Меню Рубрики

Классный час профилактика близорукости

Название Классный час Береги зрение смолоду Подготовила: Слизова Надежда Николаевна 2013 г дер. Семениха
Дата конвертации 30.06.2015
Размер 129,59 Kb.
Тип Классный час
скачать >>>
МБОУ «Ильинская основная общеобразовательная школа»

Подготовила:
Слизова Надежда Николаевна

2013 г.
дер. Семениха

План
классного часа

1. Вступление
2. Основная часть:
1) Что такое «зрение»
2) Строение глаза
3) Как работает глаз
4) Нарушения зрения
5) Профилактика близорукости
6) Компьютерный зрительный синдром
7) Профилактика нарушений зрения
— упражнения профилактики нарушений зрения
при работе за компьютером,

— комплекс упражнений для снижения утомления глаз,
— упражнения для укрепления и тренировки мышц глаз,
— массаж глаз,
— усиление остроты и увеличение поля зрения.
3. Заключение: гимнастика для глаз.

— Чу! Шёпот какой-то….а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
(Н. А. Некрасов. «Коестьянские дети»)

Информацию об окружающем нас мире мы получаем с помощью органов чувств (анализаторов). Они воспринимают и первично анализируют различные раздражения, получаемые организмом из внешней среды, после чего передают информацию в головной мозг. Благодаря органам чувств мы обладаем зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом. Среди информационных каналов для нас наиболее важны зрение и слух: пример 80% сведений об окружающей среде нам поставляет зрение и около 18%-слух.

Зрение — это восприятие нашим организмом объектов внешнего мира путем улавливания глазом излучаемого или отражаемого ими света. Благодаря зрению мы можем ориентироваться в пространстве, видеть окружающие нас предметы и друг друга, восхищаться природой, читать книги, смотреть кинофильмы, писать, рисовать и т. п. Органы зрения – глаза — расположены в глазницах черепа. Глаз имеет почти шарообразную форму, поэтому его называют также глазным яблоком. От стенки глазниц к глазному яблоку подходят двигательные мышцы, благодаря которым мы можем, не меняя положения головы, смотреть вверх, вниз и в стороны. Глаза отличаются большой чувствительностью, поэтому нуждаются в особой защите. Эту функцию выполняют брови, задерживающие стекающий со лба пот; веки и ресницы, предотвращающие проникновение в глаз пыли и друг инородных частиц; конъюнктива (слизистая оболочка, располагающаяся за веками), защищающая глаз от инфекции и пыли. У наружного края глаз расположены слезные железы, выделяющие слезную жидкость (слезу). Он увлажняет глаз, предохраняет его от проникновения инфекции и смывает частицы пыли. В сутки вырабатывается 3-5 мл слезной жидкости.


Строение глаза

  1. — роговица;
  2. — хрусталик;
  3. — связки хрусталика;
    4, 9 – двигательные мышцы;
  1. — склера;
  2. — стекловидное тело;
  3. — зрительный нерв;
    8 — сетчатка;

10 — радужная оболочка
Глазное яблоко покрыто плотной белковой оболочкой — склерой. На большей части глаза она белая, а на передней части переходит в прозрач­ную роговицу. Помутнение роговицы приводит к слепоте. Под роговицей находится сосудистая оболочка, переходящая спереди в радужную оболочку (радужку), в центре которой находится отверстие — зрачок. Через него в глаз проникает свет. Радужка содержит пигмент, определяющий цвет глаз. Кроме того, в ней находятся микроскопические мышечные волокна, суживающие зрачок при ярком свете и расширяющие его при слабом освещении. Так зрачок регулирует поступление в глаз света. За зрачком расположен хрусталик — прозрачная двояковыпуклая линза, кривизна которой меняется за счет расслабления или сокращения особой мышцы. Это позволяет нам фокусировать изображение и четко видеть предметы, находящиеся на разном расстоянии от глаз. Остальная часть глазного яблока заполнена студенистой жидкостью — стекловидным телом. В задней части глаза находится сетчатка, на которую попадает свет, прошедший через зрачок, хрусталик и стекловидное тело. Сетчатка представлена слоем светочувствительных клеток.
Как работает глаз

Лучи света, проходя сквозь роговицу и хрусталик, преломляются, и изображение на сетчатке получается перевернутым. Таким образом, оптическая система глаза — роговица, хрусталик и стекловидное тело — работает по принципу фотоаппарата.

Светочувствительные клетки сетчатки являются рецепторами зрительного нерва, по которому сигналы поступают в головной мозг. Сетчатка состоит из двух видов рецепторов — 150 млн. палочек и 7 млн. колбочек (названия даны по форме клеток). Палочки дают черно-белое изображение, работают и в темноте. Колбочки, способные воспринимать только дневной свет, формируют цветное изображение. Одни из них чувствительны к синему цвету, другие к красному, третьи к желтому цвету. Сигналы, поступившие по зрительным нервам в головной мозг, перерабатываются в зрительном центре коры больших полушарий. Там перевернутое изображение снова переворачивается, и мы видим предмет в том положении, которое он занимает на самом деле. Головной мозг оценивает увиденный предмет, сравнивает его с образцом, хранящимся в памяти, узнает его, и мы понимаем, что увидели наши глаза и как мы должны отреагировать на увиденное. Зрительные образы, хранящиеся в нашей памяти, мы можем представить даже спустя много лет.

Нарушения зрения

При некоторых заболеваниях световые лучи, пройдя через оптическую систему глаза, фокусируются не на сетчатке, а перед ней либо за ней. При удлиненной форме глазного яблока и слишком большой кривизне хрусталика лучи фокусируются перед сетчаткой, и человек хорошо видит только близкие предметы (близорукость). При укороченной форме глазного яблока и относительно плоском хрусталике лучи фокусируются за сетчаткой, и человек хорошо видит далекие предметы (дальнозоркость). Оба заболевания могут быть как врожденными, так и приобретенными. Для коррекции близорукости используют очки с двояковогнутыми линзами, а для коррекции дальнозоркости — с двояковыпуклыми.
ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ

Глаз как орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование к 11-12 годам. У учеников начальной школы органы зрения находятся в стадии интенсивного развития. Поэтому учитель должен помочь ребенку сохранить хорошее зрение. Для достижения этой цели необходимо проводить упражнения для глаз, особенно на уроках чтения, письма, математики.

1. «Веселые человечки». На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие разные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2 см. Учитель показывает карточки, дети стоят у противоположной стены и повторяют движения человечков.

2. Дети «бегают» глазами по разного рода траекториям. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмерки, зигзаги, спирали

и т. п.), толщина линии 1 см. или учитель описывает эти движения указкой, а дети следят глазами за ней.

3. К концу указки прикрепляется снежинка (листочек, бабочка, цветочек). Дети следят глазами, как эта снежинка кружится под порывом ветра по заданной траектории.

Упражнения для глаз выполняются через 10-15 минут напряженного зрительного труда.
Компьютерный зрительный синдром

С началом «эры компьютеризации» было отмечено специфическое зрительное утомление у детей и взрослых, работающих на компьютерах, получившее общее название «компьютерный зрительный синдром» (CVS — Computer Vision Syndrom). Зрительная система человека приспособлена для восприятия объектов в отраженном свете. При работе на компьютере часами у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, глаза напрягаются, их работоспособность снижается. Очень часты жалобы на затуманенное зрение, трудности при переносе взгляда с ближайших на дальние и с дальних на ближние предметы, кажущееся изменение окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз — чувство жжения, «песка», покраснение век, боли при движении глаз.

«Компьютерный зрительный синдром» обусловлен следующими особенностями работы за компьютером и погрешностями в этой работе:

  • свечением и мерцанием монитора;
  • постоянным переводом глаз с клавиатуры на монитор;
  • использованием устаревшей техники.

Каковы основные симптомы данного расстройства? Это:

  • быстрая утомляемость глаз;
  • сухость, покраснение, резь в глазах;
  • головная боль;
  • болезненные ощущения в области спины, шеи, плеч;
  • слезоотделение;
  • подрагивание век.

Почему компьютерный зрительный синдром связан с детским возрастом?
Дело в том, что именно дети достаточно много времени проводят за играми у
компьютера. Выдерживая большие, длительные и высокие нагрузки, дети
часто не обращают внимание на усталость глаз, даже если она уже
наступила. К сожалению, повсеместно для дошкольников используются
«взрослые» мониторы меньших размеров.

Предупредить переутомление и все негативные моменты занятий за компьютером все-таки можно, если соблюдать все гигиенические требования к процессу обучения за компьютером, ограничивать длительность занятий, проводить гимнастику для глаз «офтальмотренаж», правильно обустроить рабочее место, следить за правильной посадкой, использовать только качественные программы, способствующие возрасту ребенка.

Детские психологи утверждают, что для любого человека и в первую очередь для детей, условно время отдыха, проведенное за играми на компьютере, можно определить как его возраст полных лет, приравненный к минутам, увеличенный в два—три раза, причем время отдыха от компьютера должно быть в два—три раза больше времени, проведенного за компьютером. Например, если ребенку 6 лет, то играть на компьютере ему желательно не более 12—18 минут с перерывом на один час, а также не играть перед сном.

Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже. На расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия нескольких ребят.

Чтобы указанные нарушения здоровья не возникли, необходимо соблюдать гигиенические требования, а если симптомы нарушений здоровья, отклонения и заболевания уже возникли, необходимо срочно обратиться к врачу.
Профилактика нарушений зрения

Гимнастика для глаз не только обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, но и, совершенствуя координацию движений глаз, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.
Упражнения профилактики нарушений зрения
при работе за компьютером

  1. Плотно закройте глаза руками так, чтобы через них не проходил свет. Следите при этом за тем, чтобы посадка была удобной. Особое внимание — на спину и шею, они должны быть прямыми и расслабленными. Закрыв глаза, попытайтесь увидеть перед глазами абсолютно чёрный цвет. Скорее всего, постоянно будут возникать цветные полоски, ромбики и кляксы. Чем чернее будет цвет, тем лучше расслаблены глаза. Многие из людей со слабо! близорукостью могут добиться полного восстановления зрения сразу после выполнения этого упражнения.
  2. Закрыв глаза, глядя сквозь веки на солнце (или на яркую лампу),
    поворачивайте глаза вправо-влево, делая круговые движения. После
    окончания упражнения крепко сожмите веки на несколько секунд.
    Упражнение носит скорее не расслабляющий, а возбуждающий характер, поэтому после него рекомендуется делать упражнение № 1.

Комплекс упражнений для снижения утомления глаз

    • Сидеть с закрытыми глазами, расслабив мышцы лица, 10-15 с.
    • Выполнить движение глазными яблоками; вправо — вверх; влево — вверх; вправо — вниз; влево — вниз; 18—20 с.
    • Закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части
      глазниц, делая пальцами легкие круговые поглаживающие движения от носа наружу 20-30 с. Затем посидеть спокойно с закрытыми глазами
      10-15 с.
    • Сидеть с закрытыми глазами. Не открывая глаз, круговыми движениями
      глазными яблоками, по 2-3 раза в каждую сторону.
    • 1 — с напряжением закрыть (зажмурить) глаза, 2 — раскрыть глаза и
      посмотреть вдаль. Повторить 3-5 раз. Посидеть с закрытыми глазами 10-15 с.
    • Сидеть в расслабленном состоянии с закрытыми глазами 10-15 с.
    • Смотреть вдаль 2-3 с. Перевести взгляд на кончик пальца, поставленного перед глазами на расстоянии 25-30 см, и смотреть на него 3-5 с. Повторить 10-12 раз.
    • Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть на 3-5 с. Повторить
      6-8 раз.
    • Закрыть глаза и выполнить круговые движения глазными яблоками
      вправо и влево 15-20 с.
    • Закрыть глаза и выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево 15-20 с.
    • Закрыть глаза, подушечками трех пальцев каждой руки легко надавливать на верхнее веко 2-3 с. Затем снять пальцы с века и посидеть с закрытыми глазами 2-3 с. Повторить 3-4 раза.
    • 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа — налево, слева — направо.
    • 15 колебательных движений глазами по вертикали вверх — вниз, вниз — вверх.
    • 15 вращательных движений глазами слева — направо.
    • 15 вращательных движений глазами справа — налево.
    • 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны -«восьмерка».

    Упражнения для укрепления и тренировки мышц глаз,
    для улучшения зрения:

        1. Посмотреть вверх, вниз (7 раз). Закрыть глаза.
        2. Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо (7 раз). Закрыть глаза.
        3. Посмотреть поочередно налево, направо (7 раз). Закрыть глаза.
        4. Посмотреть прямо, направо, прямо (7 раз). Закрыть глаза.
        5. Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол (7 раз).
          Сменить направления.
        6. Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза,
          влево (10 раз), закрыть глаза.
        7. Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет
          вдали (10 раз).
        8. Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30-35 см. затем на предмет вдали.
        9. Описать глазами горизонтальную восьмерку (7 раз).
          То же самое в другую сторону.
        10. Описать глазами вертикальную восьмерку (7 раз).
          То же самое в другую сторону.
        11. Те же движения повторить 6-7 раз при закрытых глазах.
        12. Закрыть глаза, осторожно, без нажима в течение 10-20 секунд
          массировать средними пальцами кожу нижних век.
        13. Моргание. Быстро сжимать и разжимать веки, не напрягая их.
          Моргать так от 30 до 60 секунд. Закрыть глаза и расслабить их.
        14. Смотреть на предмет, находящийся прямо перед вами, и поворачивать
          голову влево и вправо, не отрывая взгляда от этого предмета.
        15. То же самое, но теперь, вместо того чтобы поворачивать голову,
          нужно поднимать и опускать подбородок вверх, вниз.
        16. Смотреть на предмет, описывая подбородком круги по часовой
          стрелке и против нее.
        17. Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете.
        18. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.
        19. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник,
          закрыть этим треугольником глаза и выполнить движения глазами слева направо, справа налево, вверх-вниз и наоборот, каждое по 3 раза, вращение глаз по кругу вправо и влево 3 раза. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
        20. Слегка погладить себя пальцами по векам, по бровям, полбу, вокруг глаз. В этих местах находятся рождающие успокоение нервные окончания.
        21. Согнуться в поясе и наклониться так близко к полу, как только сможете. Когда голова окажется внизу, закрыть глаза, сожмурить. Затем широко открыть. Повторить 10-15 раз. Спокойно выпрямиться.
        22. Описывать глазами полукруги, всевозможные геометрические фигуры
          или просто вращать ими самым беспорядочным образом. Моргнуть несколько раз, закрыть глаза и минуту отдохнуть. Те же упражнения выполнить с закрытыми глазами.

        Массаж глаз также дает прекрасный отдых утомленному зрению, вызывает в них усиление циркуляции крови, укрепляет нервные окончания.

        Этот массаж следует выполнять так:
        Сесть за стол и установить на нем локти.

        1. Соединить мизинцы и ударные стороны ладоней. Опустить голову так,
          чтобы ладони легли на закрытые глаза нижней своей частью, а лоб упирался в верхнюю часть ладоней и пальцы.
        2. Расслабить мышцы шеи. Точкой опоры становится лоб, а нижняя часть ладоней лишь прикасается к глазам.
        3. Легко массировать глаза нижней частью ладоней. Чередовать поглаживание, вращение, надавливание и вибрацию. Выполнять это от 1 до 2 минут, если массаж выполняется правильно. в глазах возникнет ощущение тепла.
        4. Прикоснуться к глазам кончиками указательных пальцев и, ощутив в пальцах тепло, почувствуйте, как на глубоком выдохе это тепло из пальцев передается в глаза.

        Усиление остроты и увеличение поля зрения

        Не все, наверное, знают, что в обязательное меню российских и американских космонавтов включена черника. Это не случайно. Научные исследования четко установили: плоды черники усиливают остроту и увеличивают поле зрения, уменьшают усталость глаз при продолжительной работе при искусственном освещении. Черника помогает лучше видеть в сумерках и в темноте. Недаром во время войны английским летчикам давали черничное варенье с целью повышения их зрительного восприятия. Однако во всех тех регионах, где произрастает эта замечательная ягода, ее высоко ценят за прекрасные вкусовые и питательные качества. Растет черника в хвойных и смешанных лесах всех северных стран и хорошо известна населению.

        Пищевое использование.
        Пищевую ценность представляют зрелые ягоды, в них много аскорбиновой кислоты, витаминов В1 В2, каротин, имеются органические кислоты: лимонная, щавелевая, яблочная и янтарная, гликозид-арбутин, гидрохинон, фитонциды. Эти же компоненты в меньшем количестве содержатся в листьях черники. Ягоды используются в свежем и переработанном виде. Из них готовят сиропы, соки, джемы, варенье, начинки для пирогов. Сушеные ягоды хороши для киселей и компотов, из сушеных листьев заваривают чай.

        Сроки и способы заготовки.
        Плоды черники собирают в период полного их созревания, срывая руками. Листья обрывают осторожно (чтобы не повредить цветки) во время цветения. Листья сушат в тени, раскладывая тонким слоем. Ягоды перед сушкой очищают от мусора, подвяливают на воздухе и сушат в сушилке или в печке при температуре не выше 70°С.

        Напиток из смеси листьев и ягод.
        100 г свежих листьев черники и по 50 г листьев земляники, черной смородины, 50 г сушеных плодов малины залить 1 литром кипятка и оставить на 15 мин. в закрытой посуде, после чего процедить и по вкусу добавить мед или сахар.

        источник

        Школа как образовательное пространство

        для постоянного (непрерывного)

        развития профессионального

        потенциала учителя

        Уважаемые посетители школьного сайта!

        Мы рады приветствовать вас на сайте Бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича».

        Уверена, вы найдете здесь максимум полезной для себя информации, узнаете как можно больше о нас и о нашей деятельности и, возможно, в дальнейшем станете постоянными читателями нашего сайта. Надеемся, что виртуальная встреча с нашей школой не оставит вас равнодушными. Приглашаем вас вместе с нами окунуться в мир яркой и интересной жизни на Планете Детства!

        С уважением, Булатова Лилия Петровна, директор БОУ СОШ №1

        Информация о количественном наборе обучающихся в профильные 10 классы

        (реализация ФГОС СОО в пилотном режиме) на 2019-2020 учебный год

        10А класс (социально-экономический профиль социально-экономической направленности) – 25 человек,

        10Б класс (группа технологического профиля инженерно-математической направленности) – 12 человек.

        Установить сроки подачи заявлений по приему в 10 класс: 28.06.2019 года, 29.06.2019 года;

        Дополнительные сроки /при условии наличия свободных мест/ – 24.08.2019 года, 25.08.2019 года.

        Установить следующий график приема заявлений в 10 класс: в дни приема с 09.00 до 13.00.

        Стоит только закрыть глаза, как ты окажешься в темноте. Будешь слышать звуки, ощущать запах, осязать предметы. Но ты не будешь видеть.
        80% всей информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью органа зрения.
        А. М. Горькому во время болезни пришлось несколько дней пробыть с повязкой на глазах. О своем состоянии он писал так:
        «Ничего не может быть страшнее, как потерять зрение,- это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира».
        В освоении космоса орган зрения принадлежит особая роль. Космонавт А.Е.Леонов отмечал, что в условиях невесомости ни один орган чувств, кроме зрения, не даёт правильной информации для восприятия человеком пространственных отношений за пределами Земли.
        Глазам нужен отдых. Каждый знает: чтобы хорошо работать, нужно время от времени отдыхать.
        Почему возникает близорукость? Давно обратили внимание на то, что близорукость распространена среди людей, которым приходится по роду своей работы длительное время напрягать зрение, например, чертёжники, наборщики типографии.
        А также при низко склоненной голове усиливается приток крови к глазному яблоку. Переполненное кровью, оно увеличивается в размерах, и тогда изображение становится нечётким. Так же замечено, что нередко в некоторых семьях и дедушки, и бабушки, их дети и внуки страдают близорукостью. Если ребёнок, имеющий предрасположенность к близорукости, попадает в неблагоприятные условия, то у него близорукость разовьётся быстрее, чем у того, который такой предрасположенности не имеет. Что это за неблагоприятные условия.
        Во-первых, обстановка, в которой происходит зрительная работа:
        недостаточное освещение, сгорбленная рабочая поза, частая смена расстояния от глаз до рабочей поверхности книги и т.п.
        Во-вторых, неполноценное питание и отрицательное влияние географической среды. Установлено, что на Севере, где организм меньше получает ультрафиолетовых лучей, а пища беднее витаминами, близорукость более распространена, чем в южных регионах.
        В-третьих, длительные болезни, особенно инфекционные, вызывают ослабление всего организма и, в частности, расстройства зрения.
        В наши дни близорукость очень распространена во всём мире. По данным ученых гигиенистов, в некоторых десятых классах каждый пятый страдает близорукостью. В результате многие молодые люди сталкиваются с ограничениями в выборе профессии.
        Глазам нужен отдых и гимнастика. Поработали напряженно 20-25 минут — посмотри в окно, вверх, на небо. Достаточно несколько секунд. Специалисты по охране зрения советуют делать гимнастику для глаз.
        Первое упражнение – для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц самого глаза.
        Крепко зажмурь глаза на 3 секунды (считай медленно до 5), затем открой глаза на такое же время).
        Повтори 6 раз. Улучшить кровообращение можно, если быстро моргать в течение 1 минуты.
        Второе упражнение – для снижения утомления и облегчения работы на близком расстоянии (чтение, письмо). Выполняется стоя. Вытяни руку вперед, смотри на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближай палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока изображение не начнет двоиться. Повтори 6 раз.
        Третье упражнение – для укрепления мышц глаз. После 20 минут с начала урока рекомендуется быстро поморгать глазами в течение 20 секунд, затем закрыть глаза и посидеть спокойно минутку.
        (Упражнения рекомендуем проводить учителям на уроках).
        Для глаз вредна работа в сумерках, при недостаточном естественном освещении. Поэтому смело включайте настольную лампу и верхнее общее освещение. Это нужно для того, чтобы не было резкого контраста между ярко освещённой поверхностью стола и всей комнатой.
        Цветы не должны мешать естественному освещению. Занавески нужны только для того, чтобы загородиться от прямых солнечных лучей.
        Не рекомендуется читать в движущемся транспорте. Помните стишок: «Кто читает на ходу, попадёт всегда в беду». При чтении на ходу расстояние от глаз до книги меняется, и глазам приходится приспосабливаться к новому расстоянию, а это их очень утомляет. Расстояние от глаз до книги должно быть 25 – 40 см. Как проверить, правильно ли оно? Достаточно поставить руку локтем на стол, а кончиками пальцев коснуться виска. Таким и должно быть расстояние от глаз до рабочей поверхности. Для 1 класса – 25 см, а для старших – 40см и более. Не рекомендуется читать лёжа, т.к. необходимое расстояние трудно соблюдать.
        Чтобы просмотр телепередач не принёс вреда, надо соблюдать такие правила: расстояние до экрана телевизора должно быть 2 – 2,5 м, но не более 5 метров.

        Общие правила сохранения зрения.

        Правильный режим дня, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание, употреблении пищи, богатой витаминами, занятия физкультурой, закаливание организма укрепляют и наш орган зрения.
        Ну, а если очки назначены? Иногда к ним бывает трудно привыкнуть – подожди несколько дней, и все неприятные ощущения пройдут. Ты привыкнешь к очкам и оценишь их большую пользу.
        Некоторые, боясь насмешек, стесняются носить очки. На это не стоит обращать внимание. Помните, как писал С.Я.Маршак: «Над теми, кто надел очки, смеются только дурачки». К тому же, если оправа подобрана умело, со вкусом, то очки даже украшают лицо.
        Приходится слышать от школьников и такое суждение: «Для чего мне носить очки, всё равно я уже близорук. Теперь неважно – немного больше близорукость или немного меньше». Это неправильное суждение. Во-первых, если не носить очков и не принимать других мер, то близорукость может увеличиться до такой степени, что возникает большая угроза для зрения. Кроме того, самочувствие человека, его работоспособность и возможность выбора профессии более ограниченны при сильной близорукости, чем при слабой или умеренной. Но носить очки нужно, строго следуя совету доктора. Сказал врач: читать без очков, используй их только для дали, — так и поступай!
        Каждый из вас мечтает быть хорошим специалистом, обязательно хорошим. Для многих зрение имеет первостепенное значение. Например, для токаря или чертежника, моряка, летчика и т. д. поэтому близорукому школьнику приходится заранее учитывать это обстоятельство.

        источник

        как сохранить зрение
        (Тематическая беседа)

        Цели: познакомить учащихся с устройством органа зрения – глаза, причинами появления глазных заболеваний, способами их профилактики; разучить упражнения для профилактики глазных заболеваний и утомляемости глаз.

        О б о р у д о в а н и е: муляж глаза, плакаты с гимнастикой для глаз.

        Классный руководитель. Молодые люди в очках… Это уже стало привычным для нашего времени. Не правда ли? Особая проблема – близорукость у школьников.

        Близорукость – это дефект зрения, который способен превратиться в болезнь. А ведь отличное зрение – важная составная часть здоровья. Всем необходимо заботиться о нем. А тем, кто собирается овладеть специальностью, требующей безукоризненного зрения, надо особо внимательно относиться к глазам. И не следует ждать, когда ослабление зрения заставит идти к врачу. Очень огорчительно выбрать профессию, а потом отказаться от нее по состоянию зрения. Пожалуйста, не забывайте об этом.

        Как же избежать ухудшения зрения?

        II. Профилактика глазных заболеваний (советы специалиста – школьного врача).

        1. П р о с т е й ш и е с в е д е н и я о б у с т р о й с т в е г л а з а.

        Школьный врач. В медицинской терминологии наш орган зрения – это глазное яблоко. Действительно, глаз имеет шаровидную форму, но на этом сходство и заканчивается. Его внутреннее строение представляет собой систему, принцип действия которой можно сравнить с работой фотоаппарата. Так, объектив с системой преломляющих линз представлен в глазном яблоке роговицей и хрусталиком, диафрагма – радужной оболочкой, а роль светочувствительной пленки играет сетчатка.

        Если с помощью специальных приборов посмотреть внутрь глаза через зрачок, который является ничем иным, как отверстием в радужной оболочке, то на дне глазного яблока можно увидеть диск зрительного нерва, кровеносные сосуды, сетчатку. Даже простой осмотр глазного дна позволяет врачу диагностировать многие заболевания: гипертонию, сахарный диабет и др.

        2. П р и ч и н ы п а т о л о г и и з р е н и я.

        Школьный врач. Однако какие бы функции ни приписывались органу зрения, все-таки основная его задача – давать нам “картинку” того, что находится у нас перед глазами. А четкое изображение возможно только при условии, что лучи света, проникающие через глазные среды фокусируются на сетчатке. Вот здесь и начинаются проблемы большинства людей, страдающих плохим зрением.

        Одной из причин нечеткого видения предметов является аномальная длина глазного яблока, при которой фокус света не может попасть на сетчатку. В зависимости от того, где непосредственно располагается главный фокус, различают следующие нарушения зрения – близорукость или дальнозоркость.

        Дальнозоркость чаще всего проявляется во второй половине жизни, а вот близорукость может возникнуть в любом возрасте при невыполнении определенных правил. Дело в том, что при длительном разглядывании мелких деталей текста, фиксировании взгляда на странице книги или экране монитора постепенно изменяются хрусталик и роговица, что и приводит к близорукости.

        3. П р е д у п р е ж д е н и е б л и з о р у к о с т и.

        Школьный врач. Можно ли бороться с причинами, вызывающими ослабление зрения? Да, можно. Нужно только выполнять определенные правила, которые помогут сберечь зрение:

         достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия); рекомендуется местное освещение (настольная лампа) с лампочкой мощностью 60 ватт и абажуром такой конструкции, чтобы свет был направлен на рабочую поверхность стола.

        Во время работы за столом настольную лампу следует располагать слева или спереди так, чтобы при письме на тетрадь не ложилась тень от руки.

        Помимо настольной лампы рекомендуется включать и общее освещение, чтобы не было резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой, когда глазам постоянно приходится приспосабливаться к различной степени освещенности;

         полноценное питание для сохранения хорошего зрения. Для этого рекомендуется придерживаться специальной диеты. Ешьте побольше овощей и фруктов красного, оранжевого и желтого цветов, например, тыкву, морковь, облепиху, абрикосы. Они богаты витаминами А, Е, С и бета-каротином, необходимыми для поддержания зрения. Летом очень хорошо употреблять в пищу чернику, так как в этой ягоде содержатся особые вещества, улучшающие зрение;

         не читайте лежа, а также в транспорте, идущем по тряской дороге;

         при выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге;

         делайте специальную гимнастику для глаз, она поможет вам сохранить зрение, а кому-то и улучшит его;

         при работе с компьютером соблюдайте правила для глаз:

        – делайте перерывы в работе и выполняйте упражнения для глаз;

        – через каждые два-три минуты отводите взгляд от экрана и смотрите вдаль;

        – старайтесь чаще моргать. Это улучшает естественную защиту глаз слезой.

        4. Р а з у ч и в а н и е у п р а ж н е н и й г и м н а с т и к и для глаз.

        – Подвигайте глазами вправо-влево и вверх-вниз, затем сведите взгляд к носу. Совершайте круговые движения глазами, словно выписывая “восьмерку”.

        – Поставьте локти на стол, ладонями закройте глаза и постарайтесь почувствовать приятное тепло рук. Оставайтесь в такой позе в течение четырех-пяти минут.

        – Расположите указательный палец на расстоянии 15–25 см от глаз и поводите им вправо-влево, фокусируя на нем взгляд. Одновременно старайтесь увидеть предметы, расположенные за ним.

        Классный руководитель. К сожалению, ухудшить зрение, а то и вовсе потерять его можно не только во время чтения или работы с компьютером. Зрение можно потерять и в результате травмы, полученной во время игры или работы.

        Неудачное падение, удар головой, ранение глаза – вот причины, вызывающие потерю зрения.

        Как вы думаете, где мы можем получить такие травмы? Совершенно верно, во время спортивных игр или при несоблюдении правил безопасной работы с различными веществами (клеем, краской и т. д.) или инструментами (ножом, стамеской и др.).

        С л е п о т а – это непоправимое горе, серьезно осложняющее жизнь. Слепому человеку недоступно многое в нашем мире. Поэтому я призываю вас: “Берегите зрение!”

        IV. Игра “Ориентирование в пространстве”.

        Классный руководитель. Насколько трудно ориентироваться в пространстве слепому человеку или человеку, имеющему слабое зрение, попробуйте оценить в предлагаемой игре.

        З а д а н и е. С завязанными глазами пройдите от доски до своего места или же обойдите расставленные препятствия.

        З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о классного руководителя.

        Говорят, глаза – зеркало души. И не только: они наши окна, через которые мы получаем информацию об окружающем мире. Берегите свое зрение. Помните, что наши глаза отдыхают при созерцании живой природы. Встречайте закаты и рассветы, внимательно рассматривайте цветы и листья. И, конечно, регулярно делайте гимнастику для глаз, соблюдайте правила профилактики глазных заболеваний. И тогда окружающий мир будет радовать вас своей красотой.

        источник

        Классный час по здоровьесберегающим технологиям. Профилактика зрения. Влияние цвета на организм человека.

        Это классный час с применением здоровьесберегающих технологий. тема классного часа раскрывает методики сохранения зрения с помощью упражнений с цветами.

        Просмотр содержимого документа
        «Классный час по здоровьесберегающим технологиям. Профилактика зрения. Влияние цвета на организм человека.»

        Классный час по здоровьесберегающим технологиям.

        Профилактика зрения. Влияние цвета на организм человека.

        Влияние цвета на организм. Профилактика зрения.

        Цель: донести до учащихся информацию о здоровьесберегающих технологиях.

        показать, что здоровье людей зависит от знаний и самостоятельного обдуманного выбора;

        влияние цвета на организм;

        Мы живем в мире красок, и цвет далеко не безразличен для человека. Гёте писал о способности цвета создавать настроение: желтый — веселит и бодрит, зеленый — умиротворяет, синий — вызывает грусть. Цвет имеет огромную силу воздействия на человека, на работу его органов.

        Русские гигиенисты провели много опытов. Оказалось, что наиболее благоприятное влияние на производительность труда оказывают зелёный и жёлтый цвета. Они обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, создают устойчивость ясного видения, понижают внутриглазное давление, обостряют слух, способствуют нормальному кровенаполнению сосудов, повышают работоспособность руки. Красный цвет действует противоположно.

        Однако жёлтое окружение не всегда полезно. Английские психологи заметили, что желтая кабина самолёта вызывает приступ морской болезни даже у самых опытных пилотов.

        Длительное действие красного создаёт цветовую усталость. Особо тонкая чувствительность к красному должна быть у сталелитейщика. Зелёный цвет помогает быстро снять неприятные ощущения, вызываемые

        красным цветом. Ежедневное восприятие «зелени» — важный гигиенический фактор.

        Важно правильно сочетать цвет и освещенность в обстановке трудовой

        деятельности человека. Темные краски поглощают 98% света.

        Гигиенисты доказали, что светлые тона школьной мебели повышают освещённость в классе, благоприятно влияют на работоспособность.

        УЧЁТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦВЕТА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

        Возбуждает, мобилизирует, оказывает эротогенное воздействие

        Воспринимается неестественно, может «обжигать»

        Ощущение лёгкости, счастья

        Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями

        Способствует концентрации внимания

        «принадлежности» и тепла, иногда воспринимается неестественно

        Вызывает приятные ощущения разрядки, способствует релаксации

        Возбуждает, может вызывать неприятные ощущения

        «приподнятости», иногда парения

        Успокаивает, «охлаждает»,может оказывать

        Ощущение лёгкости, способствует релаксации

        «Охлаждает» (более выражено, чем зелёный)

        Вызывает тревожность, беспокойство

        Тревога, «холод», ощущение бездны

        Причины ослабления зрения, профилактика

        Никто не знает наверняка, когда изобрели очки. В 1266 году Роджер Бэкон, английский монах, нашёл способ увеличения букв в книге, чтобы их было легче читать.

        В Западной Европе XVI века очковые линзы уже не являлись диковинкой. Их делали в больших количествах в Северной Италии и Южной Германии.

        В Россию очки попали в начале XVII века. Их привезли из Германии и Голландии. Они стоили дорого, но всё равно пользовались большим спросом. В 1784году Бенджамин Франклин изобрёл бифокальные очки, которые представляют собой два различных вида линз в одной и той же оправе.

        У некоторых людей глазное яблоко немного вытянуто спереди назад: у других глазное яблоко слишком короткое и хрусталик не может фокусировать чёткое изображение на сетчатку. Очки как бы дают глазу дополнительный хрусталик, корректирующий работу хрусталика глаза так, что на сетчатку фокусируется чёткое изображение. И вы видите лучше!

        К сожалению, на современном этапе жизнедеятельности, в связи с компьютеризацией, наличием мобильных связей, телевидения, компьютерных игр, наблюдается резкое падение зрения, причем эта тенденция распространяется на молодое поколение, особенно на подростков. Так, исследовав классные журналы (лист здоровья),60 учащихся из 439 человек имеют заболевания, связанные с глазами, это составляет 14%,

        Для того чтобы сохранить свое зрение, следует соблюдать «Гигиену зрения», особые правила, которых нужно придерживаться.

        Гигиена зрения детей предусматривает рациональное освещение рабочих мест в школе и дома, выполнение определенных требований к объектам зрительной работы, правильную посадку детей во время занятий и игр, соблюдение режима дня и учебных занятий. Во время зрительной работы рабочее место должно быть равномерно и достаточно хорошо освещено. В вечернее время нужно пользоваться искусственным освещением—настольной лампой в 60 ватт с непрозрачным колпаком. Поставить ее на стол надо так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30—35см. Оно равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и позволяет сидеть, не наклоняясь.

        Если высота стола не соответствует росту ребенка, то на стул нужно подложить кусок толстой доски, а под ноги поставить скамеечку. При правильной посадке нога ребенка стоит всей подошвой на скамеечке, а бедро почти во всю длину лежит на стуле. Передний край стула на 3—5 см необходимо задвинуть под стол.

        Ребенок не должен сутулиться, а голова должна находиться дочти в прямом положении, предплечья свободно опираются на крышку парты. Книгу во время чтения лучше держать на столе в наклонном положении, для чего можно приспособить специальную подставку.

        Домашние занятия учащихся I и II классов должны продолжаться не более 1,5—2часов, учащихся III и IV классов— не более. 2 часов, старших школьников—не более 3—4 часов. При этом очень важно периодически давать глазам отдых. Через каждые 30—40 минут занятий необходим 10-минутный перерыв. Очень важно, чтобы учащиеся в течение дня находились на воздухе не менее 2—3 часов.

        Нельзя читать при плохом, освещении, во время езды в трамвае, троллейбусе, автобусе. Рекомендуется смотреть (только детские телепрограммы на расстоянии от экрана телевизора не менее 2.5 м.

        Профилактика близорукости способствует укреплению организма (правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на воздухе, занятия физкультурой и спортом), а также предупреждение и активное лечение общих заболеваний, прежде всего рахита, ревматизма, тонзиллита и туберкулеза. Я бы хотела предложить следующие упражнения для снятия утомления глаз.

        Упражнение для снятия утомления глаз.

        Упр. «Пальминг» (по англ. palm — ладонь).

        Сложить обе ладони «ковшичком» и прикрыть ими глаза. При этом локти опираются на стол, глаза прикрыты, между пальцами рук не должно быть щелей. Плечи расслаблены, поза покоя. Держать 2 мин. Веки опущены.

        Направить взгляд вдаль — за окно на дальний предмет, или на метку на оконном стекле. Держать 15 сек., затем перевести взор на лежащий предмет на столе на 5-10 сек., так повторить 3-4 раза.

        Большой палец правой руки держать на уровне глаз на расстоянии 30-35 см. в течение 10 сек., пристально глядя на него. Затем медленно отвести его в сторону, провожая взглядом, пока палец не скроется из глаз (голову не поворачивать). Вернуть взор вперед, поднять перед глазами палец левой руки и повторить упражнение в другую сторону. По 2-3 раза в каждую сторону. Будьте здоровы!

        источник

        Классный час для обучающихся 1-4 классов. Здоровьесберегающие технологии.

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        «ИШУНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

        МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН

        «Здравствуй, хорошее зрение!»

        начальных классов: Плахотникова Т.А.

        Классный час «Здравствуй, хорошее зрение!»

        Обучающая — расширять знания учащихся о зрении, о его значении в жизни человека; научить детей заботиться о своём здоровье, познакомить с новыми терминами и понятиями о строении и функции глаза и его частей, о пользе витаминов.

        Развивающая – формировать активный и познавательный интерес к окружающему миру, знания о здоровом образе жизни и здоровьесбережении у младших школьников.

        Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье, умение детей соблюдать правила гигиены зрения.

        — объяснить значение органов чувств для жизнедеятельности человека:

        — сформировать представление о механизме их работы:

        — обратить внимание на правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

        — развивать интерес к познанию «самого себя»;

        — знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.

        — воспитывать в детях заботливое отношение к своему здоровью.

        — Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

        Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

        Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

        Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

        Знания: строение глаза Умения: составлять рекомендации личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

        Применение: знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.

        Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

        Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

        Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

        Личностные: — развитие интереса к познанию «самого себя».

        Основные понятия: глаз, строение глаза, гигиена зрения

        Межпредметные связи: русский язык

        Ресурсы: — презентация к уроку

        Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, работа в парах.

        I. Мотивация к учебной деятельности

        Цели: — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

        — создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

        У.- Ребята, посмотрите какое сегодня великолепное тёплое утро.

        Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга.

        Здравствуй, солнце золотое! (рисуют руками круг)

        Здравствуй, небо голубое! (руки поднимают вверх, машут кистями)

        Здравствуй, вольный ветерок (обмахивают кистями рук лицо)

        Здравствуй, милый мой дружок ( поднимают руки вверх и машут ими)

        У. -Каким бы вы хотели, чтобы получился наш урок? (Записать прилагательные на доску, чтобы к ним можно было вернуться в конце урока)

        Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.(Коммуникативные УУД).

        II. Формулирование темы урока, постановка цели

        Цели: организовать формулирование и постановку темы урока учащимися;

        Отвечают на вопросы учителя и отгадывают загадку.

        С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

        Выделение существенной информации и ее обоснование. Актуализация личного жизненного опыта.

        Организует формулирование темы урока учащимися.

        Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

        У. — Какова тема нашего урока вы узнаете, отгадав загадку:

        На ночь два оконца сами закрываются,

        А с восходом солнца сами открываются.

        У.- Правильно. Это глаза и сегодня мы будем говорить о хорошем зрении и витаминах, узнаем как правильно заботиться о своем здоровье.

        У. — Посмотрите друг на друга (работа в парах), одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются? Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

        Д. — Прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые и т. д. В ваших глазах можно утонуть.

        У. — Каким бывает цвет глаз?

        У.- Какие глаза бывают по размеру?

        У.- У кого еще есть глаза? (у животных, насекомых).

        У.- Что хотели бы узнать на уроке? Какова же цель нашего сегодняшнего урока?

        У. -Верно, глаза есть у всех ,поэтому нам нужно знать, для чего же они нужны, как устроено зрение, как сохранить зрение.

        У. -Закройте глаза. Расскажите о предмете, который я для вас принесла. Почему у вас не получилось? Что вам хотелось сделать в первую очередь? (открыть глаза и посмотреть на этот предмет)

        У. –Глаз-это орган человека, который помогает ему воспринимать мир. С помощью глаза человек запоминает 70% информации.

        III. Изучение нового материала.

        Цели: — организовать обсуждение главных целей и задачи урока;

        Вступают в диалог с учителем.

        Проводит беседу, с опорой на жизненный опыт учащихся

        Организует работу в парах

        Почему так говорят? (ответы детей)

        У.- Какие у вас разные глаза: серьезные и сосредоточенные веселые и пытливые, озорные и лукавые. Но все очень красивые. Просто замечательные у вас глаза.

        Глаза – один из важнейших органов чувств. Зрением обладают и люди и животные и птицы – все живые существа.

        Как вы думаете кто из животных самый зоркий? (орёл)

        Рассматриваем иллюстрацию орла .

        У. -Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает себе добычу.

        Кто ночью лучше всех видит? (сова)

        Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий и не очень хорошо видит в темноте. Но глаза являются главным помощником.

        2)Знакомство со строением глаза.

        У. -Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Попробуйте описать глаза своего соседа.

        — Как говорят о глазах, чтобы описать их красоту? (ответы детей)

        Вывешиваю карточки со словами: прекрасные, чистые, лучистые.

        Работа по таблице «Строение глаза» .

        У. -Всмотритесь в глаза друг другу.

        Цветное колечко – это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет ваших глаз. Радужку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаза расположена черная точка Она то расширяется, то сужается- это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик собираясь на сетчатке глаза. Дальше по нервным сигналам передаются в мозг и человек видит, то на что смотрит.

        У. -Как защищены наши глаза? (ответы детей)

        Но этой защиты недостаточно. Зачем человеку слёзы? (ответы детей)

        В течении жизни человек плачет 250 000 000 раз.

        Когда слёзы текут без согласия? (дым, лук)

        К глазам нужно относиться бережно, беречь их. Один из способов заботы о глазах – это офтальмологические минутки.

        1. часто-часто поморгать (10-20 раз)

        2. Двигать глазами вверх – вниз, влево — вправо, зажмурившись снять напряжение считая до 10.

        3. Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Нужно мысленно раскрасить его в зеленый цвет, желтый, свой любимый цвет

        Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.Умение слушать учителя и ответы одноклассников. (Коммуникативные УУД).

        Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов(Познавательные УУД).

        Организуют проверку усвоения первичного материала,

        выполнение самопроверки, самооценки.

        Организует работу над первичным закреплением

        У.-А как еще нужно заботиться о глазах мы выясним в игре «Полезно – вредно».

        1)Игра «Полезно – вредно». Если я называю действие полезное для глаз, то вы хлопаете в ладоши, если вредное – поднимаете руки в верх.

        делать гимнастику для глаз.

        смотреть близко телевизор.

        У. -Давайте прочитаем полезные советы от доктора Айболита (приложение 1)

        Дети читают советы по очереди

        У. -Я сейчас раздам вам памятки бережного отношения к зрению(приложение 2).

        Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

        Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД).

        2)Беседа о пользе витаминов.

        У. -Витамины – это греческое слово (приложение 3). В переводе оно означает – носитель жизни. Если этих веществ в организме мало или нет совсем люди быстро заболевают. Витамины играют в жизни человека огромную роль. Каждый витамин играет вполне определенную задачу.

        ( по ходу беседы вывешиваю название витаминов и карточки овощей и фруктов). Приложение 3.

        У. -Чтобы сохранить хорошее зрение необходимо знать, что при недостатке в организме витамина А происходит снижение остроты зрения, теряется стойкость к инфекциям и тогда начинают докучать частые ячмени и коньюктивиты. Чтобы такого не происходило регулярно ешьте морковь, тыкву, облепиху, абрикосы. Если человек продолжительное время ощущает недостаток витамина В он начинает путать цвета, видеть предметы расплывчато, затем может возникнуть воспаление роговицы глаз, её помутнение.

        Витамин В содержится в сыре, кефире миндале, хлебе из необработанного зерна.

        Витамин С – защищает сосуды глаз от ломкости и прозрачности, предотвращает кровоизлияние на сетчатку, улучшает кровоснабжение глаза.

        Он содержится в цитрусовых: апельсинах, лимонах, черной смородине.

        Учёные считают, что близорукость, в определенной степени, является следствием недостатка витамина D.

        Богатые на витамин D — витаминизированное молоко, кефир, йогурты.

        Витамин Е существенно снижает риск отслоения сетчатки глаза.

        Он содержится в растительном масле орехах, семенах подсолнуха, злаковых.

        Витамины необходимы для сохранения и улучшения зрения. Их особенно много в овощах и фруктах. Много витаминов можно найти летом на огороде .

        У. -Ребята, а вы знаете как выглядят овощи и фрукты?

        У.-Поиграем в игру «Угадай кто я?». У меня волшебный мешочек с овощами и фруктами. Вы должны закрыть глаза и вытащить наугад овощ или фрукт, ощупать его и назвать что это?

        Как одним словом назвать яблоко, грушу?

        Как одним словом назвать огурец, свеклу?

        Правильно это овощи и фрукты. Они богаты витаминами, которые полезны для здоровья и помогают сохранить зрение.

        У. -А вы умеете отгадывать загадки?

        Кто правильно отгадает загадку, тот находит в классе этот овощ или фрукт.

        Стоит дед, во сто шуб одет,

        Нам зеленый хвост не нужен

        — Чем полезны эти овощи и фрукты? (ответы детей)

        А сможете ли вы по запаху определить какой это овощ или фрукт?

        Раздаю всем детям по очереди разрезанные апельсины, яблоки, лук.

        Дети определяют что это с закрытыми глазами.

        — Чем полезны эти овощи и фрукты?

        Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

        Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

        Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

        V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

        У. -Давайте подведем итог нашего урока. Для этого соединим слова так, чтобы получилось предложение.

        — зафиксировать новое содержание урока;

        организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

        Отвечают на вопросы учителя.

        По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

        Организует фиксирование содержания.

        Организует самооценку учебной деятельности.

        У. — Что нового вы узнали на уроке?

        — Что для глаз вредно, а что полезно?

        У. -Вспомните какой вы урок планировали вначале, получился ли он у нас? Почему? Что нужно было сделать по другому? Что бы вы еще хотели узнать о зрении?

        — Чтобы вы хотели узнать ещё? Постановка перспективной цели урока. Например, узнать о других органах чувств?

        Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

        Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

        Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

        источник

        Классный час «Как сохранить хорошее зрение»

        Цель: Знакомство с правилами сохранения хорошего зрения.

        • Научить обучающихся выявлять причины и последствия ухудшения и потери зрения.
        • Развивать умения соблюдать правила сохранения зрения.
        • Воспитание привычки к здоровому образу жизни.

        Оборудование: плакат «Гимнастика для глаз. Комплекс упражнений», плакат «Правильная посадка во время занятий», секатор, шило, деревянный метр, телевизор, монитор, настольная лампа, карточки с указанием причин ухудшения и потери зрения, карточки с правилами сохранения зрения, индивидуальные карточки (10 шт.), памятки по сохранению хорошего зрения (10 шт.), на партах карандаши и бумага .

        Ход классного часа.

        1. Определение темы и сообщение цели занятия.

        Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем классном часе присутствуют гости.

        Ну, а мы с вами продолжаем тему «Азбука здоровья». Для того, чтобы быть здоровым, вести здоровый образ жизни, нужно знать причины возникновения заболеваний и правила их предупреждения. И сегодня мы поговорим…

        А о чем? Вы мне скажите сами. Тема написана на доске. Прочитайте слоги, написанные в квадратах, в соответствии с их порядковыми номерами.

        Правильно, тема нашего занятия «Как сохранить хорошее зрение».

        А теперь давайте эти слоги развернем в одну линию, чтобы у нас на доске была написана тема классного часа. Кто затрудняется, может слоги записывать на листочек.

        КАК СОХРАНИТЬ ХОРОШЕЕ ЗРЕНИЕ

        Сегодня мы с вами выясним причины, приводящие к ухудшению и даже к потере зрения, а также составим памятку с правилами сохранения хорошего зрения. Эти правила позволят вам вести здоровый образ жизни.

        2. Значимость органа зрения.

        Ребята, назовите, пожалуйста, орган зрения. (Глаза).

        С помощью глаз мы видим. Мы видим предметы, которые нас окружают, различаем цвета, видим восходы и закаты солнца, синеву неба, зеленую траву. Благодаря глазам мы видим, как распускаются почки на деревьях, как солнечный луч пробивается сквозь тучи, ползет маленькая божья коровка. Мы можем посмотреть любимый фильм. Благодаря глазам мы видим лица родных и друзей.

        Нам с вами, ребята, очень повезло в жизни — мы можем видеть. А ведь есть люди, которые лишены этой возможности. Представьте на минутку, что чувствует человек, потерявший зрение. Закройте глаза. И вас в тот же миг обступила темнота. Попробуйте, не открывая глаз, дотронуться до соседа по парте, поздороваться с ним за руку. Взять карандаш, который лежит у вас на парте, и написать тему нашего сегодняшнего занятия. Можете вы это сделать? Представьте, что вам нужно как-то выйти из школы, идти домой, переходить улицу? А как? Откройте глаза. Какие чувства вы испытывали? (Ответы детей: беспомощности, безнадежности).

        Какой вывод можно сделать?

        Вывод: зрение – бесценный дар, данный нам природой и его нужно сохранять.

        3. Причины, приводящие к ухудшению зрения.

        Чтобы знать, как сохранить хорошее зрение, необходимо выяснить причины,

        приводящие к ухудшению зрения. Давайте с вами посмотрим на рисунки.

        Причины ухудшения или потери зрения: (выясняем причины и прикрепляем на доску карточки)

        Попадание в глаза краски, извести.

        Чтобы вывести следующую причину я попрошу вас подать друг другу предметы, которые я сейчас положу на парты. (Раздаю секатор, ножницы, шило. Комментирую ситуацию. Выявляем причину ухудшения зрения.)

        Неосторожное обращение с острыми режущими и колющими предметами.

        Близкое расположение к телевизору или компьютеру.

        Длительный просмотр телепередач или работа за компьютером.

        Чтение и работа при плохом освещении.

        Чтение на эскалаторе, в движущемся транспорте, чтение лежа.

        4. А сейчас мы с вами составим памятку по сохранению хорошего зрения.

        Правила сохранения хорошего зрения : (ребята прикрепляют на доску карточки с правилами)

        Избегать попадания в глаза краски, извести. Почему?

        Осторожно обращаться с острыми и колющими предметами. Почему?

        Следующая причина – близкое расположение к телевизору или к компьютеру.

        Ребята, а вы знаете на каком расстоянии нужно располагаться от экрана телевизора? (2-3м). (Ребенок отмеряет от телевизора расстояние 2м, ставит стул). А от компьютера? (50см – это расстояние вытянутой руки). (Другой ребенок ставит стул).

        Убрав стулья, предлагаю другим двум воспитанникам занять место перед телевизором и компьютером в соответствии с правилами.

        Удобно ли смотреть телевизор сбоку? Или нужно сидеть прямо перед экраном? Какое правило запишем в памятку?

        Расстояние до экрана телевизора 2-3м, до монитора 50 см, сидеть прямо перед экраном, а не сбоку. Почему?

        Просмотр передач не более 2 часов в сутки, с перерывом через 30 минут. Почему?

        Для чего перерыв? (Чтобы дать глазам отдохнуть ). Для этого необходимо сделать гимнастику для глаз. Какие упражнения нужно выполнять, давайте посмотрим на плакат.

        (Вывешиваю плакат «Гимнастика для глаз. Комплекс упражнений». Выполняем упражнения стоя). Какое правило мы запишем в памятку?

        Хорошее освещение рабочего места (общее освещение, настольная лампа слева). Почему слева?

        Следующая причина ухудшения зрения: чтение на эскалаторе, в движущемся транспорте, чтение лежа. А как же нужно читать? Читать нужно сидя за столом. Посмотрите, какая должна быть осанка при чтении (плакат «Осанка при чтении»). Сядьте правильно. Какое должно быть расстояние между глазами и текстом? (30-35 см). Это расстояние равняется расстоянию от локтя до кончиков пальцев. (Показываю). Проконтролируйте наклон головы. Какое правило мы запишем в памятку?

        Читать сидя за столом, расстояние между глазами и книгой 30-35см (длина руки от локтя до кончиков пальцев).

        Следующее правило сохранения хорошего зрения вы прочтете из карточек. (Раздаю карточки с напечатанным текстом: Правильное питание (употребление в пищу продуктов содержащих витамин А: морковь, томат, черная смородина, черника).

        (Читаем, соблюдая правила: осанка, расстояние до глаз). Какое правило запишем в памятку?

        Правильное питание (употребление в пищу продуктов, содержащих витамин А)

        Назовите продукты, которые содержат витамин А.

        Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кому доктор прописал очки. А почему вы их не носите?

        Есть еще одно правило, которое необходимо занести в памятку. А вот какое, вы узнаете, посмотрев небольшую сценку (стихотворение С.Маршака «Четыре глаза»)

        Автор: Глаза у Саши велики,

        Ребята: «Зачем тебе четыре глаза?»

        Автор: Заплакал Саша от стыда,

        Мальчик: -Нет,- говорит он, — никогда

        Автор : Но мать утешила его:

        Девочка: Очки носить не стыдно.

        Так, какое же еще правило, мы занесем в нашу памятку?

        5. Закрепление усвоенного материала.

        Вот мы с вами и составили памятку по сохранению хорошего зрения. Вам все понятно? Все усвоили эти правила? Ну, а как вы их усвоили, вы оцените сами. Итак, перед вами кроссворд. Вам нужно вписать слова по горизонтали, по вертикали появиться оценка ваших знаний по правилам сохранения зрения.

        источник

        Читайте также:  Как вылечить близорукость и дальнозоркость

        Добавить комментарий

        Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *