Меню Рубрики

Дано объект человек признаки близорукость фенилкетонурия

«Урок- практикум по решению генетических задач». Биология, 9 класс, учебная программа под редакцией И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой.

Данная методическая разработка представляет собой полный урок по биологии, включающий в себя основные этапы урока закрепления и развития знаний, умений и навыков. Урок проводился перед уроком — контроля по теме «Основы генетики». Учащимися уже освоены основные понятия данной темы и они обладают навыками по решению задач. Качественное усвоение материала урока готовит учащихся к следующим урокам биологии, таким как «Основы селекции», «Эволюционное учение», а так же к расширенному изучению биологии в 11 классе. При отборе содержания урока учитывались принципы научности, доступности, последовательности.

Для активизации внимания, актуализации знаний использован биологический диктант (позволяет проверить большое количество терминов по данной теме), что позволило проверить степень усвоения опорных знаний по пройденной теме, подготовить учащихся к тестовой форме контроля (в том числе на итоговой аттестации). Выбранная форма позволяет рационально использовать время.

Данная тема имеет прикладное значение. Поэтому задачи по генетике были подобраны на связь с жизнью, практикой, устанавливается её значение для каждого.

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия задач, разнообразить формы и методы работы. Наличие в презентации ответов на задачи, позволяет применить метод самопроверки.

Материал урока позволяет организовать работу на уроке индивидуальную, парную, групповую. Задачи подобраны разного уровня сложности, что делает возможным дифференцировать материал, обеспечить деятельность, как слабоуспевающих учащихся, так и имеющих высокий уровень учебной мотивации. На уроке возможно создание ситуации самостоятельного выбора уровня сложности материала, то есть, в конечном итоге, ситуации успеха.

Работа на уроке организуется в режиме сотрудничества учителя с учениками и учеников между собой.

Вложение Размер
geneticheskie_zadachi.doc 85 КБ
urok-praktikum_po_resheniyu_geneticheskikh_zadach.ppt 131.5 КБ

Тема урока: «Решение задач по генетике».

  1. обобщить знания учащихся по теме «Генетика», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей.
  2. развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей.
  3. воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем.

Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

  1. сообщение учащимся цели предстоящей работы;
  2. воспроизведение учащимися ЗУН, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
  3. выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
  4. проверка выполненных работ;
  5. обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, оценка результатов деятельности на уроке;
  6. задание на дом (при необходимости — индивидуально).
  1. Учитель : Сегодня на уроке нам предстоит повторить основные понятия генетики, закрепить умения по решению задач генетического содержания, выявить области применения полученных знаний в практической деятельности, значение знаний по генетике в развитии медицины. Основная наша цель – это, конечно, отработка навыков решения задач. Но, решая задачи, постараемся повторить и теоретический материал, так как следующий урок – это проверка индивидуальных ЗУН, то есть урок контроля. А начнём нашу работу с активизации вашего внимания, выполнив несложное упражнение, задания которого помогут вам грамотно объяснять решение задач — это биологический диктант. (система незаконченных предложений и терминология) У каждого из вас на столе находится карта маршрута урока, преодолев каждый из этапов, вы сможете с гордостью сказать: «Я не только неплохо разобрался в генетических закономерностях, но и умею применять их в практической деятельности!» Ну и, конечно, ответить на вопрос: «А нужны ли мне эти знания, пригодятся ли они мне в дальнейшем…. »

2. Вопросы биологического диктанта (ответы учащихся могут сопровождаться дополнительными вопросами учителя):

1.Совокупность всех взаимодействующих генов организма………………..

2.Элементарная единица наследственности, представленная отрезком молекулы ДНК………….

3. Пара генов, определяющих развитие альтернативных признаков……………………………….

4. Признак, проявляющийся у всех гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий………………………….

5. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости………………………..

5. Гомогаметный и гетерогаметный пол- ………………………………………………………………

6. У лошадей есть наследственная болезнь гортани. При беге больные лошади издают характерный хрип. От больных родителей часто рождаются здоровые жеребята. Доминантна или рецессивна эта болезнь, почему?

3. Генетические задачи сгруппированы в 2 (два) блока по три задачи в каждом.

А) решение первой задачи коллективно, причём учащиеся самостоятельно выбирают задачу, которая им наиболее интересна, а так же в зависимости от уровня сложности (имеется или нет составленное условие, имеются или нет буквенные обозначения, составлена или нет схема скрещивания);

Б) решение второй задачи самостоятельно с возможным обсуждением в парах;

В) дополнительная задача для самостоятельного решения – либо дома, либо индивидуально на уроке при условии интенсивного темпа урока.

Первый блок задач: «Моногенное аутосомное наследование».

А- У человека карий цвет глаз (В) и способность лучше владеть правой рукой (Н) наследуются как доминантные признаки. Голубой цвет глаз (в) и способность лучше владеть левой рукой (н) – как рецессивные. Гены, определяющие оба признака, находятся в разных парах хромосом.

1. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гомозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше.

2. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гетерозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше.

Вопрос: Определите в каждом случае, каких детей по фенотипу можно ожидать в таких семьях?

Б- Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей? Каков фенотип родительских особей?

Признаки: близорукость, фенилкетонурия.

?- вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией.

Справочный материал (прочитать вслух)

Фенилкетонурия- наследственное заболевание обмена веществ- наблюдается дефицит ферментов, катализирующих превращение аминокислот (фенилаланина в тирозин). Недостаточное количество этих ферментов приводит к накоплению фенилаланина в клетках в токсических концентрациях, что вызывает поражение нервной системы и приводит к слабоумию. Современная диагностика в первые дни жизни новорождённого и перевод его на специальную диету, лишённую фенилаланина, предотвращает развитие заболевания (наиболее часто встречаемое генное заболевание: так в России встречается до 10 случаев на 10 тысяч человек).

Второй блок задач: «Генетика пола».

А- У кошек ген чёрной и ген рыжей окраски сцеплены с полом, находятся в Х- хромосоме и дают неполное доминирование. При их сочетании получается черепаховая окраска шерсти. Каких котят можно ожидать от скрещивания:

1. кошки с черепаховой окраской с чёрным котом

2. кошки с черепаховой окраской с рыжим котом

Возможно ли появление котов с черепаховой окраской шерсти, почему?

Б- У одного из океанических видов рыб ген В определяет развитие коричневой окраски тела, ген в – голубой. Гены локализованы в Х- хромосоме и сцеплены с полом. Какого потомства можно ожидать от скрещивания самки с коричневой окраской тела (гетерозиготна) с самцом, имеющим голубую окраску тела?

? процент вероятности рождения больного ребёнка.

Третий блок задач: «Множественные аллели».

Решаются по усмотрению учителя (в зависимости от уровня подготовки учащихся и оставшегося времени на данном уроке).

Расположение аллельных генов групп крови в гомологичных хромосомах. Гены А и В являются доминантными по отношению к гену О.

В родильном доме перепутали двух мальчиков. У одного ребёнка I группа крови, а у второго- II группа. Анализ показал, что одна супружеская пара имеет I и II группу, а другая- II и IV группы. Определите, какой супружеской паре принадлежит тот или иной ребёнок.

4, 5. Проверка выполнения работы организуется в ходе решения задач (как работа у доски, так и самостоятельная работа учащихся), в это же время проводится и корректировка, исправление ошибок.

Оценка деятельности учащегося на уроке:

Учитель: перед вами находится маршрутный лист урока, у каждого из вас он пройден до определённой точки. Посмотрите внимательно на него и попробуйте самостоятельно оценить объём выполненной вами работы и ответьте на вопросы:

— что было для меня достаточно простым

— что нового я подчеркнул для себя на уроке при решении задач по генетике

— имеют ли для меня значение полученные знания на уроке в практической жизни

— достаточно ли я независим от учителя

— на что необходимо обратить внимание при подготовке к контрольной работе (именно на основе этого высказывания будет задано индивидуальное домашнее задание).

  1. Моногенное аутосомное наследование.

Признаки: цвет глаз, преобладание развития рук

?- фенотипы родителей и детей

ВвНh (карие глаза с преобладанием правой руки)

ВвНh (карие глаза, праворукость)

Ввhh (карие глаза, леворукость)

ввНh (голубые глаза, праворукость)

ввhh (голубые глаза, леворукость)

Признак: рост, особенности созревания плодов

?- фенотипы родителей и потомства

Ответ: 9 норма, раннеспелые

Оба родителя имели фенотип: нормальные раннеспелые.

Признаки: близорукость, фенилкетонурия.

?- вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией.

Ответ: вероятность составляет 50%.

Ответ: появление котов с черепаховой окраской невозможно, так как для этого необходимо сочетание доминантного и рецессивного генов, но Y- хромосома не имеет аллельных генов. Поэтому котята (коты) при таком скрещивании могут быть только рыжие или чёрные.

? процент вероятности рождения больного ребёнка.

— по условию задачи первая супружеская пара может иметь детей с I и II группами крови:

Вторая супружеская пара может иметь детей со II, III, IV группами крови:

Обе супружеские пары могут иметь детей со II группой, но, ребёнок с I группой крови принадлежит первой супружеской паре, так как у второй супружеской пары не возможно рождение ребёнка с I группой крови. Им принадлежит ребёнок со II группой крови.

Список используемых источников:

2. Дидактический материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии/ Р.А. Петросова, Н.Н. Пилипенко, А.В. Теремов, Под редакцией А.И. Никишова.- М.: «РАУБ- Цитадель». Мн.: ООО «Белфарпост», 1997

3. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под общей ред. проф. Н.И. Пономарёвой.- М.: Вентана- Граф, 2004

Урок-практикум по решению задач по генетике.

Цели урока: обобщить знания учащихся по теме «Генетика», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей. развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей. воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем.

Вопросы биологического диктанта 1.Совокупность всех взаимодействующих генов организма……………….. 2.Элементарная единица наследственности, представленная отрезком молекулы ДНК…………. 3. Пара генов, определяющих развитие альтернативных признаков……………… 4. Признак, проявляющийся у всех гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий…………………………. 5. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости………………………..

Дать определения понятиям 1. Аутосомы – это……………………………………………………………………………………….. 2. Рецессвный признак – это……………………………………………………………………………. 3. Гомозиготное состояние-…………………………………………………………………………….. 4. Гетерозиготное состояние-…………………………………………………………………………. 5. Гомогаметный и гетерогаметный пол- ………………………………………………………………

Первый блок задач: «Моногенное аутосомное наследование». А- У человека карий цвет глаз (В) и способность лучше владеть правой рукой (Н) наследуются как доминантные признаки. Голубой цвет глаз (в) и способность лучше владеть левой рукой (н) – как рецессивные. Гены, определяющие оба признака, находятся в разных парах хромосом. 1. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гомозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше. 2. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гетерозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше. Вопрос: Определите в каждом случае, каких детей по фенотипу можно ожидать в таких семьях?

ДАНО: Объект: человек Признаки: цвет глаз, преобладание развития рук В- карие глаза в- голубые глаза Н- праворукость h — леворукость ?- фенотипы родителей и детей РЕШЕНИЕ: 1) Р ВВНН х вв hh ↓ ВвН h (карие глаза с преобладанием правой руки) 2) Р ВвН h х вв hh ↓ ВвН h (карие глаза, праворукость) Вв hh (карие глаза, леворукость) ввН h (голубые глаза,праворукость) вв hh (голубые глаза, леворукость)

Б- Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей? Каков фенотип родительских особей?

ДАНО: Объект: овёс Признак: рост, особенности созревания плодов А- норма а- гигантизм В- раннеспелость в- позднеспелость ?- фенотипы родителей и потомства РЕШЕНИЕ: Р АаВв х АаВв ↓ Ответ: 9 норма, раннеспелые 3 норма, позднеспелые 3 гиганты, раннеспелые 1 гиганты, позднеспелые. Оба родителя имели фенотип: нормальные раннеспелые.

В- ДАНО: Объект: человек Признаки: близорукость, фенилкетонурия. А- близорукость а- норма В- норма в- фенилкетонурия ?- вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией. СХЕМА БРАКА: Р аа ВВ х Аа вв ↓ . Ответ:

ДАНО: Объект: человек Признаки: близорукость, фенилкетонурия. А- близорукость а- норма В- норма в- фенилкетонурия ?- вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией. РЕШЕНИЕ: Р аа ВВ х Аа вв ↓ -АаВв -ааВа Ответ: вероятность составляет 50%.

Фенилкетонурия- наследственное заболевание обмена веществ- наблюдается дефицит ферментов, катализирующих превращение аминокислот (фенилаланина в тирозин). Недостаточное количество этих ферментов приводит к накоплению фенилаланина в клетках в токсических концентрациях, что вызывает поражение нервной системы и приводит к слабоумию. Современная диагностика в первые дни жизни новорождённого и перевод его на специальную диету, лишённую фенилаланина, предотвращает развитие заболевания (наиболее часто встречаемое генное заболевание: так в России встречается до 10 случаев на 10 тысяч человек).

Второй блок задач: «Генетика пола». А- У кошек ген чёрной и ген рыжей окраски сцеплены с полом, находятся в Х- хромосоме и дают неполное доминирование. При их сочетании получается черепаховая окраска шерсти. Каких котят можно ожидать от скрещивания: кошки с черепаховой окраской с чёрным котом кошки с черепаховой окраской с рыжим котом Возможно ли появление котов с черепаховой окраской шерсти, почему?

ДАНО: Объект: кошки Признак: окраска шерсти В- чёрная в- рыжая Вв- черепаховая ?- Фенотипы потомства РЕШЕНИЕ: 1) Р ХВХв х ХВ Y ↓ ХВХВ – чёрная , ХВХв – черепаховая, ХВ Y –чёрный, Хв Y – рыжий 2) Р ХВХв х Хв Y ↓ ХВХв – черепаховая, ХвХв – рыжая, ХВ Y –чёрный, Хв Y – рыжий. Ответ: появление котов с черепаховой окраской невозможно, так как для этого необходимо сочетание доминантного и рецессивного генов, но Y — хромосома не имеет аллельных генов. Поэтому котята (коты) при таком скрещивании могут быть только рыжие и чёрные.

Б- У одного из океанических видов рыб ген В определяет развитие коричневой окраски тела, ген в – голубой. Гены локализованы в Х- хромосоме и сцеплены с полом. Какого потомства можно ожидать от скрещивания самки с коричневой окраской тела (гетерозиготная) с самцом, имеющим голубую окраску тела?

ДАНО: Объект: рыба Признак: окраска тела В- коричневая в- голубая ?- фенотипы потомства РЕШЕНИЕ: Р ХВХв х Хв Y ↓ ХВХв — коричневая ХвХв – голубая ХВ Y –коричневая Хв Y – голубая

В- ДАНО: Объект: человек Признак: дальтонизм D — норма d — дальтонизм ? процент вероятности рождения больного ребёнка. СХЕМА БРАКА: Х D Х d х Х dY ↓ . Ответ:

Читайте также:  С близорукостью и дальнозоркостью в армию

ДАНО: Объект: человек Признак: дальтонизм D — норма d — дальтонизм ? процент вероятности рождения больного ребёнка. РЕШЕНИЕ: Х D Х d х Х dY ↓ Х D Х d – норма Х d Х d — дальтонизм Х DY – норма Х dY — дальтонизм Ответ: 50%.

В родильном доме перепутали двух мальчиков. У одного ребёнка I группа крови, а у второго- II группа. Анализ показал, что одна супружеская пара имеет I и II группу, а другая- II и IV группы. Определите, какой супружеской паре принадлежит тот или иной ребёнок.

— по условию задачи первая супружеская пара может иметь детей с I и II группами крови: Р 00 х А0 ↓ А0, 00 Вторая супружеская пара может иметь детей со II , III , IV группами крови: Р А0 х АВ ↓ А0, АВ, В0 Обе супружеские пары могут иметь детей со II группой, но, ребёнок с I группой крови принадлежит первой супружеской паре, так как у второй супружеской пары не возможно рождение ребёнка с I группой крови. Им принадлежит ребёнок со II группой крови.

Элективный курс «Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ» для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта «Генетические задачи».

Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету «Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно и.

В пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, общепринятые условные обозначения, так же приведены примерные алгоритмы решения задач на ра.

Обобщающий урок в 9 классе по теме: «Генетика». Решение генетических задач с использованием маршрутных листов.

Задачи по генетики 10-11 класс.

Эта тема урока в 9 классе по решению и составлению задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.

Цель урока (для учителя): систематизировать умение решать генетические задачи разных типов по законам Менделя и Моргана с применением терминологии на практике.

источник

Тема урока: «Решение задач по генетике».

обобщить знания учащихся по теме «Генетика», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей.

развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей.

воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем.

Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

сообщение учащимся цели предстоящей работы;

воспроизведение учащимися ЗУН, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

проверка выполненных работ;

обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, оценка результатов деятельности на уроке;

задание на дом (при необходимости — индивидуально).

Учитель : Сегодня на уроке нам предстоит повторить основные понятия генетики, закрепить умения по решению задач генетического содержания, выявить области применения полученных знаний в практической деятельности, значение знаний по генетике в развитии медицины. Основная наша цель – это, конечно, отработка навыков решения задач. Но, решая задачи, постараемся повторить и теоретический материал, так как следующий урок – это проверка индивидуальных ЗУН, то есть урок контроля. А начнём нашу работу с активизации вашего внимания, выполнив несложное упражнение, задания которого помогут вам грамотно объяснять решение задач — это биологический диктант. (система незаконченных предложений и терминология) У каждого из вас на столе находится карта маршрута урока, преодолев каждый из этапов, вы сможете с гордостью сказать: «Я не только неплохо разобрался в генетических закономерностях, но и умею применять их в практической деятельности!» Ну и, конечно, ответить на вопрос: «А нужны ли мне эти знания, пригодятся ли они мне в дальнейшем…. »

2. Вопросы биологического диктанта (ответы учащихся могут сопровождаться дополнительными вопросами учителя):

1.Совокупность всех взаимодействующих генов организма………………..

2.Элементарная единица наследственности, представленная отрезком молекулы ДНК………….

3. Пара генов, определяющих развитие альтернативных признаков……………………………….

4. Признак, проявляющийся у всех гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий………………………….

5. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости………………………..

5. Гомогаметный и гетерогаметный пол- ………………………………………………………………

6. У лошадей есть наследственная болезнь гортани. При беге больные лошади издают характерный хрип. От больных родителей часто рождаются здоровые жеребята. Доминантна или рецессивна эта болезнь, почему?

3. Генетические задачи сгруппированы в 2 (два) блока по три задачи в каждом.

А) решение первой задачи коллективно, причём учащиеся самостоятельно выбирают задачу, которая им наиболее интересна, а так же в зависимости от уровня сложности (имеется или нет составленное условие, имеются или нет буквенные обозначения, составлена или нет схема скрещивания);

Б) решение второй задачи самостоятельно с возможным обсуждением в парах;

В) дополнительная задача для самостоятельного решения – либо дома, либо индивидуально на уроке при условии интенсивного темпа урока.

Первый блок задач: «Моногенное аутосомное наследование».

А- У человека карий цвет глаз (В) и способность лучше владеть правой рукой (Н) наследуются как доминантные признаки. Голубой цвет глаз (в) и способность лучше владеть левой рукой (н) – как рецессивные. Гены, определяющие оба признака, находятся в разных парах хромосом.

1. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гомозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше.

2. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гетерозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше.

Вопрос: Определите в каждом случае, каких детей по фенотипу можно ожидать в таких семьях?

Б- Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей? Каков фенотип родительских особей?

Признаки: близорукость, фенилкетонурия.

?- вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией.

Справочный материал (прочитать вслух)

Фенилкетонурия- наследственное заболевание обмена веществ- наблюдается дефицит ферментов, катализирующих превращение аминокислот (фенилаланина в тирозин). Недостаточное количество этих ферментов приводит к накоплению фенилаланина в клетках в токсических концентрациях, что вызывает поражение нервной системы и приводит к слабоумию. Современная диагностика в первые дни жизни новорождённого и перевод его на специальную диету, лишённую фенилаланина, предотвращает развитие заболевания (наиболее часто встречаемое генное заболевание: так в России встречается до 10 случаев на 10 тысяч человек).

Второй блок задач: «Генетика пола».

А- У кошек ген чёрной и ген рыжей окраски сцеплены с полом, находятся в Х- хромосоме и дают неполное доминирование. При их сочетании получается черепаховая окраска шерсти. Каких котят можно ожидать от скрещивания:

1. кошки с черепаховой окраской с чёрным котом

2. кошки с черепаховой окраской с рыжим котом

Возможно ли появление котов с черепаховой окраской шерсти, почему?

Б- У одного из океанических видов рыб ген В определяет развитие коричневой окраски тела, ген в – голубой. Гены локализованы в Х- хромосоме и сцеплены с полом. Какого потомства можно ожидать от скрещивания самки с коричневой окраской тела (гетерозиготна) с самцом, имеющим голубую окраску тела?

? процент вероятности рождения больного ребёнка.

Третий блок задач: «Множественные аллели».

Решаются по усмотрению учителя (в зависимости от уровня подготовки учащихся и оставшегося времени на данном уроке).

Расположение аллельных генов групп крови в гомологичных хромосомах. Гены А и В являются доминантными по отношению к гену О.

В родильном доме перепутали двух мальчиков. У одного ребёнка I группа крови, а у второго- II группа. Анализ показал, что одна супружеская пара имеет I и II группу, а другая- II и IV группы. Определите, какой супружеской паре принадлежит тот или иной ребёнок.

4, 5. Проверка выполнения работы организуется в ходе решения задач (как работа у доски, так и самостоятельная работа учащихся), в это же время проводится и корректировка, исправление ошибок.

Оценка деятельности учащегося на уроке:

Учитель: перед вами находится маршрутный лист урока, у каждого из вас он пройден до определённой точки. Посмотрите внимательно на него и попробуйте самостоятельно оценить объём выполненной вами работы и ответьте на вопросы:

— что было для меня достаточно простым

— что нового я подчеркнул для себя на уроке при решении задач по генетике

— имеют ли для меня значение полученные знания на уроке в практической жизни

— достаточно ли я независим от учителя

— на что необходимо обратить внимание при подготовке к контрольной работе (именно на основе этого высказывания будет задано индивидуальное домашнее задание).

Моног ибридное ное наследование.

Признаки: цвет глаз, преобладание развития рук

?- фенотипы родителей и детей

ВвН h (карие глаза с преобладанием правой руки)

ВвНh (карие глаза, праворукость)

Ввhh (карие глаза, леворукость)

ввНh (голубые глаза, праворукость)

ввhh (голубые глаза, леворукость)

Признак: рост, особенности созревания плодов

источник

Тема урока: «Решение задач по генетике».

разработала учитель биологии

МКОУ Верхнетойденской СОШ

Цели урока: Продолжить формирование умений записывать схемы скрещиваний и решётку Пиннета, оперировать генетической символикой, решать генетические задачи.

Обобщить знания учащихся по теме «Генетика», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей.

Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей.

Воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем.

Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Учитель. Основная наша цель – это, конечно, отработка навыков решения задач. Но, решая задачи, постараемся повторить и теоретический материал, так как следующий урок – урок контроля. У каждого из вас на столе находится карта маршрута урока, преодолев каждый из этапов, вы сможете с гордостью сказать: «Я не только неплохо разобрался в генетических закономерностях, но и умею применять их в практической деятельности!» Ну и, конечно, ответить на вопрос: «А нужны ли мне эти знания, пригодятся ли они мне в дальнейшем…. »

А начнём нашу работу с активизации вашего внимания, выполнив биологический диктант, задания которого помогут вам грамотно объяснять решение задач.

1.Наука о закономерностях наследственности и изменчивости

2.Участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка

3.Совокупность всех взаимодействующих генов организма

4. Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения и подавляющий развитие другого признака

5. Совокупность признаков организма, сформировавшихся в процессе взаимодействия генотипа и окружающей среды.

7. Рецессвный признак – это

9. Гетерозиготное состояние-

10. Какого расщепления в потомстве следует ожидать в результате моногибридного скрещивания двух гетерозигот?

Генетические задачи сгруппированы в 3 блока.

А) решение задач первого блока в группах коллективно

Б) решение задачи третьего блока — в парах;

В) Задача третьего блока для самостоятельного решения .

1 вариант. Первый блок задач: «Моногибридное скрещивание».

Задача №1. Выпишите все типы гамет

а) АА;
б) ССDD;
в) ААВЬ;
г) АаВЬ;

д) ААВЬСсDd;
е) АаРРNn;
ж) МmРРКК;
з) АаBbDd?

Задача № 2. У человека ген полидактилии (шестипалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье шестипалого ребенка.

Задача №3. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.

а) Сколько типов гамет образуется у женщины?
б) А у мужчины?
в) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) А фенотипов?

2 блок Дигибридное скрещивание

У человека карий цвет глаз (В) и способность лучше владеть правой рукой (Н) наследуются как доминантные признаки. Голубой цвет глаз (в) и способность лучше владеть левой рукой (h) – как рецессивные. Гены, определяющие оба признака, находятся в разных парах хромосом. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гомозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше.

Вопрос: Определите в каждом случае, каких детей по фенотипу можно ожидать в таких семьях?

? процент вероятности рождения больного ребёнка.

Третий блок задач»Генетика пола»

У одного из океанических видов рыб ген В определяет развитие коричневой окраски тела, ген b – голубой. Гены локализованы в Х- хромосоме и сцеплены с полом. Какого потомства можно ожидать от скрещивания самки с коричневой окраской тела (гетерозиготна) с самцом, имеющим голубую окраску тела?

Первый блок задач: «Моногибридное скрещивание».

Задача №1. Определите генотипы и фенотипы потомства кареглазых гетерозиготных родителей.

Задача №2. Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом.

а) Сколько типов гамет может образоваться у отца?
б) А у матери?
в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) Какова вероятность того, что второй ребенок родится больным?

Задача №3. У человека ген, вызывающий одну из наследственных форм глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Может ли от брака глухонемой женщины с нормальным гомозиготным мужчиной родиться глухонемой ребенок?

2 блок Дигибридное скрещивание

Задача 1. Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей? Каков фенотип родительских особей?

Признаки: близорукость, фенилкетонурия.

?- вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией.

Справочный материал (прочитать вслух)

Фенилкетонурия- наследственное заболевание обмена веществ- наблюдается дефицит ферментов, катализирующих превращение аминокислот (фенилаланина в тирозин). Недостаточное количество этих ферментов приводит к накоплению фенилаланина в клетках в токсических концентрациях, что вызывает поражение нервной системы и приводит к слабоумию. Современная диагностика в первые дни жизни новорождённого и перевод его на специальную диету, лишённую фенилаланина, предотвращает развитие заболевания (наиболее часто встречаемое генное заболевание: так в России встречается до 10 случаев на 10 тысяч человек).

Третий блок задач: «Генетика пола».

Задача. У кошек ген чёрной и ген рыжей окраски сцеплены с полом, находятся в Х- хромосоме и дают неполное доминирование. При их сочетании получается черепаховая окраска шерсти. Каких котят можно ожидать от скрещивания:

1. кошки с черепаховой окраской с чёрным котом

2. кошки с черепаховой окраской с рыжим котом

Возможно ли появление котов с черепаховой окраской шерсти, почему?

— что было для меня достаточно простым?

— что нового я почерпнул для себя на уроке при решении задач по генетике?

— имеют ли для меня значение полученные знания на уроке в практической жизни?

— достаточно ли я независим от учителя?

— на что необходимо обратить внимание при подготовке к контрольной работе ?

источник

Признаки: цвет глаз, преобладание развития рук

вh ВН ВвНh (карие глаза, праворукость) Вh Ввhh (карие глаза, леворукость) вН ввНh (голубые глаза, праворукость) вh ввhh (голубые глаза, леворукость)
АВ Ав аВ ав АВ ААВВ ААВв АаВВ АаВв Ав ААВв ААвв АаВв Аавв аВ АаВВ АаВв ааВВ ааВв ав АаВв Аавв ааВв аавв
Читайте также:  Как вылечить прогрессирующую близорукость

Ответ: 9 норма, раннеспелые

Оба родителя имели фенотип: нормальные раннеспелые.

?- вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией.

Ответ: вероятность составляет 50%.

?- Фенотипы потомства

РЕШЕНИЕ:
1) Р Х В Х в х Х В Y Х В Y Х В Х В Х В –чёрная Х В Y –чёрный Х в Х В Х в — черепаховая Х в Y – рыжий Х в Y Х В Х В Х в — черепаховая Х В Y –чёрный Х в Х в Х в – рыжая Х в Y – рыжий

Ответ: появление котов с черепаховой окраской невозможно, так как для этого необходимо сочетание доминантного и рецессивного генов, но Y- хромосома не имеет аллельных генов. Поэтому котята (коты) при таком скрещивании могут быть только рыжие или чёрные.

РЕШЕНИЕ:
Р Х В Х в х Х в Y Х в Y Х В Х В Х в — коричневая Х В Y –коричневая Х в Х в Х в – голубая Х в Y – голубая

? процент вероятности рождения больного ребёнка.

Х d Y Х D Х D Х d – норма Х D Y – норма Х d Х d Х d — дальтонизм Х d Y — дальтонизм

— по условию задачи первая супружеская пара может иметь детей с I и II группами крови:

Вторая супружеская пара может иметь детей со II, III, IV группами крови:

Обе супружеские пары могут иметь детей со II группой, но, ребёнок с I группой крови принадлежит первой супружеской паре, так как у второй супружеской пары не возможно рождение ребёнка с I группой крови. Им принадлежит ребёнок со II группой крови.

Список используемых источников:

2. Дидактический материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии/ Р.А. Петросова, Н.Н. Пилипенко, А.В. Теремов, Под редакцией А.И. Никишова.- М.: «РАУБ- Цитадель». Мн.: ООО «Белфарпост», 1997

3. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под общей ред. проф. Н.И. Пономарёвой.- М.: Вентана- Граф, 2004

источник

Фенилкетонурия – наследственное нарушение аминокислотного обмена, обусловленное недостаточностью печеночных ферментов, участвующих в метаболизме фенилаланина до тирозина. Ранними признаками фенилкетонурии служат рвота, вялость или гиперактивность, запах плесени от мочи и кожи, задержка психомоторного развития; типичные поздние признаки включают олигофрению, отставание в физическом развитии, судороги, экзематозные изменения кожи и др. Скрининг новорожденных на фенилкетонурию проводится еще в родильном доме; последующая диагностика включает молекулярно-генетическое тестирование, определение концентрации фенилаланина в крови, биохимический анализ мочи, ЭЭГ, МРТ головного мозга. Лечение фенилкетонурии заключается в соблюдении специальной диеты.

Фенилкетонурия (болезнь Феллинга, фенилпировиноградная олигофрения) – врожденная, генетически обусловленная патология, характеризующаяся нарушением гидроксилирования фенилаланина, накоплением аминокислоты и ее метаболитов в физиологических жидкостях и тканях с последующим тяжелым поражением ЦНС. Фенилкетонурия впервые описана А. Феллингом в 1934 г.; встречается с частотой 1 случай на 10 000 новорожденных. В неонатальном периоде фенилкетонурия не имеет клинических проявлений, однако поступление фенилаланина с пищей вызывает манифестацию заболевания уже в первом полугодии жизни, а в дальнейшем приводит к тяжелым нарушениям развития ребенка. Именно поэтому пресимптоматическое выявление фенилкетонурии у новорожденных является важнейшей задачей неонатологии, педиатрии и генетики.

Фенилкетонурия является заболеванием с аутосомно-рецессивным характером наследования. Это означает, что для развития клинических признаков фенилкетонурии ребенок должен унаследовать по одной дефектной копии гена от обоих родителей, являющихся гетерозиготными носителями мутантного гена.

Чаще всего к развитию фенилкетонурии приводит мутация гена, кодирующего фермент фенилаланин-4-гидроксилазу и расположенного на длинном плече 12 хромосомы (локус12q22-q24.1). Это, так называемая, классическая фенилкетонурия I типа, составляющая 98% всех случаев заболевания. Гиперфенилаланинемия может достигать 30 мг% и выше. При отсутствии лечения данный вариант фенилкетонурии сопровождается глубокой умственной отсталостью.

Кроме классической формы, различают атипичные варианты фенилкетонурии, протекающие с той же клинической симптоматикой, но не поддающиеся коррекции диетотерапией. К ним относятся фенилкетонурия II типа (недостаточность дегидроптеринредуктазы), фенилкетонурия III типа (дефицит тетрагидробиоптерина) и другие, более редкие варианты.

Вероятность рождения ребенка, больного фенилкетонурией, повышается при заключении близкородственных браков.

В основе классической формы фенилкетонурии лежит недостаточность фермента фенилаланин-4-гидроксилазы, участвующего в конверсии фенилаланина в тирозин в митохондриях гепатоцитов. В свою очередь, производный тирозина – тирамин является исходным продуктом для синтеза катехоламинов (адреналина и норадреналина), а дийодтирозин – для образования тироксина. Кроме этого, результатом метаболизма фенилаланина служит образование пигмента меланина.

Наследственная недостаточность фермента фенилалаиин-4-гидроксилазы при фенилкетонурии приводит к нарушению окисления фенилаланина, поступающего с пищей, в результате чего его концентрация в крови (фенилаланинемия) и спинномозговой жидкости значительно возрастает, а уровень тирозина соответственно падает. Избыточное содержание фенилаланина устраняется путем повышенной экскреции с мочой его метаболитов — фенилпировиноградной, фенилмолочной и фенилуксусной кислот.

Нарушение обмена аминокислот сопровождается нарушением миелинизации нервных волокон, снижением образования нейромедиаторов (дофамина, серотонина и др.), запускающими патогенетические механизмы задержки умственного развития и прогредиентное слабоумие.

Новорожденные с фенилкетонурией не имеют клинических признаков заболевания. Обычно манифестация фенилкетонурии у детей происходит в возрасте 2-6 месяцев. С началом кормления в организм ребенка начинает поступать белок грудного молока либо его заменителей, что приводит к развитию первых, неспецифических симптомов – вялости, иногда – беспокойства и гипервозбудимости, срыгивания, мышечной дистонии, судорожного синдрома. Одним из ранних патогномоничных признаков фенилкетонурии служит упорная рвота, которая нередко ошибочно расценивается как проявление пилоростеноза.

Ко второму полугодию становится заметным отставание ребенка в психомоторном развитии. Ребенок становится менее активным, безучастным, перестает узнавать близких, не пытается садиться и вставать на ножки. Аномальный состав мочи и пота обусловливают характерный «мышиный» запах (запах плесени), исходящий от тела. Часто наблюдается шелушение кожи, дерматиты, экзема, склеродермия.

У детей с фенилкетонурией, не получающих лечения, выявляется микроцефалия, прогнатия, позднее (после 1,5 лет) прорезывание зубов, гипоплазия эмали. Отмечается задержка речевого развития, а к 3-4 годам выявляется глубокая олигофрения (идиотия) и практически полное отсутствие речи.

Дети с фенилкетонурией имеют диспластическое телосложение, нередко — врожденные пороки сердца, вегетативные дисфункции (потливость, акроцианоз, артериальную гипотонию), страдают запорами. К фенотипическим особенностям детей, страдающих фенилкетонурией, следует отнести светлую кожу, глаза и волосы. Для ребенка с фенилкетонурией характерны специфическая поза «портного» (согнутые в суставах верхние и нижние конечности), тремор рук, шаткая, семенящая походка, гиперкинезы.

Клинические проявления фенилкетонурии II типа характеризуются тяжелой степенью умственной отсталости, повышенной возбудимостью, судорогами, спастическим тетрапарезом, сухожильной гиперрефлексией. Прогрессирование заболевание может приводить к гибели ребенка в возрасте 2-З лет.

При фенилкетонури III типа развивается триада признаков: микроцефалия, олигофрения, спастический тетрапарез.

В настоящее время диагностика фенилкетонурии (а также галактоземии, врожденного гипотиреоза, адрено-генитального синдрома и муковисцидоза) входит в программу неонатального скрининга, осуществляемого всем новорожденным.

Скрининг-тест проводится на 3-5 день жизни доношенного и 7 день жизни недоношенного ребенка путем забора образца капиллярной крови на специальный бумажный бланк. При обнаружении гиперфенилаланемии более 2,2 мг% ребенка направляют к детскому генетику для повторного обследования.

Для подтверждения диагноза фенилкетонурии проверяется концентрация фенилаланина и тирозина в крови, определяют активность печеночных ферментов (фенилаланингидроксилазы), выполняется биохимическое исследование мочи (определение кетоновых кислот), метаболитов катехоламинов в моче и др. Дополнительно проводится ЭЭГ и МРТ головного мозга, осмотр ребенка детским неврологом.

Генетический дефект при фенилкетонурии может быть обнаружен еще на этапе беременности в ходе инвазивной пренатальной диагностики плода (хорионбиопсии, амниоцентеза, кордоцентеза).

Дифференциальный диагноз фенилкетонурии проводят с внутричерепной родовой травмой новорожденных, внутриутробными инфекциями, другими нарушениями обмена аминокислот.

Основополагающим фактором в лечении фенилкетонурии является соблюдение диеты, ограничивающей поступление белка в организм. Лечение рекомендуется начинать при концентрации фенилаланина >6 мг%. Для грудных детей разработаны специальные смеси — Афенилак, Лофенилак; для детей старше 1 года – Тетрафен, Фенил-фри; старше 8 лет — Максамум-ХР и др. Основу диеты составляют низкобелковые продукты — фрукты, овощи, соки, белковые гидролизаты и аминокислотные смеси. Расширение диеты возможно после 18 лет в связи с возрастанием толерантности к фенилаланину. В соответствии с российским законодательством обеспечение лиц, страдающих фенилкетонурией, лечебным питанием, должна осуществляться бесплатно.

Больным назначается прием минеральных соединений, витаминов группы В и др.; по показаниям — ноотропные средства, антиконвульсанты. В комплексной терапии фенилкетонурии широко используется общий массаж, ЛФК, иглорефлексотерапия.

Дети, страдающие фенилкетонурией, находятся под наблюдением участкового педиатра и психоневролога; нередко нуждаются в помощи логопеда и дефектолога. Необходим тщательный мониторинг нервно-психического статуса детей, контроль уровня фенилаланина в крови и показателей электроэнцефалограммы.

Атипичные формы фенилкетонурии, не поддающиеся лечению диетой, требуют назначения гепатопротекторов, противосудорожных средств, заместительной терапии леводопой, 5-гидрокситриптофаном.

Проведения массового скрининга на фенилкетонурию в неонатальном периоде позволяет организовать раннюю диетотерапию и предотвратить тяжелые церебральные повреждения, нарушения функции печени. При раннем назначении элиминационной диеты при классической фенилкетонурии прогноз развития детей хороший. При поздно начатом лечении прогноз в отношении умственного развития неблагоприятный.

Профилактика осложнений фенилкетонурии заключается в проведении массового скрининга новорожденных, раннего назначения и длительного соблюдения диетического питания.

С целью оценки риска рождения ребенка с фенилкетонурией предварительное генетическое консультирование должны пройти супружеские пары, уже имеющие больного ребенка, состоящие в кровнородственном браке, имеющие родственников с данным заболеванием. Женщины с фенилкетонурией, планирующие беременность, должны соблюдать строгую диету до зачатия и во время беременности для исключения повышения уровня фенилаланина и его метаболитов и нарушения развития генетически здорового плода. Риск рождения ребенка с фенилкетонурией у родителей-носителей дефектного гена, составляет 1:4.

источник

Руднев Алексей Николаевич Урок-практикум по решению задач по генетике. Учитель биологии МОУ СОШ посёлка Красная Кудрявка Балашовского района Саратовской. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемponomarenko.ucoz.ru

Презентация по предмету «Биология и Экология» на тему: «Руднев Алексей Николаевич Урок-практикум по решению задач по генетике. Учитель биологии МОУ СОШ посёлка Красная Кудрявка Балашовского района Саратовской.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Руднев Алексей Николаевич Урок-практикум по решению задач по генетике. Учитель биологии МОУ СОШ посёлка Красная Кудрявка Балашовского района Саратовской области.

2 Руднев Алексей Николаевич Цели урока: обобщить знания учащихся по теме «Генетика», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей. обобщить знания учащихся по теме «Генетика», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей. развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей. развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей. воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем. воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем.

3 Руднев Алексей Николаевич Вопросы биологического диктанта 1.Совокупность всех взаимодействующих генов организма……………….. 1.Совокупность всех взаимодействующих генов организма……………….. 2.Элементарная единица наследственности, представленная отрезком молекулы ДНК…………. 2.Элементарная единица наследственности, представленная отрезком молекулы ДНК…………. 3. Пара генов, определяющих развитие альтернативных признаков……………… 3. Пара генов, определяющих развитие альтернативных признаков……………… 4. Признак, проявляющийся у всех гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий…………………………. 4. Признак, проявляющийся у всех гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий…………………………. 5. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости……………………….. 5. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости………………………..

4 Руднев Алексей Николаевич Дать определения понятиям 1. Аутосомы – это………………………………………………………………………… …………….. 1. Аутосомы – это………………………………………………………………………… …………….. 2. Рецессвный признак – это………………………………………………………………………… …. 2. Рецессвный признак – это………………………………………………………………………… …. 3. Гомозиготное состояние- …………………………………………………………………………….. 3. Гомозиготное состояние- …………………………………………………………………………….. 4. Гетерозиготное состояние- ………………………………………………………………………… Гетерозиготное состояние- ………………………………………………………………………… Гомогаметный и гетерогаметный пол- ……………………………………………………………… 5. Гомогаметный и гетерогаметный пол- ………………………………………………………………

5 Руднев Алексей Николаевич Первый блок задач: «Моногенное аутосомное наследование». А- У человека карий цвет глаз (В) и способность лучше владеть правой рукой (Н) наследуются как доминантные признаки. Голубой цвет глаз (в) и способность лучше владеть левой рукой (н) – как рецессивные. Гены, определяющие оба признака, находятся в разных парах хромосом. А- У человека карий цвет глаз (В) и способность лучше владеть правой рукой (Н) наследуются как доминантные признаки. Голубой цвет глаз (в) и способность лучше владеть левой рукой (н) – как рецессивные. Гены, определяющие оба признака, находятся в разных парах хромосом. 1. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гомозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше. 1. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гомозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше. 2. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гетерозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше. 2. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гетерозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше. Вопрос: Определите в каждом случае, каких детей по фенотипу можно ожидать в таких семьях? Вопрос: Определите в каждом случае, каких детей по фенотипу можно ожидать в таких семьях?

6 Руднев Алексей Николаевич ДАНО: Объект: человек Признаки: цвет глаз, преобладание развития рук В- карие глаза в- голубые глаза Н- праворукость h- леворукость ?- фенотипы родителей и детей РЕШЕНИЕ: 1) Р ВВНН х ввhh ВвНh (карие глаза с преобладанием правой руки) ВвНh (карие глаза с преобладанием правой руки) 2) Р ВвНh х ввhh ВвНh (карие глаза, праворукость) ВвНh (карие глаза, праворукость) Ввhh (карие глаза, леворукость) Ввhh (карие глаза, леворукость) ввНh (голубые глаза,праворукость) ввНh (голубые глаза,праворукость) ввhh (голубые глаза, леворукость) ввhh (голубые глаза, леворукость)

7 Руднев Алексей Николаевич Б- Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей? Каков фенотип родительских особей?

8 Руднев Алексей Николаевич ДАНО: Объект: овёс Признак: рост, особенности созревания плодов А- норма а- гигантизм В- раннеспелость в- позднеспелость ?- фенотипы родителей и потомства РЕШЕНИЕ: Р АаВв х АаВв Ответ: 9 норма, раннеспелые 3 норма, позднеспелые 3 норма, позднеспелые 3 гиганты, раннеспелые 3 гиганты, раннеспелые 1 гиганты, позднеспелые. 1 гиганты, позднеспелые. Оба родителя имели фенотип: нормальные раннеспелые.

9 Руднев Алексей Николаевич В- ДАНО: Объект: человек Признаки: близорукость, фенилкетонурия. А- близорукость а- норма В- норма в- фенилкетонурия ?- вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией. СХЕМА БРАКА: СХЕМА БРАКА: Р аа ВВ х Аа вв Р аа ВВ х Аа вв . . Ответ: Ответ:

10 Руднев Алексей Николаевич ДАНО: Объект: человек Признаки: близорукость, фенилкетонурия. А- близорукость а- норма В- норма в- фенилкетонурия ?- вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией. РЕШЕНИЕ: Р аа ВВ х Аа вв -АаВв -АаВв -ааВа -ааВа Ответ: вероятность составляет 50%.

11 Руднев Алексей Николаевич Фенилкетонурия- наследственное заболевание обмена веществ- наблюдается дефицит ферментов, катализирующих превращение аминокислот (фенилаланина в тирозин). Недостаточное количество этих ферментов приводит к накоплению фенилаланина в клетках в токсических концентрациях, что вызывает поражение нервной системы и приводит к слабоумию. Современная диагностика в первые дни жизни новорождённого и перевод его на специальную диету, лишённую фенилаланина, предотвращает развитие заболевания (наиболее часто встречаемое генное заболевание: так в России встречается до 10 случаев на 10 тысяч человек).

Читайте также:  Ошибетесь пеняйте на свою близорукость а никак не на автора

12 Руднев Алексей Николаевич Второй блок задач: «Генетика пола». А- У кошек ген чёрной и ген рыжей окраски сцеплены с полом, находятся в Х- хромосоме и дают неполное доминирование. При их сочетании получается черепаховая окраска шерсти. Каких котят можно ожидать от скрещивания: А- У кошек ген чёрной и ген рыжей окраски сцеплены с полом, находятся в Х- хромосоме и дают неполное доминирование. При их сочетании получается черепаховая окраска шерсти. Каких котят можно ожидать от скрещивания: кошки с черепаховой окраской с чёрным котом кошки с черепаховой окраской с чёрным котом кошки с черепаховой окраской с рыжим котом кошки с черепаховой окраской с рыжим котом Возможно ли появление котов с черепаховой окраской шерсти, почему? Возможно ли появление котов с черепаховой окраской шерсти, почему?

13 Руднев Алексей Николаевич ДАНО: Объект: кошки Признак: окраска шерсти В- чёрная в- рыжая Вв- черепаховая ?- Фенотипы потомства РЕШЕНИЕ: 1) Р ХВХв х ХВY ХВХВ –чёрная, ХВХв – черепаховая, ХВY –чёрный, ХвY – рыжий 2) Р ХВХв х ХвY ХВХв – черепаховая, ХвХв – рыжая, ХВY –чёрный, ХвY – рыжий. Ответ: появление котов с черепаховой окраской невозможно, так как для этого необходимо сочетание доминантного и рецессивного генов, но Y- хромосома не имеет аллельных генов. Поэтому котята (коты) при таком скрещивании могут быть только рыжие и чёрные.

14 Руднев Алексей Николаевич Б- У одного из океанических видов рыб ген В определяет развитие коричневой окраски тела, ген в – голубой. Гены локализованы в Х- хромосоме и сцеплены с полом. Какого потомства можно ожидать от скрещивания самки с коричневой окраской тела (гетерозиготная) с самцом, имеющим голубую окраску тела?

15 Руднев Алексей Николаевич ДАНО: Объект: рыба Признак: окраска тела В- коричневая в- голубая ?- фенотипы потомства РЕШЕНИЕ: Р ХВХв х ХвY ХВХв — коричневая ХвХв – голубая ХВY –коричневая ХвY – голубая

16 Руднев Алексей Николаевич В- ДАНО: Объект: человек Признак: дальтонизм D- норма d- дальтонизм ? процент вероятности рождения больного ребёнка. СХЕМА БРАКА: СХЕМА БРАКА: ХDХd х ХdY ХDХd х ХdY . . Ответ: Ответ:

17 Руднев Алексей Николаевич ДАНО: Объект: человек Признак: дальтонизм D- норма d- дальтонизм ? процент вероятности рождения больного ребёнка. РЕШЕНИЕ: ХDХd х ХdY ХDХd – норма ХdХd — дальтонизм ХDY – норма ХdY — дальтонизм Ответ: 50%.

18 Руднев Алексей Николаевич «Множественные аллели».

19 Руднев Алексей Николаевич В родильном доме перепутали двух мальчиков. У одного ребёнка I группа крови, а у второго- II группа. Анализ показал, что одна супружеская пара имеет I и II группу, а другая- II и IV группы. Определите, какой супружеской паре принадлежит тот или иной ребёнок.

20 Руднев Алексей Николаевич — по условию задачи первая супружеская пара может иметь детей с I и II группами крови: Р 00 х А0 А0, 00 А0, 00 Вторая супружеская пара может иметь детей со II, III, IV группами крови: Р А0 х АВ А0, АВ, В0 А0, АВ, В0 Обе супружеские пары могут иметь детей со II группой, но, ребёнок с I группой крови принадлежит первой супружеской паре, так как у второй супружеской пары не возможно рождение ребёнка с I группой крови. Им принадлежит ребёнок со II группой крови.

источник

1.У человека ген карих глаз доминирует над голубыми глазами, а умение владеть преимущественно правой рукой — над леворукостью. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготны? Какими могут быть дети, если отец левша, но гетерозиготен по цвету глаз, а мать голубоглазая, но гетерозиготна.в отношении умения владеть руками.

вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой — ?

F₁: AaBB — карие глаза; праворукость;

AaBb — карие глаза; праворукость;

aaBB — голубые глаза; праворукость;

aaBb — голубые глаза; праворукость;

AaBb — карие глаза; праворукость;

Aabb — карие глаза; леворукость;

aaBb — голубые глаза; праворукость;

aabb — голубые глаза; леворукость; —-1/8*100%=12,5 %

Ответ:вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой —12,5 %.

2.Голубоглазый правша женился на кареглазой правше.У них родились двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.

Ответ: вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой, равна 1/8, или 12,5%.

3.У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а цвет карих глаз над голубым. Гены обеих пар находятся в разных хромосомах. Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных по обоим признакам родителей? Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготного мужчины с женщиной, имеющей голубые глаза и нормальное зрение?

1) А — близорукость, а — нормальное зрение, В — карие глаза, b — голубые глаза

АаВb — гетерозиготный мужчина

ааbb — женщина с нормальным зрением и голубыми глазами

F1 AaBb — близорукий с карими глазами

Aabb — близорукий с голубыми глазами

aaBb — кареглазый с нормальным зрением

aabb — голубоглазый с нормальным зрением

4.Близорукий (доминантный признак) левша (рецессивный признак) вступает в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. Известно, что у обоих супругов были братьяи сестры, страдавшие фенилкетонурией, но сами они нормальны в отношении этого признака. В их семье первый ребенок был нормален в отношении всех трех признаков, второй был близоруким левшой, третий оказался больным фенилкетонурией. Определите генотипы родителей и всех детей. Определите вероятность того, что четвертый ребенок будет нормален по всем трем признакам.

А-близорукость,а-норма.В-правша,в-левша. С-норма,с- фенилкетонурия.Генотип отца АаввСс гаметы АвС, Авс, авС,авс, генотип женщины ааВвСс, гаметы аВС, аВс, авС, авс. Если расписать гаметы по решетки Пенетта, то вероятность рождения нормального ребенка 3/16.

5. Фенилкетонурия и одна из редких форм агаммаглобулинемии швейцарского типа (обычно ведет к смерти до шестимесячного возраста) наследуются как аутосомные рецессивные признаки. Успехи современной медицины позволяют избежать тяжелых последствий нарушения обмена фенилаланина. Какова вероятность рождения здоровых детей в семье,где оба родителя гетерозиготны по обеим парам патологических генов? Определите вероятность рождения больных фенилкетонурией и надежды на спасение новорожденных в семье, где обародителя гетерозиготны по обеим парам признаков.

а)вероятность рождения здоровых детей в семье(АА, Аа) — ?

б)вероятность рождения больных фенилкетонурией(аа) — ?

здоровые дети фенилкетонурия

а)вероятность рождения здоровых детей в семье(АА, Аа)=75%;

б)вероятность рождения больных фенилкетонурией(аа)=25%.

6. Фруктозурия имеет две формы. Одна протекает без клинически выраженных симптомов, вторая ведет к торможению физического и умственного развития. Обе наследуются как рецессивные несцепленные между собой (т. е. находящиеся в разных парах хромосом) признаки. Один из супругов имеет повышенное содержание фруктозы в моче, следовательно, гомозиготен по фруктозурии, не проявляющейся клинически, но гетерозиготен во второй форме заболевания. Второй супруг в свое время прошел успешно курс лечения по второй форме фруктозурии, но гетерозиготен по бессимптомной ее форме. Какова вероятность рождения в этой семье детей, страдающих клинически выраженной формой фруктозурии?

7. У человека имеется два вида слепоты и каждая опре деляется своим рецессивным аутосомным геном. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность того, что ребенок родится слепым, если отец и мать его страдают одним и тем же видом наследственной cлепоты, а по другой паре генов слепоты нормальны? Какова вероятность рождения ребенка слепым в семьев том случае, если отец и мать страдают разными видамина следственной слепоты, имея в виду, что по обеим парам генов они гомозиготны?

Какова вероятность того, что ребенок родится слепым, если отец и мать страдают одним и тем же видом наследственной слепоты, а по другой паре генов слепоты нормальны?

F1 ааВВ все дети будут слепыми по одному виду слепоты, будут здоровы по 2 виду слепоты.

Ответ: вероятность рождения ребенка слепым равна 100%

Какова вероятность рождения ребенка слепым в семье, если отец и мать страдают разными видами слепоты, имея ввиду, что они по обеим парам гомозиготны?

F1 АаВв все дети будут иметь нормальное зрение.

Ответ: вероятность рождения здорового ребенка равна 100%

Определите вероятность рождения ребенка

слепым, если известно, что родители зрячие, а обе бабушки страдали

одинаковым видом наследственной слепоты, а по другой паре

анализируемых генов нормальны (дедушки – нормальны) и гомозиготны?

Ответ: вероятность рождения слепого ребенка равна 25%

8.Определите вероятность рождения ребенка слепым, если известно: родители его зрячие; обе бабушки страдают одинаковым видом наследственной слепоты, а по другой паре анализируемых генов они нормальны и гомозиготны; в родословной со стороны дедушек наследственной слепоты не отмечено.

По условию задачи мы понимаем что генотипы обоих родителей Аа ВВ, тогда:

Р: Аа ВВ (Мама) х Аа ВВ (Папа)

F1: АА ВВ (норма); Аа ВВ (Норма); аА ВВ (Норма); аа ВВ (слепой)

Ответ: 25% вероятность что ребенок родится слепым.

9.Определите вероятность рождения детей слепыми в семье, о которой известно: родители зрячие; бабушки страдают разными видами наследственной слепоты, а по другой паре анализируемых генов они нормальны и гомозиготны; в родословной дедушек наследственной слепоты не было.

Определите вероятность рождения ребенка

слепым, если известно, что родители зрячие, абабушки страдали

видамим наследственной слепоты, а по другой паре анализируемых генов нормальны (дедушки – нормальны) и гомозиготны?

Ответ: вероятность рождения слепого ребенка равна 25%

10. У человека имеется две формы глухонемоты, которые определяются рецессивными аутосомными несцепленными генами.

Какова вероятность рождения детей глухонемыми в семье, где мать и отец страдают одной и той же формой глухонемоты, а по другой форме глухонемоты они гетерозиготны? Какова вероятность рождения детей глухонемыми в семье, где оба родителя страдают разными формами глухонемоты, а по второй паре генов глухонемоты каждый из них гетерозиготен?

Обозначим a — рецессивный ген первого типа глухонемоты, b — рецессивный ген второго типа глухонемоты.

1) Если оба родителя страдают одной и той же формой глухонемоты, то они, скорее всего, гомозиготны по этой форме, следовательно, вероятность рождения ребенка, страдающего этой же формой глухонемоты — 100%

2) Если родители страдают разными формами глухонемоты, а по второй форме гетерозиготны, то они имеют генотип примерно такой:

Следовательно, генотип потомства будет выглядеть так:

И вероятность рождения глухонемого ребенка будет равна 12/16 = 3/4

11. Глаукома взрослых наследуется несколькими путями. Одна форма определяется доминантным аутосомным геном, другая — рецессивным тоже аутосомным несцепленным с предыдущим геном. Какова вероятность рождения ребенка с аномалией в случае, если оба родителя гетерозиготны по обеим парам патологических генов?

Какова вероятность рождения детей с аномалией в семье, где один из родителей гетерозиготен по обеим парам патологических генов, а другой нормален в отношении зрения и гомозиготен по обеим парам генов?

А – доминантная форма глаукомы, а – норма, В – норма, в — рецессивная форма глаукомы. Изобразим схему брака:

Дано: А – доминантная форма глаукомы а –норма В – норма в – рецессивная форма глаукомы Решение: Р ♀ АаВв х ♂ АаВв . Проведем анализ дигибридного брака, как двух моногибридных: 1)Р ♀ Аа х ♂ Аа 2) Р ♀ Вв х ♂ Вв F1 АА, 2 Аа, аа; Р1 =1/4; F1ВВ, 2 Вв, вв; Р2 = 3/4. В соответствии с теоремой умножения вероятностей, вероятность рождения ребенка без аномалий равна Р =Р1 х Р2= 1/4 х 3/4 .
Найти : Р (ааВ_)

Ответ : вероятность рождения ребенка без аномалий 3/16.

12. В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с вьющимися волосами в семье, если известно, что ген вьющихся волос доминирует над гладкими, глухота — признак рецессивный, и обе пары генов находятся в разных хромосомах?

норм / норм/ норм/норм/норм/глух/норм/глух

генотип первого ребенка аавв

возможные генотипы второго ребенка АаВВ.или АаВв.

КАКОВА ВЕРОЯТНОСТЬ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПОЯВЛЕНИЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ С ВЬЮЩИМИСЯ ВОЛОСАМИ?

Ответ: вероятность 1/8 или 12,5%

13. Полидактилия, близорукость и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантные аутосомные признаки. Гены всех трех признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают всеми тремя недостатками, но гетерозиготны по всем трем парам генов? Определите вероятность рождения детей без аномалий в семье, о которой известно следующее. Бабушка по линии жены была шестипалой, а дедушка — близорукий. В отношении других признаков они нормальны. Дочь же унаследовала от своих родителей обе аномалии. Бабушка по линии мужа не имела малых коренных зубов, имела нормальное зрение и пятипалую кисть. Дедушка был нормален в отношении всех трех признаков. Сын унаследовал аномалию матери.

14. Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человека передаются как аутосомные рецессивные несцепленные между собой признаки. Отсутствие резцов и клыков верхней челюсти также может передаваться как рецессивный признак, несцепленный с катарактой и глухонемотой. Какова вероятность рождения детей со всеми тремя аномалиями в семье, где оба родителя гетерозиготны по всем тремпарам генов? Какова вероятность рождения детей со всеми тремя аномалиями в семье, где один из родителей страдает катарактойи глухонемотой, но гетерозиготен по третьему признаку, а второй супруг гетерозиготен по катаракте и глухонемоте, но страдает отсутствием резцов и клыков в верхней челюсти?

Г авС, авс АВс, Авс, аВс, авс

Д вероятность рождения 1\8 или 12,5%

15. Катаракты имеют несколько разных наследственных форм. Большинство из них наследуются как доминантные аутосомные признаки, некоторые — как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. Какова вероятность рождения детей с аномалией, если оба родителя страдают ее доминантно наследующейся формой, но гетерозиготны по ней и еще гетерозиготны по двум рецессивным формам катаракты?

16. Серповидноклеточная анемия и талассемия наследуются как два признака с неполным доминированием, гены не сцеплены между собой и находятся в аутосомах. У гетерозигот по серповидноклеточной анемии, так же как и у гетерозигот по талассемии, заболевание не носит выраженной клинической картины. Во всех случаях носители гена талассемии или серповидноклеточной анемии устойчивы к малярии. У двойных гетерозигот (дигибриды по обеим парам анализируемых признаков) развивается микродрепаноцитарная анемия. Гомозиготы по серповидноклеточной анемии и талассемии в подавляющем большинстве случаев умирают в детстве. Определите вероятность рождения здоровых детей в семье, где один из родителей гетерозиготен по серповидноклеточной анемии, но нормален по талассемии, а второй — гетерозиготен по талассемии, но нормален в отношении серповидноклеточной анемии.

ген признак

АА умирают в раннем детстве, серповидно-клеточная анемия

Аа серповидно-клеточная анемия

ВВ умирают в раннем детстве, талассемия

АаВв страдают микродрепацитарной анемией

Определить вероятность рождения здоровых детей в семье?

F1 АаВв —- микродрепацитарной анемией

Аавв —- серповидно-клеточная анемия

аавв —- здоровы (25%)

Ответ: вероятность рождения здоровых детей в семье равна 25%

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *