У человека с хорошим, нормальным зрением глаз в ненапряженном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза (рис. 98, а). Иначе обстоит дело у людей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью.
Близорукость — это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику (рис. 98, б). Изображения удаленных предметов поэтому оказываются на сетчатке нечеткими, расплывчатыми. Чтобы на сетчатке получилось резкое изображение, рассматриваемый предмет необходимо приблизить к глазу.
Расстояние наилучшего зрения для близорукого глаза меньше 25 см. Поэтому люди с подобным недостатком зрения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам.
Близорукость может быть обусловлена двумя причинами: 1) избыточной оптической силой глаза; 2) удлинением глаза вдоль его оптической оси. Развивается она обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, особенно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света.
Дальнозоркость — это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу сходятся под таким углом, что фокус оказывается расположенным не на сетчатке, а за ней (рис. 98, в). Изображения удаленных предметов на сетчатке при этом снова оказываются нечеткими, расплывчатыми.
Поскольку дальнозоркий глаз не способен сфокусировать на сетчатке даже параллельные лучи, то еще хуже он собирает расходящиеся лучи, идущие от близкорасположенных предметов. Поэтому дальнозоркие люди плохо видят и вдали, и вблизи.
Расстояние наилучшего зрения для дальнозоркого глаза больше 25 см. Люди с подобным недостатком зрения при чтении текста располагают его дальше от своих глаз. Этим и объясняется название «дальнозоркость».
Дальнозоркость может быть обусловлена либо понижением оптической силы глаза, либо уменьшением длины глаза вдоль его оптической оси.
Дальнозоркостью страдает большинство новорожденных, однако по мере роста ребенка глазное яблоко несколько увеличивается, и этот недостаток зрения исчезает. В пожилом возрасте у людей может развиться так называемая старческая дальнозоркость. Объясняется это тем, что мышцы, сжимающие хрусталик, с возрастом ослабевают, и способность аккомодации уменьшается. Этому же содействует и уплотнение хрусталика, постепенно теряющего способность сжиматься.
Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз.
Первые очки появились в конце XIII в. Их изобретение стало великим благом для людей с недостатками зрения.
Какие же линзы следует применять в очках для исправления близорукости и дальнозоркости?
При близорукости изображение удаленного предмета получается внутри глаза перед сетчаткой. Чтобы оно отодвинулось от хрусталика и переместилось на сетчатку, следует применять очки с рассеивающими (вогнутыми) линзами (рис. 99, а). Такие линзы имеют отрицательную оптическую силу. Поэтому если врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна, например, –2 дптр, то это означает, что тот близорук.
При дальнозоркости все обстоит иначе. Теперь изображение оказывается за сетчаткой, и для его перемещения на нее применяют очки с собирающими (выпуклыми) линзами (рис. 99, б). Оптическая сила таких линз положительна. Поэтому выписывание очков, оптическая сила которых равна, например, +3 дптр, означает, что пациент дальнозорок.
. 1. Что такое близорукость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют близорукость? 2. Что такое дальнозоркость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют дальнозоркость? 3. В магазине в отделе «Оптика» имеются в продаже очки: +2 дптр, –0,25 дптр, –4 дптр, +1,5 дптр. Какие недостатки зрения исправляют эти очки? 4. Как изменяется расстояние наилучшего зрения у близоруких и дальнозорких людей?
источник
Глаз человека — это оптическая система. Лучи света, попадающие в глаз, преломляются на поверхности роговицы и хрусталика.
Хрусталик — это прозрачное тело, похожее на линзу. Особая мышца может менять форму хрусталика, делая его то более, то менее выпуклым. Благодаря этому хрусталик то увеличивает, то уменьшает свою кривизну и вместе с ней фокусное расстояние. Оптическую систему глаза можно рассматривать как собирающую линзу с переменным фокусным расстоянием, проецирующую изображение на сетчатку.
Если предмет находится очень далеко , изображение получается на сетчатке глаза без напряжения мышцы хрусталика (то есть когда глаз смотрит вдаль, он находится в расслабленном состоянии). Когда же рассматривается предмет, находящийся вблизи , происходит сжатие хрусталика и уменьшение фокусного расстояния настолько, что плоскость получаемого изображения снова совмещается с сетчаткой.
У некоторых людей глаза в расслабленном состоянии создают изображение предмета не на сетчатке, а перед ней. В результате изображение предмет «расплывается». Такие люди не могут видеть четко удаленные предметы, но зато хорошо видят предметы, находящиеся вблизи. Это наблюдается, если велика ширина глаза или хрусталик слишком выпуклый ( имеет большую кривизну). В этом случае четкое изображение предмета формируется не на сетчатке, а перед ней. Этот недостаток (дефект) зрения называется близорукостью (иначе миопия).
Близоруким людям необходимы очки с рассеивающими линзами. Пройдя через такую линзу, лучи света фокусируются хрусталиком точно на сетчатку. Поэтому близорукий человек, вооруженный очками, может рассматривать удаленные предметы, как и человек с нормальным зрением.
Другие люди хорошо видят далекие предметы, но не могут различить те, что находятся вблизи. У них в расслабленном состоянии четкое изображение удаленных предметов получается за сетчаткой. В результате изображение предмет «расплывается». Это возможно, когда ширина глаза недостаточно большая или хрусталик глаза плоский, тогда человек видит удаленные предметы четко, а близкие плохо. Этот недостаток зрения называется дальнозоркостью.
Особой формой дальнозоркости является старческая дальнозоркость или пресбиопия. Она возникает потому, что с возрастом снижается эластичность хрусталика, и он уже не сокращается так хорошо, как у молодых людей. Дальнозорким людям можно помочь с помощью очков с собирающими линзами.
Очки, являясь простым оптическим прибором, приносят людям, имеющим дефекты зрения, огромное облегчение в повседневной жизни.
Другие страницы по теме «Интересно о зрении»:
Азбука физики источник МКОУ «Цебаринская СОШ» Цунтинского района Республики Дагестан « Близорукость. Дальнозоркость. Очки» Учитель физики : Абакаров Рамазан Курамагомедович. Тема урока:Близорукость. Дальнозоркость. Очки дата: 20.04.2018 г. Создать условия для усвоения понятий: близорукость, дальнозоркость, раскрыть сущность причин нарушений зрения и гигиенических правил по уходу за глазами. формировать умения наблюдать, сопоставлять и делать выводы; продолжать развивать логическое мышление; продолжать формировать представление о единстве понятий окружающего мира. воспитывать бережное отношение к своему здоровью, раскрыть вопросы гигиены зрения; продолжать вырабатывать ответственное отношение к учёбе. Оборудование: компьютер, мультипроектор, раздаточный материал Добрый день! Я рад видеть вас. Надеюсь, что вы готовы к активной работе на уроке Мы начинаем наш урок с выполнения заданий на подготовку к итоговой аттестации. 1.Чему равна оптическая сила системы двух линз, одна из которых имеет фокусное расстояние F1 = -20 см, а другая – оптическую силу Д2 = 5 дптр? 2.Оптическая сила системы линз равна Д = 2,5 дптр. Чему равно фокусное расстояние собирающей линзы, если вторая линза имеет оптическую силу Д2 = -4,5 дптр Знаменитый академик Г. Ландау сказал: «Без повторения нет глубины». И сегодня мы повторим некоторые ключевые моменты прошлого урока, на котором мы изучали строение глаза. 3. Проверка знаний учащихся Хрусталик – прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу, которая фокусирует лучи света на сетчатку. Сетчатка — нервные окончания, которые выстилают глазное дно. Радужная оболочка — цветная часть глаза. Помогает регулировать количество света, которое попадает в глаз. Роговица — прозрачное переднее «окошко» глаза. Роговица пропускает и преломляет свет в глаз. Зрачок -отверстие в радужке, через которое проходит свет в глаз. Стекловидное тело — прозрачная, желеобразная масса, которая заполняет середину глаза 2.Задание на сопоставление: у каждого на партах карточки с заданиями. Человеческий глаз можно сравнить с фотоаппаратом. Найдите черты сходства между фотоаппаратом и оптической системой глаза. Отверстие для прохождения света 3. Индивидуальное задание. Один ученик у доски Постройте и охарактеризуйте изображение предмета на сетчатке глаза: Как передаётся изображение в мозг? Аккомодация- это способность глаза приспосабливаться… 2. Явление, при котором наблюдаемый предмет нам кажется не таким, каков он есть на самом деле называется 3.Расстояние наилучшего зрения- 4. Поле зрения увеличивается благодаря 5. Первый аппарат, с помощью которого удалось получить изображения различных объектов была 6. Диаметр зрачка может меняться ( проверка индивидуального задания у доски) II . Изучение нового материала Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. Глаза дают человеку более 90% всей информации об окружающем. Поэтому любые нарушения — это плохо для человека. Мотивация и целеполагание. Ребята, а сейчас я вас попрошу плотно сомкнуть веки и не открывать их до моей команды. Представьте себе на несколько секунд, что вы оказались в царстве вечной тьмы. А теперь откройте глаза….. Не правда ли, как прекрасен мир, который мы можем видеть! Откройте тетради и запишите тему урока . У каждого на столах таблицы. Заполнять в течение объяснения темы . Профилактика нарушения зрения 2.Удлиннение глаза вдоль его оптической оси. 2. Хирургическое вмешательство Рассмотреть схему нормального глаза Глаз в ненапряжённом состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза. 1.Механизм близорукости — учитель. Близорукость (миопия) — это дефект глаз, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику. (запись в тетради). Расстояние наилучшего зрения для близорукого глаза меньше 25 см. Поэтому люди с подобным недостатком зрения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам. Причин близорукости может быть две. Первая – удлиненное глазное яблоко при нормальной преломляющей силе глаза. Другая причина – слишком большая оптическая сила оптической системы глаза (более 60 диоптрий) при нормальной длине глаза (24 мм). И в первом, и во втором случаях изображение от предмета не может сфокусироваться на сетчатку, а находится внутри глаза. 2. Причины развития близорукости. — учитель (плохое освещение, чтение, лежа, неправильная поза, когда расстояние до книги менее 25см, длительное пребывание у экранов ТВ, компьютера, частые инфекц. заболевания, наследственный фактор) Для коррекции близорукости используют очки с рассеивающими линзами, имеющими отрицательную оптическую силу D o D O > 0. В результате пучок лучей параллельных главной оптической оси, сходятся в одной точке сетчатки, как и для нормального глаза. 4. Профилактика близорукости и дальнозоркости. Мышцы глаза ученика за один учебный день испытывает такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и тела , если он пытался бы поднять и удержать над головой штангу весом предназначенного для среднего профессионала-атлета. Чтобы спасти глаза от перенапряжения, необходима специальная гимнастика, которая восстанавливает зрение. Закрыть глаза, сильно напрягая мышцы, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз и посмотреть в даль. 2. Посмотреть на переносицу и задержать взор, до усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза и посмотреть вдаль. Не поворачивая головы делать медленно круговые движения глазами вверх- вправо- вниз- влево и обратную сторону. Затем посмотреть вдаль Учитель : Итак, обобщим изученный материал о дефектах зрения Близорукость (нечётко видят удалённые предметы Дальнозоркость (плохо видят близко расположенные предметы) 2.Причины нарушения зрений Лучи фокусируются не достигая сетчатки источник Учитель физики МОБУ «Академическая СОШ» Белова Татьяна Анатольевна Тема урока: Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Способствовать восприятию и усвоению учебного материала по теме «Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость»; научить применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, решения физических задач. — обучающие: дать представление о глазе, как об оптической системе — развивающие: формирование навыков исследовательской деятельности, формирование информационной компетентности учащихся, повышение коммуникативной культуры, расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие интереса к физике; — воспитательные: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников, воспитание умения общаться друг с другом, умения излагать и отстаивать свою точку зрения, вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс. Тип урока: урок изучения нового материала. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. Необходимое техническое оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР Глаз как оптическая система. Исправление близорукости и дальнозоркости Компьютерная интерактивная графика. Компьютерная интерактивная графика. I Организационный момент. Актуализация знаний. II Повторение. Проверка знаний. — Кто и когда получил первую фотографию? Опишите принцип действия фотоаппарата? — Охарактеризуйте изображение, даваемое объективом фотоаппарата. III Изучение нового материала. 1. Постановка целей и задач урока. — Как устроен глаз человека? Какие его части образуют оптическую систему? Каким является изображение, получаемое на сетчатке глаза. — Какие преимущества дает зрение двумя глазами. — Что такое аккомодация, поле зрения. — Недостатки зрения и их исправление. Одним из самых совершенных «приборов», которым природа снабдила человека и животных, является глаз. Большую часть (до 80%) информации об окружающем мире человек получает через глаза. ЦОР «Световые явления. Глаз как оптическая система». Строение глаза. Слайд 2. Изображение предмета на сетчатке. Слайд 3. Аккомодация. Расстояние наилучшего зрения. Слайд 4. Кратковременная лабораторная работа «Особенности зрения человека». 1. Повернитесь лицом к свету и посмотрите на зрачки друг друга. Отвернитесь от света и опять посмотрите на зрачки. Что вы наблюдали? Объясните наблюдаемое явление. Расширяясь или сужаясь, зрачок регулирует количество проникающего в глаз света. 2. Держите книгу перед глазами на расстоянии около 30 см. смотрите мимо книги на противоположную стену. Хорошо ли видны буквы? Далее посмотрите на книгу. Как теперь видны буквы? Хорошо ли видна противоположная стена? Какой можно сделать вывод? Глаз не может одновременно хорошо различать предметы, находящиеся на различных расстояниях. 3. Выберите на стене какую-либо отметку. Не двигая головой, выполните следующие задания: а) Найдите отметку правым глазом (левый глаз закрыт). Заметьте, какую часть стены вы видите. Это – поле зрения правого глаза. б) Определите поле зрения левого глаза, Совпадают ли поля зрения правого и левого глаз? в) Посмотрите на отметку двумя глазами. Насколько увеличилась видимая область? Какой можно сделать вывод? Благодаря наличию двух глаз увеличивается поле зрения. 4. Держа в вытянутой руке колпачок от ручки, закройте один глаз и попробуйте попасть ручкой в колпачок. Легко ли это сделать? Попробуйте выполнить тот же опыт с двумя открытыми глазами, Сделайте вывод о значении зрения двумя глазами. Благодаря наличию двух глаз мы можем различать, какой из предметов находится ближе, какой дальше от нас. Дело в том, что на сетчатке правого и левого глаза получаются отличающиеся друг от друга изображения (соответствующие взгляду на предмет как бы справа и слева). Чем ближе предмет, тем заметнее это различие. Оно и создает впечатление разницы в расстоянии. Эта же способность зрения позволяет видеть предмет объемным. Недостатки зрения. Слайд 7. ЦОР «Исправление близорукости и дальнозоркости». 1. Горизонтальные движения глаз: вправо-влево. 2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз. 3. Интенсивные сжимания и разжимания век в быстром темпе. 4. Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, посмотрите на близкую деталь на стекле (царапину, наклеенный маленький кружок из бумаги), затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы. Презентация «Оптические иллюзии». Человеческий мозг не всегда способен справиться с анализом изображения, получающегося на сетчатке глаза. В таких случаях возникают иллюзии зрения. Некоторые зрительные иллюзии связаны с особенностями строения глаза. 1. Так, отрезки и фигуры, которые проецируются на центральную часть сетчатки, воспринимаются как более крупные по сравнению с предметами, которые проецируются на ее периферическую часть. Это связано с тем, что в центральной части глаза гораздо выше плотность фоторецепторов. 2. Вертикальные отрезки кажутся больше горизонтальных отрезков такой же длины. Это объясняется анизотропией сетчатки (неодинаковой вытянутостью рецепторных клеток в вертикальном и горизонтальном направлениях). (Слайд 3) Другие иллюзии обусловлены рассеянием света на оптических средах. (Слайд 4) Какой квадрат больше? Белый квадрат на черном фоне кажется больше, чем равный ему по величине черный квадрат на белом фоне. Это объясняется тем, что рассеянный свет от белого фона попадает на края черного квадрата и засвечивает их, уменьшая воспринимаемую глазом величину квадрата. Иллюзии, вызванные психологическими причинами. (Слайд 5) Картина с перспективой (сходящиеся линии, более мелкие предметы на заднем плане). Наложим на эту картину две фигурки одинакового размера: одну — там, где линии расположены далеко друг от друга, а другую — там, где они сближены. Кажется, что «дальняя» фигурка больше. Это так называемая иллюзия перспективы. Обычно если из двух равных фигур одна расположена дальше, то ее изображение на сетчатке имеет меньшие размеры. Если изображения «дальней» и «близкой» фигурок одинаковы, мозг решает, что «дальняя» фигурка больше «близкой». Другие иллюзии (слайды 6-15) IV Обобщение и закрепление нового материала.
— У рыб хрусталик круглый и плотный и может подстраивать фокус, только двигаясь относительно сетчатки. Глаз рыбы настроен на резкое видение близких предметов и аккомодирует на далекие, отдаляя хрусталик от сетчатки. — Человеческий глаз может различать до 10 миллионов цветовых оттенков. — Цветовое зрение по-разному выражено у представителей разных рас. Более половины европеоидов, например, обладают повышенной чувствительностью к красному и различают больше его оттенков. — Новорожденные лучше всего различают зеленые и желтые предметы. источник Близорукость и дальнозоркость — самые распространенные нарушения зрения на Земле. В наше время только в США от миопии страдает примерно 40% населения. Статистика неутешительна: число близоруких людей растет каждый год. Какие способы наиболее эффективны для исправления этих патологий? Возможно ли избавиться от плохого зрения навсегда? Для начала рассмотрим, что такое оптическая система глаза, чтобы понять, почему возникает близорукость и дальнозоркость. Наши органы зрения состоят из нескольких сред, через которые проходят световые лучи. Сначала они попадают на роговицу, затем проходят через переднюю и заднюю камеру глаза, достигают хрусталика и стекловидного тела и в итоге фокусируются на сетчатке. При нормальной рефракции (эмметропии) объекты фокусируются четко на сетчатой оболочке. Патология зрения, при которой человек с трудом различает предметы на далеких расстояниях и хорошо вблизи, называется близорукость. При ней глаз фокусирует световые лучи с отдаленных объектов перед сетчаткой. Миопия бывает осевая, когда глазное яблоко вытянуто в длину, или же рефракционная — при слишком высокой преломляющей силе глаз. Нередко эти два вида сочетаются. Для приостановки развития этой патологии используют различные методы коррекции, а для кардинального избавления прибегают к микрохирургической лазерной операции. Рассмотрим подробней каждый метод.
В чем суть такой операции? Луч лазера воздействует на роговицу, испаряя тончайшие слои, и формирует поверхность таким образом, чтобы световые лучи, преломляясь через нее, должным образом фиксировались на сетчатке, обеспечивая четкость зрения. Существует несколько видов таких операций: ЛАСИК, Супер-ЛАСИК, ЛАСЕК, фоторефракционная кератэктомия и некоторые другие. При сильных степенях близорукости практикуется операция, называемая ленсэктомия (замена хрусталика). Собственный поврежденный хрусталик пациента удаляется и вместо него ставится ИОЛ — интраокулярная линза, обеспечивающая хорошее зрение. Склеропластика — еще один вид лечения близорукости, причем ее можно проводить даже в детском возрасте при прогрессирующей форме патологии. Суть операции заключается в том, что на заднюю стенку глазного яблока устанавливается небольшая пластинка, которая затем спаивается со склерой (внешней оболочкой глаза) и служит своеобразным каркасом, предотвращающим дальнейший рост глазного яблока и не допускающим прогрессирования патологических изменений. При этом нарушении зрения световые лучи фокусируются не на сетчатке, а на области за ней. Отличие дальнозоркости от близорукости в том, что в этом случае человек, наоборот, вблизи видит все размыто, зато четко и ясно различает дальние объекты. Причина дальнозоркости в слишком короткой оси глаза или в его слабой преломляющей силе. Патология проявляется чаще всего в возрасте после 40-45 лет, а потому второе ее название — возрастная дальнозоркость.
При сильных степенях дальнозоркости существует риск развития глаукомы. Слишком короткая ось и смещение радужки хрусталика вперед может привести к тому, что радужка частично или полностью блокирует дренажные пути, через которые отводится внутриглазная жидкость, а это провоцирует рост давления внутри глазного яблока и, соответственно, риск возникновения глаукомы. При лечении близорукости и дальнозоркости применяются в целом одни и те же способы — очки, контактные линзы, микрохирургические операции на глазах, но с некоторыми нюансами.
Такой комплекс благоприятно воздействует на глазное яблоко, помогает улучшить обменные процессы в структурах глаз и приостановить прогрессирование дальнозоркости. Нередко пользователи интересуется, может ли быть такое, чтобы дальнозоркий человек стал близоруким? Да, такое явление возможно. На ранних стадиях гиперметропии нарушается лишь острота зрения вблизи, а четкая видимость на дальние расстояния сохраняется. Однако бывают и более тяжелые формы дальнозоркости, при которых трудно разглядеть как близкие предметы, так и слишком далекие. В таких ситуациях приходится часто перестраиваться при взгляде на разные расстояния и избыточно напрягаться. Такая постоянная перестройка фокусировки глаз может привести к тому, что дальнозоркость невысокой степени перейдет в близорукость. А бывает ли так, чтобы близорукость сменилась дальнозоркостью? Нет, такого случиться не может. Но наступления пресбиопии (возрастной дальнозоркости) не избежать никому, даже близоруким людям. При этом тем, кто имел невысокие степени миопии, это особо не повредит, может даже произойти некоторая компенсация минусовых диоптрий. А вот пациентам со средними и сильными степенями иногда приходится пользоваться двумя парами очков — для рассматривания предметов вблизи и вдали. Также врач может назначить бифокальные очки, имеющие одновременно две зоны для дальних и ближних расстояний. Однако в этом случае многие люди испытывают неудобства. Но, поскольку изменения аккомодации необратимы, то способов лечения пресбиопии остается только два: с помощью очковой или контактной оптики, или же, при отсутствии противопоказаний, с помощью микрохирургической операции — ленсэктомии, при которой собственный хрусталик заменяется на интраокулярную линзу. Таким образом, близорукость и дальнозоркость — нарушения зрения, которые успешно корректируются с помощью очков или контактных линз, а также посредством современной микрохирургии. Важно относиться внимательно к здоровью глаз и при любых неприятных ощущениях посещать офтальмолога для выяснения причины. Успешное лечение дальнозоркости и близорукости зависит от своевременной диагностики. источник Цели урока:
Оборудование и пособия: таблица «Строение глаза»; учебник биологии для 8-го класса «Человек» (на каждой парте); диапроектор; диапозитивы «глаз. Дефекты зрения и их исправление»; обучающие карточки-памятки (на каждой парте); портрет И. Кеплера; карточки-задания «Проверочный тест», индивидуальные карточки; наглядные плакаты; магнитная доска, стенгазета «Вот такие бывают глаза!»; приложение. План урока
I. Организационный момент Приветствие, проверка готовности к уроку, благоприятный настрой учащихся на восприятие материала, запись темы урока в рабочие тетради. II. Подготовка к усвоению новых знаний (актуализация знаний) Фронтальный опрос (для среднего звена класса):
Одновременно для сильных учащихся – индивидуальные карточки (решение задач на определение оптической силы линзы или системы линз), для слабых учащихся – тест (на индивидуальных карточках).
III. Объяснение новой темы Вступительное слово учителя:
Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, а то, и с опаской. Информация о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств – зрения, слуха, осязание, вкуса и обоняния. Тема нашего урока «Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки» (запись на доске). Цель урока: изучить строение, оптическую систему и основные свойства глаза; установить причины близорукости и дальнозоркости; научиться различать линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости. План изучения темы (записан на доске):
В процессе урока вам предстоит заслушать заранее подготовленные краткие сообщения ваших одноклассников. Сообщение 1 (ученик): Глаз – это орган, который можно сравнить с окном в окружающий мир. Всегда ли можно доверять тому, что мы видим? Все мы видим? Мы живем в удивительно мире света. Свет доставляет радость всем. Внешний мир мы видим благодаря зрению. Орган зрения играет огромную роль в жизни человека. Символом жизни и вечной юности, всегда был и останется солнечный свет. Свет – это электромагнитная волна длиной излучения от 400 до 760 нм. Другие волны не вызывают зрительных ощущений. Наши глаза чувствительны только к определенному, сравнительно узкому интервалу длин волн. Более 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения. Глаз обладает свойствам адаптации – способностью менять свою чувствительность в зависимости от величины светового потока. Глаз очень чувствительный аппарат. «Наши глаза способны различать тончайшие оттенки цветов — они воспринимают голубизну морской волны и зарево заката, золото осеннего листа и палитру Левитан» — писал в книге «Бионика» И.Б. Литинецкий. (репродукция Левитана). Учитель: смотреть на мир и видеть его красоту большое счастье. И это счастье человеку дают глаза. Познакомимся со строением глаза (таблица «Строение глаза», термины записаны на доске). Глаз человека состоит из глазного яблока, соединенного зрительным нервом с головным мозгом, и вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко). Глазное яблоко защищено плотной оболочкой, называемой склерой. Передняя (прозрачная) часть склеры называется роговицей. За роговицей расположена радужная оболочка, которая у людей может иметь различный цвет. В радужный оболочке есть небольшое отверстие – зрачок. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до 8 мм, уменьшаясь на свету и увеличиваясь в темноте. За зрачком расположено прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу – хрусталик. Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере. За хрусталиком расположено стекловидное тело. Задняя часть склеры – глазное дно — покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой). Она состоит из тончайших волокон, устилающих глазное дно и представляющих собой разветвленные окончания зрительного нерва. Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов? (диапроектор, диапозитивы). Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенные и обратные изображения предметов. Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания. Эти раздражения передаются в мозг, и у человека появляются зрительные ощущения: он видит предметы. Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является перевернутым. Первым это доказал, построив ход лучей в оптической системе глаза, был немецкий астроном И. Кеплер (Портрет учёного). Вся эта система аналогична оптической системе собирающей линзы (таблица «оптическая система линзы» на доске). Но почему тогда же мы видим предметы неперевернутыми? Процесс зрения непрерывно корректируется мозгом. (Учебник биологии «Человек», 8 класс, иллюстрация «Строение зрительного аппарата»). В свое время английский поэт Уильям Блейк подметил: Посредством глаза, а не глазом Человеческий глаз представляет собой устройство, принцип действия которого повторен в фотоаппарате. Глаз приспособлен к работе в различных условиях: при различной удаленности предметов, как на близкое, так и на более дальнее расстояние (благодаря аккомодации) различной интенсивности освещения (благодаря адаптации). (Термины «аккомодация», «адаптация» на магнитную доску). При рассмотрении близко расположенных предметов хрусталик становится более выпуклым, радиус кривизны его поверхности уменьшается, а, следовательно, увеличивается оптическая сила (Д = 1/F на магнитную доску). Чувствительность глаза к свету может меняться в миллиарды раз, благодаря изменению диаметра зрачка. Приспособляемость глаза может вызвать иллюзии – наблюдаемый предмет нам таким, каков он есть на самом деле. (Термин «иллюзия зрения» на магнитную доску плакаты). У человека два глаза. Какое преимущество дает зрение двумя глазами? Во-первых, мы можем различить расстояние между предметами. Это позволяет видеть предмет объемным, а не плоским. Во-вторых, увеличивает поле зрения. (Учебник биологии «Человек», 8-й класс, стр. 76-77 – иллюстрация). В процессе развития организма могут возникнуть отклонения от нормы, вследствие чего нарушаются основные условия наилучшего зрения, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. Эти отклонения называются дефектами зрения. Изображение близко расположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость. Другой дефект зрения – близорукость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы. (Диапроектор, диапозитив «Дефекты зрения», таблица «Близорукость. Дальнозоркость»). Причиной дальнозоркости и близорукости могут быть и врожденные изменения глазного яблока. При близорукости изображение предмета фиксируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое. При дальнозоркости изображение предмета фиксируется за сетчаткой и тоже воспринимается как расплывчатое.
Очки были изобретены до Ломоносова, и мы знаем, что с их помощью человек корректирует свое зрение, т.е. исправляет близорукость и дальнозоркость. Сообщение 2 (ученик):
Изображение оптических стекол в средние века открыло огромные возможности. Увеличительные стекла захватили воображение. Через них рассматривали мелкие предметы. Потребовалось немало усилий, чтобы простейшие линзы превратились в современные бинокли, микроскопы, телескопы и другие оптические приборы, наконец, просто в очки (плакаты). Очки – простейший медицинский прибор. Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз. Сейчас вместо очков часто используют контактные линзы, сделанные из особой прозрачной пластмассы. Они накладываются на веко непосредственно, на глазное яблоко. Контактные линзы не требуют никакой оправы, не запотевают, незаметны. Существуют до 80 типов очков различного назначения. Учитель: Какие же линзы следует применять в очках? При близорукости необходимо изображение предмета отодвинуть от хрусталика и переместить на сетчатку. Для этого применяют линзы вынутые – рассеивающие свет с отрицательной оптической силой. При дальнозоркости изображение предмета за сетчаткой перемещают с помощью линз выпуклых – собирающих свет. Оптическая сила таких линз — положительная. (Таблица «Линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости»). IV. Первичная проверка изучаемого материала: Ответьте на следующие вопросы: Если человек близорук, то какие очки ему необходимы: +1,5 дптр или -1,5 дптр? (-1,5 дптр) V. Объяснение новой темы (Продолжение): Глаз – это живой оптический прибор. Мышцы глаза ученика за один учебный день испытывает такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и торса, если он пытался бы поднять и удержать над головой штангу весом предназначенного для среднего профессионала-атлета. Чтобы спасти глаза от перенапряжения, необходима специальная гимнастика, которая восстанавливает зрение. Простейшие упражнения можно использовать в любых условиях, в том числе и в школе, где глаза устают больше всего. Выполним все вместе некоторые из упражнений:
В этом случае важно правильно их хранить и регулярно мыть теплой водой с мылом. Ведь от очков теперь зависит твое зрение! И главное, если у тебя нарушено зрение, необходимо строго выполнять предписание врача-окулиста. Хорошо подобранная оправа очков украшает лицо, делает его привлекательнее. Для нормального формирования зрения и его сохранение необходимо соблюдать простые правила:
Глаз человека – это тонкий и ценный инструмент. Берегите зрение с детства! А сейчас обратимся к калейдоскопу интересных факторов: Сообщение 3. (ученик): Во многих славянских языках есть слово «око». Когда-то оно было единственным словом для названия органа зрения. От него в разное время образовались новые слова: очки, окунь. Сообщение 4. (ученик): В XVI веке появилось слово «глаз». Как считают многие ученые, это слово потреблялось в переносном смысле и означало: «камешек». Сообщение 5. (ученик): Глаз человека различает 7 тысяч оттенков различных цветов. А также глаза не мерзнут. Это потому, что они не имеют нервных окончаний, чувствительных к холоду. Наоборот, в кончиках пальцев, носа этих точек очень много, поэтому эти места, прежде всего и сильнее всего чувствуют холод. Сообщение 6. (ученик): Самая богатая водой ткань человеческого тела — стекловидное тело глаза – содержит 99% воды. Самая бедная – зубная эмаль – 0,2 % воды. Сообщение 7. (ученик): Еще одним дефектом зрения является цветная слепота. Глаз не способен различать красный и зеленый цвета. Этот случай впервые описал английский химик Дальтон, отсюда и произошло название – дальтонизм. Для многих профессий он несуществен, но для водителя, машиниста железной дороги, лоцмана крайне важно отличать красный цвет от зеленого. Учитель: Спасибо за интересные сообщения. Итак, проведем краткий обзор изученного материала. Сегодня на уроке мы говорили о значении зрения в нашей жизни. Изучили строение оптической системы и свойства глаза. А так же узнали с помощью, каких линз можно исправлять близорукость и дальнозоркость. Все это мы изучили благодаря биологии, истории, литературы, и конечно физики. VI. Закрепление изученного материала: Как мы освоили новый изученный материал, нам поможет узнать кратковременный проверочный тест.
(Работа выполняется на отдельных листах, которые сдаются для проверки учителю. Одновременно запись проводится на полях в рабочей тетради ученика, для того чтоб самостоятельно оценить и проанализировать свою работу). Работа проводиться с целью самоконтроля самими учениками своих работ (Подобная форма работы ребятам знакома, так как проводится регулярно). Проверяются первичные знания учащихся по изученной теме:
VII. Поведение итогов урока, выставление оценок. Каждому ученику вручаются памятки «Гимнастика для глаз» и «Как уберечь глаз от травмы» Домашнее задание: § 37,38 (для желающих стр.148 учебника №149)
источник v0•• Естественная детская дальнозоркость. У новорожденного роговица и хрусталик более выпуклы, а размер их почти такой же, как у взрослых. В естественных условиях, т. е. в растянутом состоянии, радиус кривизны передней поверхности хрусталика примерно вдвое меньше, чем у взрослых. Расстояние между передними поверхностями роговицы и хрусталика, т. е. между границами основных переломляющих сред, также меньше, чем у взрослых. Рис. 46. Круг рассеяния. Лучи от точки а сходятся позади сетчатки в точке fli. Рис. 47. Схема аккомодации нормального глаза: / — ход лучей при смотрении вдаль (без аккомодации); 2— ход лучей при максимальной аккомодации; зачерненная часть хрусталика обозначает увеличение его выпуклости. Рис. 48. Глаз новорожденного: I — естественная дальнозоркость (лучи от удаленной точки сходятся на сетчатке при увеличении кривизны хрусталика); 2 — кажущаяся близорукость (лучи от точки, расположенной на расстоянии 5 см, сходятся на сетчатке при максимальном увеличении кривизны хрусталика). Все это обусловливает более сильное преломление лучей. Вместе с тем у новорожденного передне-задний диаметр глаза примерно на 25% короче, .чем у взрослых. В результате параллельные лучи, несмотря на более сильное преломление, сходятся позади сетчатки, а чтобы они сошлись на сетчатке, необходимо дополнительное усиление преломления путем аккомодации (рис. 48, /). Иными словами, глаз ребенка может быть назван дальнозорким. Кажущаяся близорукость. Естественная детская дальнозоркость не препятствует, однако, ясному видению на расстоянии 4— 6 см, т. е. более близком, чем это возможно не только для дально- зоркого, но и для нормального глаза взрослого. Такая кажущаяся близорукость объясняется очень большой силой аккомодации, превышающей 20D и связанной со способностью хрусталика принимать при сокращении ресничной мышцы почти шарообразную форму (рис. 48, 2). В течение первых лет жизни передне-задний диаметр глаза быстро растет, достигая к Г/а годам 92%, а к 3 годам 94% диаметра глаза взрослого человека. Соответственно уменьшается детская дальнозоркость. Она окончательно исчезает в школьном возрасте. Это означает, что в течение всего дошкольного возраста ребенок аккомодирует, следовательно, напрягает зрение, даже тогда, когда смотрит вдаль. Кажущаяся близорукость также сохраняется в течение всего дошкольного возраста. Даже в 7-летнем возрасте расстояние до ближайшей точки ясного видения, как правило, не превышает 6— 7 см. Поэтому, когда ребенок дошкольного возраста старательно рисует или внимательно рассматривает, он так низко склоняет голову, что легко принять его за близорукого. В последующие годы эластичность хрусталика все заметней уменьшается, что ведет к падению силы аккомодации, а тем самым и к удалению от глаза ближней точки ясного видения. ^Близорукость. Близорукость чаще всего связана с увеличением передне-заднего диаметра глаза. В близоруком глазу параллельные лучи сходятся не на сетчатке, а впереди нее. На сетчатке сойдутся лучи, исходящие от более близких предметов. При сильной близорукости дальняя точка ясного видения может находиться на расстоянии меньше 25 см от глаза. У взрослого при ее отстоянии на 25 см ближняя точка находится в 7 см от глаза, а при отстоянии дальней точки на 10 см ближняя находится на расстоянии 5 см.-Для исправления близорукости применяют очки с вогнутыми стеклами, которые, уменьшая преломление, позволяют лучам, идущим от удаленных предметов, сходиться на сетчатке (рис. 49). У детей не кажущаяся, а настоящая близорукость выявляется, как правило, лишь после трехлетнего возраста. Чаще всего близорукость передается по наследству. Однако она может быть и приобретенной. Развитию близорукости способствует усиленное напряжение органа зрения во время занятий, рассматривания картинок, вышивания и др., особенно если не соблюдаются гигиенические требования к посадке, освещению помещений, к учебным и наглядным пособиям. Близорукость чаще развивается у ослабленных детей. Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, горбится, жалуется на головные боли, боли в глазах, на то, что предметы перед глазами расплываются. Некоторые дети при сосредоточенном рассматривании предметов, особенно при утомлении, начинают косить глазами. Все это не должно Рис..49. Схема аккомодации близорукого глаза: /— без аккомодации (параллельные лучи пересекаются впереди сетчатки); г—самая дальняя точка ясного видения (без аккомодации): 3— ближняя точка ясного видения (при.максимальной аккомодации); 4 — исправление зрения при помощи вогнутых стекол. Рис. 50, Схема аккомодации дальнозоркого глазаг / — без аккомодации (параллельныелучипересекаются позади сетчатки); 2—частичная аккомодация присмотрениивдаль; 3 — при максимальной аккомодации лучи от точки, находящейся в 25см отглаза, пересекаются позадисетчатки; 4 — исправление зрения при помощи выпуклых стекол. пройти мимо внимания воспитателя. При подозрении на близорукость. ребенка надо направить к офтальмологу, т. е. врачу по глазным болезням. Детей с плохим Прением обычно во время занятий сажают ближе к источнику света и к столу воспитателя. Воспитатели должны следить за тем, чтобы выписанные детям очки. были правильно по—догнаны к глазам, а заушины очков удобно и плотно держались за ушами. При постоянном перекашивании, сползании очков они могут оказаться бесполезными и даже вредными, а потому при выявлении дефектов очки надо отдавать оптику для исправления. Дети, которым выписаны очки, обязательно должны пользоваться ими. В противном случае близорукость будет быстро прогрессировать. . . Дальнозоркость. При дальнозоркости человек ясно видит более или менее удаленные предметы, что объясняется уменьшенным передне-задним диаметром глазного яблока. В дальнозорком глазу параллельные лучи сходятся позади сетчатки. Чтобы они сошлись на сетчатке, глаз должен аккомодировать. Иными словами, без аккомодации дальнозоркий глаз вообще не может ясно видеть. Поскольку сила аккомодации частично используется при установке глаза на даль, ее остающейся силы недостаточно для ясного видения близких предметов. Поэтому при дальнозоркости ближняя точка ясного видения всегда отстоит от глаза на большее расстояние, чем при нормальном зрении. Для исправления дальнозоркости необходимо усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми стеклами (рис. 50). У детей дошкольного возраста дальнозоркость выявляется редко. Дата добавления: 2014-11-20 ; Просмотров: 705 ; Нарушение авторских прав? ; Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет источник |