Меню Рубрики

Профилактика близорукости у школьников листовка

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. У современного ребенка нагрузка на глаза очень высокая, а отдыхают они только во время сна. Чрезмерные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка во время чтения и письма, работе за компьютером, способствуют развитию близорукости у детей. Глаз привыкает к работе на близком расстоянии (работа с книгой, тетрадью, компьютером) и теряет способность к четкому видению отдаленных предметов.

К началу школьного обучения (возраст 6-7 лет), орган зрения ребенка еще находится в стадии интенсивного развития. Структурно-функциональное формирование органа зрения заканчивается лишь к 11-12 годам. Общепринятые технологии школьного обучения и незрелость зрительного анализатора способствуют возникновению нарушения зрения у детей.

Близорукостью по данным статистики страдают около 30% детей школьного возраста. Для профилактики зрительных расстройств в режиме школьных уроков необходимо расширять зрительно-пространственную активность. Необходимо применять гимнастику для глаз во время физкультурных минуток на уроках, особенно в компьютерном классе.

Упражнения для глаз предусматривают движения глазного яблока по всем направлениям. Упражнения 1 – 5 являются авторскими разработками.

Упражнения на расширение зрительно-пространственной активности:

1. «Цветок здоровья». Глазами выполняются горизонтальные, вертикальные, диагональные восьмерки, круги, дуги, синусоида.

Использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами:

2. Циферблат «Здравствуй, солнце!». Выполняются движения глазами от центра циферблата к цифрам и обратно к центру. .

3. Геометрические фигуры «Радуга» — треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, круг овал, трапеция. Цвет фигур — по цветам радуги. Выполняются движения глазами по контуру фигур сначала по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. .

Работа с расположенными на стенах класса карточками.

4. «Изучаем цифры» от 0 до 9. Выполняются движения глазами по крупно написанным цифрам. Можно также делать движения глазами и в обратную сторону.

5. «Веселая азбука»- изучаем буквы и слоги. Выполняются движения глазами по крупно написанным буквам или слогам. Можно такие же движения глазами делать в обратную сторону.

Для тренировки зрительно – пространственной активности можно выполнять упражнения на офтальмотренажере по В.Ф. Базарному. .

Для снятия усталости глазных мышц выполняется следующие упражнения и массаж:

1. «Мотылек». Легкие и частые моргания 20 – 40 раз.

2. Массаж: подушечками указательного, среднего и безымянного пальцев поочередно легко-легко постучать по закрытым векам («пальцевый душ»).

3. Упражнение «Пальминг» — потереть ладони друг о друга до нагревания; ладонями прикрыть глаза так, чтобы центр ладоней совпал со зрачком глаза, а пальцы были перекрещены в области лба. Ощутить, как тепло от ладоней поступает к глазам. Добиться сплошной темноты перед глазами.

Необходимо объяснить детям, как только вы почувствуете, что глаза устали, сразу же начинайте делать следующие упражнения.

1. Сильно зажмурьте глаза на 3-5 секунд, затем откройте глаза на 3-5 секунд. Повторите 4-6 раз.

Эффект упражнения: укрепляются мышцы век, улучшается кровообращение, расслабляются мышцы глаза.

2. «Крылья бабочки», «Мотылек» Быстро и легко поморгайте глазами в течение 1-2 минут.

Эффект упражнения: улучшается кровообращение, снимается утомление глаз.

3. Перемещайте взгляд в разных направлениях (по кругу, по часовой стрелке и против, вправо-влево, вверх-вниз, восьмеркой). Глаза при этом могут быть открыты или закрыты, по желанию.

Эффект упражнения: укрепляются мышцы глаза.

4. Поглаживайте веки в течение одной минуты подушечками пальцев. При этом похвалите свои глазки: «Глазки мои зоркие, глазки мои нежные, глазки мои добрые и т.д.»

Эффект упражнения: улучшается циркуляция внутриглазной жидкости.

5. Посмотрите 3-4 секунды вдаль, прямо перед собой. Переведите взгляд на кончик носа на 4-5 секунд. Повторите 4-6 раз.

Эффект упражнения: снижается утомляемость глазных мышц, облегчается зрительная работа на близком расстоянии.

6. Тремя пальцами каждой руки легко постукивайте по верхним векам 10-30 секунд – «пальцевый душ».
Эффект упражнения: улучшение кровообращения.

7. «Пальминг» – потереть ладони друг о друга до нагревания, накрыть глаза ладонями так, чтобы пальцы лежали на лбу крест – накрест, а центр ладони совпал со зрачком глаза, ощутить, как тепло от ладоней поступает к глазам. Добиваемся сплошной темноты перед глазами (восстановление кровообращения). При необходимости можно разогревать ладони несколько раз. Свет в помещении выключить.

Эффект упражнения: расслабление глазных мышц, улучшение кровообращения.

8. Релаксация под спокойную классическую музыку 3-5минут.

Точка 1 – на внутренней поверхности предплечья на расстоянии трех пальцев выше складки запястья.

Точка 2 – на задней поверхности шеи между мышцами и затылочной костью.

Точка 3 – на расстоянии 0,3 см от внутреннего угла глаза.

Точка 4 – на нижнем крае глаза, на уровне зрачка.

Точка 5 – на расстоянии 0,5 см от наружного угла глаза.

Точка 6 – на расстоянии 0,5 см от наружного конца брови, в углублении.

Методические указания:

Точки массировать кончиками указательных и больших пальцев. Движения пальцев вращательные или слегка вибрирующие. Давление должно быть умеренным, с легким нарастанием и последующим ослаблением.

Точки 1 и 2 массировать по 2-3 минуты, точки 3,4,5,6 по 1 минуте.

Гимнастика для наружных мышц глаза.

  1. «Маятник» — максимальный взгляд вправо- влево. Повторить 6-8 раз.
  2. Максимально сосредотачиваем взгляд на кончик указательного пальца, медленно приближая его к носу;
  3. «Расслабленный» взгляд вперед («сквозь стены»). Повторить 6-8 раз
  4. Смотреть вверх- вниз. Повторить 6-8 раз.
  5. Круговые вращения глазами вверх – вправо – вниз — влево, и наоборот. Повторить 6-8 раз.
  6. Закрыть глаза, нежное поглаживание век кончиками пальцев – 30 сек., легкое постукивание подушечками пальцев – 30 сек., поглаживание надбровной области – к вискам , «улиткообразные» поглаживания на висках — «завитки». Повторить 6-8 раз.
  7. Поглаживание кожи под глазами – «завитки» в височной области. Повторить 6-8 раз.
  8. Руки вверх – посмотреть на пальцы правой руки – прямо — взгляд на пальцы левой руки – прямо. Повторить 6-8 раз.
  9. Руки на поясе – поворот головы вправо и назад (смотрим на спину) – прямо, поворот головы влево и назад (взгляд на спину) – прямо. Повторить 6-8 раз.
  10. Вдох, зажмурить глаза, наклон вниз «нырнуть» – выдох. Открыть глаза, сесть прямо. Повторить 4-6 раз.
  1. Потянуться в «постели» максимально выпрямив вверх руки и ноги; взгляд в потолок. 6 раз.
  2. Широко открыть глаза и рот- вдох; закрыть глаза и рот- выдох.6-8 раз.
  3. «Маятник» — глазами описываем дугу. 6-8 раз.
  4. «Письмо носом» — примерно 1 минуту «пишем носом письмо другу» или рисуем поздравительную открытку.
  5. Поднять пальцами верхние веки — поморгать с усилием 10 раз (нормализует внутриглазное давление).
  6. «Крылья бабочки» — легкие мигания без напряжения, ресницы «порхают», подобно крыльям бабочки. 30-50 раз.

— «Пальминг» – потереть ладони друг о друга до нагревания, накрыть глаза ладонями так, чтобы пальцы лежали на лбу крест – накрест, а центр ладони совпал со зрачком глаза, ощутить, как тепло от ладоней поступает к глазам. Добиваемся сплошной темноты перед глазами (восстановление кровообращения). Свет в помещении выключить. Выполнять 3 – 5 минут. Можно включить музыку для релаксации.

Дополнительное упражнение. Метка на стекле.

Белый кружок диаметром 1 см приклеить на стекло на уровне глаз. С расстояния 50 см смотреть на «метку» 10 сек., затем – 10 сек. на любой отдельный предмет на улице. Повторить 3 раза.

Вместо метки можно смотреть на ноготь указательного пальца, вытянутой вперед руки или на игрушку и «сквозь них» вдаль.

Желаем всем успехов и крепкого здоровья!

источник

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Одним из самых популярных заболеваний органов зрения является близорукость, им страдает почти каждый третий человек. При миопии картинка объекта не достигает сетчатки глаза, а фокусируется перед ней. При таком состоянии предметы недостаточно четко распознаются на удаленном расстоянии, однако, хорошо различаются вблизи. Профилактика близорукости – определенный комплекс мероприятий, который препятствует дальнейшему развитию нарушения зрения.

Данная патология встречается у каждого второго ребенка. Формирование близорукости обуславливается как неблагоприятными обстоятельствами, так и излишней перегрузкой глаз ребенка в школьные годы. Болезнь в первый год жизни проявляется у 8% малышей, но уже к 11 годам отклонение отмечается в 15% случаев. Приблизительно 30% учащихся младшего школьного возраста страдают близорукостью и носят очки.

Этому способствует то, что все свободное и несвободное время у детей занимает неумеренное использование гаджетов (компьютеры и телефоны), которые проявляют отрицательное воздействие на глаза и приводят не только к уменьшению уровня зрения, близорукости, но и слепоте. Согласно этому фактору, профилактика нарушения зрения у детей в раннем возрасте считается основой сохранения здоровья глаз.

Близорукость различается двух видов:

Диагностировать близорукость легко. Ключевым ее симптомом считается изменение качества зрения в худшую сторону. В начальной стадии болезни симптоматика выражена довольно слабо. Чтобы узнать о наличии заболевания и установить степень близорукости, ребенка необходимо показать офтальмологу. По специальным таблицам врач проводит тестирование зрения и исследует глазное дно ребенка.

Самим определить формирование близорукости возможно только по следующим симптомам:

  • повышается напряжение глаз во время интенсивной работы при чтении;
  • понижается острота зрения, на отдаленном расстоянии все объекты принимают нечеткие формы;
  • появляется некомфортное чувство при перегрузке глаз, высокая слезоточивость и ощущение песка;
  • ощущается болезненность глазных яблок;
  • периодически возникают головные боли.

Важно! Выявленную на ранней стадии близорукость можно притормозить. Вот почему нужно, независимо от наличия жалоб, регулярно показывать ребенка окулисту.

На изменение качества зрения оказывают большое влияние ряд моментов:

  1. Наследственность – существует взаимосвязь между близорукостью у родителей и частотой развития заболевания у детей. При наличии данной патологии зрения у обоих родителей, допустимость формирования недуга у ребенка составляет 60%. И также развитие миопии считается следствием не только совместных генов, но и совокупных условий окружающей среды и привычек.
  2. Несоблюдение гигиены зрения – возрастающая нагрузка на ребенка в процессе однообразной и длительной работы, излишнее увлечение компьютером и техническими гаджетами, чтение лежа, неправильно подобранное освещение, дефицит отдыха.
  3. Ослабление иммунитета – проявляющееся в дефиците витаминов и недостатке минералов, которые необходимы для формирования нормального развития органа зрения. Особенно активно протекает в период интенсивного роста детей, который приходится на школьные годы.
  4. Сотрясение мозга, ушибы головы, родовые травмы.
  5. Природное отклонение глазного яблока, хрусталика или роговицы.
  6. Врожденная глаукома или внутричерепное давление, инфекционные заболевания и гормональные расстройства.
  7. Неадекватное лечение и неправильный подбор корректирующих средств при обнаружении зарождающихся признаков близорукости у ребенка.

Для лечения используются следующие способы:

  1. Медикаментозная терапия – витамины и глазные капли.
  2. Оперативное лечение.
  3. Коррекция зрения – ношение очков.
  4. Физиотерапевтическое лечение.
  5. Гимнастика для органов зрения.

Наилучшей профилактикой близорукости у ребенка считается длительное нахождение вне помещений. Большие просторы, свежий воздух и дневной свет не только дают хороший отдых зрачкам, но и физически закаляют.

Профилактика заболевания является существенным условием в целях сохранения отличного зрения, предупреждения развития близорукости и ее осложнений. В первые 6 месяцев ребенку нужно обследоваться у офтальмолога. Пребывая в группе риска по наследственным признакам, ребенок должен наблюдаться у врача чаще.

На сегодняшний день большое число пациентов обращается в специализированные офтальмологические лечебные учреждения, одним из которых является центр профилактики и лечения близорукости «Глазка». Оснащен он новейшим диагностическим оборудованием, в котором проводится аппаратное и физиотерапевтическое лечение различных аномалий рефракции, компьютерная диагностика и коррекция зрения.

При комплексном лечении в целях улучшения зрения детям старше 3 лет в центре «Глазка» широко применяется эффективный физиотерапевтический прибор «Очки Сидоренко». Устройство воздействует на зрительные органы с помощью цветовой терапии, пневмомассажа зрачка, электростимуляции, магнитотерапии, а также дает возможность исключить хирургическое вмешательство при нарастающей близорукости. Не имеет побочных действий.

Мероприятия профилактики миопии у детей ведутся в следующих направлениях:

  • общая гигиена зрения;
  • систематическая гимнастика;
  • общеукрепляющие мероприятия;
  • профилактическое обследование у окулиста.

Разработаны специализированные упражнения, сконцентрированные на предупреждение близорукости. Они гарантируют укрепление организма, улучшение дыхания и работы сердечно-сосудистой системы. Еще также особое внимание обращается на неправильную осанку ребенка, и проводятся соответствующие корригирующие упражнения.

Результативны особенные комплексы для профилактики зрения, которые дают возможность уменьшить напряженность и улучшить работу глазных мышц. Выполнять гимнастику при близорукости надлежит систематически, уделяя внимание упражнениям два раза в день по 15-20 минут.

Это простые инструкции, выполнение которых, несомненно, может помочь предупредить близорукость у детей младшего возраста:

  1. Освещение – комната должна быть светлой и прекрасно освещенной. Не следует разрешать ребенку проводить длительное время с небольшими предметами, разглядывать иллюстрации в книжках или рисовать при неярком свете – это усиливает нагрузку на орган зрения. Рекомендуется в помещении устанавливать лампы дневного освещения.
  2. Детские книжки надо выбирать с большими и четкими рисунками. Это поможет избежать зрительного напряжения.
  3. Ребенок не должен смотреть телевизор до достижения трех лет. В дальнейшем – не больше 40 минут беспрерывно. При этом он должен находиться на определенном расстоянии от экрана. Оно должно составлять по меньшей мере три его диагонали. И также исключить просмотр телевизора в темноте.

Стоит ребенку пойти в школу, как возрастают и зрительные перегрузки. Основной причиной возникновения школьной близорукости является несоблюдение элементарных правил во время выполнения учебных заданий. Какие определенные меры для профилактики близорукости следует предпринять?

Есть несколько важных пунктов:

  1. Рабочее пространство надлежит правильно освещать. Оно должно быть равномерным и мягким, это предотвращает неприятные ощущения при перемещении глаз от темных предметов к светлым. При использовании настольной лампы закрывать ее непроницаемым абажуром, во избежание попадания света в глаза ребенку.
  2. Любые детские книги должны иметь крупный шрифт. Заниматься чтением в горизонтальном (лежачем) положении нельзя и взрослые не должны подавать детям плохой пример. Книгу желательно располагаться от зрительных органов на удалении 30-35 см.
  3. Не советуется читать в транспортных средствах – непрерывное перемещение глаз приводит к сильному утомлению глазных мышц.
  4. Монитор компьютера должен располагаться на удалении 45 см от ребенка и выше уровня органов зрения. Читать текст шрифтом 14 при масштабе 100%. Глаза должны отдыхать, поэтому нужно соблюдать определенный режим: через каждые 45 минут работы устраивать перерыв на 10 минут.
  5. Осанка – имеет очень большое значение. Обязательно надо следить, чтобы спина была прямая, когда ребенок рисует и пишет за столом.
Читайте также:  Особенности физкультуры при близорукости

Проведение мероприятий по организации наиболее комфортных условий для учебы и работы играет значимую роль в профилактике близорукости. Они включают механизм чередования зрительных нагрузок и отдыха.

Внимание! Однако, кроме всех перечисленных выше советов, ключевой профилактикой близорукости у малышей и школьников является своевременный осмотр у офтальмолога. Если начался процесс ухудшения зрения, не следует игнорировать врачебную помощь. В короткий срок важно посещение медицинского учреждения для избегания вероятных неблагоприятных последствий.

Профилактика близорукости у детей и подростков важна для сохранения отличного зрения.

Профилактика близорукости при содействии восстановительного лечения считается одним из первостепенных методов предупреждения патологии зрения у детей и взрослых. Это комплекс определенных занятий. Каждодневное проведение данных упражнений убирает глазное утомление и стимулирует мышцы. Как грамотно делать гимнастику для профилактики миопии?

  1. Прикрыть глазки. Аккуратно помассировать их кончиками пальцев поочередно в обе стороны.
  2. Протянуть руки перед собой, глядя на кончики пальцев. При вдохе приподнять руки вверх, продолжая смотреть на них (голову не двигать). При выдохе – медленно опустить. Желательно повторять до 7-8 раз.
  3. Выбрать любой объект, стоящий на достаточно удаленной дистанции. При усталости глаз переместить на него внимание и осматривать на протяжении нескольких минут.
  4. Зажмурить сильно зрительные органы на несколько секунд и открыть на такое же количество времени.
  5. В отдельных случаях назначаются прочие упражнения.

На постоянную работу органа зрения влияет недостаток необходимых витаминов. Помимо них, иногда допускается использовать глазные капельки.

  1. Кальций, витамины А и С – полезны для профилактики глаз и в большом количестве содержатся в молочных продуктах.
  2. Витамин А (ретинол) – один из первостепенных веществ в работе зрительного органа. Его нехватка является толчком к формированию патологии зрения. В значительном количестве находится в моркови (до 65%), петрушке, шпинате, болгарском перце.
  3. Витамин В1 (тиамин) – его недостаток в организме провоцирует появление близорукости и вызывает снижение стереоскопического зрения. При его нехватке в глазах появляются интенсивные рези и «мушки». Присутствует в орешках, помидорах, картофеле и овсянке. Требуемая суточная норма 1,5 мг витамина.
  4. Витамин В2 (рибофлавин) – при его недостатке увеличивается слезотечение и усиливается утомляемость глаз, активизируются разрывы маленьких сосудов. Впоследствии становится причиной куриной слепоты. В качестве профилактики близорукости ребенок должен употреблять молочную продукцию, яблоки, куриные яйца, различные крупы. В целом, в день организму желательно получить 4-5 мг витамина.
  5. Витамин В3 (ниацин) – отвечает за кровоснабжение глазного нерва. При нехватке данного витамина, в еду необходимо добавлять грибы, мясо и любые бобовые. Ежедневная потребность — 13 мг.
  6. Витамин В6 (пиридоксин) – принимает участие в обменных процессах. Его нехватка вызывает не только воспаление глазного нерва, конъюнктивит, но и близорукость. Зрение можно улучшить, если есть рыбу, любые кисломолочные продукты, крупы, белокочанную капусту. Ежедневно для хорошего функционирования организму нужно получить 2 мг витамина.
  7. Витамин В12 (цианкоболамин) – его недостаток вызывает старение глаз, увеличение слезливости, быструю усталость и потускнение. Цианкобаламин содержится только в молочных продуктах, яичных желтках и печени. Ежедневно для компенсирования дневной потребности требуется 0,006 мг вещества.
  8. Каротиноиды – необходимы для защиты от вредного светового влияния, предотвращают распад сетчатки. Для насыщения организма данными элементами следует употреблять бобовые, перчик, шпинат, кресс-салат, яйца.
  9. Витамины В5 и В9 – служат поддержкой для полного усвоения перечисленных выше витаминов.

Физкультура положительно влияет на состояние глаз. Периодическая смена учебных занятий и оживленных игр на воздухе – лучший и продуктивный метод предупреждения зарождения близорукости у школьников. В профилактических целях можно заняться бегом, плаванием, велоспортом. Примечательно, что людям старшего возраста, спорт также помогает предотвратить близорукость.

Не рекомендованы разновидности спорта связанные с подъемом тяжестей. Они повышают угрозу формирования и дальнейшего роста миопии.

Внимание! Иногда родители неверно полагают, что если ребенок будет надевать очки, то это подтолкнет к дальнейшему росту заболевания. Это миф. Близорукость станет возрастать только при неверно выбранных очках или линзах.

И также ошибочно мнение, что близорукость формируется из-за чтения значительного числа книг. Болезнь сопряжена с чтением лишь в случае неправильного расположения тела или недостаточном освещении.

Только правильная профилактика близорукости у детей и подростков, а также адекватное лечение дает возможность преодолеть этот недуг и вернуть былое зрение!

Эффективная профилактика близорукости у детей и подростков подразумевает коллективные усилия школы и родителей. Не стоит забывать, что даже при регулярных визитах в кабинет окулиста врач не способен помочь тому, кто не хочет заботиться о себе сам. Правильный организованный рацион, здоровый образ жизни, подразумевающий нормированные физические нагрузки, отсутствие вредных привычек — все это положительным образом отразится на состоянии здоровья.

Не последнюю роль здесь играет пример родителей. Дети не должны видеть, как их мама и папа читают лежа, сидят близко к экрану телевизора или у монитора. Все это откладывается на уровне подсознания. Тяжело в чем-либо убедить ребенка, который видит, как это делают взрослые. Данный факт говорит о том, что только коллективными усилиями можно справиться с проблемой.

Повышенное внимание необходимо обращать на степень освещенности комнаты школьника. Бросаться в крайности здесь не стоит. Слишком яркий свет или его недостаточность не лучшим образом отразится на остроте зрения. В качестве идеального рассматривается вариант, где применяется система освещения, близкая к естественному.

В большей степени внимание уделяется месту работы школьника в комнате. Во-первых, свет падает всегда только с левой стороны. Минимальная мощность лампы, которая находится на столе, составляет 60 Вт. При этом необходимо убедиться, что в силу особенностей поверхности стола лучи света не отражаются напрямую в глаза.

Во-вторых, нельзя пользоваться одновременно искусственной лампой и естественным освещением. При этом глаз, пытаясь адаптироваться одновременно к обоим вариантам, подвергается невероятным нагрузкам. Аналогичное правило действует в отношении телевизионного приемника, смотреть который при слишком ярком освещении или при его полном отсутствии не рекомендуется.

Минимальное расстояние между школьником и экраном телевизора равно трем его диагоналям. Родители должны следить за тем, чтобы максимальная продолжительность непрерывного просмотра телевизора составляла не более 35 минут.

Превышать указанный временной порог не рекомендуется. Даже при незначительном увеличении контраст между фоном комнаты и насыщенностью «картинки» на экране начинает увеличиваться.

Особенно это заметно, когда речь идет о телевизорах с высоким разрешением (HD). В этом случае глаз ребенка подвергается опять-таки повышенным нагрузкам. Среди других требований, относящихся к эффективным способам профилактики зрительного напряжения, врачи выделяют следующее:

  1. Максимальная продолжительность работы за компьютером без перерыва составляет 35 минут. При этом голова ребенка находится на расстоянии не менее 35 см от монитора. В этом случае не нарушается естественный процесс аккомодации.
  2. При работе за компьютером родители должны позаботиться о том, чтобы все значки на мониторе были минимально необходимого размера. В первую очередь речь о шрифте — не менее 14 размера при 100% масштабе.
  3. Крайне не рекомендуется уменьшать масштабирование экрана компьютера. Если отказаться от этого невозможно, то необходимо придерживаться следующей рекомендации. При уменьшении масштаба необходимо на 1-2 пункта пропорционально увеличивать размер шрифта. В этом случае зрительный нерв подвергается меньшей нагрузке.
  4. Родители должны рассказать ребенку, что каждые 50 минут непрерывной работы должны сопровождаться не менее 5 минутами отдыха для глаз. В этом случае не будет происходить нарушение аккомодации.
  5. Указанные перерывы проводятся каждые полчаса, если у школьника уже наблюдаются признаки миопатии. При этом минимальная продолжительность перерыва — 10 минут.
  6. При наличии у школьника даже незначительной патологии в развитии зрительного нерва категорически запрещено работать за компьютером более 4 часов в сутки. Аналогичный запрет действует в отношении небольших по форме объектов. Каждые полгода школьник обязан проходить профилактический осмотр у врача.

Правильно организованная профилактика близорукости у школьников делает ставку на аккомодацию. Под этим термином понимается процесс, который дает возможность глазу сфокусироваться на определенной точке в пространстве. Таковая бывает близко или далеко расположена. У здорового человека аккомодационные мышцы непродолжительное время напряжены. При каких-либо нарушениях глаз физически теряет способность фокусироваться.

Для того чтобы снять образовавшееся напряжение, а также для поддержки здоровья глазных мышц, был разработан комплекс упражнений. Выполнять их можно перед сном, в школе или на улице. Главное — запомнить правильную последовательность. Зрачки необходимо направить следующим образом:

Помимо этого, врачи рекомендуют ряд других профилактических упражнений. Для начала можно каждые 3-4 часа рисовать небольшие круги в воздухе глазами. Если круги интереса не вызывают, то выбрать можно любую другую геометрическую фигуру. Вне зависимости от вида упражнений максимальная продолжительность их выполнения составляет не более 3 минут.

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Родители должны показывать малышу пример, что тяга к здоровому образу жизни приведет его к бодрости тела и духа. Начинать необходимо с частых прогулок на свежем воздухе. По мере взросления можно включить небольшие пробежки, утреннюю гимнастику, езду на роликах и велосипеде. Больший список возможных опций представит врач после осмотра.

Не стоит бросаться в крайности, отдавая малыша в различные кружки и секции. Только под профессиональным присмотром врача можно говорить о достижении существенного результата. Если было сказано о полезных видах спорта, то стоит также упомянуть и те, которые не рекомендуются к выбору. В первую очередь речь идет о физически тяжелых видах с повышенным риском получения травмы.

В рамках школьной программы несовершеннолетний уже имеет определенные физические нагрузки. В связи с этим неправильным будет отдать его в восточные единоборства, прыжки в воду и другие виды спорта, где предусмотрена повышенная вероятность травм головы.

У каждого ребенка индивидуальные характеристики организма. Если для одного контактная травма не принесет заметного вреда, то у второго может произойти отслоение сетчатки. В случаях когда отказаться от спорта с повышенной опасностью возникновения травм невозможно, необходимо каждые полгода проходить обследование.

Заботиться о состоянии здоровья малышей родители должны с раннего возраста. Для того чтобы организовать правильную профилактику миопии у детей, необходимо минимально нагружать глаза несовершеннолетних. Речь идет о том, чтобы первые тематические книги содержали крупные и легко читаемые значки. Чем меньше малыш напрягает глазки, тем дольше сохранится острота его зрения.

Не меньше, а может, и больше внимания уделяется комнате, где малыш будет продолжительное время находиться. Здесь не должно быть плохо освещенных участков. Родителям надлежит проверить, что в детской нет слишком мелких предметов. Даже непродолжительные ежедневные игры с ними приводят к повышенному зрительному напряжению.

Говоря о других видах активности в помещении, следует учесть, что ребенок не должен разрисовывать изображения при недостаточном освещении. Малышу нужно с малых лет научиться рисовать или писать, находясь при этом за столом. Вне зависимости от вида деятельности несовершеннолетний должен ровно сидеть. Минимальное расстояние от уровня глаз до поверхности стола должно быть фиксированным.

Измерить его поможет следующая рекомендация. Правильным считается взять за образец расстояние от локтя до кисти ребенка. Среди других практических рекомендация врачи выделяют следующие рекомендации:

  • обеспечить достаточное освещение места для игр и работы малыша;
  • запрещен просмотр телевизора несовершеннолетним, чей возраст не превышает 36 месяцев;
  • максимальная продолжительность просмотра ТВ для более старших детей — не более 30 минут в день;
  • минимальное расстояние между малышом и экраном ТВ равно: диагональ экрана умножить на 3;
  • идентичные вышеописанным правила действуют в отношении персональных компьютеров;
  • запрещено приучать малыша читать лежа: это сильно напрягает зрительный нерв;
  • в течение первых лет жизни у окулиста малыш должен бывать каждые 90 дней;
  • во время визита в кабинет врача проводится несколько обязательных тестов: проверка зрачков с их расширением, рефракции;
  • более частые визиты к врачу необходимы, когда речь идет о врожденных патологиях или о недоношенных малышах.


Немаловажную роль в профилактике снижения остроты зрения у детей играет правильно подобранный рацион. В первую очередь необходимо максимально исключить сладости и другую не совсем полезную пищу. Упор необходимо сделать в разумных количествах на продукты, содержащие:

Необходимо употребление молочной пищи.

При формировании рациона крайне важно проконсультироваться с педиатром. Потребуется принять во внимание медицинские показания и противопоказания. В некоторых случаях, когда речь идет о проявлениях аллергии, малышу назначат отдельный курс питания.

Правильно организованный профилактический курс позволяет снизить вероятность развития патологических изменений зрительной системы. Чем раньше человек побывает на приеме у окулиста, тем меньше проблем со здоровьем у него (или у нее) будет.

Важно помнить, что предпринимать самостоятельные действия нельзя. Касается это не только покупки очков или линз, но и употребления минеральных и витаминных комплексов.

Организм каждого человека уникален. Именно поэтому требуется пройти осмотр у врача. Специалист при необходимости назначит дополнительное обследование. Его цель — объективно оценить фактическое состояние здоровья. На основании собранных сведений даются рекомендации. Чем точнее пациент будет их соблюдать, тем меньше проблем со здоровьем он будет иметь.

Как лечить близорукость у подростков? Причин появления близорукости достаточно много, и все аспекты, чтобы ее избежать, учесть достаточно сложно. Недуг во многих случаях успешно лечится, методик лечения разработано немало. Это и медикаментозная терапия, и физиотерапевтический комплекс, и склеропластика. Предупредить лучше, нежели впоследствии устранять недуг. Поэтому, помимо методов лечения, представим рекомендации по профилактике подростковой близорукости.

Читайте также:  А и дашевского ложная близорукость

Главной опасностью века являются технические находки. Когда вы дарите чаду в юном возрасте планшет, ПК, вместе с этим можете презентовать и миопатию. И через время будете удивляться, откуда взялись проблемы со зрением, признаки школьной близорукости.

Многие современные специалисты солидарны с мнением, что миопатия является побочным эффектом прогрессирования технологий. Дело в том, что с юного возраста глазки подвержены сверхнормальной нагрузке из-за созерцания экранов компьютеров, телефонов и телевизоров. На это уходит большая доля общего времени, еще плюсуются школьные нагрузки. В классе требуется читать информацию на доске, заниматься рисованием, писать. Комплекс таких нагрузок нередко влечет за собой сбои в функционировании системы зрения. Отсюда результат- многие подростки вынуждены носить линзы или очки.

Постепенно развивается недуг. Изначально он может быть ложным и вызываться спазмированием. Аккомодация, вызванная постоянным напряжением, если ее проигнорировать и исключить лечение, приведет к истинной миопии.

Но справедливости ради стоит сказать, что не всегда вина за появление близорукости лежит на новых технологиях. Недуг может быть врожденным, передаваться по наследству. Однако чаще всего развитие и прогрессирование влечет именно бесконтрольная нагрузка на глаза подростка в процессе школьного обучения и дома. Вывод логичен — позволяйте глазам своевременно отдыхать.

Дети, попадающие в группу риска:

  • чада, появившиеся на свет раньше срока;
  • те, кто очень часто болеет простудами или пневмонией;
  • предрасположенные к аллергии.

Такие подростки страдают от нарушенного обмена веществ, недостаточного кровоснабжения системы зрения, измененной структуры склеры, которая с трудом справляется со зрительными нагрузками, растягиваясь, провоцирует удлинение глазных яблок. В таком случае требуется более сложное лечение.

К сожалению, полностью избавиться от близорукости не удастся, зато своевременное обнаружение ложной миопии весьма продуктивно излечивается. Вот почему так важно, чтобы дети и подростки проходили периодический осмотр. Также можно остановить развитие успевшего начаться недуга!

Как же устраняется близорукость у подростков? Терапия не ограничивается примитивной оптической коррекцией. Потому что при помощи очков или линз можно лишь ненадолго улучшить зрение, недуг все равно будет развиваться, забирая зрение. Лечение должно иметь продуманный квалифицированный комплексный подход, включающий систему мероприятий по улучшению зрения.

Важный нюанс: ложная близорукость не является принуждением носить оптику, но как уже говорилось, требует обязательного лечения!

Варианты улучшения качества зрения и остановки прогрессирования недуга:

  • Медикаменты. Лечение в данном случае будет направлено на то, чтобы расслабить глазные мышцы, потому что у подростка, больного миопатией, они находятся в постоянном напряжении. Индивидуально подбираются специальные лекарства, которые способствуют укреплению склеры, стимулируют функцию нормального кровообращения, провоцируют расслабление аккомодации. Такая терапия должна проводиться ежегодно.
  • Комплекс физиотерапевтических процедур. Включает в себя набор специальных упражнений, способствующих устранению глазного перенапряжения, и аппаратную терапию. Специалист может предложить подростку, страдающему недугом, световую, статико-динамическую, лазерную, магнитную и электростимуляцию.
  • Излечению ложной близорукости, равно как и обычной, способствует практика электропунктуры. Метод подразумевает оказание точечного воздействия на определенные точки, которые взаимосвязаны с функционированием системы зрения. Такие процедуры сложно назвать страшными, они не вызывают болевых ощущений. Такая терапия способствует улучшению работы всего организма.
  • Применение склеропластики. Целесообразна в том случае, если близорукость развивается чрезмерно стремительно. Ее применяют для того, чтобы замедлить неконтролируемую быструю утрату зрения у подростка. Данное вмешательство само не оказывает влияние на качество зрения. Однако часто оно выполняется в тандеме со специальной коррекцией.

Важный момент: применение склеропластики не избавит навсегда от недуга и не исключает в связи с этим последующее применение медикаментозной терапии и физиотерапевтического лечения, которое следует проводить.

Так как в подростковом возрасте с самоорганизацией, равно как и с самоконтролем, зачастую присутствуют некоторые трудности, лечение проводить сложнее, поэтому родителям потребуется строго и ответственно контролировать зрительные нагрузки.

Меры, способствующие сохранению хорошего зрения, должны включать:

  • Ограничение доступа к ПК, просмотру телевизора, даже если этого сложно будет добиться на первых порах. Например, проводить время у телевизора разрешается лишь по выходным, когда отсутствуют школьные занятия. Около компьютера можно находиться не более тридцати минут. Возможно, все же потребуется заниматься с ним дольше, тогда подросток должен делать перерыв каждые четверть часа.
  • Планирование отдыха для глаз. Даже при наличии отменного зрения следует отрываться для отдыха от работы каждые сорок минут. Неспроста в школе для этого предусмотрены перемены. В перерывах желательно двигаться, устремлять взгляд вдаль, периодически выполнять специальную гимнастику.
  • Близорукость у детей развивается, когда чадо в процессе работы с учебником или тетрадью скукоживается над ними. Следует приучать удерживать ровную спинку. Следите, чтоб книжки, тетрадки находились в удалении не меньше сорока сантиметров от глазок. Таким образом, глазные яблоки будут в меньшей степени подвергаться деформированию. Чтобы не развивалась так называемая школьная классическая близорукость, ребенок должен следить за этим.
  • Лечение детей и профилактика практически бесполезны без мероприятий, направленных на укрепление организма. Речь идет о рациональной закалке, посещении спортивных секций. Увлеченность спортом, исключающим вероятность получения травм головы. Занятия детей плаванием, теннисом, бегом являются не только профилактикой, но и не исключают лечение проблем со зрением. У детей, крепких в физическом плане, реже возникают проблемы с глазами.
  • Поддержание растущего организма витаминным рационом. В меню детей в обязательном порядке должны быть творожные продукты, кисломолочные напитки, мясо рыбы, говядина, овощи, особенно морковь. Для детей являются полезными зелень и ягоды. Лечение не должно исключать получение поливитаминов и микроэлементов в должном объеме, также важен кальций, Д-витамин и фосфор.

Существует мнение, что проблемы со зрением у детей могут возникнуть, если заставлять их усердно осваивать чтение и письмо до пятилетнего возраста. Кроме того, не спешите отдавать ребенка раньше положенного в школу. У малышей еще слабая система зрения, она относительно окрепнет лишь к возрасту 7-8 лет. Не усаживайте малыша, не достигшего трехлетнего возраста у экрана ТВ, не позволяйте играться на ПК до восьмилетнего возраста.

Естественно, стопроцентно устранить нагрузку на зрение не представляется возможным, потому как обучение детей в наше время преимущественно связано с работой на ПК или чтением. Однако важно учить глазки отдыхать, не игнорировать соблюдение зрительной гигиены, чтобы впоследствии вас не коснулась прогрессирующая близорукость.

Важно понять, лечить близорукость следует, потому что она может быть чревата отслоением сетчатки или неконтролируемым ростом глазных яблок. Вылечить эти недуги намного труднее.

Теперь вы знаете, как лечить и избежать прогрессирования у детей опасного недуга.

источник

Соблюдайте требования гигиены зрения!

Данные многочисленных исследований говорят, что более 50 % современных школьников страдают близорукостью. С твердой закономерностью увеличивается количество детей с нарушениями зрения от младших классов к старшим. Увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости.

Профилактика нарушений зрения детей во многом зависит от учителей и родителей, задача которых правильно организовать режим дня младшего школьника (учебного дня в школе: организация уроков и перемен; занятий и отдыха во внешкольное время), чтобы избежать зрительного и умственного переутомления и обеспечить полноценную и достаточную двигательную активность.

Наиболее распространенными формами нарушения зрения в детском возрасте являются – спазм аккомодации и близорукость.

Спазмом аккомодации (ложной близорукостью) является чрезмерное напряжение циллиарной (глазной) мышцы, при котором нарушается способность глаза четко различать предметы, находящиеся на разном удалении от него. «Усталость глаз» чаще всего бывает вызвана спазмом аккомодации. Основная его причина — зрительное перенапряжение при работе на близком расстоянии (чтении, работе за компьютером, длительном просмотре телевизора). Развитию спазма способствуют плохое освещение рабочего места, частые и длительные просмотры телевизора и компьютерные игры, отсутствие распорядка дня, недостаточное пребывание на свежем воздухе, поздний отход ко сну, нерациональное питание и общее ослабление здоровья. По данным некоторых исследований каждый шестой школьник страдает этим нарушением зрения. При этом ребенок может жаловаться на ухудшение зрения, головные боли и боль в глазах, ощущение рези и жжения, глаза могут краснеть и слезиться.

Близорукость характеризуется тем, что лучи света после прохождения через преломляющие среды глаза (роговица, хрусталик) фокусируются не на сетчатке как должно быть в норме, а перед ней. При этом хорошая острота зрения может быть только вблизи, а удаленные предметы видны плохо и расплывчато. В развитии близорукости, помимо наследственной предрасположенности, немаловажное значение имеет длительное перенапряжение органа зрения при работе вблизи, чтении, работе за компьютером и т.п., особенно в условиях плохого освещения. При ослабленном аккомодационном аппарате (спазмированной глазной мышце), напряженная зрительная работа становиться для глаза непосильной, и организм вынужден так изменить оптическую систему глаз, чтобы приспособить его к работе вблизи без напряжения аккомодации. Это достигается удлинением переднезадней оси глаза в период его роста, в результате чего лучи света перестают фокусироваться на сетчатке.

Первые симптомы близорукости

Первым признаком близорукости является ухудшение зрения вдаль. Вначале снижение зрения может быть временным, обратимым (спазм аккомодации). Поэтому очень важно вовремя заметить нарушение зрения и не дать ему перерасти в истинную осевую близорукость. Для этого нужно РЕГУЛЯРНО ПРОВЕРЯТЬ ЗРЕНИЕ У РЕБЕНКА.

Школьники при появлении близорукости нередко жалуются на дискомфорт, резь в глазах и нечеткое видение предметов. Такие дети плохо различают буквы и цифры на доске, низко наклоняются над столом при письме, стараются сесть поближе к телевизору, на первые ряды в кинотеатре, нарушается также ориентация в сумерках. Из-за постоянного напряжения зрения ребенок быстрее утомляется.

Что нужно делать, чтобы избежать возникновения близорукости

1. Соблюдать требования гигиены зрения.

  • Зрительная работа должна проходить только при хорошем освещении, с использованием верхнего света и настольной лампы не менее 60-100 Вт. Свет на рабочем месте должен падать сверху и слева.
  • Книжку или тетрадку нужно держать на расстоянии 40 см от глаз. Замерьте это расстояние и покажите ребенку, как он должен сидеть. Контролируйте его пока не убедитесь, что у него выработалась привычка правильно работать на близком расстоянии.
  • Не позволяйте своему ребенку читать лежа! При этом трудно обеспечить правильное освещение, и работа глаз затрудняется. Чтение и игры на игровых приставках и телефонах во время езды в транспорте вредно для глаз,так как вибрация и недостаток света вызывают сильное утомление!
  • За компьютером младший школьник может проводить не более 15 -20 минут в день. Если нужно провести больше времени, необходимо каждые 15 минут делать перерывы.
  • Для детей дошкольников общая продолжительность просмотра телевизионных программ не должна превышать 30-40 минут в день. В более старшем возрасте можно разрешать смотреть телевизор не более 1,5-3 часов в день, но непрерывно не более 1,5 часов. Не следует разрешать смотреть телевизор детям до трех лет, так как только к этому возрасту глаз ребенка из дальнозоркого при рождении, становиться нормально видящим, с остротой зрения равной «единице».
  • Если у вашего старшего ребенка – близорукость, не следует учить младших детей чтению раньше 5 лет, отдавать в школу до 7 лет. Цилиарная (глазная) мышца формируется к 7-8 годам, и среди тех, кто пошел в школу до 7 лет, близорукостью страдают в три раза больше детей, чем среди тех, кто пошел в школу после семи.

2. Укрепляйте организм ребенка, обеспечьте ему полноценную физическую активность и рациональное питание.

  • Закаляйте ребенка, чтобы он меньше болел. Обеспечьте ему регулярное и достаточное по продолжительности пребывание на свежем воздухе. Пусть занимается спортом – бегает, плавает, играет в теннис, футбол, бадминтон. Все виды спорта, в которых низка вероятность травм головы – полезны для глаз.
  • Обеспечьте своего ребенка полноценным сбалансированным питанием, в котором достаточно белковой пищи (рыба, нежирное мясо, яйца, творог и .т.п.), а также продуктов богатых кальцием (молочные продукты, сыры, орехи, кунжут, бобовые, капуста, сельдерей) и содержащих витамины А,Е,С, селен.

Что делать, если близорукость уже возникла?

  • Небольшая близорукость (до 2-3 диоптрий) – это не трагедия. Основная задача лечения близорукости – остановить или замедлить прогрессирующее ухудшение зрения и предотвратить осложнения близорукости (разрывы и отслойка сетчатки, дистрофия сетчатки).

Профилактика прогрессирования близорукости должна быть комплексной и включает следующие мероприятия:

1. Общее укрепление организма, адекватный режим двигательной активности. Физические упражнения способствуют как общему укреплению организма, так и укреплению глазной мышцы. Особенно полезны для тренировки глазной мышцы спортивные занятия, которые обеспечивают переключение зрения с близкого расстояния на далекое и обратно (теннис, волейбол, баскетбол, плавание)

2. Функциональные тренировки и аппаратное лечение, видеотренажеры, комьпьютерные программы «Relax», «Русский щит» особенно подходят для детей.

3. Медикаментозное устранения спазма аккомодации. В дополнение к перечисленным методам офтальмологи широко применяют специальные глазные капли, воздействующие на группу волокон глазной мышцы, отвечающую за зрение вдаль (при близорукости она ослаблена). Обычно такие капли назначают курсами осенью и весной в периоды максимальной зрительной нагрузки.

4. Гимнастика для глаз

Когда назначают очки?

Мнение, что ношение очков и контактных линз способствует усилению близорукости, как показали исследования в Европе и США, является ошибочным.

Отсутствие очковой коррекции при первых проявлениях близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органа зрения и способствует её прогрессированию, а иногда и развитию амблиопии ( синдрома «ленивого глаза»).

источник

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАУЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

http: //medlib-tambov. ru; e-mail: *****@***ru

ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Близору́кость (миопи́я) — это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней.

Природа как бы предугадала возможность развития близорукости и запрограммировала так, что при рождении большинство детей имеют дальнозоркость (гиперметропию) – 91%, около 4 % имеют к моменту рождения нормальную рефракцию и только 5% детей рождаются с миопией. Но к моменту совершеннолетия почти каждый третий ребенок страдает близорукостью. Так по международным данным в дошкольном возрасте близорукость не превышает 2-3 %, в возрасте 11-13 лет миопия наблюдается у 14 % детей, в 20 летнем возрасте и старше в 25% случаев.

Читайте также:  Что такое близорукость 6 дптр

Близорукость может быть врожденной и приобретенной. Прогрессирующая миопия возникает именно в детском возрасте. Группу риска составляют следующие дети: недоношенные (особенно склонны к развитию миопии, в этой группе детей частота возникновения миопии от 30% до 50%); дети, ослабленные по общему состоянию (частые ОРЗ, грипп, пневмонии), т. е. со сниженным иммунитетом; дети близоруких родителей, причем, если миопия у обоих родителей, то вероятность близорукости у ребенка очень большая.

В развитие близорукости большое значение имеет и окружающая среда, условия жизни, учебы и работы. Одной из основных причин этой тенденции является информационный взрыв последних лет, когда львиную долю информации мы получаем из зрительных источников: ТВ, видео, книги, журналы, газеты. А на лидирующие позиции в этом списке все более уверенно выходит компьютер. Школьники, в свою очередь, обречены на ненормированные зрительные нагрузки, несоблюдение гигиены труда, в том числе неправильная посадка за столом и неумеренное пользование компьютером и постоянный стресс от общения с учителями, репетиторами, сверстниками, как правило, в замкнутом пространстве, с минимальным пребыванием на свежем воздухе, природе (гиподинамия).

Все это приводит к тому, что первым признаком близорукости является появление жалоб у детей на чувство выпирания, давления в глазу, головные боли к концу дня, ухудшение зрения вдаль. Внимательные родители могут заметить, что их ребенок вечером потирает надбровную дугу или закрывает один глаз при чтении. Вначале снижение зрения может быть временным, обратимым. Главное вовремя этот момент выявить и не дать ему перерасти в близорукость. Вот почему так важно регулярно проверять зрение у детей. Прогрессирование близорукости (более 1 диоптрии в год) может привести к необратимым изменениям, как в центральных отделах сетчатки, так и на периферии глазного дна и является частой причиной инвалидности по зрению во всех группах населения, из-за осложнений миопической болезни (крайней степени развития близорукости).

Выделяют три степени близорукости:

слабая: менее -3 диоптрий, средняя: от -3 до -6 диоптрий, высокая: более -6 диоптрий.

Профилактика близорукости (миопии) у детей и взрослых

Профилактика близорукости возможна, если следовать нескольким простым правилам. Несмотря на свою простоту, они эффективны и подходят как взрослым, так и детям.

Одно из условий для предупреждения миопии – читая, необходимо избегать напряжения глаз.

Оптимальное расстояние до книги или журнала 30-40 см. Это относится к любой работе, выполняемой на близком расстоянии.

Если приходится много читать, писать, работать за компьютером или выполнять иную работу на близком расстоянии, необходимо делать десятиминутный перерыв каждые 40 минут.

Для профилактики и предупреждения чрезмерного напряжения глаз необходимо достаточное освещение при выполнении близкой работы. Идеальное освещение – это солнечный свет.

Насколько это возможно, рабочее место должно находиться в таком месте, которое обеспечивает наибольшее количество дневного света. В случае необходимости его следует дополнить искусственным освещением.

Идеальное расстояние от экрана телевизора до глаз должно быть в пять раз больше диагонали телевизора. Таким образом, если диагональ вашего телевизора 80 см., необходимое расстояние до глаз смотрящего должно быть 4 метра.

Освещение в комнате должно быть включено. Просмотр телевизора в темной комнате вызывает напряжение глаз. Не стоит смотреть на экран не отрываясь, желательно каждые 5-10 минут переводить взгляд на другие предметы.

При чтении и письме, работе за компьютером необходимо соблюдать правильную посадку. Спина должна быть ровной и прямой, недопустима работа с постоянным наклоном головы в одну сторону. Нельзя читать в транспорте, лежа на спине или животе.

Для профилактики близорукости при длительных зрительных нагрузках каждые 30 минут рекомендуется выполнять гимнастику для глаз, помогающие снять напряжение.

Вам помогут простые упражнения:

§ Закрыть глаза и помассировать веки пальцами.

§ Сидя на стуле, вытянуть руки вперед и посмотреть на пальцы. На вдохе поднять руки вверх, не поднимая головы следить глазами за пальцами, на выдохе руки опустить. Повторить несколько раз.

§ Делать круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Для профилактики необходимо соблюдать основные правила. Ими являются общее укрепление здоровья, регулярные физические нагрузки, создание оптимальных условий для работы на близком расстоянии, недопустимость чрезмерного напряжения глаз, регулярные прогулки или занятия на свежем воздухе.

Тест-анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения

Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям используя 4-балльную шкалу:
О — признак не выражен (отсутствует);
1 — признак слабо выражен или проявляется изредка;
2 — признак умеренно выражен или проявляется периодически;
3 — признак явно выражен или проявляется постоянно.

2. Нередко читает при плохом освещении или лежа.

3. Больше часа (получаса для младших школьников) в день проводит за компьютером.

4. Больше двух часов (1 часа для младших школьников) в день проводит у телевизора.

5. Читает, пишет «уткнувшись носом» в текст.

6. У родителей плохое зрение (носят очки).

7. Неправильно питается (недостаток витамина «А»).

8. Имеется тенденция повышенного артериального и/или внутричерепного давления.

9. Беспечно относится к гигиене зрения, не следит за утомлением глаз.

10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.

§ благополучный показатель — до 10 баллов

§ при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен в группу риска.

Лечение близорукости у детей комплексное, направленное на все аспекты, приводящие к ее прогрессированию. В основном лечение детской близорукости консервативное, включающее в себя различные методы функционального воздействия. Это и занятия на определенных аппаратах, и различные методы физического лечения, и медикаментозные методы. Как правило, при лечении детской близорукости назначают очки. При миопии слабой и средней степени — только для дали, при миопии высокой степени — для постоянного ношения. Однако сами очки лечебными свойствами не обладают, а являются лишь средством коррекции в процессе лечения близорукости у детей.

К сожалению, избавиться от близорукости, до достижения 18 лет нельзя, но основные усилия должны быть направлены на коррекцию миопии (очки, контактные линзы) и на профилактику прогрессирования.

При появлении вопросов по поводу нарушения зрения вашего ребенка обращайтесь в лечебные учреждения по месту жительства.

Рекомендательный список литературы

1. Вариации индекса Кердо как показателя баланса вегетативной нервной системы у детей и подростков с прогрессирующей миопией
// Глаз. — 2013. — № 2. — С. 22-25. — Библиогр.: 27 назв.

2. Взаимосвязь биомеханических особенностей корнеосклеральной капсулы и стереометрических параметров диска зрительного нерва при врожденной и приобретенной миопии
// Вестник офтальмологии. — 2013. — № 4. — С. 29-34. — Библиогр.: 23 назв.

3. Галимзянова, Г. Г.
О факторах, влияющих на формирование миопии у школьников
// Справочник педиатра. — 2011. — № 10. — С. 48-54. — Библиогр.: 7 назв.

4. Галимзянова, Г. Г.
Факторы, способствующие формированию миопии у школьников
// Российский педиатрический журнал. — 2012. — № 2. — С. 47-51. — Библиогр.: 5 назв.

5. Губарев, Е. И.
Профилактика и лечение близорукости у школьников методов восстановления аккомодационной функции глаз
// Российский офтальмологический журнал. — 2011. — № 3. — С. 41-46. — Библиогр.: 14 назв.

6. Гурылева, М. Э.
Особенности образа жизни современных школьников с миопией: медико-социологическое исследование
// Вопросы современной педиатрии. — 2011. — № 4. — С. 5-9. — Библиогр.: 8 назв.

7. Гурылева, М. Э.
Профилактика миопии у детей школьного возраста
// Справочник фельдшера и акушерки. — 2012. — № 5. — С. 80-83.

8. Должич, Г. И.
О взаимосвязи клинического течения близорукости с особенностями физического развития детей и подростков
// Вестник офтальмологии. — 2008. — № 5. — С. 50-52. — Библиогр.: 6 назв.

9. ДЭНС-терапия в комплексном лечении миопии у детей и подростков
// Рефлексотерапия. — 2007. — № 1. — С. 44-46. — Библиогр.: 10 назв.

10. Еременко, И. Г.
Применение Ретиналамина в лечении прогрессирующей близорукости у детей
// Российский офтальмологический журнал. — 2013. — № 4. — С. 13-15. — Библиогр.: 9 назв.

11. Еременко, К. Ю.
Влияние некоторых внешних и внутренних факторов на течение приобретенной миопии у детей
// Российский офтальмологический журнал. — 2011. — № 1. — С. 27-30. — Библиогр.: 7 назв.

12. Избранные лекции по детской офтальмологии.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 184 с.

13. Кошиц, И. Н.
Дискуссионные вопросы приобретенной миопии
// Глаз. — 2013. — № 1. — С. 16-27. — Библиогр.: 73 назв.

14. Кошиц, И. Н.
О выборе физиологически обоснованной рациональной коррекции для стабилизации приобретенной миопии у детей
// Глаз. — 2011. — № 5. — С. 10-17. — Библиогр.: 22 назв.

15. Лялин, А. Н.
Офтальмомиотренажер-релаксатор «Визотроник» в лечении приобретенной близорукости
// Глаз. — 2010. — № 1. — С. 37-38. — Библиогр.: 10 назв.

16. Методические рекомендации по сохранению здоровья глаз у школьников / [и др.].- Тюмень: Печатник, 2012.- 40 с.

17. Минаева, М. В. Защита зрения у детей.- М.: Миклош, 2006.- 128 с.

18. Мунгазова, Э. Н.
Роль медико-социальных факторов в развитии миопии
// Казанский медицинский журнал. — 2012. — № 6. — С. 958-961. — Библиогр.: 6 назв.

19. Назаров, Ю. И.
Коррекции остроты зрения у детей и подростков методом прикладной кинезиологии
// Мануальный терапевт. Врач лечебной физкультуры. — 2011. — № 11. — С. 17-18.

20. Нефедовская, Л. В.
Миопия у детей как медико-социальная проблема
// Российский педиатрический журнал. — 2008. — № 2. — С. 50-53. — Библиогр.: 64 назв.

21. Онуфрийчук, О. Н.
Закономерности рефрактогенеза и критерии прогнозирования школьной миопии
// Вестник офтальмологии. — 2007. — № 1. — С. 22-24. — Библиогр.: 7 назв.

22. Офтальмоэргономические и функциональные показатели в оценке эффективности ортокератологической коррекции миопии у детей и подростков
// Российский офтальмологический журнал. — 2012. — № 3. — С. 63-66. — Библиогр.: 21 назв.

23. Оценка эффективности ортокератологической коррекции миопии у детей
// Глаз. — 2012. — № 1. — С. 24-27. — Библиогр.: 18 назв.

24. Психологические особенности детей с близорукостью: обоснована ли психотерапевтическая помощь?
// Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2011. — № 4. — С. 101-103. — Библиогр.: 12 назв.

25. Роль антигенов HLA класса I в развитии миопии у детей
// Рефракционная хирургия и офтальмология. — 2010. — № 3. — С. 39-41. — Библиогр.: 4 назв.

26. Смирнова, И. Ю.
Оценка эффективности применения контактной коррекции у миопов школьного возраста с целью нормализации мышечного и аккомодационного баланса
// Глаз. — 2012. — № 5. — С. 5-12. — Библиогр.: 19 назв.

27. Смирнова, И. Ю.
Рост школьной близорукости в России: дети страдают из-за невежества родителей
// Глаз. — 2011. — № 4. — С. 20-26. — Библиогр.: 10 назв.

28. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза
// Здоровье школьника. — 2008. — № 8. — С. 56-57.

29. Старикова, Д. И.
Результаты измерения ВГД у детей с прогрессирующей миопией
// Поликлиника. — 2014. — № 1(2). — С. 54-55.

30. Старикова, Д. И.
Результаты измерения внутриглазного давления у детей с прогрессирующей миопией
// Справочник врача общей практики. — 2014. — № 5. — С. 59-61 . — Библиогр.: 3 назв.

31. Судовская, Т. В. .
Влияние антиоксидантного комплекса Стрикс Отличник на зрительные функции и гемодинамику глаза у детей и подростков с миопией
// Российский офтальмологический журнал. — 2011. — № 3. — С. 64-67. — Библиогр.: 9 назв.

32. Тарутта, Е. П.
Аберрации оптической системы глаза у детей с миопией, пользующихся ортокератологическими линзами ночного ношения
// Российский офтальмологический журнал. — 2013. — № 1. — С. 44-48. — Библиогр.: 27 назв.

33. Тарутта, Е. П.
Состояние привычного тонуса и тонуса покоя аккомодации у детей и подростков на фоне аппаратного лечения близорукости
// Российский офтальмологический журнал. — 2012. — № 2. — С. 59-62. — Библиогр.: 6 назв.

34. Тарханова, Ю. С. Коррекция зрения у детей.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 156 с.

35. Тейлор, Д. Детская офтальмология / К. Хойт.- М. : БИНОМ: Нев. диалект, 2002.- 248 с.

36. Тейлор, Д. Детская офтальмология / К. Хойт.- М.: БИНОМ, 2007.- 248 с.

37. Ультразвуковая оценка кровотока в сосудах глаза у детей с близорукостью, сочетающейся с недифференцированной дисплазией соединительной ткани
// Ультразвуковая и функциональная диагностика. — 2014. — № 1. — С. 47-53. — Библиогр.: 21 назв.

38. Чобанов, Р. Э.
Пассивное курение как фактор риска формирования миопии у школьников
// Российский офтальмологический журнал. — 2012. — № 2. — С. 68-70. — Библиогр.: 20 назв.

39. Электроэнцефалография у школьников 10-12 лет с близорукостью
// Вестник офтальмологии. — 2011. — № 5. — С. 41-44. — Библиогр.: 14 назв.

40. Яковлев, А. А. Предупреждение близорукости: советы родителям.- М.: Медгиз, 1963.- 15 с.

41. Ястребцева, Т. А.
Динамика концентрации гемоглобина и количества эритроцитов у школьников с приобретенной близорукостью
// Российский офтальмологический журнал. — 2013. — № 1. — С. 61-63. — Библиогр.: 8 назв.

42. Ястребцова, Т. А.
Роль церебральной гемодинамики в механизме развития приобретенной близорукости у школьников
// Вестник офтальмологии. — 2008. — № 4. — С. 10-13. — Библиогр.: 20 назв.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *