Меню Рубрики

Нарушение функций глаза близорукость

Сюда относится весь перечень глазных заболеваний, которые приводят к ухудшению остроты зрения. Согласно данным статистических исследований из более чем шестимиллиардного населения нашей планеты страдают нарушениями зрения около четырех миллиардов человек. Причем из них используют средства коррекции, только 1,3 миллиарда.

Расстройство работы зрительного анализатора приводит к формированию преград для большого количества видов занятости. Люди, имеющие плохое зрение, не допускаются к занятиям многими видами спорта, не могут пойти на службу в элитные войска, такие как десант или войска специального назначения. Кроме того, плохое зрение не позволяет пилотировать воздушную технику и многое другое.

Разумеется, все это негативно отражается на психологическом и эмоциональном состоянии человека. По причине плохого зрения для человека сразу же возникают опасности в окружающем мире – это столкновения и падения на тротуаре, опасности на автомобильных дорога и т.д.

расстройство рефракции, которое предполагает угнетение способности глаза четко рассматривать объекты, расположенные на определенной дистанции от органов зрения;
расстройство аккомодации, подразумевающее, к примеру, пресбиопию, или говоря простым языком дальнозоркость, когда человек не может четко рассмотреть объекты, находящиеся на различном удалении;
расстройство периферического или бокового зрения, когда человек не в состоянии разглядеть четко предметы, расположенные по сторонам от органов зрения либо не может рассмотреть движущиеся предметы;
расстройство адаптационной способности глаз, когда, например, зрение ухудшается при попытке приспособиться к условиям быстро изменяющего свою интенсивность освещения;
расстройство способности глаза ориентироваться в условиях сумерек либо в затемненном помещении. Такое нарушение носит в народе название куриная слепота.
Нарушение рефракции, т. е. ухудшение способности глаза различать четко предметы, находящиеся на определенном расстоянии от глаза.
Нарушение аккомодации – например пресбиопия, ухудшение четкости при разглядывании различно удаленных предметов.
Нарушение периферического зрения — ухудшение способности видеть объекты расположенные сбоку от глаз, предметов в движении.
Нарушение адаптации – это нарушение зрения характеризуется ухудшением адаптации глаза в условиях с быстро меняющимся освещением. Например, с этим видом нарушения зрения глаз длительное время приспосабливается к темноте, либо вообще не может адаптироваться.
Гемералопия — нарушение способности ориентироваться в сумерках или в темном помещении (nyctalopsia — куриная слепота).

Все виды нарушений зрения можно разделить на две группы – органические и функциональные виды нарушений зрения.

Органические виды нарушения зрения включают офтальмологические патологии, которые развиваются в сопровождении структурных изменений – это атрофические поражения нерва зрения, блефарит и конъюнктивит, а также некоторые иные. Эти нарушения зрения могут сказываться в неправильном ходе световых лучей в органе зрения.

Функциональные виды нарушений зрения также могут развиваться в сопровождении изменений структурного характера. Но ухудшение зрительной функции в таком случае обусловливается совершенно иной причиной – изменениями хода лучей света, которые, проникая в орган зрения, формируют изображение объекта. Эти виды нарушений зрения имеют отношения в патологиям рефракции.

Нормальное зрение называют соразмерным, или эмметропическим. Близорукие люди (миопы) видят близкие предметы хорошо, далекие — плохо, а дальнозоркие (гиперметропы), наоборот. Почти две трети всего человечества имеют дальнозоркость или близорукость, то есть обладают аметропическими глазами.

У близоруких людей вследствие повышенной силы преломляющих сред из-за увеличенного размера глазного яблока лучи света от далеких предметов фокусируются впереди сетчатки. В результате в области желтого пятна не получается ясного изображения, отдаленные предметы видны расплывчатыми. Зато лучи света от близких предметов в близоруком глазе сходятся точно на сетчатке и дают четкое изображение без напряжения или с минимальным напряжением при аккомодации. Близорукие люди могут часами читать, работать с очень мелкими деталями, не чувствуя утомления зрения.

У дальнозорких глаза, наоборот, отличаются слабой преломляющей силой или недостаточными размерами по передне-задней оси. Лучи света от далеких и близких предметов в таком глазе преломляются меньше, чем нужно, и четкого изображения на сетчатке не получается, так как фокус оказывается за сетчаткой глаза. Эти изменения условий фокусировки изображения в глазе, называемые рефракционными.

Дальнозорким и близоруким людям зрение улучшают при помощи очков. Установленное перед дальнозорким глазом выпуклое стекло увеличивает преломляющую силу глаза, фокус световых лучей переводится точно на сетчатку, и глаз работает с меньшим напряжением. Вогнутое стекло, помещенное перед близоруким глазом, уменьшает его преломляющую силу, лучи от далеких предметов сходятся в желтом пятне — зрение вдаль улучшается. Использование очков, однако, неизбежно приводит к ослаблению внутренних мышц глаза, в связи, с чем со временем очки приходится менять на более сильные.

Способность глаза к аккомодации исследуют с помощью, так называемой глазной эргографии, позволяющей точно определить степень зрительного утомления. Эргография также оказалась ценным методом выявления расстройств динамической рефракции глаза у близоруких детей и подростков, с ее помощью оценивают зрение лиц, занятых на тонких и точных производственных операциях.

Аккомодация глаза — важнейший регулятор функции зрения. С возрастом ее степень постепенно падает, ибо сам хрусталик становится менее эластичным. Возникает явление, называемое пресбиопией, или старческой дальнозоркостью. В связи с ослаблением аккомодации человек стремится отодвинуть книгу или газету от глаз (чтобы облегчить работу цилиарных мышц) или прибегает к помощи очков с выпуклыми линзами.

Астигматизм — искажение изображения оптической системой, связанное с тем, что преломление или отражение лучей в различных сечениях проходящего светового пучка неодинаково. Вследствие, изображение предмета становится нерезким. Каждая точка предмета изображается размытым эллипсом.

43% – нескорректированные аномалии рефракции, такие как дальнозоркость, близорукость и астигматизм;
33% – катаракта – частичное или полное помутнение хрусталика, естественной линзы глаза;
2% – глаукома – повреждение нерва, соединяющего глаз с мозгом, вызвано повышенным давлением внутри глаза.

Среди распространенных причин также называют:

  • возрастную макулярную дегенерации (ВМД),
  • помутнение роговицы,
  • диабетическую ретинопатию,
  • врожденную слепоту,
  • трахому и онхоцеркоз.

Нарушения зрения чаще всего являются симптомами различных заболеваний:

заболеваний непосредственно самих глаз: хрусталика, роговицы или сетчатки;
общих заболеваний;
заболеваний тканей, окружающих глаз, мышц, жировой ткани, сосудов.

К факторам, которые могут вызвать нарушения зрения, отнесены следующие:

Дегенерация желтого пятна, ухудшение центральной части сетчатки;
Механические повреждения глаз;
Опухоли, поражающие глаз или окружающие его области;
Наличие диабета;
При наличии гипертонии (повышенное кровяное давление);
При цереброваскулярных заболеваниях – заболеваниях сосудов головного мозга;
Перенесение инсульта;
При атеросклеротических заболеваниях (отложениях холестерина в кровеносных сосудах, в том числе в глазных);
При заражении вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в результате заражения цитомегаловирусом, который оказывает влияние на глаза;
При дефиците витамина А;
При глазных инфекциях.

Ухудшение снабжение кровью зрительной системы (глаза, затылочная часть больших полушарий, проводящие пути) может привести к некорректному визуальному восприятию мира. В случае вегетососудистой дистонии, как правило, имеет место плохая работа капилляров.

Нарушение зрения может быть вызвано неполноценным обеспечением мозга и сетчатки глаз питательными веществами. Но ведь такое отклонение является одним из симптомов ВСД. Если мозг недостаточно получает витаминов, кальция, фосфора, магния, кислорода, углерода и других веществ, то работать он будет неустойчиво. Информация от органов зрения, поступающая в него, обработается некорректно.

ВСД – это результат негативных мыслительных процессов, которые ввиду определенных обстоятельств перешли из сознания на подсознательный уровень и закрепились там. Очаги возбуждения мозга, которые заняты обработкой негативных мыслей, могут распространяться на другие участки, захватывая зрительные области больших полушарий. Это мешает правильному преобразованию информации, полученной от органов зрения, в тождественные образы.

При нарушении зрения во время вегетососудистой дистонии больной может иметь следующие симптомы:

Мушки в глазах, одиночные вспышки. Это происходит периодически, как правило, при резком принятии вертикального положения.
Потемнение общего фона видимого пространства.
Боль в глазных яблоках. Она может быть постоянной, ноющей или проявляться при определенных условиях: ярком свете, открытых глазах или прикосновении к ним через закрытые веки.
Искаженное изображение.

Восстановить зрение в данном случае поможет лишь избавление от причин возникновения вегетососудистой дистонии. Вы можете поднять самочувствие и улучшить зрительное восприятие, делая специальные упражнения. Полезны занятия асанами из йоги (перевернутые положения), а также дыхательная гимнастика.

Расстройство зрения может являться симптомом следующих заболеваний:

К каким врачам обращаться при расстройстве зрения

Основополагающим способом коррекции нарушения зрения является очковая коррекция. Ниже приведен список правил, которым необходимо пользоваться при использовании очков.

Очки необходимо подбирать не реже, чем один раз в год.
Очки должны быть правильно подобраны по форме, размеру. Если они неплотно сидят на лице и постоянно съезжают к кончику носа, то это затруднит видение через них. С другой стороны, если очки сильно сжимают нос, то из-за нарушений проходимости слезного канала могут возникнуть проблемы со слезными железами. К тому же натирание переносицы приносит постоянный дискомфорт. Желательно, чтобы дужки очков были толстыми и прочными.
Линзы очков должны быть обязательно чистыми и прозрачными. Грязь и пятна на линзах могут быть причиной ещё больших нарушений остроты зрения. Линзы не должны иметь царапин, которые возникают, когда очки кладут линзами на твердую поверхность. Царапины чаще возникают на пластиковых линзах. Всего этого легко достичь, если использовать пластиковые линзы со специальными просветляющими, антилипидными покрытиями.
Если очки загрязнены, их нужно мыть тёплой водой, при необходимости используя мягкое мыло. После мытья очки необходимо вытереть чистой мягкой тканью или полотенцем, а лучше всего использовать специальные салфетки из микрофибры, продающиеся в оптических салонах.
Хранить очки нужно в доступном месте и обязательно в футляре, чтобы они не сломались.
Очки должны быть всегда рядом с вами. Нельзя напрягать глаза.

В случае, если методы оптической коррекции не помогают, т. е. тогда когда имеются значительные нарушения зрительной функции в дело вступают специальные службы, которые осуществляют помощь этому типу населения.

Сохранение хорошего зрения, профилактике болезней которого подчас уделяется недостаточно внимания,– задача достаточно трудная. Помимо регулярного посещения офтальмолога рекомендуется применять следующие методы.

Занятия спортом помогут укрепить зрение и вернуть его остроту на начальных этапах развития болезни. В идеале стоит отдать предпочтение такому виду тренировок, где необходима постоянная фокусировка глаз, например, бадминтон, теннис, баскетбол, футбол.

Контрастные водные процедуры способствуют улучшению кровообращения в сетчатке глаза. С утра ополосните глаза попеременно теплой и холодной чистой водой примерно 20 раз. Альтернативой могут стать горячие и холодные компрессы, которые необходимо прикладывать по очереди к векам.

В положении сидя, держа книгу на достаточном расстоянии. Ребенок может использовать специальную подставку, обеспечивающую оптимальный наклон книги. Чтение лежа недопустимо – в таком положении тела пережимаются сосуды шеи, которые поставляют кровь к мозгу. А если Вы лежите на боку, один край книги оказывается ближе другого, в связи с чем необходимая установка глаз на строку постоянно меняется. Чтение в транспорте также нежелательно. Ваши глаза из-за хаотичных движений автомобиля или автобуса вынуждены постоянно заново фокусироваться на буквах, что способствует увеличению нагрузки на органы зрения.

Для сохранения зрения рекомендуется диета, богатая каротиноидами и, в частности, лютеином и зеаксантином. Данные вещества способны накапливаться в сетчатке глаз, повышая ее защиту от вредных внешних воздействий. Кроме каротиноидов положительное влияние на зрение оказывают такие антиоксиданты, как бета каротин, витамин С, витамин Е, а также цинк и омега-3 жирные кислоты. Этими питательными веществами богаты апельсины, морковь, киви, зеленые листовые овощи (брюссельская капуста, шпинат), болгарский перец, а также орехи, бобовые, молочные продукты и яйца.

Специальные упражнения для зрения хорошо влияют на усиление кровоснабжения тканей глаза, повышают тонус, эластичность и силу глазных мышц, укрепляют мышцы век, снимают усталость. Техник выполнения гимнастики для глаз очень много. Предлагаем одну из самых простых. Ее может использовать как ребенок, так и взрослый человек во время перерыва в работе или учебе.

Закройте глаза и посмотрите сначала направо, затем налево. Повторите 10 раз.
Не открывая глаз, совершайте круговые движения глазами по часовой стрелке и в обратном направлении (тоже 10 раз).
Откройте глаза, сведите зрачки к переносице (10 раз).
Выберите близкий и отдаленный объекты перед собой. Переводите взгляд с одного на другой, фокусируя зрение на каждом.
В заключение снова закройте глаза и начните описывать кончиком носа в воздухе буквы, цифры или фигуры.

Для лечения близорукости американский офтальмолог У. Бейтс предлагает следующие упражнения, которые он разработал после ознакомления с методикой совершенствования зоркости индейцев. Он определил, что феноменальная зоркость североамериканских индейцев не является генетической особенностью, а вырабатывается в раннем детстве с помощью упражнений. Вот некоторые из них.

Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке — карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.
Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего — в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.
Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.
В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.
Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.
Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наручные часы. Повторить 15 раз.

Эти упражнения рекомендуется выполнять 2 раза в день. Спустя месяц сделать паузу на 2—3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует имассирует хрусталики, улучшает кровообра­щение и питание глаз.

Упражнения для глаз (повороты, круговые движения и т. п.) входили еще в древние гимнастические системы. Несомненно, они полезны, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в данной области, хорошо снимают умственное утомление. После них люди чувствуют себя значительно бодрее.

Кроме того, подобные упражнения помогают избавиться от так называемых мешков вобласти нижних и верхних век (как правило, это примета старения кожи и утраты ею упругости). В основе положительного эффекта лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.

Приведем несколько упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы, сохранить упругость кожи век, задержать ее старение (рис. 2.3). Выполнять их следует примерно в течение 10 мин.

  • Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить упражнение 5—6 раз с интервалом 30 с.
  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
  • Вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Второе и третье упражнения рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое упражнение 3—4 раза с интервалом 1—2 мин.

Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2—3 с. Затем поставить палец руки на расстояние 25—30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3—5 с. Опустить руку. Повторить 10—12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнения, не снимая их.
Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1—2 с убрать пальцы. Повторить 3—4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей.

Первые годы жизни ребенка – это пора интенсивного развития зрения. Именно в этот период формируется зрение, а значит, в период с 3 до 7 лет достигается наилучший эффект при лечении вовремя выявленных проблем. Поэтому врачи-офтальмологи говорят, что основное, что должны знать родители о зрении своего ребенка – все основные проблемы со зрением детей появляются до 7 лет. После 7 лет зрительная система ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки, связанные со школой и «вылезает на свет» все то, что не было замечено ранее и что можно было предотвратить: близорукость, астигматизм, амблиопия.

При этом с заболеванием бороться уже сложнее, так как потеряно драгоценное время, а потому усилий для получения хорошего результата будет затрачено намного больше. К сожалению, в детских садах обследование зрения проходит номинально, а самостоятельно определить, есть ли у ребенка проблемы, очень сложно. Ведь, если ребенок не испытывает резкой боли, ему зачастую просто не понять, что он плохо видит.

А уже после 12 лет проблемы с нарушением зрения у детей как правило не поддаются терапии и остается только ждать окончания детства, чтобы начать бороться с проблемой по-взрослому, то есть делать лазерную коррекцию зрения и другие операции, которых можно было бы избежать. Понятно, что все это также накладывает определенный отпечаток на психологию этих людей. Кроме того такие люди подвержены всевозможного рода опасностям ввиду плохого зрения. Это и падения, столкновения на улицах, дорожно-транспортные происшествия.

Уровень нарушения определяется степенью снижения остроты зрения. Она зависит от того, способен ли видеть глаз две ярких точки, находящихся на минимальном к нему расстоянии. В том случае, когда глаза детей способны различать буквы или знаки, расположенные на десятой строке офтальмологической таблицы (расстояние от ребенка до таблицы 5 метров), их зрение считается нормальным и соответствует значению 1,0. Отклонение вниз или вверх от 10 строки соответствует изменению остроты на значение 0,1.

Классификация детей с нарушением зрения предполагает разделение на несколько групп:

Слабовидящие дети – нарушение развития остроты зрения соответствует значениям 0,05-0,2. Но даже при значительном отклонении от нормы дети впитывают информацию посредством зрительных образов. Посещая детский сад и школу, ребенок в полном объеме может воспринимать учебный материал, в том числе нет ограничений к письму или чтению.
Слепые дети – диагностируется полная остановка развития зрения, образное восприятие информации отсутствует. Может присутствовать остаточное зрение, соответствующее значению 0,04 на самый видящий глаз с использованием средств коррекции зрения, иногда способность различать свет сохраняется. По назначению врача рекомендуется домашнее обучение или детский сад и школа компенсирующего типа.
Частично слепые дети – сохраняется возможность различать свет и формировать образы, степень развития остроты зрения соответствует значению 0,005-0,4 Полностью слепые дети (тотальная слепота) – зрительные образы отсутствуют. Детям не рекомендуется посещать сад, требуется индивидуальное обучение и воспитание.
Читайте также:  Близорукость на сегодняшний день

Также классификация включает временное разделение проявления нарушений развития зрения:

Дети, слепые от рождения – имеют тотальную слепоту, которая была диагностирована сразу при рождении или наступила в течение первых трех лет жизни.
Дети, ослепшие постепенно – с рождения развитие функции зрения происходило, но в возрасте до 6 лет и после – остановилось.

Нарушение зрения у детей – это проблема, имеющаяся от рождения или возникшая в результате полученных травм. Плохое зрение у детей является серьезным поводом для беспокойства родителей. У ребенка имеются определенные трудности в изучении окружающего мира, такие дети значительно ограничены в общественных контактах, в том числе, когда поступают в детский сад или школу. Наиболее встречаемые виды нарушения зрения у детей:

Близорукость – заболевание может быть как врожденными, так и приобретенным. Механизм развития нарушения заключается в удлинении глазных яблок. Если близорукий ребенок ходит в детский сад, необходимо проверить, в каких условиях проходят занятия (помещение должно быть хорошо освещенным).
Ложная близорукость – патология характеризуется постоянным напряжением глазной мышцы, то есть ее расслабление не происходит в те моменты, когда глаза находятся в состоянии покоя. Дети с подобным нарушением плохо видят предметы, расположенные вдали от них. Сопутствующими симптомами являются головные боли в лобной зоне, быстрая утомляемость глаз. Ребенок, страдающий ложной близорукостью, должен сидеть за первыми партами. Необходимо и специальное лечение, иначе болезнь перейдет в истинную близорукость.
Дальнозоркость – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз. Обнаружить нарушение можно по таким признакам: во время чтения ребенок отодвигает книгу далеко от себя. В процессе зрительной нагрузки появляется боль, глаза краснеют, развивается быстрая усталость.
Косоглазие – может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то из родных были подобные проблемы, но чаще всего говорит о наличии других заболеваний. При косоглазии происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении.
Астигматизм – заболевание врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза. При таком нарушении ребенок трудно различает предметы, как находящиеся близко, так и вдали от него, присутствует быстрая утомляемость, глаза начинают болеть при чтении или нахождении за компьютером. Дети с подобным нарушением должны посещать сад компенсирующего типа.
Амблиопия, или «ленивый глаз» — особенностью этого заболевания является различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино. Постепенно ребенок начинает видеть только одним глазом, а второй прекращает выполнять свои функции. Сопутствующими симптомами являются: головные боли, чувство дискомфорта в глазах, быстрая усталость. Исправление данной патологии следует начинать в раннем возрасте.

Когда родители задаются вопросом, почему у ребенка падает зрение, искать ответ на него необходимо в первичных причинах. Они могут быть врожденные и приобретенные.

нарушение зрения в результате негативного воздействия бактериальных и вирусных микроорганизмов, например, перенесенный грипп или воздействие паразитов на нервную систему ребенка;
дисфункция обмена веществ в период вынашивания ребенка;
генетическая предрасположенность;
врожденные опухоли мозга доброкачественного характера.
травмы (ушиб головой в раннем детском возрасте или травма, полученная при родах);
кровоизлияние, как внутриглазное, так и внутричерепное;
повышенное глазное давление;
последствия перенесенного заболевания;
преждевременные роды (может развиться так называемая ретинопатия недоношенных).

Для того, чтобы избежать снижения остроты зрения у ребенка, важно обеспечить поступление в его организм достаточного количество некоторых витаминов и биологически-активных веществ.

Тщательно подобранное с учетом потребностей органов зрения сочетание биологически-активных компонентов защищает глаза ребенка, что особенно важно делать, начиная с 7-ми лет, когда начинаются первые серьёзные зрительные нагрузки в начальной школе. и снижает риск глазных заболеваний.

Человек с ограниченными возможностями ежедневно ощущает трудности. Это является результатом не только его ограниченных возможностей, но и особенностей психического развития. Дети с нарушением зрения с детства отличаются от своих сверстников и требуют особого подхода, как в общении, так и в обучении. Для этого родители должны понимать необходимость и своевременность лечения и обучения.

С малых лет дети с нарушениями зрения сталкиваются с трудностями при выполнении элементарных вещей. На фоне этого у них происходит изменение психического развития. Так, общаясь со сверстниками, у которых нет проблем со зрением, ребенок чувствует себя неуверенно, так как ощущает сложности в игре, общении.

Такая неуверенность может способствовать тому, что ребенок рано или поздно замкнется в себе. Взрослея, ребенок будет ощущать большую неуверенность, причиной которой может стать плохая координация движений, ориентация в пространстве. Ребенок начнет чувствовать себя обделенным, что приведет к обострению его психического состояния.

Ребенок, ощущающий непонимание со стороны окружающих, замыкается в себе и не хочет никого пускать в свой мир. Нередко в результате усугубления психического развития ребенок может проявлять агрессию по отношению к окружающим. Агрессия – это своего рода защитная реакция.

К тому же, особенности психического развития ребенка с нарушением зрения заключаются в его излишней эмоциональности, ребенок становится нервным, раздражительным, все время пребывает в стрессе.

Если не оказать должного внимания такому ребенку, то особенности психического развития, в частности, пребывание в постоянном напряжении, могут негативно сказаться на коре головного мозга. В данном случае возможны сбои в балансе процессов возбуждения и торможения.

Особенности физического развития детей с нарушение зрения, так же как и психического, имеют некоторые отличия, которые выделяют этих детей среди остальных. Особенностями физического развития детей, имеющих проблемы со зрением, являются: Ребенок отличается от своих сверстников меньшей подвижностью, при этом его движения неловкие, ввиду того что у него присутствуют проблемы с координацией.

Упражнения выполняются медленнее, нежели обычными детьми, при этом страдает ловкость их выполнения. Движения могут быть неточными, неритмичными. Из-за измененного физического развития ребенку сложно ориентироваться в пространстве. Дети, имеющие проблемное зрение, плохо держат равновесие. Ребенку, с детства столкнувшемуся с проблемами зрения и ощутившему отличия своего физического развития, необходимо подобрать правильную программу обучения.

Программа, направленная на особенности физического развития, должна базироваться на следующих принципах: Для улучшения физического развития ребенка нужно уделить должное внимание его здоровью и нервной системе. С каждым днем необходимо совершенствовать возможности детского организма. Прикладывать максимум усилий для того, чтобы в полной мере достичь нормального физического развития.

Несмотря на особенности физического развития ребенка, ему необходимо прививать интерес к различным видам деятельности. Ребенок не должен ощущать страх при выполнении элементарных вещей. Ребенка нужно воспитывать личностью. Если ребенку с нарушением зрения вовремя уделить внимание и заняться его развитием, то от особенностей его прежнего физического развития можно будет избавиться.

При незначительном снижении остроты зрения, которое легко поддаётся коррекции, если начать лечение до того, как ребенок пойдет в сад, то к моменту поступления в школу состояние полностью нормализуется.

Дети с патологиями зрения средней тяжести могут чувствовать себя неполноценными, поэтому очень важно, чтобы родитель вселил в него ту уверенность, которой недостает ребенку. Если он посещает обычный детский сад, то необходимо попросить помощи у воспитателей, которые также поддержат малыша в трудную минуту.

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения отличается от обычных программ развития. Родители играют основополагающую роль в адаптации ребенка к различным ситуациям. Главными помощниками в познании мира детьми с плохим зрением являются слух и тактильный контакт. Ввиду этого необходимо обращать особое внимание на развитие речевой функции, родители должны много разговаривать с малышом. Читать ему книги, просить, чтобы он пересказывал, описывать ему каждое свое действие и все, что видит взрослый, ведь именно глазами взрослого ребенок с проблемами зрения познает мир.

Выбирать детский сад и школу необходимо очень тщательно. В специализированных учебных заведениях работают педагоги со специальным образованием, которые четко понимают, как необходимо выстраивать обучение и проводить физическое воспитание детей с нарушением зрения.

Наиболее сложный период в жизни каждого ребенка, особенно тех, у которых плохое зрение – это возраст от 1 года и до 7 лет. В этот период происходит стремительное развитие и формирование главных жизненных функций человека. В этом возрасте физические нагрузки на ребенка усиливаются, что обусловлено поступлением в детский сад, посещением различных кружков и секций

Родителям необходимо контролировать состояние малыша, регулярно посещать плановые осмотры у офтальмолога (1 раз в 4 месяца). При этом, чем выше нагрузка на ребенка, тем чаще дети с патологией зрения должны посещать врача.

Начиная с возраста 3 лет, на осмотре специалисты тестируют детей с нарушением зрения разными методами, чаще всего используется таблица Орловой, в которой буквы заменены простыми картинками (звезды, елки, треугольники). При обнаружении нарушений рекомендуется специальная гимнастика, а если ребенок посещает сад компенсирующего типа, то все рекомендации от врача поступят в дошкольное учреждение.

Вопрос: Здравствуйте! У меня часто правый глаз видит подпрыгивающую картинку, если его закрываю вижу левым глазом четко, открываю опять четкого изображения нет при этом кружится голова и чтобы рассмотреть лучше приходится наклонять голову. С чем это может быть связано? Заболевание какое-то?

Ответ: Это может быть вызвано множеством причин, как со стороны глаз, так и нервной системы. Вам необходима очная консультация офтальмолога и невролога.

Вопрос: Здравствуйте. Почему после операции по замене хрусталика на искусственный появилось двоение предметов, расположенных далее двух метров.

Ответ: Здравствуйте. Возможно, произошло нарушение правильного положения оптической части искусственного хрусталика. При незначительном смещении (децентрации) линзы у пациентов появляются жалобы на быструю утомляемость после зрительных нагрузок, нередко появляется двоение при взгляде вдаль, могут быть жалобы на неприятные ощущения в глазу. Жалобы, как правило, не постоянные и исчезают после отдыха. При значительном смещении ИОЛ (0,7- 1 мм ) больные ощущают постоянный зрительный дискомфорт, имеется двоение преимущественно при взгляде вдаль. Щадящий режим зрительной работы не дает эффекта. При развитии подобных жалоб требуется повторное хирургическое вмешательство, заключающееся в исправлении положения ИОЛ. Обратитесь к своему лечащему врачу.

Вопрос: Здравствуйте. После наркоза у сына с сахарным диабетом 1 типа упало зрение и кружиться голова. Могло это повредить и не грозит ли дальнейшему ухудшению? Признаки проявились через неделю после операции.

Ответ: Здравствуйте. Снижение остроты зрения (снижение зрения) является осложнением хирургии глаза, при других операциях данное нарушение не отмечается. К известным осложнением анестезии относят микроповреждения роговицы глаза, однако это патологические состояние встречается очень редко и не сопровождается изменением остроты зрения. Возможная причина снижения зрения может заключаться в усугублении течения сахарного диабета. Поэтому для точного ответа на Ваш вопрос необходимо заключение офтальмолога (глазного врача), а также определение уровня глюкозы крови. В тоже время, повторюсь ещё раз, что связь анестезии с нарушением зрения маловероятна.

Вопрос: Здравствуйте. После обеда внезапно нарушилось зрение, вижу как бы две картинки левым глазом и правым но они друг на друга не накладываються (не фокусируються). Обратился к окулисту, со зрением все нормально. Посоветовали обратиться к нервопатологу. К нему в нашем городе не попасть. Посоветуйте, что можно сделать? Офтальмолог сказал, что это нарушение нервной системы.

Ответ: Здравствуйте. Изолированное двоение может быть проявлением инсульта, миастении и др заболевений. Но на первом месте исключения стоит инсульт. Это острое состояние, если к неврологу не попасть, советую вам вызвать скорую, ехать в стационар, где необходимо исключить инсульт, это может сделать только невролог.

Вопрос: Здравствуйте. Мне 36 лет. Зрение в норме (100%). Несколько раз, проснувшись среди ночи и резко открыв глаза, я увидела все в красном цвете (вроде как через кровяное пятно), через пару секунд краснота разошлась. Работаю бухгалтером (в конце рабочего дня чувствуется усталость в глазах), поэтому контролирую уровень зрения постоянно. Никаких лекарственных препаратов не принимаю, я имею ввиду системно. Обследований по этому поводу не проходила. Хотелось бы узнать, это какое-то нарушение зрения и с чем это может быть связано?

Ответ: Здравствуйте. Необходимо пройти обследование у невролога на предмет нарушения кровоснабжения головного мозга.

Вопрос: Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, происхождение и причину следующих симптомов. Приступ начинается с нарушения зрения — не могу сконцентрироваться на предметах, появляется пятнами темнота перед глазами, читать и писать не могу. Одновременно возникает чувство онемения в правой руке. Постепенно нарастает боль в голове. Затем это ощущение проходит, остается только сильная боль. Что больше всего меня пугает, приступ сопровождается нарушением речи — не могу вспомнить самые простые слова, теряю мысль. Обычно это состояние длится минут 25. Последний раз был дольше 40 минут и кроме руки онемело пол лица и губы. Головная боль может продлиться часов 6-8, обезболивающие не помогают. Такие приступы бывают по 3-4 раза в год, в последнее время — реже. Мне 20 лет, началось это лет пять назад. Может ли это все быть связанно с шеей? Она хрустит при наклонах, почти всегда болит в той или иной степени.

Ответ: Здравствуйте. Не откладывайте свой визит к неврологу! Вам необходимо комплексное обследование! Состояние может быть связано с изменениями в шейных позвонках, но не понятны речевые нарушения. Может как предобморочные состояния?

Вопрос: Здравствуйте. Скажите пожалуйста, в 42 года вижу далеко хорошо, близко буквы расплываются. Надо ли это лечить?

Ответ: Здравствуйте. Это не требует лечения. Это требует просто оптимальной очковой коррекции для близкого расстояния. С 40 лет в среднем начинаются проблемы с работой на близком расстоянии.

источник

Сегодня близорукость распространенное глазное заболевание во всем мире. Многочисленные исследования доказали, недугом страдает более 30% населения планеты. В офтальмологии его считают дефектом, при котором человек видит хорошо все предметы, находящиеся вблизи, но испытывает огромные трудности при рассмотрении предметов вдаль.

Такое состояние описано еще Аристотелем, обратившим внимание на людей, прищуривающихся при рассмотрении удаленных предметов. Прошло не одно столетие пока врачи не изучили тщательно причины, признаки, развитие этого состояния, не разработали различные методы лечения, профилактики.

По данным статистики видно, число людей, страдающих непрозорливостью, за последние десятилетия значительно выросло. Оптику с минусом носит более 1.5 млрд человек. Страдают молодые люди – студенты, школьники.

Количество больных постоянно увеличивается из–за стрессов, ритма жизни, физических, психологических нагрузок, частым пользованием мобильными телефонами, персональным компьютером. Известны различные виды аномального состояния, одним из которых является миопия.

Это патология или зрительный дефект, при котором фокусируется изображение перед сетчаткой. Люди с нарушением рефракции имеют роговицу с большой преломляющей силой, что приводит к развитию небольшого фокусного расстояния – рефракционной близорукости, если длина глазного яблока увеличена – осевая болезнь.

Другими словами, человек вблизи хорошо видит, вдаль уже с трудом. Дальние предметы, которые рассматривает человек, кажутся нечеткими, смазанными, расплывчатыми, так как световые лучи от располагающихся вдалеке предметов, фокусируются не на сетчатке, а впереди нее. У таких лиц острота зрения не доходит до 1.0. Рекомендуется им носить очки, контактные линзы с отрицательным значением.

Размер глазного яблока человека в среднем от центра сетчатки до роговицы находится в пределах 23.5 мм. Близорукий глаз больше нормы от 1 до 7 мм, иногда больше. Важно, что каждый прирост глазного яблока на 1 мм добавляет 3.0 диоптрии.

Это минус. Давайте разберемся вместе, почему.

Порой зрительная система сильнее фокусирует лучи света, поэтому сходятся они не на сетчатке, а перед ней. Задача контактной оптики при нарушении – рассеять лучи света, перенеся дальше фокус, чтобы он находился точно в центре сетчатки. Человек будет видеть ясно, четко.

В помощь людям с отклонениями от нормы офтальмологами разработаны специальные контактные линзы, корригирующие очки, имеющие отрицательные оптические показатели. Близорукость это минус или плюс? Однозначно минус. Для ее коррекции применяют вогнутые рассеивающие стекла со знаком минус или отрицательные линзы.

У многих больных ухудшается сумеречное зрение. Людям, у которых развивается заболевание обоих глаз, гораздо сложнее ориентироваться в темное время суток. Они вынуждены напрягать постоянно глаза, что приводит к развитию мышечной астенопии, зрительного утомления. В результате симптомы болезни дополняются головной болью, болью глазниц, появлением ощущения ломоты.

Глазное яблоко растягивается, что приводит к прогрессирующей патологии. В результате истончения, растяжения просвечиваются через соединительную оболочку сосуды. Человеку приходится постоянно менять очки или контактные линзы на более сильные, так как через определенное время они уже не корректируют зрение, поскольку не соответствуют степени болезни. Прогрессирование наблюдается нередко в подростковом возрасте.

Болезнь бывает истинной, при которой в размерах увеличивается сам глаз, и ложной, называемой спазмом аккомодации. Спазм аккомодация – умение глазного яблока само настраиваться для видения предметов, расположенных на разных расстояниях. Ложная – патологическое состояние, являющееся результатом перенапряжения аппарата аккомодации у людей молодого возраста, детей.

При помощи ресничных мышц, которые находятся вокруг хрусталика, происходит настройка. Переводя с дальнего предмета взгляд на объект, расположенный вблизи, мышцы то сокращаются, то расслабляются. Хрусталики меняют свою форму, позволяя изображениям предметов фокусироваться на сетчатке.

При работе или рассматривании предметов на близком расстоянии, в постоянном напряжении находится цилиарная мышца. Для хорошего зрения вблизи хрусталику приходится принимать выпуклую форму. Спазм аккомодации, вызванный долгой работой вблизи, не позволяет расслабиться цилиарной мышце при переводе вдаль взгляда. Глазная оптика остается в напряжении.

Способствует развитию спазма непрерывная длительная работа за компьютером, чтение, просмотр телепередач; плохое освещение; несоблюдение режима отдыха, труда; неполноценное питание, сон. Спазм аккомодации носит временный характер, не вызывает никаких анатомических дефектов, является полностью излечимой болезнью.

Читайте также:  Гимнастика для глаз против близорукости

Спазм аккомодации проходит практически всегда сам после устранения причины, вызвавшей его. Если не происходит, врач может порекомендовать специальные глазные капли, расслабляющие ресничную мышцу. Важно своевременно выявить спазм, начать лечение. Правильное эффективное лечение устраняет ложную миопию. Отсутствие лечения приводит к длительным повторяющимся спазмам, развитию истинной аметропии.

Задаваясь вопросом, от чего появляется патология, стоит отметить, что чаще всего она является наследственной. По статистике, при наличии у обоих родителей миопии, шанс родить ребенка с такой же патологией составляет 50%, тогда, как при наличии только у одного из родителей – не более 10%.

Часто причины заключаются в банальном пренебрежении требований гигиены. Это: длительные, сильные нагрузки на близком расстоянии; чтение в транспорте; плохо освещенное рабочее место; неправильная поза, длительная работа за компьютером. Это профессиональная болезнь ювелиров, стоматологов.

Появлению истинной формы предшествует ложная, то есть перегрузка мышцы или другие глазные патологии, например, косоглазие, астигматизм, кератоглобус, кератоконус, амблиопия. Отсутствие, неправильный процесс коррекции зрения при первых симптомах заболевания приведет в дальнейшем к перенапряжению зрительных органов, прогрессированию болезни.

Положительный толчок развитию оказывают перенесенные интоксикации, инфекции, колебания уровня гормонов, родовые травмы, травмы мозга, черепа, создающие в глазных оболочках ухудшения микроциркуляции. Неблагоприятное влияние на зрительную функцию оказывает дефицит в организме таких микроэлементов, как медь, хром, цинк, марганец.

Важно знать – специальные упражнения для тренировки внутренней мышцы. Своевременное, эффективное лечение, начатое при первых признаках помогает восстановить зрение. Отсутствие приводит к спазму мышц, перенапряжению, прогрессированию отклонения.

Долгое время течение аномалии остается бессимптомным. Признаки у взрослых, детей выявляются во время проведения профосмотра, о своей болезни человек даже не подозревает. Проявляется патология плохим зрением вдаль. Ребенок в школе просит пересадить его на переднюю парту; люди не видят в магазинах ценники, номера автобусов, маршрутных такси; некомфортно становится при просмотре телепередач.

Развитие прогрессирования болезни происходит из-за растяжения глазного яблока, удлинение передне – задней оси ведет к расширению глазной щели, небольшому пучеглазию. Склера из-за нарушения кровоснабжения, просвечивающихся сосудов становится синеватого оттенка.

  • размытость контуров предметов;
  • ухудшение зрения вдаль;
  • буквально сливается окружающий мир;
  • при этом хорошее зрение сохраняется вблизи.

Пациенты, имеющие высокую степень миопии, видят хорошо в нескольких сантиметрах от глаза, практически у самого носа. Но, сняв очки, буквально упираются носом в предмет, который разглядывают.

Признаками заболевания, когда оно сочетается с другими видами глазных патологий, являются не только размытые контуры изображения, но и искажение предметов, их двоение. В зависимости от степени зрение человека может варьироваться от полной размытости контуров объекта до легкой нечеткости вдали.

Очевидный признак высокой степени, видный всегда невооруженным глазом окружающим людям, является размер глазного яблока, который имеет явно больший размер, чем здоровый. Толщина минусовых линз очень большая, зависит от степени: чем выше степень, тем толще линзы.

Заболевание длительное время имеет бессимптомный характер. Поэтому его в основном выявляют офтальмологи при проведении профосмотров. Чаще диагноз ставят детям школьного возраста, так как именно этот период характеризуется интенсивными зрительными нагрузками.

Диагностика: как определить близорукость. Самый лучший вариант – консультация врача-офтальмолога. Квалифицированный специалист проведет точную диагностику, определит способы борьбы с недугом. В местах, где нет специалиста, существует риск получения неточной информации, нанесения вреда зрению.

Обычно проведение диагностики проходит без затруднений. Судить о развитии болезни можно на основании понижения остроты вдаль, при отсутствии видимых морфологических изменений в хрусталике, роговице, влаге передней камеры, стекловидном теле.

Заболевание определяет врач субъективным методом или при помощи корригирующих стекол. Для проверки назначает проведение офтальмологических тестов, проводит ультразвуковое исследование зрительных органов, осмотр структуры, исследует физическую, клиническую рефракцию.

Клиническую диагностику выполняют на рефрактометре, физическую на офтальмометре. Встречается ложная миопия, когда происходит напряжение, спазм аккомодации. Чтобы ее выявить проводят закапывание атропина по схеме. В результате снижается напряжение, спазм. Атропиновой циклоплегией диагностируют недуг у детей школьного, дошкольного возраста.

Определение природы болезни проводят с помощью эхоофтальмографа. Врач устанавливает диагноз – близорукость одного глаза или обеих; степень; склеральную, изометропическую, развитую, прогрессирующую форму. Правильный диагноз помогает выбрать эффективную методику лечения для достижения хороших результатов.

Важно вовремя приступить к лечению. По мере прогрессирования болезни снижаться будет острота зрения, что привести может к полной слепоте. Истинную близорукость самостоятельно вылечить нереально, без медицинской помощи она сохранится у пациента до конца жизни.

Соблюдение специальных правил, ограничений поможет остановить прогрессирование недуга. При слабой степени вполне достаточно такого образа жизни. Более выраженная степень требует использования различных методов коррекции или лечения, поскольку растет риск развития осложнений.

Современная медицина как лечить близорукость у взрослых знает, способна восстановить зрение пациентам с высокой степенью, но только при своевременно начатом лечении, пока нет осложнений со стороны сетчатки.

Для лечения, коррекции недуга сегодня используют: контактные линзы; очки; факичные линзы; хирургическое лечение; замену хрусталика; лазерную коррекцию; аппаратное лечение; витамины; капли; медикаментозное лечение.

Самое первое – это очки. Наиболее доступным, простым методом коррекции является ношение очков со специальными рассеивающими линзами. Данный метод направлен на ослабление преломляющего луча таким образом, чтобы на сетчатке осталось изображение. Пациент начинает хорошо видеть вдаль, также одновременно прерывается цепь патологических изменений, ведущих к осложнениям.

Чтобы не прогрессировало заболевание нужно ежегодно дважды проходить курс медикаментозной терапии. В основном это препараты, способствующие укреплению склеры – глюконат кальция; ускоряющие процессы обмена в сетчатке – АТФ или Тауфон. Для снятия спазма аккомодации назначают – Ирифрин или Мезатон, для улучшения мозгового кровообращения – Пирацетам, Трентал, Пентоксифиллин, никотиновую кислоту. Витамины группы В и С.

Высокая степень лечиться только хирургически. Метод включает классическую, лазерную хирургию. К классическим относятся склероукрепляющие, рефракционные операции. Однако они уходят постепенно в прошлое. Сегодня популярнее становится самый современный, безопасный метод – лазерное лечение.

Основных методов избавления от отклонения от нормы, возвращения нормального зрения много, важно помнить, что только врач может назначить лечение заболевания. Не пролеченная вовремя патология, будет прогрессировать. Доверьтесь опытным окулистам, процесс восстановления будет протекать без осложнений.

Многие родители уверенны, близорукость у детей развивается в результате больших школьных нагрузок, компьютерных игр, чтения книг. Именно в школе дети, когда их глаза начинают активно трудиться, плохо видят написанное на доске задание. Близорукость детская характеризуется строением глазного яблока. С возрастом постепенно вытягивается глазное яблоко, болезнь прогрессирует.

Существуют другие физиологические, патологические состояния, способствующие развитию недуга. В зависимости от механизма развития выделяют у детей физиологическую, врожденную форму. Врожденной страдают недоношенные дети, физиологическая развивается у детей возраста 5-10 лет, во время интенсивного роста глазного яблока.

Проблема диагностики заключается в том, что маленькие детки не чувствуют разницы между плохим, хорошим зрением. Из-за своей непосредственности они читают, играют на компьютере или выполняют домашнее задание на очень близком расстоянии. Такое явление они принимают как норму, никому не говорят о своих ощущениях.

Необходимо взрослым внимательно относится к детям, немедленно обращаться к врачу-офтальмологу, если малыш: часто моргает, щурится, хмурится, подносит предметы близко к глазам, жалуется на головную боль. Помните – без правильной корректировки, без соответствующего лечения болезнь будет только развиваться дальше. При близорукости дети обязательно должны носить корректирующие контактные линзы или очки.

Профилактика включает комплекс различных правил, мероприятий, ограничений, которые обязательно нужно соблюдать для предотвращения развития болезни. Важно знать, если уже развилась патология, профилактические мероприятия ее не устранят, но значительно замедлят процесс развития, предотвратят развитие осложнений.

Сохранить остроту зрения удается только после осуществления коррекции. Если имеет место злокачественная или прогрессирующая форма, то дальнейший прогноз зависеть будет от наличия у пациента возможных осложнений. Больному не рекомендуется поднимать тяжести, заниматься тяжелым физическим трудом, следует избегать работ, связанных со зрительными нагрузками.

Предостережения направлены в первую очередь на предупреждение осложнений при высокой степени. Профилактика заключается в выработке навыков гигиены зрения, строгом их соблюдении. Также следует проводить общеукрепляющие мероприятия, специальную гимнастику для укрепления глазных мышц.

В профилактических целях важны ежегодные медицинские осмотры. Направлены они на выявление людей с нарушениями. Лиц, имеющих отклонения от нормы, направляют на диспансеризацию для проведения превентивных мероприятий, направленных на снижение развития болезни, осложнений.

Основные меры профилактики: правильный режим освещения; физические, зрительные нагрузки; гимнастика, отдых для глаз; полноценный нормальный сон. Профилактика важна для сохранения хорошего зрения.

Огромное значение уделяется сегодня профилактике болезни у школьников: адекватное местное, общее освещение; запрещается читать в транспорте, лежа; телевизор должен находиться от глаз не менее чем три метра; книга – на расстоянии вытянутой руки; при необходимости выполнить правильную коррекцию зрения.

У взрослых, кроме коррекции, такая профилактика менее эффективна.

При неправильной коррекции, несвоевременном лечении возможно развитие прогрессирования болезни, различных осложнений. Длительно прогрессирующее заболевание приводит к ухудшению кровоснабжения разных внутриглазных структур, изменению формы глазного яблока, является основной причиной развития осложнений.

Возникают осложнения в основном при высокой степени, при средней или слабой степени значительно снижается частота их развития. Миопия осложняется катарактой; косоглазием; кровоизлиянием в сетчатку; отслоением сетчатки; амблиопией – близорукость одного глаза.

Очень важно при всех формах тщательно осматривать периферические, центральные отделы сетчатки, чтобы не пропустить опасных дистрофий. Существует всего 5 видов опасных и 5 видов неопасных дистрофий. Одна из опасных разрыв сетчатки, приводящая к ее отслоению.

Высокая степень близорукости в зрелом возрасте приводит к дистрофическим изменениям в центре сетчатки, что способствует резкому снижению остроты, инвалидности.

источник

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Близорукость (миопия) – это заболевание глаз, при котором человек плохо видит далеко расположенные предметы, однако относительно хорошо видит вблизи. Со временем (особенно если не устранить причинный фактор) близорукость может прогрессировать, в результате чего зрение пациента будет постепенно ухудшаться. В течение некоторого времени это будет компенсироваться работой аппарата аккомодации (приспособления), однако со временем компенсаторные возможности преломляющей системы глаза исчерпают себя, в результате чего начнут развиваться определенные осложнения, которые в итоге могут привести к полной утрате зрения (то есть к слепоте).

Для того чтобы понять механизмы развития, принципы диагностики и лечения близорукости, необходимы определенные знания о строении глаза и о функционировании его преломляющей системы.

Глаз человека представляет собой сложную систему, которая обеспечивает восприятие изображений из окружающего мира и передачу их головному мозгу.

С анатомической точки зрения глаз человека состоит из:

  • Наружной оболочки. Наружная оболочка глаза образована склерой и роговицей. Склера – это непрозрачная ткань белого цвета, которая покрывает большую часть глазного яблока. Роговица представляет собой небольшой участок наружной оболочки глаза, который располагается на его передней поверхности и имеет слегка выгнутую (наружу) форму (в виде полусферы). Роговица прозрачна, вследствие чего световые лучи с легкостью проходят через нее. Роговица является важным органом преломляющей системы глаза, то есть проходящие через нее световые лучи преломляются и собираются вместе в определенной точке.
  • Средней оболочки. Средняя (сосудистая) оболочка глаза обеспечивает кровоснабжение и питание глазного яблока и всех внутриглазных структур. В области переднего отдела глазного яблока (прямо позади роговицы) из сосудистой оболочки глаза образуется радужка (радужная оболочка). Это своеобразная диафрагма, в центре которой имеется небольшое отверстие (зрачок). Основная функция радужной оболочки заключается в регуляции количества света, поступающего в глаз. При чрезмерно ярком освещении происходит сокращение определенных мышц радужки, в результате чего зрачок сужается, а количество проходящего через него света уменьшается. В темноте отмечается обратный процесс. Зрачок расширяется, вследствие чего глаз может уловить большее количество световых лучей.
  • Внутренней оболочки. Внутренняя оболочка глаза (сетчатка) представлена множеством фоточувствительных нервных клеток. Данные клетки воспринимают проникающие в глаз световые частицы (фотоны), генерируя при этом нервные импульсы. Эти импульсы по специальным нервным волокнам передаются в головной мозг, где и происходит формирование изображения.

Внутри глаза также располагаются определенные элементы, обеспечивающие его нормальное функционирование.

К внутриглазным структурам относятся:

  • Стекловидное тело. Это прозрачное образование студенистой консистенции, которое занимает основной объем глазного яблока и выполняет фиксирующую функцию (то есть обеспечивает поддержание формы глаза).
  • Хрусталик. Это небольшое образование, располагающееся прямо позади зрачка и имеющее форму двояковыпуклой линзы. Само вещество хрусталика окружено прозрачной капсулой. По краям к капсуле хрусталика крепятся специальные связки, которые соединяют ее с ресничным телом и ресничной мышцей. Хрусталик, как и роговица, является важным компонентом преломляющей системы глаза.
  • Камеры глаза. Камеры глаза – это небольшие щелевидные пространства, располагающиеся между роговицей и радужкой (передняя камера глаза), радужкой и хрусталиком (задняя камера глаза). Пространство данных камер заполнено специальной жидкостью (водянистой влагой), которая обеспечивает питание внутриглазных структур.

Помимо глазного яблока и внутриглазных структур имеется целый ряд вспомогательных органов глаза, играющих важную роль в его нормальном функционировании (это глазодвигательные мышцы, слезные железы, веки и так далее). При развитии близорукости может отмечаться поражение глазодвигательных мышц, поэтому они будут описаны более подробно.

К глазодвигательным мышцам глаза относятся:

  • Наружная прямая мышца – обеспечивает отведение (поворот) глаза наружу.
  • Внутренняя прямая мышца – обеспечивает поворот глаза кнутри.
  • Нижняя прямая мышца – обеспечивает опускание глаза.
  • Верхняя прямая мышца – обеспечивает подъем глаза.
  • Верхняя косая мышца – поднимает и отводит глаз.
  • Нижняя косая мышца – опускает и отводит глаз.

Как было сказано ранее, основными структурами преломляющей системы глаза являются хрусталик и роговица. Роговица обладает постоянной преломляющей силой, равной примерно 40 диоптриям (диоптрия – единица измерения преломляющей силы линзы), в то время как преломляющая сила хрусталика может изменяться от 19 до 33 диоптрий.

В нормальных условиях при прохождении через роговицу и хрусталик световые лучи преломляются и собираются в одну точку, которая в норме должна располагаться (проецироваться) прямо на сетчатке. В данном случае человек получает максимально четкое изображение наблюдаемого предмета.

Когда человек смотрит вдаль, преломляющая способность хрусталика уменьшается, в результате чего изображение далеко расположенного предмета становится более четким. Происходит это благодаря расслаблению ресничной мышцы, что приводит к натяжению связок хрусталика и его капсулы и уплощению самого хрусталика.

При рассматривании близко расположенного предмета имеет место обратный процесс. В результате сокращения ресничной мышцы ослабляется натяжение связок и капсулы хрусталика, сам он приобретает более выпуклую форму, а его преломляющая сила увеличивается, что и позволяет сфокусировать изображение на сетчатке.

Механизм развития близорукости заключается в том, что из-за различных аномалий строения глазного яблока или из-за нарушения функционирования его преломляющей системы изображения далеко расположенных предметов фокусируются не прямо на сетчатку, а перед ней, в результате чего воспринимаются человеком как нечеткие, расплывчатые. Близко расположенные предметы человек при этом видит более или менее нормально.

Непосредственной причиной близорукости может быть поражение глазного яблока и различных компонентов преломляющей системы.

В зависимости от пораженной структуры выделяют:

  • Осевую (аксиальную) близорукость. Развивается в результате чрезмерно длинного переднезаднего размера глазного яблока. Преломляющие системы глаза при этом не поражены.
  • Лентикулярную близорукость. Развивается в результате увеличения преломляющей силы хрусталика, что может наблюдаться при некоторых заболеваниях (например, при сахарном диабете) либо при приеме некоторых медикаментов (гидралазина, хлорталидона, фенотиазина и других).
  • Близорукость при поражении роговицы. В данном случае причиной развития заболевания является слишком большая кривизна роговицы, что сочетается с чрезмерно выраженной ее преломляющей силой.

В зависимости от механизма развития выделяют:

  • истинную близорукость;
  • ложную близорукость.

Аккомодация – это приспособление глаза, обеспечивающее четкое видение предметов, находящихся на различном расстоянии от человека. Ложная близорукость – это патологическое состояние, развивающееся у детей и людей молодого возраста в результате перенапряжения аппарата аккомодации.

Как было сказано ранее, во время рассматривания близко расположенных предметов происходит сокращение ресничной мышцы и увеличение преломляющей силы хрусталика. Если ресничная мышца находится в сокращенном состоянии в течение нескольких часов, это может нарушить обмен веществ и нервную регуляцию в ней, в результате чего произойдет ее спазм (то есть выраженное и длительное сокращение). Если человек при этом попытается посмотреть вдаль, спазмированная ресничная мышца не расслабится, а преломляющая сила хрусталика не уменьшится, в результате чего расположенный вдали предмет будет виден нечетко. Данное состояние и называется спазмом аккомодации.

Способствовать развитию спазма аккомодации может:

  • длительное непрерывное чтение;
  • длительная работа за компьютером;
  • длительный просмотр телепередач;
  • чтение (или работа за компьютером) при плохом освещении;
  • несоблюдение режима труда и отдыха;
  • неполноценный сон;
  • неполноценное питание.

Так как спазм аккомодации носит временный характер и практически полностью разрешается после устранения причины его возникновения, данное состояние принято называть ложной близорукостью. Никаких анатомических дефектов в глазном яблоке или в преломляющей системе глаза при этом не наблюдается, однако при длительном воздействии причинного фактора и часто повторяющихся спазмах аккомодации может развиться истинная близорукость.

В зависимости от причины развития выделяют:

  • наследственную миопию;
  • приобретенную миопию.

Многочисленными исследованиями было доказано, что близорукость может передаваться по наследству, причем различные степени заболевания наследуются по различным механизмам.

Генетический аппарат человека состоит из 23 пар хромосом, расположенных в ядрах клеток. В каждой хромосоме имеется огромное количество различных генов, которые могут быть активными или неактивными. Именно активация тех или иных генов определяет все свойства и функции клеток, тканей, органов и всего организма в целом.

Во время зачатия происходит слияние мужских и женских половых клеток, в результате чего формирующийся эмбрион наследует 23 хромосомы от матери и 23 хромосомы от отца. Если в полученных хромосомах имеются дефектные гены, появляется вероятность того, что ребенок унаследует имеющуюся мутацию и у него также разовьется определенное заболевание.

Читайте также:  Близорукость одного глаза нужны ли очки

Близорукость слабой и средней степени наследуется по аутосомно-доминантному типу. Это означает, что если ребенок унаследует хотя бы 1 дефектный ген, у него будет развиваться данное заболевание. Вероятность наследования данного гена зависит от того, кто из родителей болен близорукостью. Если оба родителя больны, вероятность рождения больного ребенка составит от 75 до 100%. Если же болен только один из родителей, ребенок унаследует дефектные гены с вероятностью от 50 до 100%.

Миопия высокой степени наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Это означает, что если болеет только один из родителей, а второй здоров и не является носителем дефектного гена, ребенок у них будет здоровым, однако может унаследовать 1 дефектный ген и также станет бессимптомным носителем заболевания. Если больны оба родителя, вероятность рождения больного ребенка составит 100%. Если же оба родителя являются бессимптомными носителями дефектного гена, вероятность рождения больного ребенка составит 25%, а вероятность рождения бессимптомного носителя – 50%.

О приобретенной миопии говорят в том случае, когда в момент рождения у ребенка нет никаких признаков данного заболевания, а вероятность наследственного фактора исключается (если у родителей, бабушек и дедушек ребенка не было близорукости, вероятность наличия генетической предрасположенности крайне мала). Причиной развития заболевания при этом являются факторы внешней среды, которые воздействуют на орган зрения в процессе жизнедеятельности человека.

Способствовать развитию миопии могут:

  • Несоблюдение гигиены зрения. Как было сказано ранее, при чтении, а также при работе за компьютером или при просмотре телевизора на близком расстоянии происходит напряжение аккомодации (то есть напрягается ресничная мышца, что приводит к увеличению преломляющей способности хрусталика). Если человек работает в таком положении в течение длительного времени, в ресничной мышце начинают происходить определенные изменения (она гипертрофируется, то есть становится более толстой и сильной). Процесс гипертрофии ресничной мышцы может занимать несколько лет, однако если это произойдет, нарушится механизм ее расслабления. Когда человек будет смотреть вдаль, ресничная мышца не будет полностью расслабляться, а будет оставаться в частично сокращенном состоянии. Вследствие этого связки капсулы хрусталика будут оставаться расслабленными, а сам хрусталик не будет уплощаться в необходимой степени, что и будет являться непосредственной причиной близорукости.
  • Неблагоприятные условия труда. Чтение или работа за компьютером при плохом освещении требует более выраженного напряжения аккомодации, что со временем может привести к развитию близорукости.
  • Авитаминоз. Недостаток витаминов (особенно витамина В2) также может способствовать развитию миопии. Объясняется это тем, что витамин В2 (рибофлавин) в норме улучшает многие функции глаза, в частности облегчает процессы темновой адаптации (улучшения зрения в темноте) и устраняет усталость глаз при переутомлении. При недостатке данного витамина также отмечается чрезмерное напряжение и переутомление глазных структур.
  • Первичная слабость аккомодации. Данным термином обозначается патологическое состояние, при котором преломляющая сила роговицы и/или хрусталика выражена недостаточно сильно. Проходящие через них световые лучи при этом фокусируются несколько позади сетчатки, а в качестве компенсаторной реакции происходит растяжение глазного яблока в переднезаднем размере. Если через определенное время вызвавшее слабость аккомодации заболевание устранить, перерастянутое глазное яблоко станет причиной близорукости.
  • Травмы.Травмы глаза, сопровождающиеся повреждением глазного яблока, роговицы или хрусталика также могут стать причиной развития миопии.

Ночная близорукость полностью исчезает в дневное время и при хорошем освещении.

Все выше перечисленные факторы могут привести к развитию близорукости у ребенка. В то же время, существует ряд других патологических и физиологических состояний, которые способствуют развитию миопии в детском возрасте.

В зависимости от механизма развития миопии у детей выделяют:

  • врожденную миопию;
  • физиологическую миопию.

Врожденная близорукость может наблюдаться у недоношенных детей, которые родились раньше положенного срока (в норме ребенок должен рождаться не ранее, чем через 37 недель внутриутробного развития). Объясняется это тем, что у эмбриона в возрасте 3 – 4 месяцев форма и размеры глаза отличаются от таковых у взрослого человека. Задний отдел склеры у него немного выпячивается кзади, вследствие чего переднезадний размер глазного яблока увеличивается. Также в этом возрасте наблюдается более выраженная кривизна роговицы и хрусталика, что увеличивает их преломляющую силу. Все это приводит к тому, что проходящие через преломляющую систему глаза световые лучи фокусируются перед сетчаткой, вследствие чего у рожденного недоношенным ребенка будет отмечаться близорукость.

Через несколько месяцев после рождения форма глазного яблока ребенка изменяется, а преломляющая способность роговицы и хрусталика уменьшается, в результате чего близорукость исчезает без какой-либо коррекции.

Физиологическая миопия может развиваться у детей в возрасте от 5 до 10 лет, когда происходит особенно интенсивный рост глазного яблока. Если его переднезадний размер при этом становится чрезмерно большим, проходящие через роговицу и хрусталик лучи фокусируются перед сетчаткой, то есть развивается близорукость.

По мере роста ребенка выраженность близорукости может увеличиваться. Данный процесс обычно заканчивается к 18 годам, когда прекращается рост глазного яблока. В то же время, в некоторых случаях возможно прогрессирование физиологической близорукости до 25 лет.

Первое что начинает беспокоить пациентов с близорукостью – это нечеткое видение далеко расположенных предметов. При медленно прогрессирующем заболевании пациенты не сразу замечают данный симптом, часто списывая снижение остроты зрения на переутомление и усталость. Со временем миопия прогрессирует, вследствие чего пациенты начинают видеть далеко расположенные предметы все хуже и хуже. Работа с предметами на близком расстоянии (например, чтение) не вызывает у людей с миопией каких либо неудобств.

Также люди с близорукостью постоянно щурятся, пытаясь рассмотреть далеко расположенные предметы. Механизм развития данного симптома объясняется тем, что при частичном смыкании глазной щели слегка перекрывается зрачок. В результате этого изменяется характер проходящих через него световых лучей, что и способствует улучшению остроты зрения. Также при прикрытии век происходит незначительное уплощение роговицы глаза, что может способствовать улучшению зрения при миопии, сочетающейся с роговичным астигматизмом (заболеванием, при котором отмечается неправильная, кривая форма роговицы).

По мере прогрессирования заболевания могут появляться и другие симптомы, связанные с повреждением преломляющей системы глаза и нарушением зрения.

Близорукость может проявляться:

  • Головными болями. Развитие данного симптома связано с перенапряжением аппарата аккомодации, с нарушением кровоснабжения ресничной мышцы и других внутриглазных структур, а также с нечетким изображением далеко расположенных предметов, что влияет на функционирование всей центральной нервной системы.
  • Жжение и боль в глазах. Возникают вскоре после начала работы с предметами на близком расстоянии (например, при работе за компьютером). Развитие данных симптомов также связано с переутомлением различных внутриглазных структур и нарушением аккомодации. Стоит отметить, что жжение в глазах также может указывать на спазм аккомодации.
  • Слезоточивость. Усиленное слезоотделение может отмечаться при длительной работе за компьютером и при чтении книг, однако данный симптом может встречаться и у здоровых людей (в последнем случае он появляется гораздо позже и исчезает после нескольких минут отдыха). Кроме того, у больных с миопией слезоточивость может отмечаться в ясные солнечные дни или при ярком освещении. Объясняется это тем, что при миопии отмечается более выраженное (чем в норме) расширение зрачка, что связано с повреждением ресничной мышцы. В результате этого в глаз поступает слишком много света, а усиленное слезоотделение является своеобразной защитной реакцией в ответ на данное явление.
  • Увеличение размеров глазной щели. Данный симптом может быть незаметен при близорукости слабой степени, однако обычно выражен при тяжелой прогрессирующей близорукости. Объясняется это чрезмерным увеличением глазного яблока, которое несколько выступает вперед, раздвигая при этом веки.

Диагностикой и лечением миопии занимается врач-офтальмолог. Заподозрить близорукость можно на основании жалоб пациента, однако для подтверждения диагноза, определения выраженности заболевания и назначения правильного лечения всегда требуются дополнительные исследования.

Для диагностики миопии используют:

  • измерение остроты зрения;
  • исследование глазного дна;
  • исследование полей зрения;
  • скиаскопию;
  • рефрактометрию;
  • компьютерную кератотопографию.

Как было сказано ранее, первое, что страдает при близорукости, это острота зрения, то есть способность четко видеть предметы на определенном расстоянии от глаза. Объективные методы исследования данного показателя позволяют определить степени близорукости и спланировать дальнейшие диагностические и лечебные мероприятия.

Сама процедура исследования остроты зрения проста и выполняется за считанные минуты. Проводится исследование в хорошо освещенной комнате, в которой имеется специальная таблица. На данной таблице располагаются ряды букв или знаков (символов). В верхнем ряду расположены самые крупные буквы, а в каждом последующем – более мелкие.

Суть исследования заключается в следующем. Пациент садится на стул, который располагается в 5 метрах от таблицы. Врач дает пациенту специальную непрозрачную заслонку и просит прикрыть ею один глаз (при этом не закрывая его, не смыкая век), а вторым глазом смотреть на таблицу. После этого врач указывает на буквы различных размеров (сначала на большие, затем на более мелкие) и просит пациента называть их.

Люди с нормальной остротой зрения способны с легкостью (не прищуриваясь) прочитать буквы из десятого (сверху) ряда таблицы. При миопии больные хуже видят вдаль, вследствие чего хуже различают мелкие детали (в том числе буквы и символы на таблице). Если во время проведения исследования человек неправильно называет какую-либо букву, врач возвращается на 1 ряд выше и проверяет, видит ли он буквы в нем. Степень миопии определяется в зависимости от того, буквы из какого ряда может прочитать пациент. После определения остроты зрения на одном глазу его следует прикрыть заслонкой и провести такое же исследования со вторым глазом.

Если во время проведения исследования пациент не может прочитать буквы с самого верхнего ряда, это говорит о крайне выраженном нарушении зрения. В данном случае врач становится на расстоянии 4 – 5 метров от пациента, показывает ему определенное количество пальцев на руке и просить сосчитать их. Если пациент не может этого сделать, врач медленно подходит к нему (держа руку в прежнем положении), при этом пациент должен назвать количество пальцев сразу же, как только сможет их сосчитать. Если он не может сделать этого, даже когда рука врача располагается прямо перед его глазом, значит, он практически ослеп на данный глаз (такое состояние возникает в далеко зашедших случаях, при развитии осложнений нелеченной миопии). Последним этапом диагностики в данном случае будет проверка светоощущения (врач периодически светит фонариком в глаз больного и просит говорить, когда тот видит свет). Если пациент не может определить момент включения света, значит, он полностью ослеп на исследуемый глаз.

Определение степени миопии проводится сразу после определения остроты зрения. Для этого на глаза пациенту надевают специальные очки со съемными линзами. В оправу перед одним глазом врач вставляет непрозрачную пластинку, а перед другим глазом начинает поочередно устанавливать рассеивающие линзы. Данные линзы рассеивают проходящие через них лучи, в результате чего общая преломляющая способность рефракционной системы (то есть линзы, роговицы и хрусталика) уменьшается, а фокус изображения смещается назад.

По мере замены линз врач просит пациента читать буквы из различных рядов таблицы до тех пор, пока он не сможет четко определить буквы (символы) из 10 ряда. Степень близорукости в данном случае будет равняться силе линзы, потребовавшейся для коррекции зрения.

В зависимости от выраженности миопии выделяют:

  • Слабую степень миопии – до 3 диоптрий.
  • Среднюю степень миопии – от 3 до 6 диоптрий.
  • Высокую степень миопии – более 6 диоптрий.

При прогрессировании миопии практически всегда происходит увеличение переднезаднего размера глазного яблока. Наружная оболочка глаза (склера) при этом растягивается относительно легко, в то время как сетчатка (состоящая из фоточувствительных нервных клеток) способна переносить растяжение лишь до определенных пределов (которые обычно крайне малы). Вот почему при миопии часто наблюдаются атрофические изменения в области диска зрительного нерва (диск зрительного нерва – это участок на задней стенке глазного яблока, в котором собираются нервные волокна, передающие нервные импульсы от фоточувствительных нервных клеток к головному мозгу).

Выявить данные изменения можно с помощью исследования глазного дна (офтальмоскопии). Суть исследования заключается в следующем. Врач надевает себе на голову специальное зеркало с отверстием внутри и садится напротив пациента. После этого он устанавливает перед глазом пациента увеличительное стекло и направляет лучи отраженного от зеркала света прямо в зрачок исследуемого глаза. В результате этого врач может детально изучить заднюю (внутреннюю) стенку глазного яблока, оценить состояние зрительного нерва и выявить так называемый миопический конус – серповидный участок пораженной сетчатки, располагающийся вокруг диска зрительного нерва.

Перед проведением исследования пациенту обычно закапывают в глаза несколько капель препаратов, расширяющих зрачок (например, атропина). Необходимость в данной процедуре обусловлена тем, что при проведении обследования врач направляет в глаз пациента лучи света, что в норме приводит к рефлекторному сужению зрачка, через который врач ничего не сможет рассмотреть. Исходя из этого, следует, что проведение офтальмоскопии противопоказано, если пациенту нельзя назначать указанные препараты (например, при глаукоме – заболевании, характеризующемся стойким повышением внутриглазного давления).

При прогрессировании миопии страдает не только острота зрения, но и периферическое зрение. Проявляется это сужением полей зрения, что может быть выявлено во время проведения специальных исследований. Механизм развития данного симптома заключается в поражении сетчатки, наблюдающемся при чрезмерном растяжении глазного яблока.

Исследовать поля зрения можно с помощью ориентировочного (субъективного) или объективного метода. При субъективном методе исследования врач и пациент садятся друг напротив друга таким образом, чтобы правый глаз пациента смотрел в левый глаз врача, при этом их глаза должны находиться на расстоянии в 1 метр друг от друга. Врач просит пациента смотреть прямо перед собой и сам делает то же самое. Затем он устанавливает сбоку от головы специальную белую метку, которую вначале не видит ни он, ни пациент. После этого врач начинает перемещать метку от периферии к центру (в точку, располагающуюся между его глазом и глазом пациента). Сам пациент при этом должен подать знак врачу сразу же, как только заметит движение метки. Если врач заметит метку одновременно с пациентом, значит поля зрения у последнего нормальные (при условии, что они нормальные у самого врача).

В ходе исследования врач устанавливает метку справа, слева, сверху и снизу от глаза, проверяя границы полей зрения со всех сторон.

При объективном методе исследования пациент садится напротив специального аппарата, представляющего собой большую полусферу. Голову он помещает на специальную подставку в центре полусферы, после чего фиксирует зрение на точке, расположенной прямо перед его глазами. Затем врач начинает перемещать специальную метку от периферии сферы к ее центру, а пациент должен подать ему знак, как только увидит ее. Основным преимуществом данного метода является его независимость от состояния зрения врача. Более того, на обратной (выпуклой) стороне полусферы имеются специальные линейки с градацией, по которым врач сразу определяет границы полей зрения в различных плоскостях.

Само исследование абсолютно безопасно и не занимает более 5 – 7 минут. Для выполнения исследования никакой специальной подготовки не требуется, а пациент может отправляться домой сразу после окончания процедуры.

Это простой метод исследования, позволяющий диагностировать миопию и определить ее степень. При скиаскопии исследуются функции всех преломляющих структур глаза (хрусталика и роговицы) одновременно. Суть метода заключается в следующем. Врач садится на стул перед пациентом и устанавливает в 1 метре от исследуемого глаза источник света (обычно это зеркало с отверстием в центре, которое отражает свет от лампы, находящейся сбоку от пациента). Отраженные от зеркала световые лучи проходят через роговицу и хрусталик, попадают на сетчатку исследуемого глаза и отражаются от нее, в результате чего врач через зрачок видит круглое пятно красного цвета (красный цвет обусловлен кровеносными сосудами, расположенными на дне глазного яблока).

Если после этого врач начнет перемещать зеркало вверх или вниз, форма отражающегося пятна начнет меняться, причем характер изменений будет зависеть от состояния преломляющей системы глаза. Так, например, если у человека имеется миопия в 1 диоптрию, отраженные от сетчатки лучи будут собираться (фокусироваться) на расстоянии ровно в 1 метр от глаза. В данном случае, как только врач сдвинет зеркало в сторону, красное пятно тут же исчезнет.

Если у пациента имеется миопия более чем в 1 диоптрию, во время движения зеркала врач увидит тень, которая будет перемещаться в сторону, противоположную движению источника света. В данном случае врач устанавливает между зеркалом и глазом пациента специальную скиаскопическую линейку, в которой имеется множество рассеивающих линз различной силы. Затем он начинает менять линзы до тех пор, пока при движении зеркала красное пятно не начнет исчезать моментально (без образования движущейся тени). Степень миопии при этом определяется в зависимости от силы рассеивающей линзы, потребовавшейся для достижения данного эффекта.

После выявления близорукости и определения ее степени рекомендуется исследовать компоненты преломляющей системы глаза, что в некоторых случаях позволяет установить истинную причину заболевания.

Для выявления причины близорукости врач может назначить:

  • Офтальмометрию. Данное исследование позволяет оценить преломляющую силу роговицы. Во время проведения исследования на роговицу пациента проецируются специальные тестовые марки, характер изображения которых будет зависеть от ее преломляющей силы.
  • Рефрактометрию. Принцип данного исследования схож с таковым при офтальмометрии, однако в данном случае тестовые изображения проецируются не на роговицу, а на сетчатку, что позволяет одновременно исследовать обе преломляющие структуры глаза (роговицу и хрусталик). Рефрактометрию можно проводить вручную (с использованием специальных приборов) или автоматически. В последнем случае все измерения и вычисления производит специальный компьютер, после чего на мониторе отображаются все интересующие врача данные.
  • Компьютерную кератотопографию. Суть метода заключается в исследовании формы и преломляющей силы роговицы с помощью современных компьютерных технологий.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *