Меню Рубрики

Детская дальнозоркость и кажущаяся близорукость

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

В зависимости от возраста ребенка, дальнозоркость может являться не дефектом, а нормой. Но если четкость зрения не восстанавливается, то нужна коррекция и помощь медиков.

При дальнозоркости изображение формируется за сетчаткой глаза, из-за этого ребенок получает размытую картинку предмета, который располагается на расстоянии 20-40 см от него.

Чаще всего заметить проблемы со зрением можно в возрасте 5-7 лет, когда ребенок начинает учиться.

Есть три степени дальнозоркости:

  • Гиперметропия слабой степени обоих глаз. Этот зрительный дефект считается нормой. Ребенок хорошо видит на близком расстоянии, только у него быстро устают глаза, начинает болеть голова. В коррекции пациент не нуждается. С развитием ребенка строение глаз изменяется, укрепляются мышцы и проходят вышеперечисленные симптомы. При слабой степени у детей не требуется лечение, но если до 7 лет патология не исчезает, то нужно обратиться в больницу.
  • Гиперметропия средней степени. Для детей старше 8 лет считается патологией, в младшем возрасте – нормой. Дефект требует коррекции, поскольку отклонения составляют 2-5 диоптрий. Ребенок хорошо видит вдаль, но вблизи изображение затуманено.
  • Гиперметропия высокой степени. Патология проявляется тем, что ребенок плохо видит вдаль и вблизи. Отклонение составляет свыше 5 диоптрий. Ребенку постоянно нужно носить очки или контактные линзы.

Дальнозоркость присуща всем новорожденным. К 3-4 годам она обычно самостоятельно проходит, но если патологию диагностировали у грудничка, то желательно в 2 года показать ребенка врачу.

В норме дальнозоркость не должна превышать 3 диоптрия, но если при комплексном обследовании дальнозоркость у детей 1 года составляет выше 5 диоптрий, нужно начинать лечение, поскольку после шести лет у ребенка появятся серьезные проблемы со зрением.

Детская дальнозоркость может возникать по таким причинам:

  • Нарушение анатомического строения глаза, например, углубленность хрусталика, неправильная его форма, короткая глазная ось или недостаточное искривление роговицы. Этот вид патологии называется врожденная дальнозоркость.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Повышенное внутриглазное давление (глаукома).
  • Неправильное питание беременной, вредные привычки матери во время беременности.

В один год офтальмолог должен обследовать глаза ребенка с помощью специальных приборов.

Врожденная дальнозоркость у детей может пройти, спустя 3 месяца после рождения, поскольку глазные органы у ребенка до года стремительно развиваются. Но если патология останется, то нужен постоянный медицинский контроль. Обычно речь идет о гиперметропии высокой степени.

Дальнозоркость у детей до года еще называют физиологической. Она является нормой, причиной выступает укороченный размер глазного яблока. Такая особенность строения глаз присуща всем новорожденным в возрасте до 2 месяцев. Патология проходит сама и не требует лечения.

Симптоматика зависит от степени дальнозоркости, чем она выше, тем тяжелее симптомы:

  • При слабой степени возникают головные боли, головокружения, быстро устают глаза.
  • При средней степени ребенок капризный, он плохо спит, его беспокоят воспалительные заболевания глаз, такие как блефарит или конъюнктивит. Острота зрения на близком расстоянии снижена, хотя на дальней дистанции он все видит четко.
  • При высокой степени теряется острота зрения вблизи и вдали.

Дети не могут долго сосредотачиваться на одной работе, они раздражительны, становятся замкнутыми из-за проблем со зрением. Иногда они ощущают жжение и чувство песка в глазах.

Воспалительные заболевания слизистой появляются из-за того, что ребенок постоянно трет глаза из-за усталости, он может занести инфекцию.

Лечением дальнозоркости у детей занимается офтальмолог. Если в вашей детской больнице нет такого специалиста, можно обратиться к педиатру.

Определить дальнозоркость можно при наблюдении за детьми. При наличии патологии они всегда рассматривают картинки в книгах на вытянутом расстоянии. Дети медленно читают, кроме того, они не любят это делать, но с удовольствием рассматривают вывести и плакаты на стенах.

Обследование у окулиста предполагает использование специальной таблицы, по которой врач определяет остроту зрения, кривизну роговицы и ее размер. На этом этапе можно выявить пресбиопию – патологию, при которой ребенок не видит мелкий шрифт или предметы на близком расстоянии.

Диагностику стоит проходить раз в год.

Другие методы обследования:

  • визометрия – процедура по определению остроты зрения при помощи таблиц Сивцева или Головина;
  • авторефрактометрия – метод компьютерной диагностики для определения рефракции глаза;
  • скиаскопия – метод выявления рефракции глаза.

Реже назначают аккомодацию или бинокулярность зрения.

Можно ли вылечить дальнозоркость у ребенка? Да, если вовремя обратиться к врачу. В раннем возрасте до 4 лет заметить патологию тяжело, поскольку ребенок не может описать своих ощущений. Но уже в 5-6 лет можно заподозрить проблемы со зрением.

В дошкольный и школьный период увеличиваются нагрузки, поэтому патология стремительно развивается. Если упустить этот момент, то поможет только коррекция.

Даже если у грудничка дальнозоркость 2,5-3 диоптрия, в лечении кроха не нуждается. Все лечебные процедуры возможны по достижению им годовалого возраста.

Дальнозоркость у детей 3 лет самостоятельно проходит ближе к 4-6 годам, но если улучшений не наблюдается, то нужно переходить к лечению. В противном случае, к 10 годам у ребенка существенно снизится острота зрения и ему придется постоянно носить очки или линзы.

Кардинальные методы не используют. Если степень дальнозоркости в 1-3 года высокая, то применяют аппаратные методики. Они включают:

  • вакуумный массаж;
  • магнитотерапию;
  • ультразвук;
  • электростимуляцию;
  • лазеротерапию.

Могут применяться и другие процедуры для улучшения обменных процессов.

Аппаратные методики абсолютно безболезненны. Они проходят в игровой форме, поэтому дети легко их переносят. Проводить аппаратное лечение можно не чаще 3-5 раз в год.

Очки в таком возрасте не выписывают. Они не только не принесут результата, но могут навредить.

Чтобы восстановить остроту зрения без лечебных процедур, нужно обеспечить ребенка витаминами. Обязательно включайте в рацион свежие фрукты (бананы, персики, абрикосы, черносливы), овощи (морковь, томаты, капусту, горох), чернику, шиповник, сухофрукты и грецкие орехи. Ребенок нуждается в витаминах А и С, а также в калии.

Полезно давать малышу лекарственные средства в виде БАДов. Они улучшают метаболизм и ускоряют развитие глазных органов, что влияет на уменьшение патологии.

Лечение дальнозоркости у детей этой возрастной группы обязательно начинают с коррекции зрения. Ребенку даже при слабой степени гиперметропии нужно носить плюсовые очки, около +1D. Их нужно надевать только во время чтения, игры на компьютере или просмотра телевизора. Постоянно носить очки не стоит.

Линзы можно надевать только в подростковом возрасте.

Совместно с коррекцией, применяют аппаратное лечение и ЛФК для глаз. Как лечить дальнозоркость у детей при помощи упражнения?

Гимнастика для глаз выглядит так:

  • Нужно принять положение сидя. Сначала посмотреть вперед, затем сделать поворот головы вправо и вернуться в исходное положение. При этом перемещать взгляд следом за движениями головы. Аналогично нужно повернуть голову влево. Повторить по 5-10 раз в каждую сторону.
  • В положении сидя нужно вытянуть руку на расстоянии 30 см от глаз и выставить указательный палец. Сначала необходимо посмотреть на него в течение 30 сек., а затем сфокусировать взгляд на отдаленный предмет на 20-30 сек. Повторить так до 10 раз.
  • Нужно принять положение сидя, выставить правую руку на уровне глаз, ладонь должна находиться на расстоянии 50 см от лица. Затем делать круговые движения пальцами по часовой стрелке, потом нужно поменять руку и вращать пальцами за часовой стрелкой. Следует повторить 7 раз.

Полезно чередовать чтение и рисование, при этом попеременно задействовать каждый глаз. Подробнее про коррекцию зрения у детей →

Дальнозоркость у детей старше 6 лет проявляется тем, что слабый (дальнозоркий) глаз поначалу напрягается, чтобы нормально видеть, но это ведет лишь к спазмам глазной мышцы из-за длительного перенапряжения. С семи лет лечащий врач выписывает очки с собирательными линзами. Также используют аппаратные методики, витаминотерапию и ЛФК.

Лазерную хирургию применяют только по достижению ребенка 16 лет.

В редких случаях, когда степень гиперметропии высокая и развивается косоглазие и другие осложнения, показана микрохирургия. В ходе операции удаляют хрусталик и ставят на его место искусственный. После оперативного вмешательства ребенок хорошо видит на любое расстояние. Подробнее про хирургические операции на глазах →

Меры профилактики важны не только для тех, у кого диагностировали дальнозоркость в возрасте до 3 лет, но и для абсолютно здоровых детей.

  • Во избежание осложнений показывайте ребенка офтальмологу не реже 1 раза в год.
  • Обеспечьте малышу правильный образ жизни. Ребенку важны активные игры на свежем воздухе, а также сбалансированное питание. Растущий организм должен ежедневно получать суточную дозу витаминов для зрения.
  • Приучайте ребенка к ежедневной гигиене глаз.
  • Запрещайте длительный просмотр телевизора и игры на компьютере. Ограничьте эти увлечения по времени, максимум до 1-2 ч. в день.
  • Следите за тем, чтобы ребенок долго не сидел за уроками. Чтение и письмо должно чередоваться с активными играми.
  • Обеспечьте хорошее освещение: свет должен падать на письменный стол с левой стороны.
  • Делайте с ребенком гимнастику для глаз.

Предупредить болезнь легче, нежели избавиться от нее.

Дальнозоркость у детей – не безобидное заболевание. Если ребенок рождается с высокой степенью отклонений и зрение не приходит в норму в течение первых лет жизни, то нужно срочно обращаться к офтальмологу. У ребенка может развиться косоглазие или синдром «ленивого глаза», который характеризуется значительным ухудшением зрения одного глаза.

Автор: Оксана Белокур, педиатр,
специально для Okulist.pro

Близорукость является наиболее частой причиной снижения зрения вдаль у детей, причем в 27,4 % случаев итогом развития заболевания становится ранняя инвалидность.

Признаком истинной миопии, как отмечает oбaглaза.ру, считается увеличение переднезаднего размера пораженного глаза. Первые симптомы возможных проблем — постепенное ухудшение остроты зрения.

Причины возникновения болезни

Различают следующие основные причины отклонений от нормы:

  • наследственная предрасположенность к аномалии – дети, родившиеся в семье с одним или обоими близорукими родителями, болеют гораздо чаще;
  • длительный зрительный контакт с близкого расстояния, когда аккомодация ослаблена, приводит к развитию школьной (профессиональной) миопии;
  • ослаблению склеры с последующим нарушением аккомодации вызывается различными интоксикациями, инфекционными процессами, эндокринными нарушениями или обменными патологиями.

Указанные причины вызывают необратимые аномалии структуры глаз:

  • утончение склеры;
  • разрушение стекловидного тела (деструкцию);
  • нарушения макулярной области;
  • изменения глазного дна;
  • патологии сетчатки;
  • сосудистые кровоизлияния;
  • резкое ухудшение остроты зрения, с трудом поддающееся лечебной коррекции.

Периодически у детей, страдающих от миопии, случается непроизвольный спазм аккомодации, в такие моменты больные делаются более близорукими, чем обычно.

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Оbaglaza.ru предупреждает, что если вовремя не подкорректировать патологию ношением индивидуально подобранных очков, то последствия могут быть печальными: возможны искажения объемного зрения, есть риск появления косоглазия или даже амблиопии (полная необратимая слепота при длительном бездействии глаза).

Широко используется следующие решения проблемы близорукости:

  1. лютеинсодержащие препараты, которые следует принимать систематически (к примеру, Лютеин Комплекс Детский);
  2. стимуляция обменных процессов глазного яблока аппаратным воздействием: в домашних условиях, например, широко используют очки Сидоренко, которые посредством сочетания фонофореза, инфразвука, цветоимпульсивной терапии и пневмомассажа позволяют добиться желаемого положительного результата;
  3. коррекция отклонений очками или, что комфортнее, контактными линзами;
  4. прием медпрепаратов для снятия спазмов аккомодации (Мидриацил, Ирифрин и пр.);
  5. упражнения для домашней тренировки конвергенции и аккомодации или в условиях лечебного заведения;
  6. оперативное хирургическое вмешательство:
    1. радикальные восстанавливающие операции используют только для взрослых и в очень серьезных случаях;
    2. для лечения детей используют склеропластику, позволяющую замедлить прогресс заболевания, в ходе такой операции производится трансплантация фасции бедра или собственной хрящевой ткани, твердой мозговой оболочки или трупной склеры — это позволяет улучшить обменные процессы глаза, как поясняет обаглаза.ру.

Противопоказаниями к хирургическому вмешательству являются любые воспалительные процессы или кровоизлияния в сетчатке. В большинстве случаев достаточной мерой может быть ношение очков. Отличной альтернативой являются контактные линзы, так как позволяют больному выглядеть естественно и лучше нормализуют зрение. К тому же они намного лучше подходят пациентам с высокой степенью миопии или разновеликой близорукостью (показатели различны для обоих глаз).

Основным методом предупреждения появления патологии является создание правильных гигиенических условий для школьных или домашних занятий. Для своевременного выявления болезни на раннем этапе надо проводить массовые осмотры детей. При выявлении симптомов заболевания следует оперативно проводить грамотную и своевременную коррекцию.

Способы гигиенической профилактики близорукости:

  • не рассматривать долго предметы вблизи;
  • не держать голову в наклоненном вниз состоянии;
  • поддерживать глаза лютеинсодержащими и витаминными комплексами;
  • лечить сопутствующие заболевания и санировать инфекции;
  • подбирать соответствующий шрифт и должное качество печатных изданий;
  • обеспечивать соответствующее нормам адекватное освещение в школе, детском саду;
  • выполнять правильное размещение разноростовых парт в школе;

Обаглазa.рy напоминает о необходимости рационального сочетания режима труда и отдыха, проведения гимнастики для глаз в перерывах между работой за компьютером.

Читайте также:  Как можно вылечить близорукость без операции

Тщательный выбор лечебного заведения крайне важен в этой ситуации, тем более, если речь касается несовершеннолетних пациентов. Очень важно своевременно выявить болезнь, выбрать правильную тактику лечения, поэтому предпочтительней обращаться в клиники, где есть не только современное оборудование и чуткий персонал, но и именно детская специализация.

—>

источник

Дальнозоркость у детей часто диагностируют с рождения, но все отклонения исчезают к 10 годам. Это обусловлено тем, что у ребенка короткое глазное яблоко, и свет не может правильно фокусироваться на сетчатке. По мере взросления у детей глазное яблоко увеличивается до нормы.

Дальнозоркость по-научному называют гиперметропией. Это состояние характеризуется аномальным преломлением световых лучей, которое фокусирует изображение на области за сетчаткой. При дальнозоркости человеку не удается рассмотреть ближайшие объекты, а восприятие дальних предметов остается нормальным.

Новорожденные имеют дальнозоркость около 3 диоптрий. К трем годам, когда зрительная система развивается, аномалия составляет уже только 1-1,5 диоптрии. Однако некоторые дети рождаются с высокой степенью патологии, которая не смягчается с годами. Им нужна специальная коррекция и регулярные консультации офтальмолога.

Виды гиперметропии:

  • слабая (до 3 диоптрий);
  • средняя (до 5 диоптрий);
  • высокая (больше 5 диоптрий).

Показывать ребенка окулисту нужно сразу после рождения. При нормальных показателях второй осмотр проводят в полгода, а третий в год. Нормой считается отклонение не более 2,5 диоптрии у годовалого ребенка.

Наблюдаться у окулиста нужно обязательно, так как лишь своевременная диагностика и коррекция патологий помогают избежать осложнений вроде амблиопии и косоглазия.

Список причин детской дальнозоркости довольно обширный, поэтому зачастую точно установить факторы риска не удается. Зрительная система начинает развиваться уже после зачатия, и повлиять на нее может все: диета матери, экология, стресс, наследственность.

Наследственность при развитии дальнозоркости у ребёнка играет важную роль. Когда у родителей есть болезни зрительной системы, риск возникновения патологии у ребенка повышается. Однако даже здоровые родители должны показывать ребенка офтальмологу.

Причиной ухудшенного зрения у ребенка может стать укороченное глазное яблоко, либо недостаточная преломляющая способность одного или обоих глаз. Иногда эти факторы сочетаются.

Часто гиперметропия передается на генном уровне. Недостаток преломляющей способности становится причиной дальнозоркости у детей крайне редко. Это обусловлено тем, что способность хрусталиков преломлять свет, как правило, ослабевает с годами.

Даже у ребенка, который еще не читает и толком не разговаривает, родители могут заметить симптомы гиперметропии. Ухудшение зрения в той или иной степени отражается на поведении.

Как определить возможную дальнозоркость у детей:

  • постоянное потирание глаз руками;
  • частое моргание;
  • крепкое зажмуривание, затем широкое открывание глаз;
  • низкое склонение над столом при работе с мелкими деталями (паззл, конструктор);
  • подсаживание к экрану при просмотре телевизора;
  • при рассмотрении игрушек поднесение их близко к лицу;
  • частые блефариты, конъюнктивиты;
  • головные боли;
  • раздражительность;
  • повышенная утомляемость;
  • отказ от чтения, рисования и других занятий, при которых напрягаются глаза.

При возникновении одного или нескольких симптомов нужно проконсультироваться с офтальмологом. Причина странного поведения ребенка может заключаться в дальнозоркости или другой патологии, требующей лечения.

Современные методы диагностики позволяют исследовать зрительную систему в любом возрасте. Сложность заключается в том, что ребенок не может оставаться неподвижным, поэтому врачи часто получают ложные результаты.

Профилактические обследования нужно осуществлять в роддоме, регулярно в течение первого года жизни, а при нормальных показателях ежегодно до семи лет.

Методы диагностики дальнозоркости:

  • ретиноскопия (изучение сетчатки и ее сосудов при помощи света без красной части спектра);
  • биомикроскопия (бесконтактная диагностика при помощи щелевой лампы, которая помогает обследовать структуры переднего отрезка глаза);
  • офтальмоскопия (осмотр глазного дна, который дает возможность рассмотреть сетчатку, сосуды, диск зрительного нерва).

Даже подрастающий ребенок не может заметить, что у него понижено зрение, так как считает такое виденье нормальным. Поэтому нужно внимательно наблюдать за детьми в период развития и регулярно посещать окулиста.

Хорошее зрение очень важно для правильного развития малыша. Зрительные нарушения, в особенности дальнозоркость, плохо влияют на ориентирование в пространстве, социальные навыки, координацию движений, обучение, моторику движений, глазодвигательную моторику.

Вторичным результатом запущенного дефекта зрения нередко становится психологический дисбаланс и проблемы в поведении. Эти осложнения не зависят от причин гиперметропии.

Период активного развития зрительной системы ребенка приходится на 2-3 года жизни. В этот период проще диагностировать и лечить отклонения зрительной системы. Если своевременно назначить адекватное лечение, шансы вернуть нормальное зрение повышаются.

Главным метод лечения дальнозоркости — очковая коррекция. При средней и высокой гиперметропии очки носят постоянно. Если начинать лечение с 2 лет, проводя терапию 3-4 раза в год, можно полностью восстановить зрительную функцию к 3 годам.

Выбрав неправильные очки, можно сильно навредить зрению ребенка. При слишком частом ношении очков у ребенка развиваются сильные головные боли и дискомфорт.

При своевременной терапии удается полностью избавиться от гиперметропии в 85% случаев.

Лечение гиперметропии у детей заключается в использовании плюсовых оптических систем. Такие очки фокусируют изображение на сетчатке, а не как при дальнозоркости – за ней.

У детей 5-6 лет зрительная система еще формируется, поэтому им также нужны плюсовые очки. Детям постарше назначают полную оптическую коррекцию, так как их органы зрения уже сформированы.

Очки помогают эффективно обеспечить лечение дальнозоркости и профилактику ухудшения зрения в будущем.

При слабой гиперметропии очки для постоянного ношения не назначают. Использовать оптическую систему следует при чтении, письме, просмотре телевизора и подобных занятиях. При средней и высокой дальнозоркости для правильной стабилизации зрения и снятия напряжения в глазах очки следует носить постоянно.

Когда незначительную дальнозоркость у детей выявляют на ранней стадии, требуется временная очковая коррекция. Этого вполне хватает для устойчивой стабилизация зрения.

Высокая степень дальнозоркости, возможно, потребует ношения очков на протяжении всей жизни. При детской гиперметропии назначают очки по силе ниже степени дальнозоркости. Это оправдано тем, что помогает стимулировать рост глазного яблока и уменьшать патологию.

Зачастую ребенок отказывается носить очки из-за дискомфорта и странных новых ощущений. Уговорить малыша носить очки сложно, но это выполнимая задача.

Следует найти какого-нибудь персонажа в мультфильме, который также носит очки. Если в окружении имеются люди, носящие очки, можно ставить их в пример. Ситуацию удается обыграть на игрушках, можно надеть очки на любимого мишку ребенка, и похвалить его за взрослый и умный вид.

Если нужно уговорить школьника, следует упоминать об очках, как о стильном аксессуаре. Можно показать мировых звезд, которые носят очки.

Аппаратное лечение назначают при снижении остроты зрения, астенопии (зрительная утомляемость), косоглазии, синдроме «ленивого глаза», которые сочетаются с гиперметропией.

Плеоптика – раздел офтальмологии, который изучает способы и методы лечения функциональной недоразвитости органов зрения. Преимущество аппаратной стимуляции заключается в том, что она осуществляется не прицельно и не требует расширения зрачка. Это позволяет тренировать аккомодацию и применять неприцельные методы у детей.

Влияние аппаратного лечения:

  • улучшение микроциркуляции в тканях;
  • повышение гемодинамики;
  • ускорение метаболизма;
  • повышение активность ДНК и РНК, каталазы;
  • оптимизация трофических процессов.

Аппаратные методы лечения дальнозоркости у детей имеют игровой характер. Активизация рецепторов сетчатки осуществляется за счет изменения размеров и цветов объектов, ярких вспышек.

  1. Крестики. Ребенок перемещает кружок по разноцветной шахматной доске. В процессе клетки меняют размеры и окраску. Стимулирует нейроны зрительного анализатора.
  2. Паучок. Рассматривание спиральных и радиальных решеток, которые переплетаются и меняют цвет. Так активизируют рецепторы полей сетчатки. Воздействие на световые и темновые каналы осуществляется за счет использованиях разных фонов.
  3. Рельеф. Метод основан на изображениях с резкими перепадами света и тени. Направлен на лечении амблиопии.
  4. Контур. Ребенок должен дорисовывать определенные изображения. При этом дозируется нагрузка на глаза, что позволяет повысить остроту зрения и формировать бинокулярную функцию.
  5. Цветок. Упражнение заключается в поиске определенного символа среди других символов, которые изображены на лепестках цветка.

Компьютерные версии упражнений позволяют заинтересовать ребенка мультимедийной игрой, произвести необычные зрительные стимуляции, задействовать движения и звуки, осуществить мощное избирательное воздействие, наладить связь между зрительной и другими сенсорными системами.

Компьютерные технологии дают возможность подстроить параметры лечения под интеллектуальный уровень пациента. Комплексное лечение дальнозоркости помогает восстановить зрение при воздействии курсами (раз в 3-4 месяца).

Амблиопия или синдром «ленивого глаза» — зрительная патология, при которой один глаз видит лучше другого. Часто амблиопия является осложнением запущенной детской дальнозоркости.

Отклонение развивается, когда ребенок фокусирует зрение на объекте, напрягая здоровый глаз, а второй все больше расслабляется. Когда зрение одного глаза сильно ухудшается, мозг пытается блокировать дискомфорт, что может привести к полной слепоте. В этом случае очковая коррекция неэффективна, ребенку требуется индивидуальная терапия, при которой слабоактивный глаз будет постоянно стимулироваться.

Сходящееся косоглазие – еще одно тяжелое осложнение дальнозоркости у детей. Для рассмотрения объектов ребенок может поочередно напрягать разные глаза, что постепенно приводит к развитию косоглазия.

Ребенок со здоровой зрительной системой фокусируется синхронно обоими глазами, воспринимая полную и объемную картинку. При хаотичном напряжении глаз зрение слабеет, исчезает объемность. Ребенок видит плоскую картинку.

Любые зрительные нагрузки должны осуществляться только при правильном освещении (верхний свет). Нужны настольные лампы с 7-100 ВТ, дневные не рекомендованы.

Зрительные нагрузки можно чередовать с активными занятиями и подвижным отдыхом. Следует проводить гимнастику для глаз (20-30 минут после сильной зрительной нагрузки). При дальнозоркости нужно тренировать аккомодацию: гимнастика, компьютерная коррекция, лекарства, стимуляция лазером.

Очень важно сбалансировать питание. Ребенок должен получать достаточно белка, витаминов и ценных микроэлементов (хром, цинк, медь, марганец). Для общего укрепления можно делать массаж, заниматься плаванием, практиковать контрастный душ.

Родители должны помнить, что дальнозоркость у детей является нормой, поэтому не стоит волноваться раньше времени. При должном лечении патология исчезает ближе к 3 годам.

источник

Дальнозоркость – самая распространенная причина нарушения остроты зрения среди детей дошкольного возраста, которая вызвана активным развитием (эволюцией) рефракции в этом возрастном периоде. Около 90% новорожденных имеют гиперметропическую (дальнозоркую) рефракцию, что вызвано недостаточным развитием и размером глазного яблока, а также его преломляющей силы. По мере развития глаза и его преломляющей способности, относительное количество детей с дальнозоркостью снижается, однако продолжает преобладать до 5-6-летнего возраста.

При дальнозоркости происходит нарушение остроты зрения как на близких, так и на дальних расстояниях. Однако, дети с дальнозоркостью видят далекие предметы гораздо лучше, чем близкие. Чтобы видеть близкие предметы, необходимо напряжение аккомодации, что сильно утомляет ребенка и приводит к возникновению головных болей.

Близорукость – миопическая (близорукая) рефракция, которая также является причиной снижения остроты зрения. В отличие от дальнозоркости, близорукость часто возникает среди детей школьного возраста (примерно к 4-5 классу). Хотя, в последнее время часто встречаются случаи развития близорукости и среди детей дошкольного возраста.

Возникает близорукость из-за ослабления аккомодации – способности глаза четко различать предметы, расположенные как на близком расстоянии, так и вдали. При ослабленной аккомодации, которая возникает из-за недостаточного развития мышцы глаза, управляющей процессом аккомодации, то острота зрения на близком расстоянии нарушается. В результате ребенок приспосабливает глаза (это достигается за счет увеличения передне-заднего размера глазного яблока), что и приводит к развитию непосредственно близорукости.

Основной признак близорукости – ухудшение зрения вдаль. При этом, чтобы более четко рассмотреть предметы, ребенок начинает прищуриваться (отсюда и возникло название миопия, что от греческого mio – прищуривание, opsis – зрение). На фоне близорукости у ребенка во время занятий могут возникать периодические головные боли.

Одной из распространенных причин развития близорукости у детей дошкольного возраста (примерно в 20-25% случаев) является наследственная предрасположенность, особенно если близорукость носит злокачественный (прогрессирующий) характер. Также развитию близорукости способствуют некоторые заболевания (частые респираторные заболевания, хронический тонзиллит, ревматизм и др) и общее ослабление организма на фоне перенесенных заболеваний.

Косоглазие часто проявляется у детей раннего возраста, когда совместное зрение двумя глазами (бинокулярное зрение) еще не успело сформироваться. Как правило косоглазие развивается при дальнозоркости, особенно у детей младше 6-летнего возраста.

Основным средством лечения нарушений остроты зрения является использование специально подобранных очков.

Лечение косоглазия состоит из двух этапов. После того, как удается улучшить зрение (улучшить остроту зрения и вернуть глазам правильное положение) косящего глаза с помощью очков, переходят ко второму этапу лечения – специальные упражнения для зрительных мышц, которые способствуют восстановлению бинокулярного зрения. Эти упражнения проводят при помощи специального оборудования, которое облегчает ребенку процесс их выполнения, а также позволяют контролировать их выполнения (насколько правильно ребенок выполняет поставленную задачу). Такое лечение проводит и контролирует окулист.

Стоит отметить, что существуют специальные детские дошкольные учреждения, в которых проводят консервативное лечение прогрессирующей близорукости и косоглазия.

Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что основные меры профилактики должны быть направлены на укрепление здоровья и улучшение общего состояния ребенка: соблюдение режима дня, правил гигиены, проведения занятий, организация соответствующего физического воспитания и закаливания.

Читайте также:  Как помочь себе при близорукости

Длительность обязательных занятий в детских дошкольных учреждениях не должна превышать установленной нормы для конкретного возрастного периода. После занятий, связанных с напряжением зрения (лепка, рисование и др), ребенка следует переключать на вид деятельности с преимущественным участием слуха. Если первое на первом занятии задействуется зрение, второе занятие должно включать двигательную активность (музыкальное или гимнастическое). При этом важно повышать эффективность перерыва между занятиями: после занятия ребенку следует подойти к окну и 2-3 минуты смотреть вдаль (это способствует расслаблению аккомодационной мышцы).

В большинстве случаев близорукость развивается незаметно. При этом можно наблюдать как ребенок начинает прищуриваться, во время занятий низко склоняет голову, приближает к глазам предметы, не справляется с заданием (особенно при рисовании), быстро устает. В этом случае ребенка должен осмотреть окулист.

С целью профилактики косоглазия необходимо регулярно проходить осмотр у окулиста. В случае необходимости, врач назначит ношение специальных очков, позволяющих исправить дальнозоркость (очки назначают детям с возраста 1,5-2 года). Постоянное использование очков позволяет предупредить развитие косоглазия.

источник

v0•• Естественная детская дальнозоркость. У новорожденного роговица и хрусталик более выпуклы, а размер их почти такой же, как у взрослых. В естественных условиях, т. е. в растянутом состоянии, радиус кривизны передней поверхности хрусталика примерно вдвое меньше, чем у взрослых. Расстояние между перед­ними поверхностями роговицы и хрусталика, т. е. между границами основных переломляющих сред, также меньше, чем у взрослых.

Рис. 46. Круг рассеяния. Лучи от точки а сходятся позади сетчат­ки в точке fli.

Рис. 47. Схема аккомодации нормаль­ного глаза:

/ — ход лучей при смотрении вдаль (без аккомодации); 2— ход лучей при макси­мальной аккомодации; зачерненная часть хрусталика обозначает увеличение его вы­пуклости.

Рис. 48. Глаз новорожденного:

I — естественная дальнозоркость (лучи от удаленной точки сходятся на сетчатке при уве­личении кривизны хрусталика); 2 — кажущаяся близорукость (лучи от точки, расположенной на расстоянии 5 см, сходятся на сетчатке при максимальном увеличении кривизны хруста­лика).

Все это обусловливает более сильное преломление лучей. Вместе с тем у новорожденного передне-задний диаметр глаза примерно на 25% короче, .чем у взрослых. В результате параллельные лучи, несмотря на более сильное преломление, сходятся позади сетчатки, а чтобы они сошлись на сетчатке, необходимо дополнительное уси­ление преломления путем аккомодации (рис. 48, /). Иными слова­ми, глаз ребенка может быть назван дальнозорким.

Кажущаяся близорукость. Естественная детская дальнозор­кость не препятствует, однако, ясному видению на расстоянии 4— 6 см, т. е. более близком, чем это возможно не только для дально-

зоркого, но и для нормального глаза взрослого. Такая кажущаяся близорукость объясняется очень большой силой аккомодации, пре­вышающей 20D и связанной со способностью хрусталика прини­мать при сокращении ресничной мышцы почти шарообразную форму (рис. 48, 2).

В течение первых лет жизни передне-задний диаметр глаза бы­стро растет, достигая к Г/а годам 92%, а к 3 годам 94% диаметра глаза взрослого человека. Соответственно уменьшается детская дальнозоркость. Она окончательно исчезает в школьном возрасте. Это означает, что в течение всего дошкольного возраста ребенок аккомодирует, следовательно, напрягает зрение, даже тогда, ког­да смотрит вдаль.

Кажущаяся близорукость также сохраняется в течение всего дошкольного возраста. Даже в 7-летнем возрасте расстояние до ближайшей точки ясного видения, как правило, не превышает 6— 7 см. Поэтому, когда ребенок дошкольного возраста старательно рисует или внимательно рассматривает, он так низко склоняет го­лову, что легко принять его за близорукого.

В последующие годы эластичность хрусталика все заметней уменьшается, что ведет к падению силы аккомодации, а тем самым и к удалению от глаза ближней точки ясного видения. ^Близорукость. Близорукость чаще всего связана с увеличением передне-заднего диаметра глаза. В близоруком глазу параллель­ные лучи сходятся не на сетчатке, а впереди нее. На сетчатке сой­дутся лучи, исходящие от более близких предметов. При сильной близорукости дальняя точка ясного видения может находиться на расстоянии меньше 25 см от глаза. У взрослого при ее отстоянии на 25 см ближняя точка находится в 7 см от глаза, а при отстоянии дальней точки на 10 см ближняя находится на расстоянии 5 см.-Для исправления близорукости применяют очки с вогнутыми стеклами, которые, уменьшая преломление, позволяют лучам, иду­щим от удаленных предметов, сходиться на сетчатке (рис. 49).

У детей не кажущаяся, а настоящая близорукость выявляется, как правило, лишь после трехлетнего возраста. Чаще всего близо­рукость передается по наследству. Однако она может быть и приобретенной. Развитию близорукости способствует усиленное на­пряжение органа зрения во время занятий, рассматривания карти­нок, вышивания и др., особенно если не соблюдаются гигиениче­ские требования к посадке, освещению помещений, к учебным и наглядным пособиям. Близорукость чаще развивается у ослаблен­ных детей.

Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, горбится, жалуется на головные боли, бо­ли в глазах, на то, что предметы перед глазами расплываются. Не­которые дети при сосредоточенном рассматривании предметов, осо­бенно при утомлении, начинают косить глазами. Все это не должно

Рис..49. Схема аккомодации близору­кого глаза:

/— без аккомодации (параллельные лучи пересекаются впереди сетчатки); г—са­мая дальняя точка ясного видения (без аккомодации): 3— ближняя точка ясного видения (при.максимальной аккомодации);

4 — исправление зрения при помощи во­гнутых стекол.

Рис. 50, Схема аккомодации дально­зоркого глазаг

/ — без аккомодации (параллельныелучипересекаются позади сетчатки); 2—ча­стичная аккомодация присмотрениивдаль; 3 — при максимальной аккомодации лучи от точки, находящейся в 25см отглаза, пересекаются позадисетчатки;

4 — исправление зрения при помощи вы­пуклых стекол.

пройти мимо внимания воспитателя. При подозрении на близору­кость. ребенка надо направить к офтальмологу, т. е. врачу по глаз­ным болезням.

Детей с плохим Прением обычно во время занятий сажают бли­же к источнику света и к столу воспитателя. Воспитатели должны следить за тем, чтобы выписанные детям очки. были правильно по—догнаны к глазам, а заушины очков удобно и плотно держались за ушами. При постоянном перекашивании, сползании очков они могут оказаться бесполезными и даже вредными, а потому при выявле­нии дефектов очки надо отдавать оптику для исправления. Де­ти, которым выписаны очки, обязательно должны пользоваться ими. В противном случае близорукость будет быстро прогресси­ровать. . .

Дальнозоркость. При дальнозоркости человек ясно видит более или менее удаленные предметы, что объясняется уменьшен­ным передне-задним диаметром глазного яблока. В дальнозорком глазу параллельные лучи сходятся позади сетчатки. Чтобы они сошлись на сетчатке, глаз должен аккомодировать. Иными слова­ми, без аккомодации дальнозоркий глаз вообще не может ясно видеть. Поскольку сила аккомодации частично используется при установке глаза на даль, ее остающейся силы недостаточно для ясного видения близких предметов. Поэтому при дальнозорко­сти ближняя точка ясного видения всегда отстоит от глаза на большее расстояние, чем при нормальном зрении. Для исправле­ния дальнозоркости необходимо усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми стеклами (рис. 50). У детей дошкольно­го возраста дальнозоркость выявляется редко.

Восприятие света и цвета

Светочувствительный аппарат глаза. Луч света, прой­дя через оптические среды глаза, пронизывает сетчатку и попадает на ее наружный слой (рис. 51). Здесь находятся рецепторы зри­тельного анализатора. Это особые, чувствительные к свету клет­ки—палочки и колбочки (см. цв. табл.). Чувствительность пало­чек необычайно велика. Они дают возможность видеть в сумерки и даже ночью, но без различения цвета, так как возбуждаются лу­чами почти всего видимого спектра. Чувствительность колбочек по крайней мере в 1000 раз меньше. Они приходят в состояние воз­буждения лишь при достаточно сильном освещении, но зато позво­ляют различать цвета.

Вследствие низкой чувствительности колбочек различение цве­тов к вечеру становится все более затруднительным и в конце кон­цов исчезает.

В сетчатке человеческого глаза на площади примерно 6— 7 кв. см насчитывают около 7 млн. колбочек и около 130 млн. па­лочек. Распределены они в сетчатке неравномерно. В центре сет­чатки, как раз против зрачка, находится так называемое желтое пятно с углублением посредине — центральной ямкой. Когда че­ловек рассматривает деталь какого-нибудь предмета, ее изображе­ние попадает на центр желтого пятна. В центральной ямке имеют­ся только колбочки (рис. 52). Здесь их диаметр по крайней мере вдвое меньше, чем в других участках сетчатки, и на 1 кв. мм их ко­личество достигает 120—140 тыс., что способствует более ясному и отчетливому видению. По мере удаления от центральной ямки на-. чинают встречаться и палочки, сначала небольшими группами, а потом все в большем количестве, а колбочек становится меньше. Так, уже на расстоянии 4 мм от центральной ямки на 1 кв. мм при­ходится около 6 тыс. колбочек и 120 тыс. палочек.

Рис. 51 0 , т. е. одной угловой минуте. Этот угол и принято считать за норму остроты зрения. Ост­рота зрения несколько меняется в зависимости от силы освещения.-Однако и при одной и той же освещенности она может значитель­но меняться. Она увеличивается под влиянием тренировки, если, например, человеку приходится иметь дело. с тонким .различением мелких предметов. При утомлении острота зрения понижается.

Пространственное зрение

, ; Бинокулярное зрение/У большинства животных каждый глаз имеет свое отдельное поле зрения. Человек значительную часть полей зрения обоих глаз видит одновременно и правым и ле­вым глазом, что значительно улучшает зрительную оценку расстоя­ний и позволяет видеть объемную форму предметов.

. При бинокулярном зрении оба глаза должны быть всегда точно установлены на один и тот же пункт поля зрения, чтобы изобра­жение каждой части видимого предмета занимало в обеих сетчат­ках совершенно одинаковое положение, иными словами, чтобы по­падало на их идентичные, т. е. тождественные, точки (рис. 53)^ Клетки зрительной области коры больших полушарий, к которым;

приходят импульсы от идентичных точек обеих, сетчаток, тесно свя­заны между собой. Их одновременное возбуждение позволяет чет­ко видеть предмет. Стоит слегка надавить сбоку глазное яблоко и тем самым несколько сместить его, как изображение раздваивает­ся, становится неясным. Это происходит потому, что изображение поп-адает на неидентичные точки обеих сетчаток.

Установка глаза на ту или иную точку поля зрения обеспечива­ется шестью мышцами, которые одним концом прикрепляются к глазнице, а другим — к определенным участкам поверхности глаз­ного яблока. Оно вращается в различном направлении в зависимо­сти от того, какие из этих мышц сокращаются.

У новорожденного движения обоих глаз часто бывают недоста­точно согласованны. Иногда движение одного глаза отстает от дви­жения другого, и ребенок косит глазами; мало того, один глаз мо­жет .даже остаться неподвижным. Наблюдая за ребенком, можно обнаружить, что его как бы безучастный взгляд по временам ожив­ляется. Это происходит в тот момент, когда оба глаза согласован­но фиксируют какой-то предмет и ребенок ясно его видит. Если предмет медленно передвигается, ребенок пытается следить за ним глазами, а при неудаче начинает вращать глаза во все сторонь;, проявляя беспокойство, которое проходит, как только взор снова упадет на предмет. Через несколько дней после рождения-движе­ния обоих глаз становятся хорошо согласованными. Однако во вре—.мя сна согласованность еще долгое время может нарушаться. ^^’уКосоглазие. Нарушения согласованного движения глазных яб­лок, а также дефекты оптической системы одного или двух глаз мо­гут привести к устойчивому косоглазию. Сначала оно бывает за­метным только при утомлении или сосредоточенном рассматрива­нии какого-либо предмета, а в дальнейшем усиливается и становит­ся’постоянным. Острота зрения косящего глаза резко снижается, ухудшается возможность правильно определять расстояние между предметами, их размеры, объем.

У детей косоглазие чаще всего появляется на 2—3-м году жиз лста vrm^ivJ 41/1^11^1 w k^^im/i.

изображение пунктов А и Б падает на идентичные точки обеих сетчаток, обозначенные одинаковыми цифрами.

сируемую точку поля зрения с центральной ямкой желтого пятна, идут параллельно. По мере приближения предмета правый глаз поворачивается влево, а левый — вправо. Чем ближе предмет к глазу, тем больше становится угол между зрительными осями. Если один предмет находится в 20—30 см от глаза, а другой—сзади первого в 2—3 м от глаза, можно наблюдать интересное явление двоения. Когда человек смотрит двумя глазами на ближний пред­мет, дальний двоится; при переводе зрения на дальний, двоится ближний предмет. Это происходит потому, что изображение нефик­сируемой точки попадает не на идентичные точки сетчатки, как это показано на схеме (рис. 54). При фиксации ближней точки изобра­жение дальней оказывается в правом глазу левее центральной ямки, а в левом — правее ее. В этом нетрудно убедиться, если при­крывать рукой то один, то другой глаз: исчезает точка на стороне закрытого глаза. При фиксации дальней точки получается обратная картина: изображение ближней точки в правом глазу правее, а в левом — левее центральной ямки. Если закрыть один глаз, исчезнет точка на стороне, противоположной закрытому глазу.

Читайте также:  Какие очки носят при близорукости двояковыпуклые

Двоение точек, находящихся ближе или дальше той, на кото­рую направлен взор, не только не мешает видению, но в некоторой мере облегчает определение расстояния от точек до глаза, а глав­ное, дает возможность различать рельеф предмета, видеть его объ­емно. Как известно, расстояние между зрачками глаз около 60 мм. Следовательно, при бинокулярном зрении, особенно когда предмет не плоский и находится недалеко, человек видит его с двух разных позиций, а следовательно, неодинаково. Если, н-апример, держать перед собой закрытую книгу так, чтобы один глаз видел только ко­решок, то другой будет видеть, помимо корешка, сильно скошенную поверхность обложки (рис. 55). При таком частичном несоответст-

вии полей зрения должно было бы легко возникать двоение из-за непопадания на идентичные точки сетчатки тех лучей, которые ис­ходят от более близких или более далеких участков видимого пред­мета. Предположим, человек смотрит на точку А поверхности, одна часть которой вогнута, а другая—выпукла (рис 56). Не­трудно заметить, что лучи от точки Б достигают обеих сетчаток ле­вее центральной ямки, лучи -от точки В — правее ее, а от точки Г лучи попадают лишь в один глаз. Таким образом, вместо резкого двоения, изображенного на схеме рисунка 54, здесь двоение не­сколько менее выражено, так как лучи попадают на точки сетчатки, мало удаленные от идентичных точек. Подобное двоение восприни­мается как небольшое изменение (увеличение или уменьшение) расстояни-я от’ глаза.

Уже в первые годы жизни образуются многочисленные условные связи, на основании которых» степень несоответствия отдельных уча­стков изображения предмета на сетчатке позволяет судить об объ­емном рельефе фигуры. Дети 3—4 лет уже видят форму предметов объемно и легко отличают на расстоянии круг от шара, квадрат от куба, треугольник от пирамиды или конуса, хотя названий геомет­рических фигур они не знают.

Характерная особенность глазных яблок — их непрерывные движения. Даже если человек пристально смотрит на какую-нибудь точку, зрительные оси обоих глаз незначительно смещаются» то в одном, то в другом направлении. Полное прекращение движений глазного яблока приводит к тому, что каждая колбочка находится под непрерывным, одинаковым воздействием световых лучей и очень быстро теряет чувствительность вследствие адаптации к раз­дражению. При мелких, но непрерывных движениях глазного ябло­ка на каждую отдельную колбочку воздействуют лучи, исходящие от меняющихся точек рассматриваемого предмета — то от светлых, то от темных. При этих условиях в течение длительного времени может сохраняться достаточно высокая чувствительность рецепто­ров сетчатки, необходимая для четкого зрения. Эта характерная особенность глаз хорошо выражена уже у новорожденных, но у них движения правого и левого глаза плохо координированы.

Гигиена зрения V

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

источник

В этой статье мы обсудим,какое лечение близорукости и дальнозоркости у детей наиболее эффективное и помогает не только сохранить имеющиеся показатели зрения,но и улучшить зрение . Также вы найдете в статье упражнения для глаз при близорукости,а также при дальнозоркости для улучшения и восстановления нормального зрения у детей.
Сейчас во многих офтальмологических клиниках среди форм близорукости (миопии) у детей чаще всего диагностируется приобретенная. У детей 7-12 лет удлиняется глазное яблоко, вследствие чего возникает заболевание. Для человеческого глаза привычна работа на среднем и большом расстоянии. Работа на малом расстоянии требует напряжения , что и приводит к удлинению глазного яблока у ребёнка.
Нередко врачи рекомендуют глазные капли для расширения зрачков (достаточно закапывать в глаза по 1-2 капли), если близорукость у ребенка постоянно усугубляется. Компоненты препарата расслабляют мышцы глаза, которые часто страдают от спазма. Но проблема не исчезает, мышцам скорее нужно приспособиться к особым условиям работы, нежели просто перестать функционировать.

Близорукость Лечение заболевания и предотвращение ухудшения зрения у ребенка:

Перед тем, как выбрать методику лечения заболевания , выясняется его запущенность, скорость развития и насколько зрение снижено. Далее назначаются определенные лечебные мероприятия.

Эффективна терапия, которая направлена на усиление кровообращение глаза : болезнь перестает прогрессировать через 5 месяцев. Если пару раз в год проходить сеансы подобных процедур, гарантировано снижение развития близорукости. Еще ребенку необходимо регулярно заниматься спортом, принимать витаминные комплексы с кальцием и фосфором, почаще бывать на улице.

Наиболее популярные способы лечения близорукости:
— регулярное употребление медикаментов с лютеином, лекарств против спазмов;
— оптическое исправление изображения с помощью очков либо линз;
— занятия для адаптации работы глаза при имеющихся отклонениях .

Дальнозоркостью именуют заболевание глаза , которое характеризуется фокусировкой световых лучей, что показывают картинку, за глазной сетчаткой. Другое название болезни — гиперметропия. Учитывайте, что если у ребенка после 7 лет наблюдается такое нарушение, это свидетельствует об замедленном росте глазного яблока.

Чтоб изображение стало четче, ребенок постоянно напрягает глаза. Организм малыша не всегда может самостоятельно решить проблемы, что проявляются дальнозоркостью. Во многих случаях клеткам коры головного мозга, которые отвечают за зрение , становится тяжело работать полноценно. Зрение ухудшается и появляется амблиопия. Это заболевание, при котором больной не может четко видеть изображение в очках или линзах, этому препятствуют больные клетки коры мозга.

Пациенту с гиперметропией либо амблиопией необходимо систематично носить очки, что уменьшает степень дальнозоркости. Кроме этого нужно проходить специальную терапию.

Важно отметить,что близорукость (миопия) у детей «молодеет» с каждым годом. Во многих семьях дети с раннего возраста часами сидят у телевизора и проводят продолжительное время за компьютерными играми . И уже в школе,сидя за задней партой первоклассник плохо видит,что пишет учитель на доске. Чтобы предотвратить у ребенка прогрессирующую близорукость,лечение которой весьма долгое и не всегда приводящее к полному восстановлению хорошего зрения,важно с самого рождения ребенка уделять повышенное внимание профилактике и полезным упражнениям для глаз,которые проводятся в игровой форме. Если ребенок получает во время приема пищи достаточное количество каротина (провитамина А) и продуктов, богатых витаминами А, Е и С, ведет активный образ жизни,выполняет гимнастику или физические упражнения и не фокусирует взгляд долгое время на одном расстоянии (просмотр телевизионных передач и компьютерные игры),что серьезно ухудшает зрение,то близорукость не будет развиваться вовсе или ее будет очень легко корректировать с возрастом. Ниже мы расскажем вам,какие упражнения для глаз при близорукости укрепляют и улучшают зрение у ребенка.
Также вы более подробно можете познакомиться с информацией,что такое близорукость и дальнозоркость,профилактика и лечение этих заболеваний,связанных с ухудшением зрения у детей. Кроме комплекса упражнений при близорукости,вы найдете эффективные упражнения для глаз при дальнозоркости,развивающейся у ребенка,а также узнаете,в каких случаях показана операция на глаза.

Теперь вы знаете,в каких случаях у ребенка может начать прогрессировать близорукость,лечение глаз при развитии заболевание и полезные упражнения для предотвращения и снижения близорукости. Мы рассказали вам о том, как улучшить зрение ребенка ,предотвратить близорукость и дальнозоркость,разместили список упражнений для глаз при появлении близорукости,а также упражнения при дальнозоркости у детей.

источник

Естественная детская дальнозоркость. У новорожденного роговица и хрусталик более выпуклы, а размер их почти такой же, как у взрослых. В естественных условиях, т. е. в растянутом состоянии, радиус кривизны передней поверхности хрусталика примерно вдвое меньше, чем у взрослых. Расстояние между передними поверхностями роговицы и хрусталика, т. е. между границами основных переломляющих сред, также меньше, чем у взрослых. Все это обусловливает более сильное преломление лучей. Вместе с тем у новорожденного передне-задний диаметр глаза примерно на 25% короче, чем у взрослых. В результате параллельные лучи, несмотря на более сильное преломление, сходятся позади сетчатки, а чтобы они сошлись на сетчатке, необходимо дополнительное усиление преломления путем аккомодации (рис. 48, 1). Иными словами, глаз ребенка может быть назван дальнозорким.


Рис. 48. Глаз новорожденного: 1 — естественная дальнозоркость (лучи от удаленной точки сходятся на сетчатке при увеличении кривизны хрусталика); 2 — кажущаяся близорукость (лучи от точки, расположенной на расстоянии 5 см, сходятся на сетчатке при максимальном увеличении кривизны хрусталика)

Кажущаяся близорукость. Естественная детская дальнозоркость не препятствует, однако, ясному видению на расстоянии 4-6 см, т. е. более близком, чем это возможно не только для дальнозоркого, но и для нормального глаза взрослого. Такая кажущаяся близорукость объясняется очень большой силой аккомодации, превышающей 20D и связанной со способностью хрусталика принимать при сокращении ресничной мышцы почти шарообразную форму (рис. 48, 2).

В течение первых лет жизни передне-задний диаметр глаза быстро растет, достигая к 1 1 /2 годам 92%, а к 3 годам 94% диаметра глаза взрослого человека. Соответственно уменьшается детская дальнозоркость. Она окончательно исчезает в школьном возрасте. Это означает, что в течение всего дошкольного возраста ребенок аккомодирует, следовательно, напрягает зрение, даже тогда, когда смотрит вдаль.

Кажущаяся близорукость также сохраняется в течение всего дошкольного возраста. Даже в 7-летнем возрасте расстояние до ближайшей точки ясного видения, как правило, не превышает 6-7 см. Поэтому, когда ребенок дошкольного возраста старательно рисует или внимательно рассматривает, он так низко склоняет голову, что легко принять его за близорукого.

В последующие годы эластичность хрусталика все заметней уменьшается, что ведет к падению силы аккомодации, а тем самым и к удалению от глаза ближней точки ясного видения.

Близорукость. Близорукость чаще всего связана с увеличением передне-заднего диаметра глаза. В близоруком глазу параллельные лучи сходятся не на сетчатке, а впереди нее. На сетчатке сойдутся лучи, исходящие от более близких предметов. При сильной близорукости дальняя точка ясного видения может находиться на расстоянии меньше 25 см от глаза. У взрослого при ее отстоянии на 25 см ближняя точка находится в 7 см от глаза, а при отстоянии дальней точки на 10 см ближняя находится на расстоянии 5 см. Для исправления близорукости применяют очки с вогнутыми стеклами, которые, уменьшая преломление, позволяют лучам, идущим от удаленных предметов, сходиться на сетчатке (рис. 49).


Рис. 49. Схема аккомодации близорукого глаза: 1 — без аккомодации (параллельные лучи пересекаются впереди сетчатки); 2 — самая дальняя точка ясного видения (без аккомодации); 3 — ближняя точка ясного видения (при максимальной аккомодации); 4 — исправление зрения при помощи вогнутых стекол

У детей не кажущаяся, а настоящая близорукость выявляется, как правило, лишь после трехлетнего возраста. Чаще всего близорукость передается по наследству. Однако она может быть и приобретенной. Развитию близорукости способствует усиленное напряжение органа зрения во время занятий, рассматривания картинок, вышивания и др., особенно если не соблюдаются гигиенические требования к посадке, освещению помещений, к учебным и наглядным пособиям. Близорукость чаще развивается у ослабленных детей.

Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, горбится, жалуется на головные боли, боли в глазах, на то, что предметы перед глазами расплываются. Некоторые дети при сосредоточенном рассматривании предметов, особенно при утомлении, начинают косить глазами. Все это не должно пройти мимо внимания воспитателя. При подозрении на близорукость ребенка надо направить к офтальмологу, т. е. врачу по глазным болезням.

Детей с плохим зрением обычно во время занятий сажают ближе к источнику света и к столу воспитателя. Воспитатели должны следить за тем, чтобы выписанные детям очки были правильно подогнаны к глазам, а заушины очков удобно и плотно держались за ушами. При постоянном перекашивании, сползании очков они могут сказаться бесполезными и даже вредными, а потому при выявлении дефектов очки надо, отдавать оптику для исправления. Дети, которым выписаны очки, обязательно должны пользоваться ими. В противном случае близорукость будет быстро прогрессировать.

Дальнозоркость. При дальнозоркости человек ясно видит более или менее удаленные предметы, что объясняется уменьшенным передне-задним диаметром глазного яблока. В дальнозорком глазу параллельные лучи сходятся позади сетчатки. Чтобы они сошлись на сетчатке, глаз должен аккомодировать. Иными словами, без аккомодации дальнозоркий глаз вообще не может ясно видеть. Поскольку сила аккомодации частично используется при установке глаза на даль, ее остающейся силы недостаточно для ясного видения близких предметов. Поэтому при дальнозоркости ближняя точка ясного видения всегда отстоит от глаза на большее расстояние, чем при нормальном зрении. Для исправления дальнозоркости необходимо усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми стеклами (рис. 50). У детей дошкольного возраста дальнозоркость выявляется редко.


Рис. 50. Схема аккомодации дальнозоркого глаза: 1 — без аккомодации (параллельные лучи пересекаются позади сетчатки); 2 — частичная аккомодация при смотрении вдаль; 3 — при максимальной аккомодации лучи от точки, находящейся в 25 см от глаза, пересекаются позади сетчатки; 4 — исправление зрения при помощи выпуклых стекол

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *