мог защитить ее от тех испытаний, которые были уготованы ей судьбой. Впрочем, их роман развивался настолько стремительно, что Тютчев Просто не мог предположить последствий интимной связи с юной девушкой из благородной семьи. Тем не […]. Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою 3Знаменитый поэт Федор Иванович Тютчев написал стихотворение “Чародейкою зимою” в удивительно подходящее время-накануне новогодней ночи, это был 1852 год. Тематика стихотворения как нельзя лучше подходит для именитого праздника, ведь основа стихотворения, пусть и находящаяся не на первом плане в тексте-это волшебство, чудо. Как и во многих других творениях Тютчева, данное стихотворение также содержит мысль о […]. Анализ стихотворения Тютчева “Двум сестрам”В 1826 году Федор Тютчев сочетается браком с Элеонорой фон Ботимер, в которую 23-летний поэт влюбился без памяти. Его супруга отличалась удивительной красотой, но при этом имела весьма неуравновешенный характер. Именно это впоследствии привело к тяжелой болезни и преждевременной смерти женщины, которая не смогла оправиться после крушения корабля, на котором семья Тургеневых возвращалась в Россию. […]. Анализ стихотворения “Фонтан” Тютчева“Фонтан” (1836). Постижение мира человека путем сопоставления его с миром природы нашло выражение в этом стихотворении философского характера. Произведение имеет двухчастную композицию с четким разделением содержания по строфам. Поэт уподобляет фонтан лучу: Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты […]. Анализ стихотворения Тютчева “Два голоса”У каждого человека своя судьба, но все мы в той или иной мере пытаемся ее изменить. Поэт Федор Тютчев был глубоко убежден в том, что это можно сделать, если упорно идти к своей цели. В 1850 году он написал стихотворение “Два голоса”, которое перекликается с эллинской поэзией и призывает человека не покоряться обстоятельствам, а вопреки […]. Анализ стихотворения Тютчева “Проблеск”Федор Тютчев с юности увлекался романтизмом, и его стремление создавать стихи в подобном ключе лишь укрепилось после знакомства с творчеством таких немецких поэтов, как Генрих Гейне и Фридрих Шеллинг. Более того, эти авторы становятся друзьями Тютчева, который, являясь дипломатом, в первой половине 19 века представляет интересы России в Европе. В 1825 году он публикует стихотворение […]. Анализ стихотворения Тютчева “Небо бледно-голубое…”После возвращения из Европы Федор Тютчев не оставил государственной службы и до самой смерти совмещал ее с литературной деятельностью. Он был приближен к царскому двору и мог бы рассказать своим современникам массу поучительных историй, раскрыв интриги, очевидцами которым являлся. Однако Тютчев отличался врожденным тактом, поэтому многие дворцовые тайны унес с собой в могилу. Он никогда […]. Анализ стихотворения Тютчева “Листья”Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на современную русскую литературу. К раннему периоду творчества относится и стихотворение “Листья”, которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет. С […]. Анализ стихотворения Тютчева “В часы, когда бываетЛюбовь способна творить чудеса, и это ее свойство было хорошо известно Федору Тютчеву. В самые тяжелые периоды своей жизни, когда казалось, что даже самые близкие люди превратились в заклятых врагов, Тютчев искал утешения в этом возвышенном чувстве, мысленно обращаясь к женщинам, которых боготворил. Так случилось, что в достаточно зрелом возрасте Тютчев влюбился в юную Елену […]. Анализ стихотворения Тютчева “К. Б. (Я встретил вас – и все былое…)Федор Тютчев был дважды женат и при этом имел продолжительный роман с Еленой Денисьевой, с которой более 15 лет состоял в гражданском браке. Однако история умалчивает о многочисленных любовных увлечениях поэта, который обладал страстной натурой и обращал внимание на каждую хорошенькую женщину, которая попадала в поле его зрения. Будучи уже человеком весьма преклонного возраста, в […]. Анализ стихотворения Тютчева “Русской женщине”Русской женщине В стихотворении “Русской женщине” Ф. И. Тютчев пишет о тяжкой судьбе простой крестьянки. Анафорический повтор в первой строфе подчеркивает однообразие жизни женщины. Нереализованные мечты, бедность впечатлений, ничтожность радостей и благ – все это резко контрастирует с теми ценностями, которые автор перечисляет в начале первой строфы (свет, искусство, любовь – все то, что составляет, […]. Анализ стихотворения Тютчева “Я очи знал,- о, эти очи!Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества, связанная с женщинами, которых поэт по-настоящему любил. Одной из них является Елена Денисьева, с которой Тютчев, будучи женатым, прожил в гражданском браке 14 лет. Их […]. Анализ стихотворения Тютчева “Весна”Федор Тютчев по праву считается одним из основоположников русского романтизма. Однако, несмотря на то, что поэт основную часть жизни прожил за границей, а его и кумирам являлись Фридрих Шеллинг и Генрих Гейне, в творчества этого автора также прослеживаются исконно славянские традиции стихосложения. Примером этому является произведение “Весна”, написанное Федором Тютчевым в 1821, незадолго до поездки […]. Анализ стихотворения Мандельштама “Бессонница. Гомер. Тугие паруса”Творчество поэта Осипа Мандельштама весьма разнопланово и подразделяется на несколько периодов, которые существенно отличаются друг от друга по настроению и содержанию. Стихотворение “Бессонница. Гомер. Тугие паруса” относится к раннему этапу литературной деятельности автора. Оно было написано в 1915 году и вошло в первый поэтический сборник Осипа Мандельштама под названием “Камень”. По одной из версий, в […]. Анализ стихотворения Ахматовой “Бессонница”В 1914 году свет увидел второй сборник Ахматовой “Четки”, закрепивший за ней звание популярнейшей российской поэтессы начала двадцатого столетия. В книгу включено стихотворение “Бессонница”. Произведение датировано 1912 годом. Главная его тема обозначена уже в названии. Лирическая героиня текста долгое время не может уснуть по ночам. В первых строках Ахматова при помощи буквально пары деталей создает […]. Анализ стихотворения Тютчева “Неман”Федор Тютчев вошел в историю русской литературы как непревзойденный лирик. Однако мало кто знает о том, что среди его произведений есть стихи, посвященные историческим событиям 1812 года. Тема войны с Наполеоном никогда особо не интересовала Тютчева. Тем не менее, этого французского полководца поэт, которому довелось провести за границей большую часть своей жизни, считал настоящим гением. […]. “Весенние воды” анализ стихотворения ТютчеваФ. Тютчев написал стихотворение “Весенние воды” в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской. Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда “еще в полях белеет снег”, поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть стихотворения […]. Анализ стихотворения Тютчева “Люблю глаза твои, мой другВ жизни Федора Тютчева было четыре женщины, к каждой из которых он испытывал очень нежные и возвышенные чувства. Его первый брак с немецкой графиней Элеонорой Петерсон был настолько счастливым и безмятежным, что на долгие два десятилетия эта женщина стала его единственной музой. В этот период все свои стихи в жанре любовной лирики поэт посвящал избраннице, […]. “Бессонница, Гомер, тугие паруса…” анализ стихотворения МандельштамаИстория создания Стихотворение было написано в августе 1915 года в Коктебеле. Включено во второе издание первого сборника Мандельштама “Камень” 1916 г. (первое издание вышло в 1913 году). В Коктебель Мандельштам приехал в самом конце июня 1915 года и провел в Доме поэта весь остаток лета. Одновременно там в это время жили сестры Цветаевы, София Парнок, […]. Анализ стихотворения Тютчева “Цицерон”Федору Тютчеву довелось жить в эпоху глобальных мировых изменений, когда общественное сознание перешло на новую ступень развития, породив иные формы взаимоотношений между людьми. Будучи дипломатом, Тютчев мог лично наблюдать, как меняются основы государственности в европейских странах, и процесс этот сопровождается общественными волнениями. В 1830 году поэт под впечатлением от Французской революции написал стихотворение “Цицерон”, в […]. Анализ стихотворения Тютчева Весенняя грозаРусский поэт Ф. И. Тютчев создал стихотворение “Весенняя гроза” в 1828 году, но через 26 лет в 1854 году поэт решил дополнить свой шедевр второй строфой и скорректировать первую. В структуре стихотворения присутствуют четыре строфы. В первой устанавливается тема и основной образ, вторая и третья строфы описывают буйство и красоту грозы, четвертая – делает окончательный […]. Анализ стихотворения Тютчева “Все отнял у меня казнящий богПрактически каждый человек в своей жизни вплотную подходит к той черте, за которой ему нужно будет держать ответ за свои поступки не перед окружающими, а перед Богом. Не избежал этой участи и Федор Тютчев, который незадолго до смерти переосмыслил свой жизненный путь, оказавшийся далеко не самым безоблачным и счастливым. Поэт существовал словно бы в параллельных […]. “Неохотно и несмело” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Неохотно и несмело” написано 6 июня 1849 года. Ф. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга. Основная тема стихотворения – предвкушение грозы. Гроза – одно из самых любимых явлений природы для поэта. Символизируя молодость и беззаботность, она приносит духовное очищение. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, […]. Анализ стихотворения Тютчева “Чему бы жизнь нас ни училаМногие люди на заре своей жизни теряют интерес к тому, что происходит вокруг, сосредоточившись на внутренних переживаниях. Однако существует и другая категория мужчин и женщин, которые до самого последнего момента получают удовольствие от каждой прожитой минуты и благодаря Всевышнего за то, что у них есть возможность наслаждаться бесценным даром любить и ненавидеть, радоваться и огорчаться, […]. “Природа – сфинкс” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Природа – сфинкс” было создано Федором Ивановичем Тютчевым в родовом имении Овстуг в последний период своего творчества, в августе 1869 года. Впервые оно было опубликовано в 1886 году в Петербурге. Стихотворение отличает поразительная краткость – всего четыре строки, несущие при этом ясную и законченную мысль. В рамках рифмованного афоризма-четверостишия поэт ставит главную Философскую проблему […]. Анализ стихотворения Тютчева “Так в жизни есть мгновения…”Не секрет, что с возрастом люди начинают ценить самые светлые и счастливые мгновения своей жизни, придавая им особое значение. Правда, для многих эти удивительные минуты радости и покоя остаются в прошлом, поэтому приходится жить лишь воспоминаниями. Федору Тютчеву в этом отношении повезло гораздо больше, так как уже в зрелом возрасте он влюбился в юную Елену […]. Анализ стихотворения Тютчева “Как весел грохот летних бурь…”У Федора Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную […]. Анализ стихотворения “Как океан объемлет шар земной…” Тютчева“Как океан объемлет шар земной…” (1830). Тютчев возвел метафору в метод, наполнив художественный прием философским содержанием. В стихотворении дан образ земли, как дневной жизни, которую можно описать и изучить, так как она реальна. А океан, как и сон, – нечто неуловимое, зыбкое, таинственное. Величественный пейзаж, нарисованный в первой строфе, – воплощение внутреннего мира человека во […]. Анализ стихотворения К. Б. Я встретил вас и все былое… ТютчеваСтихотворение Ф. И. Тютчева “Я встретил вас – и все былое…” так же известно, как “К. Б.”. Две таинственные буквы обращены к Амалии Крюденер, которой посвящал стихи ранее, например в 1833 “Я помню время золотое…”. Поэт соединил в маленьком стихотворении несколько стилей. В произведении используется высокая лексика, присущая оде, которая сочетается с мелодичностью стихотворения, которая […]. Анализ стихотворения Тютчева “Сон на море”В стихотворении Ф. И. Тютчева “Сон на море” проявились тютчевская острота ощущения противоречий действительности, мысль о разладе души с миром и роли творчества в жизни человека. В нем рисуется картина разгулявшейся морской стихии, что одновременно несет в себе и символический подтекст: море в классической поэзии обычно соотносится с жизнью, а игра волн и буря – […]. Анализ стихотворения “Silentium!” ТютчеваТютчев не писал для публики, в основном, он писал для себя, излагая свои мысли на бумаге. В каждом стихотворении он ищет истину, правду. Стихотворение Тютчева “Silentium!” было написано в 1830 году четырехстопным ямбом. Неправильное ударение некоторых слов в стихотворении объясняется тем, что для Тютчева было важнее показать правдивые чувства, а не ложь. Он обращается к […]. Анализ стихотворения Тютчева “О, этот Юг, о, эта Ницца. ”Небольшая поэтическая зарисовка “О, этот Юг, о, эта Ницца. ” построена на контрасте двух образов: пышного европейского курорта Лазурного побережья и тленной жизни лирического героя, осознающего конечность бытия. Высокопарная частица “о” с первой же строки стихотворения настраивает читателя на романтический лад. Ницца в XIX веке была традиционным местом отдыха русского дворянства. Это своеобразный символ шика, комфорта, […]. Анализ стихотворения Тютчева “Когда в кругу убийственных забот…”Рутина жизни всегда пугала Тютчева который, оставаясь в душе романтиком, много лет подряд вынужден был занимать высокий дипломатический пост. Быть одним из тех, кто вершит судьбу государства, нравилось поэту. Однако закулисные интриги утомлял Тютчева, которому все чаще и чаще хотелось уединения. В 1849 году он написал философское стихотворение “Когда в кругу убийственных забот…” в котором […]. Анализ стихотворения Тютчева “Душа моя – Элизиум тенейВесной 1836 года князь Гагарин получает от своего друга Федора Тютчева письмо, к которому прилагается стихотворение “Душа моя, Элизиум теней…” . Предполагается, что написано оно было несколько раньше, когда семья русского поэта и дипломата попала в кораблекрушение. К счастью, сам Тютчев, его супруга и две дочерей остались живы. Однако катастрофа произвела на Элеонору Тютчеву настолько […]. Анализ стихотворения Тютчева “Молчит сомнительно ВостокПосле возвращения в Россию Федор Тютчев успешно совмещал государственную службу и литературное творчество. Однако мало кто знал о том, что этот тонкий дипломат был приближен к царской семье. В августе 1865 года его даже возвели в ранг тайного советника, сделав правой рукой императора. За месяце до этого события, предчувствуя, что его жизнь вскоре кардинально изменится, […]. источник В критической статье «О стихотворениях Ф. Тютчева» А.А. Фет превосходно выразил свое читательское впечатление от лирики Ф.И. Тютчева: «Два года тому назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в темном переходе Колизея и смотрел в одно из оконных отверстий на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали в глубине еще тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю стихотворения Ф. Тютчева» (Пигарев К. Жизнь и творчество Тютчева. – М., 1962; с. 266). Анализ «ночной поэзии» Ф.И. Тютчева «Ночную» лирику Ф.И. Тютчева можно условно разделить на две группы: 1) стихотворения, в которых нашло отражение «космическое сознание»; 2) стихотворения, которые отражают внутренний мир человека. На мир таинственный духов, Он говорит о животворном воздействии дня на человека, о благотворном влиянии на его душу: День, земнородных оживленье, Наступление ночи – внезапное, резкое, без постепенного перехода – создает яркий контраст дню-покрову: Но меркнет день – настала ночь; Ночь именно срывает «ткань благодатную покрова», отбрасывает исцеляющий душу день и открывает пугающую человека бездну: И бездна нам обнажена Таким образом, день – оживление всего земного, ночь – обнажение бездны, приближение к этой бездне и отсюда – страх перед ночью. Небесный свод, горящий славой звездной, В этом стихотворении – «Как океан объемлет шар земной…» – бездна предстает перед нами уже не пугающей, а таинственной и прекрасной, «пылающей» бездной. В нескольких словах Тютчев выразил все великолепие ночного неба, усыпанного звездами. Что же пугает человека в этой удивительно красивой ночной бездне? Ее таинственная бездонная глубина, за которой скрывается нечто, не постигаемое разумом, и оттого вызывающее ужас. Эти чувства – восторга и ужаса – Тютчев выразил при помощи претворения образа звездного неба в грозный образ бездонной огненной пучины. О, страшных песен сих не пой В этом стихотворении отчетливо проявляется свойственное поэзии Тютчева противоречие. Чувство раскрывается в его борении: с одной стороны – пугающая беспредельность хаоса, с другой – неистовое желание слиться с первозданным древним хаосом. И снова возникает антитеза: день – ночь. При свете дня звуки «страшных песен» хаоса не проникают в душу, и потому «дневная душа» страшится и не приемлет беспредельную пустоту, вызывающую «непонятную муку». В «ночной душе» обнаруживается хаотическое начало, отсюда и жажда слиться с беспредельным. Здесь еще одна антитеза: «дневная душа» – «ночная душа», «мир дневной» – «мир ночной». Хаос одновременно и жуток, и близок поэту. Он называет его «родимым», и в то же время умоляет не будить «заснувших бурь», под которыми шевелится хаос. Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья, Кто без тоски внимал из нас, В таинстве ночи заключен «пророческий глас», ночью душу тревожат «пророческие сны». Тютчев «воспевает стихию сна, «волшебный челн» ночных «видений» и «грез», уносящий человека в беспредельность и «неизмеримость темных волн» хаоса» (Пигарев К. Там же; с. 199).Образ сна, то пророческого, то умиротворяющего, то тревожного, но всегда созвучного с хаосом, проходит через всю «ночную» лирику Тютчева. Л. Озеров отмечает: «Из плоскости бытовой и психологической Сон выведен в иную плоскость – философскую» (Озеров Л. Там же; с. 72). Я в хаосе звуков лежал, оглушен, Здесь ярко выражена антитеза жизнь – смерть. Сон – это жизнь, но жизнь души, а не тела. Именно во сне Земля зеленела, светился эфир, Реальный мир для Тютчева неподвижен в своем сиянии. Человеческая жизнь – это сон, говорит поэт, и лишь звуки хаоса, которые то и дело врываются в этот сон, могут пробудить душу. Но все грезы насквозь, как волшебника вой, Образ антиподов – дня и ночи, мотив ночной таинственности, образ хаоса, «освобожденного сном» отразились в стихотворении «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…», построенном на резком контрасте. Покой дремлющей природы противопоставляется тревожному, но «чудному» «еженощному гулу». Откуда он, сей гул непостижимый. Ответ на этот вопрос слышен в стихотворении «Тени сизые сместились…». Поэт говорит о том, что в «час тоски невыразимой», когда «цвет поблекнул, звук уснул», Сумрак тихий, сумрак сонный, В стихотворении «Святая ночь на небосклон взошла», по мнению Л. Озерова, «к картине дня и ночи зримо подключается человек не только со своими переживаниями, но и со своей судьбой. Человек – «сирота бездомный». Эту сиротливость и обездоленность еще острей он чувствует ночью. Ночью он стоит «и немощен и гол, лицом к лицу пред пропастию темной». На самого себя покинут он – Здесь бездна обнажена не только вне человека, в мирозданье, но и в нем самом. Он погружен в эту бездну души, в которой нет «ни опоры, ни предела». Космогоническое у Тютчева, как всегда, сопрягается с миром человеческой души. И чудится давно минувшим сном Здесь могло быть и «роковое». Но Тютчев точен в своих определениях. Древний хаос «родимый», – начало начал, зарождение, исток. И вселенной, и общества. Ночью в неразгаданном еще мире человек узнает свое начало. Ночь возвращает человека к бездне прошлого, изначального, к родовому наследию» (Озеров Л. Там же; с. 66 – 67). Нам мнится: мир осиротелый Далее Тютчев вводит тему отчужденности от нового поколения. С нескрываемой горечью он говорит: И новое, младое племя Здесь ночь олицетворяет старое, отжившее, а потому покинутое и обреченное на одиночество поколение. День – новое, молодое поколение. Ночь – прошлое, день – настоящее и будущее. О, как пронзительны и дики, Стихотворение буквально пронизано острой душевной болью, которая прорывается в восклицании: О ночь, ночь, где твои покровы, Образ дня-покрова, который присутствовал во многих «ночных» стихотворениях, сменяется здесь образом ночи-покрова. Ночной покров несет успокоение для измученной души, для человека, который ощущает себя «обломком старых поколений», «пережившим свой век». Поэт понимает, что смена дня и ночи неизбежна, что на смену старому, «вчерашнему» уже спешит новое, пробудившееся от «благодатного сна». Именно поэтому он мужественно признается в невозможности угнаться за своим веком: Как грустно полусонной тенью, Внутренняя тревога, одиночество выливаются у Тютчева в неприятие дня, который вносит в его душу смятение и ощущение раздвоенности. Другое дело ночь. Она наполнена снами, фантазиями, мечтами, призраками. Она помогает заглянуть в «родимый» хаос, приоткрыть тайну бытия. Поэт говорит: Но мне не страшен мрак ночной, «Очарованная душа» Тютчева, жаждущая покоя и утешения, тем не менее, упорно бьется над загадкой: возможно ли переступить, доступно ли человеку слиться «с беспредельным»? В стихотворении «Проблеск» поэт с горечью говорит о том, что все усилия человека тщетны. Душой он стремится к «бессмертному», грустит по небесам, но он не в силах прервать «волшебный сон», который называют жизнью: Едва усилием минутным Ночь вносит еще больший разлад в смятенную душу. Человек, растерянный перед безответностью жизни, не понимая до конца и самого себя, сомневается уже и в собственной реальности: он – «греза природы», ее фантазия, сон? Это самоощущение Человека на земле, непонятное ему самому, не объяснимое словом и тем более похожее на грезу, Тютчев вновь и вновь будет пытаться выразить своими поэтическими образами. Так, в стихотворении «Как океан объемлет шар земной…» человек предстает перед лицом двух бездн. Неизмеримость окружает здесь человека буквально со всех сторон: сверху – небо, снизу – океан (главные в поэзии Тютчева стихии); звезды, отражаясь в океане, горят как сверху, так и снизу – бездна «пылает»…Неизмеримая бездна, окружающая его, не оставляет ему надежной опоры. Нет ему устойчивости и покоя, он всегда – «у бездны на краю». И Человек Тютчева всегда в движении…он вечный скиталец. Уж в пристани волшебный ожил челн; И человек плывет в своем челне по безбрежному ночному океану, одинокий, растерянный, с болью и тревогой в душе. Вокруг него бушуют волны, «на бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром», Волны несутся, гремя и сверкая, Тютчевский человек одинок и в сиянии дня, и во мраке ночи. Бездны разверзаются между человеком и природой, человеком и человеком…Но, сомневаясь во всем, и сам тютчевский Человек двоится, утрачивает свою цельность. Хаос проникает и в его душу, мысли, и нет покоя этой смятенной душе… И однако все сказанное здесь отнюдь не означает уничтожения, исчезновения человека в тютчевской философской лирике. Напротив: он утверждается пред лицом всех этих «бездн» и безответных вопросов самым фактом своего существования, своей неистребимой жаждой познания; он реализуется в эмоциональных порывах и «прорывах» к миру матери-природы, в череде своих вопросов и обращений к миру, в осмыслении своего раздвоенного трагического мироощущения. Душа хотела б быть звездой, Приблизиться к тайне, которую человек страстно хочет постигнуть, может только «звездная душа», молча смотрящая с высоты на мир. Но, увы, …Мы в небе скоро устаем, – Что же делать человеку перед лицом этой бездны, в мире, где жизнь похожа на сон, а ночь не приносит успокоения? И Тютчев дает ответ на этот вопрос в своем программном стихотворении «Silentium!» («Молчание!»): Молчи, скрывайся и таи «Ночная» поэзия Тютчева построена на противоречивости существующего мира. И не просто на противоречивости, а на противоборстве антиномичных понятий: день и ночь, свет и тьма, жизнь и смерть, вера и отчаяние и т.д. И в центре этих противоречий, в центре древнего хаоса и пылающей бездны стоит человек со своей мятущейся душой, со своими вечными вопросами и сомнениями. И не просто человек, а поэт – «ночной поэт» Тютчев. «…Язык г. Тютчева часто поражает читателя счастливой смелостью и почти пушкинской красотой своих оборотов» (Чагин Г.В. Там же; с. 154), – писал И.С. Тургенев. Тютчев – поэт малой формы. Тургенев отмечает тесную спаянность сжатой формы и концентрированного содержания его стихов: «Исключительно, почти мгновенно лирическое настроение поэзии г. Тютчева заставляет его выражаться сжато и кратко, как бы окружать себя стыдливо-тесной и изящной чертой; поэту нужно высказать одну мысль, одно чувство, слитые вместе, и он большею частью высказывает их единым образом, именно потому, что ему нужно высказаться. » (Чагин Г.В. Там же; с. 154). Часов однообразный бой, Здесь в ударных слогах звук «о» преобладает над «а». во второй строфе ассонируют звуки «и» и «а»: Кто без тоски внимал из нас, В последующих трех строфах, в которых раскрывается философская тема стихотворения, интенсивность ассонансов несколько ослабевает, чтобы вновь возникнуть в заключительной строфе: Лишь изредка, обряд печальный Выразительность ассонансов «а» и «о», перекликающихся с первой строфой, усилена аллитерациями плавных «р» и «л». В результате стихи поэта доносят до нашего слуха «часов однообразный бой» (Пигарев К. Там же; с. 296). А.Д. Григорьева пишет: «Многоосмысленность лирики Тютчева, символика и аллегория, часто стоящая за первым планом лирического выражения, послужила Вяч. Иванову основой для характеристики поэзии Тютчева как истока символического направления XX в. Различая в символизме стихию реалистическую и идеалистическую, он причисляет Тютчева к величайшим в нашей литературе представителям реалистического символизма» (Григорьева А.Д. Там же; с. 6). Значение «ночной поэзии» Тютчева Поэзия Тютчева далеко не сразу получила всеобщее признание. Г.В. Чагин пишет: «Интересно, что при жизни поэт не пользовался известностью в широких читательских кругах. Но зато среди его восторженных почитателей были Жуковский, Пушкин, Некрасов, Тургенев, Л. Толстой, Фет, А. Майков, Достоевский и другие поэты и писатели его круга. И сами эти почитатели хорошо понимали, в чем причина отсутствия популярности у их любимого поэта. «Популярность мы не предсказываем г. Тютчеву, – писал, например, И.С. Тургенев в «Современнике» в 1854 году, – той шумной сомнительной популярности, которой, вероятно, г. Тютчев нисколько не добивается. Талант его, по самому свойству своему, не обращен к толпе и не от нее ждет отзыва и одобрения» (Чагин Г.В. Там же; с. 137). Чагин отмечает, что «философская направленность, содержание тютчевской поэзии во многом опережали, по меткому выражению Аксакова, «умственное развитие» и «привычку мыслить» у читателя, современника поэта. Отсюда и частичное непонимание этой поэзии, и, в какой-то мере, даже ее отрицание, и мнение о Тютчеве как о поэте для немногих. 1.Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. – М.: «Наука», 1980. источник |